Ирвинг Пенн. Из мира гламура к съемкам портретов и натюрмортов. Глянцевый мир ирвинга пенна Рисование и полутона

Рисование и полутона

Пенн начал карьеру как графический дизайнер, а также пытался рисовать и всюду таскал с собой мольберт. Он на год отправился в Мексику учиться рисованию, но вскоре обнаружил, что краски и мольберт ему не нужны: фотография, которую он использовал как подручный инструмент вместо набросков, уже захватила его полностью.

Пенн - мастер полутонов. На его черно-белых снимках столько тональностей, что нужно смотреть на авторские отпечатки, чтобы постичь глубину цвета. Особенно это касается его платиново-палладиевых работ. Он проводил огромное количество времени, нанося по несколько слоев эмульсии, чтобы контролировать тональность в каждой зоне, - филигранная работа, которую автор не доверял никому.

Он на год отправился в Мексику учиться рисованию, но вскоре обнаружил, что краски и мольберт ему не нужны.

Мода и мертвая натура

Пенну удалось уникальное - ввести фешен-фотографию в область искусства. Действительно, он практически постоянно работал над коммерческими заказами от журнала Vogue, и в результате у него оставалось очень мало времени для собственных «независимых» работ. Но именно его фешен-съемки и коммерческие портреты звезд вошли в историю как «чистое» искусство, перескочив через границы прикладного сразу в нетленку.

Еще одна страсть Пенна - натюрморты. Сегодня они кажутся скучным, исчерпавшим себя жанром - но только не в случае Пенна. Потому что его натюрморты очень часто напоминают портреты. Например, шляпа с мороженым ужасно похожа на комичного Чарли Чаплина.

Но действительно и обратное: Пенн снимает людей как «мертвую натуру». Он буквально располагает их среди предметов, формирует с дотошной тщательностью каждую деталь их облика, каждое их движение.

Его фешен-съемки и коммерческие портреты звезд вошли в историю как «чистое» искусство, перескочив через границы прикладного сразу в нетленку.

Фотограф называл свои снимки «красотюдами» - аранжировки были иногда на грани фантастики. Как он умудрился завернуть воротник модели так, чтобы ее изображение напоминало птицу с огромным клювом? Чего ему стоило расположить балетных танцоров как шахматные фигурки?

Фокусы

У Пенна было два любимых приема, и обы чрезвычайно просты. Первый - это неудобный, странно скомканный жесткий ковер, на котором модели предлагалось расположиться. Эта ситуация каждый раз раскрывала подсознательные возможности человеческого тела использовать окружающее пространство. Модель, выведенная из зоны комфорта - из привычных интерьеров, - начинала выстраивать новые, свежие взаимоотношения с пространством. Поэтому мы можем наблюдать известных людей без напыления свойственного им пафоса.

Второй прием - того же типа: в буквальном смысле поставить модель в угол. В студии у Пенна был один очень острый угол, полная дисфункциональность которого рождала простор для искусства. Ощущение «наказанности» (хотя вряд ли в Америке существовала такая воспитательная практика) делает фотографию более глубокой. «Некоторые чувствуют себя уютно и защищенно, некоторые - загнанными в угол, - говорит Пенн. - Но любая реакция быстро становилась доступной для камеры».

Глубина угла создает в прямом смысле глубину изображения: она лишает его обычной плоскости (мы привыкли видеть человека у стены, какого-то фона - чего-то параллельного поверхности линзы). Дисфункциональный угол был создан самим фотографом, который просто соединил два вертикальных фона вместе. Этим объясняется, что угол на разных снимках то острее, то шире, то вообще обрезается третьей стеной.

Еще у Пенна была старая потертая портьера, которую когда-то выбросил парижский театр. Пенн нарисовал на ней смутные облака и таскал за собой из студии в студию на протяжении 60 лет. Вот и все фокусы.

Биография

Ирвинг Пенн прожил огромную жизнь - девяносто два года - и разогнался на полную мощь, когда ему было за семьдесят. Биография Пенна так же проста, как и его практика: долгая, упорная, почти монотонная и все же такая красивая в своем аскетическом совершенстве. Пенн не чурался работы, а если брался за нее, то трудился как вол днями и ночами. Сохранились видеозаписи процесса его съемок в Марокко - на них он возводит огромный тент и неустанно снимает пастухов и жителей этой пустыни, которые ожидают толпой. Перед объективом Пенна они преображаются, обретают какое-то достоинство и как будто становятся на ступень вечности. Кажется, их поток не иссякнет никогда, пока у Пенна не закончатся все пленки или он не упадет от усталости.

Пенн не чурался работы, а если брался за нее, то трудился как вол днями и ночами.

Ирвинг Пенн, скончавшийся в возрасте 92 лет, был одним из величайших фотографов XX века. Его фотосъемки начали появляться на страницах модного журнала Vogue с 1940-х годов, однако знаменитым он стал благодаря портретной фотосъемке. Он фотографировал писателей и художников, детей и торговцев, изучал жизнь рабочих, снимал обнаженную натуру и натюрморты, находя свою особенную красоту даже в гниющем фрукте или окурках. Именно ему принадлежит высказывание: «Съемка пирожного тоже может быть искусством».

Сам Пенн предпочитал описывать свои фотоработы как «Блаженства». Однако в отличие от декоративности ангелов стиля барокко, «религию» Пенна отличала крайняя безмятежность и кажущаяся простота, запечатленная именно так, что форма превращается в отличительный стиль. Этот стиль, который с самого раннего этапа творчества отличался четкой завершенностью, оставался неизменным вне зависимости от видов съемки: будь то разворот модного журнала или букет цветов, черно-белая фотография или цветная, съемка в Соединенных Штатах или Африке.

В Энциклопедии современных фотографов (1982) Ирвинг Пенн представлен фотоработой «Больница» (Ospedale), снятой в 1980 году. На снимке - строгая композиция из треснувшего кувшина, на котором лежит череп, грубо сделанного распятия, рассыпанного пепла и запечатанной бутыли с не то лекарством, не то ядом. Подобные натюрморты, написанные в Средние века, обычно имели морализаторские название, к примеру, Sic transit Gloria mundi (лат. Так проходит мирская слава). Фотография Пенна с ее простым названием «Больница» может быть прочтена как совсем иная притча о современном отношении к жизни.

Всемирное признание не обошло фотографа стороной, при этом он представлял собой занятную смесь эстетики и аскетизма. Пенн родился в Плайнфилде, штат Нью-Джерси. Его отец Гарри был часовщиком, мать Соня - медсестрой, а младший брат Артур впоследствии стал известным кинорежиссером. С 1934 по 1938 год Пенн обучался у легендарного дизайнера Алексея Бродовича в Школе искусств при Музее искусств Филадельфии, который каждую неделю приезжал из Нью-Йорка, где работал в журнале Harper’s Bazaar. После неоплачиваемой стажировки у Бродовича в журнале, Пенн некоторое время проработал арт-директором универмага Fifth Avenue. В это время он начал делать жанровые уличные фотографии. Затем Пенн на год уезжает в Мехико, чтобы погрузиться в занятия живописью. Это, как он сам позже отмечал, дало ему понимание работы с простотой света и формы, что в дальнейшем стало двумя отличительными чертами его работ.

После возвращения Пенна из Мехико Бродович познакомил его с Александром Либерманном, арт-директором журнала Vogue, чьим ассистентом он и стал. Первая фоторабота Пенна для Vogue - натюрморт из перчатки, ремня и кошелька, попала на октябрьскую обложку журнала 1943 года. За длительное время сотрудничества Пенна с Conde Nast, издательского дома, выпускающего Vogue, его фотографии появлялись более чем на 150 обложках издания.

Первые шаги в профессиональную фотографию Пенн сделал во время Второй мировой войны, помогая в составе Американской полевой службы Британскому корпусу в Италии и Индии в 1944-1945 годах. Он вернулся в Vogue в качестве штатного фотографа в 1946 году.

В 1950 году Пенн женился на известной модели Лизе Фонсагривс, при этом продолжив с ней и профессиональное сотрудничество. Он продолжал преуспевать, работая в Vogue, привнося на страницы журнала новые формы фотографии, например, публикацию черно-белого снимка на обложке, что ранее в издании не практиковалось. Также не без влияния социально-направленных работ Уолкера Эванса и документальных зарисовок французского фотографа Эжена Атже Пенн начал замечать свой угасающий интерес к съемке моды и растущий - к портретированию.

Ирвинг Пенн обладал даром черпать вдохновение из любого источника и оттачивать мастерство до самой его сути, отбросив все лишнее, - отсюда и происходит прославленная невесомость его работ и кажущийся анахронизм их названий. Вместе с мексиканским фотографом Альваресом Браво Пенн был убежден, что название фотографии - это ее неотъемлемая часть. В фотографии 1951 года, на котором Пенн запечатлел Лизу в бальном платье, виден лишь силуэт «Девушки с платком» (Woman with a Handkerchief), и только одна деталь ярко выделяется светом. На снимке того же года «Девушка с табаком на языке» (The Girl with Tobacco On Her Tongue) она убирает кусочек табака с языка длинным острым ноготком, отвлекая внимание от модных аксессуаров: шляпы, сережек и завязок на шее.

Умение Пенна балансировать на границе мистического и жуткого было доведено до совершенства в его знаменитой фотосерии 1974 года «Миры в маленькой комнате» (Worlds in a Small Room), чье название отсылает зрителя к передвижной фотостудии, которую он брал с собой в путешествия от Азии до Австралии. Благодаря этой студии, он мог воссоздать свой излюбленный однотонный фон и снимать туземцев Асаро или крестьян Перу в том же нейтральном окружении, что и на своих фотографиях для журналов моды.

Его острый на необычные детали взгляд вместе с крайней строгостью композиции и контрастом светотени - все это отражало полярность современности и художественности в работах Пенна, независимо от их тематики. К 1960-м годам эта двойственность вылилась в серию снимков обнаженной натуры, по-своему экспериментальную, как и у Билла Брандта, но с дотошной точностью взамен искусственных искажений Брандта. Намного позднее эти снимки были выставлены в серии «Земные тела» (Earthly Bodies) в Галерее Мальборо в 1980 году.

С 1980-х годов Ирвинг Пенн стал все больше тяготеть к съемке цветов и натюрмортов, предпочитая их цветным портретам. Парадоксальность факта, что даже самый идеальный цветок в конце концов увядал, завораживал его осознанием неотвратимой смертности. Подобные темы позволяли Пенну расширять свои взгляды на сходство фотографии и живописи, их эстетические принципы, благодаря которым он мог вносить некоторую упорядоченность в природу и мир вокруг.

Морис Гудекет, муж французской писательницы Колетт, отметил способность Пенна удивлять повседневными вещами. Так он описал визит Пенна для съемки писательницы в 1951 году по случаю ее 80-летия: «Он сделал завораживающее фото. Оно отражает все, что Колетт мечтала в себе скрыть и все, о чем сама не догадывалась. Внутри человека всегда живет обратная сторона его самого. Великий портретист, а таких очень мало, - это своего рода волшебник, кто видит за гранью внешности».

Манера работы Пенна была крайне необычной. Сесил Битон писал в 1975 году: «Пенн удивительно сам же все для себя усложняет. Он не использует никаких специальных устройств, штативов, ничего, кроме самого простого освещения - обычно это один боковой источник света». На портрете Битона, снятом Пенном в 1950 году, одна половина его лица находится в глубокой тени, тогда как другая подсвечена, подчеркивая его галстук-бабочку и мягкие складки черной мантии.

Эта техника также оправдала себя при съемке портрета «Угольщика» (Coal Man, 1950), чей кожаный шлем, с его длинным клапаном сзади (на котором он будет нести свой ящик с углем) отливает черным на фоне светлой рубашки, хотя его плечо уже покрыто полосками грязи. Оба мужчины были сняты на том же студийном фоне, который Пенн постоянно использовал для своих журнальных съемок в 1950-е года.

Что бы ни вдохновило Пенна в Латинской Америке, в его творчество вошла завораживающая абстрактность скрытого и выставленного напоказ, в фотографиях бо льшую роль стал играть контраст и светотень, нежели конкретный предмет. Битон писал: «В действительности... Пенн вкладывает в свои работы весь свой истинный пыл - вот, чем ценны его фотографии».

В 1984 году Джон Жарковски организовал в Музее Современных Искусств в Нью-Йорке его ретроспективу, а начиная с 1987 года работы Пенна регулярно выставлялись в Галерее Пэйс-МакГил в Нью-Йорке. В 1996 году Пенн представил свои фотоархивы и авторские отпечатки в Институте Искусств Чикаго. Его работы хранятся в коллекциях Музея Метрополитан и Музее Современных Искусств, Институте Смитсони в Вашингтоне, В Галерее Искусств в Турине, в Музее Стеделейка в Амстердаме и Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Лиза Фонсагривс умерла в 1992 году, оставив Пенна с их сыном Томом, падчерицей Миа, восемью внуками и братом Ирвина Артуром.

Вероника Хорвэл писала: «Александр Либерманн, будучи арт-директором Vogue в 1943 году, дал Пенну работу, запомнив, что этот молодой человек «ходил без галстука и в кроссовках». Либерманн описывал его, как целеустремленного, точного, с «американским чутьем, которое заставляло его смотреть вглубь». Он понял, что то, как Пенн смотрел на мир, а впоследствии и на моду, было в чем-то схоже жесткой прозе американской литературы, этой технике искусной немногословности. Время, когда Пенн вернулся в Vogue в качестве штатного фотографа после войны, было идеальным. Еще до того, как коллекция Диор в 1947 году с ее необычными силуэтами и вылепленными формами задала тон на 20 лет вперед, в моду вошла скульптурность. Детали гардероба - шляпки, перчатки, широкие рукава и воротники - они будто были макетами из бронзы, которые можно было носить, и именно так Пенн их фотографировал: массивно и монолитно, словно из них можно было соорудить постамент. Предполагалось, чтобы целостные ансамбли выглядели как силуэты - так Пенн их и фотографировал, удаляя из кадра все излишества, кроме поз его любимых моделей: всегда с сигаретой в руке, на фоне текстурной черной стены. На портрете 12 моделей (1947) помимо нарядов моделей можно также разглядеть невзрачный пол. В 1950 году Пенна послали в Париж снимать модные коллекции. Он арендовал студию и снимал при дневном свете на фоне старой театрального занавеса вместо стены.

Драматизм на снимках Пенна не всегда был представлен одеждой, хотя легендарная обложка Vogue 1950 года, на которой снята удивленная модель под вуалью шляпки и с огромным бантом, уже сама по себе является примером романтической комедии.

Ему нравилось фотографировать моделей с решительным характером (включая свою жену) и рассказывать историю без места действия и с малым количеством декораций. Взглянуть хотя бы фото двух моделей 1958 года (одна надела предложенные очки): сгорбившихся за столом, читающих, курящих, потягивающих кофе, одна сумка брошена по полу, другая висит на спинке стула. Эта заявка о женской независимости в поведении была запечатлена за десяток лет до того момента, как стала частью современной жизни. Даже его снимок, где Джин Пэтчетт лежит на мятой постели, говорит об иной жизни, в которой женщина, возможно, даже работает полный день.

Он был в восторге от решительного языка тела, который женщины стали использовать в ранних 1960-х годах: модель Вильгельмина строго вписывается в кадр обложки журнала, ее ботинок находится четко на грани рамки. Однако он не был в восторге от дальнейшего веяния 1960-х годов, когда в моду вошла бесформенная одежда. Он фотографировал хиппи у той же стены, что и своих 12 моделей в 1947 году, но их беспорядочность и распущенность его озадачила.

Пенн продолжал снимать для модельеров. Иссэй Миякэ в 1988 году так написал об одной из фотографий его дизайнерской одежды, скульптурность которой Пенн передал на фотобумаге: «Этой одежде дали собственный голос... Я создал эту одежду, но она была показана так, что открылась даже мне совершенно иной стороны».

Пенн также был пионером предметной рекламной съемки, когда Vogue открыл новые большие рубрики, посвященные косметике и уходу за кожей. Он уделял внимание деталям, абстрагируясь в спокойный американский сюрреализм (среди его кумиров был Джорджо де Кирико).

, Нью-Йорк) - американский фотограф , один из самых влиятельных фотографов XX века, важнейший представитель модной фотографии .

Старший брат кинорежиссера Артура Пенна .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Ирвин Пенн | Великие фотографы

    ✪ Bill Irwin teaching an MFA Theatre Class at Penn State

    ✪ tbt psu v miami 1987

    Субтитры

Жизнь и творчество

Родился в Плайнфилди, Нью-Джерси в . В восемнадцать лет Ирвин записался на четырехлетний курс рекламного дизайна к Алексею Бродовичу в Школу искусств при Филадельфийском музее искусств. Одновременно с обучением профессии Пенн бегал курьером в Harper’s Bazaar , а затем помогал художнику рисовать эскизы обуви, был подмастерьем.

В 1938 году он закончил учебу и стал арт-редактором журнала Лиги Юниоров, а затем перешел на аналогичную должность в роскошный универмаг Saks Fifth Avenue. Но в возрасте двадцати пяти лет он уволился и на свои небольшие сбережения отправился в Мехико , где целый год занимался живописью, прежде чем окончательно осознать своё истинное призвание.

Вернувшись в Нью-Йорк , Пенн успешно прошел собеседование и попал к арт-редактору Vogue Александру Либерману , который принял Ирвинга на работу в качестве своего ассистента. 26-летний дизайнер имел собственное представление о том, как должна выглядеть обложка, но не находил понимания у штатных фотографов журнала. Тогда Либерман посоветовал ему самому взять в руки фотокамеру, и 1 октября 1943 года на обложке Vogue появилась первая фотография Ирвина Пенна.

Для фотографий Пенна характерно использование разнообразных, изобретенных им самим приемов, коллекцию которых он постоянно пополнял. Например, помещал свою модель в угол, имитирующий, по мысли фотографа, замкнутое пространство. Некоторые модели чувствовали себя спокойно, другим представлялось будто они в капкане или тюремной камере. Пенн был одним из первых, кто стал фотографировать модель на однородном белом или сером фоне. Купив в магазине на Третьей Авеню старинный ковер, он использовал его в течение нескольких месяцев; на его фоне фотографировались Джон Дьюи и Альфред Хичкок . Разные части ковра отличались по тону и узору, и фотограф мог подбирать для каждой модели свой определенный кусочек фона.

Другой проект Ирвина Пенна представлял серию портретов представителей различных профессий, облеченных в рабочую униформу и с атрибутами своей профессии в руках. Каждая модель находилась на белом фоне и освещалась со стороны: это освещение характерно для многих портретных работ Пенна.

Фотограф прославился тем, что в течение многих лет, и до самой смерти, он снимал для модного журнала Vogue . Помимо фото в Vogue (американском, британском и французском изданиях), работы Пенна находятся во многих крупнейших коллекциях, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке , Музей Метрополитен , галерею американского искусства Addison, Балтиморский музей искусств. Его персональные выставки проводились, в частности, в нью-йоркском Музее Метрополитен и Национальной галерее в Вашингтоне. В 1958 году журнал Popular Photography назвал Пенна одним из десяти крупнейших фотографов мира.

Фотограф выпустил не менее шести книг.