Что глагол русском языке определение. Что такое глагол. Глаголов какого вида больше среди русских производных глаголов

§1. Общая характеристика глагола как части речи

Глагол - это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.

Обсуждаем проблему толкования

Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:

  • начальную форму - неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
  • спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
  • склоняемую форму - причастие,
  • неизменяемую форму - деепричастие.

А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.

Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.

1. Грамматическое значение: «действие».
К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать? , что сделать?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные - вид: совершенный-несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
  • изменяемые
    • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
    • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
    • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) - нет.

Внимание:
Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме.

3. Синтаксическая роль в предложении:

Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.

Я люблю Петербург.
Светает.

Неопределённая форма глагола - сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже - главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.

Я люблю гулять по Петербургу.
Гулять по Петербургу - огромное удовольствие.
Быть дождю!
Дети просили нас поехать в Петербург.
У нас возникло желание поехать в Петербург.
Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.

Внимание:
Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола.

Причастия бывают: полные - определением, краткие - сказуемым.

Петербург - город, основанный Петром I.

Петербург основан Петром I.

Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.

Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.

§2. Виды глагола

Вид - это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:

  • СВ - для глаголов совершенного вида,
  • НСВ - для глаголов несовершенного вида.

Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? - отражают деление глаголов по видам.

Образование видов

Большинство непроизводных русских глаголов - это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать.
От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:

есть → поесть, доесть, переесть,
жить → пожить, дожить, пережить,
любить → полюбить,
прыгать → прыгнуть,
кричать → крикнуть.

Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

переписать → переписывать,
сбить → сбивать,
решить → решать.

Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:

делать - сделать,
писать - написать,

прыгать - прыгнуть,
расписывать - расписать.

Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс - результат, многократное - однократное действие.
Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:

  • писать (НСВ)
  • дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
  • переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
  • списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
  • исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:

  • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени, например:
    • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
    • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть , называется составной формой),
    • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
  • у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы : будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению. Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
    • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
    • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.

Внимание:

В русском языке есть двувидовые глаголы . Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:

В конце концов преступников казнили (СВ).
Преступников казнили целый месяц (НСВ).
Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.
Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.

Не удивляйся:

Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.

Например:

Учить (НСВ) - выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой).
Учить (НСВ) - научить (СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.

§3. Переходность

Переходность - это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:

любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколад
смотреть фильм, журналы, фотографии
читать книгу, доклад, записку, поздравление
есть мороженое, курицу, суп, торт
пить воду, чай, кофе, сок

Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.

В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не , существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:

Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.

Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.

Внимание:

Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий.

§4. Возвратность

Глаголы делятся на возвратные и невозвратные. Формальным показателем является формообразующий суффикс -ся (-сь), стоящий в конце слова. Если форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс -ся -сь следует за ним, например:

одевал ся, одевалась, одевалось, одевались.

Внимание:

  • суффикс -ся бывает после согласных, например: купался , купается ,
  • суффикс -сь - после гласных: купалась , купались .

Значения возвратных глаголов может быть разным, например:

  • Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя),
  • встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой),
  • удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта),
  • ткань мнётся, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта),
  • смеркается - безличность.

Запомните:

Возвратные глаголы непереходные.

§5. Спряжение

Спряжение глагола - это характер изменения глагола в форме настоящего времени по лицам и числам. Спряжений два, отнесённость к одному из двух видов производится по набору окончаний. Это означает, что глаголы не изменяются по спряжениям, они относятся к ним. Спряжение, таким образом, постоянный морфологический признак глаголов.

Образцы спряжений

Внимание:

Если окончания ударные, то определение спряжения не вызывает проблем. Не нужно ставить глаголы в неопределённую форму: окончания ясно слышны, поэтому вы не ошибётесь ни в написании, ни в разборе.
Проблема может возникнуть лишь с глаголами, у которых окончания в безударном положении.

Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол на -ить , то это глагол 2 спряжения.
Исключение : брить, стелить и устаревшее слово зиждиться . Также ко 2 спряжению относятся

  • 7 глаголов-исключений на -еть : вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть ,
  • 4 глагола-исключения на -ать : гнать, держать, слышать, дышать .

Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Внимание:

Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1 спряжения, а в других - 2. Проспрягаем эти глаголы:

хотеть - хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1 спр., во мн. - 2).
бежать - бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)
чтить - чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)

Внимание:

Глаголы есть и дать не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний.

Есть - ем, ешь, ест, едим, едите, едят,
Дать - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Так же изменяются глаголы, являющиеся производными от есть и дать, например: поесть , доесть , съесть , передать , подать и т.п.

Знать спряжение глаголов нужно, поскольку это знание позволяет правильно писать личные окончания глаголов, а также суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Умение определять спряжения глаголов нужно и при выполнении морфологического разбора.

§6. Наклонение

Наклонение - это изменяемый морфологический признак. Он выражает отношение действия к реальности. Наклонений в русском языке три:

  • изъявительное,
  • повелительное,
  • условное (также распространён термин "сослагательное").

Изъявительное наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении выражают реально происходящие действия и изменяются по временам.

Времён в русском языке три: настоящее, прошедшее и будущее. Формы настоящего и будущего времени могут совпадать. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. Окончания, таким образом, служат не только показателем лица и числа, но и времени и наклонения. В прошедшем времени глаголы изменяются . Окончания служат показателями числа и рода, а формообразующий суффикс -л - показателем времени и наклонения.

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение. Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа 1, 2 и 3 лица. Примеры:

  • пойдём, пойдёмте, давай пойдём, давайте пойдём - формы 1 лица выражают побуждение к совместному действию;
  • иди, идите - формы 2 лица выражают побуждение к действию;
  • пусть (пускай) идёт , идут , да здравствует - побуждение относится к 3 лицу.

Формы повелительного наклонения со словами давай , давайте , пусть , пускай , да называются аналитическими формами. Эти слова участвуют в образовании форм 1 и 3 лица и являются показателями повелительного наклонения вместе с глаголами, с которыми они употребляются.

Условное наклонение

Глаголы в условном наклонении могут выражать:

  • условие,
  • действие, возможное при каких-либо условиях.

Если бы ты позвонил , мы бы встретилис ь. Если бы мы встретились , я бы вернула тебе книгу.

Форма глаголов в условном наклонении такая же, как в прошедшем времени изъявительного наклонения*, но с частицей бы . Если форма выражена двумя словами, то считается аналитической. Значит, показателем условного наклонения является формообразующий суффикс -л и частица бы .

* Мнения относительно формы глагола в условном наклонении различны. Одни авторы полагают, что это форма прошедшего времени, а другие считают ее омонимичной форме глагола в прошедшем времени.

§7. Время

Время - это изменяемый признак. Время, как и наклонение, глагольная категория. Они не свойственны другим частям речи.
Время глагола выражает соотношение времени действия и момента речи. Формы времени различаются только в изъявительном наклонении. Времён три:

  • прошедшее,
  • настоящее,
  • будущее.

Не у всех глаголов есть формы всех трёх времён. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.

Реальное время и грамматическое время могут не совпадать. Например:

Вчера он приходит и говорит : - Сегодня я пришёл вовремя

(действие в прошедшем выражено формами настоящего времени).

Будущее время может быть выражено аналитически, двумя словами: глаголом быть в нужной форме и глаголом несовершенного вида в неопределённой форме, например:

У глаголов совершенного вида образуется только простое будущее время, например: уеду , напишешь , посмотрим.
По-русски нельзя сказать: будешь написать, будем посмотреть. Это грубое нарушение морфологической нормы.

§8. Лицо

Лицо - это изменяемый признак у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и глаголов повелительного наклонения. Лицо обозначает производителя действия.
Если действие совершается говорящим, то глагол ставится в форму 1 лица.
Если действие совершается слушающим, то глагол ставится в форму 2 лица.
Если действие совершается другими лицами, не участвующими в разговоре, то глагол ставится в форму 3 лица.

Я люблю апельсины. (1 л., ед.ч.)
Мы любим апельсины. (1 л., мн.ч.)

Ты любишь апельсины. (2 л., ед.ч.)
Вы любите апельсины. (2 л., мн.ч.)

Он любит апельсины. (3 л., ед.ч.)
Они любят апельсины. (3 л., мн.ч.)

В русском языке возможны глаголы, обозначающие действие, у которого нет производителя. Такие глаголы называются безличными.

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают состояние природы или человека, которое не зависит от их воли. Поэтому и природа, и человек не рассматриваются как производители действия.

Темнеет.
Смеркалось.
Меня тошнит.
Мне нездоровится.

Формы глагола в безличной форме не могут быть сказуемым в двусоставном предложении. Они являются главными членами односоставных безличных предложений.

§9. Род

Род - это изменяемый морфологический признак глагола. Глаголы имеют формы рода в ед.ч. прош. времени изъявительного наклонения и формы ед.ч. условного наклонения.

Урок прошёл , лекция прошла , собеседование прошло , встречи прошли (в прош. времени изъявит. накл. род различается только в ед.ч.).
Если бы урок прошёл (лекция прошла , собеседование прошло) , мы бы ушли домой (в усл. накл. род различается только в ед.ч.).

§10. Число

Число - морфологический признак, свойственный всем глагольным формам, кроме неопределённой формы глагола и деепричастия.

Формы глагола

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли считать, что глагол - это знаменательная часть речи?

  2. Какие морфологические признаки объединяют все глагольные формы?

    • Непостоянные (изменяемые) признаки
  3. Глаголов какого вида больше среди русских производных глаголов?

  4. Формы какого времени нет у глаголов СВ?

    • Настоящего
    • Прошедшего
    • Будущего
  5. Могут ли непереходные глаголы управлять существительными в В.п.?

  6. Верно ли считать, что переходные глаголы невозвратные?

  7. Как называются глаголы, имеющие в одних формах окончания 1-го спряжения, а в других - 2-го?

    • Безличные
    • Переходные
    • Разноспрягаемые
  8. Как изменяются глаголы в настоящем времени?

    • По лицам и числам
    • По числам и родам
  9. Могут ли безличные глаголы быть сказуемым в двусоставных предложениях?

  10. Является ли время постоянным (неизменяемым) признаком глагола?

  11. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

    • По лицам и числам
    • По числам и в единственном числе по родам
  12. Являются ли однокоренные глаголы с разными приставками и разным значением видовой парой: переписать - дописать ?

Правильные ответы:

  1. Постоянные (неизменяемые) признаки
  2. Настоящего
  3. Разноспрягаемые
  4. По лицам и числам
  5. По числам и в единственном числе по родам

Вконтакте

Узнаем, что обозначает глагол и на какие вопросы он отвечает.

Для этого рассмотрим фото.

Что делают дети?

Мальчик читает.

Девочка поёт.

Мальчик что делает? читает .

Девочка что делает? поёт .

Слова читает и поёт обозначают действие предмета.

Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Прочитаем слова, поставим вопросы и назовём глаголы.

Бег - бежать

Плавание - плавать

Пение - петь

Ходьба - ходить

Треск -трещать

Что? Бег, плавание, пение, ходьба, треск - это существительные, они обозначают предмет.

Что делать? Бежать, плавать, петь, ходить, трещать - это глаголы, они обозначают действие предмета.

Вопросы помогают правильно определить часть речи. Потренируемся в этом.

Распределим слова в два столбика: в первый - глаголы, отвечающие на вопрос что делать? , во второй - что сделать?

Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, лететь, прилететь, бежать, прибежать.

Проверим:

Что делать? Что сделать?

рисовать нарисовать

писать написать

копать выкопать

лететь прилететь

бежать прибежать

Глагол - член предложения

Мы уже знаем, что в предложении выделяют главные и второстепенные члены. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. В предложении глагол чаще всего является сказуемым . Например:

Рис. 3. Дети бегут ()

Кто? Дети - подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

Дети что делают? Бегут.

Бегут - сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Составим из слов первого и второго столбика предложения. Подчеркнём глаголы, как члены предложения.

Щука летает

Человек ползает

Лошадь плавает

Ласточка бегает

Лягушка ходит

Змея прыгает

Проверим.

Щука плавает . Человек ходит . Лошадь бегает . Ласточка летает . Лягушка прыгает . Змея ползает .

Глаголы: плавает, ходит, бегает, летает, прыгает, ползает - в предложении являются сказуемыми и подчёркиваются двумя чертами.

Прочитаем стихотворение. Назовём глаголы.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи -

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

Идёт - по деревьям шагает,

Трещит по замёрзшей воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

Некрасов Н.

Проверим.

Что делает? Бушует

Что сделали? Побежали

Что делает? Обходит

Что делает? Идёт

Что делает? Шагает

Что делает? Трещит

Что делает? Играет

Глагол обозначает действие предмета

У каждой части речи есть общие свойства.

Мы уже знаем, что общим свойством глаголов является - обозначать действие предмета.

Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Рис. 4. Малыш собирает пирамидку ()

Малыш что делает? собирает.

Глагол собирает - обозначает действие, которое происходит в настоящий момент.

Малыш собрал пирамидку.

Малыш что сделал? собрал.

Глагол собрал - обозначает действие, которое уже произошло.

Малыш соберёт пирамидку.

Малыш что сделает? соберёт.

Глагол соберёт - обозначает действие, которое ещё произойдет.

Делаем вывод:

Глагол может обозначать действие, которое происходит в настоящий момент, уже произошло или ещё произойдёт.

Глаголы изменяются по числам

Также глаголы могут обозначать действие одного или нескольких предметов. Например.

Птица летит.

Птица что делает? летит.

Глагол летит - обозначает действие одного предмета.

Птицы летят.

Птицы что делают? Летят.

Глагол летят - обозначает действие нескольких предметов.

Давайте познакомимся с планом ответа на вопрос «Что такое глагол?»

Глагол

1- Часть речи.

2- Обозначает действие предмета.

3- Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4- Изменяется по числам.

5- В предложении чаще всего является сказуемым.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. 5klass.net ().
  3. Collegy.ucoz.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч2. Выполни упр. 129, 130 С. 94.
  • Прочитайте отрывок из стихотворения К. Чуковского. Выпишите глаголы, поставьте к ним вопросы.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

"Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!"

  • * Используя полученные на уроке знания, составьте кроссворд (до 10-ти вопросов) на тему «Глагол»

Часть речи, характеризующая действия и состояния предмета - это глагол. Что это означает? Объект что-либо делает, пребывает в каком-либо состоянии или испытывает его на себе.

В неопределенной форме глагол отвечает на вопросы действия: что делать? или что сделать? Однако в русском языке эта часть речи обладает несколькими морфологическими признаками, благодаря которым может меняться грамматическая форма данной части речи.

Infinitus значит неопределённый

Глагол - это речевая единица, у которой можно определить род, время, лицо и другие морфологические характеристики. Но если глагол находится в инфинитиве, единственным признаком, какой мы можем увидеть, является совершенный вид либо несовершенный. Инфинитив - это, иначе говоря, неопределенная или, как еще ее называют, Это свойство данной части речи помогает разобраться с правописанием окончаний глаголов, когда речь идет о спряжении. К инфинитиву можно задать вопросы что делать? (сделать?) Он обычно оканчивается на -ть (ходить, пилить, садить и др.), на -ти (идти, найти, спасти и др.) или на -чь (стеречь, испечь, залечь и др.).

Время глагола

Это способность обозначать действие или состояние предмета во всех временах: сейчас делаю, раньше делал (сделал), потом сделаю (буду делать). Не все глагольные характеристики подпадают под категорию времени. Например, глагольные формы совершенного вида не употребляются в настоящем времени. Глаголы в условном наклонении не имеют ни будущего времени, ни настоящего, а могут употребляться только в форме с частицей бы.

Наклонение глагола

Глагол - это часть речи, способная использоваться в трех наклонениях.

  • В изъявительном наклонении эта часть речи описывает действия, которые в данный момент происходят, происходили в прошлом или будут происходить в будущем. Примеры: рассказываю, рассказывал, буду рассказывать (расскажу) . Иногда у глаголов в изъявительном наклонении в позиции настоящего, будущего времен может исчезать гласная буква, на которую оканчивается основа инфинитива: сидеть - сижу .
  • В условном наклонении глагол характеризует действия, возможные при неких условиях, или те, которые хотят совершить. Примеры: Я с удовольствием рассказала бы вам эту историю. Он почитал бы , если б нашлись слушатели. Слова в форме условного наклонения образованы путем присоединения к основе инфинитива суффикса -л- плюс частицы бы (б) . Частица может использоваться после глагола, перед ним, также она бывает иногда отделена от глагола другим словом: Просьбу бы высказал свою, да в горле комок. Слушал внимательно бы, тогда б и понял суть.
  • В повелительном наклонении глагол отражает некое принуждение. Примеры: расскажи, сядь, читай. Повелительное наклонение можно получить, присоединив к основе глагола настоящего или будущего времен суффикса -и- либо нулевого суффикса.

Когда формы одного наклонения употребляются в значении другого

В некоторых случаях, которые определяются смысловой окраской, форма одного наклонения может пользоваться значением другого. Рассмотрим примеры.

  • Изъявительное наклонение с частицами пусть (пускай), да воспринимаются как глаголы повелительного наклонения. Примеры: Да здравствует истина! Пусть скажут громкое ура защитникам свободы.
  • Условное наклонение, передающее смысл повелительного: Оставила бы ты, Наталья, эти хлопоты.
  • Повелительное наклонение, передающее смысл условного: Не пожалей я тогда денег - был бы уже на пароходе.
  • Повелительное наклонение, передающее смысл изъявительного: Он и служи барину, и мети, и чисти, и будь на побегушках.
  • Неопределенная форма глагола, передающая смысл изъявительного наклонения:
    И царица хохотать и плечами пожимать… (А. Пушкин); условного: Взять бы щепотку родной земли на память; повелительного: - Простить! Простить! - раздались голоса. (М. Булгаков.)

Виды глагола

Глагол - это часть речи, способная иметь два вида.

  • Совершенный - глаголы этого вида называют действие, указывая на его завершенность или результат. Примеры: что сделал? - рассказал (прошедшее время); что сделаю? - расскажу (будущее время). В инфинитиве: что сделать? - рассказать.
  • Несовершенный - глаголы этого вида называют действие, не указывая на его завершенность или результат. Примеры: что делал? - рассказывал (прошедшее время); что делаю? - рассказываю (настоящее время); что буду делать? - буду рассказывать (будущее время). В инфинитиве: что делать? - рассказывать.

Обычно один и тот же глагол может употребляться в обоих видах, но бывают слова, имеющие только один вид:

  • только совершенный - оказаться, очутиться, грянуть и др.;
  • только несовершенный - принадлежать, разгуливать и др.

Также в русском языке встречаются так называемые двувидовые глаголы, их можно использовать как слова того и другого вида. Пример: Ученый недавно (что сделал?) клонировал подопытное животное. По радио передавали концерт Шостаковича, пока ученый (что делал?) клонировал подопытное животное. Еще пример: Злодей (что сделал?) ранил принца ножом. Твои слова (что делают?) ранят меня в самое сердце.

у глаголов

Спряжение глаголов - это способность изменяться по лицам и числам. Их всего два. Правило спряжения помогает нам разобраться с тем, как писать окончания глаголов, употребленных в форме первого, второго, третьего лица, если на них не падает ударение. Необходимо запомнить, что ко второму спряжению принадлежат все глаголы, которые в инфинитиве заканчиваются на -ить . Здесь есть только два исключения - слова брить и стелить, которые будут относиться к первому спряжению.

К первому спряжению относятся все остальные глаголы. Но здесь тоже есть исключения, которые надо запомнить: 7 глаголов, заканчивающихся в инфинитиве на -еть и 4 глагола на -ать. Их легче запомнить в зарифмованном виде:

Гнать, держать, смотреть да видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и обидеть, да терпеть,
и зависеть, да вертеть.

Глаголы, образованные приставочным способом от данных слов-исключений тоже относятся к исключениям: увидеть, догнать, застелить, услышать и т. д.

Как мы упоминали, - это то, что дает возможность не ошибиться в правописании безударных окончаний глагола. Вот как выглядят личные окончания у глаголов в I и во II спряжениях.

Каков алгоритм действий при определении того, как написать окончание в глаголе из предложения «Мужчины кол..т дрова»? Превращаем форму глагола в неопределенную: колоть. Заканчивается на -оть и к исключениям не относится, значит, принадлежит к I спряжению. Согласно приведенной таблице, в третьем лице множественного числа будем писать окончание -ют: Мужчины колют дрова.

Еще пример: Ветер, зачем гон..шь тучи на юг? Ставим глагол в инфинитивную форму - гнать, видим окончание -ать. Слово должно относиться к I спряжению, однако оно входит в группу исключений и поэтому относится ко II спряжению. Следовательно, во втором лице единственного числа глагол имеет окончание -ишь: Ветер, зачем гонишь тучи на юг?

Лица глагола

Глагол - это такая часть речи, какая может изменяться по лицам, кроме случаев, когда он используется в прошедшем времени. В каждом из трех лиц у глагола имеются разные окончания. Примеры: я замечаю, ты замечаешь, он замечает, мы замечаем, вы замечаете, они замечают.

Числа глагола

Эта часть речи во всех грамматических формах может употребляться в единственном и множественном числах. Примеры: К нам приехал дорогой гость. К нам приехали гости.

Род глагола

Глагол - это речевой компонент, который может изменяться по родам в прошедшем времени: Малыш ползал по полу (мужской род). Стрелка часов поползла назад (женский род). Насекомое медленно ползло вдоль дороги (средний род).

В настоящем и будущем времени род глагола определить невозможно: Я ползу по тоннелю (род - ?). Буду ползти необходимую дистанцию (род - ?).

Переходность

Глагол - это особенная часть речи, обладающая свойством переходности.

  • Переходные глаголы сочетаются с именами существительными или с местоимениями в форме винительного падежа и без предлога: слушать (что?) музыку, вдеть (кого?) жирафа.
  • К непереходным глаголам относятся все остальные: заплатить (за что?) за проезд, надеяться (на кого?) на друга.

Залог глагола

Этот грамматический признак отражает ситуацию, когда либо сам объект совершает действие, либо действие совершается над ним. Залог бывает действительным (действие осуществляется кем-то или чем-то) и страдательным (действие осуществляется над кем-то или чем-то). Примеры: Сестра рассаживает цветы (действит. залог). Цветы рассажены сестрой (страдат. залог).

Возвратность

Эта часть речи может иметь возвратную форму, которая получается при помощи присоединения к окончанию слова постфикса -ся (-сь) . Примеры: играть - играться, игралась, ломать - ломаться, ломалась и т. д.

Обычно один и тот же глагол может быть возвратным и невозвратным, но есть слова, которые всегда только возвратные. К таким относятся глаголы гордиться, нравиться, лениться, сомневаться и др. Примеры употребления: Мне снится сон. Малыш Мы все надеемся на разум.

Синтаксическая роль

В предложении глаголы исполняют роль сказуемого и подчеркиваются двумя чертами. Как и подлежащее, сказуемое относится к главным членам предложения и вместе с ним создает грамматическую основу предложения.

Глагол в инфинитиве способен быть не только сказуемым, но и другими членами предложения. Примеры: Любить - это носить в сердце солнце (в данном случае глагол любить отвечает на вопрос что? и является подлежащим). У меня была мечта уехать в Австралию (мечта какая? - уехать в Австралию, здесь глагол играет роль определения). Я просила тебя сходить в магазин (попросила о чем? - сходить в магазин, в данном предложении глагол выступает в качестве дополнения). Мы отправили бабушку в санаторий подлечиться (отправили в санаторий зачем? - подлечиться, это обстоятельство цели).

Подведем итог

Глагол - это одна из самостоятельных частей речи, характеризующая действие объекта или его состояние. Он обладает такими морфологическими качествами, как вид, переходность, спряжение, возвратность. Глагол может меняться по наклонениям, числам, временам, лицам, родам. В предложении обычно эта часть речи бывает сказуемым, а в неопределенной форме может исполнять роль любого члена предложения.

В школе каждый ребенок изучает русский язык. Что такое глагол - это одна из тем, которую необходимо усвоить в начальной школе. Глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей действие или состояние. Задаются следующие вопросы: что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? что сделал? и другие. Это действие (бежать), состояние (лежать, грустить), отношение (иметь, принадлежать). Вот, что такое глагол.

Категории глагола

  • вид (несовершенный и совершенный);
  • залог. Сравните: корректор исправляет ошибки (действительный залог) – ошибки исправляются корректором (страдательный залог, на это также указывает постфикс -ся);
  • возвратность (у возвратных глаголов присутствуют постфиксы –ся, -сь): одевался, одевалась. Таким образом, глаголы бывают возвратными и невозвратными;
  • переходность;
  • время (прошедшее, настоящее, будущее);
  • лицо (глагол должен быть настоящего либо будущего времени, наклонение изъявительное). Также категорию лица имеют формы повелительного наклонения: пиши, пишем диктант, да сокроется тьма;
  • число (единственное, множественное);
  • род (в сослагательном наклонении и в форме прошедшего времени): мужской, женский, средний.

Наклонение глагола

  • Изъявительное наклонение: мечтаю, мечтал, буду мечтать.
  • Сослагательное: выбрал бы, не наделала б.
  • Повелительное: не буди, давайте читать, поедемте, сходи-ка.

Категория вида

  1. Несовершенный вид (что делать? что делает? что делал?): рисовать, рисует, рисовал.
  2. Совершенный вид (что сделать? что сделает? что сделал?): нарисовать, нарисует, нарисовал.

Некоторые глаголы не имеют парных форм несовершенного и совершенного вида:

  • принадлежать (только несовершенный вид);
  • очутиться, грянуть (только совершенный вид).

Бывает, что глаголы совмещают значение обоих видов. Это двувидовые глаголы (ранить, обещать, велеть).

Переходные и непереходные глаголы

Необходимо разобраться, что такое переходный глагол. Это глагол в сочетании с существительным, числительным или местоимением без предлога в винительном падеже.

При переходном глаголе дополнение может стоять без предлога в родительном падеже:

  • с отрицательной частицей «не» перед переходным глаголом: не купил хлеба, не выпить молока;
  • если действие переходит только на часть предмета: выпил воду (всю жидкость, упоминаемую в контексте) - выпил воды (не всю, только часть жидкости).

Все остальные глаголы, которые не отвечают этим требованиям. являются непереходными. Пример: заниматься (чем?) спортом, отказаться (от чего?) от денег.

Формы глагола

А теперь о том, что такое форма глагола:

  • неопределенная (начальная форма, инфинитив): что делать? что сделать? Примеры: читать, посчитать, решить, говорить.
  • спрягаемые формы (глагол изменяется по лицам, временам, наклонениям, числам, залогам). Непостоянным признаком является род. Глаголы имеют род в единственном числе прошедшего времени изъявительного и условного наклонения.
  • причастия и деепричастия.

Спряжения глаголов

Спрягаются глаголы настоящего и будущего простого времени по лицам и числам. Есть I и II спряжение, включая исключения. Как определять спряжение и писать соответственное окончание, подскажут эти таблицы и примечания .

Вот достаточно кратко о том, как русский язык определяет, что такое глагол, его категории и формы.

Объем школьной программы по дисциплине «Русский язык» предполагает, в частности, свободное владение школьником понятием «часть речи». Он должен хорошо разбираться в том, какими они могут быть, каковы их признаки, свойства, как они могут изменяться. Любой школьник должен уверенно отвечать, что такое глагол, имя существительное, имя прилагательное и т. д., приводить примеры и давать грамматическую характеристику лексемам в любой форме. Эти знания ему потребуются не только для формальной отчетности по знанию теории, но и при изучении орфографии и пунктуации, а также - во многом - при изучении иностранных языков.

В этой статье мы остановимся на вопросе о том, что такое глагол.

Понятие о части речи

Разговор о глаголе невозможно начать без обзора того, какие вообще могут быть части речи и что это такое, зачем нужны эти понятия и каков ключ к их легкому определению. Только после представления картины в целом можно переходить к разговору о том, какое слово является глаголом.

Человеческий язык призван описывать действительность, выделять ее фрагменты и создавать некую упорядоченную картину мира. Для этого каждый язык по-своему членит действительность, классифицирует явления человеческой жизни. Слова описывают некие составляющие мира, все они распределяются на несколько групп. В зависимости о того, что именно ими описывается (называется), и разделяют слова в языке.

Части действительности

Русский язык, как и другие родственные ему языки, делит мир, прежде всего, на несколько больших основных групп:

1) Предметы, существа и явления (Слова, называющие их, отвечают на вопросы: Что? Кто?).

2) Их признаки (Какой? Каков? Чей?).

3) Количество и порядок (Сколько? Какой по порядку?).

4) Действия (Что делать? Что сделать?).

5) Их признаки (Как?).

Мы знаем это исходя из того, что наша, русская, речь делится на несколько больших частей, на несколько групп слов, каждая из которых описывает, называет указанные явления действительности. Для называния первой части явлений в языке есть имена существительные, для второй - прилагательные, для третьей - числительные, для четвертой - глаголы, для пятой - наречия. Это первое, что нужно знать для того, чтобы понимать, что такое глагол. Это часть речи, обозначающая действие или состяние и отвечающая на вопрос: "Что делать?", "Что сделать?"

Разная информация, заключенная в частях речи

Слова этих групп несут разную информацию. Каждая группа призвана описывать свой фрагмент по-своему. Имена (существительные, прилагательные) предоставляют информацию о числе и роде предметов. Глаголы, в силу того, что описывают действия, должны говорить о том, кто их производит (лицо), а также какое это действие имеет отношение к действительности: как относится к настоящему моменту (время - настоящее, прошедшее или будущее), к реальности (наклонение: изъявительное, условное, повелительное), к завершенности действия (вид - совершенный, несовершенный).

Чем больше вариантов описания фрагмента явления, тем больше форм у одного и того же слова, ведь его нужно «подстроить», «отрегулировать» под разные нужды: ситуации и контекст. Поэтому при освещении вопроса о том, что такое глагол, нужно иметь в виду не только то, что он называет действие, но и информацию о каких сторонах этого действия он может нести.

Скажем, глагол заключает в себе самую разную информацию, поэтому у него много форм, а наречие может только указывать на признак действия и степень его выраженности, поэтому это неизменяемая часть речи, у которой отсутствуют формы и есть только варианты: степени сравнения (Я пою весело, а ты поешь еще веселее, а он поет веселее всех).

Разная информация об одном и том же

Любопытно, что, казалось бы, одно и то же явление может быть названо разными частями речи. Однако каждая из них видит его по-своему, со своего ракурса, поэтому и несет разную информацию. Скажем, погоду могут описывать по-своему однокоренные существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Примеры слов:

На улице идет дождь (имя существительное).

На улице дождливая погода (имя прилагательное).

На улице дождит (глагол).

На улице все выглядит дождливо (наречие).

Обратим внимание, что каждая часть речи подает одно и то же явление по-своему. Глагол, в отличие от существительного, подает дождь как действие, разворачиваемое во времени.

Возможности глагола

То же касается, например, слов "грусть, грустный и грустить"; "печаль, печальный, печалиться"; "радость, радостный, радоваться". Казалось бы, все они указывают на одно и то же состояние, но только глагол может развернуть это состояние во времени (грустит, грустил), указать на лицо (печалимся, печалитесь), отношение к действительности (радуемся, радуйтесь, радовались бы).

Хорошими упражнениями, тренирующими в различении частей речи, являются задания «Подбери к словам однокоренные глаголы»: синий - синить, скупость - скупиться, хмурый - хмуриться и т. д.; или: «Составь словосочетания, где главное слово - глагол»: ласкать (кошку), веселить (детей). Последнее задание формирует представление о переносимости действия на объект.

Как узнать глагол

То, какая именно информация заключается в слове, очень важно понимать при изучении темы о том, что такое глагол в сравнении с другими частями речи. У школьников очень часто возникают проблемы именно тогда, когда для наименования одного и того же фрагмента действительности существует несколько однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

Например, слово «красивый» легко ими идентифицируется как прилагательное, а вот слово «красота» может заставить растеряться. Казалось бы, оно тоже указывает на некий признак, но подает его совершенно иначе - как абстрактное понятие, некую субстанцию. Поэтому при определении части речи нужно всегда руководствоваться тем, как именно, с какого ракурса описывается явление и на какой вопрос отвечает слово. Глагол всегда будет отвечать на вопрос «Что делать (сделать)?»

Отличие от слов категории состояния (предикативов)

Помимо глаголов, в русском языке слова еще одной части речи описывают действия. Например: "Мне радостно" (= "Я радуюсь"). Внешне они идентичны наречиям, однако, в отличие от последних, они не называют признаки действия, а напрямую указывают на него (Ср.: "Нам идти (как?) весело" - "Нам весело" (= "Мы веселимся")). Это предикативы (слова категории состояния).

Глаголы описывают действия, приписываемые некоему известному или неизвестному лицу. Даже тогда, когда это лицо в принципе неизвестно или отсутствует, глагол будет намекать на него. Вспомним пример: «На улице дождит». В слове «дождит» заключается информация о настоящем времени и третьем лице (будто есть субъект действия, кто-то третий, кто его производит). А вот предложение «На улице дождливо» полностью, даже формально исключает субъект действия.

Обратим внимание, что в предложениях «Мне хорошо», «Собаке вкусно», «Кошке страшно» «мне», «собаке», «кошке» - это не подлежащие, а дополнения, так как они указывают не на тех, кто производит действие, а на тех, на кого это действие распространяется.

В связи с этим легко ответить на вопрос: «Слово «можно» - глагол или нет?». Например, «Мне можно спать». Это слово не приписывает, даже формально, действие никакому субъекту. Это слово категории состояния.

Таким образом, для того чтобы разобраться, что такое глагол, и легко отличать его от других частей речи, достаточно вникнуть в его сущность и понять, как именно он описывает определенный фрагмент действительности.