Диагноз «дизартрия»: что это такое? Легкая (стертая) форма дизартрии

Человека отличает от животных организованная и структурированная речь, которая имеет множество функций. Каждого человека с самого рождения обучают речи. Если возникают различные формы отклонений и причины деформации речи, которые и являются симптомами болезней, тогда ребенка направляют на коррекцию или лечение. Дизартрия является одним из подобных нарушений, которые необходимо устранять с помощью специалистов.

Уже в раннем возрасте можно отметить, что у ребенка нарушена речь. На этапе формирования артикуляционного аппарата данный факт трудно установить, поскольку всем детям трудно дается правильное произношение слов и фраз. Однако со временем это становится явным. В первую очередь можно обратиться к логопеду, чтобы он провел диагностику речи ребенка и установил диагноз.

Что такое дизартрия?

Что такое дизартрия? Это нарушение речи, при котором ребенок неправильно (искаженно или затрудненно) произносит звуки, слова, фразы, слоги. Причиной данного расстройства ученые называют поражение головного мозга или различные нарушения в артикуляционном аппарате:

  • Иннервация голосовых связок, мышц мягкого неба или лицевых мышц в результате различных заболеваний, например, волчьей пасти или заячьей губы.
  • Отсутствие зубов.

Следствием речевой дизартрии развивается письменная, когда ребенок не может научиться правильному письму из-за неправильности произношения звуков и слогов. В тяжелых формах дизартрия приобретает формы непонятной для окружающих речи. Вследствие этого ребенок становится замкнутым и изолированным, а также нарушается склонность к нарабатыванию письменных навыков.

Причины дизартрии

Главной причиной дизартрии врачи называют поражение головного мозга, в результате чего возникает иннервация артикуляционного аппарата – органы, которые участвуют в создании речи, мало подвижны. К ним относятся губы, язык, нёбо, голосовые связки и пр.

Если дизартрия проявляется у взрослых людей, то у них не отмечается нарушение письма и чтения. Данные функции сохраняются. Однако появление дизартрии у детей приводит к расстройству в письме и чтении. Ребенок уже изначально становится неспособным к какой-либо форме речи. Устная речь при этом лишена плавности, сопровождается изменением темпа (то ускоряется, то замедляется), сбитым ритмом дыхания.

Выделяют следующую классификацию дизартрии:

  1. Скрытую. Имеет стертую симптоматику, поэтому ее путают в дислалией, от которой дизартрия отличается очагом неврологических симптомов.
  2. Выраженную. Ее основными симптомами являются непонятность, нечленораздельность, невыразительность интонации, дыхания, голоса, а также нарушенное звукопроизношение.
  3. Анартрию – полное отсутствие звуковоспроизведения.

Другими причинами дизартрии у детей могут быть:

  • Токсикоз во время беременности.
  • Неправильное развитие плаценты.
  • Несовместимость резус-факторов.
  • Вирусные заболевания во время беременности.
  • Стремительные или длительные роды.
  • Инфекционные болезни мозга у новорожденного.

Другими причинами дизартрии у взрослых становятся:

  • Сосудистая недостаточность.
  • Перенесенный инсульт.
  • Генетические, прогрессирующие или дегенеративные болезни нервной системы (болезнь Хантингтона, ).
  • Опухоль или воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз.
  • Астенический бульбарный паралич.

Дизартрия делится на степени тяжести:

  1. Легкая – нарушение мелкой моторики, движений артикуляционных органов, произношения звуков. Речь нечеткая, но понятная.
  2. Тяжелая – связана с детскими церебральными параличами.

Менее распространенными причинами дизартрии называют:

  • Передозировка лекарства.
  • Отравление угарным газом.
  • Травмы головы.
  • Интоксикация вследствие злоупотребления наркотиками или алкоголем.

Дизартрия у детей

Часто дизартрия проявляется у детей, что имеет своеобразные формы проявления. Ее можно распознать по:

  1. Трудностям в произношении всех звуков. Дети их коверкают, искажают.
  2. Трудностям с жеванием и глотанием.
  3. Недоразвитости мелкой и крупной моторики: трудно прыгать на одной ноге, застегивать пуговицы, вырезать из бумаги.
  4. Трудностям с освоением письменной речи.
  5. Трудностям в употреблении предлогов и при составлении предложений.
  6. Расстройству голосообразования, изменению интонации, ритма и темпа речи.

Комбинация всех расстройств, которые отмечаются у ребенка при дизартрии, отличается в зависимости от тяжести болезни, степени, очага поражения нервной системы и времени развития. Отличаются речевые, двигательные и психические расстройства у данной категории детей.

Таких детей следует обучать в специализированных школах, где сначала проводится диагностика и уточнение вида и степени болезни, после чего применяется индивидуальный подход к обучению малыша.

Формы дизартрии

Выделяют различные формы дизартрии:

  1. Бульбарная – проявляется в снижении мышечного тонуса, атрофии или параличе мышц языка и глотки. Речь становится невнятной, замедленной, нечеткой. Возникает вследствие опухолей или воспаления в продолговатом мозге. Люди с данной формой дизартрии обладают низкой мимической деятельностью.
  2. Подкорковая – проявляется в нарушении тонуса и непроизвольных движениях мышц (гиперкинез). В спокойном состоянии и обстановке в кругу знакомых и близких ребенок неправильно произносит слова, звуки, фразы. Ситуация усугубляется, если ребенок попадает в стрессовую обстановку – он не может произнести ни слога. Изменяется интонация, темп и ритм. Речь становится либо быстрой, либо медленной, при этом существует большой разрыв между словами. Развиваются дефекты звукообразования и коммуникационные навыки. Может также развиться нарушение слухового аппарата.
  3. Мозжечковая – проявляется в скандировании или выкрикивании звуков. Возникает редко.
  4. Корковая – проявляется в произношении целых фраз и предложений. Возникают паузы между слова, словно при заикании. Если речь идет интенсивно, тогда возникают различные видоизменения звуков. В то же время отдельные слова ребенок произносит без труда.
  5. Стертая (легкая).
  6. Псевдобульбарная – проявляется чаще всего вследствие различных травм при родах или интоксикации. Легкая форма выражается замедленной и затрудненной речью, что объясняется малой подвижностью губ или языка. Тяжелая форма выражается полным обездвиживанием речевого аппарата, амимичностью, ограниченностью движений губ, в открытом рте.

Стертая дизартрия

Достаточно часто встречается стертая дизартрия, при которой основными характерными признаками являются:

  • Плохая дикция.
  • Невнятность и невыразительность речи.
  • Замена и искаженность звуков.

Впервые данную форму дизартрии описала О. Токарева, которая указывала на то, что отдельное произношение звуков у детей не вызывает труда, однако произношение их в сложных словах и фразах уже приводят к искажению. Речь становится размытой, нечеткой, смазанной.

Поражение головного мозга приводит к развитию стертой дизартрии. Обычно ее выявляют в 5-летнем возрасте. Если имеются подозрения на наличие дизартрии, ребенка следует отвести к невропатологу, который диагностирует болезнь, а затем назначит лечение. Коррекционная терапия слабо развита, однако она включает комплекс медикаментов, психолого-педагогической работы и логопедической помощи.

Помимо замены или полного отсутствия звуков, у ребенка наблюдается неспособность обучиться навыкам самообслуживания, нарушения в крупной моторике, а также невозможность держать рот закрытым из-за вялости мышц челюсти.

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют. Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым. Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц. Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

Коррекция дизартрии

Самостоятельно вылечить дизартрию не получится.. Помимо лечебных мер можно прибегнуть к дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и пр. Коррекция дизартрии зависит от степени тяжести болезни. В основном с больным работает логопед, который разрабатывает его артикуляционный аппарат, дыхание, мышцы лица и т. д.

Коррекционная работа делится на такие этапы:

  1. Массаж, когда разрабатываются мышцы лица.
  2. Упражнения по формированию артикуляции.
  3. Автоматизация при звукопроизношении.
  4. Правильное произношение звуков.

Прогноз

Дизартрия излечивается в зависимости от мер, которые предпринимались при лечении. Прогнозы остаются разнообразными, что зависит от причин возникновения и способности врачей устранить факторы болезни.

Многое ложится на плечи родителей, которые тоже должны выполнять рекомендации врачей и поддерживать своего ребенка. Следует давать ему любовь и понимание, а также хвалить за любые малейшие достижения.

Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны. Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

Отчего возникает дизартрия?

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.

Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.

Синдром дизартрии у детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении - она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.

Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание - это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Классификация дизартрии

В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  3. Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  4. Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  5. Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  6. Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  7. Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.

Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 - 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.

Отсутствие мимики у ребенка может сопровождаться нарушением глотания, затрудненной речью. Все это считается симптомами дизартрии

Диагностика заболевания

Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.

Логопедическое исследование - неотъемлемая часть диагностики

Лечение дизартрии

Лечение должно быть комплексным. В первую очередь необходимо бороться с основным заболеванием, приведшим к появлению симптомов. Лечение включает медикаментозное воздействие, логопедическую коррекцию и реабилитационные мероприятия. Логопедические занятия по выработке речевых навыков состоят из:

  • развития мелкой моторики;
  • восстановления артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа;
  • гимнастики для дыхательных органов;
  • коррекции произношения звуков;
  • работы над повышением выразительности речи;
  • активного речевого общения.

Ребенок может заниматься в группе или индивидуально. Важна не форма, а регулярность и строгое следование назначениям врача. Хорошие результаты дает посещение детского сада, школы, кружков и групп, предназначенных для детей с логопедическими проблемами. Благотворное влияние на процесс лечения может оказать дельфинотерапия.

Лечить медикаментами следует основное заболевание. Показано применение ноотропов. Они помогают улучшить память, активизировать работу мозга. Применение медикаментов желательно сочетать с другими мероприятиями:

  • лечебной физкультурой;
  • массажем, в том числе точечным;
  • физиотерапией, включая лечебные ванны;
  • иглоукалыванием;
  • гирудотерапией.

Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж - базовые занятия, которые можно практиковать как на приеме у логопеда, так и в домашних условиях (см. также: )

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом - логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений.

СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ КАК УСТОЙЧИВЫЙ СИМПТОМОКОМПЛЕКС

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Как особый вид речевого расстройства стертая фор -ма дизартрии стала выделяться в логопедии относи -тельно недавно - в 50-60-х годах XX века.

В своей классификации нарушений звукопроизно -сительной стороны речи, основанной на патогенети -ческом принципе, Р.А.Белова-Давид отграничила два основных вида: дислалию, связанную с функциональ -ным характером нарушения, и дизартрию, обусловлен -ную органическим повреждением центральной нерв -ной системы.

Систематизируя нарушения звукопроизношения у дошкольников с учетом патогенеза звукопроизносительных расстройств, Е.Ф.Соботович выделила недостатки звукопроизношения, которые проявлялись на фоне неврологической симптоматики и имели органическую основу, однако носили стертый, невыраженный характер. Она квалифицировала их как расстройства дизартрического ряда, отмечая при этом, что симпто -матика этих нарушений отличается от проявлений тех классических форм дизартрии, которые имеют место при ДЦП.

Другие отечественные и зарубежные исследователи также указывали, что существует группа детей с нару -шениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствуют ни дис -лалии, ни дизартрии.

Длительное время природа указанных расстройств оставалась неясной, что проявилось и в вариативности терминологии (апрактическая дизартрия, артикулятор -ная диспраксия, органическая, центральная или усложненная - «затяжная» - дислалия, функциональная дизартрия, малые дизартрии, минимальные дизартри-ческие расстройства и др.). В дальнейшем в исследова -ниях Е.Ф.Соботович, Р.И.Мартыновой, Э.Я.Сизовой, Э. К. Макаровой, Л.ВЛопатиной и других эти наруше -ния стали обозначаться как стертая дизартрия или как стертая форма дизартрии.

Сам термин «стертая форма дизартрии» впервые был употреблен Токаревой О.А., по мнению которой дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи их слабо автоматизируют и дифференцируют.

Очевидно, что первоначально исследователи относили стертую форму дизартрии к собственно звукопро -износительным расстройствам, но впоследствии эти нарушения многими авторами стали трактоваться как симптомокомплекс, включающий в себя речевые и не -речевые симптомы. В настоящее время в отечественной литературе стертая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизноси-
тельной стороны речи, наблюдаются нерезко выражен ные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формиро -вание ряда высших корковых функций. В литературе подчеркивается, что стертая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симпто -мов, их неоднородностью, вариативностью, различ -ным соотношением речевой и неречевой симптоматики, нарушениями знакового (языкового) и незнакового (сенсомоторного) уровней. Поэтому она представляет значительную трудность для дифференциальной диагностики.

Этиологию стертой формы дизартрии отечественные авторы связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Во мно -гих случаях в анамнезе имеет место цепочка вредностей всех трех периодов развития ребенка. Исследователи отмечают, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение имеет распро -страненный характер и может способствовать задержке созревания и нарушению функционирования структур

Головного мозга.

В иностранной литературе для подобных наруше -ний используется понятие «речевая, или артикуляционная, диспраксия развития» (Development apraxia of speech- DAS). Среди причин, вызывающих DAS, обычно называют нарушение иннервации артикуляционного аппарата, двигательные расстройства, ораль -ную апраксию как нарушение центральной программы временного согласования произвольных мускульных движений артикуляционного аппарата, минимальную

Мозговую дисфункцию.

Отечественные и зарубежные исследователи отме -чают наличие многообразной неврологической симптоматики у детей со стертой формой дизартрии,

Симптомы органического поражения центральной нервной системы обнаруживаются в форме стертых па -резов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах (избы -точных непроизвольных движениях), проявляющихся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов, на -рушении вегетативной нервной системы.

Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Б.А.Архипов указыва -ют на нарушение функции глазодвигательных нервов у детей со стертой формой дизартрии, проявляющееся в одностороннем птозе, косоглазии, ограничении объ -

Ема движения глазных яблок.

В двигательной сфере у данной категории детей на -блюдается одинаковое развитие функций обеих рук и псевдолеворукость. Исследователи отмечают замед -ленность, неловкость, недостаточность движений при

относительной сохранности их объема, подчеркивая, что ограничение объема движений верхних и нижних конечностей выявляется преимущественно с одной стороны.

Отметим, что общая моторика детей со стертой формой дизартрии недостаточно исследовалась в отличие от тонкой моторики, нарушение которой, наряду с артикуляционной, определяется авторами как один из ведущих симптомов при стертой форме дизартрии. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, описывая нарушения ручной моторики у этих детей, отмечают неточность, некоординированность, недостаточную динамическую организованность движений. А.В.Се-менович указывает на грубые нарушения реципрок-ных и синергетических сенсомоторных координации, обилие синкинезий.

Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Нарушения функций трои-ничного нерва (V пара) проявляются в сужении объема движений нижней челюсти. При этом отмечается неточность, ограниченность движений, синкинезий губ и языка. Нарушения функции лицевого нерва (VII пара) у детей со стертой формой дизартрии проявляются в сглаженности, асимметричности носогубных складок, недостаточном объеме мимических движений, движений губ при оскаливании. Нарушения иннервации подъязычного нерва (XII пара) проявляются в невозможности удержания статической позы, треморе кончика языка, трудностях поднятия вверх языка, гипер-или гипотонусе мышц. Нарушения функции языкоглоточного нерва (IX пара) проявляются в недостаточном поднятии мягкого неба (Uvula), назализованном оттенке речи, саливации, ограниченном объеме движений средней части и корня языка.

Авторы также указывают на трудности переключения движений, воспроизведения одновременных движений артикуляционных органов, персеверации (навязчиво повторяющиеся движения), перестановки при воспроизведении серии движений.

Перечисленные нарушения моторики артикуляционного аппарата определяют разнообразные фонетические недостатки, которые, по мнению большинства исследователей, являются доминирующими в структуре дефекта при стертой форме дизартрии. О.А.Токарева указывает, что у данной категории детей имеются более грубые проявления нарушений звукопроизношения, чем при дислалии, требующие длительного логопедического воздействия для их устранения. Особенности звукопроизношения определяются характером нарушений иннервации, состоянием нервно-мышечного аппарата артикуляционных органов. Поданным Г.В.Гу-ровец и С.И.Маевской, наиболее распространенные искажения - боковое, межзубное, смягченное произношение звуков. Дети со стертой формой дизартрии сложные звуки часто заменяют артикуляционно более простыми, аффрикаты расщепляют на составляющие

их компоненты, щелевые заменяют смычными, твердые - мягкими.

Большинство исследователей отмечают, что для детей с этим дефектом характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажениях и отсутствии преимущественно трех групп звуков: свистящих, шипящих, соноров.

Менее выражены, по мнению авторов, у данной категории детей просодические (голосовые) расстройства. Указывается на отклонения в темповой и динамической организации речи. Отмечаются особенности тембра голоса (высокий, громкий, крикливый, срывающийся на фальцет или, наоборот, - тихий, низкий, слабый), недостаточное дифференцирование различ ных видов интонации. Речь характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазанным» интонационным рисунком.

Во многих исследованиях, посвященных изучению проблемы стертой формы дизартрии (Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина и др.), отмечается, что у детей данной категории распространены нарушения фонематического восприятия. Им трудно различать на слух твердые-мягкие, звонкие-глухие звуки, аффрикаты и составляющие их элементы. Для них характерны искажения звукослоговой структуры слов, трудности в овладении звукослоговым анализом и синтезом, формирования фонематических представлений.

Дискуссионным является вопрос о механизмах фонематического недоразвития в структуре речевого дефекта при стертой форме дизартрии. Поданным исследований Л.В.Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Как отмечала Р.Е.Левина, такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезии, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи. Таким образом, в современной дефектологической литературе фонематическое недоразвитие в структуре дефекта при стертой форме дизартрии рассматривается как вторичное нарушение.

Иной точки зрения придерживаются исследователи-нейропсихологи (А.В.Семенович, Л.И.Серова и др.). Они также считают, что нарушение фонематического восприятия, наряду с недостаточностью фонетической стороны речи, является одним из доминирующих симптомов при стертой форме дизартрии, однако оно обусловлено не звукопроизносительными расстройствами, а системной задержкой и искажением цереброгенеза мозговых систем.

Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина отмечают у детей со стертой формой дизартрии недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной

речи. Одной из причин недостаточной сформирован-ности грамматического строя речи у данной категории детей, по их мнению, является нарушение дифференциации фонем. Аналогичной точки зрения придерживается и Н.В.Серебрякова, которая указывает на наличие у дошкольников со стертой формой дизартрии лексикограмматического недоразвития речи и нарушений связной речи. Однако другие исследователи не соглашаются с данной точкой зрения (Р.И.Мартынова, Г.В.Гуровец и др.) и утверждают, что данные нарушения не являются обязательными, они могут проявляться при наличии определенных неблагоприятных факторов.

Исследователи-нейропсихологи обнаруживают у детей со стертой формой дизартрии нарушение соотнесения слова-наименования и образа предмета. У части детей наблюдается несформированность и бедность самостоятельной речевой продукции, задержка становления обобщающей и регулирующей функции слова.

Ряд авторов (Р.И.Мартынова, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина и др.) выявляет особенности формиро -вания ряда высших психических функций и процес -сов у детей со стертой формой дизартрии: ослабление мыслительной деятельности по типу астенизации с выраженным снижением функций внимания и памяти, трудности при обобщении, классификации, опреде лении логической последовательности событий в сю жетных сериях, нарушения в установлении причинноследственных связей.

Некоторыми исследователями (О.А.Красовскои, А.В.Семенович и др.) выделены как типичные сим -птомы стертой формы дизартрии дефекты избира тельности зрительной памяти, восприятия, про -странственных представлений. Так, О.А.Красовская указывает на нарушения зрительного распознавания предметов: фрагментарность восприятия предметных изображений, нарушения симультанного гнозиса и недостаточность наглядного контроля. Она отмечает, что при исследовании рисунков у этих детей выявленные нарушения носят различный характер: от полного распада зрительно-конструктивной деятельности, не -возможности выполнения рисунка ни по инструкции, ни по образцу до искажения отдельных деталей, раз -меров, неправильного расположения его в пространстве (поворот на 90 градусов). А.В.Семенович говорит о тенденции к инверсии вектора зрительного воспри-яти;т (справа налево, снизу вверх) и левостороннему игнорированию.

Исследователи, занимавшиеся изучением данной проблемы, проводили наблюдения преимущественно за детьми дошкольного возраста. Тем не менее неко -торые из них (Р.И.Мартынова, М.П.Давыдова и др.) указывают на возможные трудности обучения в школе детей со стертой формой дизартрии. Л.В.Лопатина и Н.В.Серебрякова пишут, что дети со стертой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно подготовлены к усвоению школьной программы по русскому языку. По данным Р.И.Мартыновой, на письме у детей со стертой формой дизартрии наблюдаются дисграфиче-ские ошибки.

Г.В.Чиркина также указывает на нарушения письменной речи у детей с этим дефектом: «Многие дети, поступившие в массовые школы, совершенно не могли усвоить программу первого класса»,

Таким образом, в литературе отмечается наличие следующих симптомов стертой формы дизартрии у детей: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представ ле-ний, памяти, нарушения моторики, просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизно-шения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Психическое развитие этих детей протекает по специфическому типу и характеризуется системно-динамической задержкой и искажением формирования ряда высших психиче -ских функций и процессов.

Для организации эффективной коррекционной работы необходимо определить доминирующие симптомы, обязательные для симптомокомплекса при стертой форме дизартрии, и вторичные, проявляющиеся при наличии определенных условий, а также хорошо представлять влияние особенностей психического развития данной категории детей на формирование чтения и письма,

Порой нам встречаются люди, в том числе и дети, речь которых сложно понять, т.к. она невнятна, монотонна, без интонаций и голосовых модуляций. Кроме того впадают в глаза и другие поведенческие особенности. Это значит, что мы столкнулись со случаем дизартрии. С латинского этот термин переводится, как «расстройство членораздельной речи». Стёртая дизартрия, являясь одной из её форм, имеет не очень чёткие, стёртые психологические, неврологические и речевые проявления.

Код по МКБ-10

R47.1 Дизартрия и анартрия

Эпидемиология

Эпидемиология заболевания такова, что обследование логопедами детей дошкольного возраста выявляет у половины из них дефекты речи. Среди нарушений дизартрия одна из распространённых, а 60-85% случаев заболевания обусловлены детским церебральным параличом.

Причины стертой дизартрии

Стёртая дизартрия - отголоски повреждения отдельных участков мозга - высшего отдела центральной нервной системы (ЦНС), которая имеет связь со всеми тканями и органами периферической нервной системы. Именно поэтому её сбои влекут за собой нарушения других органов. К причинам стёртой дизартрии относят:

  • травмы головы;
  • инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и др.);
  • интоксикацию организма никотином, алкоголем, наркотиками или медикаментами при неправильном лечении;
  • сосудистые заболевания (инсульты);
  • опухоли;
  • другие заболевания (рассеянный склероз, болезни Альцгеймера, Паркинсона);
  • наследственные заболевания;
  • родовые травмы или полученные во время неблагополучного протекания беременности;
  • детский церебральный паралич.

Факторы риска

Исходя из причин, приводящих к стёртой дизартрии, факторами риска являются атеросклероз сосудов головного мозга, черепно-мозговые травмы головы, вредные привычки, неосторожное поведение с химическими веществами (мышьяком, азотистыми соединениями), хронические заболевания печени и почек, поражающие головной мозг. У детей стёртая дизартрия возникает вследствие инфекции внутри утробы матери, родовых травм, сильного токсикоза при вынашивании плода, несовпадения резус-фактора женщины и ребёнка, гипоксии плода, асфикции во время родов.

Патогенез

В основе патогенеза поражение центральной и периферической нервной системы человека. Речевой механизм устроен так, что из ЦНС по центробежным нервам идёт сигнал к рецепторам речевых органов запустить его. При повреждении одного из звеньев цепочки мозг-лицо сигналы из коры головного мозга не доходят к мышцам, отвечающим за артикуляцию, дыхание и голос.

Симптомы стертой дизартрии

Симптомы стёртой дизартрии выражаются как в дефектах речи, так и в поведенческих действиях. Речевая симптоматика проявляется в неправильном выговаривании переднеязычных, шипящих и свистящих звуков. Голос при этом монотонный, слабый и тихий, тембр изменён. Слуховое восприятие снижено. Неречевые симптомы включают в себя ослабление произвольных движений, появление патологических рефлексов (потливость стоп, ладоней), непроизвольные автоматические подёргивания лица (гиперкинезы), изменение мышечного тонуса. Повышенный (спастичность) выдают туго сомкнутые губы, напряжённые мышцы шеи и лица, ограниченные движения речевого аппарата. При пониженном тонусе (гипотонии) язык вялый и лежит на дне рта, губы полуоткрыты, течёт слюна. Смена одного тонуса другим (дистония) нарушает дыхание во время разговора, в момент произношения слов оно прерывистое и учащённое. В отдельных случаях возможно снижение памяти, затруднение концентрации внимания, мыслительной деятельности.

Первыми признаками стёртой дизартрии являются размытость, смазанность произносимых слов, нечёткость артикуляции, искажение звуков. Часто такая речь напоминает разговор с набитым ртом. Со взрослыми такое бывает после перенесенного инсульта, травмы головы. У грудных детей о первых признаках заболевания может свидетельствовать слабый сосательный рефлекс.

Развитие двигательной сферы при стертой дизартрии

Развитие двигательной сферы при стёртой дизартрии напрямую зависит от того, с какими нервными окончаниями утрачена связь. Так, повреждение тройничного нерва затрудняет открывание и закрывание рта, пережёвывание и глотание пищи. За счёт повреждения подъязычного возникает трудность в управлении языком, лицевого - невозможность надуть щёки или нахмурить брови, и языкоглоточного - сбой в работе гортани, нёба, из-за чего меняется голос, сбивается дыхание и т.д. Но к стёртой дизартрии чаще всего приводит нарушение функций подъязычного нерва.

Стертая псевдобульбарная дизартрия

Чаще других встречается стёртая псевдобульбарная дизартрия. Причина её появления - поражение мозга, произошедшее в детском возрасте. Это может быть опухоль, травма во время родов, энцефалит и др. В результате из коры головного мозга не поступает сигнал к черепным стволовым нервам, управляющим речевым аппаратом. Из-за этого страдает моторика, ослабевают мышцы лица. У таких людей рот приоткрыт, течёт слюна, кончик языка с трудом поднимается и перемещается, слова смазаны и непонятны, в голосе появляется гнусавость. Существует три степени стёртой псевдобульбарной дизартрии. Лёгкой степени соответствуют незначительные нарушения речи. Чаще всего неправильно произносятся р, ц, ч, ш, ж, звонкие же звуки не имеют достаточной звуковой наполненности. Средняя степень выражается в малоподвижности мускул лица, трудностях при жевании или глотании, обильном слюнотечении. Произношение большинства звуков искажено, звонкие согласные произносятся глухо, гласные недостаточно звонко. Получаются лишь к, н, м, т, п, х. Тяжёлой степени характерна полная неподвижность лицевых мышц, рот открыт, жевательные и глотательные движения затруднены, речь отсутствует.

Стертая дизартрия у детей

Стертая дизартрия у детей чаще всего возникает в результате отклонений во время беременности, аномальных родов, асфиксии плода. Пока ребёнок не разговаривает, симптомы проявляются в слабом сосательном инстинкте, отказе брать сосок в рот. К тому же он несколько отстаёт в физическом развитии. Плохо получается захват и удерживание предметов в руке, не любит играться с мелкими игрушками, собирать детали конструктора, рисовать, лепить. У такого ребёнка повышенное слюноотделение, неактивная мимика лица, не получается язык свёртывать в трубочку. Но, в целом, его состояние не вызывает особой озабоченности.

Стертая дизартрия у дошкольников

В дошкольном возрасте становятся заметны отклонения, связанные с общей моторикой. Дети неуклюже ходят, не могут стоять на одной ноге, быстро устают от физических нагрузок, плохо имитируют движения, на музыкальных уроках с опозданием реагируют на смену позиций, темпа и музыкального ритма, слабо держат в руке ручку и не любят рисовать. Таким детям сложно в достаточной степени обслужить себя, застёгивать или расстёгивать пуговицы, завязывать шарф. В 5-6 лет появляются особенности артикуляционного аппарата. При пониженном тонусе мышц нижняя челюсть плохо удерживается в приподнятом состоянии, поэтому рот не закрывается, губы и язык вялые. Спастичность мышц даёт полуулыбку лица, твёрдость их при пальпации. Для них бывает затруднительным долгое время держать одну и ту же позу: надутые щёки, губы трубочкой, высунутый язык, т.к. он через некоторое время начинает дрожать и подёргиваться. Условно погрешности произношения делятся на три группы:

  • с нарушениями произношения звуков и интонационно-выразительной окраски речи (просодики). Такие дети хорошо выговаривают слова, имеют большой словарный запас, но вызывают трудность многосложные слова. Им свойственна плохая пространственная ориентация;
  • к первым нарушениям присоединяется несформированность фонетического слуха. Выражается это в неумении согласовывать различные части речи в предложениях, произносить сложные слова, слабом словарном запасе. Эта группа детей направляется в специальный детский сад;
  • с очевидными нарушениями произношения, просодики, недоразвитием фонетического слуха. Для таких детей организованы специализированные группы в детских садах.

Стертая дизартрия у взрослых

В отличие от детей у взрослых людей на момент возникновения дизартрии уже сформирован речевой аппарат и разговорный навык. Они всё слышат и воспринимают. Дефекты речепроизводительного аппарата наступают в результате повреждения центральной нервной системы по одной из вышеупомянутых причин. В создании звуков задействованы дыхательная и артикуляционная системы. Дыхательная отвечает за голосообразование, которое возможно благодаря попаданию воздуха из гортани на резонаторы, отражающие его на артикуляционный аппарат. Тот, в свою очередь, с помощью таких инструментов, как язык, гортань, нёбо, губы, зубы, рождает звук. Выход из строя любой из этих цепочек приводит к речевым нарушениям.

Стадии

Степень отклонения речи от нормы и тяжесть поражения нервной системы находятся в прямой зависимости. Логопеды выделяют четыре стадии дизартрии. На первой искажения звуков слышны только логопеду. На второй стадии речь говорящего понятна, хотя очевидны погрешности в произношении даже посторонним. Третья стадия имеет более выраженные дефекты - искажения, пропуски или подмена звуков. Разговор медленный, слова невыразительны, невнятны, их понимают только близкие. Четвёртая стадия самая тяжелая, она наступает при полном параличе речедвигательных мышц, когда речь становится невозможной или совершенно непонятной даже близкому окружению.

Формы

Виды стёртой дизартрии определяются локализацией поражения ЦНС, отвечающего за функцию речи, и её симптоматикой. Различают следующие:

  • псевдобульбарную , при которой поражаются корково-ядерные нервные окончания. Для неё характерно нарушение произношения звуков, вялость речевой мускулатуры;
  • корковую , вызванную очаговым поражением коры головного мозга (затруднены произвольные движения);
  • смешанную.

Осложнения и последствия

Последствия и осложнения стёртой дизартрии находятся в социальной и психологической плоскости. Серьёзные дефекты речи, затрудняющие общение в семье, коллективе, с друзьями могут привести к социальной изоляции. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на эмоциональное состояние человека, вызывает подавленность настроения, депрессии.

Диагностика стертой дизартрии

Диагностику стёртой дизартрии осуществляет невролог и логопед. Необходимо оценить степень повреждения центральной нервной системы, её локализацию.

Невролог в своих выводах опирается на инструментальные исследования. Логопедическое заключение основывается на оценке речевых и неречевых симптомов: характере дыхания, состоянии лицевой мускулатуры, способности производить артикуляционные движения. Анализируется устная речь: произношение слов, их интонирование, разборчивость, ритм и темп.

Проводятся письменные тесты: диктанты, списывание текстов, чтение вслух. У детей стёртая дизартрия диагностируется после 5 лет.

Анализы крови, мочи назначают для определения общего состояния организма.

Инструментальная диагностика играет важную роль в определении диагноза, её объём зависит от первоначального диагноза, поставленного неврологом или детским неврологом. Самую точную картину дадут следующие исследования: МРТ головного мозга, электромиография, электроэнцефалография, электронейрография.

Дифференциальная диагностика

Задача дифференциальной диагностики, исходя из оценок симптоматики, отделить стёртую дизартрию от моторной аллалии, афазии и дислалии . Все эти диагнозы сопряжены с поражениями очагов мозга, поэтому только неврологические исследования дадут ответ на вопрос.

Во время диагностики стёртой дизартрии трудность составляет разграничение её лёгкой формы и сложной дислалии, т.к. они имеют схожие симптомы. В случае дислалии дефекты речи не связаны с поражением ЦНС. Чаще всего она вызвана особенностями анатомического строения артикуляционного аппарата. Рассмотрим дифференциальные признаки дислалии и стёртой дизартрии. Основные критерии, которыми руководствуются при определении стёртой дизартрии, следующие:

  • состояние артикуляции (замедленность темпа, затруднения в удержании или переключении артикуляции);
  • наличие изменений в интонации и чёткости произношения слов;
  • появление других движений при одновременном движении языком;
  • устойчивый характер нарушений произношения звуков.

Для дислалии характерно нарушение артикуляции только согласных, в том числе, и в различных вариантах их произношения. Сформированные логопедом звуки хорошо усваиваются, ритм и темп речи не нарушен, дыхание, артикуляция, голосообразование скоординированы. В отличии от этого при стёртой дизартрии гласные часто произносятся в нос. Отдельные изолированные звуки могут звучать правильно, но в слове искажаются. Вызывает трудность их постановка, темп произношения не стабильный, дыхание нарушено, речь производится на вдохе. Все обязательные для правильного произношения функции не скоординированы.

Лечение стертой дизартрии

К лечению стёртой дизартрии походят комплексно, включая медикаментозное лечение, использовании физиотерапевтических и педагогических методов. Цель лечения - достичь такого уровня произношения слов, чтобы речь была понятна окружающим, и человек смог адаптироваться в обществе. Для детей со стёртой дизартрией существуют специализированные логопедические группы, формирующиеся в зависимости от уровня развития: с фонетическими, фонетико-фонематическим и общим нарушением речи. Медикаментозное лечение назначается неврологом и направлено на усиление мозговой деятельности. Это сосудистые, ноотропные, седативные и метаболические препараты. С помощью лечебной гимнастики укрепляются лицевые мышцы, развивается мелкая и крупная моторика рук, т.к. она непосредственно связана с функциями речи. Необходима и дыхательная гимнастика, в этом случае эффективна гимнастика Стрельниковой, обязателен массаж лица. Дополняет этот комплекс лечебных мероприятий непрерывная работа логопеда по постановке звуков.

Методики коррекции по стертой дизартрии

Методики коррекции по стёртой дизартрии включают в себя все вышеописанные процедуры с добавлением других нетрадиционных. Они зависят от тяжести поражения речевого аппарата. На первом этапе посредством массажа укрепляется лицевая мускулатура. Далее делаются специальные упражнения для налаживания правильной артикуляции. За этим следует работа по автономной постановке звуков, затем по правильному произношению их в словах. Если работа проводится с ребёнком, то немаловажна психологическая поддержка в виде похвалы и одобрения. Параллельно применяют иглоукалывание, гирудотерапию, лечебные ванны. Даёт хорошие результаты метод лечения с помощью общения с дельфинами (дельфинотерапии), игр с использованием песка (пескотерапии), игровых упражнений (сенсорная терапии).

Перспективное планирование при стертой дизартрии

Перспективное планирование при стёртой дизартрии разработано для детей дошкольного возраста и заключается в развитии речевого слуха, зрительного, слухового внимания. Для этого проводятся игры: например, с помощью картинок и игрушек предлагают запомнить их расположение либо наличие, а потом рассказать, что изменилось. Так укрепляют зрительное внимание. Для усиления слухового используют шумовые игрушки, скажем, нужно угадать, кому принадлежит голос либо откуда доносится звук. Следующий этап направлен на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Он состоит из различных упражнений для развития челюсти, укрепления подвижности губ, мышц языка, щёк, тренировки дыхания. Делается специальная гимнастика для выработки навыков постановки и произношения отдельных звуков. Для этого используется наглядная демонстрация, где должен находиться язык, как располагаются губы. Перед зеркалом отрабатывается навык произносить свистящие, шипящие, звук р, л. Далее с помощью игр проводится работа над коррекцией звуков, над их точностью, чистотой, темпом, силой. Потом идёт работа над звуком, для чего заучиваются и проговариваются стихи, скороговорки, поговорки. Игры на узнавание звука в слогах развивают фонематическое восприятие. Венчают большую проведенную работу упражнения на способность дифференцировать звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Календарно-тематическое планирование при стертой дизартрии

Календарно-тематическое планирование при стёртой дизартрии у детей предусматривает индивидуальный план работы с поэтапным проведением коррекционных мероприятий с указанием конкретных действий и сроков выполнения. Этот план разрабатывается для конкретного пациента с учётом возраста и глубины поражения речевого аппарата. Как правило, он состоит из подготовительного и основного этапа. Первый подготовительный этап направлен на формирования взаимодействия между зрительным, слуховым и моторным восприятием, на улучшение мелкой моторики, артикуляции, памяти, умение анализировать. Цель основного - развитие речи, исправление фонетических ошибок звуков, укрепление артикуляционного аппарата.

Логопедическая работа со стертой дизартрией

Составление календарно-тематических планов и поэтапное их выполнение - в этом заключается логопедическая работа со стёртой дизартрией. Отличительные черты данного диагноза в том, что логопеду для внесения коррекции в произношение звуков, необходимо провести большой и трудоёмкий подготовительный этап. Эффективность коррекции речи в дальнейшем полностью зависит от успешной работы логопеда на этом этапе.

Упражнения при стертой дизартрии

Разработаны специальные упражнения при стёртой дизартрии для укрепления артикуляционного аппарата, развития общей моторики, в том числе рук, координации движений, нормализации голоса и дыхания во время произношения слов. Упражнения для рук влючают в себя шнурование, нанизывание бус на нитку, штриховку с помощью карандаша, лепку пластилином. Улучшают координацию движений с помощью пантомимы: руками необходимо изобразить услышанное.

Существуют и другие упражнения по согласованию движений. Речевое дыхание и голос нормализуют с помощью гимнастики Стрельниковой. Вот несколько приёмов: сделать неглубокий вдох, задержать дыхание и медленно выдохнуть; вдохнуть, придержать воздух, на выдохе произносить любой гласный звук; на выдохе плавно менять один гласный звук на другой. Также хорошо помогает игра на дудочке, надувание шариков. В лечебные мероприятия по коррекции речи включены и упражнения на осязание предметов, пространственное представление. Для этого наощупь по фактуре и форме предлагают узнать предмет и пр. Дают навыки устанавливать причинно-следственную связь, обобщать.

Постановка звуков при стертой дизартрии

Постановку звуков при стёртой дизартрии начинают с гласных звуков, т.к. они играют главную роль в разборчивости и чёткости произношения слов, эмоциональной окраске речи. Вначале работа ведётся над коррекцией таких звуков: э, а, и, ы, о, у. После достижения чёткости в артикуляции переходят к согласным [м"-м], сонорным [н"-н], [j], [л"-л], [р"-р], смычково-взрывным [п"-п], [б"-б], [т"-т], [д"-д], [к"-к], [г"-к], щелевым [ф"-ф], [в"-в] и переднеязычным [с"-с], [з"-з], [ш-ж],[х"-х], [щ], [ч], [ц]. Сначала идёт подгововительный этап, затем постановка звуков.

Артикуляционная гимнастика для стертой дизартрии

Разработана специальная артикуляционная гимнастика для стёртой дизартрии с применением как динамических упражнений, так и пассивных.

Существует методика Ермаковой для жевательных мышц. Упражнения заключаются в поочерёдном открывании и закрывании рта, надувании и втягивании щёк, выдвигании вперёд и в сторону челюсти, закусывании нижней губой верхней. Гимнастика Архиповой также направлена на укрепление мышц лица. Состоит она в надувании щёк, вытягивании губ трубочкой, обнажении верхних и нижних зубов поочерёдно, втягивании губ в ротовую полость, фырканьи «лошадкой», имитации полоскания зубов.

Пассивная гимнастика для языка по методике Правдиной предполагает движения под воздействием другого человека. Такие упражнения проводятся в три этапа: вход, поддержание и выход из позиции. Например, нужно сомкнуть губы, посторонний пальцем их придерживает и предлагает дуть в них и пытаться разомкнуть. Произношению каждой группы звуков соответствует определённое расположение языка, губ, напряжение мышц. Именно на укрепление этих навыков и направлена артикуляционная гимнастика.

Массаж при стертой дизартрии

Массаж при стёртой дизартрии используется для укрепления или расслабления лицевых мышц. При гиперкинезах и гипертонусе делается расслабляющий массаж. Состоит он в непродолжительном 1-1,5 минуты поколачивании, поглаживании лица от висков к переносице, лбу, носу, губам. Людям с пониженным тонусом назначают укрепляющий массаж. В этом случае лицо более длительно (минуты 3) и глубоко разминают и растирают. Все движения направлены горизонтально от центра к периферии лица.

Для улучшения моторики рук проводят массаж и самомассаж пальцев и кистей рук. Так, детям в виде игр предлагают имитировать движения утюга, пилы, замешивания теста и другие, сопровождая специальными четверостишьями по этой теме.

Адаптированная программа по стертой дизартрии

Адаптированная программа по стертой дизартрии разработана для развития и обучения детей дошкольного возраста с учётом их особенностей. Она является планом для учителя-логопеда и других участников образовательного процесса, определяет приоритеты обучения, даёт методику и её организационные аспекты, регламентирует все виды обучения и систему оценки результатов её усвоения. В ней задействованы кроме логопеда воспитатели, на которых в рамках адаптированной программы возложено проведение игр, бесед, экскурсий, музыкальный руководитель, специалист по изобразительному искусству, физкультурник, вовлечены и родители. Программа разработана на два года и состоит из нескольких этапов.

  • На первом исходно-диагностическом этапе путём сбора анамнеза, психологических и логопедических тестов определяется степень повреждения речи и задачи по коррекции дефектов, заполняется речевая карта.
  • На втором этапе организационно-подготовительном разрабатывается индивидуальная программа коррекции.
  • Третий этап - коррекционно-технологический предусматривает реализацию всех намеченных мероприятий.
  • Четвёртый - итогово-диагностический.

Проводятся логопедические исследования для оценки состояния речевого аппарата и других функций ребёнка. Принимаются решения о прекращении занятий с логопедом в случае позитивных результатов, продолжении или изменении характера занятий.

Важно знать!

Дизартрия – расстройство речевой функции, которое приводит к нечленораздельному, часто трудно воспринимаемому произношению. Эта патология изучается как неврологами, поскольку причиной ее возникновения является трансформация нервной регуляции аппарата речи, так и логопедами, занимающимися коррекцией произношения.

Нарушения речевого развития – это довольно распространенная проблема среди детей. Такие патологические состояния далеко не всегда проявляются выраженной симптоматикой, и в этом случае родители не обращают на них пристального внимания. И совершенно зря, ведь при отсутствии адекватной коррекции такие нарушения могут принести много неприятностей в дальнейшей жизни. К самым распространенным логопедическим нарушениям относится дизартрия у детей дошкольного возраста в стертой форме, темой нашего сегодняшнего разговора станет симптоматика стертой дизартрии и ее лечение.

Стертая дизартрия – это довольно распространенная патология, которая с трудом поддается коррекции. Такое нарушение касается произносительной стороны речи, и обычно наблюдается у деток дошкольного, а также младшего школьного возраста.

Симптомы стертой дизартрии

При стертой форме дизартрии у маленьких пациентов фиксируется недостаточная подвижность ряда мышечных групп в речевом аппарате, которые могут быть представлены губами, мягким небом либо языком. В ряде случаев наблюдается общая слабость во всем периферическом речевом аппарате по причине поражения определенных участков нервной системы.

При стертой дизартрии малыши могут произносить большинство изолированных звуков правильно, однако в общем речевом потоке они слабо автоматизируют эти звуки и в то же время недостаточно их дифференцируют. Недостатки произношения могут быть самыми разными. Чаще всего при стертой дизартрии наблюдается смазаность и размытость, а также некоторая нечеткость артикуляции. Такие симптомы особенно заметны в потоке речи.

При стертой форме дизартрии у детей не наблюдается выраженных полиморфных нарушений звукопроизношения, у них также не фиксируются нарушения тонуса и проблемы в сократительной способности артикуляционных мышц.

Классическими симптомами дизартрии становятся многие патологические особенности артикуляционного аппарата. У маленьких пациентов может наблюдаться паретичность мышц артикуляционных органов, что выражается в вялости мышц лица и губ, опущенности углов губ, отсутствием возможности задержать позу закрытого рта. Наблюдается вялость языка, его кончик недостаточно активный. Упражнения приводят к увеличению мышечной слабости.

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста иногда сопровождается спастичностью мышц, что проявляется в напряжении мышц лица, постоянной полуулыбке губ, верхняя губа при этом прижимается к деснам. При речи губы никак не участвуют в артикуляции, так детки со спастичностью мышц лица просто не могут вытягивать губы вперед. Язык становится толстым, у него не наблюдается выраженного кончика, также этот орган становится малоподвижным.

Также стертая форма дизартрии у детей может проявляться гиперкинезами (дрожанием языка и голосовых связок), апраксией, отклонением языка от средней линии и гиперсаливацией ().

Как корректируется стертая дизартрия, лечение заболевания какое эффективно?

Устранение стертой дизартрии подразумевает проведение комплексного воздействия, которое включает в себя медицинское, психолого-педагогическое, а также логопедическое направление.

Успешное лечение такого патологического состояния зависит от полноценного сотрудничества специалистов и родителей. Важную роль играет правильное развитие артикуляционной моторики.
И отличный эффект дают правильные упражнения, подобранные с учетом специфики выявленного нарушения. Могут подбираться комплексы занятий, как для расслабления, так и для увеличения тонуса проблемных участков. Логопед обучает правильному выполнению упражнений, а родители должны заниматься их отработкой.

Коррекция стертой дизартрии может подразумевать проведение дыхательной гимнастики. Так отличный эффект дает выполнение комплекса , он эффективно развивает речевое дыхание и способствует установлению плавности речи.

При некоторых разновидностях дизартрии рот у ребенка может быть постоянно приоткрыт. При этом родителям необходимо обучать малыша контролю над положением рта.

Успешная коррекция стертой формы дизартрии включает в себя и принятие мер по развитию моторики. Маленьким пациентам необходимо выполнять упражнения по преодолению моторной неловкости и по развитию пальчиковой моторики. Отличный эффект дает гимнастика, особенные упражнения на координацию, а также на равновесие. Детям рекомендуют собирать пазлы, мозаику и шнуровки, а также выполнять прочие аналогичные задания.

Стертая форма дизартрии требует коррекции звукопроизношения. Специалист-логопед помогает дошкольнику овладеть методом правильного произношения звуков, как гласных, так и согласных. Кроме того терапия включает в себя и развитие речи со всех сторон. При этом корректируется фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи: развивается фонематический слух, навыки звукового анализа, расширяется словарный запас, также проводится обучение по грамотному построению высказываний.

Отличный эффект при стертой дизартрии дает проведение логопедического массажа. Его выполняет сертифицированный логопед. Такой метод коррекции подразумевает проведение массажа губ, языка и щек для оптимизации мышечного тонуса, а также для стимуляции мышц речевого аппарата.

В ряде случаев коррекция стертой дизартрии должна включать в себя занятия с психологом, к примеру, при необходимости коррекции наличествующих у дошкольника эмоциональных нарушений.