Как научить детей правильно выделять корень слова и парные согласные в нем? Презентация на тему Родственные слова. Игры и упражнения Родственные слова определение для дошкольников

Краткая аннотация: В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры.

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Работа с дошкольниками указывает на трудности в овладении словообразовательными операциями с детьми.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, путь развития словарного запаса языка, а с другой – является составной частью морфологической системы языка.

Одним из способов формирования словообразовательных операций у дошкольников 5 – 6 летнего возраста является работа над родственными словами.

В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры. Весь материал оформлен в виде перспективного плана; разработаны конспекты занятий, рекомендации воспитателям и родителям по закреплению полученных знаний. Конспекты занятий и практический материал был разработан в соответствии с лексическими темами.

Начала работу с детьми старшей группы. Вначале работы, в сентябре, была проведена диагностика начального уровня речевого развития детей, и умения образовывать родственные слова, далее предполагалось, прослеживать динамику усвоение предлагаемого материала и итоговая диагностика, с целью выявление уровня усвоения пройденного материала.

Работа с детьми над родственными словами рассчитана на 2 года, и она разделена на три этапа.

Первый этап.

Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Цель этого этапа работы с детьми было знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей.

На этом этапе важно научить детей ориентироваться в структуре слов на основе таких критериев, как длина слогового контура и звукового сходства

(похожесть по звучанию) пар родственных слов. Для этого использовался приём парного сопоставления производящего и производного слова, которые сопровождаются сравнением (по обозначению) данных слов: сад – садовник, двор – дворник и т.п.

Подбирая исходные и производные слова в пары, соблюдались следующие условия:

Наличие между словами семантической разницы (двор – дворник и т.п.);

Использование продуктивных словообразовательных моделей: суффиксальной для существительных и прилагательных, префиксальной – для глаголов;

Подбор слов, имеющих четкие границы членимости (пожар — пожарник);

При контекстном определении однокоренные слова должны располагаться в минимальной удаленности по тексту (в рамках одного предложения).

Первый этап работы был реализован на индивидуальных занятиях и на занятиях в малых подгруппах (2 – 3 человека) в подгруппе.

На первом этапе я предлагала детям следующие задания «Какое слово длиннее?»

С использованием картинок (двор – дворник, снег – снеговик, гриб – грибник и другие слова). С помощью вопросов уточнялось значение этих слов, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее.

«Графическое написание слов»

Предлагалось ребёнку две картинки, например, лес – лесник, объяснялось значение этих слов, а затем ребёнок называет длинное слово, его обозначают длинной полоской, соответственно короткое слово – короткой полоской. Детям объяснялось, что слова звучат похоже, потому что в них есть одинаковый по звучанию «кусочек» слова. Сопряжено проговариваются пары слов, интонационно выделяя корень. Уточняется, какой «кусочек» слова звучит похоже — в начале или в конце слова? Затем вместе с ребёнком заштриховываем полоски: короткую целиком, а длинную – только начало.

Важно проговорить: «Закрашиваем «кусочек» слова, который звучит, похоже».

«Лото»

Предлагалась ребёнку одна большая карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки даётся какое – либо изображение, например, «сапожник». Уточняется значение этого слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки, например: «ботинок и сапог».

Задание. Выбери из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положи эту картинку в правой части карточки.

Второй этап.

Первый год обучения (декабрь — май)

Целью второго этапа работы было – формирование навыков образования производных слов.

На данном этапе дети учились находить однокоренные слова в контексте и выделять в них корневые основы. Работа велась индивидуально и в малых подгруппах (2 – 3 человека). Лексический материал для работы отбирался в соответствии с тематикой занятий.

Вот основные приёмы работы:

Выделение родственных слов из контекста; знакомство с понятием «родственные слова»;

Подбор родственных слов по вопросам;

Составление цепочки родственных слов, с опорой на наглядность (предметные картинки);

Нахождение «лишнего слова» (неоднокоренного) из ряда родственных слов;

Определение общей части родственных слов

Для решения данной задачи, использовались различные игры и игровые упражнения.

Третий этап

Второй год обучения (сентябрь – май)

Цель третьего этапа работы — закрепление навыков осознанного образования производных слов.

На этом этапе решались задачи:

Закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям;

Закрепление навыков применения словообразовательных правил.

Лексический материал подбирался в соответствии с темой занятий.

Наряду с уже известными детям заданиями второго этапа, включались новые упражнения:

Объясни, почему так называется? (В работе со сложными словами, образованными путём соединения корневых морфем);

Придумай одно слово вместо двух (словообразование на основе сложения слов);

Припомни родственные слова к заданному слову;

Самостоятельный подбор родственных слов к заданному слову;

Работа с ребусами.

Использование в коррекционном процессе работы над родственными словами позволило значительно повысить уровень словообразовательных операций у детей.

Так, если на начало первого года обучения, низкий уровень развития навыков словообразования был отмечен примерно у 85% детей, и только у 15% — средний, то уже к концу первого года обучения все дети находились на среднем уровне словообразовательных операций. К концу второго года обучения около 80% детей достигли высокого уровня развития словообразовательных операций.

Таким образом, можно говорить о том, что работа с детьми по образованию родственных слов, положительно влияет на развитие навыков словообразования у детей 5 – 7 лет.

Котовщикова Т.Н.,
учитель-логопед

Цитата сообщения Хьюго_Пьюго_рукоделие

Рис. - скан игры на однокоренные слова с портала МЕРСИБО

Обучаясь в школе все дети знакомятся с темой "Однокоренные слова", где должны уметь осознанно находить, составлять, определять слова происходящие от одного корня. Но данная тема не является для школьников абсолютно новой. Так или иначе многие приобщались к понятию "однокоренные слова" еще в дошкольном возрасте в рамках некоторых образовательных программ, реализуемых в детских садах, или на подготовительных к школе занятиях, или при работе с логопедом, дефектологом. И в шесть-семь лет данная тема, определялась как "родственные" слова.

Именно родственным словам и посвящается статья. Пост содержит материалы, благодаря которым дети дошкольного возраста смогут более полно постигнуть особенности родной речи.

Итак, первоначально здесь представлена серия картинок, наглядно раскрывающая родственность слов. Когда ребенок сможет самостоятельно определять главное слово от которого и появились все остальные слова родственники, можно переходить и к играм (упражнениям) без использования наглядности, которые позволят закрепить изученный материал.

Игры по теме "Родственные слова" размещены ниже, после подборки картинок.

Следует учесть, что рассматривая слова-родственники в детском саду, опираемся на природное языковое чутьё ребенка и на свой артистизм, сообразительность и оригинальность в подаче материала, а термины типа "однокоренные слова" ни в коем случае не применяем.

Рассматривая предложенную наглядность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самостоятельно догадаться какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках. При этом, на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдается смена букв. Например, снег - снеговик - снегурочка =удачный пример; снег - снежинка - снежок - менее удачный вариант, мешающий детям уловить логику образования однокоренных понятий.

Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и наглядность приведены примерные, а их использование может быть вариативно и окрашено Вашими творческими доработками и нюансами.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Примерные игры и задания. Тема "Родственные слова". Обратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про понятие "родственные слова" и разъяснять детям неясные моменты.

Д/и "Объяснялки" . Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то понятие, о котором говорил педагог. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".
Если позволяет развитие ребенка, то педагог называет слово, а ребенок его объясняет. Так же постоянно акцентируем внимание на понятии "снег". и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".

  • Снежинка - капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
  • Снег - скопление снежинок.
  • Снегопад - момент когда снежинки падают с неба.
  • Снежная зима - зима с большим количеством выпавшего снега.
  • Снежки - комочки из снега.
  • Снеговик - фигура сделанная из трех снежных шаров.
  • Снегурочка - сказочный персонаж из снега.

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

1. Д/и «Подбери «слова - родственники» (тема «Зима» ) .

На доске картинка «Зима» . Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова - родственники» к слову «зима» . Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима» ? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день) ; «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа) ; «зимнее» (небо, солнце, утро) .

2. Д/и «Доскажи словечко»

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег) . Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег» . А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком - на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег) .

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части» )

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом) .

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки - в сосняке,

А ели и ёлочки - в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склоняясь над водой.

Из ивовых прутьев плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами - подосиновики,

Такие грибы красивые.

В лесистой местности лесочки и леса,

Здесь лесники работают вокруг,

Чтобы лесная дивная краса

Не пострадала почему-то вдруг

Мы маслим кашку маслом,

Храним его в маслёнке.

Одежду коль замаслил -

Держи её в сторонке.

В морях морские пароходы,

В морях всегда есть мореходы,

И я хочу быть моряком,

Но только не сейчас - потом.

Бывают домики, домишки и дома,

Домашнее хозяйство мы ведём,

А домоводству я учусь сама.

Своих домашних дома мы найдём.

Наступила зимушка, зимушка-зима,

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придётся зимовать

И о лете красном с грустью вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки жёлтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

И родину люблю.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

Игры и упражнения, используемые в работе с детьми.

Подбор родственных слов к заданному главному слову

Петух - петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.

Рыба - рыбка, рыбешка, рыбища, рыбный (суп), рыбья (голова), рыбонька, рыбак, рыбалка, рыболов, рыболовная (сеть).

Мышь - мышка, мышонок, мышиная (нора), мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).

Мороз - морозить, морозилка, морозильная (камера), морозный (день), заморозить (мясо в морозилке), морозец (легкий мороз), мороженое (сладкое холодное лакомство), заморозки, обморожение (сильное повреждение тела от мороза).

Конь - коньки, конек (горбунок), конюшня, конюх, конный (плуг), конское (ржание), конница, конезавод, конина (мясо), конокрад (крадет коней).

Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

Птичка, птичий, птица , птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост , хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц , зайчатина (мясо убитого охотником зайца).

Выбор главного слова к названным родственным словам (здесь использовать мяч)

Волчонок, волчище, волчишка, волчий - волк .

Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать - прыгать .

Зубной, зубик, зубастый, зубочистка - зубы .

Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный - добро .

Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары - спорт .

Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать - стук .

Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным словам

Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать , вороний.

Груз, грузовик, грузчик, грузди , грузовой.

Карта, карточка, куртка , картишки, картина.

Ледокол, лед, ледышка, ладошка , ледянка, ледяной.

Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум главным словам (каждому ребенку предлагается по одному слову)

«Круг» и «кружево» : круглый, кружок, кружевце, кружиться, кружочек, кругом, кружевница, кругосветное (путешествие), круговорот (воды), кружевоплетение, окружение.

«Нога» и «нож» : ножка, ноженька, ножны, ножевое (ранение), ножик, ножищи, босоножки, ножичек, ножницы, ножная (машина).

Подбор родственных слов к названию выбранной предметной картинки

Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову

Педагог зачитывает стихо творные фразы, а дети находят родственные слова к слову петух .

Только жив ли петушок ,

Золотой наш гребешок?

Вижу гребень петушиный

На пригорке под осиной.

Что ты, Петя , не встаешь?

Что ты песен не поешь?

Петушатина - хорошая еда.

Где ворота? Подавайте их сюда.

Разошелся наш петух,

Распушил атласный пух.

А пока он петушится ,

Из кустов ползет лисица.

С. Маршак

Называние в стихотворном отрывке слов-родственников

У щуки щучья чешуя

И щучьи плавники.

Плывет щуренок , как и я,

Вдоль берега реки.

В день ветреный всегда

бывает ветер .

Ветровку я давно себе приметил.

Когда же дует легкий ветерок ,

То можно отправляться на каток.

Все рыбы и рыбки живут лишь в воде

И плавают вольно везде.

Рыбачить приходят порой рыбаки ,

Чтоб рыбной покушать ухи.

Составление предложения с одним из слов-родственников

Придумывание рассказа с предложенными словами-родственниками:

По наводящим вопросам;

Самостоятельно.

1. Педагог знакомит детей с изготовленной книжкой-малышкой с родственными словами к слову ель и предлагает им составить рассказ со словами из этой книжки по наводящим вопросам.

Где росла ель? (В лесу.)

Зачем ее срубили? (Скоро Новый год.)

Куда принесли елку? (В детский сад.)

Чем украсили елку? (Елочными игрушками.)

Что делали дети на празднике вокруг елочки? (Пели, танцевали, водили хоровод.)

Примерный рассказ. Стояла в лесу ель. Ее срубили перед Новым годом, отряхнули еловые лапы от снега и принесли в детский сад. Поставили елку в зале, нарядили елочными игрушками, гирляндами. На празднике дети веселились у елочки вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

2. Ознакомление детей с книжкой-малышкой и родственными словами к слову петух .

С помощью вопросов педагога дети составляют рассказ, используя заданные родственные слова. Несколько детей повторяют получившийся рассказ.

У кого жил петух?

Как она (он) к нему относилась (относился)?

Как ласково называла?

С кем петух мог драться - петушиться?

Что осталось на земле после драки?

Примерный рассказ. У Маши жил петух. Она его очень любила и ласково называла Петя-петушок. Девочка кормила петушка крупой, червяками, хлебными крошками. Когда во двор приходил соседский петух, Машин петушок начинал с ним драться - петушиться. Маша разгоняла петушков, а потом собирала лежащие на земле петушиные перья.

Игра КВН «Раз словечко, два словечко» с участием родителей

ЗАДАЧИ

· Закреплять умение подбирать родственные слова.

· Продолжать учить составлять предложения и рассказы с заданными родственными словами.

· Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.

· Воспитывать умение играть в команде, чувство коллективизма, инициативность.

· Показать родителям необходимость умения детей подбирать родственные слова.

Оборудование: предметные картинки с изображениями воды и руки; карточки с написанными словами-родственниками для составления предложений; карточки со списками слов-родственников к словам друг и уши ; карточки с заданиями для каждого взрослого.

Первый конкурс: назвать слово, которое не является родственным к остальным словам .

Дети делятся на команды, им по очереди предъявляется цепочка слов.

Щука, щучий, щепочка , щучка, щуренок.

Крошка, окрошка, крошить, закрашивать .

Ель, еловый, елочки, съел , ельник.

Трава, травушка, отрава , травяной.

Головка, головастик, головной, голодный , трехголовый.

Грачонок, грачиные, граница , грачевник.

Конный, конюшня, конфетка , конезавод.

Глупый, глубокий , глупыш, поглупеть.

Мороз, мороженое, морс , заморозки.

Второй конкурс: подобрать родственные слова к заданному слову.

Капитаны выбирают предметную картинку, обозначающую заданное слово. Команды по очереди называют слова к заданному им главному слову.

Вода - водичка, водица, водяной, водопад, наводнение, водопой, водонос, водовоз, водянистый, водка, водянка, водолаз, водолазный, подводный, подводники, водоем.

Рука - ручка, ручища, ручонка, рученька, ручной, подручный, наручники, рукава, нарукавники, рукавицы, рукавички, рукоделие, рукодельница, рукопашный, рукопожатие, руководить, руководитель.

Третий конкурс: назвать слова-родственники из прочитанных стихотворений.

При затруднении детям помогают родители.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами - подосиновики ,

Такие грибы красивые.

Стеклянная посуда часто бьется

И много мелких стекол остается.

Все стеклышки собрал я осторожно -

Пораниться случайно ими можно.

Звезды и звездочки

В небе ночном -

Звездное очень небо.

Хотелось бы мне

Но я звездочетом не был.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склонясь над водой.

Из ивовых прутьев

Плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Четвертый конкурс: «Грамотные взрослые».

Родители выполняют задания на карточках: вставить пропущенную букву и написать проверочное (однокоренное) слово.

Мол..(а, о)ко.

Ст..(а, о)ловая.

Но..(ж, ш)ка.

Ска..(с, з)ка.

К..(а, о)робочка.

Вым..(о, а)чить.

В..(и, е)рхушка.

В..(и, е)селые.

Кни..(ш, ж)ка.

Кру..(ш, ж)ка.

М..(и, я, е)сорубка.

М..(и, е, я)гкотелый.

Пятый конкурс: «Конкурс капитанов» (проводится одновременно с конкурсом родителей.)

Капитаны по очереди в ответ на каждое названное педагогом слово-родственника говорят главное слово.

Главные слова: дорога, дорого.

Дорожка,подорожник , дорогой, дороженька , дорожать, придорожная , подороже, дороговизна, дорожный , подорожало,дороговато, дорожник , удорожание ,по-дорожному , бездорожье, дорожить, дороже, подорожание, подорожная , бездорожье .

Шестой конкурс: придумать предложение со словом-родственником.

Капитаны читают карточки с написанными словами-родственниками, по возможности сами читают слово. Участники команды придумывают предложение. У кого длиннее предложение, тот получает один балл. При затруднении детям помогают родители.

Солнце, солнечный, солнышко, солнцепек, подсолнух, подсолнечное, солнцезащитные, солнцелюбивое.

Седьмой конкурс: придумать рассказ с заданными словами-родственниками.

Педагог зачитывает списки родственных слов, а дети с помощью родителей придумывают рассказы. Родители зачитывают получившийся рассказ.

Пример: первой команде дается слово уши , второй - друг .

Подведение итогов, награждение команд.

Изготовление книжек-малышек

Изготовленные логопедом несколько книжек для использования на занятии с детьми, рассматривания ими в свободное время, демонстрации родителям в качестве образца на консультации складываются в виде гармошки (высота книжки не менее половины альбомного листа). Картинки можно нарисовать или вырезать и наклеить, под картинкой написать соответствующее родственное слово. На первой странице картинка к главному слову, в конце - рассказ с использованием однокоренных слов.

Родителям можно предложить на выбор карточки с цепочкой родственных слов, где указывалось, что можно изобразить к тому или иному слову. Примерный набор карточек:

малина - малинник - малиновое (варенье) - малиновка;

белый - белоствольная (береза) - белохвостая (птица) - белок (яйцо в разрезе) - белозубая (улыбка) - побелить (красить печь);

береза - березка (маленькое деревце) - березовые (дрова, веник) - березняк (березовый лес) - подберезовик;

рыба - рыбка - рыбища - рыбный (суп) - рыбья (голова) - рыбак - рыбалка - рыболовный (крючок) и т.д.

Дети, изготовившие книжки дома, показывали в группе картинки, называли родственные слова и читали сочиненный рассказ. Остальные дети называли родственные слова из услышанного текста.

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

В процессе подготовки к школьному обучению до школьник должен овладеть навыками подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит ему в дальнейшем быстро и правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения правил орфографии. Работа над словообразованием важна в плане первоначального ознакомления ребенка с морфологическим составом для овладения разбором слова по составу и быстрого понимания правил написания тех или иных букв в приставках, суффиксах и корнях слов.

Выполнение заданий данной памятки

1. Прочитайте ребенку весь список родственных слов, попросите найти главное слово, от которого образовались остальные.

2. Назовите только главное (выделенное) слово и попросите придумать к нему слова- родственники. В случае затруднения окажите помощь наводящими вопросами: голова рыбы, скажи по-другому - какая голова? (Рыбья.) или: суп из рыбы - какой? (Рыбный.)

Задание 1. Назови главное слово или придумай слова-родственники к названному слову.

Голодание, голодный, голодать, голод , проголодаться, голодающий, голодовка.

Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.

Дворец, дворник, дворняжка, двор , дворик, дворцовый, дворовый.

Доброта, подобреть, добрый, добро , доброжелательный, добряк, задобрить.

Звездопад, звездолет, звезд ное, созвездие, звезда , звездочка.

Домик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом , домработница, домохозяйка.

Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар , жарища, жар-птица, жаропонижающее.

Зверюшка, зверье, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь , зверек, звереныш, зверолов, звероферма.

Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон , дозвониться, звоночек.

Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля , землекоп, землетрясение, подземелье.

Задание 2. Какое слово не является родственным?

Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка , листва, листок.

Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый .

Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра , выигрыш.

Лес, лесник, лесной, лесочек, лев .

Овощ, осень , овощной, овощерезка.

Рыбный, рыбак, рыба, рыбешка, рысь , рыболовный, рыбак.

Гриб, грибной, грива , грибочек, грибник.

Гора, горный, горка, горе , пригорок.

Боль, большой , больница, больной, болеть.

Море, моряк, морской, морщины , мореплаватель, морячка.

Сахар, сахарница, сахарный, сухари , сахарок.

Беседа, беседка, беседовать, соседка , беседующий, собеседник и т.д.

Задание 3 . Для какого слова названное слово является родственным?

Гусь и гусли.

Гусак, гусыня, гусенок, гусляр, гусиные, гусельки, гуслярный, гуськом.

Купать и купить.

Купание, покупка, купаться, купальник, покупать, купленный, купальщица.

Курица и курить.

Куриный, курочка, курильщик, курятина, окурок, курятник, курилка, закурить.

Рано и рана.

Раньше, раненый, рановато, ранить, израненный, пораньше, ранка, рань.

Носить и нос.

Носатая, носорог, носилки, носки, утконос, носильщик, носишко, носовой, поднос, переносить, носочки.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М, 2001.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.

Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. СПб., 1999.

Игры
и
упражнения
с
родственными
словами
Учебно-методическое пособие

ББК 74.102 И 27
И 27 Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Павлова Т.С., Проко-пова
СП., Журавлева Н.Н., Антохина Н.В., Львова Т.В. Игры и упражнения с
родственными словами. Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования , 2009.- 64 с.
ISBN 978-5-91382-068-6
Предлагаемые игры и упражнения по подбору родственных слов представлены десятью «семьями», широко употребляемыми в активной лексике детей: Сад, Дождь, Гриб, Рыба, Зима, Снег, Мороз, Вода, Цветок.Они рассчитаны на детей седьмого года жизни и рекомендуются к использованию на занятиях по определенным лексическим темам.
В пособии дается алгоритм работы по обучению детей понятию
«родственные слова».
Эти игры и упражнения помогут успешному обучению детей в школе.
Пособие предназначено педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
ББК 74.102
ISBN 978-5-91382-068-6
© Авторский коллектив, 2009
© ООО "Центр педагогического образования", 2009

Введение
В речи нет ничего, что не могло
быть воспринято слухом,
произношением, зрением, что не
опиралось бы на слуховые,
произносительные, зрительные
ощущения.
К.Д. Ушинский
Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово.
Ограниченный словарный запас, приблизительное понимание семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому , что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме.
Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря.
Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения
3

с родственными словами. При этом целесообразно использовать ассоциативную методику.Необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования. ,У ребенка должна быть мотивация его стремления понять смысл слова: узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление.Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи.
Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме.
Нами подготовлены специальные пособия, которые содержат занимательный материал, позволяющий ребенку без особого напряжения усвоить новые для него понятия, формы языка. Для лучшего его усвоения предлагаются специальные приемы, которые помогут сконцентрировать внимание ребенка на материале.Так, рядом с термином «родственные слова» употребляется термин «семья слов». Слово может войти в активный словарь дошкольника только в том случае, если выражаемое данным словом понятие будет усвоено ребенком, если он почувствует его логическую связь с другими известными ему понятиями.
Предлагаемые игры и упражнения по подбору родственных слов представлены десятью «семьями», широко употребляемыми в активной лексике детей: Сад, Дождь, Гриб, Рыба, Зима, Снег, Мороз, Вода, Цветок.
Они рассчитаны на детей седьмого года жизни и рекомендуются к использованию на занятиях по определенным лексическим темам.Важно придерживаться алгоритма работы по обучению детей понятию
«родственные слова» (см. приложение). Предлагаемые задания имеют разную степень сложности. Педагог подбирает упражнения в зависимости от уровня развития детей.
Впроцессе лексико-грамматическихигр и упражнений с родственными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Дети усваивают значительное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения.
Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в школе.
При разработке данного пособия мы использовали рекомендации
Л.Г.Парамоновой и В.В.Коноваленко.
4

Садик, садовый, садочек, садовничий, сажать, садовник, саженец, садовод, пересаживать, садоводство, пересадка, рассада, посадочный.
«Лишние» слова: садиться (сесть), садануть (сильно ударить), всадник, сода, салат, ссадина, деревья.
Упражнение
«Узнай слово по его описанию»
Цель: Познакомить с понятием «родственные слова». Расширять словарь новыми словами.
Оборудование: Картинки с изображениями - сад, рассада, саженец, садовник, садовые инструменты, детский садик (см. приложение).
Ход упражнения
Воспитатель: Посмотрите на картинки. Узнайте слово по его описанию.
- Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. Сад.
- Человек, который ухаживает за садом. Садовник.
- Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю. Рассада.
5

Молодое деревце, которое выращено для посадки в саду. Саженец.
- Инструменты, которыми работают в саду. Садовые.
- Место, куда дети ходят каждый день до поступления в школу. Детский
садик.
- Человек, который разводит сады. Садовод.
Педагог еще раз произносит всю цепочку слов, акцентируя внимание детей
на их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность
названных слов. Затем сообщает детям , что такие слова называются
родственными. Они образуют семью родственных слов.
Упражнение «Родственники»
Цель:
Оборудование: Схемы слов.

Ход упражнения
1-й вариант.

запомнившимся словом.
2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к
главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет
предложение с запомнившимся словом.
Упражнение «Вспомни - назови»
Цель: Развивать внимание, речеслуховую память.Формировать умения выделять родственные слова из прослушанного стихотворения.
Ход упражнения
Воспитатель: Послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
Чудо-садик посадил дед Матвей, садовник: Сливу, яблоньку, айву и густой шиповник. Зачинается с утра у него забота. Рассадить пионов куст - важная работа. Поработал он лопатой - получилась грядка, А затем на этом месте высадит рассадку. Он польет цветы водой, подрыхлит все грядки. Вот и кончилась его майская посадка. (Павлова Т.С.)
Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: Ввести в лексику термин «родственные слова». Увеличить объем слуховой памяти.Обогатить лексику новыми словами.
Ход упражнения
Дети должны придумать как можно больше родственных слов к главному
слову сад. Педагог тщательно анализирует получившуюся цепочку слов,
уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.
7


Цель: Формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и
объясните почему? Садик, садовод, сад, салат. Садовник, всадник, рассада, сады. Ссадина, садовый, палисадник, сажать.
Игра «Будь внимательным»
Цель: Формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.
Ход игры
Воспитатель: Дети, я буду называть пары слов. Если вы услышите
родственные слова, наклонитесь вперед, а если услышите не родственные
слова, покачайте головой.
Сад - сажать, пересаживать - палисадник, садик - ссадина, садоводство - рассада,
всадник - саженец, садочек - салат
Упражнение «Семья родственных слов»
Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного связного текста и запоминать их.Упражнять детей в пересказе с опорой на серию картин.
Оборудование: Текст рассказа, серия сюжетных картинок (см. приложение).
Ход упражнения
- Чтение текста.
- Беседа по содержанию.
8

- Семантический разбор незнакомых слов.
- Повторное чтение текста с установкой на выделение и запоминание
родственных слов. Ответы детей. За правильный ответ дети получают
поощрительную фишку.
- Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Садоводство
Однажды весной Сеня Садовников с папой и мамой поехал в Ботанический
сад. Они ходили по садовым дорожкам вдоль палисадников, наблюдали за
работой садовников. Садоводы сажали в землю зеленую рассаду,
пересаживали молодые саженцы. У них было много садовых
инструментов: лопата, грабли, тяпка и даже садовничий нож. На
следующий день Сеня предложил ребятам в садике вместе посадить
маленький садочек.
Упражнение «Солнышко»
Цель: Развивать зрительное восприятие, навыки звукобуквенно-го анализа и синтеза. Обогатить активный словарь родственными словами двух словообразовательных гнезд.
Оборудование: Пособие «солнышко», состоящее из главного слова САД и лучиков с «кусочками» слов.
Ход упражнения
Воспитатель: У слова САД выросло
много лучиков -родственных слов.
Угадайте их.
Дети прикладывают лучи к солнышку
и составляют слово из двух частей.
Педагог тщательно анализирует
получившуюся цепочку слов, уточняя
с детьми их звуковую и смысловую
общность.
Слова: сад-ик, сад-овод, садовник, сад-ить, сад-ы, сад-очек.
9

Подвижная игра
«В гости к родственникам»
Цель: Развивать умение находить и объяснять родственные слова.
Оборудование: Две карточки с главными словами САД, ДОЖДЬ, гнезда родственных слов для ведущих. Маленькие карточки двух групп с родственными словами.
Ход игры
Из детей выбирают двоих ведущих, которые берут себе большие карточки
САД и ДОЖДЬ. Остальные дети получают маленькие карточки с
родственными словами двух групп. Водящие называют свои слова и
объясняют, что они ждут к себе в гости родственников.
По команде дети собираются вокруг водящих и объясняют, почему они
приходятся им родственниками. Выигравшим считается та группа,
которая быстрее собралась и правильно доказала свои родственные связи.
Педагог еще раз произносит родственные слова , акцентируя их общую
звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.
Примечание. Карточки со словами можно заменить картинками.
Ребусы
Цель: Формировать умение ориентироваться в звукобуквен-ном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвбльное внимание, логическое мышление.
Оборудование: Карточки-задания.
10

Ход упражнения
Инструкция: 1. Составь слово по первым звукам названий картинок.
(садик)
2. Прочитай слово, расположив буквы по высоте.
3.Прочитай слово (запиши), располагая буквы в соответствии с цифрам.
11

Лото «Родственные слова»
Цель: Развивать навыки чтения, логического мышления, умения выделять родственные слова, опираясь на их звуковую и смысловую общность;
Оборудование: Пять больших карточек с напечатанными словами для ведущего, восемь карточек с тремя напечатанными словами, 24 фишки.
Ход упражнения
Воспитатель: Каждый из вас получит карточку с напечатанными словами
и три фишки. Ведущий будет называть (читать) слова. Если вы найдете на
своей карточке родственное слово, закройте его фишкой. Выигрывает тот,
кто первый закроет все три слова.
12

Грибок, грибной, грибочек, ■ грибник, грибище, грибница, грибы.
«Лишние» слова: погреб, загребать, грипп, гребец, грабли.
Упражнение «Родственники»
Цель: Учить образовывать родственные слова по опорным схемам.
Оборудование: Схемы слов.

Ход упражнения
1-й вариант: Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему
к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с
запомнившимся словом.
2-й вариант: Дети самостоятельно называют родственные слова,
используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с
запомнившимся словом.
Упражнение «Подбери слово»
Цель: Учить подбирать к существительным родственные слова, образованные от главного слова гриб, выраженные прилагательными в соответствии с их родовой принадлежностью.
Ход упражнения
Воспитатель называет существительные и предлагает детям подобрать к
ним подходящие слова-признаки, образованные от главного слова гриб. Если
дети затрудняются, то педагог помогает им, задав соответствующий
вопрос.
Воспитатель: Место летом, какое? Грибное.
Погода, шляпка, ножка, пора, поляна, какая? Грибная.
Дождь, суп, лес, салат, какой? Грибной.
Места, споры, блюда, какие? Грибные.
Упражнение «По грибы»
Цель: Развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку. Развивать зрительное внимание. Оборудование: Панно «Грибник»
(см. приложение).
Ход упражнения
Инструкция: Найти на картинке родственные слова.
14

Упражнение «Четвертый лишний»
Цель: Учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов «лишние».
Ход упражнения
Воспитатель предлагает детям прослушать слова и найти слово, не
подходящее к остальным по смыслу. Грибок, погреб, грибник, грибной.
Грибница, гребец, гриб, грибочек.
Упражнение «Запомни, повтори»
Цель: Увеличивать объем слуховой линейной памяти до 5-и единиц.
Ход упражнения
Воспитатель предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку
слов в том же порядке, в каком он их произносит. Гриб, грибок, грибочек, грибник, грибница. Грибной, грибница, грибок, грибник, гриб.
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: Учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом стихотворения. Развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Ход упражнения
Воспитатель сообщает детям, что кто-то прислал странную записку, в
которой часть текста пропущена (создание проблемной ситуации) и
просит детей помочь подобрать все недостающие слова.
Воспитатель:
Как-то раннею порой вдруг полился дождь... грибной.
И из дома с тот же миг в лес отправился... грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для.... грибов.
15

Долго шел он в глушь лесную - поляну там искал...грибную.
Вдруг под елочкой на кочке видит маленький... грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый... грибник.
Как ему не веселиться, если здесь, в земле - грибница.
Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные... грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп... грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадется и... грибище.
(Т.В.Кулакова)
Упражнение «Отгадай слово»
Цель: Закреплять понятие родственные слова. Формировать навык словообразования, расширять словарь. Оборудование: Картинки (см.
приложение).
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, внимательно посмотрите на картинки. Догадайтесь,
о какой картинке я буду сейчас говорить.
Растение леса, у которого есть ножка и, шляпка. Гриб.
Очень маленький гриб. Грибок, грибочек.
Корни грибов, дающие жизнь большому количеству грибов. Грибница.
Люди, собирающие грибы. Грибники.
Суп, сваренный из грибов. Грибной.
Подосиновики, подберезовики и лисички - это грибы.
Огромный гриб. Грибище.
Упражнение «Составь слово»
Цель: Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов. Развивать внимание, память, логическое мышление. Оборудование: Карточки с картинками.
16

Инструкция: Составь слово по первым звукам названий картинок.


Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

Дидактическая игра «Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .

Тема «Лес. Деревья»

Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Материал: мяч.

Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Осина. Осинка, осиновый, подосиновик.

Дуб. Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

Рябина. Рябинка, рябинушка, рябиновый.

Клен. Кленовый, кленок.

Сосна. Сосенка, сосняк, сосновый.

Ель. Елка, елочка, ельник, еловый.

Дидактическая игра «Родственные слова»

Цель:

Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый … .

Шишка (какая?) – еловая … .

Иголки (какие?) – еловые … .

Тема «Головные уборы»

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

Дидактическая игра «Назови, какие»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Сапоги из резины – резиновые сапоги.

Шапка из шерсти – шерстяная шапка.

Перчатки из кожи – кожаные … .

Тема «Дом и его части. Мебель»

Дидактическая игра «Назови, какой дом»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Дом – одноэтажный, трехэтажный … многоэтажный.

Дидактическая игра «Измени слово»

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.

Кровать сделана из железа, … .

Диван сделан из кожи, … .

Стул сделан из пластмассы, … .

Тема «Профессии»

Дидактическая игра «Назови, какой»

Цель: упражнять в употреблении дательного, винительного, родительного падежей иен существительных.

Почтальон принес письмо (кому?) – маме, сестре … .

Что мы нашли в почтовом ящике? – газету, открытку … .

Чего не стало в почтовом ящике? Газеты, журнала … .

Дидактическая игра «Кем ты будешь?»

Цель: упражнять в употреблении глаголов будущего времени.

Я буду строителем, построю дом.

Я буду … .

Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

Цель: упражнять в употреблении предлога в.

Куда пойдет мама, если нужен врач?

Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?

Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?

Тема «Посуда, продукты питания»

Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

Дидактическая игра «Волшебный паровозик»

Цель: расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища.

Материал: большая картинка с изображением паровозика, 9 средних карточек – вагончиков, 9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец).На стол выкладываются маленькие предметные картинки с изображением продуктов и предлагает «сходить в магазин за продуктами». Дети по желанию выбирают любую картинку и составляют предложение.

Я купил хлеб. Я купил конфеты.

Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница. И с помощью интонации выделяет часть слова ниц , подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово.

Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончиках едет волшебная частичка ниц . Надо купленные продукты положить в вагончики и отгадать, какое новое слово получится (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, перечница).

Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: развивать речевое внимание. Закреплять умение употреблять предлоги для обозначения пространственного расположения предметов.

Материал: набор посуды (чашка, блюдце, ложка) по количеству детей.

Педагог дает инструкции. Дети их выполняют.

Поставьте чашку на / под блюдце; между ложкой и блюдцем; слева от ложки и т. д.

Затем педагог совершает манипуляции с посудой, а дети комментируют, куда и что он кладет.

Тема «Зима»

Дидактическая игра «Подбери родственные слова»

Цель: упражнять в образовании родственных слов.

Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .

Мороз – морозный, морозить, замораживать … .

Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

Цель:

Солнце (какое?) - …

Лед (какой?) - …

Мороз (какой?) - … .

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Снежный – ком, …

Снежная - …

Снежные – заносы, …

Снежное – поле, … .

Тема «Что из чего сделано»

Дидактическая игра «Образуй слова»

Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: мяч.

Гвоздь из железа. Железный гвоздь.

Доска из дерева. Деревянная доска.

Ножницы из металла. Металлические ножницы.

Сапоги из резины. Резиновые сапоги.

Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.

Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.

Горшок из глины. Глиняный горшок.

Стакан из стекла. Стеклянный стакан.

Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.

Тема «Дорожная безопасность. Транспорт»

Цель:

Машина (какая?) - …

Самолет (какой?) - … .

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать - …

Приплывать - … .

Дидактическая игра «Скажи по - другому»

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать - … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .

Тема «Новый год»

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Елка (какая?) - …

Праздник (какой?) - …

Елочные игрушки (какие?) - …

Дед Мороз (какой?) - …

Снегурочка (какая?) - …

Ребята (какие?) - …

Подарки (какие?) - … .

Дидактическая игра «Украсим елочку»

Цель: упражнять детей в употреблении предлогов.

Нарядная елка стоит … зале.

Красивые игрушки висят … елке.

Гномики спрятались … елкой.

Они выбежали … елки.

Подарки для ребят спрятаны … елкой.

Дед Мороз достал подарки … елки.

Дети водят хоровод …елки.

Все подошли … елке.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы . Развивать воображение.

Материал: сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.

Мама достала коробку с елочными игрушками для того,чтобы …(нарядить елку, украсить комнату).

Мы украсили елку для того, чтобы …

Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …

Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …

К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …

Тема «Рождество. Прощание с елкой»

Дидактическая игра «Что лишнее и почему?»

Цель: активизировать и вводить в речь обобщающие понятия.

Дети называют лишнее слово и объясняют свой выбор.

Осень, зима, Рождество , весна

Лыжи, зима , санки, коньки

Зима, весна, декабрь , лето

Санки, лыжи, льдинки , коньки

Дидактическое упражнение «Как я украшал елку»

Цель: упражнять в составлении рассказа из личного опыта.

Предложить детям составить рассказ на тему.

Тема «Русская народная игрушка»