Игровые классные часы. Материал для классного часа "развивающие игры". II. Интеллектуальная игра «В лабиринтах Царства Смекалки»

Участники: учащиеся 9-го класса и классный руководитель.

  1. Развитие творческих способностей и интереса к творческой деятельности.
  2. Воспитание умения организации досуга.
  3. Содействовать развитию классного коллектива.

Подготовительная работа:

  1. Подбор материала об истории игр.
  2. Подбор конкурсов.
  3. Подбор музыки.
  4. Покупка апельсинов и яблок.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. Музыкальный центр с аудиокассетами и дисками песен.
  2. Рисунки веселых и смешных лиц (6 шт.). Плакат с названием классного часа (для оформления доски).
  3. Расстановка стульев по периметру классной комнаты (лучше по кругу).
  4. Открытки с вопросами конкурса.
  5. Два пакета-сумки (“Корзинки”).
  6. Карточки с действующими лицами сказки.

План классного часа

1. Рассказ об истории игр их значении в жизни человека

2. Игротека:

  • Современные жмурки.
  • Интеллектуальный конкурс.
  • Забавы дворян XIX века (импровизированная сказка).

3. Подведение итогов игротеки.

Ход классного часа

Ребята, поднимите, пожалуйста, руку у кого дома есть библиотека. Спасибо. У кого есть видеотека. Спасибо. А у кого есть домашняя семейная игротека? Спасибо. Сегодня мы положим начало созданию игротеки.

История провозглашает семь чудес света (Пирамида Хеопса; Висячие сады Семирамиды; статуя Зевса в Олимпии; Храм Артемиды; Галикарнасский Мавзолей; колосс Родосский; Александрийский маяк) , но скромно умалчивает о восьмом чуде света – игре. Игры – дело серьезное, как парадоксально это не звучит. Миллионы людей проходят в игре школу жизни, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям. Не смотря на то, что у любого поколения – свои ЛЮБИМЫЕ забавы, есть игры, которые продолжают жить вопреки изменениям их названий, упрощению или усложнению правил. Остались жить по ныне считалки – речевки часто не переводимые, звучащие как заклинание. Вот, например:

Кулю, кулю-баба!
Не выколи глаза,
Сын под окошком,
Свинья под лукошком.
Пора, что ли?

Как вы думаете к какой игре эта речевка? Так причитал или кулюкал водящий самой, пожалуй популярной игре детства – “пряталки”, “прятушки”, “палочка-выручалочка”, “ухоронки”, “кулючки”. Очень распространена сейчас игровая скороговорка: “Раз, два, три, четыре, пять. Я иду искать….” Много лет назад эта игра выглядела несколько иначе. Дети прошлых веков отстругивали палочку и приступали к выбору “водыря” , приговаривая: “Палка мене, людей боле ”.В этот миг все хватались за палку руками, водить шел тот, чей кулак оказывался сверху. Затем палку забрасывали что было сил, а “водырь” бежал за ней, возвращался к установленному месту и причитал:

Палочка пришла,
Никого не нашла.
Кого первого найдет,
Тот за палочкой пойдет.

Всем известна нехитрая игра “ФАНТЫ”. В самом начале ее происхождения она сопровождалась специальными “игровыми” песнями. В дворянских семьях на рубеже веков пение перестало сопровождать “фантовые” игры. Выполнение шуточных “требований” теперь предписывалось иными способами. Эта игра очень ярко описана у Антона Павловича Чехова в рассказе “Учитель словесности”. (На долю Шабалдина выпало удовольствие поцеловаться с няней…) Игра не ахти какая хитроумная, а люди недавнего прошлого веселились от души. Кстати, название “фанты” - измененное немецкое слово “залог”.

ИГРОТЕКА. Итак наша игротека открывается.

  • До сих пор не забылись старинные ЖМУРКИ, более известные в те далекие времена под названием “слепой козел”. Это очень древняя игра, упоминаемая даже в преданиях, сохранившихся со времен язычества. Вот как рассказывает о ней народное сказание о Кикиморе: “ Живет, растет Кикимора у Кудесника в каменных горах. Поит-холит он Кикимору медвяной росой, парит в бане шелковым веником, чешет голову золотым гребнем. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн, говорит ей сказки заморские про весь род человечь. С вечера до пол ночи заводит Кудесник игры молодецкие, веселит Кикимору то “слепым козлом”, то “камушками””.

Сегодня мы сыграем в современные жмурки. Правила следующие: из двух команд необходимо выбрать по два человека – “воды”, два человека – “корзинки”. Корзинки не имеют право разговаривать и заходить за черту поля , где будут апельсины и яблоки. ВОДАМ завязывают глаза и кружат вокруг оси приговаривая: “вышел козлик погулять апельсины пожевать. Раз, два, три! …. (яблоки или апельсины собери)”. После этого ВОДЫ должны на корточках собрать соответствующий фрукт и положить в свою корзину. По окончании музыкального фрагмента конкурс заканчивается. Выигрывает та команда, у которой больше фруктов в корзине.

  • Интеллектуальная игра. “А знаете ли вы, что…” Эта игра требует предварительной подготовки всего класса. Вы ищите интересные факты или события, или происхождение простых на первый взгляд названий. Ну, например: как переводится слово школа? Существует несколько переводов (досуг, заниматься на досуге). Возраст школьной тетрадки? (4, 5 тыс. лет. Их нашли в Иране – это глиняные клинописные таблички. На них ассирийцы упражнялись в правописании) . Кто изобрел первый школьный звонок? (Платон, водяные часы в определенный час издавали звон и созывали учеников на занятия) . Затем команды класса обмениваются полученной информацией. А на следующем классном часе можно уже проводить игру “Брейн-ринг”, где будут разыгрываться эти вопросы. Выигрывает та команда, которая запомнила больше всего ответов на вопросы. Сегодня мы проведем игру несколько в другом стиле. Так называемый “Блеф-клуб”. Отвечают быстро капитаны (разрешается подсказка команды)
  1. Правда ли, что учебный год в Японии начинается 1 апреля? (да )
  2. Правда ли, что чай с лимоном – чай по-русски, а чай с молоком или сливками – чай по-английски? (нет )
  3. Верно ли, что минимальное количество букв в алфавите племени Отока острова Бугенвиль? (да , 11)
  4. Правда ли, что аргентинские первоклашки имеют форму – белый докторский халат? (да )
  5. Верно ли, что наука, изучающая флаги называется геральдика? (нет, геральдика – изучает гербы, а флаги - вексиллология)
  6. Правда ли, что дети, живущие на острове ОУ, ходят в школу на ходулях? (да , школа находится на соседнем острове, а когда залив мелеет, то на лодке не доедешь, и приходится надевать ходули)
  7. Правда ли, что ПРОМОУТЕР – фамилия видного немецкого деятеля, основателя компании по производству рекламных роликов? (нет , это лицо содействующее какому-либо мероприятию)
  8. Правда ли, что в Сикионской школе рисунка 4 в. до нашей эры учились 12 лет и платили 1 талант. (да , 26,196 кг золота = 1 таланту, основатель школы Эвпомп, а затем Памфил)
  9. Верно ли, что губная помада впервые была изобретена для мужчин? (да , для двора короля Франции, XVII век. Получилось все случайно: однажды кардинал Ришелье, обожавший запах спелых яблок, велел сварить из них мазь для губ. Кстати, слово “помада” происходит от французского pomme – “яблоко”)
  10. Правда ли, что КУТЮР – это фамилия одного французского модельера? (нет , это уникальное творчество ведущих парижских модельеров, в более широком смысле – искусство моды высшего уровня)

Ну, а сейчас вашему вниманию предлагаются забавы дворян, которые проводились в музыкальных салонах в XIX веке. Возможно, вы уже знакомы с ними, но не знали их происхождение. Итак, ребята получают карточки с действующими лицами нашего импровизированного спектакля, который мы снимем на камеру. Что нужно им делать, вы узнаете только на сцене и тут же должны это исполнить.

Внимание! Камера, мотор, начали:

Однажды ДЕД запряг ЛОШАДЬ в САНИ и поехал в лес за елочкой. Заехал в лес. А в лесу: ВЕТЕР шумит, ВОЛКИ воют, ФИЛИН кричит. Пробежала ОДИНОКАЯ ЛАНЬ. Выскочили ЗАЙЧИКИ на поляну, и начали барабанить по ПЕНЬКУ. Приехал ДЕД на поляну, испугались зайцы и убежали. ДЕД присел на ПЕНЕК, огляделся кругом. А вокруг – Елочки растут. Подошел ДЕД к первой ЕЛОЧКЕ и коснулся ее. Не понравилась ему Елочка. Подошел к другой. Коснулся ее – понравилась, потрогал еще раз – очень понравилась. Коснулся тщательнее, а это – не Елочка вовсе, а дуб. Плюнул дед и пошел к третьей ЕЛОЧКЕ. Коснулся её, потряс – точно ЕЛОЧКА! Замахнулся ДЕД топором, глядь, а топора-то нет! Тогда замахнулся ДЕД просто так. ЕЛОЧКА взмолилась: “Не руби меня, старче, я тебе НЕ пригожусь. Потому как вся, как есть – больная, у ствола – сколиоз, иголки повысыпались, ножки кривые”. Послушался ДЕД и пошел к четвертой ЕЛОЧКЕ. Коснулся ствола – прямой, потрогал иголки – иголки хорошие, посмотрел на ноги – прямые. В самый раз елочка! Замахнулся ДЕД, а ЕЛОЧКА его спрашивает: “ЧЁ ты машешь старый? С корнем тяни!” Ухватился ДЕД за ЕЛОЧКУ, тянет потянет, а вытянуть не может. Увидели это ЗАЙЦЫ и решили помочь ДЕДУ. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвали ЗАЙЦЫ ВОЛКОВ. Тянут потянут вытянуть не могут. Позвали ВОЛКИ ФИЛИНА. Прилетел ФИЛИН. Тянут потянут вытянуть не могут. Позвали тогда на помощь ОДИНОКУЮ ЛАНЬ. Тянут потянут вытянуть не могут. И тогда все позвали ВЕТЕР. Прилетел на помощь ВЕТЕР. Тогда ухватились они все вместе за ЕЛОЧКУ, ДЕД за ЕЛКУ; ЗАЙЦЫ за ДЕДА; ВОЛКИ за ЗАЙЦЕВ; ФИЛИН за ВОЛКОВ; ОДИНОКАЯ ЛАНЬ за ФИЛИНА и подул ВЕТЕР (ВЕТЕР не в ту сторону дует, нужно дуть со стороны елки). Подул ВЕТЕР раз, подул ВЕТЕР два, подул ВЕТЕР три и вытащили ЕЛОЧКУ, погрузили ее на САНИ. ДЕД сел на САНИ и укатил встречать новый год.

СТОП. СНЯТО. Всем спасибо! Пожмите друг другу руки.

Мы, казалось бы, ничем серьезным не занимались, а просто играли. Но что-то все-таки изменилось. У вас улучшилось настроение, вы отдохнули, каждый из вас узнал для себя что-то новое и интересное об игре. Вы раскрепостились. Желаю вам, чтобы ваша игротека пополнялась новыми интересными играми. Играйте сами, учите играть других. Игра – это здорово!

Литература

  1. Шмаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004, - 128с.
  2. Творчество. ed. vsamare. ru http://www. ed. vsamare. ru/pgid/370/oid/513

Цель : развивать внимание, мышление, конструкторские, а также артистические способности.

Оборудование : у учителя — образец изображения цапли, выложенный из деталей танграма, распечатки изображения землянички по клеточкам для каждого ученика, карточки с диалогами для каждой пары, распечатки криптограммы для каждой пары; у учащихся — танграм, тетрадь в клетку, ручка.

Учитель. Сегодня я предлагаю вам, ребята, выполнить несколько занимательных заданий, которые помогут вам в развитии ваших творческих способностей.

Начнем с разминки. Сейчас я буду читать вам стихотворные строчки, в которых могут быть допущены ошибки. Найдите их и исправьте.

Устная коллективная работа.

Ласково мурлычет он спросонок,

Розовый веселый поросенок.

Рыбу в речке я удил,

Пел мне песни крокодил.

Грозно может зверь реветь,

Потому что он медведь.

Кто с утра в хлеву мычит?

Ну, конечно, синий кит!

По пустыне мчится лихо

Косоглазая зайчиха.

Словно соня, в самом деле

Ползет улитка еле-еле.

С цветка на цветок, как пушинка,

Морская порхает свинка.

«Ку-ку, ку-ку», — поет нам соловей,

И нет этой песни в лесу веселей.

Закончив долгий свой полет,

Сел на кормушку бегемот.

Сцепились два задиры-рака,

И началась большая драка.

Задание 1. Решите задачи про транспортные средства.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька. (Автомобиль)

Автомобиль «Жигули» и мотоцикл «Хонда» врезались друг в друга, в результате чего получился цикломобиль «Жигульонда». Сколько колес у нового транспортного средства, если половина колес при аварии отлетела? (3 колеса)

Сделать «Кадиллак» из «Запорожца» очень просто, надо только «Запорожец» растянуть в два раза в длину. Длина «Запорожца» три метра пять дециметров. Какова длина «Кадиллака» в метрах? (7 метров)

По дороге едут три грузовика, В кузове каждого грузовика — две легковые машины. В багажнике каждой легковушки четыре игрушечных машинки. Сколько всего машин в задаче? (33 машины)

Для решения последней задачи необходимо нарисовать на доске схему.

Задание 2. Выложите изображение цапли из деталей танграма.

У меня ходули —

Не страшит болото.

Лягушат ищу я —

Вот моя забота. (Цапля)

На доску помещается образец выложенной из танграма цапли. Идет самостоятельная работа.

Задание 3. Найдите примеры с ошибками. Исправьте их.

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры)

Открывается запись на доске.

Задание 4 . Перерисуйте по клеточкам изображение земляники.

На лесной полянке

Красуется Татьянка —

Алый сарафан,

Белые крапинки. (Земляника)

Дети получают распечатки задания.

Задание 5 . Инсценировка юмористических миниатюр.

Учитель.

Он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слез.

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он...(артист).

А теперь я предлагаю вам поработать артистами. Инсценируйте юмористические диалоги.

Работа в парах. Учащиеся получают карточки, репетируют в течение 2—3минут, затем инсценируют диалоги перед классом.

Учительница . Ты запомнил, что я говорила сегодня на уроке?

Ученик . Запомнил.

Учительница . Повтори!

Ученик . Вовочка, не балуйся! Вовочка, сиди тихо...

Бабушка . Это ты выбросил дуршлаг?

Внук . Я выбросил!

Бабушка . А зачем?

Внук. Так он весь в дырках!

Врач. Сашенька, у тебя есть жалобы на ухо, горло, нос?

Саша . Да, они мешают мне, когда я надеваю свитер.

Учительница . Сережа, кем ты мечтаешь стать?

Какую профессию хочешь выбрать? Сережа. Я хочу стать Дедом Морозом! Классная профессия. Недельку посуетился, побегал с подарками и целый год свободен.

Учитель. Составь предложение со словами «кот» и «смотреть». Ученик. Когда я случайно наступил коту на лапу, он закричал: «Смотреть нужно, куда наступаешь!»

Дочка . Пап, а пап, ты почему все конфеты на самом верху елки повесил?

Папа. Это чтобы ты все конфеты до Нового года не съела.

Дочка . Так что же, папа, мне теперь серпантин до

Нового года есть, что ли?..

1-я девочка. Куда вы ходите за грибами?

2-я девочка . К соседям на балкон.

1-я девочка. Они их там выращивают?

2-я девочка . Нет, сушат.

Сын . Папа, мне приснилось, что ты дал мне сто рублей.

Папа . Оставь их себе, сынок.

Задание 6. Решение криптограммы.

Она недаром молвится,

Русская... (пословица).

Учитель. Расшифруйте криптограмму, и вам откроется русская пословица. Объясните ее смысл.

Учащиеся получают распечатки задания. Работа в парах. Проверка.

КРИПТОГРАММА

Ключевые слова:

— чертежный инструмент, который поможет построить окружность. (Циркуль)

— говорят, что если он тихий, то в нем черти водятся. (Омут)

Ответ. Скромность всякому к лицу.

Игры для классных часов

Игры для разделения аудитории на несколько групп.

1. Жребий

Учащиеся выбирают карточки с цифрами, листочки разного цвета, фигурки и т.п., а затем по подобию формируются группы.

2. Художники

Учащимся предлагается дорисовать что-либо (корабль, дом, машину и т.п.). Затем определяют 3–5 дорисованных элемента, по которым формируются группы (парус, весла, крыша, окна, колеса и т.п.).

3. Составление мозаики

Каждый участник получает одну часть какой-то фотографии, документа, четверостишия, известного высказывания и должен найти тех, кто имеет другие недостающие части разделенного материала.

4. Знаменитости

Учащиеся получают имена исторических личностей. Затем они должны объединиться в группы в зависимости от сферы общественной жизни, от исторической эпохи или от страны, в которой жили исторические деятели.

5. Мне нужна поддержка

Выбирается столько ведущих, сколько должно быть образовано групп. Ведущие по очереди выбирают себе помощников, произнося фразу: «Мне нужна сегодня поддержка… (называется имя), потому что он (она) … (называется положительное качество)». Так набирается необходимое количество групп. Каждого следующего участника, произнося ключевую фразу, называет тот, кто был выбран последним в группе. Нужно нацелить ребят на то, чтобы они выбирали не своих друзей, а тех, с кем они мало общаются, так как в каждом человеке можно найти положительные, ценные качества, которые очень важно заметить.

Игры на групповое сплочение и «эмоциональный разогрев».

6. Место справа от меня свободно

Все участники садятся в круг на стулья, при этом один стул остается свободным. Сутью данного упражнения является простое предложение «Место справа от меня свободно, и я бы хотел, чтобы это место занял…». Это предложение вслух произносит участник, который сидит рядом со свободным стулом. Он должен объяснить, почему он хочет, чтобы названный им одноклассник занял это место. Нельзя использовать клише типа «потому что он мой хороший друг», а необходимо давать более определенные описания.

7. Я – Джон Леннон

Каждый пишет имя какой-нибудь знаменитости, но при этом он должен быть абсолютно уверен, что эта личность известна всем. Это может быть актер, спортсмен, певец, писатель. Имя прикрепляется к спине наугад выбранного участника. Все превращаются в известных людей, но никто не знает, в кого именно. Затем играющие ходят по комнате и задают друг другу вопросы для выяснения своей личности. Ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет». После четырех-пяти вопросов игрок подходит к другому участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выяснит, кем он является.

8. Слепой

Игроки разбиваются на пары. Затем партнеры договариваются, кому из них завязать глаза. После этого партнер ведет «слепого» по комнате таким образом, чтобы его не ушибить, но чтобы слепой мог опознать окружающие его предметы. В игре есть одно важное условие: партнерам нельзя разговаривать. «Слепой» полностью зависит от своего партнера, который решает, куда идти и как быстро. Через пять минут они меняются ролями. По окончании игры можно провести обсуждение, сначала в парах, а затем и общее:

В какой момент игры я чувствовал себя комфортнее?

Что мне больше подходило – вести или следовать?

Когда я чувствовал дискомфорт?

Что мне понравилось в моем партнере?

Что бы я ему посоветовал?

9. Услышь меня

Выберите одного игрока и попросите его выйти из комнаты. С другими подберите пословицу (например, «Лес рубят – щепки летят»). Затем поручите разным участникам произнести по одному слову из пословицы одновременно. Отрепетируйте, произнесите пословицу как минимум три раза. Затем пригласите вышедшего игрока и попросите его в произнесенном вами словесном хаосе узнать известную пословицу.

10. Раскачивание в круге

Поставьте в круг 5–7 ребят и одного в центр круга. Последний скрещивает руки на груди и замирает. Ему нужно, не сдвигая с места ступней, падать в чью-либо сторону – с закрытыми глазами. Стоящие в круге выставляют руки перед собой и мягко отталкивают его, перебрасывая друг другу. Цель игры – научиться доверять людям.

11. Шарада о чувствах

Участникам игры раздаются полоски бумаги с написанными на них названиями чувств.

Ведущий говорит: «У каждого есть чувства! Чувства не могут быть плохими или хорошими. Плохими или хорошими они становятся тогда, когда мы их переводим в действия. Каждому из нас порой бывает нелегко обозначить свои чувства».

Попросите участвующих в игре поразмышлять в одиночку над своим словом и придумать, как это чувство может быть сыграно. Пусть каждый сыграет свое чувство, а остальные догадаются, что это за чувство. Затем можно обсудить вопросы:

Все ли одинаково выражают свои чувства? Есть ли такие чувства, которые труднее выразить, чем другие? Какие это чувства? Почему это происходит? Почему людям важно выражать свои чувства?

Список чувств:

Гордый Пугливый

Счастливый

Ревнивый

Довольный

Скучающий

Перепуганный

Очарованный

Обезумевший

Напряженный

Страдающий

Смущенный

Сердитый

Одинокий

Надеющийся

Сбитый с толку

Удовлетворенный

Печальный

Возбужденный

Разочарованный

12. Шляпа вопросов

Приготовьте полоски бумаги с написанными на них вопросами и сложите их в шляпу. Шляпа передается по кругу, и каждый участник, вытягивая вопрос, отвечает на него. Шляпа ходит по кругу до тех пор, пока не кончатся вопросы.

Как бы вы описали рай?

Мое любимое животное – это…

Мне нравится есть…

В школе мне нравится…

Через 10 лет я вижу себя…

Добавьте собственные вопросы.

13. Похвали меня

Вариант 1. Игрокам раздаются листки бумаги, на которых они записывают свое имя. Затем, собрав и перетасовав листки, раздайте их участникам. Ребята должны написать, что им нравится в человеке, имя которого они получили, а потом согнуть листок так, чтобы закрыть написанное («гармошкой»), и передать другому, пока каждый не оставит свою запись. Подписываться не надо. Соберите листки и прочитайте вслух, что на них написано. (Обязательно просматривайте каждое описание перед чтением, чтобы удостовериться, что оно положительное.) Тот, кто получил похвалу, обязательно говорит: «Спасибо».

Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.

14. Какой я хороший!

Игроки всего за одну минуту должны записать перечень всех качеств, которые им в себе нравятся. Затем дайте им еще одну минуту, чтобы они записали те качества, которые им не нравятся. Когда оба списка будут готовы, пусть сравнят их. Обычно перечень отрицательных качеств бывает длиннее. Обсудите этот факт.

15. Рискни сказать

Участники садятся в круг. Им дается пакет с бумажными полосками, на которых записаны незаконченные рискованные утверждения. Пакет передается по кругу, все по очереди вытягивают из него свою полоску, читают, что на ней написано, и заканчивают фразу.

Примерные фразы:

Очень люблю заниматься…

У меня неплохо получается…

Меня беспокоит…

Я особенно счастлив, когда…

Мне особенно грустно, когда…

Я злюсь, когда…

Когда печалюсь, я…

Я представляю себя…

Я привлекаю внимание с помощью…

Я добился(ась)…

Я притворяюсь… хотя на самом деле…

Другие люди вызывают во мне…

Самое лучшее во мне – это …

Самое плохое во мне – это …

Продолжите перечень фраз сами.

16. Блюз одинокого сердца

Раздайте опросники и карандаши. Дайте игрокам 10 минут, чтобы ответить на вопросы, затем соберите группу в круг. Пройдите по кругу, задайте каждому по одному вопросу и выслушайте ответы. Позвольте остальным участникам задавать уточняющие вопросы. Выслушайте ответы на все вопросы в опроснике. Если есть вопрос, представляющий интерес для всех, обсудите его группой.

Опросник

Опиши то время, когда тебе было одиноко.

Что тебе помогло справиться с одиночеством?

Что ты сделал, чтобы помочь страдающим от одиночества?

Что дали тебе дни испытания одиночеством?

17. Три правды и одна ложь

Каждый участник получает карандаш и лист бумаги с надписью: «Три правды и одна ложь» и записывает три правдивых высказывания о себе самом и одно ложное. Записанное предлагается вниманию всей группы, и все пытаются решить, какое из утверждений ложное. Затем автор оглашает настоящее ложное утверждение.

18. Поводырь

Члены группы встают в линию, держась за руки. Все, кроме ведущего-поводыря, с закрытыми глазами. Поводырь должен безопасно провести группу через препятствия, объясняя, куда они направляются. Шагать нужно медленно и осторожно, чтобы группа прониклась к ведущему доверием. Спустя 2–3 минуты остановитесь, смените поводыря и продолжите игру. Пусть каждый попробует себя в роли поводыря. После игры обсудите, всегда ли игроки могли доверять ведущему; в роли кого они чувствовали себя лучше – ведущего или ведомого?

19. Дай мне руку

Каждый член группы получает по листку бумаги и маркеру. Им нужно обвести по контуру свою кисть. Переходя от одного листка к другому, все члены группы записывают что-нибудь на «руке» каждого своего товарища. Не забудьте подчеркнуть, что все записи должны быть положительными. Все игроки могут взять листки домой в качестве сувенира.

20. Любишь ли ты своего ближнего?

Игроки сидят в кругу на стульях, один человек в середине. Тот, кто в середине, подходит к кому-либо из сидящих в круге и спрашивает: «Любишь ли ты своего ближнего?» Если тот отвечает «да», то все, за исключением двух ближних, вскакивают и бросаются занимать какой-нибудь другой стул из тех, что стоят в круге. Водящий тоже старается завладеть стулом, так что в центре окажется кто-то другой. Если же последует ответ «нет», водящий выпытывает: «Кого ты любишь?» Тот, кого спрашивают, может ответить что угодно, например: «Всех в красном». Все, на ком есть красный цвет, остаются сидеть, а остальные, вместе с водящим, бросаются занимать другие стулья. Тот, кто остался без стула, становится водящим.

21. Сердце класса

Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.

Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».

Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.

МУДРЫЕ МЫСЛИ

Чтобы обладать свободой, следует ее ограничить. Э. Берк

Легче опуститься до рабства, чем дорасти до свободы. Ибн-Сина (Авиценна)

Цена свободы – это вечная бдительность. Д. Керран

Лишь глупцы называют своеволие свободой. Тацит

Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. М. Аврелий

Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна. Сенека

Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер

Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть. Сенека

По отношению к друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего – не требовать от своих друзей никаких услуг. Гегель

Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься. Козьма Прутков

Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении. Конфуций

Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Царь Соломон

Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам. Античный афоризм

Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая. Августин

Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. Ф.М. Достоевский

Чтобы быть нравственно свободным, человек должен привыкнуть управлять собою. Н.В. Шелгунов

Свобода – только то, что никогда, Ничьей свободе не несет вреда. Ирано-таджикское изречение

Свобода – это цена победы, которую мы одержали сами над собой. К. Мати

Опьянение – не что иное, как добровольное безумье. Продли это состояние на несколько дней, – кто не усомнится, что человек сошел с ума? Но и так безумье не меньше, а только короче. Сенека

Судьба и характер – это разные названия одного и того же понятия. Новалис

То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей. А. Шопенгауэр

Список чувств:

Гордый

Пугливый

Счастливый

Ревнивый

Довольный

Скучающий

Перепуганный

Очарованный

Обезумевший

Напряженный

Какое время из проведенных дней в кругу семьи в минувшем году вам больше всего понравилось?

Что вы планируете сделать вместе с домашними в предстоящее полугодие?

Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своем папе?

Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своей маме?

Назовите одну из ваших семейных традиций.

Назовите что-то одно из того, чего вы ждете от жизни.

Назовите одну из лучших книг из тех, что вам довелось прочесть.

Какой день вы бы назвали совершенным? Что бы вы делали?

Назовите три вещи, которые вас ужасно расстраивают.

Назовите что-то, что делает вас счастливым.

Назовите что-то, чего вы боитесь.

Расскажите об одном из своих счастливейших воспоминаний. Почему именно оно?

Назовите одно из мест, куда вы больше всего любите ходить с друзьями.

Назовите две вещи, которые вы сделали, если бы стали президентом страны.

Какие есть два секрета прочной и долгой дружбы?

Расскажите об одном из дней минувшего года, когда вам было очень весело со своими друзьями.

Назовите что-нибудь из съестного, чего вы терпеть не можете.

Какие три качества вы желали бы видеть в своих друзьях?

Какой, по вашему мнению, будет жизнь на Земле через 100 лет?

Как бы вы описали рай?

Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят лучше воспитывать своих детей?

Согласны ли вы, что применение наказания – лучший способ добиться от детей послушания? Почему «да» или почему «нет»?

Назовите один из подарков, которые вам хотелось бы получить.

Если бы вы могли поехать куда угодно, куда бы вы отправились? Почему?

Был ли такой день в минувшем году, когда вы чувствовали себя особенно близкими со своими родителями?

Назовите три вещи, которые вызывают дружный смех в вашей семье.

Мое любимое животное – это…

Я чувствую страх, когда думаю о…

Мы с друзьями по-настоящему веселимся, когда…

Когда у меня выдается свободное время, я люблю…

Моя любимая телевизионная программа – это…, потому что…

Мне нравится есть…

В школе мне нравится…

Мне больше всего нравятся люди, которые…

Через 10 лет я вижу себя…

Страдающий

Смущенный

Сердитый

Одинокий

Надеющийся

Сбитый с толку

Удовлетворенный

Печальный

Возбужденный

Разочарованный

Цели: закреплять знания, полученные на уроках; развивать коммуникативное общение, любознательность, познавательные способности, умение увидеть новое в знакомом.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел Старичок-Мозговичок (появляется ребенок, специально подготовленный, одетый в костюм гнома). Он предлагает нам поиграть в «Веселый марафон» и утверждает, что те задания-заморочки, которые он нам подготовил, мы ни за что не отгадаем. Ну, что, ребята, принимаем предложение Старичка-Мозговичка? Покажем, на что мы способны? Но соревноваться мы будем друг с другом, то есть командами. Победителей ожидает приз. (В конце игры все игроки: и победители, и участники - получают сладкий приз - по яблоку или груше)

Итак, делимся на команды, каждой команде придумываем название.

II. Конкурсы.

1. Веселая грамматика.

Назовите детенышей следующих животных. Это игра-кричалка. Отвечать следует хором. Команды отвечают поочередно, по два слова.

Кошка - котёнок собака - щенок гусь - гусёнок лошадь - жеребёнок скворец - скворчонок свинья - поросёнок лягушка - лягушонок корова - теленок

2. Проще простого.

а) Некоторые люди не умеют правильно спеть песенку. Найдите в этих словах то, на что им наступил медведь:

Мухомор, духовка, суховей, пуховик, чепуховина (ухо).

индюшка - индюшонок овца - ягнёнок коза - козлёнок курица - цыплёнок кролик - крольчонок змея - змеёныш заяц - зайчонок таракан - ?

б) В словах найдите растение, из которого получают прядильное волокно и масло:

Клён, плёнка, паслён, маслёнка, пелёнка (лён).

3. Имена девочек.

Из набора букв составьте имена девочек.

4. Животный мозголом.

Составьте из приведенных слов названия животных.

СОН + ОР + ГО = (носорог)

ТАЗ + РЕ + СОК = (стрекоза)

ШАГ + Я + ЛУК = (лягушка)

ЛУБ + ВОЙ = (буйвол)

СОЛЬ = (лось)

БИЧ + СИ = (чибис)

КРЫША + МАТ = (мартышка)

ПЕНА + APT = (пантера)

5. Геосоединялка.

Составьте названия столиц и соедините их стрелками с соответствующими государствами.

6. Превращалки.

Попробуйте превратить одно слово в другое, меняя по одной букве за один раз.

7. Отдохнем!

А сейчас берем тайм-аут и отдыхаем несколько минут. А заодно подводим промежуточный итог игры на данный момент.

Знаете ли вы, что...

Чтобы произвести 100 граммов мёда, пчела собирает нектар из 190 ООО цветков.

Лошадям удобнее спать стоя, нежели лёжа. Они могут вообще не ложиться в течение нескольких месяцев.

При сильном морозе выживают только гуси и кошки, которые могут переносить температуру -110 градусов. Белые медведи и тюлени выдерживают мороз до -80, а большинство млекопитающих лишь -45 градусов.

Кукушка подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц вовсе не из-за легкомыслия, как мы привыкли думать, а совсем по другой причине: она не может высиживать птенцов в гнезде, так как несет яйца не сразу, как другие птицы, а с большими интервалами.

8. Слова-звёздочки.

9. Переставлялка.

Методом перестановки букв составьте новое слово.

УКОР (урок)

КОНУС (сукно)

МАРШ (шрам)

ОТМЕНА (монета)

КОЧЕРГА (кочегар)

ЛЕЙКА (лакей)

БАНКА (кабан)

КОЛБА (бокал)

КОЛЬЦО (цоколь)

ФАРШ (шарф)

АНИС (сани)

10. Веселые вопросы.

1) В каком городе сто девочек и один мальчик? (Севастополь)

2) Какую картошку не ест колорадский жук? (Пирожное)

3) В названии какой птицы сорок букв? (Сорока)

4) Какой месяц короче других? (Май)

5) Какой конь без ног? (Шахматный)

6) Какой гость первым делом появляется на кухне? (Таракан)

7) Что не купишь за деньги? (Здоровье)

8) На каких полях не растет трава? (На полях шляпы)

9) Какой заяц не боится лисы? (Автобусный)

10) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

11) Как написать «инжир» шестью буквами? (Смоква)

12) У какого охранника 100 лиц? (Сторож)

13) Какое ушко не слышит? (Игольное)

14) Какой овощ самый музыкальный? (Фа-соль)

15) У ста мышей много ли ног да ушей? (Четыреста ног и двести ушей)

16) Один дед, два отца и два сына в три пары сапог обулись все. Сколько же их было? (Трое)

11. Рассуждалки.

а) Разместите в квадратной комнате десять стульев таким образом, чтобы у каждой стены стояло одинаковое количество стульев.

б) Из монеток выложили пирамидку. Переложи три монеты так, чтобы пирамида смотрела вверх.

12. Загадки.

1) Сапожник - не сапожник,

Портной - не портной:

Держит во рту щетинку,

В руках ножницы. (Рак)

2) Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями. (Гвоздики)

3) От названия какой реки произошло имя грузовика «КамАЗ»? (Кама)

4) Как называется тихое местечко, где черти водятся? (Омут)

5) Несется и сигналит,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (Мотоцикл)

6) Землеройная машина

Без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит,

Строит длинный лабиринт. (Крот)

7) Поле черно-белым стало;

Падает то дождь, то снег,

А еще похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи

Что за месяц, подскажи! (Ноябрь)

8) Что может в одно и то же время:

Висеть и стоять, стоять и ходить,

Ходить и лежать, лежать и врать? (Часы)

9) Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится,

Целый день летает,

Всем надоедает? (Муха)

10) Бабушка Варвара

Всюду их искала.

Не залезла чуть в трубу,

А они нашлись на лбу. (Очки)

13. Буквенная арифметика.

КУПОЛ + СПЕКТР - ЛУК = улица (проспект)

(СОКОЛ - С) + (КЫШ - К) = часть фуражки (околыш)

ЦЕНА + ЛИСТ = ? (лестница)

АС + СИТРО = ? (ассорти)

ДУБИНА + КИЛЬ - А = часы (будильник)

14. Чайнворд.

Впишите, следуя по стрелкам, в свободные клетки буквы, которые начинают одно слово и заканчивают другое.

Ответ: 1. Сало; сырок; 2. Пласт; 3. Таран; 4. Крыло; 5. Наган; 6. Опора; 7. Аркан.

III. Подведение итогов «марафона».