Преподобный симеон. Преподобный симеон столпник. Молитва Симеону Верхотурскому и история жития Святого

Родился в Каппадокийском селении Сисан в семье христиан Сусотиона и Марфы. С 13 лет он стал пасти овец своего отца. К этому первому своему послушанию он относился добросовестно и с любовью.

Однажды Симеон, услышав в церкви Евангельские заповеди блаженств, был потрясен их глубиной. Не доверяя собственному незрелому суждению, он тут же обратился с расспросами к опытному старцу.

Старец охотно разъяснил отроку содержание услышанного и окончательно укрепил в нем решимость следовать Евангельским путем. Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии.

Когда Симеону исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, встревожила игумена, и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь.

Преподобный Симеон Столпник, Антиохийский

Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты. Через некоторое время игумену в сонном видении явились Ангелы, которые повелели ему вернуть Симеона в монастырь.

Однако преподобный недолго пробыл в обители. Вскоре он удалился в каменную пещеру, расположенную недалеко от села Галанисса, и прожил там три года, все более совершенствуясь в иноческих подвигах.

Молва о преподобном Симеоне дошла до высшей церковной иерархии и императорского двора. Антиохийский Патриарх Домнин II посетил преподобного, совершил на столпе Божественную литургию и причастил подвижника Святых Таин.

Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Желая испытать нового подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги, они отправили к нему своих посланцев, которые должны были от лица отцов приказать преподобному Симеону сойти со столпа.

В случае неповиновения они должны были насильно стащить его на землю, а если бы он проявил покорность, им поручено было от имени отцов благословить его на продолжение подвига. Преподобный проявил полное послушание и глубокое христианское смирение.

Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял. Последний его столп был высотой в 40 локтей. Вокруг него была возведена двойная ограда, которая возбраняла беспорядочным толпам народа слишком близко подходить к преподобному и нарушать его молитвенную сосредоточенность. Женщины вообще не допускались за ограду.

В этом преподобный не сделал исключения даже для собственной матери, которой после долгих и безуспешных поисков удалось, наконец, обнаружить своего пропавшего сына.

Не добившись свидания, она так и умерла, приникнув к окружавшей столп ограде. Тогда преподобный попросил принести к нему гроб и благоговейно простился с усопшей матерью – и тогда мертвое лицо её просияло блаженной улыбкой.

Преподобный Симеон Столпник провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить в столь необычных условиях поистине апостольское служение – многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику.

Первым узнал о кончине преподобного его ближайший ученик Антоний. Встревоженный тем, что его наставник в течение 3-х дней не показывался народу, он поднялся на столп и нашел его мертвое тело, склоненное на молитве.

Погребение преподобного совершил Антиохийский Патриарх Мартирий при огромном стечении духовенства и народа. Его похоронили недалеко от столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь, на котором почило особое благословение преподобного Симеона.

Господь сотворил человека по Своему образу разумным и свободным. Кроме того, человеку дана возможность приобрести богоподобие. Оно заключается в стяжании способности любить: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем».

Вся христианская нравственность и аскетика направлена к одной единственной цели – стяжание божественной любви. Сам Господь указывает на два столпа христианской жизни: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим. И всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Однако, чтобы достигнуть этого благодатного дара, необходимо много потрудиться и очистить свою душу от греховной скверны. Тысячи святых угодников Божиих шли к этой цели, удаляясь от мирской суеты в пустыни и монастыри, предаваясь там суровым подвигам. Этих святых Церковь чтит как «преподобных», т.е. достигших Богоподобия в высшей степени.

Ярким примером постнического жития является жизненный путь преподобного Симеона Столпника. Уже в юности святой Симеон почувствовал любовь к уединенной, подвижнической жизни. Сперва он удалился в монастырь, где превзошел всех братий своими подвигами, а позже уединился на вершине горы и там проводил время в посте и молитве.

Вскоре слава о строгом подвижнике распространилась по всей окрестности и место святого уединения превратилось в место паломничества для многих сотен страждущих. Не желая расставаться со столь полюбившимся ему уединением, но, в то же самое время, не желая оставлять страждущих без утешения, святой Симеон по внушению Божию решил устроить себе новое место подвигов. Он соорудил столп – небольшую башенку, наверху которой была сделана тесная келья.

Стоя на столпе, святой пребывал в постоянной молитве, часто совершая земные поклоны. Пища святого была крайне скудной, при этом он питался только раз в неделю, а великим постом и вовсе не принимал пищи.

Истинный христианский подвиг всегда сочетается с глубоким смирением подвижника. С особой силой смирение преподобного проявилось, когда к нему пришли подвижники из окрестных мест, которые, узнав о необычном подвиге Симеона (ведь он стал первым столпником), решили испытать его. «Отчего, – обратились они к преподобному, – не идешь ты путем отцов наших, но изобрел другой – новый? Сойди со столпа и последуй житию древних пустынников».

Как только преподобный Симеон услышал эти слова, он тотчас начал спускаться со столпа. Но пустынники поспешили остановить его: «Нет, не сходи, святый отче, но пребывай на столпе: теперь мы знаем, что начатое тобою дело от Бога».

Вскоре преподобному предстояло пройти гораздо более тяжкое испытание. Враг нашего спасения, дьявол, завидуя благодатным дарам подвижника, решил соблазнить его. Дух обольщения явился подвижнику в образе светлого ангела на огненной колеснице и сказал: «Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы взял я тебя на небо». «Господи! Меня ли, грешника, хочешь взять на небо»? – удивился подвижник, и хотел уже было шагнуть на колесницу, но в последний момент осенил себя крестным знамением.

Тут же бесовское видение испарилось, и преподобный Симеон понял, от какой опасности спас его Господь. Желая искупить свой грех, он целый год простоял на одной правой ноге, которой хотел ступить на бесовскую колесницу.

Господь прославил Своего угодника даром пророчества и чудотворения. Многие язычники, приходившие к преподобному, после беседы с ним отказывались от своих заблуждений. По молитвам святого Господь совершил множество чудесных исцелений. Однако смиренный раб Христов всегда говорил исцелявшимся: «Прославляй Господа, даровавшего тебе исцеление, и отнюдь не дерзай говорить, что тебя исцелил Симеон».

Жизнь преподобного Симеона стала ярким образом стремления человека к небу. Воистину он явился «земным ангелом и небесным человеком», стоя на своем столпе подобно свече на подсвечнике, горя любовью к Богу и ближнему.

Родился в 356 году в Киликии от бедных родителей. Лет до 18-ти Симеон пас овец своих родителей, затем тайно от родителей ушел в монастырь, у ворот которого пробыл семь дней, напрасно прося себе приюта. Допущенный наконец в этот монастырь, он провел в нем два года и перешел в другой, где иноки отличались большею строгостью жизни. Молодой монах сделал себе пояс из древесных ветвей, которые, засохши, кололи и раздирали его тело. Настоятель снял с него этот пояс, но, боясь, чтобы пример самоистязания не нашел подражателей, удалил Симеона из монастыря.

Симеон переселился на высохшее дно глубокого озера. Когда его хотели снова взять в монастырь, он тайно ушел в окрестности Антиохии и поселился сначала в покинутой хижине при подошве горы, а потом на самом верху горы, где окружил свою келью забором. Железная цепь, одним концом прикованная к забору, другим была прикреплена к его ноге, так что он не мог выходить за свою ограду. Епископ Антиохийский Мелетий велел ему снять с себя цепь: «можно владеть собою и без оков, можно привязать себя к делу и месту одним разумом и волею своею».

Затем Симеон делается всемирно известным не только как аскет, но и как мудрый духовный наставник. Он умел читать в умах и сердцах и исцелять недуги душевные и отчасти телесные. Его узнали на всем пространстве Римской империи, а также персы, мидяне, сарацины, эфиопы, иберийцы, скифы, не имевшие постоянных жилищ. Императоры писали ему о делах.

В 423 г. он придумал тот род подвижничества, который называется столпничеством. Он поставил столб, твердо укрепленный в основании, а на вершине имевший площадку для стояния и сиденья. На некотором расстоянии столп окружала стена, за которую никто не имел права входить. С приходившими к нему Симеон говорил с верхней площадки, говорил горячо, пророчески с целою толпой, и тихо, кротко - с одиноко пришедшими. На площадке он проводил большую часть времени, хотя на ней не было никаких приспособлений для защиты от зноя или холода, от ветра и дождя. На столпе он подвизался более 40 лет, предаваясь непрестанной молитве. Однажды, рассказывает Феодорит, некто захотел сосчитать, по скольку поклонов делает подвижник в один прием, насчитал их 1244 и, утомясь, не продолжал счета, а Симеон продолжал класть поклоны. В праздники святой стоял на площадке столпа, молитвенно простерши руки, от заката солнца до его восхода.

Вероятно, столп Симеона только вначале состоял из одного сплошного толстого древесного ствола, как он изображен на очень древнем рисунке, недавно воспроизведенном Боттари в виде гравюры: здесь видна верхняя половина туловища подвижника, держащего один конец веревки, к другому концу которой кто-то, стоящий вне ограды столпа, привязывает пищу или что-либо другое, нужное аскету. Думают, что это — точное изображение столпа Симеона.

Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его мощи почивали в Антиохии. Православная Церковь в богослужении, посвященном святому Симеону, называет его «небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной».

Энциклопедия Брокгауза отмечает, что его аскетические подвиги были бы совершенно невероятны, если бы о них рассказывали не такие высокообразованные лица, как непосредственно наблюдавшие его известные церковные историки: Феодорит Кирский, Федор-Чтец, Евагрий и др.

Кондак 1

Избранный угодниче Христов, светильниче мира и целителю недугов душевных и телесных, преподобне отче наш Симеоне, возсиявый мирови, яко звезда богосветлая, жития твоего добротою и множеством чудотворений, ублажаем подвиги и труды твоя, ради наследия Царства Небеснаго тобою подъятыя и, прославльшаго тя Господа славы прославляюще, с любовию теплою вопием ти:

Икос 1

Ангельский нрав имел еси, богоносне отче наш Симеоне, и яко бесплотный, непорочно житие совершил еси на земли, дивный образ совершенства духовнаго нам оставив, да подражаем добродетелем твоим, и ведяще тя чуднаго избранника Божия быти, сия похвалы тебе, яко должныя, с любовию приносим:
Радуйся, Святыя спасительныя веры, непоколебимый столпе и крепкое утверждение;
Радуйся, многотекущая реко, сердца наша спасительным учением напояющая;
Радуйся, в море многоразличных напастей погибающим надежное пристанище.
Радуйся, злосмрадие страстей от приходящих к тебе прогоняющий;
Радуйся, воздвизаемых от мира, плоти и диавола искушений ходатайством твоим свобождающий.
Радуйся, нераскаянных грешников к совершенному покаянию побуждающий;
Радуйся, духов лукавых прогонителю и полчищ бесовских победителю.
Радуйся, ран греховных и недуг душевных всеблагий целителю;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!

Кондак 2

Видя взором духовным во дни юности твоей, святый Симеоне, суету сует и гордость житейскую, отвергнув греховные путие мира, и Христа за ны Распятаго всею душею и всем помышлением твоим возлюбил еси, Мудростью вечною озаряемый, неустанно возглашал сердцем твоим Просветившему и призвавшему тя Господу Иисусу: Аллилуйа!

Икос 2

Разумом светлым и чистым сердцем изволению Божию повиновался еси, пречудный Симеоне, яко превзошел еси сверстник твоих в любве ко Господу Нашему, яко не усомнился еси вопросити честнаго старца о словесех святаго Евангелия. Следуя же его боговдохновенным глаголом, в том же часе твердо возжелал еси оставити вся красная мира сего и тесным путем, ведущим в живот вечный, поити. Сего ради вопием ти:
Радуйся, благое иго Христово с любовию восприявый;
Радуйся, житию равноангельному поревновавый;
Радуйся, жития постническаго пламенне возжелевый;
Радуйся, воздержанием на страсти вооруживыйся;
Радуйся во смирении на послушание себе покоривый;
Радуйся, тщание великое на учение монастырское явивый.
Радуйся, заблудших и сомневающихся наставляяй;
Радуйся, добре жительствующих в благочестии утверждаяй;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!

Кондак 3

Силою и благословением Духа Всесвятаго движимый, блаженный Симеоне, ты оставил отца земного, дабы служить только Отцу небесному, и быть не наследником праведных богатств земных, но нетленных сокровищ небесных; помышляя же об этом, ты воззвал Премудрому и Милосердному Творцу Нашему: Аллилуйа!

Икос 3

Имея желание от юности крепкое жития иноческаго, к исканию единаго на потребу, направил еси помыслы твоя, угодниче Христов Симеоне, темже любве ради Христовы, всякаго пристрастия суетнаго свободився, притекл еси ко единей обители. Блаженный же игумен тоя обители, провидя тя Божия избранника быти, минувшими деньми испыта тя, яко хощеши Господеви работати, и лику братии своея сопричте. И мы вси почитаем тя:
Радуйся, истинный послушателю велений Христовых;
Радуйся, тесный путь спасения от юности возлюбивый;
Радуйся, ярем Господень на выю свою возложивый;
Радуйся, отсечением страстей угодивый Богу и спасыйся;
Радуйся, священными обеты волю свою связавый;
Радуйся, себе и весь живот свой Господеви предавый;
Радуйся, коемуждо во благо усердный служителю;
Радуйся, болящих и немощных успокоителю;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!

Кондак 4

Бурю страстей утишая, яко ягнец кроток отцев духовных выну послушал еси и, за смирение твое, еще юн сый, образа ангельскаго сподобился еси, в немже воздержание и труды усугубляя, все плотское мудрование отложил еси, преподобне отче, и яко воин благоискусный, одежду иноческую в броню спасения стяжав, и непобедимым оружием Креста Христова вооружився, крепко ратовал еси противу врага невидимаго диавола, смирением глубоким побеждая его вознесенную гордыню, и выну вопия ко Господу: Аллилуйя.

Икос 4

Слышавши глагол Господень: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и смиреннаго, трепещущаго словес Моих», потщался еси, святее Симеоне, оными добродетельми себе украсити. Того ради ублажаем тя сице:
Радуйся, добродетели высокия в сердце твоем вкоренивый;
Радуйся, юность твою непорочностью жития украсивый;
Радуйся, в заповедех Господних вся дни живота твоего ходивый;
Радуйся, от юности мудрость старца стяжавый;
Радуйся, терпением Иовлем братию удививый;
Радуйся, чистотою сердца твоего Господа созерцавый;
Радуйся, Святаго Духа жилище освященное;
Радуйся образ Божий не помрачивый в себе;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!

Кондак 5

Боготечней пресветлей звезде, во мраце суеты и треволенний мира сего сияющей, воистину подобен явился еси, преподобне отче наш Симеоне, ты бо благодатною силою укрепляем, новыя и велия подвизи во имя любве ко Господу подъял еси. Страха же ради, яко и братия, подражающе тебе, подвиги не по разуму восприимет, повеле ти игумен отыти от них. Ты же, незлобив, волю его исполняя, в пустыни в кладези безводнем вселился еси, паки и тамо воносил еси Христу Богу ангельское пение: Аллилуйа!

Икос 5

Видя блаженный игумен Тимофей видение во сне, яко множество народа во обитель его приходят и о преподобном Симеоне вопрошают, воспрянув ото сна, братии поведал сие. Абие же купно с ними иде в пустыню и призва тя паки возвратися и людем не токмо молитвою, но словом мудрым послужити. Почитающе подвиги твоя, и мы по долгу величаем тя:
Радуйся, лампадо елеа благовоннаго;
Радуйся, ветхия храмы душ наших обновляй;
Радуйся, юныя в добре и целомудрии наставляяй,
Радуйся, старыя не словом точию, паче житием укрепляяй,
Радуйся, семейным мир и согласие преславно даруяй;
Радуйся, обычаи злыя и суемудрия языческия искореняй;
Радуйся, кумиры мудрования нашего низлагаяй;
Радуйся, Христу токмо угождати ны научаяй;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!

Кондак 6

Проповедниче истиннаго жития во Христе Иисусе явился, преславний отче Симоне, в Церковь на земли теплохладный люд собирая. В ней бо древо Жизни святый Жертвенник примирения, жизнь верным источает. Церковь бо суть духовная лечебница, радость радующихся, утешение унывающих. Темже многих обратил еси ко Христу Жизнодавцу, поя благодарственно Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси дарами Божия благодати всем приходившим к тебе во дни земного жития твоего, преподобне отче наш Симеоне, и был еси враждующих – примиритель, страждущих – целитель, скорбящих – утешитель, стихий природных – богодарованный победитель и во всем мире ко Творцу непреложный молитвенник. Мы же, веруя, что ты, святый наш покровитель, по смерти с нами пребываешь, смиренно приносим тебе сия похвалы:
Радуйся, в земнем пути твоем по стопам Христовым шествовавый;
Радуйся, постом Моисею и Илии подражавый;
Радуйся, на Господа упование твое возложивый;
Радуйся, воздержанием безплотным уподобился еси;
Радуйся, тако светом божественным озарялся еси;
Радуйся, тако и нас верных молитвами твоими укрепляеши;
Радуйся, тверду веру в Промысл Божий в нас питающий;
Радуйся, благодеющу руку Божию во всем зрети научаяй;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!

Кондак 7

Хотя подвиги твоя паче усугубити, яко на лествицу возводящую к небеси, на верх горы возшел еси: да не сойдеши оттуду, оковами себе на ней утверди, глаголов же святителя Мелетия послушав, не плоть, но разум в Христово послушание пленив, до конца живота своего взывал: Аллилуйа!

Икос 7

Новаго видевше тя избранника Божия, благодатныя дары изобильно стяжавшаго во еже души и телеса изцеляти, дуси нечистии изгоняти и коемуждо благая ко спасению подавати, издалече притекаху к тебе людие. Ты бо приходящим к тебе исцеления источал еси, и всем в бедах, болезнях и скорбех сущим и с надеждою к тебе притекающим благую помощь твою даровал еси. Такожде и мы любовию восхваляем тя, отче, и вопием ти сице:
Радуйся, орле, в молитве небопарний;
Радуйся, голубе, мир душевный стяжавый;
Радуйся, угодниче Божий, на земли для неба поживый;
Радуйся, лозо Христова, добрые плоды Ему приносяй.
Радуйся, милостию твоею к нам не оскудеваяй;
Радуйся, питателю алчущих правды;
Радуйся, молитвенниче о душах наших;
Радуйся, ходатаю нам благ небесных и земных;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!

Кондак 8

Странно житие свое сотворил еси, блаженне, егда видя, яко народ мног, грядущ к тебе, уразуме, како чтут и прославляют тя. Славы убегая, смирение же возлюбив, на столпе высоцем пребывати благоволил еси и, яко по степенем лествицы к небеней высоте восхода, и мраз, и дождь, и зной палящий претерпевая, Господеви непрестанно пел еси: Аллилуйа!

Икос 8

Весь исполнися послушания, егда истытаваху тя святии пустыннии отцы. Повинуяся воле их, яко воле Божией, потщался еси снизойти со столпа твоего на землю, еже и видяще тии, уразумеша, яко от Бога дела твое и глаголаша ти пребывати на столпе твоем невозбранно. Тогда враг рода человеча умысли искусити тя: во образе ангела светла предста ти, ты же на мгновение не уразумел еси, блаженне, лести вражия и знамением честнаго креста победил еси того коварство. Послежде покаяние велие Господу принесл еси, сему же и мы поучившеся хвалим тя сице:
Радуйся, шлемом спасения венчанный;
Радуйся, сугубое покаяние Богу принесый;
Радуйся, на Божие милосердие надежду возложивый;
Радуйся, стрелы лукаваго разжженныя отразивый;
Радуйся, молитвою, яко мечем вооруженный;
Радуйся, коварство врага победивый;
Радуйся, силою крестною вооруживыйся;
Радуйся, ложь огнем истины попаливый;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!

Кондак 9

Всякое естество Ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, яко на земли невещественное житие показал еси, и во плоти, аки безплотен, явился еси. Сего ради дар чудес творения от Господа приял еси и людем страждущим милости Божия молитвами твоима источил еси, мнозих в вере спасительней утвердил еси, за вся научая ны Предвечнаго Господа благодарити, воспевая Ему: Аллилуия.

Икос 9

Ветии суемудреннии не возмогут изъясняти силу чудотворений твоих, ихже во славу Божию и чудным именем Господним совершал еси. Ты бо чудодейственну силу благодатию дивнаго во святых Своих Бога стяжав, преподобне отче наш Симеоне, высоким житием по заповедем Господним. Источник бо и основание дара чудодействия благодать и любы Божия, изливающаяся на тя чрез молитву, непорочность и чистоту сердца твоего, преблаженне. И людие мнозия исцелеваху у столба твоего святыми твоими молитвами. Мы же воспоминая велия чудеса Божии, имиже и до ныне не оскудел еси, с радостью таковы похвалы приносим ти:
Радуйся, ко Господу вся помышления твоя обративый;
Радуйся, ближних якоже себя возлюбивый;
Радуйся, житием твоим небеса возвеселивый;
Радуйся, чудесы вселенную удививый;
Радуйся, помощниче наш и молитвенниче;
Радуйся, от искушений вражиих защитниче;
Радуйся, яко тобою страсти наша утоляются;
Радуйся, яко тобою благие желания наша исполняются.
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!

Кондак 10

Спасти хотя грешныя и к покаянию призвати, последовал еси стопам Господа Нашего Иисуса Христа и, прибегшаго под кров твой разбойника Ионафана, хотящим убити его не предал еси, но видя велие его покаяние, с Господем примирил еси его, дабы и он блаженство райское улучивше, в вечности восхвалил Всещедраго Человеколюбца Бога благодарственною песнию: Аллилуйа!

Икос 10

Царя Небеснаго и Господа верный служитель был еси, чадам же твоим духовным отец и наставник многомилостивый. Множество народа, и верных, и неверных, к тебе прихождаху, и всем помощник благий и многомилостивый явился еси, всякия болезни душевныя и телесныя врачуя, наипаче же неверующых светом Христова Евангелия просвещал еси. Сице просим убо тя: и нашу веру слабую укрепи, теплохладных и маловерных ко Христу и Церкви Его приобщи, и милостиво прими величания сия:
Радуйся, Бога Отца Безначальнаго служителю предызбранный;
Радуйся, Агнца Божия мужественный исповедниче;
Радуйся, Бога Духа Всесвятаго церковь нерукотворная;
Радуйся, честное Пресвятыя Троицы носило и похваление;
Радуйся, в невечернем дни Царствия Божия почивающий;
Радуйся, трисвятую песнь херувимски со Ангелы и всеми святыми воспевающий;
Радуйся, яко светило светозарное в небеснем Царстве Солнца Правды блистающий;
Радуйся, светом благодати твоея всех чтущих память твою просвещающий;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!

Кондак 11

Пение умиленное с надеждою возносим ти, святый отче наш Симеоне, и просим убо тя: нас и ближних наших, блуждающих по морю страстнаго жития сего данною тебе от Солнца Правды Христа Иисуса, истиннаго Бога, благодатию озари и преобрази помраченное грехми естество наше, мрак печалей и мглу всяких недуг и скорбей прогони, настави всех к тебе с верою притекающих на путь спасенный, к вечному Небесному Отечествию ведущий, да купно с тобою сподобимся во веки Господеви воспевати: Аллилуйя.

Икос 11

Света Небеснаго сосуде избранный воистину явился еси, егда приспе час твой от мира сего в селения возлюбленная и желаемая прейти. Ты бо надежою неизменною и верою горячею окрыляемь, предал еси святую душу твою в руце Живаго Бога, Егоже от юности возлюбил еси, и Емуже до старости маститыя работал еси нелицемерно, темже со упованием благим радостно прешел еси к обителем небесным, идеже сам Творец Вселенныя увенча тя венцем нетленныя славы своея. Сего ради мы просим тя: и нас грешных не оставляй твоими благоприятными ко Господу молитвами, из глубины души зовущих ти:
Радуйся, богодарованною ти силою коварство духов злобы поднебесных истребляющий;
Радуйся, дома, поля и скот наш от губительства их свобождающий;
Радуйся, труд землевладельцев с небес благословляющий;
Радуйся, вредоносное естество от растительного мира отгоняющий;
Радуйся, посевы и леса и все растущее от гибели спасающий;
Радуйся, в странствиях земных от преткновений нас оберегающий;
Радуйся, от недуга винопития и иных суетных пристрастий исцеление;
Радуйся, от бремени скорбей и треволнений благодатное свобождение;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!

Кондак 12

Благодать и милость испроси у Троицы Всесвятыя, преподобне отче наш Симеоне, всем с любовию и благоговением чтущим тя; вонми воздыханием нашим, и слез умиленных наших не презри, не остави нас, якоже обещался еси не оставляти ни столпа твоего, ни горы, тобою избранныя, и буди во благодеяние прибегающим к тебе человеком, под кровом твоим сохраняемым, Господеви же о тебе поющим: Аллилуйа!

Икос 12

Воспевая житие твое богоблаженне отче, прославляем Всемилосерднаго Творца и Господа Нашего, яко дарова тя всем ищущим спасения изрядна помощника и тверда заступника. Тем же и нам, святую память твою, преподобне Симеоне, почитающим, твердую руку помощи твоея подаждь и грехми присно погружаемых от смертоносных глубин изведи и прочее жития время в покаянии истеннем скончати нам помози, с надежою и любовию вопиющим ти ныне:
Радуйся, лицезрением Божественнаго света наслаждающийся;
Радуйся, яко присно Пресвятей Троице предстоиши;
Радуйся, яко непрестанно молитвы о нас возсылаеши;
Радуйся, ищущим Царствия Небеснаго спасительнаго пути проповедниче.
Радуйся, взыскующим горняго Иерусалима богомудрый вождю;
Радуйся, обуреваемым страстьми греховными добрый кормчий;
Радуйся, немощных и малоискусных терпеливый учителю.
Радуйся, изнемогающим от уныния и печали благоприятный утешителю;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!

Кондак 13

О великий и предивный угодниче Божий, преподобне отче наш Симеоне! Ныне престолу Божию во славе неизреченней предстоиши и прошения наша Господу приносиши, и сия малая моления о нас грешных приими, во временней жизни сей помози нам и благодатно укрепи ны, и в будущей жизни небесных обителей молитвами твоими достигнути сподоби, яко да с тобою купно Христу, Спасителю Нашему, воззовем: Алиилуйа!
Сей Кондак глаголи трижды. И паки Икос 1-й; и Кондак 1-й.

Молитвы святому Симеону Столпнику

Молитва 1-я

О святый и великий угодниче Божий Симеоне! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовил есть Господь всем любящим Его. Темже, взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном жительстве твоем и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя престолу Божию, приими моления наша и ко всемолитвенному Богу принеси.
Подаждь же пастырем святыню, иноком благоговение, всем же нам разумения дар, да во истине и смирении укрепится обуреваемая Церковь наша. Наипаче же подаждь нам от елея милосердия и сострадания твоего, да научимся тяготы друг друга носити и не себе угождати, но Богу и ближнему во благое. Дондеже время купли и делания есть, к тебе прибегаем в милости богатому: подаждь нам от елея твоего, светильницы бо наша угасают, да не с юродивыми девами вменимся в час страшный, но купно с тобою прославим Пострадавшего по нас и Сострадавшего нам Господа Иисуса Христа со Отцем и Святым Духом во веки, аминь.

Молитва 2-я

Преподобне отче Симеоне! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 3-я

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Симеоне, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь

глас 1

Терпения столп был еси, ревновавый праотцем, преподобне, Иову во страстех, Иосифу во искушениих, и безплотных жительству, сый в телеси, Симеоне отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак

глас 2

Вышних ищай, нижним совокупляяйся, и колесницу огненную столп соделавый, тем собеседник ангелом был еси, преподобне, с ними Христу Богу моляся непрестанно о всех нас.

Икос

Симеоново непорочное житие кий язык человечь довлеет когда к похвале исповедати? Обаче воспою, Божиею мудростию, добляго сего исполина страдание же и подвиги, яже на земли, яко светильника явльшася, всем человеком, многим терпением, в лице ангельстем возсиявша, с ними бо поя непрестанно Христу, воздержанием чистоту стяжа, моляся непрестанно о всех нас.

Преподобный Симеон Столпник родился в Каппадокийском селении Сисан в семье христиан Сусотиона и Марфы . С 13 лет он стал пасти овец своего отца. К этому первому своему послушанию он относился добросовестно и с любовью. Однажды Симеон, услышав в церкви Евангельские заповеди блаженств, был потрясен их глубиной. Не доверяя собственному незрелому суждению, он тут же обратился с расспросами к опытному старцу. Старец охотно разъяснил отроку содержание услышанного и окончательно укрепил в нем решимость следовать Евангельским путем. Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии.

Когда Симеону исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, встревожила игумена, и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты. Через некоторое время игумену в сонном видении явились Ангелы, которые повелели ему вернуть Симеона в монастырь.

Однако преподобный недолго пробыл в обители.

Вскоре он удалился в каменную пещеру, расположенную недалеко от села Галанисса, и прожил там три года, все более совершенствуясь в иноческих подвигах.

Однажды он решил провести всю святую Четыредесятницу без пищи и пития. С помощью Божией преподобный выдержал этот строгий пост. С тех пор он всегда на все время святой Четыредесятницы полностью отказывался даже от хлеба и воды, двадцать дней молясь стоя, а двадцать дней - сидя, чтобы не дать ослабеть телесным силам. Целые толпы народа стали стекаться к месту его трудов, желая получить исцеление от недугов и услышать слово христианского назидания. Избегая мирской славы и стремясь вновь обрести утраченное уединение, преподобный избрал еще не известный в то время вид подвижничества. Он построил столп высотой в 4 метра и поселился на нем в маленькой келлии, предавшись усиленной молитве и посту.

Молва о преподобном Симеоне дошла до высшей церковной иерархии и императорского двора. Антиохийский Патриарх Домнин II (441-448) посетил преподобного, совершил на столпе Божественную литургию и причастил подвижника Святых Таин. Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Желая испытать нового подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги, они отправили к нему своих посланцев, которые должны были от лица отцов приказать преподобному Симеону сойти со столпа. В случае неповиновения они должны были насильно стащить его на землю, а если бы он проявил покорность, им поручено было от имени отцов благословить его на продолжение подвига. Преподобный проявил полное послушание и глубокое христианское смирение.

Преподобному Симеону довелось пережить многие искушения, и он неизменно одерживал над ними победу, полагаясь не на собственные слабые силы, а на Самого Господа, Который всегда приходил к нему на помощь.

Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял. Последний его столп был высотой в 40 локтей.

Вокруг него была возведена двойная ограда, которая возбраняла беспорядочным толпам народа слишком близко подходить к преподобному и нарушать его молитвенную сосредоточенность. Женщины вообще не допускались за ограду. В этом преподобный не сделал исключения даже для собственной матери, которой после долгих и безуспешных поисков удалось, наконец, обнаружить своего пропавшего сына. Не добившись свидания, она так и умерла, приникнув к окружавшей столп ограде.

Тогда преподобный попросил принести к нему гроб и благоговейно простился с усопшей матерью - и тогда мертвое лицо ее просияло блаженной улыбкой.

Преподобный Симеон провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить в столь необычных условиях поистине апостольское служение - многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику.

Первым узнал о кончине преподобного его ближайший ученик Антоний.

Встревоженный тем, что его наставник в течение 3-х дней не показывался народу, он поднялся на столп и нашел его мертвое тело, склоненное на молитве († 459). Погребение преподобного совершил Антиохийский Патриарх Мартирий (456-468) при огромном стечении духовенства и народа. Его похоронили недалеко от столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь, на котором почило особое благословение преподобного Симеона.

Иконописный подлинник

Новгород. XV.

Святые Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Сирия. 500.

Прп. Симеон. Чеканка. Сирия. 500 г. Лувр.

Кипр. 1192.

Прп. Симеон. Фреска. Кипр (Аракос). 1192 г.

Византия. XI.

Прп. Симеон. Миниатюра. Византия. XI в. Дионисиат. Афон.

Афон. XIV.

Прп. Симеон. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Греция. XV.

Прпп. Симеон и Давид. Икона. Греция. XV в. 40 х 26,5. Монастырь Ватопед (Афон).


Преподобный Симеон Столпник


Прп. Симеон Столпник, Симеон Дивногорец, Алипий Столпник. Феофан Грек, фреска храма Преображения Господня на Ильине улице в Новгороде, 1378 г.
Преподобный Симеон Столпник (ум. 459) считается основоположником столпничества, как особой формы монашеского подвига, которое зародилось в Сирии. Житие святого, написанное его учеником Антонием, начинается со слов: «Новое и чудное таинство совершилось в наши времена». А далее читаем: «О такой жизни Симеона услыхали святые отцы, жившие в пустынях, и удивлялись его необычайным подвигам, ибо никто еще не изобретал себе такого жития, чтобы стоять на столпе. Желая же испытать его, послали сказать ему: “Отчего не идешь ты путем отцов наших, но изобрел другой - новый? Сойди со столпа и последуй житию древних пустынников”». Многие считали это причудой и предрекали, что недолго Симеон выдержит такую жизнь. Однако подвижник провел на столпе 37 лет в посте и молитве.
Преп. Симеон прославился и другими подвигами: был пламенным проповедником, толпы собирались у подножия его столпа, все хотели послушать его пророческое слово, он имел дар исцелять душевные и телесные недуги, предвидел будущее.
Блаженный Феодорит Кирский, современник и свидетель подвигов преподобного, писал: «Знаменитого Симеона - это великое чудо вселенной - знают все подвластные Римской державы: узнали о нем и персы, и мидяне, и эфиопы; распространившаяся молва о его трудолюбии и любомудрии долетела даже до скифских кочевников. Но я, даже имея свидетелями, как говорится, всех людей вселенной, которые подтвердят мое слово о подвигах святого, боюсь, однако, чтобы мое повествование не показалось потомкам невероятным и чуждым истине. Ибо то, что было с Симеоном, превышает человеческое естество».
В Калад Симан, где подвизался св. Симеон, был построен храм, ставший местом массового паломничества. Изображения его стали распространяться уже с конца V - начала VI века, то есть, после кончины святого. Их можно найти в росписях храмов и на иконах по всему православному миру. Но, пожалуй, наиболее яркий и глубокий образ мы находим у Феофана Грека, византийского мастера, приехавшего на Русь в конце XIV века. Его росписи сохранились в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
Помимо основного объема Феофан расписал этом храме небольшое пространство на хорах, т.н. Троицкую камеру, предназначенную для индивидуальной молитвы. На восточной стене камеры он изобразил Св. Троицу («Гостеприимство Авраама»), а по стенам, с трех сторон, столпников и пустынников, среди которых мы видим и преп. Симеона Столпника. Феофан представил здесь целый ряд великих подвижников, которые в молитве предстоят Святой Троице.
Живопись новгородского храма очень необычна, она исполнена всего двумя красками: охрой и белилами. Этим мастер как бы сводит все многообразие мира к дихотомии глины (охра, краска делающаяся из глины) как цвета земли и белого цвета, символизирующего свет. Это также оппозиция плоти и духа, тварного и нетварного, человеческого и божественного.
В образах подвижников, прежде всего, показана напряженная работа Духа, сосредоточение на самом главном: стяжании благодати, уход от мирского, вхождение в пространство Божественного присутствия. Святые написаны темпераментно, почти эскизно, с необычной для средневековья смелостью и ощутимой динамикой: кажется, что активность белого цвета нарастает от образа к образу.
Симеон Столпник представлен на высоком каменном столпе, увенчанном круглой чашеобразной формой. Возникающая ассоциация с чашей не случайна: подвижник, взойдя на столп, полностью отдает себя Богу. Яркие вспышки света, ложащиеся энергичными белильными мазками на одежду, волосы, лик, руки, показывают, что святой вступает в непреступный свет.
Он весь внутри потока Божественных энергий, сходящих на него свыше. Белые блики на его одежде напоминают острые молнии, стрелами вонзающиеся в ветхую плоть. Руки Симеона выставлены вперед, на кончиках пальцев мы видим энергичные мазки белил - словно он касается света, ощущает его физически. В раскрытых глазах нет зрачков, в глазницах изображены белиль¬ные движки: святой видит свет, он наполнен этим светом, он им живет.
Рядом с Симеоном Столпником Феофан Грек изобразил и других великих подвижников: Симеона Дивногорца, Алипия Столпника, Иоанна Лествичника, Макария Египетского и других святых, в разное время и в разных местах подвизавшихся в молитве и аскезе. Собранные вместе, по мысли Феофана, они должны явить красоту монашеского подвига, высоту духовного делания, наглядно показать обожение, то есть, такую полноту жизни в Боге, когда святой становится вместилищем божественной благодати, преображается Святым Духом, соединяется с Богом.
Сам Феофан Грек, хотя и не был монахом, но хорошо понимал суть подвига Симеона и других подвижников. Он принадлежал к исихастам (от греч. «исихия» - молчание, уединение), последователем духовного движения, сформировавшегося в православных монастырях Афона и Синая, а в XIV веке захватившего и мирян. Принципы исихазма были богословски осмысленны и сформулированы свт. Григорием Паламой, который учил, что посредством божественных энергий Бог, мир и человек взаимосвязаны, а потому человек имеет возможность стать непосредственно причастным божественной жизни, стать «Богом по благодати».