Христорождественский храм в селе заозерье. Тихонов день в Заозерье. Князь Даниил Московский

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Храм Рождества Христова в Заозерье

храм рождество заозерье озеро

Николай Кружков

Случалось ли вам, попав в какое-нибудь красивое место, почувствовать необыкновенный покой в душе? Порой в красоте земной можно отыскать «мир лучший, мир духовный». Именно поэтому для строительства храмов и монастырей на Руси выбирались места, отмеченные особой благодатью.

Неподалеку от Павловского Посада, в одном из красивейших мест Подмосковья, на берегу большого озера стоит храм Рождества Христова. Летом за крестьянскими избами, в окружении высоких деревьев, эта церковь почти не видна с дороги. Но если не сама она, то непривычно тихое и чистое озеро привлечет внимание. Да еще исконно русское название деревни -- Заозерье, таинственное и обещающее. Помните: «За горами, за долами, за дремучими лесами…». За озером. И если вы поверите этой красоте и обещанию радости, дорожка над берегом приведет вас к сквозным решетчатым воротам. Здесь, за светлым озером, за белой оградой, среди высоких старых лип и вязов храм -- средоточие и образ всех наших земных стремлений.

В XIII в. после смерти князя Александра Невского в удел его младшему сыну Даниилу досталось удельное княжество с незначительным тогда городом Москвой. К нему относилось село Вохна (ныне город Павловский Посад) с окрестными землями. С именем князя Даниила Александровича предание связывает основание храма на озере. На высоком берегу реки Клязьмы, на самой границе Владимирского и Московского княжеств, был поставлен большой двор, где находился небольшой отряд княжеских дружинников. Случилось как-то Даниилу Александровичу заблудиться в здешних дремучих лесах. Потеряв надежду найти дорогу, князь обратился с молитвой к Господу, прося о помощи. Молился он и святому этого дня -- Тихону Амафунтскому, в день памяти которого и случилась с ним эта беда. Пообещал князь построить храм в том месте, где посчастливится ему выйти из леса. Оказался князь не берегу светлого озера.

Построенную здесь по его обету церковь посвятили святителю Тихону. Озеро, на котором она стоит, называется Данилищево, и сейчас в храме во время богослужения обязательно поют тропарь благоверному князю Даниилу Московскому. В пользу истинности предания говорит то, что оно относится не к прославленному в истории герою, а к тихому и кроткому, богобоязненному князю. Его имя, стоящее между именами его отца -- героя Ледового побоища и сына -- собирателя Русской Земли Ивана Калиты, осталось в тени.

Вскоре после восстановления в Москве Свято-Данилова монастыря иноки этой обители навестили здешний храм. И теперь в день святителя Тихона (престольные праздники -- Рождество Христово и Тихонов день) приезжают из Москвы «даниловские». Местные прихожане не удивляются -- «Как же, свои ведь».

Иван Грозный записал некогда эти земли за Троице-Сергиевой Лаврой. И два века здешние крестьяне числились вотчинниками монастыря. Православные монастыри дали лучшие образцы богословской культуры и прикладного искусства, распространяли передовые идеи архитектуры и градостроительства, живописи и музыки, селекции и землепашества. труд монастырских крестьян был упорядоченным и производительным. Общение с иноками прославленной обители отразилось на их нравственном облике.

Память тех лет живет в местах почитания Сергия Радонежского. Многие из церквей здешней округи имеют придел, освященный во имя преподобного Сергия. Его Образ находится на северной стене в Никольском приделе. Сергий -- родовое имя многих местных семейств, хотя большинство жителей затрудняются ответить на вопрос, почему среди их родных так много Сергеев и Сергеевичей.

В вышедшем в начале века описании Павлово-Посадских земель о Тихоновом дне сказано как о главном празднике села Заозерье. Старожилы помнят, как накануне торжества к Заозерью стекались богомольцы. Шли пешком, ехали на лошадях. После всенощной устраивались ночевать за церковной оградой или у озера. Тихонов день (16/29 июня) приходится на самое жаркое время лета. Привлеченные многолюдством торговцы устраивали в селе целые ярмарки. Утром церковь не вмещала всех молящихся.

После ранней литургии во дворе храма обычно служат молебен, освящают воду. Для этого устроено специальное место -- Иордань. Здесь ставят огромные чаны с водой. И с утра до позднего вечера идут и идут люди за благодатной целебной водой. Прихожане рассказывают о многих исцелениях от разных недугов после купания в озере в Тихонов день. Целебная вода укрепляет силы и дает здоровье на целый год. С раннего утра на озере многолюдно. Всех собрал святитель. Такая народная любовь не случайна. Почти в каждой семье вам могут рассказать о каком-нибудь «домашнем чуде», связанном со святителем Тихоном. И когда упоминают его имя в молитве или в рассказе, его произносят так, словно угодник Божий находится рядом.

Много лет приезжают сюда паломники из других городов России. Они набирают воду из озера в бутылочку, благоговейно выпивают несколько глотков, а остальную увозят с собой. Как святыню, как целебное средство дают ее скорбящим и больным.

Тихон Амафунтский жил в V в. на Кипре, но мы почти ничего не знаем о нем. И вдруг -- чудо присутствия. Угодник Божий рядом. Молится о нас, опекает, помогает. Двенадцать населенных пунктов: Кузнецы, Заозерье, Андроново, Востриково, Большой Двор, Гаврино, Грибаново, Борисово, Михалево, Буньково, Тарасово, Носырево составляют приход церкви Рождества Христова. Жизнь храма и жизнь людей, в него приходящих, неразрывно связаны.

У здешнего озера есть одно удивительное свойство, известное всем местным жителям. В нем всегда один и тот же уровень воды. Не ниже, не выше. Даже весенний паводок после снежной зимы не покрывает низких мостков на воде. И когда жарким летом 1972 г. из озера беспрерывно качали воду для тушения лесных пожаров, его уровень оставался прежним. Хотя засуха стояла небывалая.

В 1930-е гг. храм Рождества Христова в Заозерье был закрыт. Слышали здешние прихожане о том, что на церковном дворе соседнего Богородского храма был расстрелян священник. Очевидцы рассказывали, что, когда сбрасывали колокол с колокольни Никольского храма в селе Васютино, в толпе отчаянно вскрикнула женщина. И ее, мать пятерых детей, в тот же день арестовали и увезли. Навсегда. В Заозерье тоже прекратились богослужения. Несколько месяцев добровольцы охраняли церковное имущество. Прятали в тайнике священные сосуды и утварь. Не подпускали к храму безбожников. Бесправные и беззащитные они выстояли и победили. Потом говорили: «святитель Тихон помог».

Православный человек не может быть равнодушным к судьбам Отечества. Памятником патриотизму прихожан храма Рождества Христова стала замечательная икона святого праведного князя Александра Невского в черно-золоченом киоте, выполненная по заказу и на средства местных жителей. Неподалеку от Заозерья, в деревне Буньково, в небольшой деревянной избушке жила семья Извековых, прихожан Христорождественского храма. Ходил в церковь на службу вместе со своей мамой и сестрами Сережа Извеков -- будущий Святейший Патриарх Всея Руси Пимен. Домик, в котором он жил, еще недавно можно было увидеть, проезжая по Горьковскому шоссе. Церковь, в которой молился в детстве, он запомнил на всю жизнь и в 1970-е гг. назначил настоятелем храма в Заозерье своего самого близкого друга протоиерея Виктора Шиповальникова послужить на его родине.

Храм Рождества Христова гордится не только небесными покровителями, славной историей и знаменитыми прихожанами. Особого внимания заслуживают его священнослужители. За Тихоновским алтарем, у стены, похоронен священник Виктор Галахов, который много лет был здесь настоятелем. Старожилы помнят этого замечательного человека. В годы Великой Отечественной войны он был тяжело ранен. О мужестве отца Виктора можно слагать легенды. Ведь в годы его служения от священника требовались такие качества, как смелость, стойкость, неустрашимость.

За время его служения возросло число прихожан, для многих из них он стал духовным отцом. Многие местные жители помнят его замечательные проповеди. Его авторитет в округе огромен. Многие представители власти, по своему положению не имевшие права открыто общаться со священнослужителями, искали с ним встреч. Просили его тайно, без свидетелей, крестить, соборовать, венчать, причащать, отпевать. Приезжали в церковь верующие из соседних городов и деревень.

Народная любовь выделила из священнослужителей Христорождественского храма протодиакона Николая Зайцева, служившего здесь также после войны. Отец Николай тоже прошел огненными верстами Великой Отечественной, получил тяжелое ранение, которое впоследствии и послужило причиной его безвременной кончины. Прихожане рассказывают о его необыкновенном такте, высокой культуре, прекрасном голосе. Ведь от диаконовского служения зависит благолепие православной службы, которое влияет на молитвенное настроение прихожан. На службу с участием отца Николая приезжали издалека.

В 1976 г. настоятелем храма в селе Заозерье стал протоиерей Виктор Шиповальников, о котором мы уже упоминали, -- человек интересной судьбы. Именно его имя упоминает Александр Солженицын в своей автобиографической повести «Бодался теленок с дубом».

Перед его глазами прошла вся история Русской Православной Церкви в советский период. Родился о. Виктор в 1915 г. в г. Архангельске. С семилетнего возраста он пономарил -- прислуживал в алтаре приходского храма. Именно тогда пришла к нему мысль стать священником. В 1943 г. Виктор Шиповальников был рукоположен в священнический сан и вскоре арестован и осужден как «социально вредный элемент», как тогда говорили. Однако в ходе войны политика по отношению к Церкви изменилась, и духовенство стали освобождать из мест заключения, возвращать из ссылок. Освободили из Печерских лагерей и о. Виктора. Более полувека священнического служения! И все эти годы о. Виктор трудился, восстанавливая храмы.

Везде, где служил Виктор Шиповальников, он делал все возможное, чтобы показать людям культуру, мощь, красоту и живую радость литургий. Сам всегда ходил в духовном платье, устраивал крестные ходы, возобновлял колокольный звон, привлекал прихожан чтением акафистов. В каждом храме он создавал великолепный хор с замечательным репертуаром. В этом ему всегда помогала матушка-регент, тонко чувствующая и понимающая церковное пение. Семья Шиповальниковых собрала большую библиотеку духовных песнопений. О. Виктор старался дать людям возможность почувствовать и понять особую красоту Божественной Литургии. «Я всегда думал о том, что надо так поставить службу, чтобы люди, которые, может быть, не так часто ходят в храм, ушли из него с особым чувством духовного очищения и радости», -- признавался он, считая, что лучшая проповедь православия -- церковную служба. В Заозерье, как драгоценное наследство, бережно хранят те традиции, которые были здесь при нем.

Современное здание храма Рождества Христова было построено в 1809 г. по инициативе местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. Сохранилась запись, относящаяся к 1809 г.: «На месте деревянной строится каменная церковь с двумя приделами -- святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского. В 1854 г. сын Гавриила Васильевича -- Николай Гаврилович Рюмин вместе с управляющим имением купцом Платоном Михайловым и прихожанами расширил трапезную и пристроил эти приделы».

Церковь построена в духе классицизма, характерного для начала XIX в. Центральный иконостас выполнен в том же стиле. Иконостасы приделов, построенные в 1890-х гг., декорированы в духе эклектики. Роспись стен и потолков сделана в конце XIX в. художником Афанасьевым. Это типичный образец церковной живописи в позднеакадемическом духе. Иконы интерьера не отличаются древностью, они, как и настенные росписи, были сделаны конце XIX столетия. Кстати, некоторые из них написаны на средства прихожан.

Сейчас настоятелем храма протоиереем о. Сергием Николаевым, которого в Московской области знают как церковного писателя, автора книг «За советом к батюшке» и «За утешением к батюшке», много делается для духовного просвещения павловопосадцев. Он часто выступает с беседами и лекциями на религиозные темы в городском Выставочном зале Павловского Посада. Желанным гостем в храме стала известная киноактриса Наталья Варлей, которая пишет стихи на духовные темы. Отец Сергий и религиозная община церкви Рождества в Заозерье достойно продолжают дело о. Виктора Шиповальникова.

Семь веков в церкви у тихого озера совершается Божественная Литургия. Семь веков праздничным утром зовет церковный колокол своих прихожан в храм. Многие семьи связывают с ним крестины, венчания, панихиды. И особенно памятны в каждой семье Рождество Христово и Тихонов день. Ведь через Церковь мы можем стать друг другу близкими и родными.

В работе над очерком использованы материалы о. Сергия (Николаева) - известного церковного писателя, настоятеля храма Рождества Христова в Заозерье.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История основания станицы Новотитаровской. Историческое прошлое храма Андрея Первозванного, его значимость в жизни людей. Священнослужители Андреевской церкви. Священномученик Михаил Лекторский. Восстановление разрушенного и строительство нового храма.

    творческая работа , добавлен 03.01.2015

    История основания и развития города Нижегородской области Арзамас. Архитектурные достопримечательности города Арзамас: Воскресенский Собор, церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божьей Матери. Памятники, театры, музеи города, дом Максима Горького.

    презентация , добавлен 04.02.2015

    Покровская церковь, позже собор святых Петра и Павла. Вознесенский собор, Храм вознесения господня. Храм Пресвятого Сердца Иисуса. Всехсвятская церковь. Храм святой Марии Магдалины. Мечеть «Ылъкан», Касымовская мечеть. Мусульманская мечеть "Кызыл Жар".

    творческая работа , добавлен 04.05.2014

    История Варницкого монастыря. Основание обители в 1427 году, пять лет спустя после обретения мощей игумена Радонежского. Исцеление больной женщины у иконы Сергия Радонежского. Окончание мирных времен, 1919 год - закрытие монастыря, разрушение храмов.

    реферат , добавлен 09.07.2009

    Основные этапы в истории храма во имя иконы Божией Матери "Знамение" в поселке Сарма Вознесенского района Нижегородской области. Роль благочестивых людей в истории построения церкви, ее освящение. Закрытие храма в 1928 г., возрождение его в 2007 г.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Храмы Можайского района. Храм святого великомученника Димитрия Солунского - покровителя князя Московского Димитрия Донского. Работа детской Воскресной школы при храме. Церковь в с. Большое Тесово. Церковь в честь Успения Божией Матери в с. Пушкино.

    презентация , добавлен 07.12.2014

    Описание основных храмов и соборов Краснодара. Возведение архитектурных ансамблей и богослужебная деятельность православного храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца, Свято-Екатерининского кафедрального собора и Свято-Троицкого собора.

    реферат , добавлен 19.04.2011

    Становление Нижнего Тагила, формирование округа. Начало храмового строительства в XVIII в. Строительство храма Александра Невского на Гальянке. История Скорбященского монастыря в Нижнем Тагиле. Взаимоотношение светской и церковной власти в XX-XXI вв.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2012

    Технологическая карта по маршруту Балаклава и ее окрестности, содержание экскурсии. Общая информация о Балаклаве: история, достопримечательности. Особенности и историческое значение крепости Чембало, храма Двенадцати Апостолов и музея подводных лодок.

    отчет по практике , добавлен 10.03.2013

    Место основания Улан-Удэ. Прокладки через город путей Транссибирской магистрали. Самый большой памятник Ленину. Православный храм, кафедральный собор Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви. Дацан и святой источник на Лысой горе.

Строительство первой церкви на этом месте связано с именем святого благоверного князя Даниила Московского, навещавшего будто свою пограничную заставу. Однажды во время охоты он заблудился и стал молиться святому дня, обещая поставить храм в том месте, где выйдет к людям. Случилось это в день святителя Тихона Амафунтского. Князь вышел из леса на берег знакомого озера и позже построил здесь по обету храм во имя святителя. Озеро, на котором стоит храм, носит название Данилова.
Каменный храм в честь Рождества Христова в селе Заозерье построили в 1809 г. вместо деревянного тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. В храме устроили приделы в теплой трапезной: во имя святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского.
Высокое изящное строение храма в стиле классицизма, после Московского пожара 1812 г., не вмещало увеличившееся население Подмосковья и близлежащих губерний. В январе 1854 г. от священника Андрея Румянцева с причтом и прихожанами последовало всепокорнейшее прошение «о распространении трапезы».
Основные средства на перестройку церкви пожертвовал действительный статский советник, камергер Николай Гаврилович Рюмин. Управляющий его имением, купец третьей гильдии Платон Михайлов пожертвовал сорок тысяч кирпича и лес для этой постройки.
Центральный иконостас выполнен в 1809 г. в том же стиле, что и церковь. Иконостасы приделов выполнены в 1890-х гг. в духе эклектики. Тогда же художник Афанасьев сделал роспись стен и потолков в позднеакадемической манере. Установка золоченых иконостасов приделов, а также роспись стен и потолочных плафонов осуществлялись, в основном, на средства церковного старосты С.И.Баранова и его зятя, московского купца Ф.Е.Баранова.
В советское время храм пытались передать под хозяйственные нужды местному совету, однако прихожане не допустили этого.
Среди особо чтимых икон можно отметить образ преподобного Сергия Радонежского в полный рост на золоченом резном левкасе, расположенный в Никольском приделе. Особой любовью пользуется образ преподобного Серафима Саровского с частью камня, на котором молился преподобный, и частью его мантии.
Почитается икона святого благоверного князя Александра Невского в прекрасном черно-золотом киоте, выполненная по заказу и на средства прихожан в память об убиенном императоре Александре II. Прекрасная трехсветная висячая лампада из золоченой вырезной меди, украшенная царским гербом, имеет на кружевных крыльях надпись: «В память рождения Наследника Цесаревича Алексея. 30 июля 1904 г.» - это также дар прихожан.
В апреле 1913 г. при церкви открылось общество хоругвеносцев.
Сегодня содержание храма осуществляется при помощи жертвователей, как и в былое время. Несколько лет назад храму подарили девять колоколов. В 2001 г. благотворители приобрели колокол в 1000 кг, благодаря которому звонница приобрела замечательно красивое звучание.
Самый многолюдный праздник прихода - «Тихонов день», день памяти святителя Тихона Амафунтского. Это не только храмовый праздник, но праздник всей округи. Прежде из-за многолюдства в дни праздника в Заозерье устраивали ярмарки.
При храме существует воскресная школа.

Настоятель храма - протоиерей Сергей Николаев.
Сайт Храма - www.zaozerye-hram.ru
Источник -

Истинным светочем Православия был для Русского Севера прп. Александр Свирский. Подобно рекам, берущим свое начало из озер, его ученики – прпп. Адриан Ондрусовский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Иона Яшезерский, вобрав мудрость своего наставника, несли в суровые карельские края слово Божие. Таким благодатным источником стал и старец Кассиан, основавший на берегу Салминского залива пустынь. И вот уже более четырехсот лет здесь прославляется имя Христово.

Исполнение отцовского завета

В XVIII веке пустынь была упразднена. На ее месте возник приход с двумя церквами – Петропавловской (1775 г.) и Сретенской (1780 г.), построенными на средства олонецкого купца Ильи Кононова. Возведение Сретенского храма стало для него исполнением завещания отца, Якова Кононова. После революции соломенские храмы неоднократно закрывались, купола были сняты. В Сретенской церкви устроили общежитие, затем – школу. В Петропавловской до сих пор располагается детский сад.

Только в 1996 году Сретенский храм, переделанный к тому времени в невзрачное двухэтажное здание, был возвращен Православной Церкви. Восстановлением храма руководил протоиерей Павел Лехмус, ныне клирик Александро-Невского кафедрального собора.

Новый этап истории Православия в Соломенном начался 27 июня 2003 года, в день освящения восстановленного храма. Церковь вернула былое величие, она славится удивительным резным трехъярусным иконостасом, созданным палехскими мастерами.

Храм продолжает украшаться иконами. Премьер-министр России Владимир Путин во время своего рождественского визита в Петрозаводск в 2009 году преподнес в дар Сретенскому храму старинную Казанскую икону Пресвятой Богородицы.

Вскоре после Пасхи храм обретет еще одну святыню – образ свв. бглв. кнн. Петра и Февронии Муромских, единственный в Петрозаводске. Пишется он в иконописной мастерской Натальи Смирновой. В апреле, после Светлой седмицы, будет организован Крестный автоход, который доставит образ в г. Муром для его освящения и обретения частичек мощей святых благоверных князей. Возвращаясь, ход совершит остановки в православных приходах Карелии.

Новые традиции

По субботам проходят занятия в приходской Воскресной школе. Она размещается в небольшом помещении, выделенном Попечительским советом микрорайона, членом которого является новый настоятель храма, руководитель епархиального отдела по Взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Леонид Леонтюк . Занятия проводят прихожане, имеющие педагогическое образование и прослушавшие курс «Основы Православия» в Духовно-просветительском православном центре во имя прп. Александра Свирского.

– В нашем приходе много послушаний несут сами прихожане, – отмечает о. Леонид. – Обычно ведь как: люди ждут решения всех проблем от батюшки. Мы стараемся отойти от этой традиции. Каждому дано послушание по его силам и умениям. Кто-то трудится в группе по переписке с осужденными, кто-то пишет памятки для новоначальных верующих, кто-то проводит конкурсы прикладного мастерства и рисунков к престольному празднику. На праздничные трапезы я прихожу как почетный гость. Это не значит, что я отошел от руководства, просто жду поддержки хороших инициативных помощников.

Главная опора о. Леонида – второй служащий священник храма протоиерей Валерий Дмитриев, полковник запаса. Батюшку очень любят прихожане, ведь он может дать совет, опираясь и на святоотеческие наставления, и на свой большой жизненный опыт. И с учениками спецшколы №8 в Сулажгоре, которых он духовно окормляет, о. Валерий общается по-отечески.

Помогая ближнему своему

Большое внимание на приходе уделяется социальному служению. «Не секрет, что уровень жизни в Соломенном очень низкий, – рассказывает о. Леонид. – Комбинат, на котором работали местные жители, реорганизован. Люди потеряли работу, многие начали выпивать, страдают дети... Чтобы как-то расширить их кругозор, организуем просветительские поездки по Карелии. В близлежащем с. Заозерье обстановка еще более удручающая. Люди морально разлагаются. В этом году мы поздравляли неблагополучные семьи. Очень тягостные впечатления. Родители нетрезвые, один ребенок выбежал в одной рубашке и жадно смотрел на подарок…»

В Соломенном расположена туберкулезная больница, ее пациентам приход регулярно жертвует остро необходимые памперсы и теплую одежду. Вот уже два года неимущие пенсионеры получают продукты и теплую одежду. Действует группа по переписке с осужденными, причем обязанности ее участников строго распределены. Благодаря помощи Министерства внутренних дел РФ по РК в дни церковных праздников в Сретенский храм жителей с. Заозерье доставляют бесплатно на специально выделенных автобусах.

Мост-защитник

Как уже говорилось, храм построен на берегу Петрозаводского залива Онежского озера, по которому проходят суда. Перед церковью расположен понтонный мост, доставляющий жителям немало проблем – на нем разрешено только одностороннее движение, летом паром разводится несколько раз в день.

– Одна семейная пара в год тридцатилетия совместной жизни решила повенчаться, – рассказывает о. Леонид. – К делу подошли ответственно, приехали задолго до назначенного времени. А передо мной мост безо всякого предупреждения… развели. И люди ждали священника два часа! Произошел и другой случай: на этот раз я был в храме, а перед свадебным картежом мост неожиданно развели. Тогда молодые уговорили местных рыбаков о переправе на лодках. Конечно, неудобств много. Но все, что создано, имеет смысл. Может быть, паром – наша защита. Ведь на нашем берегу не построено ни одно предприятие, и поэтому воздух здесь чистый.

Прихожане российских храмов, расположенных вблизи озер или рек, постепенно возрождают традицию крещенского купания. Сретенская церковь не стала исключением. Вот уже третий год в праздник Крещения Господня после Божественной литургии прихожане и гости из Петрозаводска окунаются в Иордань, вырубленную во льду залива рядом с храмом. Накануне устанавливаются теплые палатки для переодевания, в целях безопасности проверяется дно, а 19 января у проруби дежурят сотрудники МЧС.

Случалось ли вам, попав в какое-нибудь красивое место, почувствовать необыкновенный покой в душе? Порой в красоте земной можно отыскать «мир лучший, мир духовный». Именно поэтому для строительства храмов и монастырей на Руси выбирались места, отмеченные особой благодатью.

Неподалеку от Павловского Посада, в одном из красивейших мест Подмосковья, на берегу большого озера стоит храм Рождества Христова. Летом за крестьянскими избами, в окружении высоких деревьев, эта церковь почти не видна с дороги. Но если не сама она, то непривычно тихое и чистое озеро привлечет внимание. Да еще исконно русское название деревни - Заозерье, таинственное и обещающее. Помните: «За горами, за долами, за дремучими лесами…». За озером. И если вы поверите этой красоте и обещанию радости, дорожка над берегом приведет вас к сквозным решетчатым воротам. Здесь, за светлым озером, за белой оградой, среди высоких старых лип и вязов храм - средоточие и образ всех наших земных стремлений.

В XIII в. после смерти князя Александра Невского в удел его младшему сыну Даниилу досталось удельное княжество с незначительным тогда городом Москвой. К нему относилось село Вохна (ныне город Павловский Посад) с окрестными землями. С именем князя Даниила Александровича предание связывает основание храма на озере. На высоком берегу реки Клязьмы, на самой границе Владимирского и Московского княжеств, был поставлен большой двор, где находился небольшой отряд княжеских дружинников. Случилось как-то Даниилу Александровичу заблудиться в здешних дремучих лесах. Потеряв надежду найти дорогу, князь обратился с молитвой к Господу, прося о помощи. Молился он и святому этого дня - Тихону Амафунтскому, в день памяти которого и случилась с ним эта беда. Пообещал князь построить храм в том месте, где посчастливится ему выйти из леса. Оказался князь не берегу светлого озера.

Построенную здесь по его обету церковь посвятили святителю Тихону. Озеро, на котором она стоит, называется Данилищево, и сейчас в храме во время богослужения обязательно поют тропарь благоверному князю Даниилу Московскому. В пользу истинности предания говорит то, что оно относится не к прославленному в истории герою, а к тихому и кроткому, богобоязненному князю. Его имя, стоящее между именами его отца - героя Ледового побоища и сына - собирателя Русской Земли Ивана Калиты, осталось в тени.

Вскоре после восстановления в Москве Свято-Данилова монастыря иноки этой обители навестили здешний храм. И теперь в день святителя Тихона (престольные праздники - Рождество Христово и Тихонов день) приезжают из Москвы «даниловские». Местные прихожане не удивляются - «Как же, свои ведь».

Иван Грозный записал некогда эти земли за Троице-Сергиевой Лаврой. И два века здешние крестьяне числились вотчинниками монастыря. Православные монастыри дали лучшие образцы богословской культуры и прикладного искусства, распространяли передовые идеи архитектуры и градостроительства, живописи и музыки, селекции и землепашества. труд монастырских крестьян был упорядоченным и производительным. Общение с иноками прославленной обители отразилось на их нравственном облике.

Память тех лет живет в местах почитания Сергия Радонежского. Многие из церквей здешней округи имеют придел, освященный во имя преподобного Сергия. Его Образ находится на северной стене в Никольском приделе. Сергий - родовое имя многих местных семейств, хотя большинство жителей затрудняются ответить на вопрос, почему среди их родных так много Сергеев и Сергеевичей.

В вышедшем в начале века описании Павлово-Посадских земель о Тихоновом дне сказано как о главном празднике села Заозерье. Старожилы помнят, как накануне торжества к Заозерью стекались богомольцы. Шли пешком, ехали на лошадях. После всенощной устраивались ночевать за церковной оградой или у озера. Тихонов день (16/29 июня) приходится на самое жаркое время лета. Привлеченные многолюдством торговцы устраивали в селе целые ярмарки. Утром церковь не вмещала всех молящихся.

После ранней литургии во дворе храма обычно служат молебен, освящают воду. Для этого устроено специальное место - Иордань. Здесь ставят огромные чаны с водой. И с утра до позднего вечера идут и идут люди за благодатной целебной водой. Прихожане рассказывают о многих исцелениях от разных недугов после купания в озере в Тихонов день. Целебная вода укрепляет силы и дает здоровье на целый год. С раннего утра на озере многолюдно. Всех собрал святитель. Такая народная любовь не случайна. Почти в каждой семье вам могут рассказать о каком-нибудь «домашнем чуде», связанном со святителем Тихоном. И когда упоминают его имя в молитве или в рассказе, его произносят так, словно угодник Божий находится рядом.

Много лет приезжают сюда паломники из других городов России. Они набирают воду из озера в бутылочку, благоговейно выпивают несколько глотков, а остальную увозят с собой. Как святыню, как целебное средство дают ее скорбящим и больным.

Тихон Амафунтский жил в V в. на Кипре, но мы почти ничего не знаем о нем. И вдруг - чудо присутствия. Угодник Божий рядом. Молится о нас, опекает, помогает. Двенадцать населенных пунктов: Кузнецы, Заозерье, Андроново, Востриково, Большой Двор, Гаврино, Грибаново, Борисово, Михалево, Буньково, Тарасово, Носырево составляют приход церкви Рождества Христова. Жизнь храма и жизнь людей, в него приходящих, неразрывно связаны.

У здешнего озера есть одно удивительное свойство, известное всем местным жителям. В нем всегда один и тот же уровень воды. Не ниже, не выше. Даже весенний паводок после снежной зимы не покрывает низких мостков на воде. И когда жарким летом 1972 г. из озера беспрерывно качали воду для тушения лесных пожаров, его уровень оставался прежним. Хотя засуха стояла небывалая.

В 1930-е гг. храм Рождества Христова в Заозерье был закрыт. Слышали здешние прихожане о том, что на церковном дворе соседнего Богородского храма был расстрелян священник. Очевидцы рассказывали, что, когда сбрасывали колокол с колокольни Никольского храма в селе Васютино, в толпе отчаянно вскрикнула женщина. И ее, мать пятерых детей, в тот же день арестовали и увезли. Навсегда. В Заозерье тоже прекратились богослужения. Несколько месяцев добровольцы охраняли церковное имущество. Прятали в тайнике священные сосуды и утварь. Не подпускали к храму безбожников. Бесправные и беззащитные они выстояли и победили. Потом говорили: « святитель Тихон помог ».

Православный человек не может быть равнодушным к судьбам Отечества. Памятником патриотизму прихожан храма Рождества Христова стала замечательная икона святого праведного князя Александра Невского в черно-золоченом киоте, выполненная по заказу и на средства местных жителей. Неподалеку от Заозерья, в деревне Буньково, в небольшой деревянной избушке жила семья Извековых, прихожан Христорождественского храма. Ходил в церковь на службу вместе со своей мамой и сестрами Сережа Извеков - будущий Святейший Патриарх Всея Руси Пимен. Домик, в котором он жил, еще недавно можно было увидеть, проезжая по Горьковскому шоссе. Церковь, в которой молился в детстве, он запомнил на всю жизнь и в 1970-е гг. назначил настоятелем храма в Заозерье своего самого близкого друга протоиерея Виктора Шиповальникова послужить на его родине.

Храм Рождества Христова гордится не только небесными покровителями, славной историей и знаменитыми прихожанами. Особого внимания заслуживают его священнослужители. За Тихоновским алтарем, у стены, похоронен священник Виктор Галахов, который много лет был здесь настоятелем. Старожилы помнят этого замечательного человека. В годы Великой Отечественной войны он был тяжело ранен. О мужестве отца Виктора можно слагать легенды. Ведь в годы его служения от священника требовались такие качества, как смелость, стойкость, неустрашимость.

За время его служения возросло число прихожан, для многих из них он стал духовным отцом. Многие местные жители помнят его замечательные проповеди. Его авторитет в округе огромен. Многие представители власти, по своему положению не имевшие права открыто общаться со священнослужителями, искали с ним встреч. Просили его тайно, без свидетелей, крестить, соборовать, венчать, причащать, отпевать. Приезжали в церковь верующие из соседних городов и деревень.

Народная любовь выделила из священнослужителей Христорождественского храма протодиакона Николая Зайцева, служившего здесь также после войны. Отец Николай тоже прошел огненными верстами Великой Отечественной, получил тяжелое ранение, которое впоследствии и послужило причиной его безвременной кончины. Прихожане рассказывают о его необыкновенном такте, высокой культуре, прекрасном голосе. Ведь от диаконовского служения зависит благолепие православной службы, которое влияет на молитвенное настроение прихожан. На службу с участием отца Николая приезжали издалека.

В 1976 г. настоятелем храма в селе Заозерье стал протоиерей Виктор Шиповальников, о котором мы уже упоминали, - человек интересной судьбы. Именно его имя упоминает Александр Солженицын в своей автобиографической повести «Бодался теленок с дубом».

Перед его глазами прошла вся история Русской Православной Церкви в советский период. Родился о. Виктор в 1915 г. в г. Архангельске. С семилетнего возраста он пономарил - прислуживал в алтаре приходского храма. Именно тогда пришла к нему мысль стать священником. В 1943 г. Виктор Шиповальников был рукоположен в священнический сан и вскоре арестован и осужден как «социально вредный элемент», как тогда говорили. Однако в ходе войны политика по отношению к Церкви изменилась, и духовенство стали освобождать из мест заключения, возвращать из ссылок. Освободили из Печерских лагерей и о. Виктора. Более полувека священнического служения! И все эти годы о. Виктор трудился, восстанавливая храмы.

Везде, где служил Виктор Шиповальников, он делал все возможное, чтобы показать людям культуру, мощь, красоту и живую радость литургий. Сам всегда ходил в духовном платье, устраивал крестные ходы, возобновлял колокольный звон, привлекал прихожан чтением акафистов. В каждом храме он создавал великолепный хор с замечательным репертуаром. В этом ему всегда помогала матушка-регент, тонко чувствующая и понимающая церковное пение. Семья Шиповальниковых собрала большую библиотеку духовных песнопений. О. Виктор старался дать людям возможность почувствовать и понять особую красоту Божественной Литургии. « Я всегда думал о том, что надо так поставить службу, чтобы люди, которые, может быть, не так часто ходят в храм, ушли из него с особым чувством духовного очищения и радости », - признавался он, считая, что лучшая проповедь православия - церковную служба. В Заозерье, как драгоценное наследство, бережно хранят те традиции, которые были здесь при нем.

Современное здание храма Рождества Христова было построено в 1809 г. по инициативе местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. Сохранилась запись, относящаяся к 1809 г.: « На месте деревянной строится каменная церковь с двумя приделами - святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского. В 1854 г. сын Гавриила Васильевича - Николай Гаврилович Рюмин вместе с управляющим имением купцом Платоном Михайловым и прихожанами расширил трапезную и пристроил эти приделы ».

Церковь построена в духе классицизма, характерного для начала XIX в. Центральный иконостас выполнен в том же стиле. Иконостасы приделов, построенные в 1890-х гг., декорированы в духе эклектики. Роспись стен и потолков сделана в конце XIX в. художником Афанасьевым. Это типичный образец церковной живописи в позднеакадемическом духе. Иконы интерьера не отличаются древностью, они, как и настенные росписи, были сделаны конце XIX столетия. Кстати, некоторые из них написаны на средства прихожан.

Сейчас настоятелем храма протоиереем о. Сергием Николаевым, которого в Московской области знают как церковного писателя, автора книг «За советом к батюшке» и «За утешением к батюшке», много делается для духовного просвещения павловопосадцев. Он часто выступает с беседами и лекциями на религиозные темы в городском Выставочном зале Павловского Посада. Желанным гостем в храме стала известная киноактриса Наталья Варлей, которая пишет стихи на духовные темы. Отец Сергий и религиозная община церкви Рождества в Заозерье достойно продолжают дело о. Виктора Шиповальникова.

Семь веков в церкви у тихого озера совершается Божественная Литургия. Семь веков праздничным утром зовет церковный колокол своих прихожан в храм. Многие семьи связывают с ним крестины, венчания, панихиды. И особенно памятны в каждой семье Рождество Христово и Тихонов день. Ведь через Церковь мы можем стать друг другу близкими и родными.

В работе над очерком использованы материалы о.Сергия (Николаева) – настоятеля храма Рождества Христова в Заозерье.

Храм Рождества Христова в Заозерье

Отец Сергий на богослужении в Рождественском храме

Крестный ход на Рождество

Крестный ход на Рождество

Наталья Варлей на празднике Рождества Христова в Храме в Заозерье

Христорождественский храм, с. Заозерье, Русская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Павлово-Посадское благочиние.
Престольный праздник: Рождества Христова (7 января)
Настоятель: протоиерей Сергий Валентинович Николаев, 1952 г.
Адрес: Московская обл., Павлово-Посадский р-н, с. Заозерье.
Строительство первой церкви на этом месте связано с именем блгв. кн. Даниила Московского, который, охотясь в этих лесах, заблудился. Это случилось в день памяти свт. Тихона Амафунтского. Князь стал молиться этому святому, дав обет поставить храм в честь его имени. Вскоре он вышел из леса на берег уже знакомого ему озера, и позже исполнил свое обещание: построил на берегу озера храм во имя свт. Тихона Амафунтского. Озеро с тех пор называется Даниловым.
В 1809 г., вместо деревянной церкви, тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина, в Заозерье построили каменный храм с двумя приделами в теплой трапезной: во имя свт. Тихона Амафунтского и свт. Николая. В 1854 г. по прошению священника Андрея Румянцева храм был перестроен, с целью расширения трапезной части. Основные средства на перестройку церкви пожертвовал действительный статский советник, камергер Николай Гаврилович Рюмин.
Высокое изящное строение храма в стиле классицизма внутри имело три иконостаса: центральный - в честь Рождества Христова, выполнен в стиле классицизма в 1809 г.; в приделах - воздвигнуты в 1890-х гг., в духе эклектики. Тогда же художником Афанасьевым в позднеакадемической манере были расписаны стены и своды храма. Художественное оформление храма и изготовление позолоченных иконостасов осуществлялось на средства церковного старосты С. И. Баранова и его зятя, московского купца Ф. Е. Баранова. В 1913 г. при храме открылось общество хоругвеносцев.
В советское время храм не закрывался. За последние годы при финансовой поддержке благотворителей для звонницы храма приобретены десять колоколов, в т. ч. самый большой весом 1000 кг. До сих пор самыми любимыми и многолюдными праздниками прихожан ближайших округов являются не только храмовый день - Рождество Христово, но и день памяти свт. Тихона Амафунтского. При храме действует воскресная школа.
Святыни. Среди особо чтимых икон - это образ прп. Сергия Радонежского, в полный рост, на золоченом резном левкасе, находящийся в Никольском приделе. Особой любовью пользуются также образы: прп. Серафима Саровского с частью камня, на котором молился святой, и частицею его мантии; икона св. блгв. кн. Александра Невского в черно-золотом киоте, написанная в память об убиенном императоре Александре II. Святохранима также трехсветная висячая лампада из золоченой резной меди, украшенная царским гербом, с надписью: «В память рождения Наследника Цесаревича Алексея. 30 июля 1904 г.» - дар прихожан.