Статус личности в политической жизни общества. Что такое политический статус личности. Что называют политическим статусом личности

Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.

Статус – совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах.

Политические права и свободы личности :

1. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Право на участие в политических партиях, движениях, объединениях.

3. Право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д.

4. Проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей.

5. Направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

Цель законодательных ограничений прав и свобод человека может быть только одна – обеспечение прав и свобод других и удовлетворение требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

На формирование политической культуры оказывают влияние следующие факторы:

1. Цивилизационный фактор исторического развития.

2. Национально-исторический фактор.

3. Социально-экономический фактор.

Функции политической культуры:

1. Познавательная. Формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, убеждения и взглядов.

2. Интегративная. Достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы.

3. Коммуникативная. Установление различного рода связей между участниками политического процесса на основе общих для них ценностей, а также передача политического опыта от поколения к поколению.

4. Нормативно-регулятивная. Формирование политических качеств, политическая социализация личности.

Типологизация политических культур С. Вербы и Г. Алмонда:



1. Патриархальная политическая культура . Характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей.

2. Подданническая политическая культура . Отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.

3. Гражданская политическая культура . Присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на принятие решений государственными органами.

Политическая социализация – процесс усвоения личностью социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы. Политическая социализация необходима для успешного и устойчивого функционирования политической системы. В результате политической социализации человек принимает на себя определенную политическую роль.

Политическая роль – это нормативно одобренный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение.

Типы политических ролей :

1. Рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики.



2. Человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую деятельности.

3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.

4. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность не только является главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни.

5. Политический лидер – человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Информация к сведению :

1. Это надо запомнить : политический статус личности, политические права и свободы личности, политическая культура, типология политических культур, политическая социализация, политическая роль, типы политических ролей.

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел VII, пункт 13.

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. 11 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.:Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава V, параграф 25.

3. Дополнительная информация из интернет:

Политическая культура:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.
Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции,роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:
1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;
2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;
4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;
5) политического лидера - человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.
Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:
1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап - период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;
3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;
4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).

Политический статус личности

Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод:

    правом избирать и быть избранными

    свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов

    пра­вом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти

    принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через двоих представителей.

Он является активным субъектом политического процесса.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая ре­альность, в которую она включена, но и политические функции, ро ли .

П олитические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы по­литического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе.

Ее политическими роля ми могут быть роли:

    рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

    человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

    гражданина, состоящего на выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно по своей воле включенного в политическую жизнь общества, лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации.

    профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источники существования, но и составляет смысл жизни;

    политического лидера - человека, способного изменять политических событий и направленность политических процессом

Но личность не рождается с ранее усвоенным политические опытом, они приобретаются на продолжении всей жизни человека.

Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль

Этапы политической социализации:

1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;

2-й этап - период обучения старших классах школы, когда формируется информационная структура существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного объекта политики;

4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает политическую культуру.

В соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторич ную социализацию .

1)Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества.

2)Вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с поли­тической системой на основе полученных ранее ценностных установоки ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе школы), общественными организациями, средствами массовой информации. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).

Типы участия личности в политике:

1) бессознательное (поведение человека в толпе)

2) полусознательное (политиче­ский конформизм) - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней.

3) с ознательное участие в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение

2 вар. Политический статус личности

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.

Статус- совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности:

    аполитичная личность-отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

    пассивная личность - с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

    гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

    гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

    общественно-политический деятель;

    профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

    политический руководитель - лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:

    наличие системы политических ценностей;

    относительная стабильность политических мотивов;

    способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.

* Политическая социализация - процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Тема : Политический статус личности.

Повторительно-обобщаюшее 2-х часовое занятие по разделу "Политика"

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.

Задачи учителя :

  1. Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
  2. Активизация гражданской позиции учащихся;
  3. Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;

Задачи учащихся:

  1. Усвоение основных понятий и терминов темы;
  2. Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);

б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;

в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.

институтов и механизмов демократической власти в России.

: урок усвоения новых знаний

Урок с разнообразными видами занятий.

групповая

Технология проведения урока: проблемное обучение.

Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двухчасовое занятие для 11 класса

Тема : Политический статус личности.

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.

Задачи учителя :

  1. Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
  2. Активизация гражданской позиции учащихся;
  3. Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;

Задачи учащихся:

  1. Усвоение основных понятий и терминов темы;
  2. Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.

В соответствии с новыми подходами в образовании, основанными на необходимости формирования компетенций современного человека, работника, гражданина, и, в то же время, не отступая от общепринятой схемы целеполагания, считаю целесообразном на данном уроке выделить следующие группы целей, формирующих :

1. Когнитивные компетенции (познавательные):

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);

б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;

в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.

2. Операционные компетенции (развивающие):

Операционные компетенции (развивающие):

а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);

б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, подготовка и презентация проектов, анализ и обобщение данных);

в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);

г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, создание коллективных проектов.

3.Ценностные компетенции (воспитательные):

а) продолжить выработку активной гражданской позиции;

б) формировать чувство ответственности за будущее своей страны;

в) формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.

Тип урока по образовательной цели : урок усвоения новых знаний

Тип урока по способу проведения: урок с разнообразными видами занятий.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая

Технология проведения урока: проблемное обучение.

Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.

План урока:

  1. Политические роли.

Формы и виды политического участия.

Политический статус личности.

  1. Роль избирателя.

Ход урока:

I. Орг.момент:

Здравствуйте, уважаемые молодые люди – ученики 11 класса, коллеги и гости урока.

Меня зовут Ирина Дашиевна и прежде чем, перейти к уроку, несколько слов о том, что мы будем делать на этом занятии.

ЧТО мы будем делать? /СЛАЙД 2/

  • Узнаем о имеющихся в нашем обществе условиях и формах политического участия граждан;
  • Индивидуализируем вопрос о политическом статусе личности, определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.

КАК мы будем это делать? /СЛАЙД 3/

  • Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.
  • Творчески подходя к заданиям, мы будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.

И, наконец, зачем нам всё это? /СЛАЙД 4/

  • Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от вас, граждан России, сегодня многое зависит в нашей стране.

Итак, начнем , тема, по поводу которой мы с вами встретились – бесспорно, одна из самых актуальных тем сегодняшнего дня. Давайте запишем ее в тетрадь:

ТЕМА: Политический статус личности

Учитель : Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы. В сфере политики у личности появляются права и обязанности, выраженные в правовых актах и характеризующие правовое положение личности в обществе.

  1. Проблемная беседа.

Цель: выяснить место и роль личности в системе политико- властных отношений, формы участия личности в политическом процессе .

Перечислите политические права и свободы гражданина?

Предполагаемые ответы учеников: СЛАЙД 5

  • право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
  • объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии;
  • проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей;
  • направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

В связи с этими правами у человека появляются политические роли, назовите их?

Предполагаемые ответы учеников:

Избиратель, депутат, член партии, участник митинга и т.д.

СЛАЙД 6

Для общей характеристики всех этих политических ролей используется понятие

«политическое участие».

Политическое участие- это степень вовлечения личности в политические отношения.

СЛАЙД 7

Перед вами классификация М. Вебера, который в 20-е гг. ХХ в. определил три степени вовлечения в политику:

  1. Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п.
  2. Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни.
  3. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования

У вас есть рабочие листы, выполним задание № 1 – 30 сек.

  1. Практикум – заполнение таблицы (задание 1).

Цель задания: применить знания и навыки в новой ситуации.

СЛАЙД 8

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие/

представительное

По количеству участвующих

Периодичность участия

Участие в выборах

Обсудим: называйте форму политического участия и виды, в которых участие может осуществляться.

Ответы учеников: 1и 3, 2 и 4, 3 и 6 группы

Молодцы, самостоятельно раскрыли виды, роли и формы политического участия

/Автономные и мобилизационные виды/

  1. Практическая работа – задачи, работа с текстом.

Цель практической работы : формировать навыки групповой работы, закрепить полученные знания через решение познавательных задач, применить знания, полученные ранее, для дальнейшего обобщения и систематизации.

Сейчас мы обобщим наши выводы и возможно дополним, выполняя практическую работу в группах.

Рабочий лист, задание № 2 – 40 сек. СЛАЙД 9 (Вебер для 5 гр.)

ОБСУЖДЕНИЕ СЛАЙД 10

1 группа

Задание

(В процессе обсуждения учащиеся приходят к ответу - в первом описании речь идёт о постоянном, во втором - о разовом, в третьем - об эпизодическом политическом участии.)

2 группа СЛАЙД 11

  1. Участник фестиваля искусств.
  2. Участник мирной демонстрации

Ответы: 1,3,5,

3 группа СЛАЙД 12

Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения? (государственный служащий, автор коллективного обращения в государственные органы, избиратель, организатор и участник митинга, член политической партии)

4 группа: СЛАЙД 13

≪ ≫ .

Задание:

5 группа: СЛАЙД 14

Задание:

СЛАЙД 15

6 группа:

Задание: На основании изложенных фактов сделайте вывод о причинах абсентеизма -уклонения от участия в политике.

Ответы учеников

  1. Определение термина.

Цель задания : активизировать восприятие учебной информации, стимулировать самостоятельность умственной деятельности учащихся.

Итак, осмысливая все сказанное, давайте определим понятие «политический статус личности» - это….

Предполагаемый ответ:

Запись в тетрадь : СЛАЙД 16

Политический статус – место человека в политической системе общества, совокупность его прав, свобод и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

СЛАЙД 17

  1. Учебная дискуссия

Цель: стимулировать познавательную деятельность учащихся, оценить эффективность усвоения учениками предшествующего материала.

Давайте подискутируем, перед вами два тезиса от каждой группы приведите несколько аргументов подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения:

  1. Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой.
  2. Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.

Аргументы детей

Завершение:

Мы все хотим жить хорошо. Никто из нас не хочет жить плохо. Человек рожден для счастья, как птица для полета. О чем мечтает каждый из нас? Что в этой жизни вам нужно больше всего?

Вывод: Мы все очень разные, но желания у нас общие. Мы все стремимся к счастливой и благополучной жизни.

От кого и от чего зависит наша счастливая и благополучная жизнь? (От нас самих, от общества, в котором мы живем, от государства, от той власти, которая управляет государством).

Учитель: Проблема абсентеизма – это не только Российская проблема. Разные страны по-разному пытаются решить ее.

Касаемо избирательного права, как основного нашего политического права, например, в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф.

В других странах поднимают возрастной ценз, считая молодежь неспособной к принятию важных решений.

  1. Прием: «Поле идей». СЛАЙД 18

Цель: активизация гражданской позиции

А теперь я попрошу вас подумать и ответить на такой вопрос: что лично я могу сделать для развития демократической политической культуры?

Запишите ответ на цветные листы и приклейте пожалуйста свой ответ на этот ватман.

Ну что ж, прекрасно, как много светлых идей. Всех их объединяет одно – любовь к Родине, уже осознаваемая вами ответственность каждого из нас за то, как развивается наша страна и наше общество.

Домашнее задание:

  1. составить схему «Политическая культура».
  2. * На основе социологического исследования, проведённого учёными в середине 90-х годов, выявлены группы населения, различающиеся по отношению к политике.

Интерес к политике постоянен, пользуются различными источниками информации, чтобы быть в курсе происходящих событий.

18,5%

Давно выбрали политические силы и лидеров, которым доверяют, и следят в основном за их деятельностью

4,8%

Политикой интересуются от случая к случаю, в основном заняты собственными делами.

44,5%

Политикой не интересуются, участия в политической жизни не принимают и не собираются принимать.

15,8%

Затрудняются определить свою позицию.

4,6%

На основе своего социологического исследования подготовьте ответы на вопросы:

  1. Изменилось ли отношение к политике в наше время?
  2. Возросло или уменьшилось количество людей, интересующихся политикой?
  3. Определите позиции каждой из групп на начало нынешнего столетия.
  4. Аргументируйте свою точку зрения.

Социологическое исследование можно провести как индивидуально, так и группой

7.Подведение итогов урока.

Цель: оценить работу учащихся на уроке.

Благодарю за работу.

Предварительный просмотр:

ГРУППА 1

Рабочий лист учащегося

Задание № 1

Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие

Представительное

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

а) Избранный в городскую думу, он приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов.

б) Однажды он принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности.

в) Всякий раз с приближением президентских выборов он переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал.

Задание . Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?

ГРУППА 2

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/по количеству участвующих/

Массовое

Групповое

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности:

  1. Депутат Государственной Думы.
  2. Владелец частного Дома моделей.
  3. Руководитель политической партии.
  4. Участник фестиваля искусств.
  5. Участник мирной демонстрации

ГРУППА 3

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/периодичность участия/

Разовое участие

Периодическое

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него.

Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?

ГРУППА 4

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа

(Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие

Представительное

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является участие мобилизованное, имеющее принудительный характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санкций граждане были обязаны участвовать в праздничных демонстрациях, чтобы показать всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных политических режимах, а автономное -в режимах демократических. ≪ Только в условиях демократии, -подчеркивает современный американский политолог С. Верба, -политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована ≫ .

Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба

ГРУППА 5

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/по количеству участвующих/

Массовое

Групповое

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному вовлекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности:

1. Личность активиста / характерна высокая политическая активность, постоянный интерес к политическим проблемам и информированность о них/.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике /проявляет интерес к политике, хорошо информирована, но в силу определенных личных обстоятельств

(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует лишь в выборах и отдельных политических акциях/.

3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.

4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.

политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность не является субъектом политики.

Задание: Сравните современную классификацию с классификацией М.Вебера. Находите ли вы сходство и различие?

ГРУППА 6

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/периодичность участия/

Разовое участие

Периодическое

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.

Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются социально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), социальной и политической идентичности (отождествлении себя с определенной социальной группой). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации).

В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности человека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями и

потребностью в правовой защищенности. Не случайно включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью.

Творчески подходя к заданиям, будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.

Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАНИНА право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей; направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам. 5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РОЛИ ИЗБИРАТЕЛЬ ДЕПУТАТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР ЧЛЕН ПАРТИИ УЧАСТНИК МИТИНГА Политическое участие- это степень вовлечения личности в политические отношения

Формы политического участия Виды политического участия По количеству участвующих Периодичность участия Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы Участие в выборах Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях Обращения граждан, встречи с политическим лидером Участие в митингах, пикетах и т.д. Деятельность политических лидеров

КЛАССИФИКАЦИЯ М. ВЕБЕРА Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п. Политики «по совместительству » - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.

1 ГРУППА а) Избранный в городскую думу, К. приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов. б) Однажды И. принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности. в) Всякий раз с приближением президентских выборов В. переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал. Задание. Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?

2 ГРУППА Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности: 1. Депутат Государственной Думы. 2. Владелец частного Дома моделей. 3. Руководитель политической партии. 4. Участник фестиваля искусств. 5. Участник мирной демонстрации

3 ГРУППА Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него. Задание: Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?

4 ГРУППА: ≪ Только в условиях демократии, -подчеркивает современный американский политолог С. Верба, -политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована≫. Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба

5 ГРУППА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО М.Веберу 1. Личность активиста Политики «по случаю» 2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике Политики «по совместительству 3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней. Профессиональные политики 4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.

Абсентеизм – уклонение от участия в политике

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС – ЭТО место человека в политической системе общества; совокупность его прав, свобод и обязанностей; возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой. Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.

Что лично Я могу сделать для развития демократической политической культуры в России?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1) Составить схему «Политическая культура». 2) Творческое задание. Социологическое исследование. Основной вопрос: возросло или уменьшилось число граждан, интересующихся политикой (по сравнению с результатами исследования ученых в 90-е гг.).


Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями. Тем самым она имеет определенный статус, который в зависимости от той социальной подсистемы, где функционирует личность, может быть социальным, правовым, политическим и т. д.

Социальный статус охватывает всестороннюю и обобщающую характеристику положения индивида: профессию, характер работы, должность, материальное положение, национальную принадлежность, семейное положение и пр. Обычно одна и та же личность имеет несколько статусов, принадлежа к различным социальным группам и институтам.

Политический статус (от лат. status - состояние) - это положение индивида в политической системе, которое характеризуется определенным набором прав, свобод и обязанностей и закрепляется юридически (например, в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»).

Политический статус личности определяет ее политическую роль в обществе, т. е. поведение человека, связанное с его местом в данной политической системе и типичное для лиц данного статуса в этой системе. Совокупность ролей (например, политический лидер, партийный функционер, избиратель, участник политического митинга и т. п.) соответствует данному политическому статусу называется ролевой системой. Как и политические статусы, политические роли могут закрепляться формально (например, статус Президента РФ в Конституции), а могут носить и неформальный характер (участник митинга).

Основные политические права и свободы индивида неотчуждаемы и принадлежат каждому по факту рождения: право избирать и быть избранными в органы государственной власти; право объединяться в политические партии и иные общественные объединения; право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и иные публичные акции при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; право петиций (обращений) в государственные органы и к должностным лицам. Таким образом, каждый человек имеет право принимать участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, т. е. участвовать в процессе выработки, принятия и проведения в жизнь политического решения на любом этапе. Однако степень такого участия (соучастия) различна при различных политических режимах. Наибольшая степень вовлеченности личности в процесс государственного управления предоставляется демократией. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования гражданской культуры («культуры общежития и соучастия»), навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.

Из различных форм политического поведения личности, лежащих в основе соответствующих политических статусов и ролей, можно назвать следующие:

политический активизм;

конформизм (приспособление к политическим реалиям);

индифферентизм (безразличие, отгороженность от политики);

клиентеллизм (угодливость, услужливость по отношению к соответствующему политическому лидеру);

абсетеизм (сознательный отказ от участия в выборах).

Личность в политике - это субъект осознанной целенаправленной деятельности, выражающей и реализующей интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующей их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международно-политическое и др.). В отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовывать свои интересы как индивидуальные, в политике личность осуществляет их как элемент каких-то общих, т. е. политических, интересов. Личность даже может не осознавать присущий ей политический статус (например, голосуя), но это, однако, не означает, что она им не обладает.

Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность. М. Вебер классифицировал политику по трем видам. В зависимости от участия в каждой из них можно выделить три типа личности политика. Политика «по случаю» есть один из видов политического участия, при котором личность эпизодически совершает волеизъявление, порой не задумываясь о содержании, характере и направленности политического действия. Политика «по совместительству» осуществляется человеком в случае необходимости »и потребности, параллельно с другими видами его деятельности. Для этого типа политиков политическая деятельность не является основной. Политика профессиональная есть политика личности. Политик-профессионал - это прежде всего аналитик, специалист по технологии власти. Чем больше в обществе политиков-профессионалов, тем лучше для самого общества.