Упражнения для разработки голоса. Упражнения для постановки голоса. Резонаторы

И умения открывать рот широко обеспечивается четкое произношение слов. Дикция, голос и речь являются важными составляющими любого успешного выступления. Если вы плохо открываете рот, речь становится невнятной, тихой, звуки проходят сквозь зубы.

Дикция - это отчетливое произношение звуков с правильной артикуляцией при четком произнесении фраз и слов. Для того чтобы научиться широко открывать рот и развить подвижность мышц челюсти, разработаны специальные упражнения для дикции. О них вы узнаете из статьи.

Развитие дикции просто необходимо, чтобы избежать непонятного мычания при выступлении. А не исправленные вовремя недостатки произношения могут остаться на всю оставшуюся жизнь.

  1. Воздух вдохните через нос и посчитайте до трех. Выдохните его через рот. Повторять 5 минут.
  2. Ноги на ширине плеч, позвоночник выпрямлен, одна рука на груди, другая на животе. При вдохе выдвигаем живот вперед.
  3. Воздух вдохните через рот и плавно выдыхайте его, произнося: «а, и, ы, э, у, о».
  4. «Рычите» и «мычите» с закрытым ртом до щекотки в губах. Сначала тихо, а потом - громко.

Произнесите сочетания согласных на выдохе. Сначала артикулируйте звуки беззвучно, после этого шепотом, а в конце громко.

  • Ба — бы—бо — бэ — би — бу
  • ва — вы — во — вэ — ви — ву
  • да — ды — до — дэ — ди — ду
  • па — пы — по — пэ — пи — пу
  • фа — фы — фо — фэ — фи — фу
  • та — ты — то — тэ — ти — ту
  • га — гы — го — гэ — ги — гу
  • ка — кы — ко — кэ — ки — ку
  • ха — хы — хо — хэ — хи — ху

Произнесите звукосочетания на выдохе. Сначала беззвучно, после этого - шепотом, а в конце - отчетливо и громко (но не до крика)

  • лра — лры — лро — лрэ — лри — лру
  • рла — рлы — рло — рлэ — рли — рлу

Произнесите слогами:

  • Ппа — ппы — ппо — ппэ — ппи — ппу
  • Бба — ббы — ббо — ббэ — бби— ббу
  • Пабба — поббы — пуббо — пэббэ — пибби — пыббу

Произнесите отчетливо следующие сочетания:

  • Птка — пткы — птко — пткэ — птки — птку
  • Тпка — тпкы — тпко — тпкэ — тпки — тпку
  • Кпта — кпты — кпто — кптэ — кпти — кпту

Произнесите отчетливо и медленно такие слова:

  • Анна, Ася, Алиса, Альбина, алгебра, Аня, адрес, астра, автор, мак, яр, як, яд, ягода, нас, бал, старт, рука, яма, альт.
  • Бок, гость, вот, дождь, горе, зори, мост, дом, кот, лом, комья, счёт, слёзы, соль, лёд, тётя, Лёня.
  • Утро, ум, уголь, узы, зуб, узник, лук, клуб, шум, труд, пишу, зовут, утюг, юг, союз, юла, юродивый, юноша, юмор, в непогоду, в среду.
  • Выл — вил, был — бил, тыл — тина, мыл — Нил, пылать — пилить. рысь — рис.
  • Бы — бэ, гы — ге, вы — вэ, лы — лэ, ны — нэ, мы — мэ, пы — пэ, ты — тэ, ры — рэ, сы — сэ.

Произнесите фразы с разной интонацией. Представьте, что вы разговариваете с другом, который сомневается в каждом вашем слове. Вам необходимо спокойно и убедительно отстаивать свою правоту.

1. Мила Мимозы купила маме (ровно, спокойно).

2. Мила Мимозы купила маме? (интонацией выделите первое слово).

1. Мила Мимозы купила маме

2. Мила Мимозы купила маме?

1. Мила Мимозы купила маме

2. Мила Мимозы купила маме?

1. Мила Мимозы купила маме.

2. Мила Мимозы купила маме?

1. Мила Мимозы купила маме!

Произносите скороговорки, которые придут вам на ум сначала беззвучно, после этого шепотом, а в конце - отчетливо и громко. После этого произнесите их, посмеиваясь, с юмором, потом — с намерением сообщить что-то страшное, а в самом конце — в очень быстром темпе.

Выполняйте упражнения для дикции ежедневно и через три месяца вы увидите результаты. Не удивляйтесь, если вам начнут говорить, что вы очень изменились. Надеюсь, что вам не составит труда выполнять все упражнения для дикции. Желаю удачи!

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Голос – это не только оружие профессиональных певцов, но и обычных людей. Сильный и хорошо поставленный голос уже самим звучанием располагает к себе людей, поэтому «акулы» бизнеса умеют привлечь партнера одной речью. Работа вокалиста по уровню нагрузки может приравниваться к физическому труду грузчика.

Развитие с психологической стороны

Звучание речи передает эмоциональное состояние человека, его уверенность или страхи. Даже когда человек не замечает, голос передает окружающим его характер и редко лжет. Мало какого работодателя заинтересует сотрудничество с неуверенным работником, которого всегда плохо слышно.

Всем людям от рождения дан сильный и уникальный голос. Удивительно, но на фоне городского шума, окружающего людей, вместо того, чтобы перекричать этот шум, в обществе стало уместнее говорить в «пол тона». Однако сложно перебороть боязнь привлечь лишнее внимание, если говорить более громко и четко. Поэтому развивать голосовые связки необходимо не только для тренировки голоса для пения, но и для повседневных ситуаций.

Всем известно, что одним из ключевых факторов успешной карьеры является умение говорить. Дело не только в грамотности речи, но и в ее звучании. Чтобы получить расположение и уважение окружающих, недостаточно просто громко говорить. Уверенное звучание - это не крик, а спокойный и лаконичный тон. Для достижения такого результата проводятся, как групповые тренинги, так и индивидуальные занятия.

Развитие со стороны физического здоровья

Человек неосознанно настраивает звучание, используя диафрагму. Но наш организм не раскрывает все ее резервы. Дыхание насыщает организм кислородом, который должен все время обновляться, а не накапливаться. Постоянное блокирование звука делает наше дыхание не ровным, а прерывистым, что влияет на самочувствие. Чаще всего звук блокируется в стрессовых ситуациях, что отражается на физическом состоянии организма. Часто во время переживаний происходит надрыв голоса, что сопровождается затруднением дыхания, а, впоследствии, обмороком.

В стандартных и спокойных диалогах дыхание равномерное и спокойное. Поэтому необходимо тренировать голосовые данные, чтобы он не дрогнул в непривычной обстановке или стрессовой ситуации. Человек, особенно часто выступающий перед аудиторией, должен быть уверен в своем голосе, чтобы не заострять внимание на его звучании.

Даже после первых тренировок голосовых связок можно почувствовать жжение и напряжение, как и после физических упражнений. Данный факт указывает на то, что в повседневной жизни голосовые связки почти не напрягаются. Голос можно «натренировать», как и другие мышцы.

  1. Центральным органом, участвующим в формировании звука, является диафрагма. Она считается «источником» звуков. Для тренировки дыхания разработано множество методик гимнастики.
  2. Если правильно наладить озвученное дыхание, то впоследствии на него, как на основу, ложатся все остальные аспекты звучания. Среди многообразия видов дыхательной гимнастики работают только те, что предназначены конкретно для решения этой задачи.
  3. Основа для красивого голоса - это, в первую очередь, здоровье. Соблюдение элементарного режима, правильное питание и т. д. Ведь он тоже – часть организма, как и остальные составляющие, и он также поддается воздействию на внешние факторы. К примеру, те же заболевания могут на долгое время повредить голосовые связки, нормальную работу которых не всегда возможно восстановить.
  4. Кроме физических препятствий для развития, чаще проявляются психологические барьеры. Удивительно, но психологические зажимы голоса снимают при помощи физического воздействия.
  5. Если тело находится в напряжении, то голос также будет не устойчивым. Напряжение в мышцах передается и на голосовые связки, из-за чего повышается тон, он начинает дрожать.
  6. После длительных переговоров и дискуссий голосовые связки должны некоторое время быть в состоянии покоя.
  7. При его небольшом срыве можно проделать пару упражнений для расслабления всего тела.
  8. Исполнение песен в душе, караоке и т. п. очень благоприятно влияет на развитие голоса, особенно для пения. Связки, как и мышцы, нужно разогревать.

Внимание! Курение заметно понижает громкость голоса.


Упражнения для развития голоса

Несколько вокальных упражнений

Для начинающих исполнителей представлены для развития голоса для пения, которые устраняют дрожь, добавляют ему мощности и силы.

  • Рот открыть, как можно шире и опустить нижнюю челюсть. Губы расслабить, чтобы получился звук между «О» и «А». При произношении «Р» гортань должна быть слегка приподнята. При протягивании «О» немного ее опустить. В итоге должен получиться звук «РО-О-О-О-О», который будет подниматься из груди.
  • Тот же звуковой ряд. Быстрый вдох и выдох. При выдохе должны сокращаться мышцы пресса. Подъем должен быть выше, чтобы звучание было глубже. Рот не закрыт, челюсть и шея – расслаблены.

Упражнения для тренировки дыхания

  1. Встаньте прямо. Руку опустите на живот, а другую – снизу грудной клетки. Сделайте глубокий вдох (носом), чтобы живот напрягся, а грудная клетка расширилась. После этого плавно выдохните, чтобы грудная клетка и живот вернулись в исходное положение.
  2. Плавно вдохнуть (с помощью носа) и задержать дыхание на 3-4 секунды. Выдох (через рот) должен быть неспешный и плавный.
  3. На плавном выдохе произнести ряд согласных звуков.
  4. Вести вслух счет, начиная от 1 до 6 на одном вдохе. Счет постепенно увеличивать.


Тренировки для приятного звучания

  • Занять положение стоя, расставить ноги по ширине плеч. Пару раз спокойно вдохнуть и выдохнуть, следующий вдох должен быть глубоким, а выдох резким и громким со звуком «ха»!
  • Сделайте глубокий вдох, а выдох должен быть протяжным со звуком «бом», «бон». Выходящие звуки нужно тянуть, чтобы поучилась легкая вибрация на уровне носа и верхней губы. Еще один вариант данного упражнения выполняется со звуками «мо-мо», «ми-ми», «му-му». Но эти слоги сначала произносятся быстро, а потом тянутся.
  • Высунутым языком нужно попытаться дотянуться до подбородка. В таком положении опустить голову вниз. Потом язык потянуть вверх, пытаясь достать им до кончика носа, а голову нужно поднимать.

Важно! Вышеперечисленные упражнения лучше походят для тренировок в утреннее время, достаточно и десятиминутных повторений.

Тренировки для мощности

  1. Упражнение, направленное на работу живота и грудной клетки. Сделайте вдох и выдох. На втором выдохе произносите плавно звук «м». Повторять три раза с последующим усилением.
  2. Язык поднять к небу, но не напрягать. Пробовать выговаривать звук «р». Звук будет похож на рычание тигра. Упражнение повторять три раза. После этого выговаривать около десяти слов с ярко выраженной буквой «р».

Внимание! Банальный рык на самом деле отлично тренирует энергичность голоса, а также уменьшает картавость.

Общеразвивающие тренировки

  • Приложите ладонь к уху и пойте, говорите. Таким образом появляется представление своего голоса со стороны. Достаточно максимум десяти минут ежедневно для этой тренировки.
  • Упражнение для передачи нагрузки горла на губы и диафрагму. Слог «кьюу» произносить с округленными губами, а остаток «икс» произносить с улыбкой, как можно шире. Делать тридцать повторов за одну тренировку. Это упражнение для выносливости голосовых связок, что отлично помогает при длительных выступлениях.
  • Поможет обрести интенсивное звучание и выносливость данное упражнение: чтение текста, но сначала без согласных, а потом, наоборот – без гласных.
  • Произносите слова, стараясь делать усилие в области живота. Произносить нужно, как бы выпуская гнев, открывать рот и делать упор на согласные. Такие манипуляции эмоциями в голосе позволят сделать его более красочным.

Важно! Все упражнения выполняются с ровной осанкой.

Заключение

Выражение «глаза – зеркало души» применимо и к голосу. По нашей речи можно определить место рождения, национальность, возраст и т. д. Самое главное в том, что по нему можно узнать о характере человека, его жизненную позицию.

Поэтому он является еще и оружием, как в профессиональной , так и в повседневной жизни.

Упражнения для развития голоса можно проводить как самостоятельно, так и брать уроки у специалистов. Какие тренировки будут эффективные: домашние или групповые – это индивидуальный выбор, который следует делать, исходя из конечной цели.

Личным успехам многие люди во многом обязаны собственному голосу. Тембр голоса важен для нас так же, как важен внешний вид , имидж и манеры общения. Это тот инструмент, посредствам которого мы доносим свои мысли до других людей. От наших речевых и голосовых данных зависит взаимопонимание между нами и другими людьми. Хорошо поставленный голос делает речь выразительной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление , может помочь убедить человека в нашей правоте, привлечь его на нашу сторону.

Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь наш голос (как и магнетический взгляд ) это могущественный инструмент, с помощью которого можно очаровать или оттолкнуть человека усыпить его или напротив, расшевелить.

Если вы стремитесь к совершенству, если для вас «саморазвитие личности » и «личностный рост» не просто слова, уделите внимание развитию голоса.

К левому уху приложите левую руку, сделав из нее «ракушку» - это будет наушник.

Правая станет микрофоном - поднесите ее ко рту.

Громко, играя со звуком, произносите разные слова и предложения, считайте, пойте.

Вы сможете улучшить звучание собственного голоса, если будете понимать, как именно его слышат окружающие.

Это упражнение следует выполнять ежедневно в течении 9 дней по 5–10 минут.

Упражнения для развития голоса №2

Выполняйте зарядку для лица. Ее цель – передав основную работу губам и диафрагме, освободить горло.

Произносите слоги «кьюу-икс»: на «кьюу» округляете губы, а «икс» произносите с широкой улыбкой.

Повторите это упражнение тридцать раз, а после, чтобы убедиться в его пользе произнесите короткую речь.

При выступлениях и длительных монологах будут меньше утомляться голосовые связки, а мышцам рта будет проще выполнять команды посылаемые мозгом.

Один раз в день, по 5–10 минут громко читайте любой текст, но только без согласных звуков. Например, фраза «Упражнения для развития голосапомогут мне продвинуться вверх по карьерной лестнице » звучать будет как «у-а-е-и-я-я-а-и-и-я-о-о-а-о-о-у-е-о-и-у-я-е-о-а-е-о-е-и-е».

Прочитайте тот же текст, но только уже без гласных.

Положив руки на солнечное сплетение и стараясь, чтобы звуки исходили именно из области живота, произнесите любой текст. При этом надо вспомнить что-то, что в последнее время вас очень рассердило. Выпустите гнев, широко открывая рот и четко произнося согласные.

Старайтесь как можно чаще таким образом выражать свои эмоции – гнев, грусть или радость. Голос станет менее официальным, более насыщенным и искренним.

Стоя босиком и спокойно дыша, надувайте живот при каждом вдохе.

Медленно переносите упор стопы с носка на пятку и обратно.

Продолжите это упражнение с закрытыми глазами. Вы потеряете равновесие, если ваша энергия будет в большей степени сконцентрирована в области головы. Не контролируйте себя, расслабьтесь и полностью сосредоточьтесь на стопах.

Почувствовав результат и изменение в звучании собственного голоса, вы наверняка захотите продолжить (можете произнести смешные скороговорки ). В интернете довольно много сайтов посвященных развитию голоса, и вы всегда сможете найти необходимую информацию.

P.S. Красивый голос может способствовать карьерному росту – человек, владеющий внятной речью и умением выступать публично, хорошо подходит для руководящих должностей и высоких постов. Чтобы ваш голос стал по настоящему красивым, следует выполнять упражнения, описанные в этих статьях – «Развитие артикуляции » и «Развитие дикции ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В начале обучения главная ваша задача - научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц.

Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.

Упр.1

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.

Упр.2

Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упр.3

Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упр.4

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

Вспомогательные упражнения

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.

Упр.5

Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упр.6

Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упр.7

Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.

Упр.8

Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.


Если у вас не получается выполнить все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык - самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на гортани - залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся "показать горло врачу" - опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать "А", открывая заднюю стенку глотки.

  1. Неправильно: язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.
  2. Правильно: горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.

Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.

Упр.9

3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.

Упр.10

Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам.Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.


Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.

Свободное резонаторное звучание

В процессе поиска правильного звука мы будем пользоваться различными приспособлениями, позволяющими пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы. Обычно это условные представления, которые мы вызываем в своем воображении. Они помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при правильном пении.

В предыдущих разделах мы уже пользовались подобными приспособлениями: вспомните упражнения "собачка", "лягушка ловит комара". Естественно, их не следует понимать буквально. Необходимо только вызывать данные картины в своем воображении. Это значительно облегчит вам поиск правильных ощущений.

Упр.11

Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком "удивления". Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук "А". Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох - непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.

Вокальные упражнения.

Общие правила их выполнения

Теперь, когда вы познакомились с основами правильного пения - диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям.

Сперва послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить.

Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.

Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием. Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.

Источник: rockvocalist.ru

Упражнения на концентрацию звука

Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения: глухой, заглубленный звук, трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый звук на всех или некоторых гласных \часто на "И"\, склонность к занижению нот.

Упр.1

Закрытый слог "М". Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы "подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.

Упр.2

М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук "И" во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \как в слове "улитка"\.

Упр.3

М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой "И", переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком - звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения \мелочи\. Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас. Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.

Упр.1

РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной. Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

Упр.2

РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упр.3

РО-О"O-O"O-O"O-O"O-O"O-O"O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.

Упр.4

PO-O"O-O"O-O"O-O"O-O"O-O"O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

Упражнения на развитие субтона

Упр.1

А-ВЕ МА-РИ-И-Я. Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения 3. Следите, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался "спасательный круг" вокруг талии. Не спешите, расходуйте воздух экономно,- не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом "спасательный круг". Если гласная И зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Cледите за вибрацией грудного резонатора - она не должна пропадать на высоких нотах.