Философия кратко: Основной вопрос философии. Направления философии. Основной вопрос философии Все философские вопросы

Философия как сложившаяся система знаний имеет ряд вопросов, которые она призвана решать. Каждая философская система имеет свой стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее содержание и сущность. Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления как такового. Прежде всего, следует назвать вопрос об отношении между миром и человеком . Этот вопрос вытекает из самого предмета философии, поэтому его принято именовать «Основным вопросом философии». Поскольку материя и сознание (дух) являются двумя неразрывно связанными, но в то же время противоположными характеристиками бытия, то основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологический и гносеологический:

    что первично, дух или материя, идеальное или материальное?

    познаваем ли мир? Что первично в процессе познания?

От решения этого вопроса зависит общее понимание бытия и познания, а также построение всей системы знания об окружающем мире и месте человека в нем. В зависимости от решения первого аспекта Основного вопроса выделяются крупные философские направления – идеализм и материализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Деление на идеализм и материализм существовало издавна. Немецкий философ XVII – XVIII вв. Г.В. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые сформулировал видный немецкий философ Ф. Шлегель. Свою формулировку предложил и Ф. Энгельс.

Достоинства материализма – опора на науку, на общечеловеческий здравый смысл, а также логическая и практическая, опытно-экспериментальная доказуемость многих положений. Слабая сторона материализма – недостаточное и малоубедительное объяснение сущности и происхождения сознания, а также многих других явлений, которые современная наука не в силах объяснить. Сильной стороной идеализма является анализ многих механизмов и форм сознания и мышления. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь, т.е. механизма возникновения и взаимодействия материи и идеи.

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос об организации бытия и, соответственно, о подходах к его изучению. Здесь выделяются три основных позиции.

    Монизм – это философская концепция, согласно которой мир имеет только одно начало. Таким началом может выступать либо материальная, либо духовная субстанция.

    Дуализм – это философское учение, утверждающее полное равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического (Р. Декарт).

    Плюрализм – это философское учение, утверждающее множественность оснований и начал бытия (теория четырех стихий – огня, воды, земли и воздуха).

В гносеологическом плане (вторая сторона Основной вопрос философии) философы выделяют гносеологический оптимизм и агностицизм. Представители гносеологического оптимизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, и возможности познания неограниченны. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (И. Кант, Протагор), которые считали, что мир в принципе непознаваем, а возможности познания сущностно ограничены возможностями человеческого разума.

В методологическом плане вторая сторона Основного вопроса философии предполагает деление мыслителей на эмпириков и рационалистов. Эмпиризм (Ф. Бэкон, Д. Локк) исходит из того, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Рационализм (Пифагор, Демокрит, Декарт) считает, что достоверное знание может быть выведено непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

Таким образом, основной вопрос философии определяет общие принципы мировосприятия, процесса познания мира, а также принципы деятельности человека по отношению к объективной реальности.

3.Структура и функции ф. знания.

Философию можно предварительно определить как учение об общих принципах бытия, познания и мышления . В противоположность мифологии и религии философия выступает как рациональное мировоззрение. Эта рациональность означает:

    философия выступает как мышление в обобщающих понятиях, а не в образах;

    философия ищет разумный порядок в мире;

    философское мышление отличается логичностью и упорядоченностью;

    свои взгляды и положения философы логически доказывают и обосновывают;

    философское мышление критично и самокритично.

Несмотря на высокий уровень рациональности, философия существенно отличается от науки, научного познания. Во-первых, философия вводит в свой предмет постижения мира не «фактические данные», как другие науки, а уже полученные и обработанные сведения о предметах и процессах мира. Она представляет собой всеобщую интеллектуально-гуманитарную дисциплину, стремящуюся системно осмыслить полученные знания и на этой основе всеобъемлюще, обобщенно и целостно объяснить бытие.

Во-вторых, философ полагается не только на факты и логику, как ученый, но и на интуицию . Каждый философ вдохновляется первоначально какой-то озарившей его большой идеей, одним глубоким нравственным переживанием, которое подсказывает не только его уму, но и сердцу, где, на каком пути искать истину. Разум лишь раскрывал, выводил следствия, которые проистекали из принятой системы отношений и ценностей.

В-третьих, ценностно-ориентирующий, духовно-практический , т.е. по существу мировоззренческий тип философского сознания. Научное познание само по себе безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание – это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно и императивно, т.е. обязывает к определенному образу жизни и действия. Философская истина объективна, но переживается она каждым человеком по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.

В-четвертых, направленность философии на человека . Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру – вечный предмет философии. И если наука разрабатывает средства и методы человеческой деятельности, то философия формулирует цели этой деятельности. Именно функция целеполагания и ценностно-смысловой оценки самым кардинальным образом отличает философию от науки.

И, наконец, в-пятых, наличие саморефлексии , т.е. обращенность философской мысли на саму себя, стремление критически осмыслить истоки и природу философствования. Только философия в качестве одной из основных проблем своего анализа может поставить вопрос «Что такое философия?».

Теперь, на основе проделанного краткого анализа стало возможно сформулировать специфику философского знания. Специфика философии состоит в том, что она:

    является предельно абстрактным, обобщенным знанием;

    изучает свои объекты в целом (проблема человека, бытия и т.п.);

    выступает как теоретическое мировоззрение со своим особым понятийно-категориальным аппаратом;

    выступает методологической основой всех других наук;

    является совокупностью объективированного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени;

    имеет функцию целеполагания и поиска смысла жизни;

    изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

    самокритичность и рефлексивность;

    неисчерпаема по своей сути, имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (сущность и происхождение бытия, происхождение жизни, наличие бога).

Философия – это специфическая мировоззренческая наука о наиболее общих связях и отношениях в мире, прежде всего, между миром и человеком.

Структура философского знания:

    онтология – учение о бытии;

    гносеология – учение о познании;

    диалектика – учение о развитии;

    антропология – учение о человеке;

    социальная философия – учение об обществе;

    аксиология – учение о ценностях

    этика – учение о должном;

    логика – учение о законах правильного мышления;

Философские дисциплины – не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С каждым поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

Принято выделять следующие основные функции философии: познавательная (гносеологическая); объяснительная; мировоззренческая; рефлексивная; интегративная (синтетическая); функция целеполагания; методологическая; эвристическая; социальная; оценочная; воспитательная; прогностическая.

Философия не может избавить общество от войн, конфликтов, голода, деспотизма власти и других негативных явлений. Но она и может и должна оградить систему этических ценностей общества, систему принципов и норм социальной жизни и поведения от проникновения в нее ложного и еще непроверенного, этически порочного и авантюрного, примитивного и экстремистского.

Наше появление в этой Вселенной слишком странное событие, которое и словами не выразишь. Суета нашей повседневной жизни заставляет нас принимать наше существование как само собой разумеющееся. Но всякий раз, когда мы пытаемся отринуть эту повседневность и глубоко задуматься о происходящем, возникает вопрос: почему во Вселенной все это есть и почему оно подчиняется настолько точным законам? Почему вообще что-то существует? Мы живем во Вселенной со спиральными галактиками, северными сияниями и Скруджем Макдаком. И как говорит Шон Кэрролл, «ничто в современной физике не объясняет, почему у нас именно эти законы, а не другие, хотя некоторые физики берут на себя смелость рассуждать об этом и ошибаются - могли бы избежать этого, если бы принимали философов всерьез». Что касается философов, лучшее, к чему они пришли, это антропный принцип, согласно которому наша конкретная Вселенная проявляется таким образом из-за нашего присутствия в ней в качестве наблюдателей. Не очень удобное и в чем-то даже перегруженное понятие.

Реальна ли наша Вселенная?


Это классический картезианский вопрос. По существу, это вопрос о том, откуда нам знать, что мы видим вокруг настоящее, а не великую иллюзию, созданную некоей невидимой силой (которую Рене Декарт называл возможным «злым демоном»)? Совсем недавно этот вопрос стал ассоциироваться с проблемой «мозга в чане», или аргументом моделирования, симуляции. Вполне может так быть, что мы являемся продуктом намеренной симуляции. Следовательно, более глубоким вопросом будет такой: является ли цивилизация, которая проводит симуляцию, также иллюзией - своего рода суперкомпьютерной регрессией, погружением в симуляции. Возможно, мы не те, кем себя считаем. Если предположить, что люди, которые запустили симуляцию, также являются ее частью, наша истинная сущность может быть подавлена, чтобы мы лучше впитывали опыт. Этот философский вопрос заставляет нас переосмыслить то, что мы считаем «реальным». Модальные реалисты утверждают, что если вселенная вокруг нас кажется рациональной (а не зыбкой, расплывчатой, фальшивой, как сон), то у нас нет иного выбора, кроме как объявить ее реальной и подлинной. Или, как сказал Сайфер из «Матрицы», «блаженство в неведении».

Есть ли у нас свобода воли?


Дилемма детерминизма заключается в том, что мы не знаем, управляются ли наши действия причинной цепью предшествующих событий (или за счет влияния извне) или мы действительно свободные агенты, принимающие решения по собственной воле. Философы (и ученые) спорили на эту тему тысячелетиями, и нет конца этим спорам. Если наше принятие решений обусловлено бесконечной причинно-следственной цепочкой, тогда детерминизм есть, а свободной воли у нас нет. Если же справедливо обратное, недетерминизм, наши действия должны быть случайными - что, по мнению некоторых, также не является свободной волей. С другой стороны, метафизические либертарианцы (не путайте с политическими либертарианцами, это другие люди) говорят о компатибилизме - это учение о том, что свобода воли логически совместима с детерминизмом. Проблема осложняется прорывами в области нейрохирургии, которые показали, наши мозги принимают решения еще прежде, чем мы их осмыслим. Но если у нас нет свободы воли, почему мы эволюционировали сознательными существами, а не зомби? еще более усложняет проблему, предполагая, что мы живем во вселенной вероятностей, и любой детерминизм невозможен в принципе.

Линас Вепстас сказал по этому поводу следующее:

«Сознание кажется тесно и неотрывно связанным с восприятием течения времени, а также с тем, что прошлое зафиксировано и совершенно детерминировано, а будущее непознаваемо. Если бы будущее было предопределено, не было бы свободы воли и смысла участвовать в течении времени».

Существует ли Бог?


Мы не можем узнать, существует Бог или нет. Атеисты и верующие ошибаются в своих заявлениях, а правы агностики. Настоящие агностики принимают картезианскую позицию, признавая эпистемологические проблемы и ограничения человеческих возможностей познания. Мы не знаем достаточно о внутренней работе Вселенной, чтобы делать грандиозные заявления о природе реальности и о том, не прячется ли за кулисами высшая сила. Многие люди приветствуют натурализм - предположение, что Вселенная работает в соответствии с автономными процессами - но он не исключает присутствие великого замысла, который запустил все в движении (так называемый деизм). Или же правы гностики, и могущественные существа действительно существуют в глубинах реальности, о которых мы не знаем. Они не обязательно должны быть всеведущими, всемогущественными богами авраамических традиций, но все равно будут (предположительно) мощными. И опять же, это не научные вопросы - это в большей мере платонические мысленные эксперименты, которые заставляют нас задуматься о пределах познаваемого и человеческого опыта.

Есть ли жизнь после смерти?


Прежде чем вы начнете протестовать, мы не будем говорить о том, что все мы однажды окажемся на облаках, с арфами в руках, или будем вечно вариться в адских котлах. Поскольку мы не можем спросить у мертвых, есть ли что-то на другом берегу, нам остается только гадать, что будет дальше. Материалисты предполагают, что жизни после смерти нет, но это всего лишь предположение, которое невозможно проверить. Глядя на эту вселенную (или мультивселенную), через ньютонову или эйнштейнову призму, а может и через жуткий фильтр квантовой механики, нет никаких причин полагать, что у нас всего один шанс прожить эту жизнь. Это вопрос метафизический, и не исключено, что циклы космоса (как говорил Карл Саган, «все, что есть и что было, все еще будет»). Ханс Моравек выразился еще лучше, когда сказал, что в рамках многомировой интерпретации «ненаблюдение» этой вселенной невозможно: мы всегда будем наблюдать эту вселенную в той или иной форме, оказываясь живыми. Увы, хоть эта идея и чертовски спорная и противоречивая, уточнить ее научным путем пока не представляется возможности (и не представится).

Можно ли воспринимать что-нибудь объективно?


Есть разница между объективным пониманием мира (или хотя бы попыткой такового) и восприятием его в эксклюзивно объективных рамках. Это проблема квалии - понятия, что наша окружающая среда может наблюдаться лишь через фильтр наших чувств и размышлений в наших умах. Все, что вы знаете, видите, чего касаетесь, что нюхаете, все прошло через многослойный фильтр физиологических и когнитивных процессов. Следовательность, ваше субъективное восприятие этого мира уникальное. Классический пример: субъективное восприятие красного цвета может различаться от человека к человеку. Единственный способ проверить это - каким-то образом увидеть этот мир через «призму сознания» другого человека - едва ли это станет возможно в ближайшем будущем. Грубо говоря, вселенную можно наблюдать лишь через мозг (или возможную мысленную машину), и поэтому интерпретировать лишь субъективно. Но если допустить, что Вселенная логически последовательна и (до некоторой степени) познаваема, можем ли мы предполагать, что ее истинные объективные качества никогда не будут наблюдаемы или познаны? Большая часть буддистской философии основана на этом предположении и являет собой полную противоположность платоновскому идеализму.

Какая система ценностей наилучшая?


Мы никогда не сможем провести четкую границу между «хорошими» и «плохими» поступками. В разное время в истории, впрочем, философы, теологи и политики заявляли, что нашли лучший способ оценки человеческих действий и определили самый праведный кодекс поведения. Но это не так-то просто. Жизнь намного сложнее и запутаннее, чем могла бы предположить универсальная система моральных или абсолютных ценностей. Идея того, что вы должны относиться к другим, как хотели бы, чтобы относились к вам, прекрасна, но она не оставляет места для вершения правосудия (вроде наказания преступников) и даже может быть использована для оправдания угнетения. Да и работает это не всегда. Например, нужно ли жертвовать немногими, чтобы спасти многих? Кто заслуживает спасения: ребенок человека или взрослая обезьяна? Наши взгляды на плохое и хорошее меняются время от времени, а появление сверхчеловеческого разума может вовсе перевернуть нашу систему ценностей.

Что такое цифры?


Мы используем цифры каждый день, но задумайтесь, чем они являются на самом деле и почему так хорошо помогают нам объяснить Вселенную (например, с помощью законов Ньютона)? Математические структуры могут состоять из чисел, множеств, групп и точек, но являются ли они реальными объектами или просто описывают отношения, которые присущи всем структурам? Платон утверждал, что цифры реальны (хотя вы их и не видите), но формалисты настаивали, что цифры — это всего лишь часть формальных систем.

Каждый из нас приходит в эту жизнь, чтобы учиться. Учиться на событиях, встречах, даже страданиях. Но мы часто отказываемся видеть, что именно хотят до нас донести, зацикливаемся на одном уроке долгое время - и теряем годы, когда могли потратить на него несколько месяцев.

Если бы мы чаще задавали себе вопросы, которые заставляют задуматься о жизни - возможно, учились бы гораздо быстрее.

Детская философия

Как говорит писательница детских книг Бернадетт Рассел, дети должны задавать родителям философские вопросы, которые сформируют их мировоззрение и помогут повзрослеть. А сформулировать эти вопросы им, конечно же, помогут детские сказки и мультики. Ошибка многих родителей состоит в том, что они не расшифровывают детям смысл просмотренных мультиков и прочитанных сказок. Над какими вопросами заставляют задуматься сказки Салтыкова, Пушкина и других известных личностей? Салтыков в своих сказках осуждает правительство, комично показывает интеллигенцию, поэтому подобные сказки при более глубоком прочтении могут быть интересны даже взрослым.

Философские вопросы для детей

Вот несколько вопросов, которые заставляют задуматься маленьких непосед и на которые обязательно должны ответить родители.

1. Как относиться к животным?

Любое живое существо нуждается в заботе и любви, а особенно наши маленькие питомцы. Воспитание любви к меньшим друзьям поможет детям научиться доброте, безбоязненному проявлению любви, заботе.

2. Сколько стоят лучшие вещи в жизни?

Все лучшее мы получаем абсолютно бесплатно - любовь к жизни и к людям, смех, общение с друзьями, сон, объятия. Они не покупаются, не потому что бесплатны, а потому что бесценны.

3. Что хорошего в жизни?

Вся жизнь хороша, какие бы неприятности она нам ни преподносила! В каждом, даже самом темном дне, есть место солнечным лучам - зеленый светофор по дороге домой, мороженое, купленное на десерт, теплая погода. Учите своих детей чувствовать жизни и, конечно, верить в волшебство.

4. Может ли один человек изменить мир?

Весь мир мы не изменим, но мы можем изменить себя - и тогда окружающий мир изменится для нас. Наш маленький персональный мирок станет именно таким, каким нам хочется его видеть, потому что человек получает то, что излучает сам.

Самые необычные вопросы

Ниже представлен список самых незаурядных вопросов, которые заставляют задуматься, но сначала поставят вас в тупик. Вероятно, на все из них каждый из нас найдет свой собственный ответ.

1. Можно ли солгать собеседнику, промолчав?

Тут все зависит от того, как именно был поставлен вопрос и чего именно касается. Обычно молчание нельзя назвать ложью, но бывают случаи, когда его можно расценить именно так.

2. Что бы вы выбрали: богатство и инвалидное кресло или здоровье и бедность?

Этот вопрос заставляет задуматься о том, что, по за которыми мы так усердно гонимся, гробя свое здоровье и отодвигая моральные принципы, вовсе не стоят этих усилий. Ведь деньги никто из нас не возьмет с собой в могилу.

3. Какой бы совет вы дали новорожденному на будущее?

Вероятно, на этот вопрос каждый из нас ответил бы по-своему. Но, согласитесь, именно очаровательной детской непосредственности так не хватает взрослым! И возможно, пожелать следует именно этого - всегда и при любых обстоятельствах оставаться собой.

4. Если бы вы могли изменить свое будущее, вы бы его изменили?

Изменение будущего приводит к изменениям в настоящем. В прошлом, которое сохранилось в вашей памяти и сердце, были необходимые, успешно пройденные вами уроки. И если вы отречетесь от них, ваше будущее уже не будет надежно подпоясано прошлым опытом.

5. Зная, что завтрашний день станет последним в вашей жизни, на какие бы поступки вы решились?

Как много времени мы тратим, сомневаясь и боясь. Зная, что жизнь так коротка, мы осознанно жертвуем своими желаниями, стремлениями, мечтами лишь потому, что нас гложут сомнения. А потом жалеем об этом, потому что на практике, казалось бы, долгая жизнь оказывается неимоверно короткой.

Вечные вопросы о жизни в книгах

Как много написано книг на философские темы! О каких серьезных философских вопросах заставляют задуматься эти книги? Не каждый человек духовно и интеллектуально дорастает до таких книг, но если вы взялись за одну из них, то можете быть уверены, что вынесете из нее нечто ценное для себя. Практически все подобные тексты несут читателю посыл, который заставляет задуматься над своей жизнью и своим мировоззрением.

Список книг с глубоким смыслом

«Заводной апельсин» Энтони Берджесса - роман, без прикрас показывающий жестокость окружающего мира. Метаморфозы, происходящие с героем, который сначала и сам проявлял невиданную жестокость, пока в тюрьме не испытал ее на себе, вызывают у читателей вопросы, над которыми стоит задуматься - о том, как устроено наше общество, почему в нем столько жестокости. А девиз книги гласит, что жизнь нужно принимать такой, какая она есть. Бесценный совет, не правда ли?

«Апрельское колдовство» Рэя Брэдбери - короткий рассказ о несчастной женской любви, которую однажды переживала каждая девушка. Нуждаемся ли мы в подобном жизненном опыте? Можем ли победить страдания? Боль живет внутри каждого человека, подобно ядовитому цветку, и только мы решаем, что делать с этим цветком - поливать или сорвать и выбросить.

Над каким вопросом заставляет задуматься книга «Счастливая смерть» Альбера Камю? Каждый из нас однажды спрашивал себя: зачем я родился на этот свет, ждет ли меня счастье? Альбер Камю ищет ответы на эти вопросы вместе со своим героем. Ведь основной смысл жизни, возможно, и не в достижениях или удовольствиях, а в том, чтобы чувствовать это счастье.

Вы когда-нибудь думали о том, насколько действительно дороги вам родные и близкие люди? Какую важную роль в нашей жизни занимает семья? Маркес в своей книге «Сто лет одиночества» рассказывает о людях, которые рады гостям, но равнодушны друг к другу.

Давно ли вас грызла собственная совесть? Совесть - это индивидуальный выбор каждого, как утверждает написавший роман «Любовница французского лейтенанта». У этой книги есть два финала.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Над какими вопросами заставил задуматься «Маленький принц» Экзюпери тех, кто читал это произведение? Произведение легко делится на множество цитат, наполненных недетской мудростью. И хотя эта история воспринимается как сказка, на самом деле «Маленький принц» рекомендуется к прочтению взрослым. В ходе чтения вы найдете множество вопросов на философскую тему, ответы на которые также есть в произведении. Что такое дружба на самом деле? Видим ли мы красоту вокруг себя? Умеем ли быть счастливыми или со взрослением утрачиваем это качество?

Заключение

Жизнь сложна, многогранна, в чем-то жестока. Но она задает нам вопросы, которые заставляют задуматься. Любовь к ней, искренняя и не замутненная проблемами, делает нас по-настоящему счастливыми людьми. В этом и должна состоять задача каждого из нас - понять, что счастье зависит не от внешних факторов, а от внутреннего содержания.

Наш мозг – удивительный инструмент познания и настоящий дар для тех, кто умеет им пользоваться. Этот чрезвычайно мощный компьютер на наших плечах способен решать такие задачи, которые многим современным и мощнейшим ЭВМ просто не под силу, особенно, если дело касается творчества. Однако для того, чтобы наш мозг работал эффективно, ему необходимо регулярная тренировка, а это значит, мы должны время от времени давать нашему мозгу трудные задачи. И вроде это не проблема, но как быть, если вам просто лень решать задачи, и не хочется ничего делать? В таком случае вы можете заставить свой мозг думать, задавая себе философские вопросы.

Начать, пожалуй, следует с главных вопросов, которые интересовали многих философов древности и продолжают волновать многих мыслящих людей в наше время.

Объявление:

Глобальные вопросы философии:

  • Кто я есть?
  • Существует ли Бог?
  • Почему Всё существует?
  • Насколько реален мир?
  • Что первично - сознание или материя?
  • Существует ли свобода воли?
  • Что будет после смерти?
  • Что такое жизнь и смерть?
  • Что такое добро и зло?
  • Существует ли мир независимо от меня?
  • Есть ли границы у Вселенной и что находится за ними?
  • Существует ли абсолютная истина?

Можно придумать тысячи самых разных вопросов, которые бы заставили ваш мозг думать, и вы можете сделать это, на основе следующих 40 общих для философии вопросов, которые я предлагаю вашему вниманию в дополнение к обещанным 50 вопросам философии, которые вы найдете в нижней части статьи.

Общие вопросы философии:

  • 1. Должны ли мы руководствоваться нормами поведения, какими и почему?
  • 2. В чем разница между разумом и мозгом, и существует ли душа?
  • 3. Сможет ли когда-нибудь машина мыслить или любить?
  • 4. Что такое сознание?
  • 5. Видят ли животные мир так, как видим его мы, только без мыслей?
  • 6. Ограничена ли реальность материальным миром?
  • 7. Если бы ваше сознание переместили в другое тело, как бы вы доказали, что вы – это вы?
  • 8. Может ли любовь существовать без эмоций и чувств?
  • 9. В чём смысл жизни?
  • 10. Если свободы воли не существует, имеет ли смысл наказание?
  • 11. Существует ли порядок во вселенной или всё в ней случайно?
  • 12. Какие моральные принципы могут быть общими для всех?
  • 13. Насколько оправданно совершение аборта?
  • 14. Что такое искусство?
  • 15. Имеет ли будущее капитализм?
  • 16. Может ли любой человек быть кем угодно?
  • 17. Существуют ли вопросы, на которые нельзя дать ответ?
  • 18. Что такое судьба?
  • 19. Могут ли простые люди управлять политикой?
  • 20. Можно ли объединить все народы и страны?
  • 21. Имеет ли смысл обязательно жертвовать органы на случай смерти?
  • 22. Насколько морально оправдана эвтаназия?
  • 23. Должны ли мы бояться смерти?
  • 24. Что такое время и почему его нельзя обратить вспять?
  • 25. Возможны ли путешествия во времени?
  • 26. Можно ли изменить что-то в прошлом?
  • 27. Зачем нужна религия современному обществу?
  • 28. Существует ли причина у каждого следствия?
  • 29. Как возможно существование электрона одновременно в двух состояниях и в нескольких местах?
  • 30. Возможно ли существование общества без лжи?
  • 31. Что правильнее дать человеку рыбу или удочку?
  • 32. Можно ли изменить человеческую природу?
  • 33. Может ли человечество обойтись без лидеров?
  • 34. Если людей так влекут виртуальные миры, может мы уже в одном из них?
  • 35. Можно ли познать мир?
  • 36. Может ли что-то появиться из ничего?
  • 37. Если бы были стерты все ваши прошлые воспоминания, какими бы вы были?
  • 38. Зачем человеку сознание в эволюционном отношении?
  • 39. Если бы вы могли безгранично расширять свои способности, на чём бы вы остановились?
  • 40. Должны ли дети нести ответственность за родителей?

Вопросы для размышления:

  • 1. Оглянувшись назад, можете ли вы определить, насколько ваша жизнь принадлежала вам?
  • 2. Что вы предпочитаете: делать всё правильно, или делать правильные вещи?
  • 3. Среди всех привычек, которые у вас есть, какая доставляет вам наибольшее неудобство, и почему вы всё ещё с ней?
  • 4. Если бы вы могли дать своему ребёнку один единственный совет, что бы вы сказали?
  • 5. Можете ли вы представить, насколько велика вселенная?
  • 6. Что бы вы сделали, будь у вас миллион рублей?
  • 7. Сколько бы вы себе дали, если бы не знали, сколько вам лет?
  • 8. Что хуже, провал или отсутствие попытки?
  • 9. Если бы наступил конец света, и вы остались одни во всём мире, чем бы вы занимались?
  • 10. Почему, зная, что жизнь так коротка, мы стремимся заиметь таким множеством вещей, которые нам даже не нравятся?
  • 11. Если бы средний возраст человека составлял 30 лет, как это было в средние века, вы бы прожили жизнь по-другому?
  • 12. Если бы в мире не было денег, каким бы он был?
  • 13. Если бы у вас была возможность изменить что-то одно в этом мире, что бы вы изменили?
  • 14. Как много денег вам нужно, чтобы вам никогда не пришлось думать о работе за деньги?
  • 15. Что бы вы сделали, если бы вам осталось жить один год?
  • 16. Сбывались ли ваши самые сильные страхи?
  • 17. Если бы существовали сверхъестественные способности, какую способность вы бы хотели развить?
  • 18. Если бы вы стали суперменом, что бы вы делали?
  • 19. Если бы у вас была машина времени, куда бы вы отправились и что попытались бы изменить?
  • 20. Что бы вы сказали себе, если бы у вас была возможность передать себе сообщение во время, когда вы еще учились в школе?
  • 21. Каким может быть мир без войн?
  • 22. Что если бы в мире не было бедности, как жили бы люди?
  • 23. Почему некоторых людей заботит мнение других?
  • 24. Каким вы видите себя через десять лет?
  • 25. Представьте, какой может быть жизнь на земле через 30 лет?
  • 26. Как бы вы жили, если бы никогда не задумывались о прошлом и настоящем?
  • 27. Нарушили бы вы закон, пытаясь сохранить жизнь и достоинство любимого человека?
  • 28. Чем вы отличаетесь от большинства других людей?
  • 29. То, что расстраивало вас, пять или десять лет назад, не всё ли равно теперь?
  • 30. Какое ваше самое счастливое воспоминание?
  • 31. Почему в мире так много войн?
  • 32. Могут ли все люди на земле быть счастливыми, если нет, почему, а если да, то как?
  • 33. Есть ли что-то, за что вы держитесь и что вы должны отпустить, и почему вы до сих пор не сделали это?
  • 34. Если бы вам пришлось покинуть родину, куда бы вы отправились жить и почему именно туда?
  • 35. Представьте, что вы богаты и знамениты, как вы этого достигли?
  • 36. Что у вас есть, чего никто не сможет отнять?
  • 37. Как по вашему будут жить люди через 100 лет?
  • 38. Если бы существовало множество вселенных, какой могла бы быть жизнь в параллельном мире?
  • 39. Из всего сказанного и сделанного за свою жизнь сделайте вывод, чего у вас больше, слов или дел?
  • 40. Будь у вас возможность прожить жизнь заново, что бы вы изменили?
  • 41. Кто вы есть: ваше тело, разум или душа?
  • 42. Можете ли вы вспомнить даты рождения всех своих друзей?
  • 43. Есть ли абсолютное добро и зло, и в чём оно выражается?
  • 44. Если бы вы жили вечно и были вечно молоды, чем бы вы занимались?
  • 45. Есть ли что-то в вас, в чём вы уверены на все сто процентов, без единой мысли сомнения?
  • 46. Что для вас значит быть живым?
  • 47. Почему то, что делает счастливым вас, не обязательно сделает счастливым других людей?
  • 48. Если есть что-то, что бы вы действительно хотели сделать, но делаете, можете ли вы ответить, почему?
  • 49. Есть ли в жизни что-то одно, за что вы бесконечно благодарны?
  • 50. Если бы вы забыли всё, что было в прошлом, каким бы вы были?

Размышляя над такими вопросами, вы не только заставите свой мозг думать, но и, возможно, найдете для себя что-то новое в тех ответах, которые будут приходить к вам в голову. Важно, что вам не нужно сильно напрягаться, чтобы найти ответы, просто включайте воображение и пытайтесь представить эти ответы в своей голове. Регулярные размышления над представленными здесь или придуманными вами самостоятельно вопросами позволит поддерживать ваш мозг в тонусе и улучшит ваши творческие способности. Главное – не удерживайте свое воображение, не создавайте для него лишних границ из своих убеждений, ведь то, что может существовать в нашем мире очень часто выходит за рамки того, что мы вообще способны представить. Успехов вам!

Задайте их себе, пока еще не поздно.

Шанталь Гербер — сооснователь проекта Want2Discover, посвященного саморазвитию.

Вы можете прямо сейчас закрыть эту статью, сделать вид, что вы никогда ее не видели, и жить дальше, как жили. Но когда же вы планируете бросить себе вызов — начать жить более масштабной, более осмысленной, более удовлетворенной и содержательной жизнью?

Видите ли, многие из нас живут на автопилоте. Мы уже не направляем ход своей жизни, а становимся частью стандартных схем и рутины. И что самое неприятное, нас начинает устраивать этот комфорт, мы перестаем подталкивать себя к более осмысленной жизни. Если и у вас появляется чувство, что вы живете на автопилоте, то наверное, пора задать себе несколько важных вопросов — которых мы часто избегаем, потому что они могут вытолкнуть нас из нашей зоны комфорта. Но изменить ход своей жизни никогда не поздно. И вопросы из нижеследующего списка — это первый шаг к тому, чтобы осознать, что вам стоит поменять и в чем действовать иначе. Но обязательно отвечайте честно и не бойтесь сложных, противоречивых эмоций — это как раз и необходимо, чтобы подтолкнуть себя к столь необходимым переменам.

1. Нравится ли вам тот человек, которым вы стали?
2. Что люди скажут о вас на ваших похоронах?
3. О чем вы будете сожалеть, что не сделали в своей жизни?
4. Какова самая мудрая мысль, которую вы когда-либо слышали?
5. Чему вас научил ваш личный горький опыт?
6. Как часто реализуются ваши самые сильные тревоги и страхи?
7. Если бы вам осталось жить год, чего бы вы попытались достичь?
8. Вы служите деньгам, или деньги — на службе у вас?
9. Боитесь ли вы быть самим собой в кругу других людей? Почему?
10. За что вы благодарны?
11. Сделали ли вы недавно что-то, чем гордитесь?
12. Сделали ли вы недавно что-то доброе?
13. Если бы вы знали, что завтра умрете, какие бы вопросы задали себе?
14. Если бы сбылись ваши худшие страхи, имело бы это значение пять лет спустя?
15. Как бы вы описали себя?
16. Пользуетесь ли вы чужими советами?
17. Вы быстро обижаетесь?
18. Считаете ли вы себя приятным человеком?
19. «То, что мы получаем, обеспечивает нам существование. То, что мы отдаем, творит нашу жизнь» – Что эти слова Уинстона Черчилля значат для вас?
20. Обогащаете ли вы чем-то жизнь других?
21. Живете ли вы осмысленной жизнью?
22. Что такое осмысленная жизнь?
23. Отдали бы вы свою жизнь, чтобы спасти жизнь другого человека?
24. Многим ли вы готовы пожертвовать ради людей, оказавшихся в нищете?
25. Если бы вы могли проживать один и тот же день снова и снова, что бы вы предпочли сделать в этот день?
26. Считаете ли вы себя человеком важным и достойным привязанности и любви?
27. Что поможет вам чувствовать себя более достойным человеком? Что в вас должно стать иначе?
28. Что вас чаще всего расстраивает?
29. Согласились бы вы работать меньше (и заниматься любимыми делами) и меньше зарабатывать?
30. Что приносит вам мир?
31. Каково главное качество, которое вы ищете в других?
32. Какова ваша главная мечта?
33. Каков ваш главный страх?
34. Как изменился бы мир, если бы вы не родились?
35. Какие жизненные уроки вы хотели бы знать десять лет назад?
36. Если бы вы могли сказать самому себе в молодости что-то одно, что бы это могло быть?
37. Если бы ваша жизнь была фильмом, как бы он назывался?
38. Если бы ваша жизнь была фильмом, понравилось бы вам его смотреть?
39. Что для вас значит успех?
40. Если бы вы могли стать другим человеком, то каким бы стали?
41. Каким был лучший день вашей жизни? Почему вы так считаете?
42. Чего вы больше всего ждете в жизни?
43. От каких дурных привычек вы хотели бы отказаться?
44. Кто для вас авторитет и почему?
45. Знаете ли вы язык любви своего партнера?
46. Знают ли люди, которых вы любите больше всего, как вы их любите?
47. Удовлетворены ли вы глубиной своих отношений с людьми?
48. Что вы должны себе?
49. Учитывая вашу нынешнюю повседневную жизнь, чего вы рассчитываете добиться через пять лет?
50. Часто ли вы говорите «да», хотя на самом деле хотите сказать «нет»? Почему?
51. Что вы узнали вчера?
52. Что вам нравится в себе?
53. Назвали бы вы себя щедрым человеком?
54. Когда люди с вами говорят, вы действительно слушаете?
55. Что самое главное, что вам нужно изменить в своей жизни в этом году?
56. Сколько часов в неделю вы проводите в интернете?
57. Каковы ваши самые распространенные негативные мысли? Есть ли в них логика?
58. Считаете ли вы, что за некоторые вещи вам уже поздно браться? Почему?
59. Если бы вы могли стать самым влиятельным человеком в мире, что бы вы изменили?
60. Сколько времени вы проводите с семьей и друзьями?
61. Где вы хотите оказаться через пять лет?
62. Осложняют ли вашу жизнь вещи, в которых нет необходимости?
63. Как вы могли бы упростить свою жизнь и сосредоточиться на самом важном?
64. Что вызывает у вас стресс?
65. Что делает вашу жизнь проще?
66. Как часто вы делитесь чем-то, не ожидая получить что-то в ответ?
67. Каков главный вызов в вашей жизни?
68. Что самое главное для вас в жизни? Уделяете ли вы этому достаточно времени?
69. Если бы вы могли отправить всему миру послание, что бы вы сказали за 30 секунд?
70. О чем вы никому не рассказываете и очень сожалеете об этом?
71. Когда вы в последний раз попробовали что-то новое?
72. Боитесь ли вы выражать собственное мнение?
73. Не слишком ли часто вы поддаетесь на уговоры других, а потом чувствуете обиду и сожаление?
74. Держитесь ли вы за что-то, что нужно оставить позади?
75. Как часто вы позволяете своим страхам удержать вас от действий?
76. Помогают ли люди в вашей жизни вам проявить себя с лучшей стороны?
77. Как часто вы отделываетесь от других оправданиями?
78. Какую ошибку вы больше никогда не повторите?
79. Что хуже — потерпеть неудачу или вовсе не пробовать?
80. Что больше помогло вашему личному росту — вызовы и испытания или приятные и уютные мгновения жизни?
81. Если бы вы могли сделать так, чтобы в вашей жизни больше не было вызовов и препятствий, согласились бы вы на это?
82. Что стоит между вами и вашей самой главной целью? Дайте ответ одним словом.
83. Как часто вы ложитесь спать с ощущением злобы или гнева?
84. Плохо ли красть, чтобы накормить голодного ребенка?
85. Если бы вы уделяли больше внимания грустным аспектам жизни, испытывали бы вы больше внутренних конфликтов?
86. Если на ошибках учатся, почему так плохо терпеть поражение?
87. Чему в жизни вы могли бы уделять больше внимания?
88. Почему мы больше всего думаем о других людях, когда их нет рядом?
89. Что это значит — выжать из вашей жизни максимум?
90. В чем вы сдались, опустили руки?
91. Сколько людей вы действительно любите и что вы делаете для них?
92. Достаточно ли вы задаете вопросов, или вы счастливы и тем, что и так уже знаете?
93. Что вы делали в последний раз, когда потеряли счет времени?
94. Будете ли вы счастливы, если вам больше не придется работать?
95. Если бы вы могли попросить об исполнении одного желания, каким бы оно было?
96. Что вдохновляет вас в жизни?
97. Без чего вы больше всего не можете жить?
98. Что вам нравится делать снова и снова?
99. Когда вы в последний раз смеялись до боли в животе?
100. Что мешает вам жить той жизнью, какой вы хотите жить? Надеюсь, после изучения этих вопросов ваш мозг сходит с ума от всевозможных мыслей и идей. Это как раз то, что нужно! Потратив время и усилия на ответы на эти вопросы, вы практически наверняка сможете найти в своей жизни большую глубину. Если бы мы всегда избегали важных вопросов, провоцирующих нас на жизненные перемены, ничего бы не менялось!