Презентация к уроку экономики на тему "безработица". Презентация к уроку экономики на тему "безработица" Синквейн на тему безработица

«Трудовые ресурсы мира» - Открытая безработица. Среднегодовой уровень открытой безработицы. Демографические проблемы развивающихся стран. Понятие демографического перехода и его стадии. Центры и основные потоки трудовой иммиграции. Проблема занятости населения. Трудовые ресурсы мирового хозяйства. Экономические и социальные последствия.

«Спрос и предложение на труд» - Конкуренция рабочей силы. Труд избавляет человека от трех главных зол. Емкость рынка. Конъюнктура рабочей силы. Структура рынка труда по профессиям. Спрос и предложение на труд. Спрос. Рынок труда. Классификация рынков. Статистика безработицы. Удовлетворенный спрос. Трудовые ресурсы. Предложение рабочей силы.

«Занятость населения» - Возможные формы нестандартных (атипичных) режимов занятости. Лизинг рабочих рук. Трудовые ресурсы. Уровень демографической нагрузки. Наиболее распространенные атипичные формы занятости за рубежом. Подработки – занятость, посредством которой образуются доходы. В настоящее время употребляется выражение «трудовые ресурсы».

«Рынок труда» - Следует ли относить к предложению на рынке труда строительных рабочих. Что такое рынок труда. Виды рынков труда. Ферма, выращивающая помидоры. Утверждение. Рынок труда. Как формируется спрос на рынке труда. Мобильность рабочей силы. Закон спроса на рынке труда. Развитый рынок труда. Собственники. Производный спрос.

«Трудовые ресурсы России» - Прогнозный баланс трудовых ресурсов. Методология прогнозирования. Прогноз баланса трудовых ресурсов России. Балансовый расчет вовлечения молодежи. Проект ФЗ «О занятости населения в РФ». Сводный плановый баланс. Применение (использование) методологии прогнозирования. Прогноз количественный. Планирование в СССР.

«Экономика домохозяйства» - Дефицит труда. Факторы, влияющие на предложение труда. Предельный продукт труда. Рабочая сила состоит из: занятых (employed) безработных (unemployed). Стимулирование труда. Выводы (1). Вильфредо Парето. Зарплата, тыс. р. Количество работников, тыс. человек. Заработная плата.

Урок обществознания в 11 классе

«Безработица как социально-экономическое явление в условиях рынка»

цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и закрепления ранее изученного материала в 8 классе по курсу обществознания в новой учебной ситуации с ориентацией на формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Задачи по содержанию:

- обучающие :

продолжить формирование представления о безработице, её причинах, видах, последствиях;

познакомить с государственной политикой в области занятости: выдержками из ФЗ «О занятости населения в РФ»

познакомить с понятиями «уровень безработицы», «естественный уровень безработицы», «полная занятость»;

- развивающие :

развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения;

формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме безработицы; анализировать и обобщать полученную информацию по теме.

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах: текст, схеме, таблица, диаграмма; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по теме «Безработица»;

- воспитательные:

формирование гражданских, патриотических качеств личности, способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению и рациональному поведению на рынке труда.

Формируемые метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия : самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями;

Личностные умение самостоятельно оценивать и принимать решения.

Познавательные универсальные учебные действия: формулирование проблемных вопросов; классифицировать в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, перевод информации из одного вида в другой (таблицу); создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности.

Педагогические технологии : проблемного обучения, элементы технологии критического обучения, групповая форма работы.

Методы обучения : частично-поисковый, исследовательский.

Материалы и оборудование.

Раздаточный материал для учащихся о видах безработицы, уровне безработицы, выдержки из ФЗ «О занятости населения в РФ, компьютер, проектор.

    Мотивация к самостоятельному определению темы урока.

На доске записаны высказывания

В рамках реформы уволили 100 пожарных и наняли одного глотателя огня.

Юзеф Кмецяк

Учиться, учиться и еще раз учиться, потому что ра­боты вы все равно не найдете.

Виктор Коняхин

Что объединяет два этих высказывания?

Ответы учащихся ….. (Речь идет конечно о безработице).

С этим понятием мы встречались в 8 классе на уроке, а также при подготовке к экзаменам в 9 классе, и в настоящий момент при подготовке к ЕГЭ. Вы, наверное, обратили внимание на то, что в Кимах и в 1 части, и во 2 части вопросы, связанные с безработицей очень часто встречаются. Сегодня мы с вами более детально рассмотрим эту тему. Тему в тетрадь.

Тема урока «Безработица как социально-экономическое явление в условиях рынка»

Итак, теперь представьте, что на экзамене Вам досталось задание составить план по теме «Безработица как социально-экономическое явление в условиях рынка»

Какие пункты плана вы выделите

  1. Виды и формы

    Последствия

    Пути преодоления

Все ли из них вы можете раскрыть? Давайте проверим ваши знания, пройдясь по пунктам плана урока, который вы сами и предложили. Для начала давайте посмотрим, как менялась политика государства в отношении занятости.

Скажите в настоящее время актуальна проблема безработицы для нашего поселка? Государства в целом?

Сообщение учащегося.

К началу 1917г. в экономике России спрос промышленности на рабочую силу превышал ее предложение. После февральской революции было закрыто 568 промышленных предприятий, и с их закрытием возникла массовая безработица, которая была ликвидирована в период политики военного коммунизма

Однако в период Новой Экономической Политики вновь появился свободный наем рабочей силы, были открыты так называемые биржи труда. Но 13 марта 1930 года на Московской бирже труда было выдано последнее направление на работу - слесарю Михаилу Шкунову, после чего биржа закрылась.

Далее в СССР наступает период, в котором действовал принцип «Кто не работает, то не ест? А это значит, все граждане должны были работать. Занятость была практически 100%-ная (разрешалось не работать только женщинам, имеющих детей и занимающихся их воспитанием). А бездетные, незамужние могли также, как и мужчины, привлекаться за тунеядство. Тунеядством назывался определенный образ жизни человека, который жил за счет другого или за счет государственных выплат.

Почему все должны были трудиться? Ответ на этот вопрос мы находим в ст.12 Конституции 1936 года, которая гласила, что труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого. Уклонявшихся от работы наказывали по Статье № 209 УК РСФСР. Чаще всего наказание предусматривало лишение свободы и исправительные работы, приговаривали к выселению сроком от 2 до 5 лет. Как это было, например, с поэтом Иосифом Бродским, который в 1964 году был привлечен к 5 годам принудительных работ в Сибири.

Все изменилось с 1991 года с принятием закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», по которому создавалась российская система службы занятости, ставшая посредником в поиске работы гражданами и работников работодателями. С 1 июля 1991 года началась официальная регистрация безработных в городах России. К 1998 году число безработных превысило 7 миллионов человек. Численность безработных в России по итогам августа 2017 года составила 3,792 миллиона человек.

Кто же такие безработные? На этот вопрос вы сможете дать ответ, правильно составив схему «Население РФ» ( Выполняют задание в парах)

В итоге должна получиться следующая схема?

НАСЕЛЕНИЕ РФ

НЕТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

ДЕТИ ОТ 0 ДО 16 ЛЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИ ПАССИВ-НОЕ (ДОБРОВОЛЬНОЕ НЕЗАНЯТОЕ)

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ (ЗАНЯТОЕ)

ПЕНСИОНЕРЫ (ЖЕНЩИНЫ СТАРШЕ 55 ЛЕТ, МУЖЧИНЫ СТАРШЕ 60 ЛЕТ)

СТУДЕНТЫ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ИНВАЛИДЫ

ИМЕЮЩИЕ РАБОТУ

БЕЗРАБОТНЫЕ

ДОМОХОЗЯЙКИ

БРОДЯГИ

СТАТУСНЫЕ (ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ НА БИРЖЕ ТРУДА)

НЕСТАТУСНЫЕ (НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ НА БИРЖЕ ТРУДА), но ИЩУЩИЕ РАБОТУ

ЛЮДИ, БРОСИВШИЕ ИСКАТЬ РАБОТУ

ОСУЖДЕННЫЕ, НАХОДЯЩИЕСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

?: Кого же мы называем безработными?

Ст. 3 ЗАКОНА «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Что же такое безработица?

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного, экономически активного населения, желающего работать, не может найти работу.

Какие же виды безработицы вам известны? Каковы их причины?

Самостоятельная работа с текстом параграфа 9, с.109-110 Заполнить таблицу

формы

СКРЫТАЯ

Работа на неполный рабочий день, неделю, отпуск без содержания

ЯВНАЯ (ОТКРЫТАЯ)

Стоят на бирже на труда

ЗАСТОЙНАЯ

Длительная, чаще в маленьких городах и деревнях

Какие последствия имеет безработица?

Р

П О С Л Е Д С Т В И Я Б Е З Р А Б О Т И Ц Ы

СОЦИАЛЬНЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

абота в группах. Задание, используя метод мозгового штурма предположите, какие социальные и экономические последствия имеет безработица.

1. Спад рабочей активности

2. Социальная дифференциация

3. Криминализация

ДЛЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

1. Рост душевных и физических заболеваний

2. Семейные конфликты, разводы

3. Деградация личности

4. Суициды

ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

ДЛЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

1. Обесценивание образования

2. Потеря квалификации

3.Падение уровня жизни

4. Уменьшение доходов

1. Сужение производства

2.Недостаточное производство ВНП

3.Увеличение расходов на пособие

4. Уменьшение налог. поступлений

1. Увеличение времени на досуг

2. Время для получения нового образования

3.Есть возможность перейти на лучшую работу, от началь-ника- тирана

1. Повышение значимости труда

2.Поднятие ценности рабочего места

1 . В условиях конкуренции стремление у работников развивать навыки, работать лучше

1. Запас работников для структурной реконструкции.

2. Стимулирует производительность и качество труда

Т.О., у безработицы много «+», поэтому считается, что

Фрикционная +структурная безработица = естественный уровень=4-6%


где u – уровень безработицы

U - количество безработных
L – численность рабочей силы (трудоспособное, экономически

активное население)

Решите задачу: В июле 2017 года численность рабочей силы Воронежской области составила 1177500 человек. В том числе занятых – 1127800 человек. Определите количество безработных и уровень безработицы. Какие выводы вы можете сделать из полученных данных?

Количество безработных = 1177500-1127800 = 49700 ( чел) количество безработных

Уровень безработицы=

Вывод, уровень безработицы находится в рамках естественного уровня.

Современное название естественного уровня безработицы - не ускоряющий инфляцию уровень безработицы.

Если данный уровень безработицы снизится, т.е. будет больше трудоустроены, то это вызовет рост инфляции. Почему? В оборот будет пущено больше денег (в качестве З/П),

А увеличение количества безработных приведет хоть и к снижению инфляции, но к значительным негативным социально-экономическим, например экономистами посчитано, что увеличение безработицы хотя бы на 1%, приведет к падению ВВП на 2,5-3%.

Кроме того, на волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости. Итак, вернемся к вопросу, поставленному нами в начале урока?

ВИДЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

ПАССИВНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

    СОДЕЙСТВИЕ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

    ИНФОРМАЦИЯ О РЫНКЕ ТРУДА

    ВРЕМЕННОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ

    ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО ПОДБОРУ РАБОЧЕГО МЕСТА

ЧЕРЕЗ ЦЕНТРЫ ЗАНЯТОСТИ

    СОЗДАНИЕ ЦЕНТРОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

    СОЗДАНИЕ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

    СОЗДАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ БИРЖ ТРУДА

Скажите, а что вы можете предпринять, чтобы снизить риск попадания в число безработных (Избрать профессию, востребованную на рынке труда )

Я вам предлагаю, посмотреть в интернете список востребованных профессий через 5-10 лет и сравнить их с вашим сегодняшним выбором. Оценить вероятность попадания в группу риска.

Итак, вернемся к вопросу, поставленному нами в начале урока?

ППЗ: Возможно ли достижение полной занятости в условиях рыночной экономики?

Итак, завершая наш урок, кратко выскажите свое мнение, используя метод незаконченных предложений, выбрав из предложенных любую фразу.

Д/З параграф 9, вопросы и задания в конце параграфа

Составить синквейн на тему «Безработица»

Тем, кто сдает обществознание написать эссе на тему

1.Вечную занятость обеспечивает только сизифов труд.
Леонид Леонидов, писатель

Если в стране 7 процентов безработных, значит, в ней 93 процентов работающих.
Джон Кеннеди (1917–1963), президент США

Оценки за урок.


Введение в игровую ситуацию Я, Лукина Светлана Владимировна, выступаю в роли ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. Создаю предприятие по производству модных в этом сезоне плащей. Вы будете работниками 3-х швейных фабрик. Каждый имеет право на труд. Конституция РФ. Ст.37, п.7.




Введение в игровую ситуацию В условиях экономического кризиса, проводя маркетинговые исследования, руководители торгового дома «Модная одежда» выяснили, что в этом сезоне ежедневно будет покупаться не более 20 плащей современного покроя. Заказ на пошив плащей можно разместить на одной из 3 фабрик. Для определения наиболее выгодного партнёра пробные партии плащей поручено изготовить всем 3-м предприятиям.




1 ЭТАП Менеджеры демонстрируют макеты плащей. Раздают шаблоны. Изготовление пробной партии. Каждый участник игры выполняет заказ индивидуально. Время работы – 7-10 минут. ПРИЗ за НАИБОЛЬШЕЕ количество КАЧЕСТВЕННО изготовленных плащей. Задача менеджера - выявить наиболее эффективно работающих специалистов. Результаты работы занести в таблицу. Вручение приза.






2 ЭТАП Дела человеческие не могут быть постоянно удачными. Геродот БИРЖА ТРУДА Временные безработные изучают материал по теме занятия и составляют ответы на вопросы: 1. Кто такие безработные? 2. Кто чувствует себя уверенно на рынке труда? 3. Виды и причины безработицы.




Обсуждение итогов игры 1. Назовите причины увеличения или уменьшения выпуска продукции. 2. Как увеличение выпуска продукции влияет на число рабочих мест? 3. Кто из работников оставлен менеджерами на производстве, а кто подвергся сокращению? 4. Что должны делать люди, потерявшие работу?






Выступление «безработных» Конкурентоспособность на рынке труда зависит от разнообразных навыков работника; хорошего образования, широкого кругозора; способности учиться новому, менять виды деятельности, начинать заново; умения вести себя, поддерживать беседу, общаться с людьми.


Выступление «безработных» Виды безработицыПричины безработицы Циклическая Рынок переживает спад и подъём – это циклы, от которых зависит число работающих Структурная Закрытие устаревших или структурное преобразование, когда сокращают число рабочих (закрытие заводов, продажа их, смена собственника) Сезонная Для редких профессий существует проблема занятости в определённое время года




Домашнее задание 1.Проработав §32 учебника и дополнительный материал, заполните таблицу: 2. Составьте кроссворд по теме «Безработица»: «3» слов; «4» слов; «5» - более 10 слов. Вид безработицыХарактер вида безработицы Причины, категория людей



Безработица

Презентацию подготовила учитель экономики МБОУ СОШ № 3 Борзилова Татьяна Петровна г. Верхняя Салда


Цель урока:

  • Определить: «Кто такие безработные?»
  • Как рассчитывается уровень безработицы
  • Типы безработицы
  • Действия государства по снижению уровня

безработицы

  • Особенности безработицы в России
  • Решение задач по теме

Кто такие безработные?

Все население страны

141 млн. чел.

Трудоспособное население

(трудовые ресурсы)

Нетрудо-способное население

Добровольно незанятое

18,8 млн. чел.

95 млн. чел.

46 млн.чел.

(дети,

(домохозяйки

76,2 млн. чел.

Занятые

пенсионеры и др.)

и др.)

З=71 млн. чел.

Безработные

Б= 5,2 млн. чел.


Кто такие?

Нетрудоспособное население – лица моложе 16 лет или достигшие пенсионного возраста, а также

не работающие по состоянию здоровья.

Трудоспособное население:

Добровольно незанятые – трудоспособные люди, добровольно неработающие по найму или на индивид. предприятиях (учащиеся и студенты дневных отделений старше 16 лет, домохозяйки)

Экономически активное население (рабочая сила) занятые + безработные

Занятые – люди работающие полный рабочий день по найму или на индивидуальных предприятиях.

При этом человек считается занятым,

если он не работает по следующим причинам:

  • болеет, находится в отпуске, бастует, из-за стихийных бедствий.
  • болеет, находится в отпуске, бастует, из-за стихийных бедствий.
  • болеет, находится в отпуске, бастует, из-за стихийных бедствий.
  • болеет,
  • находится в отпуске,
  • бастует,
  • из-за стихийных бедствий.

Безработные – люди, не имеющие работы, желающие получить и активно ищущие ее.


Безработица

Безработица - социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.


Уровень безработицы =

Безработные

____________________ * 100 %

Занятые + Безработные

(5,2 млн. чел./76,2 млн. чел.)*100%= 6,8%

Уровень безработицы – важнейший индикатор состояния экономики.


Задача

Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 млн. человек. Из них 24 млн. дети до 16 лет,

30 млн. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4,6 млн. человек - безработные, 1 млн. человек заняты неполный рабочий день и ищут работу.

Ответ: 10 %


Безработица в России

Безработица в России на протяжении последних лет имеет тенденции к снижению. На начало 2011 года она составляла 7.8%, в настоящее время - около 5.4%.

С начала осени 2014 года и до начала 2015 года наблюдался рост безработицы ввиду сокращений персонала. В начале 2014 года безработица держалась на том же уровне, что в последние месяцы 2013 года. В первой половине 2014 года наблюдалось плавное снижение уровня безработицы и заметное повышение уровня с середины лета до конца 2014 года. Уровень безработицы на конец 2014 года по данным Федеральной службы государственной статистики составлял 5.3%.

Самая низкая безработица на настоящий момент в Москве - менее 1%, самая высокая в Ингушетии - более 40%.


По данным на 1 июня 2015 года, в Свердловской области численность официально зарегистрированных безработных граждан составляет более 33 тыс. человек. Количество безработных по методологии МОТ (общая численность граждан, не имеющих работы, но активно ищущих ее) составляет около 151 тыс. человек.

Более 10 тыс. человек в Свердловской области работают в режиме неполной занятости. Уровень общей безработицы по Свердловской области вырос до 6,6% (на 1 июня 2014 года - 5%).

Как показывает практика, цифра эта значительно выше, поскольку в области растет, так называемая, скрытая безработица.


Типы безработицы:

Фрикционная безработица –

  • работники, находящиеся в процессе смены работы (переезд в другой город),
  • при переходе на новое место работы,
  • ищущие работу в первый раз (выпускники вузов, колледжей),
  • заново вступающие в ряды рабочей силы после добровольного отказа от работы (матери, вырастившие детей).

Государственные меры:

  • Информация о наличии рабочих мест,
  • Услуги службы занятости,
  • Повышение мобильности трудовых ресурсов (создание развитого рынка жилья, отмена прописки).

Структурная безработица -

  • Работники, которые не в состоянии занять имеющиеся рабочие места вследствие отсутствия необходимых навыков и умений для производства нового вида продукции, имеющего спрос на рынке.
  • Сезонная безработица (туризм, сельское и лесное хозяйство и др.) – потеря работы в межсезонье.

Государственные меры:

  • Субсидии на получение образования,
  • Обучение и переобучение работников,
  • Создание временных рабочих мест,
  • Повышение мобильности трудовых ресурсов.

Циклическая безработица -

  • работники, уволенные в период общего экономического спада.

Государственные меры:

  • стимулирование роста экспорта как толчок к росту производства и занятости,
  • инвестирование в реконструкцию и модернизацию предприятий,
  • поощрение иностранных инвестиций в экономику,
  • создание условий для роста самозанятости, поддержка малого бизнеса.

Естественная безработица

Невозможность избежать фрикционной и структурной – это естественная безработица.

Если уровень безработицы = естественному – это полная занятость.

Экономический потенциал страны (потенц. ВНП) – это объем производства при полной занятости.

Если уровень безработицы больше естественного на 1 %, производство падает на 2,5%.


  • Занятость неполный рабочий день,
  • Работа не соответствует квалификации,
  • Разочаровавшийся работник.


Безработица как негативное явление

Экономически – неполное использование производственных ресурсов, меньшее производство товаров и услуг, снижение спроса, снижение уровня благосостояния.

Социально – обострение проблем бедности, преступности, асоциального поведения.


Определи тип безработицы: Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя определения трех видов безработицы, укажите какой вид безработицы - фрикционную, структурную (в т.ч. сезонную) или циклическую - представляет каждый из перечисленных работников:

  • Недавний выпускник вуза, ищущий свою первую работу –

фрикционная

2. Бывший работник сталелитейного завода, закрытого из-за того, что устарело оборудование

– структурная

3. Работник, уволенный агрофирмой по окончании сбора урожая –

структурная, сезонная

4. Плотник, уволенный вследствие спада в жилищном строительстве из-за роста ставок банковского процента –

циклическая


Определи тип безработицы:

5. Работник, который ушел с работы, чтобы переехать в другой город к своей семье

Фрикционная.

6. Закрытие ряда угольных шахт и массовое увольнение шахтеров из-за строительства электростанций, использующих в качестве источника энергии нефть

Структурная.

7. В мае 2005 года Андрей окончил университет. Хорошо отдохнув 1,5 месяца, он начал искать работу и спустя 2 недели нанялся на уборку клубники. Когда через 2 месяца период уборки закончился, Андрей был уволен. Он будет учтен при исчислении

– фрикционной и сезонной безработицы.


Определи тип безработицы:

8. Выпускник школы желал бы устроиться на работу. Несмотря на то что газеты пестрят предложениями, активные поиски не дают результата по причине отсутствия опыта и квалификации. Это событие будет учтено как -

структурная безработица.

9. Домохозяйка решила пойти работать и начала поиски рабочего места

– фрикционная.

10. Закрытие военного производства привело к увольнению работников

– структурная.


Задача

В стране в августе было 10 млн. чел. безработных и 90 млн. чел. занятых.

  • Определи численность рабочей силы, уровень безработицы и уровень занятости.
  • В сентябре из 90 млн. чел., имевших работу было уволено 0,5 млн. чел. Какова численность занятых теперь?
  • В течение октября 1 млн. чел. из числа безработных прекратили поиски работы, из-за постоянных отказов, ссылаясь на то, что у них карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в октябре. Кем стали отчаявшиеся?

Правильные ответы:

1) 100 млн. чел., 10 %, 90 %.

2) 89,5 млн. чел.

3) Безработных – 9,5 млн. чел., раб. сила – 99 млн. чел.,

уровень безработицы – 9,6%, скрытая безработица.


Заключение

  • Труд- есть необходимое условие жизни человека и труд же дает благо человеку

(Л. Толстой)

  • Мотивация к работе – часть мотивации к жизни (Э. Воутилайнен)
  • Прием на работу – это победа надежды над опытом (Э. Воутилайнен)
  • Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство (Л. Толстой)
  • Праздная жизнь – это преждевременная смерть. (Гете)

Домашнее задание

Написать синквейн на тему: «Безработица»


Правило написания синквейна

1 строка – тема стихотворения

2 строка – описание темы в ДВУХ словах,

как правило, именами прилагательными;

3 строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

4 строка – фраза из ЧЕТЫРЁХ слов. выражающая отношение автора к теме;

5 строка – ОДНО слово-синоним первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне повторяющее суть темы


Тема 3. БЕЗРАБОТИЦА Урок 1. СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ

К понятиям подберите определения. Население страны Рабочая сила (экономически активное население) Занятые Безработные Выбывшие(экономически пассивное население) а) Люди в трудоспособном возрасте, не имеющие работы, активно ее ищущие и готовые приступить к работе немедленно. б) Люди в трудоспособном возрасте, не имеющие работы и её не ищущие. в) Люди, имеющие работу г) Все граждане данной страны независимо от их пола и возраста. д) Всё трудоспособное население от 16 лет до пенсионного возраста.

Структура населения(схема) население ………………… .. ……………………… ……… . ………… . рабочая сила, занятые, безработные, выбывшие

Структура населения(схема) население Рабочая сила(экономически активное население) Выбывшие(экономически пассивное население) Занятые Безработные 1.Домохозяйки 2.Пенсионеры 3.Инвалиды 4.Учащиеся 5.Студенты 6.Бомжи

2)Напишите формулы: Население= Рабочая сила= Занятые= Безработные= Выбывшие= Выполните следующие задания: 1) составьте синквейн понятие 1 2 3 4 5 безработный занятый

2) напишите формулы: Население = рабочая сила + выбывшие Рабочая сила = население – выбывшие или занятые + +безработные Занятые = рабочая сила - безработные Безработные = рабочая сила - занятые Выбывшие = население – рабочая сила Выполните следующие задания: 1) составьте синквейн понятие 1 2 3 4 5 безработный человек безработный,активный не работать искать, регистр-ся Не хочу быть безработным! Боюсь! занятый человек занятый,активный Работать, зарабатывать,труд-ся Хочу всегда иметь работу! Радость!

Урок 2. Безработица и её виды Дайте определение понятию «безработица»

Виды безработицы ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ ФРИКЦИОННАЯ ВРЕМЕННАЯ, НЕИЗБЕЖНАЯ СТРУКТУРНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЦИКЛИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЕНИЯ В ЦИКЛЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

Виды безработицы Причины Характеристика Ситуация Фрикционная Иванова не устроила заработная плата. Он уволился и стал искать работу. Структурная Из-за внедрения в производство конвейерной линии семь человек сократили. Циклическая Из-за спада производства в легкой промышленности уровень безработицы вырос. Причины: технологические изменения в результате НТП, поиск новой работы, спад производства, экономический кризис, переезд на другое место жительства.

ПРИМЕРЫ ФРИКЦИОННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ после армии после окончания учебного заведения смена работы смена работы при изменении места жительства

ПРИМЕРЫ СТРУКТУРНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ спрос на новые профессии ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ УСТАРЕЛИ

ПРИМЕРЫ ЦИКЛИЧЕСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

ФРИКЦИОННАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕСТЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ (4%-6%) ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ = Численность безработных Численность рабочей силы * 100% УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ = Численность занятых Численность рабочей силы * 100%

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ ПО КАЖДОМУ ВИДУ БЕЗРАБОТИЦЫ СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН К ПОНЯТИЮ «БЕЗРАБОТИЦА»

Урок 3 Последствия безработицы Уровень безработицы равен 100%, если безработный – это Вы. Аноним.

Синквейн по теме «Безработица» тема 1 2 3 4 5 безработица

Синквейн по теме «Безработица» тема 1 2 3 4 5 безработица явление экономи-ческое, неблагопри-ятное не иметь, оказывать, искать С этим нужно бороться! Мрак!

Составьте схему по теме «Безработица»

Составьте схему по теме «Безработица» ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ ФРИКЦИОННАЯ СТРУКТУРНАЯ ЦИКЛИЧЕСКАЯ

Синквейн по теме «Виды безработицы» понятие 1 2 3 4 5 фрикционная структурная циклическая

Назовите формулы уровня занятости уровня безработицы

формулы Уровень число безработных безработицы = * 100% численность рабочей силы Уровень число занятых занятости = * 100% численность рабочей силы

задача ДАНО: Раб.сила = 60 млн.чел.. БЕЗРАБОТНЫЕ = 5 млн.чел. Естественный уровень безработицы = 5% Вычислить уровень безработицы? Уровень занятости? Можно ли сказать, что в стране полная занятость? РЕШЕНИЕ:

задача ДАНО: Раб.сила = 60 млн.чел.. Безработные = 5 млн.чел. Естественный уровень безработицы = 5% Вычислить уровень безработицы? Уровень занятости? Можно ли сказать, что в стране полная занятость? РЕШЕНИЕ: Уровень безработицы = число безработных = *100% численность населения 5 млн.чел. Уровень без-цы = * 100% 60 млн.чел. Уровень без-цы = 8,3%

задача ДАНО: Раб.сила = 60 млн.чел.. Безработные = 5 млн.чел. Естественный уровень безработицы = 5% Вычислить уровень безработицы? Уровень занятости? Можно ли сказать, что в стране полная занятость? РЕШЕНИЕ: Уровень безработицы = число безработных = *100% численность населения 5 млн.чел. Уровень без-цы = * 100% 60 млн.чел. Уровень без-цы = 8,3% Ответ: 8,3%; 91,7%; нет, 3,3% - циклическая безработица

Последствия безработицы

Последствия безработицы СОЦИАЛЬНЫЕ:

1 Я слесарь, год был без работы. Конечно, некоторые навыки и умения ушли, но я постараюсь… Как настроение? 2 3 4 Назовите социальные последствия безработицы!

Последствия безработицы СОЦИАЛЬНЫЕ: Потеря дохода Снижение уровня жизни Потеря квалификации Психологические «травмы» Социальное «дно»

Последствия безработицы ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

Последствия безработицы ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: НЕДОПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ И УСЛУГ ЗАКОН АРТУРА ОУКЕНА: ЕСЛИ ФАКТИЧЕСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА ПРЕВЫШАЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЕЕ УРОВЕНЬ НА 1%, ТО ПРОИЗВОДСТВО СОКРАЩАЕТСЯ НА 2,5%

Закон Оукена

Домашнее задание Посетите центр занятости своего района. Узнайте количество безработных и занятых в районе. Вычислите уровни занятости и безработицы и оформите в виде диаграммы. Выясните также, какие меры принимает центр по оказанию помощи безработным и составьте схему или презентацию. Составить синквейн с понятием «занятый».

Урок 4. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ Нужно ли защищать безработных? Почему? Кто берет на себя эту функцию?

государство Регулирует занятость УСТРАНЯЕТ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ СОЗДАЕТ НОВЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА

ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИСТРАЦИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ИНФОРМАЦИЯ О ВАКАНСИЯХ ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ