Статьи о катехизисе. Катехизис - что это? Православный Катехизис. Католический Катехизис. Буквально образ показывает главный смысл книги

Катехизис до 2008 года оставался католической книгой -сборником христианских вероучений.

Архиерейский Собор 2008 года одобрил издание православного Катехизиса, над составлением которого вызвались работать православные богословы, специалисты и профессора духовных учреждений.

В 2016 году Архиерейский Собор православной Церкви России рассмотрел первый проект книги ответов и вопросов и отправил его на обсуждение священникам для общецерковного обсуждения.

Что такое катехизис

В переводе с греческого языка это слово обозначает учение, наставление или инструкция. Катехизисами называли христианские книги, издаваемые в Средние века. В издаваемых пособиях для христиан разными авторами давался ответ на интересующий народ вопрос.

Православный катехизис

Читайте о некоторых заповедях Божиих:

Интересно, что катехизис выпускался только для священников, которые в устной форме должны были донести его для народа. В светском обществе катехизисом называют свод неписаных правил для определенного круга людей.

Если для католиков эта книга является символической, то для православных она остается, как руководство для христиан.

В переданном на рассмотрение священникам проекте православной книги вопросов-ответов основными являются следующие главы:

  • Основы православия.
  • Основы Канонов и Литургий в Православия.
  • Основы нравов православного образования.
  • Основные социальные концепции Русской православной церкви.
  • Основные верования Русской Церкви относительно достоинства, прав человека и его свободы.
  • Основы принципов взаимоотношений с людьми других конфессий.
Важно! В катехизисе вероучения описаны простым, доступным широкому кругу людей, языком, но при этом смысл самих посланий не меняется. Эта книга должна полностью соответствовать посланиям Святых Отцов Церкви.

Святые места в книге вопросов и ответов могут быть цитированы только со ссылками и объяснениями.

История появления Катехизиса

Кирилл Иерусалимский, Августин и Иоанн Златоуст написали целые послания, которые впоследствии стали образцами для написания последующих катехизисов.

Катехизис — краткий путеводитель по православной вере

Из этих книг новообращенные христиане черпали сведения:

  • о Таинствах церкви и действии Святых Даров;
  • о символах православной веры;
  • о значении главной молитвы «Отче наш»;
  • о десяти заповедях и восьми смертных грехах.

О грехах в православии:

Впервые книгу вопросов и ответов в форме учебника для священнослужителей составил Бруно Вюрцбургский в XI веке.

В конце XIII века Фомой Аквинским были произнесены прекрасные проповеди, разъясняющие доступным языком понятия символов веры, «Отче Наш» и основных заповедей, данных через апостола Моисея Богом.

До 1254 года на богослужениях не давалось никакое разъяснение церковных понятий, и только Альбийский Собор обязал священников во время церковных служб объяснять верующим значение символов веры.

При появлении протестантизма катехизическая активность достигает своего пика, когда вышел первый Катехизис, автором которого был протестант Альтхамер.

В 1541 году Кальвин выдает свой экземпляр, книгу вопросов и ответов на французском, а затем и на латинском языке.

В 1642 году увидел первый православный экземпляр, написанный Петром Могилой.

Интересно! В каждой стране, в определенное время появляются печатные послания, призванные раскрыть перед христианами тонкости католического и православного верования.

Пространный катехизис святителя Филарета для христиан

Открывая книгу святителя, поражаешься простоте и доступности ее написания. Краткими и понятными ответами отец Филарет дает определение веры и ее отличие от знания.

Катехизис. Святитель Филарет Московский

Перелистывая страницы Богом освященного писания, в доступной форме читаешь о понятии Божественных вещей, как отличить Божественное и мирское, как человек может познать Творца и принять Его откровения.

Следующая глава знакомит христиан со Священным Писанием и Священными Преданиями , указывая, какое место занимает Библия. Из послания Филарета каждый верующий узнает, что Библия содержит законоутверждающие, учительские, исторические книги и пророческие послания.

Здесь же указано, что апостол - это посланник Божий.

Далее святой отец дает ответы на всевозможные вопросы, касающиеся веры, надежды и любви во всех их аспектах, как человеческих, так и Божественных. Раскладывая на составляющие символ веры «Верую в единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа», Филарет уделяет каждой ипостаси должное внимание.

В этой главе четко дан ответ, что такое ангел, дьявол, дыхание жизни, рай и многое другое.

Важно! После прочтения послания приходит четкое понимание, кто такой Иисус, в чем сила Его жертвы, и какую роль играет Святой Дух в жизни христиан.

В первой главе описано 12 символов веры.

Вторая глава посвящена надежде во всех ее проявлениях. В Катехизисе Филарета описано, какую надежду дарует Господь в благодати, в 9 заповедях блаженства, о 6 видах прощения и молитве Господней.

В третьей главе, посвященной любви, подробно разбираются 10 заповедей Господних.

В заключение святитель Филарет дает наставление, как пользоваться написанным ним посланием.

Православный Катехизис является «Энциклопедией христианской жизни», в которой каждый верующий найдет ответ на волнующий его вопрос.

Православная азбука. Катехизис

В каждом из течений христианской религии есть книга, из которой верующие могут узнать ответы на самые распространённые вопросы богословия. Кроме того, в ней присутствуют сведения по начальному христианскому образованию до . Называется такая книга – катехизис.

Вконтакте

Одноклассники

  1. Что такое катехизис
    1. Спорное авторство Филарета
  2. Католический катехизис

Что такое катехизис

Слово «катехизис» родом из древнегреческого языка. Буквальный перевод – наставление, поучение. Ещё эту книгу называют огласительной, так как она содержит основы вероучения.

В Википедии катехизис описывается как официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, а также как огласительное наставление, и книга, которая содержит основные положения вероучения зачастую изложенные в форме вопросов и ответов.

Вообще, сам термин не является сугубо богословским. Из буквального перевода слова следует, что такое название можно дать любому подробному руководству, составленному в такой же манере, как указанная церковная книга.

Так, летом 1869 г. в Женеве С.Г. Нечаевым был написан «Катехизис революционера», содержавший идеи масштабного террора против власти с огромным количеством жертв.

Вероисповедные издания такого типа православной, католической и протестантской церкви отличаются из-за различий в толковании Священного Писания. Кроме того, отношение к этой книге в разных конфессиях также разнится.

В католицизме и протестантизме эти издания считаются символическими книгами, но в православии их рассматривают только как руководство для верующих.

Кроме того, само слово «катехизис» порой употребляется для названия произведений, составленных в форме вопросов и ответов либо некоего символа веры или сборника каких-то незыблемых принципов.

Создание единого православного руководства

В первой четверти девятнадцатого века различные версии вероисповедного издания стали очень популярны. Наибольшим спросом пользовались руководства под авторством митрополитов Петра Могилы и Платона. Но всё же церковь не соглашалась с верностью изложения основ православия в указанных изданиях.

Для изменения сложившейся ситуации было решено издать новую версию руководства, причём привнести в неё цитаты из старых библейских книг, которые к тому времени были уже переведены на русский язык. Итогом принятых решений стал новый единый православный катехизис, работа над которым началась в 1822 году.

Пространный катехизис митрополита Филарета

Кто же стал автором первого православного руководства? Создание единой вероисповедной книги, отражающей основы православия, в 1822 году было возложено на одного из самых, на тот момент, образованных и профессиональных российских богословов Филарета Дроздова, который являлся митрополитом Московским и Коломенским. Текст руководства был им написан в 1823 году. Тогда же Синод одобрил её , утвердил как руководство и направил на публикацию.

Позже катехизис Филарета много раз корректировался как самим автором, так и другими членами Синода. Труд митрополита стал настолько востребован, что переиздавался множество раз. Знаменитые теологи, среди которых митрополит Макарий, считают эту книгу символической. Работу святителя Филарета причисляют к наиболее авторитетным источникам догм учения православия, так как именно в ней максимально полно отражены основные постулаты церкви.

Эта версия вероисповедной книги имела множество достоинств, среди которых выделялись:

В 1824 году увидели свет сразу четыре издания книги, которые были набраны как церковнославянским шрифтом, так и гражданским. На каждый шрифт приходилось по две книги.

В середине 1824 года впервые был издан «Краткий катехизис» . Для кого же выпускалось это издание? Сокращённый вариант руководства был предназначен, прежде всего, для детей. Впрочем, и среди взрослых было немало желающих читать именно такой вариант книги. Ведь для тех, кто почти не владел грамотой это издание было очень удобно. В нём был собран текст, который в книге Филарета выделялся крупным шрифтом, то есть был наиболее важным.

После выпуска краткой версии руководства труд митрополита стал называться «Пространным».

Структура вероисповедной книги

Православный катехизис, который написал митрополит Филарет, начинается с раздела, рассказывающего читателю книги основные понятия вероучения. Кроме того, в нём описывается то, как Русская Православная Церковь трактует понятие Божественного Откровения , а также рассказывается о Священном Писании. Второй раздел состоит из трёх больших частей, каждая часть посвящена одной из основных христианских добродетелей – вере, надежде и любви.

Первая часть называется «О Вере». В этой части приведён подробный обзор Никео-Цареградского Символа именно в православии, а также рассказ о семи таинствах христианской религии.

Вторая часть носит название «О Надежде» и повествует об этом понятии в христианстве и разъясняет роль молитвы для верующего человека. В частности, подробно описывается возношение «Отче наш». Кроме того, в эту часть включено объяснение 10 заповедей блаженства.

Третья часть называется «О любви» . Она рассказывает о десяти Божьих заповедях. Четыре из указанных заповедей высечены на первой и представляют собой заповеди о любви к Творцу. Шесть следующих являются законами о любви к ближнему.

Завершается вероисповедная книга главой «Употребление учения о вере и благочестии».

Изучая структуру издания нельзя не отметить, что тот, кто составлял его, сделал книгу удобной для изучения и восприятия. Текст написан в форме «вопрос-ответ». Кроме того, он логично переходит от введения в основы православия к объяснениям самой сути конфессии.

Спорное авторство Филарета

После публикации катехизиса Филарета среди православных богословов появились те, кто поставил под вопрос авторство митрополита. Это было связано с тем, что вероисповедная книга много раз кардинально редактировалась.

Кроме того, в составление вероисповедного документа внёс свою лепту обер-прокурор Священного Синода, являвшийся светским лицом. Считается, что из-за этого факта в книге упомянуты не все символы веры, а также в ней присутствует описание влияние инославного богословия. Есть мнение, что по указанным причинам катехизис Филарета не может считаться непоколебимой догмой православной веры.

Вероисповедная книга в современной РПЦ

Впервые идея о создании современного катехизиса была озвучена в 2008 году на Архиерейском Соборе. Спустя год Священный Синод дал поручение Синодальной богословской комиссии, позже переименованной в Синодальную библейско-богословскую комиссию, сокращённо СББК, начать работу над современным катехизисом Русской Православной Церкви . Главой группы, занявшейся этой работой, стал митрополит Илларион (Алфеев).

К работе над текстом были привлечены ведущие богословы РПЦ, в том числе члены СББК, профессора духовных академий, а также специалисты богословской науки.

Первая версия указанного труда была закончена в январе 2016 года. 29 января 2016 года состоялось заседание полного состава СББК, где проект был единогласно принят. После этого книга была представлена членам Архиерейского Собора РПЦ, проходившего 2 и 3 февраля 2016 года. Там было решено направить проект издания постоянным членам Священного Синода, а также первоиерарху Русской Зарубежной Православной Церкви, кроме того, ведущим духовным школам и руководителям учреждений при Священном Синоде, архиереям некоторых епархий для рецензирования.

На основании отзывов , полученных во время рецензирования, проект был обновлён, и в июле 2017 года новая версия катехизиса Русской Православной Церкви была вынесена на общецерковное обсуждение.

Структура современного вероисповедного издания выглядит следующим образом:

Предисловие

I. Основы православного вероучения

II. Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви

III. Основы православного нравственного учения

IV. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

V. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека

VI. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию

Католический катехизис

Вероисповедный документ Римской Католической Церкви является логичным и понятным изложением католической веры.

Кто написал католический катехизис? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Книга была написана Комиссией Синода Епископов по решению того же Синода, который состоялся в 1985 году. 25 июня 1992 года издание было утверждено Папой Римским Иоанном Павлом II в его послании «Laetamur magnopere» . Катехизис Католической церкви обнародовали 11 октября 1992 года посредством апостольской конституции, названной «Fidei depositum».

Книга написана на латыни и представляет собой 2865 статей, которые связаны между собой перекрёстными ссылками. Существуют переводы оригинального документа на разных языках, в том числе на русском. Это позволяет всем, кто исповедует католицизм либо интересуется этой конфессией, читать вероисповедный документ без услуг переводчиков.

В предисловии к изданию указано, что оно предназначается прежде всего для катехизаторов, то есть для людей, обучающих вере.

Структура документа состоит из четырёх основ, таких как:

  • Символ веры – исповедание веры, которая получена при крещении;
  • Заповеди о таинствах веры;
  • Заповеди о жизни в вере;
  • – молитва верующего.

На титульном листе и обложке книги находится эмблема, которая представляет собой элемент надгробия христиан, обнаруженный в римских катакомбах Домитиллы и датируемый III веком.

Образ доброго пастыря, сидящего под деревом, с овцой у ног и держащего в руках свирель и жезл изначально был языческим. Но христиане позаимствовали этот образ , придав ему христианский смысл, и стали использовать как символ тех счастья и покоя, которые находит душа усопшего в вечной жизни.

Буквально образ показывает главный смысл книги:

  • добрый пастырь – Христос, ведущий за собой и охраняющий верующих в него;
  • овца – верующие католики;
  • жезл – власть Господа;
  • свирель – мелодичная симфония истины, которая влечёт людей к вере;
  • древо жизни, дающее отдых верующим – Креста искупивший грехи людей и открывающий ворота в рай.

Катехизис - это введение в христианские конфессии , такие как католицизм, православие и протестантизм. Человек, который решил больше узнать о своей религии или просто интересуется этой темой, сможет почерпнуть ответы на все интересующие его вопросы о вероисповедании, если вдумчиво и внимательно прочтёт такую книгу. Ведь из священного текста давно известно – кто ищет, тот всегда найдёт.

Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения богу и спасения души.

Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, изустное наставление, а в соответствии с употреблением со времен апостольских этим словом обозначается первоначальное учение о православной вере христианской, всякому христианину необходимое (Лк. 1,4. Деян. 18,25)

Катихизис содержит основы Православно-Христианской Веры. Он обыкновенно излагается в кратких и ясных вопросах и ответах. Книгу можно разделить на четыре части: I-Введение, II-Христианскую Веру, III-Христианскую Надежду и IV-Христианскую Любовь.
В I-Введении говорится о Божественном откровении, Священном Писании и Священном Предании.
В II-м отделе «Христианская вера» изучаются догмы православной веры которые содержатся в Символе веры.
В III-м отделе «Христианская надежда» изучается молитва. Как образец молитвы берется Господня молитва — Отче наш.
В IV-м отделе «Христианская любовь» изучается Закон о жизни: Десять заповедей и Заповеди блаженства.

I — ВВЕДЕНИЕ В КАТИХИЗИС.

Православная-Христианская Церковь берет свое учение из естественного и сверхъестественного Божественного откровения. Естественное откровение это те знания которые мы черпаем наблюдая природу и мир который создал Господь Бог. Сверхъестественное откровение это те знания которые находятся в книгах Священного Писания.

Книги Священного Писания делятся на Ветхий Завет и Новый Завет.
Ветхий Завет описывает происшествия до рождения Иисуса Христа, а Новый Завет после Его рождения.
Книги Ветхого Завета делятся на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Самая известная книга Ветхого Завета называется Псалтырь.
Книги Нового Завета делятся на Евангелие и Апостол. В состав Евангелия входят 4 Евангелия написанные апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Они описывают происшествия во время земной жизни Иисуса Христа.
Книга Апостол описывает происшествия после Его вознесения на небо. Это начало апостольской проповеди и Православной-Христианской Церкви. В Апостоле находятся историческая книга «Деяния святых апостолов», 21-но послание апостолов и пророческая книга «Откровение Иоанна Богослова».

II — ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА.

Символ веры это самое краткое определение православной христианской веры. В нем есть 12 членов (частей).
Первые 7 членов были утверждены на 1-ом, а остальные 5 на 2-ом Вселенских Соборах (325 и 381 гг.).
Утверждение было основано на том чтобы Символ больше не менять. Неизменный Символ веры остался только у Православных Христиан. Западные христиане, следуя за Римской Церковью изменили 8-й член.

1-ый член Символа веры говорит о Господе Боге, 2-ой до и включая 7-ой члены говорят об Иисусе Христе и 8-ой о Духе Святом. 9-ый о Церкви,
10-ый о крещении, 11-ый о воскресении из мертвых и 12-ый о будущей жизни. Все эти члены подробно разбираются в Катихизисе.

Так как крещение есть таинство, то в 10-ом члене разбираются все 7 таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение. Таинство это священное действие, через которое подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

На литургии (в третьей части), после возгласа дьякона: «Двери, двери, премудростию вонмем» хор поет Символ веры и каждый стих отмечается ударом в колокол.

Каждый православный христианин должен знать наизусть Символ веры. Конечно тоже нужно знать и его значение. Во время крещения новокрещенный говорит Символ веры, а если это младенец то тогда за него говорит крестный отец.

III — ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА.

Эта часть Катихизиса называется Христианской надеждой, потому что здесь изучаются молитвы. Молитва это общение с нашим Отцом, Господом Богом и от этого исходит надежда на услышание нашей молитвы. Поэтому часть Катихизиса, в которой изучается молитва и называется надеждой.

Образцом христианской молитвы является для нас Господня молитва (Отче наш) которую нам дал сам Господь Бог Иисус Христос (Матфея 6:9-13)(Луки 11:2-4). Ее можно разделить на три части: призывание, прошение и славословие. Это похоже на письмо которое содержит приветствие, просьбу и окончание.

IV — ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ.

Эта часть Катихизиса называется Христианская любовь, потому что здесь находится учение о христианской жизни. Вся жизнь христианина и все его взаимоотношения должны быть построены на христианской любви.

Десять Заповедей (Исход 20:2-17; Второзаконие 5:6-21)

Десять Заповедей были даны еще в Ветхом Завете (1615 лет до Рождества Христова), пророку Моисею на горе Синай, на пятидесятый день Исхода евреев из Египта. Вся проповедь Иисуса Христа основывается на Ветхом Завете и углубляет его. Когда древние евреи Его обвинили что Он учит что-то другое, то Он им ответил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мат. 5:17). Таким образом евреи разделились на две группы. Первая группа последовала за Иисусом Христом. Вторая группа не только не последовала за Ним, но и считала Его опасным бунтарем.

Таким образом, древние евреи и их потомки теперь толкуют заповеди буквально, а Иисус Христос толкует их широко. Грех не только нарушать их, но грех тоже и любой поступок который, прямо или косвенно, ведет к нарушению заповеди. В этом и есть основная разница между Ветхим Заветом и Новым Заветом и людьми которые придерживаются первого или второго.

10 заповедей и Заповеди Блаженства из Евангелия, в течение почти 2000 лет, являются основой всех цивилизованных обществ. Наши гражданские законы основываются на этих заповедях. Соблюдение заповедей создает благополучие в нашей жизни на земле, а также и вечное спасение. (Последнее время наблюдается постепенное отступление от христианских норм в жизни).
Католики, а за ними и весь западный мир, очень близки к пониманию заповедей как и древние евреи — то-есть буквально. Часто от них можно услыхать что раз я никого не убил, то значит что я не грешен.

Заповеди Блаженства (Матфея 5:3-12; Луки 6:20-23)

Десять Заповедей вместе с Заповедями блаженства являются основой Христианского учения о жизни. Десять заповедей описывают заповеди по которым мы должны жить, а Заповеди блаженства учат нас какие душевные расположения мы должны иметь. Заповеди Блаженства не нарушают Десять Заповедей а пополняют их. Заповеди Блаженства поются на Литургии во время Малого входа.
Православное-Христианство учит нас не только жить по заповедям, но и постепенно изгонять из себя греховные привычки и исправлять себя. Заповеди Блаженства показывают нам путь этого исправления.

  • Катихизис свящ. Борис Левшенко
  • свящ. Максим Козлов
  • свт.
  • свт.
  • еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
  • прот. Николай Вознесенский
  • прот.
  • Что такое «Катехизис» митр. Волоколамский Иларион
  • Введение в православное богословие сост. еп. Артемий (Кищенко)
  • мч. Ник. Варжанский
  • Мария Дикарева
  • игум. Силуан (Туманов)
  • свящ. Александр Богдан
  • прот. Кирилл Фотиев
  • Катехи́зис (греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis – устное поучение, наставление) - краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять Крещение; руководство, содержащее основные положения христианского вероучения; жанр христианской вероучительной литературы.

    В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять Крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства.

    В современном понимании катехизис можно назвать справочником по основным догматическим понятиям Православия. Это книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что полагает необходимым основанием веры каждого человека.

    В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI века.

    Однако еще в раннехристианскую эпоху свт. , свт. , блж. Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий (омилий), послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять Крещение необходимо было получить представление о смысле церковных Таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной - необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.

    В современном терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появился в Западной Европе в эпоху Реформации.

    В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», то есть поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.

    Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI - первой трети XVII века.

    После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый - это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита , и второй - «Катехизис пространный христианский» московского митрополита . Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

    В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим синодом. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих неофитов.

    В XX веке появилось большое количество авторских катехизисов: митр. , еп. Александра (Семенова-Тян-Шанского), свт. и др.

    В настоящее время определением Архиерейского Собора РПЦ от 27 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» «признано важным начать работу по созданию современного катехизиса Русской Православной Церкви» (п. 21). На заседании Священного Синода 27 июля 2009 года постановили «начать подготовку современного катехизиса Русской Православной Церкви» (журнал 62).