Как залатать дырку в шифере на крыше. Как сделать ремонт шифера – чем заделать дыры и трещины. Самодельная или готовая шпаклёвка

Несмотря на то что современная промышленность предлагает большой выбор кровельных материалов, на протяжении многих лет шифер остаётся популярным и востребованным. Это объясняется его универсальностью, неприхотливостью и доступностью, а также тем, что этот материал не поддаётся коррозии. Во время эксплуатации шиферной крыши из-за воздействия механических нагрузок на ней могут образовываться мелкие трещины и даже большие пробоины, через которые влага проникает в подкровельное пространство. В таких случаях надо проводить ремонт шиферной крыши, но это несложно и справиться с такой работой можно самостоятельно.

Диагностика шиферной крыши

Срок службы шифера составляет 40–50 лет, а при правильной эксплуатации и больше. Несмотря на появление новых кровельных материалов, этот кровельный материал и сейчас часто используют для покрытия крыш частных домов, а также хозяйственных построек, например, гаражей сараев и т. д.

Чаще всего шифером кроют частные дома, а также хозяйственные постройки

Недостатки шифера заключаются в его большом весе и слабой устойчивости к точечным механическим воздействиям. Именно удары чаще всего являются причиной появления трещин и пробоин на таком покрытии.

Чтобы обеспечить максимальный срок службы шиферной крыши, надо проводить её периодические осмотры и вовремя устранять обнаруженные дефекты. С поверхности надо убирать мусор, тогда можно будет вовремя заметить появившиеся повреждения и устранить их.

Виды дефектов

В отличие от таких покрытий, как металлочерепица или профнастил, шифер не подвергается коррозии и его повреждения обычно связаны с механическими воздействиями.

Основные виды дефектов шиферной крыши:


Чаще всего на шифере появляются трещины, и чтобы определить, насколько опасными они являются, надо хорошо рассмотреть образовавшийся дефект:

  • трещина по верхней волне. Это наименее опасное повреждение, а заметить его проще всего. В большинстве случаев оно не приводит к появлению протечек, так как под образовавшейся трещиной не застаивается вода;
  • трещина по нижней волне. В таких случаях протечки обязательно появятся;
  • трещина поперёк листа. Это самое опасное повреждение. Оно приводит не только к протеканию крыши. Со временем такая трещина будет расширяться и переходить на волны, расположенные рядом.

Причины повреждений шифера

Чаще всего причины, которые приводят к повреждению шифера, связаны с нарушением технологии монтажа и эксплуатации кровельного покрытия, а также с воздействием механических нагрузок.

Самые распространённые причины:

  • ударные нагрузки. Это могут быть тяжёлые ветки или другие упавшие на крышу предметы, а также крупный град;
  • развитие мха и лишайника. В этом случае не только портится внешний вид покрытия, но и происходит его постепенное разрушение;

    Мох и лишайники постепенно разрушают кровельное покрытие

  • время. Хотя срок службы у шифера достаточно большой и в первые 10–15 лет проблем с его эксплуатацией, как правило, не возникает, из-за воздействия негативных внешних факторов со временем на нём могут появляться мелкие трещины;
  • застаивание воды. Как и любая другая кровля, шиферная крыша имеет слабые места, например, вокруг труб и мансардных окон, где могут образовываться излишки влаги, приводящие к появлению трещин;
  • нарушение правил и последовательности монтажа. Чаще всего это связано с неправильным уклоном шиферной крыши, из-за чего она подвергается повышенным нагрузкам;
  • неправильная фиксация листов. Рекомендуется использовать шиферные гвозди с резиновыми прокладками. Подготовленое место для крепления должно быть немного больше диаметра используемого гвоздя, чтобы компенсировать температурное расширение листов;
  • неаккуратная транспортировка листов. Сразу дефекты на новом шифере, возникшие из-за его неправильного хранения или транспортировки, можно не заметить. Проявляются они со временем, особенно при перемещении рабочих по крыше;
  • неаккуратная ходьба. При передвижении по шиферу ноги надо ставить только на гребни волн. Лучше всего уложить доски и ходить по ним, это позволяет более равномерно распределить нагрузку на покрытие, поэтому вероятность его повреждения будет минимальной;

    Наличие трапа позволяет равномерно распределять вес человека по поверхности шифера

  • резкие перепады температуры. Шифер, как и любой другой асбестоцементный материал, плохо на это реагирует;
  • снеговые нагрузки. Так как шиферная крыша имеет неровности и шероховатости, с неё плохо сходит снег. При его накоплении нагрузка на кровлю увеличивается. Во время оттепелей накапливается наледь, которая также негативно влияет на состояние шифера;
  • нарушения технологии изготовления шифера. Это может быть связано с заниженным количеством цемента, использованием коротких волокон, несоблюдением сроков выдержки (с момента производства до реализации шифера должно пройти не менее 28 дней), плохой обработкой листов.

Так как на шиферной крыше незначительные повреждения заметить довольно сложно, при её осмотре надо быть особенно внимательным. Если вовремя не заметить протечки, влага проникает в кровельный пирог, из-за чего повреждается теплоизоляция. Она также попадает на деревянные элементы стропильной системы, что со временем приводит к их гниению и разрушению.

Осматривать крышу необходимо не только снаружи, но и со стороны чердака. Наличие изнутри крыши незначительных очагов плесени указывает на небольшие протечки кровли, которые полностью себя ещё не проявили. Лучше всего проводить осмотр крыши после сильного дождя, когда протечки обнаружить намного проще.

Инструменты для ремонта

Для ремонта шиферной крыши понадобятся простые и доступные инструменты, которые должны быть в арсенале любого домашнего мастера:

Ремонт шиферной крыши разными способами

Устранить трещины, сколы и сквозные отверстия можно несколькими способами в зависимости от размера повреждения и наличия под рукой необходимых материалов.

Перед тем как начинать ремонт, крышу нужно правильно подготовить. Чтобы обеспечить максимальную адгезию раствора с покрытием, шифер надо очистить от мусора, вымыть и обезжирить. При использовании любого ремонтного состава надо расходовать его быстро, так как с течением времени эффективность применения снижается. Необходимо готовить ремонтную смесь небольшими порциями и постепенно заделывать трещины.

Цементный раствор

Самый простой, доступный и давно известный метод ремонта шиферной кровли - обычный цементный раствор:

  1. Очищают место вокруг повреждённого участка.
  2. Готовят раствор. Для этого смешивают цемент и песок в пропорции 1:2 и разбавляют водой до консистенции густой сметаны.
  3. Заделывают трещины. При помощи раствора заполняют трещины или отверстия, после чего сглаживают его и если надо, то окрашивают в нужный цвет.

Необходимо учитывать, что для высыхания раствора понадобится время, поэтому работа должна выполняться в сухую погоду, иначе дождь просто смоет ремонтный состав с крыши. Вместо цементного раствора многие мастера используют клей для монтажа керамической плитки, так как он имеет высокую влагоустойчивость и не боится перепадов температуры.

Каучуковая лента

Верхняя часть бутил-каучуковой ленты сделана из нетканого материала, что значительно упрощает процесс окрашивания после заделки повреждения. Нижняя поверхность имеет самоклеящуюся основу, поэтому ремонт шифера с её применением проводится просто и быстро.

Бутил-каучуковая лента имеет самоклеящуюся основу, поэтому ремонт с её помощью выполняется очень просто

Ремонт выполняется так:


Для получения более прочной заплаты можно использовать другой способ. Сначала укладывают двухстороннюю бутил-каучуковую ленту, потом её покрывают лентой-серпянкой, а затем заплатой с клеящим слоем с одной стороны. Такое армирование позволяет проводить ремонт более качественно и надёжно.

Горячий битум

Одним из вариантов ремонта шиферной крыши является использование горячего битума:


Можно использовать готовую битумную мастику. На повреждённое место она наносится шпателем. Покрывать трещину надо минимум двумя слоями мастики толщиной не менее 1 мм.

Можно использовать уже готовую битумную мастику

Видео: ремонт резиново-битумной мастикой

Самодельная или готовая шпаклёвка

Шпаклёвку можно сделать самостоятельно или приобрести готовую смесь в магазине. Для изготовления своими руками понадобится:

  • асбест;
  • цемент;
  • клей ПВА;
  • вода.

Цемент и асбест смешивают в пропорции 2:3. Потом к ним добавляют в равных долях клей ПВА и воду, чтобы получился раствор, напоминающий густую сметану.

Порядок нанесения замазки на повреждённый шифер:


При использовании готовых шпаклёвок надо выбирать те, в состав которых входят гидроизоляционные составляющие. Порядок их нанесения следующий:


Такой ремонт надо проводить в сухую и пасмурную погоду. В этом случае шпаклёвка будет застывать равномерно и приобретёт максимальную прочность.

Монтажная пена и эпоксидная смола

Чтобы устранить щели в шифере при помощи монтажной пены и эпоксидной смолы, работа выполняется в следующем порядке:


Другие способы

Кроме распространённых способов ремонта шиферной кровли могут применять и другие методы:


Устранение других повреждений

Кроме описанных повреждений на шиферной крыше могут появляться и другие проблемы.

Как очистить шиферную крышу от черноты

Хотя шиферная крыша и имеет большой срок службы, но уже через несколько лет её эксплуатации на поверхности может начать развиваться мох, лишайники и сине-зелёные водоросли. Происходит это обычно с северной, северо-западной стороны или в тех местах, где над кровлей нависают деревья. В результате цвет шифера меняется, он начинает темнеть и теряет свою привлекательность. Для возвращения материалу первоначального внешнего вида, его надо сначала очистить, а чтобы уберечь от дальнейшего развития мха - нанести декоративно-защитное покрытие.

Проводить очистку можно несколькими способами:

  • сухая механическая очистка;
  • при помощи сильного напора воды;
  • химический способ.

Выбор способа очистки шифера будет зависеть от возможностей владельца дома, а также от состояния покрытия. Если шифер старый, то использовать сильный напор воды не стоит. Этот способ не подходит и при наличии на шифере видимых повреждений, так как вода проникнет в кровельный пирог и на стропильную систему.

Механический способ

Для выполнения работ механическим способом понадобится жёсткая металлическая щётка. Этот метод подходит для покрытий, на которых имеются видимые повреждения. Его недостаток в том, что придётся потратить много сил и времени. Кроме этого, повреждается верхний слой шифера и выделяется вредная пыль.

Для убыстрения и упрощения работы можно использовать электродрель или болгарку с насадкой-щёткой. В этом случае надо работать очень осторожно, чтобы не сильно повредить шифер. В труднодоступных местах всё равно придётся выполнять работу ручной щёткой.

Очистка от мха и лишайников может осуществляться при помощи ручной щётки или болгарки

Механический способ очистки применяется только в сухую и безветренную погоду. Кровельный материал должен быть полностью просохшим. Чтобы минимизировать контакт с образовавшейся пылью, надо обязательно использовать респиратор, очки и перчатки.

После окончания очистки крыши от мха и лишайника надо смести их остатки и при возможности промыть поверхность водой.

Видео: механическая очистка шифера

Чтобы очистка крыши заняла меньше времени и сил, можно сделать её при помощи воды, подаваемой под напором. Для этого понадобится шланг соответствующей длины и сильный напор воды. Струя должна направляться от конька к свесам крыши, иначе она будет попадать в подкровельное пространство.

Чтобы качественно вымыть шифер, нужно обеспечить хорошее давление воды

Необходимо учитывать, что мокрый мох и лишайники становятся очень скользкими, поэтому ходить надо только по сухой части шифера. Сначала проводится чистка половины ската, потом следует подождать, пока она высохнет, и только после этого можно приступать к проведению работ на второй половине. В зависимости от давления воды шланг надо держать на расстоянии 30–50 см от шифера.

Видео: мойка шифера

Химическая очистка

Раньше для устранения мха и лишайников с шиферной крыши использовали крепкий соляной раствор. Сейчас в продаже имеются специальные химические средства, например, IKOpro, GRÖN-FRI, BIO-REN, при помощи которых очистка выполняется быстрее и эффективнее :


Как отремонтировать конёк шиферной крыши

Как и любые другие работы на крыше, замену конька надо проводить, соблюдая правила техники безопасности, так как можно легко упасть с большой высоты.

Если повреждён конёк шиферной крыши, то его замена проводится в следующем порядке:

  1. Снимают повреждённый коньковый элемент.
  2. Закрывают коньковый брус гидроизоляционным материалом, например, специальной коньковой лентой. Она обеспечивает хорошую вентиляцию, но не даёт возможности попасть в подкровельное пространства насекомым, снегу и талой воде. Как эконом-вариант можно использовать обычный рубероид.

    Для гидроизоляции конька можно использовать специальную ленту или обычный рубероид

  3. Подготавливают оцинкованный лист. Его надо согнуть, при этом угол должен быть немного меньше, чем угол конька.

    Угол оцинкованного элемента должен быть немного меньше, чем угол конька

  4. Монтаж конькового элемента. Выполняют укладку подготовленных коньковых элементов с нахлёстом порядка 20 см. Фиксировать оцинкованный лист можно гвоздями. Если есть опыт, то можно сразу пробить лист и шифер, в противном случае рекомендуется делать отверстие при помощи электродрели, а потом забивать гвоздь. Крепление проводится только по вершинам волн. Можно использовать саморезы.

    Коньковый элемент фиксируют гвоздями или саморезами

Как заменить отдельные листы шифера

Бывают ситуации, когда на одном листе шифера одновременно образовалось много повреждений, или они очень большие. Проводить ремонтные работы в таком случае неэффективно и придётся полностью заменить повреждённый лист. Если крыша небольшая, то проще снять весь шифер, заменить некоторые листы и снова покрыть крышу. В том случае когда крыша имеет большую площадь, замена повреждённого листа выполняется в следующем порядке:


Капитальный ремонт шиферной крыши

Полностью удаляют старый шифер

  • Демонтаж гидроизоляционного слоя и теплоизоляции.
  • Осмотр стропильной системы. Если обнаружены следы гниения или грибок, их надо обязательно устранить и обработать.
  • Укладка гидроизоляции и теплоизоляционного материала. Если крыша нежилая, то можно уложить только гидроизоляцию и обойтись без утеплителя.

    Если крыша нежилая, то можно уложить только гидроизоляцию и обойтись без теплоизоляционного материала

  • Монтаж шифера:
  • Для увеличения срока службы шиферную крышу можно покрасить.

    Особенности ремонта шиферной кровли в зимний период

    Плановый ремонт шиферной кровли зимой обычно не проводят. При выявлении серьёзных повреждений устранить их можно и в зимний период, но надо учитывать определённые нюансы. Если надо заменить лист, то зима не будет помехой, главное, чтобы в этот день не шёл снег.

    Основные недостатки проведения ремонта крыши в зимний период:

    • короткий световой день, поэтому времени на выполнение работ будет меньше, чем летом;
    • низкая температура и снег значительно усложняют проведение работ;
    • практически невозможно работать с ремонтными составами, особенно с битумом.

    Если возникла необходимость отремонтировать шиферную крышу зимой, надо придерживаться таких правил:


    При работе на крыше надо всегда использовать страховку, особенно это актуально в зимнее время.

    Защита шифера от дальнейших разрушений

    Если шифер на крыше одновременно начал трескаться в разных местах, то здесь только одним ремонтом обойтись не удастся. Обычно такое случается при нарушении правил монтажа. Лучше всего провести капитальный ремонт крыши и уложить шифер в соответствии с требованиями технологии. Временно исправить ситуацию и защитить шифер от дальнейших разрушений можно несколькими способами:


    Видео: особенности резиновой краски

    Несмотря на большое количество современных кровельных материалов, шиферная крыша до сих пор не утрачивает свою популярность. Ремонтопригодность такого покрытия высокая, поэтому все работы по его восстановлению можно выполнить самостоятельно. Так как шифер - это всесезонный материал, при отсутствии снега и дождя ремонтировать крышу можно как летом, так и зимой.

    С шестидесятых годов прошлого века шифер стал основным кровельным материалом в нашей стране. Дешевизна, быстрый, отличающийся простотой монтаж позволили шиферным листам удерживать лидирующую позицию не один десяток лет. Несмотря на то, что сегодня шифер вытесняют металлические и черепичные покрытия, шиферные крыши встречаются практически в каждом населенном пункте. Чаще всего срок эксплуатации таких крыш более 10 лет, а значит, на шиферном покрытии появляются трещины и сколы. Сильно поврежденные листы шифера рекомендуется заменить, а вот как продлить жизнь треснувшему листу расскажет эта статья.

    Причинами появления трещин на шифере являются микротрещины при падении веток или шишек с деревьев, прорастание мха и лишайников, застаивание дождевой воды, ошибки при монтаже (например, использование строительных гвоздей без резиновой подкладки или неправильный срез листа), тяжесть тающего снега при несвоевременном сбросе с крыши. Понять, имеются ли в шиферной крыше трещины, можно по запаху сырости или пятнам плесени на чердаке. Второй способ определения скрытых трещин – низкий глухой звук при простукивании резиновым молотком по листу.

    Наиболее доступным и простым в исполнении способом ремонта хризотилцементных листов является замазывание раствором из песка и цемента. Данный вариант подходит для трещин и дыр вне зависимости от их размера.


    Сочетание битумной мастики и рубероида позволяет быстро и без предварительной подготовки замазать трещину или наложить ремонтную латку на повреждение. Существенным недостатком является вероятность увеличения трещины или раскола листа шифера при излишне нагретом битуме.

    Оптимальный вариант для заделывания узких трещин – эпоксидная смола, которая заливается чуть выше уровня зазора. Эпоксидные составы вполне справятся и расколотым пополам листом шифера. Для этого две половины соединяются между собой скотчем, стык обезжиривается бензином и заливается эпоксидкой.


    Альтернативой эпоксидной смоле являются самоклеящиеся ленты на основе бутилкаучука. Этот материал отличается эластичностью, герметичностью, высокой адгезией, возможностью удерживать волну хризотилцементного листа в нужном положении. Бутилкаучуковая лента позволяет избавиться от трещины всего за пять минут. Универсальность самоклейки такого типа позволяет использовать материал для ремонта любых поверхностей. Недостатками являются достаточно высокая стоимость и необходимая гладкость поверхности, поэтому поверхность с шероховатостями рекомендуется предварительно зашкурить или закрасить.


    Бюджетный, но от этого не менее эффективный способ замазывания трещин – использование нитроцеллюлозного клея. Важно, чтобы клей обладал водостойкими свойствами. Клей делится пополам, одну часть разводят ацетоном до жидкого состояния, вторая смешивается с шиферной стружкой после резки листа. Жидкая часть наносится на трещину в три – четыре слоя. После высыхания на нее выкладывается смесь из клея и спила, которая закрывается строительным скотчем.


    Известно, что восстановление повреждений на кровле – дело хлопотное и далеко не такое простое, как может показаться с первого взгляда, а когда речь идет о том, чтобы выполнить ремонт шифера, заделать дырки и трещины в асбестоцементном листе, так и вовсе руки опускаются, настолько непредсказуем бывает результат починки. Тем не менее, технологии ремонта шифера существуют и успешно используются на практике. Как говорят классики, ничего невозможного нет, требуется лишь терпение и немного аккуратности в работе.

    Причины возникновения трещин и дыр в шифере

    Для того чтобы правильно выбрать способ ремонта повреждения, прежде всего нужно разобраться в причинах и условиях возникновения трещины или дыры. Это поможет заделать трещины в шифере на крыше так, чтобы проблема через короткий промежуток времени не появилась вновь.

    Шифер справедливо считается очень капризным, ломким и даже хрупким материалом, поэтому причин для образования трещин существует достаточно много:

    • Технологический брак, такой шифер еще называют пересушенным. Из-за того, что в процессе изготовления листа гидратация цементной основы проходила в условиях недостатка влаги, материал получился слишком хрупким. Такой шифер легко трескается даже под небольшой нагрузкой, это брак, и ремонт его не имеет смысла;
    • Неправильная укладка шифера. В этом случае часть волны листа оказывается на крыше без опоры на рейку. Трещина может появиться, если неаккуратно наступить на шифер или уронить тяжелый инструмент;
    • Неграмотная установка крепежа. Если при монтаже шиферной кровли гвозди бьются в сухой лист без сверловки отверстия, то может образоваться очень длинная и опасная трещина, и даже небольшая дыра;
    • Неумелая порезка шиферного листа. Самой сложной операцией при раскройке материала считается выполнение отверстия под трубу, особенно в ситуации, когда резать приходится близко к краю или последней волне. Заделать дыру в шифере от трубы можно лишь установкой двойной латки.

    Понятно, что предельно аккуратное обращение с шиферным листом уменьшает риск образования трещин, но полностью избежать угрозы накола дыр в шифере не удается. Шифер хорошо держит статическую нагрузку, но может запросто расколоться от удара оброненного электромолотка или шуруповерта.

    К сведению! Уменьшить вероятность будущего ремонта можно лишь в том случае, когда материал перед подъемом на крышу внимательно осматривается на предмет дефектов поверхности.

    Будет полезным даже легонько простучать резиновым молотком по листу. Если есть дефект или скрытая трещина, то по низкому звуку вполне возможно определить ее месторасположение. Такой лист отправляют на латки, это проще, чем уложить его на крышу, или через пару лет искать способ, как выполнить ремонт или заделать протечку в кровле.

    Спасает то, что шифер низкого качества, с возможными трещинами, виден невооруженным глазом. Обычно кровельщики не рекомендуют даже поднимать на крышу материал с неровно обломанными, а не отрезанными краями, пятнистой или сильно запыленной поверхностью. Ремонт несортового шифера — дело неблагодарное.

    Чем заделать дырку в шифере на крыше

    С другой стороны, даже если в пачке гарантированно качественного материала попался лист с небольшой трещинкой, это еще не повод для паники. Всегда есть возможность заделать трещину в шифере изнутри, с изнаночной стороны. Тем более в условиях «на земле» это сделать намного проще, чем на крыше. Можно залатать или заделать дырки в шифере небольшого размера, например, от гвоздей или ремонтного крепежа, но в этом случае потребуется еще трезво оценить характер повреждения и возможности дальнейшего использования листа.

    Для ремонта шиферной кровли в бытовых условиях используют следующие способы:

    • Трещину заклеивают вязким и эластичным материалом с хорошим уровнем адгезии к асбестоцементной поверхности. При соблюдении правил ремонта трещина не пропускает влагу на крыше и не увеличивается в размерах;
    • Укладывают латку из шифера. Это единственно реальный способ залатать дырку в шифере на крыше, не прибегая к замене листа;
    • Бетонирование поврежденного участка. Таким способом можно заделать относительно небольшой сектор шифера, его используют для самых сложных случаев;
    • Блокирование трещины или дыры с помощью монтажной пены. Это, скорее, временная мера, позволяющая заделать пробоину на короткое время, например, зимой или в дождливую погоду. При первой же возможности нужно будет выполнить полноценный ремонт крыши.

    С трещиной работать проще, чем с дырой, достаточно найти причины и аккуратно заклеить повреждение. Другое дело, если необходимо залатать дырку в шифере на крыше. Кроме клеевой массы или связующего, потребуется подобрать материал латки, который бы по свой свойствам был схож с шифером и легко обрабатывался. Обычно для заделки небольших повреждений используют тонколистовой металл, асбестовое или базальтовое волокно.

    Бетонным раствором

    Это наиболее доступный вариант ремонта дыр любого размера. Цемент и песок найдется в любом хозяйстве, поэтому заделать дыру в шифере на крыше можно буквально за полчаса. Для ремонта готовят деревянный короб опалубки, также ее можно сделать в виде кольца из полоски протектора старой автокамеры.

    Место повреждения или дыру аккуратно обрезают по размеру так, чтобы импровизированную опалубку можно было завести под шифер и закрепить. Далее заливается бетонный раствор, и на дыру укладывается латка из куска шифера большего размера. Иногда края ремонтной заплатки прокрашивают масляной или резиновой краской.

    Бутил-каучуковой водонепроницаемой ленты

    Популярность ремонтных пленок из бутилкаучука невероятно высока, так как эластичной самоклеющейся лентой можно заделать практически любую трещину, начиная от водопровода, заканчивая стеклом на балконе.

    Лента продается в виде бобины, подобно скотчу, но, в отличие от строительных и бытовых полосок, БК обладает высокой прочностью и хорошей адгезией. По сути, это оптимальный вариант в ситуации, когда лопнул шифер, и нужно заделать трещину в течение пяти минут.

    Для ремонта достаточно отрезать кусок ленты необходимой длины и наклеить несколько слоев так, чтобы блокировать подтекание воды на крыше через щели. Если позволяют условия, то место наклейки следует промазать акриловой краской или любым нитроклеем. Бутилкаучук хорошо пристает к гладкой поверхности, но на шероховатом асбестоцементном покрытии может отклеиться в первый же дождь. Поэтому края трещины перед заделкой приходится закрашивать.

    Влагостойким нитроцеллюлозным клеем

    Несмотря на удобство и относительную простоту, использование дорогостоящей бутил-каучуковой ленты не всегда оправдано. Во-первых, это дорогостоящий материал, цена на катушку может достигать 12-15 EUR. Во-вторых, ее использование разумно для случаев, когда трещина расположена на ответственном участке крыши, и, помимо герметичности покрытия, целью ремонта является удержание волны шифера в нужном положении.

    Для простых случаев, например, трещина появилась на поверхности шифера прямо над деревянной планкой обрешетки, можно обойтись обычным нитроцеллюлозным клеем.

    С помощью хорошего клея можно замазать трещину на шифере быстрее и дешевле, чем при использовании дорогущего бутилкаучука. Для ремонта клеевую массу делят на две части:

    • Первую половину разводят ацетоном до состояния жидкости;
    • Во вторую часть добавляют шиферный спил – стружку и пыль, полученную при резке листа болгаркой.

    Жидкой фракцией обрабатывают трещину в несколько приемов, сушат и накладывают густую клеевую массу, после наклеивают ленту строительного скотча. Таким же способом можно замазать все трещины в шифере на крыше, если размер повреждения не превышает нескольких сантиметров.

    Битумной мастикой

    До появления ремонтных клеевых и полимерных материалов битум и рубероид активно использовались для ремонта всех существующих повреждений шиферной крыши. Нельзя сказать, что битумные составы обеспечивают самое высокое качество ремонта, но они просты в использовании, доступны и не требуют особой подготовки перед применением.

    Совет! Для ремонта шифера лучше использовать готовую жидкую битумную мастику.

    Любые варианты с расплавами смол и твердого битума требуют повышенной аккуратности, так как трещина при нагреве шифера может не только увеличиться, но и привести к раскалыванию целого листа.

    С помощью битумной мастики удобно накладывать ремонтные латки. Чтобы заделать дыру в шифере на крыше, достаточно сделать следующее:

    • Вырезать прямоугольную заплату из листа ремонтного шифера;
    • Промазать края дыры на крыше и изнаночную поверхность латки праймером и одним слоем мастики;
    • Просушить подготовленные материалы, нанести битумную гидроизоляцию повторно и уложить заплату на место ремонта.

    Если угол наклона ската достаточно большой, то шиферную заплату приходится привязывать проволокой к основанию крыши или к ближайшей опоре. Через пару дней швы повторно прокрашивают мастикой. С помощью небольших кусочков кровельного материала и мастики можно относительно просто заделать в шифере дырки от гвоздей. Правда, сделать это нужно с изнаночной стороны, еще до укладки материала на крышу здания.

    Цементно-асбестовым раствором

    Заделка шиферной крыши ремонтными смесями на основе цемента и асбеста считается наиболее правильной с точки зрения структуры шифера. Сегодня ремонт с помощью цементно-асбестовых растворов считается устаревшим и небезопасным, так как приходится работать с хризотиловым волокном.

    Замазать трещину на шифере с помощью раствора несложно, достаточно лишь нанести небольшое количество ремонтной смеси на поверхность поврежденного участка крыши и закрыть пленкой на пару суток от дождя и ветра. После схватывания раствора получается заплата, по свойствам напоминающая материал шифера, поэтому жидкий асбестоцемент используют для ремонта самых сложных и тяжелых повреждений крыши.

    На сегодня реальной альтернативы, способной заменить раствор, пока не существует. Еще не разработаны полимеры и смолы, с помощью которых можно обеспечить заделку трещин в шифере с гарантией на 60-70 лет службы.

    Приготовление ремонтной асбестоцементной смеси выполняется в следующем порядке:

    • В металлической емкости на 10-12 л, можно в оцинкованном ведре, асбестовое волокно предварительно замачивается минимум на сутки. На 5 л воды берется 3-4 кг волокна. Через сутки замоченный порошок превращается в гелеобразную субстанцию;
    • К полученному гелю добавляют цемент марки 400, примерно 3-4 кг, и размешивают вручную мастерком до получения однородной массы.

    Смесь нужно использовать в течение 3-4 часов, желательно в безветренную сухую погоду. Качество ремонта шиферной крыши зависит от марки цемента и размеров повреждения.

    Полиуретановой пеной и эпоксидной смолой

    Использование строительного пенополиуретана значительно упрощает процесс заделки любых трещин и повреждений, и в первую очередь дыр. Если из-за неосторожного обращения произошло образование сквозного пролома – трещины, или самое страшное – появление дыры, то с помощью ППУ можно надежно, и главное, быстро закрепить кусок шифера практически любого размера.

    Техника использования пенополиуретановой пены очень проста. Место повреждения или образования дыры увлажняют водой, как на поверхности крыши, так и в пространстве под шифером. Далее задувают необходимое количество пены с изнаночной стороны листа, чтобы образовавшийся слой пенополиуретана зафиксировал края дыры. Через 30 минут можно закрыть повреждение заплаткой, используя в качестве клея тот же полиуретан.

    Вспененные материалы идеально подходят для устранения проломов и больших дыр, но для ремонта трещин пена оказывается слишком вязкой. Для этих целей лучше всего подойдет эпоксидная смола. Потребуется лишь добавить разбавитель, чтобы клей лучше проникал в трещину. После обработки клеевой массой линию повреждения обязательно закрывают заплаткой из пленки или тонкой фольги.

    Мелом и олифой

    Это старый, хорошо известный рецепт заделки щелей и трещин в окнах и стенах здания. Смесь можно использовать для ремонта трещин в шифере. Еще тридцать лет назад мелом, чаще зубным порошком, замешанным до состояния пасты, заделывали щели между стеклом и оконной рамой.

    Качество ремонта трещин и дыр получалось невысоким, поэтому в смесь добавляли разные вспомогательные ингредиенты, чаще всего цемент, казеиновый клей или масляную краску. Единственным плюсом такого «герметика» является то, что ним удобно заделывать щели между деревянным брусом и асбестоцементным листом. Замазка одинаково хорошо прилипает к обоим материалам, и с течением суток твердеет до состояния камня.

    Гидроизолирующим обмазочным составом

    Использование жидкой гидроизоляции на основе акрила или бутил-стирольного каучука максимально упрощает ремонт. С помощью кисточки, ножа и щетки по металлу можно выполнить ремонт трещин любой длины и размеров.

    Тонкие и длинные повреждения расширяют и зачищают от мусора, после чего наносится грунтовка и тонкий слой гидроизоляции. Дыры больших размеров можно заделать с помощью нескольких слоев полиэфирной ткани, наклеенных с промазыванием подобно папье-маше.

    Готовыми шпатлевками

    Отремонтировать трещину в шиферном покрытии крыши можно и с помощью шпатлевочной массы. Наилучшие результаты получаются при использовании полиэфирных, эпоксидных и акриловых шпатлевок с наполнителями из стекловолокна.

    Все остальные составы на основе модифицированной целлюлозы и вододисперсионных полимеров для ремонта трещин и дыр не используются из-за высокой чувствительности к перепадам температур и влажности.

    Как заделать дырку в шифере на крыше

    Для того чтобы выполнить качественный ремонт шифера, не снимая лист с крыши, можно использовать самые простые предметы и вещи, которые можно найти практически в любом гараже автолюбителя. Для того чтобы заделать дыру в крыше дачного домика, потребуется:

    • Ручной коловорот с тонким сверлом 4-5 мм;
    • Тонкая медная или отожженная стальная проволока диаметром 2 мм;
    • Литр бензина;
    • Остатки битумного полотна, смолы или кусок сырой резины из автоаптечки;
    • Молоток, зубило и десяток гвоздей;
    • Масляная краска.

    Прежде чем приступать к ремонту крыши, нужно приготовить резиново-битумный клей. Для этого битум и резину растворяем в бензине для получения вязкой клеевой массы.

    Совет! Дыру на крыше из шифера можно элементарно зашить проволокой, но предварительно для ремонта потребуется вырезать заплату. Это может быть кусок шифера или, на крайний случай, любой материал волнообразного профиля.

    Для того чтобы закрепить заплату над дырой, потребуется просверлить 10-12 тонких отверстий по контуру накладки и поврежденного места на шифере. Далее продеваем проволоку и заливаем самодельный резиновый клей, чтобы заделать щели на крыше. Через сутки нужно замазать точки сверловки битумно-резиновой массой, обязательно с наружной стороны покрытия крыши.

    Иногда мастера пытаются проверить качество ремонта дыры проливом воды на заплату. Если латка приклеена надежно, то протечка будет минимальной. Таким способом не получится заделать шифер крыши «наглухо», всегда останется пара мелких дырочек. Их положение определяют по каплям воды. Чтобы заделать прорехи, нужно покрыть краской полностью всю заплату.

    Ремонтировать трещину на шифере намного проще:

    • Предварительно просверливают отверстия на концах трещины. Это позволяет ограничить распространение и увеличение повреждения;
    • Зубилом и молотком расширяют линию трещины на пару миллиметров, после чего заливают битумно-резиновый клей и закрывают полоской полиэтиленовой пленки.

    К сведению! Если трещина большая и угрожает целостности листа, то кромки можно стянуть проволокой, как и в случае установки ремонтной заплатки.

    Такой ремонт обеспечит шиферу еще несколько лет жизни на крыше дачи. Разумеется, это всего лишь временная мера, и заменить профессиональный ремонт она не сможет.

    Чем нельзя ремонтировать шиферную крышу

    Покрытие из асбестоцементного листа является крайне чувствительным к перепаду температур, поэтому для заделки трещин не используют высокотемпературные расплавы на основе церезина, смолы и базальтового порошка. Эти материалы применяются для ремонта трещин в бетонных крышах, для заделки дыр и стыков на панелях и плитах.

    Немало проблем возникает с заклейкой повреждений эпоксидным компаундом и чистой смолой. При низких температурах в сильный мороз материалы покрываются трещинами и постепенно вылущиваются из шва.

    Профилактика разрушений

    Долговечность кровельного покрытия зависит в первую очередь от того, насколько правильно уложен шифер на крыше. Так как асбестоцементные листы прибиваются непосредственно на деревянные рейки обрешетки, то затекание воды или переувлажнение древесины может поднять шифер и даже оборвать гвозди. Чтобы избежать подобного, рейки обязательно обрабатывают водоотталкивающей пропиткой.

    Чаще всего трещины и дыры в шифере появляются из-за неправильного вбивания гвоздей. Лучше всего забивать крепеж в лист после того, как будет просверлено отверстие. Если же нет возможности бить гвозди по правилам, то место на шиферной поверхности обязательно накерняют пробойчиком и увлажняют.

    Специалисты утверждают, что причиной поломки чаще всего является небрежное отношение хозяев к крыше.

    Заключение

    Асбестоцементное покрытие крыши замечательно тем, что любой ремонт шифера, заделать дырки и трещины, осадить гвозди или зашить кромку, не потребует специального оборудования и знаний. Качество работы, несмотря на кажущуюся сложность, зависит от вида используемых материалов и аккуратности исполнителя ремонтных работ. По статистике, шиферная крыша попадает в ремонт один раз в 10-15 лет даже при идеальной укладке кровли. Поэтому, помимо клеевых материалов, будет полезным иметь под рукой хотя бы один трап и деревянную лестницу с опорной доской.

    Несмотря на то что покрытие кровли из асбестоцементных листов отличается долговечностью спустя десятилетия, внешние атмосферные и климатические факторы оказывают свое влияние на материал. Что-то приходится заменить, что-то подлатать, где-то перекрыть. Здесь и требуется применение знаний в области строительства, и если вы знаете чем заделать трещину в шифере на крыше, то такая работа не покажется трудной.

    Косметические ремонтные работы помогут продлить эксплуатационный срок кровли на срок до 10 лет. Потому тема особенно актуальна. В прошлом кровлю заделывали с использованием масляных красок и тканевых полосок. Такая методика не славилась особенным эффектом, а состояние перекрытия улучшалось всего на пару лет. Сегодня в свободном доступе современные материалы, делающие процесс устранения трещин и сколов на крыше эффективнее.

    Простая реконструкция крыши дома

    Протекание кровли свидетельствует о повреждении целостности материала. Чтобы избавиться от такой проблемы можно использовать один из действенных способов. Любой из них легко применим на практике и не отличается сложностью, но здесь важно знать, чем заделать трещину в шифере на крыше. В 90% случаев потребуется монтаж заплатки или герметизация пострадавшего участка крыши.

    Ознакомьтесь с вариантами действий в случае протекания кровли, самым легким и быстрым методом устранения течи, методикой заплатки шифера. О таких деталях важно говорить заблаговременно.

    Наиболее распространенная технология восстановления асбестоцементных поврежденных листов - применение асбестовой пасты.

    Как работать с материалом: особенности применения

    Пользуясь для заделывания трещин асбестовой пастой, позаботьтесь о предварительном демонтаже поврежденного фрагмента крыши и опустите его на землю.

    Что потребуется для приготовления состава

    Смесь состоит из двух компонентов: асбеста и цемента. Такую пасту легко приготовить в домашних условиях.

    Компоненты:

    • асбест - 3 части;
    • цемент - 1 часть;
    • вода - 0,5 части;
    • дисперсионный поливинилацетатный клей - 0,5 части.

    Воду и клей можно добавлять по необходимости, до достижения пастой сметанообразной консистенции.

    Для приготовления:

    • подготовьте отдельную емкость;
    • высыпьте необходимое количество асбеста и цемента (пропорция 3:1);
    • тщательно перемешайте компоненты;
    • добавьте воду и дисперсионный клей;
    • перемешивайте пасту до достижения однородной сметанообразной консистенции.

    Как работать с асбестовой смесью

    Зная, чем заделать трещину в шифере на крыше, можно приступать к работе. Старайтесь приготовленную пасту использовать сразу же. По мере хранения состав теряет свои свойства. Потому готовьте ровно столько затирки, сколько потребуется для ремонта крыши дома.

    Подготовительный момент

    Перед тем как заклеить кровлю, подготовьте поврежденный участок:

    • очистите шифер от мусора;
    • тщательно промойте место битого шифера и обезжирьте его. Для таких целей подходит бензин;
    • если на поверхности образовалась обыкновенная трещина, наклейте по всей длине стекловолоконную ленту (серпянку), продлив ее на 5 см в каждую от трещины сторону (вертикально);
    • заполните пустоты трещины сырой резиной или законопатьте их. Волокнистый материал можно дополнительно обработать гидрофобным составом.

    Нанесение асбестоцементной пасты

    Состав наносят на поврежденный участок постепенно, равномерно распределяя по поверхности каждый из слоев. При этом общая толщина нанесенной пасты должна достигать минимум 2 мм. После высыхания заплатки шов обязательно обрабатывают наждачной бумагой.

    Проводя реставрацию, старайтесь замазывать так, чтобы область покрытия распространялась за рамки трещины. Проведя ремонт листов битого шифера, можете не беспокоиться о том, что крыша будет протекать на протяжении следующих 8-10 лет.

    Использование фольги

    Асбестовая паста - не единственный вариант обработки повреждений, образовавшихся на крыше дома. Если вы не знаете, чем заделать трещину в шифере на крыше, используйте вместо пасты фольгу, на которую наносят немного универсального клея и прикладывают к поврежденному месту с изнаночной стороны. Плотное прилегание заплатки обеспечивается благодаря закруглению углов, так они меньше загибаются. Соединение фольги с реконструируемой поверхности получается прочным за счет используемого универсального клеевого состава и надежно защищает внутреннее пространство чердака от проникновения воды и влаги.

    Если требуется заделать ту часть крыши, где проходит место крепежа, то заделайте трещину фольгой и просверлите отверстие под крепежные элементы в другой части листа.

    После ремонта снятый лист шифера монтируют на место. Не забывайте об использовании специальных резиновых прокладок под гвозди, чтобы уберечь профнастил от повреждений в процессе монтажа. Окончив реконструкцию, замаскируйте заплатку под тон кровельного материала. На этом этапе работу проводят в сухую погоду, а при нанесении краски используют кисть либо валик. Лучше нанести несколько слоев, приступая к повторной окраске только после полного высыхания первого.

    Некоторые из способов не подразумевают демонтаж поврежденных изделий в месте, где лопнул шифер. Как заделать трещину, если потребуется подниматься наверх, читайте далее. Такую работу проделывают непосредственно на крыше, а для этого жизненно необходимо обеспечение страховки.

    Паста из силикона для ремонта кровли

    Часто для ремонта кровли применяется Средство отличается повышенной адгезией к материалам, изготовленным из асбоцемента.

    Приступая к работе, поврежденный участок подготавливают: очищают от пыли и мелких грязевых крошек, пользуясь для этого щеткой для очистки металлических изделий. Для этого используют ацетон или специальный растворитель.

    Перед герметизацией трещины ее наполняют измельченной асбестовой крошкой, которую в дальнейшем заливают силиконовым клеем для шифера. Такую реставрацию проводить несложно, а весь процесс занимает максимум сутки и завершается на этапе тонировки обработанного участка под общий стиль крыши. При этом, окрашивание играет не только эстетическую роль, но и придает соединению дополнительную надежность. Окраска в этом случае просто необходима. Верхний слой позволяет закрепить многослойную заплатку, поскольку асбестоцементные листы сами по себе пористые.

    Устранение повреждений при помощи мастики

    Важно помнить, что на стыках листы шифера обрабатываются мастикой со специальным армирующим наполнителем волнистой структуры.

    Битум расплавляют в отдельной таре, предварительно измельчив. Пену и примеси, образующиеся в процессе, удаляют. Процесс плавления происходит при температуре свыше 200 о С до тех пор, пока битум полностью не обезводится. Затирка состоит не только из битума, в состав добавляется наполнитель, который предварительно разогревают до температуры 110 о С.

    Мастику в горячем состоянии, используя шпатель либо другой подходящий инструмент, наносят на подготовленную для ремонта поверхность.

    Иногда для восстановления поврежденных листов используют своеобразную резиновую краску для шифера. Средство обладает повышенными адгезионными и прочностными свойствами. Такой метод восстановления шифера набирает популярности.

    Как использовать монтажную пену для заделывания трещин на шифере

    Применяя для восстановления монтажную пену, шифер предварительно очищают и обезжиривают. В образовавшуюся трещину задувают пену, но оставляют немного свободного места для герметика, который после застывания пены выдавливают плотным слоем поверх пены. Поверх образовавшей латки наносят битумную мастику, которая помогает заклеить трещину в шифере и защитить чердака от проникновения атмосферных осадков.

    Теперь вы понимаете все сложности ремонта шифера. Чем заделать дырки и трещины - знаете, разбираетесь в деталях, а ведь это главное при проведении реставрационных работ с

    Лет 20–30 тому назад шифер считался самым надежным и был наиболее распространенным кровельным материалом. В настоящее время во многих странах использование такой кровли запрещено из-за наличия в нем канцерогенных веществ. Спорить с наукой сложно, но люди в таких домах жили и живут многие десятилетия, при этом никакого вреда здоровью не ощущают.

    Среди главных достоинств шифера можно отметить долговечность и относительно невысокую стоимость. Срок эксплуатации шифера при соблюдении правил обустройства стропильной системы не менее 50-ти лет.

    Масса восьмиволнового листа 40/150 при площади 1,6 м2 составляет 26,1 кг, семиволнового – 23,2 кг

    Причины нарушения герметичности шиферной кровли

    Как и любой строительный материал, шиферные кровли со временем теряют свои первоначальные свойства. Их приходится полностью менять или ремонтироваться.

    По каким причинам на шиферной крыше появляются протечки?

    Причины протечки Краткое описание
    В зависимости от вида один лист шифера весит 23–35 кг, если площадь крыши 100 м2, то стропильная система должна выдерживать примерно две тонны веса. Кроме нагрузки от шифера, действуют и значительные усилия снежного покрова. Особенно весной, когда снег впитывает много влаги. Если расчеты сделаны неправильно или во время строительства были допущены ошибки, но несущие элементы прогибаются, шифер трескается.
    Чаще всего шифер повреждается градом, иногда подрывается ураганными порывами ветра. Есть случаи, когда шифер дает трещины во время монтажа на крыше различных инженерных коммуникаций – покрытие не выдерживает вес монтажников.
    Примерно через 20–30 лет на поверхности шифера начинают произрастать мхи. Их корневая система проникает внутрь материала и постепенно его разрушает.
    Если шиферные гвозди забиваются неправильно, то есть вероятность его растрескивания. Еще одна ошибка – гвозди не попадают в обрешетку, листы не зафиксированы по правилам, во время ветра они немного поднимаются и вибрируют. Такие движения также становятся причиной образования трещин.

    В зависимости от причины изменяется характер и размер трещины, при выборе материалов и технологий ремонта нужно учитывать эти факторы.

    Чем быстрее будут устранены протечки, тем меньше негативных последствий придется в дальнейшем ликвидировать. В статье мы рассмотрим несколько самых простых и довольно эффективных способов ремонта шиферной крыши.

    Важно. Ремонт крыши делается на большой высоте, никогда не нарушайте правила техники безопасности, не работайте без страховки и специальных приспособлений.

    Если нужно ремонтировать очень старый шифер, то ходить по нему в обуви с твердой подошвой запрещается, листы уже не могут выдерживать такие нагрузки. Нужно заготовить специальную лестницу или площадку, в противном случае вместо ремонта одной протечки можно испортить несколько листов. Иногда они уже не поддаются ремонту, приходится полностью менять. Но здесь возникнет проблема. Стандарты шиферных листов за последние десятилетия претерпели существенные изменения, подобрать новый шифер с такими же линейными размерами и параметрами волн почти невозможно.

    Ремонт шиферной крыши при помощи мягкого рулонного покрытия

    Это один из самых простых и надежных способов восстановления герметичности шиферной крыши. Современные кровельные рулонные материалы изготавливаются на основе модифицированного битума, который не боится не только перепадов температур от плюсовых к минусовым, но и очень устойчив к жесткому ультрафиолетовому облучению. А именно оно является главным врагом битума, под воздействием УФ-лучей он теряет пластичность, трескается и дает протечки. Модифицированный битум не изменяет первоначальных характеристик в течение двадцати лет, этого времени вполне достаточно для отремонтированной шиферной кровли.

    Для проведения работ надо иметь кусок мягкой кровли соответствующего размера, газовый баллончик с горелкой и острый монтажный нож.

    Практический совет. Трещины бывают в верхней и нижней части шиферной волны. Если они в верхней части, то можно не ремонтировать, протечек из-за них нет. Наоборот, во время ремонта можно еще больше повредить листы.

    Шаг 1. Очистите прилегающую к повреждениям поверхность шифера от пыли и грязи. Рекомендуется пользоваться металлической щеткой, она уберет тонкий верхний слой шифера. Этот тонкий слой уже начал терять прочность, лучше его удалить, заплатка будет намного крепче держаться.

    Шаг 2. С учетом размеров проблемного места отрежьте кусок мягкой кровли. Конкретная марка не имеет значения, в настоящее время отечественные производители кровельных материалов используют импортный битум, а это гарантирует высокое качество. Размер заплатки должен примерно на пять сантиметров превышать параметры дырки.

    Заплатка. Материал «Техноэласт» от «Технониколь»

    Шаг 3. Разогрейте горелкой шифер вокруг пробоины, это улучшит адгезию материалов и удалит влагу.

    Шаг 4. Нагрейте мягкую кровлю. Греть надо до тех пор, пока битум не станет жидким по всей поверхности. Важно не перегревать его, из-за очень высокой температуры он может закипеть или воспламениться.

    Шаг 5. Быстро уложите заплатку на свое место и сильно прижмите. Прижимать можно руками, но обязательно в рукавицах.

    Попробуйте его на отрыв, если приклеивание слабое, то приподнимите край и повторно грейте заплатку и шифер, по мере готовности прижимайте.

    Важно. Самое большое внимание уделяйте месту примыкания верхней части заплатки, именно здесь могут появляться повторные протечки. Не спешите, работайте очень внимательно и аккуратно.

    Мягкая кровля должна точно повторять рельеф поверхности листов. Они имеют небольшие желобки, битум должен заполнить их по всей глубине. Если температура нагрева правильная, то по периметру заплатки должен немного выдавливаться битум. Такая заплатка может стоять несколько лет, точное время зависит от вашего профессионализма.

    Заплатка на шиферной крыше

    Цены на различные виды газовых горелок и паяльных ламп

    Газовые горелки и паяльные лампы

    Ремонт шиферной крыши мастикой

    Это метод не требует нагрева, что считается одним из преимуществ. Для ремонта понадобится резино-битумная мастика, кисточка и полимерная сетка.

    Шаг 1. Тщательно очистите место протечки, желательно пользоваться металлической щеткой. Шиферную пыль потом надо сдуть или убрать чистой малярной кисточкой.

    Шаг 2. Отрежьте кусок пластиковой сетки, уложите ее на трещину. Намажьте первым слоем мастики. Работайте аккуратно, тщательно втирайте мастику в поверхность шифера. Помните, что именно от степени адгезии первого слоя во многом зависит надежность и долговечность заплатки.

    Шаг 3. Дайте время для полимеризации мастики, в зависимости от погоды и вида материала для этого понадобится 3–4 часа.

    Шаг 4. После того как первый слой полностью высох, можно наносить второй слой. Технология работ ничем не отличается от вышеописанной.

    Важно. Размеры мастики по периметру второго слоя должны на 1–2 см превышать размеры первого, это позволит повысить герметичность верхнего самого проблемного стыка заплатки и шифера. Если будете наносить третий слой, то и его площадь рекомендуется немного увеличивать.

    Профессионалы советуют последний слой мастики накрывать плотной тканью для защиты материала от ультрафиолетовых лучей. Это дает возможность улучшить условия эксплуатации мастики и, соответственно, увеличить время эксплуатации кровельного покрытия.

    Цены на битумную мастику

    Битумная мастика

    Холодная сварка трещин

    Этот способ подходит только для герметизации узких трещин на поверхности шиферного листа. Большие дыры надо заклеивать рулонными материалами. Для герметизации используется холодная сварка на битумной основе. Этот современный инновационный материал характеризуется отличными эксплуатационными показателями. После застывания становиться в меру твердым и пластичным, что позволяет ему без проблем компенсировать тепловые расширения трещин и при этом не терять показатели герметичности.

    Холодная сварка проста в использовании, не требует специальных навыков, имеет высокие показатели адгезии со всеми строительными материалами. Шов не боится перепадов температур, прямого контакта с водой и ультрафиолетового облучения. Что касается стоимости, то она доступна всем потребителям. Тем более что расход сварки незначителен, а время хранения длительное. Использовать сварку можно в любой момент и не только для ремонта шиферной крыши. Профессионалы настоятельно рекомендуют всегда иметь дома холодную сварку, она поможет устранить многие строительные погрешности.

    Холодная сварка «Скол» производства «Ремпласт»

    Как ремонтировать шифер сваркой? Как и всегда, надо тщательно очистить поверхности. Только в случае со сваркой есть свои особенности. Очищать нужно не только поверхность листов, но и саму трещину. Очень желательно убрать все мельчайшие осколки, пыль и грязь. Чем чище плоскость растрескивания, тем надежнее будет герметизации протечки.

    Практический совет. Возьмите с собой на крышу бутылку с водой. Дело в том, что для подготовки сварки к использованию надо ее разминать и прогревать руками. Если ладони не смачивать водой, то битум будет к ним приклеиваться, что намного усложнит работы. Как только руки немного подсыхают, сразу немного смачивайте их водой.

    Шаг 1. Найдите трещину и очистите ее от пыли. Главное внимание нужно уделять самой трещине, но и по периметру следует подготовить чистую полосу шириной примерно один сантиметр.

    Шаг 2. Разомните сварку руками, она должна стать мягкой. В зависимости от усердия на разминание уйдет 3–5 минут.

    Шаг 3. Скатайте из сварки тонкую колбаску. Диаметр колбаски должен немного превышать ширину трещины. Не подготавливайте сразу большое количество материала, он не должен остывать до момента наложения заплатки.

    Шаг 4. Очень плотно вдавливайте колбаску в трещину. Если у вас есть помощник – отлично. Пусть он с обратной стороны крыши придерживает появляющуюся из щели сварку, это поможет с максимальной плотностью заполнить все мельчайшие поры. Чем больше будет площадь контакта сварки с поверхностью трещины, тем надежнее герметизация.

    Шаг 5. По мере наполнения щели мастикой размазывайте излишки тонким слоем по краям трещины. Одновременно формируйте небольшой бугорок для отвода потока воды. Чем меньше воды будет попадать на трещину, тем надежнее крыша. Работать со сваркой надо по принципу работы с пластилином – не спешить и не забывать периодически подогревать застывший материал.

    Практический совет. Выбирайте для ремонта сухую и теплую погоду. Если шифер теплый на ощупь – отлично, качество адгезии значительно увеличится.

    Применение для ремонта шиферной крыши холодной сварки – самый быстрый, простой и надежный метод. Как показывает практика, герметичность сохраняется на протяжении 5–6 лет.

    Ремонт шифера пенопластом

    Сразу скажем, что это не самый лучший способ ремонтировать шиферное покрытие, но его можно использовать в тех случаях, когда по каким-либо причинам купить промышленные материалы невозможно или невыгодно. Материал для заклеивания трещин приготавливается самостоятельно из бензина и пенопласта.


    Важно. Клей очень быстро высыхает, работать нужно в темпе. Перед изготовлением клея желательно найти протечки и предварительно очистить их от пыли и грязи. Если их много, то рекомендуется обозначить проблемные места мелом.

    Заплатка делается следующим способом.

    Шаг 1. Палочкой или небольшим шпателем нанесите клей на трещину и максимально сильно вдавите его во все углубления.

    Шаг 2. Выровняйте слой клея, обратите внимание, чтобы по периметру дырки не осталось сухих поверхностей.

    Шаг 3. Положите на клей кусочек оцинкованной тонколистовой стали соответствующего размера и вдавите в клей.

    Закрывать щель необязательно металлическими заплатками, можно применять иные материалы. Главное, чтобы они не боялись влаги, не растворялись в бензине и были устойчивыми к УФ-лучам. Но использовать их необходимо. Дело в том, что пенопласт очень негативно реагирует на ультрафиолетовые лучи, без такой защиты заплатки потрескаются уже на следующий год, придется опять ремонтировать крышу. А это лишние потери времени и нервов.

    На жесткую заплатку можно нанести еще один слой клея, за счет этого дополнительно повысится прочность адгезии.

    Как быстро отремонтировать шиферную крышу после града

    Ситуации встречаются нечасто, но приносят много проблем. Шиферная крыша не просто протекает, а течет как решето. Нужно немедленно принимать меры, в противном случае придется ремонтировать все внутренние помещения, а это в разы увеличивает стоимость. Еще одна проблема – град падает в летний и осенний период, а это время дождей. Полностью менять кровлю в дожди нереально.

    Предлагаемый нами ремонт позволяет немедленно устранить большое количество дыр в шифере и спокойно дожидаться хорошей погоды для капитального ремонта крыши зданий. Если это недорогая пристройка, то после ремонта она может ожидать своей очереди несколько лет, заплатки обеспечат герметичность все это время. И еще один плюс метода – первый этап ремонта можно делать с чердачного помещения.

    Дыры заделываются силиконовой замазкой или уплотнителем и гофрокартоном. Гофрокартон хорошо гнется вдоль линий гофры и неплохо держит нагрузку на изгиб поперек нее. Кроме того, этот материал всегда есть под рукой и почти ничего не стоит.

    Как спасать дом после града?

    Шаг 1. Поднимитесь на чердак для приблизительной оценки величины убытка и ревизии состояния шиферных листов. Как мы уже упоминали, при повреждении градом количество пробоин насчитывается десятками. В соответствии с объемом подготовьте материалы.

    Шаг 2. Из гофрокартона вырежьте заплатки. Нет надобности терять время на примерку каждого отверстия, ориентируйтесь на самое большое. Тем более что времени для ремонта немного, все надо завершить в кратчайшие сроки. Вначале следует заделывать отверстия только на нижних волнах шифера. Верхние волны почти не дают протечек.

    Шаг 3. Любой щеткой удалите с шифера пыль. Со стороны чердака листы намного чище, чем снаружи, подготовить место заклеивания намного проще и быстрее. Рекомендуем сразу подготовить все пробоины, так будет намного быстрее, чем каждую по отдельности заклеивать и очищать.

    Шаг 4. Выдавите на заплатку силикон, выдавливайте его зигзагообразно, а потом пальцем размажьте примерно равномерным слоем по всей поверхности гофрокартона. Нужно иметь в виду, что силикон прочно приклеивается к коже, работайте в одноразовых медицинских перчатках или используйте иную защиту кожи.

    Выдавливание на заплатку силикона

    Важно. Не оставляйте пропусков, бумага боится влаги, силикон должен надежно ее защищать.

    Шаг 5. Сразу плотно приклейте заплатку на место, следите, чтобы она легла точно по профилю изгиба листа.

    Приклеивание заплатки на ее место

    Шаг 6. Еще раз пройдитесь силиконом по периметру заплатки, пальцем выровняйте силикон, прилегание должно быть герметичным.

    Шаг 7. Защитите от влаги обратную сторону гофрокартона. Вышеописанным способом промажьте ее силиконом.

    На этом первые аварийные ремонтные работы завершены. В таком состоянии кровля может находиться несколько месяцев и ожидать полной замены. Если быстро заменить листы невозможно и крыша останется в таком состоянии на зиму, то нужно принять меры по упрочнению заплаток . Работы выполняются уже снаружи. Как именно?

    Шаг 1. Металлической щеткой очистите место вокруг дыры. Работайте внимательно, не повредите уже установленную снизу заплатку.

    Очистка шифера щеткой и макловицей

    Шаг 2 . Мягкой кисточкой удалите пыль, особенно из заплатки. Чем чище поверхность, тем надежнее будет ремонт.

    Шаг 3. Купите бутылку растворителя (можно пользоваться уайт-спиритом), наденьте на нее пульверизатор намочите поверхность заплатки и поверхность шифера вокруг нее.

    Растворитель не только обезжирит шифер, но и уничтожит все произрастающие на нем микроорганизмы. За счет этого повышается прочность приклеивание, существенно увеличивается надежность ремонта шифера. Во время работы с растворителями соблюдайте правила техники безопасности – жидкость взрывоопасна, испарения ядовиты. Защищайте органы дыхания индивидуальными защитными средствами.

    Шаг 4. Нанесите по всей площади заплатки герметик, особенно тщательно по периметру отверстия. Желательно, чтобы толщина герметика была немного больше толщины шифера, за счет такого приема вода не будет застаиваться на заплатке. Но это необязательное условие, принимайте решение с учетом того, на какой период примерно рассчитываете и сколько есть герметика.

    Важно. Обязательно некоторое количество герметика должно быть на поверхности шифера по периметру дырки. В верхней части рекомендуется сделать небольшой бугорок, он будет отводить воду по сторонам заплатки.

    Шаг 5. Выровняйте поверхность герметика, проверьте качество замазки. Для того чтобы герметик не приклеивался к рукам, периодически смачивайте их мыльной водой. Можно взять немного средства для мытья посуды и развести его водой.

    При желании всю крышу можно отремонтировать за 4–5 часов. Если все сделать правильно, то можно спокойно перезимовать, а на следующий год принимать окончательное решение с ремонтом крыши. Старый поврежденный шифер, конечно, придется менять. А какой кровельный материал использовать вместо него – дело лично каждого владельца строения.

    Цены на полиуретановый герметик

    Полиуретановый герметик

    Видео – Ремонт шиферной крыши