Вопрос: Какие типы сельских поселений на разных материках. Типы поселений

Условные знаки для схемы внешнего расселения:

Крупные (или большие) поселения городской формы расселения;

Средние поселения городской формы расселения;

Малые поселения городской формы расселения;

Поселения сельской формы расселения;

Поселения смешанной (сближенной) формы расселения;

Основные автодороги;

Ж/д пути сообщения;

Основные водоемы и водотоки;

Варианты характеристики внешнего расселения :

а) преимущественно городское расселение;

б) преимущественно сельское расселение;

в) смешанное расселение, сочетающее в почти равных долях А) и Б) или имеющее смешанные черты, не позволяющие отнести его к первым двум формам расселения.

3. Характеристика внутригородского расселения и его планировочной структуры.

А) Охарактеризовать основной тип сложившегося внутригородского расселения Вашего поселения как:

а) поселковый;

б) городской;

в) межселенный.

Б) Схематично нарисовать план Вашего поселения, выделив на нем следующие ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ и обозначив их следующими условными знаками:

а. зона (ы) центра поселения;

б. жилая зона (зоны) поселения;

в. производственная зона (зоны) поселения;

г. зона (ы) отдыха - рекреационная зона (зоны) поселения;

д. коммунально-складская зона (зоны) поселения;

е. санитарно-защитная зона (зоны) поселения;

ж. другие функциональные зоны, если они имеются.

В) Дать характеристику сложившегося функционального зонирования Вашего поселения, употребив такие варианты определения, как:

Параллельное расположение основных функциональных зон;

Перпендикулярное расположение функциональных зон;

Расчлененное расположение функциональных зон;

Чересполосное или хаотичное расположение функциональных зон.

Иное, если Вы его видите в своем поселении.

Г) Охарактеризовать в целом планировочную структуру Вашего поселения, выбрав из приведенных ниже вариантов ее описания :

1. закрытая структура («заперта» со всех сторон какими-то преградами, которые нужно «перешагивать» в случае дальнейшего расширения территории поселения);

2. открытая планировочная структура;

3. статичная планировочная структура;

4. динамичная планировочная структура;

5. компактная планировочная структура (вся территория поселения имеет единый, не расчлененный массив размещения);

6. расчлененная структура (указать, чем она разбита на части – естественными и (или) искусственными, антропогенными, преградами и препятствиями. Например – овраги, реки, холмы или горы, ж/дорожные пути, особо охраняемые природные объекты, запретные зоны и др.).

7. рассредоточено – централизованная планировочная структура (с компактным расположением отдельных частей города около одного основного жилого массива);

8. рассредоточено-групповая планировочная структура (образованная разрозненными равновеликими функциональными зонами);

9. рассредоточено-линейная планировочная структура.

4. Характеристика застройки поселения по его этажности и возрасту .

Для выполнения этого задания предлагается приблизительно оценить в %% соотношение видов застройки в Вашем поселении (если оно имеет несколько районов, то по отдельным жилым районам) по этажности и по времени постройки (по возрасту), заполнив для этого следующие таблицы:

Таблица 1. Примерное соотношение вида застройки по этажности в жилой зоне поселения N

Виды застройки по этажности, %%

Высотная застройка

(более 15 этажей)

Многоэтажная застройка

(более 5 этажей)

Среднеэтажная застройка

(4-5этажей)

Малоэтажная застройка

(2-3 этажа)

Усадебная застройка

(1-2 этажа)

Таблица 2. Примерное соотношение вида застройки по возрасту в жилой зоне поселения N

Поселение или его жилой район №…

Виды застройки по возрасту, %%

Историческая застройка

(старше 100 лет)

Первая советская

застройка

Послевоенная застройка

(сталинская)

Застройка времени первых пятиэтажек

Застройка 60-х

80-х годов

Новейшая застройка

(после 1991 г.)

Поселки сельского типа отличаются от городов меньшими размерами, небольшим числом жителей, менее плотной застройкой, относительно простой планировкой. В сельских населенных пунктах различается застроенная часть и приусадебные земли. Для сельских поселений в равнинных местностях наиболее характерна рядовая планировка, а в горных - бессистемная. На планировку поселений в сельской местности заметное влияние оказывают наличие значительных транспортных путей (трактовый тип), особенности рельефа местности (овражно-балочный, долинный, водораздельный и другие типы), заболоченность территории, характер водоемов (прибрежный тип планировки), а иногда история развития.

При изображении населенных пунктов по возможности сохраняют соотношение застроенных и незастроенных площадей (плотность застройки), выделяют основные улицы и проезды путем преувеличения их ширины, кварталы объединяют, сохраняя характер планировки.

Промышленные объекты: фабрики, заводы, шахты, карьеры, нефтяные и газовые скважины, нефте- и газопроводы, электростанции и линии электропередач, водонапорные башни и т.д. изображаются на картах внемасштабными условными знаками с качественной характеристикой в виде пояснительной подписи. Например, около знака завода показывают вид производства: мук. - мукомольная мельница, бум. - бумажная фабрика и т.д. Рядом со знаком карьера дают глубину карьера и название полезного ископаемого: пес. - песок, изв. - известняк и т.д.

Специализация сельскохозяйственных предприятий и их тип отображаются пояснительной надписью под названием населенного пункта (зерн. - зерновой, овц. - овцеводческий и т.д.). Особо показывают пасеки, загоны для скота, скотомогильники.

Из средств связи на карты наносят радиостанции, радио- и телемачты, линии связи, телевизионные центры, вне населенных пунктов - телефонные и радиотелефонные конторы.

К социально-культурным объектам относятся вузы, школы, научно-исследовательские учреждения, метеостанции, обсерватории, больницы, санатории, дома отдыха, спортивные сооружения, памятники, сооружения культа, кладбища, крепости и пр. Многие из них показывают знаком строения с соответствующей пояснительной надписью: шк.- школа, бол.- больница и т.д. Четкое изображение названных объектов на картах необходимо также и потому, что многие из них хорошо выделяются на местности и могут служить ориентирами.

Наземные пути сообщения (железные и автомобильные дороги) имеют чрезвычайно важное значение для экономики и обороны страны.

На топографических картах передают расположение, густоту, эксплуатационное состояние дорог, отражают их пропускную способность, показывают придорожные сооружения.

Дороги изображают линейным знаком, в виде одной или нескольких линий разного рисунка, часто с окраской полосы между ними. Ширина знака дорог всегда преувеличена, и ею отображают тип дороги, а не ее действительную ширину.

Сделать свой дом запоминающимся и красивым мечтает любой хозяин. Если дом уже не новый, это не так просто. Одна из возможностей — резные наличники. Они даже обычную «коробку» превратят в шедевр.

Материал для наличников

Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.

Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.

Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным

Если есть древесина или доска, пролежавшая 3 года и более, можно использовать ее: она уже точно сухая, только потребуется обработка и калибровка. Если дома нет деревообрабатывающего оборудования (рейсмуса и циркулярной пилы), нужна будет обрезная доска. Под резные наличники подойдет древесина первого или высшего сорта. Это значит, что на доске не должно быть сучков, сколов, смоляных карманов. Древесину берите камерной сушки, с влажностью не более 8-12%. На рынках такая не продается, искать надо на пилорамах и в строительных магазинах.

Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать резные наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.

Инструменты

Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:

  • дрель с набором сверл;
  • электрический лобзик с плавным пуском и кучей разных пилок по дереву;
  • стамески;
  • наждачная бумага с зерном разного размера;
  • лепестковый диск из наждачной бумаги по дереву на дрель.

Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Порядок изготовления наличника с прорезной резьбой

Желаемый рисунок при помощи шаблона переносим на доску (где его взять, как увеличить, как сделать шаблон читайте ниже). При необходимости поправляем, хорошо прорисовываем детали. Дальше порядок действий опишем пошагово.

Убираем древесину в прорезях рисунка


Так как на резьбу будут смотреть издалека, некоторые неточности несмертельны, но стремиться к идеалу все-таки стоит.

Делаем фигурный край

Некоторые наличники имеют ровный край. Тогда этот этап пропускаем. Если край фигурный, придется еще поработать лобзиком.


Если рез сложный, могут оставаться не слишком привлекательные места. Это не страшно, их потом обработаем, где надо — стамесками, тем же лобзиком, наждаком. Когда вы останетесь довольны результатом, можно двигаться дальше.

Окончательная доработка

Владельцы деревянных домов, наверняка знают все о том, как надо обрабатывать древесину. Но, на всякий случай, повторим еще раз общие правила.


Выбор лакокрасочных материалов очень широк. Подходят любые для наружных работ. Но учтите, что укрывистые краски придется периодически обновлять — раз в год так точно. А это значит — снимать старую краску, грунтовать, красить снова. Проще дело обстоит с маслами для дерева — они не дают пленки на поверхности древесины, а впитываются в волокна. Обновлять покрытие тоже надо, но просто очистить от пыли и покрыть новым слоем. И частота обработки меньше. Минусы масла для дерева — выше цена, меньшее количество цветов.

Как увеличить шаблон

Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

  • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту). Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
  • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
  • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

Первые два способа более быстрые. Но при масштабировании рисунок может получиться нечетким и размытым. Его можно поправить руками, можно отрисовать в каком-то редакторе, например, CorelDRAW. Как это сделать смотрите в видео. Как раз пример прорисовки схемы для резьбы.

Видео по теме

Схемы, шаблоны, узоры

Стиль совершенно другой…

Технологическая карта урока географии

Где живут люди: города и сельская местность

Цель урока

достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – знать основные виды поселений: города и сельские поселения

Задачи урока

1) Сформировать знания о населенных пунктах, о соотношении городского и сельского населения мира, о ведущей роли городов в хозяйственной, культурной и политической жизни населения;

2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний;

3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные

Сравнивать город и сельские поселения по внешнему облику, численности и занятиям населения.

Приводить примеры разных типов сельских поселений мира.

Анализировать изменения численности городского населения во времени.

Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения мира.

Определять по разным источникам информации функции городов.

УУД

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Основные понятия

Города, сельские поселения. Их отличия друг от друга

Источники информации

А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов География. Земля и люди. 7 класс

Атлас География. Земля и люди. 7 класс

Рабочий лист, мультимедийная презентация или презентация в программе Smart Notebook

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Фронтальный опрос:

Мы с вами начали изучение большого раздела. Как он называется? (Человек на Земле)

Какие вопрос нами уже изучены (ответы обучающихся)

Как вы думаете это весь материал данного раздела?

А что еще нужно изучить? (ответы обучающихся)

И так мы продолжаем изучение раздела «Человек на Земле»

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

Посмотрите, я принесла с собой черный ящик. Как вы думаете, что в нем может находиться? (ответы детей ) Подсказываю, эти предметы связаны с темой нашего урока (ответы детей )

(достаю из ящика трамвайчик, лошадку и корову ). Почему я их принесла к нам на урок. Как они могут быть связаны с темой урока? Какие ассоциации они вызывают у вас? (ответы детей )

И так как будет называться тема нашего урока?

А прочитайте, что у меня написано.

ЕЫННЕЛЕСАН ЫТКНУП (НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ) Запишите в свой рабочий лист

А какую цель поставим? (ответы детей ) Запишите в свой рабочий лист

Чтобы достичь цели урока, нам нужно наметить план действий.

Что такое поселение?


Какие бывают города и сельские поселения?

Чем различаются поселения разных типов


Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

Приступаем к реализации нашего плана. Как всегда работаем с чем? (ответы детей )

Используя текст учебника, дайте определение «поселению» или «населенному пункту»

(Места, где проживают люди, получили название поселений или населенных пунктов)

Как они распространены по поверхности Земли? (они встречаются между 78 0 с.ш и 54 0 ю.ш. и на высотах до 5300 м над уровнем моря)

Какие виды населенных пунктов существуют? (города и сельские поселения)

Сделайте записи в своем рабочем листе.

И так, мы выяснили, что такое поселения. Что нам нужно дальше узнать? (чем различаются поселения разных типов?).

Проблемный вопрос: Скажите есть ли на Земле такое место, в котором все хотели бы жить?

Сейчас работаем группами. Первая группа работает с сельскими поселениями, вторая группа с городом. Ваша задача: найти характерные черты каждого типа поселений. Результат вашей работы – заполненная таблица. Вам в помощь вопросы - подсказки.

Отличие городского образа жизни от образа жизни в селе

Сфера жизни

Сельские поселения

Города

Жилищные условия

Какие дома преобладают?

Преобладают одноэтажные дома с печным отоплением

Преобладают многоэтажные дома со всеми удобствами

Занятия

Чем занята большая часть населения?

Сельским хозяйством

Работаю на промышленных предприятиях, в торговле, на транспорте

Ритм жизни

Какой ритм жизни: спокойный или быстрый? Связан ли с природными ритмами?

Спокойный, связан с природными ритмами

Напряженный, искусственный (по жесткому расписанию)

Передвижение

На чем передвигается большая часть населения?

Большая часть населения ходит пешком

Большая часть населения передвигается на автобуах, трамваях и т.д

Общение

Все знают все друг о друге; внешний контроль за поведением каждого

Незнание жизни окружающих

Питание

Какие продукты преобладают в рационе?

Продукты, выращенные на собственном участке

Продукты, купленные в магазине

А сейчас прошу представить результаты вашей работы, противоположная группа делает записи в рабочий лист (отчет групп о выполненной работе)

Молодцы! Все справились с заданием. (физминутка)

А сейчас давайте сделаем вывод? Так какой же населенный пункт называется городом? (ответы детей) . Сделаем запись в рабочем листе.

Где и когда появились первые города? А в нашей области есть города? Назовите их.

По численности населения города бывают: малые до 50.тыс., средние 50-100 тыс., крупные более 100 тыс., миллионеры более 1 млн. человек. Как вы думаете, к какой группе относятся наши города? (ответы детей )

А что называется городской агломерацией? Где расположена самая крупная? А в России есть городские агломерации? Как они называются? (ответы детей )

А какие функции могут выполнять города? Сделайте записи в рабочий лист.

Хорошо работаем теперь с сельскими поселениями. Давайте сначала дадим определение, что такое сельская местность? (территория вне города). А какие поселения мы будем называть сельскими? Запишите свое определение в рабочий лист.

А сейчас давайте посмотрим, какие типы сельских населений есть в разных уголках планеты. Для этого выполним следующее задание: в рабочем листе есть рисунки сельских поселений. Я буду вам читать определение пункта, а вы должны догадаться, о чем идет речь.

    Населенный пункт, расположенный вне городской черты. Может быть рабочим, курортным, дачным (поселок)

    Отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина (хутор)

    Крупное казачье поселение (станица)

    Крупное поместье в Бразилии. Так же называется программа на 1 канале (фазенда)

    Населенный пункт в горах. С тюркского языка – «селение» (аул)

    Небольшое крестьянское поселение, в котором нет церкви (деревня)

    Усадьба, скотоводческое хозяйство в США (ранчо)

    Поселок в Средней Азии. С тюркского языка – «зимовье» (кишлак)

    Один из древнейших типов поселений у славян (поселение с церковью) (село).

А мы с вами живем, в каком населенном пункте? Какие черты города можно отметить? Какие черты сельской местности у нас проявляются? А вы знаете, что в 2011 г. у нас состоялся референдум, где большая часть населения высказало свое желание, о том, что пгт Серышево должно стать селом. А вы как считаете? (ответы детей).

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели?

Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

Молодцы! А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами зашифрована известная пословица. Прочитайте ее?

АБВГВСЯКИЙЕДИ

КУЛИКНОПРОМС

ВАРТЫФСВОЕБД

ТОБОЛОТОРВСК

ДЛХАЧВАЛИТСИ

Всякий кулик хвалит свое болото. Как вы понимаете данную пословицу? Хорошо. А сейчас я предлагаю вам, расхвалить населенные пункты. Сейчас меняемся: первая группа хвалит – город, вторая – село.

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели? Мы достигли поставленной цели?

А что мы делали сегодня на уроке, чтобы достичь поставленной цели?

Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу: Скажите есть ли на Земле такое место, в котором все хотели бы жить?

Что вы можете сказать сейчас по этому поводу (Пожалуй, нет. Все люди разные: одному нравится бешеный темп жизни среди небоскребов, другому спокойная жизнь в маленьком городке, третий не может жить нигде, кроме как в родном ауле в горах. Для одних самое важное – интересная работа, для других чистый воздух, для третьих – доброжелательные соседи, для четвертых – теплый климат и т.д. поэтому для общества в целом и для каждого конкретного человека важны и нужны самые разные города и села)

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 15

Задание на выбор:

Создайте презентацию или буклет по теме «Необычные города»

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Ребята я хочу обратить внимание на стены, на них высказывание великих людей. Подумайте 5 сек., и скажите, какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке, что больше всего подходит вам:

Познание начинается с удивления

Аристотель

Я знаю, что ничего не знаю .

Сократ

Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я пойму

Позволь мне сделать самому,

И я научусь

Конфуций

Городские и сельские населенные пункты являются первич-ными звеньями территориального размещения производства и комплексного развития регионов страны. В зависимости от таких критериев, как людность, занятость в сфере промышленности или сельского хозяйства, уклад и образ жизни, население под-разделяется на городское и сельское.

Городское население.

В качестве критериев определения город-ских поселений служат два основных признака: 1) численность населения данного населенного пункта; 2) род занятий населе-ния. Системы городских поселений являются динамичными и мо-гут изменять свое состояние во времени. Их составные компо-ненты функционально взаимосвязаны и образуют своеобразные структуры. Градообразующей основой системы городских посе-лений служат целостные территориально-производственные ком-плексы, от характера которых (объема производимой продукции, специализации, степени концентрации производства, развития рыночной и социальной инфраструктуры и т.д.) зависят и основ-ные структурные характеристики таких систем.

Системы городских поселений разнообразны. Различия меж-ду ними обусловлены неоднородностью их Градообразующей основы, а также природными, историческими, экономическими, этнонациональными условиями и особенностями их формирова-ния. Основными компонентами систем городских поселений выступают города, поселки городского типа, сельские поселения с несельскохозяйственной деятельностью населения (лесхозы, охотничьи хозяйства, горнодобывающие и рыболовецкие поселе-ния), курортные поселки.

Свыше 30% городского населения проживает в городах с числом жителей от 1000 до 499,9 тыс. человек, примерно 24% городско-го населения сосредоточено в городах с числом жителей свыше 1 млн. человек. Город рассматривается как населенный пункт, большая часть жителей которого занята в промышленном производстве, на транс-порте, в связи, торговле и социальной сфере. Численность на-селения городов должна быть не менее 10 тыс. человек, а других го-родских образований (поселков городского типа) — не менее 2 тыс. человек.

В соответствии с действующей в России классифи-кацией городских поселений выделяют три их основные категории:

Большие города, подразделяющиеся на сверхкрупные (с насе-лением от 500 тыс. до 1 млн. и свыше 1 млн. человек) и крупные (от 100 до 500 тыс. человек);

Средние города (с населением от 50 до 100 тыс. человек) и по-лусредние (от 20 до 50 тыс. человек);

Небольшие города (с численностью населения от 10 до 20 тыс. че-ловек) и поселки городского типа (до 10 тыс. человек).


К категории поселков городского типа относят населенные пункты, в которых размещены промышленные производства или пункты, являющиеся центрами транспортных развязок. К курорт-ным поселкам относят населенные пункты, расположенные в рекреационных зонах с лечебными ресурсами и населением не менее 2 тыс. человек, при условии, что число ежегодно приез-жающих на отдых и лечение в эти поселки составляет не менее 50% постоянного населения.

Градостроительный кодекс РФ (1998) выделяет следующие группы городов и поселков: сверхкрупные — с населением свыше 3 млн. человек; крупнейшие — от 1 до 3 млн.; крупные — от 250 тыс. до 1 млн.; большие — от 100 до 250 тыс.; средние — от 50 до 100 тыс.; малые города и поселки городского типа — до 50 тыс. человек. Города и поселки городского типа играют глав-ную системообразующую роль в формировании ТОН и ее развитии. Система городских поселений представляет собой сеть поселе-ний, объединяемых в территориальное целое функциональны-ми взаимосвязями как между городами одной системы, так и между городом и его окружением.

Процессы урбанизации в разных странах, сопровождающиеся ростом городов и распространением городского образа жизни, характеризуются природно-географическими, производственно-экономическими и социально-демографическими особенностями. В индустриально развитых странах эти процессы связаны с на-учно-техническим прогрессом, в развивающихся — с перенасе-лением и неблагоприятными условиями жизни в сельской мест-ности. В настоящее время в мировой практике выделяют такие формы расселения населения: агломерационная, мегаполисная (сверхгорода), крупные, большие, средние и малые города, по-селки городского типа, сельские населенные пункты.

По удельному весу городского населения Россия стоит в од-ном ряду с индустриально развитыми странами. Доля горожан составляет 73% от общей численности населения страны. По степени урбанизации регионы России существенно различаются. На уровне административных районов наиболее урбанизированы Московская и Ленинградская области, где высокий удельный вес городского населения соче-тается с высокой долей населения городов-миллионеров.

Урбанизация рассматривается как процесс повышения роли городов в развитии общества, вызывающий изменения не только в производственной, но и социальной, демографической струк-туре общества, культуре, образе жизни, формировании рыночных отношений и концентрации форм общения людей. Современ-ная урбанизация значительно изменила ход развития поселений. Усиливается процесс укрупнения городов, сопровождающийся их стремительным пространственным расширением и рассредоточе-нием производства и населения на смежные территории. Воз-растает значение укрупненных городов как центров экономиче-ского и культурного влияния на прилегающие поселения. Боль-шой город превращается в обширную урбанизированную зону, в которой он играет роль главного центра. Образуется городская агломерация — одна из качественно новых форм современного го-родского расселения.

В настоящее время в России насчитывается 1098 городов и 1850 поселков городского типа, из них 10 — города-миллионеры, выполняющие функции центров городских агломераций. Круп-нейшими из них являются Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская, Самарская. Минимальные показатели урбанизации имеют Бурятия (59,8%) и Адыгея (54,0), Ставропольский (55,1), Краснодарский (54,2) и Алтайский (52,2) края, Курганская (54,9) и Тамбовская (57,8%) области. Различия степени урбанизации территорий связаны с уровнем социально-экономического развития региона, сложившимися национальными традициями, миграционной активностью.

Основой комплексной характеристики городского расселения являются его градообразующие функции. Решающую роль игра-ют разнообразные сочетания промышленно-производственных, организационно-культурных, транспортных (имеющих значение не только для данного города), оздоровительных, научно-произ-водственных, а в настоящее время создание рыночных структур и иных функций, которые при определенных условиях форми-руют хозяйственный профиль того или иного города.

По своим структурно-функциональным характеристикам города подразде-ляются на несколько типов:

Многофункциональные — республиканские, включающие сто-личные, областные, краевые центры, а также центры автоном-ных образований, где в негосударственном секторе экономики занята значительная часть экономически активного населения. Для них характерен высокий уровень концентрации промыш-ленного производства с развитой производственной и социаль-ной инфраструктурой;

Города с преимущественным значением индустриальных цент-ров, где главным градообразующим фактором выступает про-мышленность. Данный тип поселений представлен широким диапазоном — от крупных до малых городов и является наи-более многочисленным из рассматриваемых групп;

Города с преимущественным значением транспортных цент-ров, где свыше 20% экономически активного населения заня-то в транспортной системе. К этой группе относят малые и средние города, которые формируются в районах нового освоения с выгодным транспортно-географическим положе-нием, благоприятными условиями для развития промышлен-ности, имеют тенденцию к быстрому росту;

Города переходного типа между промышленными и местны-ми организующими центрами — относятся к средним и малым городам;

Промышленные города-новостройки, получившие преимуще-ственное развитие в районах нового освоения — в Сибири и на Дальнем Востоке;

Оздоровительные центры — относятся, как правило, к малым и средним городам, предпосылкой их развития является уни-кальность природно-климатических условий.

С задачей развития научно-технического прогресса связана необходимость создания наукоградов. Среди них выделяются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Сык-тывкар и Хабаровск. Крупными научными центрами стали: в Московской области — Дубна, Троицк, Черноголовка, Зеленоград, Протвино; в Калужской области — Обнинск. Особое место занимают закрытые территориальные образования (ЗАТО). Они представляют собой территории, в пределах которых расположе-ны предприятия по разработке и изготовлению оружия массового поражения, хранению и утилизации ядерных отходов и других материалов; военные и иные объекты, для которых устанавли-вается особый режим безопасного функционирования и охра-ны государственной тайны, а также специальные условия прожи-вания. К их числу относят Арзамас-39, Красноярск-26, Челя-бинск-25 и др.

Каждый из типов поселений имеет свои проблемы, особенно обострившиеся в период становления рыночной экономики . В городских агломерациях, больших городах с высокой концен-трацией промышленного производства, отраслей тяжелой инду-стрии, предприятий оборонного комплекса и населения негативные процессы связаны с ограничением функциональной деятель-ности градообразующих производств, ухудшением санитарно-гигиенических условий проживания, возрастанием безработицы, увеличением затрат времени на передвижение к месту работы или учебы от места жительства, перегрузками пассажирского транс-порта, недостаточным уровнем развития социальной сферы об-служивания, ухудшением жилищных и экологических условий, состояния здоровья населения.

Для средних и малых городов России в настоящее время основ-ной проблемой ТОН является обеспечение занятости населения в зависимости от профиля их развития. В городских поселениях, ориентирующихся на развитие легкой промышленности и отдель-ных отраслей машиностроения (Европейский центр России, южные регионы страны), возрастает сложность трудоустройства мужской части населения. В городах с преобладанием добыва-ющих и перерабатывающих отраслей тяжелой индустрии (Евро-пейский Север, районы Сибири и Дальнего Востока) остро сто-ит проблема трудоустройства женщин. Развитие рыночных отно-шений требует значительных изменений, как в производственной, так и в социальной сфере, более комплексного развития хозяй-ства городских поселений различного типа.

Сельское население.

С эволюцией территориальной структуры сельского хозяйства, переходом на новые условия хозяйствования связана проблема улучшения системы расселения сельского населения, совершенствования отраслевой структуры занятости и хозяйственной деятельности с учетом половозрастных и про-фессиональных характеристик сельского населения. Сокращение как числа всех типов сельских поселений, так и общей числен-ности населения в них обусловлено сложными процессами ры-ночных преобразований и недостаточным уровнем развития со-циальной и бытовой сферы. Обеспеченность сельских населенных пунктов водопроводом составляет лишь 29%, а канализацией — 4%; 33,9% сельских населенных пунктов не связаны дорогами с твердым покрытием с транспортной системой общего пользова-ния.

Сельское население России на 1 января 2002 г. составило 38,9 млн человек, или 27% общей численности населения стра-ны. Оно представлено занятыми в отраслях сельскохозяйствен-ного производства и социальной сферы (учителя, врачи, работ-ники культуры, сферы социального обслуживания, торговли). Типы сельских поселений разнообразны и представлены хуто-рами, селами и деревнями центральных регионов России, ка-зачьими станицами и горными аулами Северного Кавказа, оле-неводческими и горно-промышленными поселками Крайнего Севера, лесопромышленными поселками Европейского Севера России, Сибири и Дальнего Востока. Для России характерен де-ревенский тип расселения, сложившийся исторически в связи с общинной формой землепользования.

Сельское население сосредоточено в основном в поселениях с числом жителей от 200 до 1000 человек (примерно 39%). В на-селенных пунктах с числом жителей 5 тыс. человек и более про-живает 12,3% сельского населения.

Для сельской местности Центральной России 1990-е годы озна-меновались рядом негативных процессов: спад сельскохозяй-ственного производства, демографический кризис, отставание в развитии производственной и социальной инфраструктуры, сни-жение уровня жизни. Значительную часть сельских районов Смо-ленской, Тверской, Брянской, Костромской, Псковской, Новго-родской и ряда других областей Нечерноземья охватил глубокий системный кризис. Тяжелая социально-экономическая обстановка способствовала оттоку наиболее мобильной части сельского населения — молодежи, окончившей общеобразовательные шко-лы, и людей трудоспособного возраста, особенно из сельских по-селений с численностью от 50 до 100 человек.

В отличие от городского населения, системы организации обслуживания и трудовой деятельности которого находятся в большей зависимости от уровня социально-экономического раз-вития и технической оснащенности производства, на уровень тер-риториальной организации сельских поселений значительное влияние оказывают природно-географические факторы. Развитие сельскохозяйственного производства зависит от почвенных и климатических условий, а также от исторически сложившихся трудовых навыков населения. Эти же особенности оказывают воз-действие на формирование уклада жизни сельского жителя. Каж-дой природно-географической зоне присущи свои исторически сложившиеся особенности расселения населения. Так, в зонах тундры и тайги, занимающих огромные пространства европей-ской и азиатской части России, сельские населенные пункты рас-полагаются по долинам рек и берегам озер.

Формы и разновидности ТОН в европейской части России характеризуются наличием довольно компактного центрального ядра поселений со стабилизировавшимся или продолжающим увеличиваться оттоком сельского населения, расселением сель-ского населения в районах смешанных и лиственных лесов, его концентрацией на водоразделах, в незначительных по размерам сельских населенных пунктах. Сельское население лесостепной зоны европейской части страны сосредоточено главным образом в речных долинах и на водоразделах.

Из 89 административно-территориальных единиц Российской Федерации в шести сельское население значительно превышает городское и составляет в республике Алтай — 73,7%, Калмыкии — 57,7, Дагестане — 60,3, Карачаево-Черкесии — 56,0, Туве — 51,6 и Ингушетии — 57,8%. Такое превышение объясняется истори-ческими особенностями проживания и традициями народностей этих республик. Сельское население неравномерно размещается по территории России: 23,2% его приходится на Южный феде-ральный округ, где средние показатели заселенности составляют 15,6 человека на 1 км 2 (при средних показателях по России 2,3 человека на 1 км 2). Значительные различия расселения сель-ского населения отмечаются и внутри регионов с высоким уров-нем сельскохозяйственного производства. Наибольшая плотность сельского населения характерна для Краснодарского края и Да-гестана (соответственно 34,8 и 25,8 человека на 1 км 2).