Наука в темные века. Были ли Средние века тёмными? Историография Тёмных веков

Итак, дорогие друзья, мы, наконец, добрались до « мрачного средневековья». Кстати, вы знаете, почему средневековье называют «мрачным»? Ведь само слово «средневековье» придумали только тогда, когда эта эпоха клонилась к своему концу. И понимали это слово примерно так: типа были светлые времена Древней Греции, Древнего Рима, когда царили образование, культура, разум. А потом пришли варвары и всё пропало. На самом деле, те, кто хорошо знает историю и мифологию, тот в курсе, какими были эти «светлые» времена. Мягко говоря, крайне противоречивыми. В 16 веке человечество снова становится невероятно образованным, культурным и разумным. А что посередине? А посередине лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы, торжества религиозных и прочих предрассудков. Короче, кошмарное время. Ну что ж, давайте разбираться.

Считается, что термин «средние века» (лат. ævum medium - средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453). До Бьондо основным термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века».

Может быть эти "тёмные" и стали впоследствии «мрачными», кто знает. И, кстати, обратите внимание, что «тёмные века» с точки зрения Петрарки продолжались до эпохи Возрождения, а эта эпоха с точки зрения современной истории находится в рамках «средних веков». Так что будем считать, что «мрачное средневековье» - это то, что до Возрождения. А потом – сразу просветление. Но прежде всего, дорогие читатели, мы должны понимать, что какими бы ни были эти века – это всё равно касается лишь истории Европы.

Но не буду вас больше грузить, сообщу лишь, что история портрета в это противоречивое время действительно несколько затормозилась. В период с 6 по начало 15 века этот жанр практически не развивался. Почти сто лет - не шуточки.

С чем это было связано? Дело в том, что вся культура средневековья была направлена на преодоление греховной сущности человека. Всё телесное отбрасывалось как бесполезное, бренное, лишённое вечного начала, искушающее человека. Приоритет духовной жизни находит отражение в искусстве средневековья, которое наиболее ярко воплощается в соборной архитектуре и религиозной живописи и скульптуре.

Если скульпторы Древней Греции ваяли человека таким, каким видели его в идеале - гармонически развитым духовно и физически, то готические художники изображали человека условно, схематично. Изобразительное искусство средних веков должно было укреплять человеческий дух, а не отвлекать его от возвышенных мыслей. На средневековых скульптурах человек лишён половой принадлежности, и женщины и мужчины одинаково плоски, узкоплечи, бесформенны.

В иконописи акцентировалось духовное начало, использовалось плоскостное изображение, часто появлялась диспропорция для того, чтобы внимание зрителя было сосредоточено на духовном, небесном, а не земном. Для этого прибегали к следующим приёмам: на иконе изображали большой лоб - он означал вместилище божественного разума, большие глаза - средоточие духовного в человеке. Акцентировалось внимание зрителя на руке изображаемого (рука благословляет, рука осеняет крестом).


Джотто ди Бондоне - Мадонна на троне (Мадонна Оньисанти)

Почти лишённые индивидуальности, бесстрастные, средневековые изображения людей вряд ли могли быть названы портретами. Быть может вы сочтёте это естественным, как может быть икона – портретом? Кто мог видеть Божью матерь? Не сама же она позировала художникам! О том, кто мог позировать художникам для этого святого образа мы поговорим чуть позже. За мной, дорогие читатели, в светлую эпоху Возрождения!

Чимабуэ. «Мадонна»

Последнее обновление:
25.Апреля.2019, 13:05


Средние века - понятие в историческом плане очень широкое. Обычно историю средневекового Запада, католического мира, делят на два периода: Темные века , длившиеся примерно с V по Х век, и Высокое Средневековье, начавшееся на рубеже тысячелетий и закончившееся в разных странах Западной Европы в разное время, от XIII до XVII века. Нередко выделяется еще один важный промежуточный период - Раннее Средневековье, время формирования структур феодального общества, продолжавшееся примерно с X по XII века.

Почти пятисотлетний период в истории Европы после падения Западной Римской империи традиционно именуется Темными веками. Название отчасти справедливое, хотя оно и заведомо задает определенное негативное отношение к этому историческому периоду.

Темные века - это период с V по Х века, время, когда на развалинах Римской империи медленно и тяжело, с огромными потерями и страданиями зарождалось новое христианское общество.

Это время Великого переселение народов, когда просторы Европы заполонили орды кочевых племен - молодых варварских народов, ищущих новой жизни в новых краях. Это время мгновенно возникавших и стремительно распадавшихся царств, державшихся силой и властью правителей - военных вождей. Таков был вождь монгольского племени гуннов Аттила, чьи конные орды безжалостно терзали земли бывшей Империи. Таков был Карл Великий, основатель могучей Франкской империи, наследницы величия Рима. Таковы были и многие другие племенные вожди и короли - кто более, кто менее преуспевшие на поле брани и в политике.

Темные века - эпоха силы, а не мудрости, войны, а не дипломатии.

Темные века - исторический период в Западной Европе в V - X вв.

Великое переселение народов - перемещение различных племен в IV - VII вв. с периферии Римской империи к центру, а также в пределах самой Империи

Аттила - один из самых сильных военных вождей V века. Вождь союза гуннских племен с 434 года. Умер в 453 году. В европейские легенды вошел также под именем Этцеля

Карл Великий (742 - 814) - король и император франков, создатель первой империи в Европе

В этот период были полностью разрушены основы общества прежних веков, расчищена «строительная площадка» для возведения новой цивилизации - христианского мира. В истории появился новый фактор, значение которого никогда прежде не было столь велико во всех сферах жизни общества, - религия. Христианство в Темные века было не просто одной из составляющих общественной жизни - вера являлась главным двигателем всей человеческой жизни. Вряд ли отыщется еще одна культура, где роль личной веры каждого человека, с одной стороны, и религиозных институтов - с другой, была бы настолько всеобъемлющей.

Почему название «Темные века» столь же оправданно, сколь и несправедливо жестоко? В том, что касается материальной стороны жизни, это было действительно время полного упадка, когда общество как таковое фактически прекратило свое существование. Экономика и торговля оказались в глубочайшем кризисе, производства остановились в своем развитии и в техническом отношении даже откатились назад по сравнению с эпохой античности. Сельское хозяйство не могло в полной мере удовлетворять потребность в продовольствии, и Европу постоянно сотрясали эпидемии голода и болезней. Чума - страшный бич средневековой Европы - выкашивала целые поселения и области. Строительство, коммуникации, искусство, литература - все это надолго пришло в упадок.

Но в плане духовном Темные века - это период зарождения нового типа личности, нового менталитета, как индивидуального, так и коллективного. Во времена, когда сбор сокровищ земных оказался невозможен, люди, следуя завету Христа, принялись собирать сокровища небесные. Христианская религия оказалась единственной опорой, помогавшей человеку не пасть духом и со смирением переносить все испытания, выпадавшие на его долю. Голод, нападения варваров, болезни - все это представлялось христианину Божьим испытанием, ниспосланным, чтобы подготовить верующих к обещанному в Евангелии «тысячелетнему царству Христа». Мыслители обращались не к природе человека - явлению преходящему, а к природе божественного. Богословская наука, расцвет которой пришелся на Высокое Средневековье, начиналась в монастырях эпохи Темных веков. Все знания средневекового человека о мире базировались на познаниях о Боге. К ХI веку уникальный духовный багаж, накопленный в Темные века и Раннее Средневековье, оказался вполне сопоставим с культурным наследием античной эпохи. Средневековое общество выработало свой взгляд на мир и на место человека в нем. Это самоопределение, наряду с объективными экономическими причинами, и позволило начать экономический, а следом за ним и культурный подъем.

Именно в эпоху Темных веков оформляются новые нации, объединенные по территориальному и языковому принципу. До возникновения национальных государств, одним из первых образцов которых стала в средние века Франция, еще было далеко, но первые шаги в этом направлении общество к VIII веку уже сделало.

Темные века и Раннее Средневековье, как никакая другая эпоха - время противоположностей в духовной, религиозной сфере. Разногласия между Ветхим Заветом и Новым Заветом порождали в душе средневекового человека жесточайший внутренний конфликт, - и в то же время оба Завета прекрасно уживались между собой. Ниже мы более подробно рассмотрим различные аспекты специфического духовного опыта Средних веков, в полной мере проявившегося уже в Темные века.


+ дополнительный материал:

Период Средневековья (от лат. media - середина) за­нимает срединное положение между временем Древнего мира и Новым временем. Переход к нему ознаменовался эпо­хой Возрождения, Великими географическими открытия­ми, промышленным переворотом и зарождением рыночной экономики. Хронология начала периода Средних веков не вызывает сомнений. За точку отсчета принято считать V в н. э., точнее, 476 г. н. э., когда вождь германских варварских племен Одакр сместил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Слово "варвары" про­изошло от "барбарос", так греки называли всех, непонят­но болтающих на неизвестном им и неблагозвучном языке. Слово это стало нарицательным для разрушителей мате­риальных и духовных ценностей. К тому же представители племен - покорителей Рима находились на более низком уровне общекультурного развития, чем греки и римляне.

Для всех, кто изучает экономическую историю человече­ства, представляется наиболее разумным начать точку отсче­та Нового времени, следующим за средневековьем с событий промышленной революции в Англии в 60-х гг. XVIII в.

Условно все Средневековье можно поделить на три эта­па: первый - раннее Средневековье с конца V - начала VI в. по IX е.; второй - расцвет. Средневековой цивилиза­ции с X по XV в.; третий - позднее Средневековье - с кон­ца XV до середины XVIII в. О третьем этапе речь пойдет в следующих разделах.

Итак, время действия определено. Место действия - Европа. Слово это произошло от "Эреб" - "Запад" (в пе­реводе с семитского). При греках и римлянах Европа рас­сматривалась как объект для сбора контрибуций. Она была как бы варварской периферией, границей Римской импе­рии. С севера на юг континент располагается от Северного Ледовитого океана до берегов Средиземного моря, с запа­да на восток - от побережья Атлантики до Уральских гор. Итак, еще со времен античности понятие Европы отожде­ствлялось с географическим определением "Запад" и про­тивопоставлялось "Асу" (в переводе с семитского "Азия"), или Востоку. Для народов и стран, заселявших уже в те века Европу, можно выделить общие черты экономическо­го, социально-политического и социокультурного развития. На континенте издавна выделялись страны Западной Евро­пы: Англия, Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны. Здесь быстрее, чем в Восточной Европе, проходили процессы феодализации и индустриализации, ярче проявлялись до­стижения в науке и технике. Кельтские и германские пле­мена входили в состав Римской империи и имели возмож­ность познакомиться и перенять некоторые достижения пе­редовой для того времени античной цивилизации. Западно­европейские страны с окончанием Великого переселения народов утвердились в государственных границах. Они ак­тивно пользовались преимуществами и выгодами своего географического положения. Окружавшие их моря и реки, пересекавшие равнины и горы, содействовали торговле и первичным обменам информацией о различного рода нов­шествах материальной культуры.

Восточная Европа стала местом расселения славянских племен, оказавшихся по географическому положению даль­ше от морей и старинных мировых центров культуры.

Своеобразным форпостом Европы на востоке была Ви­зантия - правопреемница Восточной Римской империи.

Основной особенностью раннего Средневековья было зарождение феодализма в молодых европейских государ­ствах. Качественно новая цивилизация - Западная (Евро­пейская) формируется именно в Средние века на основе синтеза отношений частной собственности и колоната (арендных отношений) античности и общинно-коллекти­вистских начал европейских племен. Третьей составляю­щей этого синтеза новой цивилизации была материальная и духовная культура Древнего Востока - фундамента всей мировой цивилизации. Не учитывая эти тесно взаимосвя­занные процессы, определившие материальный базис ев­ропейской цивилизации, не понять особенности прогресса экономики Европы в Средние века, формирование мирохо­зяйственных связей.

К началу Средневековья производительные силы Древ­ней Греции и Рима во многом были разрушены, памятники материальной и духовной культуры погибли в огне пожа­рищ при набегах варварских племен, в беспрерывных вой­нах, при активной миграции больших масс населения. За­быты были многие трудовые навыки, утеряны квалифика­ции ремесленников. В раннем Средневековье на весьма низ­ком уровне находилось развитие техники и знаний людеі об окружающем мире.

Это вело к низкой производительности труда. Прева­лировало ручное, кустарное производство. Для успешного освоения огромных новых пространств на севере и в центре Европы, покрытых густыми лесами, примитивными были средства сообщения. Плохая связь между отдельными ре­гионами затрудняла обмен опытом экономической жизни, что тоже сдерживало прогресс. Войны, эпидемии чумы и холеры, массовые заболевания людей и домашних живот­ных сильно подрывали производительные силы общества.

Но одновременно проходил важнейший процесс скла­дывания современных государств, в рамках которых нача­ли постепенно формироваться национальные хозяйствен­ные комплексы. Появление уже в XIII в. в Англии парламен­та, затем первых конституций в ряде стран в законода­тельном порядке закрепляло право частной собственнос­ти на основные средства . Труды ученых по химии, математике, астрономии, медицине, механике ис­пользовались в технических усовершенствованиях, море­плавании; рос уровень жизни людей. Распространению зна­ний, накопленных человечеством, способствовало книгопе­чатание. Через 1000 лет после падения Древнего Рима пле­яда гениальных мыслителей, возглавляемых по праву Ле­онардо да Винчи, поставила на службу людям производ­ственный и культурный опыт античности. Они достигли но­вых высот в технике, науке, искусстве, частенько при этом заглядывая далеко вперед, опережая свое время. Эпоха Возрождения явилась не только расцветом средневековой цивилизации, но и достойно вводила человеческое обще­ство в Новое время, проведя его через Великие географи­ческие открытия.

Итак, не получилось плавного перехода, поступатель­ного движения в развитии производительных сил по вос­ходящей линии от эпохи Древнего мира к Средним векам, но несомненен был экономический прогресс, особенно ха­рактерный для третьего периода Средневековья.

Началось все с формирования аграрного общества в Европе.

История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX века до нашей эры и называется Темными веками, а также гомеровским периодом, поскольку известен прежде всего по поэмам «Илиада» и «Одиссея», приписываемым авторству Гомера. Темные века — эпоха натурального хозяйства, поскольку из всех достижений микенцев дорийцы позаимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и приемы кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. Впрочем, дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений, но для изготовления орудий и в военном деле.

В конце гомеровского периода произошло становление дополисной общественной организации.

Также известно, что до IX века Грецию населяли племена: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и восточный Пелопоннес, ионийцы — Аттику, ахейцы, которым удалось сохранить самостоятельность, были вытеснены дорийцами в Аркадию и Ахею. В конце концов важнейшее событие этого периода — начало древнегреческой колонизации островов Эгейского моря и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (известные как область Иония) - ионийцами, южные — дорийцами.

Тёмные века , Гомеровская эпоха, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века до н. э., который начался после заката микенской цивилизации и предполагаемого дорийского вторжения и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.

Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений. Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом, в особенности, освоением выплавки и обработки железа, а развитие социальных отношений привело к их трансформации в раннеклассовые и формированию уникальных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса.

В последний период «тёмных веков», около 900—700 гг. до н. э., в греческом искусстве распространяется геометрический стиль .

Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.

Гидрия в стиле геометрики. 750—700 гг. до н. э. Лувр

Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства. Геометрический орнамент, появившийся в IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из меандров, крестов и окружностей. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля.
В столетие Гомера после 750 г. до н. э. строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать сюжеты мифов.

Протогеометрический период

Хотя протогеометрический стиль (1050—900 гг. до н. э.) представляет собой некоторое культурное возрождение по сравнению с предыдущей субмикенской керамикой, традиции микенской керамики были утрачены. Форма сосудов стала строгой и простой (в отличие от извилистых форм, характерных для микенской керамики). Протогеометрические сосуды разделены на несколько горизонтальных декоративных полос, в которых помещены простые геометрические элементы, обычно концентрические круги или полукруги.

Протогеометрическая амфора, около 975—950 гг. до н. э. Изготовлена в Афинах. Коллекция Британского музея


Ранний геометрический период

В Ранний геометрический период (900—850 гг. до н. э.) увеличилась высота сосудов, тогда как орнамент располагался лишь вокруг горлышка вплоть до середины корпуса сосуда. Оставшаяся поверхность покрывалась тонким слоем глины, которая при обжиге приобретала тёмно-металлический блестящий оттенок. В этот же период к декоративным элементам керамики добавился меандр, ставший одним из наиболее характерных элементов геометрического искусства.

Средний геометрический период

В Средний геометрический период (850—760 гг. до н. э.) увеличивается количество декоративных зон на сосуде, среди украшений преобладает меандр.

Меандр (греч. μαίανδρος) — известный ещё со времён палеолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Как указывает Сенека, река Меандр «предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьётся частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самоё» (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15). В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни. Прямизна, прямой путь символизировали добродетель. Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта. Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (нандавартайя), т.е. «свивание» или «круг счастья». Встречается на Мизинской палеолитической стоянке.


Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента — так называемым «двойным меандром». В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

Элевсинская амфора 8 в. до н. э. с геометрическими мотивами

Поздний геометрический период

Хотя технологии Среднегеометрического периода продолжали использоваться в начале VIII века до н. э., некоторые производители увеличили количество декоративных элементов на сосудах, стали устойчивыми формы животных в области горлышка и основания амфор. Появляются стилизованные человеческие изображения.

Пиксида из музея Афинской агоры


Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд — работа гончара Аристонота или Аристонофа (VII век до н. э.). Амфора обнаружена в итальянском городе Черветери, на ней изображено ослепление Полифема Одиссеем и его спутниками. Начиная с середины VIII века до н. э. более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили греческую вазопись новыми элементами — такими, как львы, пантеры, вымышленные существа, розетки, пальмы, цветы лотоса и др., что позднее развилось в ориентализирующий стиль.

Геометрические мотивы в искусстве

Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг сосуда. Между этими полосами помещаются различные декоративные мотивы, такие, как зигзаг, треугольник, меандр и свастика. Наряду с абстрактными элементами появляются стилизованные изображения людей и животных, что отличает геометрическое искусство от протогеометрического. Многие сохранившиеся предметы геометрического периода — это погребальные дары в могилах аристократов.

Человеческие изображения

Первые человеческие изображения появляются около 770 г. до н. э. на ручках амфор, где мужская фигура изображена с треугольным торсом, овальной головой с выступом вместо носа и длинными цилиндрическими бёдрами и голенями. Женские фигуры также абстрактны: их длинные волосы изображались как ряд линий, а грудь — как мазки на уровне подмышек.

, продолжателей (псевдо)Фредегара , Павла Диакона и Эйнхарда . Кроме собственных писателей Запада, европейской историей интересовались византийцы, особенно Агафий Миринейский , оставивший апологию общественного строя франков , а также арабы .

Грамоты, при помощи которых регулировались имущественные отношения, составляют наибольшую часть актового материала раннего Средневековья. Кроме них, также были известны описи и завещания. Исследователи насчитывают более 1000 обнаруженных грамот. Необходимо помнить при исследовании грамот, что не все из них обязательно являются достоверными. Некоторые грамоты представляют ранние ( , X век) подделки, сфабрикованные ради обоснования наследственного права на монастырь или виллу.

Материальные остатки раннесредневековой цивилизации также скудны. До VII века Европа не знает самостоятельной чеканки, отсутствие монеты замещается использованием византийских денег (безанов). Постройки раннего Средневековья в большинстве своем не дошли до наших дней: зачастую, в качестве их материала использовалось дерево, многие ранние сооружения были перестроены.

Историография Тёмных веков

Центральной темой в обсуждении Тёмных веков историками остается вопрос о преобладании рабовладельческого или феодального способа производства в эту эпоху.

В современной науке наиболее распространено представление о том, что раннее Средневековье являлось периодом разнообразного, многоукладного хозяйства, в котором существовали параллельно друг другу, причудливо переплетаясь, элементы разлагающегося варварского родоплеменного, находящегося в упадке античного рабовладельческого и нарождающегося феодального укладов, причём в самых различных пропорциях в зависимости от региона.

В этот период всё ещё сохранялись крупные рабовладельческие латифундии (лат. villa ) - в большинстве своем это были ещё старые, доставшиеся варварской знати от провинциальной римской аристократии, поместья. Однако их наличие ещё не является поводом для причисления Тёмных веков не к феодальной, а к рабовладельческой эпохе. Видимо, это уже не были классические рабовладельческие хозяйства, эффективное управление которыми в условиях нехватки образованных людей было сильно осложнено ещё в позднеримскую эпоху. Именно в связи с этим ещё задолго до падения Империи был сделан важнейший шаг в сторону феодализма - появление колоната и перевод в эту форму личной зависимости значительной части сервов . Очевидно, что развитие этих отношений продолжилось и в средние века, с постепенным переходом от рабства в классической форме и колоната - к крепостной зависимости крестьян от сеньора. Наряду с этими крупными хозяйствами, но совершенно независимо от них, среди варваров продолжали существовать свободные крестьяне-общинники, образ жизни которых поначалу мало изменился по сравнению с тем, который вели их дальние предки.

Представляет интерес получивший определённое распространение в европейской историографии тезис бельгийского историка Анри Пиренна , который утверждал, что нашествие варваров не привело к окончательному крушению римского мира. По мнению Пиренна, германские государства экономически оставались тесно связаны с Византией, образуя зону влияния константинопольской империи. Историк утверждал, что Запад оставался в ситуации Тёмных веков до тех пор, пока не был отрезан арабскими завоеваниями от византийской торговли, что подвигло его на вынужденную трансформацию. Политические центры европейского мира отодвинулись к Северу, язычество было искоренено, роль папства возросла, рабовладение было окончательно вытеснено крепостным правом, восстановлена Империя; на месте позднеантичного мира стала выстраиваться классическая средневековая феодальная система.

Аграрная цивилизация

Запад раннего Средневековья переживает упадок городов. Самым значительным признаком кризиса оказывается переезд варварских монархов из городов в резиденции-латифундии . Большинство раннесредневековых грамот было подписано королями именно там. В сельских же резиденциях монархи предпочитали хранить свои сокровища. Минуя города, аристократы германцев путешествовали в сельской местности между виллами, оставаясь в каждой из них до полного исчерпания припасов.

Запад Тёмных веков выступает как экономическая периферия Восточной Римской империи . На фоне упадка городов монархи варваров закупают на Востоке ремесленные товары, подражают римской моде и сохраняют свои сокровища в византийской монете .

Церковь

На эпоху Тёмных Веков выпадает ослабление влияния римских Пап . В результате варварских нашествий часть Запада возвращается к язычеству, что особенно касается западно-балканских регионов и Британии. В то же время византийское христианство добивается впечатляющих успехов в Ирландии, однако ирландская церковь сохраняет независимость от папства.

Тем не менее греческие Папы, так же, как и другие, тяготились византийской властью и её неспособностью справиться с лангобардской опасностью. Начиная с папы Григория III ( г.) понтифики ищут союза с ортодоксальными франками в ущерб интересам Византии.

Христианизация

Под действием варварских нашествий слабая епархиальная организация некоторых регионов рушится. Британия, направлявшая делегатов на I Вселенский собор , становится почти полностью языческой. Степень христианизации сельского населения ко времени варварских нашествий остается в значительной степени неисследованным вопросом. Так или иначе, в начале VII века св. Аманд крестил язычников в окрестностях крупных галльских городов, часть из крещенных он выкупил из рабства.

Обращение Британии начинается с германского королевства Кент, связанного по своим торговым отношениям с Галлией (конец VI века). Остальные германские государства Британии принимают крещение в течение VII века. При этом кельтские государства Уэльса и ирландские колонии на территории Шотландии сохраняли христианскую веру, подвергшуюся изменениям вследствие изоляции.

Крещение Германии открывается событиями VIII века, решающую роль в которых сыграл св. Винфрид , а завершается насильственным обращением саксов воинами Карла Великого . В VIII веке начинается обращение в христианство первых славян - альпийских (связанных по родству с нынешними словенцами).

Недостаток централизованного прозелитизма (и государственной религиозной политики) заметно отличал Тёмные века от Каролингского времени.

Культ святых

В Раннее Средневековье распространилось почитание святых королев. Королеву Радегунду вспоминали на фоне разнузданности её супруга, монарха франков Хлотаря I . После того, как Хлотарь убил своего брата, Рагнетруда удалилась в монастырь. Клотильда , несмотря на то, что происходила из народа бургундов, исповедовавших арианство , придерживалась ортодоксальной веры. Считалось, что Хлодвиг I принял ортодоксальную веру благодаря её непрестанным уговорам. Королеве пришлось пройти через опалу после того, как крещенный в христианскую веру сын короля внезапно умер. Св. Батильда , бывшая рабыня в одном из англо-саксонских государств, стала супругой короля Хлодвига II и регентшей после его смерти. Королеву, основательницу многих монастырей, почитали за благочестие как святую.

Варварские короли, недобрые нравом, редко добивались канонизации. Почти единственное исключение - монарх франков Гунтрамн , сравнивавшийся по мудрости с Соломоном , так и не был канонизирован. Тем не менее в государстве франков почитался король Сигеберт III .

Наибольшей популярностью среди всех святых Запада пользовался св. Мартин Турский . По легенде, в один из дней святой встретил нищего, и нищий стал умолять его, чтобы святой дал ему что-нибудь из своей одежды, дабы прикрыть лохмотья. Мартин разрезал свой плащ на две части и передал просившему одну. На следующую ночь епископу был сон, что в тот день Иисус Христос предстал перед ним в виде нищего. Вторая часть плаща св. Мартина Турского стала реликвией Меровингов и называлась «капа». Короли франков брали капу в боевые походы, где она должна была сохранить их от опасности. Священник, отправляющийся вместе с войском, со временем стал называться капеллан , то есть «хранитель капы».

Аббатство св. Мартина было одним из богатейших монастырей Запада. Чтобы спасти его от разграбления, Карл Мартелл вывел войска на дорогу между Туром и Пуатье , по которой передвигались войска исламских завоевателей Абд-ар-Рахмана.

Раннее Средневековье - эпоха возникновения местного культа. Епископы переносят мощи христианских святых во внутренние регионы варварских королевств, и появляется почитание местных святых, чаще всего, из самих епископов.

Научные знания

В течение всего периода Тёмных веков научные знания находятся на Западе в глубоком упадке. Так, «Этимологии» Исидора Севильского , составленные в VII веке, представляют собой одно из самых фантастичных сочинений средневекового периода. Исидор азартно описывает василисков и драконов и, в целом, убежден в плоскости Земли, хотя приводит и противоположную точку зрения.

Упадок научного знания на Западе отчасти может быть объяснен сокращением контактов с Византией и, в частности, забвением греческого языка, продолжавшимся на Западе вплоть до времени гуманистов.

Внутри империи франкское королевство достигают выдающегося положения. Вступив в борьбу за римское наследие последними, франки добиваются победы над вестготами на равнинах Вуйе (). После того, как Византия объявляет войну остготам, те, поддавшись угрозам, уступают франкам Прованс . Ещё ранее сыновья Хлодвига завоевывают Бургундию. После воссоединения пространства римской Галлии под началом Меровингов франкская экспансия направляется в Германию, где герцогство баваров образовывается под их верховенством.

Королевство вестготов, пережив катастрофу при Вуйе, обращается к объединению испанских земель, где во второй половине 6 века исчезают королевство свевов и независимые римские территории, вероятно, существовавшие в этом регионе. Континентальные захваты византийцев на юге Испании оказываются кратковременными, но отсутствие флота так и не позволит варварам вернуть Балеарские острова.

Варвары и римляне

Монархи варваров заключают союз с Церковью и римской сенаторской аристократией. В местах, выделенных германцам для расселения, особенно на севере Галлии, римская аристократия сохраняет часть собственности, но германизируется. На юге Галлии, где расселения не было, она остается римской до VIII века. Практическое отсутствие конфликтов за землю между варварами и римлянами объясняется депопуляцией региона в период Великого переселения народов.

Во французской историографии XX века принято мнение о том, что галло-римляне , жившие в Аквитании , предприняли три попытки добиться независимости от государства франков. Первая из них связана с восстанием Храмна , сына короля Хлотаря I. Вторая - с мятежом самозванца Гундовальда , поддержанного Византией, вмешавшейся в дела государства франков. Во второй половине VII века при патриции Феликсе и его преемнике Лупе Аквитания обретает независимость от франков. Во время арабского нашествия правителем Аквитании выступает герцог Эд , чьи родственные связи с Феликсом и Лупом из-за недостатка источников не прояснены. Оказавшись стиснутой между арабами на юге и франками на севере, Аквитания окончательно теряет независимость в период правления Пипина Короткого . Можно отметить, что некоторые города на средиземноморском побережье Франции выбрали между франкским и арабским подданством арабское, в частности, Арль и Марсель . Различия между Югом и Севером приводят к войнам второй половины IX века и остаются существенными до Альбигойских крестовых походов.

В государстве остготов при правлении Теодориха Великого союз между королем и римской аристократией был разрушен, благодаря интригам Византии. Монарх варваров, сменив милость на гнев, приступает к репрессиям в отношении итало-римлян, исповедовавших не арианскую, а православную (ортодоксальную) веру. Жертвой преследований становится философ Боэций , которого Теодорих заключает в тюрьму.

Епископы

В период Тёмных веков короли варваров принимают право назначать епископов в своих государствах, римские папы утрачивают контроль за своим патриархатом, митрополиты - за подчиненными епископствами. Епископы обладали уникальной властью в городе, оставшемся после ослабления торговых связей, по преимуществу культовым центром. Епископами назначались галло-римские и германские аристократы, часто епископы имели детей и жён. В период кризиса меровингского государства (VII век) прелаты выступают как правители полусамостоятельных территорий, где власть их возрастает настолько, что превышает графскую. В отличие от большинства меровингских аристократов, епископы были тесно связано с городом потому, что в городе находилась главная епархиальная церковь. Прелаты опирались на многовековые финансовые и земельные ресурсы своей епархии.

Влияние епископов не было повсюду одинаково велико. В некоторых городах государства франков списки епископов содержат многолетние лакуны, в чём исследователи усматривают признак частичного возвращения к язычеству.

Короли созывали епископов на соборы. Лучше всего известны Толедские соборы в государстве вестготов (их было 18). В ходе одного из Толедских соборов был сформулирован первый вариант доктрины филиокве , впоследствии выступившей причиной разделения древнего православного христианства на восточную (православную) и западную (католическую) ветви. Другой из Толедских соборов одобрил скандальное предложение продать евреев в рабство.

Известно, что епископы раннего Средневековья вели войны. Некоторые из них сами участвовали в войне: например, епископ Милон - один из трех (наряду с Карлом Мартеллом и его братом Хильдебрандом) участник сражения при Пуатье , сведения о котором сохранились до наших дней.

Отшельничество

В местах поселения монахов-анахоретов к ним присоединялись ученики, что приводило к образованию монастырей. Отвергавшие принцип общежития, как недостаточный для монашеской жизни, отшельники часто отличались непредсказуемостью: покидали пустыни, где возникновение монастырей было неизбежно, и уходили в поисках нового пристанища. Непростая судьба брошенных общин и неконтролируемость отшельников вызывали раздражение у епархиальной власти. Лангобард Вульфилаих столкнулся с тем, что, по приказанию епископа, был разрушен его столп. Противником отшельничества выступил архиепископ Тура Григорий . Он объехал известных ему анахоретов, уговаривая их присоединиться к тому или иному монастырю. Вышедший в первой трети VI века устав Бенедикта Нурсийского запрещал поселение монахов на значительном удалении от монастырей.

С явлением монашеской колонизации связывают экономическое возрождение Запада после Великого переселения народов.