Индивидуальное занятие по автоматизации звука ц. Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука Конспект индивидуального занятия по постановке звука ц

Ребята, давайте вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Текст: Вот и выпал снег. На лугах завяли последние цветы. Только в теплых теплицах умелые цветоводы выращивают цветы. В природе цветы быстро отцветают, а в цветнике долго будут цвести и радовать глаз своим цветением. Один цветочек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

Какой звук чаще других слышится в тексте?

Положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком «Ц» вы услышите.

Сегодня на занятии мы поговорим о цветах, но при этом будем постоянно следить за правильным произношением звука «Ц».

1). Расслабление для пальчиков.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром волшебным раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землёй корешки.

2) Подготовка к артикуляционной гимнастике.

Последим за посадкой.

Представим себе, что мы находимся в массажном кабинете. Перед нами крем, изготовленный из цветков. Нежно наносим крем на лицо:

    от середины лба к вискам

    от внутренней стороны глаза вокруг век

    постукивание крыльев носа, затем подключаем звук

    от крыльев носа к ушной раковине

    от середины подбородка к

ушным раковинам

    массаж круговой мышцы рта.

    Мимические упражнения.

После массажа любуемся собой.

    удивились

    нахмурились

    возмутились

    обрадовались

    улыбнулись

    Упражнения для нижней челюсти.

Вправо, влево, сделать круговые движения, удержать под счёт.

5)Массаж твёрдого нёба.

6)Активизация мышц мягкого нёба.

    Из некоторых цветов можно готовить целебные растворы, вот приготовили раствор из каланхое, давайте полечим горлышко. Через соломинку наберём раствора, прополоскали горлышко, проглотили.

7)Упражнения на выработку диафрагмального дыхания.

Выдох - пфф

Возврат дыхания

Выдох -пфф

Возврат дыхания.

Упражнение для губ: у-у-у, какая туча (трубочка), улыбка (раскрывается цветок).

Для языка: * массаж губами

    массаж зубами

    удержание языка на нижней губе

    удержание языка за нижними зубами

    кончик языка упереть в нижние зубы, выгорбить переднюю часть спинки, подключить ротовой выдох

Какой звук «Ц» согласный или гласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий?

Почему звук «Ц» согласный?

Почему звук «Ц» глухой?

Почему звук «Ц» твердый?

Какой буквой обозначается звук «Ц» на письме?

Найдите среди других букв букву «Ц».

Текст: Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

А тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.

Соберите цветок из лепестков, четко проговаривая слоги.

Прочитай слоги в следующей последовательности: ац-оц-уц-ыц-иц-ец, аца-оцо-уцу-ыцы-ици-еце, ца-цо-цу-цы-це.

Произнесите слово «цветок», четко проговаривая все звуки.

Сколько слогов в слове «цветок», почему?

Сколько звуков в слове «цветок», назовите их по порядку.

Определите место звука «Ц» в слове «цветок».

Давайте вернемся к нашей картинке и вспомним слова со звуком «Ц», которые вы нашли в начале нашего занятия.

Назовите слова, отвечающие на вопрос - «кто?»,

- «что делать?»,

- «какой?».

Детям предлагается деформированное предложение: цветет, в, цветок, цветнике.

Сколько слов в предложении?

Назовите слова в предложении по порядку.

Составьте графическую запись этого предложения.

Прочитайте предложение по графической записи.

Запишите предложение в тетрадь с проговариванием.

Работа с деформированным текстом:

Цветы радуют нас своим цветением. Цветовод посадил цветы в теплицу. В цветнике цветут цветы зимой и летом.

Вспомните, над каким звуком мы работали на занятии?

Закончите предложение, вставляя слово «цветок» в нужной форме:

В цветнике расцвел …...

В мире лучше нет …….

Очень рады мы …….

Мы несем домой …….

Мы любуемся …….

И поем мы о ……..

Ребята, большое спасибо вам за занятие. Вы сегодня все хорошо работали.

Тема: Звук «Ц».
Задачи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Формировать умение обобщать слова в группы.
Развивать фонематический слух.
Формировать артикуляционную и мелкую моторику.
Продолжать закреплять звук «Ц» в слогах, словах, фразах,
предложениях и текстах.
Продолжать формировать умение согласовать числительные с
существительными.
Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.
Формировать умение пересказывать текст с опорой на картинки.
Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Оборудование: картинки с изображением цветов; схема артикуляции
звука; картинки с изображением артикуляционной гимнастики; картинка с
изображением яиц, на которых написаны слоги; предметные картинки для
игры «Доскажи словечко»; картинка с изображением пуговиц; опорные
картинки для составления рассказа.
Ход занятия:
Организационный момент.
1.
Логопед: ­ Здравствуй, … имя ребёнка. Перед тобой лежат картинки.
Перечисли, что на них нарисовано. Как, одним словом можно назвать
картинки?
Ребёнок: Цветы.
Логопед: Какой первый звук в слове цветы?
Ребёнок: Звук «Ц».
Логопед: Какой это звук?
Ребёнок: Согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: На занятии мы будем правильно произносить слова со звуком
«Ц». Давай вспомним, что при произношении звука «Ц» кончик языка
находится за верхними зубами, а воздушная струя при этом выходит с
большим напором.
2.
Развитие фонематического слуха.
Основная часть.

Игра «Поймай слова со звуком «Ц».
Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук «Ц».
Сумка и блюдце;
Яйцо и осень;
Цыплёнок и часы;
Индеец и чашка.
Артикуляционная гимнастика.
«Часики».
Ротик свой приоткрой – язычок покажи,
А потом язычком вправо, влево походи.
«Качели».
Широко открой свой ротик – язычок покажи,
А потом язычок вверх подними, а затем вниз опусти.
«Лошадка».
Язычок мой как лошадка.
Вверх его я подниму,
И лошадку покажу.
«Вкусное варенье».
Ротик ты скорей открой – язычок покажи,
И язычком ты губки оближи.
Автоматизация звука «Ц» в слогах.
Ребёнку предлагается несколько нарисованных яиц. Под каждым из них
написаны слоги со звуком «Ц». Ты должен прочитать все слоги и выбрать
только варёные яйца, которые обозначены слогом «ЦА» и раскрась их
карандашом жёлтого цвета.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы ты посчитай ­
И скорей загибай.
Раз, два, три, четыре, пять ­
Пальцы посчитай опять.
Как только начинается счёт, ребёнок загибает по одному пальцу,
начиная с большого пальца.
Автоматизация звука «Ц» в словах.
Игра «Доскажи словечко».
Ребёнку предлагается, опираясь на картинки образовать слова, добавляя
слоги «ЦА» и «ЦЫ», соотнести картинку со словом.
ЦА

Кури……
Пти….
Сини….
Спи…..
ЦЫ
Ножни…..
Молод……
Огур…….
Птен………
Пугови…….
Физкультминутка «Цыплята».
Вышли мы погулять,
Ребёнок выполняет марш на месте.
И цыплят поискать.
Шли, шли двух нашли,
Ходьба на месте.
Влево чуть отошли ещё двух нашли.
Сделать несколько шагов влево.
Вправо чуть отошли одного нашли.
Сделать несколько шагов вправо.
Цыплят нашли и домой пошли.
Ходьба на месте.
Автоматизация звука «Ц» во фразовой речи.
Игра «Цветные пуговицы».
На картинке нарисовано несколько пуговиц, ребёнку предлагается
посчитать пуговицы. Считать нужно так: одна целая пуговица, две целых
пуговицы и так далее. Затем ребёнку предлагается раскрасить пуговицы
цветными карандашами.
Автоматизация звука «Ц» в предложениях.
Игра «Сам составь предложение».
Логопед: Я предлагаю тебе ответить на вопросы, а потом полностью
произнести предложение.
Образец: Чем мы разрезаем бумагу? Ответ ребёнка: Бумагу мы разрезаем
ножницами.
­ Чем мы вытираем лицо и руки?
­ Что мы ставим в воду?
­ Кто выводится из яйца?

Автоматизация звука «Ц» в тексте.
Послушай мой рассказ и с помощью картинок перескажи его.
Цып.
У мамы – курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького
цыплёнка звали Цып. Цып был очень любопытным цыплёнком. Собирая
цветы, Цып увидел колодец, он решил заглянуть в него и чуть не упал в
колодец. Мама ­ курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не
пускала.
3.
­ Какой звук на занятии ты старался произносить правильно?
­ Что тебе запомнилось?
Ты молодец! До следующей встречи!
Заключительная часть.

Конспект

индивидуального

логопедического занятия

по автоматизации звука [ц] .

Учитель – логопед Кузнецова Л.В.

Цель занятия: Автоматизация звука [ц] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1) Уточнить и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношение звука [ц] в прямых и обратных слогах, в словах с этими слогами.

2) Развивать психические процессы: мышление, память, внимание, фонематическое восприятие; развивать навыки звуко-слогового анализа слов.

3) Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  • зеркало;
  • карточка с буквой Ц, схема артикуляции звука;
  • предметные картинки и картинки со звуком [ц];
  • схемы слов.

Возраст учащихся : 1-2 класс.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика.

Начинаем мы рассказ: (Вращать кистями рук)

Десять пальчиков у нас. (Сжимать и разжимать кулачки)

Старшие братишки – (Сжать кулачки, отставить большие пальцы и

Умные мальчишки. вращать ими)

Средним братцам (Кулачки прижать друг к другу, распрямить средние пальцы.

только бы подраться. Постучать подушечками средних пальцев друг об друга)

Ну, а вы, малыши, (сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их

Обнимитесь от души. попеременно, то один палец сверху, то другой).

  1. Объявление темы занятия.

Сегодня мы будем учиться говорить звук [ц] красиво и правильно в слогах, словах и предложениях.

  1. Артикуляционная гимнастика.

А для начала подготовим наш язычок. Выполняем упражнение перед зеркалом.

  • “Качели” - язычок качается вверх-вниз.
  • “Маляр” - а теперь пусть язычок поработает маляром и покрасит небо-потолок (погладить кончиком языка твердое небо, делая движения вперед-назад).
  • «Катушка» - широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов, в таком положении языка «выкатить» среднюю часть языка вперед, затем вновь убрать вглубь рта.
  • «Трубочка» - Свернуть язык трубочкой и подуть в нее.
  1. Произнесение изолированного звука.

Посмотри в зеркало и произнеси звук [ц].

Какую форму принимают губы?

Где лежит язычок?

(Губы в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубки, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, спинка языка выгнулась горочкой. Зубы разжаты. Сначала кончик языка делает смычку с зубами, затем отскакивает от зубов. Он состоит как бы из двух звуков Т и С. Произносится резко, толчком – струя холодная, толчком. Если мы будем тянуть Ц, то он превратится в звук С.

  1. Характеристика звука.

Ц – согласный, глухой, всегда только твёрдый! (даже если после него пишем буквы И, Е)

Повтори вместе со мной.

  1. Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, словах.

Слоги прямые и обратные:

АЦ ОЦ УЦ ЫЦ ЕЦ ЯЦ ИЦ ЦА ЦЫ ЦО ЦЕ ЦУ

  • Развитие фонематического слуха.

Я называю слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ц]:

ЦАПЛЯ КОШКА ЦЕПЬ ЛИЦО СТОЛ ЦАРЬ УЖ ПЕРЕЦ НОЖНИЦЫ МОЛОДЕЦ КАЧЕЛИ КОЛЬЦА ПШЕНИЦА ШАРЫ КУЗНИЦА ЧУДО КОНЕЦ

  • Игра “Где спрятался звук?”

Из набора картинок выбери те, в названиях которых слышится звук [ц]). Определи, где находится звук [ц] в начале слова, в середине или в конце?

ОГУРЕЦ, ЦАПЛЯ, ЗАЯЦ, ЦЕПЬ, КУРИЦА, ПУГОВИЦА.

Физ. минутка.

  • Развитие навыков звуко-слогового анализа слов.
  • Игра “Договори слово”.

Я буду говорить начало слова, а ты – конец слова – слог ца

БОЛЬНИ…, ДЕВИ…, ДВЕР…, КУРИ…, ГОРЧИ…, ЦАРИ…, ПШЕНИ…, ВОДИ…, СКРОМНИ…, СПИ…, НЕБЫЛИ…, ПЕТЛИ…, КУЗНИ…, ЛЕСТНИ..

  • Работа над словообразованием и словоизменением.
  • Игра “Один – много” (Как можно сказать про много людей или предметов?)

ЗАЯЦ – ЗАЙЦЫ, ПЕРЕЦ. ПЕВЕЦ МОЛОДЕЦ ЛЕДЕНЕЦ ДВОРЕЦ ТАНЕЦ ОГУРЕЦ СКВОРЕЦ КУЗНЕЦ БОРЕЦ ОТЕЦ ПТЕНЕЦ ПРОДАВЕЦ РАНЕЦ ОВЦА

  • Игра “Измени слово так, чтобы появился звук Ц” (по картинкам)

Лук – луковица МЕДВЕДЬ ПЛАТЬЕ ОКНО ТИГР ВОЛК ДЕРЕВО

  1. Автоматизация звука [ц] в чистоговорках.
  • Игра «Эхо». Я буду говорить предложения, а ты будешь повторять за мной.

ыц – ыц – ыц – цыган цыплёнку цыц

яц – яц – яц – скачет заяц

ец – ец – ец – свежий огурец

цу – цу – цу – платьице вам к лицу

цо – цо – цо – на пальце кольцо

це – це – це – сена дам овце

8. Итог занятия.

Молодец! Ты хорошо потрудился. Давай вспомним, какой звук мы учились говорить красиво?

Использованная литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Интернет ресурсы.
  3. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы/автор-составитель Л.Е.Кыласова, Волгоград «Учитель», 2014

Образовательные, развивающие, воспитательные задачи логопедического занятия. Развитие артикуляторного праксиса, произнесение звука изолированно, развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематического восприятия, закрепление звука в словах, слогах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [ц]

Введение

Цель: постановка звука [ц].

Задачи:

· Коррекционно-образовательные :

o дать характеристику и правильную артикуляцию звука [ц];

o сформировать умение правильного произнесения звука [ц], по подражанию;

o научить произносить звук [ц] изолированно.

· Коррекционно-развивающие :

o развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; правильную воздушную струю; фонематическое восприятие;

· Коррекционно-воспитательные :

o повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

o поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Материалы: пригласительная открытка, тропинка с осенними листьями презентация PowerPoint,

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

- Здравствуй, я очень рада видеть тебя.

- Посмотри нам пришла пригласительная открытка, прочтем её.

Читает открытку . Звукознайка и один из его друзей приглашают нас в гости, но кто же этот друг мы узнаем лишь тогда когда дойдем до города. Примем приглашение Звукознайки и его друга?

- Но попастьтуда не так-то просто, мы должны пройти через волшебный сад и выполнить все задания, которые оставил нам Звукознайка и лишь тогда сможем добраться до места. Ты согласен мне помогать и выполнять все задания старательно?

- Тогда в путь! звук фонематический восприятие слог

2. Воспитание сильной длительной направленной плавной воздушной струи

- Вот это сад, но все тропинки в нем засыпало осенними листьями. И первое задание от Звукознайки- нужно расчистить тропинки но, не трогая листья руками. Какой хитрый, Звукознайка! Как же нам это сделать?

(Если ребенок не догадывается можно задать наводящие вопросы. Например: Как ветерок убирает тропинки?)

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку ,дуть на язычок

- Отлично ты убрал все листья и расчистил тропинки продолжаем путь!

3. Развитие артикуляторного праксиса

- Ой, посмотри, какой интересный куст растет в этом саду.

- Звукознайка просит нас вспомнить какие упражнения для язычка обозначают эти картинки и выполнить их красиво.

Ребенок. Называет картинку и выполняет упражнение, глядя в зеркало.

«Лопаточка»

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

«Наказать непослушный язычок»

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

«Чистим зубки»

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

«Горка»

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Логопед. Молодец и с этим заданием ты справился прекрасно.

4. Сообщение темы. Постановка звука

- А это что за картинка? Обращает внимание ребенка на картинку с артикуляционным укладом. Это Звукознайка оставил нам сказку о звуке [ц], но сказку не простую - с движениями. Я буду ее читать, а ты показывать?

Объяснение артикуляции звука.

Текст сказки для чтения ребенку взрослым

Ветерок в темной и сырой пещере. Его охраняет язык, который улегся на пол пещеры растянулся, никак его не обойдешь.

постучать нижними зубами о верхние

открыть рот

широкий распластанный язык положить на дно ротовой полости

Вдруг язык поднял спину к потолку а своими боками прижимается к верхним зубам теперь ветерку еще труднее выбраться

сделать язык горкой: боковые края прижать к верхним коренным зубам, а кончик языка упереть в нижние зубы.

Но как только язык своей передней частью нагибается к нижним зубам решив пошептаться с ними. Ветерок тут же скатывается по его спине как по горке. Он съезжает прямо к нижним зубам.

оставив небольшое расстояние между зубами, длительно подуть на кончик языка, произнести звук [с].

Зубы не успевают сомкнуться и загородить путь ветерку, между ними остается маленькая щель.

улыбнуться, слегка обнажив зубы разомкнув их (расстояние 1-2 мм).

язык сердится на зубы за то что не удержали ветерка. язык опускается к нижним зубам своей передней частью, а спиной сильно стучит по верхним зубам.

удерживая кончик языка за нижними зубами, произнести несколько раз звук [т].

после удара языка ветерок скатывается по его спине и резко выскакивает в узкую щель между зубами.

отчетливо многократно произнести звуки [т] и [с] слитно (получиться звук ц)

приблизить ладонь ко рту, почувствовать толчкообразные движения воздуха.

- Молодец справился отлично. Запомним, что при быстром произнесении -ТС - в таком положении языка получается звук [ц].

Эта сказка о звуке [ц]. Повтори вместе [ц] (при повторении ребенком звука еще раз обратить внимание на правильность артикуляции).

5 . Произнесение звука изолированно, знако мство с его зрительным символом

Логопед. Вот и новое задание от Звукознайки. Посмотри внимательно на картинку и запомни (логопед показывает картинку с изображением детской коляски - зрительный символ звука) Новый звук [ц] похож на тот, каким мы просим не шуметь.Тише, тише, спит малыш! ЦЦЦЦ! Повтори!!

- Молодец у тебя хорошо получается.

6 . Развитие мелкой моторики пальцев рук

- А вот и наш Звукознайка и его друг. Кто же это?

- Совершено, верно, Ёжик. Здравствуй Звукознайка, здравствуй Ежик!

- Давай поиграем в игру для пальчиков «Ёжик»

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) - это ежик, пальцы другой руки - лесные зверюшки.

- Отлично!

7 . Разв итие фонематического восприятия

- Ежик предлагает поиграть в его любимую игру «Поймай звук». Как только услышишь звук [ц], хлопни в ладоши.

Речевой материал: ш, с, к, ц, т, ц, с, м, п, ц.

8 . Закрепление звука в слогах

ЯЦ - ЯЦ - ЯЦ - ЗАЯЦ

ЕЦ - ЕЦ - ЕЦ - ТАНЕЦ

АЦ - АЦ - АЦ - МЕСЯЦ

9 . Закрепление звука в словах

Послушай и отгадай загадки.

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажи мне, он такой?

Домик круглый, домик белый,

Домик был сначала целый,

А как треснул наконец,

Так и выскочил …(птенец )

Он в пупырышках, зелёный,

Вкусен свежий и солёный.

Помидору друг и брат,

С ними так хорош салат!

Этот стройный молодец

Хрусткий, тонкий...(огурец )

10 . Закрепление звука в предложениях

Посмотри на картинки и закончи правильно предложение.

Собака укусила Соню за ….

На высокой сосне сидит маленький ….

В кузнице подковал коней …

Логопед. Молодец здорово поиграли.

11 . Итог, оценка деятельнос ти

- . Вот и закончилось наше путешествие, мы добрались до Звукознайки, побывали в гостях у его друга Ежика А давай вспомним, с каким звуком мы познакомились, в сказке и поиграли с ним.

- Правильно со звуком [ц], ты отлично поработал, выполнил все задания правильно и за это Звукознайка дарит тебе подарок.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях. Методические рекомендации по коррекции фонетической стороны речи у детей шести лет с ринолалией. Игровой материал для коррекционной работы. Анализ логопедического занятия.

    отчет по практике , добавлен 12.09.2010

    Описание правильной артикуляции звука (Г). Характеристика звука по месту и способу образования. Виды и причины нарушений. Способы постановки и автоматизации мягкого звука. Комплекс артикуляционных упражнений. Игры на закрепление звука в речи ребёнка.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2014

    Учебно–тематический план по предметам: математика, изодеятельность, развитие речи, познавательная деятельность. Цель, задачи программы, почасовая нагрузка. Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков [д], [т] в слогах, словах, предложениях".

    методичка , добавлен 06.09.2009

    Руководство дидактическими играми. Методика руководства начальными видами музыкальной деятельности детей. Задания на различение длительности звука и силы звука. Память как одна из составляющих в дидактических играх. Развивающие игры, действия и правила.

    реферат , добавлен 03.09.2010

    Исследование особенностей развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе. Занятия лепкой как средство развития мелкой моторики ребенка. Разработка рекомендаций для учителей по подготовке и проведению занятий лепкой.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Недостатки произношения заднеязычных звуков. Основные виды каппацизма. Профили артикуляции при постановке звука. Исправление хитизма и парахитизма. Первичная профилактика речевой патологии, нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2013

    Психологические и физические особенности детей младшего дошкольного возраста. Мелкая моторика рук и уровень развития речи, их взаимозависимость. Развитие активных движений пальцев рук. Исследование влияния развития мелкой моторики на развитие речи.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Занятие с детьми с психическими нарушениями развития, коррекционно-развивающие, обучающие и воспитательные цели. Развитие техники чтения, составление плана почитанного, анализ смысловых отрывков текста, умение выделить главную мысль и формулировать её.

    методичка , добавлен 22.07.2009

    Определение норм и патологий речи ребенка. Применение методики ручного праксиса для составления психологического портрета дошкольника. Разработка комплекса упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2011

    Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики у детей с общим нарушением речи из исследуемой группы. Подбор игры и упражнения для развития моторики на занятиях по ручному труду. Разработка и эффективность педагогической программы.

ксения романова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Ц]»

1. Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

2. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.

3. Учить правильно произносить звук [ц] с механической помощью и по подражанию.

4. Продолжать учить выделять звук [ц] из ряда звуков .

5. Продолжать учить правильно употреблять числительные с существительными.

6. Упражнять в правильном употреблении форм винительного и родительного падежа единственного числа имен существительных.

7. Развивать внимание, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка «Киска» ; забор; зеркало.

Набор карточек «Артикуляционная гимнастика»

Длинная тонкая палочка для постановки звука [Ц] ;

Набор предметных картинок с изображением цветов по 5 штук (тюльпаны) ;

Игрушки (филин, улитка, Лена, телёнок) ;

Пособие «Кнопки» ; зрительный символ звука [Ц] ;

Мозаика.

1. Организационный момент.

Логопед . К нам сегодня в гости пришла Киска. Она очень упрямая и совсем ничего не умеет. Она хочет посмотреть, поиграть с тобой и у тебя поучиться.

2. Киска тебе улыбается, и ты ей улыбнись (упражнение «Улыбка» ).

Киска прыгнула на забор. Покажи, какой у киски забор (упражнение «Забор» ).

Киска хочет цыплёнка поймать, широко рот открыла. Покажи, как Киска широко рот открыла (упражнение «Птенчик» ).

Киска рассердилась, что не получилось птенчика поймать, спинку выгнула. Покажи, как киска сердится (упражнение «Сердитая киска» ).

Давай Киску угостим блинчиком, но сначала испечём тесто. Постучим по язычку зубами : та-та-та (упражнение «Накажем непослушный язычок» ).

А теперь положи на нижнюю губу плоский язычок. Вот и получился блинчик (упражнение «Блинчик» ).

Блинчик горячий подуй на язычок.

А теперь надо зубки почистить. Покажи Киске, как ты умеешь чистить нижние зубки (упражнение «Почистим зубки» ) Молодец!

3. В доме за печкой живёт сверчок, каждый вечер он поёт свою песенку : Ц-Ц-Ц. Давай научим Киску слушать эту песенку.

Игра «Ловишки» хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц] :

П – Т- Ц – Ш – К –Ц –Ф – Л –М –Ц;

А сейчас научим Киску играть в «мозаику» . Положи столько синих фишек, сколько раз я произнесу звук [Ц] : [ Ц-Ц ], [ Ц-Ц-Ц], [Ц]

4. А теперь Киска решила с тобой в «Прятки» поиграть (постановка звука [Ц] с механической помощью, затем по подражанию : кончик языка за нижними зубами, произносим : ттттт…., в момент произнесения нажать на кончик языка и отодвинуть слегка в глубь рта «Киска спряталась» )

5. Киска устала, давай её на поезде покатаем (постановка звука [Ц] от Т+С ) . Поезд едет быстро. Колёса стучат : тстстстстстс…. поезд остановился :ТСССССССССС.

6. Поезд привёз Киску в сад, а там растёт много красивых цветов. Давай поможем посчитать, сколько цветов растёт в саду.

Игра «Посчитай» : один тюльпан, два тюльпана…пять тюльпанов.

7. Поиграла Киска в саду и поехала домой на поезде, стучат колёса : тстстстстсссссссссс.

В поезде ехали пассажиры. Кто ехал? (показать игрушку : филин, Катя, улитка) поезд остановился : ТССССС. Кого не стало? (Не стало филина)

(Аналогичная работа с остальными игрушками.)

(постановка звука с механической помощью, затем по подражанию).

8. Решила Киска попросить всех не шуметь, пока спит её хозяйка Катя. Помоги Киске (пособие «Кнопки» произносим звук [Ц] 5 раз . Нажимаем на каждую кнопку пальцем : большой пальчик [Ц], указательный палец [Ц] и т. д.

9. Пока катя спит Киска хочет поиграть с твоими пальчиками.

Пальчиковая игра

Маленькая Киска,

Села возле миски.

Указательный палец и мизинец подняты вверх,

Остальные пальцы сомкнуты и округлены.

Ушками играет

Мышку поджидает

сгибать и разгибать указательный палец и мизинец

Ребёнок повторяет за логопедом движения и по возможности текст.

10. Итог занятия .

Логопед . Сегодня на занятии ты не только познакомился с Киской, но еще раз поучился сам и поучил Киску произносить звук [Ц] .

Ты молодец! У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получиться еще лучше!