Новейшие изменения политической карты. Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения о

Политическая карта мира и регионов не остается неизменной.Различаюткачественные и количественные изменения на политической карте. Качественные сдвиги на политической карте мира могут быть обусловлены:

1. Потерей самостоятельности, например провозглашение Кипра колонией Великобритании (1925-1960 гг.);

2. Обретением суверенитета, например, образование независимых государств - Хорватии, Словении, Союзной Республики Югославии, Македонии, Боснии и Герцеговины при распаде Югославии в1991 г.;

3. Введением нового государственного строя, например, падение монархии и провозглашение республики в Эфиопии (1974г.); изменение республиканской формы государственного управления на монархическую в Камбодже (1993 г.);

4. Введением в государстве нового административно-территориального устройства, например, Бельгия от федеративного устройства территории перешла к унитарной форме;

5. Переименованием страны или её столицы: Бирма - Мьянма, Верхняя Вольта - Буркина-Фасо, Берег Слоновой Кости - Кот-д¢Ивуар; Рангун - Янгон.

6. Перенесением столиц: Рио-де-Жанейро - Бразилиа, Петербург - Москва, Карачи - Исламабад.

Количественные изменения на политической карте мира связаны с территориальными потерями или приобретениями вследствие:

1. Военных захватов: захват Германией Австрии в1938 г.;

2. Цессий- передача всех суверенных прав на определенную территорию одним государством другому по соглашению: продажа Россией Аляски США в 1867 г.;

3. Акреции - приращение территории путем намыва (Япония) или осушения акватории (Нидерланды);

4. Адъюдикации (присуждение территории по решению арбитража Международного суда).

Объекты политической карты

Вся обитаемая площадь суши «исполосована» политическими границами, главные из которых - государственные, разделяющие территории и хозяйства разных стран. Государственная территория - это часть поверхности Земли, включая внутренние акватории и территориальные воды (от 3 до 12 миль от берега), недра под ними и воздушную территорию (аэротория) над ней, на которые распространяется власть данного государства. Юридически к территории государства относятся принадлежащие ему суда, самолеты, морские кабели и другие средства транспорта и связи, территории дипломатических представительств данного государства. Все государства мира имеют территорию, ограниченную сухопутными, водными и воздушными границами, которые сложились исторически в результате событий прошлых лет.

Процедура установления границ проходит в две стадии. 1 -делимитация - определение положения и направления государственных границ по соглашению между сопредельными государствами. Это фиксируется в договоре и на прилагаемых к нему картах. 2 -демаркация - установление линии государственной границы на местности путем сооружения пограничных знаков.

Часть государственных границ проходит по естественным рубежам - горным хребтам, рекам, озерам (как правило, по их геометрической середине). Если естественный рубеж труднопреодолим (высокие горы), то по разные стороны от него располагаются мало сходные этносы и такие границы отличает устойчивость и стабильность. Нередки случаи, когда границы между государствами проводились по иным, не связанными с природой принципами. Так, граница между Индией и Пакистаном в 1947 г. при разделе Британской Индии была проведена по религиозному принципу, а государственные границы в Африке сохранили конфигурацию рубежей, разделяющих в прошлом колониальные владения разных метрополий. Именно в этом регионе, где большая часть границ проведена по астрономическим линиям - параллелям и меридианам без учета особенностей расселения разных народов, сохраняется высокая конфликтность, обусловленная территориальными проблемами и притязаниями.

Помимо государственной территории выделяют территории с международным и со смешанным режимом управления. К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, находящиеся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом (открытое море, воздушное пространство за пределамиконтинентального шельфа. Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов Северного Ледовитого океана. Канада, Россия, Норвегия и другие страны разделили его на «полярные сектора» - пространства от северной границы государства до Северного полюса по меридиану (возможны незначительные отклонения - острова Шпицберген). Все земли и острова в пределах «полярных секторов» входят в состав государственных территорий. См. рис. 2-2.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктиде по Международному договору 1959 г. Материк открыт исключительно для научных исследований для представителей всех стран мира.

К территориям со смешанным режимом относятся континентальные шельфы и морские экономические зоны - районы за пределами территориальных вод шириной 200 морских миль. В отличие от территориальных вод экономическая зона не находится под суверенитетом прибрежного государства, но имеет первоочередное право на разведку и разработку природных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы. Другие государства обладают в этой зоне свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей, трубопроводов и имеют доступ к излишкам допустимого улова. Инициаторами установления экономических зон в конце 60-х гг. выступили латиноамериканские государства. Ныне на экономические зоны приходится 40% площади Мирового океана. Шельфы и морские экономические зоны часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.

Современная политическая карта мира представляет пеструю мозаику, состоящую более чем из 200 стран, из которых большая часть - суверенные (от франц. Souverain - высший, верховный) государства. Их число росло на протяжении всего ХХ в.: в 1900 г. - 55, в 1914 г. - 71, в 1947 г. - 81, в 1997 г. - 190. Суверенные государства отличает независимость в решении вопросов внутреннего и внешнего развития, они могут заключать равноправные договоры с другими государствами, входить в международные экономические и политические организации. Только суверенные государства могут быть членами Организации Объединённых Наций (ООН). Эта межгосударственная организация, созданная в 1945 г., в 1998 г. объединила 185 стран.

Но в мире насчитывается около 30 несамоуправляющихся территорий . Термин «территория» в политической и экономической географии употребляется по отношению к землям, не обладающим суверенным статусом или с ограниченным местным самоуправлением. В эпоху колониальных захватов они попали в зависимость отметрополий . К несамоуправляющимся территориям относят колонии , на которые распространяется требование ООН о предоставлении независимости (Восточный Тимор, Французская Гвиана, Восточное Самоа и др.). Причина сохранения колониальных владений кроется в их важном военно-стратегическом положении, позволяющем осуществлять контроль обширных территорий, морских путей или осуществлять военные и космические проекты. К несамоуправляющимся территориям относят также «заморские департаменты и регионы» Франции (о.Реюньон в Индийском океане, Французская Полинезия и др.) и «ассоциированные государства» (Пуэрто-Рико). На деле это - протектораты, обладающие лишь местным самоуправлением. Колониальные владения на современной политической карте мира сохранились главным образов в двух регионах - в Океании и бассейне Карибского моря.

В прошлом к разновидностям несамоуправляющихся территорий относили доминионы и подмандатные территории . Доминионами в1867-1947 гг. назывались части Британской империи, входившие в Британское Содружество наций и признававшие главой государства английскую королеву, например, Канада (с 1867 г.), Австралийский Союз (с 1901 г.), Новая Зеландия (с 1907 г.), Южно-Африканский Союз (с 1910 г.). Ныне термин «доминион» вышел из употребления, хотя 17 из бывших доминионов до сих пор продолжают признавать главой государства английскую королеву.

Подмандатными территориями назывались бывшие колонии Германии, которые после первой мировой войны по мандату Лиги наций перешли под управление стран победительниц. Так, Великобритания получила мандат (документ, удостоверяющий права управляющей страны) на управление Палестиной и Ираком, Франция - Сирией, Ливаном. После второй мировой войны мандатная система Лиги наций была заменена системой опеки ООН. Под опеку США тогда были переданы Марианские, Маршалловы и Каролинские острова, получившие независимость в 1991 г.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Этапы формирования политической карты мира

Формы государственного устройства и правления. Независимые государства и несамоуправляющиеся территории.

Политическая карта мира: прогнозы 21 века

На политической карте, как и на любой другой, изображены государства, их границы, административно-территориальное деление, крупнейшие города. Понимается же по всем этим нечто гораздо большее - закономерности размещения форм государственного устройства стран мира, взаимоотношения между государствами, территориальные конфликты, связанные с проведением государственных границ.

Политическая карта мира находится в процессе постоянных изменений, происходящих в результате войн, договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, утрату государственности /политического суверенитета/, изменения площади государств/стран/- территории и акватории, их границ, замену столиц, изменения названий государств /стран/ и их столиц, перемену форм государственного правления, если они показаны на данной карте.

Только в течение 1990-х гг. на политической карте мира появилось новое государство Эритрея (отделившаяся провинция Эфиопии на берегу Красного моря), Камбоджа поменяла форму государственного устройства, став конституционной монархией.

Формирование современной политической карты мира в основном происходило в Новый (рубеж 17 - 16 вв. до 1-ой мировой войны) и Новейший периоды истории . Европейская колонизация Нового Света, начавшаяся в 15 веке с захвата европейцами конечных пунктов транссахарской торговли - городов Сеута и Мелилья, экономическое и политическое освоение новых территорий привели к существенным изменениям на политической карте - появлению новых форм государственного устройства и правления. Крупнейшими метрополиями стали Испания и Португалия, позднее к ним присоединились Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия. Территории в Америке, Африке, Азии (за редким исключением) получили колониальный статус.

В начале 19-го века национально-освободительное движение в Латинской Америке привело к образованию новых независимых государств.

На рубеже 19-20 веков обострилась борьба между ведущими метрополиями за территориальный передел мира, пиком которой стала 1-ая мировая война.

Соотношение площади и населения метрополий и колоний в начале ХХ века

*Всего в 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав охватывали территорию в 73 млн кв. км (55% территории суши) с населением 530 млн чел.(35% населения мира).

Основными вехами формирования современной политической карты в Новейший период были 2-ая мировая война, 1950-60-е г. (распад колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна), рубеж 1980-90-х гг. (крупные изменения на политической карте Восточной Европы).

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СТРАН МИРА

Все объекты политической карты мира можно условно разделить на две большие группы: независимые государства и несамоуправляющиеся территории.

НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА. Такой статус имеют монархии и республики, они могут заключать равноправные договора с другими государствами, быть членами ООН, входить в международные экономические и политические организации. Форма государственного устройства оказывает влияние на общественно-политическую жизнь стран, традиции, но не определяет ни уровень экономического развития, ни

особенности внутриполитической обстановки: зачастую монархии (например, в Европе) по сути более демократичны, чем некоторые республики.

МОНАРХИИ - форма государственного устройства, при которой власть сосредоточена в руках одного человека - царя, императора, короля, султана и передается по наследству. В абсолютных монархиях власть монарха практически безгранична. Их число на политической карте мира постоянно сокращается, большая их часть расположена в Азии (фактически абсолютными монархиями являются Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Кувейт).

Главой теократических монархий является религиозный лидер. Таких государств на Земном шаре всего несколько - Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский; Саудовская Аравия король этой монархии является одновременно главой религиозной общины мусульман-суннитов, и султанат Бруней.

В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией, а в парламентских - парламентом. Фактически монархи "царствуют, но не управляют", превратившись в символ нации и дань традиции. Такую форму государственного устройства имеет большинство монархий Западной Европы - Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

К концу 1990-х гг. в мире насчитывалось около 30 монархий: 2 - в Океании, 3 - в Африке, 13 - в Азии, 12 - в Европе, в том числе и Андорра, которая фактически - республика, формально - конституционная монархия (княжество), с конца XIII в. находящееся под двойным суверенитетом - Франции и Испании. Некоторые монархии обладают элементами республик, например, федерализмом. Верховные правители федеративных конституционных монархий избираются: на пять лет наследственными правителями малазийских султанатов (в Малайзии), Верховным советом эмиров (в Объединенных Арабских эмиратах). Конституционная монархия в Бельгии с 1993 г. согласно проведенному референдуму, стала состоять из федераций.

Страны мира с монархической формой правления

Зарубежная Европа Зарубежная Азия
Андорра княжество Бахрейн эмират
Бельгия королевство Бруней султанат
Ватикан Папское государство (теократическая монархия) Бутан королевство
Великобритания королевство Иордания королевство
Дания королевство Катар эмират
Испания королевство Кувейт эмират
Лихтенштейн княжество Малайзия королевство
Люксембург великое герцогство Непал королевство
Монако княжество ОАЭ эмираты
Нидерланды королевство Оман султанат
Норвегия королевство Саудовская Аравия королевство
Швеция королевство Таиланд королевство
Япония империя
Камбоджа королевство
Африка Океания
Лесото королевство Тонга королевство
Марокко королевство
Свазиленд королевство

РЕСПУБЛИКИ. В республиках высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу, а глава государства избирается всем населением страны, имеющим право голоса, при проведении выборов. В президентских республиках, в отличие от парламентских, в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы правительства. Президентскими республиками являются, например, США, Аргентина, Бразилия.

Административно-территориальные единицы, входящие в состав унитарных республик, подчиняются непосредственно центральному правительству.

Члены федерации в составе федеративных республик имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность и, как правило, атрибуты государственной власти - флаг, гимн, конституцию, парламент. Члены федерации имеют общие союзные, или федеральные органы управления, армию.

Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедераций. Статус конфедерации, имеет по конституции только Швейцария хотя фактически, форма государственного устройства этой страны близка к федеративной.

Почти 3/4 государств мира - республики. Эту форму правления, как правило, избирали с начала 19 века страны Латинской Америки, добившиеся независимости, Россия после революции 1917 г., почти все бывшие колонии в Азии и Африки в середине 20 века. После 2-ой мировой войны республиками были провозглашены страны Восточной Европы, Италия, Греция, Египет, Эфиопия, Иран.

Число федеративных республик в мире - около 20; они создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (Российская Федерация, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия), или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР, Коморские острова, Австралия, Федерация Микронезии).

Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Российская Федерация
Зарубежная Европа Африка
Австрийская Республика Федеральная Исламская Республика Коморские острова
Королевство Бельгия Федеративная Республика Нигерия
Федеративная Республика Германия Южно-Африканская Республика
Швейцарская Конфедерация Союзная Республика Югославия
Зарубежная Азия Америка
Республика Индия Федеративная Республика Бразилия
Малайзия Республика Венесуэла
Союз Мьянма Канада
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) Мексиканские Соединенные Штаты
Исламская Республика Пакистан Соединенные Штаты Америки Аргентинская Республика
Австралия и Океания
Федеративные Штаты Микронезии Австралия

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) известнейший французский просветитель, представитель философской школы естественного права, считал форму государственного устройства функцией климата и размеров страны.

Обширные империи предрасположены к деспотическому правлению, ибо для стабильности в большом по территории государстве необходимо, чтобы удаленность мест, куда рассылаются приказания уравновешивались быстротой их выполнения. Таким образом, маленькие государства по своей природе должны быть республиками, обширные империи находится под властью деспотов, средней величины - подчиняться монарху. Значит, для сохранения принципов правления, государство должно сохранять неизменным и свои размеры: государственный строй может измениться в зависимости от расширения или сокращения территории. Небольшие государства с демократическим устройством, как правило, погибают от внешнего врага, а большие - от внутренних проблем. Таким образом, оптимальной будет форма государственного устройства, сочетающую преимущества и достоинства республиканского правления с силой монархии. Такой формой правления Монтескье считал федерацию: как пространственно единый союз суверенных республик, способный сопротивляться врагу и сохранять свои размеры не ценой утери демократии.

НЕСАМОУПРАВЛЯЮЩИЕСЯ ТЕРРИТОРИИ

Великие географические открытия и захват европейскими державами земель в Новом Свете привели к появлению новых форм государственного устройства территорий, попавших в зависимость метрополий.

Термин территория в политической географии употребляется в настоящее время по отношению к землям, не обладающим суверенным статусом; менее обжитым, освоенным, с ограниченными правами местного управления или к землям с неопределенным статусом (например, Западная Сахара).

К несамоуправляющимся территориям относятся колонии (страны, находящиеся под властью иностранного государства и лишенные политической и экономической самостоятельности), протектораты (при этой форме зависимость устанавливалась неравноправным договором, по которому внешние экономические и политические отношения передавались государству-протектору).

Колониями официально считаются территории, официально включенные в список ООН, на них распространяется требование о предоставлении независимости. Не включены в "колониальный список" и "заморские департаменты", "свободно ассоциированные государства".

Современные колонии важны для метрополий, главным образом, с военно-стратегических позиций. Так, Великобритания продолжает удерживать Гибралтар на побережье Испании, Фолклендские (Мальвинские) острова, из-за которых в 1982г. разгорелся вооруженный конфликт между Великобританией и Аргентиной. "Заморской территорией" Франции считается Полинезия, где на о. Муруроа проводятся испытания ракетно-ядерного оружия в атмосфере. Во Французской Гвиане "заморском департаменте" Франции построен космодром.

Мандатные (или подмандатные) территории . Так назывались бывшие колонии Германии, которые после 1-ой мировой войны по мандату Лиги наций перешли под управление странам-победительницам: Германская Восточная Африка - Танганьика (Великобритании), Тоголенд и Камерун (поделены между Великобританией и Францией), Германская Юго-Западная Африка - Намибия (Южно-Африканскому Союзу), Руанда-Урунди (Бельгии), Германская Новая Гвинея (Австралии), Каролинские, Маршалловы и Марианские острова (Японии), о-ва Науру и Самоа (Новой Зеландии). После 2-ой мировой войны мандатная система Лигий наций была заменена системой опеки ООН. Так, под опеку США после II мировой войны были переданы Марианские, Маршалловы и Каролинские острова, которые в 1991г. получили независимость.

Несамоуправляющиеся территории

Владения В Африке В Азии В Америке Острова в Тихом и Индийском океанах
Великобритании Остров Святой Елены Ангилья; Виргинские острова; Каймановы острова; Монтсеррат; Терке и Кайкос; Бермудские острова; Фолклендские (Мальвинские) острова - спорная территория с Аргентиной Питкэрн
Франции Остров Маоре - военная база - (особое территориальное образование); остров Реюньон - “заморский департамент”; острова Крозе французская Гвиана, Гваделупа, Мартиника - “заморские департаменты”; острова Сен-Пьер и Микелон “Заморские территории” - французская Полинезия; острова Общества, (в т.ч. Таити), Гамбье, Тубуаи, Маркизские и др.; Новая Каледония; Уодяис и Футуна; остров Сен-Поль; остров Амстердам; остров Кергелен
Нидерландов Антильские острова (Кюрасао и др.); Аруба - статус внутреннего самоуправления
Португалии Аомынь (Макао) - до 2000 г.
Испании Города Сеута и Мелилья
США Виргинские острова; Пуэрто-Рико - “свободная ассоциация” с США с правами самоуправления Восточное Самоа; Гуам (“неприсоединенная территория”); Мидуэй (военно-морская база); Уэйк; Содружество Северных Марианских островов. Федеративные Штаты Микронезии, Республика Маршалловы острова - “свободная ассоциация с США”
Австралии Остров Рождества; Кокосовые (Килинг) Острова - формально присоединены к Австралии; Норфолк
Новой Зеландии Острова Токелау - “несамоуправляющаяся территория Новой Зеландии”; острова Кука и Ниуэ - “самоуправляющиеся государства в свободной ассоциации с Новой Зеландией”

Примечание. Статус “свободной ассоциации” предполагает, что государство обладает внутренним самоуправлением и определенной самостоятельностью в области внешней политики.

Доминионами в 1867-1947 гг. назывались части Британской империи, входившие в Британское Содружество наций, которые признавали главой государства английскую королеву, например Канада (с 1867 г.), Австралийский Союз с (1901 г), Новая Зеландия (с 1907 г.), Южно-Африканский Союз (с 1910 г.).

После образования в 1947 г. Содружества (Commonwealth), в которое к началу 1990-х гг. входило 48 независимых государств и зависимые от Великобритании, Австралии и Новой Зеландии территории, термин "доминион" вышел из употребления, хотя 17 бывших доминионов до сих пор продолжают признавать главой государства английскую королеву.

В Содружество входят формально равные страны, но различные по уровню экономического развития, этническим, языковым, конфессиональным особенностям и т.д. Содружество не имеет ни единой конституции, ни союзно-договорных соглашений, ни официальных атрибутов; оно не выступает на международной арене (например, в ООН, в каких-либо международных акциях и т.п.). Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Бирма, Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах. Решения ежегодных конференций недействительны для страны, которая за них не голосовала.

Большинство членов Содружества имеют традиционную форму государственного правления: либо республики (Индия, Бангладеш, Нигерия, Гана, Замбия, Зимбабве и др.), либо - их немного монархии (Великобритания, Малайзия, Бруней, Свазиленд и др.). Часть членов сообщества - Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Ямайка - не считают себя ни республиками, ни монархиями. Их жители фактически числятся не подданными королевы Великобритании, а лишь гражданами своих государств. Практически же любые вопросы внутренней жизни и внешних (международных) связей этих государств (официально: "государства в составе Содружества") их парламенты и правительства могут решать самостоятельно, формально независимо от Великобритании. Вместе с тем они добровольно избрали для себя главой государства, символом высшей власти королеву Великобритании, закрепив это в конституциях. Некоторые из них используют атрибуты Великобритании (например, Новая Зеландия - английский гимн "Боже, храни королеву", английские ордена, которыми королева Великобритании награждает новозеландцев по представлению правительства Новой Зеландии, и др.); фактически все они, хотя и в разной степени, ориентируются на политику, законы, традиции Великобритании (в том числе языковые, культурные, бытовые, ритуально-парадные и пр.), живут как бы с оглядкой на Англию.

Во Французский Союз входят заморские департаменты Франции - острова Мартиника, Гваделупа, Реюньон и заморские территории - Французская Гвиана, Французская Полинезия.

Число несамоуправляющихся территорий на политической карте мира продолжает сокращаться.

Огромные колониальные империи Франции, Англии, Испании фактически распались. В марте 1990 г. получила независимость Намибия, в начале 1990-х гг. - Каролинские, Маршалловы и Марианские острова.

Статус португальской территории с правами внутреннего самоуправления имеет Макао, эта территория должна перейти под юрисдикцию Китая до конца 2000 г.

Статус государства, свободно ассоциированного с США имеет Пуэрто-Рико.

Политическая карта мира: прогнозы на 21 век

По прогнозам экс-президента Ассоциации американских географов Саула Коэна, через 25-30 лет число государств мира увеличится процентов на 50.

Масштабы изменений политической карты велики: в конце XIX века существовало лишь шестьдесят независимых государств. Основная часть современных государств мира получила независимость после 1944 года.

Тенденции к самоопределению станут преобладающими: этнические общины стремятся создать образования, которые учитывают их исторический опыт. Вероятно, что государственные границы не соответствующие языковому и территориальному тождеству проживающих там наций, будут терять свое значение.

С другой стороны, такие региональные группировки как Европейский Союз, усиливающие экономическую и технологическую взаимозависимость государств, бросают вызов устоявшимся понятиям государственного суверенитета и сводят на нет значение границ.

Какие же вероятные изменения государственных границ можно предсказать, исходя из этих позиций?

Австралия распадется на несколько государств, одно из которых создадут аборигены.

В Европе: официально выйдут из Испании Каталония и Страна Басков. Бретань отколется от Франции. Бельгия распадется на Фландрию и Валлонию. Саамы создадут свою страну в северных районах Норвегии, Швеции и Финляндии, к ним присоединятся северные районы России и Канады: в перспективе - Конфедерация арктического Полярного круга.

Россия: новые государства возникнут на Дальнем Востоке, наУрале, в Восточной и Западной Сибири. Получат независимость Татарстан, Дагестан, Калининград, Тува и Бурятия.

Азия: Индия теряет Пенджаб и часть Кашмира. Афганистан распадается по крайней мере на три этнических государственных образования. Филиппины лишатся Минданао, где большинство составляют мусульмане. Значительная часть Казахстана присоединится кРоссии. Из Китая, сломив сопротивление китайцев - ханьцев, выделяются Тибет и район Хингана. Тайвань вольется в Китай, в то же время Внутренняя Монголия станет частью независимой Монголии. Образуются три автономных района - Внутренний, Северный и Юго-Восточный Китай. Несколько промышленно развитых центров такие как Шанхай, получат псевдонезависимость и будут напоминать нынешний Гонконг.

В Африке: Эфиопия, кроме Эритреи, потеряет Огаден, который перейдет Сомали. Богатые природными ресурсами провинции Касаи и Катанга выделятся из Заира. Результатом гражданской войны в Судане будет образование двух государств - арабского (северная часть) и нилотского (южная часть). ЮАР может распасться на три государства, причем одно из них - Страна Зулу.

В Америке: Бразилия будет состоять из трех автономных районов. Канада вообще исчезнет. Мексика рассыплется на четыре или большее число кусков. С течением времени и границы Соединенных Штатов могут принять другие очертания.

Список литература

Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.

Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70–80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.

Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

Хаггет П . География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.

Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение, 1995.

Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

http://www.altnet.ru/~rim/lekcicon/020/liter2.htm

Политическая карта мира - это географическая карта, на которой обозначены суверенные государства, зависимые территории, их границы и столицы, административные центры. Современная политическая карта мира сформировалась в конце XX столетия.

На всем протяжении истории политическая карта мира оставалась динамичной, изменяющейся во времени. Динамичность политической карты мира - это изменение названий, границ, площади территории, столиц, суверенитета, форм правления, государственного устройства, территориального деления государств.

Изменения на политической карте бывают количественными и качественными. Количественные изменения связаны с присоединением к государству вновь открытых земель, территориальными приобретениями и потерями вследствие войн, объединением или распадом государств, обменом государствами участков территории и т. п. (рис. 35). Качественные изменения вызваны приобретением суверенитета, сменой форм правления и государственного устройства, образованием межгосударственных союзов и т. п. В настоящее время количественные изменения снижаются и в основном происходят качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира формировалась тысячелетиями и прошла четыре этапа формирования: древний, средневековый, новый и новейший (современный).

Древний этап охватывает эпоху рабовладельческого строя. Для него характерно развитие и крушение первых государств на Земле: Древнего , Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и др. Главным средством территориальных изменений в это время были военные действия.

Средневековый этап формирования политической карты мира связан с эпохой феодализма. Государства средневековья стремились к дальним территориальным захватам. Например, Европа была полностью разделена (Византия, Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Киевская Русь). Новый этап, начавшийся в XVI в. и продолжавшийся до окончания Первой мировой войны, отличался колониальной экспансией и распространением международных хозяйственных связей на весь мир. Этот этап вошел в историю как эпоха Великих географических открытий, в это время формировались крупные империи.

На рубеже XIX-XX вв. обострилась борьба между ведущими странами за территориальный раздел мира. В 1876 г. всего 10 % территории Африки принадлежало западноевропейским странам, в 1900 г. - уже 90 %. К началу XX в. раздел мира оказался полностью завершенным. Новейший, или современный, этап начался после Первой мировой войны.

Он характеризуется распадом ряда государств-империй (Российская, Османская, Австро-Венгерская), мировых колониальных империй, возникновением и распадом мировой социалистической системы, образованием самостоятельных африканских государств («год Африки»), появлением ряда новых стран после Второй мировой войны, распадом СССР, Югославии и т. д.

Политические, этнические и религиозные конфликты мира. Человечество представляет собой сложную этническую систему, состоящую из нескольких тысяч этнических общностей. Они отличаются численностью и уровнем развития. Конфликты порождаются политическими, социально-экономическими и историческими условиями этносов, в которых они живут.

Политические конфликты. На протяжении второй половины ХХ в. постоянной «горячей точкой» в мире остается Ближний Восток. Причиной конфликта является исторически сложившийся комплекс политических проблем на основе территориальных, религиозных и этнических проблем. Здесь сталкиваются интересы Израиля, Сирии, Египта, Ливана и других стран. (Используя средства массовой информации, назовите современные конфликты, происшедшие в текущем году.)

Территориальные конфликты связаны с многочисленными миграциями населения, сменами границ государств, созданием независимых государств. Главной причиной споров является исторический характер спорной территории, а это влечет за собой претензии на территорию других государств. Много десятилетий продолжается конфликт между Индией и Пакистаном из-за области Кашмир. Примером политических и межнациональных конфликтов является война между боснийцами и сербами после распада Югославии.

Этносы, не имеющие собственных суверенных государств, стремятся организовать общественные движения с целью создания суверенного государства. Примером может служить вооруженная борьба курдов в Турции, Ираке и Иране с целью создания государства Курдистан.

Одним из факторов этнических конфликтов может выступать историческая память народов. Она сохраняет следы насильственных действий в области национальной политики по отношению к ним: произвольное изменение национальных границ, искусственное разделение этнических общностей, несправедливое национальное устройство и т. д.

С национальными противоречиями часто переплетаются религиозные. Это также приводит к возникновению «горячих точек». Например, в Северной Ирландии многие годы наблюдается религиозная рознь между католиками и протестантами.

Экологическая ситуация и борьба за ресурсы (землю и недра) могут стать причиной обострения отношений. Каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое право на использование земли и природных ресурсов. Примером может служить конфликт между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендскими островами.

Большинство региональных и локальных конфликтов происходит в Азии (Индия, Индонезия, Афганистан, Израиль, Ирак и др.) и в Африке (Демократическая Республика Конго, Судан, Эфиопия, Либерия и др.). Все конфликты приводят к вынужденной миграции населения и к тяжелым последствиям в экономической и социальной жизни государств.

Динамичность политической карты мира выражается в изменении границ государств, распаде империй, отдельных крупных государств, появлении новых стран. Современная политическая карта мира сформировалась в четыре этапа в процессе изменений, происшедших в результате войн, заключения договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, смены столиц, изменения названий стран и их столиц.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Этапы формирования политической карты мира

Формы государственного устройства и правления. Независимые государства и несамоуправляющиеся территории.

Политическая карта мира: прогнозы 21 века

На политической карте, как и на любой другой, изображены государства, их границы, административно-территориальное деление, крупнейшие города. Понимается же по всем этим нечто гораздо большее - закономерности размещения форм государственного устройства стран мира, взаимоотношения между государствами, территориальные конфликты, связанные с проведением государственных границ.

Политическая карта мира находится в процессе постоянных изменений, происходящих в результате войн, договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, утрату государственности /политического суверенитета/, изменения площади государств/стран/- территории и акватории, их границ, замену столиц, изменения названий государств /стран/ и их столиц, перемену форм государственного правления, если они показаны на данной карте.

Только в течение 1990-х гг. на политической карте мира появилось новое государство Эритрея (отделившаяся провинция Эфиопии на берегу Красного моря), Камбоджа поменяла форму государственного устройства, став конституционной монархией.

Формирование современной политической карты мира в основном происходило в Новый (рубеж 17 - 16 вв. до 1-ой мировой войны) и Новейший периоды истории. Европейская колонизация Нового Света, начавшаяся в 15 веке с захвата европейцами конечных пунктов транссахарской торговли - городов Сеута и Мелилья, экономическое и политическое освоение новых территорий привели к существенным изменениям на политической карте - появлению новых форм государственного устройства и правления. Крупнейшими метрополиями стали Испания и Португалия, позднее к ним присоединились Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия. Территории в Америке, Африке, Азии (за редким исключением) получили колониальный статус.

В начале 19-го века национально-освободительное движение в Латинской Америке привело к образованию новых независимых государств.

На рубеже 19-20 веков обострилась борьба между ведущими метрополиями за территориальный передел мира, пиком которой стала 1-ая мировая война.

Всего в 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав охватывали территорию в 73 млн кв. км (55% территории суши) с населением 530 млн чел.(35% населения мира).

Основными вехами формирования современной политической карты в Новейший период были 2-ая мировая война, 1950-60-е г. (распад колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна), рубеж 1980-90-х гг. (крупные изменения на политической карте Восточной Европы).

Процесс формирования политической карты связан с периодом появления общественного разделения труда, частной собственности и расслоения общества на классы. Смена общественных формаций определила временные рубежи основных этапов формирования политической карты. В формировании политической карты выделяют 4 периода:

1. Древний этап (до V в. н.э.) характеризуется формированием рабовладельческих государств (Китай, Индия, Месопотамия), расцвет культуры в Египте, Греции и Риме. Основные средство территориальных изменений – сила и военные действия.

2. Средневековый этап (V – XV вв.) характеризуется формированием феодальных государств в Европе (Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь) и на американском континенте (государства инков и ацтеков). Складывается внутренний рынок, преодолевается обособленность хозяйств и районов, стремление феодальных государств к территориальным захватам (Киевская, Московская Русь, Византийская Империя, Португалия, Испания, начинается становление экономики Англии и Франции);

3. Новый этап (с XV в. до окончания первой мировой войны) связан с эпохой великих географических открытий, что привело к колонизации мира. Страны Африки, Азии и Америки были вовлечены в процесс международного разделения труда. Политическая карта мира стала особенно нестабильной, так как обострилась борьба между развитыми капиталистическими странами за раздел мира, было положено начало европейской колониальной экспансии. В начале периода – господствовали Испания и Португалия (морской флот), подписан договор о делении мира на испанский и португальский (граница 150 миль от Азорских островов). Затем господствует Англия и Франция (осваивали Северную Америку, Африку, Австралию). На стыке ХIХ – ХХ вв. происходит борьба за территориальный раздел мира (Англии принадлежали Африка, Австралия, Океания, Южная Азия, Французско-Карибский бассейн). К 1914 г. крупнейшими метрополиями были США, Япония, Западная Европа. Зарождение, становление и развитие капитализма.

4. Новейший этап (окончание первой мировой войны и до настоящего времени). В этот период произошли такие крупные события, как появление на карте мира РСФСР, а позже СССР, первая и вторая мировые войны. В результате сформировались два политических лагеря – капиталистический и социалистический, распались многие колонии. К концу этого периода возникло более 100 независимых государств на территориях Африки, Азии и Латинской Америки.



ХХ век, с точки зрения формирования политической карты, можно разделить на три этапа:

1. Окончание первой мировой войны – начало второй – существенно изменились границы Германии (к Франции отошли Эльзас и Лотарингия, к Дании – часть территории Шлезвиг-Гольштейн и др.). Германия лишилась всех своих немногочисленных колоний в Африке и Азии. Перестала существовать союзница Германии – Австро-Венгрия. Восстановлена Польша после ликвидации ее в результате трех разделов Речи Посполитой. Расширяют свои колониальные владения Великобритания, Франция, Бельгия, Япония. В 1922 г. образован СССР. В азиатском регионе перестала существовать Османская империя.

2. После второй мировой войны до конца 80-х гг. – значительно уменьшилась территория Германии, Японии. Распад мировой колониальной системы и образование большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке: Сирия 1943 г., Индонезия 1945, Индия 1947, Ливия 1951 и др. Образовано государство Израиль (1947–1948 гг.). Появление социального государства Кубы. Пик деколонизации пришелся на 60-е гг., когда образовалось 43 независимые государства, 3/4 из которых – на территории Африки (Нигерия, Судан, Чад и др.). Образование военных блоков – НАТО, СЭВ.

3. Конец 80-х гг. и до настоящего времени: разрушение мировой социалистической системы и распад СССР. Произошло объединение немецких территорий в единое государство – ФРГ (1990 г.). В результате распада СССР в 1991 г. образовалось 15 суверенных государств, 12 из которых образовали СНГ. Распад Чехословакии и Югославии на семь независимых государств (на Чехию, Словакию; Словению, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию и Черногорию), воссоединение Гонконга с КНР. Получила независимость Намибия (1990), из состава Эфиопии вышла Эритрея. Появление новых государств на территории Океании (Республика Палау, Республика Маршалловы острова, Федеративные Штаты Микронезии). Последним по времени образования суверенным государством мира стал Тимор (2002 г.). Изменение названий государств: Кампучия – республика, Камбоджа – монархия, Бирма – Мьянма.



В результате этих изменений мир трансформируется из биполярного в монополярный. До распада СССР в мире доминировали два государства – США и СССР. В настоящее время доминируют четыре основных центра – США, Япония, Западная Европа и Китай.

Количественные изменения на политической карте мира:

1. присоединение вновь открытых земель;

2. территориальные приобретения или потери, вследствие войн;

3. объединение или распад государств;

4. добровольные уступки или обмен участков суши;

5. отвоевание суши у моря (Нидерланды), намыв территории (Япония).

Качественные изменения на политической карте мира:

1. историческая смена общественно-экономических формаций – Монголия (от феодализма к социализму);

2. приобретение страной суверенитета;

3. введение новых форм государственного устройства;

4. образование межгосударственных политических союзов и организаций;

5. появление на политической карте «горячих точек» – очагов межгосударственных конфликтных ситуаций.

На начальных этапах преобладали количественные изменения, сейчас – качественные, так как мир уже поделен.