Картины рафаэля. Большая христианская библиотека

Дерево, масло. 43 х 34 см. Академия Каррара, Бергамо

На этой картине изящная поза в стиле Перуджино и туманная прозрачность цвета, характерная для Франческо Франчи, соединяются так, что создают оригинальный стиль самого Рафаэля. Со времени этой работы начинает проявляться его способность создавать четкие и сбалансированные формы, а также умение сдержанно, гармонично претворять формальные элементы других живописцев в ясное, спокойное видение – главную особенность его художественного темперамента.

Рафаэль. Святой Себастьян, 1501-1502

Святой Себастьян держит на этой картине Рафаэля стрелу, напоминающую о подробностях его мученичества. Мизинец святого грациозно приподнят. Себастьян одет в великолепный красный плащ и золотую вышитую рубашку, его волосы элегантно уложены. В его фигуре нет ничего, что бы напоминало о муках, которые этот святой претерпел. Это типичная ранняя работа, единодушно связываемая с Рафаэлем. Своей декоративной красотой и элегическим настроением эта картина очень напоминает работы Перуджино.

Рафаэль. Святой Себастьян, 1501-1502. Деталь

Рафаэль. Алтарь Барончи, 1500-1501

Бог Отец и Дева Мария. Фрагмент алтаря Барончи

Дерево, масло.112 х 75 см. (Бог), 51 х 41 (Дева Мария). Национальный музей Каподимонте, Неаполь

Пребывание Рафаэля в Читта ди Кастелло, небольшом городке близ Урбино, в первые годы XVI века было очень плодотворным. Там он создал три роскошных алтаря для различных церквей. Первый документально подтверждённый заказ Рафаэля – от 10 декабря 1500 – был выполнен для алтаря в часовне Андреа Барончи церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло. Алтарь был посвящен теме коронации Николая Толентинского, отшельника-августинца XIII века, который не был канонизирован до 1446, хотя его культ очень рано стал популярным.

Рафаэль. Бог Отец и дева Мария. Фрагмент алтаря Барончи, 1500-1502

Алтарь был сильно поврежден во время землетрясения в 1789. Сильно пострадавшая при этом картина Рафаэля была удалена с первоначального места и продана папе Пию VI , который распорядился разрезать панели на несколько частей. Две из них показаны на расположенном выше рисунке. С 1849 года уцелевшие секции алтаря Барончи хранились в различных коллекциях

Ангел (1). Фрагмент алтаря Барончи, 1500-1501

Согласно исследованиям картин Рафаэля, сделанным учёными Музея изящных искусств Лилля, эта фигура ангела находилась в левом нижнем углу алтаря, рядом со святым Николаем Толентинским. Крупное моделирование головы ангела и экстатическое выражение его лица, со взглядом направленным вверх, характерны для ряда ранних работ Рафаэля.

Ангел (2). Фрагмент алтаря Барончи, 1500-1501

На этой части алтаря Барончи изображён только один ангел, но частичная копия алтаря, сделанная в XVIII веке в Читта ди Кастелло, а также описание 1789 года показывают, что с обеих сторон от главной фигуры стояло по паре ангелов.

Этот ангел располагался справа и смотрел не на святого в центре, а на какую-то фигуру с края изображения.

Рафаэль. Ангел. Фрагмент алтаря Барончи, 1500-1501

Рафаэль. Распятие. Алтарь в Читта ди Кастелло. 1502-1503

Дерево, масло. 281 х 165 см. Национальная галерея, Лондон

Наличие мотивов Перуджино еще совершенно очевидно в «Распятии» Рафаэля, 1502-1503, которое сейчас хранится в Национальной галерее в Лондоне. На картине изображён распятый Христос с Девой Марией, Святым Иеронимом, Марией Магдалиной и Иоанном Богословом. «Распятие» являлось центральной частью алтаря, выполненного для церкви Сан Доменико в Читта ди Кастелло. Это первая работа, подписанная Рафаэлем. Подпись «нарисовано Рафаэлем из Урбино» полностью подтверждает его авторство.

Рафаэль. Распятие. Алтарь в Читта ди Кастелло. 1502-1503

Композиция «Распятия» близка к другим панелям на ту же тему, исполненным Перуджино – вроде внушительного Алтаря Киджи для Сант-Агостино в Сиене. Но строгая уравновешенность жестов, которая отличает фигуры картин Рафаэля от сентиментальных и простых поз Перуджино, четко разделяет молодого ученика от его учителя. Лица обработаны легкой светотенью и, в результате, они более грациозны, чем у Перуджино. Таким образом, Рафаэль – хотя он пока не желает и, возможно, не может преодолеть влияния Перуджино – показывает в картине «Распятие» свой собственный духовный склад. Он отличается необыкновенным чувством пропорции и остротой визуального восприятия. Это становится еще очевиднее в двух частях пределлы, оформленных историями из жизни святого Иеронима. Одна из них одна хранится в коллекции Кука (город Ричмонд), а другая – в Лиссабонской Галерее.

Рафаэль. Алтарь Одди, 1502-1503

Заказ от Маддалены Одди на картину «Коронование Богоматери», первоначально предназначавшуюся для церкви святого Франциска на Горе в Перудже, сначала получил Перуджино. Но он передал его своему ученику, Рафаэлю.

Рафаэль. Коронование Богоматери. Алтарь Одди, 1502-1503

Алтарь сочетает в себе две сцены, распространенные в иконографии кватроченто: коронацию Богоматери (занимающую верхнюю часть картины) и Дарование Пояса Богородицы святому Фоме (нижняя часть) – эпизод, традиционно связываемый с Успением. По преданию, при Успении Богоматери, среди апостолов, собравшихся в Иерусалим на Её погребение, не было Фомы. Он горько сожалел, что не удостоился быть при последних минутах земной жизни Пречистой Девы и не получил Её благословения. На третий день после Успения Богородица явилась Фоме и в утешение передала ему Свой Пояс. Он был отдан двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение хранился в Палестине.

Рафаэль. Коронование Богоматери. Алтарь Одди. Верхняя часть композиции. 1502-1503

Сцены Коронования и Дарования Пояса Фоме остаются на картине Рафаэля разделенными – возможно, из-за неуверенности юного Рафаэля в своей способности создать большую цельную композицию. Тем не менее, живописные формы Рафаэля здесь предстают уже весьма зрелыми, и некоторые новшества перспективы – например, диагональное представление могилы Богоматери – идут вразрез с традиционными композиционными приёмами кватроченто.

Рафаэль. Коронование Богоматери. Алтарь Одди. Нижняя часть композиции. 1502-1503

Композиция алтаря Одди делится горизонтально на небесную и земную сферы. В верхней части изображён Христос, коронующий свою мать, которую Рафаэль поместил над ее пустым саркофагом. Контраст между её исчезновением и появлением вместо тела Богоматери чудесных цветов, поражает апостолов, собравшихся вокруг массивного каменного гроба внизу панели.

Рафаэль. Благовещение. Алтарь Одди. Пределла. 1502-1503

Дошедшие до нас эскизы демонстрируют огромную работу, проделанную Рафаэлем во время создания этой панели. Некоторые детали, в частности, высоко индивидуализированные лица апостолов и безмятежный пейзаж на заднем плане, выписаны с большим мастерством.

Рафаэль. Поклонение волхвов. Алтарь Одди. Пределла. 1502-1503

Но наиболее значимы сцены пределлы, состоящей из трех картин размером 27 × 50 см.: широкое пространство, раскрывающегося под колоннадами Благовещения (левая часть пределлы); глубоко прочувствованное Поклонение волхвов (центр); свободная передача оттенков атмосферы в сцене Введения во храм (правая часть). Всё это предвещает необычайную пространственную интуицию будущих ватиканских композиций Рафаэля.

Рафаэль. Введение во храм. Алтарь Одди. Пределла. 1502-1503

Рафаэль. Обручение девы Марии. 1504

Доска, масло. 170 х 117 см. Пинакотека Брера. Милан

«Обручение девы Марии» – одна из самых известных и почитаемых картин Рафаэля. Она знаменует его переход от ученичества у Перуджино к рангу одного из самых выдающихся мастеров итальянского Возрождения. «Обручение девы Марии» было написано перед самой поездкой Рафаэля во Флоренцию.

Картина «Обручение девы Марии» было заказана семьей Альбиццини для часовни Святого Иосифа в миноритской церкви Сан Франческо города Читта-ди-Кастелло. В эпоху революционных и наполеоновских войн она не раз меняла хозяина, пока не оказалась в знаменитой миланской Пинакотеке Брера.

Рафаэль. Обручение Девы Марии. 1504

При написании этой «Обручения девы Марии» Рафаэль вдохновлялся двумя композициями Перуджино: знаменитой картиной «Христос вручает ключи от рая Святому Петру» из цикла фресок в Сикстинской капелле и панелью «Брак Девы Марии». На фризе храма, изображённого в глубине картины, стоит подпись Рафаэля и дата –1504 год.

На переднем плане Иосиф Обручник торжественно надевает кольцо на палец Богородицы, и держит символ своего избранничества – деревянный посох, который расцвел, тогда как у других женихов они остались сухими.

Рафаэль. Обручение Девы Марии. Мария. 1504

Многоугольный храм в стиле Браманте создаёт на этой картине Рафаэля удаляющуюся перспективу. Он является центром радиальной системы, состоящей из ступеней, портика, контрфорсов, барабана – и расширенной тротуаром. Группа гостей свадьбы повторяет этот круговой ритм. Три главных фигуры расположены на переднем плане, а остальные – в глубине, постепенно отодвигаясь всё дальше от центральной оси, обозначенной кольцом, которое Иосиф надевает на палец Богородицы.

Рафаэль. Обручение Девы Марии. Храм. 1504

План картины Рафаэля явно напоминает две вышеупомянутые работы Перуджино. Но пространство у Рафаэля открыто сильнее, а перспектива отображена гораздо лучше, чем у его учителя.

Рафаэль. Три грации. 1504-1505

Доска, масло. 17 х 17 см. Музей Конде, Шантийи

Рост изобразительной мощи картин Рафаэля после его приезда во Флоренцию хорошо заметен в картинах «Сон рыцаря» и «Три грации». Эти две панели, возможно, составляли единый диптих, представленный Сципионе ди Томмазо Боргезе. Тема картины могла быть заимствована из стихотворения «Пуника» поэта Силия Италика. На первой панели спящий рыцарь Сципион должен выбрать между Венерой (наслаждением) и Минервой (добродетелью). На второй, грации вознаграждают его выбор добродетели золотыми яблоками Гесперид . Классическое происхождение этой темы отражает влияние на Рафаэля среды флорентийских гуманистов.

Рафаэль. Три грации. 1504-1505

На этой картине молодой рыцарь спит под лавровым деревом, которое делит картину на две равные части. В каждой из двух половин Рафаэль изобразил по молодой женщине. Левая олицетворяет добродетель и держит над спящим рыцарем книгу и меч. Правая протягивает спящему рыцарю цветок – символ чувственного наслаждения. Возможная трактовка Рафаэлем изображённой на картине аллегории: задача молодого человека – гармонично уравновесить обе стороны жизни.

Рафаэль. Аллегория (Сон рыцаря). Ок. 1504

Рафаэль. Святой Георгий и дракон. 1505-1506

Дерево, масло. 28,5 х 21,5. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Картины Рафаэля на тему битв Святого Михаила и Святого Георгия с драконом связаны друг с другом темой и стилистическими элементами. В них явно ощутимо влияние на Рафаэля великих флорентийских мастеров старшего поколения, особенно Леонардо да Винчи , чьё не дошедшее до нас в оригинале полотно «Битва при Ангиари » (1505) дало блестящий пример искусства на военную тематику. Но явственна связь этих картин Рафаэля и с фламандской живописью – особенно с Иеронимом Босхом (яркий свет, и человекоподобные монстры в сцене «Святого Михаила»).

Рафаэль. Святой Георгий и дракон. 1505-1506

Рафаэль. Святой Михаил и дракон. 1503-1505

Дерево, масло. 31 х 27 см. Музей Лувр, Париж

На этой картине Рафаэля Святой Михаил, стоя посреди мрачного пейзажа с горящим городом вдали, собирается убить ударом меча опрокинутого на землю дьявола. Ползающие со всех сторон чудовища напоминают рисунки Иеронима Босха, а фигуры в центральной части картины воскрешают в памяти сцены Ада из «Божественной комедии» Данте . Слева Рафаэль нарисовал лицемеров в свинцовых одеждах, обречённых идти своим мучительным путём, а справа – воров, терзаемых змеями.

Рафаэль. Святой Михаил и дракон. 1503-1505

Воображение Рафаэля богато в деталях этой картины, но гораздо более сбалансировано в самой фигуре Святого Михаила Архангела, центре всей композиции. Свойственное Рафаэлю чувство равновесия и душевной гармонии получило развитие в двух других панелях, связанных с драконоборством Святого Георгия. Там мягкий пейзаж, исполненный в привычном для раннего Рафаэля стиле умбрийской школы, сообщает главному персонажу спокойствие, контрастирующее с общей драматичностью темы.

Рафаэль. Святой Георгий, поражающий дракона (Малый святой Георгий). 1503-1505

Дерево, масло. 29 х 25 см. Музей Лувр, Париж

Подробнее - см. в отдельной статье Рафаэль «Святой Георгий»

Получив в 1504 орден Подвязки от английского короля Генриха VII , герцог Урбинский Гвидо да Монтефельтро в качестве подарка для британского монарха заказал Рафаэлю картину на тему подвига Святого Георгия. Доставить её в Англию было поручено Бальдассаре Кастильоне, автору известного в те времена трактата «О придворном».

Святой Георгий – один из самых популярных христианских святых и покровитель Англии. Согласно старинной благочестивой легенде, в болоте за стенами одного города поселился дракон, убивавший прохожих огненным дыханием. Чтобы умилостивить дракона, город посылал ему по нескольку овец в день. Когда овец больше не стало, чудовищу стали отправлять сыновей и дочерей местных граждан. Воин-христианин святой Георгий, проезжавший мимо, увидев девицу в слезах, поручил себя Богу и пронзил дракона копьем. Копье сломалось, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом. Он убил его и спас от смерти девушку.

Рафаэль. Святой Георгий, поражающий дракона (Малый святой Георгий). 1503-1505

Картину Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона» выставляли в паре с его же «Святым Михаилом». Обе картины имели одинаковый размер и схожий стиль. Это приводило к мысли, что Рафаэль писал их как единый диптих.

Рафаэль. Христос благословляющий. 1505-1506

Панель, масло. 32 х 25 см. Пинакотека Тосио Мартиненго, Брешиа

В картине Рафаэля «Христос Благословляющий» очень сильно чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Христос изображён здесь восстающим из гроба. В отличие от панелей XIV и XV века той же тематики, главным на этой картине является не чувство сострадания, а торжество Христа Воскресшего. Он до сих пор носит символы Страстей: Терновый венец и отметины гвоздей, которыми его руки и ноги были прибиты к кресту.

Рафаэль. Христос благословляющий. 1505-1506

Влияние на Рафаэля Перуджино уже почти сходит на нет. Фигура Христа являет собой гладкость поверхностей и мягкую светотеневую моделировку, в которых Рафаэль явно превосходит своего учителя.

Рафаэль. Святая Екатерина Александрийская. 1508

Дерево, масло. 71,1 х 54,6 см. Национальная галерея, Лондон

Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи , который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам. Чтобы сделать это неестественное положение естественным, Рафаэль изображает святую Екатерину повернувшей голову вверх и влево – в экстатическом общении с тонкими золотым лучами божественного света, который сходит с неба.

Рафаэль. Святая Екатерина Александрийская. 1508

Левая рука Екатерины Александрийской опирается на атрибут её мученичества – колесо. Правая рука прижата к груди. Святая смотрит вверх на небо, наполняемое светом. Композиция богата гармоничным движением, её цветовая гамма полна и разнообразна.

Пейзаж этой картины Рафаэля выписан с особой тщательностью. Его светотени тоже указывают на влияние Леонардо, хотя зубчатые горы, свойственные пейзажам да Винчи, отсутствуют. Изысканное моделирование фигуры Екатерины Александрийской, небольшое скручивание ее тела в момент, когда она облокачивается на колесо своего мученичества (на котором шипы с целью смягчить элемент жестокости заменены округлыми шишками) хорошо отражают сбалансированный характер искусства Рафаэля. «Екатерина Александрийская» ясно свидетельствует о неустанных поисках формы, лежавших в основе образного творчества Рафаэля. Он всегда воздерживается возбуждать эмоции, которые считает слишком сильными, смягчает тона и элементы темы картин в поисках идеальной гармонии баланса между фигурой, цветом, позой и чувственным выражением, а также между главными и декоративными элементами.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним-в любви, Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, В похвалу славы благодати Своей (1:3-6)

На греческом языке стихи 3-14 составляют одно предложение и охватывают в себе прошлое, настоящее и будущее Божьей единой цели, предназначенной Им для церкви. Это — представленный Павлом Божий план спасения. Стихи 3-6 показывают нам аспект, относящийся к прошедшему времени — избрание; стихи 6-11 — аспект, затрагивающий настоящее время — искупление, а стихи 12-14 имеют отношение к будущему — наследие. Божий план спасения включает в себя спасение каждого верующего, который когда-либо в настоящем или будущем возложил свое упование на Бога. Как это иногда выражается, история является реализацией «Его сюжета», который был уже запланирован и предначертан в вечности.

Этот отрывок можно также подразделить на три части, каждая из которых проливает свет на различное Лицо Божественной Троицы. Стихи 3-6 поставляют в центре обсуждения Отца, стихи 6-12 — Сына, а стихи 13-14 — Святого Духа. Павел проводит нас к самому Божьему престолу, чтобы показать величие и обилие благословений и богатства, принадлежащих тем, кто пребывает во Христе Иисусе.

В наши дни люди весьма озабочены вопросом идентичности, жизненной цели, познания себя и определения смысла жизни. В связи с этим имеется бесчисленное множество книг, статей, семинаров и проводится достаточное число мероприятий, чтобы восполнить чаяния людские в этом вопросе. Но, благодаря тому, что Бог и Его Слово не принимаются во внимание во всех этих бесчисленных стараниях, то устраняется и единственный источник отыскания истины, и люди неизбежно предоставляются, в этом отношении, самим себе. Они вынуждены сами давать ответы на эти вопросы.

Нас учат думать прежде всего о себе и показывают, каким образом достигнуть вершины в жизни, манипулируя другими людьми и попирая их. Мы должны нападать прежде, чем на нас будет осуществляться нападение. Мы получаем наставление, как достигнуть успеха и высокого положения, став единственным в своем роде человеком. Нам советуют поискать смысл и значение своей жизни в наследственности нашей семьи и ее этнических корнях, уходящих в прошлое, обнадеживая нас ожиданиями обретения своего предназначения и жизненного пути через подобное познание. Но подобные подходы наносят только внешний лоск и глянец в психологическом отношении, который помогает лишь завуалировать, но не вскрыть и удалить проблемы, касающиеся вопроса смысла жизни.

Другие же, с целью доказать свою полезность, активно включаются в церковную деятельность и иной христианский труд. Они надеются заслужить благодарность и похвалу и вскоре попадают в западню своего рода лицемерной религиозной игры, которая отличала книжников и фарисеев того времени, когда на земле пребывал Иисус. По мере умножения самодовольства, их духовная жизнь подвергалась увяданию и сухости, потому что подобные эгоистические устремления питают плоть и разрушают душу, уродуя ее.

Но каждое человеческое усилие, направленное на самоусовершенствование и самоудовлетворенность, вне зависимости от религиозной подоплеки, подчинено закону уменьшающейся отдачи. Никогда не наступает истинное и продолжительное удовлетворение, и умножающее достижение вызывает лишь умножающееся желание. И следует отметить и еще нечто более важное, что виновность и страх, приносящие неудовлетворенность, не уменьшаются, но подавляются. Чем дольше ведется подобная искусственная и поверхностная игра, тем глубже становятся депрессия, беспокойство и чувство своей виновности.

Человек может достичь истинного сознания собственного достоинства, смысла и значимости своей жизни исключительно в состоянии правильных взаимоотношений со своим Создателем и Творцом. Без Христа человек не имеет никакой духовной значимости и ценности, никакого положения перед Богом, а также назначения в этом мире и смысла своей жизни. Он подобен «праху», взметаемому ветром» (Пс. 1:4).

Христианин же является Божьим чадом и сонаследником Иисусу Христу. Если Он не понимает этих благословений, то ему необходимо осознать то положение, которое он уже занимает в своем Спасителе. Послание Павла по своей сущности и предназначено для того, чтобы способствовать пониманию подобным христианином своего положения и наследия, которым он обладает.

Павел говорит, что если мы принадлежим Христу, то можем быть полностью уверены в том, что Бог причислил нас к Своей церкви еще до сотворения мира. По Своей благодати и могущественной силе Он избрал каждого из нас, чтобы мы были чадами Его. Это произошло не потому, что мы удостоились этого избрания благодаря своим каким-либо делам и заслугам, но по Божьему изволению.

Хотя Эта мысль совершенно непостижима для нашего ограниченного разума, тем не менее она неоднократно повторяется в Священном Писании. История Божьего искупления заключается в том, что Он, сойдя на нашу землю, привлек к Себе и тех, которых избрал для спасения. В этих начальных стихах своего Послания к Ефесянам Павел дает нам возможность бегло взглянуть на начало вечности, узнать о Божьем плане спасения в отношении нас, не только задолго до нашего рождения, но даже до рождения земли.

Аспекты благословения

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах (1:3)

Павел представляет шесть аспектов Божественного благословения, которое он собирается развернуть перед нашим взором: Благословенный Бог, благословляющий Бог, благословенные верующие, благословения духовного порядка; небесные обители, откуда нисходят благословения и Исполнитель благословения — Иисус Христос.

Благословенный Бог

Данная благодатная истина открывается Павлом благодарственной хвалой Тому, Кто является причиной этого благословения: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Это — панегирик, восхваление и славословие, провозглашение милосердия и любви. В связи с тем, что поистине благ только один Бог (Матф. 19:17), наше превозношение и восхваление должно принадлежать только Ему Одному.

Бог благ и милосерд и эти качества составляют Его внутреннюю сущность. Никто, за исключением Божьего Единородного Сына, а нашего Господа Иисуса Христа, не может обладать подобной благостью. Поэтому, начиная от книги Бытие, вплоть до Откровения, благочестивые человеки, сознавая непревзойденную и непостижимую земному уму благость Великого Бога, провозглашали Его в словах благословения. Мельхиседек восклицал: «Благословен Бог Всевышний» (Быт. 14:20). В последние дни: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Отк. 5:13).

Ничто так более не приличествует Божьему народу, чем воздание благословения Богу за Его великую благость, И мы должны во всяких обстоятельствах приносить Ему славословие: перенося боль, борьбу, скорбь, неудачи, перед лицом противников или врагов, — благодарить Его в славословии, потому что Бог благ во всех этих обстоятельствах. За это мм благодарим и благословляем Его.

Благословляющий Бог

Согласно Своему совершенству и достоинствам, Тот, Кто заслуживает наивысшего благословения за Свою благость, и Сам Бог является наивысшей благословляющей Личностью, которая наделяет и других благостью. Именно Он благословивший нас всяким духовным благословением, «Всякое даяние доброе, — напоминает нам Иаков, — и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иакова 1:17). Павел уверяет нас: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Будучи источником всякого добра и благословения, Бог благословляет и других. Благость нисходит только от Бога, потому что вне его не существует источника благости.

Благословенные верующие

Местоимение нас, которое употребляет Павел, имеет отношение к верующим: «святым… во Христе Иисусе», о чем в своем обращении в стихе 1 говорит апостол. Бог от века предназначил благословение верующим. В Послании к Галатам 3:9 сказано, что верующие благословляются.

Благословляя Бога, мы произносим благие слова о Нем. Бог, благословляя нас, передает нам благо. Мы благословляем Его словами, Он нас — делами. Мы можем только принести Ему славословие, ибо не обладаем ничем лучшим сами по себе. В Нем же обитает источник всякой благости. При Его благословении нас ситуация совершенно изменяется. Он не может благословлять нас за нашу благость, потому что мы ею не обладаем. Он же благословляет нас благостью. Наш небесный Отец наделяет нас всякой благостью, благим даром и благословением. В этом состоит сущность Его естества и в этом нуждаемся мы.

Благословения духовного порядка

Наш Небесный Отец благословляет нас всяким духовным благословением, В Новом Завете слово pneumatikos (духовный) всегда употребляется в отношении Святого Духа. Поэтому оно не применяется для противопоставления предметов нематериального и материального порядка. Оно относится к Божественному происхождению благословений и вопросу, оказывают ли они помощь нашему духу, разуму, телу, повседневному хождению, или еще в каком ином смысле. Слово духовный имеет отношение к источнику, а не величине и размаху благословения.

Многие христиане постоянно выпрашивают у Бога то, что Он уже даровал. Они взывают в молитве к Нему, чтобы Он дал им больше любви, хотя им и следовало бы знать, что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). Они молятся о мире, хотя Иисус сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14:27). Они просят о радости и счастья, хотя Иисус сказал: «Сие сказал я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Иоан. 15:11). Они обращаются к Богу с мольбой о даровании им силы, хотя Его Слово говорит им, что «все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Фил. 4:13).

«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью» (2 Пет. 1:3). И это обетование не является аспектом будущего времени, но относится к уже свершившемуся действию — Он уже даровал «нам все потребное для жизни и благочестия». Он уже благословил нас всяким духовным благословением. Мы имеем «полноту в Нем» (Кол. 2:10).

Мы уже имеем ресурсы в Боге и они не являются объектом обладания в будущем времени. Каждый христианин обладает тем, что Павел называет «содействие Духа Иисуса Христа» (Фил. 1:19). Бог не может нам дать больше того, что уже даровал в Своем Сыне. Так что нечего больше получать. Верующий нуждается не в том, чтобы получить что-либо больше, но в большем использовании и употреблении уже имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Наше имущество и положение на небесах твердо и незыблемо. Апостол Павел говорит о том, что Бог уже нас «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6).

Небесные обители, откуда исходят благословения

Эти обильные и бесчисленные благословения от Бога находятся в небесных обителях, на небесах. Под небесными обителями подразумевается не только небо. Понятие небеса (1:20; 2:6; 3:10) включает в себя всю сверхъестественную сферу обитания Бога, подвластную Его владычеству, откуда Он распространяет Свое влияние.

Как ни парадоксально, но христиане имеют двойное существование и гражданство. Будучи земными жителями, мы являемся гражданами земли. Но во Христе наше главное и несравненно более важное гражданство — это небесное (Фил. 3:20). Христос является нашим Царем и Властелином, а мы — граждане Его Царствия: небес. Поэтому нам и нужно искать «горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3:1).

Являясь членами Божьих владений мы обладаем способностью понимать сверхъестественные действия и явления Божий, то, что «душевный человек не принимает… и «не может разуметь… потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14).

Путешествуя за границей, американский гражданин продолжает быть таким же американским гражданином, которым он является в Соединенных Штатах. Независимо от того, находится ли он в Африке, на Ближнем Востоке, в Европе, в Антарктиде или другом каком месте за пределами своей родины, американский гражданин продолжает сохранять все свои права и привилегии, которые обеспечивает ему это гражданство.

Будучи гражданами Небесного царства, христиане оставляют за собой все права и привилегии этого гражданства, хотя и проживают на чужой и, зачастую, враждебной земной планете. Наша истинная жизнь находится в невидимом мире, Божьих небесных обителях. Там пребывает Отец, наш Спаситель, наши родные и близкие; там записаны наши имена, и там на небесах наша вечная обитель и престол.

Но в настоящее время мы испытываем постоянное напряжение, стремясь к небесному и вечному и переживая давление земного и материального мира. Павел в следующих словах передает подобную напряженность: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 4:8-9; 6:10).

Секрет провождения земной жизни в качестве небесного гражданина заключается в хождении по Духу, чтобы мы поступали по Духу. «Поступайте по духу — говорит Павел, — и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16). Когда мы облекаемся в Его силу, то Бог производит в нас Свои плоды: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (ст. 22-23). Живя силою Божьего Святого Духа, мы получаем небесные благословения.

Исполнитель благословения — Иисус Христос

Христиане обладают всяким духовным благословением в небесах, потому что они пребывают во Христе. Доверяя Ему как Своему Господу и Спасителю, мы входим в чудесный союз с Иисусом Христом. А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом) (1 Кор. 6:17). Наш союз со Христом и единство с Ним зиждется более чем на простом соглашении. Он является общностью жизни, вечной Божьей жизни, которая вливается в жизнь каждого верующего (ср. Рим. 15:5-7).

Все, чем обладает Господь, имеют те, кто пребывает во Христе. «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу» (Рим. 8:16-17). Богатства Христа принадлежат нам. Его запасы являются нашим достоянием, Его праведность является нашей праведностью и Его, сила и могущество — нашей силой и могуществом. Его положение и привилегии принадлежат с полным основанием и нам. И мы имеем то, чем Он обладает. Его труд является нашим трудом; что делает Он, то делаем мы.

И все это происходит потому, что к нам простирается Божья благодать, которая благоуспешно совершает Божью волю в тех людях, которые уповают на Него (1 Кор. 15:10).

Элементы вечного формирования Тела

Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, В похвалу славы благодати Своей (1:4-6).

Эти стихи раскрывают прошедшую часть Божьего вечного плана в отношении формирования церкви, Тела Иисуса Христа. Его план представлен в семи элементах: методе, избрании; объекте, избранных; времени, в вечности, в прошлом; в цели, святости; в побуждении, любви; результате, установлении, славе.

Метод — избрание

Библия повествует о трех видах избрания. Первый состоит в теократическом избрании Израиля. «Ибо ты народ святый у Господа, Бога Твоего, — говорил Моисей Израилю в Синайской пустыне, — тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Вт. 7:6).

Это избрание не имеет отношения к личному спасению. «Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля, — объясняет Павел, — И не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим. 9:6-7). Происхождение от Авраама по плоти, как от отца израильского народа, не означало духовного происхождения от него, как от отца верующих (Рим. 4:11).

Второй вид избрания касается отделения особой группы людей. Господь избрал на священнослужение колено Левия, по левитам в связи с этим совсем не гарантировалось спасение. Иисус призвал двенадцать человек на апостольское служение, но только одиннадцать из них ко спасению. После того, как Павел пришел ко Христу, потому что Бог избрал его ко спасению, Бог предопределил его на особое апостольское (п ужение язычникам (Деян. 9:15; Рим. 1:5).

Третий вид избрания касается спасения, о чем говорит Папе л в нашем предыдущем тексте: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Иоан. 6:44). Слово helkuo — привлечет передает значение непреодолимой силы. Оно употреблялось в древнегреческой литературе при описании отчаянного влечения голодного человека к пище и стремления бесовских сил завладеть животными, не имея возможности вселиться в людей.

На свалках металлолома используются огромные электромагниты, которые поднимают и частично сортируют груды металла. Когда этот магнит включается, то создаваемое электромагнитное поле стремительно притягивает к магниту все железные части и предметы, расположенные неподалеку, но не оказывает никакого эффекта на такие металлы как алюминий и медь.

Подобным образом Бог по Своей воле избирает Себе, непреодолимо привлекая тех, кого Он предопределил к любви и прощению, не распространяет своего влияния на не относящихся к этому разряду людей.

От вечности, прежде создания мира, и посему независимо от каких-либо заслуг или достоинств; которые мог бы иметь человек, Бог избирает нас в Нем, во Христе (ст. 3). По могущественному Божьему избранию те, которые получают спасение, объединяются в вечный союз со Христом еще до основания мира.

Несмотря на то, что человеческая воля не обладает свободой в том смысле, как это предполагают многие люди, человек имеет волю, которую ясно признает Священное Писание. Будучи отделенной от Бога, человеческая воля порабощается грехом. Но человек тем не менее способен избрать Бога, Который дал возможность сделать этот выбор. Иисус сказал, что верующий в Него не погибнет, но будет иметь вечную жизнь (Иоан. 3:16) и, что «всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (11:26). Неоднократные повеления, обращенные к неспасенным, чтобы они обратились к Господу (Иис.Нав. 24:15; Ис. 55:1; Матф. 3:1-2; 4:17; 11:28-30; Иоан. 5:40; 6:37; 7:37-39; Отк. 22:17) ясно указывают на ответственность человека в вопросе права своего выбора, как волевого акта.

Но Библия также ясно утверждает и то, что никто из тех, кто не был избран Богом, не принимает Иисуса Христа, как своего Спасителя (ср. Рим. 8:29; 9:11; 1 Фес. 1:3-4; 1 Пет. 1:2). Иисус представляет обе истины в одном стихе в Евангелии от Иоанна: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6:37).

Божье могущественное избрание и ответственность человека в избрании Иисуса Христа кажутся противоположными и несовместимыми истинами, и, исходя из нашей человеческой перспективы, они и являются противоположными и несовместимыми. Именно поэтому такое множество искренних христиан с самыми хорошими побуждениями на протяжении истории церкви отчаянно пытались поставить их под общий знаменатель. Но в виду того, что этот вопрос нельзя разрешить нашим ограниченным разумом, результаты были ничем иным как компромиссом в пользу какой-то отдельной истины, в ущерб другому понятию, вместо гармоничного баланса и правильного сочетания.

Нам следует не затрагивать данного противоречия, оставив его в таком виде и принимая верою обе истины. Пусть Сам Господь приводит их в гармонию.

Ekledo (избирать) передается в глагольной форме аорист, среднего залога, что служит указанием на совершенно независимый выбор Бога. Возвратная форма глагола означает, что Бог не только сделал избрание Сам, но и совершил это для Себя, Его первостепенная цель, направленная на избрание церкви, была направлена на то, чтобы это принесло Ему хвалу и прославление (ст. 6, 12, 14). Господь избрал верующих прежде не для их собственного благоденствия, а для славы Имени Своего. Основная причина призвания верующих, чтобы они составили единую церковь, заключалась в том «Дабы ныне сделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (3:10).

Израиль был Божьим избранником («избранного Моего») (Ис. 45:4; ср. 65:9, 22). «Не потому, что вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов; Но потому, что любит вас Господь» (Вт. 7:7-8). Бог избрал евреев по Своей великой любви.

Божий небесные ангелы тоже Его избранники (1 Тим. 5:21), отделенные Им для прославления Его Имени. Они предназначены служить Ему в качестве посланников. Сам Христос был избранником (1 Пет.-2:6), что можно сказать и в отношении апостолов (Иоан. 15:16). По изволению и плану Того же Всемогущего Разума и церковь принадлежит к такому же разряду избранников. Бог спас нас и призвал «званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9). В Деянии говорится следующее: «уверовали псе, которые были предуставлены к вечной жизни» (13:48).

Павел говорил: «Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим. 2:10). Его сердечное желание было направлено на то, чтобы достигнуть проповедью Благой Вести избранных, тех, кого уже Бог отделил, чтобы и они могли приобщиться к пере, предназначенной им по великому Божьему изволению. Павел возносит благодарение за церковь, потому что Бог ее избрал. «Мы же всегда должны благодарить Бога за. вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2:13).

В своей книге «Евангелизм и Суверенитет Бога» Д. А. Паркер замечает следующее:

Все христиане верят в Божественный суверенитет, но некоторые этого не сознают и ошибочно представляют себе и утверждают, что они отвергают его. Причина данного положения коренится в тех же обстоятельствах, которые служат поводом к большинству заблуждений в церкви. Это вторжение в ее пределы рационалистического умозрения, увлечение систематической логичностью и последовательностью, нежелание признать наличие сверхъестественных явлений, не допуская фактора превозносящейся над человеческой Божьей премудрости, и, в конечном итоге, подвержение Священного Писания предполагаемым требованиям человеческой логики, чтобы оно полностью соответствовало ей.

Люди видят, что Библия преподает истину о том, что человек несет ответственность за свои поступки, но не видят (и человек действительно не может видеть) каким образом данное положение находится в полном соответствии с суверенным Божьим владычеством над этими поступками и действиями. Они не могут согласиться с одновременным существованием этих двух истин, как это наблюдается в Писании, но приходят к поспешным умозаключениям о том, что для того, чтобы придерживаться Библейской истины об ответственности человека, им необходимо отказаться от равноценно Библейской и истинной доктрины о Божественном суверенитете и они отделываются поверхностным объяснением многочисленных отрывков Писания, которые преподают это положение. Для наших извращенных умов желание упростить Библию, лишая ее элемента сверхъестественности, является вполне естественным явлением. Не вызывает удивления и тот факт, что даже благочестивые люди падают жертвой этой склонности. Это — предмет непрестанных и мучительных разногласий. Ирония данной ситуации состоит в том, что задаваясь вопросом, как молятся эти две стороны, становится совершенно очевидно, что люди, отвергающие Божий суверенитет в действительности исполнены такой же непоколебимой веры в данном отношении, как и те, которые утверждают его. (Чикаго: Интер-Варсити, 1961, стр. 16-17). Не будучи в состоянии выдерживать напряжения таинственных, сверхъестественных явлений, парадокса или противоречия, мы скорее всего склонны привести Библейское учение в соответствие с нашей собственной системой порядка и последовательности. Но подобный, предвзятый подход не выражает истину Библейского учения и вносит сумятицу как в отношении самого вероучения, так и в практическое его применение в жизни, способствуя ее духовному ослаблению. Следует отметить и тот факт, что и другие жизненно важные доктрины Писания также являются парадоксом для нашего ограниченного понимания. Совершенно противоречивыми есть те факторы: что Писание само по себе является делом рук человеков, и в то же время — Божьим Словом, что Иисус Христос сочетает в Себе в полной мере сущность Бога и сущность человека, что спасение совершается навечно, но святые должны проявлять послушание и верность до конца, что христианская жизнь должна проводиться в полном подчинении и порабощении себя, но все это делает Христос. Подобные непостижимые истины неизменно свидетельствуют о том, что Божий разум неизмеримо превосходит человеческий и является могущественным доказательством Божественного авторства Писания. Люди, самостоятельно составляющие Священное Писание, несомненно постарались бы разрешить подобные проблемы.

И Божье суверенное избрание или предопределение не устраняет человеческий выбор по вере. Божественный суверенитет и человеческий отклик или ответная реакция — соcставляют единую общую и неразделимую часть человеческого спасения, хотя только безмерный Божий разум с точностью знает как они действуют в сочетании друг с другом.

Это происходит не так, как считают и преподают многие. Они утверждают, что Бог просто заглядывает в будущее, чтобы увидеть кто расположен к вере и затем избирает их ко спасению. Послания к Римлянам 8:29, взято отдельно от контекста, зачастую приводится для подтверждения этой точки зрения. Но стих 28 недвусмысленно гласит о том, что Бог предузнал и предопределил ко спасению тех, кого Он уже призвал по «Его благоволению». Любое учение, которое преуменьшает суверенную любовь, Бога, проявляемую в избрании человека, которое ставит более упор на заслуги человека, также умаляет Божью славу, принося урон самой цели спасения.

Нам нужно просто удовлетворится данным положением дел, произнося вместе с Джоном Шадвиком слова его стихотворения.

Я Господа искал, но позже лишь узнал, Что Он меня нашел, взыскал в любви Своей. О, Боже, Ты велик! Не я Тебя познал, но Истина, что Ты меня призвал.

Объект — избранные

Мы являемся этим объектом избрания, не все, но только те, кого избрал Бог — святые и «верные во Христе Иисусе» (ст.1). К Божьим избранникам относятся люди, которых Бог объявил святыми прежде основания мира. Они приняли верою Сына Иисуса Христа. Быть христианином — значит быть Божьим избранником и чадом Его и наследовать все чрез Иисуса Христа, став Его сонаследником.

Время — вечность в прошлом

Бог избрал нас прежде создания мира. Прежде сотворения мира, грехопадения, заветов, или закона Бог в Своем суверенном предопределении предназначил нас быть Его чадами.

Прежде, чем начал существовать мир, Он предназначил для особой цели церковь, Тело Его Сына, положив ей начало еще в те далекие времена.

Бог положил в Своем плане крестную смерть Христа за нас «прежде создания мира» (1 Пет. 1:20), и мы в то же время, согласно этого же плана, были предназначены для спасения. Именно тогда Бог решил наделить нас наследством в Своем царствии (Матф. 25:34). Мы принадлежали Богу прежде начала времени и будем Его чадами после того, как время совершит свой стремительный бег. Наши имена, как верующих, «написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Отк. 13:8; ср. 17:8).

Цель — святость

Бог избрал нас для того, чтобы мы были святы и непорочны. Amomos непорочны в буквальном смысле означает без пятна или порока. Получив избрание в Нем, мы являемся святыми и непорочными пред Ним. Нам была дарована личная праведность Христа, Его непорочность и чистота, в; виду того, что Иисус Христос предал Себя за нас, как «непорочный и чистый Агнец» (1 Пет. 1:19). Таким образом, недостойное и неправедное облеклось в святость и.праведность Христа. Согласно вечному предопределению Христа, Он положил в Своем плане «представить ее Себе славною Церковью, не имеющую пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27).

Вполне очевидно, что Павел здесь говорит о нашем положении, а не о нашем практическом осуществлении этого принципа. Мы хорошо знаем, что наша жизнь далеко не отличается непорочностью и стандартом святости. Но «в Нем, — как говорит в другом месте Павел, — обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:10). Мы имеем эту полноту в Иисусе Христе и по этой причине обретаем уверенность в спасении. Мы исполнены праведности Христа. Наша жизнь может отличаться несовершенством и неуравновешенностью, но тем не менее мы занимаем твердое и незыблемое положение, которое и не может быть иным, потому что Христос стоит пред Богом в чистоте и святости. Пребывая в нашем Спасителе, мы непоколебимы как и Он, ожидая полного избавления и святости в грядущем присутствии пред Ним во славе.

Бог почитает нас святыми и чистыми, и ведет нас к чистоте и святости, а поэтому и мы должны всеми силами стремиться проводить такую жизнь, которая отражает наше вечное предназначение.

Побуждение — любовь

Бог избрал спасенных по Своей любви. В любви Он предопределил усыновить нас Себе, Он избрал церковь, семью искупленных детей точно таким же образом, как произошло избрание Израиля, Его особенного народа. Его побудила к сему любовь. (Втор. 7:8).

Библейское слово агапе — любовь не является эмоциональным проявлением, но передает значение сердечного расположения к тому, чтобы способствовать благополучию и восполнению нужд других людей. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» — говорил Иисус (Иоанна 15:13). И именно это совершил Иисус Сам ради тех, кого Бог избрал ко спасению. Бог явил наивысшую любовь прежде основания мира, решив отдать Своего Единородного Сына для нашего спасения. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2:4-5). Он возлюбил нас и будет продолжать любить нас вечно по благоволению воли своей.

Результат — усыновление

В результате Божьего избрания следует наше усыновление. Во Христе мы становимся подданными Его царствия и слугами Его, как нашего Господина. Он даже называет нас друзьями, говоря: «Я… сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан. 15:15). По Своей великой любви Он соделал нас более чем гражданами и слугами, и даже больше, чем друзьями. Он принял нас в число Своих детей по Своей любви.

Когда мы познаем Христа, то становимся Божьими детьми. «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе,» — говорит Павел, — «но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15). Авва — арамейское слово, выражающее теплые чувства привязанности, что эквивалентно слову «папочка», или «папа».

Получить спасение — значит иметь в своей душе жизнь Самого Бога, Его Дух, животворящий наш дух. Родители могут усыновить или удочерить детей и полюбить их нисколько не меньше своих собственных детей. Такой ребенок принимает равноценное участие в жизни семьи. Он пользуется материальными благами и наследует имущественные ценности. Но никакие земные родители не могут наделить приемного ребенка своей внутренней природой и чертами. А Бог именно

Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им, (14) Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. (15) И, возложив на них руки, пошел оттуда.
(Мф. 19:13-15)

Хотя известно несколько примеров использования этого сюжета в искусст­ве Средневековья, популярность он приобрел начиная с Лукаса Кранаха Старшего, картина которого на эту тему была написана в 1538 году. Наиболее часто этот сюжет использовался художниками Северной Европы в XVII веке.

Тони Робер-Флюри. Христос, благословляющий детей. Нант. Музей изобразительных искусств

Христос изображается держащим младенца или возлагающим на него руки, то есть в момент благословения. Матери держат на руках своих младенцев (Лукас Кранах Старший; здесь большинство детей еще в младенческом возрасте: матери принесли их на руках; это больше соответствует рассказу Марка, который говорит: «(13) Принесли к Нему детей...» - Мк.10:13; в надписи на картине художник сам указывает именно на этот источник).

Лукас Кранах Старший "Христос благословляет детей"

Иногда изображаются также отцы младенцев. Могут присутствовать двое или трое из учеников Христа. Обычно это Петр (его облик - с короткой бородой - традиционен), Иаков и Иоанн. Они разочарованы и с осуждением взирают на то, что Христос повелел допустить к Нему детей, ведь сами ученики их к Нему не пускали.
Исследователи считают, что своей популярностью эта тема обязана дружбе Лукаса Кранаха Старшего с Лютером, своим вероучением оказавшим существен­ное влияние на мировоззрение художника. Кранах оказывал поддержку этому церковному реформатору в его споре с анабаптистами, не признававшими крещения младенцев и считавшими, что выбор вероисповедания может быть лишь свободным и осознанным актом. Полемический характер картины, по-видимому, понудил Кранаха из имеющихся евангельских вариантов рассказа об этой истории выбрать именно изложение Марка, в котором говорится совсем еще о младенцах.
Порой этот сюжет использовался для создания семейных портретов, персо­нажи которых облачены (как мы видим это у Кранаха) в современные художнику одежды. Такие портреты служили напоминанием о торжественном обряде крещения или конфирмации.

© Александр МАЙКАПАР


Лукас Кранах Младший и мастерская художника - "Христос благословляет детей", Музей Метрополитен

В музейном комплексе "Конный двор" * Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника открылась выставка "И свеча не угасла...", посвящённая 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

Церковно-археологический музей Московской Духовной Академии представил экспозиционную картину Михаила Васильевича Нестерова (1862 - 1942) "Христос благословляет отрока Варфоломея" , написанную 1926 году.

На выставке впервые представлены в таком большом объеме произведения за пять веков, с XV - начала XXI веков, посвященные Сергию Радонежскому около 400 экспонатов из собраний Сергиево-Посадского музея-заповедника, а так же экспонаты из 11 собраний Вологды, Санкт-Петербурга, Казани, значимые памятники из культуры Подмосковья.
Выставка продлится до конца года, приглашаются все желающие.

Картина «Христос, благословляющий отрока Варфоломея».

Год создания: 1926, Материал, техника: Холст, масло. Размер: 62 x 87 см., Инвентарный номер: Рж-26.

Собрание: Церковно-археологический кабинет Московской Духовной академии, Московская область, г.Сергиев Посад.

Краткое описание: На картине представлена сцена встречи - общения Христа и мальчика Варфоломея. Божественное присутствие отчетливо передано широко распахнутыми глазами отрока.

В композиционном решении этой работы фигуры отрока и Христа, резко смещенные к левому краю полотна, символизируют окончание многотрудного пути. Эта сцена изображена в левой половине холста.

Христос слегка наклонившись левой рукой касается головы отрока, а мальчик делавший не большой шаг навстречу, правую руку держит на груди.

Христос одет в длинный сиреневый хитон и тёмно—коричневый плащ, накинутый со спины на плечи. Нимб обозначен лёгким светло-жёлтым сиянием. Волосы русого цвета длинные, собранны сзади, борода небольшая.

Отрок одет в белую рубашку с красной обшивкой воротниковой зоны, подпоясанную тонким красно-жёлтым пояском, светло-голубые в белый «горошек» широкие штаны. До середины икр ноги обёрнуты в онучи и перевязаны бечевкой от лаптей.

Сцена встречи происходит ранней осенью, на фоне двух деревянных изб, трава ещё зелёная, с местами жёлтых полузасохших растений. В правой половине картины стоит одинокая тонкая рябинка с осыпавшими, красными листьями и гроздочками ягод.

Правее от рябины шагают трое белых пасущихся гусей с выгнутыми шеями. На дальнем плане, за избами, высятся широкие тёмные ели. Серое небо затянуто белыми облаками.

Полотно «Благословение Христом отрока Варфоломея» близкое по композиции к «Видению отроку Варфоломею» носит иную смысловую окраску, иное звучание. Как и там, здесь запечатлен мотив молитвенного предстояния перед чудом, момент высокого духовного озарения. Но если в «Видении» все пронизано удивительной гармонией и благостностью, а одухотворенная природа словно вторит молитвенному восторгу милого, трогательного Варфоломея, то в «Благословении» ощущается тревожное напряжение, а хрупкая беззащитность отрока выявлена особенно остро. В немногословности лаконично написанного пейзажа есть холодная отстраненность, усиливающая напряженно звенящую ноту. Композиция четко делит пространство картины на две соразмерные друг другу части. В одной — Христос и отрок, в другой — малозначительное на первый взгляд изображение белых гусей, остановившихся возле молодой рябины. Тонкая образная, очень осознанная символика Нестерова прочитывается не сразу, а исподволь. Белый гусь, лебедушка, утица в песнях и сказаниях Древней Руси — всегда олицетворение женского начала, а также символ брака. Таким образом, введенный художником языческий мотив гусей оказывается здесь своеобразный ключом к пониманию картины. Укрупняя и максимально приближая к зрителю Христа с отроком, используя так называемый прием кадрировки, как в кинематографе, Нестеров утверждает значительность изображаемого события, оттененного внешней жанровостью обстановки. Точно следуя иконографии «Благословения» с его традиционным жестом прошения и ритуальным шагом устремленности к иератически-статическому божеству с ответным жестом даяния, Нестеров усиливает акцент, заостряя идею выбора, стоявшего перед отроком: жизнь в миру во всей ее полноте, в семейном счастье или жизнь в Боге? Выбор уже сделан, безграничным доверием себя Божественному Провидению, готовностью к духовному подвигу светятся глаза отрока.

В «Благословении», вглядимся внимательнее в отрока. Образ его лишен исторической конкретности. Это и Варфоломей (хотя в житии Сергия Радонежского мы не найдем этого эпизода с Христом), это и мальчик из «Души народа». Образ трансформировался, став философски-обобщенным, превратившись в символ духовного служения Высшему Идеалу. Служения жертвенного. И потому так трагичен лик Христа, в благословляющем жесте которого столько затаенной отеческой нежности.

В 1923 г. Нестеров писал С. Н. Дурылину: «Продолжая отвечать Вам на поставленные вопросы, я подошел к самому трудному: к пониманию изображения лика Христа, да еще “русского” Христа. Прожив жизнь, немало подумав на эту тему, я все же далек от ясного понимания его. Мне кажется, что русский Христос для современного религиозного живописца, отягощенного психологизмами, утонченностями мышления… составляет задачу неизмеримо труднейшую. Как знать, если бы мы не стали лицом к лицу с событиями 17 года, я, вероятно, попытался бы еще более уяснить себе лик “русского” Христа, сейчас же приходится останавливаться над этими задачами и, по-видимому, навсегда их оставить» [Нестеров, 1988, 293]. Однако оставить поиски образа, долгие годы вдохновлявшего его, Нестеров не мог. Он вернулся к образу Христа в картинах «Христос, благословляющий отрока Варфоломея», «Страстная седмица» и в акварельном этюде «Путник».

Надписи: На лицевой стороне в левом нижнем углу синей краской личный автограф художника с датировкой: «Михаилъ. Нестеровъ // 1926 г.».

Сохранность: Удовлетворительная. Потёртости. Оборот холста закрыт серой бумагой. Холст, масло, багет.

Оборот обтянут дерматином. На оборотной стороне - Белым пигментом в левом нижнем углу новый инвентарный номер: «ЦАК МДА // Инв. № Рж-26». На прямоугольной бумажной наклейке фиолетовыми чернилами в правом нижнем углу старый инвентарный номер: «1326», «ВП 13 (07)8».

Научный сотрудник Махонина Надежда Викторовна .

*Выставочный зал площадью 500 квадратных метров в западном крыле Конного двора (памятник архитектуры XVIII - XX веков) был отреставрирован после посещения губернатором Московской области Андреем Воробьёвым 11 сентября прошлого года.

Итак, друзья, перехожу к заключению: в использованной ними метафоре заключено еще одно, седьмое значение. Наш Господь сравнивается со звездой еще в том смысле, что ОН ЕСТЬ ВЕСТНИК ГРЯДУЩЕЙ СЛАВЫ.

Светлая утренняя звезда (ср. Откр. 22, 16) предвещает, что скоро взойдет солнце и что скоро его лучи обрадуют землю своим светом. Куда ни приходит Иисус Христос, Он является Пророком добра .

Дай Ему войти в твое сердце, и как только Он войдет в него, ты можешь быть уверен в том, что к тебе также придет и вечная жизнь и радость. Впустите Господа Иисуса в свою семью, и вы увидите, какие изменения Он произведет в ней.

Проповедуйте Его в силе Духа в любом городе, маленьком или большом, и вы увидите, вестником каких великих благословений для этого города Он явится. Христос объявил благую весть для всего мира. Его пришествие принесло обильные благословения для сынов человеческих.

Несомненно, Второе пришествие Христа во плоти это великое пророчество о славе, которая откроется в последние дни, когда все народы преклонятся пред Ним и наступит золотое время покоя и мира, наступит, кстати, вовсе не потому, что цивилизация достигнет к тому времени более высокого уровня развития, не потому, что повысится уровень образованности или мир станет лучше, но только потому, что придет Христос благословляющий.

Он есть первая, ярчайшая из звезд, предвестник рассвета.

И поскольку Христос уже пришел, для сынов человеческих, верующих в него, настанет рай. О вы, все труждающиеся и обремененные! Поскольку Христос уже пришел, вы сможете отдохнуть от трудов своих.

О вы, дочери скорбящие, поскольку Христос пришел, у вас будет источник, исцеляющий изнемогщие души.

О вы, сгибающиеся под тяжестью нужды и лишений, настанет время, когда вы распрямитесь и обретете священное богатство, уготованное вам, ведь эта Звезда уже засияла. Только не теряйте надежду! Всегда надейтесь! Так как теперь, когда Иисус уже здесь, для отчаяния нет места.

Подхожу к заключению, но хочу заставить вас задуматься над всем этим и настоятельно просить вас еще раз; если вы еще никогда не взирали на Христа, вверьте себя Ему сейчас; если вы никогда еще не уступали Иисусу, уступите Ему сейчас; есои вы никогда еще не доверяли Ему, то доверьтесь Ему сейчас.

Это очень просто. Да даст вам Бог Дух Святой уразуметь, что это значит. Это значит просто полностью отказаться от надежды на себя и позволить Ему все делать в вашей жизни. Вот как говорится об этом в одном четверостишии:

Я, грешный, слабый, беспомощный червь,

В Твои святые руки я вверяюсь.

Будь ты моей силой, моей праведностью,

Спаситель мой, Ты для меня все.

Если вы, со своей стороны, это сделаете, то Христос благословляющий, со Своей стороны, все сделает для вас. Вы принадлежите Ему, так как вы увидите Его, как Он есть. Для вас этот воскресный вечер будет благословенным, если вы сейчас отдадитесь Ему.

Я хорошо помню тот момент, когда мое сердце уступило Его божественной благодати, когда я больше не смог смотреть ни на что другое, так как взор мой был попросту прикован к Вифлиемской Звезде. О, придите к Нему!

Не знаю уже, какие еще слова вам сказать и как еще убедить вас. Ради себя самих, - чтобы вам быть счастливыми в теперешней жизни вашей; ради вечности вашей, чтобы вам иметь потом радость от того, что избежите ада, что войдете в небо, - взгляните на Иисуса!

Вы ведь можете больше никогда не услышать призыва сделать это. Призыв, который звучит в данный момент, может оказаться последним, а ваш отказ внять ему – той последней каплей, которая переполнит чашу вашей вины.

О, не допустите же этого! Пусть сейчас тихо вознесется от вашего духа к Богу эта простая молитва:

« Боже, Христос благословляющий!

Будь милостив ко мне, грешнику!».

Пусть каждый из вас произнесет, хотя бы даже и не языком, а просто в сердце своем, эти слова из псалма:

Приближусь я к милостивому Царю,

Чей скипетр дарит прощение;

Быть может, Он заметит мое прикосновение,

И жив будет проситель.

Я могу погибнуть, если пойду,

Но я решил пойти,-

Ведь если я останусь здесь,

То я погибну навсегда.

Но если я умру с сознанием того,

Что милости искал,

Что у Царя найти ее пытался,

То радостью я наполнился бы

От одной мысли, что умру я смертию такой,

Какой ни один грешник никогда не умирал.

Друзья, приглашаю вас на мой христианский сайт "Проповедник" http://olegkmeta.ru/xristos_blagoslovlyayushhij/ и христианский канал "Проповедник"