Где похоронен некрасов николай алексеевич. Некролог николаю некрасову


мм..Помнится давно еще, когда я увлекалась чтением воспоминаний разных докторов, у Белоголового прочла про болезнь великого поэта Некрасова... Тут наткнулась на статью по той же теме, решила пост написать...
Диагноз сейчас бы поставил любой студент старших курсов(ну или почти любой), а тогда....

С середины 1876 г. великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов стал плохо себя чувствовать. Еще зимой 1874 г. он несколько раз приглашал доктора Николая Андреевича Белоголового, выпускника Медико-хирургической академии, жалуясь на недомогание, вялость, острую невралгическую боль. Однако он еще держался, работал, бывал в редакции, ездил на охоту. Прошло еще несколько месяцев и началось "беспрестанное хворание". Летом 1876 г. Некрасовы жили на даче в Чудовской Луке. Отсюда Николай Алексеевич писал в Кара-биху

"Любезный брат Федор, мне очень плохо; главное: не имею минуты покоя и не могу спать - такие ужасные боли в спине и ниже уже третий месяц. Живу я в усадьбе около Чудова, почти через каждые 10 дней езжу в Гатчино, где живет доктор Боткин, - что далее будет со мной не знаю - состояние мое крайне мучительное - лучше не становится" (11 июля 1876 г.)

Его лечил Н.А.Белоголовый, о чем и оставил дневниковые записи. Болезнь поэта, с его слов, была тяжелой и приносила много страданий. Вместе с ним лечением больного занимались известные врачи С.П.Боткин и Е.И.Богдановский. Врачи отмечали, что на фоне вздутия живота кон-турируется поперечная ободочная и нисходящая кишка. Больного лечили свечами из цинка и опия, микроклизмочками с несколькими каплями опийной настойки, экстрактом из ревеня, касторовым маслом, применением очистительных и масляных клизм ("выводящие клистиры"), использованием электрического воздействия на живот ("фарадизация")

В диагностическом плане вначале высказывались разные предположения, ломали голову довольнодолго, но со временем становилось все более очевидным, что речь идет о раковой опухоли толстой или прямой кишки. В начале декабря 1876 г. больного консультировал работавший тогда в Медико-хирургической академии проф. Н.В.Склифосовский, который при пальцевом исследовании прямой кишки отчетливо определил новообразование - "...в окружности верхней части прямой кишки находится опухоль величиной с яблоко, которая окружает всю периферию кишки и, вероятно, причиняет ее приращение к крестцо вой кости, отчего эта часть кишки неподвижна; соответственно месту этой опухоли находится весьма значительное сужение кишки, сужение кишки весьма значительно так, что верхушка пальца едва в него проникает"

В общих чертах Николай Алексеевич был ознакомлен со своей болезнью и понял, что речь идет о серьезном заболевании. Настроение его ухудшилось. Врачи стали увеличивать дозу опия, но Н.А.Некрасов относился к этому очень негативно, так как боялся что это повлияет на его умственные способности, а он использовал малейшую возможность для литературной работы - продолжал писать стихотворения.

К этому времени относятся такие его строки:
О Муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа - и моя!

Применявшееся лечение оказывалось все менее и менее эффективным. Очистить кишечник не удавалось. Больной тяжело страдал. 18 января 1877 г. по рекомендации Н. А.Белоголового к Н.А.Некрасову был приглашен хирург проф. Е.И.Богдановский. К нему обратился сам больной поэт.

Евстафий Иванович Богдановский (18331888) окончил (1858) с золотой медалью Петербургскую Медико-хирургическую академию, блестяще защитил диссертацию (1861) с присвоением ему степени доктора медицины и хирургии. С 1870 по 1888 гг. был начальником кафедры госпитальной хирургии, которую основал Н.И Пирогов в 1841 г. и которой он руководил с 1841 по 1856 гг. Е.И.Богдановский умело сочетал новое патологоанатомическое направление в медицине с прежним анатомоклиническим. По отзывам современников, его наблюдательность, тщательность в исследовании больных, логичность и верность выводов поражали. Е.И.Богданоский был известен как выдающийся врач-клиницист, клиницист-мыслитель, искусный хирург-оператор. Он был в курсе всех новейших достижений в хирургии, нередко посещал хирургические клиники за рубежом. Известен Е.И.Богдановский и как выдающийся педагог, из школы которого вышла плеяда крупных хирургов и ученых М.С. Субботин, В.А.Ратимов, В.В.Максимов, А.Х.Ринек, Н.А.Круглевский, И.А.Праксин и др. Из 14 опубликованных им. работ наибольшую известность получили "Опыты переноса костей от одного животного к другому" (1861) и "Каменная болезнь" (1887). Известно, что в трудное доантисептическое время, он делал гастротомию, иссечение привратника и колостомию

Е.И.Богдановский внимательно осмотрел больного Н.А.Некрасова, провел ректальное исследование и счел возможным провести трубку через суженное опухолью место, что ему удалось осуществить с помощью эластичного желудочного зонда. Был достигнут нужный эффект. Такие процедуры повторялись и принесли значительное облегчение больному. Улучшению настроения способствовало и то, что в "Отечественных записках" (январь 1877 г.) был опубликован цикл его стихотворений "Последние песни". Используя периоды спокойствия от болей, Николай Алексеевич стал диктовать свою биографию, редактировать и дописывать стихотворение "Баюшки-Баю" и поэму "Мать"

1 февраля 1877 г. сестра поэта Анна Алексеевна Буткевич пишет брату Федору Алексеевичу в г. Ярославль: "...Здоровье брата не хуже; приглашен новый доктор, хирург Богданове-кий, который нашел возможность искусственным образом, с помощью катетра, освободить кишки. Вообще доктора говорят, что болезнь продолжительная и может длиться годы если только не случится что-нибудь необычайное. Один Боткин все еще стоит на том, что это не рак"

Сам Н.А.Некрасов писал брату Федору: "При мне постоянно доктор Белоголовый и профессор Богдановский хирург, Боткин ездит тоже. И много их. Оба вышеназванные (Белоголовый и Богдановский) превосходные люди. Я нашел в них друзей" (12 марта 1877 г.)

Однако паллиативные меры дали только временное облегчение и во второй половине марта состояние поэта вновь ухудшилось: нарастали симптомы кишечной непроходимости, устранять которые становились все труднее и труднее. Больной тяжело страдал, стал раздражительным. Встал вопрос об операции - создании противоестественного заднего прохода. Н.А.Некрасов не хотел и слышать о необходимости такой операции, хотя введение даже тонкого зонда через опухоль становилось трудным и мучительным для больного, и вскоре Е.И.Богдановскому не удалось провести даже буж для мочеиспускательного канала. 3 апреля 1877 г., как сообщает Н.А.Белоголовый, Н.А.Некрасов сам обратился с просьбой к лечащим врачам: "Ну, делайте дыру, что ли? ведь не могу-ж я дольше так оставаться?"
4 апреля 1877 г. Н.И.Богдановский, С.П.Боткин и Н.А.Белоголовый предложили Н.А.Некрасову делать операцию и назначили ее на 6 апреля

Операцию было доверено провести Е.И.Богдановскому, как об этом пишет Г.А.Колосов. Здесь нужно, однако заметить, что когда только впервые встал вопрос об операции, сестра поэта А.А.Буткевич обратилась через знакомого в Вене к известному хирургу проф. Теодору Бильроту с просьбой приехать в Петербург и сделать операцию брату. 5 апреля пришло согласие Т.Бильрота, за приезд и операцию он запросил 15 тыс. прусских марок. Готовясь к возможному приезду венского хирурга, Н.А.Некрасов пишет брату Федору: "...немедля пришли деньги, кроме 14 тыс. по векселям, за тобой 1 тыс. процентная. Весь твой Ник. Некрасов" (12 марта 1877 г.) . Лечившим больного врачам, в том числе и Е.И.Богдановскому, пришлось согласится с принятым решением и ожидать приезда Т.Бильрота, хотя они отчетливо понимали экстренную необходимость в разгрузке кишечника oneративным путем. Проф. Т.Бильрот прибыл в Петербург вечером 11 апреля 1877 г. и его ознакомили с историей заболевания. 12 апреля он осмотрел больного и переговорил с Е.И.Богдановским о неко торых приготовлениях к операции и о времени вмешательства, которое они согласованно назначили на 13 ч.
Операцию производили под хлороформным наркозом на квартире поэта (Литейный проспект, 36). В то время 123 года назад - опасным считался подход к толстой кишке через брюшную полость и признанным был доступ к нисходящей кишке в левой поясничной области. Проф. Т.Бильрот избрал поперечный разрез от остистых отростков поясничных позвонков к наружи, затем острым и тупым путем дошел до ретроперитонеальной клетчатки, имея в виду выделить и вне-брюшинно вскрыть лишенную в этом месте брыжейки нисходящую кишку. Однако была все-таки вскрыта брюшина, что было тотчас замечено. Через это отверстие хирург пальцем определил расположение толстой кишки. Отверстие было ушито тремя швами. Затем забрюшинная часть нисходящей кишки внебрюшинно была рассечена и края разреза кишки пришиты к краям кожи у переднего угла раны. Наложены швы па рану до выведенной кишки, концы трех ниток, наложенных на брю шину, выведены через рану наружу. Операция - колостомия в левой поясничной области - продолжалась 25 мин. Больной перенес вмешательство хорошо.
Проф. Т.Бильрот и проф. Е.И.Богдановский утром, днем и вечером делали перевязки. Кал не поступал, несмотря на ирригацию через колостому довольно большого количества воды, что, конечно, было связано с паретичным состоянием перерас тянутой кишки. На 3-й день в дополнение к перевязке и ирригации воды в кишку Т.Бильрот стал растирать живот намасленной рукой и последовало обильное выделение каловых масс. Колос-тома стала функционировать. Па следующий день утром Т.Бильрот уехал в Вену, пробыв в Петербурге 3 дня

Лечением больного постоянно занимались в основном Е.И.Богдановский и Н.А.Белоголовый. Рана частично нагноилась. Через колостому ежедневно проводились промывания кишки как в проксимальном, так и в дистальном направлении. Через месяц после операции Н.А.Некрасов стал вставать с постели и ходить по комнате, но был очень слаб и боли в животе повторялись

"Любезный брат, - пишет сестра поэта Федору, - послезавтра будет четыре недели как сделали операцию брату, до сих пор рана еще не зажила, два шва упорно держатся, а следовало бы им давно отойти. Местная болезнь по-видимому осталась в той же силе, только припадки изменили свой характер: теперь он вскрикивает буквально через каждые двадцать минут, боль продолжается недолго, но за то нет ему покоя ни днем, ни ночью.
В Фомин понедельник брат женился, это было для меня тяжелым сюрпризом, именно случалось тогда, когда, я наименее этого ожидала"

Со своей будущей женой - Фёклой Анисимовной Викторовой, которую сам Н.А.Некрасов и все его знакомые называли Зинаидой Николаевной, он познакомился в начале 1870 г., когда ей было 19 лет . Охарактеризовать эти отношения можно словами самого поэта, подарившего своей подруге том стихов с трогательной надписью: "Милому и единственному моему другу Зине. 12 февр. 1874 г." В устах сдержанного и замкнутого Некрасова эти слова означали очень многое

В последний год жизни - 1877 г. Николай Алексеевич посвящает еще одно стихотворение Зинаиде Николаевне:
Подвинь перо, бумагу, книги!
Милый друг! Легенду я слыхал:
Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мертвый пал!...
Говори, что ты довольна другом:
В торжестве одержанных побед
Над своим мучителем недугом
Позабыл о смерти твой поэт!

В том же году состоялось венчание на квартире поэта.
Из воспоминаний П.А.Ефимова : "Подговорили под строжайшим секретом, священника из домовой церкви, который взялся венчать на дому. Об этом по секрету было сообщено, между прочим, Г.И.Успенскому. Тот разболтал, священник, узнав, что по городу ходят слухи, наотрез отказался венчать, не желая рисковать местом. Тогда А.М.Унковский, по просьбе Некрасова, поехал к митрополиту Исидору. Митрополит сослался на церковные уставы и сказал, что ничем нельзя помочь. Так неужели, ваше преосвященство, - говорил А.М.Унковский, - ничем нельзя помочь больному, который перед смертью
желал бы загладить грехи своей жизни?
-Что делать? Ничем не могу помочь. Ведь мы сами связаны. Нужно венчать непременно в церкви. Ведь у нас не то, что у военных. Военное духовенство имеет свои походные церкви. Поставил палатку: тут у него и церковь, где он всякое таинство может совершить.
А.М.Унковский, вернувшись от митрополита, обратился к военному духовенству. Достали церковь-палатку, поместили ее в зале у Некрасова, и здесь же, поддерживая его за руки, обвели его три раза вокруг аналоя, уже полумертвого от страданий. Он был при этом босой и в одной рубашке"
В июле Н.А.Некрасов все же переехал на дачу (Черная речка), но в августе вновь вернулся в город. С каждым месяцем состояние поэта ухудшалось: уменьшился аппетит, нарастала общая слабость, появились отеки на обеих ступнях. Цвет лица, как пишет Н.А.Белоголовый, "сделался зеленовато-бледным"

Только постоянные переживания, страдания и раздумья тяжелобольного поэта могли породить такие строки:
Нет! не поможет мне аптека,
Ни мудрость опытных врачей:
Зачем же мучить человека?
О небо! смерть пошли - скорей!
и такие слова - "Тяжело умирать, хорошо умереть"

6 декабря 1877 г. известный книгоиздатель А.С.Суворин пишет Некрасову: "Как-то Вас бог милует. В последнее время я слышал, что Вам решительно лучше и что прошло то время, когда говорят больному, что "дни его сочтены", и дай Вам бог пожить еще если не для себя, то для родной литературы"

К 1877 г. относятся такие строки поэта:
"Вам, мой дар ценившим и любившим,
Вам, ко мне участье заявившим
В черный год, простертый надо мной, -
Посвящаю труд последний мой!
Я примеру русского народа
Верен: "в горе жить-
Некручинну бытъ"-
И больной работая полгода,
Я с трудом смягчаю свой недуг:
Ты не будешь строг, читатель-друг!"

Однако в декабре состояние больного довольно быстро стало ухудшаться, хотя колостома функционировала без каких-либо осложнений, лишь иногда наблюдалось небольшое выпадение слизистой оболочки. Вместе с тем, наряду с усилением общей слабости и исхуданием, появились постоянные и нарастающие боли в ягодичной области слева, припухлость и крепитация на задней поверхности бедра до коленной области, отеки на ногах. Периодически возникал озноб. Из прямой кишки стал выделяться зловонный гной. 14 декабря наблюдавший больного Н.А.Белоголовый определил, как он записал, "полный паралич правой половины тела". Больной был осмотрен С.П.Боткиным. Сознание и речь были еще сохранены. С каждым днем состояние прогрессивно ухудшалось, появились симптомы приближающейся смерти. Больной очень страдал. 26 декабря Николай Алексеевич поочередно подозвал к себе жену, сестру и сиделку. Каждой из них он сказал едва различимое "прощайте". Вскоре сознание покинуло его, и через сутки, вечером 27 декабря (8 января 1878 г. по новому стилю) Н.А.Некрасов скончался

На следующий день, 28 декабря 1877 г., в 10 часов вечера (вероятно, на квартире поэта) проф. В.Л.Грубер провел вскрытие. В средней трети прямой кишки определялась большая, бугристая, распадающаяся раковая опухоль, полностью перекрывавшая просвет кишки. Ни канцероматоза брюшины, ни метастазов опухоли в печень или другие органы не было выяв лено. Местное же распространение опухоли было значительным и выражалось в прорастании в крестец и мочевой пузырь. Параректальная клетчатка гнойно расплавлена. Гной распространялся через левое седалищное отверстие на бедро. В гнойный процесс вовлечены оба мочеточника и особенно левый, который был полностью непроходим со значительным расширением вышележащих отделов

30 декабря 1877 г. весь прогрессивный Петербург прощался со своим народным поэтом, выразителем дум и чаяний простых людей, великим патриотом России.
Николай Алексеевич Некрасов умер в возрасте 56 лет, похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Материалы взяты из Вестника истории медицины, авторы-А.И.Нечай, А.Д.Тарасов, М.В.Боголюбов, Т.В.Яковенко, а также из воспоминаний Н.А.Белоголового

Имя одного из ярких писателей XIX века знакомо каждому. Такие произведения, как “Кому на Руси жить хорошо” и “Дедушка Мазай и зайцы”, являются частью школьной программы каждого современного ученика. Биография Некрасова включает сведения, известные всем почитателям его творчества.

Например, он считается не только поэтом, но и публицистом. Это революционер-демократ, руководитель и редактор журналов “Отечественные записки” и “Современник”. Любитель карточных игр и охоты. Биография Некрасова знает много других интересных фактов. Им посвящена наша статья.

Кто он такой?

Родным городом будущего поэта стал украинский Немиров, в котором он появился на свет в 1821 году. Некрасов Николай Алексеевич родился в семье военнослужащего и благовоспитанной дочери состоятельного арендатора. По воспоминаниям поэта, брак родителей не был счастливым. Мать всегда представала страдалицей, переживающей свою женскую долю. Ей писатель посвятил немало произведений. Пожалуй, ее образ - единственный положительный герой мира Некрасова, который он пронесет через все свое творчество. Отец тоже станет прообразом отдельных героев, но более деспотичных.

Взросление и становление

После ухода отца в отставку Алексей Сергеевич стал исправником - так раньше называли главу полиции. Маленький Николай часто выезжал с ним по делам. В это время он видел немало смертей и бедности. Впоследствии сложности крестьянского народа в своих поэмах отразил уже писатель Некрасов.

В Ярославской гимназии он проучится до 5-го класса. Первые стихи будут написаны в специально заведенной тетрадке. Большинство ранних работ поэта насыщены печальными образами и впечатлениями. Когда ему исполнится 17 лет, его отец, мечтавший о карьере военного, отправит сына в дворянский полк.

Первым самостоятельным решением Некрасова стало желание поступить в Петербургский университет. Этому способствовало знакомство со студентами, ставшими хорошими приятелями. Экзамен он провалил, записавшись на филологический факультет в качестве вольнослушателя. В течение двух лет Некрасов посещает лекции и не забрасывает поиски работы - рассерженный Некрасов-старший отказался ему помогать материально. В этот период поэт испытывает страшные страдания, оставшись без крова, да еще голодным. В ночлежном приюте за 15 копеек он написал для кого-то прошение. Это стало первым эпизодом его жизни, когда будущая профессия принесла деньги.

Поиски своего направления

Лишения не прошли даром для писателя. Он на себе понял, что такое тяготы жизни. Жизнь Некрасова вскоре наладилась. “Литературная газета” печатала его произведения, а сам он усердно работал во всех направлениях: писал водевили, азбуки, стихи и прозу.

Первый сборник стихов “Мечты и звуки” Некрасов выпустил на собственные сбережения. Критика о книге поделилась поровну - одни считали ее похвальной, другие отзывались нелестно. Подобно Гоголю, раздосадованный Некрасов скупил, а после уничтожил почти все ее экземпляры. В наше время “Мечты и звуки” приобрели статус литературной редкости, которую найти крайне трудно.

За неудачей следует признание

Факт того, что стихи не раскупались, заставил писателя задуматься, изучить причину своего поражения. Некрасов Николай Алексеевич открыл для себя новый жанр - прозу. Он дался легче. В ней автор отражает жизненный опыт, впечатления от города, где стремится показать все его сословия. Это разносчицы, чиновники, обманутые женщины, ростовщики и бедняки. Не останавливаясь на достигнутом, Некрасов вносит юмористический подтекст, ставший основой нескольких последующих произведений.

Творческий подъем писателя приходится на выпуск собственных альманахов. Жизнь Некрасова не представляется ему без издательской деятельности, которую он связывает с арендой “Современника” в 1847 году. В журнал перешло много талантливых поэтов, включая Белинского, который всегда знакомился первым с новыми работами Некрасова и давал свои отзывы. В число тех, для кого “Современник” стал стартовой площадкой, вошли: Тургенев, Огарев, Островский, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин и другие. Каждый вносил что-то свое, делая “Современник” лучшим литературным изданием. Сам Некрасов печатается в нем, оставаясь его руководителем.

Сатира - способ посмеяться над обществом

Творческий путь писателя неизменно связан не только с поиском себя, но и других направлений, в которых можно работать. Биография Некрасова не может обойти стороной любовь к сатире, которую он открыл в поздние годы творчества. В свет вышел целый ряд сатирических работ. В этом жанре писатель разоблачает социальные устои, с тонкостью описывает злободневные темы, использует методы задушевных интонаций и водевильных составляющих. Одним словом, он ловко использует богатство русского языка, применяя гротеск, сарказм, фарс и иронию.

В это время рождается “Кому на Руси жить хорошо”. Поэма крестьянской тематики затрагивает главную мысль - ощущая свободу, испытывает ли русский народ счастье? В 1875 году поэт заболевает. К нему приходят телеграммы и письма от читателей, что дает новое вдохновение для последних произведений. На похороны на Новодевичьем кладбище пришло огромное число людей. Среди них был Достоевский, назвавший Некрасова третьим писателем после Пушкина и Лермонтова. Даты жизни Некрасова - 28 ноября 1821 года (родился) - 27 декабря 1877 года (умер).

Личное счастье

Что можно сказать о человеке, который прочувствовал и воочию увидел все несчастья крестьян и рабочего класса, которым так много уделял произведений? Был ли счастлив он сам?

Разумеется, биография Некрасова приводит сведения о том, что поэт любил Авдотью Панаеву, супругу писателя Ивана Панаева. Их отношения остались в истории как одни из странных. И хотя Иван Панаев прослыл гулякой, его жена оставалась порядочной женщиной. Сперва она отвергала и Некрасова, и Достоевского, тоже в нее влюбленного. А вскоре призналась в ответных чувствах к первому. Некрасов перебрался в ее дом, образуя любовный треугольник Некрасов-Панаева-Панаев. Так они прожили 16 лет. Со смертью Панаева связано рождение сына Некрасова и его скорая смерть. Поэт впадает в депрессию, что послужило разрывом отношений по инициативе Авдотьи.

Новой избранницей писателя стала деревенская девушка Фекла Викторова. Разница в возрасте составляла 25 лет. Необразованной женщине он дал имя Зинаида. Ее он водит в театры и старается всячески просвещать.

Место в литературе

Каждый писатель оставляет свой след. Некрасов Николай Алексеевич был одним из ярких авторов XIX века, оставивший в наследие немало работ, наделенных глубиной и философией. Его имя носят библиотеки, музеи и другие культурные заведения. В честь писателя названы центральные улицы многих российских городов. Ему посвящены памятники и почтовые марки. По мнению многих литераторов, его творчество не было оценено в полной мере при его жизни. Однако эта утрата восполняется в наше время.

Николай Алексеевич Некрасов (1821─1877) - выдающийся русский поэт, писатель и публицист, ставший классиком отечественной литературы. Наибольшую известность получили его произведения «Кому на Руси жить хорошо», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Дедушка Мазай и зайцы». В течение длительного времени он занимался активной общественной деятельностью, руководя журналами «Современник» и «Отечественные записки».

Николай Алексеевич прославился как апологет народных страданий, пытаясь показать через свои произведения истинную трагедию крестьянства. Также он известен как поэт-новатор, активно вводивший в русскую поэзию народные прозаизмы и речевые обороты.

Детство и юность

Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в Винницком уезде Подольской губернии в семье крупного ярославского помещика Алексея Некрасова. В это время полк, в котором он служил, квартировал в этих местах. Матерью великого поэта была полька Елена Закревская. Вскоре после рождения сына отец бросил военную службу, и семья переселилась под Ярославль в родовое имение Грешнево.

Будущий поэт рано познакомился с реалиями крепостной русской деревни и тяжелого крестьянского быта. Все это производило гнетущее впечатление и оставило в его душе глубокий след. Мрачная и унылая жизнь в этих местах откликнется в будущих стихотворениях поэта «Родина», «Несчастные», «В неведомой глуши».

Осложняли суровые реалии плохие отношения матери и отца, что пагубно отражалось на жизни многодетной семьи (у Некрасова было 13 сестер и братьев). Там же, в родном краю, Некрасов впервые заболел поэзией. Вселила любовь к искусству его любимая матушка, которая была хорошо образована. Уже после ее смерти поэт нашел множество книг на польском языке, на полях которых она оставляла заметки. Свои первые стихи, написанные в семилетнем возрасте, маленький Коля также посвятил маме:

Любезна маменька, примите
Сей слабый труд
И рассмотрите,
Годится ли куда-нибудь.

После поступления в гимназию Некрасов покинул родной очаг и наслаждался свободой. Он жил в городе на частной квартире вместе с младшим братом и был предоставлен сам себе. Наверное, поэтому учился он неважно, да и с учителями нередко вступал в словесные перепалки и писал о них сатирические стихи.

В 16 лет Николай переезжает в Петербург. Смена обстоятельств оказалась вынужденной, так как после отчисления из гимназии ему грозила военная карьера с непереносимым для свободолюбивого Коли казарменным духом. В 1838 году он приезжает в столицу с рекомендательным письмом для поступления в кадетский корпус, но вместо этого начинает подготовку к поступлению в университет. Подчеркивая свое желание порвать с ненавистным прошлым, в котором единственным светлым пятном были воспоминания о матери, поэт пишет стихотворение «Мысль».

Первый поэтический сборник Некрасова под названием «Мечты и звуки» не был принят ни критиками, ни самим автором. После этого он надолго отошел от лирики, а все попадающие ему в руки экземпляры книги немедленно уничтожал. До самой смерти Николай Алексеевич не любил вспоминать об этих пьесах и стихах.

На литературном поприще

После такого поворота отец отказал в материальной поддержке, поэтому Некрасов вынужден был перебиваться случайными заработками и даже рисковал умереть голодной смертью. Тем не менее он свято верил в литературу как наиболее совершенную форму свободной и разумной деятельности. Даже самая тяжелая нужда не заставила его уйти с этого поприща. В память об этом периоде он начал писать, но так и не закончил роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

В период с 1840 по 1843 года Николай Алексеевич занялся написанием прозы, параллельно сотрудничая с журналом «Отечественные записки». Из-под его пера вышло множество рассказов - «Утро в редакции», «Карета», «Помещик 23 лет», «Опытная женщина» и многие другие. Под псевдонимом Перепельского он пишет драмы «Муж не в своей тарелке», «Феокфист Онуфриевич Боб», Дедушкины попугаи», «Актер». Вместе с этим он стал известен как автор многочисленных рецензий и фельетонов.

В 1842 году состоялось долгожданное примирение с отцом, которое открыло ему дорогу домой. «С усталой головой, ни жив ни мертв», - так он описывает возвращение в Грешнево. К тому времени уже престарелый отец простил его и даже гордился способностью сына преодолевать трудности.

На следующий год Некрасов знакомится с В. Белинским, который поначалу не очень серьезно относился к его литературному дару. Все изменилось после появления стихотворения «В дороге», заставившего знаменитого критика назвать его «истинным поэтом». Еще больше Белинский восхитился знаменитой «Родиной». Некрасов не остался в долгу и назвал встречу с ним своим спасением. Как оказалось, поэту с его огромным талантом очень нужен был человек, который озарил бы его своими идеями.

Певец души народной

После написания стихотворения «В дороге», обнажавшего душу интеллигентного человека, которому были не чужды народные страдания, он создает еще около десятка произведений. В них автор аккумулирует всю свою ненависть к бессмысленному мнению толпы, готовой клеймить лживой и пустой болтовней любую жертву тяжелой жизни. Его стихи «Когда из мрака заблужденья» стали одной из первых попыток русских авторов показать светлый образ женщины, загибавшейся от нищеты и несчастий.

В период с 1845 по 1854 год поэт писал не так много, создавая бессмертные стихи «Памяти Белинского», «Муза», «Маша», «Несжатая полоса», «Свадьба». В них трудно не заметить того призвания, которое нашел в своей судьбе великий поэт. Правда, он пока еще с особой осторожностью шел по этому пути, чему способствовали и не лучшие годы для литературы, связанные с усилением реакционного николаевского режима.

Общественная деятельность

Начиная с 1847 года, поэт встал у руля журнала «Современник», став его издателем и редактором. Под его руководством издание превратилось в полноценный орган революционно-демократического лагеря, с ним сотрудничали самые передовые литературные умы России. Несмотря на отчаянные попытки спасти журнал, когда Некрасов продекламировал свои стихи на обеде в честь знаменитого графа Н. Муравьева («вешателя»), в 1866 году «Современник» был закрыт. Поводом к столь решительному шагу властей стали выстрелы Каракозова в Летнем саду, чуть не стоившие жизни императору. До последних дней жалел поэт о своем поступке, назвав это «звуком неверным».

Спустя два года Некрасов все же вернулся к издательской деятельности, приобретя право на издание «Отечественных записок». Этот журнал станет последним детищем Николая Алексеевича. На его страницах он публиковал главы знаменитой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» и ряд сатирических произведений.

Поздний период

Гораздо более плодотворным был период с 1855 по 1864 год, который начался с воцарения нового императора Александра II. В эти годы Некрасов предстает как истинный творец поэтических картин народной и общественной жизни. Первым произведением в этом ряду стала поэма «Саша». Так получилось, что на это время пришелся общественный подъем, в том числе и зарождение народнического движения. Откликом на это неравнодушного поэта и гражданина стало написание поэмы «Коробейники», «Песни Еремушке», «Размышления у парадного подъезда» и, конечно, «Поэт и гражданин». Стремясь поддержать порыв революционной интеллигенции, он призывает к подвигу и самопожертвованию ради народного счастья в стихотворении «Сеятелям».

Поздний творческий период характеризуется присутствием в стихах элегических мотивов. Они нашли выражение в таких стихотворениях, как «Утро», «Элегия», «Три элегии», «Уныние». Особняком стоит самое известное произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо», ставшая венцом его творческой деятельности. Ее можно назвать настоящим путеводителем по народной жизни, где нашлось место народным идеалам свободы, выразителем которых стал герой произведения Гриша Добросклонов. Поэма содержит большой пласт крестьянской культуры, донесенной до читателя в форме поверий, поговорок, разговорного народного языка.

В 1862 году после расправы со многими друзьями-радикалами Некрасов возвращается в родные места на Ярославщине. Пребывание на малой родине вдохновило поэта на написание поэмы «Рыцарь на час», которую автор особенно любил. Вскоре он купил собственную усадьбу Карабиха, куда приезжал каждое лето.

Поэт и гражданин

В русской литературе Николай Некрасов занял свое, совершенно особенное место. Он стал настоящим народным поэтом, выразителем его чаяний и страданий. Обличая пороки властьпридержащих, он, как мог, заступался за интересы угнетенной крепостничеством деревни. Тесное общение с соратниками по «Современнику» помогло сложиться глубоким нравственным убеждениям, связанным с его активной гражданской позицией. В своих произведениях «О погоде», «Плач детей», «Размышления у парадного подъезда» он делится с читателями своими революционными идеями, рожденными во имя народного счастья.

В 1856 году увидел свет литературный сборник «Стихотворения», ставший своеобразным манифестом прогрессивной литературы, мечтавшей навсегда снять оковы крепостничества. Все это способствовало росту авторитета Николая Алексеевича, который стал нравственным ориентиром для многих представителей тогдашней молодежи. И не случайно его гордо называли самым русским поэтом. В 1860-е годы утвердилось понятие «Некрасовская школа», в которую «зачисляли» поэтов реального и гражданского направления, писавших о народе и говоривших со своим читателем его языком. Среди самых известных авторов этого течения выделяются Д. Минаев и Н. Добролюбов.

Отличительной чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность. В своих стихах «Колыбельная песня», «Современная ода» он высмеивает знатных лицемеров и буржуазных филантропов. А в «Суде» и «Песне о свободном слове» виден яркий остросатирический политический подтекст. Поэт изобличает цензуру, помещиков-крепостников и иллюзорную свободу, данную императором.

Последние годы жизни Некрасов страдал от тяжелого онкологического заболевания желудка Он согласился на проведение операции знаменитым доктором Бильротом, но она оказалась безуспешной. Не спасла от тяжелого недуга и поездка в Крым - 27 декабря 1877 Николая Алексеевича не стало. Его похороны превратились в беспрецедентное выражение народных симпатий тысяч людей, пришедших в морозный зимний день почтить память великого поэта.

Личная жизнь

В самые тяжелые времена безденежья Некрасову помог известный в Петербурге держатель литературного салона Иван Панаев. В его доме поэт познакомился со многими выдающимися деятелями литературы - Достоевским, Тургеневым, Салтыковым-Щедриным. Особняком стояло знакомство с красавицей Авдотьей Панаевой, супругой Ивана. Несмотря на ее твердый нрав, Некрасов сумел добиться расположения женщины. После пришедших успехов Николай Алексеевич приобрел большую квартиру на Литейном, куда въехала и семья Панаевых. Правда, супруг давно охладел к Авдотье и не питал к ней никаких чувств. После смерти Панаева долгожданный брак с Авдотьей не состоялся. Она быстро вышла замуж за секретаря «Современника» А. Головачева и съехала с квартиры.

Терзаемый неразделенной любовью, Некрасов вместе с сестрой Анной отправляется за рубеж, где встречает новую пассию ─ француженку Седину Лефрен. В течение пяти лет они будут поддерживать отношения на расстоянии, однако, получив от преуспевающего издателя много денег, она навсегда исчезла из его жизни.

В конце жизни Некрасов сблизился с Феклой Викторовой, которую по легенде выиграл в карты. Она была девушкой незнатного происхождения и часто стеснялась своего присутствия среди образованного общества. Испытывая к ней скорее отцовские чувства, поэт наградил девушку своим отчеством и поспособствовал приобретению нового имени ─ Зиночка. Косвенным доказательством этого служит тот факт, что все свои поздние стихи он посвящал А. Панаевой.

Тем не менее незадолго до смерти, уже сильно ослабший и истощённый, поэт решился на венчание с Феклой, которое состоялось во временном храме, сооруженном прямо в столовой его дома.

27.12.1877 (9.01). Умер поэт Николай Алексеевич Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов (28.11.1821–27.12.1877), поэт, прозаик. Родился в Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли на Волге, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему был свидетелем будущий поэт. позднее написал о Некрасове: «Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».

Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила любовь к литературе, к русскому языку. В 1832–1837 гг. Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи. В 1838 г., против воли отца, будущий поэт уезжает в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его материальной поддержки, что стало для будущего поэта важным жизненным опытом самостоятельного заработка.

Некрасов остро переживал социальную несправедливость, но нетерпеливое стремление устранить ее быстрыми способами вело его к революционным симпатиям "свободы, равенства и братства". В 1843 г. Некрасов встречается с социал-демократом Белинским, который становится для Некрасова кумиром. Свое несомненное христианское чувство сострадания к народу Некрасов переносит на таких революционеров типа Чернышевского, наделяя их качествами "пророков" и "мучеников".

Помимо этого, благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, знанию жизни и предприимчивости Некрасов становится организатором "прогрессивного" литературного дела. Он издает два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести , Белинского, и др. В 1847–1866 гг. был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", в котором публиковались наиболее известные литераторы, сделавшие журнал опять-таки стал органом революционно-демократических сил. Сам Некрасов был вполне свой в этой среде.

В эти годы Некрасов пишет также лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.). В период борьбы за крестьянскую реформу Некрасов пишет "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобретает право на издание "Отечественных записок", с которым были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работает над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866–1876), пишет поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871–1872). Кроме того, создает серию сатирических произведений, в том числе поэму "Современники" (1875).

В 1862 г. Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа. Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 г. – цикл стихов "Последние песни".

Достоевский в рабочих тетрадях сделал такую запись о Некрасове: «Некрасов отдался весь народу, желая в нем и им очиститься, даже противуреча западническим своим заблуждениям... Некрасов есть исторический тип, крупный пример того, до каких противуречий могло доходить в наше печальное время непосредственное, прямое, естественное стремление чисто русского сердца с навеянными из чуждой жизни убеждениями, жизни безформенной и безобразной, неудовлетворяющей».

Некрасов порою иллюстрирует собою основную причину русского атеизма: неспособность разрешить проблему теодицеи - оправдания всемогущего Бога при очевидном господстве зла в мiре. Так, в 1861 г. в отклике на смерть Николай Алексеевич винит в его смерти "Божью волю". Но, к счастью, он не соскользнул дальше в эту обличительскую богоборческую сторону.

Некрасов как бы колебался между западнической революционностью и русскостью. Он был, пожалуй, одним из наиболее совестливых в среде тех русских борцов с социальным злом, которым для подлинной борьбы очень не хватало понимания духовной природы зла и расстановки сил в міровой борьбе зла с добром. Страстное нетерпение этих борцов, часто даже русских атеистов, было приземленным производным от христианского стремления к истине, но Исток этой истины они уже забывали и благодати не получали... Лучшие стихи Некрасова – лирические, где он не делал социальных выводов, а описывал красоту и силу русской жизни, например в поэме "Мороз, Красный нос" (1864) знаменитое: "Есть женщины в русских селеньях...".

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
"Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!"

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, міру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. "Утеха!" -
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет – спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогой -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедни
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
(Из поэмы "Мороз, Красный нос", 1864)

Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны –
Я песни родине слагал!

И ныне жадно поверяю
Мечту любимую мою
И в умиленье посылаю
Всему привет... Я узнаю

Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,

И нив широкие размеры...
Храм божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!

Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!

Храм воздыханья, храм печали -
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!

Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил -
И облегченный уходил!

Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной...

Я внял... я детски умилился...
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился,

Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетенных, бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарем!

(из поэмы "Тишина", 1856-1857)

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья

Имя: Николай Некрасов (Nikolay Nekrasov)

Возраст: 56 лет

Деятельность: поэт, публицист

Семейное положение: был женат

Николай Некрасов: биография

Николай Некрасов – прародитель новой литературной речи, которую современники в начале 20 века успешно воссоздали и усовершенствовали.

Революция Николая Алексеевича шла сразу по двум направлениям: содержательному (писатель затрагивал в произведениях темы, о которых не принято было говорить даже в прозе) и метрическому (поэзия, зажатая в ямб и хорей, благодаря ему получила богатейший арсенал трехстопных размеров).


Русская литература, как и русская общественная жизнь, вплоть до конца 60-х годов развивалась в рамках дихотомии. Некрасов в своем творчестве раздвигал границы сознания, объясняя людям то, что на один и тот же вопрос есть как минимум три точки зрения.

Детство и юность

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в Подольской губернии, где квартировал 36-й егерский пехотный полк, в котором его отец служил капитаном.

Глава семейства Алексей Сергеевич был деспотом, гордившимся своим дворянским происхождением. Заядлый картежник не интересовался ни поэзией, ни прозой. Психически неуравновешенный мужчина был хорош только в двух вещах – охоте и рукоприкладстве. Несмотря на то, что Алексею были чужды интеллектуальные запросы, именно в библиотеке отца юный Некрасов прочитал запрещенную в то время оду «Вольность».


Мать Елена Алексеевна была полной противоположностью супруга. Нежная с тонкой душевной организацией барышня все время музицировала и читала. В иллюзорном мире книг она спасалась от суровых будничных реалий. Впоследствии этой «святой» женщине Некрасов посвятит поэму «Мать» и «Рыцарь на час».

Некрасов был не единственным ребенком. В тяжелой обстановке зверских расправ отца над крестьянами, бурных оргий Алексея Сергеевича с крепостными любовницами и жестокого отношения к «затворнице» жене росло еще 13 детей.

В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел только до 5 класса. Отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным. В 1838 году 17-летний Николай отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.


В культурной столице юноша повстречал своего земляка – Андрея Глушицкого, который рассказал поэту о прелестях учебы в высшем учебном заведении. Воодушевленный Некрасов, вопреки наставлениям отца, решает поступить на филологический факультет Петербургского университета. Однако амбициозный парень заваливает вступительный экзамен и зарабатывает статус вольнослушателя (1831-1841 года).

Будучи студентом, Николай Некрасов терпел страшную нужду. Оставшись без материального обеспечения, он ночевал в подворотнях и подвалах, а полноценный обед видел только во снах. Ужасные лишения не только подготовили будущего литератора к взрослой жизни, но и закалили его характер.

Литература

Первым сборником стихов юного Некрасова стали «Мечты и звуки». Книга была подготовлена в 1839 году, но Некрасов не спешил публиковать свое «детище». Литератор сомневался в поэтической зрелости своих стихов и искал строгого советчика.

Имея на руках корректуру, начинающий писатель попросил основоположника романтизма ознакомиться с ней. Василий Андреевич посоветовал не печатать книгу под своим именем, объяснив это тем, что в дальнейшем Некрасов напишет великие произведения, и за этот «непрофессионализм» Николаю Алексеевичу будет стыдно.


В итоге сборник вышел в свет под псевдонимом Н.Н. Этот сборник не имел успеха у публики, и после критики Виссариона Григорьевича Белинского в литературном журнале «Отечественные записки» был уничтожен лично Некрасовым.

Совместно с писателем Иваном Ивановичем Панаевым на взятые взаймы деньги зимой 1846 года поэт арендовал «Современник». В издании публиковались передовые литераторы и все те, кто ненавидел крепостное право. В январе 1847 года состоялся первый выпуск обновленного «Современника». В 1862-ом правительство приостановило работу неугодного высшим чинам журнала, а в 1866 году закрыло его вовсе.


В 1868-ом Николай Алексеевич купил права на «Отечественные записки». Там классик публиковался все последующие годы недолгой жизни.

Среди великого множества произведений литератора особенно выделялись поэмы «Русские женщины» (1873 год), «Мороз, Красный Нос» (1863 год), «Крестьянские дети» (1861 год), «На Волге» (1860 год) и стихотворения «Дед Мазай и зайцы» (1870 год), «Мужичок с ноготок» (1861 год), «Зеленый шум» (1862-1863 годf), «Внимая ужасам войны» (1855 год).

Личная жизнь

Несмотря на успешную литературную политику и фантастический объем информации, который писатель ежемесячно выдавал (больше 40 печатных листов корректур) и перерабатывал, Некрасов был крайне несчастным человеком.

Внезапные приступы апатии, когда поэт неделями ни с кем не контактировал, и многоночные «картежные баталии» делали обустройство личной жизни практически невозможным.


В 1842 году на поэтическом вечере Николай Алексеевич знакомится с супругой писателя Ивана Панаева – Авдотьей. Женщина была хороша собой, имела незаурядный ум и великолепные ораторские способности. Будучи хозяйкой литературного салона, она вокруг себя постоянно «собирала» именитых деятелей литературы (Чернышевского, Белинского).


Несмотря на то, что Иван Панаев был заядлым повесой, и любая женщина была бы рада избавиться от такого горе-мужа, Некрасову пришлось приложить немалые усилия, дабы заслужить расположение обворожительной барышни. Достоверно известно, что в красавицу был влюблен и , однако взаимности добиться ему не удалось.

Поначалу своенравная женщина отвергла ухаживания 26-летнего Некрасова, отчего тот едва не покончил с собой. Но во время совместной поездки в Казанскую губернию обаятельная брюнетка и подающий надежды писатель все же признались друг другу в чувствах. По возвращении они на пару с законным мужем Авдотьи стали жить гражданским браком в квартире Панаевых.

Тройственный союз просуществовал 16 лет. Все это действие вызывало порицание со стороны общественности – про Некрасова говорили, что он живет в чужом доме, любит чужую жену и при этом еще и закатывает сцены ревности законному мужу.


Несмотря на злословие и непонимание, Некрасов и Панаева были счастливы. В тандеме возлюбленные пишут стихотворный цикл, именуя его «Панаевским». Биографические элементы и диалог то с сердцем, то с рассудком, вопреки расхожему мнению, делают произведения в этом сборнике абсолютно не похожими на «Денисьевский цикл» .

В 1849 году муза именитого поэта родила ему сына. Однако «наследник талантов» писателя прожил всего пару часов. Через шесть лет барышня вновь рождает на свет мальчика. Ребенок был крайне слаб и по истечении четырех месяцев скончался. На почве невозможности иметь детей в паре Некрасова и Панаевой начинаются ссоры. Некогда гармоничная пара более не может найти «общих точек соприкосновения».


В 1862 году умирает законный муж Авдотьи – Иван Панаев. Вскоре женщина осознает, что Николай Алексеевич – герой не ее романа, и уходит от поэта. Достоверно известно, что в завещании писателя есть упоминание о «любви всей его жизни».

В заграничной поездке в 1864 году Некрасов на протяжении 3 месяцев жил в апартаментах со своими спутницами – родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен, с которой он познакомился еще в Петербурге в 1863-ем.

Селина была актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре, и из-за своего легко нрава не воспринимала всерьез отношения с поэтом. Летом 1866 года Лефрен провела в Карабихе, а весной 1867-го вновь отправилась заграницу с Некрасовым. Однако на этот раз роковая красавица в Россию больше не вернулась. Это не прервало их отношений – в 1869 году пара встретилась в Париже и весь август провела у моря в Диеппе. В предсмертном завещании писатель упомянул и ее.


В 48-летнем возрасте Некрасов познакомился с простодушной 19- летней деревенской девушкой Феклой Анисимовной Викторовой. И хоть барышня не имела выдающихся внешних данных и была крайне скромна, мэтру литературного слова она сразу приглянулась. Для Феклы поэт стал мужчиной всей ее жизни. Он не только открыл женщине превратности любви, но и показал мир.

Пять счастливых лет прожили вместе Некрасов и его юная подруга. Их история любви напоминала сюжет пьесы «Пигмалион». Уроки французского, российской грамматики, вокала и игры на рояле преобразовали гражданскую жену литератора настолько, что вместо чересчур простонародного имени поэт стал величать ее Зинаидой Николаевной, дав отчество от своего имени.

Поэт испытывал к Фекле самые нежные чувства, но на протяжении всей жизни тосковал как по беззаботной француженке Селине Лефрен, с которой у него был роман заграницей, так и по строптивице Авдотье Яковлевне.

Смерть

Последние годы жизни великого писателя были преисполнены агонии. «Билет в один конец» публицист приобрел еще в начале 1875 года, когда тяжело заболел.

Не особо заботившийся о здоровье классик обратился к врачу только в декабре 1876 года после того, как дела его стали совсем худы. Осмотр проводил работавший тогда в Медико-хирургической академии профессор Николай Склифосовский. При пальцевом исследовании прямой кишки он отчетливо определил новообразование величиной с яблоко. Об опухоли именитый хирург немедленно сообщил как Некрасову, так и ассистентам, дабы коллегиально решить, что делать дальше.


Хотя Николай Алексеевич понимал, что серьезно болен, он до последнего отказывался от увеличения дозы опиума. Уже немолодой писатель боялся потерять работоспособность и стать обузой для семьи. Достоверно известно, что в дни ремиссии Некрасов продолжал писать стихотворения и дописывал четвертую часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». На просторах интернета и по сей день можно найти фотографии, где «порабощенный болезнью» классик лежит на кровати вместе с листком бумаги и вдумчиво смотрит вдаль.

Применявшееся лечение теряло эффективность, и в 1877 году отчаявшийся поэт обратился за помощью к хирургу Е.И. Богдановскому. Сестра писателя, прознав о хирургическом вмешательстве, написала в Вену письмо. В нем женщина слезно просила именитого профессора Теодора Бильроту приехать в Петербург и прооперировать горячо любимого брата. 5 апреля пришло согласие. За работу близкий друг Иоганна Брамса запросил 15 тысяч прусских марок. Готовясь к приезду хирурга, Н.А. Некрасов занял у брата Федора необходимую сумму денег.


Лечащим врачам пришлось согласиться с принятым решением и ожидать приезда коллеги. Профессор Т. Бильрот прибыл в Петербург 11 апреля 1877 года. Светилу медицины немедленно ознакомили с историей болезни классика. 12 апреля Теодор произвел осмотр Некрасова и назначил операцию на вечер этого же дня. Надежды семьи и друзей не оправдались: мучительная операция ни к чему не привела.

Весть о смертельной болезни поэта в мгновение ока разнеслась по стране. Люди со всех концов России посылали Николаю Алексеевичу письма и телеграммы. Несмотря на страшные мучения, именитый деятель литературы продолжал вести переписки с небезразличными гражданами вплоть до полного паралича конечностей.

В написанной за это время книге «Последние песни» литературный деятель подводил итоги, проводя незримую черту между жизнью и творчеством. Произведения, вошедшие в сборник – литературная исповедь человека, который предчувствует скорую кончину.


В декабре состояние публициста резко ухудшилось: наряду с усилением общей слабости и исхуданием, появились постоянно нарастающие боли в ягодичной зоне, озноб, припухлость на задней поверхности бедра и отеки на ногах. Помимо прочего из прямой кишки стал выделяться зловонный гной.

Перед смертью Некрасов решил узаконить отношения с Зинаидой. У больного не было сил ехать в церковь, и венчание состоялось на дому. 14 декабря наблюдавший больного Н.А. Белоголовый определил полный паралич правой половины тела и предупредил родных о том, что с каждым днем состояние будет прогрессивно ухудшаться.

26 декабря Николай Алексеевич поочередно подозвал к себе жену, сестру и сиделку. Каждой из них он сказал едва различимое «прощайте». Вскоре сознание покинуло его, и вечером 27 декабря (8 января 1878 г. по новому стилю) именитый публицист скончался.


30 декабря, несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала поэта «в последний пусть» от дома на Литейном проспекте до места вечного его успокоения – кладбища Новодевичьего монастыря.

В прощальной речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и . Толпа прервала писателя криками «Да выше, выше Пушкина!»

Сразу после похорон Зинаида Николаевна обратилась к настоятельнице монастыря с просьбой продать ей место рядом с могилой мужа для своего будущего захоронения.

Библиография

  • «Актер» (пьеса, 1841 год)
  • «Забракованные» (пьеса, 1859 год)
  • «Чиновник» (пьеса, 1844 год)
  • «Феоклист Онуфрич Боб, или Муж не в своей тарелке» (пьеса, 1841 год)
  • «Юность Ломоносова» (драматическая фантазия в стихах одном действии с эпилогом, 1840 год)
  • «Современники» (поэма, 1875 год)
  • «Тишина» (поэма, 1857 год)
  • «Дедушка» (поэма, 1870 год)
  • «Кабинет восковых фигур» (поэма, 1956 год)
  • «Кому на Руси жить хорошо» (поэма, 1863-1876 год)
  • «Коробейники» (поэма, 1861 год)
  • «Недавнее время» (поэма, 1871 год)