Бог ветра в скандинавской мифологии. Миры скандинавской мифологии. Путеводитель по древнему мирозданию. Боге мщения Видар

Легенды северных народов отличаются разнообразием необычных мистических созданий. Боги и существа скандинавской мифологии играют важную роль в развитии и становлении мировоззрения разных народов.

Миры в скандинавской мифологии

В скандинавской мифологии в отличии говорится о девяти мирах, населённых различными существами, людьми, богами:

Каждый мир существует самостоятельно, но имеет связь с остальными восемью. Объединяет все девять миров огромное мифическое дерево под названием Иггдрасиль.

В самом центре Мирового древа находится мир, населённый людьми - Мидград. Это круглая плоскость, окружённая водой. Вокруг Мидграда обернулся мифический змей Ёрмунганд. Эта страна существует отдельно от других.

Асгард находится высоко над Мидградом. Их соединяет Биврёст - мифический радужный мост. В Асгарде обитают асы - высшие боги, богини-асиньи и валькирии. Каждый бог в Асгарде имеет свой чертог. Там находится дворец Одина - Вальхалла, куда попадают души павших в бою воинов.

В Ванахейме обитают ваны - род богов, который долгое время находился в воинственных отношениях с асами. Страна ванов находится на дереве Иггдрасиль западнее Асгарда и уступает ему по размерам.

Мир Утград отличается от остальных миров скандинавской мифологии тем, что находится за пределами древа Иггдрасиль. Его населяют мифические существа, чудовища и люди, отличающиеся необыкновенными способностями. Правителя этого мира зовут Утгарда-Локи.

Мифические великаны, которых норвежцы со времён глубокой древности называют турсы, обитают в стране Йотунхейм. Агрессивные и глуповатые жители этого мира находятся в вечной войне с богами Асгарда. Но есть и некоторые исключения в виде добрых и мудрых великанов.

Согласно легендам, в Йотунхейме находится множество важных мифических мест:

  • Дом великана Тьяции - Тримхейм.
  • Гастропнир - дом, в котором обитает турс по имени Менглад.
  • Через земли Йотунхейма протекает священная река Ивинг.

Мир, в котором обитает прекрасная раса светлых альвов, называется Льесальвхейм или Альвхейм. Этот мир расположен южнее страны великих асов. Происхождения Альвхейма неизвестно. Информации о мире альвов в скандинавских легендах немного. Известно лишь, что это красивая страна, в которой вечно царит мир и сияет Солнце.

В переводе с древнескандинавского Муспельхем означает «Огненная земля». Этот мир наполнен жарким пламенем и ярким светом. В Муспельхейме проживают огненные великаны. Их предводителя зовут Сурта, что переводится как «чёрный».

Мрачный Свартальвхейм является миром, который населяют . Согласно некоторым легендам, этот мир был создан вместе с Льесальвхеймом могущественными жителями Асгарда.

Мир Нифльхейм во многих легендах противопоставляют огненному Муспельхейму. Нифльхейм полностью покрыт льдом и погружён в вечную мерзлоту. В ледяной стране находится мощный водный источник Хвельгельмир. О народе, что населяет Нифльхейм, ничего не известно.

С древнескандинавского Хельхейм переводится как «Обитель богини Хель». Это подземное царство мёртвых, где правит одна из дочерей бога хитрости Локи. Хельхейм расположен на территории ледяного мира Нифльхейм. Это мрачное и холодное место. Во владения Хель попадают души умерших от болезней, старости или насильственной смертью.

Скандинавский пантеон

В скандинавской мифологии существует чёткая классификация богов и божественных существ. Основными расами скандинавского пантеона являются:

  • ваны;
  • турсы;
  • альвы;
  • норны;
  • валькирии.

Асы обитают в небесном городе Асгарде и являются основными богами скандинавской мифологии. В их число входит 12 богов и 14 богинь. Верховным богом и предводителем асов считают Одина.

Один

Бог войны и хозяин Вальгаллы приходится внуком могущественному первочеловеку Бури. Одина называют отцом всех людей и богов. Его жена - прекрасная богиня любви и семейных ценностей Фригг.

Один способен принимать самые разные облики и являться людям в качестве обычного человека. Обычно он появляется в образе пожилого мужчины, которого сопровождают звери-помощники. Главные спутники верховного бога - два ворона Мунин и Хугин, а также два волка - Фреки и Гери.

Характерная черта бога войны - отсутствие одного глаза, которым он пожертвовал, чтобы великан позволил ему испить воды из источника мудрости.

Один любит принимать участия в человеческих войнах и сражениях, помогает наиболее достойным одержать победу. Он появляется на поле битвы верхом на коне с восемью ногами и поражает противником копьём. Считается, что этот бог поучаствовал

Жена Одина и главная богиня Асгарда, покровительница любви, красоты, брачных союзов и деторождения.

Богиня Фригг отличается необыкновенной красотой и знает будущее каждого человека, но предпочитает скрывать эти знания.

Первый сын Одина, рождённый от богини священной земли Фьёгюрн. Тор - бог грома и молнии, дождя и бури, который защищает людей и богов. У него трое детей, а супругой является белокурая богиня плодородия Сиф.

Тора изображают как высокого, широкоплечего мужчину с длинной рыжей бородой. Характерной особенностью бога грома является Мьёльнир - так называемый Бог передвигается по небу на колеснице, запряженной двумя козлами.

Бог воинской доблести, второй сын Одина и сестры великана Гимира. Его изображают как однорукого великана. Согласно древней легенде, вторую руку Тюр потерял в схватке с гигантским волком по имени Фенрир.

Бог поэзии и красноречия относится к 12 основным асам скандинавской мифологии. Браги - один из сыновей верховного бога Одина и его прекрасной супруги Фригг. Это стройный мужчина с длинной бородой, которую считают олицетворением мудрости и большого жизненного опыта. Женат на богине вечной юности Идунн.

Согласно легенде, сын Одина Хеймдалль имел 9 матерей:

  • Гиалп;
  • Грейп;
  • Ярнсакса;
  • Атла;
  • Иргиафа;
  • Ангейя;
  • Эйстла;
  • Ульфрун.

Хеймдалль - это страж асов, что стоит у ворот Асгарда. Его особенности: острый слух и зрение, золотой рог, звук которого способен достичь самых отдалённых уголков мира, и золотой конь.

Слепой бог тьмы и мрака, один из сыновей Одина и его супруги Фригг. Был предан родным братом Локи, в результате чего погиб.

Молчаливый бог мести по имени Видар был рождён от союза верховного бога Одина и великанши Грид. Его также считают олицетворение природной силы и тишины леса. Это красивый, широкоплечий и высокий мужчина, облаченный в железные доспехи.

Согласно легенде, Вали является сыном Одина и восточной богини Ринд. Спустя сутки после своего рождения он уже был взрослым и статным мужчиной. Его считают богом природы и растений. Цель его появления на свет - отомстить Хёду за то, что убил любимого сына Фригг и Одина.

Бог весны и света, один из самых сильных и любимых сыновей Одина. Бальдр покровительствует земледельцам и оберегает природу. Его считают самым светлым и чистым из богов. Отличается необыкновенной красотой и добрым сердцем.

Бальдр женат на прекрасной богине солнечного тепла и плодородия Нанне. У них есть сын по имени Фосети - бог правосудия и справедливости.

Бог охоты и стрельбы, спорта и здорового образа жизни является неродным сыном великого бога Тора. Он лучше всех стреляет из лука и ездит на лыжах, чему охотно обучил людей и других богов. Улль отличается азартным характером, из-за чего его прозвали богом удачи.

Справедливый и мудрый бог правосудия Форсети исполняет роль судьи во всех конфликтах между людьми или богами. Был рождён в светлом союзе бога весны Бальдра и его супруги Нанны.

Бог хитрости и обмана обладает большим количеством различных имён:

  • Лодур;
  • Хведрунг;
  • Лофт.

Локи - сын великанов Фараути и Лаувейи. Официально он не относится к числу асов, но был принят ими в качестве одного из богов в знак уважения к его необыкновенному уму и хитрости. В мифологии Локи описывают как невысокого, но красивого мужчину.

У бога хитрости много детей. Троих ему родила великанша Ангробда:

  • Хель - богиня царства мёртвых;
  • Фенрир - огромный волк;
  • Змей Ёрмунганда.

Ещё двое детей Локи были рождены в союзе с его супругой богиней Сигюн.

Одной из главных особенностей коварного бога является способность принимать различные облики, что помогает ему обманывать врагов и добиваться своих корыстных целей.

Асинья по имени Вар появляется в скандинавских мифах и легендах как богиня, что несёт истину. Она следит за тем, чтобы люди и боги выполняли клятвы и обещания, данные друг другу. Её часто изображают как богиню, что скрепляет союзы узами брака.

Богиня-асинья Эйр способна исцелить любого, кто поднимется на гору, где она обитает. Целительница обладает необыкновенной красотой и особым даром чувствовать переживания людей.

Его имя в переводе означает «храбрость». Хермод появляется в скандинавских мифах и легендах в качестве посланника верховного бога Одина. Он отправлялся в подземное царство и просил богиню Хель вернуть Бальдра в Асгард, передал магический перстень Драпунир.

Риг

Один из старейших асов. Это древний, могущественный и мудрый бог, один из тех, кто создавал человеческий мир. Он отвечал за создание людей и социальную структуру. Он разделил мир на правителей, вольных людей и рабов. Бог-творец хорошо разбирается в рунах. В его честь была написана поэма «Песнь о Риге».

Ас по имени Адхримнир служит поваром во дворце Одина, готовит мясо вепря, который, согласно легендам, оживает сразу после того, как был съеден.

Второстепенная асинья является служанкой верховной богини Фригг. В скандинавской мифологии Гна:

  • Богиня перевоплощений и трансформации.
  • Посланница вестей из мира людей.
  • Хозяйка коня Ховварпнира, отличающегося небывалой скоростью.

Ас, рождённый от союза Тора и великанши Ярнсаксы, отличается необыкновенной физической силой. Он любит и чтит своего отца, сопровождает его во многих путешествиях, неоднократно спасая жизнь Тора.

Прекрасная богиня плодородия и супруга бога Тора, мать троих его детей: Улля, Труд и Моди. Особенностью Сиф считают её роскошные золотые волосы. Согласно легенде, ночью Локи пробрался в спальню богини и срезал её волосы. Узнав об этом, Тор был настолько разгневан, что готов был убить бога хитрости. Но тот умолял о прощении и пообещал загладить свою вину. Он обратился к тёмным альвам, которые создали для супруги бога грома золотые локоны.

Одна из второстепенных прекрасных асинь. Сьёфн отвечает за человеческие чувства любви и дружбы. Люди обращаются за помощью к этой богине, если им нужно завоевать сердце любимого или сблизиться с кем-то.

Асинья по имени Глин является одной из наиболее приближённых помощниц верховной богини Фригг. Она оберегает людей от бед, зла, болезней.

Богиня тепла и солнца по имени Нанна является супругой одного из прекраснейших асов - Бальдра. Умерла от горя, когда Бальдр был обманным путём убит его же братом.

Гефьён

Гевьон или Гефьён - прекрасная асинья с чистым сердцем. Она отвечает за:

  • добродетель;
  • изобилие;
  • плодородие.

Согласно легендам, девушки, что умирали девственницами, становились частью её свиты и жили с ней в божественных чертогах в Асгарде.

Идунн

Супруга бога поэзии Браги, богиня вечной молодости играет большую роль в северных мифах. Она является хранительницей молодильных яблок в Асгарде, которые продливают жизнь могущественным асам. Согласно легенде, когда Идунн была похищена чудовищем из мира Йотунхейм, боги Асгарда тут же состарились и чуть не погибли.

Моди

Одним из самых могущественных детей Тора является ас воинской ярости Моди. Он принимает участие в человеческих битвах, помогая одержать победу тем, кто отличается большей силой духа и рвением к победе. Делает противников беспомощными, ослабляя их страхами.

Ёрд

Богиня Ёрд - одна из наиболее необыкновенных асинь, обитающих в Асгарде. Она является воплощением священной земли и матерью бога грома и молнии Тора. Считают, что Ёрд также является дочерью могущественной богини ночи Нотт.

Ваны

Род скандинавских богов, которых противопоставляют асам, называют ваны. Они живут в мифической стране Ванахейм. С самого начала ваны и асы находились в воинственных отношениях и долгое время сражались друг против друга, но в итоге боги решили заключить мирный союз. С тех пор некоторые ваны живут в Асгарде, а асы - в Ванахейме.

Ваны - боги плодородия и урожая. Известно 4 основных вана:

  • Ньёрд;
  • Фрейр;
  • Гулльвейг.

Ньёрд

Бог морской стихии после заключения договора между богами стал жить в Асгарде в качестве пленника. Со временем асы приняли его в свои ряды. В Асгаре Ньёрд женился на великанше-охотнице Скади, с которой у них родилось двое детей: бог лета Фрейр и богиня любви Фрейя.

Бог Ньёрд оберегает рыбаков и моряков, способен контролировать морскую стихию.

Гулльвейг

Алчная богиня золота и богатства Гулльвейг была послана ванами к асам. Она положила начало первой в мире войне, в которой участвовали два великих божественных рода. Асы не смогли убить злую колдунью, т. к. та воскресала каждый раз.

Считается самой прекрасной и чистой среди существующих богинь. Родом из ванов, она была принята асами и живёт в Асгарде. Она, как и Один, принимает к себе павших в бою воинов. Является воплощением любви и красоты.

Одним из главных атрибутов богини любви считают ожерелье Брисингамен, за красоту которого Фрейя согласилась провести ночь с четырьмя тёмными альвами.

Фрейя обладает большим количеством имён:

  • Ванадис;
  • Хёрн;
  • Гефна;
  • Мардёлл;
  • Вальфрейя;

Фрейр

Сын бога моря Ньёрда и брат-близнец прекрасной Фрейи является богом лета и плодородия. Его изображают как доброго и прекрасного юношу, который способен управлять солнечным светом и плодородием почв. Отличается миролюбивым характером и заботой по отношению ко всему сущему.

Квасир

Для скрепления союза между асами и ванами боги провели обряд смешения слюны. Они смешали свою слюну в чаше, и из неё появился бог мудрости Квасир. Его считают самым мудрым среди богов и изображают как маленького старца, который способен дать ответ на любой вопрос и охотно делится своими знаниями.

В скандинавских мифах и легендах турсами называют человекоподобных великанов. Существует несколько родов великанов.

  1. Инеистые великаны - первые существа, появившиеся в мире. Их род происходит от Имира, который создал мир. Асы уничтожили Имира, из-за чего все инеистые великаны погибли. Выжить удалось только Бергельмир, который со временем стал прародителем новой расы великанов - ётуны.
  2. Ётуны также были одними из первых существ, населявших Землю. Со времён глубокой древности они находились в воинственных отношениях с асами и пытались отобрать у них сокровища. Эта раса отличается необыкновенным ростом, физической силой и агрессивным характером. Они способны влиять на погоду и призывать бури и всевозможные стихийные бедствия.
  3. Огненные великаны - жители Муспельхейма, которые служат владыке Сурту и воюют с асами.
  4. Каменные, морские, вихревые и горные великаны - менее известные виды турсов.

Отдельно от всех рас и родов существует три богини человеческое судьбы. Они живут у основания мирового древа Игрдрассиль и поливают его корни водами из священного источника Урд, чтобы поддерживать существование миров. Эти богини способны определять судьбу всех людей, богов и других рас. Норны являются олицетворением жизненных циклов человека:

  • Урд - самая старая и мудрая среди норн, является воплощением прошлого;
  • Верданди - взрослая женщина, которая представляет собой настоящее;
  • Скульд - самая юная из богинь, олицетворяет будущее.

Альвы или же эльфы - бессмертная раса прекрасных людей, имеющих особую связь с силами природы и обладающих магическими способностями. Альвы бывают тёмными и светлыми. Отличительными чертами между расами альвов является их поведение, внешний вид, образ жизни.

Светлые альвы

Этот род альвов отличается высоким ростом и благородной внешностью. Они обитают в небесном чертоге под названием Льесальфхейм. Предводителями светлых альвов считают прекрасного бога-кузнеца Веланда (Воланда).

Тёмные альвы

Тёмный род альвов также дварфами или гномами. Они обитает в подземном мире Свартальфхейм. Они низкорослые и широкоплечие, живут в пещерах и создают прекрасные украшения и самые сильные оружия для богов. Среди наиболее значимых в мифологии тёмных альвов выделяют:

  • гном Сидри известен благодаря тому, что выковал Мьёльнир - магический молот бога грома Тора. Ему также принадлежит создание кольца Драупнира, к которому так бережно относился верховный ас Один.
  • Брок - младший брат Сидри. В скандинавских легендах он встречается как помощник Сидри, раздувающий меха во время работы.
  • Двалина. Его наковальне принадлежит создания прекрасного ожерелья Брисингамен, ради которого красавица Фрейя была готова на всё, а также золотые волосы богини плодородия Сиф.
  • Андвари был хранителем сокровищ древнего рода карликов нибелунгов. Умел превращаться в рыбу. Образ этого гнома появляется во многих кельтских мотивах.
  • альв-колдун по имени Хрейдмар, к которому со временем в качестве выкупа перешли сокровища нибелунгов. У Хрейдмара было трое детей: Фафнир, Регин и Отр.

Скандинавские мифические существа

В мифологии скандинавского народа существует множество необыкновенных существ. Они могут напоминать обычных животных или выглядеть как самые настоящие чудища. Мифические существа скандинавов могут играть в легендах как положительную, так и отрицательную роли.

Огромная корова Аудумла была одним из первых существ на Земле. Она появилась вместе с первочеловеком по имени Имир и кормила его своим молоком. Из-за того, что мир в то время был пуст, Аудумла была вынуждена лизать солёные камни, чтобы утолить голод. Согласно легенде, она погибла, когда кровь Имира затопила мир после его убийства богами Асгарда.

Согласно легендам, у богини подземного мира Хель был пёс с четырьмя глазами, который стоял у ворот Хельхейма и оберегал вход. В некоторых мифах можно встретить упоминание, что Гарм - результат союза бога хитрости Локи и великанши Ангрободы.

По размерам четырёхглазый пёс превосходит всех существующих собак. В подземелье его удерживают цепи.

Северные народы верили, что в человеческих домах живут крошечные домовые, которых называют гутгины. Дух с удовольствием помогает выполнять домашнюю работу, а также может найти утерянную вещь, починить то, что было сломано. Внешнему виду домового характерно:

Согласно легендам, возле дерева мира Иггдрасиль находится большой колодец. На дне этого колодца обитает дракон Нидхёгг. Скандинавы считают, что он грызёт один из корней священного дерева, стараясь уничтожить то, на чём держаться девять миров. Как и многие другие драконы, Нидхёгг любит золото и всевозможные сокровища. Он уничтожает предателей, лгунов и убийц. Находится во враждебных отношения с мудрым вороном, который живёт на ветках Иггдрасиль.

Со священным деревом Иггдрасиль связывают существование мифической белки Рататоск, которая играет роль посредника между драконом в колодце и вороном Хресвельгом.

Краконош

Мифический дух, обитающий в горах, появляется в древних легендах в качестве предводителя гномов. Краконош (Рюбецаль) отличается добродушным характером, любит помогать достойным, но злым и подлым людям может нанести вред.

В скандинавской мифологии часто встречаются упоминания о волшебных конях по имени Скимфакси и Хримфакси. Скимфакси принадлежит богу дня Дагу. Он везёт колесницу Дага и своей золотой гривой озаряет дневное небо.

Хримфакси - тёмный конь, который запряжён в колесницу богини ночи Нотт, матери дневного бога. В переводе имя коня означает «грива, что покрыта инеем».

Утбурд

В древние времена жители Норвегии стремились создать сильную и непобедимую нацию. Они прибегали к довольно жестоким методам, с помощью которых строили идеальное общество. Одним из таких методов было убийство младенцев, которые рождались физически неполноценными, обладали какими-либо отклонениями, уродствами или были рождены вне брака. Духи убитых младенцев превращались в утбурдов и мстили всем, кто был причастен к их смерти. Утбурды - злые и безжалостные существа.

Эйнхерии

Воины, отважно погибшие в бою с врагом, которые не выпускали своего оружия до последнего и не отступали, после смерти становятся эйнхериями. За каждым боем наблюдают валькирии, богини сражения и помощницы Одина. Они забирают души воинов в Асгард. Далее жизнь эйнхерии выглядит так:

  • Они живут в огромном дворце Одина Вальхалле.
  • Там они бесконечно пируют, пьют мёд и едят мясо вепря.
  • Воины служат в свите Одина и сражаются бок о бок с верховным богом.

Хейдрун и Сехримнир

В Вальхалле, дворце бога Одина, живёт два мифических существа, которые кормят души доблестных воинов. Огромная коза Хейдрун живёт на крыше божественного замка и бесконечно даёт мёд. Вепря Сехримнира повар из Вальхаллы каждый день готовит к столу эйнхериев. Вечером вепрь оживает.

Мунин и Хугин

У верховного бога Одина есть два помощника в обличие чёрных воронов. Хугин и Мунин отправляются в человеческий мир Мидград и собирают важные вести для своего хозяина, чтобы тот знал обо всём, что происходит с людьми.

В переводе с древнеисландского, Хугин означает «Тот, кто думает», а Мунин - «тот, кто помнит».

Эйктюрнир

На крыше Вальхаллы вместе с козой Хейдрун стоит огромный волшебный олень Эйктюрнир. Он настолько велик, что способен дотянуться до веток дерева Иггдрасиль, листьями которого питается. Гигантские рога Эйктюрнир дают начало всем рекам мира.

Список скандинавских богов:

Скандинавские боги: «общий ракурс»

Скандинавские боги во многом похожи на людей. Это удивительно живые персонажи, и ни в одной мифологии мира мы не сможем найти столь полные психологические портреты, будто «срисованные» с реальных исторических личностей. Языческие боги северных народов в этом смысле значительно ближе к нам, людям. Конечно, противостояние Сета и Гора в древнеегипетской традиции тоже достаточно «человечно», но, во-первых, там просто «тонны» инцеста (пусть даже символического). А во-вторых, боги Скандинавии все же не переполнены ненавистью, вожделением, похотью, у них много других качеств, порой - откровенно отталкивающих, чаще - выдающихся.

Языческие боги, боги викингов, вопреки расхожему мнению далеко не всегда «ориентированы» на одни лишь воинские дисциплины. Разумеется, Тор, Один, Хеймдаль, Тюр - эти боги скандинавов известны своими подвигами. Они воинственны, храбры, могучи. Но ведь есть Ньёрд, Форсети, Браги, в конце концов, ныне весьма популярный Локи! Это тоже скандинавские боги, чьи деяния широко представлены в эддическом эпосе, да только к войне они не имеют практически никакого отношения. Ньёрд - бог моря, удачи, ветра, Форсети - бог справедливости, а Браги - покровитель поэтов. Локи из языческих богов, пожалуй, самый неоднозначный персонаж, однако трудно не согласиться с тем, что он же и самый «очеловеченный». От мифа к мифу мы все больше понимаем, что, в сущности, он не так уж плох. Просто порой ему скучно, порой он откровенно завистлив, но иногда может быть храбр и даже самоотвержен!

Боги Скандинавии сквозь тысячелетия

Скандинавские боги не всегда в своих деяниях. Хёд - слепой бог судьбы, почитался особо, но не стоит забывать, что именно он убил Бальдра, любимого сына Одина. Отец дружин был безутешен, но не наказал Хёда. Однако тот же Один чуть раньше вместе со своими братьями убил собственного отца, по существу - без всякой причины. Понятно, что здесь первые скандинавские боги совершают «образное» убийство, это всего лишь метафора, рожденная в забродившем мозгу хмельного скальда. Но так ли все просто?..

Скандинавский миф о сотворении мира весьма любопытен, позже многие учения взяли его за основу. Однако германо-скандинавские боги при всех своих «особенностях» никогда не были откровенно жестоки, тираничны, эгоистичны. Ну, разве что Фригг, этой даме эгоизма не занимать, хотя это скорее то самое исключение, которое подтверждает правило. Боги Скандинавов в своих перипетиях «дублируют» нас, жителей Мидгарда, хотя «по идее» они от нас максимально дистанцированы, ведь их мир, Асгард, это другой пласт реальности. Вероятно, так боги викингов воплощают в себе дихотомию добра и зла, извечную борьбу света и мрака, двух взаимодополняющих, но диалектически противостоящих начал.

Отвлекаясь от эзотерики и символизма, можно сказать, что языческие боги просто интересны. Тюр, отдавший правую руку адскому псу Гарму, Один, отдавший правый глаз старику Мимиру, Локи, отдавший… в общем, можно сказать «отдавший свою невинность» ради защиты Мидгарда (да, это тот самый миф о рождении Слейпнира!)... Боги Скандинавов при всей своей мифологичности действительно одни из самых жертвенных и добрых богов. На них хочется быть похожими, они восхищают. Вероятно, именно поэтому языческие боги не уступили Христу, образно выражаясь. Норвегия, Дания, Швеция и соседние регионы сохранили свою культуру, свой уклад, свой мир, несмотря на тотальную христианизацию. Германо-скандинавские боги со временем стали христианскими святыми, проникли в другие «веры». Благодаря этому сегодня мы можем многое рассказать о них на страницах информационного портала «РУНАРИУМ». Данный раздел посвящен им, богам Скандинавии, могучим и, как оказалось, действительно бессмертным богам викингов, лихим героям древней северной традиции.


Асы, в скандинавской мифологии основная группа богов во главе с Одином, отцом большинства асов, которые любили, сражались и умирали, поскольку, подобно людям, не обладали бессмертием. Эти боги противопоставляются ванам (богам плодородия), великанам (етунам), карликам (цвергам), а также женским божествам - дисам, норнам и валькириям. Они жили в небесной крепости Асгард, которая соединялась с землей людей, Мидгардом, радужным мостом Биврёст.
Асам - богам-воинам поклонялись герои и короли. Предводителем героических асов был Один, на картине Уияльяма Коллингвуда он изображен в рогатом шлеме идущий за юными и прекрасными богами и богинями, воплощающими силу и красоту.
Асами, кроме Одина были двадцать семь богов-воинов и двадцать две богини.
В мифах наиболее известны Бальдр, Борр, Браги, Бури, Видар, Вали, Ве, Вили, Дагр, Деллин, Локи, Магни, Ньёрд, Тор, Тюр, Форсети, Фрейр, Хед, Хеймдалль, а также богини Эйр, Идунн, Нанна, Нотт, Сага, Сив, Сигинн, Соль, Фригг, Фрейя.
Собственно, в скандинавской мифологии две группы богов - асы и ваны.
Асы - жители небесного города Асгарда. В древности асы воевали с ванами, но затем решили заключить мир и обменялись богами. Асы отправили к ванам Хенира и Мимира, а ваны послали в Асгард Ньёрда, Фрейю, Фрейра и мудрого Квасира.

Бог Бальдр

Бальдр ("господин"), в скандинавской мифологии юный бог из асов, любимый сын Одина и Фригг, богини земли и воздуха. Прекрасного Бальдра называли мудрым и смелым, а его любящая и нежная душа излучала свет. Неожиданно юноше стали сниться зловещие сны, предвещавшие смерть. Обеспокоенный Один оседлал своего восьминогого жеребца Слейпнира и отправился в царство мертвых. Колдунья-провидица поведала ему, что Бальдр погибнет от руки собственного брата, слепого бога Хёда. Опечаленный новостью, Один вернулся в Асгард, но его жена Фригг придумала, как спасти Бальдра. Богиня обошла все девять миров и взяла клятву у всех существ и вещей, что они не принесут ее сыну вреда. Исключением стал побег омелы, не принятый ею во внимание. В Асгарде все, кроме бога огня Локи, радовались спасению юного бога. Обозленный избавлением Бальдра от опасности, Локи обернулся старухой и отправился в покои Фригг, где выяснил, что омела клятву не давала.
И когда боги забавлялись метанием копий и камней в ставшего неуязвимым Бальдра, злокозненный Локи подсунул слепому Хёду прут из омелы. Побег пробил грудь Бальдра, и бог упал замертво. Фригг попыталась вызволить сына из царства мертвых. По ее просьбе Хермод отправился туда выкупать Бальдра. Пока Хермод находился в пути, тела Бальдра и его жены Нанны, умершей от горя, перенесли на погребальную ладью, подожгли и столкнули в море. В нижнем мире отважный Хермод нашел брата, занявшего высокое положение среди мертвых. Хель, дочь Локи, согласилась отпустить Бальдра, если все живое и мертвое в девяти мирах станет оплакивать его. Во все концы света были посланы гонцы, и вскоре рыдали даже камни. Лишь старая великанша Тёкк отказалась плакать, заявив: "Пусть Хель останется то, что у нее есть". Опечаленные боги не сразу распознали в Тёкк злобного Локи. Так Бальдр навсегда остался в царстве Хель. Миф о безвременной смерти светоносного красавца-бога напоминает греческие мифы об умирающем и возрождающемся боге Адонисе. Скандинавы верили, что возрождение Бальдра произойдет после дня Рагнарёк, когда из моря поднимется новая зеленая земля.

Бог Браги

Браги, в скандинавской мифологии бог-скальд, сын Одина и великанши Гуннхольд, муж Идунн, хранительницы молодильных яблок. Браги родился в сталактитовой пещере, где его мать Гуннхольд хранила мед поэзии. Карлики-цверги подарили божественному ребенку волшебную арфу и отправили в плавание на одном из своих чудесных кораблей. В пути Браги пел трогательную "Песню жизни", которая была услышана на небесах и боги пригласили его в свою обитель Асгард.
Когда Локи со свойственной ему ловкостью организовал убийство Бальдра и вернулся в Асгард, Браги потребовал, чтобы гнусный подстрекатель удалился, поскольку богам его присутствие нежелательно. Локи обозвал Браги хвастуном, а тот пригрозил отвернуть Локи голову. Несмотря на попытки Одина успокоить собравшихся, слова Браги разъярили Локи.
Предсказав на прощание гибель богов, он покинул Асгард. Возможно Браги, бог поэзии и красноречия, является богом более позднего происхождения, что связано с обожествлением поэтического вдохновения, ведь скальдов при скандинавских королевских дворах почитали почти так же, как и правителей. Браги обычно изображали бородатым стариком с арфой, а его именем скрепляли торжественные клятвы, произносимые над так называемой Чашей Браги. По мнению некоторых ученых, здесь возможна связь бога-скальда с историческим Браги Боддасоном (IX в.).

Боги Ваны

Ваны, в скандинавской мифологии небольшая группа богов плодородия. Жили они в Ванахейме, далеко от Асгарда, обители богов-асов. Ваны обладали даром предвидения, пророчества, а также владели искусством колдовства. Кроме этого, им приписывались кровосмесительные связи между родными братьями и сестрами. К ванам относили Ньерда и его потомство - Фрейра и Фрейю.
В древних легендах рассказывалось о войне, которая положила конец золотому веку. Поводом к первой войне послужил поступок злой колдуньи Хейды, пришедшей в поселение асов, которые забили колдунью копьями и пытались трижды сжечь ее на костре, но злодейка снова воскресала из пепла. Начало войне было положено предводителем асов Одином, который метнул свое копье в направлении ванов. Боги плодородия пошли в наступление на небесное селение асов, но асы оказались сильнее, и борьба закончилась обменом заложниками. Войну асов и ванов можно интерпретировать как борьбу за священный мед, который воплощал в себе некий космический принцип осознания жизни. По преданию, ваны считались хранителями священного меда.
Ваны послали в Асгард бога моря Ньёрда и его детей, близнецов Фрейра и Фрейю, а вместе с ними Квасира, мудрого человечка, созданного из слюны богов, которые в знак примирения между асами и ванами плевали в кувшин.
Асы тоже отправили в Ванахейм заложников: Хёнира, брата бога Одина, который даровал первым людям чувства, и мудрого Мимира. Сначала Хёнир и Мимир были радушно приняты ванами, но вскоре те пришли к выводу, что на обмене с асами они проиграли. Нерешительный Хёнир не мог и слова сказать, если рядом не было Мимира. Ваны решили, что Мимир является не только голосом Хёнира, но и его умом.Разгневанные, они отрубили Мимиру голову и отослали ее асам. Один набальзамировал голову несчастного, затем прочитал над ней заклинание, возвращающее дар речи. Впоследствии Один поручил голове Мимира стеречь волшебный источник под корнями мирового древа Иггдрасиль. Желая получить часть знаний Мимира, Один отдал ему один глаз за разрешение попить из источника мудрости. Перед последней битвой богов и чудовищ, Рагнарёк, Один должен пойти к источнику и там испросить совета у головы Мимира.
На иллюстрации Франца фон Штассена за Одином и Фригг по мосту Биврёст следуют заложники-близнецы, а замыкают процессию Тор и Локи.

Бог Велунд

Велунд, Вёлунд, Волунд, в скандинавской мифологии чудесный бог-кузнец, сын морехода и морской нимфы, властитель альвов, возлюбленный одной из валькирий. Он прославился как мастер по кольчугам и мечам. Он был талантливым мастером и выковал исландский лабиринт - Дом Велунда. Миф о Велунде - это драматическая история мести. Шведский король Нидуд, захватив кузнеца в плен, перерезал жилы на его ногах и вместе с кузницей перенес на отдаленный остров. Бог-кузнец отомстил королю, убив двух сыновей Нидуда, которые приехали взглянуть на искусные изделия плененного мастера, и прислал правителю их головы, украшенные драгоценностями и оправленные в серебро. По некоторым версиям, он еще изнасиловал дочь Нидуда. Впоследствии Велунд чудесным образом улетел в Вальхаллу, изготовив, подобно греческому мастеру Дедалу, крылья. Можно провести параллель между хромотой Велунда и греческого бога-кузнеца Гефеста, чье увечье объяснялось по-разному. По одной версии, он охромел, когда вмешался в семейную ссору родителей, Зевса и Геры. Раздраженный Зевс сбросил сына-калеку с Олимпа на остров Лемнос. Во втором варианте говорится, что Гефест был хром от рождения. Интересно заметить, что на Лемносе тоже расположен действующий вулкан, как и на отдаленном острове, куда был сослан Велунд. В германской мифологии ему соответствует Виланд.

Бог Локи

Локи, в скандинавской мифологии зловредный бог - плут из асов, любитель менять обличье. Он начинал с шалостей и проказ, но со временем стал истинным воплощением зла и ускорил Рагнарёк, гибель богов и всего мира. Локи просто не мог удержаться, чтобы не сплутовать и не поставить богов в трудное положение. Однако его смекалка часто выручала их из смертельной опасности, взять хотя бы историю с похищением хранительницы молодильных яблок Идунн. Именно Локи виновен в смерти светоносного бога Бальдра: он вручил несущую гибель стрелу из омелы слепому богу Хёду. Порой Локи, спасаясь, готов был пожертвовать жизнью любого бога, как в случае с громовником Тором. Когда Локи заманил безоружного Тора в чертог великана Гейррёда, то лишь одолженные доброй великаншей Грид чудесный посох и железные рукавицы спасли Тора от гибели.
Локи обманул приятеля единственно потому, что такова была цена, назначенная Гейррёдом за его собственное освобождение. Неосмотрительно убив Отра в обличье выдры, Локи пытался умилостивить отца убитого юноши, для чего ему пришлось похитить сокровища злобного карлика-цверга. Тот же Локи придумал рискованный план, как заполучить молот Тора, украденный карликами и попавший в руки великана Трюма. Злокозненный бог узнал, что за молот исполину нужно отдать в жены богиню плодородия Фрейю, и уговорил Тора отправиться к Трюму в ее одежде. Когда Трюм показал мнимой невесте молот, Тор в мгновение ока выхватил у него свое оружие и уложил на месте всех великанов. Боги мирились с присутствием Локи в Асгарде даже после того, как он подстроил убийство сына Одина, Балъдра. Но когда Локи на пиру у морского великана Эгира стал изводить всех своими оскорблениями и насмешками, терпению богов пришел конец. Пытаясь ускользнуть от разъяренных гостей, Локи превратился в лосося, но с высоты Асгарда Один заметил рыбу, спрятавшуюся в водопаде. Локи схватили и связали кишками его собственного сына, а великанша Скади, жена Ньёрда, повесила над головой бога змею, источавшую жгучий яд, который капал ему на лицо. Так он и дожидался Рагнарёк. В последней битве богов и чудовищ Локи должен был возглавить воинство зла и встретить смерть от руки бога Хеймдалля. Локи был женат дважды, сначала на великанше Ангрбоде, которая родила чудовищ Фенрира, Ёрмунганда и Хель; все трое унаследовали темные стороны характера отца. Второй супругой была Сигунн, от которой у него было двое сыновей, Вали и Нарви. Несмотря на все злодеяния мужа, Сигунн осталась верна ему и облегчала его страдания, подставив чашу под капающий яд. Но когда чаша наполнялась и жена отходила опорожнить ее, яд капал на лицо Локи, заставляя его отчаянно содрогаться, что по поверьям являлось причиной землетрясений.

Бог Ньёрд

Ньёрд, в скандинавской мифологии бог моря. Он усмирял бури, поднятые буйным Эгиром. Мягкий и добродушный, Ньёрд любил свои залитые солнцем фьорды, прибежище священных чаек и лебедей. Глубоко почитаемый моряками и рыбаками, он помогал попавшим в беду кораблям, посылал попутные ветры и вызывал летние дожди. Ньёрд - представитель божественной расы ванов, отец богов плодородия Фрейра и Фрейи. Когда между двумя ветвями божественной семьи, ванами и асами, был заключен мир, Ньёрд, Фрейр и Фрейя отправились жить к асам.
По некоторым версиям мифа, матерью Фрейра и Фрейи была родная сестра Ньёрда, Нертус, но так как асы не одобряли браки между братом и сестрой, то Нертус не сопровождала мужа и детей в Асгард. Второй женой Ньёрда стала великанша Скади, дочь великана Тьяцци. За похищение золотых яблок Идунн боги убили исполина, и Скади, надев шлем и кольчугу, явилась к ним, горя жаждой мести, однако согласилась заключить мир. Отказавшись от золота, Скади потребовала, чтобы боги рассмешили ее и дали супруга. Те поставили условие, что великанша выберет мужа по форме ног. Смеяться Скади заставил хитроумный Локи, а что касается супруга, то, ошибочно полагая, будто самые красивые ноги непременно должны принадлежать сыну Одина, Бальдру, богиня указала на ноги Ньёрда, доброго старого бога моря, которому были чужды волновавшие ее страсти. Ньёрд считал, что родина Скади, Ётунхейм, чересчур холодна и пустынна, а Скади не по душе был постоянный шум прибоя и суета на верфи у замка Ньёрда в Асгарде; ей, как духу зимы, заснеженные склоны были милее морских далей. Проведя по девять ночей в каждом из домов, супруги решили жить порознь. Скади вернулась в горы, к любимой охоте, к лыжам, а просмоленный всеми ветрами Ньёрд продолжал жить у моря. Непреодолимая пропасть между ними, возможно, означает нечто большее, нежели различие во вкусах. Ньёрд, как и все ваны, несомненно выполнял функции бога плодородия, поскольку обеспечивал людям не только безопасность путешествия по морям, но также достаток, наличие земельного участка и рождение сыновей.
Его жена, великанша Скади - жительница заснеженных гор, где тяжелые облака застилали солнце, а голые скалы были бесплодны. В ее дикой и суровой стране ничто не могло расти или цвести. Великанша время от времени навещала супруга, и когда боги наконец заключили злокозненного Локи в пещеру, Скади подвесила над его головой змею, источающую яд.

Бог Один

Один, Водан, Вотан ("всеотец", "воитель"), верховный бог скандинавской мифологии, сын Бора и Бестлы, внук Бури. Его культ был особенно популярен у викингов, в связи с чем период его расцвета приходится на VIII и IX вв. Мореходы и пираты Севера поклонялись 6oгy, любящему битвы, и верили, что в Вальхалле, принадлежащем Одину крытом серебром жилище, этот одноглазый бог собирает рать эйнхериев, "доблестно павших" воинов.
Похоже, что именно тогда Один потеснил Тюра, первоначально бога неба германо-скандинавской мифологии. Тюр остался "богом битвы", а Один взял под свое покровительство воинскую элиту. Лишь он мог во время сражения приводить дружинников в состояние неистовой ярости, когда они лишались чувства страха и ощущения боли. Имя Одина означает шаманский экстаз, одержимость, близкую боевому ражу ирландского героя Кухулина.
То, что именно Один занял место верховного бога, показывает, какую важную роль в жизни северян играла война.
Следует, однако, отметить, что сам бог не был подвержен воинственному экстазу; он был, скорее всего, сеятелем военных раздоров. Помимо власти над дружинами смертных и "доблестно павших", Один считался богом магии и мудрости. Как старейший из богов, он был почитаем ими как отец. Его можно обвинить в коварстве и кровожадности, но нельзя забывать, например, об его образованности. Внутренняя борьба добра и зла у Одина сродни природе индуистского бога Шивы, великого разрушителя-созидателя индийской мифологии. Одина часто изображали одноглазым седобородым старцем в синем плаще, чье лицо скрыто капюшоном или широкополой шляпой. Глаз бог отдал Мимиру, хозяину источника великой мудрости, за один лишь глоток из него. Оставшийся глаз символизировал солнце, а потерянное око, символ луны, плавало в источнике Мимира. Чтобы узнать тайну мертвых и обрести дар ясновидения, Один, пронзенный собственным копьем, девять дней висел на мировом древе Иггдрасиль. Затем, утолив жажду священным медом, он получил от великана Бёльторна, своего деда по материнской линии, магические руны - носители мудрости. У Одина была жена Фригг, проживавшая в Асгарде. Она по праву сидела рядом с супругом на престоле Хлидскьяльве, откуда божественная чета могла обозревать все девять миров, наблюдая за событиями настоящего и будущего.
Один знал все, что происходит в девяти мирах, и в этом ему помогали дна брата-ворона, Хугин ("мысль") и Мунин ("память"). Облетев миры, птицы возвращались и, сидя на плечах Одина, нашептывали обо всем, что им удавалось узнать.
Один стоял во главе валькирий, исполнительниц его воли на полях сражений. Однажды Брунхильд, помогая Сигмунду, отказалась повиноваться Одину. В наказание Брунхильд должна была пребывать на вершине холма, пока ее не полюбит смертный. Позже бог смягчил кару, окружив Брунхильд огненным кольцом, пройти которое мог храбрейший из героев.
С приближением Рагнарёк мудрый и ясновидящий Один становился все более озабоченным. Если в скандинавской мифологии вселенная очищается кровью инеистого великана Имира, поскольку божественные братья, Один, Вили и Ве, убив великана, создают из его тела мир, то финалом существования мира должна стать битва богов и чудовищ, и как итог - всеобщая гибель. Предвестием Рагнарёк стала смерть Бальдра. Один был бессилен предотвратить катастрофу. Единственным утешением ему служило знание, что возродившийся Бальдр займет его место в новом мире, на новой земле, которая поднимется из морской пучины. Рост численности собранной в Вальхалле дружины служил залогом успешной подготовки к Рагнарёк, поскольку эйнхерии должны были участвовать в этой последней битве в долине Вигрид. где погибнут и все люди. Самого Одина должен проглотить чудовищный волк Фенрир, мерзкий отпрыск бога огня Локи и великанши Ангрбоды.

Бог Тор

Тор ("громовник"), в германо-скандинавской мифологии бог грома, бурь и плодородия. Он был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли Ёрд или Фьёргюн. Название боевого молота бога, Мъёлльнир, могло некогда означать слово "молния". Нельзя не заметить, что Тор, злейший враг великанов, имел с ними много общего. Рыжебородый богатырь был весьма энергичен и обладал невероятным аппетитом - за один присест съедал быка. Тор любил меряться силой со всеми. Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр ("скрежещущий зубами") и Тангриснир ("скрипящий зубами"). В волшебное снаряжение Тора входили: молот(боевой топор-молния), железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскаленного докрасна орудия, и пояс, удваивающий силу. Молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами (цвергами), символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель. С раскаленным молотом и поясом силы Тор был непобедим. Правда, он был не в силах предотвратить Рагнарёк, день всеобщей гибели, но смог избавить мир от змея Ёрмунганда. Тора постоянно сопровождал бог огня Локи, который обычно держался за пояс громовника. Вместе они испытали множество приключений, причем Тор не мог отрицать, что в некоторых случаях изворотливость и ловкость Локи заставляли великанов быть настороже.
Примером этому - история с волшебным молотом Тора, похищенным великаном Трюмом. Новый хозяин в качестве выкупа запросил за молот ни много ни мало - руку богини плодородия Фрейи. Локи уговорил Тора переодеться в платье Фрейи и вместо нее пойти к Трюму. Несмотря на волчий аппетит "невесты", удививший жениха, "служанка" (это был Локи) представила "невесту" образцом девичьей скромности. Обрадованный Трюм передал Тору молот, а тот, избив великана, восстановил свою репутацию, слегка подмоченную фактом переодевания в женское платье.
Еще одно приключение Тора в стране великанов также связано с Локи. В земле людей, Мидгарде, Тор нанял слуг, Тьяльви и Рёскву, брата и сестру. Случилось это так. Поскольку козлы Тора служили источником неисчерпаемой пищи, на ночлегах громовник убивал и жарил их, оставляя нетронутыми только кости, а затем возвращал животных к жизни. Во время обеда в крестьянском доме сын хозяина, Тьяльви, ослушался бога и, добираясь до костного мозга, разгрыз одну из костей. Наутро Тор волшебным молотом вернул козлов к жизни и заметил, что один из них охромел. Так, в качестве выкупа, Тьяльви и Рёсква навечно стали его слугами. Не доходя до Ётунхейма, Тор, Локи, Тьяльви и Рёсква заночевали в огромном пустом доме. Утром они поняли, что приняли за дом большой палец рукавицы великана по имени Скрюмир ("огромный"). От ударов молота по голове спящий великан отмахивался, словно от упавшего сухого листа. Добравшись до стен Утгарда, путешественники были изумлены величиной крепости. Ее обитатели, великаны, устроили несколько состязаний, в которых Локи, Тор и Тьяльви не сумели победить. Сначала бог огня проиграл состязание кто быстрее ест; затем Тьяльви остался далеко позади в соревнованиях по бегу; Тор не смог осушить рог, наполненный хмельной влагой, поднять кошку и даже не сумел побороть Элли, "старую-престарую женщину". Покидая Утгард, Тор признал свое поражение, но предводитель великанов поведал ему, что все это - колдовство. Выяснилось, что Локи соревновался с огнем, Тьяльви - с собственной мыслью, а Тор пытался выпить океан, поднять в воздух мирового змея Ёрмунганда и побороть старость. Тут Утгард внезапно исчез. Только тогда Тор понял, что Скрюмир и Утгард были иллюзиями, колдовством, к которому прибегли устрашенные великаны.
Боевой молот Тора, Мьёлльнир, служил богам защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, Тор был сокрушителем зла, а в скандинавской мифологии мировое зло олицетворяли великаны-ётуны. В день Рагнарёк Тор принял смерть от отпрыска Локи, змея Ёрмунганда. Громовник снес уродливую голову чудовища и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти мертвой твари.

Бог Тюр

Тюр, Тир, Тиу, Тиваз, в германо-скандинавской мифологии "бог битвы", сын Одина и его жены Фригг. Его культ был тесно связан с культом Одина, и им обоим приносили в жертву повешенных. Вероятно, первоначально Тюр был богом неба, чьи полномочия позднее перешли к Одину и Тору. Волшебное копье Одина Гунгнир, всегда попадающее в цель, могло некогда принадлежать Тюру, о чем свидетельствует обычай викингов перед началом рукопашной схватки забрасывать копья за спины противников, а также последние археологические находки великолепно орнаментированных копий, посвященных "мудрому и самому смелому богу" Тюру. Один из мифов о Тюре связан с Фенриром. Этот чудовищный волк вырос таким сильным, что боги решили посадить его на цепь. Обычные цепи не удерживали зверя, а чтобы Фенрир согласился надеть на себя волшебные цепи, Тюру пришлось в знак доверия положить ему в пасть свою правую руку.
Когда волк понял, что не в силах порвать узы, он откусил руку, а боги долго смеялись над страданиями Тюра. Понижение Тюра в иерархии богов может быть связано именно с увечьем. Подобный случай произошел с кельтским богом Нуаду, который потерял руку в первой битве при Мойтуре и поэтому перестал возглавлять Племена богини Дану. В последней битве перед концом мира Тюр сражался с демонским псом Гармом, и они убили друг друга. В римской мифологии раннему образу Тюра соответствует Марс.

Бог Фрейр

Фрейр ("господин"), в скандинавской мифологии бог плодородия, обеспечивавший солнечный свет, дождь, обильные урожаи и мир, сын бога моря и ветра Ньёрда и брат-близнец богини плодородия, любви и красоты Фрейи. Фрейр вместе с Одином и Тором стояли во главе патриархальной общины богов, поскольку после примирения ванов с асами, молодым поколением богов, ваны Фрейр, Ньёрд и Фрейя в качестве заложников мира переселились в Асгард. Фрейр был владельцем чудесного вепря Гуллинбурсти ("золотая щетинка") и чудесного корабля Скидбладнир ("сделанный из дощечек"), вмещающего любое количество воинов. Миф о Фрейре основан на истории его женитьбы на Герде, дочери морского великана Гюмира. Фрейр, ласковый бог лета, издали увидев лучезарную великаншу Герду полюбил ее с первого взгляда и, не зная, как добиться расположения девушки, заболел. Ньёрд, узнав о сердечных страданиях юноши, отправил верного слугу Скирнира ("сияющего") в Ётунхейм, страну великанов, пообещав ему волшебного коня и меч. В дар невесте Скирнир вез молодильные яблоки, умножающее богатство кольцо Драупнир и сверкающий портрет Фрейра на роге, наполненном медом. Ему было велено без Герды в Асгард не возвращаться. Добравшись до чертогов Гюмира, Скирнир пытался уговорить Герду ответить на любовь Фрейра в обмен на одиннадцать яблок вечной молодости.
Когда девушка отвергла подарок и не прельстилась волшебным кольцом Одина, Скирнир пообещал отрубить ей голову, но угроза не подействовала на Герду. Тогда посланец посулил наложить на нее заклятие уродства и вечного изгнания, и это решило дело. Герда согласилась встретиться с Фрейром через девять дней. Оказавшись рядом с пылавшим страстью богом, ледяное сердце неприступной красавицы Герды оттаяло. Фрейр обрел свое счастье, правда, это стоило ему коня и меча, подаренных Скирниру, хотя волшебный клинок, символ солнечного луча, способный самостоятельно рубить головы великанам, мог бы сослужить ему добрую службу в день последней битвы богов Рагнарёк.

Бог Хеймдалль

Хеймдалль, Хеймдалр, в скандинавской мифологии сын Одина и девяти матерей, страж богов, обитающий у края мира. Его обязанностью была охрана радужного моста Биврёст, соединявшего Асгард с Мидгардом (небо с землей), от великанов-ётунов. Первоначально он, возможно, являлся всеведущим богом неба, слышал, как растет трава и овечья шерсть, и видел за сотню миль. Хеймдалль - владелец золотого рога Гьяллархорн, звук которого будет услышан во всех уголках мира. Звук его рога возвестит о начале Рагнарёка, во время которого Хеймдалль должен погибнуть в поединке с Локи.
По некоторым толкованиям, Хеймдалль, видимо, связан с мировым древом Иггдрасилъ и его место располагалось на верхушке ясеня, выше самой высокой радуги.
Он мог принимать облик Рига, смертного первопредка трех социальных групп - знати, свободных крестьян и рабов. Под именем Рига бог по очереди посетил три дома в Мидгарде, и рожденные от него пригожие дети становились конунгами, крепыши - крестьянами, а уродцы - рабами.

Бог Хермод

Хермод ("мужественный"), в скандинавской мифологии сын Одина и брат Бальдра, который исполнял обязанности вестника и посланца богов.
Кроме того, Хермод, видимо, имел отношение к подземному царству, так как именно ему поручили отправиться к Хель просить о вызволении умершего Бальдра. Храбрый бог поскакал туда на коне Одина, восьминогом Слейпнире. Прибыв в хель, Хермод узнал, что его брат успел занять высокое положение в царстве мертвых. Посланец богов поведал Хель о цели своего приезда, и она согласилась отпустить Бальдра, если все существа и вещи на свете станут оплакивать его, а также разрешила Хермоду вернуть в Асгард чудесное кольцо Одина, которое тот в порыве отчаяния надел на палец мертвого сына.
Однажды Хермод чуть не погиб по дороге в Мидгард, землю людей. Обеспокоенный предсказаниями о своем будущем, Один послал его в чужедальние края к финскому мудрецу Росстьофу за советом. С помощью волшебства Хермод был спасен и поспешил вернуться в Асгард, чтобы успокоить отца.
В греческой мифологии ему в некоторой степени соответствует вестник богов Гермес.


Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Мифы древней Скандинавии, -М.:АСТ 2001

Сначала необходимо представить главных героев мифологических сказаний — скандинавских богов. Они являются центральными для нас лицами, значимыми фигурами в этом древнем мире.

В разное время в Древней Скандинавии (в прочем как и мнения в настоящем) существовали различные предпочтения к тем или иным богам. Однако можно выделить главную тройку божественного пантеона, как по интересу, так и по значимости: Один, Тор и Локи.

Один – верховный Бог в скандинавской мифологии. Центральная фигура. Кроме главного, имеет ещё несколько имён. Вот некоторые из них: Всеотец, Херран (Херьян), Никар (Хникар), Никуц (Хникунд), Фёльнир, Оски, Оми, Бивлиди (Бивлинди), Свидар, Свирдир, Видрир, Яльг (Яльк).

Одно из самых мудрых существ. За это свойство отдал свой левый глаз – тогда он испил знаний у источника Мимира. Но и этих знаний ему не хватало. Тогда он повесил себя на суку мирового древа Иггдрасиля и проткнул себя копьём. Провисев 9 дней, он прошёл через смерть и познал бесконечную мудрость. После этого он получил ещё одно имя: бог повешанных.

На голове тёмная шляпа. На плечах сидят два ворона: Хугин и Мунин (Думающий и Помнящий). Они летают по миру, а затем возвращаются и рассказывают обо всех новостях своему хозяину. В ногах у Одина две собаки: Гери и Фреки (Жадный и Прожорливый). Имеет личный артифакт: копьё Гунгнир выкованное карликами. Семиногий конь Слейпнир быстро доставляет своего бога куда только Один не пожелает.

Практически ни одно событие не происходит без этого бога. Он либо источник появления каждого эпизода, события, либо непосредственный участник. Глобально роль неоднозначна. Он коварен, умён. Великий волшебник. Способен превращаться в любое существо.

Тор – главный защитник Асгарда, Мидгарда (см. мифический мир ), сын Одина. Самый сильный из богов. Прямой и добродушный. Участвует во всех грандиозных сражениях. Повергает самых грозных существ. Главный артифакт: Мьёллнир – молот, оружие выкованное карликами. Иногда он разогревается до бела. Поэтому Тор носит перчатки. Во лбу торчат осколки большого камня-точила — напоминание о битве с великаном Хрунгниром. Бог молний. Разъезжает по небу в колеснице, запряжённой козлами.

Локи – само олицетворение двойственности. Являясь всё-таки асом, умудряется натворить столько же бед своим сожителям, сколько и врагам. Существует предположение, что он является самим многоликим злом под различными масками. Многие бедствия совершаются по его инициативе. Волшебник, способный менять обличья. Однако всё же он остаётся асом, высшим богом. Может это указание, что корень зла всегда внутри самих нас?

У Локи жена Сигюн и сыновья Нари и Наври. От великанши Ангрбода (Сулящая горе) у него дети: ужасный волк Фенрир (Лунный пёс), мировой змей Йормунганд и правительница царства мёртвых Хель. Будучи кобылой (скандинавская мифология пестрит сказочными событиями и невообразимыми поворотами событий) породил коня Слейпнира.

Хеймдалль или Риг – сын Одина. «Белый Ас». Охраняет мост Биврёст — вход во Вальхаллу, жилище асов. Путешествовал по земле и помогал людям – самый близкий к ним бог. У него есть конь Золотая чёлка и рог Гьяллархорн – его слышно во всех девяти мирах. Риг – родоначальник сословий людей: коннунгов, бондов и треллей (рабов).

Фрейя – самая красивая богиня – богиня любви. Дочь Ньёрда. Ездит в колеснице, запряжённой двумя кошками. Часто ездит вместе с Одином на поля сражений. Половину павших забирает себе Один, а половину – Фрейя. Владеет орлиным опереньем, позволяющим владельцу обратиться птицей. Брисингамен – её чудодейственное ожерелье-пояс выкованное карликами.

Фрейр – бог плодородия, природы. Брат Фрейи. Ездит на вепре Золотая Щетина. Владеет самым быстрым и искусным кораблём Скидбладнир сделанным карликами.

Сив – жена Тора. Сыновья – Моди и Магни. В семеь есть многообещающий пасынок Улль. У неё золотые волосы, сделанные карликами после того, как Локи обрезал настоящие.

Браги – сын Одина. Бог скалдического икусства. Первый скальд.

Бальдр – сын Одина. Светлый бог плодородия, мира и красоты.

Хед – сын Одина, слепой бог. Убил своего брата Бальдра по наставлениям Локи.

Видар – сын Одина. Бог войны.

Хенир – простодушный брат Одина.

Улль – пасынок Тора и Сив. Бог охоты и стрельбы из лука.

Форсети – сын Бальдра. Бог справедливости и правосудия.

Вали – сын Одина. Мститель.

Велунд – кузнец. Покровитель путников. Также считается верховным богом цвергов, карликов, выковываюующих прекрасные вещи.

Фригг – жена Одина. Покровительница брака и супружеской верности.

Сага – богиня прорицания.

Эйр заведует врачеванием.

Гевьон – богиня целомудрия.

Фулла – богиня изобилия. Символизирует девственность.

Съевн – богиня любви.

Ловн – богиня милосердия.

Вар – богиня верности и любовных клятв.

Хлин – богиня-покровительница.

Снотра – богиня сдержанности-рассудительности.

Гна – богиня-вестница.

Соль – богиня солнца.

Биль – богиня луны.

Йорд (Фьергюн ) – богиня земли, мать Тора.

Ринд – мать Вали.

Скади – богиня охоты. Лучше всех ездит на лыжах.

Идунн – жена Браги. Хранит молодильные яблоки.

Нанна – жена Бальюра.

Сигрюн – супруга Локи.

Хермот – брат Бальдра.

Вилли и Ве – братья Одина. Вместе с братом создавали мир.

Од – супруг Фрейи.

Узнайте больше о древней языческой религии древних скандинавов на страницах: , и .

– основная группа богов во главе с Одином, которые любили, сражались и умирали, поскольку, подобно людям, не обладали бессмертием. Эти боги противопоставляются ванам (богам плодородия), великанам (етунам), карликам (цвергам), а также женским божествам – дисам, норнам и валькириям.

Бальдр – в скандинавской мифологии юный бог из асов, любимый сын Одина и Фригг, богини земли и воздуха. Прекрасного Бальдра называли мудрым и смелым, а его любящая и нежная душа излучала свет.

Браги – бог-скальд, бог поэзии и красноречия, сын Одина и великанши Гуннхольд, муж Идунн, хранительницы молодильных яблок.

Ваны – группа богов плодородия. Жили они в Ванахейме, далеко от Асгарда, обители богов-асов. Ваны обладали даром предвидения, пророчества, а также владели искусством колдовства. Им приписывались кровосмесительные связи между братьями и сестрами. К ванам относили Ньерда и его потомство – Фрейра и Фрейю.

Велунд – бог-кузнец, сын морехода и морской нимфы, властитель альвов, возлюбленный одной из валькирий. Он прославился как мастер по кольчугам и мечам. Он был талантливым мастером и выковал исландский лабиринт.

Локи – зловредный бог – плут из асов, любитель менять обличье. Он начинал с шалостей и проказ, но со временем стал истинным воплощением зла и ускорил Рагнарёк, гибель богов и всего мира.

Ньерд – бог моря. Он усмирял бури, поднятые буйным Эгиром. Мягкий и добродушный, Ньёрд любил свои залитые солнцем фьорды, прибежище священных чаек и лебедей. Глубоко почитаемый моряками и рыбаками, он помогал попавшим в беду кораблям, посылал попутные ветры и вызывал летние дожди.

Один – верховный бог скандинавской мифологии, сын Бора и Бестлы, внук Бури. Его культ был особенно популярен у викингов. Пираты Севера поклонялись 6oгy, любящему битвы, и верили, что в Вальхалле этот одноглазый бог собирает рать эйнхериев, "доблестно павших" воинов.

Тор – в германо-скандинавской мифологии бог грома, бурь и плодородия. Он был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли Ёрд или Фьёргюн. Боевой молот Тора, Мьёлльнир, служил богам защитой от великанов и обладал волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни, крепил браки.

Тюр – в германо-скандинавской мифологии "бог битвы", сын Одина и его жены Фригг. Его культ был тесно связан с культом Одина, и им обоим приносили в жертву повешенных. Первоначально Тюр был богом неба, его полномочия позднее перешли к Одину и Тору. В римской мифологии раннему образу Тюра соответствует Марс.

Фрейр – бог плодородия, обеспечивавший солнечный свет, дождь, обильные урожаи и мир, сын бога моря и ветра Ньёрда и брат-близнец богини любви и красоты Фрейи.

Хеймдалль – в скандинавской мифологии сын Одина и девяти матерей, страж богов, обитающий у края мира. Его обязанностью была охрана радужного моста Биврёст, соединявшего Асгард с Мидгардом (небо с землей), от великанов-ётунов.

Хермод – в скандинавской мифологии сын Одина и брат Бальдра, который исполнял обязанности вестника и посланника богов. В греческой мифологии ему в некоторой степени соответствует вестник богов Гермес.