Актуальные вопросы воспитания личного состава вооруженных сил российской федерации. Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Актуальные вопросы развития Вооруженных сил Российской Федерации Оборонный потенциал возрастет многокр

Важнейшим средством обеспече­ния военной безопасности Рос­сийской Федерации являются Во­оруженные Силы.

Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляю­щая основу обороны Российской Федерации, главный элемент воен­ной организации государства.

Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее.

Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут применяться также для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и для выполнения других задач в соответствии с федеральным законодательством.

Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:

· в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации, и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;

· в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;

· во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;

· в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.

Основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск: (Слайд №1)

Стратегические операции, операции и боевые действия в крупномасштабной и региональных войнах;

Операции и боевые действия - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;

Совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;



Контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством;

Миротворческие операции.

Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро, и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны.

Основные принципы развития военной организации государства:

· адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;

· централизация руководства;

· единоначалие на правовой основе;

· достигаемое соответствие в пределах экономических возможностей страны уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности;

· единство обучения и воспитания;

· реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни.

Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует фор­мирования новых к ним подходов.

Основные приоритеты строитель­ства Вооруженных Сил РФ опреде­ляются характером задач в сфере национальной безопасности и гео­политическими приоритетами раз­вития страны. Можно говорить о существовании нескольких прин­ципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Феде­рации, которые будут определять основные параметры военного строительства:



Способность осуществить стра­тегическое сдерживание;

Высокая боевая и мобилизаци­онная готовность;

Стратегическая мобильность;

Высокая степень укомплекто­ванности хорошо обученным и под­готовленным личным составом;

Высокая техническая оснащен­ность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований поз­воляет выбрать задачи развития Воору­женных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:

1. Сохранение потенциала Стра­тегических сил сдерживания.

2. Наращивание количества сое­динений и частей постоянной го­товности и формирование на их ос­нове группировок войск.

3. Совершенствование оператив­ной (боевой) подготовки войск (сил).

4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.

5. Выполнение программы модер­низации вооружения, военной и специальной техники и поддержа­ние их в состоянии боеготовности.

6. Совершенствование военной науки и военного образования.

7. Совершенствование систем со­циального обеспечения военнослу­жащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Конечной целью этих мероприя­тий являются ликвидация дублиру­ющих звеньев и обеспечение в слу­чае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств РФ.

Развитие всех компонентов военной организации государства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, по скоординированным и согласованным программам и планам.

Составной частью и приоритетной задачей современного этапа военного строительства является проведение комплексной военной реформы, обусловленной радикальными изменениями военно-политической обстановки, задач и условий обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

В рамках военной реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординированное реформирование всех компонентов военной организации государства.

Строительство Вооруженных сил Российской Федерации является одной из важнейших задач, решаемых государством в рамках организации обороны нашей страны . Вопросы современного состояния Российской армии, направления ее дальнейшего развития являются объектом пристального внимания и предметом для активного обсуждения не только в российском обществе, но и в зарубежных странах.

На характер и масштабы проводимых мероприятий по развитию Вооруженных сил оказывает непосредственное влияние складывающаяся военно-политическая обстановка в мире, которая в современных условиях приобретает все более непредсказуемый и взрывоопасный характер. Снижается порог применения военной силы и грань между войной и миром. Демонстрация или применение военной силы становятся наиболее действенным инструментом в политике.

В этих условиях обеспечение национальной безопасности государства приобретает все более сложный и комплексный характер и затрагивает вопросы стратегического сдерживания, предотвращения региональных конфликтов, борьбы с терроризмом, завоевания информационного превосходства и многое другое. Это подтверждается событиями в Северной Африке, Центральной Азии, Украине, Ближнем Востоке и вокруг Корейского полуострова.

Укрепление спецназа – одна из приоритетных задач военного строительства .

С учетом этого наращивание боевых возможностей Вооруженных сил Российской Федерации является одной из ключевых задач руководства государства. Вооруженные силы, безусловно, должны быть готовы и способны обеспечить отражение агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженную защиту целостности и неприкосновенности ее территории в любых условиях складывающейся военно-политической обстановки.

За последние годы руководством страны проведена масштабная работа по оздоровлению Вооруженных сил, по выводу их на уровень, который позволяет обеспечить военную безопасность России в современных условиях. Она носила разноплановый характер и затрагивала все аспекты жизнедеятельности армии и флота. Анализ полученных результатов подтверждает правильность избранного курса.

Строго в мировом тренде

Полностью оправдали себя решения по созданию межвидовых группировок войск на стратегических направлениях, а также Войск воздушно-космической обороны. Важным практическим шагом стало формирование соединений и воинских частей постоянной готовности. Они в полном объеме готовы решать задачи по боевому предназначению. Существующая структура Вооруженных сил Российской Федерации на данный момент обеспечивает эффективное управление войсками (силами) при выполнении задач в мирное и военное время.

Как известно, в настоящее время в состав Вооруженных сил РФ входят :
— центральные органы военного управления;
— три вида вооруженных сил – Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морской флот;
— три рода войск вооруженных сил – Ракетные войска стратегического назначения, Войска воздушно-космической обороны, Воздушно-десантные войска;
— а также войска (силы), не входящие в виды и рода войск Вооруженных сил.

Следует отметить, что развитие вооруженных сил любого государства – это непрерывный процесс, который осуществляется постоянно и имеет общемировую практику. Аналогичные преобразования происходят в вооруженных силах ведущих зарубежных стран – США, Германии, Франции, Великобритании, Китая. Меняется мир, экономические и политические условия, создаются новые образцы вооружения, военной и специальной техники и, как следствие, меняются вооруженные силы, совершенствуется их организационно-штатная структура, состав, количественно-качественные показатели, система подготовки, обучения и комплектования.

Соответственно и мы должны с учетом анализа всех факторов и условий (прогноза развития военно-политической обстановки, изменений характера вооруженной борьбы, направлений развития вооруженных сил ведущих иностранных государств, социально-экономических, демографических факторов) определить вектор военного строительства и задать целевые установки по количественно-качественным характеристикам Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в течение 2013–2014 годов провел серию совещаний в городе Сочи с руководящим составом Минобороны России и представителями ОПК по вопросам состояния и перспектив развития Вооруженных сил. На этих совещаниях были определены основные направления дальнейшего развития армии и флота. Наиболее актуальные вопросы были рассмотрены на заседании Совета безопасности Российской Федерации 5 июля 2013 года. Обозначены основные направления совершенствования военной организации государства на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, в том числе направления развития Вооруженных сил.

Что предстоит сделать

Основными направлениями являются:
– развитие стратегических ядерных сил;
– наращивание боевых возможностей межвидовых группировок войск (сил) на стратегических направлениях;
– совершенствование системы управления Вооруженных сил;
– повышение эффективности системы воздушно-космической обороны;
– оснащение войск современным вооружением и военной техникой;
– совершенствование военной инфраструктуры;
– повышение эффективности подготовки войск (сил);
– решение социальных вопросов военнослужащих и членов их семей.

Первоочередной задачей для Минобороны России является обеспечение приоритетного развития стратегических ядерных сил . Основу стратегических ядерных сил составляют Ракетные войска стратегического назначения, оснащенные ракетными комплексами стационарного и мобильного базирования. В рамках реализации государственной программы вооружения спланировано перевооружение РВСН на перспективный ракетный комплекс стратегического назначения , обладающий повышенными возможностями по преодолению глубокоэшелонированной противоракетной обороны. К 2021 году доля современных образцов ракетного вооружения в РВСН будет доведена до 100%.

Морские стратегические ядерные силы, включающие подводные лодки стратегического назначения Северного и Тихоокеанского флотов, постоянно несут дежурство в пунктах базирования и районах боевого патрулирования. К 2021 году в состав морских СЯС планируется включить семь новых ракетных подводных лодок стратегического назначения.

В части авиационных стратегических ядерных сил до 2021 года запланирована модернизация всего парка стратегических бомбардировщиков, а также разработка перспективного авиационного комплекса дальней авиации и авиационных средств поражения нового поколения.

Следующей задачей является совершенствование межвидовых группировок войск военных округов с учетом самодостаточности их состава по боевым и обеспечивающим соединениям, а также поддержание необходимого уровня их боевой способности . Мероприятия развития будут направлены на повышение огневой мощи, мобильности и автономности соединений, совершенствование систем разведывательно-информационного обеспечения. Особое внимание будет уделено повышению возможностей подразделений специального назначения.

До конца 2020 года спланировано оснащение соединений и воинских частей перспективными образцами вооружения и военной техники, в том числе беспилотными летательными аппаратами, роботизированными комплексами и боевой экипировкой военнослужащего. На вооружение поступят новые системы реактивной и ствольной артиллерии с увеличенными дальностью и точностью поражения целей. Все ракетные бригады Сухопутных войск планируется перевооружить на современный .

Повышение эффективности систем вооружения будет реализовываться за счет применения нанотехнологий, альтернативных видов топлива, метательных зарядов, защитных материалов, обеспечивающих снижение заметности и увеличение защитных свойств образцов вооружения.

Развитие соединений и воинских частей Военно-морского флота будет направлено на наращивание боевого потенциала за счет приема в боевой состав многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок новых проектов, кораблей дальней и ближней морских зон, вооруженных высокоточным оружием. Особое внимание уделяется Арктике. На основе Северного флота планируется создать межвидовую группировку войск и сил, отвечающую за военную безопасность в Арктическом регионе .

С включением в состав Российской Федерации Республики Крым и города Севастополя приняты дополнительные решения по повышению боевых возможностей Черноморского флота. На территории полуострова Крым планируется иметь межвидовую группировку войск и сил, способную гарантированно обеспечить военную безопасность в этом важном для России регионе .

Основу вооружения корабельных сил ВМФ на период до 2020 года составят высокоточные крылатые ракеты большой дальности, гиперзвуковые крылатые ракеты. На вооружение кораблей поступят роботизированные средства различного назначения, в том числе автономные необитаемые аппараты. После 2020 года планируется создание перспективных боевых кораблей, глубоководных морских систем нового поколения, развертывание в районах военно-морских баз роботизированных систем для выполнения комплекса задач противоминного и противоподводно-диверсионного обеспечения, а также мониторинга подводной среды.

Смещение акцентов вооруженной борьбы в воздушно-космическую сферу обуславливает необходимость наращивания боевых возможностей системы воздушно-космической обороны страны . Ее основу составляют Войска воздушно-космической обороны, авиационные соединения и соединения противовоздушной обороны военных округов. На их вооружение поступят перспективные радиолокационные станции системы предупреждения о ракетном нападении и зенитные ракетные комплексы с повышенными боевыми возможностями.

Интенсивная боевая учеба идет в войсках практически непрерывно и буквально во всех подразделениях.

Повышение боевых возможностей авиационных соединений и воинских частей предусматривается путем переформирования существующих авиационных баз в авиационные дивизии, авиационные полки и бригады армейской авиации, которые планируется размещать с учетом перспективной системы базирования авиации . Будет создана единая система зенитного ракетного оружия, автоматизированная радиолокационная система и перспективная автоматизированная система управления авиацией и ПВО. Станет возможным перехват боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет и гиперзвуковых летательных аппаратов.

Кроме того, предполагается завершить формирование сплошного радиолокационного поля по границам России во всем диапазоне высот . Количественный и качественный состав орбитальной группировки космических аппаратов различного назначения позволит Вооруженным силам в полном объеме решать задачи информационного обеспечения действий группировок войск (сил) в части разведки, связи и боевого управления.

В перспективе на вооружение войск поступят средства обнаружения и распознавания целей на новых физических принципах.

Планируется развитие системы средств выведения космических аппаратов, обеспечивающей независимость космической деятельности Российской Федерации от иностранных государств.

Повышение боевых возможностей Воздушно-десантных войск для оперативного выполнения задач по пресечению кризисных ситуаций предусматривается за счет увеличения состава соединений и воинских частей и оснащения их современными вооружением и военной техникой.

Оборонный потенциал возрастет многократно

Повышение уровня боевой мощи Вооруженных сил в значительной степени зависит от роста качества управления ими. Поэтому задача по созданию перспективной системы управления и единого разведывательно-информационного пространства Вооруженных сил Российской Федерации является для нас приоритетной.

В целях совершенствования системы управления Вооруженными силами, а также военной организацией государства в целом в соответствии с решением президента РФ с 1 апреля 2014 года начал функционировать Национальный центр управления обороной Российской Федерации . Сеть аналогичных центров развертывается на региональном и территориальном уровнях в военных округах, объединениях и соединениях. Для обеспечения работы центров создается многоуровневая система автоматизированного управления и формируется единое информационное пространство. В перспективе создаваемая система охватит все звенья управления Вооруженными силами, а также позволит скоординировать усилия всех министерств и ведомств, участвующих в обороне Российской Федерации.

К 2021 году мы должны создать перспективную автоматизированную систему управления Вооруженными силами и объединенную автоматизированную цифровую систему связи.

В новой АСУ на каждом уровне в реальном масштабе времени будет автоматически формироваться и отображаться фактическая обстановка. На основе анализа постоянно обновляемых данных система должна в короткое время (часы, минуты) предлагать командующему (командиру) несколько возможных вариантов действий войск и огневого поражения.

За счет интеллектуальной поддержки, сокращения цикла управления, повышения информированности командиров и штабов планируется повысить боевой потенциал войск на 30–40%. После 2020 года предусматривается наращивание возможностей системы управления за счет интеллектуализации программного обеспечения, интеграции в нее перспективных образцов ВВСТ, в том числе роботизированных.

Повышение боевых возможностей Вооруженных сил напрямую связано с их оснащением современными образцами вооружения и военной техники . Для решения этой задачи в рамках реализации государственной программы вооружения в период 2014–2020 годов планируется закупить более 650 самолетов и около 1 тыс. вертолетов, в соединения Сухопутных войск и Военно-морского флота ожидается поступление более 5 тыс. единиц вооружения и военной техники и более 70 современных боевых кораблей и многоцелевых подводных лодок.

Учитывая возрастающую роль и значение высокоточного оружия, до 2021 года планируется увеличить число носителей средств высокоточного оружия большой дальности в четыре раза, а крылатых ракет большой дальности различного базирования – более чем в 30 раз . В целях совершенствования системы разведывательно-информационного обеспечения спланировано поэтапное оснащение Вооруженных сил комплексами с беспилотными летательными аппаратами различной классификации. Планируется закупить более 4 тыс. БПЛА различного назначения . В целом реализация государственной программы вооружения позволит к концу 2020 года довести в Вооруженных силах долю современных образцов вооружения и военной техники до 70–100%.

Особое внимание уделяется созданию перспективной системы базирования войск. Спланировано создание (реконструкция) военных городков с современной социально-бытовой инфраструктурой.

Для новых видов вооружения и военной техники предусматривается построить около 100 объектов , в том числе для размещения ракетных комплексов «Искандер», ракетных подводных лодок стратегического назначения, аэродромов, радиолокационных станций различного назначения и других объектов инфраструктуры.

К 2016 году планируется обустроить более 300, а к 2020 году – все имеющиеся военные городки . На их территории предполагается построить свыше 3 тыс. различных объектов. Это казармы, парки боевых машин, столовые, а также учебные, спортивные и бытовые сооружения.

В целях обеспечения военной безопасности Российской Федерации в Арктике в ближайшие годы планируется восстановить аэродромы и причальные сооружения на островах и побережье региона.

Современные вооружение и военная техника, новые формы и способы ведения военных действий требуют соответствующего уровня подготовки органов военного управления и войск (сил).

Новые подходы к подготовке войск

В настоящее время планирование мероприятий боевой подготовки осуществляется таким образом, чтобы каждый учебный год заканчивался проведением бригадных тактических учений применительно к задачам по предназначению. Для повышения качества боевой подготовки в плановом порядке осуществляется обновление ее учебно-материальной базы.

В течение 5 лет спланировано создать в каждом военном округе по одному межвидовому центру подготовки, сформировать современные горный, наземный и морской авиационные полигоны, обустроить более 110 полигонов и учебных комплексов. Предусматривается оснастить современными техническими средствами обучения около 200 соединений и воинских частей. Для этого будет закуплено более 230 тренажеров и 460 комплектов полигонного оборудования.

В целях распространения передовых методов обучения военнослужащих, совершенствования их боевого мастерства в Вооруженных силах восстановлена система состязательности. Внедренные в практику подготовки войск конкурсы по воздушной выучке летных экипажей объединений Военно-воздушных сил «Авиадартс», а также Всеармейские (международные) соревнования танковых взводов и экипажей «Танковый биатлон» вызывают большой интерес в обществе.

Для объективной оценки состояния Вооруженных сил будет продолжена практика проведения внезапных проверок боевой готовности войск (сил) . Это позволяет получать объективную картину состояния армии и флота, оценивать их возможности по выполнению задач по предназначению и самое важное – оперативно реагировать на выявленные в ходе проверок недостатки.

Новые подходы к подготовке и применению войск определяют требования к деятельности военно-научного комплекса. Его работа должна быть направлена на выполнение задач по научному обеспечению обороны государства. Основные усилия планируется сосредоточить на наиболее наукоемких и актуальных направлениях, к которым относятся развитие сил стратегического сдерживания и системы воздушно-космической обороны, разработка робототехнических комплексов военного назначения, создание перспективной телекоммуникационной инфраструктуры Вооруженных сил, а также средств информационной борьбы.

Для обеспечения этой задачи завершается создание единой базы научных знаний, в которую войдут все имеющиеся и ожидаемые результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в области обороны. Особое внимание уделяется подготовке научных кадров и укреплению потенциала научно-исследовательских организаций, восстановлению престижа и статуса военного ученого, а также созданию эффективной системы подготовки исследователей и развитию научных школ.

В течение 2014–2015 годов в условиях сложной демографической обстановки в стране предстоит решить задачу поддержания укомплектованности Вооруженных сил личным составом на уровне 95–100% . Решение этой проблемы предусматривается за счет увеличения количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов). До 2021 года планируется иметь более 500 тыс. военнослужащих этой категории. В приоритетном порядке ими укомплектовываются должности по эксплуатации сложного и дорогостоящего вооружения и военной техники, плавсостав ВМФ, боевые подразделения ВДВ, специального назначения и сержантский состав.

Особое внимание уделяется социальному аспекту развития Вооруженных сил . Будет продолжена реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа и привлекательности военной службы. Планируется завершить формирование пакета социальных гарантий военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров. В ближайшее время предполагается полностью обеспечить военнослужащих постоянным жильем и перейти на единовременные выплаты денежных субсидий военнослужащим для покупки квартир. В плановом порядке создается фонд служебного жилья.

Определены меры по патриотическому воспитанию военнослужащих и допризывной молодежи . В целях популяризации военной службы и повышения ее престижа значительное место отводится культурным мероприятиям. Среди них уже ставшие популярными международные военно-музыкальные фестивали «Спасская башня» и «Амурские волны», Всероссийский фестиваль народного творчества «Катюша» и многие другие.

Продолжится практика ежегодного проведения Спартакиады Минобороны России между суворовскими военными училищами и кадетскими корпусами по военно-прикладным видам спорта. Воссоздается сеть культурно-досуговых учреждений Вооруженных сил.

Для открытого и конструктивного взаимодействия с гражданским обществом планируется издать книгу о Вооруженных силах Российской Федерации, завершается создание фундаментального многотомного труда «Великая Отечественная война 1941–1945 годов».

Выполнение этих задач позволит Вооруженным силам Российской Федерации занять достойное место в числе передовых армий ведущих государств мира. При этом они будут способны гибко реагировать на изменения внешне- и внутриполитической обстановки в новых и перспективных формах и способах ведения военных действий с учетом современных и прогнозируемых вызовов и угроз национальным интересам Российской Федерации.

/Валерий Герасимов, НГШ ВС РФ, первый зам.министра обороны РФ, генерал армии, nvo.ng.ru /

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Актуальные вопросы развития Вооруженных сил Российской Федерации

1. Военная подготовка России в условиях изменения геополитической ситуации в мире

военный россия геополитический безопасность

Европейский союзом, их ведущими союзниками в мире (Канада, Австралия и др.) непосредственно, а также по линии ООН и других международных организация (Совет Европы и др.) в политической, военной, экономической и других областях.

За последний год в мире произошли кардинальные изменения. Они обусловлены, прежде всего нарастанием конкуренции различных мировых «центров силы» между собой в военно-политической, экономической, информационной сферах. Среди областей, где развернулось такое соперничество между Россией и США, можно отметить околоземное космическое пространство, Арктический регион и территорию Украины.

Известно, что экстерриториальность околоземного космического пространства позволяет осуществлять полет космического аппарата над территорией различных государств в мирное время и в ходе ведения военных действий. Практически каждое космическое средство может оказаться над зоной любого конфликта и быть в нем использовано. При наличии группировки космических аппаратов они могут контролировать любую точку земного шара постоянно. Это позволяет отслеживать наличие и перемещение ресурсов противника и делает бесполезным средства маскировки, эффективные против воздушной разведки. По экспертной оценке, космические ударные системы могут быть перемещены со стационарной орбиты в точки нанесения удара по объектам, расположенным на поверхности Земли, за 8 - 15 минут. Это сопоставимо с подлетным временем баллистических ракет подводных лодок, наносящих удар из акватории Северной Атлантики по центральному региону России.

Так, в целях создания оперативной развертываемой системы космической связи и разведки над заданным районом земной поверхности США 2 апреля 2014 года завершили 470-суточные летно-космические испытания беспилотного воздушно-космического самолета Boing X-37B, который может применяться для разных целей, в том числе инспектирования и нарушения функционирования других космических аппаратов.

Ускоренным темпами США наращивает свою группировку космических аппаратов, совершенствуя ее качественные параметры. В частности, запускаются новые космические аппараты глобальной навигационной системы GPS повышенной помехозащищенности, аппараты для детально исследования магнитного поля и погоды Земли, отрабатывается технология применения «созвездия» (группировки) малоразмерных космических аппаратов дистанционного зондирования для сосредоточения возможностей управления (разведки, наблюдения, обеспечения связи и др.) в заданном регионе земного шара. Завершается подготовка к первому тестовому полету перспективного космического аппарата НАСА «Орион», на котором после завершения эксплуатации Международной космической станции астронавты США будут продолжать освоение ключевых областей космического пространства за пределами «ближнего космоса»: высокоэллиптических околоземных орбит, на которых функционируют спутники систем предупреждения о ракетном нападении, глобальной навигации и связи, а также точек Лагранжа системы Земля - Луна (областей, находясь в которых космический аппарат сохраняет свое положение неизменным относительно этих небесных тел). Создание США космических систем, предназначенных для вывода и длительного пребывания в данных областях космического пространств, разработка ими технологий по захвату и буксировке астероидов на заданную окололунную орбиту являются с военной точки зрения не чем иным, как оперативным оборудованием космического театра военных действий и подготовкой к освоению нового вида нетрадиционного оружия.

Эти действия заставляют Россию наращивать свои возможности по освоению и использованию, прежде всего околоземного космического пространства. Одним из приоритетных направлений политики России является обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космосе в интересах обороны и безопасности. В этих целях совершенствуется наземная космическая инфраструктура, в частности, стартовые и технические площадки космодрома Плесецк, на которых будет осуществляться отработка ракет-носителей нового поколения (типа «Союз-2»), а также принципиально нового космического ракетного комплекса «Ангара». Кроме того, продолжится формирование и поддержание необходимого состава орбитальных группировок космических средств, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и надлежащего качества услуг в интересах обороны и безопасности страны. В рамках данного направления предусмотрено совершенствование отечественной навигационной системы двойного назначения ГЛОНАСС. В условиях, когда состав орбитальной группировки спутников доведен до штатного состава, предусмотрено увеличение точности позиционирования объектов с использованием данных от системы ГЛОНАСС. В частности, уже в 2014 году точность ГЛОНАСС на территории нашей страны может стать меньше одного метра, после того как начнет работать в полном объеме система коррекции навигационного сигнала «Луч». А к 2020 году точность определения координат с помощью данной системы должна достичь 0,6 м.

Что касается Арктики, то сегодня этот регион мира стал территорией, где сталкиваются геополитические интересы многих развитых и развивающихся стран, включая Россию, США и Китай. Противоречия между различными (в первую очередь практическими) государствами в Арктике могут привести к росту международной напряженности в целом и вероятности возникновения носящих локальный характер международных конфликтов в частности.

Причин обострения геополитической борьбы в Арктике в настоящее время несколько. Главные из них - существующий юридически неопределенный статус национальных границ в регионе, находящиеся в его недрах ресурсы, а также стратегическое значение транспортных артерий арктического региона. Важность ресурсов Арктики для нашей страны и мировой экономики подтверждается следующими цифрами: запасы нефти и углеводородного сырья материковой части России составляют примерно 6% от общемировых, в то же время в Арктике сосредоточено 58% аналогичных запасов мировых шельфов. Россия уже активно реализует планы освоения арктики. Ожидается, что добыча нефти на Арктическом шельфе Российской Федерации к 2030 г. Достигнет 66,2 млн т, добыча газа - 230 млрд куб.м.

Кроме того, через Арктику проходят два трансокеанских морских маршрута - Северный морской путь (арктическая зона России) и Северо-Западный проход (арктическая зона Канады), соединяющие Атлантический и Тихий океаны. В настоящее время Северный морской путь можно использовать лишь в течение трех-четырех месяцев в год, хотя путь по обоим этим маршрутам на 6000-9000 км короче, чем через Панамский и Суэцкий каналы. Именно этим объясняется интерес к имеющим стратегическое значение северным морским путям (проходам) со стороны значительной группы стран - прежде всего США, исповедующих доктрину «свободы морей», а также со стороны Норвегии и Канады.

В настоящее время в отношениях приарктических государств все более остро начинают проявляться проблемы, связанные с разграничением арктических территорий. В соответствии с нормами международного права протяженность континентального шельфа государств, имеющих морские границы, составляет 200 морских миль от побережья (т.н. экономическая зона). В то же время Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность того, что в случае если какая-либо страна сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением ее континентальной платформы, данная часть арктического шельфа будет признана ее собственностью.

В настоящее время претензии на ресурсы арктического шельфа наряду с Россией предъявляют США, Канада, Норвегия и Дания и другие страны. Большая часть претендентов на арктические ресурсы входит в военный блок НАТО, поэтому и свое присутствие в Арктике они подтверждают через демонстрацию военной силы. Кроме того, НАТО регулярно демонстрирует свое присутствие в арктическом бассейне, военные самолеты и корабли блока патрулируют районы, на которые они претендуют они претендуют. О формировании в Арктике военной угрозы России свидетельствуют так же планы по созданию арктического НАТО, ускоренная разработка и введение в строй странами НАТО арктических вариантов военной и морской техникт, проведение учений сил авиации, флота, спецназа в приарктических регионах. В декабре 2013 года стало известно, что премьер-министр Канады распорядился включить Северный полюс в направленную ООН заявку на расширение границ арктического шельфа страны.

Стремясь упрочить свое геополитическое положение в этом регионе, в 2001 году Россия подала общую заявку в Комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа в Арктической части на признание континентального шельфа российской территорией: она касалась как Охотского моря, так и Арктической части (позднее заявка была разделена на две, и первая из частных заявок подана в 2013 году). Так, если будет доказано, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, тянущиеся к Гренландии, являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то Российская Федерация сможет получить право на разведку и добычу углеводородных ресурсов в Артике на дополнительных 1,2 миллиона квадратных километрах площади.

Экспедиция «Арктика-2007» в район Северного полюса, поход туда же в 2010 г. Исследовательского судна «Академик Федоров» и атомного ледокола «Ямал» вызвали негативную реакцию на Западе. Одной из основных задач российских экспедиций в Арктику 2007-2014 гг. как раз и являлся сбор материалов для обоснования права России.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Военная опасность и военные угрозы: понятие, сущность, источники и характерные признаки. Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз для Российской Федерации. Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности России.

    реферат , добавлен 01.06.2010

    Тенденции, влияющие на развитие военно-политической обстановки в мире. Общая характеристика и основные источники угроз безопасности Российской Федерации. Факторы роста военных угроз для России. Задачи Вооружённых Сил в системе безопасности страны.

    конспект урока , добавлен 14.11.2010

    Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации. Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Военная организация древних славян. Военные реформы Ивана Грозного и соборное уложение Алексея Михайловича. Преобразования Николая II, Александра II и Петра I в сфере военной деятельности. Развитие армии в период СССР. Вооруженные силы современной России.

    презентация , добавлен 24.02.2013

    Роль советских Вооруженных Сил в защите Родины. Основные виды Вооруженных Сил. Организация мотострелкового полка. Структура сухопутных войск. Задачи организации боевой подготовки Военно-морского флота России. Основное содержание военных реформ Петра I.

    презентация , добавлен 13.03.2010

    Преобразование вооруженных сил Грузии после "революции роз" 2003 года. Численность личного состава Военно-воздушных сил государства. Карта-схема боевых действий в районе Цхинвала 08-12.08.2008 года. Удары российской авиации по грузинским войскам.

    презентация , добавлен 26.06.2014

    Юридическая служба как структурное подразделение Министерства обороны. Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации как основная задача юридической службы. Полномочия, организация работы и основные направления деятельности подразделений.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2014

    Порядок, время и место приведения граждан Российской Федерации к Военной присяге. Хранение списков, приведенных к Военной присяге. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

    реферат , добавлен 20.01.2015

    Понятие и история возникновения военной присяги на Руси. Ритуал принятия военной присяги, ее роль и значение для военнослужащих. Воспитание личного состава на боевых традициях армии и флота, особенности военной службы в Вооруженных Силах России.

    презентация , добавлен 17.09.2014

    Национальная безопасность и национальные интересы России. Внешние и внутренние угрозы. Отношения России с НАТО. Военная организация Российской Федерации. Внутренние войска МВД РФ, Войска Гражданской обороны РФ, Вооруженные силы РФ и их основные задачи.

Выступление заместителя командира войсковой части
90921 по работе с личным составом
капитана 2 ранга Бондаренко Д.Н.
Лекция
«Россия в современном мире и основные приоритеты
ее военной политики. Актуальные вопросы развития
.
Задачи личному составу бригады Черноморского флота
по поддержанию боевой готовности, укреплению
правопорядка и воинской дисциплины
в ЛПО 2018 учебного года».

Современная военно-политическая обстановка в мире
События
последних
лет
свидетельствуют о том, что мир в
начале XXI века не стал более
стабильным
и
безопасным,
а
наоборот, привел к целой череде
войн и военных конфликтов, которые
уже запылали или тлеют в разных
уголках нашей планеты.
2

Россия выступает за активное продвижение
курса на всемерное укрепление международного мира
3
Россия выступала и выступает за
активное
продвижение
курса
на
всемерное укрепление международного
мира,
всеобщей
безопасности
и
стабильности,
за
формирование
отношений
добрососедства
с
сопредельными
государствами,
содействие устранению имеющихся и
предотвращению возникновения новых
очагов напряженности и конфликтов в
прилегающих к Российской Федерации
регионах.
Со всей определенностью это
отмечено
в
Концепции
внешней
политики Российской Федерации от
2013 года, а также в Послании
Президента
России
В.В.Путина
Федеральному собранию Российской
Федерации от 2016 года.

Обретение Российской Федерации
статуса великой державы
За последние несколько лет
благодаря усилиям Президента
России,
военно-политического
руководства и дипломатического
корпуса страны положение России
в мире значительно изменилось в
лучшую сторону.
Она
вновь
обрела
статус
великой державы, которая призвана
решать
важнейшие
мировые
проблемы, среди них, ликвидация
химического оружия и уничтожение
военного
и
экономического
потенциала
террористической
организации ИГИЛ (ДАИШ) в Сирии,
прекращение ядерного проекта в
Иране
и
предотвращение
распространения оружия массового
поражения в мире.
4

Экономические интересы становятся главными в политике
К основным факторам, оказывающим
все большее влияние на военнополитическую
обстановку
в
мире,
следует отнести прежде всего то
обстоятельство,
что
экономические
интересы
становятся
главными
в
политике.
В связи с этим будет обостряться
борьба за природные ресурсы –
минеральные, водные и т.д.
На Западе все громче говорят о том,
что ресурсы некоторых стран, в том
числе и России, должны принадлежать
всему мировому сообществу.
5

Планомерное приближение НАТО
к государственным границам Российской Федерации
6
Военно-политическая обстановка у
западных
границ
страны
остается
нестабильной. США и другие члены НАТО
продолжают
наращивать
военный
потенциал, в первую очередь в соседних с
Российской Федерацией странах. Из более
чем 1 трлн долл. военных расходов в мире
в 2017 году на долю НАТО пришлось
свыше 70%.
Военный бюджет США на 2018 год
составляет 700 млрд. долл.
В настоящее время на территории
государств
Восточной
Европы
на
ротационной основе размещено около 1,2
тыс. единиц боевой техники, в том числе
30 боевых самолетов, а также находятся
свыше
5000
военнослужащих
западноевропейских стран НАТО и США.

VI Московская конференция
по международной безопасности
7
Министр
обороны
Российской
Федерации генерал-армии С.Шойгу в
выступлении
перед участниками
VI
Московской
конференци
по
международной безопасности отметил,
«НАТО – это военно-политический блок, а
не общество филателистов. Он ведет курс
на
проецирование
силы
вблизи
российских границ, вовлечение в орбиту
своего влияния всё новых и новых
государств».
Северо-Атлантический
альянс
продвигают военную инфраструктуру в
Арктике, осуществляют деятельность в
рамках
«полицеской»
авиационной
миссии НАТО по патрулированию
воздушного пространства Прибалтики.
Вместе
с
тем,
«Россия
заинтересована в новых идеях, готова к
открытому
обсуждению
любых
инициатив,
которые
способствуют
укреплению нашей общей безопасности.

Серьезную угрозу для безопасности России
представляет вооруженный конфликт на востоке Украины
В настоящее время сохраняются
предпосылки к обострению ВПО в этой
стране и применению военной силы на
Донбассе. Киев постоянно провоцирует
самопровозглашенные
республики
обстрелами их территорий. При этом
украинское
руководство
продолжает
саботировать
Минские
соглашения
(февраль 2015 года), настаивая на
выгодной
для
нынешней
власти
очередности выполнения пунктов этих
договоренностей и размещении войск
ООН на границе с Россией.
8

Стратегическое партнерство России и Китая
в интересах мира и стабильности
9
Российско-китайские отношения в
настоящий момент переживают подъем,
связанный
с
совпадением
внешнеполитических позиций, а также с
расширением
экономического,
торгового, военного, научного и других
видов сотрудничества.

Используя современные технологии противоборства
Запад стремится взять вверх над Российской Федерацией
10
В настоящее время действующая
администрация Белого Дома и их
союзники по НАТО самым активным
образом
используют
технологии
гибридных войн, применяя при этом
различные способы и
методы их
ведения.
Это
могут
быть
«цветные
революции»,
распространение
терроризма
и
этнический
фактор,
финансово-экономическое давление и
методы военно-силового принуждения.
Сценарии при этом просты и хорошо
отработаны: если страна не принимает
западных правил игры, то начинается
революция, для начала «цветная».
Если власти капитулировали, их
заменяют на прозападный режим. Если
же руководство страны сопротивляется,
начинается силовая операция, причем не
обязательно в виде прямого военного
вторжения.


об основных внешних угрозах для государства
11
Военная
доктрина
Российской
Федерации при перечислении основных
внешних опасностей для России выносит
на первый план наращивание силового
потенциала НАТО и наделение её
глобальными функциями, реализуемыми
в нарушение норм международного
права,
приближение
военной
инфраструктуры стран-членов НАТО к
границам Российской Федерации, в том
числе путем дальнейшего расширения
блока.
Среди других опасностей в Военной
доктрине упоминается о создании и
развертывании систем стратегической
противоракетной обороны, подрывающих
глобальную стабильность и нарушающих
сложившееся соотношение сил в ракетноядерной сфере, реализации концепции
«глобального
удара»,
намерении
разместить оружие в космосе, а также
развертывании стратегических неядерных
систем высокоточного оружия.

Военная доктрина Российской Федерации
об основных внутренних опасностях для государства
1. Деятельность, направленную на
насильственное
изменение
конституционного
строя
Российской
Федерации,
дестабилизацию
внутриполитической
и
социальной
ситуации в стране, дезорганизацию
функционирования
органов
государственной
власти,
важных
государственных, военных объектов и
информационной
инфраструктуры
Российской Федерации.
2. Деятельность террористических
организаций
и
отдельных
лиц,
направленную на подрыв суверенитета,
нарушение единства и территориальной
целостности Российской Федерации.
3. Деятельность по информационному
воздействию на население, в первую
очередь на молодых граждан страны,
имеющая целью подрыв исторических,
духовных и патриотических традиций в
области защиты Отечества.
12

Военная политика Российской Федерации
Военная
политика
это
деятельность
государства
по
организации
и
осуществлению
обороны
и
обеспечению
безопасности
Российской
Федерации, а также интересов ее
союзников.
Задачи
военной
политики
определяет Президент России как
Верховный
Главнокомандующий
Вооруженными Силами.
13

План обороны
Российской Федерации на 2016-2020 годы
14
Вопросы развития армии и флота
изложены в Плане обороны Российской
Федерации на 2016-2020 годы. Он
согласован и одобрен с 49 министерствами
и ведомствами и утвержден Президентом
страны в ноябре 2015 года.
План учитывает все вызовы и угрозы в
военной
сфере,
предусматривает
обеспечение обороны государства по всем
прогнозируемым вариантам возникновения
военных конфликтов с участием России.

Актуальные вопросы развития
Вооруженных Сил Российской Федерации
15
Президент России В. Путин на
приеме
в Кремле офицеров
назначенных на высшие должности
в Вооруженных Силах отметил,
«Доля новой техники только в
ядерных силах уже через два года
составит более
60 %, а по
некоторым параметрам и вовсе
90%.
Однако
без
профессионального
личного
состава решить и половину задач,
которые сегодня войска успешно
выполняют, было бы невозможно».
К 2021 году ударный потенциал
высокоточного оружия нашей армии
и флота должен увеличится в
четыре ораза, повысится и боевая
помощь сил общего назначения,
которые играют ключевые роль в
наземных операциях.

Серия совещаний по состоянию и
перспективах развития ВС РФ и оборонной промышленности
16
Более 300 образцов военной
техники принято на вооружение за
пять лет.
В 2017 году уровень современного
вооружения
и
техники
запланировано довести до 62%.
К 2020 году до 70% увеличится
оснащение
Вооружённых
Сил
современной
техникой
и
вооружением.

Планы по модернизации и переоснащению
стратегических ядерных сил
17
В РВСН более 95% пусковых установок содержится в постоянной готовности к
боевому применению. Усиливается мощь наших ядерных сил за счет пополнения их
самым современным оружием типа комплексов «Ярс», ракетного подводного крейсера
стратегического назначения (РПКСН) «Александр Невский», модернизированными
стратегическими бомбардировщиками Ту-160 и т.д. В ноябре 2017 года спущен на воду
РПКСН «Князь Владимир», который войдёт в состав ВМФ в 2018 году. В стратегических
ядерных силах в текущем году предстоит поставить на боевое дежурство в Ракетных
войсках стратегического назначения три ракетных полка, оснащенных современными
ракетными комплексами, ввести в боевой состав Дальней авиации ВКС РФ пять
модернизированных авиационных комплексов: один Ту-160 и четыре Ту-95МС.

Оснащение Сухопутных войск современным
вооружением и техникой
Сухопутные войска в текущем году
должны получить два бригадных комплекта
оперативно-тактических
ракетных
комплексов
«Искандер-М»,
а
также
перевооружить три дивизиона войсковой
ПВО на зенитный ракетный комплекс «ТорМ2».
В мотострелковые и танковые части
поступят
905
танков
и
боевых
бронированных машин.
18

Современное

19
Противотанковый ракетный комплекс
«Корнет-Д»,
позволяет вести борьбу
с
бронетехникой
противника,
долговременными укреплениями и даже
низкоскоростными воздушными целями.
Огневая мощь позволяет расстрелять
сразу несколько единиц бронетехники
противника. Комплекс имеет восемь
ракет, готовых к стрельбе, при полном
боекомплекте в 16 единиц и обладает
возможностью залповой стрельбы по
двум целям.
«Искандер-М»
превратился
в
стратегический
фактор,
его
перемещения вызывают реакцию в
самых высоких кабинетах по всему миру.
Таким «авторитетом» ракетный комплекс
обязан своим боевым возможностям –
точности и дальности полета ракеты,
скрытному несению боевого дежурства,
мобильности
и,
самое
главное,
способности
преодолеть
любое
противодействие противника.

Современное
вооружение и техника Сухопутных войск
Создание
универсальной
тяжелой
гусеничной
платформы
«Армата»
представляет собой принципиально новый
подход к строительству бронемашин.
Командир танка постоянно находиться в
едином
информационном
поле
с
командирами других машин и старшими
офицерами, имеет полное представление
о
складывающейся
оперативнотактической обстановке
20
«Тайфун-К» способен перевозить сразу
18 военнослужащих в полной боевой
экипировке.
Защиту личного состава и
грузов
обеспечивают
интегрированная
керамическая броня, особая геометрия
рамы,
минозащищенные
кресла,
остекление с защитой от крупнокалиберного
стрелкового оружия и новые марки
броневых сталей, которые считаются
лучшими в мире. Надежность брони была
подтверждена в ходе предельно жестких
испытаний.

Воздушно-космические силы Российской Федерации
21
Воздушно-космические силы (ВКС), созданные на базе ВВС и ВКО показали свою
высокую выучку и боевые возможности в реальных условиях в небе Сирии, внеся свой
весомый вклад в дело борьбы с международным терроризмом. Существенный скачок
сделан в области развития беспилотной авиации как новой современной тенденции
развития военного дела в мире.
Воздушно-космические силы и авиация ВМФ в 2017 году пополнятся 170 новыми и
модернизированными летательными аппаратами. Четыре зенитных ракетных полка будут
перевооружены на ЗРС С-400 «Триумф».

Развитие Военно-Морского Флота России
22
Продолжается развитие отечественного Военно-морского флота, который пополняется
самыми современными кораблями и подводными лодками, новыми видами вооружений.
Только в последние годы в состав сил постоянной готовности введены атомные
стратегические ракетоносцы «Владимир Мономах» и «Александр Невский», большие
подводные лодки «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар»,
«Колпино», «Великий Новгород», фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен»,
малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый Дол».
В перспективе Военно-морской флот пополнится еще тремя новейшими атомными
подводными лодками, заложенными в 2014 году. В боевой состав ВМФ в 2017 году войдут
восемь надводных кораблей и девять боевых катеров. Береговые войска получат четыре
ракетных комплекса «Бал» и «Бастион».

Всероссийское военно-патриотическое
общественное движение «Юнармия»
23
Всероссийское
детско-юношеское
военно-патриотическое
общественное
движение
«ЮНАРМИЯ»
создано
в
октябре 2015 года.
Цели движения – приумножение
патриотических традиций, воспитание у
молодежи
высокой
гражданскосоциальной активности, противодействия
идеологии
экстремизма,
изучение
истории страны, военно-исторического
наследия Отечества и краеведения.

Развитие боевого состава арктической группировки
Вооруженных Сил Российской Федерации
24
Каждая арктическая база СФ может
автономно существовать 1,5 года.
Создание и вооружение всей
арктической группировки завершится
к 2018 году.

Военно-политическая обстановка
на Юго-Западном стратегическом направлении
25
Военно-политическая обстановка на Юго-Западном стратегическом направлении
продолжает оставаться сложной. Здесь насчитывается
более полутора десятков
замороженных кризисов и вооруженных конфликтов различной интенсивности, что, с
учетом возможных негативных тенденций их развития, может привести к образованию у
южных границ Российской Федерации очагов напряженности и возникновению прямых
угроз ее военной безопасности.
Используя возвращение Крыма в состав России как повод к наращиванию военного
присутствия в Черноморской зоне, руководство США и ряда европейских стран
значительно увеличили количество заходов в Черном море боевых и разведывательных
кораблей.

Борьба Российской Федерации с террористической
группировкой «Исламское государство» в Сирии
26
30 сентября 2015 года Совет Федерации Федерального собрания Российской
Федерации одобрил предложение Президента Российской Федерации об использовании
войск Российской Федерации за рубежом, а именно – для борьбы с террористической
группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ) в Сирии. Участие России в
контртеррористической
операции в Сирии осуществляется на основе обращения
сирийского руководства и на основании международного права, при этом Россия
поддерживает сирийскую армию в борьбе с «Исламским государством» лишь с воздуха,
без наземных действий.

Российский Центр по примирению
враждующих сторон в Сирии
27
Созданный Россией Центр по
примирению взял на себя основную
нагрузку по прекращению боевых
действий со стороны разрозненных
отрядов, выступавших на стороне
вооруженной оппозиции. Тем не менее,
до сих пор не удалось наладить
полноценное взаимодействие по Сирии
с остальными странами, в первую
очередь – с США.

Указом Президента РФ старшему лейтенанту
Прохоренко присвоено звание Героя России посмертно
28
Старший
лейтенант
Александр
Александрович
Прохоренко,
корректируя
авианалет
российской
авиации на позиции террористов в
Сирии, попал в окружение и предпочел
вызвать огонь на себя, но не плен.
Офицер погиб, повторив подвиг
сотен и тысяч таких же, как он, солдат и
офицеров, вызывавших огонь на себя в
годы Великой Отечественной войны, во
время боевых действий Советской
армии
в
Афганистане,
в
ходе
контртеррористической
операции
в
Чечне,
в
ходе
других
военных
конфликтов.



29
1. Достижение
высокого профессионального уровня подготовки всех
категорий личного состава ракетно-артиллерийских, минно-торпедных и
электромеханических боевых частей кораблей, позволяющих решать задачи
боевой службы, боевого дежурства и другие задачи в соответствии с их
предназначением.
2. Повышение уровня подготовки соединений, воинских частей,
подразделений и тактических групп с учетом внедрения современных способов
тактических действий войск (сил), совершенствование методов работы органов
управления (штабов) по организации боевых действий (боя) и управлению
войсками (силами).
Развитие в воинских частях и подразделениях состязательности за право
называться «ударными».

Главные задачи в летнем периоде обучения
2018 учебного года на Черноморском флоте
30
3. Обучение офицеров практическим действиям по планированию и
осуществлению
восполнения
текущего
(временного)
некомплекта,
комплектования должностей гражданского персонала, восполнения потерь в
личном составе, вооружении, военной технике и запасах других материальных
средств в ходе ведения военных действий.
4. Поддержание морально-психологического состояния личного состава на
уровне не ниже «оптимальное», а в ротных и батальонных тактических
группах, «ударных» подразделениях - «высокое».
5. Предупреждение гибели личного состава, прежде всего, в результате
дорожно-транспортных происшествий и нарушения требований безопасности
военной службы.
Исключение из воинской среды проявлений коррупции, экстремизма,
конфликтов на межнациональной почве и уклонений от военной службы.

Как и любой социальный институт государства, Вооруженные Силы испытывают на себе все катаклизмы общественно-политического и социально-экономического характера, переживаемые Россией в последние десятилетия. В связи с этим существенно обострился и требует оперативного решения ряд социальных проблем.

Во-первых , состав Вооруженных Сил ныне пока ещё не отражает структуру населения страны. В современной Российской Армии до 90% призывников - выходцы из семей, чье положение резко ухудшилось за время реформ: работники государственных предприятий, сельского хозяйства, городской интеллигенции и служащих.

Служба в армии и на флоте стала уделом социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения. Как и на заре создания рабоче-крестьянской Красной Армии, происходит формирование Российской армии по классовым признакам. А к чему приводит столкновение классово разнородных сил, история демонстрирует массу примеров.

Во-вторых , налицо снижение качественных характеристик призывного контингента. Можно говорить о социальной деградации прибывающего пополнения. Это прежде всего проявляется в ухудшении здоровья, снижении уровня образования, культуры, нравственно-психологических качеств. Серьезной проблемой стали алкоголизм и наркомания, а физическая пригодность призывного контингента упала до предельного уровня. Все это следствие ухудшения генофонда нации.

Таким образом, налицо ситуация, при которой институт, функционально призванный защищать все общество, комплектуется самыми слабыми и непригодными для службы в армии.

В-третьих , произошло резкое снижение положительной мотивации молодежи на военную службу.Количество «отказников» увеличивается. Снижение престижа военной службы в общественном мнении прежде всего связано с разбалансировкой процесса боевой учебы, «дедовщиной», выполнением армией «полицейских функций», ведением боевых действий в горячих точках, в том числе внутри страны, деградацией кадрового состава, плохим материально-техническим обеспечением Вооруженных Сил.

Как показывают результаты социологических исследований, в качестве основных причин нежелания служить в армии и на флоте называются: негативные явления во взаимоотношениях между военнослужащими, проходящими службу по призыву; осознание своей второсортности в связи с необходимостью заниматься таким непрестижным делом, как военная служба; отсутствие интереса к военной профессии и освоению воинских специальностей; опасения за свою жизнь и состояние здоровья.

В-четвертых, оказались незавершенными реформирование системы комплектования и структуры Вооруженных Сил. Еще в 1992 г. юридически была определена принципиальная возможность альтернативной службы граждан России, а в 1996 г. подписан Указ Президента о переходе с весны 2000 г. на комплектование Вооруженных Сил исключительно на контрактной основе.

Однако и ныне в Российской армии проходят службу как военнослужащие по призыву, так и военнослужащие, заключившие контракт. Как определяется в Военной доктрине России, совершенствование системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, будет происходить с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

По мере создания необходимых социально-экономических условий, будет увеличиваться доля военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров. Безусловно, нынешний порядок комплектования Вооруженных Сил будет совершенствоваться.

Главной целью формирования оборонного сознания является понимание социальной значимости и объективной необходимости вооруженной защиты своей страны от посягательств на нее извне. При этом важно исходить не из чувства классового антагонизма, а из гуманных общечеловеческих ценностей. Не образ врага, не ненависть должны вести личность к добросовестному и честному выполнению своего воинского долга, а любовь к Родине, чувство внутреннего сопереживания вместе со всеми соотечественниками за ее судьбу.

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что знание даже самых известных событий российской истории сейчас демонстрируют не более 10% юношей призывного возраста. Труды Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева — тех, кто ближе стоял к прошлому страны и обладал высочайшим историческим и литературным талантом, возвращенные народу памятники русской старины, реставрируемые древние крепостные валы, величественные храмы, где благословлялись ратники на бой и где они клялись не жалеть «живота своего» во имя Отечества, мемориальные знаки, шедевры зодчества и архитектуры, созданные умелыми руками искусных мастеровых, — все это еще раз напоминает о славном былом: героическом и трагическом, о таланте, благородстве и милосердии.

Исключительно важно донести до сознания молодежи глубинный смысл традиций чести, благородства и собственного достоинства, свойственных русскому офицерскому корпусу.

В-шестых , данные ежегодного мониторинга социально-экономического положения военнослужащих фиксируют факт некоторого повышения жизненного уровня семей кадровых военнослужащих. Более двух третей офицеров оценивают свое материальное положение как посредственное.

Повышение уровня денежного содержания военнослужащих не столь заметно обеспечивают рост их материального достатка, не компенсируют повышение цен на основные продукты питания. Семьи кадровых военнослужащих практически балансируют на грани далеко не высших стандартов прожиточного минимума.

Напомним, что к концу последнего десятилетия XX в. в российском обществе сформировалась ситуация, когда около четверти семей офицеров и почти половина проходящих военную службу по контракту семей прапорщиков (мичманов), сержантов и рядовых оказались за критической чертой бедности (индекс уровня жизни меньше единицы), а семьи женатых молодых офицеров и семьи офицеров и прапорщиков (мичманов) из четырех и более человек влачат поистине жалкое существование.

В-седьмых , до недавнего времени уровень материально-технического обеспечения Вооруженных Сил, интенсивность и продолжительность маневров, учений, морских походов пагубно сказывались на уровне профессионализма военнослужащих, размывая в их сознании понимание необходимости поддержания высокой степени боеготовности войск (сил) в современных условиях.

Такое положение подрывало интерес военнослужащих к освоению современной военной техники, являющийся одним из ведущих мотивов не только служебной деятельности, но и формирования личности. По мнению военнослужащих, недостаточное материально-техническое снабжение, устаревшая военная техника и вооружение, утрата веры в необходимость и престижность ратного труда явились источниками социального напряжения в армии. До 70% офицеров и прапорщиков заявляли о том, что подразделения, в которых они служат, не способны выполнять боевые задачи.

В-восьмых , возникшее противоречие между привнесенной извне идеей индивидуализма и внутренней коллективистской природой российской военной общности приобрело весьма острый характер. Произошла значительная ценностная переориентация военнослужащих.

Либеральная идея с ее индивидуализмом, жестко сопряженным в сегодняшних условиях с крайним эгоцентризмом, оказалась одним из основных негативных факторов, воздействующих на Вооруженные Силы России. Процесс индивидуализации сознания, весьма болезненно проходящий в обществе, для армии стал одной из причин ее деморализации.

Мотив «защищать Отечество и ради этой цели выполнять свой долг» вытеснялся перспективой достижения высокого материального положения. Резкая смена прежних общесоциальных и собственно армейских ценностей на новые, весьма неясные по своему содержанию и направленности, привели к растерянности, порождению апатии, нигилизма личного состава. Ликвидация прежней воспитательной системы в армии серьезно усугубила проблему.

Происходящие процессы прямо сказываются на воспитании молодежи. Падает авторитет офицерского состава, исчезает образец для подражания в виде человека в военной форме, сосредоточивающий в себе лучшие качества гражданина, такие, как патриотизм, бескорыстие в служении Отечеству, мужество, смелость и отвага. По данным военных социологов, профессия офицера сейчас находится во второй половине списка из 60 наиболее престижных профессий с рейтингом популярности в 3,5 балла из 10.

Под влиянием внешних обстоятельств происходит очевидное понижение статуса офицерской профессии. Причем это затрагивает и заставляет круто менять свои жизненные планы даже тех, кто, казалось бы, связал свою судьбу с армией. Ежегодно до трети выпускников военных учебных заведений под разными предлогами увольняются из Вооруженных Сил, а в течение трех лет оставляют службу почти половина молодых офицеров. И только четверть оставшихся намереваются служить хотя бы до получения права на пенсию.

В-девятых , размывание позитивных ценностных ориентации у личного состава приводит к асоциальному поведению, чрезвычайным происшествиям, росту преступности.

По целому ряду причин объективного и субъективного порядка система сдерживающих норм и этических принципов в армии и на флоте начала давать серьезные сбои, которые привели к вспышке насилия и издевательств как в сфере формальной (командной) иерархии (избиение начальниками подчиненных), так и внутри неформальных структур (издевательства и глумление над солдатами первого периода службы со стороны лиц более ранних сроков призыва). Усилению опасности в этих крайне негативных процессах способствовали резкое снижение уровня общей культуры и образования в обществе.

Аргументом, подтверждающим, что это именно так, выступает состояние армейской и флотской преступности. Ежегодно военными судами рассматривается около десяти тысяч преступлений. При этом, по оценкам военных юристов, растет число тяжких, наиболее опасных преступлений. Наметилась тенденция увеличения групповых преступлений, умышленных убийств. Становится все больше корыстных преступлений, участились случаи группового расстрела своих сослуживцев солдатами и сержантами.

Российские Вооруженные Силы столкнулись с исключительно опасными явлениями, которые разлагающе воздействуют на все ступени армейской структуры.

Коррупция, злоупотребление властью, коммерциализация служебных отношений, взяточничество приобрели невиданные ранее масштабы в высших звеньях военной элиты. Это случилось потому, что забыт древний принцип: государство может быть прочным, если «военный человек — это военный, а не делец вдобавок к своим военным занятиям».

Эти негативные явления подрывают единство военнослужащих и гражданского персонала военной организации, способствуют ослаблению коллективистских начал, снижают мотивацию служебной и трудовой деятельности.

Не случайно поэтому в перечне основных направлений развития военной организации государства наряду с военно-политическими, военно-стратегическими и военно-экономическими также содержатся и мероприятия социально-гуманитарного характера:

Осуществление комплекса государственных мер по повышению престижа военной службы и военной профессии;

Создание и совершенствование системы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;

Формирование морально-психологической готовности граждан к защите Отечества;

Совершенствование и развитие системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил и других войск;

Развитие более тесного взаимодействия органов военного управления с государственными органами и общественными организациями.

«Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020г», принятая Министерством обороны, является одним из важнейших документов по военному строительству Вооруженных Сил. Но, если бы она имела статус федерального закона, то обладала бы большей политической и юридической силой, выражала волю не только государства, но и учитывала мнение граждан России.

Программа обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем трещит по швам. Выполнение программы переносится на более поздние сроки. Одна из причин - до недавнего времени Минобороны занимало позицию, основанную на том, что лучше купить больше квартир меньшей площади, по низкой цене, чем крупно-метражные благоустроенные квартиры. В результате такой политики военного ведомства на балансе Минобороны скопилось 135 тыс. незаселенных помещений. При этом в списках очередников на жилье числятся почти 130 тыс. семей военнослужащих.

Минобороны не дает полных данных по построенным, но пустующим квартирам для военнослужащих. По данным Счетной палаты, таких квартир насчитывалось более 72 тыс. В основном их незаселенность семьями офицеров объяснялась отсутствием необходимой коммунальной и культурной инфраструктуры, нежеланием людей в погонах жить «в чистом поле», а также задержками со сдачей построенных домов в эксплуатацию. В Минобороны по состоянию на 1 октября 2011 года в стадии незавершенного строительства числилось 775 домов на общую сумму 109,6 млрд. руб. При этом в январе 2012 года количество построенного и введенного в эксплуатацию, но незаселенного жилья составило 59,6 тыс. квартир.

В жилищной очереди стоит чуть более 60 тыс. военнослужащих. Таким образом, даже уже построенного жилья должно было бы хватить на всех нуждающихся в них семей офицеров и прапорщиков. Но этого не происходит. Жилье Минобороны построило совершенно не там, где хотели бы жить защитники отечества. По данным Общественной палаты, в настоящий момент более 60 тыс. офицеров находятся в распоряжении Минобороны, поскольку не могут уволиться, так как не имеют жилья. Квартир много, а селиться в них никто из служивого люда не хочет. Кто за это ответит? Но ответа на этот вопрос пока не получено.

Проблемы с обеспечением жильем военнослужащих связаны с системными просчетами руководства Минобороны. Обеспечением квартирами очередников в военном ведомстве параллельно занимаются четыре структуры. Снять проблему мог бы специальный уполномоченный орган, который взял бы на себя координацию вопросов обеспечения военнослужащих жильем. Поступают многочисленные жалобы, связанные с непрозрачностью системы распределения жилья в Минобороны, а также с большим числом ошибок в реестре учета бесквартирных военных.

Переход к контрактной армии отодвигается на неопределенный срок, а добровольный призыв сталкивается с трудностями в сфере подготовки полностью годного к военной службе приписного контингента, который не превышает 37%, хотя 10 лет назад он был равен 50%.

С укрупнением и ликвидацией отдельных высших военно-учебных заведений, «огражданиванием» большинства учебно-научных и научно-исследовательских подразделений вузов встал вопрос о дальнейшей работе в сфере военной науки и образования большой группы преподавателей, которые до настоящего времени занимали военные должности. При сокращении военных должностей высвобождается большое количество высококвалифицированных преподавателей, имеющих научные звания и степени. Большинству из них из-за потерь в оплате труда приходится уходить в гражданские учебные заведения.

Средний возраст оставшихся преподавателей стремительно увеличивается, отсутствует пополнение научных рядов молодыми специалистами, что может в конечном итоге негативно сказаться на учебном процессе. Ликвидация факультетов, осуществляющих подготовку военных педагогов, отсутствие набора в адъюнктуру загоняют эту проблему в тупик.

Анализируя прошедшие 20 лет со дня образования Российской Федерации процесс реформирования современных Вооруженных Сил можно заметить, что само развитие государства, модернизация, формирование его армии происходят крайне неравномерно. Это во многом зависело и зависит от экономического развития страны, а также от меняющегося мирового порядка. Задачи, поставленные перед армией в конце XX - начале XXI вв., устарели и в настоящее время должны быть пересмотрены.

Складывается впечатление, что у руководства Министерства обороны нет четкой, до мельчайших подробностей изученной и продуманной программы формирования нового облика Вооруженных Сил. Нельзя не отметить, что многое за последние годы сделано и делается для Вооруженных Сил, но еще надо много сделать.

Модернизацию прежних Вооруженных Сил, формирование современной модели их нового облика необходимо проводить не только на основе мирового опыта, исторического опыта самого русского государства, но и на основе современных научных знаний и методов. Надо исследовать, формировать модель Вооруженных Сил России как систему, используя системный подход через системный анализ, что позволит привести и саму систему (модель) в работоспособное состояние, и на ее основе построить современные Вооруженные Силы.

Сама идея проста и проверена временем. Если рассматривать армию как искусственную, замкнутую, с некоторыми закрытыми элементами систему, то, модернизируя каждый в отдельности её элемент, учитывая при этом внутренние связи между ними, влияние одного элемента на другой, можно в итоге получить слаженную, боеспособную модель, по которой и будет формироваться современная армия.

Элементов (подсистем) в данной системе может быть значительное количество. Основными можно назвать следующие: организационно-штатная структура; оперативно-стратегическое построение; социальная структура вооруженных сил; техническая оснащенность; система военно-служебных отношений; система общественных организаций внутри вооруженных сил; система военного образования и переподготовки; система военного управления; система материально-технического обеспечения; система социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Согласно системному подходу к изучению любой организации, на систему действуют внешние факторы (входы). К ним как раз можно отнести финансирование, комплектование, нормативно-правовые акты государства в военной сфере, контроль гражданского общества над Вооруженными Силами и т.д. Изменение действия этих внешних факторов кардинально изменяет саму систему (модель Вооруженных Сил). К примеру, недостаточное финансирование (вход, внешний фактор) не позволяло до настоящего времени провести коренные изменения в Российской армии, а демографический фактор серьезно влияет на призыв в армию, его способ, и в итоге на обученность, образованность и социальное положение военнослужащих.