Счет 201. По счетам бухгалтерского учета автономного учреждения. Прием платежей от населения

Счет предназначен для учета учреждением движения денежных средств на банковских счетах, в кассе, а так же для учета движения денежных документов.

Для учета операций по движению денежных средств применяются следующие счета:

  • 0 201 01 000 "Денежные средства учреждения на счетах"
  • 0 201 02 000 "Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение"
  • 0 201 03 000 "Денежные средства учреждения в пути"
  • 0 201 04 000 "Касса"
  • 0 201 05 000 "Денежные документы"
  • 0 201 06 000 "Аккредитивы"
  • 0 201 07 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте"

Операции по банковскому счету

Операции по счету 0 201 01 000 "Денежные средства учреждения на банковских счетах" можно разделить на две группы:

  • 1) операции по движению денежных средств, когда у учреждения отсутствует лицевой счет в казначействе, а финансирование осуществляется путем перечисления денег на банковский счет;
  • 2) операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.

Из текста Инструкции N 148н следует, что на счете 0 201 01 000 учитывают операции со средствами, полученными от предпринимательской деятельности, даже если у учреждения есть специальный лицевой счет в казначействе.

Учет денежных средств при отсутствии у учреждения лицевого счета в казначействе

Учет операций по движению средств на счете 0 201 01 000 ведут в Журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к банковским выпискам (платежные поручения, инкассовые поручения, квитанции, чеки и др.).

Платежные поручения представляют собой распоряжение организации, даваемое банку, на перечисление соответствующей суммы с ее расчетного счета на расчетный счет поставщика, финансового органа или другой организации.

Поступление денежных средств. Поступление денежных средств главному распорядителю, распорядителю, получателю для осуществления платежей в соответствии с бюджетной росписью отражается по дебету счета 0 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета" и кредиту соответствующих счетов счета 0 304 04 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств".

Пример учета денежных средств, полученных от главного распорядителя

Бюджетное учреждение, не имеющее лицевого счета в казначействе, получило от главного распорядителя денежные средства для оплаты услуг связи на сумму 5000 руб. и коммунальных услуг на сумму 320 000 руб. Бухгалтер отразил это так:

Поступление денежных средств на счет 0 201 01 000 "Денежные средства учреждения на банковских счетах" возможно и в том случае, если поставщик отказался от выполнения взятых на себя обязательств и вернул учреждению ранее полученный от него аванс.

Пример возврата поставщиком ранее полученного аванса

Поставщик материальных запасов вернул на банковский счет учреждения 30 000 руб., ранее полученные им в качестве аванса. Бухгалтер записал:


Расходование денежных средств. Бюджетное учреждение расходует денежные средства в соответствии со сметой доходов и расходов.

Денежные средства учреждения могут быть направлены на следующие цели:

  • - перечисление авансов в соответствии с заключенными договорами на закупку товаров (работ, услуг);
  • - перечисление денежных средств в оплату счетов поставщиков за поставленные материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги);
  • - прочие выплаты, осуществляемые учреждением (перечисление налогов, выставление аккредитива, перечисление по исполнительным листам и т.п.).

Пример учета выданного аванса

Бюджетное учреждение перечислило поставщику 20 000 руб. в качестве аванса по договору на приобретение материальных запасов. Бухгалтер записал:


Аналитический учет по счету 0 201 01 000 "Денежные средства учреждения на банковских счетах" ведут в Многографной карточке .

Пример перечисления денег поставщику

Бюджетное учреждение перечислило 180 000 руб. в оплату коммунальных платежей.

Бухгалтер сделал проводку:


Учет денежных средств, полученных от деятельности, приносящей доход

Проводки в данном случае отличаются тем, что в качестве кода вида деятельности нужно указать 2, а денежные средства поступают от покупателей и заказчиков.

Средства, полученные от деятельности, приносящей доход, можно разделить на две группы:

  • - денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности, то есть средства, полученные за реализованную готовую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги;
  • - денежные средства, перечисленные бюджетным учреждениям в рамках целевого финансирования, то есть гранты, пожертвования, безвозмездная помощь (содействие).

Кассовые операции бюджетного учреждения

Для учета наличных денег в кассе учреждения предназначен счет 0 201 04 000 "Касса". Учет соответствующих операций ведут в Журнале операций по счету "Касса" на основании кассовых отчетов.

Порядок ведения кассовых операций в бюджетном учреждении

При оформлении и учете операций по кассе учреждения руководствуются Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40) с учетом следующих особенностей.

Наличные деньги принимают в кассу с использованием следующих документов:

  • - Квитанция (ф. 0504510 ) - бланк строгой отчетности;
  • - Приходный кассовый ордер (ф. 0310001 ).

Квитанции используют в том случае, когда наличные деньги принимают в установленном порядке от физических лиц без применения контрольно-кассовых машин. Если это делают уполномоченные учреждением лица, они ежедневно должны сдавать в кассу полученные деньги, оформленные Реестром сдачи документов, с приложением квитанций (копий).

Если кассир выдает из кассы наличные деньги раздатчикам, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, он делает записи в Книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий.

Если деньги выдают из кассы под отчет нескольким лицам, вместо индивидуальных Расходных кассовых ордеров (ф. 0310002 ) применяют Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501 ). Такие ведомости могут составляться отдельно на заработную плату, хозяйственные расходы и другие нужды. Каждая законченная ведомость оформляется как расходный кассовый ордер.

Учет кассовых операций ведут в Кассовой книге (ф. 0504514 ). Она применяется для учета наличных денег как в рублях, так и в иностранной валюте. При этом поступление и расходование наличной иностранной валюты ведут на отдельных листах кассовой книги по видам валют.

Если в учреждении кассовые операции автоматизированы, правила ведения кассовой книги также должны соблюдаться.

Учет операций по поступлению наличных денег в кассу

Порядок получения наличных денег в банке. Наличные деньги, полученные учреждениями в банке, расходуются на цели, указанные в чеке.

Порядок получения и оформления чековых книжек для бюджетных учреждений утвержден приказом Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 85н "О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

Чековая книжка выдается учреждению органом Федерального казначейства бесплатно по его заявлению. Перед выдачей чековой книжки работник Федерального казначейства проверяет наличие в ней всех денежных чеков и проставляет штампом на оборотной стороне каждого денежного чека наименование получателя средств. Исключение делается лишь для получателей средств, которым в соответствии с законодательством предоставлено право не указывать в расчетных и кассовых документах свое наименование. Учреждение в установленные органом Федерального казначейства сроки представляет ему кассовую заявку на предстоящий квартал в одном экземпляре.

Накануне дня получения наличных денег учреждение представляет в орган Федерального казначейства заявку на получение наличных денег в двух экземплярах.

В заявке на получение наличных денег указывают такие сведения:

  • - серию, номер и дату денежного чека;
  • - номер лицевого счета получателя средств (номер лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию, номер лицевого счета по учету внебюджетных средств);
  • - должность, фамилию, имя и отчество представителя учреждения, на которого выписан чек, данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа;
  • - показатели бюджетной классификации РФ, соответствующие целям получения наличных денег по данному чеку.

Одновременно с заявкой учреждение представляет в орган Федерального казначейства заполненный денежный чек.

Уполномоченный работник Федерального казначейства проверяет правильность заполнения заявки и чека. На лицевой стороне чека ставятся печать и подписи лиц, включенных в карточку с образцами подписей органа Федерального казначейства. После этого чек возвращают получателю средств.

По этому чеку уполномоченный работник бюджетного учреждения получает наличные деньги из кассы банка.

Бухгалтерский учет поступления наличных денег в кассу. Наличные деньги могут поступать со счета в кассу учреждения следующими способами:

  • - с банковского счета учреждения, если у учреждения отсутствует лицевой счет в казначействе;
  • - с лицевого счета учреждения, открытого в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов (казначейство);
  • - от подотчетного лица.

Пример поступления наличных денег с банковского счета

В кассу бюджетного учреждения с банковского счета для выплаты заработной платы поступило 60 000 руб. Бухгалтер записал:

Исходя из процедуры получения наличных денежных средств, определенной в приказе Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 85н, существует временной разрыв между подачей заявки и составлением денежного чека и непосредственным оприходованием денежных средств в кассе учреждения. Согласно Инструкции N 148н, в данном случае необходимо использовать счет 0210 03 000

Пример получения наличных денег на заработную плату

Бюджетное учреждение имеет лицевой счет в федеральном казначействе. Для выплаты заработной платы учреждению необходимо 650 000 руб. Учреждение подало заявку на получение наличных денег, денежные средства поступили в учреждение, и заработная плата была выдана из кассы. Бухгалтер записал:


Если же операции по получению денежных средств связаны с предпринимательской деятельностью бюджетного учреждения и осуществляются через лицевой счет по учету внебюджетных средств в федеральном казначействе, то бухгалтерские записи будут немного иными. Во-первых, изменится код вида деятельности. Во-вторых, вместо счета 0 304 05 000 счет 0 201 01 000

Пример возврата наличных денег подотчетным лицом

Работник учреждения вернул неиспользованную подотчетную сумму - 200 руб. (деньги ранее были выданы работнику для приобретения материальных запасов).

Бухгалтер записал:

Учет операций по расходованию наличных денег бюджетного учреждения

Наличные деньги могут расходоваться из кассы учреждения следующими способами:

  • - внесение наличных денег на счет учреждения в банке;
  • - внесение наличных денег учреждением, имеющим лицевой счет в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов (казначейство);
  • - выдача наличных денежных средств под отчет;
  • - выдача заработной платы и денежного довольствия;
  • - выдача стипендий;
  • - выдача сумм оплаты труда лицам, не состоящим в штате учреждения, по договорам гражданско-правового характера;
  • - выдача депонентской задолженности.

Наличные деньги в кассу банка учреждение вносит на основании Объявления на взнос наличными (приказ Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 85н).

В поле "Получатель" указывают наименование органа Федерального казначейства, в скобках - наименование получателя средств, внесшего наличные деньги, а также номер его лицевого счета (лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию, лицевого счета по учету внебюджетных средств).

В поле "Источник взноса" учреждение указывает показатели бюджетной классификации РФ, по которым вносимые средства подлежат отражению на лицевом счете получателя средств (лицевом счете по дополнительному бюджетному финансированию, лицевом счете по учету внебюджетных средств).

Ответственность за достоверность указанных показателей несет учреждение.

Принятые банком наличные деньги зачисляются на счет органа Федерального казначейства, а учреждению выдают квитанцию к Объявлению на взнос наличными.

Обратите внимание: в соответствии с Указанием Центрального банка РФ от 20.06.2007 № 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке - 100 000 рублей.

Пример внесения наличных денег учреждения на банковский счет

Из кассы бюджетного учреждения, не имеющего лицевого счета в казначействе, внесены наличные денежные средства на счет в банке в сумме 2920 руб. Бухгалтер записал:


При возврате неиспользованных наличных денежных средств также образуется временной разрыв между возвратом денежных средств в банк и отражением данного возврата на лицевом счете в казначействе. При отражении данной операции также следует использовать счет 0 210 03 000 "Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств".

Пример депонирования заработной платы

В учреждении была депонирована заработная плата и произведен возврат неиспользованных наличных денег в сумме 5000 руб. Проводки будут такими:


Если же операции по возврату денежных средств связаны с предпринимательской деятельностью бюджетного учреждения и осуществляются через лицевой счет по учету внебюджетных средств в федеральном казначействе, то бухгалтерские записи будут немного иными. Во-первых, изменится код вида деятельности.

Во-вторых, вместо счета 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" будет использоваться счет 0 201 01 000 "Денежные средства учреждения на банковских счетах".

Бюджетные учреждения могут производить наличные расчеты с покупателями и заказчиками за готовую продукцию, оказанные услуги или выполненные работы.

Пример учета наличных денежных средств, полученных от покупателя

Бюджетное учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность.

Покупателями внесено в кассу 14 000 руб. Бухгалтер запишет:

Денежные средства учреждения в пути

Денежными средствами в пути являются денежные средства, перечисленные учреждению, но полученные им в следующем месяце, а также средства, переведенные с одного счета в банке на другой. Подобные суммы учитывают на счете 0 201 03 000 "Денежные средства учреждения в пути".

Пример учета денежных средств в пути

Бюджетное учреждение имеет банковский счет. Главный распорядитель 30 марта 2008 года перечислил учреждению денежные средства в размере 220 000 руб. для оплаты коммунальных платежей. На дату составления отчетности денежные средства до учреждения еще не дошли. Они поступили на счет лишь 2 апреля 2008 года. Бухгалтер записал:


«Денежные средства» - Необходимо было найти эталон обмена. Эмиссия – выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков. Эволюционная. Миф 1: «Большая часть денег – наличные» Миф 2: «Деньги обеспечиваются золотом». Бумажные деньги 910 г. - в Китае начат массовый выпуск денег из бумаги. Банкноты и монеты. Неудобно.

«Денежные функции» - Денежный рынок. Сущность денег проявляется через: В экономической теории такие обменные издержки активов называют "транзакционными издержками". Мера стоимости. При выпуске денег в обращение: Совокупность таких ценностей принято называть "активами". Денежный капитал. Электронные деньги.

«Денежные средства предприятия» - Финансовая система. Банковско-финансовая система РФ. Назвать какие средства предприятия относятся к собственным, а какие к заемным. Анализ финансового состояния предприятия. Основные направления расходования финансовых ресурсов предприятия. Дать характеристику финансовой и банковской системы РФ. Финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; государственные финансы.

«План счетов» - Примеры экранных форм. Основные показатели деятельности». Раздел «Учетное ядро». Каталог банковских приложений. Приложение. Планы счетов. Откройте возможности учета в нескольких планах счетов. Главная бухгалтерская книга. По Рейтингу «Интерфакс» по Активам «Банки России. Описание. Основные функции. Инструмент для создания аналитических моделей.

«Учёт денежных средств» - По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Платежное требование - расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Счет 75 «Расчеты с учредителями» 11.

Для учета операций по движению денежных средств автономного учреждения применяются следующие счета бухгалтерского учета (п. п. 70, 71, 76, 86 Инструкции N 183н).

Код синтетического счета Код группы синтетического счета Код вида синтетического счета Группировочные счета Счета бухгалтерского учета
0 201 10 000 "Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства" 0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства"
0 201 13 000 "Денежные средства учреждения в пути в органе казначейства"
0 201 20 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации" 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации"
0 201 22 000 "Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации"
0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути"
0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации"
0 201 27 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации"
0 201 30 000 "Денежные средства в кассе учреждения" 0 201 34 000 "Касса"
0 201 35 000 "Денежные документы"

Автономные учреждения в 24 - 26 разрядах номера счета указывают коды вида поступлений (доходов), выбытий (расходов, затрат), соответствующие структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения (п. 3 Инструкции N 183н).

Движение денежных средств на счетах 0 201 11 000, 0 201 21 000, 0 201 13 000, 0 201 23 000, 0 201 26 000, 0 201 27 000, 0 201 34 000, 0 210 03 000 одновременно отражается на забалансовых счетах:

17 "Поступление денежных средств на счета учреждения" (п. 365 Инструкции N 157н);

18 "Выбытие денежных средств со счетов учреждения" (п. 367 Инструкции N 157н).

Подробнее об отражении операций с денежными средствами на забалансовых счетах см. раздел "Бухгалтерский учет на забалансовых счетах в бюджетных и автономных учреждениях" настоящего Практического пособия.

3. Регистры бухгалтерского учета,

используемые для учета операций с денежными средствами

в бюджетных и автономных учреждениях

Операции по движению безналичных денежных средств отражаются в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) на основании документов, приложенных к выпискам со счетов (Приложение N 5 к Приказу Минфина России N 52н).

Операции по движению наличных денежных средств отражаются в Журнале операций (ф. 0504071) по счету "Касса" на основании документов, прилагаемых к отчетам кассира (п. 168 Инструкции N 157н, Приложение N 5 к Приказу Минфина России N 52н).

Операции по движению денежных документов отражаются в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) (п. 172 Инструкции N 157н, Приложение N 5 к Приказу Минфина России N 52н). Операции по движению денежных средств на специальных счетах учитываются в Журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам с этих счетов (п. 176 Инструкции N 157н). Аналитический учет денежных документов ведется по их видам, а также по каждому специальному счету (выставленному аккредитиву) в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. п. 171, 175 Инструкции N 157н, приложение N 5 к Приказу Минфина России N 52н).

ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА ЛИЦЕВЫХ СЧЕТАХ БЮДЖЕТНОГО,

АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ОРГАНЕ КАЗНАЧЕЙСТВА

(счет 0 201 10 000)

1. Денежные средства бюджетного, автономного учреждения на лицевых счетах в органе казначейства (счет 0 201 11 000) >>>

1.1. Операции с денежными средствами, отражаемые на счете 0 201 11 000 >>>

1.2. Бухгалтерский учет при поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения >>>

1.3. Бухгалтерский учет при выбытии денежных средств с лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения >>>

2. Денежные средства бюджетного, автономного учреждения в органе казначейства в пути (счет 0 201 13 000) >>>

2.1. Бухгалтерский учет денежных средств, перечисленных на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения в одном месяце, а полученных им в следующем месяце >>>

1. Денежные средства бюджетного, автономного учреждения

на лицевых счетах в органе казначейства

(счет 0 201 11 000)

1.1. Операции с денежными средствами,

отражаемые на счете 0 201 11 000

При проведении бюджетным, автономным учреждением безналичных расчетов денежными средствами в валюте РФ через органы казначейства используется счет бухгалтерского учета 0 201 11 000 (п. 156 Инструкции N 157н, абз. 2 п. 71, п. 72 Инструкции N 174н, абз. 2 п. 71, п. 72 Инструкции N 183н).

Внимание! Бюджетное учреждение обязано осуществлять операции по безналичным расчетам через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Автономное учреждение вправе открывать счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, Письмо Минфина России от 20.12.2012 N 02-13-06/5291).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства установлен Приказом Казначейства России от 29.12.2012 N 24н.

Бюджетные и автономные учреждения осуществляют безналичные расчеты со средствами, полученными ими в виде:

Субсидий из бюджета бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

Субсидий из бюджета бюджетной системы РФ на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

Бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности (ст. 79 БК РФ);

Собственных доходов (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. п. 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ);

Средств ОМС;

Средств, находящихся во временном распоряжении.

Во временном распоряжении учреждения могут находиться денежные средства, поступившие в результате:

Изъятия в ходе дознания, предварительного следствия, не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества;

Получения средств на ответственное хранение;

Получения средств бюджетным учреждением в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе);

В прочих установленных законодательством РФ случаях.

Подробнее об учете сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения, см. подраздел "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" раздела "Прочие расчеты с кредиторами" настоящего Практического пособия.

В связи с завершением 1 января 2012 г. переходного периода для перевода федеральных бюджетных и автономных учреждений на новый порядок финансового обеспечения выполнения ими государственного задания (оказание государственных услуг, выполнение работ) путем предоставления субсидий из федерального бюджета в соответствии с абз. 1 ст. 78.1 БК РФ федеральным бюджетным учреждениям следует открыть в территориальных органах федерального казначейства лицевые счета, предназначенные для учета операций (абз. 1 п. 1 Письма Минфина России N 02-03-09/5232, Казначейства РФ N 42-7.4-05/5.1-735 от 25.11.2011):

1) со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных учреждениям из федерального бюджета) - до 30 декабря 2011 г.;

2) со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из федерального бюджета в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций - по мере необходимости.

Федеральным автономным учреждениям лицевые счета в территориальных органах казначейства открываются в аналогичном порядке (абз. 7 п. 1 Письма Минфина России N 02-03-09/5232, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-735 от 25.11.2011).

1.2. Бухгалтерский учет при поступлении денежных средств

"Денежные средства учреждения на счетах" учитываются операции госучреждения с безналичными денежными средствами в валюте РФ, находящимися на счетах учреждений, открытых в кредитных организациях или в органах Федерального казначейства (в финансовом органе соответствующего бюджета).

На соответствующих аналитических счетах счета 201 01 учитываются следующие виды денежных средств госучреждений в валюте РФ:


Тип госучреждения

Лицевые счета в органах Федерального казначейства (финансовых органах)

Счета в кредитных организациях

Вид средств

Вид средств

Казенное учреждение

Средства, поступающие во временное распоряжение

Денежные средства учреждения в валюте РФ (в том числе находящиеся во временном распоряжении), в случае проведения операций не через органы Федерального казначейства (финансовый орган)

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение



Перечислен аванс





Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.


С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов , руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков , начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин , зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк , государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский , начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева , ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова , ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина , редактор-эксперт

В казенных учреждениях

С 1 января 2012 года все казенные учреждения (независимо от уровня бюджета, из которого они финансируются: федеральный, региональный или местный) средства, полученные от деятельности, приносящей доход, в полном объеме должны перечислить в доход соответствующего бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ч. 7, 8, п. 2 ч. 16 ст. 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Поэтому начиная с 2012 года источником финансового обеспечения всех расходов казенного учреждения являются средства соответствующего бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, письмо Минфина России от 17 мая 2011 г. № 02-03-09/2016).

Ситуация: как казенному учреждению отразить в бухучете формирование входящих остатков по состоянию на 1 января 2012 года. В 2011 году средства, полученные от приносящей доход деятельности, учреждение использовало для обеспечения своей деятельности. С 1 января 2012 года все доходы от платных услуг и иной приносящей доход деятельности подлежат зачислению в доход бюджета
С 1 января 2012 года все казенные учреждения (независимо от уровня бюджета, из которого они финансируются: федеральный, региональный или местный) средства, полученные от деятельности, приносящей доход, в полном объеме должны перечислить в доход соответствующего бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ч. 7, 8, п. 2 ч. 16 ст. 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). При этом источником финансового обеспечения указанной деятельности (если вышестоящим учреждением принято решение о праве ее осуществления) будут являться доведенные главным распорядителем лимиты бюджетных обязательств (письмо Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736). В бюджетном учете такие средства должны быть отражены по коду вида финансового обеспечения 1 «деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)» (п. 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Таким образом, в бюджетном учете при формировании входящих остатков по состоянию на 1 января 2012 года остатки по счетам, содержащим в 18 разряде номера счета код вида финансового обеспечения 2 «приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)», следует перевести на счета с кодом вида финансового обеспечения 1. Исключением являются остатки по счетам учета денежных средств (сформированные по состоянию на 1 января 2012 года) (2.201.11.000, 2.201.13.000, 2.201.23.000, 2.201.34.000, 2.201.26.000, 2.201.27.000), которые нужно перечислить в доход бюджета.
Перенос остатков по счетам (с кода вида финансового обеспечения 2 на код 1) оформите в межотчетный период справкой по форме № 0504833 (Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н). См. пример заполнения справки (ф. 0504833).
Порядок отражения в бюджетном учете операции по перечислению денежных средств, полученных от платных услуг, и их зачислению в доход бюджета, зависит от того, переданы учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет.
Учреждению не переданы полномочия администратора доходов бюджета
Если учреждению не переданы полномочия администратора доходов бюджета, в учете сделайте проводки:
Дебет КДБ.1.205.81.560 Кредит КДБ.1.303.05.730




Кредит 17

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КДБ.1.205.81.660
– отражено исполнение обязательства казенного учреждения по перечислению средств в доход бюджета (на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора доходов бюджета).
Учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета
Если учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета, в учете сделайте проводки:
Дебет КДБ.1.205.81.560 Кредит КДБ.1.401.10.180
– отражено обязательство казенного учреждения по перечислению в доход бюджета остатков денежных средств (на основании справки ф. 0504833).
При этом в разрядах с 1 по 17 номеров счетов отразите код дохода соответствующего бюджета бюджетной системы 000 1 17 05000 00 0000 180 «Прочие неналоговые доходы». Детализация данного кода зависит от того, за счет средств какого бюджета финансируется учреждение. Например, если учреждение финансируется за счет средств федерального бюджета, следует указывать код 000 1 17 05010 01 0000 180.
Дебет КДБ.2.401.10.180 Кредит КИФ.2.201.11.610
– отражено перечисление средств с лицевого счета учреждения (раздел «Приносящая доход деятельность») в доход бюджета (на основании документов, прилагаемых к выписке с лицевого счета учреждения);
Кредит 17 (код бюджетной классификации доходов)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;
Дебет КДБ.1.210.02.180 Кредит КДБ.1.205.81.660
– отражено поступление средств в доход бюджета (на основании выписки из лицевого счета администратора).
Такой порядок следует из пунктов 43, 44, 49, 91, 120 Инструкции № 162н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (забалансовый счет 17), пунктов 1, 2.1, 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 02-06-07/1546, пункта 5 совместного письма от 25 ноября 2011 г. Минфина России № 02-03-09/5232 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-735.

Бюджетные и автономные учреждения субъектов РФ (муниципальные учреждения) средства от деятельности, приносящей доход, отражают на лицевых счетах, открытых в финансовых органах субъекта РФ (муниципального образования). Порядок отражения операций на лицевых счетах устанавливает соответствующий финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования). Например, департамент финансов. Это следует из положений части 3 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Автономные учреждения также могут учитывать указанные средства на счетах в кредитных организациях (п. 3 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).
В федеральных бюджетных и автономных учреждениях порядок проведения операций со средствами от деятельности, приносящей доход, зависит от типа учреждения.
В бюджетных учреждениях

Бюджетные учреждения, которые получают субсидии из бюджета (в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ), операции со средствами от приносящей доход деятельности проводят в Порядке, утвержденном приказом Казначейства России от 29 октября 2010 г. № 16н. Для оплаты денежных обязательств за счет средств от деятельности, приносящей доход, они представляют в Казначейство России один из следующих документов:

  • заявку на кассовый расход (ф. 0531801);
  • заявку на кассовый расход (сокращенную) (ф. 0531851);

Об этом сказано в пункте 4 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 29 октября 2010 г. № 16н, пункте 2.1.1 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н, пункте 10 Правил, утвержденных приказом Минфина России от 31 декабря 2010 г. № 199н, пункте 4.5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н.
О том, вправе ли бюджетное учреждение использовать выручку от платной деятельности, поступившую в кассу учреждения, минуя лицевой счет, открытый в Казначействе России, см. Как государственному (муниципальному) учреждению использовать собственные доходы (средства, полученные от деятельности, приносящей доход).

В автономных учреждениях

Автономные учреждения при проведении операций за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, руководствуются Порядком, утвержденным приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 г. № 15н. Для оплаты денежных обязательств они представляют:

  • платежное поручение (ф. 0401060);
  • заявку на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • заявку на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844).

Об этом сказано в пункте 5 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 г. № 15н.
О том, вправе ли автономное учреждение использовать выручку от платной деятельности, поступившую в кассу учреждения, минуя лицевой счет, открытый в Казначействе России, см. Как государственному (муниципальному) учреждению использовать собственные доходы (средства, полученные от деятельности, приносящей доход).

Для учета денежных средств, полученных от деятельности, приносящей доход, бюджетные и автономные учреждения используют счет 201.00 «Денежные средства учреждения». На нем учитываются, в частности, денежные средства:

  • на счетах;
  • в кассе;
  • в пути;
  • в аккредитивах;
  • в денежных документах.

Об этом сказано в пункте 155 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
При этом в обязательном порядке формируйте забалансовые счета 17 и 18 к счетам учета операций по:

  • банковским счетам учреждения;
  • лицевым счетам бюджетного учреждения, которое получает субсидии (в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ), и автономного учреждения.

Аналитический учет по этим счетам ведите в многографной карточке (ф. 0504054).
Такой порядок установлен пунктами 365–368 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Учет денежных средств на счетах
Для учета операций с денежными средствами, полученными от деятельности, приносящей доход, используйте счета:

  • 0.201.11.000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» – для отражения операций с денежными средствами на лицевом счете, открытом в Казначействе России (финансовом органе);
  • 0.201.21.000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» – для отражения операций с денежными средствами на счетах, открытых (в соответствии с законодательством) в кредитных организациях.

Это следует из пункта 155 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктов 71, 76 Инструкции № 183н, пункта 71 Инструкции № 174н.
Учет операций по счету ведите в журнале операций с безналичными денежными средствами по форме № 0504071 (п. 157 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н).
Ситуация: нужно ли в папку (дело), сформированную к журналу операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071), подшивать оправдательные документы (договоры, счета, счета-фактуры, акты, накладные и т. д.)
Нет, не нужно.
Журнал операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) составляется на базе первичных (сводных) учетных документов, которые служат основанием для поступления или списания средств с лицевого счета учреждения. Такими документами являются выписки с лицевого счета с приложенными копиями платежных документов в бумажном и (или) электронном виде. Этот вывод следует из Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н, и пункта 3.18 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 7 октября 2008 г. № 7н.
Таким образом, оправдательные документы (договоры, счета, счета-фактуры и т. д.) подшивать в папку (дело), сформированную к журналу операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071), не нужно. К ней (нему) подшивайте выписки с лицевого счета вместе с платежными документами, служащими основанием для отражения операций на лицевом счете. Такой вывод следует из пункта 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Операции расчетов с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071), поэтому оправдательные документы, такие как договоры, счета, счета-фактуры, акты, накладные и т. п., следует подшить к папке (делу), сформированной к этому журналу. Такой вывод следует из положений Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н, и письма Минфина России от 6 мая 2011 г. № 02-06-10/1910.

Порядок отражения в бухучете операций, связанных с движением денежных средств от приносящей доход деятельности на счетах учреждений, зависит от типа государственного (муниципального) учреждения.

В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета (в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ), поступление и выбытие денежных средств на счетах оформите следующим образом:
Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.205.31.660 (2.206.26.660, 2.303.06.730…)

Дебет 2.302.22.830 (2.206.26.560, 2.303.06.830…) Кредит 2.201.11.610

Такой порядок установлен пунктами 72–73 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 201.01).

В учете автономных учреждений

Поступление и выбытие денежных средств на счет оформите следующим образом:
Дебет 2.201.11.000 (0.201.21.000) Кредит 2.205.30.000 (2.206.26.000, 2.303.06.000…)
– отражено поступление денежных средств на счет учреждения;
Дебет 2.302.22.000 (2.206.26.000, 2.303.06.000…) Кредит 2.201.11.000 (0.201.21.000)
– отражено выбытие денежных средств со счета учреждения.

Такой порядок установлен пунктами 3, 72–73, 77–78 Инструкции № 183н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 201.01).

Пример отражения в бухучете денежных средств, поступивших на счет учреждения

Бюджетное учреждение «Альфа» в рамках деятельности, приносящей доход, проводит подготовительные курсы. Стоимость обучения на курсах – 10 000 руб. 15 сентября поступила оплата за обучение от слушателя курсов.

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.205.31.660
– 10 000 руб. – поступила предварительная оплата за подготовительные курсы;
Дебет 17 (код КОСГУ)
– 10 000 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.

Пример отражения в бухучете денежных средств, выбывших со счета учреждения

Бюджетное учреждение «Альфа» заключило договор с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» на поставку оборудования. 15 сентября «Альфа» в качестве аванса по договору перечислила «Мастеру» 20 000 руб.
15 сентября в учете «Альфы» сделаны следующие записи:
Дебет 2.206.31.560 Кредит 2.201.11.610
– 20 000 руб. – перечислен аванс «Мастеру»;
Кредит 18 (код КОСГУ)
– 20 000 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения.

Учет денежных средств в кассе
Для учета денежных средств от деятельности, приносящей доход, в кассе учреждения используйте счет 201.34 «Касса». На этом счете денежные средства учитывайте как в рублях, так и в иностранной валюте (п. 166 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Учет операций по счету ведите в журнале операций «Касса» (ф. 0504071) на основании документов, прилагаемых к отчету кассира (п. 168 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н).
Прием денежных средств в кассу учреждения оформите квитанцией (ф. 0504510) и приходным кассовым ордером (ф. 0310001).
При выбытии денежных средств из кассы учреждения оформите:

  • расходный кассовый ордер (ф. 0310002);
  • ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501).

Учет кассовых операций ведите в кассовой книге (ф. 0504514).
Такой порядок установлен пунктом 167 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Порядок отражения в бухучете операций, связанных с движением денежных средств от приносящей доход деятельности в кассе учреждения, зависит от типа государственного (муниципального) учреждения.
В учете бюджетных учреждений

В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета (в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ), операции по кассе оформите следующими проводками:
Дебет 2.201.34.510 Кредит 2.210.03.660 (2.205.31.660, 2.208.22.660…)

Дебет 2.208.22.560 (2.210.03.560, 2.205.31.560…) Кредит 2.201.34.610

Такой порядок установлен пунктами 84–85 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 201.34).
Следует отметить, что бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств в номере счета дополнительно указывают разряды с 1 по 17 в соответствии с приложением 2 к Инструкции № 162н (п. 4 приказа Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, п. 2 Инструкции № 162н).

В учете автономных учреждений

Поступление и выбытие денежных средств в кассу учреждения оформите следующими проводками:
Дебет 2.201.34.000 Кредит 2.210.03.000 (2.205.30.000, 2.208.22.000…)
– отражено поступление наличных денежных средств в кассу;
Дебет 2.208.22.000 (2.210.03.000, 2.205.30.000…) Кредит 2.201.34.000
– отражено выбытие денежных средств из кассы.
В 24–26 разрядах номера счета укажите код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности.
Такой порядок установлен пунктами 3, 87–88 Инструкции № 183н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 201.34).

Пример отражения в бухучете операций по кассе

Бухгалтер бюджетного учреждения «Альфа» 5 сентября подал заявку на получение наличных денежных средств на следующие цели:

  • 100 000 руб. – на выдачу зарплаты;
  • 20 000 руб. – на приобретение основных средств.

6 сентября денежные средства в сумме 120 000 руб. оприходованы в кассу. В этот же день денежные средства выданы из кассы.
5 сентября бухгалтер сделал следующие записи:
Дебет 2.210.03.560 Кредит 2.201.11.610
– 120 000 руб. – списаны денежные средства со счета на основании заявки;
Кредит 18 (в разрезе КОСГУ)
– 120 000 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения.
6 сентября в учете сделаны записи:
Дебет 2.201.34.510 Кредит 2.210.03.660
– 120 000 руб. – поступили денежные средства в кассу;
Дебет 2.302.11.830 Кредит 2.201.34.610
– 100 000 руб. – выдана из кассы зарплата сотрудникам;
Дебет 2.208.31.560 Кредит 2.201.34.610
– 20 000 руб. – выданы денежные средства под отчет на приобретение основных средств.

Учет денежных средств в пути
Денежные средства в пути учитывайте на следующих аналитических счетах к счету 201.03 «Денежные средства учреждения в пути»:

  • 0.201.13.000 «Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути»;
  • 0.201.23.000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути».

К ним относят:

  • денежные средства, перечисленные учреждению, но подлежащие зачислению на его счета в следующем месяце;
  • денежные средства, переведенные учреждением с одного счета на другой (при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день);
  • денежные средства, перечисленные на конвертацию.

Это следует из положений пункта 162 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктов 74–75, 80–81 Инструкции № 183н, пунктов 74–75, 77–78 Инструкции № 174н.
Учет операций по движению денежных средств в пути ведите в журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) (п. 163 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
Порядок отражения в бухучете денежных средств в пути зависит от типа государственного (муниципального) учреждения.
В учете бюджетных учреждений

В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета (в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ), операции по перечислению средств оформите следующими проводками:
Дебет 2.201.13.510 (2.201.23.510) Кредит 2.201.11.610 (2.201.26.610, 2.201.27.610, 2.304.04.200…)

Дебет 2.201.11.510 (2.201.26.510, 2.201.27.510) Кредит 2.201.13.610 (2.201.23.610)

Такой порядок установлен пунктами 74, 75, 77, 78 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 201.03).
Следует отметить, что бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств в номере счета дополнительно указывают разряды с 1 по 17 в соответствии с приложением 2 к Инструкции № 162н (п. 4 приказа Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, п. 2 Инструкции № 162н).

В учете автономных учреждений

Операции по перечислению средств оформите следующими проводками:
Дебет 2.201.13.000 (2.201.23.000) Кредит 2.201.11.000 (2.201.21.000, 2.201.27.000, 2.304.04.000…)
– отражены денежные средства, перечисленные учреждению в одном периоде (месяце), но подлежащие зачислению на его счет в другом (переведенные учреждением с одного счета на другой, перечисленные на конвертацию);
Дебет 2.201.11.000 (2.201.21.000, 2.201.26.000, 2.201.27.000) Кредит 2.201.13.000 (2.201.23.000)
– отражено поступление денежных средств на счет учреждения, перечисленных учреждению в предыдущем периоде (месяце).
В 24–26 разрядах номера счета укажите код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности.
Такой порядок установлен пунктами 3, 74–75, 80–81 Инструкции № 183н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 201.03).

Пример отражения в бухучете денежных средств в пути

Бюджетное учреждение «Альфа» 15 сентября перечислило 15 000 руб. на конвертацию для выдачи под отчет.
16 сентября денежные средства поступили на валютный счет. В этот же день бухгалтер оприходовал денежные средства в кассу. Курс доллара США (условно) 15 и 16 сентября составил 25 руб./USD.
15 сентября бухгалтер «Альфы» сделал запись:
Дебет 2.201.23.510 Кредит 2.201.11.610
– 15 000 руб. – перечислены денежные средства на конвертацию;
Кредит 18 (код КОСГУ)
– 15 000 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения.
16 сентября в учете сделаны записи:
Дебет 2.201.27.510 Кредит 2.201.23.610
– 15 000 руб. (600 USD × 25 руб./USD) – поступили денежные средства в иностранной валюте;
Дебет 18 (код КОСГУ)
– 15 000 руб. – отражено поступление средств на валютный счет;
Дебет 2.201.34.510 Кредит 2.201.27.610
– 15 000 руб. – оприходованы денежные средства в кассу;
Кредит 18 (код КОСГУ)
– 15 000 руб. – отражено выбытие денежных средств с валютного счета.

Учет денежных средств в аккредитивах
Движение денежных средств по аккредитивным расчетам учитывайте на счете 201.26 «Аккредитивы». Аккредитивные расчеты по договорам с поставщиками можно вести в рублях и в иностранной валюте (п. 173 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
Учет операций по счету ведите в журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071). Аналитический учет по счету ведите по каждому выставленному аккредитиву на карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051). Такой порядок установлен пунктами 175–176 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Порядок отражения в бухучете движения денежных средств по аккредитивным расчетам зависит от типа государственного (муниципального) учреждения.
В учете бюджетных учреждений

В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета (в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ), поступление денежных средств на аккредитивный счет оформите проводкой:
Дебет 2.201.26.510 Кредит 2.201.11.610 (2.201.23.610, 2.201.27.610)


Дебет 2.206.31.560 (2.107.33.340, 2.302.34.830…) Кредит 2.201.26.610

Дебет 2.201.11.510 (2.201.13.510, 2.201.27.510) Кредит 2.201.26.610

Такой порядок установлен пунктами 56, 79, 80 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 201.26).
Следует отметить, что бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств в номере счета дополнительно указывают разряды с 1 по 17 в соответствии с приложением 2 к Инструкции № 162н (п. 4 приказа Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, п. 2 Инструкции № 162н).

В учете автономных учреждений

Поступление денежных средств на аккредитивный счет оформите проводкой:
Дебет 2.201.26.000 Кредит 2.201.11.000 (2.201.21.000, 2.201.23.000, 2.201.27.000)
– перечислены денежные средства на аккредитивный счет.
Выбытие денежных средств с аккредитивного счета оформите следующими проводками:
Дебет 2.206.31.000 (2.107.33.000, 2.302.34.000…) Кредит 2.201.26.000
– использован аккредитив при расчетах с контрагентом;
Дебет 2.201.11.000 (2.201.21.000, 2.201.13.000, 2.201.27.000) Кредит 2.201.26.000
– отражено поступление неиспользованных сумм аккредитива на счета учреждения.
В 24–26 разрядах номера счета укажите код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности.
Такой порядок установлен пунктами 3, 56, 82, 83 Инструкции № 183н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 201.26).

Пример использования аккредитива. Право собственности на приобретаемое имущество переходит в момент его получения

Бюджетное учреждение «Альфа» приобрело основное средство стоимостью 50 000 руб. Форма расчетов – аккредитивная. Согласно договору право собственности на имущество переходит в момент его получения.



Кредит 18 (код КОСГУ)

Дебет 2.206.31.560 Кредит 2.201.26.610

Дебет 2.106.31.310 Кредит 2.302.31.730
– 50 000 руб. – поступило основное средство;
Дебет 2.302.31.830 Кредит 2.206.31.660
– 50 000 руб. – зачтено обязательство поставщика в счет перечисленного ранее аванса.

Пример использования аккредитива. Право собственности на приобретаемое имущество переходит в момент его отгрузки

Бюджетное учреждение «Альфа» приобрело основное средство стоимостью 50 000 руб. Форма расчетов – аккредитивная. Согласно договору право собственности на имущество переходит в момент его отгрузки.
В учете бухгалтер «Альфы» сделал следующие записи:
Дебет 2.201.26.510 Кредит 2.201.11.610
– 50 000 руб. – перечислены денежные средства на аккредитивный счет;
Кредит 18 (код КОСГУ)
– 50 000 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения;
Дебет 2.107.31.310 Кредит 2.201.26.610
– 50 000 руб. – отгружено основное средство поставщиком;
Дебет 2.106.31.310 Кредит 2.107.31.310
– 50 000 руб. – поступило основное средство в учреждение.

Пример использования аккредитива при расчетах за выполненные работы и оказанные услуги

Бюджетное учреждение «Альфа» заключило договор на оказание транспортных услуг с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» на сумму 5900 руб. (в т. ч. – 900 руб.). Форма расчетов аккредитивная.
В учете бухгалтер «Альфы» сделал следующие записи:
Дебет 2.201.26.510 Кредит 2.201.11.610
– 5900 руб. – перечислены денежные средства на аккредитивный счет;
Кредит 18 (код КОСГУ)
– 5900 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения;
Дебет 2.109.81.222 Кредит 2.302.22.730
– 5000 руб. (5900 руб. – 900 руб.) – отражены расходы по транспортным услугам;
Дебет 2.210.01.560 Кредит 2.302.22.730
– 900 руб. – учтен ;
Дебет 2.302.22.830 Кредит 2.201.26.610
– 5900 руб. – произведены расчеты с «Мастером»;
Дебет 2.303.04.830 Кредит 2.210.01.660
– 900 руб. – принят к вычету .

Учет денежных документов
Денежные документы храните в кассе учреждения и учитывайте на счете 201.35 «Денежные документы».
Прием и выдачу денежных документов оформляйте приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с указанием на них записи «Фондовый». Учет операций с денежными документами ведите на отдельных листах кассовой книги также с указанием на них записи «Фондовый» (ф. 0504514). При этом итоговые показатели операций за день и показатели остатка на конец дня формируйте по денежным средствам и по денежным документам раздельно.
Аналитический учет операций с денежными документами ведите по их видам в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).
Учет операций по счету ведите в журнале по прочим операциям (ф. 0504071) на основании документов, прилагаемых к отчетам кассира.
Такой порядок установлен Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 201.35).
Порядок отражения в бухучете денежных документов зависит от типа государственного (муниципального) учреждения.
В учете бюджетных учреждений

В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета (в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ), поступление и выбытие денежных документов оформите следующими проводками:
Дебет 2.201.35.510 Кредит 2.302.13.730 (2.208.34.660, 0.304.04.000, 2.401.10.180…)

Дебет 2.208.13.560 (2.208.26.560, 2.208.34.560…) Кредит 2.201.35.610

Такой порядок установлен пунктами 86–87 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 201.35).
Следует отметить, что бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств в номере счета дополнительно указывают разряды с 1 по 17 в соответствии с приложением 2 к Инструкции № 162н (п. 4 приказа Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, п. 2 Инструкции № 162н).

В учете автономных учреждений

Поступление и выбытие денежных документов оформите следующими проводками:
Дебет 2.201.35.000 Кредит 2.302.13.000 (2.208.34.000, 0.304.04.000, 2.401.10.180…)
– поступили денежные документы в кассу;
Дебет 2.208.13.000 (2.208.26.000, 2.208.34.000…) Кредит 2.201.35.000
– выданы денежные документы под отчет.
В 24–26 разрядах номера счета укажите код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности.
Такой порядок установлен пунктами 3, 89–90 Инструкции № 183н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 201.35).

Пример учета денежных документов, приобретенных за счет средств от деятельности, приносящей доход

Бюджетное учреждение «Альфа» направило экономиста А.С. Кондратьева в командировку. «Альфа» приобрела авиабилет стоимостью 3200 руб. Билет оплачен по безналичному расчету.
В учете «Альфы» бухгалтер сделал следующие записи:
Дебет 2.206.22.560 Кредит 2.201.11.610
– 3200 руб. – перечислены средства на приобретение авиабилета;
Кредит 18 (код КОСГУ)
– 3200 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения;
Дебет 2.201.35.510 Кредит 2.302.22.730
– 3200 руб. – приобретен авиабилет;
Дебет 2.302.22.830 Кредит 2.206.22.660
– 3200 руб. – зачтен ранее выданный аванс.
Перед командировкой авиабилет выдали Кондратьеву, в учете бухгалтер отразил:
Дебет 2.208.22.560 Кредит 2.201.35.610
– 3200 руб. – выдан авиабилет Кондратьеву.

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись