Шкалы: доминирование, дружелюбие, властность, уверенность в себе, требовательность, упрямство, уступчивость, доверчивость, конформизм, отзывчивость
Назначение теста
Установить преобладающие характерологические тенденции личности. Исследование характерологических тенденций состоит из двух методик. На первом этапе используется методика самооценки испытуемым собственных свойств, а на втором - методика взаимооценки. Поэтому в исследовательскую группу входят экспериментатор и два испытуемых, желательно таких, которые знают другу друга хотя бы 1,5-2 месяца.
Инструкция к тесту
Инструкция первому испытуемому для самооценки черт характера: перед вами перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые вы с полной уверенностью можете отнести к себе, и обведите соответствующий номер черты в регистрационном бланке. Старайтесь быть искренним и по возможности объективным.
Инструкция второму испытуемому для взаимооценки черт характера: перед вами перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые вы с полной уверенностью можете отнести к Н. (первому испытуемому) и обведите номер соответствующей черты в регистрационном бланке. Старайтесь быть по возможности объективным.
Тест
1. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
2. Уверен в себе.
3. Пользуется уважением у других.
4. Не терпит, чтобы им командовали.
5. Откровенный.
6. Жалобщик.
7. Часто прибегает к помощи других.
8. Ищущий одобрения.
9. Доверчив и стремится радовать других.
10. Любит ответственность.
11. Производит впечатление значительности.
12. Обладает чувством достоинства.
13. Ободряющий.
14. Благодарный.
15. Злой, жестокий.
16. Хвастливый.
17. Своекорыстный.
18. Способен признать свою неправоту.
19. Деспотичный.
20. Умеет настоять на своем.
21. Великодушен, терпим к недостаткам.
22. Начальственно-повелительный.
23. Стремится покровительствовать.
24. Способен вызвать восхищение.
25. Предоставляет другим принимать решения.
26. Прощает все.
27. Кроткий.
28. Может проявить безразличие.
29. Бескорыстный.
30. Любит давать советы.
31. Зависимый, несамостоятельный.
32. Самоуверен и напорист.
33. Ожидает восхищения от каждого.
34. Часто печален.
35. На него трудно произвести впечатление.
36. Общительный и уживчивый.
37. Открытый и прямолинейный.
38. Озлобленный.
39. Любит подчиняться.
40. Распоряжается другими.
41. Способен быть критичным к себе.
42. Щедрый.
43. Всегда любезен в обращении.
44. Уступчивый.
45. Застенчивый.
46. Любит заботиться о других.
47. Думает только о себе.
48. Покладистый.
49. Отзывчивый к призывам о помощи.
50. Умеет распоряжаться, приказывать.
51. Часто разочаровывается.
52. Неумолимый, но беспристрастный.
53. Часто гневлив.
54. Критичен к другим.
55. Всегда дружелюбен.
56. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).
57. Способен проявлять недоверие.
58. Очень почитает авторитеты.
59. Ревнивый.
60. Любит «поплакаться».
61. Робкий.
62. Обидчивый, щепетильный.
63. Часто бывает недружелюбен.
64. Властный.
65. Безынициативный.
66. Способен быть суровым.
67. Деликатный.
68. Всем симпатизирует.
69. Деловитый, практичный.
70. Переполнен чрезмерным сочувствием.
71. Внимательный и ласковый.
72. Хитрый и расчетливый.
73. Дорожит мнением окружающих.
74. Надменный и самодовольный.
75. Чрезмерно доверчив.
76. Готов довериться любому.
77. Легко смущается.
78. Независимый.
79. Эгоистичный.
80. Нежный, мягкосердечный.
81. Легко поддается влиянию других.
82. Уважительный.
83. Производит впечатление на окружающих.
84. Добросердечный.
85. Охотно принимает советы.
86. Обладает талантом руководителя.
87. Легко попадает впросак.
88. Долго помнит обиды.
89. Легко поддается влиянию друзей.
90. Проникнут духом противоречия.
91. Портит людей чрезмерной добротой.
92. Слишком снисходителен к окружающим.
93. Тщеславный.
94. Стремится снискать расположение каждого.
95. Восхищающийся, склонный к подражанию.
96. Охотно подчиняется.
97. Со всеми соглашается.
98. Заботится о других в ущерб себе.
99. Раздражительный.
100. Стыдливый.
101. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.
102. Дружелюбный, доброжелательный.
103. Холодный, вселяющий уверенность.
104. Холодный, черствый.
105. Стремящийся к успеху.
106. Нетерпим к ошибкам других.
107. Благорасположенный ко всем без разбора.
108. Строгий, но справедливый.
109. Всех любит.
110. Любит, чтобы его опекали.
111. Почти никогда и никому не возражает.
112. Мягкотелый.
113. Другие думают о нем благосклонно.
114. Упрямый.
115. Стойкий и крутой, где надо.
116. Может быть искренним.
117. Скромный.
118. Способен сам позаботиться о себе.
119. Скептичен.
120. Язвительный, насмешливый.
121. Навязчивый.
122. Злопамятный.
123. Любит соревноваться.
124. Стремится ужиться с другими.
125. Неуверенный в себе.
126. Старается утешить каждого.
127. Самобичующий.
128. Бесчувственный, равнодушный.
Обработка и интерпретация результатов теста
Цель обработки результатов - получить индексы восьми характерологических тенденций и на их основе высчитать показатели двух основных тенденций - доминирование и дружелюбие . Результаты исследования по методикам самооценки и взаимооценки обрабатываются по одному и тому же принципу: сначала подсчитывают в баллах индексы по каждой тенденции с помощью нижеприведенного ключа и результаты заносят в таблицу, а потом по специальной формуле определяют показатели доминирования и дружелюбия.
Формулы для подсчета показателей основных тенденций составляются из величин восьми характерологических тенденций, обозначенных римскими цифрами.
Доминирование = I - V + 0,7 * (VIII +II - IV - VI).
Дружелюбие = VII - III + 0,7 * (VIII - II - IV +VI).
Ключ к тесту
Номера тенденций Номера перечня черт
I 3, 10, 11, 19, 20, 22, 24, 30, 33, 40, 50, 64, 83, 86, 105, 113
II 2, 12, 16, 28, 32, 47, 56, 69, 72, 74, 78, 79, 93, 104, 118, 123
III 5, 15, 17, 37, 52, 53, 54, 63, 66, 99, 106, 108, 115, 116, 120, 128
IV 4, 6, 34, 35, 38, 51, 57, 59, 60, 62, 88, 89, 90, 114, 119, 122
V 18, 27, 41, 44, 45, 48, 61, 65, 77, 96, 100, 101, 112, 117, 125, 127
VI 9, 7, 8, 14, 25, 31, 39, 58, 75, 82, 85, 87, 95, 110, 111, 121
VII 1, 36, 43, 55, 68, 71, 73, 76, 81, 84, 94, 97, 102, 107, 109, 124
VIII 13, 21, 23, 26, 29, 42, 46, 49, 67, 70, 80, 91, 92, 98, 103, 126
Анализ результатов теста
Вначале анализируются показатели каждой из восьми характерологических тенденций, устанавливаются наиболее и наименее выраженные тенденции в характере испытуемого по методике самооценки и взаимооценки. Минимальное значение тенденции - 0, максимальное - 16.
Каждая характерологическая тенденция имеет три степени выраженности. Эти степени приведены в расшифровке последовательно и подчеркнуты.
Первая степень при величинах индексов от 1 до 5 баллов представляет собой адаптивный вариант проявляющейся черты характера по отношению к другим людям.
Вторая степень - промежуточный вариант при баллах от 6 до 10.
Третья степень , если индекс более 10 баллов, свидетельствует о дезадаптивности тенденции характера.
Номера тенденций расшифровываются следующим образом.
Первая тенденция (I) - доминантность - властность - деспотичность -
отражает лидерские данные, стремление к доминированию, независимости, способность брать на себя ответственность.
. Вторая тенденция (II) - уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность
- отражает уверенность в себе, независимость, деловитость, в крайнем проявлении - эгоистичность и черствость.
. Третья тенденция (III) - требовательность - непримиримость - жестокость
- позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнера. Крайняя выраженность этой тенденции может проявляться в насмешливости и язвительности.
. Четвертая тенденция (IV) - скептицизм - упрямство - негативизм
- характеризует недоверчивость, подозрительность, ревность, обидчивость и злопамятность.v
. Пятая тенденция (V) - уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость
- позволяет оценить критичность к себе, скромность, робость, стыдливость.
. Шестая тенденция (VI) - доверчивость - послушность - зависимость
- оценивает такие качества, как уважительность, благодарность, стремление доставлять радость партнеру.
. Седьмая тенденция (VII) - добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм
- характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность.
. Восьмая тенденция (VIII) - отзывчивость - бескорыстие - жертвенность
- отражает деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также терпимость к недостаткам и умение прощать.
Источники
Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т.Лири) / Диагностика межличностных отношений ДМО Лири / Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. М., 1996. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т.Лири) / Диагностика межличностных отношений ДМО Лири / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.125-129. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т.Лири) / Диагностика межличностных отношений ДМО Лири / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.408-418.Цель настоящей методики заключается в исследовании представлений испытуемого о себе и идеальном «я», а также в изучении взаимоотношений в малых группах. Эта методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. и является по сути методикой диагностики межличностных отношений.
Этап 1, Предварительный (Сбор информации). Испытуемому предлагается опросник, состоящий из 128 утверждений-характеристик.
1. Умеет нравиться.
2.Производит впечатление на окружающих.
3.Умеет распоряжаться, приказывать.
4. Умеет настоять на своем.
5.Обладает чувством достоинства.
6. Независимый.
7. Способен сам позаботиться о себе.
8. Может проявить безразличие.
9. Способен быть суровым.
10. Строгий, но справедливый.
11. Может быть искренним.
12. Критичен к другим.
13. Любит поплакаться.
14. Часто печален.
15. Способен проявлять недоверие.
16. Часто разочаровывается.
17. Способен быть критичным к себе.
18.Способен признать свою неправоту.
19. Охотно подчиняется.
20. Покладистый.
21. Благодарный.
22.Восхищающийся и склонный к подражанию.
23. Уважительный.
24. Ищущий одобрения.
25.Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
26.Стремится ужиться с другими.
27. Доброжелательный.
28. Внимательный и ласковый.
29. Деликатный.
30. Ободряющий.
31. Отзывчивый к призывам о помощи.
32. Бескорыстный.
33.Способен вызывать восхищение.
34. Пользуется у других уважением.
35. Обладает талантом руководителя.
36. Любит ответственность.
37. Уверен в себе.
38. Самоуверен и напорист.
39. Деловитый, практичный.
40. Соперничающий.
41. Стойкий, где надо.
42.Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый и прямолинейный.
45. Не терпит, чтобы им командовали.
46. Скептичен.
47.На него трудно произвести впечатление.
48. Обидчивый, щепетильный.
49. Легко смущается.
50. Неуверенный в себе.
51. Уступчивый.
52. Скромный.
53. Часто прибегает к помощи других.
55. Охотно принимает советы.
56. Доверчив и стремится радовать других.
57. Всегда любезен в обхождении.
58. Дорожит мнением окружающих.
59. Общительный и уживчивый.
60. Добросердечный.
61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный и мягкосердечный.
63. Любит заботиться о других.
64. Щедрый.
65. Любит давать советы.
66.Производит впечатление значительности.
67.Начальственно-повелительный.
68. Властный.
69. Хвастливый.
70. Надменный и самодовольный.
71. Думает только о себе.
72. Хитрый.
73. Нетерпим к ошибкам других.
74. Расчетливый.
75. Откровенный.
76. Часто недружелюбен.
77. Озлоблен.
78. Жалобщик.
79. Ревнивый.
80. Долго помнит обиды.
81. Склонный к самобичеванию.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
85. Зависимый, несамостоятельный.
86. Любит подчиняться.
87. Предоставляет другим принимать решения.
88. Легко попадает впросак.
89. Легко поддается влиянию друзей.
90. Готов довериться любому.
91.Благорасположен ко всем без разбора.
92. Всем симпатизирует.
93. Прощает все.
94.Переполнен чрезмерным сочувствием.
95. Великодушен и терпим к недостаткам.
96. Стремится помочь каждому.
97. Стремящийся к успеху.
98. Ожидает восхищения от каждого.
99. Распоряжается другими.
100. Деспотичный.
101.Относится к окружающим с чувством превосходства.
102. Тщеславный.
103. Эгоистичный.
104. Холодный, черствый.
105. Язвительный, насмешливый.
106. Злой, жестокий.
107.Часто гневлив.
108.Бесчувственный, равнодушный.
109. Злопамятный.
110. Проникнут духом противоречия.
111. Упрямый.
112. Недоверчивый и подозрительный.
113. Робкий.
114. Стыдливый.
115. Услужливый.
116. Мягкотелый.
117. Почти никому не возражает.
118. Навязчивый.
119. Любит, чтобы его опекали.
120. Чрезмерно доверчив.
121.Стремится снискать расположение каждого.
122. Со всеми соглашается.
123. Всегда со всеми дружелюбен.
124. Всех любит.
125. Слишком снисходителен к окружающим.
126. Старается утешить каждого.
127. Заботится о других в ущерб себе.
128.Портит людей чрезмерной добротой
Задание состоит в следующем: испытуемый должен оценить, в частности, соответствует ли каждое предлагаемое утверждение его представлению о самом себе. При положительной оценке соответствующее утверждение выделяется (например, порядковый номер этого утверждения обводится кружком или зачеркивается крестиком), а при отрицательной - нет. (Заметим, что аналогичную процедуру можно провести для оценки идеального «Я», т.е. идеала испытуемого, а также для оценки его близких людей, сотрудников, партнеров и т.п.)
Этап 2. Обработка полученных результатов. Прежде всего, производится объединение утверждений-характеристик в группы.
Первую группу составляют утверждения с порядковыми номерами 1-4, 33 - 36, 65 - 68 и 97-100; вторую группу, соответственно, - 5 - 8, 37-40, 69-72 и 101-104; третью - 9-12, 41-44, 73-76 и 105-108; четвертую - 13-16, 45-48, 77-80 и 109-112; пятую - 17-20, 49-52, 81-84 и 113-116; шестую - 21-24, 53-56, 85-88 и 117-120; седьмую - 25 - 28, 57 - 60, 89-92 и 121-124 и, наконец, восьмую -29-32, 61-64, 93-96 и 125-128.
Затем подсчитывается общее число выделенных утверждений, т.е. число кружков или крестиков в каждой из групп, и полученные значения л, п ъ..., л 8 наносятся в виде точек на соответствующие оси диаграммы, причем эти точки соединяются, образуя уникальный для каждой личности многоугольник, «личностный профиль» (рис. 12.9).
Тест Лири - это методика диагностики межличностных отношений. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.
Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник, подробно представленный в Приложении А, содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения, показанных в таблице 4. Шкалы теста Лири приведены на рисунке 1.
Таблица 4. Степени выраженности отношений
Рисунок 1. Шкалы теста Лири
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI)
Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.
Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.
Тест Т. Лири
Методика Т. Лири, разработанная в 1957 г., направлена на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми.
При работе с опросником испытуемый должен соотнести каждую из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего «Я».
|
|
Лист ответов методики Т. Лири
001 | 033 | 065 | 097 | I |
002 | 034 | 066 | 098 |
|
003 | 035 | 067 | 099 |
|
004 | 036 | 068 | 100 |
|
005 | 037 | 069 | 101 | II |
006 | 038 | 070 | 102 |
|
007 | 039 | 071 | 103 |
|
008 | 040 | 072 | 104 |
|
009 | 041 | 073 | 105 | III |
010 | 042 | 074 | 106 |
|
011 | 043 | 075 | 107 |
|
012 | 044 | 076 | 108 |
|
013 | 045 | 077 | 109 | IV |
014 | 046 | 078 | 110 |
|
015 | 047 | 079 | 111 |
|
016 | 048 | 080 | 112 |
|
017 | 049 | 081 | 113 | V |
018 | 050 | 082 | 114 |
|
019 | 051 | 083 | 115 |
|
020 | 052 | 084 | 116 |
|
021 | 053 | 085 | 117 | VI |
022 | 054 | 086 | 118 |
|
023 | 055 | 087 | 119 |
|
024 | 056 | 088 | 120 |
|
025 | 057 | 089 | 121 | VII |
026 | 058 | 090 | 122 |
|
027 | 059 | 091 | 123 |
|
028 | 060 | 092 | 124 |
|
029 | 061 | 093 | 125 | VIII |
030 | 062 | 094 | 126 |
|
031 | 063 | 095 | 127 |
|
032 | 064 | 096 | 128 |
Обработка результатов.
В результате обработки полученных данных по ключу можно диагностировать 8 общих или 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия:
I. Властный – лидирующий.
II. Независимый – доминирующий.
III. Прямолинейный – агрессивный.
IV. Недоверчивый – скептический.
V. Покорный – застенчивый.
VI. 3ависимый – послушный.
VII. Сотрудничающий – конвенциальный.
VIII. Ответственный – великодушный.
Каждый плюс оценивается в 1 балл. Таким образом, максимальная оценка уровня - 16 баллов.
Октант I: вопросы 1-4, 33-36, 65-68, 97-100.
Октант II: вопросы 5-8, 37-40, 69-72,101-104.
Октант III: вопросы 9-12, 41-44, 73-76, 105-108.
Октант IV: вопросы 13-16, 45-48, 77-80, 109-112.
Октант V: вопросы 17-20, 49-52, 81-84, 113-116.
Октант VI: вопросы 21-24, 53-56, 85-88, 117-120.
Октант VII: вопросы 25-28, 57-60, 89-92, 121-124.
Октант VIII: вопросы 29-32, 61-64, 93-96, 125-128.
Интерпретация результатов.
0-8 баллов. Уверенный в себе, упорный, настойчивый, может быть хорошим наставником и организатором. Обладает свойствами руководителя.
9-12 баллов. Доминантный, энергичный, успешный в делах, любит давать советы , требует к себе уважения, может быть нетерпим к критике, ему свойственна переоценка собственных возможностей.
13-16 баллов. Властный, диктаторский, деспотичный характер, всех поучает, дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами деспота.
2) Независимый – доминирующий.
0-8 баллов. Уверенный, независимый, ориентированный на себя, склонный к соперничеству.
9-12 баллов. Самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.
13-16 баллов. Стремится быть над всеми, самовлюбленный, расчетливый, держится отчужденно, заносчивый, хвастливый.
3) Прямолинейный – агрессивный
0-8 баллов. Упрямый, упорный, настойчивый в достижении цели, энергичный, непосредственный.
9-12 баллов. Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
13-16 баллов. Чрезмерно упорный, недружелюбный, жестокий, враждебный по отношению к окружающим, несдержанный, вспыльчивый, агрессивный до асоциальности.
4) Недоверчивый - скептический;
0-8 баллов. Реалистичен в суждениях и поступках, критичен по отношению к окружающим, скептик, неконформный.,
9-12 баллов. Выраженная склонность к критицизму, разочарованный в людях, замкнутый, скрытный, обидчивый, недоверчив к окружающим, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
13-16 баллов. Отчужден по отношению к враждебному и злобному миру, очень подозрительный, крайне обидчив, склонен во всем сомневаться , злопамятный, постоянно жалуется на всех.
5) Пoкopный – застенчивый.
0-8 баллов. Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, склонный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
9-12 баллов. Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
13-16 баллов. Покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
6) Зависимый – послушный.
0-8 баллов. Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый, нуждается в признании.
9-12 баллов. Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
13-16 баллов. Очень неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения, сверхконформный.
7) Сотрудничающий – конвенциальный .
0-8 баллов. Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительный, во взаимоотношениях проявляет теплоту и дружелюбие.
9-16 баллов. Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на социальное принятие и одобрение , стремится удовлетворить требования всех, хочет быть хорошим для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный.
8) Ответственный – великодушный.
0-8 баллов. Ответственный, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
9-16 баллов. Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сочувствовать всем, навязчивый в своем стремлении помочь и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (но это может быть всего лишь «маска», скрывающая личность противоположного типа).
Первые четыре типа межличностных отношений - I, II, III и IV - характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям (III, IV), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (I, II). Другие четыре октанта - V, VI, VII, VIII - представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (VII, VIII), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (V, VI).
По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование: (I - V) + 0,7 x (III + II - IV - VI).
Дружелюбие: (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI).
В целом интерпретация данных должна ориентироватъся в большей степени на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени - на абсолютные величины.
Испытуемые, у которых преобладает властный-лuдuрующий тип межличностных отношений (октант I), характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, гомономностью (т. е. ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних, средовых Факторов), экстравертированностью. у таких людей поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по типу «здесь и сейчас», выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружающих, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.
Октант II, соответствующий незавuсuмому-домuнuрующему типу межличностных отношений, при явном преобладании над другими, по данным исследования, сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства (или самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний , выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять особую позицию в группе. Доминантность здесь в меньшей степени обращена на общие интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, «заражая» их своими идеями, Стиль мышления нешаблонный, творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается. Эмоциям недостает тепла, поступкам - конформности, Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью. Низкая подчиняемость.
Прямолинейный-агрессивный тип межличностных отношений (преобладание покавателей октанта III) обнаружил выраженную близость к таким личностным характеристикам, как ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью; упорство в достижении целей; практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт, в состоянии эмоциональной захваченности; повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес; непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках; повышенная обидчивость, легко угасающая в комфортной, не ущемляющей престиж личности испытуемого ситуации.
Октант IV - недоверчuвый-скептuчеекuй тип межличностных отношений - проявляется такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой по отношению к любым мнениям, кроме собственного; неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений , связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих; опережающая враждебность в высказываниях и поведении, которая оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте; системное мышление, опирающееся на конкретный опыт; практичность, реалистичность, склонность к иронии, высокая конфликтность, которая может быть не столь явной (если сравнивать с октантом III) и аккумулироваться, создавая тем самым повышенную напряженность и способствуя стремлению к отгороженности.
Покорный – застенчивый тип межличностных отношений (октант V) оказался преобладающим у личностей болезненно-застенчивых, интровертированных, пассивных и весьма щепетильных в вопросах морали и совести, подчиняемых, неуверенных в себе, с повышенной склонностью к рефлексии, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, с заниженной самооценкой, тревожных, с повышенным чувством ответственности, неудовлетворенных собой, склонных к тому, чтобы при неудачах винить во всем себя; легко впадающих в состояние грусти, пессимистически оценивающих свои перспективы, аккуратных и исполнительных в работе, избегающих широкого круга контактов, а также социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих: ранимых и впечатлительных, болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.
Зависимый – послушный тип межличностных отношений характерен для лиц с преобладанием показателей октанта VI. Эти люди обнаруживают высокую тревожность, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, тенденцию к выраженной зависимости собственных мотиваций от отношений со значимыми для них личностями, собственного мнения от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Исполнительность и ответственность в работе создает им хорошую репутацию в коллективе, однако инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствуют их продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, повышенная самокритичность, опасения неуспеха как основа мотивационной направленности создают основу для конформного поведения.
VII октант – сотрудничающий – конвенциальный тип межличностных отношений - обладает такими индивидуально-личностными характеристиками, как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкая агрессивность, повышенная откликаемость на средовые воздействия, зависимость самооценки от мнения значимых для данной личности лиц, стремление к причастности групповым веяниям, к сотрудничеству. Таким людям свойственны экзальтация, потребность в излиянии дружелюбия , поиски признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы, стремление найти общность с другими, энтузиазм, восприимчивость к эмоциональному настрою группы, широкий круг интересов при некоторой поверхностности увлечений.
Преобладание октанта VIII позволяет отнести тип межличностного взаимодействия к ответственному-великодушному, который сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность соответствовать социальным нормам поведения, склонность к идеализации, гармонии межличностных отношений; экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может быть более поверхностной, чем это декларируется; художественный тип восприятия и переработки информации; целостный, образный стиль мышления, способность легко вживаться в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полезной для всех людей; проявление милосердия, склонность к благотворительности (миссионерский склад личности): артистичность, потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим; проблема подавленной (или вытесненной) враждебности, вызывающая повышенную напряженность; соматизация тревоги, склонность к психосоматическим заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокированности поведенческих реакций.
С целью изучения структуры Я, внутриличностной гармонии индивида, к испытуемым следует обратиться со следующим заданием: «После того, как вы оценили себя по приведенным в опроснике характеристикам, сделайте то же самое в отношении образа Я, к которому вы стремитесь, т. е. опишите с помощью тех же характеристик идеал вашего Я. При этом не забудьте включить и те свойства , которыми вы уже обладаете, если они не противоречат вашему представлению об идеале».
Полученные данные обсчитываются и заносятся на психограмму так же, как и в первом случае, после чего проводится анализ и сопоставление оценки испытуемым его актуального и идеального образа Я.
Наиболее простой и часто встречающийся вариант представляют собой незначительные количественные различия; которые позволяют судить о том, какие особенности своего стиля межличностного поведения индивида не устраивают. Если в образе Я октант V зачерчен больше других, а в образе идеала Я он значительно уменьшен и ему противопоставлен увеличенный октант I, следовательно, испытуемый считает себя слишком пассивным, застенчивым и робким в межличностных отношениях и хотел бы от этих свойств избавиться, быть более уверенным в себе.
Если образ Я включает в себя высокие показатели октанта IV (т. е. выявляет недоверчивость, настороженность, недовольство сложившимися отношениями с окружающими), а образ идеального Я обнаруживает преобладание октанта VIII и значительно уменьшившиеся показатели октанта IV, то при интерпретации результатов следует учесть, что испытуемый тяготится межличностным конфликтом и отчасти склонен самокритично оценить свою роль в создавшейся ситуации, стремясь в идеале быть доброжелательным и конгруэнтным с окружающими его людьми. Таким образом, каждый раз соотношение показателей полярных по содержательным характеристикам признаков противоположных октантов (III и VII, II и VI) говорит о том, каковы пути компенсации тех личностных свойств, которые ухудшают адаптацию личности в социальной среде.
Если в первом варианте (актуальное Я) преобладают октанты, отражающие характеристики зависимого и конформного поведения (V, VI, VII), а во втором (идеальное Я) - октанты, выявляющие независимость и доминантность (I, II) или агрессивность (III), то испытуемый болезненно переживает подчиненность своей позиции, страдает его самолюбие и компенсаторные усилия направлены на повышение своего социального статуса. Если соотношение обратное, т. е. преобладают независимость, доминантность и агрессивность (I, II, IV), а в идеале испытуемый хотел бы быть ближе к окружающим его людям и избавиться от тех черт характера, которые способствуют разладу межличностных отношений: от упрямства (III), агрессивности (IV), дистантности (II), самоуверенности (1), это означает потребность в усилении самоконтроля над непосредственным, спонтанным поведением.
В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между актуальным Я и идеальным Я. Умеренное (неконфликтное) расхождение, или неполное совпадение, должно рассматриваться как необходимое условие для дальнейшего роста личности, ее самосовершенствования.
Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (октанты V, VI, VII), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (октант IV). Преобладание одновременно октантов I и V свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности; преобладание октантов IV и VIII означает конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью (проблема подавленной враждебности); если преобладают октанты III и VII, значит, происходит борьба мотивов самоутверждения и аффилиации; если II и VI – то налицо проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.
Примерно также интерпретируется соотношение полярных октантов при сопоставлении образов актуального Я и идеального Я. Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может проявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружающими. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому личность самостоятельно движется по пути самосовершенствования. Это имеет большое значение для психолога при выборе методов коррекции поведения индивидуума с учетом его внутриличностных ресурсов и степени осознания им имеющихся проблем. Наличие выраженного внутриличностного конфликта, проявляющегося в значительном расхождении при оценке актуального и идеального Я, является свидетельством высокой невротизации.
Интерпретация данных диагностики межличностных отношений в основном должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими , и в меньшей степени - на абсолютные величины.
Результаты по 128 вопросов переводятся в психограмму – круг, состоящий из 8 октант, ориентированных относительно двух главных осей:
Доминирование – подчинение.
Дружелюбие – агрессивность.
Полученные по каждому из октантов количественные показатели от 0 до 16 переносятся на психограмму. На соответствующей номеру октанта координате, на уровне полученных баллов, проводятся дуги. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, мы получаем некое подобие «веера». Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным личностям.
Агрессивность
V
IV
Подчинение
Рис. Психограмма показателей выраженности свойств личности,
существенных при взаимодействии с другими людьми
Таким образом, методика Т. Лири позволяет определить и наглядно представить наиболее присущие индивиду особенности поведения, чаще всего проявляющиеся в процессе его взаимодействия с другими людьми.