Биография. Министр труда и соцзащиты максим топилин М топилин биография

Но делать это нужно очень плавно - и только повысив средний размер пенсии, считает высокопоставленный чиновник

Глава Минтруда рассказал «КП», ­почему у нас низкие пенсии, как ­победить серые зарплаты и легко ли найти работу после 40 лет.

ВСЕ ПЛОХОЕ УЖЕ ПРОИЗОШЛО

- Максим Анатольевич, у нас странная ситуация в экономике. С одной стороны, вроде бы кризис. А с другой, безработица - на минимальном уровне. Казалось бы, несочетаемые вещи. Это правда? Или здесь кроется какая-то статистическая хитрость?

Я бы не сказал, что это кризис. Были очень серьезные изменения в конце 2014 года. Тогда резко вырос курс доллара, понизились цены на нефть, возросли ставки по кредитам. Экономика в 2015 и 2016 годах подстраивалась под эту новую систему координат, но сейчас можно констатировать, что она более или менее адаптировалась. Какие-то отрасли даже получили от этого плюсы, а какие-то - потребовали господдержки. Подстраивался под новые реалии и рынок труда. К примеру, в прошлом году сильно просела реальная зарплата, и это не позволило безработице значительно вырасти.

- Получается, людям просто снизили оклады, но увольнять не стали…

Да, именно так. Это в западных странах экономика по-другому реагирует. Там зарплаты не снизишь. Отсюда и безработица выше. Хотя нельзя сказать, что у нас не было напряжения в отдельных секторах и городах. Но сейчас все серьезные изменения произошли. И в последние месяцы мы видим, что заработная плата в среднем по стране, наконец, пошла вверх. Причем не только номинальная, но и реальная (то есть превышающая рост цен). К примеру, в январе-октябре - это плюс 0,5% к тому же периоду прошлого года.

- «Дно» на рынке труда мы уже достигли. И даже оттолкнулись от него?

Дело в том, что у нас еще численность трудоспособного населения уменьшается. Эта демографическая траектория тоже спасает нас от возможных последствий в виде высокой безработицы. Для сравнения, в 2008 году уровень общей безработицы достигал 9%, сейчас - 5,4%.

НУЖНО ПРЕДЛАГАТЬ БОЛЬШЕ РАБОТЫ, А НЕ УВЕЛИЧИВАТЬ ПОСОБИЕ ЛЕНТЯЯМ

- А как вы боретесь с безработицей, пусть и относительно маленькой?

Так же, как и всегда. В этом году около 2,5 млрд рублей из федерального бюджета выделили на то, чтобы регионы смогли сформировать свои программы по снижению напряженности на рынке труда. В основном - это временная занятость и переобучение. Если вы обратитесь к мировому опыту, как страны переживают кризисные явления на рынке труда, все ровно то же самое. В космос никто безработных не отправляет. Тем более что работы много. Возьмите тот же «КамАЗ». Курс валюты поменялся - импортные автомобили стало не так выгодно завозить. Более того, появилось больше экспортных возможностей.

- Когда поднимут пособие по безработице? Его уже много лет не увеличивали...

Я не думаю, что нужно сейчас это делать. По крайней мере, до тех пор, пока мы не поменяем законодательство о занятости - с точки зрения оснований для назначения пособия. Ведь на учете стоит достаточно много так называемых профессиональных безработных. Многие из них не имеют никакого опыта работы. Поэтому мы пособие планируем увеличить, но только тем, кто имеет соответствующий стаж.

- В общем, чтобы не халявщикам платить, а тем, кто действительно не может найти работу?

Да. Для тех, кто никогда не работал или имеет очень большой перерыв в трудовой деятельности, будут сжиматься программы материальной поддержки. Но эти люди смогут воспользоваться банком вакансий, пойти на временные работы или на переобучение. Это чувствительная тема. Когда мы найдем точную конструкцию, будем выходить с законодательными инициативами. Но подход будет таким. Повышать пособие по безработице при наличии достаточно большого количества вакансий? Мне кажется, это неправильно. Это будет демотивировать людей. Нам нужно, наоборот, предлагать больше работы, повышать квалификацию, давать новые знания и навыки. А просто выплачивать пособия - не совсем верный путь.

- Как часто говорят: давать удочку, а не рыбу.

Совершенно верно.

ВЫНЬТЕ ЗАРПЛАТЫ ИЗ КОНВЕРТОВ

- У нас интересный рынок труда. Очень много людей вообще не платят никаких налогов и сборов, хотя работают и получают доход. Во сколько вы оцениваете этот уровень «серости» или «черноты» российской экономики?

Есть оценки Пенсионного фонда, которые говорят, что около 20% трудоспособного населения находятся в «тени» и за них не уплачиваются страховые взносы.

- А сколько это человек?

Если из трудоспособного населения, за которое не уплачиваются страховые взносы, вычесть зарегистрированных безработных, мам, которые ухаживают за детьми до трех лет, студентов, инвалидов, военнослужащих, то получится порядка 15 млн человек. Это очень большая «черная» зона. И когда мы говорим, что у нас низкие пенсии, то нужно понимать, что за этих 15 млн людей работодатели вообще не уплачивают страховые взносы. Плюс многим оставшимся зарплата выплачивается частично в конвертах. Представляете, какие это потери?! Очень сложно в такой системе платить достойные пенсии, потому что они являются производными от зарплат. Так что ключевая задача - обеление рынка труда.

- Какими способами?

Разными. Во-первых, недавно репетиторов, нянь, помощников по дому освободили от налога на доходы физических лиц, а их работодателей (нанимателей) - от уплаты страховых взносов. Посмотрим, будет ли эта мера действенной. Во-вторых, у нас сильно развит наличный оборот, особенно в торговле, строительстве, сфере услуг. А в Европе вы этого не увидите. Там практически все идет через безналичный расчет. Меньше возможностей уклоняться от налогов, потому что все транзакции отслеживаются. Постепенно к этому двигаемся и мы. В-третьих, нужно объяснять, почему нужно работать легально. Многие говорят: зачем мне платить страховые взносы, государство все равно обманет, просто в банк положу эти деньги. Но у нас же солидарная система: одно поколение работает, платит со своей зарплаты страховые взносы, а другое, которое уже этот путь прошло, получает пенсии из этого источника. Другими словами, такой человек не участвует в обеспечении своих собственных родителей. Это правильно? Думаю, что нет. То же самое с бесплатным здравоохранением: все пользуются бесплатными услугами поликлиник, но взносы в ФОМС нелегально работающий не платит. Получается, что официально работающие оплачивают медпомощь за скрывающих свои доходы. Это несправедливо.

БЕЛЫЕ ПРОТИВ ЧЕРНЫХ

- Мы тут плавно перешли к инициативе о введении налога на тунеядство. Все-таки будете его вводить или нет?

У нас труд свободен. Человек может легально не работать, если у него есть такая возможность. Идея в другом. В несправедливости по отношению к тем, кто работает официально: у станка, в поле, в институте, в больнице. Согласитесь, неправильно, если эти люди оплачивают бесплатную медицину за того парня, который не платит страховые взносы.

- Тогда с меня, как с официального работника, могли бы брать меньше денег?

Либо меньше, либо объем бесплатных медуслуг был бы другим, либо пенсия у ваших родителей была бы выше. Это очень важный сигнал, который должны все услышать. Информационные системы сейчас серьезно развиваются. Мы видим всех, у кого есть имущество, транспортные средства, при этом за них не уплачиваются страховые взносы. Мы сведем базы и сделаем выводы. Когда закончим этот процесс, то перенастроим системы адресной помощи, различные пособия по нуждаемости, предоставление госуслуг и прочее. Невозможно жить в обществе, пользоваться всеми его услугами, но ничего не платить.

- Каким образом будете мотивировать людей платить?

Есть разные способы. Когда мы в прошлом году в регионах эти конструкции потихоньку отрабатывали, то собрали только в Пенсионный фонд дополнительно за счет сверки баз порядка 20 млрд рублей.

- Одна из проблем - большая доля налогов на фонд оплаты труда. Они почти в полтора раза увеличивают расходы работодателя. Может, снизить налоги? Тогда, глядишь, многие и выйдут из «тени»...

Мы пробовали такую схему. В 2005 году снизили ставку взносов в Пенсионный фонд с 28 до 22%. И если до этого ПФР сам себя обеспечивал, то после этого понадобились трансферты из федерального бюджета (то есть, теперь бюджет вынужден перечислять ПФР часть денег, чтобы компенсировать недостачу).

- То есть зарплаты из «тени» тогда не вышли?

Доходы населения росли благодаря высоким ценам на нефть. Но никакого резкого выхода из тени и повышения собираемости не произошло. На мой взгляд, нужно стимулировать граждан трудиться легально. Если бы все трудились легально, то и, допустим, в пенсионной системе было бы больше средств: одно дело - получать на пенсии 7 тысяч рублей, а совсем другое - 20 тысяч.

70-ЛЕТНИЕ РАБОТНИКИ ДАДУТ ФОРУ МОЛОДЫМ

- А сейчас это возможно? Обычно пенсионеры, наоборот, жалуются: мол, по-разному работали, а все получают примерно одинаково...

- «Старые» пенсии действительно такие. Это остатки советского стажа и наследие предыдущей пенсионной системы. У новой - совсем другие правила, и по ним дифференциация в пенсиях будет существенно расти. Суть пенсионной реформы 2015 года как раз в том, чтобы от легальной зарплаты и продолжительности стажа зависело гораздо больше. Именно это мы и пытаемся донести до наших граждан. И даем возможность все это контролировать самому.

По действующей пенсионной формуле те, кто долго работал, стремился повысить квалификацию, увеличить заработок, выиграют. Те же, кто не выработал минимальный стаж, необходимый для получения страховой пенсии (увеличивается ежегодно, в 2017 году это 7 лет, с 2025 года и далее - 15 лет), смогут рассчитывать лишь на социальную пенсию.

- Я, кстати, периодически захожу на сайт госуслуг и считаю, какую пенсию я получил бы, будь мне уже ближе к 60 годам. Единственное, насчет возраста нет уверенности. Его будут все-таки поднимать?

Сейчас наши граждане живут значительно дольше. В последние 5-7 лет эта тенденция стала явной. Думаю, нам еще нужно поработать над увеличением продолжительности жизни. Но это не значит, что мы никогда не придем к вопросу повышения пенсионного возраста. Когда-то это придется делать, чтобы мы смогли купировать риски на будущее. Это должно быть мягким процессом, с серьезной адаптацией. Но наша принципиальная позиция - если повышение возраста выхода на заслуженный отдых произойдет, то нынешние пенсионеры должны от этого получить эффект. То есть должна вырасти их пенсия, а не доходы федерального бюджета.

- Наиболее частый вопрос. Как устроиться на работу после 40 или 50 лет? Работодатели не очень охотно берут возрастных сотрудников...

Молодые люди то же самое скажут - мол, не могут устроиться на работу, потому что опыта нет. Я исхожу из того, что в каждом конкретном случае могут быть проблемы. Где-то не стыкуются потребности в заработной плате, месте работы и жительства. Но всегда можно найти выход. В большинстве случаев это зависит от позиции конкретного человека. И от того, что он умеет. У меня есть несколько сотрудников, которым уже к 70 годам. Скоро у них возможности на госслужбе работать не будет, и я с ужасом жду этого момента. Они работоспособны и обладают такими знаниями, каких у молодых людей не может быть. Они фору дадут кому угодно с точки зрения активности и продуктивности. И еще надо понимать, что мы живем в другом обществе. Все меняется очень быстро. Жизнь показывает, что темп этих изменений становится сумасшедшим. Надо к этому готовиться, воспринимать как должное. И постоянно учиться, учиться и учиться.

- Программу материнского капитала хоть и продлили еще на два года, но сам капитал индексировать не будут. Будут ли дополнительные меры поддержки для семей?

Надеюсь, что будут. Для сравнения, в 2006 году у нас суммарный коэффициент рождаемости был 1,3 - то есть 1,3 ребенка на одну женщину. Сейчас этот показатель достиг 1,8. Гораздо выше, чем в большинстве стран Европы. Я не знаю, каким еще странам удалось добиться такого роста всего за 10 лет. Это значит, что наша демографическая программа эффективная. Но женщин в репродуктивном возрасте становится значительно меньше - демографический факт. Поэтому ученые говорят, что меры поддержки рождаемости должны дополняться постоянно. Только тогда можно помогать семьям, влиять на их поведение. Это ведь не только вопрос денег. Государство создает уверенность в том, что оно поможет - в разных ситуациях. Люди понимают, что, родив ребенка, у них будет место в детском саду, будет возможность вернуться на работу, восстановить свои доходы. А материнский капитал дает возможность приобрести жилье. В итоге появляется уверенность. Государство должно постоянно демографические меры обновлять. Мы над этим работаем. Надеемся, в следующем году мы что-то еще придумаем. И это будет дополнительным стимулом для семей.

Досье «КП»

ТОПИЛИН Максим Анатольевич . Министр труда и социальной защиты России. Родился в Москве в 1967 году. Получил экономическое образование в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова. Потом поступил на службу в НИИ труда СССР. С 1994 года работает в Аппарате Правительства России. В 2004 - 2008 голаз возглавлял Роструд. Нынешнюю министерскую должность получил в 2012 году. Женат. Есть две дочери.

Родился 19 апреля 1967 г. в г. Москве. Отец - Анатолий Васильевич (род. 1940) – экономист, социолог; ныне - доктор экономических наук, заведующий сектором Института макроэкономических исследований Всероссийской академии внешней торговли при Министерстве экономического развития РФ.

В 1988 г. окончил Московский институт народного хозяйства (ныне - Российский экономический университет) им. Г.В. Плеханова по специальности "экономист". В 1988-1991 гг. учился в аспирантуре Научно-исследовательского института (НИИ) труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам.

Кандидат экономических наук. В 1991 г. в НИИ труда защитил диссертацию по теме "Материальное стимулирование трудового вклада структурных подразделений предприятия".

С 1988 г. был младшим научным сотрудником, с 1991 г. по 1994 г. - старшим научным сотрудником НИИ труда.
В 1994-2001 гг. работал в Аппарате правительства РФ. Занимал должности специалиста-эксперта, консультанта отдела труда, занятости и миграции департамента труда, здравоохранения и социальной защиты населения. В 1996-1997 гг. - консультант отдела социальной политики и труда департамента труда и здравоохранения. В 1997-1998 гг. - консультант отдела социальной политики и труда департамента социального развития, в 1998-2001 гг. - начальник отдела.
С 10 июля 2001 г. по 29 марта 2004 г. - заместитель министра труда и социального развития РФ Александра Починка (в марте 2004 г. ведомство было упразднено, его функции переданы Федеральной службе по труду и занятости, подчиненной Министерству здравоохранения и социального развития).
С 29 марта 2004 г. по 31 июля 2008 г. - руководитель Федеральной службы по труду и занятости (Роструд). Одновременно с 27 мая 2005 г. являлся главным государственным инспектором труда РФ.
С 31 июля 2008 г. по 21 мая 2012 г. - заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой.
С 21 мая 2012 г. по н.в. - министр труда и социальной защиты РФ в правительстве Дмитрия Медведева (переназначен на должность 18 мая 2018 г.). Ведомство было образовано на базе упраздненного Минздравсоцразвития.
19 сентября 2012 г. Максиму Топилину указом президента РФ Владимира Путина был объявлен выговор за ненадлежащее исполнение "майских" указов. 30 сентября 2013 г. глава государства снял дисциплинарное взыскание с министра.

С 2012 г. - координатор (от правительства РФ) Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
С октября 2012 г. - сопредседатель Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при правительстве РФ.

Общая сумма декларированного дохода за 2013 г. составила 3 млн 815 тыс. руб., супруги – 17 млн 411 тыс. руб.
Общая сумма декларированного дохода за 2014 г. составила 5 млн 117 тыс. руб., супруги – 16 млн 504 тыс. руб.
Общая сумма декларированного дохода за 2015 г. составила 5 млн 956 тыс. руб., супруги – 29 млн 791 тыс. руб.
Общая сумма декларированного дохода за 2016 г. составила 5 млн 841 тыс. руб., супруги – 22 млн 899 тыс. руб.
Общая сумма декларированного дохода за 2017 г. составила 5 млн 929 тыс. руб., супруги – 17 млн 141 тыс. руб.
Общая сумма декларированного дохода за 2018 г. составила 6 млн 910 тыс. руб., супруги – 16 млн 565 тыс. руб. В собственности жены была квартира (115 кв. м) в Болгарии.

Действительный государственный советник РФ I класса (2009).

Награжден орденом Мужества (2008; "за мужество и самоотверженность, проявленные при оказании медицинской помощи пострадавшим в грузино-югоосетинском конфликте"). Отмечен Почетной грамотой президента РФ (2010).

Женат, имеет двух дочерей. Супруга - Мария Валентиновна Топилина (род. 1969), предприниматель. По данным "СПАРК-Интерфакс", с 2005 г. является соучредителем и совладельцем (доля – 20%) ООО "Минерал трейдинг", специализирующегося на оптовой торговле минеральным сырьем (асбест и др.). Выручка компании в 2015 г. составляла 143 млн руб.
Брат Константин (род. 1974), кандидат экономических наук, начальник отдела аналитической работы и правовой координации управления по социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности Департамента социальной защиты населения г. Москвы.

Максим Анатольевич Топилин родился в Москве 19 апреля 1967 года. О том, кем рабоатли его родители и каковым было его детство, сведений в открытых источниках практически нет. Сам министр говорил, что его семья принадлежала к трудовой интеллигенции.

В 1988 году он получил диплом Московского института народного хозяйства им. Г.В.Плеханова. Обучался по специальности «экономист». Как неоднократно сообщалось в прессе, на том же факультете, но на курс старше, училась будущий министр здравоохранения и социального развития и руководитель Максима Топилина Татьяна Голикова.

Закончив вуз, он устроился на работу в НИИ труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам в качестве младшего научного сотрудника. Одновременно поступил в аспирантуру этого НИИ. Здесь он сотрудничал с Голиковой (она работала в том же отделе младшим научным сотрудником).

Защитил диссертацию в 1991 году , получил степень кандидата экономических наук и стал работать в должности старшего научного сотрудника, заведующего сектором того же НИИ.

С 1994 года Максим Топилин начал карьеру чиновника. Он устроился в Департамент труда, здравоохранения и социальной защиты населения Аппарата Правительства Российской Федерации, заняв пост специалиста-эксперта и консультанта отдела труда, занятости и миграции.

В 1996 году он получил должность консультанта отдела социальной политики и труда в Департаменте, получившем название Департамент труда и здравоохранения. В 1997 году он стал консультантом отдела социальной политики и труда в Департаменте социального развития, появившемся в реорганизованном Аппарате Правительства.

В 1998 году Максим Топилин возглавил этот отдел.

В 2001 году он был назначен на пост заместителя Министра труда и социального развития. Работая в этой должности, он вошел в комиссию по вопросам СНГ, комиссию РФ и Республики Туркменистан по вопросам гражданства. Непосредственной обязанностью замминистра было курирование вопросов занятости населения и профессионального обучения граждан.

В 2004 году после реформы Министерство преобразовали в Федеральную службу по труду и занятости, и Максим Топилин стал ее руководителем. Годом позже его назначили главным государственным инспектором труда.

В 2008 году он стал заместителем Министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой и ушел с поста главного госинспектора труда.

Будучи замминистра, он курировал региональные антикризисные программы, призванные избавиться от безработицы. Кроме того, он выступал за легализацию труда частных нянь и домработниц.

После победы Владимира Путина на президентских выборах 2012 года во главе Правительства встал Дмитрий Медведев. В составе кабмина под его руководством Максим Максим Анатольевич Топилин занял пост Министра труда и социальной защиты РФ. Эта должность появилась после очередной реорганизации ведомства: Минздравсоцразвития было разделено на министерство труда и социальной защиты и министерство здравоохранения.

Как признался сам чиновник в интервью, переименование Министерства он считает несущественным. В компетенции Министерства труда и соцзащиты находятся и вопросы демографии, и социального страхования, и вопросы инвалидов.

Ожидалось, что новый министр займется реформой пенсионного обеспечения. Сам он заявил, что не поддерживает идею повышения пенсионного возраста.

В сентябре 2012 года Владимир Путин, будучи недовольным тем, как реализуются его поручения, объявил выговор трем министрам – Дмитрию Ливанову, Олегу Говоруну и Максиму Топилину, а Говорун вскоре был отправлен в отставку. Глава государства, в частности, обратил внимание на отсутствие предложений по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы.

Коллеги министра и профессиональное сообщество высказывали разные мнения по поводу его профессионализма. Одни называли его опытным «чиновником от социалки», другие же отмечали, что он был самым слабым заместителем Голиковой. В то же время коллеги отмечают его трудоголизм. Этот факт подтверждает и сам Максим Топилин. В беседе с журналистами он рассказывал, что работает по 16 часов.

Согласно данным Forbes, за 2011 год он заработал 4,1 миллиона рублей, а его жена – 10, 6 миллиона рублей. Также в их собственности находятся квартира и гараж в Болгарии, квартира в социальном найме, автомобиль «Вольво».

Супруги воспитывают двух дочерей.

Награжден орденом мужества за помощь жертвам грузино-южноосетинского конфликта.

Публикации с упоминанием на сайте fedpress.ru

ХАБАРОВСК, 25 марта, РИА ФедералПресс. В Хабаровском крае повышен минимальный размер оплаты труда. Величина МРОТ будет зависеть от удаленности и климата района проживания, ...

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 марта, РИА ФедералПресс. С 1 июля МРОТ увеличится до 7,5 тысячи рублей. Об этом сообщил Дмитрий Медведев, выступая на форуме партии «Единая Россия».

МОСКВА, 29 марта, РИА ФедералПресс. Численность официально зарегистрированных безработных граждан в России с начала текущего года увеличилась на 7 процентов. Такие данные...

МОСКВА, 13 апреля, РИА ФедералПресс. Правительство РФ одобрило законопроект о повышении минимального размера оплаты труда с 1 июля до 7,5 тысячи рублей. Соответствующее...

МОСКВА, 15 апреля, РИА ФедералПресс. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в прошлом году заработал 8 млн 767 тыс. 822 рубля, об этом сообщается на сайте кабмина.

МОСКВА, 18 апреля, РИА ФедералПресс. Депутат Госдумы Леонид Симановский задекларировал самый большой доход за 2015 году среди других членов нижней палаты ‒ 907 миллионов...

МОСКВА, 20 апреля, РИА ФедералПресс. Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму проект поправок в Трудовой кодекс об особенностях регулирования труда на...

Родился 19.04.1967 года в г. Москве.

В 1988 году он окончил Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова по специальности «экономист». Имеет ученую степень кандидат экономических наук.

После окончания вуза Максим Топилин работал в НИИ труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (после 1991 года – Министерство труда и социального развития РФ), в котором прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего сектором. В 1994 году он перешел в Департамент труда, здравоохранения и социальной защиты населения аппарата Правительства РФ, в котором занимал должности специалиста-эксперта и консультанта отдела.

В 2001 году Топилин, будучи консультантом отдела социальной политики и труда Департамента труда и здравоохранения аппарата Правительства РФ, был приглашен занять пост заместителя министра труда и социального развития РФ. В марте 2004 года он стал руководителем Федеральной службы по труду и занятости, а в мае 2005 года – главным государственным инспектором труда РФ.

В июле 2008 года Максим Топилин был назначен заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ. В мае 2012 года он стал министром труда и социальной защиты РФ.

Имеет двух дочерей

Информация к размышлению:

Отец Максима Топилина, Анатолий, считается одним из ведущих специалистов в области социальной демографии и экономической социологии. Он является одним из авторов концепции по замещению коренного населения РФ мигрантами. При этом сын разделяет взгляды своего отца, фактически реализовывая его идеи на практике.

В НИИ труда при Государственном комитете СССР по труду и социальным вопросам Топилин попал по протекции отца. Во время работы в нем он познакомился с Татьяной Голиковой, которая работала младшим научным сотрудником в том же институте. Топилин установил с ней тесные контакты и сохранил их после ухода Голиковой на работу в Министерство финансов.

Карьерный взлет Топилина начался в сентябре 2001 года, когда тогдашний Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов решил создать «противовес» министру труда и социального развития Александру Починку, развившего «излишнюю активность». Премьер-министр подобрал в заместители Починку сотрудника своего аппарата, отличавшегося прилежанием и отсутствием политических амбиций. На новом месте Топилин сумел не только закрепиться, но и фактически взял на себя всю текущую работу по министерству, оставив министру лишь представительские функции.

После административной реформы 2004 года, когда Министерство труда и социального развития было ликвидировано, а вместо него создана Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), подчиненная Министерству здравоохранения и социального развития, Топилин возглавил новое ведомство. Одновременно он стал главным государственным инспектором труда РФ. На этой должности он запомнился в основном своими призывами «не бояться трудовой инспекции», а также заявлениями о том, что инспекторы должны «не только наказывать, но и просвещать, неся в массы правовую культуру».

В 2008 году Голикова, занимающая пост министра здравоохранения и социального развития, пригласила Топилина в министерство в качестве своего заместителя. Там он курировал региональные антикризисные программы занятости, на которые было потрачено около 300 млрд. рублей. При этом, по ряду оценок, данные программы были больше похожи на «имитацию» деятельности и «распил» бюджетных средств.

В мае 2012 года Максим Топилин стал министром труда и социальной защиты. Данную должность он занял также благодаря Голиковой, которая таким образом хотела сохранить контроль над своим бывшим ведомством. Планировалось, что Топилин будет курировать запланированную пенсионную реформу, однако инициативу по ее проведению у него «перехватили» Минфин и Минэкономразвития. Кроме того, многие специалисты указывали, что новому министру «не хватит мужества» провести ее в интересах самых широких слоев населения.

Среди государственных наград в коллекции Топилина имеется Орден Мужества, который он получил за то, что во время грузино-югоосетинского конфликта 2008 года лично контролировал поставки медикаментов, социальную помощь беженцам и жертвам конфликта. Несмотря на то, что он во время боев находился во Владикавказе, а в Цхинвал прибыл уже после окончания конфликта, благодаря протекции Голиковой, Топилин не только получил орден фактически в нарушение его статута, но и был признан участником боевых действий.

В сентябре 2012 года президент Владимир Путин объявил публичный выговор Максиму Топилину за ошибки и просчеты в работе его министерства. Поскольку Топилин не входит в «ближний круг» ни Владимира Путина, ни Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, ему была отведена роль «мальчика для битья», которую он сможет еще не раз сыграть не только при обострении или дестабилизации социально-политической обстановки в стране, но и в имиджевых целях заинтересованных лиц. По сути, Топилин является той политической фигурой, которой Кремль незамедлительно пожертвует в случае необходимости.

Сергей Е: Про таких говорят, что он "никакашка", пустое место. Голикова любовничка тащит... У него хватило ума заявить, что в России нет бедных пенсионеров... Правильно - они нищие... Пацаны за Орден Мужества кровь свою и чужую проливали... а это... существо с пивом сидело и за поставками медикаментов наблюдало...Это с его подачи инспекторы по труду бегают и штрафуют... у них план по штрафам в цифрах выражен... на какую сумму надо наштрафовать, не важно кого и за что, а сумму выдай... Вот здесь и порождается беззаконие... Конечно его ВВП при случае выпнет, но он же опять всплывет, ибо ОНО не тонет...

Президент: Владимир Владимирович Путин Предшественник: должность преобразована, Татьяна Голикова в должности Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации 29 марта 2004 года - 31 июля 2008 года Глава правительства: Владимир Владимирович Путин Президент: Дмитрий Анатольевич Медведев Преемник: Юрий Викторович Герций Рождение: 19 апреля (1967-04-19 ) (52 года)
Москва , РСФСР , СССР Образование: Учёная степень: кандидат экономических наук Профессия: экономист Деятельность: государственный деятель Награды:

Макси́м Анато́льевич Топи́лин (род. 19 апреля , Москва , РСФСР , СССР) - Министр труда и социальной защиты Российской Федерации (с 21 мая 2012 года), с по 2008 годы руководитель Федеральной службы по труду и занятости .

Образование

  • В 1988 году - окончил по специальности «экономист».

Карьера

С 1988 года на работе в НИИ труда, где прошёл путь от младшего научного сотрудника до заведующего сектором.

Семья

Женат, воспитывает двух дочерей.

Собственность и доходы

Награды

Напишите отзыв о статье "Топилин, Максим Анатольевич"

Примечания

Ссылки