Крашение изделий из лозы. Окраска материала для плетения Покраска пасхальной корзины в белый цвет

К этому моменту наша корзина уже готова и имеет примерно такой вид, как показано на иллюстрации. Во время плетения и обработки лозы, на ней неизбежно остаются микронеровности, шероховатости, заусеницы, микросколы. Наша задача на данном этапе, устранить все эти изъяны поверхностей . Для этого нам нужно сперва пройтись по всей поверхности корзины тонкой наждачной бумагой, а затем - шерстяной тряпочкой. Особое внимание при полировке следует уделить ручке, а также обручу и участкам корзины с очищенной лозой. Должна получиться приятная на ощупь поверхность.

Морение

Наверняка вы видели корзинки с оттенком , темнее натурального или вообще покрашенные в другие цвета. Это достигается путем морения - обработки древесины морилкой. Лично я считаю, чтобы добиться эффектного вида корзины, достаточно покрыть корзину лаком. Но если вам нужно нечто большее, можно обработать корзинку морилкой . Морить свою корзину или нет - решать вам.

Разного цвета морилки продаются в специализированных строительных и хозяйственных магазинах. На корзину состав наносят обычной кисточкой в несколько этапов, добиваясь при этом равномерного окрашивания.

Покрытие лаком

Лакировка корзины придает изделию блестящий, по-настоящему нарядный вид. Помимо эффектного блеска, лак обеспечивает защиту корзины от влаги и механических повреждений.
Для обработки корзины подойдет практически любой из строительных лаков. Однако предпочтение следует отдать натуральным лакам. Для внутренних или наружных работ - не столь принципиально.

Для использования лак необходимо налить в какую-нибудь емкость (баночку, срезанное дно бутылки). Обработка корзины осуществляется кистью средней ширины. Затем, труднодоступные участки следует полакировать более тонкой кистью.

Важно отметить, что лакируется только ручка, обруч, наружные борта и дно корзины. Внутренние поверхности не лакируют! Это нужно для того, чтобы лоза продолжала беспрепятственно сохла. Процесс высыхания будет постепенно продолжаться в течении 2-3 месяцев, пока корзина достигнет своей минимальной массы и максимальной прочности. Корзину обычно сушат при комнатной температуре, в сухом помещении. Не стоит пытаться ускорить высыхание лозы при помощи нагревателей - лак может потрескаться, а лоза дать деформации. Естественное высыхание - это то, что нужно. Тем более, что пользоваться корзинкой можно будет, как только высохнет лак (2-3 дня). Просто сперва она будет слегка тяжеловата. Но влага уйдет и корзинка приобретет оптимальный вес.

Некоторые плетеные изделия или их отдельные части окрашивают (протравливают) анилиновыми красителями, предварительно погрузив изделия на короткое время в раствор квасцов или поташа, чтобы устранить влияние имеющихся в иве дубильных веществ. Для одноцветной окраски на 10 л воды требуется три-четыре пакетика краски желаемого цвета. Краску растворяют в горячей (60...80°С) воде, в которую добавляют две-три ложки столового уксуса и выдерживают в ней изделия и материалы 1...3 ч.

Для прочности окрашивания изделия и материалы лучше вымачивать не в растворе квасцов и поташа, а в растворе, состоящем из 100 г мыла на 4 л горячей воды. Прутья хорошо высушивают и после этого протравливают в анилиновой краске. Предметы больших размеров покрывают краской несколько раз.

Для окрашивания плетеных изделий можно использовать растительные и некоторые другие красящие материалы:

а) желтый цвет - отвар вереска багульника, луковой шелухи, молодых березовых листьев, небольшого количества шафрана;

б) коричневый цвет - отвар веток и коры черной ольхи или побегов и листьев крушины, волчьих ягод; изделия и материалы покрывают 2...10%-ным раствором бейца или 3...5 %-ным раствором марганцовокислого калия и варят 2 ч в растворе: 150 г поташа на 2 л воды. После просушки их снова варят 2 ч в растворе: 50 г пиро- галловой кислоты на 2 л воды;

в) зеленый цвет - отвар из плауна-дерябы или кипяченых волчьих ягод в уксусном отваре, 150 г мелиловой зелени на 3 л воды; 150 г зеленого малахита и 30 г желтого нафталина на 4 л воды;

г) серый цвет - 50 г железного купороса на 1... 1,5 л воды (материалы и изделия кипятят около 2 ч, после чего их просушивают и снова варят 30 мин в растворе 30 г пирогалловой кислоты на 1,5 л воды);

д) черный цвет - изделия смачивают 3%-ным раствором кампешевого экстракта, просушивают и покрывают 2%-ным раствором двухромовокислого калия;

е) синий цвет - кипятят 2...5 ч в растворе: 1 весовая часть индиго и 20 весовых частей воды; более слабый раствор индиго окрашивает в голубой цвет;

ж) фиолетовый цвет - смачивают 2%-ным раствором кристаллической английской соли;

з) оранжевый цвет-кипятят в 2...4%-ном растворе двухромовокислого калия;

и) красный цвет - обрабатывают раствором, состоящим из 120 г фуксина на 4 л воды.

Растения и другие красящие материалы кладут в холщовый мешок и варят в дождевой или чистой речной воде.

Плетеные изделия можно также окрашивать масляными красками. Для этого перед окраской изделия предварительно покрывают олифой, а после того как олифа высохнет, окрашивают не менее двух раз как можно более жидкими красками.

Эмалевые краски наносят на изделия, предварительно -протравленные водными растворами соответствующего цвета.

Обжиг. Некоторые детали плетеных изделий (палки и пластины) подвергают крапчатому обжигу или выжигают на них различные узоры. Для крапчатого обжига поверхность палок и пластин обрызгивают раствором глины и обжигают на примусе, после чего глину смывают водой.

Предварительно нанесенные карандашом узоры выжигают раскаленным острым концом железного прута или специальным прибором - термокаутом.

Выжигание можно заменить протравой узоров по предварительно нанесенному карандашному рисунку сильным раствором калигипер-манганика, который наносят обыкновенным пером.

Лакировка. Перед лакировкой изделия хорошо просушивают и очищают. Мебель и другие предметы, которые часто трогают руками, лакируют светлым копалло- вым (масляным) лаком, а все другие - светлым спиртовым лаком.

Лак наносят как можно ровнее тонкой кистью. После просушивания изделия лакируют второй раз. Белый лак перед употреблением разогревают, поставив сосуд с лаком в горячую воду.

Газетное плетение для начинающих всегда начинается с вопроса: как и чем красить бумажную лозу, чтобы она, как можно больше походила на лозу настоящую? У мастеров с опытом это получается: их изделия выглядят так, будто сплетены из хорошо подготовленного природного материала.

Покраска газетных трубочек под лозу

Чтобы корзинка, короб, ваза, другое плетеное изделие выглядели натурально, трубочки красят морилками. Только они дают цвета, повторяющие оттенки лозы настоящей. Конечно, не всякие. Морилок по цвету много, и все они «работают» под древесину. А поскольку древесина разная: черешня, дуб, каштан, бук, ольха, орех, тополь, сосна, палисандр и т.д., получаем просто огромную линейку цветов. К тому же, морилка, представляющая цвет одного вида древесины, может быть в нескольких оттенках. Так, например, есть морилка под орех коричневый и морилка под орех зеленый.

Очень похожими по цвету на ивовую лозу получаются трубочки, окрашенные морилками ольха , палисандр , каштан .

Когда газетное плетение набирает обороты, и трубочек требуется все больше и больше, очень хочется сэкономить на морилке. Многие разводят водой и морилку на водной основе, и на спиртовой. Опасаться, что спиртовую морилку водой разводить нельзя, нелогично. Что получится, если мы разбавим спирт или, допустим, водку? Правильно, «градус» жидкости станет поменьше, только и всего. Но нужно иметь в виду, что в случае разведения морилки спиртовой уменьшается не только ее «градус», но и интенсивность цвета. Разводя морилку разным количеством воды (1:1, 1:2, 1:3), мы можем получить очень красивые цвета и оттенки, но, к сожалению, трубочки и изделия их них уже не будут похожи природную лозу. Хотя газетное плетение – это также изделия, в которых на первый план выступают форма и оригинальный узор плетения, для таких цвет под природную лозу не очень важен. Но если хотите, чтобы плетение выглядело натуральным, не разбавляйте морилку.

Покраска трубочек: интенсивность цвета

Если вы используете неразбавленную морилку, не стоит думать, что цвет получится одинаковым в любом случае. На самом деле, интенсивность цвета зависит от времени, которое проведут трубочки в морилке (если вы красите их, например, в высокой банке, а не кисточкой). Красятся газетные трубочки, можно сказать, стремительно, и, например, лишних 30 секунд могут дать цвет намного темнее того, на который вы рассчитывали. Время окрашивания определяется обычно опытным путем. Пару окрашиваний, и вы будете чувствовать (или знать, если засекаете время по часам), сколько бумажная лоза должна провести в морилке, чтобы дать результат, который вас устроит. Долго в морилке материал держать смысла нет, трубочки должны только хорошо намокнуть.


Почему цвет газетных трубочек получается неравномерным

Кажется, окрашивание морилкой выполнили по всем правилам, но высушенные трубочки имеют неравномерный цвет. Происходит это потому, что сырые, только что окрашенные #трубочки, вступают в контакт с воздухом не всей своей поверхностью. Если, например, они сушатся на какой-нибудь доске, к нижней их части доступа воздуха нет, и в этих местах трубочки получаются светлее. Если вы расставляете бумажную лозу до высыхания в банке, та их часть, которая находится свободно на воздухе, будет иметь более насыщенный цвет, чем та, которая располагается в банке.

Причем, не стоит надеяться на переворачивание трубочек: реакция с воздухом происходит быстро, и даже многократное переворачивание результата не дает. Чтобы избежать сильной разницы в цвете частей трубочек, лучше всего сушить их на редкой решетке или сетке. Более светлые полосочки все равно будут, но едва заметные. Кстати, не стоит добиваться идеальной однородности цвета. Во-первых, цвет настоящей лозы также неоднороден, во-вторых, в готовом изделии неоднородность не так заметна – весь все переплетено.

А вот если морилка разбавлена водой, трубочки отличаются ровностью цвета. Хотя очарования настоящей лозы уже нет.

Если задумано газетное плетение, которой цвет должно иметь более ровный, а трубочки получились «пестрыми», есть возможность исправить это, покрасив их второй раз. Более того: если плетение без цветных вставок, повторно удобнее покрасить готовое изделие.

Если вас привлекли оригинальный дизайн и нарядный внешний вид корзин плетеных, то можно смело приобретать их для домашнего использования - вам не придется разочаровываться. Преимуществ у корзин плетеных, помимо их внешних характеристик, действительно много:

  • Продукция сделана из экологически чистого натурального материала - ивовой лозы
  • Плотность плетения позволяет регулировать уровень воздухопроницаемости внутри изделия
  • Ивовый прут придает изделиям легкость, прочность и долговечность
  • Изделия любой сложности изготавливаются мастерами вручную
  • Корзины плетеные продаются по невысоким ценам из-за доступности материала
  • Изделия можно окрашивать и покрывать лаком для большего соответствия интерьеру

Приобретение плетеных изделий заставляет задуматься о том, как поддерживать их опрятный вид в течение долгого времени и не допускать порчи. Обрадуем вас тем, что еще одним весомым достоинством изделий из лозы является несложный уход за ними.

Как правило, плетеные емкости любого назначения, будь то короба для хранения овощей, корзины под раковины в ванные комнаты, внешние мебельные корзины или встраиваемые корзины для шкафов, не требуют особой наружной чистки. Их достаточно протирать сухой или влажной тканью без ворса. Корзины для овощей и хлебницы, конечно, необходимо периодически освобождать, вытряхивая накопившийся мусор и крошки, а остальные - в зависимости от их текущего состояния. Если вы использовали корзину для сбора урожая фруктов, ягод или грибов, и она запачкалась - просто промойте ее водой или мыльным раствором, хорошо ополосните и просушите.

При появлении пятен на корзине плетеной, уже недостаточно только сухой чистки и ополаскивания. Придется развести раствор моющего средства с солью и потереть им загрязненные участки при помощи губки или мягкой щетки. Затем сполоснуть изделие негорячей водой и оставить сушиться подальше от отопительных приборов и прямых солнечных лучей.

Не следует использовать при чистке плетеных изделий абразивные моющие средства - это может повредить поверхность. То же самое касается песка или частичек грунта, скапливающихся в щелях корзин, если те используются для садовых работ. Необходимо сначала тщательно удалить песок и лишь после этого протереть изделие. Если царапины все же появились, то они будут особенно заметны на поверхности большой корзины. Чтобы от них избавиться, достаточно слегка промазать поврежденные места полиуретановым лаком.

Чтобы продлить срок эксплуатации плетеных изделий, старайтесь не подвергать их воздействию слишком сухого воздуха и высоких температур - от этого в ивовых корзинах могут возникнуть трещины. Зато плетеная продукция устойчива к сырости. Это, конечно, не означает, что корзины нужно оставлять под дождем. Самое лучшее - хранить корзины плетеные при нормальном уровне температуры и влажности. Заметим, что незначительную деформацию корзины, наподобие вмятины, можно устранить, если размочить это место водой до гибкого состояния и попытаться придать изделию прежнюю форму.

Кстати, если корзинам плетеным, уже побывавшим в эксплуатации, явно недостает первозданного лоска и цвета, пора взяться за дело и вернуть им прежний облик. Существует несколько способов исправить ситуацию. Можно, например, нанести тонкий слой олифы на поверхности корзин плетеных, нуждающихся в реставрации. Дайте олифе высохнуть, а затем покройте слоем бесцветного лака. Вы сразу заметите, как преобразились и «помолодели» ваши плетеные изделия. А для того, чтобы изменить оттенок корзин, следует использовать морилку по дереву. Слегка зачищенную мелкой наждачной бумагой поверхность изделия нужно покрыть морилкой в несколько слоев. Для этого подойдет не слишком жесткая кисть среднего размера. Когда морилка впитается и подсохнет, можно покрывать поверхность прозрачным бесцветным лаком.

А вы знаете, что плетеные изделия из ивы с течением времени меняют свой цвет на более темный? Это объясняется тем, что процессы пигментации под воздействием дубильных и красящих веществ, содержащихся в ветвях ивы, продолжаются и в готовых корзинах, плетенных из них. Новые изделия, особенно из прута, подвергнутого «окорению» - снятию коры искусственным или естественным путем, обычно имеют белый цвет. С годами цвет корзин плетеных приобретает оттенки в зависимости от сорта используемой лозы: от золотистого и медного до шоколадного.

Окрашивание лозы применяют для усиления естественного цвета древесины, выравнивания его при неравномерной окраске, придания нового цвета поверхности, для чего используют красители, пигменты и протравы. Окрашивание способно не только изменить внешний вид изделия, но и защитить его от вредного воздействия атмосферных осадков, солнечных лучей, а также в какой-то степени предотвратить старение.

Красителями являются растворимые органические красящие вещества естественного происхождения или синтетические. Красители должны быть светостойкими, обладать ярким цветом, высокой способностью глубоко проникать в древесину (дисперсностью), не вуалировать текстуру древесины и легко растворяться в воде, спирте, ацетоне и других органических растворителях.

Дерево, в том числе и прутья для плетения из ивы, можно окрасить в любой цвет и придать обыкновенным ивовым прутьям или ивовым лентам цвета более ценной породы дерева. Кроме окраски в любой цвет и имитации существует золочение, серебрение, бронзирование и другие виды отделки. Однако не все деревья одинаково воспринимают крашение. Так, мягкие и рыхлые породы окрашиваются труднее твердых. Окраска может быть светлой и слабой, темной и густой.

Каждое дерево имеет свою натуральную окраску, а заготовленные заранее прутья или ленты темнеют, со временем приобретая разные оттенки, которые зависят даже оттого, где хранится материал. Чистота и ровность окраски очень зависит от предварительной подготовки прутьев и их очистки. Поэтому, прежде чем приступить к окраске, необходимо тщательно обработать, отшлифовать плутья или ленты, приготовленные для плетения наждачной мелкозернистой шкуркой.

В качестве естественных красителей издавна применяют отвары из листьев, цветов и плодов растений, например отвар из кожуры грецких орехов – ореховую морилку; отвары кофе, чая, цветов шафрана и др.

Синтетическими красителями являются сложные органические вещества, которые получают из каменноугольной смолы. Они подразделяются на прямые, основные, нигрозные, кислотные и др. В мебельном производстве применяют преимущественно кислотные красители. Они окрашивают древесину в яркие чистые тона и обладают удовлетворительной светостойкостью. Кислотные красители хорошо растворяются в воде, их можно смешивать между собой. Химической промышленностью выпускаются готовые смесевые красители для дерева под номерами, наибольшее применение из которых имеет: красновато-коричневые № 3 и 4 – для окрашивания в тон красного дерева, светло-коричневые – № 5, 6, 7, 16, 17 – для окрашивания в тон светлого ореха, темно-коричневые № 8, 9, 15 – для окрашивания в тон темного ореха.

Водорастворимые красители применяют в виде растворов 1 – 4%-ной концентрации. Для смягчения жесткости воды добавляют 0,1% кальцинированной соды. Воду для растворения красителя нагревают до температуры 80 – 95 градусов Цельсия. После полного растворителя красителя раствор охлаждают до 30 – 40 градусов и фильтруют через четыре слоя марли. Чтобы получить ровное и глубокое окрашивание древесины, в раствор рекомендуется вводить 2 – 4% нашатырного спирта.

Из спирторастворимых красителе й применяют красный светопрочный № 32, красно-коричневый № 33 и орехово-коричневый светопрочный № 34. Они предназначаются для крашения древесины и подкрашивания мебельных лаков. Применяются в виде 0,1 – 0,5% – ных растворов в этиловом спирте.

Из других красителей для окраски древесины применяют нигрозин – черный краситель. Спирторастворимый нигрозин светостоек и применяется для окрашивания политур и лаков. Водорастворимый нигрозин малосветлостоек и применяется для крашения древесины.

Протравы – это некоторые неорганические соли и основания, вступающие в химическое взаимодействие с дубильными веществами, содержащимися в древесине, в результате чего образуются цветные соединения. Породы, не содержащие дубильных веществ, также могут окрашиваться протравами, если их предварительно обработать такими веществами, как экстракт дубовый дубильный, пирокатехин, пирогаллол. В качестве протрав применяют соли калия – хромовокислую и марганцовокислую; соли железа – хлорную и сернокислую; алюминиево-калиевые квасцы; аммиак и т.д. Хромовые, марганцовые и медные соли, а также аммиак дают на древесине коричневые и желто-бурые окраски, соли железа дают окраски синевато-серые и черные.

Протравы применяют в виде 0,5 – 5%-ных водных растворов. Окраска получается прочной, водо– и светлостойкой, текстура древесины не вуалируется, а проявляется. Недостатком протрав как красящих веществ является ограниченное количество получаемых цветовых тонов, а также зависимость цветового тона от колебаний химического состава древесины (содержания дубильных веществ), поэтому результаты, полученные на одном изделии, могут оказаться невоспроизводимыми на другом. Протравы применяют лишь в индивидуальном производстве, при реставрации мебели и т.д.

Окрашивание древесины может быть поверхностным или глубоким, осуществляемым методом глубокой пропитки. Метод глубокой пропитки часто применяют для изменения цвета древесины.

При отделке деталей или изделий в собранном виде применяют поверхностное окрашивание , при котором краситель проникает в древесину неглубоко – на глубину 0,1 – 0,2 мм.