Гуманистическая психология время возникновения. Гуманистическая психология: особенности, представители и интересные факты

Гуманистическая психология - направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т.д.
Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:
♦ человек целостен и должен изучаться в его целостности;
♦ каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
♦ человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;
человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
♦ человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
♦ человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
♦ человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т.д.;
2) потребности в безопасности - потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
3) потребности в принадлежности и любви - потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
4) потребности уважения (почитания) - потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
5) познавательные потребности - потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
6) эстетические потребности - потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
7) потребности самоактуализации - потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.
В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности - это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Лекция, реферат. 6. Гуманистическое направление в психологии - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.




Гуманистический подход в психологии не теряет актуальности уже больше пятидесяти лет. Вероятно, главная причина этого - особенное восприятие каждой личности как уникальной системы, предоставляющей прекрасные возможности для самореализации. Но обо всем по порядку.

Общая характеристика гуманистической психологии, краткая история ее возникновения и основные представители, а также метод психотерапии, родившийся благодаря этому направлению, - вот главные аспекты нашего сегодняшнего разговора.

Общие сведения

Личность в гуманистической психологии - не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него - самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии.

Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.

Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения - в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.

Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.

Конечно, гуманистическая психология подвергалась и подвергается критике. В первую очередь вызывает вопросы субъективность направления, ведь, ставя во главу угла индивидуальный опыт и индивидуальное суждение личности о самой себе, трудно дать психическим процессам человека объективную оценку, а количественно измерить их и вовсе невозможно. Тем не менее как основа для крайне востребованного метода психотерапии гуманистическая психология по-прежнему сохраняет значимость.

«Третья сила»

На Западе (и прежде всего в США, которые были основным центром влияния в мире психологии в то время) после Второй мировой войны господствовали две психологические школы: и (а точнее говоря, уже более поздние версии этих направлений - необихевиоризм и неофрейдизм). Гуманистическая психология развивалась как ответ этим направлениям, подход которых к человеку она считала слишком упрощенным. Что же это был за подход?

Первая концепция утверждала, что предмет исследования психологии - поведение человека, а не его сознание, и поведение это строится по формуле «стимул - реакция». «Стимул», «реакция» и «подкрепление» - основные понятия бихевиоризма. Задавая определенный стимул (то есть воздействие со стороны среды), можно добиться нужной реакции (поступков человека), а значит, возможно предсказывать поведение и даже им управлять. Связь между этими двумя компонентами становится особенно прочной, если есть третий элемент цепочки - подкрепление.

В большинстве случаев поведение определяется ожиданием положительного подкрепления (благодарность, материальное поощрение, позитивная реакция окружающих), но может быть продиктовано и стремлением избежать отрицательного. Необихевиористы усложнили эту трехкомпонентную структуру и ввели в нее промежуточные факторы, которые замедляют, усиливают или блокируют подкрепление. Таким образом стали анализироваться не только наблюдаемые проявления поведения, но и механизмы, его регулирующие.

Неофрейдизмом называется комплекс течений, которые развились на основе идей Фрейда и его психоаналитической теории. Как известно, в классическом движущей силой человеческих поступков считались бессознательные влечения, при этом главная роль отводилась сексуальной энергии. Неофрейдисты не отрицали влияния бессознательного, однако главным источником конфликтов личности считали не его противоборство с сознанием, а воздействие общества.

И вот в 50–60-е годы двадцатого столетия как противовес этим двум течениям возникает гуманистическая школа психологии, которая хотела (и смогла) стать третьей силой американского психологического сообщества. Этот научный подход оформился благодаря известному американскому психологу, создателю иерархической модели потребностей ; он стал основателем направления, ему же принадлежит выражение «третья сила».

Основные принципы гуманистической психологии в 1963 году сформулировал первый президент Ассоциации гуманистической психологии Джеймс Бьюдженталь:

  • Человек не пассивный наблюдатель, а активный преобразователь своей жизни, обладающий свободой выбора. В личности изначально заложен потенциал развития.
  • Опыт личности уникален и ценен, его нельзя анализировать путем простого описания поведения и обобщений.
  • Изучение отдельных психических процессов не дает целостной картины. Человек должен изучаться как целое, которое больше суммы его частей.
  • Человек от природы наделен положительными качествами, а отрицательные проявляет потому, что не раскрыл свою истинную сущность.

Клиент-центрированная терапия

Гуманистическое направление в психологии изначально было ориентировано больше на практику, чем на теоретические исследования. Эта близость к повседневной жизни, к потребностям людей, а также особое отношение к человеку стали главными причинами популярности направления у большого числа людей.

Действительно, специалисты, представители гуманистического направления, в своей работе руководствуются принципом безусловного принятия каждого клиента и сопереживания ему. Если поместить личность в определенные условия, она сможет самостоятельно реализовать заложенный в ней природой потенциал и достигнуть полного выздоровления. Создать эти условия - и есть задача гуманистического психолога.

Такое отношение вытекает из базовых принципов, провозглашенных Бьюдженталем, но активное его внедрение в реальную практику консультирования началось с другого специалиста. Карл Роджерс - вот имя, с которым гуманистическая психология и гуманистическая психотерапия обрели те фундаментальные черты, которые и по сей день ее составляют их основу.

Еще в 1951 году, когда гуманистическая психология только-только начинала заявлять о себе, вышла книга американского психолога Карла Роджерса «Терапия, сфокусированная на клиенте». В ней Роджерс высказывал крамольные для того времени идеи: директивный подход в психотерапии неэффективен, не психолог выступает экспертом и наставником для человека, а человек - сам для себя.

Что такое «директивный подход»? Это как раз такое отношение к клиенту, которое и считалось единственно правильным: психотерапевт руководит ходом беседы, принимает на себя ответственность за исход лечения, в общем, становится на позицию лидера и направляющего, отводя клиенту роль ведомого. Роджерс же выступил как основоположник обратного, недирективного метода консультирования, названного им .

Что предполагает такая терапия? Как уже отмечалось, гуманистическая психология исходит из того, что человек - существо по природе доброе, а не злое. Однако все его положительные качества становятся видны в особенной атмосфере поддержки и внимания, которая помогает ему раскрыть свою позитивную сущность. Психотерапевт и должен обеспечить такую атмосферу, но помогает клиент себе сам, сам находит ответы и сам принимает решения.

Как проходит сеанс

Сеанс гуманистической психотерапии строится как диалог, и понимающий, не осуждающий и не критикующий собеседник становится главным условием реабилитации человека, которому потребовалась психологическая помощь. Клиент понимает, что может свободно и открыто выражать свои чувства, в результате чего обретает более ясное понимание и самого себя, и окружающего мира, видит пути выхода из личностного кризиса. В идеале у клиента должна сформироваться и закрепиться положительная самооценка, развиться более объективное отношение к окружающим.

Какие принципы, в соответствии с идеями Роджерса, должны лечь в основу работы психотерапевта?

  • Важнее всего безоценочное принятие, при котором терапевт позволяет человеку быть самим собой, эмоционально откликается на то, что говорит клиент, но не дает ему никаких оценок.
  • , то есть способность распознать то, что чувствует клиент, поставить себя на его место.
  • Психотерапевт и клиент - равные участники диалога, и между ними устанавливается прочный психологический контакт.
  • - открытость и непосредственность, честность и искренность, самовыражение без опасений. Такая манера поведения должна быть свойственна как консультанту, так и (спустя некоторое время) консультируемому.

Психотерапия, возникшая на основе гуманистического направления в психологии, до сих пор остается одним из самых популярных и востребованных направлений психологического консультирования. Особенно она показана людям, страдающим от одиночества, ощущающим острую нехватку понимания и сочувствия.

Клиент-центрированный подход помогает при решении как внутренних, так и межличностных проблем. Важная его особенность - человек сам делает вывод о том, достиг ли он желаемой цели, и, соответственно, сам определяет продолжительность лечения. Автор: Евгения Бессонова

Гуманистическая психология.

Новая ситуация, сложившаяся в мире в связи с последствиями первой и в особенности второй мировой войн, безумие фашизма обратили психологическую мысль запада к новой проблематике – смысла (или бессмысленности) бытия, свободы (или несвободы) личности, одиночества (или неодиночества) человека, его ответственности, жизни и смерти – к проблемам, разрабатывавшимся в философии экзистенциализма. Помимо того, что эта философия повлияла на многих неофрейдистов (К.Хорни, Э.Фромм и др.), она вызвала к жизни новую психологию, пересмотревшую базовые основания предшествующей и во многих отношениях противопоставившую себя как бихевиоризму, так и психоанализу прежде всего в понимании подлинной природы человека. Это направление в целом часто обозначается как экзистенциально-гуманистическая психология.

В 1964 г. в США состоялась первая конференция по гуманистической психологии. Ее участники пришли к выводу, что бихевиоризм и психоанализ (они были обозначены как две главные на тот момент психологические силы) не видели в человеке того, что составляет его сущность как человека. Бихевиоризм и психоанализ рассматривали человека с естественнонаучных позиций: у Фрейда человеческая нравственность и духовность рассматривались не как самостоятельные реалии, а как следствие сложностей психосексуального развития и, соответственно, вторичные, производные от влечений и их судьбы; в бихевиоризме же (за исключением социобихевиоризма, который формировался в те же годы, что и гуманистическая психология) такие вещи как свобода, достоинство человека и др. не только не рассматривались, но были объявлены фикциями, т.е. искусственно созданными и не имеющими отношения к реальным понятиям. Гуманистическая психология обозначила себя как третья сила, противопоставленная бихевиоризму и психоанализу.

Принципы гуманистической психологии.

Принцип целостности.

Личность является целостным образованием, не сводимым к своим составляющим. То, что происходит в любой части целого, затрагивает всю личность. Целостность Я создает уникальный характер переживаний каждого человека. Именно поэтому предметом изучения должны быть цели, смыслы, самоотношение, самовосприятие личности.

Принцип позитивности.

Природа человека добра и конструктивна, в связи с чем акцент переносится на изучение здоровых, творческих индивидов, обладающих огромными внутренними ресурсами их решения. Жесткому внешнему детерминизму противопоставлены самодетерминация и самодомтаточность.

Принцип развития.

Этот принцип призван объяснить наличие внутренних потенций. Как любое существо человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию и реализации. К.Роджерс приводит такую аналогию: зерно, брошенное в землю, растет, развивается и дает плоды (результаты). Точно также и каждый человек: природа дает силы для роста, развития и саморегуляции, т.е. для выбора своего единственного, неповторимого пути, который приведет к приумножению добра в этом мире. Следовательно, самое главное – это актуализация человеческого потенциала. Развитие не имеет предела. Человек обладает огромным творческим потенциалом, но, для того, чтобы он был реализован, человек должен быть активен.

Принцип активности .

Человек – не жертва обстоятельств, ранее приобретенных навыков, переживаний детства. Он от природы самодетерминирован, сам творит свою судьбу, свободен в выборе своей жизни и несет ответственность за свой выбор. Гуманистическая психология отказалась от идеи насилия и давления на личность. Все, что идет из вне и не совпадает с внутренними потребностями личности, блокируется, рано или поздно дает о себе знать в нервных срывах, болезнях, разрыве с близкими.

Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории, ее объединяют некоторые общие положения и личностная ориентация в практике – в психотерапии и педагогике.

Возникновение названия и формулирование основных принципов связано в первую очередь с именем американского психолога Абрахама Маслоу . В центре гуманистической психологии – понятиестановления личности , представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психологическое здоровье.

Обозначим, вслед за Маслоу, основные отличия гуманистической психологии от первых двух сил.

Прежде всего, гуманистическая психология подчеркивает, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к покою и определенности, т.е. равновесному состоянию, но и к нарушению равновесия: человек ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и понять человека именно как человека можно, лишь приняв во внимание его высшие взлеты, высшие творческие достижения.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения.

Основные положения гуманистической психологии :

Человек должен изучаться в его целостности

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее уникален, чем статистические обобщения

Человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

Жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;

Человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;

Человек – активное, интенциональное, творческое существо.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность , т.е. творческая направленность, которая врожденна всем, но во многом утрачивается большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, детский взгляд на мир.

Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности; прежде чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда – обратный путь; по словам Маслоу, Фрейд показал на больную сторону психики, пора показать здоровую). Подлинное же здоровье – не в медицинском, а в экзистенциальном смысле – означает творческий рост и саморазвитие.

Сердце концепции Маслоу – его представление о человеческих потребностях . Маслоу показал, что так называемые базальные потребности человеку заданы и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх)6

    Физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.)

    потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения)

    Потребности, связанные с любовью и принятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым)

    потребности, связанные с уважением и самоуважением

    потребности, связанные с самоактуализацией

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой то мере удовлетворены, прежде чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня.

В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как стремление стать всем, чем возможно; это – полное использование и раскрытие талантов и способностей человека. Это - потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Кстати, самоактуализация не обязательно предполагает художественную форму воплощения: общение, труд, любовь – также формы творчества.

Характеристики «самоактуализирующейся личности».

    объективное восприятие действительности

    принятие себя, других, мира такими, какие они есть

    неэгоцентричность, ориентация на решение внешних проблем, центрированность на объекте

    способность переносить одиночество и потребность в обособлении

    творческие способности

    естественность поведения, отсутствие стремления нарушать условности просто из духа противоречия

    дружелюбные отношения к любому человеку с хорошим характером, вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик.

    Способность к глубоким привязанностям, часто к немногим людям, при отсутствии постоянной безусловной враждебности к кому-либо

    нравственная определенность, четкое различение добра и зла, последовательность в нравственном сознании и поведении

    относительная независимость от физической и социальной среды.

    сознание различия между целью и средством: умение не терять из вида цель, но в то же время эмоционально воспринимать и средство само по себе

    Крупномасштабность психического содержания и деятельности (Эти люди преподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой. Они руководствуются широкими и универсальными ценностями.)

Хотя все люди ищут внутренней состоятельности, достигают уровня самоактуализации (которая не состояние, а процесс) немногие – менее 1%. Большинство, по Маслоу, просто слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведет радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение: бюрократическое общество имеет тенденцию к нивелированию личности.

Равным образом это относится и к обстановке в семье: дети, растущие в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации.

В целом же, если же человек не выходит на уровень самоактуализации (самоактуализирующаяся личность), оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма; он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. – все это не соответствует подлинной человеческой природе, все это – проявления психического нездоровья в том его понимании, в котором оно рассматривается гуманистической психологией.

Такой человек отличается высокой самооценкой, он принимает других, принимает природу, неконвенционален (т.е. независим от условностей), прост и демократичен, обладает чувством юмора (причем философского плана), склонен к переживанию вершинных чувств типа вдохновения и т.д.

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге за то, чтобы состояться.

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов ХХ века – Карла Рождерса .

Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия – есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но и продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т.п. – результат страха и психологической защиты; задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Тенденция актуализации - причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

Первоначально все переживания, весь опыт оценивается (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний организм старается избегать. Термин организм в данном случае означает человека как единое телесно-духовное существо. Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура Я, т.е. самосознание. Проблема же, по Роджерсу, заключается в том, что вместе с формированием Я у ребенка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении; однако единственный путь выработки положительного самоотношения связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других. Иными словами, ребенок теперь будет руководствоваться не тем, что способствует актуализации, а тем, насколько вероятно получение одобрения. Это означает, что в сознании ребенка в качестве жизненных ценностей будут возникать не те, которые соответствуют его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей; ребенок будет отвергать, не допускать в знание о себе те свои переживания, проявления, тот опыт, которые не соответствуют пришедшим из вне идеалам. Я-концепция (т.е. представление о себе) ребенка начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом деле.

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Рождерс обозначает термином «неконгруэнтность »; это означает - на уровне проявлений – тревогу, ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью внешних ориентиров – они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам – религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр., т.к. неконгруэнтность в той или иной степени свойственная человеку любого возраста и социального положения. Однако конечной целью, по Роджерсу, является не стабилизация внешних оценок, но верность собственным чувствам.

Основной причиной неврозов, с точки зрения Роджерса, является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Суть метода Роджерса направлена на то, чтобы:

    сформировать у человека новый более адекватный образ самого себя

    сделать более реальным, соответствующим возможностям человека представление о его идеале.

Роджерс предлагал наполнить понятие «психического здоровья» позитивным содержанием. Другими словами, психическое здоровье – это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам и высокой творческой активностью.

Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс, - безусловное позитивное отношение к ребенку, «Безусловное принятие »; ребенок должен знать, что он любим независимо от того, что он делает, тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, полностью функционирующим.

Как практик Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение прежде всего в индивидуальной и групповой психотерапии. Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как недирективную, что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана (а чаще всего от психолога ждут именно этого) и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера – атмосфера безусловного принятия. В дальнейшем Роджерс обозначил свою психотерапию кактерапию, центрированную на клиенте ; теперь в задачи терапевта входило не только создание атмосферы; важнейшую роль играла открытость самого терапевта, его движение в направлении понимания проблем клиента, проявление этого понимания, т.е. важным оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта.

Наконец, Роджерс развивал терапию, центрированную на человеке , принципы которой(главное внимание – человеку как таковому, не социальным ролям или идентичности) распространялись за пределы психотерапии в традиционном понимании этого слова и легли в основу групп – встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др. Во всех случаях главным для Роджерса является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения как того, что позволяет человеку «стать полностью функционирующей личностью». Ее свойства, в понимании Роджерса, во многом напоминают свойства ребенка, что естественно – человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до переориентации на условия получения одобрения.

Близка к гуманистической психологии позиция Виктора Франкла . Его подход носит названиелоготерапия, т.е.терапия, ориентированная на обретение смысла жизни (в данном случае логос означает смысл). В основу своего подхода Франкл ставит триосновных понятия :

    свобода воли,

    воля к смыслу,

    смысл жизни.

Т.о., Франкл обозначает несогласие с бихевиоризмом и психоанализом: бихевиоризм, по сути, отвергает представление о свободной воле человека, психоанализ выдвигает идеи о стремлении к удовольствию (Фрейд) и воли к власти (Адлер); что касается смысла жизни, то Фрейд в свое время полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.

По Франклу этот вопрос естественен для современного человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний, типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя – к другому человеку или к смыслу; смысл по Франклу существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе самых трагических; психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием «самотрансцененция » и считает самоактуализацию лишь одним из ее моментов.

Это стремление человека может быть названо волей к смыслу . Франкл уделяет особое вниманиеситуации смыслоутраты и поиска смысла в безнадежных ситуациях (он сам был узником Освенцима). Франкл приходит к выводу, что страдание имеет смысл, если оно изменяет к лучшему тебя самого.

Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два основных принципа (они же – методы терапии ): принцип дерефлексии и принцип парадоксальной интенции.

Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют «самокопанием».

Так, в ряде исследований, было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что несет в себе «комплексы», нежели от самих комплексов.

Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются (хотя это не обязательно) различные формы юмора – Франкл считал юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

Направление, развиваемое Франклом, как и гуманистическую психологию, трудно назвать теорией в традиционном естественнонаучном понимании. Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях, возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться – иногда до святости, - если сохраняется смысл жизни.

Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности, обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «образа Я» и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.

Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, так же как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека.

Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии. Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма, изучавшей внутренний мир, экзистенцию человека.

Гуманистическая психология – психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.

Основные принципы гуманистической психологии заключались в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Представители: Маслоу, Роджерс, Франкл, Олпорт, Фромм (частично).

Гордон Олпорт является одним из основателей гуманистической психологии. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда его резкое неприятие положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личность и обществом. Утверждая, что «личность – это открытая система», он подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. При этом Олпорт считал, что общение личности с обществом является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимодействием. Олпорт резко возражал против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и самосовершенствовании.

К важным заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, т.к. является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические, а инструментальные – оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т.е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Хотя основные черты врожденные, они могут видоизменяться, развиваться в течении жизни, в процессе общения с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт личности и тормозит развитие других. Так постепенно формируется тот уникальный набор черт, который лежит в основе «Я» человека. Важным для Олпорта является положение об автономности черт. У ребенка еще нет этой автономности, его черты неустойчивы и не полностью сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят от ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Так Олпорт решает проблему идентификации – отчуждения – одну из важнейших для гуманистической психологии.

Олпорт разработал не только теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Он исходил из того, что определенные черты существуют в личности каждого человека, разница только в уровне их развития, степени автономности и месте в структуре. Ориентируясь на это положение, он разработал многофакторные опросники, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета MMPI.

Абрахам Маслоу . Иерархическая теория мотивации. Существует несколько уровней мотивации, каждый надстраивается над предыдущим – пирамида потребностей.

1. основание – витальные потребности (физиологические)

2. потребность в безопасности

3. потребность в опеке (любви и принадлежности)

4. потребность в уважении и самоуважении

5. творчество и самоактуализация

Если 1-ый уровень (низшие потребности – голод, жажда и т.д.) насыщен, то потребность в безопасности – необходимость обезопасить себя от вторжения извне. В каком-то смысле автономность, уединение.

Потребность в опеке – семья, любовь, дружба. Кто-то может поддержать.

Потребность в уважении – карьера, работа обеспечивает.

Эти 4 уровня по принципу редукции потребностей. Это называется потребности типа А.

Гуманистическая психология противопоставляет себя глубинной психологии. В глубинной психологии предмет исследования – больной, страдающий человек – пациент. Такая модель человека.

В гуманистической психологии термин «клиент», равноправный человек. Модель человека – зрелая личность. Маслоу, в отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, считал, что исследовать человеческую природу необходимо, изучая ее лучших представителей. Исследовали выдающихся зрелых личностей, достигших вершин. По биографиям изучал. Смотрел, что обеспечивает вершину развития личности.

Маслоу ввел термин самоактуализация. Самоактуализация – когда все потребности насыщены, может не думать о мнении окружающих, никому ничем не обязан, знает себе цену, поступает так, как считает нужным.

Одно из слабых мест в теории Маслоу заключалось в его положении о том, что потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более «высокие» потребности возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Критики и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении доминирует и определяет поведение человека, несмотря на то что его физиологические потребности остались неудовлетворенными.

Гуманисты взяли у экзистенциализма концепцию «становления». Человек никогда не бывает статичен, он всегда в процессе становления.

Маслоу: личность – единое целое. Протест против бихевиоризма, который имел дело с отдельными проявлениями поведения, а не с индивидуальностью человека. Маслоу – холистичная точка зрения.

Внутренняя природа человека с точки зрения гуманистов внутренне хороша (в отличие от глубинных). Разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, а не врожденными. От природы в человеке есть возможности роста и самосовершенствования. У человека есть способность к творчеству. У всех.

Впоследствии Маслоу отказался от жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса – потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека – бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. Метамотивация – бытийная мотивация, ведущая к личностному росту.

Маслоу дал 11 основных характеристик самоактуализировавшихся людей: объективное восприятие реальности; полное принятие своей собственной натуры; увлеченность и преданность какому-либо делу; простота и естественность поведения; потребность в самостоятельности, независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному; интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний (особо радостные и интенсивные переживания); доброжелательное и сочувственное отношение к людям; нонконформизм (сопротивление внешним давлениям); демократический тип личности; творческий подход к жизни; высокий уровень социального интереса.

В теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуждение, хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты.

Каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

По Маслоу, общество, окружение, с одной стороны, необходимо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. С другой стороны, общество по самой своей сути не может не препятствовать самоактуализации, так как любое общество стремиться сделать человека шаблонным представителем среды, оно отчуждает личность от ее сути, ее индивидуальности, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает е возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранять равновесие между этими двумя механизмами. Оптимальным является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания.

Цель личностного развития, по Маслоу, - это стремление к росту, самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – это смерть для личности, Самости. Психоаналитики – психологическая защита – благо для личности, способ избежать невроза. Маслоу – психологическая защита зло, которое останавливает личностный рост.

Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Карла Роджерса . Он считал, что тот опыт, который приобретает человек в течение жизни и который он называет «феноменальным полем» уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать и не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы в окружении человека осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. При высокой степени конгруэнтности то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальности, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чем думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге – к невротизации личности.

Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, так как их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитии личности.

Говоря о структуре «Я», Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его Самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его «Я». В том случае, если поведение выстраивается именно исходя из самооценки, оно выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты деятельности приносят человеку удовлетворение, повышают его статус в глазах других, такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о себе, мнение о нем других и его реальная Самость соответствуют друг другу, создают полную конгруэнтность.

Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который писал о том, как родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации.

Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей Самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий. Однако чаще всего дети не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого. Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих Роджерс называл «условием ценности». «Условие ценности» становится серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного «Я» человека, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который приятен другим. Человек отказывается от себя, своей самоактуализации. Но при осуществлении деятельности, навязанной другими, человек не может быть полностью успешен. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности связана с боязнью изменить самооценку, которую человек уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что человек вытесняет свои страхи и стремления в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания. При этом строиться очень ограниченная и ригидная схема мира и себя, которая мало соответствует реальности. Эта неадекватность не осознается, но вызывает напряжение, приводящее к неврозу. Задача психотерапевта совместно с субъектом разрушить эту схему, помочь человеку осознать свое истинное «Я» и перестроить свое общение с окружающими.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т.е. должна меняться в зависимости от окружения. Он говорил, что самооценка – это связанный образ, гештальт, который постоянно находится в процессе формирования и изменяется, переструктурируется при изменении ситуации. При этом Роджерс не только говорит о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивает необходимость открытости человека навстречу опыту. Роджерс подчеркивал значение настоящего, говорил о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только в этом случае можно говорить о полной реализации.

Роджерс исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, лучше понимать себя, а затем и других. В результате происходит «озарение» (инсайт), которое помогает перестроить свою самооценку. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих. Эта терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или в групповой терапии (группы встречи).

Термин «Я-концепция» введен в 50-е гг. в гуманистической психологии. Это понятие означало возврат к классической психологии сознания. Основные идеи заимствованы из работ Джемса. Джемс разделяет 2 понятия личности:

1) Личность как действующий агент (субъект деятельности).

2) Личность как совокупность представлений о себе (эмпирическая личность).

Разделяет термин «Я» (действующий агент) и «Мое» – то, что я знаю о себе, что себе приписываю. Джемс изучал «Мое».

«Мое» состоит из 3-х частей:

1. Знание о себе – когнитивное составляющее

2. Отношение к себе – аффективное составляющее

3. Поведение – поведенческое составляющее

Эти 3 составляющих определяют «Я-концепцию» (образ «Я»). Это феноменалисты. В отечественной психологии более широкий термин – «самосознание».

1. Когнитивная составляющая. 3 части личности по Джемсу, которые определяются как знание о себе:

А. Физическая личность – тело, одежда, дом в широком смысле слова.

Б. Социальная личность – то, как нас воспринимают окружающие. Это определяется нашими социальными ролями. То, чего от нас ожидают, влияет на наше поведение.

В. Духовная личность – «образ Я». Внутренний мир человека, то, что принадлежит сознанию субъекта. Какая я? То, что отвечу. Все, что обеспечивает целостное представление о себе (мысли, чувства, переживания, способности).

2. Самоотношение, самопринятие, самооценка – аффективное составляющее «Я-концепции». С точки зрения конкретного Я все представления о себе могут быть как положительными, так и отрицательными. Не ориентированы на общественные нормы. «Я алкоголик и мне это нравится». Наше отношение к себе связано с тем, какие цели человек ставит и каких он может достичь. Самоуважение является результатом того, как соотносятся успех и притязания.

Карл Роджерс вводит понятие «реального» и «идеального» Я. Идеальное Я – представление о том, каким бы человек хотел быть. Реальное Я – представление человека о том, каков он есть на самом деле. По мнению Роджерса, человек стремиться к постижению собственного Я, к постижению самости, хочет почувствовать подлинное Я.

Подлинное Я может быть тождественным (конгруэнтным) идеальному Я. Конгруэнтность = позитивная Я-концепция, когда идеальное и реальное Я совпадают. Инконгруэнтная Я-концепция – негативная, когда не совпадают.

2. Поведение. Все стремятся к тому, чтобы реальное Я совпадало с идеальным (по Джемсу).

По Роджерсу Я-концепция может быть условно-позитивной и безусловно-позитивной. Условно–позитивная Я-концепция, когда следуем какому-то стандарту, чтобы получить одобрение. Безусловно–позитивная – человек принимает себя как есть.

Проблемы развития личности могут быть, когда внешне успешный человек чувствует условность Я-концепции. Отторжение условно-позитивного Я от своей самости. Выход – безусловное принятие себя. Развитие личности – освобождение от системы психологической защиты (защита не дает человеку проникнуть в глубины своего «Я», пережить свою самость). Добиться этого можно открытостью опыта, т.е. все, что человеку доступно, он должен пережить.

Метод – тренинговые группы (группы встречи). Каждый рассказывает о себе. Остальные принимают его как есть. Или индивидуальная терапия (клиентцентрированная терапия). Роджерс – индирективный метод. Терапевт как зеркало. Повторяет последнюю фразу. Не давит, а принимает человека таким, какой он есть.

Главное – самоактуализация, личностный рост, саморазвитие. Цель психотерапевта – обеспечить условия для саморазвития клиента.

Индирективный метод работает за счет эмпатии. Эмпатия – клиент и терапевт настроены на переживания друг друга.

КЛИЕНТЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ РОДЖЕРСА

В 51-м году Роджерс опубликовал книгу «Клиентцентрированная терапия». Называл модель патронажной. Клиент во многом опирается на терапевта, но выбор поступков, действий всегда остается за клиентом. Терапевт – это садовник, он может создавать только условия для роста и развития. Терапевт только создает условия, не меняет, не переделывает. Модель заботы о клиенте. Самая главная цель – способствовать росту и развитию клиента. Идеал – самоактуализирующаяся личность. Этот процесс запускает терапевт. Потребность в самоактуализации заложена в человеке, но может быть не актуальна. Самоактуализирующаяся личность = здоровая. Роджерс ввел термин «клиент». Это принципиально важный момент. Пациент не несет ответственности, полагается на врача. Результат во многом зависит от опыта, образованности, уровня знаний психоаналитика. У Роджерса центральная фигура – клиент. Терапевт идет вслед за клиентом. У клиента есть право в любой момент выйти из терапии. Клиент запускает психоаналитическое взаимодействие. Клиент изучает свой внутренний мир, а терапевт идет рядом. Позиция «на равных». Терапевт не направляет, не подталкивает. Он фасилитатор – тот, кто поддерживает. Смысл терапии – изменить внутренний мир, но это изменение производит сам клиент.

Роджерс очень широко понимал симптоматику. Не отвечает на вопрос, почему именно такая симптоматика возникла у конкретной личности. Говорит, откуда возникает симптоматика: когда в личности клиента происходит расщепление на «я» и «не я». «Я» осознается, «не я» – то, что не осознается. Расщепление порождает симптоматику. Есть опыт, который человек пережил, накопил. Он может полностью совпадать, быть конгруэнтен Я-концепции. Но Я-концепция может быть опыту не конгруэнтна – происходит расщепление. Идеал «я» – то, каким человек, как он считает, он должен быть. Может произойти раскол – идеал может не совпадать с опытом, Я-концепцией. Есть 3 варианта расщепления. Чем больше 3 вершины совпадают, тем здоровее личность. Чем больше разрывов, тем тяжелее симптоматика.

Я-концепция Я-идеал

У Фрейда терапевт – эталон. У Роджерса для терапевта самое важное – аутентичность (подлинность), соответствие самому себе, не играет роли.

Нужно все усилия направить на то, чтобы уменьшить обусловленность в принятии самого себя. Терапевт принимает клиента безусловно, таким, какой он есть. Побуждает клиента относиться к себе самому безусловно. У клиента уменьшаются тревоги, страхи, защиты снимаются. Клиент начинает раскрываться, ему легче рассказать проблемы. Главное принимать и не осуждать, эмоционально поддерживать.

Главное быть рядом, но не вторгаться в мир клиента. Уважать его решения, ценности, взгляды. Терапевт должен уметь слушать и слышать. Но терапевт имеет право выражать свое мнение. Имеет право ошибаться, он должен сказать об этом клиенту и извиниться. За счет безоценочного отношения клиент не боится показывать эмоции. Терапевт тоже может показывать свои эмоции, положительные и отрицательные: гнев, агрессию и т.д.

У Роджерса не было большого опыта работы с психотиками. Краткосрочная терапия для людей, у которых «я» не разрушено.

Многие положения экзистенциальной теории Виктора Франкла роднят ее с гуманистической психологией. Теория Франкла состоит из трех частей – учения о стремлении к смыслу, учения о смысле жизни и учения о свободе воли. Стремление к осознанию смысла жизни Франкл считал врожденным, а этот мотив – ведущей силой развития личности. Смыслы не универсальны, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом плане близок к понятию самоактуализации Маслоу. Однако существенной особенностью теории Франкла является идея о том, что обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями. При этом он, как и другие экзистенциалисты, подчеркивал, что отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу, порождая у человека состояние экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации.

В центре концепции Франкла находится учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно формируемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и любом поступке, порождаемом ими. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, разработанная Франклом, которая помогает человеку увидеть вест спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.

В этой реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Не соглашаясь с идеей о всеобщем детерминизме, Франкл стремится вывести человека из-под действия биологических законов, которые этот детерминизм постулируют. Франкл вводит понятие о ноэтическом уровне существования человека.

Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и ноэтического, или духовного. Именно в духовном существовании заключены те смыслы и ценности, которые играют опредляющую по отношению к нижележащим уровням роль. Таким образом, Франкл формирует идею о возможности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире.

Оценивая гуманистические теории личности, необходимо отметить, что их разработчики впервые обратили внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны в поведении человека, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования. Большее распространение это направление получило в Европе, а не в США, где не так сильны традиции экзистенциализма и феноменологии.

Фромм. Личность - сумма врожденных и приобретенных псих. св-в, характериз. индивида и определяющих его уникальность.В отличии от животных человек лишен изначальной связи с природой- к нас нет мощных инстинктов, позволяющих адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, однако мы можем мыслить, оказавшись в состоянии человеческой дилеммы. С одной стороны она позволяет нам выжить, а с другой - толкает на размышления над вопросами, на которые нет ответов - экзист. дихотомиями. Среди них: 1) жизнь и смерть (мы знаем, что умрем, однако отрицаем это). 2) живя под знаком идеального представления о полной самореализации личности мы никогда не сможем ее достичь 3) мы абсолютно одиноки, но не можем обходиться друг без друга. Экзистенциальные потребности. Здоровый человек отличается от больного тем, что в состоянии найти ответы на экзист. вопросы - ответы, которые в большей степени отвечают его экзистен. потребностям. Наше поведение мотивируется физиологическими потребностями, но их удовлетворение не приводит к решению человеческой дилеммы. Только экзист. потребности могут объединить человека с природой. Среди них: 1) потребность в установлении связей (перешагивание через границы себя, становясь частью чего большего. Подчинение и власть здесь непродуктивны. Только любовь как союз с к-т., вне человека при условии сохранения обособленности и целостности своего Я (4 компонента - забота, уважение, ответственность и знание). 2) потреб. в самоопределнии - желание подняться над пассивным и случайным существованем в целеустремленность и свободу. Созидание и разрушение жизни - два пути. 3) потр. в укоренненности - поиск своих корней и желание в буквальном смысле укорениться в мире и снова почувстввовать его своим домом. Непродуктивное - фиксация (нежелание двигаться далеко за пределы своего безопасного мира, изначально определенного матерью. 4) самоидентичность - осознание себя отдельной сущностью (я- это я и я отвечаю за свои поступки) Непродуктив - принадлежность к группе. 5) система ценностей. Непродуктив - иррациональные цели. Характер - относительно постоянная совокупность стремлений индивида, не явл. инстинктивными, с пом. которых человек соотносит себя с природой или культурой. Люди соотносятся с миром 2-мя путями: ассимиляция (приобретение и использование вещей) и социальзацию (познание себя и других). Непродуктивные типы: рецептивный, эксплуативный, накопительный, рыночный.

6) Отечественная психология . В изучении структуры личности главной характеристикой является – направленность. Рубинштейн – динамическая тенденция; Леонтьев – смыслообразующий мотив; Мясищев – доминирующее отношение; Ананьев – основная жизненная направленность. Направленность – емкая описательная характеристика структуры личности. А.Н.Леонтьев. Параметры (основания) личности: 1. Богатство связей индивида с миром; 2. Степень иерархизированости дечтельностей, их мотивов. Иерархии мотивов образуют относительно самостоятельные единицы жизни; 3. Общий тип строения личности.

Структура личности – относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Многообразные отношения, в которые человек вступает, к действительности, порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности. Структура личности не сводится не к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизованности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. Психологические подструктуры личности – темперамент, потребности, влечения, эмоциональные переживания, интересы, установки, навыки, привычки – одни в виде условий, другие в сменах своего места в личности, в порождениях и трансформациях. Двойственная структура личности: 1. Социально-типические проявления личности – это системные социальные качества первого порядка; 2. Личностно-смысловые проявления личности – это системно-специфические интегративные социальные качества второго порядка. Личностно-смысловые проявления личности представляют собой специфически преобразованную в процессе деятельности форму социальные качества в индивидуальной жизни личности. Системно-социальные качества выражают общую тенденцию развивающейся личности к сохранению, системно-специфические личностно-смысловые качества представляют ее тенденцию к изменению. К поиску путей ее дальнейшего развития, в полном неожиданностей мире.

Выготский: личность есть понятие социальное, и оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в процессе культурного развития. Личность развивается как целое. Только тогда когда личность овладевает определнной формой поведения, то тогда она поднимается на более высокую ступень. Сущность культурного развития - овладение процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого является формирование личности и => развитие ф-ции является производным и обусловленным развитием личности в целом. У новорожденного нет Я и нет личности. Решающим моментом в развитии личности ребенка является осознание своего Я (имя и только потом личное местоимение). Понятие о Я у ребенка развивается из понятия о других. Т.о. понятие о личности - социально отраженное. Только в школьном возрасте впервые появляется устойчивая форма личности, длагодаря формированию внутренней речи. У подростка - открытие Я и оформление личности.

Рубинштейн. При объяснение любых псих. явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через кот. и преломляются все внешние воздействия. История обуславливающая структуру личности вкл. в себя и эвлолюцию живых сущ-в, историю человечества и личную историю. Свойства личности не сводятся к индивидуальным сопосбнстям. Личность тем значительнее, чем в индивидуальном преломлении представленно всеобщее. Дистанция отделяющая историческую личность от обычной определяется не св-вами, а значительностью общ-истор. сил, носителем которых она является. В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как носиетль этих отношений. Психическое содержание личности не только мотивы сознател. деятельности, оно вкл. в себя многообразие неоснанных тенденций-побуждений. Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта связан с овладением собственным телом и произвольнвми движени. Дальше - начало ходьбы. И здесь ребенок начинает понимать, что он реально выделяется из окруж. среды. Другое важное звено - развитие речи.

Ананьев. Структура личности - продукт индивидуально-психического развития, которая выступает в трех планах: онтогенетической эволюции, психофизиологических ф-ций и истории развития человека как субъекта труда.

Характеристика человека как индивида. Возрастно-половые и индивидуально-типические св-ва. Их взаимодействие определяет динамику психофизиологических ф-ций и структуру органических потребностей. Основная ф. развития этих св-в - онтогенетическое развитие, осущ. по филогенетической программе.

Как личности. Исходный момент структурно-динамических св-в личности - ее статус в общ-ве. На основе этого статуса строятся сис-мы: а) обществ. ф-ций-ролей и б) целей и ценностных стремлений. Основная ф. развития личности здесь - жизненный путь человека а общ-ве.

Как субъекта деятельности. Исходные здесь - сознание (как отражение объективной деятельности) и деятельность (как преобразование действительности)

Мясищев. Личность - высшее интегральное понятие. Она характеризуется как система отношений человека к окруж. действительности. Самое главное, что определяет л - ее отношение к людям. Первый компонент характеристики личности образует доминирующие отношения личности. Второй - психический уровень (желания, достижения). Здесь снова соприкасаются психолог. и соц. аспекты, которые полностью не совпадают. Уровень развития и избирательная направленнось характеризуют отношение л. Третий - динамика р-ций л. или то, что назыв. тип ВНД, темпераментом. Четвертый - взаимосвязь основных компонентов, общая структура личности

Последнее обновление: 07/06/2015

Гуманистическая психология появилась в 1950-х года как реакция на психоанализ и бихевиоризм, занимавшие в то время доминирующее положение.Психоаналитики сосредоточивали своё внимание на понимании бессознательных мотиваций, которые управляют поведением, а бихевиористы изучали процесс обусловливания, по их мнению, определявший поведение. Гуманистические мыслители же считали, что и психоанализ, и бихевиоризм слишком пессимистичны, ибо делают упор на негативные эмоций и не принимают во внимание роль личного выбора.

Гуманистическая психология фокусируется на потенциал каждого человека и подчеркивает важность роста и самореализации. Фундаментальной для гуманистической психологии является убеждённость в том, что люди добры по своей природе и что именно психические и социальные проблемы приводят к отклонениям от этой естественной тенденции.

Гуманизм предполагает также, что для человека характерна деятельность и что благодаря своей воле он преследует цели, которые помогут ему реализовать собственный потенциал. Эта потребность в самоактуализации и личностном росте представляет собой ключевой, с точки зрения психологов-гуманистов, фактор мотивации поведения. Люди постоянно ищут новые способы вырасти и стать лучше, узнать что-то новое и реализовать свои возможности.

В конце 1950-х годов Абрахам Маслоу и другие психологи организовали несколько встреч, на которых обсудили возможность формирования профессиональной организации, посвященной гуманистическому подходу к психологии. Они согласились, что такие темы, как самореализация, творчество и индивидуальность, а также связанные с ними вопросы должны стать ключевыми для нового подхода. Так, в 1961 году они создали Американскую ассоциацию гуманистической психологии.

В 1962 году Абрахам Маслоу опубликовал книгу «По направлению к психологии бытия» (Toward a Psychology of Being), в которой описал гуманистическую психологию как «третью силу» в психологии. Первой и второй были бихевиоризм и психоанализ соответственно.

Тем не менее, не стоит думать об этих направлениях как о конкурирующих между собой. Каждая ветвь психологии вносит вклад в наше понимание человеческого разума и поведения. Гуманистическая психология добавила ещё один аспект, который делал представление о личности целостным.

Гуманистическое движение оказало огромное влияние на развитие психологии и способствовало появлению новых подходов к работе с психическим здоровьем человека. Психологи стали по-новому понимать поведение и мотивы человека, что привело к развитию новых методов психотерапии.

К основным идеям и концепциям в рамках гуманистического движения относят такие понятия, как:
самооценка;

  • свободная воля;
  • и т.д.

Основные сторонники гуманистической психологии

Наибольшее влияние на процесс формирования и развития гуманистического направления в психологии оказали работы таких психологов, как:

  • Ролло Мэй;
  • Эрих Фромм.

Важные события в истории гуманистической психологии

1943 - Абрахам Маслоу описал свою иерархию потребностей в своей статье «Теория человеческой мотивации», опубликованной в Psychological Review;

1961 - видные гуманисты того времени сформировали Американскую ассоциацию гуманистической психологии и начали выпускать «Журнал гуманистической психологии»;

1971 - Американская ассоциация гуманистической психологии становитсяодним из подразделений АПА.

Критика гуманистической психологии

  • Гуманистическую психологию часто считают слишком субъективной - важность индивидуального опыта затрудняет объективное изучение и измерение психических проявлений. Можем ли мы объективно сказать, что кто-то самоактуализировался? Конечно, нет. Мы можем полагаться только на собственную оценку своего опыта, данную индивидом.
  • Кроме того, результаты наблюдений не поддаются проверке - точного способа измерить или количественно оценить исследуемые свойства не существует.

Сильные стороны гуманистической психологии

  • Одно из главных достоинств гуманистической психологии заключается в том, что она отводит человеку большую роль в управления и определении состояния собственного психического здоровья, по сравнению с остальными школами.
  • Она также принимает во внимание воздействие окружающего мира. Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на наших мыслях и желаниях, гуманистическая психология также подчёркивает также важность влияния на наш опыт окружающей среды.
  • Гуманистическая психология продолжает оказывать влияние как на терапию, так и на образование, здравоохранение и другие сферы нашей жизни.
  • Она помогла побороть некоторые из стереотипов о психотерапии и сделала её приемлемым вариантом для обычных здоровых людей, которые желают исследовать свои способности и потенциал.

Гуманистическая психология сегодня

Сейчас центральные понятия гуманистической психологии можно встретить во многих дисциплинах, включая другие отрасли психологии, образование, терапию, политику и пр. Например, на гуманистические принципы во многом опираются трансперсональная и позитивная психология.