Формирование командно административной системы. Формирование административно-командной системы

История экономики: учебное пособие Шевчук Денис Александрович

7.5. Условия формирования командно-административной системы экономики России

В конце ХIХ-начале ХХ в. в стране складывается «государст-венный капитализм».

«Государственный капитализм» – особая система управления экономикой, сочетающая жесткий бюрократический централизм государственной власти с возросшей силой и самостоятельностью частного капитала, объединенного в крупные союзы и синдикаты, а также либеральную оппозицию, состоящую в основном из интеллигенции и опирающуюся на Государственную думу.

Причины формирования в России системы «государственного капитализма»:

1) медленные темпы развития;

2) недостаточные стимулы к предпринимательству;

3) мобилизационный путь развития;

4) связь развития промышленности с государственными заказами;

5) двойственность социально-экономической структуры: промышленный капитализм и архаичное сельское хозяйство;

6) узость внутреннего рынка и нестабильность финансовой системы.

Стремление к макроэкономическому регулированию не было специфической российской чертой. Однако формы его проявления в нашей стране имели свою собственную специфику. До начала XX в. их основной характеристикой был сословный характер. Так, например, казенная промышленность развивалась преимущественно в интересах дворянства. В 90-е годы основной акцент делается уже на развитие частного предпринимательства, регулирование которого осуществляется через систему госзаказов. Мировая война резко усилила потребность в координации деятельности всех участников хозяйственной жизни. Формирование системы централизованного регулирования осуществлялось как «сверху» путем создания специальных правительственных органов для решения проблем военной экономики, так и «снизу» посредством деятельности представительных органов частного капитала. Была и третья сила: левые партии и общественные организации, влияющие на формирование общественного мнения в стране. Между 1914 и 1929 гг. были опробованы различные варианты прямого государственного вмешательства в осуществление хозяйственного процесса с целью его планомерного регулирования.

В годы войны каркас централизованного регулирования составили образованные в августе 1915 г. четыре особых совещания – по обороне, перевозкам, топливу и продовольствию. Они имели широкие полномочия и возглавлялись ведущими членами правительства, указания которых подлежали безотлагательному исполнению. Особые совещания опирались на разветвленную сеть региональных и местных органов.

На случай же возникновения межведомственных трений было создано «сверхсовещание» с участием министра внутренних дел. Уже в этот период возникают черты, присущие российской модели командно-административной системы:

1) множественность регулирующих органов;

2) главная функция – снабженческо-распределительная (введение государственных монополий на хлеб, уголь, сахар, нефть и хлопок);

3) покрытие нехватки финансовых ресурсов за счет усиления прямого налогообложения крестьянства;

4) административное ограничение роста аграрных цен при росте промышленных цен;

5) создание системы государственных планов, прежде всего по заготовке продовольствия.

Несмотря на принимавшиеся правительством меры экономическая ситуация в стране обострялась, что послужило одним из факторов социальной революции.

Опыт централизованного регулирования народного хозяйства Временным правительством включает два основных момента: введение ряда государственных монополий (на хлеб, уголь и сахар) и попытку создания экономического центра, вырабатывающего единый план. Для этого при правительстве был создан Экономический совет.

Практический опыт реализации мер дал результат, прямо противоположный ожидаемому. Неэффективность политики обусловливалась рядом факторов: неповторимостью бюрократических государственных структур, пытавшихся заменить собой рыночный механизм согласования спроса и предложения; разрушением частнохозяйственного аппарата, традиционно обслуживающего товарообмен между городом и деревней, дестимулирующим влиянием на деревенских производителей фиксации цен на их продукцию, тогда как все остальные цены росли. В этих условиях внимание экономистов, придерживавшихся различной идейно-политической ориентации, все чаще стали привлекать общие вопросы планомерного регулирования всего народного хозяйства. Выделяются два совершенно различных подхода.

1. Стремление выработать концепцию экономической реформы с использованием важнейших принципов планирования (антимонопольное законодательство, демократизация производственной деятельности, увязка общегосударственных и частных интересов, целостность и централизм экономической политики).

2. Обоснование использования государства как силы, способной заменить рынок и активно вмешаться в хозяйственный механизм для его модернизации. На крайнем левом фланге сторонников этой позиции находились большевики, утверждающие необходимость доведения до логического конца тенденции укрупнения и монополизации общественного производства путем принудительного синдицирования, национализации ключевых сфер производства, привлечения рабочих к управлению и организации рабочего контроля.

Победа Октябрьской революции привела к превращению второй позиции в господствующую. Однако сформированные в первые годы советской власти правительственные органы, например ВСНХ, во многом воспроизводили систему централизованного управления промышленностью в годы первой мировой войны. Экономическая политика этого периода имела ситуативный характер, то есть характер реагирования на происходящие процессы. Это выражалось и в практических шагах: реализация Декрета о земле (раздел, а затем и передел земли); сведение национализации финансовой системы (Государственного и частных банков) и промышленных предприятий к стихийной конфискации, что в конце концов подтолкнуло СНК к принятию решения о всеобщей национализации крупной (июнь 1918), а позже (январь 1919 г.) всей промышленности, национализации торговли с ее заменой принудительным государственно организованным распределением и установлением прямого товарообмена между городом и деревней (ноябрь 1918 г.); введение продовольственной разверстки (январь 1919 г.) и всеобщей трудовой повинности и т. д. Очевидно, что указанные и другие меры не являлись реализацией общей программы, а проводились исключительно ради того, чтобы каким-то образом спасти остатки хозяйственных связей и сосредоточить в своих руках оскудевшие ресурсы в условиях угрозы и разгорания гражданской войны и интервенции. В таких условиях система управления народным хозяйством характеризовалась следующими чертами:

Жесткая централизация и отсутствие действенных горизонтальных связей между вертикальными образованиями – главками и наркоматами;

Множественность плановых органов, их межведомственный характер и стихийность возникновения;

Упор на централизацию распределительных функций;

Отчуждение управленческого аппарата государства от народных масс и реального хозяйственного процесса.

Причины быстрого формирования административно-команд-ной системы управления в Советской России:

Опора новой власти на репрессивный аппарат;

Традиционно сильное государственное вмешательство в экономику;

Господство идей справедливости в массовом сознании.

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

8.3. Попытки реформирования командно-административной системы в 50-60-е гг Первая попытка реформирования командно-административ-ной системы была тесно связана с окончанием в марте 1953 г. сталинского периода в истории СССР. Политические изменения в стране требовалось

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

3. Первые социалистические преобразования. Военный коммунизм как этап становления командно-административной системы (1917 – 1921) Большевики стремились к полному уничтожению частной собственности.В декабре 1917 г. внешняя торговля была поставлена под контроль Наркомата

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

3. Факторы формирования российской модели рыночной экономики Россия после длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. начала переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

20. Факторы формирования российской модели рыночной экономики Формирование российской модели рыночной экономики происходило под влиянием следующих основных факторов, оказавших существенное влияние на ее характер:1) геополитического. Национальная экономика

Из книги Экономическая география автора Бурханова Наталья

35. Природные условия и ресурсы России В основе ландшафта России лежат крупные тектонические структуры – платформы, щиты, складчатые пояса, они выражены разнообразными формами – горами, низменностями, возвышенностями и др.Большая часть территории России занята

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

36. «Военный коммунизм» как этап становления командно-административной системы (1917–1921 гг.) Главным направлением деятельности новой власти после Октябрьской революции 1917 г. стала национализация предприятий. Декретами ВЦИК и СНК за три года были национализированы

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

44. Попытки реформирования командно-административной системы (1953–1964 гг.) В период «хрущевской оттепели» проводилась политика полной «десталинизации» страны, когда культ личности И. В. Сталина всячески искоренялся, реабилитировались политические заключенные. Период

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

58. ПЕРВЫЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ КАК ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ (1917–1921 ГГ.) На рубеже XIX–XX вв., несмотря на бурные темпы промышленного производства, общий облик страны в значительной мере определяло сельское

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

72. СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА В ЭПОХУ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Анализ развития страны в 1960-1980-е гг. представляет немалую сложность. Это один из наиболее противоречивых периодов в истории Отечества, насыщенный

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

1.3. Роль экономической теории в период глобализации мирового хозяйства и формирования в России рыночной хозяйственной системы Помимо общественных и личных интересов в круг проблем экономической теории включается ныне исследование такого понятия, как «национальные

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

1.3. Трансформация института рынка в условиях формирования глобальной информационной экономики В России идут одновременно два переходных процесса: переход к рынку и переход к информационной стадии развития. В связи с этим встает вопрос, каким образом трансформируются

Из книги Один на один с биржей. Эмоции под контролем автора Ратон Алексей

4.4. Направления формирования инновационной экономики на основе развития малого предпринимательства Встречаются различные терминологические определения экономических этапов развития общества, используемые исследователями разных школ и направлений, к которым

Из книги Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь автора Баранов Вячеслав Викторович

Глава 8 Характерные черты формирования и развития рыночной экономики Японии (XVIII–XXI

Из книги автора

83. Типы банковских систем. Основные различия между командно-административной и рыночной банковскими системами Можно выделить два основных типа банковских систем: командно-административную банковскую и рыночную банковскую систему.Главная особенность рыночной системы

Из книги автора

8.1. Условия для формирования новой привычки Привычка – это навык, который возникает постепенно, в результате повторяющихся действий, и впоследствии выполняется сам собой, автоматически, без усилий вашей волиДля формирования новой привычки нужно выполнить ряд

Из книги автора

Глава 1 Макроэкономические проблемы формирования инновационной экономики в

Объективные и субъективные предпосылки формирования командно-административной системы в СССР

Командно-административная система управления - это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других внеэкономических методов. Характерные черты этой системы отражены в схеме.

Командно-административное управление:

Прямое управление предприятиями из центра.

Полный контроль государства за производством и распределением.

Управление с помощью только административно-приказных методов.

Режим власти, созданный И.В. Сталиным в 1930-е гг., получил название тоталитарного. При тоталитаризме во главе государства стоит один человек, осуществляющий высшую власть. Отсутствуют всякие права и свободы, подавляется любое инакомыслие, единственно верной провозглашается та доктрина, которой придерживается лидер. Но для существования тоталитарного режима необходимо было создать особую государственную систему. Сталин ее создал, и она получила название командно-административной. Основу ее составлял бюрократический аппарат, номенклатура (номенклатура - круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа). Именно в руках номенклатуры сосредоточивалось управление всеми сферами жизни советского общества.

Административно-командная система напоминала пирамиду, на вершине которой находился вождь, окруженный пятью-шестью ближайшими соратниками, вместе с которыми он вырабатывал основные решения по вопросам внутренней и внешней политики страны, позднее оформлявшимися номенклатурой в виде законов и указов. По некоторым данным, за все годы советской власти, с 1917 по 1991, число лиц, непосредственно участвовавших в принятии и оформлении таких кардинальных решений, не превысило 2-3 тыс. человек. В основании же пирамиды находились миллионы простых советских тружеников: рабочие, крестьяне, интеллигенция.



Предпосылки становления командно-административной системы в СССР в 1920-30 гг.

Для возникшего в СССР в 30-е гг. политического строя был характерен тоталитаризм - режим, который полностью подчиняет, контролирует и регулирует все сферы жизни общества.

Одной из важных предпосылок становления этой системы являлась монополия на власть одной партии. Внутри самой партии постепенно свертывались демократические начала, ослабевали коллективные принципы руководства. Все реже стали созываться съезды ВКП (б), партийные конференции (в 1918-1929 гг. состоялось 9 съездов и 9 конференций, в 1930?1941 гг. 3 съезда и 2 конференции).

В конце 1920-х гг. начался кризис нэпа. Промышленность СССР не успевала за развитием сельского хозяйства. Крестьянин-единоличник не мог купить на вырученные от продажи своей продукции деньги необходимые промышленные товары. Посевные площади стали сокращаться. Упали государственные закупки сельхозпродуктов, в городах начался голод. Преодолеть кризис можно было двумя путями. Экономический план, сторонниками которого были Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и другие их партийные единомышленники, предусматривал иностранные инвестиции в советскую экономику, насыщение рынка (за счет этих средств) промышленными товарами, постепенный запуск отраслей промышленности, производящих ТНП (товары народного потребления). Но выполнение этого плана растянулось бы на многие годы и поставило СССР в зависимость от капиталистических государств. И.В. Сталин и его сторонники предпочли проверенный в годы Гражданской войны способ насильственного изъятия сельхозпродукции у крестьян.

С этой целью в 1928 г. было решено провести коллективизацию? политику советского государства, направленная на массовое создание насильственными методами коллективных хозяйств. Целью коллективизации провозглашались: «ликвидация кулачества как класса», обобществление средств производства, централизованное управление сельским хозяйством, повышение эффективности сельскохозяйственного труда, получение средств на индустриализацию страны.

Насильственное проведение коллективизации обеспечило приток средств для проведения индустриализации - процесса создания крупного машинного производства, формирования новой социальной структуры и перехода на этой основе от аграрного общества к индустриальному. Впервые лозунг перехода к индустриализации провозгласила ХIV Всероссийская партийная конференция большевиков в 1925 г. Целями индустриализации определялись: преодоление технико-экономической отсталости СССР от развитых западных государств, превращение страны из аграрной в индустриальную, ликвидация отсталости аграрного сектора экономики, создание мощной оборонной системы и укрепление международного положения СССР.

Для успешного проведения коллективизации и индустриализации потребовалось держать в повиновении миллионы людей, не допускать никаких проявлений самостоятельности и инакомыслия. С этой целью в нашей стране была создана могучая репрессивная система, возникшая еще в годы Гражданской войны и окончательно сформировавшаяся в 1930-х гг. Ее основу составили органы наркомата внутренних дел? НКВД, пришедшие на смену ВЧК-ОГПУ, которые постепенно вышли из-под контроля не только государства, но и партийного аппарата, непосредственно подчиняясь лишь И.В. Сталину.

Нужно отметить, что сталинская политика находила одобрение у основной массы коммунистов, вступивших в партию в то время, когда И.В. Сталин был ее генеральным секретарем. Это были в своей основной массе малообразованные, культурно отсталые, политически неграмотные люди, связывающие свое вступление в партию с возможностью сделать быструю карьеру, получить привилегированное положение. Репрессии выдвигали на руководящие должности первых секретарей обкомов, наркомов, директоров крупнейших заводов молодых людей в возрасте тридцати с небольшим лет. Вот почему перед Великой Отечественной войной среди высшего руководства страны, командующих армиями и военными округами оказалось слишком мало опытных кадров.

После разгрома «правого уклона» в партии уже не было открытой организованной оппозиции. Правда, еще имели место отдельные проявления недовольства, несогласия с «генеральной линией». Но они уже не могли изменить ситуацию.

XVII съезд, названный «съездом победителей», прошел при отсутствии какой-либо критики в адрес Сталина, выступавшие всячески восхваляли его. К ним присоединились и присутствовавшие на съезде бывшие члены оппозиционных группировок. При этом бывшие оппозиционеры каялись в своих ошибках, признавая тем самым свое окончательное поражение. Впервые в истории партии съезд не принял по отчету ЦК развернутой резолюции, а просто предложил «всем парторганизациям руководствоваться в своей работе положениями и задачами, выдвинутыми в докладе товарища Сталина».

Таким образом, диктатура партии все больше превращается в диктатуру ее вождя, формируется культ его личности.

Характерной чертой политической системы 30-х гг. являлось сращивание партии с государством, превращение работников партгосаппарата (так называемой номенклатуры) в новый господствующий слой общества. Одновременно с этим трудящиеся массы на деле отчуждались от реальной власти. Это видно на примере новой Конституции СССР, принятой в декабре 1936 г. Ее текст содержал много демократических норм: отменялись ограничения прав граждан по классовому признаку, вводилось всеобщее, прямое, равное, тайное голосование, провозглашались широкие права и свободы и т.д. Но Конституция не имела механизма их реализации и оставалась во многом документом? декларацией, резко расходившимся с реальной жизнью того времени.

Репрессии являлись одной из важнейших составляющих общественно-политической жизни этого времени в СССР. Проводились они руками мощного картельного аппарата, основу которого составляли органы ОГПУ. С 1934 г. ? НКВД СССР, в чьем ведении находилась разветвленная система ГУЛАГа. Жесткий идеологический контроль над обществом, монополия на средства массовой информации позволяли внедрять в общественное сознание образ внутреннего врага. Сопровождать репрессии широкомасштабными пропагандистскими кампаниями. Формировался своеобразный эффект «привыкания» к массовому произволу. В раскручивании маховика репрессий особую роль сыграли события 1 декабря 1934 г. В этот день в Ленинграде был убит С.М. Киров. В тот же день было принято постановление Президиума ЦИК СССР о порядке рассмотрения обвинений в подготовке или совершении террористических актов. На следствие по этим делам отводилось не более 10 дней, они рассматривались без прокурора и адвоката, приговоры к высшей мере наказания приводились в исполнение немедленно. Командно-административные методы управления пагубно повлияли и на функционирование политической системы советского общества. ее развитие носил противоречивый и сложный характер. Основной была противоречие между демократической формой и бюрократической сущностью политической системы. Указанное значительной мере было связано с замкнутым характером политической системы советского общества, который заключался в том, что исчерпывающий перечень всех составляющих элементов этой системы определялся в конституционном порядке (сначала это была Конституция СССР 1936 p., а впоследствии - Конституция СССР 1977 г. При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается своего рода раковое заболевание - бюрократизация государственного аппарата. В этом случае чиновники работают формально, они используют занимаемые должности в личных и корыстных интересах. Для всякого бюрократического аппарата характерен неудержимый рост управленческих штатов.

В СССР тоталитаризм как феномен был сформирован фактически сразу после образования государства, в середине 20-х годов 20 века. Тоталитарный режим был единственным способом правящей РКП(б) закрепить свои позиции в государстве и реализовать все свои стратегические цели.

Первоначально такая форма авторитарного правления коснулась экономической сферы: большевики упразднили право свободного труда, заменив его принуждением, частично милитализировали экономику и монополизировали большинство предприятий.

Для укрепления тоталитарного режима, члены РКП(б) физически уничтожили оппозицию, таким образом установив единоличное господство своей партии. Для окончательного становления тоталитаризма, было необходимо подготовить благодатную почву в лице народной покорности.

Власть начала внедрение первой идеологической пропаганды, которая заключалась в контроле средств массовой информации, иеологической изоляции страны, едином идеологическом образовании, а также в унификации духовной жизни.

Началом действия тоталитарной машины историки считают суд над эссерами в 1922 году. Впервые после Октябрьской революции, согласно официальному судебному решению, оппозиционеры были приговорены к расстрелу. К концу 20-х годов окружением Сталина были ликвидированы все оппозиционные силы.

В этот период началось функционирование исправительных трудовых лагерей, благодаря дальновидности Сталина, они были построены в Восточной Сибири еще в 1919 году. Одним из самых масштабных лагерей на то время, был Соловецкий лагерь, в который отправляли так называемых, «врагов народа» - белогвардейцев, духовенство, кулаков.

Лагерная система достигла своего апогея в 1930 году, с образованием ГУЛАГа. Спустя пять лет после создания, в системе ГУЛАГа насчитывалось более полутора миллиона заключенных. Согласно итогам 20 съезда Коммунистической Партии, на котором был развенчан культ Сталина, в лагерях ГУЛАГа сложили свои головы более 20 млн. людей, из которых 97% были невиновными.

В этот период активно поощрялось доносительство - любой человек имел возможность сделать донос на своего соседа и обвинить его в антигосударственной деятельности. «Виновного» без суда и следствия отправляли в ссылку, а в худшем случае - приговаривали к смертной казни.

Массовые репрессии коснулись также деятелей искусства и науки, которые не поддерживали государственную политику. Многие ученые, писатели, художники были вынуждены тайно эмигрировать в США и страны Европы.

Основным стержнем тоталитаризма был культ вождя - Сталина. Объявив себя единственным приемником ленинского движения, Иосиф Виссарионович стал настоящим лидером великого государства.

Сталин весьма умело научился расправляться со своими противниками - своего главного конкурента, Л. Троцкого, приказал убить, такая же участь постигла Фрунзе и Кирова. С помощью идеологической пропаганды и карательных мер, вождь тоталитаризма обеспечил себе «любовь и почитание» советского народа.

Тоталитарная модель обеспечила высокие темпы индустриализации, что позволило за десятилетие создать передовые отрасли тяжелой и добывающей промышленности. В военный и послевоенный период был создан обширный военно-промышленный комплекс, который стал «полюсом роста» и обеспечил развитие науки, смежных отраслей, оборонной инфраструктуры. Мобилизационный характер индустриализации, ограниченность внутренних ресурсов накопления, поддержка мировой системы социализма привели к хроническому отставанию отраслей, производящих товары широкого потребления. Таким образом, индустриальный потенциал был создан за счет искусственного занижения потребления, снижения жизненного уровня населения.

Радикальные преобразования и победа в Великой Отечественной войне позволили СССР достичь такого геополитического могущества, какого не было за всю историю российского государства. После смерти И.В. Сталина в 1953 г. партия и вся страна осознали необходимость обновления. Советское руководство хотело доказать способность СССР построить общество, где бы показатели производительности труда, научно-технического развития, социальной защищенности, уровня жизни населения были бы выше, чем в развитых странах Запада. Вставал вопрос о формировании модели опережающей модернизации.

Следовало найти способ перехода от мобилизационного варианта экономического развития к модели устойчивого развития. Ограниченная эффективность и исчерпанность тоталитарных ресурсов роста (неэквивалентный обмен с деревней, трудовой энтузиазм, ограничение потребления, принудительный труд) требовали поиска новых ресурсов и стимулов развития. Преемник И.В. Сталина должен был изменить механизм принятия решений и их исполнения, поскольку никто не мог унаследовать авторитет и харизму вождя. Общество ощущало необходимость в стабилизации социальной структуры и внутренних связей, рассчитанных на эволюционное развитие без репрессий, массовых миграций в города, раскулачивания, депортаций, мобилизаций в армию.

В декабре 1925 г. XIV съездом ВКП(б) был взят курса индустриализацию. Целью индустриализации было превращение СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их производящую. Машинную технику планировалось внедрить во все народное хозяйство и на этой основе добиться ускоренного развития. Преимущественная роль отдавалась тяжелой промышленности.

Большевики отвергли экономическую концепцию «буржуазной» интеллигенции (видных экономистов А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, С.Н. Прокоповича, Б.Д. Бруцкуса), видевшей в сельском хозяйстве и рыночной экономике главный источник национального богатства. Их позиция, поддержанная наркомом финансов Г.Я. Сокольниковым, была расценена как «аграрная» и «народническая».

Внутри партии большевиков по вопросу об индустриализации столкнулись два направления. «Левое», наиболее последовательно отстаиваемое Л.Д. Троцким, Е.Л. Преображенским и Г.Л. Пятаковым, стояло за преимущественное развитие тяжелой промышленности. «Правое» направление, главным теоретиком которого был Н.И. Бухарин, а проводником этих идей в ВСНХ - Ф.Э. Дзержинский, настаивало на продолжении нэпа. Заместитель председателя ВСНХ Пятаков выступал за планируемую, централизованную индустриализацию при абсолютном приоритете тяжелой промышленности. Поддерживавший его Троцкий настаивал на установлении «диктатуры промышленности».

Ф.Э. Дзержинский, возглавивший в 1924 г. ВСНХ, ратовал за развитие легкой промышленности, которое принесло бы государству временные, но быстрые прибыли и частично удовлетворило бы запросы крестьян. В июле 1926 г. произошел конфликт между Дзержинским и Пятаковым относительно экономической ориентации ВСНХ. После смерти Ф.Э. Дзержинского курс на «сверхиндустриализацию» был продолжен новыми руководителями ВСНХ.

Наиболее полно этот курс воплотился в первом пятилетнем плане (1928/29-1932/33), рассчитанном на форсированное создание социалистической промышленности. Главной задачей пятилетки стало превращение страны из аграрно-индустриальной в индустриальную. Раздел, посвященный развитию промышленности, подготовленный под руководством председателя ВСНХ В.В. Куйбышева, предусматривал среднегодовой прирост промышленной продукции в объеме 19-20%. Столь высокие темпы развития требовали максимального напряжения сил в стране. Однако очень скоро и эти форсированные планы были пересмотрены в сторону резкого увеличения. Новые, «откорректированные» контрольные цифры не имели под собой реальной экономической основы и к концу пятилетки не были выполнены по большинству видов продукции.

К апрелю 1926 г. относится создание объединенной, очень разнородной оппозиции, получившей название «троцкистско-зиновьевского блока». В него вошли Г.Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, поддержавшие их Л.Д. Троцкий, Г.Л. Пятаков, Н.К. Крупская, Х.Г. Раковский, И.Т. Смилга и др. Оппозиция выступила против сталинского тезиса о возможности построения «социализма в одной, отдельно взятой стране», считая, что Сталин предает не только мировую, но и русскую революцию в угоду нэпу. Они выступали также против запрета X съездом партии фракционной борьбы и резолюции о необходимости подчинения партийного меньшинства партийному большинству.

Объединение было непрочным, так как все его участники были едины в своей неприязни к Сталину, но не имели большого политического влияния, утратив за последние годы свои посты в партийном и государственном руководстве. На пленуме ЦК ВКП(б) в октябре 1926 г. оппозиция была идейно разгромлена, Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев отстранены от руководящих постов в партии. В 1927г. в день 10-летия Октября оппозиция организовала параллельные официальные демонстрации своих сторонников в Москве и Ленинграде. Руководители «троцкистско-зиновьевского блока» и 93 оп­позиционера, включая Л.Б. Каменева, были исключены в 1927 г. из партии. В начале 1928 г. Л.Д. Троцкий был выслан в Алма-Ату, а еще через год - за пределы СССР. Зиновьев и Каменев, вынужденные «признать свои ошибки», были восстановлены в партии. XV партийная конференция (1927) единогласно приняла тезисы Сталина о возможности «построения социализма в одной, отдельно взятой стране», что означало его полную победу над своими политическими противниками внутри партии в этом вопросе.

Дальнейшие споры между противниками нэпа и его сторонниками привели к окончательному оформлению «правой оппозиции». Ее возглавили Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и М.П. Томский, имевшие большое влияние в учреждениях, занимающихся планированием. Концепция индустриализации Бухарина была напрямую связана с продолжением нэпа, предполагавшего прежде всего последовательно развивать рыночную экономику.

30 сентября 1928 г. Бухарин опубликовал в «Правде» «Заметки экономиста», в которых излагал экономическую программу оппозиции. Он объяснял кризис в стране ущербностью планирования, ошибками в политике ценообразования, дефицитом промышленных товаров, неэффективностью помощи сельскохозяйственной кооперации. Взамен он предлагал изменить экономический курс за счет определенных уступок крестьянству, таких как открытие рынков, повышение закупочных цен на хлеб, а При необходимости и закупка хлеба за границей.

Создавать колхозы, по мнению Бухарина, можно было только в том случае, если они окажутся более жизнеспособными, чем индивидуальные хозяйства, а индустриализация необходима, только если она «научно спланирована», проводится с учетом инвестиционных возможностей страны и в тех пределах, в которых она позволит крестьянам свободно запасаться продуктами. В одном из своих выступлений он призывал крестьян «обогащаться, не боясь никаких репрессий», и считал, что даже зажиточные крестьяне могут «врасти» в социализм.

Однако отказ от централизации в экономике неизбежно привел бы и к отказу от централизации в политической жизни, подрыву права партии на управление. Несмотря на высокий научный уровень, статья Бухарина стала поводом для создания мифа об «оппозиции справа», опасном уклоне в партии, конечная цель которого - реставрация капитализма в СССР. В ноябре 1928 г. пленум ЦК партии единогласно осудил «правый уклон», от которого Бухарин, Рыков и Томский отмежевались.

По мнению Сталина, критическое положение на сельскохозяйственном фронте, приведшее к провалу хлебозаготовительной кампании и въедешш в 1928 г. карточной системы в городах, было вызвано действиями кулаков и других враждебных сил, стремящихся к «подрыву советского строя», В июне 1929 г. печать сообщила о начале нового этапа - «массовой коллективизации». Вслед за этим 31 октября 1929 г. «Правда» призвала к сплошной коллективизации, а в статье Сталина «Год великого перелома» утверждалось, что «середняк повернулся лицом к колхозам». Было принято решение о переходе к сплошной коллективизации. Это означало конец нэпа.

Построение мощной, независимой военно-промышленной державы с огосударствленной экономикой, какой виделся Советский Союз сталинскому руководству, требовало наряду с индустриализацией реши­тельного преобразования аграрного сектора экономики, в котором преобладало частнособственническое, мелкое крестьянское хозяйство. Само по себе создание крупного машинного сельскохозяйственного производства наряду с индустриальной модернизацией было необходимо. Вопрос состоял в том, каким путем достичь прогресса в сельском хозяйстве. Естественно-эволюционному процессу был противо-поставлен путь форсированной сплошной коллективизации. Сплошная коллективизация проводилась в условиях; когда материально-техническая база для ее проведения создавалась одновременно с созданием колхозного строя.

Специальная комиссия, возглавляемая наркомом земледелия Я.А. Яковлевым, разработала график коллективизации, обнародованный 5 января 1930 г. постановлением ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Постановление наметило завершить сплошную коллективизацию зерновых районов поэтапно к концу пятилетки. В соответствии с ним Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье подлежали «сплошной коллективизации» уже к осени 1930 г., другие зерновые районы - на год позже. Лучшей формой коллективного ведения хозяйства признавалась сельскохозяйственная артель как более передовая по сравнению с товариществом по обработке земли. Земля, скот, техника в артели обобществлялись.

Другая комиссия во главе с В.М. Молотовым занималась вопросом об участи кулаков на основании провозглашения Сталиным перехода от политики ограничения кулачества к политике ликвидации его как класса. «Раскулачивание» стало составной частью процесса коллективизации. Кулаки были разделены на три категории: в первую вошли те, которые занимались контрреволюционной деятельностью во вторую - те, кто не оказывал активного сопротивления советской власти, но, будучи эксплуататорами, «содействовали контрреволюции». Эти две категории подлежали аресту и выселению в отдаленные районы страны (Сибирь, Казахстан), а их имущество конфисковывалось. Кулаки третьей категории, «лояльные по отношению к советской власти», осуждались на переселение в пределах своей области на необработанные земли.

По установившейся практике к кулакам было принято причислять всех, кто нанимал хотя бы одного сезонного рабочего, имел сельскохозяйственную технику, чуть менее примитивную, чем обычный плуг, или держал две лошади или четыре коровы. В 1920-е гг. кулаки составляли примерно от 750 тыс. до 1 млн семей, но их экономическое положение сильно пострадало после кризиса хлебозаготовок из-за постоянно растущих налогов. В итоге раскулачиванию подверглись десятки тысяч середняков. В некоторых районах от 80 до 90% середняков были осуждены как «подкулачники», их вина состояла в том, что они уклонялись от коллективизации. По современным данным, было раскулачено и сослано около 5 млн человек.

Для проведения коллективизации власти мобилизовали 25 тыс. рабочих. Силами местных властей и «двадцати пяти тысячников» началось поголовное принудительное объединение единоличников в коммуны, когда обобществлялись не только средства производства, но и личное подсобное хозяйство. Каждую декаду газеты публиковали данные в процентах о коллективизированных хозяйствах, но часто эти данные искусственно раздувались местными властями, и многие колхозы существовали лишь на бумаге. Результатом таких «побед» стала длительная дезорганизация сельскохозяйственного производства.

Реакцией на происходящее стала статья Сталина «Головокружение от успехов», появившаяся в «Правде» 2 марта 1930 г. В ней Сталин осудил так называемые «перегибы» - многочисленные нарушения принципа добровольности при организации, колхозов и раскулачивании, жертвами которого становились середняки, а также перескакивание от сельхозартели к коммуне, когда обобществлялся мелкий скот, птица, инвентарь, постройки. Вся ответственность за допущенные ошиб­ки возлагалась на местное руководство. Итогом статьи стало постановление ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г. «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после которого начался массовый выход крестьян из колхозов.

С осени 1930 г. кампания заготовок зерна колхозами стала постоянным явлением и первоначально приносила государству больше зерна, чем удавалось получить в последние годы нэпа. Это побудило власти к продолжению политики коллективизации. К июлю 1931 г. процент коллективизированных хозяйств составлял приблизительно 57,5%. Июльский Пленум ЦК партии констатировал, что колхозное крестьянство стало центральной фигурой земледелия, а колхозы - основными производителями сельхозпродукции.

Но к концу лета 1931 г. хлебозаготовки начали давать сбои: снизились поступления зерновых. Назревал и становился неизбежным конфликт между идущими на всяческие уловки ради сохранения части урожая крестьянами, с одной стороны, и властями - с другой. Цель преодолеть сопротивление крестьян имел вступивший в силу 7 августа 1932 г. закон, позволявший приговаривать к высылке сроком до десяти лет за ущерб, наносимый колхозу.

Результатом чрезмерного давления на крестьянство был страшный голод в Поволжье, на Украине, Северном Кавказе и в Казахстане, от которого только на Украине погибло от 4 до 5 млн человек. В отличие от 1921 г., когда голод был официально признан и власти обратились за международной помощью, сведения о массовом голоде 1932- 1933 гг. в украинских деревнях полностью отрицались правительством и скрывались даже внутри страны.

После этой трагедии правительство вынуждено было пересмотреть методы проведения заготовок. Постановлением ЦК партии от 19 января 1933 г. заготовки объявлялись составной частью обязательного налога, взимаемого государством и не подлежащего пересмотру на местах. Государство брало на себя контроль за размерами посевных площадей и урожая в колхозах, несмотря на то, что по уставу сельхо­зартели эти вопросы подчинялись только общему собранию колхозников.

В 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников был принят новый Примерный устав сельскохозяйственной артели (вместо устава 1930 г.), который на долгие десятилетия вперед определил уклад жизни в деревне. Земля закреплялась за колхозами в «вечное пользование», устанавливались бригадный метод труда и оплата по трудодням. Колхозы обслуживались сельскохозяйственной техникой, которая была сосредоточена на государственных машинно-тракторных станциях (МТС).

Вопреки ожиданиям, коллективизация не привела к видимому росту сельскохозяйственного производства. Хотя в 1935 г. в городах была отменена карточная система, в 1936-1940-х гг. валовая продукция сельского хозяйства осталась на уровне 1924-1928 гг., т.е. доколхозной деревни. Вместе с тем колхозы позволили значительно увеличить заготовки государством сельскохозяйственной продукции, особенно зерна. В 1935 г., когда 98% всех обрабатываемых земель в стране были социалистической собственностью, государство изъяло у села более 45% всей сельскохозяйственной продукции, т.е. в три раза больше, чем в 1928 г. Государство покупало ее по ценам, едва покрывающим 20% себестоимости.

Для прикрепления крестьян к земле и колхозу на рубеже 1932- 1933 гг. был введен паспортный режим с пропиской по определенному месту жительства. Паспорта выдавались только жителям городов, а колхозники их не получили. Политика коллективизации, сопровождавшаяся- применением принудительных мер, способствовала укреплению командно-административной системы. Спустя некоторое время, в период индустриализации, столь же жесткие полицейско-бюрократические методы были применены в отношении других общественных групп.

Модернизация промышленности осуществлялась в годы трех довоенных пятилеток: I- 1928/29-1932/33 гг.; II- 1933-1937 гг.; III - 1938-1942 гг. (оказалась прерванной в июне 1941 г. в связи с началом Великой Отечественной войны). За неполные три пятилетки были созданы новые отрасли промышленности: станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др. Построено 8900 предприятий союзного значения. Базой индустриализации стали Европейская часть РСФСР и Украина, где располагались старые промышленные районы и проживала основная часть населе­ния. Индустриальной перестройке подверглись также районы Урала и Сибири, где с конца 1930-х гг. усиленно велось строительство предприятий-дублеров.

В успехе первых пятилеток значительную роль играло социалистическое соревнование. Оно через встречные планы давало возможность резко поднять производительность труда за счет энтузиазма, сознательного и бескорыстного отношения к труду. Победителям стали присваивать звание Героя Социалистического Труда (первым это звание получил И.В. Сталин).

Сама идея соцсоревнования была не чем иным, как апелляцией к энтузиазму рабочего класса, способом все лучшие качества и устремления людей поставить на службу социалистическому строительству, не предполагала материального вознаграждения. В работе Сталина «К вопросу аграрной политики в СССР» обосновывалась мысль, во многом повторявшая идеи Е.Л. Преображенского, что рабочие в отличие от капиталистов могут довольствоваться минимальной прибылью или вообще не заботиться о ней. Не случайно тезис получил обоснование в 1929 г., когда отдача от обобществленных средств производства снизи­лась. В то же время инженеры и техники с самого начала понимали, что всякий рекорд, не подтвержденный соответствующими мерами по рациональной организации труда, скоро приведет к дезорганизации производства. Для простых рабочих очередной «трудовой подвиг» оборачивался произвольным и всеобщим повышением норм выработки.

Летом 1935 г. возникло стахановское движение, названное по име­ни донецкого шахтера А.Г. Стаханова. Его почин по многократному превышению дневной нормы развился и получил характер целого движения в различных отраслях промышленности. Руководство партии особо подчеркнуло революционный характер движения.

Одновременно были приняты меры по укреплению дисциплины труда. Значительно повышались полномочия директоров предприятий. Вводилась новая система оплаты труда -, сдельная, в соответствии с законом 1931 г. объем социальных благ был поставлен в прямую зависимость от непрерывности стажа на предприятии. В сентябре 1932 г. были введены обязательные трудовые книжки, в которых отмечались все прежние места работы. Уменьшению текучести рабочей силы способствовала введенная система прописки. Неявка на работу сурово каралась по закону от 15 ноября 1932 г., предусматривавшему немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек (до 1935 г.) и выселение с занимаемой площади. Постановлением от 8 января 1939 г. любое опоздание более чем на 20 минут приравнивалось к неоправданному отсутствию, а повторное опоздание вело к увольнению. Введение целого комплекса подобных мер выражало стремление власти добиться повышения производительности труда путем внеэкономического принуждения.

По новому законодательству, принятому 10 июля 1934 г., было создано Особое совещание - неконституционный внесудебный орган в системе государственной безопасности. Концепция новой «социалистической» законности генерального прокурора СССР А.Я. Вышинского изымала из юридического языка формулу «презумпции невиновности». Считалось, что суд принципиально не может установить объективную истину, так как преступление нельзя воспроизвести, поэтому цель суда - не поиск истины, а установление «вероятности» виновности обвиняемого. Объективные доказательства не требовались в случае, если человек признавался в совершении преступления. Признание человека, добытое при таких обстоятельствах, становилось главные аргументом обвинения. Если признания не было, достаточными оказывались возможность соучастия, наличие преступного замысла. Ответственность всех подсудимых становилась равной независимо от степени соучастия.

Политические процессы должны были поддерживать в людях ощу­щение драматизма момента и необходимости борьбы с происками подпольных вражеских организаций, уходящих корнями еще в дореволюционное прошлое. Многие обвиняемые, объявленные шпионами, вредителями, диверсантами, якобы были в прошлом агентами царской охранки, а значит, скрывающимися врагами, связанными к тому же с подпольным «троцкистско-зиновьевским центром», намеревающимся свергнуть советское правительство. Эти процессы преследовали конкретную цель - добиться окончательного политического разгрома всех несогласных с генеральной линией партии и просто недовольных.

1 декабря 1934 г. был убит СМ. Киров, член Политбюро, секретарь ЦК и Ленинградского ГК партии. Принятое в этот же день новое постановление о порядке рассмотрения обвинений в подготовке или совершении террористических актов поставило следствие и суд по этим делам в условия, исключавшие объективное выяснение всех обстоятельств дела. На следствие отводилось не более десяти дней. Дела рассматривались без прокурора и адвоката. Обжалование и помилование не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

ОГПУ был преобразован в наркомат внутренних дел (НКВД), который последовательно возглавляли Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, превращенные постепенно из исполнителей в «козлов отпущения», а затем Л.П. Берия, которому удалось пережить Сталина. В утвержденном II Всероссийским съездом Советов списке первого советского правительства первым был назван Ленин, последним - Сталин, а между ними - 13 человек. Из них лишь трое после Ленина умерли своей смертью, остальные были объявлены «врагами народа» и репрессированы.

Репрессии 1930-х гг. окончательно укрепили личные позиции Сталина и его сторонников в аппарате власти. Сначала была развернута широкая кампания против тех деятелей, на которых возлагалась ответственность за искажение партийной линии при ее претворении в жизнь. Затем на многие ключевые посты в партии и государстве были назначены сторонники Сталина. На прошедшем в 1934 Г. XVII съезде партии утверждалась мысль о победе генерального курса ЦК в социалистическом строительстве, выдающемся вкладе в эту победу лично И.В. Сталина, который был признан единственным вождем партии и народа. Кроме того, съезд официально объявил обмен партийных билетов, предпринятый для наведения порядка в структуре партийного аппарата.

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция, по выражению Сталина, самая демократическая в мире. Она знаменовала собой победу социализма. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование. Но реальная практика делала выборы безальтернативными: выдвигался единственный кандидат в депутаты, подобранный партийными органами. В разгар массовых репрессий и беззакония статьи Конституции торжественно объявляли о введении принципа открытости всех судебных процессов, подтверждали право обвиняемых на защиту, провозглашали свободу печати и собраний, неприкосновенность личности, жилища и переписки. Каждому гражданину декларировалось право на труд, отдых, образование.

В марте 1939 г. на XVIII съезде партии был принят тезис о пост­роении в СССР социализма в основном и переходе к строительству коммунизма. Это являлось идеологическим оформлением генерального курса партии на усиление роли государства в целом и его центрального аппарата для создания мощной военно-промышленной державы.

Именно в 1930-е гг. в стране сформировалась модель экономического развития, многие черты которой дожили до 1990-х гг. Огромные капиталовложения в приоритетные отрасли - машиностроение, добывающую промышленность, производство электроэнергии - осуществлялись в ущерб уровню жизни населения, -так как производство товаров народного потребления, развитие легкой промышленности и сельского хозяйства отодвигались на второй план. Несмотря на заметный рост объема производства военной продукции, он обеспечивался за счет уменьшения производства металлоемких отраслей невоенной промышленности, что еще больше разбалансировало экономику накануне войны.

В среднем рост промышленного производства в 1930-е гг. был высоким и составлял 15-18% в год, что объяснялось как низким стартовым уровнем, так и командными методами руководства плановой экономикой. Положительным результатом было то, что форсированная индустриализация позволила СССР достичь экономической независимости от Запада в сфере поставок стратегических материа­лов и оборудования. Страна преодолела абсолютное отставание от ведущих держав. Это позволило Сталину заявить в конце 1930-х гг. о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (КОНЕЦ 1920-Х – 1930-Е ГГ.)

На исходе первого десятилетия советской власти советское общество вступило в новый период политического и экономического развития, итогом которого стали сложившаяся в 1930-1940-е гг. командно-бю­рократической система и тоталитарный политический режим. Опреде­ляющее влияние на развитие событий оказали политические процес­сы, происходившие в то время в СССР, в частности обострение политической ситуации в стране, связанное с усилившейся после смерти В.И. Ленина борьбой за власть внутри большевистской партии и последовавшим возвышением И.В. Сталина.

В конце 1920-х гг. в результате сложной политико-идеологической борьбы среди партийных лидеров победила линия на свертывание нэпа, который оказался ненужным в условиях крепнувшей административно­-командной системы управления. Эту линию отстаивал Сталин, сумев­ший благодаря ловкой аппаратной игре укрепить свои позиции в выс­ших эшелонах партийной элиты и потеснить других не менее известных «наследников» Ленина, боровшихся за власть.

Сохранявшемуся некоторое время в партии предубеждению про­тив политики «большого скачка» Сталин противопоставил находив­шую поддержку среди части большевистских лидеров популистскую установку на быстрое построение социализма в одной стране.

Состоявшийся в апреле 1929 г. пленум ЦК ВКП(б) поддержал ста­линскую популистскую программу «наступления социализма по всему фронту» и ускоренного превращения страны в передовую промыш­ленную державу. Были пересмотрены плановые задания индустриали­зации в сторону их повышения. Таким образом, уже здесь обнаружились свойственные Сталину увлечение администрированием, забегание вперед, волюнтаристские методы управления. Со временем субъекти­вистское планирование становится основной чертой управления раз­витием народного хозяйства в СССР.

Необходимость проведения форсированной индустриализации, приобретавшей характер «скачка», сталинское руководство аргумен­тировало обострением международной обстановки в конце 1920-х гг., угрозой войны со стороны «капиталистического окружения». Однако этот жупел часто использовался в качестве удобного повода для навя­зывания завышенных темпов модернизации общества, свертывания демократии.

Особенностью сталинской индустриализации являлось то, что приоритет отдавался развитию прежде всего тяжелой промышленно­сти в ущерб легкой и сельскому хозяйству. Хроническое отставание этих отраслей стало со временем главной особенностью советского народного хозяйства. Государственное управление с конца 1920-х гг. функционировало на основе пятилетних планов, имевших силу закона, которые нередко пересматривались произвольно в сторону увеличения.


Осенью 1929 г. был объявлен курс на форсиро­ванную коллективизацию сельского хозяйства, характер которой от­разил результаты администрирования и забегания вперед. 5 января 1930 г. вышло специальное постановление ЦК ВКП(б) «О темпах кол­лективизации и мерах помощи государства колхозному строительст­ву», которое провозглашало проведение сплошной коллективизации в большинстве районов страны. Проводя коллективизацию, сталинское руководство преследовало цель сделать из колхозов контрагентов государства по внерыночному изъятию хлеба и сырья у крестьян для успешного проведения индустриа­лизаuии.

Изменение внутриполитического курса повлекло за собой смену политического руководства страны, вытеснение, а затем и уничтожение Сталиным старых партийных кадров. В 1927 г. по обвинению в организа­ции контрдемонстрации в связи с празднованием 10-летия Октябрьской революции из партии были исключены Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев. В 1929 г. был снят с поста редактора «Правды», а затем вы­веден из состава Политбюро Н.И. Бухарин, недавний союзник Сталина в борьбе с «левой» оппозицией. В том же году из страны был выдворен Троuкий, снят с поста председателя Совнаркома и заменен В.М. Моло­товым сторонник Н.И. Бухарина А.И. Рыков.

В конце 1920-х гг. обозна­чился поворот сталинского руководства к практике репрессий, который был начат в 1928 I: широкой кампанией борьбы против «вредительства» и завершился физическим уничтожением всех находившихся в оппозиции к Сталину крупных пар­тийных лидеров во второй половине 1930-х гг.

С победой «генеральной линии» Сталина на строительство социа­лизма в одной стране и ускоренную индустриализацию началось на­ступление на демократические институты, возникшие в период нэпа. Были проведены грандиозные чистки местных Советов, все они ставились в жесткую зависимость от финансовых возможностей цен­тра, стали финансироваться по остаточному принципу из средств, ос­тавшихся от финансирования индустриализаuии. С 1928 г. были за­крыты откомхозы и ГУКХ. НКВД больше не занимался вопросами местного самоуправления и не курировал местное хозяйство. Вместо него было создано ОГПУ - орган надзора за населением и каратель­ный орган диктатуры пролетариата.

На этом фоне вполне закономерной представляется задуманная и проведенная сталинским руководством административно-территори­альная реформа 1928-1930 гг., окончательно похоронившая надежды на возрождение института самоуправления в России. В связи с этим области «нарезались» по преимушеству волевым решением, их размеры в 2 раза превышали бывшие губернии. В то же время создание районов, формировавшихся под лозунгом «смычки города и деревни» и занима­вшихся как сельским хозяйством, так и промышленностью, привело к фактическому уничтожению специализированных сельских властей. По тем же политическим мотивам города были «разрезаны» на районы, органы власти которых наделялись компетенцией, аналогичной той, что имела городская власть. В результате создавалась жесткая верти­каль, в которой власти разных уровней неизбежно сталкивались в сфе­рах компетенции и финансов, что давало возможность центру вмеши­ваться и решать споры в своих интересах. К концу 1920-х гг. работа эта в основном была завершена: в Российской Федерации утвердилась новая так называемая трехзвенная система - район, округ, область (край); в ос­тальных союзных республиках - двухзвенная (район, округ).

Проведение политики ускоренной индустриализации потребовало серьезных изменений в системе управления промышленностью.

В 1920-е гг. оно строилось на сочетании функционального (Госплан, Рабкрин, Комиссия ГОЭЛРО, ГПУ и т.д.) и отраслевого (отраслевые наркоматы) принципов руководства с преобладанием одного из них. Для 1930-х гг. было характерно преобладание отраслевого принципа управления, усиление тенденции к единоначалию и централизации в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. На­чало этому процессу было положено принятым в январе 1932 г. поста­новлением ЦИК СССР о перестройке управления промышленнос­тью. Формально отказ от преобладавшего до этого функционального принципа построения партийного и государственного аппарата был объявлен на ХVII съезде ВКП(б) (январь - февраль 1934 г.). В марте 1934 г., исходя из указаний съезда, было принято специальное поста­новление ЦИК и СНК СССР, согласно которому органы государст­венного управления должны были быть перестроены на основе про­изводственно-отраслевого и территориального принципов. Реализация постановления 1934 г. сопровождалась дроблением, разукрупнением практически всех наркоматов. Был упразднен единый промышленный наркомат – ВСНХ, его органы в губерниях, краях, областях, округах. Вместо него созданы три отраслевых наркомата: Наркомат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяж, НКТП), Наркомат легкой про­мышленности СССР (Наркомлегпром) и Наркомат лесной промыш­ленности СССР (Наркомлеспром). В 1934 г. к ним добавился четвер­тый - Наркомат пищевой промышленности, в 1939-м их было уже 21 (из НКТП в 1936 г. выделились Наркомат оборонной промышленно­сти и Наркомат машиностроения). Из Наркомата путей сообщения был выделен Наркомат водного транспорта, из Наркомзема – Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. В мае 1939 г. был создан Наркомат по строительству, который возглавил управление огромным строительным производственным комплексом. На базе наркомата топливной промышленности были созданы Наркоматы нефтяной и угольной промышленности, а также Наркомат электропромышленности.

Наркомат труда был упразднен и слит с ВЦСПС (средства госстраха, санатории, дома отдыха, научные институты, – это был орган общественного управления, который руководил сферами организации труда.

Возникновение двух десятков промышленных наркоматов усилило государственное управление бурно развивавшейся индустриализации страны, механизацию и машинизацию процессов в различных областях. Одно­временно открывались широкие возможности для «перетряхивания» аппарата, проведения чисток органов управления, без которых немыслима административно- командная система. Разукрупнение наркоматов и их дробление способствовало воз­никновению и развитию ведомственности, со временем составившей специфику советской хозяйственной системы. В рамках этой системы управления отраслевые наркоматы превращались в замкнутые адми­нистративно-хозяйственные единицы (ведомства), выступавшие од­новременно в роли центральных органов государственного управле­ния и органов хозяйствования.

Вместе с тем, усиливались общесоюзные начала, централизация, бюрократизация, повышалась ответственность за реализацию «директив партии и правительства». Резко возросли объем и параметры государственного управления, роль союзных органов и иисполнительного аппарата, численно вырос управленческий аппарата, который становился все более громозким («многозвенным»). Исполнительный аппарат становился главным звеном управления, действовал директивно и жестко.

Другим негативным последствием проведенной реформы управле­ния промышленностью стал стремительный рост управленческого ап­парата. По данным переписи населения 1939 г., за 10 лет он вырос в 6 раз. С целью установления контроля над вновь создаваемыми наркомата­ми и координации их деятельности власть вынуждена была создавать новые бюрократические надстройки. Концентрация власти в руках общесоюзных государственных и партийных органов вела к еще большему росту управленческого аппа­рата, сопровождалась бюрократизацией государственной жизни. В не меньшей мере этому способствовала нехватка образованных, квалифицированных специалистов-управленцев, обусловливавшая низкий уровень качества и эффективности управления, который правящая элита пыталась компенсировать приданием государственному управлению жестко бюрократического, командно-административного характера. Личный состав органов управления формировался из грамотных специалистов, за счет рабочих и крестьян («выдвиженцев»), ускоренного обучения их на различных курсах, рабфаках, учебных заведениях.

В этих условиях значительно возрастала роль контрольных и карательных органов в системе власти и управления. Помимо вновь со­зданного в 1934 г. Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД СССР), осуществлявшего всеобщий административный надзор (к НКВД перешли от ОГПУ функции политической полиции), дейст­вовали различные узковедомственные органы контроля (финансового, планового и т.д.). Все они были строго централизованы и работали в масштабах СССР, независимо от Советов.

Во всей системе управления усиливалось общесоюзное начало. К концу 1940 г. в правительстве СССР имелось 25 общесоюзных наркомата и 16 союзно-республиканских. Для координации их действий были созданы шесть хозяйственных советов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборонной промышленности, по топливу и электрохозяйству, по товарам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготовкам. Эти советы имели право давать обязательные распоряжения наркоматам соответствующего профиля и фактически руководили ими. В состав каждого совета входили 3-5 человек во главе с заместиолеме Предмедателя Совнаркома.

Расширение бюрократического аппарата вызвало необходимость совершенствовать политический контроль над ним. Осуществлявший эту функцию Наркомат внутренних дел был ранее отягощен не свойственными ему функциями (управление дорогами, картография, переселенческое дело и т.д.) В феврале 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата: Наркомат внутренних дел и Наркомат Государственной безопасности (который руководил и внешней разведкой в том числе).

Произошедшие к середине 1930-х гг. изменения в экономическом, социальном и политическом развитии советского общества были за­креплены в принятой VIII Чрезвычайным Всесоюзным съездом Сове­тов (5 декабря 1936 г.) Конституции СССР. Конституция объявила о завершении построения основ социализма, формировании едино­укладной плановой экономики и утверждении социалистической собственности как основы советского строя, разгроме кулачества и победе колхозного строя. Были отменены существовавшие в первых советских конституциях ограничения в избирательных правах, вводи­лось всеобщее, прямое и равное избирательное право, что, однако, не ме­няло существа дела в условиях сохранения однопартийной системы, не предполагавшей проведение альтернативных выборов. Ст. 126 Конституции говорила о ВКП(б) как о руководящем ядре всех общественных и государственных организаций трудящихся.

С принятием Основного закона была изменена структура государст­венной власти. Прекратила существование прежняя система съездов Советов. Высшим органом государственной власти стал Верховный Со­вет СССР, первые выборы в который были проведены в декабре 1937 г. Была изменена также система местных Советов. Прежние Советы рабо­чих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящuxся. Упразднялись региональные съезды Со­ветов. Распорядительными органами на местах, как и прежде, являлись исполкомы Советов, в руках которых находилась реальная власть. По аналогии с прежним союзным ЦИК Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Нацио­нальностей, в равной мере наделенных правом законодательной ини­циативы. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам, члены Совета Национальностей - по устанавливаемой норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов - от автономной республики, 5 - от автономной облас­ти, 1 - от автономного округа. Основной формой работы Верховного Совета СССР являлись сессии, созываемые согласно Конституции два раза в год. Верховный Совет СССР на совместном заседании обе их палат избирал Президиум Верховного Совета СССР в составе 37 че­ловек (председателя, 11 заместителей в соответствии с числом союз­ных республик, секретаря и 24 членов). В его функции входили: созыв сессий Верховного Совета, толкование законов, издание указов, рос­пуск палат и назначение новых выборов.

В отличие от Верховного Совета СССР, Верховные Советы союз­ных республик не были двухпалатными, поэтому их национальные меньшинства могли отстаивать свои интересы только через Совет На­циональностей Верховного Совета СССР. Конституция существенно расширила полномочия общесоюзных органов. У союзных республик было изъято право на издание своих кодексов законов, равно как и право решения вопросов трудового законодательства, законодатель­ства о суде и административно-территориального устройства.

Конституция 1936 г. не внесла каких-либо существенных измене­ний в структуру и характер функционирования исполнительной вла­сти. Высшим исполнительным органом оставался Совет народных ко­миссаров СССР, осуществлявший управление отраслями народного хозяйства через наркоматы, комитеты и комиссии. СНК формировался Верхов­ным Советом СССР и в своей деятельности был подотчетен ему и его Президиуму. В Конституции СНК СССР определялся как высший ис­полнительный и распорядительный орган государственной власти.

Несмотря на ряд новаций в структуре государственных органов, ха­рактер политического режима оставался прежним. Государственная власть в стране к середине 1930-х гг. находилась полностью в руках узко­го круга партийной элиты. Принцип назначения на ответственные должности сформировался как номенклатурный принцип партийного руководства, когда партийные инстанции активно формировали персональный состав органов власти и управления через составление списков номенклатурных должностей. К концу 1930-х гг. номенклатурный принцип охватил выборные органы власти, всю систему государственного и общественного управления, хозяйственные должности, что породило партийную деспотию и безответственность кадров перед народом.. Советы стали властью для трудящихся через партийно-государственную администрации, которые сконцентрировали у себя власть и управление, а участие широких масс в управлении становилось формальностью, которая прикрывала диктат партийно-государственной бюрократии. Партийным инстанциям исподволь передаются многие чисто государственные функции. Широко практиковалось совмещение партийных и государственных должностей. Все принимаемые выс­шими органами государственной власти нормативно-правовые акты, будь то решения Верховного Совета СССР, указы его Президиума или постановления Совнаркома СССР, подлежали предварительному рас­смотрению и санкционировались Политбюро ЦК партии.

Показательно, что идеология государственности, представления о скором отмирании государства в процессе перехода к социализму была постепенно заменена идеологией сильного государства. На XVIII съезде ВКП(б) 1939 г. было заявлено о сохранении государства не только при социализме, но и при победе коммунизма в одной стране. Одновременно был сформулирован тезис о возрастающей руководящей роли партии в государственном управлении и жизни общества.

Контрольные вопросы:

1. С чем связан во внутренней политике СССР отход от политики нэпа и переход к политике построения коммунизма в одной стране? Кто является инициатором этого процесса?

2. Как сказалась на развитии системы государственного управления СССР внутрипартийная борьба 1920-х гг.?

3. Какую цель преследовало проведение в стране политики индустриализации? Была ли эта цель достигнута?

4. Опишите структуру управления экономикой СССР в 1930-х гг.

5. В чем была насущная необходимость принятия новой советской конституции в середине 1930-х гг.?

6. Найди отличия в системе органов государственного управления по Конституции СССР 1924 г. и Конституции СССР 1936 г.

7. Назовите признаки тоталитарного режима в СССР в 1930-х гг.

8. Дайте определение административно-командной системы и назовите ее характерные признаки.

9. Что такое номенклатура и как она формировалась?

10. Назовите структуру, реально осуществлявшую политическую власть в СССР в 1920-1930-е гг.

После победы Октябрьской революции в партии большевиков встал вопрос о путях и методах дальнейшего развития страны. Социалистическая революция могла развиваться демократическим или административно – командным путем. Этот вопрос – вопрос о стратегии развития – стал главным во внутрипартийной борьбе в 20-е годы. Эта борьба идей и взглядов внутри большевистской партии переросла в борьбу за лидерство и отразилась на дальнейшей судьбе советского общества. В 30–е годы в стране сформировалась административно – командная система . Она представляла собой: в политической области – полное отстранение народа от власти, управления. Установление всеобъемлющей тоталитарной власти государства, формирование бюрократических централизованных методов управления обществом от армии до культуры и т.д., свертывание демократии, Советы как органы народного самоуправления становятся просто фикцией. Под лозунгом классовой борьбы ведется борьба с инакомыслием. В стране была создана обстановка страха, запугивания, проводилась практика постоянных доносов, репрессий. В концлагерях ежегодно сидело около 12 млн. человек, т.е. пятая часть всех занятых в то время в отраслях материального производства. Целые народы объявлялись врагами, сгонялись со своих территорий и переселялись. Из «наказанных народов» первыми в ссылке оказались поляки. Еще в середине 20 – х годов были ликвидированы польские национальные районы в Белоруссии, в1936 г. поляков переселили с Украины в Казахстан. В 1937 г. 190 тыс. корейцев, 8 тыс. китайцев были вывезены из Бурятии, Хабаровского, Приморского краев, Читинской области в Среднюю Азию, Казахстан. Перед войной из Карелии, Ленинградской области были выселены финны. Из Поволжья, Москвы, Воронежа, Тамбова и др. выселили 1 млн. советских немцев в Казахстан, Киргизию. В 1941 г. выселялись народы Прибалтики. В 1944 г. из Крыма и Северного Кавказа выселили крымских татар, чеченцев, ингушей, балкарцев, калмыков, карачаевцев, всего около 650 тыс. человек и т.д. Этот процесс продолжался и после войны. Цель сталинских перемещений состояла в том, чтобы сломать общество, изменяя географию проживания людей, их статус, занятия, а также вселить страх.

Во внешней политике тоталитаризм проявлялся в навязывании своей точки зрения другим народам.

В экономике - была ликвидирована многоукладность и установлена так называемая единая общественная собственность на средства производства. При той обстановке, когда народ был отстранен от власти, от распоряжения этой собственностью эта собственность стала собственностью партийно – государственной бюрократии, но не народа. Сформировались внеэкономические административно – командные методы хозяйствования. Хозяйственная политика основывалась на подстегивании экономики, на скачках, экономика развивалась за счет народа. Действовало жесткое централизованное планирование всей экономики. Проведена форсированная индустриализация за счет крестьянства. Была проведена насильственная коллективизация в сельском хозяйстве.

В социальной сфере – осуществлялись массовые репрессии против людей, уровень жизни советского народа был низок. Реальные доходы в первые 10 лет индустриализации снизились, ухудшилось качество жизни, особенно в деревне. Быстрый рост денежных доходов, вызванный непомерной денежной эмиссией, перекрывался еще более быстрым ростом цен; в городах и на стройках распространилась карточная система снабжения.

В деревне, где карточное снабжение отсутствовало, каждый неурожайный год вызывал страшный голод, возросла смертность, замедлился естественный прирост населения. Советский Союз превратился в страну с сокращающимся населением.

В идеологии – сформировался культ вождя, режим личной власти, действовал классовый подход к идеологии, культуре, подавление свободной личности.

Долгие годы существования такой системы создали адекватный этой системе тип социальной психологии, специфическую систему жизненных ценностей и приоритетов. Сдвиги в массовом сознании – это, как считают некоторые историки, самое труднопреодолимое наследие административно-командной системы.

Можно ли было построить другое общество? Существует 2 точки зрения на данную проблему. Одни историки говорят, что если бы не Сталин, то такой системы не было бы. Вторая точка зрения состоит в том, что другого общества в Советской стране быть не могло, что административно – командная система наиболее полно соответствовала тому уровню развития страны, тому типу политического мышления, которое называют казарменно-коммунистическим, авторитарным. На лекции подробно будет рассмотрен этот вопрос.

Необходимо выделить объективные условия , породившие административно-командную систему. Существовало враждебное внешнее окружение. Советской стране приходилось в одиночку строить социализм, не было опыта проведения социалистических преобразований. Страна была экономически отсталой и пережила крупные политические потрясения – революцию, гражданскую войну, которые, несомненно, сказались на обществе. Рабочий класс, который должен был стать опорой новой власти, был немногочисленен, преобладало крестьянское население. Стране необходимо было в короткие сроки дотянуться до уровня передовых развитых стран.

Но важнейшим фактором было отсутствие в России прочных демократических традиций. В условиях царизма у населения не могли сформироваться демократические навыки. У людей не было представлений о демократии, ценности демократии, потребности в демократии. Общество находилось на разломе, было недостаточно цивилизованно, т.е. было культурно и социально отсталым. Старые традиции разрушились, а новые еще не сформировались. Все это предопределяло огромную роль государства, необходимость концентрации всей власти в руках государства.

Изменить или смягчить эти объективные условия мог субъективный фактор – партия, ее лидеры. В партии большевиков в результате борьбы за власть лучшие кадры были уничтожены. В 20-е годы произошел резкий рост численности членов партии за счет притока новых членов с минимальным политическим опытом и теоретическим багажом. Именно они и поддержали Сталина, его вариант социализма. Эти представления о социализме наиболее полно отвечали представлениям масс. Это был упрощенный вариант, быстрый, понятный.

Именно такой вариант социализма – административно – командная система - и был создан в Советской стране. Оценивая это общество, необходимо иметь в виду, что существует точка зрения: именно административно – командная система обеспечила прогресс СССР, страна стала индустриальной, сформировался развитый научно-технический потенциал. Другая точка зрения состоит в том, что эта система затормозила прогресс страны, она далась обществу дорогой ценой, ценой огромного числа потерянных человеческих жизней и сломанных судеб и можно было бы решить проблемы страны по-другому.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

7 апреля 1930 г. –Указ о расширении системы трудовых лагерей, переданных Главеому управлению лагерей (ГУЛАГу) в составе ОГПУ.

12 января 1933 г. –Решение ЦК о проведении частки партии (в результате ее численность сокращается на более 1 млн. человек).

26 января-10 февраля 1934 г. –XVII съезд партии. Во время тайного голосования за новый состав ЦК против Сталина проголосовала значительная часть делегатов.

Январь 1936 г. –Начало новой чистки в партии, сопровождавшейся массовыми арестами.

19-24 августа 1936 г. –открытый политический процесс над видными деятелями партии Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым и др., закончившийся расстрелом всех подсудимых.

Октябрь 1936 г. –Чистка в аппарате НКВД.

Май-июнь 1937 г. –Чистка командного состава армии и республиканского партийного руководства.

1937-1938 гг. – Массовые репрессии в отношении командного состава Вооруженных сил СССР. Было репрессировано более 40 тыс. командиров. Две трети высшего командного состава было уничтожено.

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

Берия Лаврентий Павлович (1899-1953) – бывший нарком (министр) внутренних дел СССР, первый заместитель председателя Совета Министров СССР, член Президиума ЦК КПСС. В июле1953 г. Пленум ЦК КПСС за преступные, антипартийные и антигосударственные действия вывел его из состава ЦК, исключил из партии. Расстрелян. Несет прямую ответственность за массовые репрессии конца 30-х - начала 50-х гг.

Ежов Николай Иванович (1895-1940) – советский партийный государственный деятель. С 1935 г. – председатель Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б) и одновременно секретарь ЦК ВКП(б). В 1936-1938 гг. – нарком внутренних дел СССР. Генеральный комиссар государственной безопасности (1937), один из главных исполнителей:репрессий («ежовщины»). В 1939 г. арестован, расстрелян.

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевдоним – Коба) (1878-1953) – советский политический и государственный деятель. В социал-демократическом движении с 1898 г. После 1903 г. примкнул к большевикам. В 1917-1922 гг. – нарком по делам национальностей, одновременно в 1919-1922 гг. – нарком государственного контроля, Рабоче-крестьянской инспекции, с 1918 г. – член Реввоенсовета Республики. В 1922-1953 гг. Генеральный секретарь ЦК партии. В 1920-х гг. в ходе борьбы за лидерство в партии и государстве, возглавил партию и установил в стране тоталитарный режим. На XX съезде партии (1956 г.) разоблачен культ личности Сталина.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

ГУЛАГ – Главное управление лагерей НКВД (МВД) СССР.Употребляется для обозначения системы концентрационных лагерей, существовавших при Сталине.

Диктатура (лат. – неограниченная власть) – всеохватывающая политическая, экономическая, идеологическая власть, осуществляемая определенной группой людей во главе с их лидером. Характеризуется отсутствием разделения властей, подавлением демократии и законности, введением террора, установлением авторитарного режима личной власти.

Индустриализация – переход от ручного труда к машинному во всех отраслях экономики. Процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства. В СССР проводилась с конца 20-х гг. на основе приоритета тяжелой индустрии с целью преодоления отставания от Запада, создания материально-технической базы социализма, укрепления обороноспособности. В отличие от других стран мира индустриализация в СССР началась с тяжелой промышленности и осуществлялась за счет ограничения потребления всего населения, экспроприации остатков средств частных собственников городе и ограбления крестьянства.

Коллективизация – политика насильственного преобразования сельского хозяйства в конце 20-х – 30-х гг. на основе «раскулачивания» и насаждения коллективных форм ведения хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности. Репрессиям были подвергнуты массы зажиточных крестьян (кулаков), середняков и части бедноты («подкулачных»). Указом Президента СССР от 13 августа 1990 г. репрессии, проводившиеся в период коллективизации, признаны незаконными.

Культ личности – преклонение перед кем-либо, почитание, возвеличивание. В СССР период с 1929 по 1953 гг. определяется как культ личности И. В. Сталина. Был установлен диктаторский режим, ликвидирована демократия, Сталину при жизни приписывалось определяющее влияние на ход исторического развития.

«Новая оппозиция» – группа в ВКП(б), образованная в 1925 г. Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым. Выступила на Х1V съездеВКП(б) с предложением сместить И. В. Сталина с поста Генерального секретаря ЦК, ориентировать народное хозяйство на сельскохозяйственный экспорт и промышленный импорт. Съезд осудил это выступление. Позже почти все участники группы были репрессированы.

Репрессия (лат. – подавление) – карательная мера, наказание, применяемое карательными органами.

Тоталитаризм (лат. – весь, полный) – государственная власть, осуществляющая полный (тотальный) контроль над всеми сторонами общества при авторитарном режиме руководства.