Древнее колдовство. Магия древних Древнее колдовство

По мере развития цивилизации эстафета практического взаимо- действия с «иным миром» от шаманов передавалась магам и жрецам. Различия между этими двумя профессиями на заре истории были не существенны. Жрецы, как организаторы и распорядители религи- озных обрядов одновременно были и магами, то есть владели навыками взаимодействия с «иным миром».

Магия как искусство с помощью сознания воздействовать на окружающий мир целиком и полностью в своей основе опирается на тысячелетний опыт шаманизма. Однако с течением времени возникли и характерные отличия. И некоторые из них имеют принци- пиальный характер: в магии стало использоваться слово.

Термин «маг» восходит к общему для всех европейских языков индоевропейскому корню, означающему «высокий, большой». Отсюда, как считают ученые, произошли русские слова «могу- щество, мощь, я могу» (то есть «я способен что-либо сделать»). Древнерусское слово «мощи», то есть «тело, останки», также произошло от этого корня. Более того, оно указывает на источник силы или могущества - это человеческое тело.

Магия в жизни древних обществ, будь то Древний Египет или Месопотамские государства, занимала огромное место. Практически ни одно из общественных мероприятий: строительство, изготовление предметов быта, сбор урожая, военные действия или быт, - не обхо- дились без соответствующих магических действий и ритуалов.

В III тысячелетии до нашей эры древнеегипетские жрецы уже отчетливо представляли себе значение и роль человеческого слова. В исследованиях известного русского востоковеда Б. А. Тураева приво- дятся замечательные примеры древнейших монотеистических конструкций мироздания. По мысли одного из жрецов города Мемфиса, «все сущее получило бытие сначала в сердце». Именно сердце в глубокой древности рассматривалось как вместилище души и орган мышления верховного бога и человека. Рожденные там мысли превращаются в реальность, материализуются «во все суще- ствующее от богов до червей» с помощью языка, то есть слова. Однако мы допустили бы ошибку, рассматривая связь «мысль-слово» слишком поверхностно и однозначно. Квинтэссенцией такого недальновидного подхода являются суждения о том, что древние люди воспринимали слово в качестве непосредственного совершения действия. «Высказанное слово имеет цену действия», - вот обычное примитивное суждение об отношении наших далеких предков к использованию слова в магических действиях. Это заблуждение основывается на смешении двух различных способов использования слова. Первый - это применение его в качестве «волшебной палочки» для совершения конкретного действия по воздействию на окружающий мир. Такие слова, или заклинания, в Древнем Египте назывались «хекау» - управляющими словами. Известен арабский рассказ, сообщающий о способе постройки Великой пирамиды, где есть указания на использование «хекау»: «Под камни подкладывали большие листы папируса, на которых было написано множество

тайных слов. Потом по камню ударяли палочкой, и он передвигался по воздуху на расстояние полета стрелы. Таким образом он в конце концов достигал пирамиды».

Само по себе использование для магических действий управ- ляющих слов никогда не являлось секретом. Все дело в том, кто, когда и в каких условиях их применяет. Слово приобретало силу в устах настоящего мага и только у него. Однако он мог временно передать эту силу вместе со словом и другому человеку. О таком случае поведал древнегреческий писатель Лукиан в своей повести.

Некий грек Эвкрат предпринял путешествие в Египет с целью познакомиться с возможностями местных магов. В Мемфисе он встретился с магом высокой квалификации, который двадцать три года обучался ремеслу в подземном храме. Путешественник был поражен тем, что маг мог управлять рыбами и животными, обита- ющими в Ниле. Он, например, катался на огромных крокодилах. В доме волшебника Эвкрат не обнаружил слуг. Но в них, как оказалось, не было необходимости. Когда нужно было что-либо сделать по дому, маг вешал на дверной запор платье или метлу, произносил управляющие слова и предмет выполнял нужную работу. После чего хозяин снова произносил заклинания и «слуги» возвращались на свои места.

Как-то раз Эвкрат подслушал магическое заклинание и решил проверить его действие в отсутствие хозяина. Он приказал толкуше - деревянному ведру, принести воды. Когда повеление было исполнено, Эвкрат попытался отменить приказ, но толкуша продолжала носить воду. Путешественник не знал заклинания, отме- няющего первоначальный приказ! В отчаянии Эвкрат сломал толкушу пополам, но обе половинки взялись за кувшины и продолжали носить воду. Дому грозил бы настоящий катаклизм, потоп, если бы маг вовремя не возвратился и не отменил заклинание.

Аналогичный сюжет можно встретить в волшебных сказках разных народов. Есть он и в русском фольклоре: вспомните сказку о Емеле «По щучьему велению, по моему хотению». Однако чем дальше мы отодвигаемся от древних времен, тем все больше иска- жений вносится в такие рассказы. И уже в русском пересказе роль слова становится совершенно непонятной. Так в чем же первона- чально заключалась сила повелевающего слова? Маг мог совершить над ним действие, которое можно приблизительно охарактеризовать современным термином «зарядить», то есть придать слову новые свойства, ранее в нем отсутствовавшие. Только в этом случае слово становилось эквивалентом действия! Произнесение «заряженного» слова вызывало действие, которое могло быть совершенно несовме- стимо со смысловым его значением, а было «запрограммировано» магом. Таким же образом могли быть «заряжены» и любые предметы: палочки, талисманы, амулеты и т. д. И в этом смысле слово ничем не отличалось от этих предметов.

Достаточно большое количество людей, интересующихся магией, не доверяет новомодным веяниям. Им хочется знать древние заклинания .

Считают эти люди, вполне справедливо, что предки наши больше понимали в волшебстве.

С этим стоит согласиться хотя бы по тому, что чище люди были в те века, когда зарождалась магия.

Не было в них такой хитрости и испорченности, что вошла в нашу жизнь под влиянием англосаксонской цивилизации.

Есть в этом деле одна только сложность или, если хотите, тонкость.

Использовать древние заклинания позволено лишь тем, кто достигнет такого же состояния, что присуще было тем людям, которые их составляли.

А это означает не просто телесное очищение (пост), но и духовное перерождение.

  • Сумеете впустить в голову и принять некоторую наивность, избавиться от порочности, все получится.
  • А коли не получится, то и не стоит учить древние заклинания. Не принесут они пользы.

Для успешной практики следует выполнять некоторые условия.

Они обязательны, коли желаете получить положительный эффект. Перечислим их кратко:

  • соблюдайте пост. Он необходим в течение месяца перед началом магической практики;
  • древние заклинания может читать только здоровый человек. Иначе они обязательно навредят тем, на кого направлены, да и сам колдун пострадает;
  • перед ритуалами обязательно находится на природе. Да и проводить их следует подальше от города. Все древние заклинания построены на гармонии с планетой.
  • следует исключить из жизни табак и алкоголь. Они меняют энергетику человека и не способствуют занятиям древней магией.

Еще следует знать, что маги обязательно советовались с луной, перед тем, как ворожить.

Как правило, для магических ритуалов выбирали сильные дни. Это каждый определяет для себя сам.

Ведь люди разные, следовательно и реагируют на лунные движения не одинаково.

  • , из дней недели – пятницу для положительных ритуалов,
  • новолуние и понедельник – для отрицательных.

Потом, с практикой, придут собственные приметы и даты.

Древние славянские заклинания

Приведем примеры некоторых ритуалов, характерных для славян.

Если в доме есть больной, то его можно подлечить при помощи древнего заклинания.

Говорятся они шепотом.

Всего следует провести семь ритуалов, по одному в день.

«У далекой стороны, на пески ложатся черные валы. Накатывают на берега, разбиваются о черные луны рога. На берегах тех белый камень лежит, под ним острый нож – меч зарыт. Достает его государь, когда на кого набегает хворь. Режет ее и колет мечом. Все удаляет, усталости не знает. Ладой, матушкой государя прошу. Его имя шепотом произношу. Отрежь хвори (имя человека), чтоб не сократили его века! Коли мечом, режь ножом, оставь здоровье его, пусти счастье в дом! Так быть, камень белый не разбить!»

Чтобы удача пришла, так следует говорить:

«Ладушка, матушка! Радуги коромысло, раскинулось во всю землю! По нему пройди, счастье будет впереди! Отвори его двери, чтобы мы пройти сумели!»

Так просто в пару слов не расскажешь обо всех древних тайнах. Тема уж очень обширная.

Но, следует людям понимать, чтобы нынче мы подошли к временам, когда древние заклинания получают особую силу. Ведь мы еще в 2012 году пересекли эклиптику мира.

Теперь уже не будет так влиять на нашу жизнь материальное, технический прогресс. Хоть и не видит этого обычный человек, но уже чувствует.

Магия опять набирает прежнюю силу. Но не всякая, а только светлая.

Не станем здесь объяснять, чем она от белой или черной отличается. В принципе, это не особенно важно.

Намного интереснее наблюдения практикующих специалистов.

  • А говорят они, что , направленные на зло, перестают эффективно реализовываться.
  • А вот те, что по своей сути основаны на любви, наоборот, у всех получаются легко и просто!

Сами проверьте, будете удивляться.

Читается заклинание на рассвете.

Оно таково:

«Во имя Сварога и Перуна, выпью судьбу свою до дна! Именем Велеса, призываю кровь предков. Собирайся рода сил, вставайте предки из могилы. Сына своего (имя) защищайте, чистотой рода наделяйте. Чтоб дурной глаз не коснулся, чтобы с улыбкой проснулся, чтобы открытым были путь и сердце! Истины и сути откроются дверцы! Сварока призываю. Защитой его сына (имя) укрываю! Истинно станется, с богами не расстанется!»

Это еще более давняя история. Настоящие ведьмы ныне тоже выходят на передний план магической деятельности.

Вопреки раскрученному мнению, это очень светлые существа. Это последние века их имя опорочено принадлежностью к черным магическим силам.

На самом деле, ведьмы – это те, кто ведает. То есть, эти люди обладали тайнами сокровенного знания, недоступного другим.

Они долгие века его сохраняли, практически не используя. Не время было. И вот теперь оно постепенно наступает.

«Землей под небом, глубинами морскими, стихиями людскими накладываю оковы на зло и дурноту (имя человека). Золотом замыкаю, терном обвиваю. Не вырваться злу из оков. Мой приговор (свое имя) таков!»

Древнее заклинание ведьм на любовь:

«Черными глазами с небес прорежу людской темный лес. Выбираю два тела молодых, души смешиваю в них.(имена людей из пары) венчанием облекаю. Испить им чашу любви до краю! Кто слово мое не услышит, тот последний день дышит!»

Древние заклинания ведьм нежелательно использовать в обычной магической практике. Это очень серьезная и сложная наука.

Несколькими строками не опишешь того, чему девочек учили десятилетиями.

Подбирали только самых способных.

И нынче рождаются такие люди, в которых вложены зачатки древнего знания. Они принадлежат к роду хранителей.

Только нужно открыть это в себе. Но и тогда успех использования древней магии не гарантирован.

Ведь талант нужно развивать, чтобы отточить все его грани. Только тогда получаются настоящие шедевры, чем, несомненно, является мастерство настоящих ведьм.

Издревле считалось, что ведьмы – это особи женского пола, ведущие уединенный образ жизни. В основном они селились в глухих, непроходимых лесах, где можно было творить свои злодейские козни, особо не привлекая внимания. Там они собирали чудодейственные травы и корешки, диковинные растения и грибы для своих черных делишек.

Ведьмы: кто они такие и есть ли им место в мире, где все так зыбко, непонятно и относительно?

Ведьмами, как правило, становятся по природе. К примеру, если в родословной постоянно рождаются только женщины или только мужчины три поколения – это потенциальные ведьмы и маги. Если обучить такого представителя колдовству, человек ощутит большую силу. Такие люди часто знают, что необычны, они, не понимая, что делают, могут навредить окружающим. Не раз встречалось в жизни, что случайное слово, брошенное в гневе, очень скоро сбывается. Это силы, данные природой, находят свое применение.

Ведьмой можно стать невольно. Многие слышали, что, умирая, ведьма должна передать свою силу. Как правило, она знает о своей кончине за пару дней и может подготовиться. Но в крайних случаях, когда сделать это невозможно, ведьма осознает, что нечистая сила не отпустит ее, а станет изводить страшными муками. В момент агонии она готова скинуть силу на любого, ведьме достаточно коснуться руки человека.

Передав силу без знаний, преемника обрекают на мучения. Передача знаний по обоюдному согласию имеет несколько другие формы. Такое явление называется Исповедь ведьмы. В зависимости от физического состояния оно может длиться не один день. Начав свой монолог после полуночи, ведьма говорит до первых петухов, а затем смолкает, чтобы продолжить в следующую ночь.

Преемница не может записывать, поэтому вынуждена запоминать все сказанное. Чтобы упростить это, старшая ведьма обличала знания в рассказ, потому и говорят “Исповедь ведьмы”. Важным нюансом является выбор человека для передачи знаний. Выбирать полагалось достойного и более сильного преемника. Не лишена логики Исповедь на смертном одре, ведь, обладая полными знаниями, новоиспеченная ведьма могла использовать их против Учителя.

Смотрите также документальное видео про книгу ведьм:

Но есть те, кто осознанно обучается, чтобы стать ведьмой.

Последний вид ведьм – сознательные ученики. Эти люди, отдавая себе отчет, выбрали путь колдовства и ворожбы. Знатоки уверяют, что практически каждая может . Если вы решили заняться черной магией, нужно совершить ритуальный обряд и прочитать слова , чтобы стать ведьмой. Сам ритуал посвящения требует чистоты не только телесной, обязателен строгий пост в течение трех дней, но также нужно надеть чистую одежду.

Ваш разум должен быть трезв и не замутнен алкоголем «для храбрости» или другими дурманами. Выберите комнату для прочтения посвящения, в которую действительно никто не войдет и не помешает. Перед началом ритуала зажгите лампадку, и с того дня пусть она горит в течение сорока дней.

Прочтение требует благоговейного трепета, уважения и веры в важность происходящего. Нужно осознавать: посвящаясь, вы берете ответственность. Все слова ваши будут иметь иной вес и силу. Нельзя будет разбрасываться угрозами направо и налево. Прочтя текст посвящения, вы обретете власть над духами, они станут повиноваться всем вашим приказам. Ведь каждое заклинание – это приказ ведьмы к исполнению. Итак, если вы готовы и отдаете себе отчет в действиях, то вам следует читать следующие слова:


После свершения ритуала человек идет спать и ни с кем не должен общаться в этот день.

Понятия «черная магия» и «ведьма»

Понятия «черная магия» и «ведьма» в сознании современного человека имеют ярко выраженный отрицательный оттенок. Но ведьма – это не та, кто делает только зло людям. Слово «ведьма» происходит, прежде всего, от слова «ведать», то есть знать.

Ведьмы бывают разные:

  1. Есть ведьмы, которые помогают людям решать их проблемы, лечат их и никогда не делают зла. Белые ведьмы обычно не скрываются от людей и всегда готовы помочь. А вот черных можно сразу и не увидеть.
  2. Существуют и такие ведьмы, которые работают только для своей выгоды и не отказываются ни от какой, даже самой грязной работы. Это черные ведьмы.

Необходимо понимать, черная магия не априори “злая”, она не имеет отношения к сатанизму. Конечно, возможно, придется взывать к силам демонов и духов, но однозначно в подавляющем большинстве ритуалов от вас не понадобится жертвоприношений, терзаний черных кошек и питья крови. Вы сами решились познать древние заклинания ведьм, значит, вы должны отдавать отчет опасности вашего выбора.

Не следует воспринимать колдовство как нечто сказочное и фантастическое, а-ля Гарри Потер, – это реальное учение. По принципу воздействия можно поделить направления колдовства на два вида: активное и пассивное.

  1. Вызывание демонов и духов, лечение или порча человека – это деятельность активных ведьм.
  2. Пассивные приверженцы магии ограничиваются гаданием, предсказаниями, чтением оберегов, созданием амулетов. Активное колдовство требует больших энергетических затрат ведьмы.

Настоящие заклинания для начинающих ведьм найти нетрудно. Типографии регулярно выпускают новые книги о магии, в интернете создано множество сайтов с этой тематикой. Вопрос подлинности такой обильной информации каждый решает для себя сам.


На дворе 21 век. Век, в котором большая часть сверхъестественных явлений получила научное обоснование или была опровергнута. Однако мир настолько многообразен, что регулярно снабжает человеческий ум новыми загадками. Во всех древних культурах и во все времена существовали женщины, наделенные сверхчеловеческими способностями. Их роль в повседневной жизни была и остается такой, чтобы знать ответы на эти загадки, помогать людям, незнающим, справляться с трудностями.

Ведовство и различные его разновидности были известны с незапамятных времен еще древним египтянам и жителям Месопотамии, особенно вавилонянам. Интерес человека ко всему таинственному был всегда. Людей влекли неизведанные силы могущественной природы.

Только представьте, какой объем знаний о силе духов накоплен годами, столетиями! Магию простому обывателю сложно назвать наукой, но она стара как мир, и этим давно превзошла любую из наук. Магия позволяет знать если не все, то многое. Дело даже не в книжных знаниях о порчах, болезнях и т.п., магия раскрывает тайну той стороны жизни, куда не смогла заглянуть математика, биология или физика. Отрицать взаимодействие разума и души бессмысленно, а понимать его очень важно.

В древности было проще примириться с магией, можно было либо знать многое, либо не знать ничего. Ведьма могла быть жрецом, знахарем, целителем, а значит, у нее была власть над людьми. Затем, с развитием культуры, а значит, с появлением крупиц знаний у простых людей, понадобилось разделение на правое и левое, хорошее и плохое. Так человеку было проще понимать, что творится вокруг, так он наивно полагал, что знает о добре и зле.

Первоначальные символы и знания в ходе развития изменяли свое значение, человек подменял понятия, чтобы научиться управлять миром. Он и в современности продолжает этим заниматься. К примеру, китайский символ из древности Инь-Ян. Современный человек утверждает: значение знака – это противоположность, женское и мужское, добро и зло.

А вот древние китайцы вкладывали значение иное:

  • Инь – тенистый склон горы
  • Ян – солнечный.

И где тут хорошо, а где плохо? Гора одна! Ведьмы, пожалуй, те люди, кто сохраняет первоначальный смысл бытия и не пытается его адаптировать или модернизировать.

Сейчас трудно осмыслить, когда и как пошло разделение магии на белую и черную, а их служителей на магов и ведьм. Возможно, с пришествием единой патриархальной религии служение высшим силам, Богу, а значит, функцию жреца, носителя добра, стали привязывать к мужскому началу (белая магия), тогда как беспокойство о материальном мире (хлопоты о ежедневных делах) ассоциировать со злом, началом женским. Вот так и выходит, что те, кто занимается черной магией, борясь с невзгодами жизни, – ведьмы.

Как же определить и распознать настоящую ведьму?

Продолжая тему о ведьмах, хотелось бы уделить внимание такому вопросу, как распознание истинной ведуньи. Весьма оригинальный способ нашли сербские исследователи оккультных наук. В одном из заброшенных старинных монастырей они нашли древние писания с инструкциями по выявлению колдовских чар у женского населения. Все просто и вместе с тем смешно, однако этот метод приносит неплохой доход в Музее ведовства.


Итак, девушке необходимо взвеситься два раза, первый раз классическим методом, а второй раз – оседлав метлу:

  1. Если при повторном взвешивании вес был больше – это вполне нормально и означает, что девушка не ведьма
  2. Но если вес оставался неизменным, это прямое доказательство того, что перед вами ведьма.

Ведьмы часто посещают церковь, питаясь энергетикой святости, а также в рамках ритуалов. Как правило, пришедшие в храм Божий с намерениями совершения обряда закрываются от благодати, исходящей от икон.

Как они ведут себя в храме:

  1. Они скрещивают руки, ноги или пальцы.
  2. При молитве, становясь на колени перед образами, они могут перекрестить ноги сзади.
  3. Также насторожить вас должно, если прихожанка крестится левой рукой и в обратном порядке (живот, левое плечо, правое плечо, лоб). Этот ритуал называется окрест. Ведьмы могут креститься и правой рукой, но тогда после они делают резкое движение рукой, будто сбрасывают крест на пол. Наилучшим решением будет не подходить к таким людям и не брать от них ничего.
  4. Находясь в церкви, черная ведьма старается не поворачиваться спиной к алтарю и иконам. Объясняется это тем, что в позвоночнике много нервных окончаний, и та благодать, что исходит от образов, чрезвычайно сильно жжет спину ведьме . Она, даже уходя, будет креститься, пятясь к выходу и не поворачиваясь.

Зачем ведьмы приходят в церкви?

Все просто: совершая ритуалы, они тратят свою жизненную энергию. Естественным путем восполнять ее долго, куда быстрее подпитаться от несведущего прихожанина. Делается это довольно просто. Ведьма, не привлекая внимания, обойдет вас против часовой стрелки, затем будто случайно толкнет рукой, и все: ей остается лишь встать за спиной и получать вашу энергию.

Если чувствуете и примечаете, что кто-то проводит подобные манипуляции, не стесняйтесь и ударьте того человека левой рукой, это позволит вернуть действие порчи назад. Людей, которые испытывают всевозможные неприятности от наведенной , очень много. Очень часто от наведенной порчи люди быстро умирают, причем от неизлечимой болезни. И очень многие на приеме у мастера восклицают, за что мне это, кому я перешла дорогу.

Но есть ведьмы, которые портят людей не за что-то, а просто так, ради удовольствия. Из истории мы знаем, что ведьмы и колдуны – это те, кто заключил сделку с самим дьяволом и взамен на знания продал им свою душу. Возможно, тщеславие от обладания сакральными тайнами и толкает ведьм на творение зла.

И все же ведьмы не все злые. Есть любознательные исследовательницы в этой области, называющиеся ведьмами. Стоит напомнить: слово «ведьма» произошло от слова «ведать». Магия подобна зеркалу, кто бы ни обращался к ней в поисках ответов на вопросы, он обнажает свои истинные намерения.

Древняя магия любви для любовных отношений, магия семьи для решения семейных проблем, магия денег для улучшения финансового положения, магическая помощь от гадалки. Магия существует со дня сотворения мира. Известно о существовании магии в древнем Египте, записи о магии можно встретить в текстах Гомера. В древней Одиссее есть упоминание о магическом растении - «Моли», которое имеет защитные свойства от магического воздействия.

Есть упоминание древнего лечебного заговора - «Рану потом Одиссею отважному, схожему с богом, перевязали искусно и черную кровь заговором остановили». В древних рукописях найден подробно описанный магический обряд:

Слушай с вниманьем: как только туда ты, герой, доберешься, выкопай яму, чтоб в локоть была шириной и длиною, и на краю ее всем мертвецам соверши возлиянье - раньше медовым напитком, потом вином медосладким, и, напоследок, - водой и ячной посыпь все мукою.

Главам бессильным умерших мольбу принеси с обещаньем, в дом свой вернувшись, корову бесплодную, лучшую в стаде, в жертву принесть им и много в костер драгоценностей бросить. Старцу ж Тиресию - в жертву принесть одному лишь, отдельно, черного сплошь, наиболе прекрасного в стаде барана.

Славное племя умерших молитвой почтивши, овцу ты черную вместе с бараном над ямою в жертву зарежь им, поворотив их к Эребу и в сторону сам отвернувшись по направленью к теченьям реки океана. Тотчас же множество явится душ мертвецов, распрощавшихся с жизнью.

Ты немедля тогда товарищам дай приказанье, чтобы тот скот, что лежит там, зарезанный гибельной медью, шкуры содравши, сожгли и молитвы свои вознесли бы мощному богу Аиду и Персефонее ужасной. Сам же вытащи меч медноострый и, севши у ямы, не позволяй ни одной из бессильных теней приближаться к крови, покуда ответа не даст на вопросы Тиресий.

Это свидетельствует о том, что во времена Гомера греки имели достаточно развитые представления о магии. В микенский период активно развивается медицинская магия и изготовление амулетов. Создаются проклятия и зелья, а также вредносные амулеты в виде узлов, присутствующие в очень многих культурах. В первую очередь, покровителями магии в те времена были Гермес и Геката, это некромантия с магическими практиками. По мере развития, магия становится важной составляющей философской школы в древнем Риме. Основоположниками такой школы являлись Ямвлих и Порфирий.

1. Древнейшая магия первобытных народов


Согласно официальной версии, первые люди появились в Европе 40000 (сорок тысяч) лет назад. Считается, что это были выходцы из африканских племен. Примерно в это же время в Австралии появились первые ритуальные изображения, вырезанные на скалах. Аналогичные изображения были найдены и в Намибии. Но в отличие от австралийцев, древние намибийцы не вырезали, а рисовали свои изображения. В Европе подобная живопись появилась позднее, примерно 20000 (двадцать тысяч) лет назад на территории сегодняшней Франции. Как правило, незамысловатые картинки содержали сцены охоты и являлись свидетельством достаточно простых мистических действий пещерного человека. Позднее, примерно 17000 (семнадцать тысяч) лет назад появились первые захоронения, выполненные по всем правилам ритуального искусства. Самые древние захоронения содержали множество амулетов, посуду, оружие и другие полезные вещи, которые могли пригодиться на том свете. Уже тогда существовала вера в жизнь после смерти.



Раскопки показывают, что первые разумные действия, которые отличали человека от животного, появились примерно 40 тысяч лет назад. Вначале это были простейшие понятия о странствиях души, и очень примитивная магия…



Примерно в это же время человек «внезапно» научился говорить. Точная дата этого события не известна, но, учитывая, что в современном мире существует около 30 различных групп языков, можно предположить, что речь возникла одновременно практически на всей Земле! Какая-то сила внедрила разум в сознание пещерного человека, и он научился говорить. Конечно, можно было бы предположить, что все было наоборот: то есть сначала появилась речь, используя которую человек копил и передавал свои знания. Но тогда не понятно, почему речь появилась не где-то в одном месте, а одновременно на всех материках. При этом совершенно не важно, что появилось первым: речь или разум. Важнее другое: одновременное появление разума (или речи) сразу у всего человечества не могло произойти случайно. Это стало результатом какого-то внешнего действия, очень похожего на космическое облучение. Необъяснимое происхождение земного разума во все времена порождало всевозможные примитивные домыслы, которые позднее превращались в религиозные мифы о сотворении мира, не имеющие ничего общего с реальностью.



Запутавшись в собственных измышлениях по поводу своего происхождения, древний человек стал более внимательно наблюдать явления окружающего мира. Так появилась первая наука о природе, которая называлась «магия». Известно, что именно магия стала первой формой доисторической научной мысли и главным проявлением человеческого ума: ни одно животное не способно практиковать что-то подобное.

Именно магия появилась раньше всех других наук. Но протяжении многих поколений она передавалась лишь в устном виде, поскольку письменность была изобретена значительно позднее. По этой причине не сохранилось никаких описаний мистических ритуалов того времени. Имеются лишь причудливые развалины загадочных сооружений в разных частях света и небольшие фрагменты наскальной живописи. Отправляясь на охоту, пещерный человек мысленно настраивался на успешное завершение будущего мероприятия. Рисуя сцены охоты, он просил у духов-покровителей особой помощи, примерно так, как это делают современные североамериканские индейцы в своих культовых обрядах.

Способы древнейших заклинаний были крайне разнообразны. Несмотря на отсутствие письменности, доисторическая магия сохранилась до настоящего времени у многих народов Сибири, Африки, Америки и Австралии. Практически у всех народов имелось множество разнообразных обрядов, которые осуществлялись в зависимости от конечной цели данного мероприятия. В одних случаях заклинатель обращался к какому-либо реальному предмету (фетишу), в который вселился дух. Этот дух слышал все обращения, и по мере своих возможностей старался помочь собраться выполнить намеченное. В других случаях обращение к божественным силам шло «в никуда», предполагая существование духов во всем окружающем пространстве. Иногда практиковали сочетание того и другого метода.



Как правило, древние народы верили в существование Великого Духа или высшего существа, с которым они предпочитали советоваться, а не молиться. Попрошайничество в виде молитвы появилось значительно позднее для привлечения желающих получить подарок от Бога. В древние времена люди были честнее: к богам обращались в знак уважения, за советом, а не за помощью.



Каждый народ почитал своих собственных духов-покровителей. Индейцы поклонялись Маниту, южноафриканские племена банту общались с Модимо. Как правило, простейшие заклинания умел произносить почти каждый член дикого племени. Однако когда дело касалось самых важных вопросов, то всегда использовалась работа опытного профессионального колдуна. Считалось, что именно он являлся особым посредником, который имел очень большие преимущества, пользуясь особой благосклонностью духов. Таких специалистов сибирские народы называли «шаманами», индейцы племени Дакота – «мускихивинини», индейцы племени Винебага – «мадэвинини», африканские Зулусы – «изиниянга», африканцы племени Бечуан – «нгаками».

Древние маги умели многое. Они вызывали дождь, лечили от всяких болезней, предсказывали будущее. К ним обращались по любому поводу, чтобы обеспечить счастливые предзнаменования или благополучный исход войны, отомстить врагам или оградить от опасности. Своим ритуальным искусством маги объединяли общество, вселяя уверенность и силу в души соплеменников.

Существует бесчисленное множество древнейших ритуальных церемоний. Особое место среди них занимают праздничные церемонии или обряды посвящения. Например, в индейском племени Винебага это действие называлось «знахарским праздником» (Medic infest) и посвящалось приему новых членов в сообщество профессиональных знахарей. Праздник мог быть устроен в любое время года, когда находилось несколько кандидатов, имеющих способности к народной медицине.

В канун праздничного мероприятия посылались приглашения старейшим членам сообщества. Остальные приезжали без приглашения и строили огромный шалаш так, чтобы в нем могли уместиться все участники. Будущие знахари перед посвящением должны были поститься три дня. Более того, в течение поста они проходили «обряд потения», – их закутывали в теплые одеяла и со всех сторон окуривали специальным дымом.

В назначенный день собирались гости – наиболее именитые знахари из соседних племен. Главный знахарь-распорядитель отводил посвящаемых в потайное место и посвящал их во все таинства профессионального искусства. Это было что-то вроде «клятвы Гиппократа», которые современные медики торжественно произносят перед началом практической деятельности.



Главная церемония начиналась в большом шалаше, куда собирался народ и рассаживался рядами вдоль стен. В середину выводили посвящаемых и начинали торжественные речи. Периодически речи прерывались темпераментными индейскими плясками, которые внезапно прерывались по сигналу старшего знахаря, и все присутствующие начинали усиленно кряхтеть и кашлять. Особенно старались будущие врачеватели. Они сильно кряхтели и через некоторое время выплевывали заранее спрятанный во рту маленький камушек, который называли «врачебным камнем». Индейцы верили, что врачебный камень постоянно находится в желудке профессионального знахаря и может появляться на свет только в особо торжественных случаях. В конце представления каждый посвящаемый получал знахарский мешок, сшитый из шкур, а в рот ему клали новый врачебный камень. После этого обряд посвящения заканчивался, и кандидат считался принятым в профессиональное братство.

Знахарский мешок содержал множество диковинных вещей: там были коренья, различные части животных и природные минералы. Встречались самородки металлов и даже щепки деревьев. Мешок содержал самые необходимые вещи, которые могли пригодиться для лечения больных.



Старинные методы лечения были очень просты, но оригинальны. Например, самым большим авторитетом у индейских знахарей пользовалось «большое врачебное животное». Это доброе существо, которое помогало лечению любых недомоганий. Его никто никогда не видел. Считалось, что врачебное животное появляется только во сне самого лекаря, помогая ему в профессиональной практике. Появление врачебного животного считалось хорошей приметой. Если оно приснилось, значит, лечение будет удачным.

Само лечение осуществлялось в виде ритуального представления: сначала индейский знахарь несколько раз обходил постель больного, постепенно ускоряя свои движения. Затем он начинал пляску, шумя погремушкой и ударяя в небольшой барабан. При помощи таинственных движений знахарь беседовал с духами, выпрашивая их благословение. Приблизившись к больному, он руками «вынимал» у пациента болезнь и прогонял злых духов из различных частей его тела. Продолжая свою пляску, знахарь доводил себя до экстаза. Пациент и зрители впадали в транс. Всем казалось, что Земля и небо слушают могучий голос лекаря, а вся Вселенная грохочет и раскрывается. В самый разгар веселья лечебная пляска завершалась. Потрясение присутствующих было настолько велико, что болезнь действительно отступала.

Таким же способом дикари мстили и своим личным врагам. Уговорив могущественного колдуна, они просили сделать ритуальное изображение врага, чтобы затем его сжечь, проколоть или уничтожить. При этом вера в магическое искусство была так велика, что когда об этом мероприятии узнавал сам враг, то очень часто действительно умирал от суеверного страха.

Чародеи племени Дакота использовали травянистое растение «Пецхикавуск», которое придавало дополнительную силу воинам в сражениях. Настоем этого растения окропляли оружие и одежду воинов. Воины были уверены, что в случае опасности волшебный эликсир не только даст новые силы, но даже сделает невидимым для врагов.

При необходимости обеспечить удачную охоту древний чародей рисовал изображение медведя или лося. Затем проводил черту от сердца зверя к его морде, обозначая путь, по которому жизнь выйдет из него. Одновременно он пел очень страшное заклинание, которое переводится примерно так: «Зверюга хитрая! Узнай меня, как я могуч! Хитер я, как змея! Я как орел летуч! Я знаю все твои повадки! Тебе не скрыться от меня! Твой дух уйдет из тела, которое вигвам мой приготовился принять! Мое желанье не унять!»

Завершив ритуальное приготовление, охотник немедленно отправлялся в путь. В дороге он периодически останавливался и произносил следующее короткое заклинание: «Духи, будьте ко мне добры и покажите место, где я могу найти медведя». Затем продолжал путь, внимательно всматриваясь в следы диких зверей.

Наиболее выдающимся искусством всегда считалось предсказание будущих событий. Когда какой-нибудь индейский герой отправлялся на подвиги, то предварительно пускал стрелу в воздух. Направление упавшей стрелы указывало путь, где его ожидала удача.

Сибирские шаманы заглядывали в будущее напрямую, вводя свое сознание в особый транс. Обычно это мероприятие осуществляли в помещении. Посреди юрты зажигали яркий костер, вокруг которого стелили черные овчины. По ним размеренным шагом ходил шаман, бормоча таинственные заклинания. Его одежда была сшита из звериных шкур и сверху донизу увешана ремнями, амулетами, цепочками и раковинами. В правой руке он держал бубен, а в левой – длинный лук. Вид у него был страшно дикий и свирепый.

Шаман доводил себя до исступления. Постепенно костер посреди юрты догорал. Оставались только тлеющие угли, распространявшие таинственный полусвет. Шаман падал на разосланные шкуры и несколько минут лежал неподвижно, как будто умер. Затем начинал стонать и издавал какие-то странные звуки. Это напоминало сдавленные крики, производившиеся разными голосами.

Потом огонь снова зажигали, и шаман резко вскакивал. Он ставил свой лук на землю и, придерживая его рукой, лбом упирался в его верхний конец. Затем он начинал бегать вокруг него, сначала тихо, а потом все быстрее. От наблюдения такого верчения у присутствующих начинала кружиться голова. Заметив это, шаман резко останавливался, не проявляя никаких признаков головокружения. Потом начинал руками выделывать в воздухе разные фигуры. Он хватал бубен и, ритмично ударяя в него, начинал бегать вокруг костра, подпрыгивая и дергаясь всем телом.

Периодически шаман останавливался, выпивал какое-то таинственное снадобье, глубоко дышал и продолжал свое верчение. Наконец он впадал в транс, у него кружилась голова, и он падал на землю. Некоторое время шаман лежал, не подавая признаков жизни. Затем его поднимали. Он был ужасен: волосы спутаны, лицо багровело, глаза широко открыты и злобно сверкали.

Еще некоторое время шаман находился в каком-то оцепенении. Затем снова брал свой бубен, громко барабанил и резко бросал его на землю. Это означало, что в шамана наконец вселился нужный дух и теперь можно задавать любые вопросы. Присутствующие подходили по очереди и спрашивали. Ответы на вопросы давались без долгих размышлений, практически сразу. Находясь в состоянии транса, шаман знал ответы на такие вопросы, о которых в нормальном состоянии не имел ни малейшего понятия…

2. Искусство африканских колдунов

Особое место в древней культуре занимает африканская магия. Может быть, это связано с тем, что согласно известной научной теории, все народы, населяющие Землю, вышли из Африки в период от 40 до 10 тысяч лет назад. Вероятно, поэтому именно африканцы имеют очень древние мистические представления, которые не столь наивны, как могут показаться на первый взгляд.



Например, у племени Зулусов, пока все хорошо, вера в бога считается необязательной. Но как только возникают проблемы, то срочно начинается поиск духа-покровителя. Для этого зулус выходит из собственного жилища и идет в произвольно выбранном направлении. Первая вещь или живое существо, которые встречаются страннику, считаются его личным «Богом». Это может быть камень, кусок дерева, кошка или собака. Тут же немедленно новому Богу делают подарки, и, уединившись с ним, богомолец подробнейшим образом рассказывает суть своей проблемы. Для него кошка или случайно найденная коряга являются святыми предметами, мессией, представителями Бога на земле. Обращаясь к своей находке, зулус уговаривает своего Бога оказать ему помощь. При этом он торжественно клянется, что если дело получится, то впоследствии он обязуется верить в нового Бога и всячески ему служить. Если впоследствии проблема решается удачно, то зулус радуется, что нашел себе хорошего и очень полезного помощника. Он всячески о нем заботится, чтобы в следующий раз Бог не оставил его просьбу без внимания. Но если дело не удается, то зулус теряет интерес к своей находке и начинает поиски другого Бога.

Большинство современных африканских народов по традиции предпочитают молиться духам предков. Их просят о дожде, обильном урожае, о здоровье и о том, чтобы духи приняли к себе после смерти. Издавна африканцы верили, что свет ночных звезд – это «дорога богов», которая соединяет два мира. Эта дорога запутанна и извилиста. Там можно легко заблудиться, обрекая душу на вечное странствие. Чтобы этого не случилось, необходимо получить покровительство доброго духа Аматонго. Обычно таким духом являлся умерший отец. Каждый дом имел всегда своего собственного Аматонго, которому отдавалось предпочтение перед духами других домов. Когда в доме появлялась болезнь или другая проблема, то старший сын восхвалял дух отца, давая ему самые почетные прозвища, вспоминая боевые подвиги и всячески выказывая уважение. Потом сообщал свою просьбу.

Для поддержания хороших отношений с Аматонго периодически делали обряды жертвоприношений, напоминающие современные поминки. Для этого убивали жертвенное животное и, вынимая внутренности, восклицали: «Вы, о духи наших предков! Примите наш подарок! Взамен пошлите нам здоровье, вашу милость и покровительство в делах…» Кровь и жир собирали в особую чашу и сжигали вместе с благовониями так, чтобы духи ощутили приятный запах. Потом начинали главное пиршество. Из жертвенного животного готовили угощение и съедали. Один из участников брал циновку с остатками еды и выносил ее из хижины. Выбрасывая объедки, он произносил заветные слова: «Прошу вас, духи наших предков, совершившие для всех столь великие и славные дела, послать нам удачу и счастье! Прошу вас, чтобы вы наполнили наш дом добром, загон – скотом, сараи – хлебами, дворы – детьми! Прошу никогда не покидать нас! Помогайте нам, а мы за это всегда будем помнить о вас!»

На всей территории Африки находят наскальные изображения, которым примерно 40 000 (сорок тысяч) лет. Такие изображения сохранились на территории Намибии, Мали, Судана, Заира, Замбии, Анголы, Эфиопии и в северной части Сахары. Наряду с обычными сценками охоты многие африканские изображения содержали нечто невероятное: рядом с реалистичными фигурками людей нарисованы какие-то мифические чудовища огромных размеров. Таким образом древние маги изображали могучих духов, которыми было наполнено все окружающее пространство.

По традиции, современные африканские колдуны и пророки пользуются большим авторитетом. Как правило, они занимают высокое общественное положение. Среди них особое уважение имеют жрецы-прорицатели, которые в древности находились в свите вождей и правителей, управляя целыми государствами. Стать таким прорицателем может человек, получивший свои таланты по наследству. Обычно после тщательного отбора идет трехлетнее обучение. Затраченные усилия не проходят даром: африканские жрецы – очень богатые люди, так как за любую работу получают щедрое вознаграждение.

Колдунов всегда боялись, считая, что они действуют бессознательно, управляемые неведомой потусторонней силой. Их никогда не преследовали, опасаясь рассердить духов-покровителей. К колдунам всегда либо обращались за помощью, либо старательно избегали. Но без них не могли обойтись, так как существовало поверье, что против злого колдовства может подействовать только встречное колдовство.

В качестве дополнительной защиты в Африке используют от злого колдовства всевозможные амулеты, волшебное магическое оружие, заклинания и различные жертвоприношения. Очевидцы утверждают, что африканский колдун способен летать по воздуху, становиться невидимым, двигаться пятками вперед и головой вниз.

Колдовство проявлялось во всем. Если, например, в деревне кто-то внезапно умирал, то все, конечно, подозревали чье-то злонамеренное колдовство. Как правило, чтобы найти виновного, приглашали местного колдуна, который устраивал собственное расследование – ритуальный «допрос покойника». Для осуществления этого важного мероприятия все деревенские жители сходились на главной площади. Туда же приносили носилки с покойником. В середину толпы выходил колдун-следователь и, обращаясь к трупу, громко спрашивал: «Скажи, кто враг твой? Этот или тот?» При этом он ходил по кругу, поочередно указывая на разных людей. Некоторое время ничего не происходило. Но внезапно носилки с телом покойника наклонялись. Это был знак, что виновный найден. Обычно изобличенный в злобном колдовстве сначала просил прощения умершего, а затем выплачивал компенсацию его семье. На этом инцидент считался исчерпанным, и все мирились.

В старые времена в Западной Африке был очень популярен известнейший культ Зомби (Zombie). По сути – это были тайные церемонии с жертвоприношениями: сначала главный колдун (мбаца) выбирал достойного соплеменника, которому предстояло стать очередным зомби. Ночью на большой поляне разжигали костер и под ритмичный бой барабанов совершали неистовые ритуальные пляски.

Под утро к костру выводили будущего Зомби. Уколом колючки рыбы-пузана ему вводили особый яд (тетрадоксин), который был сильнее цианистого калия. Иногда для этой же цели давали выпить специальный настой ядовитых растений. Отравленный человек падал и «умирал». Колдун громко выкрикивал заклинание: «Ты заключил союз со смертью! Тебя ждут духи наших предков! Они научат и помогут! Они вернут тебя на землю!»

Покойника уносили и в течение следующего дня торжественно хоронили. Сначала тело полностью засыпали землей, но затем торжественно откапывали. Колдун своим заклинанием возвращал человека к жизни: «Приди назад ты, тот, кого вернут нам духи! Мы ждем тебя! Вернись в наш мир и дай нам силу! Дай силу духов мертвых всем живым!» Если это заклинание не действовало сразу, то колдун повторял его снова и снова.

Внезапно глаза Зомби открывались, и он приподнимался. Соплеменники выли от восторга и ужаса. Зомби ставили на ноги, и он начинал движение. «Живой мертвец» действовал, как робот, – неуклюжей походкой шел на свет костра или факела. Оглушенный ядом рыбы-пузана, он ничего не слышал и мог видеть только яркий свет. Колдун зажигал специальный факел и следовал впереди, приводя Зомби на место будущей казни. Воскресший послушно следовал за ярким светом факела. Возле жертвенного алтаря колдун останавливался, тушил свет и ударом ритуального ножа вторично убивал Зомби, принося его в жертву богам. Соплеменники падали на колени и благодарили духов за их милость.

На Гаити издавна практикуют известный культ Вуду (Voodoo). В древности одним из обрядов этого культа было зомбирование. Но, в отличие от описанного выше ритуала жертвоприношения, гаитянское зомбирование было предназначено только для демонстративного «спасения» умершего соплеменника. Сначала из ткани дохлой протухшей рыбы колдун готовил специальный наркотический порошок. Затем ночью совершал тайный «ритуал разбрасывания», рассыпая порошок на дороге. Утром кто-нибудь из соплеменников шел по «заколдованной дороге» и случайно наступал на зараженную землю. Через некоторое время он заболевал и впадал в кому. Дыхание останавливалось, родственники считали, что человек умер. Они обращались к колдуну с просьбой о спасении. Тот давал противоядие, и Зомби оживал. Этот трюк укреплял веру соплеменников в могущество духов и лично колдуна.

С древнейших времен африканцы уважают умерших и очень боятся чем-нибудь вызвать их гнев. Для того чтобы задобрить душу покойника, устраивают самые торжественные обряды погребения. В разных местах хоронят по-разному, но всегда стараются продемонстрировать максимальное уважение к представителям потустороннего мира. Одни африканские народы осуществляют жертвоприношения, другие оставляют в могиле богатые подарки или оружие. Чаще всего хоронят в земле или сжигают. В древности некоторые племена оставляли умерших в пустыне на съедение зверей. У них существовала примета, что если по истечении нескольких дней умершего не съели хищники, то значит, его душа не покинула землю и находится где-то рядом. Считалось, что такая душа будет находиться где-то рядом и не упустит случая навредить живым. Если же тело покойника скушали звери, то это означало, что он был очень хорошим и его душа добралась до Рая. По этому поводу все радовались и устраивали пышные поминки.

Колдуны (ладжоки) делились на три категории: Тал («кто танцует ночью»), Абиба («верный друг»), Иер («дурной глаз»). Наиболее сильными считались мужчины, получившие магическую силу в наследство от отца. Но достаточно часто магией занимались и женщины. Злое колдовство было шести видов: кауро типо («поимка тени жертвы»), лаувала («порча»), аома джок («летающая сила»), аволау («отравление»), макобо ола («уничтожение»), логага («ядовитое прикосновение»).

Если произошло какое-либо событие, которое не входило в перечисленный список, то его объявляли злым роком, или судьбой. В остальных случаях любое событие объясняли колдовством. Существовали многочисленные табу, описания воли предков и другие запреты, следуя которым удавалось избегать колдовства и опасностей. Если дело представлялось совсем не понятным, то отправлялись к жрецу-прорицателю, который отвечал на любые вопросы, толковал правила поведения, сообщал имена тайных врагов и другие полезные сведения.

Гадание занимало особое место в жизни древней Африки. Это было самое уважаемое ремесло. Если колдунов просто боялись, то к гадателю относились с глубочайшим почтением. К нему обращались, чтобы узнать волю богов, выяснить причину несчастий, растолковать сон или получить совет. Обычно искусство гадания передавалось по наследству. Иногда, чтобы стать гадателем, проходили через жестокие испытания и даже пытки огнем или голодом. В некоторых случаях способности пробуждались неожиданно, когда человек впадал в транс и начинал делать невероятные поступки.

Известно, что африканские гадатели лучшие в мире. В древние времена гадатель мог предсказать будущие события лишь по звуку мелких камешков, которые он тряс в бутылке. Только африканские предсказатели могли правильно объяснить значение следов на песке, которые оставляла рука медиума, погруженного в бессознательное состояние. Весьма популярным был способ гадания при помощи черного петуха, которого убивали и бросали в реку. Потом наблюдали, как течение его уносит и как ведут себя рыбы. Очень часто гадали по поведению диких зверей и по различным явлениям природы. Ничто не могло ускользнуть от внимания опытного гадателя. Измеряли повышение уровня воды в озерах или рост травы, изучали следы насекомых, слушали крики птиц и зверей. Информацию умели получить даже там, где ее никогда не было…

Особого успеха древние африканские чародеи добились и в лечении различных тропических болезней. Для лечения варили лекарственные смеси, делали настойки из корней деревьев, трав и листьев. То, что сейчас называется гомеопатией (растительной медициной), в Африке было известно уже несколько тысячелетий назад. Несмотря на полное отсутствие письменности, многие лечебные рецепты сохранились и до нашего времени. Известно, что от тропических болезней африканский знахарь лечит лучше, чем обычный врач.

В самые древние времена африканцы не знали богов и поклонялись только силам природы (грому, молнии, дождю или граду). В качестве ритуальных мест использовали горы, реки, водопады, холмы и скалы, одинокие деревья и отдельные камни. Все духи имели собственные имена. Например, дух Леибе олицетворял огонь и Солнце, дух Олокун владел рекой и морем, дух Одудуа ведал всей землей, а Нгаи был дождем, грозой и небом.

Эти духи жили во Вселенной, которую африканцы представляли в виде большой перевернутой корзины, которая накрывала сверху всю землю. По четырем сторонам Вселенной-корзины было расположено по 10 ступенек, ведущих к вершине. На каждой ступеньке размещались символы всех растений и животных. Внутри жили люди, а снаружи светило яркое Солнце. Каждый вечер заботливые боги накрывали Землю этой корзиной. Считалось, что свет ночных звезд – это проблески света в маленькие дырочки между прутиками большой корзины.