Правила использования поляризационного фильтра. Поляризационный фильтр как использовать на объективе

Поляризационные фильтры для фотографии бывают двух типов: с круговой поляризацией и с линейной. Если вам лень читать много текста без картинок, то брать надо фильтр с круговой поляризацией. Но если вы заснуть не можете, не разобравшись почему, то читаем дальше.

Для начала немного теории.

Поляризация – это характеристика света. Если свет представить в виде электромагнитной волны, то поляризация определяет направление поперечных колебаний. Свет, который попадает к вам в объектив в основном неполяризованный, то есть, у него нет чётко определённого направления поперечных колебаний.

Невооружённым взглядом поляризацию увидеть нельзя, но её можно увидеть через поляризационный фильтр, который чувствителен к этим поперечным колебаниям.

Задача фильтра – пропустить одни направления и заблокировать другие. Отражаясь от неметаллических поверхностей, свет поляризуется вполне определённым образом, поэтому фильтр позволяет нам контролировать такой свет, как это уже описывалось в рассказе про поляризационный фильтр . Вот почему эффект от поляризационного фильтра нельзя повторить в фотошопе, можно его лишь приблизительно имитировать.

Линейная поляризация (Linear polarization) . Линейные фильтры выполняют одну очень простую функцию – они пропускают только свет с поляризацией в одной плоскости. Фильтр можно поворачивать, выбирая плоскость, с поляризацией в которой свет будет проходить. То есть, на выходе линейного фильтра всегда линейно поляризованный свет:

Это очень простые и недорогие фильтры, но для современных зеркальных камер они не подходят. Они отлично подойдут к древним неавтофокусным камерам без автоматического замера экспозиции , а так же к мыльницам.

Дело в том, что в зеркальных камерах есть полупрозрачная поверхность, которая направляет приблизительно 2/3 света прямо вам в правый глаз, а оставшаяся 1/3 проходит насквозь и попадает на ту самую штуку (RGB-sensor), которая отвечает за зоны автофокуса , матричный замер экспозиции и учитывает цвет и дистанцию до объекта (Кэнон этого до сих пор сделать не может, он видит только чёрно-белое). Это позволяет камере видеть примерно то же, что и вы, поэтому она так хорошо знает, какие вам нужны настройки в автоматическом режиме. Так что всего в камере два сенсора: один получает картинку, другой управляет настройками. Вот такой RGB-сенсор, к примеру, в Nikon D7000 :

Так вот, эта полупрозрачная поверхность чувствительна к поляризации, а это означает, что количество света, попадающее на RGB-сенсор будет отличаться, в зависимости от ориентации фильтра, что приведёт к ошибкам в оценке экспозиции и иногда к некорректной работе автофокуса.

Кроме того, могут быть и другие элементы, чувствительные к поляризации, например, некоторые линзы в объективе. Поэтому, лучше всего посмотреть в инструкции, какие типы поляризационных фильтров подходят к вашей камере. Чтобы сэкономить вам время, скажу, что всем современным зеркальным камерам подходит только фильтр с круговой поляризацией.

Круговая поляризация (Circular polarization). Бытует ошибочное мнение, что фильтр с круговой поляризацией пропускает только свет, поляризованный по кругу. Так думают только те, кто не читает наши статьи. Однако, наши внимательные читатели (при слове “внимательные” все сразу вспоминают заглавную картинку) в курсе, что всё совсем наоборот. Смысл кругового поляризационного фильтра в том, что из любой поляризации он делает круговую. Это означает, что такой фильтр подходит ко всем камерам, и старым в том числе, позволяет корректно определять экспозицию и не мешает автофокусу работать.

Фильтр с круговой поляризацией сложнее линейного, поэтому дороже. С внешней стороны стоит обычный линейный фильтр, а с внутренней приклеена четвертьволновая пластинка, которая позволяет линейную поляризацию превращать в круговую. Углубляться в физику больше не будем, но если интересно, то четвертьволновая пластина – это специальный материал с двойным преломлением. Типичный пример такого материала – кальцит, а точнее, исландский шпат. Ну вот, мы уже в одном шаге от квантовой механики, хотя сайт про фотографию.

Теперь переходим к практике.

Как определить, с какой поляризацией у вас фильтр? Даже если на фильтре нет никаких надписей, сделать это очень просто. Подходите к зеркалу, включаете свет, хотя, лучше в обратной последовательности, так дешевле. Смотрите в фильтр, как в монокль. Внешняя сторона со стороны глаза, внутренняя со стороны зеркала. Если фильтр в отражении непрозрачный, превратился в чёрный круг, значит это фильтр с круговой поляризацией. Если фильтр в отражении прозрачный, значит либо вы его повернули не той стороной, либо это линейный фильтр.

Как понять, требуется ли вашей камере круговой фильтр, либо сойдёт дедовский линейный, так как предыдущие абзацы вы пропустили? Включите камеру, включите какой-нибудь искусственный свет (обычная лампа накаливания подойдёт), поднесите фильтр к объективу, наведитесь на что-нибудь неблестящее, например, на стену. Покрутите фильтр. Если экспозиция меняется (увеличивается ИСО , выдержка или диафрагма), значит фильтр не подходит к вашей камере. Фильтр с круговой поляризацией можно не крутить, но если интересно, то попробуйте, там ничего меняться не будет. Тут есть нюанс, камера должна уметь чувствовать разницу в экспозиции 1/3 или 1/2 стопа. Если минимальный шаг – 1 стоп, то разницу можно не заметить. В Никонах минимальный шаг обычно устанавливается в Custom Settings Menu, а именно, b3 (по крайней мере, на D700).

Можно ли использовать фильтр с линейной поляризацией, хотя нужен с круговой? Можно. Только вы должны учесть, что в зависимости от ориентации фильтра, ваш экспозамер будет с ошибкой. Проверяйте результат на экране и ничего не бойтесь.

Какой фильтр купить, с круговой поляризацией или с линейной? Покупать надо только с круговой поляризацией, потому что такие фильтры превосходно работают на любых камерах.

Какой производитель фильтров лучше? Не знаю. Я пробовал разные фильтры, они все примерно одинаковые. Лично у меня немецкий фильтр B+W.

Кстати, распространнённый советский поляризационный фильтр ПФ-52 с линейной поляризацией. Немного неудобно, но пользоваться можно.

Расскажите про ваш поляризационный фильтр в комментариях, другим читателям это поможет определиться с выбором.

Казалось бы, светофильтр остался далеко в прошлом. А вот и нет! В ряде задач ни одна компьютерная программа не способна заменить старый добрый кусочек стекла с уникальными свойствами. Начнем с защитной функции.

Защитные или UV-фильтры

Если у вас дорогой объектив, то будет правильным решением защитить поверхность его передней линзы еще одним - защитным слоем стекла. Для этого чаще всего используются UV-фильтры (ультрафиолетовые). Это и есть обычное стекло, не пропускающее ультрафиолетовые лучи. Однако, оговоримся: хороший фильтр - это специально обработанное стекло с правильно подобранным многослойным просветлением и защитным нанопокрытием, в качественной оправе.

В пленочной фотографии UV-фильтры также использовались для уменьшения голубого оттенка на фото (пленка была чувствительна к невидимой ультрафиолетовой составляющей света). Сейчас ультрафиолетовые лучи дополнительно отсекаются фильтром на матрице фотоаппарата. Так что эта функция UV-фильтра уже не столь актуальна. Зато производители наделили такие фильтры рядом действительно защитных функций. Современные нанопокрытия помогают буквально отталкивать загрязнения от поверхности фильтра. Например, так работают покрытия MRC и MRC nano в светофильтрах B+W от немецкой компании Schneider. Грязь, жир, отпечатки от пальцев не образуют на поверхности разводов, а значит, не дают снижения контраста кадра. Загрязнения с фильтра B+W намного проще удалять, достаточно один раз провести специальной салфеткой. Безусловно, эффективность покрытия прямо пропорциональна цене светофильтра. Применяемое в профессиональной серии фильтров B+W XS-PRO покрытие MRC nano буквально творит чудеса, не позволяя загрязнениям задерживаться на поверхности стекла. Это идеальное решение для ответственных съемок, когда каплям дождя или брызгам грязи нельзя дать ни шанса повлиять на результат.

Нейтрально-серые фильтры

Второй по-прежнему актуальный тип - это нейтрально-серые светофильтры . Они затемняют кадр в несколько раз. Это нужно в одном-единственном случае, когда необходимо существенно увеличить выдержку без дальнейшего закрытия диафрагмы или уменьшения чувствительности. За примерами далеко ходить не нужно: это съемка на светосильную оптику при ярком свете, получение сверхдлинных выдержек днем или ночью. Но роль этих светофильтров с каждым днем становится все менее значительной. Современные фотоаппараты начинают обзаводиться электронными затворами, позволяющими работать с очень короткими выдержками и снимать с открытой диафрагмой хоть в солнечный полдень. Сверхдлинные выдержки стало проще получать благодаря многокадровой съемке с обработкой. Некоторые камеры уже сегодня позволяют добиваться такого результата сразу в камере, без использования компьютера.

Градиентные фильтры

На градиентных фильтрах сэкономить точно не получится: их эффект уникален. Они затемняют не весь кадр, а лишь его часть. Это необходимо для съемки пейзажей, когда небо в кадре намного ярче земли. Разницу в экспозиции двух частей кадра не всегда получается компенсировать при обработке без ухудшения качества снимка (осветление теней неизбежно приводит к возрастанию уровня шума). Поэтому компенсация разницы в экспозиции с помощью градиентного фильтра порой оказывается единственно-возможным способом не пересветить небо в кадре.

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/250 с, 16.0 мм экв.

Поляризационные фильтры

Наконец, самыми незаменимыми являются поляризационные фильтры . Компьютерная обработка способна лишь имитировать их эффект, но она не привносит в кадр новых деталей. А сами поляризационные фильтры - привносят.

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/640 с, 16.0 мм экв.

Их принцип работы заключается в отсечении поляризованного, отраженного от неметаллических поверхностей света. Например, они способны убирать отражение неба с поверхности воды, делая ее более прозрачной. С их помощью можно бороться и с отражениями в стекле. Поляризационные фильтры снижают влияние дымки в кадре, делают небо более синим и глубоким, подчеркивают фактуру облаков. Меняется и цветопередача в целом: цвета становятся чище, пропадает излишний голубоватый оттенок.

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/200 с, 16.0 мм экв.

Но у поляризационных светофильтров есть один серьезный недостаток: они понижают экспозицию кадра. Если забыть снять такой фильтр вовремя и продолжить фотографировать при недостаточном освещении, легко получить значительно более высокий уровень шумов или брак из-за длинной выдержки. Кроме того, понижение экспозиции может серьезно сказаться на пейзажной съемке с рук, особенно в сумерках. В ассортименте фильтров B+W есть линейка новых циркулярных поляризационных KÄSEMANN фильтров с пленкой HTC c увеличенным светопропусканием. По сравнению с обычным поляризационным фильтром он пропускает на ⅔ ступени больше света, позволяя снимать в тех же условиях с более короткими выдержками. А это серьезное преимущество!

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/13 с, 35.0 мм экв.

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/20 с, 35.0 мм экв.

02.08.2014 50451 Справочная информация 0

Множество вопросов начинающие фотографы задают, когда встает вопрос о приобретении светофильтров для объектива.

"Светофильтры из всех фотопринадлежностей применяют чаще всего, и чаще всего применяют неправильно ".

Р. Хеймен (Rex Hayman), "Светофильтры".

Хотя этой цитате уже много лет, сегодня положение вещей изменилось мало - многие из фотографов и фотолюбителей применяют светофильтры достаточно часто лишь в качестве защитных, практически оставляя без внимания могучие возможности влияния на изображение, предоставляемые системой фильтров. С какой-то стороны их понять можно, ведь правильное и эффективное применение светофильтров - дело непростое. Эта статья, надеюсь, поможет Вам как перед покупкой светофильтров, так и во время их применения.

Светофильтры, по большому счету, могут быть изготовлены из любого оптически прозрачного материала, а специфические свойства фильтрам могут быть приданы либо окраской (поверхностной или в массе), либо нанесением специальных дифракционных покрытий, либо - специальной формой поверхности. На практике же изготовление светофильтров, применяемых для фотосъёмки, оказывается не таким простым делом, ведь такие светофильтры помещаются перед объективом, а значит - составляют с ним общую оптическую систему. Поэтому требования к светофильтрам приходится предъявлять столь же строгие, как и к фотографическим объективам.

Для изготовления светофильтров в основном применяются те же материалы, что и для изготовления объективов - высококачественное оптическое стекло или специальные оптические пластмассы. Часть светофильтров специального назначения (выпускаемых в небольших количествах) изготавливается на основе желатиновых плёнок.

Дорожащие своей репутацией производители, выпускающие большую гамму светофильтров разного назначения, применяют при изготовлении того или иного типа светофильтра ту технологию и те материалы, которые обеспечивают наилучшее параметры светофильтра.

Светофильтры, применяемые в фотосъёмке, имеют в большинстве своем либо круглую, либо прямоугольную форму.

Для установки на объектив фотоаппарата прямоугольных светофильтров применяются, как правило, особые системы крепления, включающие в себя специальный держатель ("компедиум"), в который можно установить до трех светофильтров одновременно, адаптерные кольца для монтажа компедиума с фильтрами на разных объективах, а также - специальные составные (модульные) бленды, защитные крышки и так далее. По такому принципу построена наиболее известная система эффектных светофильтров Cokin.

Круглые светофильтры укрепляются в металлической оправе, снабженной резьбой (или байонетным креплением) для установки на объектив фотоаппарата. Размер присоединительной резьбы для крепления к объективам светофильтров и других насадок, как правило, выбирается производителями объективов из стандартного ряда. Наиболее распространены резьбы диаметром 46, 49, 52, 55, 58, 62, 67, 72 и 77 мм (метрическая резьба с шагом 0.75 мм). Светофильтры большего и меньшего диаметра также выпускаются и применяются, но поскольку объективов, использующих такие резьбы, выпускается достаточно мало, в широкой продаже их встретить нелегко.

Производство и производители светофильтров

Производство светофильтров (как стеклянных, так и светофильтров из других материалов) - достаточно сложное и высокотехнологичное производство, ведь большинство требований качества, предъявляемые к светофильтрам, находятся на уровне требований к производству линз объективов. Обе поверхности светофильтра должны быть абсолютно плоскими и строго параллельными друг другу, окраска фильтра должна быть однородной, свойства фильтров от партии к партии не должны изменяться, оправа фильтра должна быть механически прочной, обеспечивать хорошее фиксирование светофильтра на объективе, и так далее. Несоблюдение таких строгих параметров качества при изготовлении светофильтров может приводить к значительному падению резкости изображения.

При этом, несмотря на высочайшие требования к качеству, светофильтры не должны быть излишне дорогими. Подобное сочетание высокого качества и не слишком высокой цены можно получить лишь при крупномасштабном производстве.

Поэтому с сфере производства светофильтров весьма развита международная кооперация - реальных производителей светофильтров гораздо меньше, чем марок, под которыми эти светофильтры продаются. Например HOYA, являясь одним из самых мощных производителей оптического стекла, производит законченные светофильтры не только под собственной маркой HOYA, но и под марками некоторых известных производителей фотоаппаратуры и фотографических аксессуаров.

Светофильтры, которые предлагают под своей маркой известные производители фотоаппаратуры (Canon, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax, Mamiya, Hasselblad и другие) - это фильтры с гарантированно высоким качеством независимо от того, изготовлены ли они на собственном оптическом производстве, или произведены "на стороне", то есть в результате международной кооперации. Покупка рекомендованного производителем оптики фильтра - это гарантированно надежный вариант. Однако такие светофильтры стоят достаточно дорого, да и ассортимент их, как правило, включает только самые распространенные и необходимые типы фильтров.

Поэтому взоры покупателей достаточно часто, как и в случае со сменной оптикой, обращаются к "независимым" производителям. Фильтры таких производителей стоят дешевле и ассортимент имеют гораздо больший. Однако, покупая светофильтр от "независимого" производителя, нужно быть осмотрительным - по внешнему виду высококачественный светофильтр от фильтра посредственного качества отличить практически невозможно. Максимум, что можно определить внешним осмотром - это отсутствие грубых повреждений фильтра, а для определения качества просветления, качества окраски фильтра, плоскостности и параллельности его граней, отсутствия свилеватости и других дефектов стекла наше зрение, увы, слабо. Поэтому, покупая светофильтр, мы доверяем контроль качества светофильтра его производителю.

Ассортимент торговых марок, под которыми продаются светофильтры, весьма велик. Поэтому правильный выбор в этих условиях - дело непростое. Несколько облегчить этот процесс можно, условно разделив фирмы, продающие светофильтры под своими торговыми марками, на следующие группы:

1. торговые марки, которые вы впервые видите. Степень риска получить под таким названием светофильтр, не отличающиеся высоким качеством, скорее всего составляет цифру, весьма близкую к 100%. Подобная покупка, на наш взгляд, является заведомо напрасной тратой денег (если преследуется цель купить именно светофильтр достаточного оптического качества), и нам хочется лишний раз об этом напомнить;

2. торговые марки, представляющие широчайший спектр различных изделий для фотолюбителей - от фотоальбомов, резиновых бленд и крышек на объективы до светофильтров, вспышек, фотоаппаратов и объективов. Как правило, за этими торговыми марками не скрывается собственного производства светофильтров, и фильтры делаются по международной кооперации (OEM). В качестве примеров таких изделий можно привести достаточно распространенные у нас фильтры B+W (немецкий концерн Schneider-Kreuznach, выпускающий объективы), фильтры HOYA (японский концерн THK, изготавливающий объективы Tokina и телеконвертеры Kenko), эффектные фильтры Cokin (производитель и владелец торговой марки - Cromofilters S.A. Paris, изготавливаемые, как правило, из оптических сортов пластмасс, при высоком оптическом качестве и необычайно широком ассортименте имеют и весьма необычную форму - квадратную или прямоугольную), Marumi (японская компания, специализирующаяся на оптических фильтрах для фото, видео камер и фотографических принадлежностях) и другие;

3. торговые марки известных производителей, знаменитых в первую очередь выпуском высококачественных светофильтров - такие как Tiffen. Добавлять тут особо нечего.

Кратность светофильтров

Большинство из светофильтров задерживает часть проходящего через них света. Поэтому, чтобы экспозиция при использовании светофильтра оставалась нормальной, необходимо её увеличивать. Коэффициент необходимого увеличения экспозиции при применении светофильтра называется кратностью светофильтра, и является одной из основных характеристик светофильтра.

Кратность не для всех фильтров является величиной постоянной. Для цветных фильтров кратность может быть зависимой от характеристик света, при котором производится съёмка. Например, кратность применяемых в черно-белой фотографии желтого, оранжевого и красного светофильтров при дневном свете будет большей, чем при лампах накаливания. Поэтому кратность фильтра, указываемая в таблицах (или на оправе фильтров), обычно определяется как степень ослабления белого света (либо для того света, при котором этот фильтр должен применяться - например для фильтра 80В кратность указывается по отношению к свету галогенных ламп накаливания).

Системы замера экспозиции современных фотоаппаратов, работающих по системе TTL, достаточно точно учитывают ослабление света в результате действия светофильтров, поэтому вводить поправку в экспонометрическую систему обычно не нужно - она регистрируется автоматически. Исключение из этого правила - красные светофильтры, требующие (особенно при съёмке днем) увеличения экспозиции на 1/2 - 1 ступень в сравнении с измеренной по системе TTL из-за повышенной чувствительностью большинства экспонометрических систем к лучам красной части спектра. Также, TTL-экспонометр некоторых аппаратов может давать неправильные показания при использовании линейного поляризационного светофильтра. Об этом чуть позже.

Маркировка фильтра

Для систематизации и стандартизации светофильтров их маркируют. Единого стандарта для маркировки светофильтров пока не существует, многие производители создают даже свои системы маркировки светофильтров.

В настоящее время наиболее распотранены два стандарта маркировки светофильтров - маркировка по шкале Кодак Рэттен (Kodak Wratten), и маркировка по производимому фильтром эффекту (сдвигу цветовой температуры). Светофильтры Cokin и HOYA, как правило, промаркированы в соответствии со шкалой Kodak Wratten, другие производители используют маркировку, основанную на характеристике цветового сдвига светофильтра, иногда дублируя на оправе светофильтра его наименование по шкале Kodak Wratten (как, например, это сделано на фильтрах B+W).

Обычные фильтры

Фильтр, в любом случае, стоит дешевле и заменить его, а не линзу - гораздо проще. К тому же, царапины, пыль, грязь, влага и отпечатки любопытных или неаккуратных пальцев не смогут причинить вред ни самому объективу, ни качеству получаемого с его помощью изображения.

Сторонников и противников применения защитных светофильтров для постоянного ношения немало, и каждая точка зрения по-своему обоснована, поэтому однозначного мнения на этот вопрос нет. Безусловно, любая оптическая деталь (в данном случае - светофильтр), которая не была учтена при расчете оптической схемы объектива, сможет лишь ухудшить качество изображения, даваемого объективом. Однако ухудшение качества изображения, возникающее в результате повреждения поверхности передней линзы объектива, зачастую не только заметно гораздо больше, но и носит необратимый характер - переднюю линзу, в отличие от защитного светофильтра, нельзя ни снять, ни заменить. Так что в этом случае приходится выбирать из двух зол меньшее.

К группе защитных (или их еще называют - обычных) фильтров относятся любые, не привносящие радикальных изменений в рисунок и экспозиционные параметры съемки. Прежде всего - это ультрафиолетовые фильтры UV (они же - UV1х, Haze, Protect или N - Normal). Последние два названия часто используются для маркировки упрощённых защитных фильтров, с худшим (но достаточным) просветлением, более стойким к царапинам, и с более толстым стеклом. Наибольшая длина поглощаемого фильтром ультрафиолетового излучения иногда указывется в маркировке - фильтры с маркировкой "L35", "L37", "L39" или "L41" не пропускают к матрице ультрафиолетовое излучение с длиной волны 350, 370, 390 и 410 нм соответственно.

Sky-фильтры - то же ультрафиолет-ослабляющее оптическое стекло, но с более (Sky1b) или менее (Sky1a) насыщенным розоватым оттенком. Дополнительное оттенение стекла позволяет не только понизить уровень ультрафиолета, но и уменьшить воздействие тёмно-фиолетовых тонов спектра видимого света на изображение. Результат - эффективная борьба с дымкой, повышение контраста и цвето-насыщенности зелёных тонов (листва) и более точная цветопередача тонов кожи портретируемого человека. Не многие производители способны сделать фильтр Sky1b экспозиционно-нейтральным, в большинстве случаев требуется экспокоррекция, а эффект Sky1a зачастую оказывается недостаточно выражен.

Защитный фильтр "protect" или "neutral/clear" фактически не изменяет ни спектрального состава, ни интенсивности, ни других характеристик проходящего через него света. Производители, наоборот, прилагают все силы для того, чтобы защитный фильтр вносил как можно меньше таких изменений. Главное назначение такого фильтра - защищать переднюю линзу объектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды - например пыли, капель влаги, а также - от жирных отпечатков пальцев и предметов, способных повредить нежную поверхность просветляющего покрытия (а иногда - даже и стекла) передней линзы объектива.

Большое значение имеет и такой параметр светофильтра, как коэффициент светопропускания. У непросветленного светофильтра коэффициент отражения света на границе "стекло - воздух" составляет около 5%, соответственно для светофильтра типа UV или Skylight, имеющего две поверхности "стекло - воздух", коэффициент пропускания света составит чуть больше 90%. Это вроде бы и не страшно, однако порядка 1/3 от оставшихся 10% света всё-таки попадает на матрицу, но уже в рассеянном от многократного переотражения в промежутке между обеими поверхностями фильтра и передней линзой объектива виде, уменьшая контраст получаемого изображения и приводя к утрачиванию деталей в тенях изображения. Особенно заметно падение контраста от рассеяния света на фильтре при съёмках контрастных сюжетов, не говоря уже о съёмках против света.

Для уменьшения этого неприятного эффекта на поверхности фильтра напыляют в вакууме специальные просветляющие покрытия. Принцип действия просветляющего покрытия основан на интерференционных эффектах падающего и отраженного света в напыленной на границе раздела тонкой (1/4 длины волны) прозрачной плёнке. Уже однослойное просветление позволяет уменьшить коэффициент отражения с 5% до 1-2%, а многослойное просветление (в зависимости от количества слоев) уменьшает отражение до 0.5-0.2%, что позволяет довести коэффициент пропускания поверхности светофильтров до рекордных цифр - от 97% до 99.7%. На светофильтрах Marumi применяется 4 типа просветляющих покрытий: MC - аббревиатура многослойного просветляющего покрытия, препятствующего отражению светового потока от поверхности светофильтра и улучшающего общее светопропускание оптической системы. От линзы, защищённой многослойным просветлением, отражается менее 5% проходящего света; просветление Dynamic позволяет пропустить около 99% светопотока, но при этом ультрафиолет не проходит совсем. Порог пропускания - 370 или 400nm в зависимости от модели фильтра. Дополнительно, такое покрытие обладает большей механической прочностью; влагозащитное покрытие WPC (water proof coat) смачиваемо, поэтому капля влаги моментально стекает, попутно образуя на стекле статический заряд обратный заряду пыли - и поверхность самоочищается и специализированное покрытие DHG (digital high grade) - "цифровой высокого уровня", специализировано для цифровой фотоаппаратуры с дорогой специализированной оптикой, особенно - сменной. Защищая объектив от ультрафиолета, царапин, пыли влаги и грязи, фильтры DHG сокращают пропускание инфра-красного излучения, вредного для матрицы. Кроме того, матрице могут серьёзно повредить внутренние рефлексы - переотражения. Поэтому закраины стёкол в таких фильтрах дополнительно зачернены.

Нейтрально-серые фильтры

Нейтрально-серые фильтры (маркировка на оправе "ND" и указание кратности фильтра или его оптической плотности). Нейтральные фильтры не влияют на спектральный состав проходящего через них света, ослабляя лишь мощность светового потока. В практике фотографа нередко возникают ситуации, когда света много, и лишь применение нейтральных фильтров позволяет добиться желаемого художественного эффекта. К примеру, съемка текущей воды на коротких выдержках дает весьма неприятный эффект - "замороженная" короткой выдержкой вода скорее напоминает стекло, чем воду. Выдержек немногим длиннее 1/30с, когда вода уже становится похожа на воду. Ну а выдержек порядка 1 - 2 секунды и длиннее, при которых текущая вода становится похожа на переливающийся туман, без нейтрального фильтра уже не добиться никак - даже в лесу утром света уже много для таких снимков.

Другой пример применения нейтральных фильтров - съемка портрета при дневном освещении. В таких съёмках для лучшего выделения объекта съемки (чтобы лучше "оторвать" его от фона) используются светосильные объективы, которые при съёмке практически не диафрагмируют (используя диафрагмы порядка f/1.4 - f/2.8), что зачастую затруднительно без применения нейтральных фильтров. Наиболее часто в этих целях применяются нейтральные светофильтры, уменьшающие световой поток в 2, 4 и 8 раз.

Поляризационный фильтр

Использование поляризационного фильтра позволяет удалить "мягкие" отражения, засветки, неметаллические блики с поверхности снимаемого объекта и усилить его цветовой контраст. На цветных фотографиях цвет объекта становится ярким и насыщенным - например, белесо-синее небо становится насыщенно-синим. Такой фильтр обязателен в наборе принадлежностей для каждого фотографа.

Распространение света - это волновой процесс, подобный волнам на поверхности пруда от брошенного в воду камня. Только обычно колебания волны света происходят во всех направлениях (перпендикулярно направлению распространения волны). Однако можно искусственным образом сделать так, чтобы колебания эти происходили в одной плоскости. В этом случае такой свет будет называться линейно-поляризованным, и обладать некоторыми, отличными от естественного (неполяризованного) света, свойствами.

Кратность поляризационного фильтра составляет в среднем 3 - 4, то есть применение поляризационного фильтра требует увеличения экспозиции на 1.5 - 2 ступени (в 3 - 4 раза) в сравнении с экспозицией без фильтра. Несмотря на вносимый при вращении фильтра эффект, кратность фильтра, как правило, мало зависит от ориентации плоскости поляризации фильтра - ведь поляризационный фильтр используется для уменьшения ярких бликов, размеры которых чаще всего незначительны. Конечно, полную уверенность в точности экспонирования с фильтром можно получить при помощи замера света по системе TTL. Однако многие фотоаппараты, имеющие систему TTL-замера света, используют для разделения светового потока оптические элементы, сами по себе поляризующие свет. Например, в автофокусных фотоаппаратах таким элементом зачастую выступают полупрозрачные участки на зеркале, необходимые для работы датчиков системы автофокусировки (расположенных под зеркалом). В таком случае получается, что прошедший через поляризационный фильтр свет, будучи уже практически на 100% поляризованным, на пути к датчику экспозамера проходит через еще один поляризатор, который при несовпадении плоскостей поляризации дополнительно ослабляет световой поток, а значит - и вносит в экспонометрическую систему аппарата нежелательную "поправку", приводящую к занижению показаний экспонометра и переэкспонированию. Обойти такую неприятность можно, используя специально модифицированный поляризационный фильтр, называемый "циркулярным" (в отличие от обычного - "линейного" - поляризатора). В конструкцию циркулярного поляризационного фильтра кроме защитных стеклянных пластинок и пластинки поляроида, входит ещё и пластинка "1/4 длины волны", преобразующая линейно-поляризованный свет в циркулярно-поляризованный, который уже не ослабляется при дальнейшем прохождении через оптические элементы камеры, обладающие свойствами линейного поляризатора.

Скольких типов бывает поляризационный фильтр?

  1. только для MF камер (с ручной фокусировкой), с линейной поляризацией, PL;
  2. для камер с любым типом фокусировки - и MF, и AF, с круговой/циркулярной поляризацией: C - PL, MC - CPL, Wide C - PL, WaterProof Coat C-PL, DHG C - PL.

И еще несколько слов о поляризационных фильтрах.

В некоторых ситуациях они неэффективны… При съёмке "в поле" эффект поляризации максимален, если солнце находится сбоку от фотографа (90 градусов к оси объектива). Если солнце над головой, то эффект проявится только при съёмке в горизонтальном направлении. При закате и восходе - при съёмке в вертикальной оси: вверх или вниз. Если Вы хотите убрать отражения на поверхности воды или стекла, то наиболее эффективно вести съёмку под углом в 30 - 40 градусов к бликующей поверхности. Если на отражающую поверхность свет падает сбоку, под 90 градусов к оси объектива, то эффект поляризации может не проявиться.

Поляризационные плёнки и плёночные покрытия боятся воздействия тепла и ультрафиолета, ибо содержат в составе йод. Даже не смотря на то, что плёнки находятся между двух слоёв стекла, а покрытия наносятся на внутренние поверхности, убирайте фильтр в упаковку сразу после съёмки. В Вашем кофре поляризационный фильтр будет защищён от тепла и света и прослужит Вам долго.

Невозможно точно сказать, сколько лет прослужит поляризационный фильтр - это сильно зависит от условий хранения и использования. "Поляризатор" не является нейтрально-серым и подвержен обесцвечиванию со временем. Через 5 - 6 лет поляризационный фильтр необходимо менять.

Другие светофильтры

Помимо вышеуказанных светофильтров, существует достаточно большое количество и других, но в силу узконаправленности и малоприменяемости рассмотрим их кратко.

Цветные (окрашенные) светофильтры. В основном принцип действия большинства окрашенных светофильтров можно описать следующим эмпирическим правилом - объекты, имеющие цвет близкий к цвету фильтра, на монохромном снимке будут высветляться, а объекты, окрашенные в дополнительные к цвету фильтра цвета - будут изображены более темными тонами. Синее небо, например, за желтым светофильтром будет гораздо темнее, чем без применения фильтра, а если использовать фильтр красного цвета - то небо выйдет почти черным. В соответствии с этим правилом применение светофильтров становится не шаманством, а занятием осознанным, с достаточно понятным и предсказуемым эффектом. Единственное исключение из этого правила - это зелёная листва, которая несмотря на зелёный цвет, отражает лучи света не только зелёной части спектра, но и в инфракрасном диапазоне. Поэтому при применении красного светофильтра зелёная листва не только не чернеет, а даже наоборот - светлеет.

Фильтры правильной передачи тонов. Несмотря на достижения современной техники, пока не удается создать по традиционной технологии черно-белое изображение, по восприятию яркости цветов соответствующую особенностям зрения человека. Для приближения к восприятию глаза нужно увеличить чувствительность матрицы в желто-зелёной области и уменьшить (когда это необходимо) излишнюю чувствительность к синей части спектра. Сделать всё это можно, прибегнув к помощи зелёного или желто-зелёного фильтра, относящихся к категории "фильтров правильной передачи тонов".

Фильтры управления контрастом . Кроме фильтров правильной передачи тонов, в черно-белой фотографии часто применяются светофильтры ещё одной группы, называемые "фильтры управления контрастом". Как можно понять из названия этой группы фильтров, они предназначены для изменения контраста между отдельными объектами разных цветов, присутствующих в кадре. С какой-то стороны их действие кажется противоположным действию фильтров правильной передачи тонов - контрастные фильтры изменяют тональную передачу, делая её "неправильной". Однако, при соответствующем применении, эти фильтры не только усиливают выразительность фотографии, но и позволяют избежать главной неприятности, имеющей место из-за отсутствия информации о цвете - когда близкие яркости предметы контрастных цветов (например оранжевого и зеленого) на черно-белом снимке практически сливаются, передаваясь одинаковыми серыми тонами.

На использовании так называемых "растровых сеток" основана работа "звездных" фильтров - cross screen, star-six, star-eight, variocross. Будучи установленными на объективе, эти фильтры дополняют любой яркий точечный источник света, попавший в кадр, длинными линиями, которые подобно лучам проходят через его центр. Чтобы достичь такого эффекта, на поверхности фильтров этого типа вытравлены тонкие пересекающиеся линии, проходящие параллельно по всей его поверхности на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В зависимости от вытравленной на поверхности фильтра структуры, последний может давать разное количество лучей.

Две группы параллельных линий, расположенные под прямым углом между собой, дают эффект четырех крестообразно расходящихся лучей, идущих от каждого точечного источника света в кадре (фильтр cross screen). На поверхности фильтра Star Six вытравлено уже три группы параллельных линий, ориентированных под углом 120 градусов друг относительно друга. Соответственно, при использовании этого фильтра каждая светящаяся точка на фотографии будет иметь по шесть лучей. По аналогичной технологии, но уже с четырьмя группами линий, выполнен и "восьмилучевой" фильтр star eight, дающий эффект звездных вспышек с восемью лучами.

Несколько отличающимся эффектом обладает ещё один фильтр из этой серии - variocross. Он представляет собой конструкцию из двух стекол, на которых вытравлены параллельные линии. Каждое из этих стекол укреплено в своей оправе, которые могут быть развернуты относительно резьбовой оправы независимо друг от друга на произвольный угол. Соответственно, на снимке каждый точечный источник света получает четыре лучика, но в отличие от фильтра cross screen, угол между лучами можно изменять.

Фильтры, использующие эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие, по устройству подобны "звездным" фильтрам. Однако в отличие от "звездных" (растровых) фильтров, нанесенные на поверхность дифракционной решетки линии гораздо тоньше, и расположены настолько часто, что увидеть их невооруженным глазом практически невозможно - дифракционный фильтр выглядит как слегка мутноватое стекло. Пример фильтра, использующего эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие - это фильтр RAINBOW-SPOT. Этот фильтр разлагает на спектральные составляющие свет, идущий от ярких точечных источников, дополняя каждый источник света радужной линией. Насадку RAINBOW-SPOT можно с успехом применять и в портретной съёмке. В этом случае, ввиду отсутствия ярких точечных источников света, получается эффект другого рода - фильтр RAINBOW-SPOT делает изображение более мягким, сглаживая контрастные переходы на границе света и тени, придавая освещенным участкам своеобразные светящиеся ореольчики.

На поверхности "туманного" фильтра Fog Filter расположено в случайном порядке большое количество мельчайших белых полупрозрачных точек, частично рассеивающих падающий на них свет. Применение "туманного" фильтра позволяет достичь эффекта, напоминающего ранний утренний туман - впечатления белесой мглы, отсутствия деталей как в темных, так и в светлых местах снимка.

При правильно подобранном сюжете с помощью Fog Filter можно добиться даже совершенно необычного эффекта, получив близкое к силуэтному изображение. Эффект "туманного фильтра" практически не зависит ни от фокусного расстояния применяемого объектива, ни от степени его задиафрагмированности. Ввиду весьма специфического эффекта, Fog Filter достаточно редко используется в портретной фотографии, зато часто находит применение у фотографов-пейзажистов.

Среди эффектных фильтров , применяемых в портретной съёмке, достаточно много насадок, имеющих в центре плоскопараллельный неокрашенный участок или отверстие. Такие насадки оставляют центральную зону изображения практически без изменений, зато остальную (периферийную) часть кадра изменяют до неузнаваемости. К таким насадкам отнесены center-spot, soft-spot, color-spot и misty-spot. Эффект при применении таких насадок в значительной мере зависит от фокусного расстояния объектива, установленной диафрагмы и расстояния от объектива до поверхности насадки. Весьма удобны аналогичные насадки прямоугольной формы, предназначенные для использования в компедиумных (слотовых) системах фильтров - например в системе Cokin. В этом случае эффект можно изменять, перемещая фильтр как вдоль оси объектива (вставляя в разные ячейки компедиума), так и поперек оси (передвигая фильтр вдоль слота).

Насадка center-spot - это линза, аналогичная применяемой в макросъёмке, с плоскопараллельной площадкой или сквозным отверстием в центре. Изображая центр кадра резким, выводит края из резкости.

soft-spot - фильтры, аналогичные Fog Filter (sand screen) и Diffuser (soft screen), но имеющие отверстие в центре фильтра. Эффект насадок sand screen и soft screen аналогичен эффекту насадок Fog Filter и Diffuser соответственно, но с резко изображенной центральной зоной кадра.

color-spot - цветные фильтры с отверстием в середине. Окрашивают периферию кадра, оставляя центральную зону кадра окрашенной в естественный цвет.

misty-spot - бесцветные оптические насадки, дающие резкое изображение центральной части кадра, и своеобразно размытое и деформированное - по периферии кадра. HOYA выпускает в этой серии фильтры под названиями "Gradual", "Breeze", "Halo" и "Windmill". Каждый из этих фильтров имеет свой особый характер оптического эффекта - например "Gradual" дает эффект изменения фокусного расстояния объектива в процессе экспонирования, а "Windmill" - как бы скручивает по спирали окружающее объект съёмки пространство.

Фильтры специального назначения . Фильтр CENTER ND имеет разную оптическую плотность - в центре больше (2х), дальше от центра окраска менее плотная, а на краю фильтр уже прозрачен. Такой специфический эффект становится необходимым, например, при использовании широкоугольных объективов на профессиональных форматных камерах. Фильтр CENTER ND изготавливается по достаточно сложной технологии - он представляет собой склеенные сферическими поверхностями друг к другу плоско-выпуклую линзу из окрашенного стекла и плоско-вогнутую линзу из бесцветного стекла.

У двухцветных светофильтров (dual-color) каждая из двух половин фильтра окрашена в свой цвет. Чаще всего встречаются сочетания красного и синего (R/B), оранжевого и зеленого (O/G), желтого и пурпурного (Y/P) цветов. Для улучшения оптического качества (устранения неравномерности коэффициента преломления и устранения бликообразования на границе раздела) такие светофильтры изготавливают не из двух половинок окрашенных в массе стеклянных фильтров, а в виде "бутерброда" из двух тонких пластинок высококачественного оптического стекла, между которыми зажаты окрашенные в разные цвета желатиновые фолиевые фильтры.

Трехцветные светофильтры (TRICOLOR) изготавливаются по той же технологии, как и двухцветные (dual-color), но окрашенные в разные цвета желатиновые фолии располагаются либо тремя секторами (TRI - triangle), либо тремя параллельными линиями (PARA - parallel). Как правило, наиболее интересный эффект дает комбинация основных (зеленый-красный-синий), либо дополнительных (голубой-желтый-пурпурный) цветов.

При монтаже эффектных светофильтров типа TRICOLOR или dual-color в круглых резьбовых оправах, последние делают вращающимися для свободного управления эффектом. Применяют такие светофильтры в основном в цветной фотографии для получения особых художественных эффектов.

Полуфильтры (HALF COLOR) могут быть аналогичны по устройству фильтрам dual-color, но иметь окрашенной только одну половину фильтра, вторая же остается прозрачной. Стеклянные полуфильтры выпускаются обычно круглой формы, и монтируются (аналогично фильтрам dual-color) во вращающейся резьбовой оправе. Полуфильтры выпускаются достаточно широкой гаммы расцветок, позволяющих широко применять фильтры этого типа не только для спецэффектов при съёмке, но и использовать их для получения более правильной тональной передачи как в черно-белой, так и в цветной фотографии. Например, полуфильтры желтого, оранжевого и красного цветов можно использовать для коррекции тональной передачи неба на черно-белых снимках, а полуфильтры серого цвета (обычно выпускаемые нескольких градаций плотности). Также, специально для использования в пейзажной фотографии в целях притемнения неба, выпускается аналогичный по устройству нейтральный полуфильтр HALF NDx4, уменьшающий экспозицию одной половины кадра на 2 ступени (в 4 раза), не внося изменений в экспозицию остальной части кадра.

Светофильтры HALF COLOR, HALF NDx4, dual-color и TRICOLOR имеют общую особенность - эффект, получаемый с их помощью, в значительной мере варьируется в зависимости от фокусного расстояния и конструкции объектива, а также - диафрагмы, при которой ведется съёмка. Чем короче фокусное расстояние объектива, чем дальше от объектива (точнее - от передней фокальной плоскости объектива) находится светофильтр и чем сильнее задиафрагмирован объектив, тем более резкими и четкими выходят на снимке границы перехода между цветами. Соответственно, обратные действия - применение более длиннофокусной оптики и открывание диафрагмы приводят к большему размытию этой границы. Для регулировки этого эффекта в достаточно широких пределах можно использовать диафрагмирование объектива. Получающийся эффект хорошо виден в видоискателе фотоаппарата при закрытой до рабочего состояния диафрагме, поэтому его достаточно легко контролировать при помощи функции DOF-preview (depth of field preview - просмотр резко изображаемого пространства), которую имеет часть фотоаппаратов.

У градиентных (gradual color) светофильтров , подобно полуфильтрам (half color), окрашена лишь половина поверхности фильтра, однако граница раздела окрашенной и неокрашенной частей светофильтра не резкая, как у half color, а плавная - плотность окраски на протяжении 1/3 - 1/4 диаметра фильтра изменяется от полностью прозрачной до максимальной плотности.

Фильтры такого типа выпускаются как серого цвета (gradual gray), так и окрашенными в другие цвета - например в желтый (yellow), синий (blue), табачный (tobacco), розовый (pink) и так далее. Применяются эти светофильтры для того, чтобы окрасить (цветные фильтры) или уменьшить яркость (серые фильтры) одной части изображения, не оказывая влияния на остальное изображение. Для удобства использования круглых светофильтров gradual color их устанавливают во вращающихся оправах с резьбовым креплением. Еще больше возможностей дает применение светофильтров с градиентной окраской, изготовленных в виде прямоугольных пластин для использования в компедиуме (например - система фильтров Cokin) - в этом случае светофильтр можно не только поворачивать на любой угол, но и смещать границу раздела окрашенной и неокрашенной частей фильтра в определенных пределах.

Полулинза (split-field) представляет собой вращающуюся оправу, в которой укреплена половина от линзы, аналогичной используемой при макросъёмке. Данная насадка позволяет достичь нескольких достаточно необычных эффектов, управляя резкостью переднего и заднего плана одновременно, например - делая одновременно резкими цветы на переднем плане и красивый особняк на заднем плане.

Применение полулинзы может потребовать выбора фокусного расстояния и изменения диафрагмы объектива для выбора наилучшего эффекта - при изменении как диафрагмы, так и фокусного расстояния объектива значительно изменяются отношение расстояния наводки на резкость (отдельно для переднего и заднего плана), глубина резкости (соответственно - для каждого плана) и четкость линии, отделяющей передний план (снимаемый через линзу) от заднего плана, снимаемого без линзы.

Уход за светофильтрами

Со светофильтрами следует обращаться так же осторожно и аккуратно, как и с объективами - ведь от их состояния в итоге зависит и качество получаемого изображения. Брать светофильтры можно только за оправу (фильтры с резьбовым или байонетным креплением), или за кромки (желатиновые и прямоугольные пластмассовые фильтры). При установке фильтров в компедиум или вворачивании их в резьбу объектива не следует прилагать излишних усилий во избежание возможного перекоса оправы и, как следствие - возникновения внутренних напряжений в материале фильтра.

Желательно также содержать светофильтры в чистоте - отпечатки пальцев, пыль и другие загрязнения не только увеличивают светорассеяние (и, как следствие, приводят к падению контраста изображения), но и могут приводить к повреждению поверхности светофильтра. А ведь даже незначительные повреждения поверхности фильтра ухудшают его свойства. Для очистки поверхности стеклянных фильтров применяются те же средства и методы, что и для очистки других оптических поверхностей - сдувание пыли и других сухих загрязнений при помощи струи воздуха грушей (или, что лучше - воспользовавшись специальным баллончиком со сжатым воздухом). Более крупный "мусор" можно "вымести" мягкой (например из беличьего волоса) сухой чистой кисточкой. В случае загрязнения поверхности фильтра жировыми пятнами, высохшими каплями морской воды и слюны, её придется протирать, используя выпускаемые многими производителями специальные наборы для чистки фотографической оптики.

К чистке пластмассовых светофильтров следует подходить ещё более осторожно - поверхность пластмассовых фильтров гораздо более нежная, чем у стеклянных, соответственно - повредить её легче. К тому же, от частой протирки пластмассовые светофильтры электризуются, что вызывает более интенсивное притягивание пыли. Да и к чувствительность к растворителям у пластмассовых светофильтров гораздо больше, чем у стеклянных.

Хранение светофильтров

Хранить светофильтры лучше всего в пластмассовых футлярах, в которых они продаются. Пусть это и не всегда удобно (футляры фильтров в количестве больше полудюжины уже занимают значительный объём), но только такой способ хранения и транспортировки гарантирует защиту поверхности фильтров. При интенсивном использовании большого количества светофильтров иногда можно воспользоваться специальными "кошельками"-кляссерами для светофильтров, предварительно убедившись в безопасности этой процедуры для поверхности фильтров. Подобные "кошельки" для фильтров необходимо содержать в идеальной чистоте - даже мельчайшие пылинки могут причинить значительные повреждения поверхности фильтров.

Заключение

Мы постарались охватить большинство основных типов выпускаемых светофильтров (хотя на стопроцентный охват всего рынка насадок на объективы мы не претендуем). В любом случае общее количество представленных в обзоре типов светофильтров получилось весьма значительным. И, конечно, у читателя скорее всего возникнет вполне резонный вопрос: а нужно ли их покупать все сразу?

Безусловно, все сразу - не нужно. Тем более, что затраты на эти покупки выливаются в круглую сумму денег. Поэтому мы решили взять на себя смелость рекомендовать начинать покупку светофильтров с нескольких наименований, которые наверняка понадобятся.

Фильтры постоянного ношения для каждого объектива. В этом качестве наиболее универсальный вариант - это ультрафиолетовый фильтр (UV). На длиннофокусных объективах также можно применять в этом качестве фильтр SKYLIGHT - он, кроме защиты объектива, ещё и корректирует цветопередачу при портретных съёмках на солнце, практически не влияя на цветопередачу в остальных случаях.

Из универсальных светофильтров, используемых как в черно-белой, так и в цветной фотографии, также наиболее часто применяется поляризационный фильтр, причем мы рекомендуем остановиться на покупке циркулярного поляризатора с мультипросветлением обеих поверхностей.

Ну а дальнейшие покупки фильтров есть смысл производить с учетом индивидуальных потребностей, зависящих от стиля съёмки и применяемых объективов и освещения. Надеемся, что наш обзор дал вам необходимую для этого информацию.

Всего вам фотографического!

Суть поляризационного фильтра очень проста — такой фильтр способен задерживать отраженный поляризованный свет . Например, можно задерживать отраженный свет от воды, стекла и т.п., делая тем самым воду и стекло прозрачными. Но на этом способности фильтра не ограничиваются.

Сам поляризационный фильтр состоит из двух частей — подвижной и неподвижной. Неподвижная часть фильтра вкручивается в резьбу светофильтра объектива. Подвижная часть может свободно вращаться на 360 градусов. С помощью вращения передней части поляризационного фильтра происходит подстройка фильтра под определенный тип поляризованного света, а вместе с тем с его задержкой таким фильтром. Из-за того, что работа фильтра связана с вращением передней части, такой фильтр лучше всего использовать на объективах с внутренней системой фокусировки. Если у объектива вращается передняя линза объектива вместе с оправой, то это вносит неудобства при работе с поляризационным фильтром.

Поляризационный фильтр можно накручивать на . На поляризационный фильтр можно одевать крышку объектива, а можно и добавлять еще какой-то фильтр. Единственное, чем больше фильтров вкручены друг в друга, тем сильнее вероятность получить по углам изображения. Некоторые поляризационные фильтры могут не иметь резьбы на своей передней части.

Чтобы подобрать поляризационный фильтр для объектива , нужно обязательно узнать диаметр резьбы объектива под светофильтр. Например, штатный объектив для ЦЗК Nikon имеет диаметр 52мм, и для него нужен поляризационный фильтр диаметром 52мм. Это может показаться смешным, но многие люди не могут выбрать фильтр именно из-за того, что не знают подойдет ли он к их объективу. Эффект от поляризационного фильтра можно будет увидеть на любом объективе.

Некоторые особенности:

  1. Поляризационный фильтр не пропускает отраженный поляризованный свет. Это основное свойство фильтра, его можно применять в большом количестве ситуаций. Например, с помощью поляризационного фильтра можно убирать блики воды (отраженный от воды свет) и фотографировать дно.

  2. Фильтр также удаляет отражения синевы неба с земли, травы, листьев. Небо добавляет лишние холодные тона (синий, голубой цвет) на фотографии. При использовании поляризационного фильтра все приобретает более теплый и натуральный цвет. Легкое изменения цвета можно проследить и на других примерах.

  3. При использовании поляризационного фильтра для предметной съемки можно добиться уменьшения бликов на предметах съемки.
  4. Такой фильтр позволяет добиться приятного синего неба с белыми тучами. Из-за мелких частиц в воздухе, свет неба отчасти является поляризованным. В общем случае появляется эффект более насыщенных цветов .

    Небо при использовании поляризационного фильтра. Фильтр позволяет выровнять светимость неба и обеспечивает немного другую передачу цвета зелени.

  5. В общем случае поляризационный фильтр работает как и нейтральный фильтр, пропуская меньше света. Например, с поляризационным светофильтром можно без проблем снимать ярким днем , используя F/1.4 при этом скорости работы затвора 1/4000 с и ISO 100 будет хватать для правильного экспонирования без пересвета. Многие упускают тот факт, что в любом случае поляризационный светофильтр уменьшает световой поток. В условиях с плохой освещенностью я рекомендую снимать полярик, чтобы объектив смог получать больше света. Очень интересной для использования является связка из ND и PL фильтров.

    Сокращенно поляризационный фильтр называют ‘PL фильром’ или просто ‘поляриком’. Хороший полярик — вещь не из дешевых. Как обычно, чем дороже фильтр — тем он лучше. Правда, для любительской съемки подойдут и недорогие полярики. Например, я использую Hoya 58mm PL-CIR Made in Japan. Мои коллеги говорят, что очень качественные полярики это B+W и Rodenstock, но очень часто разницу между более дешевыми Hoya, Marumi, Kenko почувствовать очень сложно.

    Выводы:

    Поляризационный фильтр — это интересное и полезное устройство для достижения уникальных эффектов на фотографиях. Такой фильтр — незаменимая вещь для съемки пейзажей, работы на открытом воздухе при солнечном свете и т.д.

    Обратите внимание, что на Радоживе комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой читатель. Я буду очень рад , если в комментариях Вы выскажете свое мнение, опишите свой опыт или дополните материал полезной информацией.

    Для подбора фототехники я рекомендую воспользоваться полезными ссылками на большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog или Magazilla . Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress .

    В ней упоминались поляризационные светофильтры, но я их не описывал, обещая вернуться к ним позже.

    Сейчас лето, а значит, самое время поговорить об этих интересных приспособлениях.
    Несмотря на то, что информации о поляризационных светофильтрах много, я, глядя по сторонам на фотографирующих людей, крайне редко замечаю, как используют поляризационный фильтр.

    Между тем, грамотное применение поляризационного светофильтра во многих случаях позволит улучшить фотографии, добавить в них изюма.

    Снимки для коммерческого использования часто, если не в большинстве случаев делаются профессионалами через поляризационные светофильтры.

    Немного теории.

    Теорию понимать не обязательно. Я, например, очень поверхностно ее знаю. Если вам нужен просто результат, то теорию можно пропустить и заменить ее практикой, руководствуясь несколькими советами, которые привожу ниже.

    Но все равно, немного теории.

    Поляризация света – это выделение из естественного света лучей с определенной ориентацией плоскости колебания волны.

    Свет солнца не имеет поляризации, т.е. световые волны колеблются сразу во всех плоскостях. Однако, солнечный свет, будучи отраженным от некоторых поверхностей, - приобретает поляризацию, т.е. волна отраженного света колеблется уже только в одной плоскости.
    Отраженный свет - это световые блики на различных гладких поверхностях, отражение на воде, на стекле и т.д.

    Рассеянный свет неба и воздушная дымка это тоже, во многом, следствие множественного отражения солнечных лучей от водяной или иной пыли в воздухе.

    Итак, солнечный свет не поляризован, а его отражения – часто поляризованы.

    Как работает поляризационный фильтр?

    Человеческий глаз поляризованный и неполяризованный свет не различает. Свет и свет.

    Поляризационный фильтр обладает уникальным свойством - способностью пропускать свет только поляризованный в одной конкретной плоскости. На картинке показан этот эффект.
    Свет, прошедший через такой фильтр становится поляризованным.

    С помощью поляризационного фильтра можно пропустить в объектив свет с колебаниями только в той или иной конкретной плоскости.

    На практике в фотографии, эта способность фильтра используется как раз, чтобы отсечь некоторые волны, не пустить их в объектив.

    Отражения являются поляризованным светом и потому их можно отсечь, повернув фильтр на определенный угол, который блокирует именно ту плоскость, в которой колеблется свет отражений.

    При этом, солнечный свет через фильтр все равно пройдет, т.к. повторюсь, солнечный свет не поляризован в какой-то одной плоскости.

    Конечно, солнечный свет пройдет через фильтр не весь. Та его часть, которая колеблется в той же плоскости, что и отсекаемый свет - также фильтр не преодолеет.

    Поэтому, поляризационный фильтр всегда работает одновременно и как нейтральный, затемняя картинку на 2-3 ступени.

    С теорией закончили.

    В фотографии поляризационный фильтр, в частности, позволяет:

    1. Убрать с неба белесую дымку и показать небо в насыщенном темно синем цвете. Облака при этом остаются ярко-белыми, контрастными и выразительными. Очень красиво.

    2. Убрать из пейзажа воздушную дымку и показать пейзаж более яркими сочными цветами. Визуально увеличивается контраст и возникает ощущение возросшей резкости и четкости.

    3. Убрать с поверхности воды (оконного стекла) отражения и показать то, что находится под водой (за стеклом).

    Поляризационный фильтр визуально похож на нейтральный. Он навинчивается на объектив фотоаппарата спереди. Но есть отличие.

    Оправа фильтра состоит из 2-х сцепленных колец, которые можно вращать относительно друг друга вокруг оптической оси.

    После того, как фильтр прикручен к объективу, есть возможность произвольно поворачивать само стекло фильтра вокруг оптической оси. Так, собственно, фильтр и настраивается на отсечение конкретной плоскости колебания световых волн.
    Действие поляризационного светофильтра зависит от двух факторов:
    1) правильной ориентации фотоаппарата по отношению к окружающей действительности;
    2) угла поворота фильтра в оправе.

    Смотрим на объект съемки через видоискатель с разных направлений и вертим оправу фильтра. Влияние фильтра на картинку отлично видно визуально. Все основные закономерности сразу станут понятны.

    При использовании поляризационного светофильтра нужно учитывать несколько моментов:

    1. Существуют поляризационные светофильтры двух типов: Линейные и круговые (циркулярные).

    Линейные появились существенно раньше и для целей фото их сейчас, скорее всего, не выпускают уже.

    Поляризационные фильтры выпускались и в СССР. Например, на фото ПФ-49. ПФ, - это, конечно, «Поляризационный Фильтр», а число 49 - это диаметр резьбы. Все советские поляризационные фильтры - линейные.

    Линейные фильтры не очень удобно использовать с современными фотоаппаратами. С т.з. устранения бликов, отражения, дымки и т.д. - фильтр будет работать как и должен. Но в современном аппарате, скорее всего, будут врать экспозамер и автофокус.
    Линейный фильтр поляризует свет, а датчики аппарата чувствительны к поляризации.

    Естественный вывод, - если вы используете на современном аппарате мануальные объективы и умеете вводить экспокоррекцию в аппарат, можете смело использовать линейный фильтр, например, советский на цифрозеркалке. Все получится как нужно.

    На советском объективе вполне уместно будет смотреться советский же поляризационный фильтр.

    Ассортимент этих фильтров показан на рисунке. Например, самый распространенный объектив серий Гелиос-44Х-Х имеет резьбу для фильтра M52×0,75.
    Круговые фильтры - более современные. Выпускают их как раз для того, чтобы на современных аппаратах корректно работали экспозамер и автофокус.

    Круговой фильтр имеет 2 слоя. Первый слой это обычный линейный фильтр. Он отсекает все волны, кроме выбранных и поляризует свет.

    Второй слой позволяет линейную поляризацию превращать в круговую. Т.е. до автоматики аппарата доходит как-бы уже не поляризованный свет.
    По конечному влиянию на изображение круговые фильтры от линейных не отличаются.

    Чтобы уверено отличить линейный фильтр от кругового существует очень наглядный и простой тест, который я нашел на ресурсе «Про фото».

    Даже если на фильтре нет никаких надписей, сделать это очень просто. Подходите к зеркалу, включаете свет, хотя, лучше в обратной последовательности, так дешевле. Смотрите в фильтр, как в монокль. Внешняя сторона со стороны глаза, внутренняя со стороны зеркала. Если фильтр в отражении непрозрачный, превратился в чёрный круг, значит это фильтр с круговой поляризацией. Если фильтр в отражении прозрачный, значит либо вы его повернули не той стороной, либо это линейный фильтр.

    Даже если вы точно знаете, что ваш фильтр круговой, - попробуйте сделать, как написано. Завораживает.

    Если покупаете новый фильтр, то его тип можно понять по маркировке.
    У круговых поляризаторов в маркировке имеются слова CIRCULAR, CIR или просто буква C (например, CIR-PL или C-PL).
    Наглядно увидеть работу фильтра, любого, и линейного и кругового можно очень простым способом. Свет, который дают компьютерные мониторы - поляризован. Если смотреть сквозь фильтр на изображение монитора и вращать фильтр вокруг оптической оси, то можно подобрать такой угол, при котором изображение монитора совершенно не видно. Фильтр кажется непрозрачным.



    Так можно грубо проверить качество пленки в фильтре (и в поляризационных солнечных очках, кстати). Плохая пленка будет давать не равномерное полное затемнение, а пятна светлых и темных участков.




    Тут я привожу несколько забавных снимков, на которых фильтр полностью затемняет изображение с монитора, но через него видно разные предметы, или мою руку.

    2. Если вы собираетесь фотографировать синее небо, то учитывайте следующее:

    Когда солнце находится вблизи горизонта (на восходе и закате), наиболее поляризованными являются участки синего неба над головой (в зените) и перпендикулярные к направлению солнечных лучей. При этом оптическая ось объектива должна располагаться по линии север - юг.

    В полуденные часы, когда солнце в зените, небо поляризозано во всех направлениях под углом 45° к линии горизонта. Кверху поляризация неба уменьшается.

    Наиболее поляризованными являются те участки неба, которые попадают в поле изображения при освещении объекта боковым солнечным светом, т. е. когда направление солнечных лучей и направление съемки (оптической оси объектива) образуют прямой угол.

    В этом случае светофильтр в наибольшей степени притемняет небо. Поляризация участков неба но мере приближения к солнцу уменьшается.

    Участки неба, лежащие в направлениях на солнце, над и под солнцем, а также в противоположном от солнца направлении, не поляризованы или почти не поляризованы. Эти участки попадают в поле изображения при съемке против солнца (контровое освещение) или когда солнце находится сзади фотоаппарата (переднее освещение).

    В пасмурную погоду поляризационный фильтр никак с небом работать не будет.

    Левые (первые в паре) снимки сделаны без фильтра, правые (вторые в паре) — с фильтром. Неравномерность окраски сделана намерено дл примера..




    3. Если вы собираетесь снимать прозрачную воду:

    Для устранения отражения на воде нужно поворачивать фильтр на иной угол, нежели тот, который затемняет небо. Это значит, что одновременно добиться эффекта прозрачности воды и синего неба – невозможно.

    Вариант применения нескольких поляризационных фильтров за раз я не рассматриваю как совершенно экзотический.

    На воде не должно быть крупных волн, т.к. волны отражают свет под разными углами, а значит устранить все отражения при одном положении фильтра - не удастся.

    Лично мне эффект прозрачности воды нравиться больше всего.

    4. Если вы используете широкоугольный объектив:
    В пункте про небо есть рекомендации по направлениям съемки в зависимости от положения солнца. При съемке воды тоже есть похожая зависимость по углу наклона объектива к поверхности воды для максимизации эффекта. Там все менее критично, поэтому подробно не останавливаюсь.

    А говорю это все тут потому, что когда вы снимаете широкоугольным объективом, то в кадр вам попадает очень обширная область пространства.

    И если центр этой области даже на 100% соответствует рекомендациям по углу оптической оси к солнечным лучам при съемке неба или по углам к поверхности воды, периферийная область будет принимать свет совершенно из другой части пространства.

    И в этой области углы будут не оптимальные.

    Поэтому, небо у вас может потемнеть неоднородно. Одна сторона сильнее другой. Или в центре кадра будет более темный участок неба.

    У меня на фото домов видно, что левая часть неба темнее, чем правая. Чтобы небо окрасилось равномерно, нужно было сместить кадр левее. Но там некрасивый дом. Вот и выбирай.

    Аналогично с водой. Отражение исчезнет в центральной области, а к краям понемногу проявится.

    Все это видно в видоискателе и нужно просто обращать на эту особенность внимание. В каких-то случаях можно отзумировать в сторону увеличения ФР. В каких-то - повернуть немного фильтр и снизить силу эффекта.

    Ну, или вписать эту особенность в сюжет.

    Еще про широкоугольные объективы.

    Для широкоугольника нужен фильтр с узкой оправой. Иначе, оправа будет попадать в кадр и вызывать виньетирование.

    Это, вроде как очевидно, но конструкция фильтра предполагает два подвижных кольца и сделать их совершенно тонкими не очень просто.

    Подходящие фильтры маркируются «slim» и стоят немного дороже.

    5. Поляризационный фильтр работает как нейтральный с солидной такой кратностью.

    В яркие дни это дает ряд преимуществ, но вот если съемка в тени, то могут возникнуть сложности.

    Фильтр снижает количество света, попадающее в объектив на 2-3 стопа. Я ранее снимал широкоугольником Tokina 17-35 f/4. Объектив не очень светосильный, но достаточно доступный по цене.

    Так вот, при такой светосиле, да при надетом поляризационном фильтре камера в некоторых ситуациях затененных сцен просто не желала фокусироваться автоматически. Ручной фокус выручал, да и широкоугольник лоялен к промахам фокуса, но все-таки, имейте в виду.

    Стоят такие фильтры не дорого. Не гонитесь за самым «крутым» и дорогим брендом. Разница в конечном результате неощутима.

    Не заморачивайте с теорией. Просто попробуйте. Шедевры не гарантированы. Не всегда и не все можно снять с максимальным и идеальным эффектом. Но интересные фотографии гарантируются.

    Удачных снимков!









    Уважаемые читатели!
    В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
    Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях! Комментарии на сайте не требуют регистрации. Просто оставляйте поля пустыми.
    Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.