Виды дао. В современной китайской философии категория дао наиболее глубоко разработана видным представителем постконфуцианства (постнеоконфуцианства) Тан Цзюньи (1909–1978). Дао как способ обретения гармонии

Как показывает статистика, китайцы в сравнении с представителями других стран абсолютно довольны своей сексуальной жизнью. Получается, что Китай выходит на первое место по качеству сексуальной жизни в мире. Конечно, культура этой страны значительно изменилась за последние столетия, но это тем не менее не мешает нам проследить отголоски прошлого в современном укладе прогрессивного государства. Прежде чем приступить к такой обширной тематике, как китайское дао любви, поговорим немного об общих тенденциях в культурном и философском течениях восточной страны.

Немного о культуре

На данный момент Китай является третьей по величине территории страной мира после Канады и России, а по количеству населения так и вовсе первой. Почти все жители страны являются этническими китайцами. Даосизм, конфуцианство и китайский буддизм (махаяна) - это три религиозных столпа, на которых зиждется духовная жизнь в этой стране. И хотя эти течения являются различными, все же в их основу легли некие общие мировоззренческие черты.

"Космизм" Китая охватывает все сферы жизни, включая семейное благополучие, мир, государственный порядок, мораль в целом и науку.

Космизм является учением, в центре которого стоит окружающий мир во всех его проявлениях, оно направлено на стремление всего сущего находиться в гармонии. Небо, земля, человек - все должно стремиться к гармоничному сосуществованию. Таким образом, мы плавно переходим к теме даосизма. В дао любви секс и отношения являются неотъемлемой частью человеческой жизни, которые также нужно доводить до совершенства. Собственно само понятие "дао" ("путь") объединяет в себе мировой порядок, действующий, творящий, живой космос и ход природных вещей.

Учение даосизм появился в чжоуском Китае одновременно с конфуцианством как самостоятельная философская доктрина. Лао-Цзы - философ, который считается основателем философии даосов, признан современными исследователями легендарной фигурой, так как не было обнаружено каких-либо достоверных биографических и исторических сведений, подтверждающих его существование. Как гласит народное предание, в 4 столетии до нашей эры он покинул Китай и оставил свое сочинение под названием "Дао-дэ-цзин" смотрителю пограничной заставы. Данный трактат включает в себя основы даосизма и философию Лао-Цзы. Основной акцент в доктрине сделан на учении о великом Дао, абсолюте и всеобщем законе. "Путь" всегда и везде господствует и обладает безграничной силой. Никто его не создавал, ведь он творец всего сущего. Неслышимое и невидимое, недоступное органам чувств, неисчерпаемое и бесконечное, бесформенное и безымянное, дао дает начало, форму и имя всему на свете. "Путь" превыше всего, даже великого Неба. Счастье и смысл жизни - слиться с этой вселенской силой.

Даосизм раскрывает перед человеком тайны мироздания, а также вечные вопросы жизни и смерти. Учение дао давало людям надежду на приобретение вечной жизни, если точнее - тем, кто сумел познать дао.

Такие перспективы привлекали как простой народ, так и знать. Идея настолько охватила разумы людей, что императоры даже отправляли экспедиции в поисках эликсира бессмертия и щедро снабжали даосских магов финансами.

Со временем примкнувшие к идее даосизма многочисленные шаманы, маги и знахари хорошо подстроили учение под крестьянские суеверия и смогли обрести большую власть.

В соответствии с дао, человеческое тело - микрокосм, который является скоплением духов и божественных сил, взаимодействием женского и мужского начал.

Тот, кто стремится достичь бессмертия, должен создать для всех духов - монад (а их примерно 36 тысяч) - такие условия, чтобы они не хотели покинуть тело.

Согласно учению даосов, сдерживающий фактор достигался за счет ограничений в еде и в проведении специальных дыхательных и физических упражнений. Помимо этого, кандидат в ряды бессмертных должен сделать не менее 1200 добрых дел подряд.

Секс в Китае

Философия любви Конфуция гласит: «Любовь является началом и концом нашего существования. Настоящие мудрецы преклоняются перед ее силой».

Издавна в Китае различали такие понятия, как брак, любовь и секс, допускалось многоженство и сексуальная свобода в семейных отношениях, не подвергались наказанию половые извращения и т. д.

Как и в Индии, большой пласт литературы Китая посвящен описаниям откровенных взаимоотношений.

Книги о дао любви на протяжении многих столетий формулировали принципы интимной жизни.

В каждой цивилизации есть своя структура, которая определяет ее сексуальную практику. Для мужчин дао любви несло большую привлекательность и наслаждение - оно достигалось за счет социальной приниженности женщин, рассудительной изобретательности мужчин и свободы от комплексов.

Если было бы необходимо выявить одну-единственную область сексуального разнообразия в Китае, которая не раскрыта в большей мере в других культурах, тут можно смело называть задействование различных вспомогательных средств и приспособлений.

Откровенно, без каких-либо стеснений, искусство и литература изображали и описывали технику дао любви. Тогда вместо молодого и привлекательного человека могли предпочесть опытного любовника, который умеет получать удовольствие от частых продолжительных сношений.

Даосские врачи считали секс естественной составляющей взаимоотношений супругов.

Секс в книгах о дао любви представляется не как простое обыденное занятие, а как настоящее наслаждение, которое необходимо смаковать, ведь оно приносит пользу и продлевает жизнь.

Чего только стоят упоминания о том, что различные формы секса прописывались для лечения обычных болезней, не связанных с половой системой. Разрабатывались целые пособия о любви и сексе: описывались различные техники и методики сношения, комплименты и предварительные ласки.

Картины эротического характера имели не только назидательное значение, они скорее представляли собой возбуждающее средство для мужчин и для женщин.

Идеи дао любви

Эякуляция и оргазм в китайской эротологии не являются синонимами. После семяизвержения в ушах у мужчины гудит, он чувствует усталость, сонливость, глаза слипаются, в горле пересыхает, конечности становятся негнущимися и вялыми.

Известно, что во время выброса семени сильный пол испытывает секундное удовольствие, после которого следуют часы утомления. Но когда мужчина способен контролировать количество семяизвержений за время полового акта, его тело становится сильнее, слух и зрение улучшаются, а ум пребывает в ясности.

Со стороны может показаться, что мужчина лишает себя острого и приятного ощущения, однако сдерживание лишь усиливает его влечение к любимой женщине, будто он не может ей насытиться сполна. Именно это в дао любви считается истинным удовольствием.

Энергия «цзин», которая сосредоточена в наших внутренних органах, расходуется нами в течение жизни, и поэтому система организма со временем начинает сдавать, что, без сомнений, ведет к болезням и смерти.

Добрые дела и правильное питание призваны восстановить угасающий источник энергии. Также рекомендуют даосы избегать негативных эмоций, страха и гнева, так как они выкачивают драгоценный источник энергии «цзин».

Отсюда проистекает закономерный вывод даосских мудрецов: чем больше энергии сохранено, тем здоровее человек.

Дао любви говорит, что половые железы заключают в себе огромные залежи высококачественной энергии «цзин», а сексуальное возбуждение способно ее приумножать.

Во время эякуляции мужчины без толку расходуют большое количество жизненной энергии. Женщины также лишаются своей силы во время каждых месячных, поэтому быть долго не беременной для женщины считалось опасным для здоровья.

В даосской философии любви существует большое количество технических приемов наподобие интимной гимнастики, которая позволяет постоянно находиться в состоянии эротического подъема. Такой подход позволяет сохранять, производить и перекачивать энергию в мозг, направлять в другие органы для поддержания бодрости и молодости духа.

Первоочередной задачей мужчины является редкая эякуляция, а для женщин дао любви предписывает избавление от месячных задолго до наступления климактерического периода, а также совместные сексуальные занятия в большом количестве, разнообразии и обязательно с удовольствием.

Двигающийся партнер отдает энергию своему лежачему любовнику, тот, в свою очередь, накапливает ее, перерабатывает и делится с партнером. Здесь все не так, как нам говорят: пик сексуального наслаждения приходится не на разрядку (семяизвержение или сокращения стенок влагалища с выделением секрета), а на процесс.

Описываемая физиологическая разрядка в даосской практике считается лишь «внешним» оргазмом, второсортным и энергозатратным.

Высшим наслаждением считается дойти до точки кипения и выключить огонь страсти. Такая техника дао любви позволяет добиться не физического, «вульгарного» оргазма, а духовного, «вершинного», который нельзя сравнить в «внешним» ни по интенсивности, ни по красоте.

После такого сношения на партнеров снисходит умиротворение и покой, что позволяет им чувствовать себя так, будто они находятся в высших сферах.

Все древние тексты Китая подчеркивали, что дао любви является единственным наиболее важным фактором в удлинении жизни. Если пара придерживается установленных правил, то мужчина надолго остается молодым и здоровым, а женщина уберегает себя от сотни болезней. До конца своих дней такие влюбленные могут наслаждаться любовью и при этом сохранять жизненную энергию.

Правильная техника сношения начинается с освоения правильного дыхания - нужно дышать глубоко и долго, чтобы тела могли расслабиться, а сердца - успокоиться. Перед тем как освоить искусство любви, необходимо достичь согласия в желаниях - это поможет избежать конфликтов и неудовлетворения.

Когда пара создаст благотворную почву для интимной близости, только тогда можно приступать к соитию по методам дао.

Кстати, материальные и физические факторы тоже весьма важны: в помещении не должно быть ни жарко, ни холодно, желудок должен быть ни полон, ни пуст.

Отзывы о дао любви помогают выявить еще один важный фактор: способы сношения не должны истощать мужчину, а женщина при этом должна быть максимально расслаблена, так как только таким образом можно достичь обоюдного удовлетворения.

Дао как способ обретения гармонии

Созданное на основе индийской тантры учение дао органично впитало в себя наиболее эффективные методики и сделало их доступными для всеобщего использования. Именно поэтому даосизм длительное время являлся главенствующей религией в Китае.

Но те, кто решат последовать этому пути, должны овладеть контролем над собственной сексуальной энергией.

Руководство для мужчин

Мужчинам необходимо научиться контролировать семяизвержение, заниматься упражнениями для усиления потенции и поддержания здоровой сексуальной жизни. Прежде всего, внимание здесь уделяется управлению эрекцией.

Как гласит учение Дао, каждый мужчина способен управлять своей эрекцией и полноценно удовлетворять свою женщину. В данном случае не имеют значения ни возраст, ни физические нагрузки.

Дао любви для двоих - это основы эротологии в Китае. Еще в древние времена люди знали их так же, как сейчас каждый школьник - алфавит.

Импотенция - слово, которым не напугать даосов. Здесь эякуляция и мужской оргазм - совершенно разные вещи, которые нужно разделять любому мужчине, как указывает доктрина.

Контроль над эякуляцией и возможность оргазма без оной - вот результат даосской практики любви.

Благодаря такому подходу мужчина способен заниматься любовью со своей супругой так долго, как им пожелается. Кроме того, китайская медицина рассматривает семя в качестве носителя жизненной силы, поэтому мужчинам настоятельно рекомендуется расходовать энергию «цзин» как можно бережнее, но не за счет полового воздержания, а при помощи особой техники (на 10 половых сношений приходится не более 2-3 семяизвержений).

Для того чтобы отсрочить эякуляцию, можно использовать специальные упражнения, в том числе краткосрочное сдавливание основания полового члена.

Гармонии пара достигнет лишь за счет парных усилий. Совершенствование обоих партнеров позволит достичь вершин наслаждения на супружеском ложе.

Женщине на заметку

Любовь и секс в жизни представительниц прекрасного пола также играют огромную роль.

Дао поможет приобрести настоящую женственность, научит расслаблению рядом с мужчиной, естественности, прислушиваться к своим внутренним ощущениям и идти за ними рука об руку со своим партнером.

Для осуществления перечисленного женщине нужна специальная тренировка, направленная на управление сексуальной энергией, а также упражнения, которые увеличат ее сексуальную силу.

Физические упражнения для развития внутренних мышц вкупе с волевым настроем позволят обрести бесконечную силу в интимной жизни.

Кроме того, источником энергии в таком случае будет дао любви, которое приведет следующих ему к физическому здоровью и долголетию.

Восток - дело тонкое

Согласно философии дао, человек должен в первую очередь любить всю Вселенную и все живущее в ней.

Для достижения такого состояния человеку нужно вести здоровый образ жизни, правильно питаться (под этим подразумевается преимущественно вегетарианская пища), не переживать по пустякам, избавиться от вредных привычек и пристрастий, уметь наслаждаться как земными, так и небесными радостями.

Лишь соблюдая чистоту жизни, человек сможет с пользой применить учение дао в сексуальной практике.

В чем состоит метод «удержания цзин»?

Помимо омолаживающего и терапевтического эффекта, прерванное сношение обладает еще несколькими преимуществами.

Ранее такой метод позволял китайцам продлевать сношения, особенно когда им приходилось распределять свои усилия между несколькими партнершами (в случае многоженства). В таких ситуациях жизненно важным являлось не изнурять себя постоянным семяизвержением.

Однако техника, применявшаяся несколько столетий назад, и сейчас пользуется популярностью у восточных любовников. Японцы и китайцы имеют репутацию искусных любовников благодаря изысканным и в то же время марафонским по длительности любовным играм.

Восточная философия сексуальности

Европейцу подход к интимной жизни в Китае может показаться весьма необычным. Человеческая сексуальность здесь одновременно практична, целомудренна и в то же время не находится «под семью замками». У китайцев нет ханжеского отрицания сексуальности или же, наоборот, всеобъемлющего культа наслаждения. Не наблюдается у них и страх перед плотской любовью. В восточной традиции секс не является запретным плодом, он рассматривается как неотъемлемая часть жизни.

Секс в Китае - то, что, безусловно, должно использоваться человеком в повседневной жизни наравне с разумом и телом.

Однако к делам интимным нужно относиться с ответственностью и обдуманно, чтобы в результате получить как можно больше пользы и удовольствия.

На Востоке сексуальность принимается такой, какой она является: ее рассматривают как полноту человеческого отношения к миру, опыт единотелесности бытия.

Восточная идея сексуальности заключается не в применении усилия, а в бездеятельности как символе всякой деятельности. Сюда относится покой сердца или же так называемая «нескончаемая созерцательность души».

Обретение сексуальности в Китае считается актом самовосполнения, а не насилия.

Итог

Китайские сочинения на тему эротики и секса поражают ненасильственным и непритязательным смешением, почти нераздельным единством прагматического взгляда на самые интимные и деликатные моменты сексуальных отношений. В этих источниках секс описывают в восторженном ключе, что напоминает нам о том, сколь высоко ценят на Востоке интимную близость: там секс почитается как сокровенное, нечто слишком серьезное, что нельзя выставлять напоказ или делать публичным.

Единство здравомыслия и чувственности ни в коей мере не является надуманным и не несет в себе внутренней фальши.

Как гласят цитаты о любви в дао, истина заключается в том, что жить по инстинктам может лишь тот, кто в состоянии их преодолеть.

Лишь благодаря внутренней раскованности, можно обрести самоконтроль, как ни абсурдно это может звучать для многих. Плотские утехи являются доступными лишь зрелой, умудренной душе.

Получается, что в сексуальной культуре Китая органично переплетаются три различных измерения: мораль (настаивает на глубине чувств и сердечности), откровение (как физическое, так и духовное), польза (телесная гигиена).

Для китайцев сексуальные отношения считались самым непосредственным и чистым выражением взаимодействия инь и янь.

Если вспомнить цитату из «Книги Перемен»: «Одно - инь, другое - янь, вот что такое Путь (Дао)», можно понять, что в глазах даосов секс - это великое искусство, служащее высвобождению сокрытого в недрах инстинкта Чистого Желания (иначе - творческого импульса жизни).

Для китайцев взаимодействие полов - не только некое переживание, которое возвышается до опыта «полноты жизни». Сексуальная жизнь вовлекает все человеческие эмоции в нескончаемый простор Желания и тем самым проявляет себя во всей своей многогранности: здесь и сила, и покой, и воздействие, и отклик, и наполненность, и опустошенность, природное и культивированное, инстинкт и умозрение.

Такая игра противоположностей не закабаляет человека, а освобождает его за счет чистоты и детской безмятежности.

Отнюдь не случайно даосская литература именует соитие «забавой» или «утехой». Стремление преодолеть половой инстинкт за счет растягивания удовольствия помогает развить наиболее глубокое и непосредственное проявление игровой стихии в человеке.

Любовная игра является началом культивации духа.

Если мир любви превращается в неизбывную игру, то отсекаются всевозможные нормы и правила. Вместо привычных сюжетов появляются ситуации и обстоятельства, разрешающиеся творческим и чутким бдением духа.

Покой души ценится в Китае гораздо выше какого бы то ни было свершения. И здесь неважно, чего достиг или добился человек, если он в первую очередь не развил в себе умиротворение.

Дао любви: цитаты

Единственный преобразователь и алхимик, который все превращает в золото, — это любовь.

Единственной магией против смерти, старения, скучной жизни является любовь.

В нашей Вселенной все живое создано гармонией инь и ян. Когда ян имеет гармонию с инь, то все его проблемы будут решены, а если инь имеет гармонию с ян, все препятствия на ее пути исчезнут.

Когда мужчина любит без потери семени, он усиливает свое тело. Когда он любит дважды без потери его, его зрение и слух станут более острыми; если трижды - исчезнут все болезни; если 4 раза - мир будет в душе его; если 5 раз - обновится его сердце и кровообращение; если 6 раз - сильней станет его поясница; если 7 раз - сильнее станут его бедра и ягодицы; если 8 раз - кожа станет гладкой; если 9 раз - он достигнет долголетия; если 10 раз - он станет подобным бессмертию.

Цивилизации, во многом повлиявшей на развитие мировой истории. Не всякий современный человек представляет, что Дао означает, но есть довольно много мудрецов, готовых просветить в этом вопросе. Выпущено огромное количество трудов. Разные именитые авторы не раз поднимали тему Дао в своих произведениях в попытке осознать суть этого уникального явления, учения, пришедшего к нам из восточных стран.

О чем идет речь?

Принято говорить, что Дао - это абстрактный мировой порядок. Явление абсолютно естественное, отражающее развитие нашего мира и всего, что в нем существует. Дао выражает динамичность как наиболее значимую характеристику пространства и цивилизации. Реального Дао, ощутимого руками, доступного вкусу или слуху, нет. Этим термином обозначена некоторая идея, а многие даже называют Дао сутью мира.

В книгах о Дао не найти точного описания того, каков задуманный всеобщий порядок, и некоторые находят в этой неясности оправдание своим поступкам. При желании что угодно можно назвать Дао, объяснить этим явление, и не удастся найти аргументов, способных опровергнуть утверждение. В то же время нельзя использовать этот термин таким образом, поскольку подобное применение вступает в конфликт с сутью Дао.

Нет начала и конца

Дао - это уникальный порядок, из которого рождается взаимодействие и противопоставление черного и белого, мужского и женского, Инь и Янь. Дао включает в себя противоположности как основное явление нашего мира, его фундамент. Даосизм утверждает: без противопоставлений, противоположностей жизнь была бы невозможна. Белое может существовать только тогда, когда есть черное - и это верно в обратном направлении.

Уникальность явления Дао - одновременное объединение в этом термине конкретного порядка вещей и всего нашего мира в целом. Нельзя разделить Дао на части - это цельное и неделимое отражение сути мира. Оно одновременно представляет собой все события, происходящие вокруг, но также является их отсутствием.

Даосизм: общее понятие

Среди всех философских учений, разработанных китайскими мудрецами, особенно выделялся даосизм - школа Дао. Это философское течение, основанное Лао-цзы еще в 6-м столетии до начала текущей эры. Автор учения - современник Конфуция, философ, который был несколько старше прославленного китайского мудреца.

Именно он создал известнейшую работу «Дао Де Дзин», в ней описав основные аспекты идеологии. В будущем течение привлекло внимание выдающихся умов и активно развивалось. Существенный вклад в даосизм был внесен Ян Чжуном, Ле Цзыном. Спустя пару столетий после первого формирования общее течение подразделилось на две ветки: одна из них была склонна к религии, а в другой доминировали философские идеи.

Религиозный даосизм (школа Дао) - это направление, в котором внимание уделялось магии и медицине. Посвятившие себя этому люди специализировались на алхимии и изучали демонов, а также рассматривали иные элементы, посвящая им немалое количество времени, создавая значимые труды на эту тему. Многие из них дошли до наших дней. Несмотря на немалую культурную ценность работ, стоит признать, что общего с классическим даосизмом в этом течении было крайне мало.

Как все началось?

Работа «Дао Де Дзин» задала классическое течение даосизма. Именно в ней указано, что явление это проникает во все области и сферы жизни, является основой всего сущего. Дао - это и разум, и надлежащий для следования путь, а также благодать и правда. Перевести и определить Дао словами невозможно. Еще в первичных учениях было сказано: «Дао есть пустота без пределов, но наполненная неисчислимым объемом информации, знаний».

Как следует из «Дао Де Дзин», придерживающиеся даосизма философы обязаны идти по пути Дао, а значит, следовать естественному развитию событий, учитывая природу вещей. Необходимо стремиться добиться стабильного и гармоничного бытия с космосом, вселенной. Задача человека - постичь единение между природой и цивилизацией.

Суть даосизма в стремлении к естественности, под чем принято понимать случайное, неконтролируемое воплощение в жизнь истинной природы. Дополнение этой идеи реализовано через «недеяние», то есть предупреждение нарушения естественных законов своей активностью. В даосизме особенное внимание уделено способностям человека контролировать и регулировать свои психические реакции.

Теория и приложение на практике

Говоря о терминах, стоит вспомнить меч дао. Такое название получил специфический клинок, разработанный в древние времена и активно использовавшийся в восточных странах. Овладеть им в совершенстве могли лишь те, кто постиг путь в соответствии с классической философией даосизма.

В этом учении человек осваивает теорию и учится применять на практике механизмы контроля своего поведения. На основе этого регулирования была создана боевая школа. Военные искусства, включая умение владеть специальным мечом, описывались и в книгах о Дао, посвященных прикладным аспектам философии.

Традиции и учение

В рамках даосизма последователи этого учения осваивали не только религиозные нюансы и тонкости мистических сфер. Были разработаны специальные методы гаданий, научные подходы, способы медитации и даже шаманские традиции. Написанный Лао Цзы «Дао Дэ Дзин» представлял собой базовую работу о великом учении, посвященному Абсолюту и закону.

Многозначное явление, которое попытался рассмотреть великий китайский философ, и по сей день привлекает внимание выдающихся умов нашей планеты. Осознать бесконечное движение непросто, как и понять суть космоса и правила, по которым развивается бытие, универсум, мир. Изначально декларировано: «Дао есть везде, не имеет границ и господствует над происходящим. Из него идет начало. Дао задает форму и указывает, какое должно быть имя у всего существующего и происходящего. Небо, как бы ни было оно велико, также следует Дао» - именно об этом говорят древние учения.

Путь Дао посвящен слиянию, достижению единства и гармонии. Человек должен стремиться к объединению души с порядком, заправляющим нашим миром. Достижение слияния - основная тема, рассматриваемая в даосизме.

Историческая панорама

Стоит отметить, что базовая работа даосизма родилась не случайно. Написанная Лао Цзы «Дао Дэ Дзин» была создана в необычной обстановке относительной изолированности страны от окружающего мира. Древний Китай был довольно обособленным, до начала прошлого столетия он имел минимум тесных контактов с другими цивилизациями. Именно этим объясняется столь самобытная система философии, религии, медицины, общественного устройства.

Самые новые научные, философские, образовательные достижения европейских держав сюда практически не доходили, а те, что дошли, не находили отклика в умах людей - слишком уж далеки они были от привычного жизненного уклада.

Лао Цзы, живший много веков назад, вырос именно в этой специфической среде, и его философский талант был взращен окружающим обществом. Он верил сам в развитие вселенной в соответствии с предначертанием, и именно этому он учил других. Лао Цзы призывал искать счастье, мудрость в приспособлении к порядку происходящего вокруг. Он учил воссоздавать путь Дао внутри себя, не пытаясь изменить движение мира.

Размышления Лао Цзы о Дао оказались исключительно востребованными и популярными в обществе. Они сильно воздействовали на жизнь китайского народа и на развитие великой цивилизации.

Сегодня ученые говорят, что без учения Дао мир был бы намного беднее. Работы Лао Цзы стали фундаментом для важнейшего философского направления. Правда, современное изучение древней китайской истории позволяет лишь в общих чертах представить себе, каким был автор пути Дао. Неясные сведения позволяют представить его как человека мудрого, спокойного, склонного к философии, обладавшего хорошим чувством юмора.

Впрочем, образ более легендарный, нежели реалистичный, хотя многие готовы доказывать, приводя обилие документов, что он жил на самом деле. Известна, к примеру, история о посещении его Конфуцием. Философы немало времени провели в разговорах. Есть упоминания о Лао Цзы в различных трудах будущих поколений.

Движение и спокойствие

Считается, что учение Лао Цзы о Дао формировалось под влиянием проблем, беспокоивших простых людей того времени. Автор первой книги, давшей начало даосизму, видел вокруг себя многих и многих китайцев, заинтересованных в поисках ответов на вопросы, разрешить которые не представлялось возможным. Именно это подвигло его на написание своего труда. Еще в те времена жители Китая немало сил приложили к попыткам осознать себя, свою личность, свои нюансы жизни и путей для изменения ее к лучшему.

Кем они могли бы быть, как стать лучше и как изменить свою жизнь в лучшую сторону, какие могут принести плоды попытки изменения - все эти сомнения терзали многочисленных современников мыслителя. Считается, что общество в целом было оптимистичным, а древние китайцы смотрели в будущее с уверенностью, веря в лучшее.

В своем учении о Дао Лао Цзы обратил внимание на природу: ее развитие закономерно, не подчинено сиюминутным капризам, гармонично и последовательно. Жители Древнего Китая понимали и верили: они также представляют собой часть природы, и Лао Цзы был элементом этого общества, с детства впитав в себя понимание единства цивилизации и мира вокруг нее.

В то же время он видел, как одни пытаются бороться, пренебрегая традициями, меняют то, что им дано, не принимая, и не могут добиться успеха. Именно тогда он призвал людей выбирать иные способы достижения мудрости и удовлетворения.

Применяемые многими его современниками методы делали их, по мнению Лао Цзы, слепыми. В основу учения положены его высказывания о равновесии простоты и удовлетворения, о соответствии принятия и доброты, аналогии между верой и мудростью. Он призывал понять, как устроен мир, смириться с этим и подстроить себя под него - но не наоборот.

Путь и наш мир

О Дао в жизни впервые заговорили гораздо раньше, чем на свет появился Лао Цзы. Этим термином обозначали путь развития вселенной, природы. Не стоит забывать, что цивилизация и каждый отдельно взятый человек - лишь элементы Вселенной. Естественность человека - в соблюдении природных законов. Человек - частичка огромнейшего мира. Если он не будет препятствовать Дао, позволит всему идти своим чередом, мир станет развиваться по самому позитивному сценарию, поскольку Дао представляет собой совершенство и гармонию без малейших недостатков.

Дао в жизни - источник ее, а также всего, что существует. Дао можно назвать причиной появления всего, что только есть, включая божественных существ. В то же время Дао - не бог, но реальность. Дао предварял нашу вселенную, его силами была она создана, через него мир получает энергию для существования.

Все происходящее и распадающееся, приходящее и уходящее - лишь противоположные энергетические сущности, присутствующие в Дао и дающие начало нашему миру. Так было, есть и будет. В то же время Дао не вынуждает отдельно взятую персону поступать некоторым конкретным образом, а лишь задает общее направление.

Шаг за шагом

В настоящее время во многом близко к классическому учению Шоу-Дао - философское направление, старательно сохраняющее базовые установки, сформулированные Лао Цзы и его учениками. Они считали Дао образом существования, стремились к природе как к надлежащему порядку. Ранние последователи философии предлагали отказаться от обычаев, обрядов, цивилизации, поскольку все это представляет собой вмешательство в путь Вселенной.

Ранние последователи даосизма считали, будто бы в прошлом люди существовали в абсолютной гармонии, строго следуя естественному порядку вещей. Они были свободны, их жизнь была простой, а блага, к которым стремится каждый, для цивилизации утеряны с момента завершения того периода.

Впрочем, современные авторы могут с ними поспорить (хороший пример - книга за авторством Ирины Хакамады «Дао жизни»). В древности последователи Дао считали, что природа может дать ответы на любой жизненный вопрос и лишь в гармонии с ней можно обрести счастье. Естественность дает внутреннее спокойствие, позволяет принимать все, что дается извне. Агрессия, честолюбие противоречат природе, и человек начинает конфликтовать с собой, тем самым исключая возможность своего счастья.

Последователи и противники

Идеи Лао Цзы заключались в беспристрастности, гармонии, спокойствии, принятии происходящего. Среди его современников, впрочем, было немало тех, кто не соглашался с такой позицией. Люди стремились принести изменения обществу, не были довольны существующим порядком и громко высказывали свое мнение.

К слову сказать, к числу именно таких относился и Конфуций, активно несший по стране свои идеи добродетели как единственного возможного пути к процветанию. Он предлагал всем и каждому стремиться к исполнению своего долга, обязанностей - лишь таким образом можно добиться счастья. Стоит отметить, что этот лагерь учения о Дао также ссылался на утраченные времена абсолютного счастья, но они объясняли тот период способностью людей следовать своему долгу. Предполагали, что возродить счастливое время можно, если обучить всех продуктивно взаимодействовать между собой.

Не менее интересное Дао - Вьет Во. Эта система и вовсе была агрессивной, а со временем переросла в боевые искусства и использовалась для устранения противника и для быстрой победы. По такому пути развитие философии пошло во Вьетнаме. И по сей день в этой стране есть немало приверженцев боевой школы, зарекомендовавшей себя за много столетий.

Без конфликтов не обошлось

Пожалуй, наверняка возникло бы немало споров, если бы встретились приверженцы учений Лао Цзы и Конфуция из прежних столетий, а также вдохновленные книгой Ирины Хакамады «Дао жизни» наши современники. У каждого человека есть свое видение, и сторонники разных лагерей немало спорили друг с другом в прежние столетия. Первые даосисты говорили о достижении добродетели и исполнении своего долга лишь через естественный ход вещей, а стремление к благу - ошибочное направление мысли. Они убеждали, что благо явится само, когда прекратятся попытки его добиться, и поиски добродетели не позволят его обрести.

Типичные реформаторы не одобрялись Лао Цзы и его учениками, и введение правил для улучшения жизни считалось ими неправильным подходом. Реформаторы пытались объяснить людям, как стать праведными, как добиться чистоты. Лао Цзы обращал внимание на то, что природе не свойственны человеческие споры, она естественна всегда, и нет доводов, способных сбить ее с пути. Земные силы не настаивают на своем, не вступают в споры, а лишь работают так, как положено.

Дао не требуется сила - могущество этого явления в отсутствии напряжения и в постоянном действии. Человек, придерживающийся такого учения, должен отказаться от силы, разрушающей цели. Тот, кто пытается переделать мир под свое видение, вредит себе, окружающим, а упорствующий, добивающийся эгоистичных целей лишь тонет в усилиях и теряет ценность искомого. Человек своими руками рушил идеал, что приводит его к краху.

На примерах

В книге Ирины Хакамады «Дао жизни» можно найти немало любопытных примеров, но самым выразительным и по сей день остается тот, что в свое время придумал Лао Цзы. Он предложил представить наполненный грязной водой водоем. Если перемешивать его содержимое, чистоты не прибавится, а вот оставленный сам по себе, постепенно пруд очистится. Аналогичные процессы происходят в людях даже на уровне цивилизации. Такой пример особенно важно понимать и представлять правителю.

Еще одна выразительная картина, сформулированная Лао Цзы, была следующей: мелкая рыбешка - что народ и управление людьми сходно с приготовлением блюда. Необходимо быть аккуратным. Пережаришь, переваришь, слишком активно будешь перемешивать - и все развалится, раскрошится и потеряет вкус.

Лао Цзы также говорил, что считающий, будто бы о других ему известно очень много, может посчитать мудрым себя самого, но истиной овладеть может лишь знающий себя.

Говорить или молчать?

Из древних работ до наших дней дошла информация о нелюбви Лао Цзы к разговорам. Этим же отличался и его первый и самый важный ученик и последователь - Чжуан Цзы. Свою позицию они аргументировали невозможностью выразить Дао через речь.

И все же люди требовали от философов точных определений, понятий, терминов. Лао Цзы высказался следующим образом: «Дао - будто бы пересекающий в зимнее время реку - осторожный, нерешительный, будто человек, опасающийся соседей. В то же время это скромный гость и мягкая, податливая сущность, подобная готовому к таянию льду». Считается, что это описание отражает природу вещей и именно по этой причине имеет ценность, а вовсе не из-за имени формулировавшего его автора.

Известна следующая история:

Чжуан Цзы был на рыбалке, и в этот момент его решили посетить высокопоставленные лица провинции. Хоть он не отрывался от удилища, чиновники начали говорить с ним, расхваливая его мудрость, а также предложили занять пост в управлении, дабы добиться признания. Не отрываясь от рыбалки, мудрец рассказал историю о скончавшейся три тысячелетия тому назад священной черепахе, сохраняемой принцем.

Он предложил чиновникам выбрать, что принесло бы черепахе большее счастье: быть останками, на которые молятся, или жить в пруду. Чиновники разумно ответили, что живому существо всегда счастливее жить в своей среде, на что Чжуан Цзы ответил: «Вот и я таков же». Так он отказался от поста в правительстве, выбрав вместо него естественное течение жизни.

Что нужно ценить?

Учение о Дао особенное внимание уделяет пониманию того, что действительно стоит вкладываемых усилий. Дао не требует от человека сидеть без дела всю жизнь. Трудности повседневности окружают людей, и жизненная философия должна отражать течение мысли. Философы древних времен сформулировали три основные ценности - смирение, умеренность, любовь. Любовь позволяла им быть храбрыми, умеренность давала обеспеченность, а смирение становилось методом управления властью имущими.

Считается, что осознавший Дао может увидеть его в окружающем - в цивилизации, во Вселенной, в каждом существе. Такой человек осознает свое благополучие как добро для окружающих. Работает это и в обратном направлении. В давние времена это называли «быть в состоянии любви». Постигнув Дао, можно начать творить добро для всех и сделать своей платой любовь вне зависимости от отношения к тебе. А вот иной ответ на ненависть, даже справедливый, не принесет положительного эффекта - зло возвращается злом, а результат разочаровывает. Любовь - состояние, дающее смелость. Постигнув Дао, можно без оглядки доверять миру и ощущать его доверие к себе.

Следуя Дао, человек получает способность контролировать, сдерживать мысли, действия. Удовлетворение невозможно при наличии излишества, и следующий Дао не может заранее сказать, как и когда он поступит. Решать заранее, как вести себя - это противоречит пути Дао. Придерживающейся его человек должен тщательно следовать наиболее простому пути. Лишь это позволяет увериться в совершении правильных действий.

Всему свое время и всему свое место

Ни основоположник классического учения о Дао, ни его ученики и последователи не стремились занимать посты в правительстве, поскольку это вступало в конфликт с самой идеей даосизма. Нельзя помочь, если руководишь действием человека. Быстрее добиться желаемого можно, будучи на скромном месте, да и превосходство одного над другим не свойственно нашему миру. Взаимная помощь и естественность - вот оптимальная атмосфера обитания в мире, а успех, личное богатство - ошибочные стремления.

Земля не меняется, а небо над нами вечно. Они таковы, поскольку не заботятся о сиюминутных желаниях, и это позволяет им быть всегда. Мудрый человек должен отринуть себя. Тем не менее он останется впереди, и присутствовать в деле будет тот, кто остается в стороне.

Основные сокровища учения Дао доступны всем и каждому, даже если нет личного учителя, знакомого философа, готового донести суть. Дао основано на присущих человеку особенностях, хотя мы обычно не смотрим на них. Чтобы найти в себе Дао, нужно избавиться от страхов, отринуть привычное, отказаться от поверхностного. Не найдя в себе Дао, не пытаясь его осознать, человек ведет себя неестественно, не осознает и не может достигнуть счастья - он подавлен.

— другое мощное направление древнекитайской философской мысли.

В основе системы даосизма лежит понятие «дао» («путь») — первоначало, безличный мировой закон, путь постижения природы и ее закономерностей. Дао — это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, только дао (небытие) вечно, все остальное преходяще . Дао — это первичное небытие, которое не имеет имени; называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделяли дао противоречивыми признаками, т.е. рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством.

Необходимо иметь в виду, что даосизм формировался в значительной степени как оппозиция конфуцианству. Согласно историческому преданию, Лао-цзы, будучи главным хранителем архивов при дворе Чжоу, встречался с Конфуцием и был хорошо знаком с его учением. Однако со временем он разочаровался в китайской государственности и отправился странствовать. И именно это разочарование стало причиной того, что он создал учение, которое нашло отражение в приписываемой ему книге «Дао дэ цзин» («Книга о Пути и его проявлениях» ), созданной в V — IV вв. до н. э.

Указанное противостояние даосизма и конфуцианства находит проявление в трактовке понятия «дао», которое играет ведущую роль как в философии конфуцианства, так и в философии даосизма. Конфуций рассматривал дао как следование принципам морали, соблюдение требования человеколюбия (жэнь) и совершенствование личности путем упражнения в искусствах: стрельбе из лука, игре на музыкальных инструментах, каллиграфии и математике. Другими словами, дао рассматривается в конфуцианстве как социальное явление. Даосизм акцентирует внимание главным образом на природном аспекте дао, и это выражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного». Естественность и простота — вот что лежит в основе философии даосизма. Многие из этих идей будут впоследствии развиты многими западными философами.

Основатель даосизма

Его основателем считается китайский философ Лао-цзы (или «Старый мастер / философ»). Крупным представителем этого направления считают также мыслителя Чжуан-цзы, жившего в IV веке до н. э.

По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов. Воззрения даосизма изложил в своем трактате «Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрец Лао-цзы. В отличие от источники не содержат сведений о нем ни исторического, ни биографического характера. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться и как «старый ребенок», и как «старый философ». Легенды рассказывают также об уходе Лао Цзы из Китая на запад. Переходя границу, Лао-цзы оставил смотрителю пограничной заставы свое произведение «Дао дэ цзин».

Идеи даосизма

Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняется Дао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао — это всеобщий Закон и Абсолют. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию — дэ. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия. Для этого необходимо:

  • Во-первых, питание духа : — это скопление многочисленных духов — божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа — это совершение добродетельных поступков.
  • Во-вторых, необходимо питание тела : соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика.

Такой путь к бессмертию был долгим и трудным, доступным далеко не каждому человеку. Поэтому возникает стремление упростить его, создав чудодейственный эликсир бессмертия. Особенно в этом нуждались императоры и представители знати. Первым императором, пожелавшим достичь бессмертия с помощью эликсира, был знаменитый Цинь-ши-хуанди , который посылал экспедиции в дальние страны для поиска необходимых для эликсира компонентов.

В рамках даосизма возникает концепция недеяния — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Лучший государь — тот, который ничего не делает для своих подданных. Задача государя заключается в том, чтобы гармонизировать отношения, предотвращать смуту, а подданные сами разберутся, что им делать.

Формы даосизма

Можно выделить три основные формы даосизма:

Философский — обслуживал потребности образованной верхушки общества, которые искали в нем возможность самовыражения мысли и ;

Мистический — привлекал необразованные массы, которые шли к даосским монахам за помощью, советом, рецептом. Именно в этой форме даосизма сложился гигантский пантеон богов: каждый человек, совершавший добродетельные поступки, мог быть обожествлен;

Протонаучный - занимается исследованием законов природы и использованием их в медицине, астрономии, математике и т.д. Официальной наукой в Китае было , однако китайцы известны как первооткрыватели многих технических достижений: пороха, стекла, фарфора, компаса и т.д. Многие из этих открытий были сделаны монахами-даосами, пытавшимися создать эликсир бессмертия и совершивших попутно значительные научные открытия. Создали даосы и так популярное сегодня учение фэншуй (геомантия), дыхательную гимнастику — цигун, а также боевые искусства, в частности ушу.

Даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости, что обусловливало популярность даосизма, особенно во времена бедствий и политических кризисов. Так случилось в конце II в. н.э., когда под предводительством даосских монахов произошло мощное народное восстание, которое получило название восстания "Желтых повязок". Лидером восстания был даосский маг Чжан Цзюэ. Он провозгласил своей целью свержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства; 184 г. был объявлен началом нового 60-летнего цикла — эпохи

«Желтого неба», которая принесет людям счастье и навсегда покончит с эрой «Синего неба», ставшего символом зла и несправедливости. В знак своей приверженности новым идеям повстанцы надевали на головы желтые повязки. Восстание было подавлено правительственными войсками. Оставшиеся в живых повстанцы бежали на север, где, объединившись с другой даосской сектой, образовали теократическое государство даосских пап , просуществовавшее в Китае до середины XX в.

В Средние века по всему Китаю была создана сеть даосских монастырей. Однако за пределами своей общины даосы влияния не имели. Даосизм не создал централизованной организации, но некоторая аморфность позволила ему проникать во все структуры китайского общества. Даосизм постепенно реформировался под влиянием других религий, существовавших на территории Китая.

В настоящее время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов в разных странах. Здесь активно действуют даосские храмы, монастыри, которые посещают сотни тысяч верующих.

Что Такое Великое Дао?

«Великое Дао не имеет формы, не имеет имени. Не нуждается в вопросах и не дает ответов. Оно велико, что нет ему границ, мало, что ничего в себя не вмещает. Следовать ему невозможно, даже если ты слышал о нем, достичь нельзя, даже если усердно практикуешь».

«Чжун-Люй чжуань-дао цзи» - учение о Дао древнего мастера Чжунли Цюаня, переданное своему ученику Люй Дунбиню.

Это средневековый китайский трактат, дающий шанс надолго продлить годы жизни и достичь бессмертия.
Дао - источник всего живого, и в тоже время это пустота. О самом Дао вопрошать бессмысленно, дать ответ - невозможно. Но когда Великая Простота истинного истока в разделении - «Дао рождает Одно, Одно рождает Два, Два рождает Три. О дно - это структура, Два - ее функция, а Три - трансформация. Структура и форма - не что иное, как Инь и Ян, а трансформация - результат слияния Инь и Ян».

«Действия Неба и Земли- вот Путь, которым Великое Дао проявляет себя во Вселенной. Вверх и вниз, вверх и вниз - движется оно, не затихая».

Трактат был написан более 1000лет назад и возник из самых недр китайской культуры. Образный китайский язык и так трудно понять даже профессиональным исследователям языка, да еще смысл текста был специально завуалирован, чтобы самые ключевые моменты практик не стали достояние посторонних.
«Чжун-Люй чжуань-дао цзи» повествует о деяниях 8 Бессмертных Даосов, среди которых есть одна женщина.

«Чжун-Люй чжуань-дао цзи» и сегодня один из самых изучаемых текстов, он включен в обязательную программу школ современного даосизма – Цюаньчжень-цзяо. Тяньшидао и секты Зеленого Города.

Можно ли Разделить (для Лучшего Понимания) Учение в Трактате?

Учение, представленное в трактате, можно разделить на 5 разделов:

  1. Что такое бессмертие и как его достичь?
  2. Малый путь – искусство оздоровления.
  3. Средний путь – искусство долголетия.
  4. Высший путь – достижение бессмертия.
  5. Признаки духовного прогресса и трудности пути.

Сколько Видов Бессмертия (по Учению) Существует?

«Внутреннее созерцание помогает сосредоточить дух, но «собирание духа умножает демонов», вот почему возникают препятствия. Их насчитывается 9, это: потребность (пока не достигнуто бессмертие) в одежде и еде; кармические долги; семейные узы; привязанность к богатству и положению; жизненные невзгоды; ложные учителя; споры о преимуществах пути; леность; погруженность в мирскую суету.

Существует 5 видов бессмертия:

  • Это бессмертие призрака,
  • Бессмертие человека,
  • Бессмертие земли,
  • Бессмертие духа,
  • Небесное бессмертие.

Малый путь дает бессмертие в мире людей. Его методы позволяют оздоравливать организм человека и готовят для более высоких духовных практик.
Земля и Небо, Солнце и Луна – вечны, ибо следуют законам Дао. И если человек не желает изведать вкус смерти, то должен подчинить свое тело действию этих принципов – это основная мысль трактата.

Настоящего Даоса всегда было трудно встретить во все времена – Путь накладывал определенные требования к человеку и только по мудрым высказываниям или советам можно было понять, что перед вами практик Пути.
В наше время некоторые люди утверждают, что они истинные Даосы и дают интервью в различные журналы и газеты. Но, по утверждениям старых Мастеров Фен Шуй, это обычные люди, выдающие себя за истинных Мастеров Пути.

Путь меняет и расширяет сознание человека — отсюда меняются и жизненные ценности. Людского признания и суеты в них нет. Они в них просто не нуждаются!

«Дао порождает Одно, Одно порождает Два, Два порождают Три, Три порождают тьму вещей» - сказал в глубокой древности Лао-цзы.

Китайским аналогом выражения «поиски истины» будет «поиски дао». Поиск Дао поэтому не есть поиск того, что есть, не есть поиск реальности, не есть поиск бытия. Это еще и поиск Метода, а также и Метод поиска. Поэтому даосизм не есть учение лишь о Дао-истине или о Дао-методе. Это есть двуединое учение об Истине-Пути, истине как Пути и Пути как Истине.

Даосизм — учение в высшей степени практическое и практичное. В нем важны не столько знания учителя, сколько его умения. В мире господствуют перемены, «совершенный человек противится им — и гибнет.» И Дао — Путь — великий Регулятор перемен. Перемены (процессы) приводят к пониманию 5 первоэлементов и их взаимодействия: взаимопорождения и взаимопреодоления.

Если сказать по-другому, устанавливается ряд соответствия между первоэлементами и определенными состояниями энергии в различных явлениях. Один из таких рядов соответствия:

Дерево = зарождение ЯН — Восток — Весна — Зеленый — Дракон — Гуманность — Печень.

Огонь = Зрелость ЯН — Юг — Лето — Красный — Феникс — Благоговение — Сердце.

Земля = Гармония ИНЬ-ЯН — Центр — Середина года — Желтый — Искренность — Селезенка.

Металл = Зарождение ИНЬ — Запад — Осень — Белый — Тигр — Справедливость — Легкие.

Вода = Зрелость ИНЬ — Север — Зима — Черный — Черепаха — Мудрость — Почки.

Что Общего Между Весной, Драконом и Печенью?

Ответ прост — эти 3 явления (во времени, в животном мире и в микрокосмосе) воплощают в себе одно и то же состояние энергии, состояние зарождения и нарастания энергии ЯН.

Вам интересен Фен Шуй? А его история и развитие? Если да, читайте блог, в нем много интересного. Буду рада помочь вам.

ДАОСИЗМ И УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ - ДВА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Понятие дао и даосизма.

Понятие Дао в истории китайской мысли является наиболее универсальным и всеобъемлющим. Являясь идейным стержнем не только всей натурфилософии и онтологии, но во многом социологии, этики, медицины, астрологии, это понятие по праву можно назвать квинтэссенцией философии традиционного Китая. Дао как изначальная верховная всеобщность, как великий закон природы и первопричина всего сущего как высшая абсолютная реальность (Единое), из гигантского пути-потока которого рождается феноменальный мир, чтобы, в конце концов уйти туда же и затем появиться вновь, но уже обновленным, на протяжении тысячелетий воспринималось в Китае в качестве генеральной нормы бытия. Вне Дао китаец, коль скоро он вообще иногда задумывался и хоть сколько-нибудь знал об этом, принципов бытия в философском смысле данного слова не мыслил. Неудивительно, что Дао как фундаментальная категория китайской философии принималась везде и всегда всеми школами и направлениями.

Дао нельзя определить однозначно, как какую-либо категорию в европейской философии. Это некоторая наиболее первичная категория, Верховный разум божественного бытия. Высшего существа, имеющего Разум и Слово, Логос, Бог, Абсолют. Эта категория имеет различные семантические уровни: дао-закон, дао-первоначало, дао-единая сущность всего. Дао - общее, имманентно присущее всем единичным предметам и явлениям в каждый момент их существования. Вот как говорится об этом в одном из основных даосских трактатов "Дао-дэ цзин": "Великое дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо и влево. Дао в огромном не исчерпывается, в мельчайшем не отсутствует. Поэтому-то оно представлено полностью во всей тьме вещей. Обширное-обширное оно все в себе объемлет" . "Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе" . Согласно другому древнему даосскому трактату, "Чжуан-цзы", "дао объединяет в единстве и балку и столб, и уродину и красавицу Си Ши, и великодушие и коварство, и странное и чудовищное", дао - это универсальная закономерность мироздания, познав Дао, мы познаем эту закономерность. "Небо не может не быть высоким, земля не может не быть широкой, Солнце и Луна не могут не двигаться - они получают это от Дао" . Весь порядок космоса порожден дао и определен им во всех своих проявлениях. Отступление от природного порядка наносит вред не только самой природе, но и отступникам от ее истинной сути - Дао. Человеческое своеволие, нарушение Дао приводит людей к гибели. "Кто не соблюдает Дао, погибнет раньше времени" - написано в "Дао-дэ цзин". Но необходимость, заключенная в дао, не является жесткой или безальтернативной. Единая истинная необходимость, символизирующая Дао, в даосизме связана с предельной Красотой, Истиной и Гармонией, выступает как изначальная заданность, а Дао выступает как подлинный смысл жизни.


Вторая важная категория древних китайцев - ци. Ци - тонкая энергетическая первоматерия, общекитайская единая вселенская субстанция, категория, понятие которой широко разрабатывалось еще в раннедаосских трактатах. Ци - материя, воздух, эфир, газ, дух, жизненная сила, жизненная энергия - это не только материальная субстанция но и некоторые флюиды, элементы духовного начала. У ранних даосов ци выступает в масштабе космически универсальном, ци непосредственно связано со всей вселенной, с Дао, с инь и янь, с небом и землей, с четырьмя сезонами года, образуя основу как физической, так и психической жизни человека. Невозможно назвать ни одного феномена, рассматриваемого или упомянутого древними даосами, субстрат которого представлял б нечто отличное от ци. Если условно выделить даосскую космологию и космогонию, антропологию и антропотонию, этику - все стоят на учении о ци. Ци - категория общая для всей натурфилософии Китая. Понятие ци перенесено и в китайскую медицину, где апробируется практически. Согласно представлениям китайских медиков, болезнь - это нарушение движения ци, нарушение состояния человеческой энергетики. Рождение человека - это просто скопление эфира ци. "Собирается эфир, образуется жизнь, рассеивается -образуется смерть" .

Таким образом, в раннем даосизме "любой феномен включается в мировое единство через имманентную ему единую сущность дао, и представляет собой оформленный способ существования всеобщей энергетической субстанции - ци" . Но древнекитайские дасы не только давали определения основным категориям, они призывали людей постичь красоту Дао, учение о Дао: "Те, кто в древности обрел учение, радовались и в беде, и в удаче. Их радость не зависела ни от беды, ни от удачи. Впасть в заблуждение, отказаться от Дао, не быть способным видеть красоту и радоваться - неистинное состояние". "Все те, кто не способен наслаждаться своими мыслями и желаниями, поддерживают жизнь долгие года, не понимая пути" .

Если Дао (мать ци, как и всего остального) может быть понято как субстантивированная закономерность, то субстантивированное содержание ци имеет в даосизме черты закономерности. Вечное движение в мире, как всеобщая закономерность представляет собой проявление и развертывание неотъемлемых атрибутов вселенской субстанции. Переход друг в друга субстанционального и закономерностного выражает специфику последовательного монизма даосов. Нет отчетливой грани между тем, что в космосе субстанциональность, а что - закономерность, для даосов более существенно изначальное единство мира. Наряду с монизмом, у даосов разработан принцип бинарности. Этот принцип вторичен, но значим для архитектоники мирового здания ("нет ничего одностороннего, все имеет обратную сторону"). Двуединство выражается в глобальных закономерностях (инь-янь, небо-земля). Дао - присуще всем бинарам, оно их источник, имманентный им закон и сущность. Таким образом, у даосов принцип монизма поставлен выше принципа бинарности. Кроме вышеуказанных двух категорий, даосы определяют категорию дэ - как категорию, относящуюся к уровням бытия в форме жизни. Дэ выступает на уровне органической жизни как гарантия развертывания Дао в единичное. "Дао - хозяин дэ, жизнь свет от дэ, а характер - сущность жизни" . Высший смысл жизни у даосов состоит в успокоении и очищении ци, в медитации, в постижении Дао, единого. Идеал даосов - человек-мудрец, возвращенный в дао, к природе, находящийся в отчуждении от бытия вплоть до забвения самого себя. Люди постигшие Дао, обретают долгую жизнь либо бессмертие, обладают волшебными свойствами - не горят в огне, не тонут в воде. Вэаимотношения человек-природа даосы переносят и на бинар общество-природа. Согласно их идеалам, и общество, и человек должны соответствовать природе, занимать подчиненное место по отношению к космосу, к природе. Социальный идеал даосов - царство утвердившихся дэ: человек, слившись с природой в состоянии всеобщего единства, есть олицетворение полного осуществления принципа естественности, являющегося необходимым условием развертывания дэ.

У даосов жизненная субстанция, сознание и мудрость тесно связаны между собой. Они объединены установкой даосизма начать рассмотрение всех проблем с физического бытия человеческого тела, что объясняется основной целью учения Дао: включение физического тела человека в естественно-сакральный космос для перенесения на бренную плоть человека космических атрибутов: вечности и совершенства, обретение долголетия и бессмертия, включение тела человека в космос и правильное расположение тела в космосе, медитация и психофизическая тренировка, поиски чудодейственных талисманов и эликсира вечной жизни, "золотой пилюли", бесследное растворение в Дао либо превращение в святого-чудотворца.