Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР картотека по логопедии (старшая группа) на тему. Дидактические игры в индивидуальной работе логопеда с дошкольниками Игры по познавательному развитию в логопедической группе

« Цветут цветы »

Цель : познакомить детей с различными цветами и по­мочь усвоить их названия. Сравнивая цветы, дети учатся выделять их общие и индивидуальные признаки.

Ход : В игре принимают участие двое-четверо детей. Проводит взрослый. Ведущий раздает каждому по одной большой карте. Соответствующие этим картам меленькие карточки-цветы ведущий перемешивает и кладет на стол рисунками вниз. Затем, открывая по одной карточке, спрашивает: «Как называется этот цветок?», «У кого в букете есть такой цветок». Играющий говорит: «Это красная роза. Такая роза есть в моем букете.» Ответ правильный – ведущий отдает ему маленькую карточку. Неправильный – оставляет себе. Выигрывает тот, кто первым подберет все цветы к букету.

« Кому что нужно для работы? »

Цель : упражнять в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход : Воспитатель: Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы. «Сапожник!» - говорит в-ль. «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка.» - отвечают дети. Так же: врач, воспитатель, дворник, шофер, повар, летчик.

2 вариант: В-ль называет предметы для труда, а дети называют профессию.

« Дарю цветок »

Цель : познакомить детей с различными цветами и помочь усвоить их названия. Сравнивая цветы, дети учатся выделять их общие и индивидуальные признаки.

Ход : В игре участвуют трое-шестеро детей. Ведущий раздает большие карты-образцы букетов, которые они должны будут составить. Маленькие карточки перемешивает и раздает поровну. Участники рассматривают свои карточки-цветы и кладут их рисунками вниз на свои большие карты-букеты, не показывая другим. Обращаясь к любому участнику, каждый играющий по очереди дает ему одну из маленьких карточек, какой-нибудь цветок, кот-й не вошел в его букет, говорит: «Дарю тебе розу». А тот отвечает: «А я дарю тебе ирис». Обмен до тех пор, пока все участники не составят букеты.

« Какая, какой? »

Цель : учить согласовывать прилагательное с существительным в мужском, женском и среднем родах.

Ход : В игре принимают участие двое – четверо детей. Раскладываются картинки с изображением предметов различного рода. Ребенок берет любую картинку. На­пример, зонт. В-ль спрашивает: Зонт какой? Ребенок должен ответить: красный, красивый.

Например, груша. В-ль спрашивает: Груша какая? Ре­бенок отвечает: желтая, сочная, вкусная.(так же ср.р.)

« Что такого же цвета? »

Цель : учить детей использовать в речи прилагатель­ные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Ход : Педагог показывает зеленый лист. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета (так же ис­пользуют красный, синий, желтый, оранжевый, корич­невый и фиолетовый).

Усложнение: серый, черный, белый цвета.

« Назови одним словом »

Цель : учить употреблять в речи обобщающие понятия.

Ход : Воспитатель показывает карточку с изображением: морковь, свекла, лук, картофель, огурец, помидор, редиска. Дети должны назвать сначала каждый предмет, а затем назвать эти предметы одним словом. В данном случае – овощи.

Посуда: чашка, блюдце, чайник, сахарница, тарелка, молочник и т.д.

Транспорт: легковая машина, автобус, трактор, грузовая машина, экскаватор, троллейбус, трамвай и т.д.

Фрукты: яблоко, груша, лимон, ананас и т.д.

Так же поступить с темами домашние и дикие животные, игрушки, инструменты, цветы.

« У кого – кто? »

Цель : закрепить детенышей домашних и диких животных.

Ход : в игре участвуют двое детей. Воспитатель раскладывает карточки с изображением взрослых животных – мам. Дети называют их. Следом раскладываются карточки детенышей. Ребенок к каждой маме подбирает своего детеныша. А другой ребенок к детенышу подбирает маму.

« Чего не стало? »

Цель : учить употреблять в речи существительные родительного падежа единственного и множественного чисел.

Ход : воспитатель раскладывает пять, шесть картинок с изображением предметов разного рода сначала в единственном числе. Ребенок называет эти предметы.

Например: один помидор, одна груша, одно яблоко, одна морковь и один лимон. Ребенок закрывает глаза, а в это время воспитатель убирает одну карточку. Открыв глаза, ребенок угадывает – чего не стало? Ответ: не стало одного помидора. Так же играть с карточками, где предметы во множественном числе.

« Третий, четвертый, пятый лишний »

Цель : уточнить обобщающие понятия, развивать наблюдательность, память. Учить распознавать по единому признаку, развивать способности детей сравнивать, обобщать. Воспитывать любовь к живой природе.

Ход : перед ребенком лежит карточка с изображением предметов одной лексической темы, а один предмет лишний. Ребенок должен назвать вслух все предметы и ответить на вопрос – какой лишний.

Например: «четвертый лишний» - огурец, редиска, яблоко, капуста (лишний предмет – яблоко, это фрукт).

Аналогично с карточками «третий лишний» и «пятый лишний».

« Один, два, пять »

Цель

Ход : ребенок, глядя на картинку, считает один предмет, два и пять. Например: одно яблоко, два яблока, пять яблок. Одна конфета, две конфеты, пять конфет.

« Сосчитай и скажи »

Цель : упражнять в согласовании числительных с существительными в ж.р., м.р. и с.р.

Ход : ребенок, глядя на картинку, считает предметы.

Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

« Чей хвост? »

Цель : учить детей использовать в речи притяжательные прилагательные.

Ход : разложены большие карточки с изображением диких и домашних животных без хвостов. На маленьких карточках только лишь хвосты этих животных. Ребенок подбирает хвостик к нужному животному.

« Назови слово »

Цель : автоматизация звука « Ц

Ход

« Назови слово »

Цель : автоматизация звука « З » в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».

Ход : Ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.

« Назови слово »

Цель : автоматизация звука « Ш » в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».

Ход : Ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.

« Прочитай по первым звукам »

Цель : закрепление навыков чтения, развитие внимания, мышления.

Ход : В игре 24 карточки с картинками и 96 карточек с буквами. Предложить прочитать слова по первым буквам картинок и составить их из набора букв. Можно также пользоваться набором букв и для составления других слов.

« Делим слова на слоги »

Цель : закрепление навыков звукового анализа слова, знакомство с ударением в словах, развитие памяти, внимания.

Ход : В игре 32 карточки с картинками и 16 карточек со схемами. Предложить назвать картинки и разделить слова на слоги. Карточки нужно разложить на больших картах таким образом: где вагончик с одним окошком – карточки со словами из одного слога, где с двумя – из двух слогов и т.д. Предложить ребенку подобрать схемы к словам.

« Собери башкирскую посуду »

Цель

Ход : Играют дети от пяти лет. В игре 18 карточек. Из них 9 разрезаны на части. В-ль говорит: «Разбилась посуда. Нужно из частей – осколков собрать целую.

« Башкирские узоры »

Цель : продолжать учить составлять целое из частей, развивать мышление, наблюдательность.

Ход : Игра для детей от шести лет. Входят в игру: 9 карточек – образцов и 144 маленьких квадратов. В-ль говорит: «Из маленьких квадратов с узорами нужно сложить узор по образцам.

« Узнай свой элемент »

Цель

Ход : Игра для детей от шести лет. Состоит из 6 больших карт и 36 маленьких карточек. В игре принимают участие 6, 3, 2 человека. Им раздаются большие карты. Маленькие карточки у ведущего. Ведущий открывает карточку и говорит: «Опиши элемент и найди его на большой карте» . Выигрывает тот, кто быстрее узнает и подберет свои элементы.

« Башкирское лото »

Цель : Развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

Ход : Игра для детей от шести лет. Состоит из 7 больших и 56 маленьких карточек. Ведущий раздает большие карты играющим. Показывает маленькие карточки, задает вопросы: «Что это? К какой игре относится?» Неопознанные карточки откладываются. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карту.

« Сотки ковер »

Цель : Развивать память, речь, мышление.

Ход : Игра для детей от пяти лет. Состоит из 7 больших карточек – образцов и 112 маленьких карточек, из которых нужно составить узор ковра.

«Лото» Цель : закр-ие сонорных звуков.

Кол-во играющих – от 2 до 6 человек. У каждого игрока по одной большой карте, у ведущего – мал-ие карточки. Ведущий показывает картинку, не называя ее. Игрок, у которого на большой карте имеется такая же картинка, должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Если ребенок не знает названия картинки, ведущий называет ее сам., но при этом игрок не получает картинки, и она остается у ведущего. Так же поступает ведущий и по отношению к игроку, нечетко произнесшему название. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте маленькими карточками, или тот, у кого в конце игры будет меньше незакрытых картинок.

«Фрукты и овощи», «Деревья и цветы», «Животные и птицы ». Цель : закр-ие сонорных звуков.

Для игр нужны мал-ие карточки по заявленным темам.

Играют 2 человека. Перед игрой договариваются, кто какие будет собирать карточки. Например: один с фруктами, другой с овощами.

Карточки с картинками выкладываются на столе перед детьми стопкой изображением вниз. Игроки по очереди открывают их. Если картинка подходящая, игрок должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Ненужную картинку игрок кладет вниз, не называя ее. Если он ошибается при назывании изображения предмета или произносит его нечетко, картинка ему не выдается. Выигрывает тот, кто первым соберет 8 картинок по заданной теме.

«Наведи порядок»

Цель: закр-ие сонорных звуков.

Ход : перед игроком в беспорядке располагаются маленькие картинки нескольких тем. Он должен все картинки распределить по темам, а затем назвать обобщающим словом каждую группу предметов (овощи, деревья).

«Зашифруй картинки»

Цель:

Ход: играют от 2 до 6 человек. У игроков большие карты на пару звуков. У ведущего – маленькие карточки и фишки: синие для обозначения твердости звуков и зеленые для обозначения мягкости. Ведущий показывает карточку. Игрок, у которого есть такая же картинка на большой карте, должен ее назвать и определить, какой звук – твердый или мягкий – имеется в слове: Р или Рь, Л или Ль. Если ответ правильный, игроку дается маленькая карточка и фишка. В случае ошибки не выдается или карточка (если не названо слово) или фишка (если не определена твердость – мягкость). Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.

«Проверь по узору»

Цель: закреплять умение различать звуки.

Ход : играют от 2 до 6 чел. У игроков большие карты и набор фишек синего и зеленого цвета. Игроки выкладывают фишки на картинки, определяя, твердый или мягкий звук: Р или Рь, Л или Ль – есть в названии картинки. Правильность вып-я игроки проверяют по ключу, кот-й выдается им по окончании работы. За ошибку присуждается штрафное очко. Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.

«Разложи овощи в нужные корзинки»

Цель: закр-ть умение различать звуки.

Ход : игрокам выдаются карточки с изобр-м букв Р (эр) и Л (эль). У ведущего – мал-ие карточки по теме «Овощи». Ведущий их показывает, а игроки называют нужные им картинки, пока не соберут по 8 штук. Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки.

«Звуки поссорились»

Цель:

Ход : исп-ся маленькие карточки. Играют 2-6 чел. У каждого игрока по одной карточке с буквой и набор карточек из обеих групп со звуками Л и Р без ориентировки на лексические темы в кол-ве 8 штук. Игрокам предлагается разложить карточки на 2 группы в зависимости от наличия в словах – названиях картинок звуков Л и Р (звуки поссорились и не хотят жить в одной коробке). При этом дети не должны называть вслух картинки. Выигрывает тот, кто раньше всех правильно разложил свои картинки.

«Лишняя картинка»

Цель: развитие фонематических представлений.

Ход : В качестве «лишней» картинки выступает такая, в названии которой отсутствует нужный звук. Лекс. тема в данной игре значения не имеет. Например, 3 картинки со звуком Л и 1 со звуком Р и наоборот.

Также берутся мягкие варианты Ль и Рь.

«Подбери картинки к схемам»

Цель: нахождение места звука по трем позициям (начало, середина, конец слова)

Ход : играют 2-4 чел. У игроков – схемы, показывающие положение звука в слове по трем позициям и буквы Л (эль) и Р (эр). У ведущего мал-ие карточки с картинками, в названиях которых звуки Л и Р находятся в разных позициях в слове, по 3 картинки на каждую позицию для играющего. Ведущий показывает картинки каждому игроку по очереди, и тот должен правильно определить наличие звука и его позицию в слове. Выигрывает тот, кто раньше соберет все нужные картинки.

«Мои любимые сказки»

Цель : развитие памяти внимания, мышления, речи.

Ход : Цветные мал-е карточки у взрослого, а черно-белые у детей. За черными силуэтами спрятаны заколдованные персонажи любимых сказок.Чтобы их расколдовать, нужно угадать, кто же нарисован на карточках. Внимательно посмотрите. Тот, кто узнал своего героя, называет его и те сказки, в кот-х встречается. Ведущий отдает игроку цветную карточку, которой тот закрывает силуэт. Выигрывает тот, кто первым закрыл все силуэты.

«Какой сок?»

Цель : учить образовывать прилагательное от существительного, учить детей использовать в речи прилагательные, относит-ые прилагательные, закрепить овощи, фрукты.

Ход: воспитатель показывает картинку, ребенок называет овощ или фрукт, изображенный на картинке. «Яблоко» - говорит ребенок. Из яблока получается какой сок? Яблочный.

«Где чей дом?»

Цель : упражнять в классификации диких и домашних животных, учить распознавать их по единому признаку, закрепить знания о животных. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь к живой природе.

«Радужный хоровод»

Цель : упражнять в умении рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрешек. Закрепить порядковый счет, знание цветов радуги в их последовательности.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. При проведении игры логопеду необходимо учитывать особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. Игра может проводится как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс овладения речью будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. В данной работе приводятся примерные игры, используемые в логопедической работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры в логопедической работе с дошкольниками.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Учитель-логопед Страхова Г. П.
ГБОУ д/с №1934 ЗАО г. Москва

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Если не исправить своевременно многие речевые аномалии, они могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе и повлиять на развитие личности в целом.

Коррекцию нарушений речи можно считать особо важной проблемой как общей, так и специальной педагогики. С психологической точки зрения это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становиться сама речь, ее звуковая сторона.

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно неправильно произносят отдельные звуки. Нередко недостающие звуки у маленьких детей, например, можно получить путем упражнений в целостной, связной речи, при подчеркнутом произнесении дефектного звука воспитателем или родителями, без специальных упражнений.

Уже с самого раннего возраста в развитии речи выступает на первый план активное подражание речи взрослых, что является могучим фактором развития речи. Прежде всего, необходима правильная, отчетливая, плавная речь окружающих. Хотя у ребенка на первых порах вследствие общей мышечной слабости, а следовательно, и слабости органов речи, помимо неразвитости координационных аппаратов психики, звукопроизношение неотчетливое (лепечущее), все же ни в коем случае нельзя окружающим говорить с ним таким же лепетным языком. Постоянная правильная речь окружающих в конце концов вызовет такую же правильную речь у ребенка – у одного раньше, у другого позже.

Расстройства речи чрезвычайно разнообразны, и вместе с тем каждое из них представляет собой проблему физического состояния организма, психического развития и зрелости личности, характера и темперамента, социальных взаимоотношений, т.е. связанность со всем организмом. Выяснение характера речевых расстройств и их причин составляет первую ступень логопедической работы. В какой степени динамичны речевые расстройства, в такой же степени динамичны должны быть и логопедические методы.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов: от анатомического строения артикуляционного аппарата, от умения ребенка ощущать движения органов артикуляции, от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют и искажают звуки.

В раннем периоде развития речи нельзя заставлять чрезмерно повторять одно и тоже: утомляется нервная система, исчезают внимание и интерес, и ребенок временно перестает отвечать; иногда частые требования говорить приводят его к полному отказу от речи на продолжительное время - к речевому негативизму. Поэтому звукопроизношение ребенка всегда должно быть связанно с определенным доступным и интересным содержанием, лучше всего в игровой форме.

Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. При проведении игры логопеду необходимо учитывать особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. Игра может проводится как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых . Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс овладения речью будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

В данной работе приводятся примерные игры, используемые в логопедической работе с детьми.

Подготовительные игры и упражнения.

  1. Гимнастика общих движений тела.

«Движение – это жизнь».

Активные движения не только укрепляют двигательный аппарат: оно способствует нервно-психическому развитию ребенка. Игры помогают воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли, развитию положительных чувств. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.

При подборе игр необходимо учитывать возраст детей, их физическое состояние. Содержание игр, условия и правила, а также все движения должны соответствовать возрасту.

На логопедических занятиях проводятся физминутки, гимнастика общих движений тела. Особенно полезны подвижные игры, по возможности, с речью. Под ритмическую команду голосом, музыкой производится гимнастика всего тела и его конечностей.

ФИЗМИНУТКИ

1. Все захлопали в ладошки, дружно, веселее.

Ножки, ножки застучали, громче и быстрее.

По коленочкам ударим, тише, тише, тише.

Ручки вверх мы поднимаем, выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, снова опустились,

Покружились, покружились и остановились.

2. Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться, друг за друга не держаться.

3. Сначала буду маленький, к коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большой, до лампы дотянусь.

Дети выполняют движения вместе с логопедом.

2. Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Исследованиями М.М. Кольцовой установлено, что становление речи тесно связанно с развитием мелкой моторики пальцев руки. Развитию мелкой моторики способствуют индивидуально проводимые игры и упражнения по нанизыванию колец пирамидки, выкладыванию мозаики, палочек. При этом важно учить детей правильно захватывать предметы тремя пальцами (большим, указательным и средним).

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Пальцы руки – второй орган речи. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроиизношение.

ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ

1. Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться.

Пальчик к пальчику прижмем,

Снова в кулачки сожмем.

Разгибаем, загибаем,

Снова в кулачки сжимаем.

2. Этот пальчик мой танцует.

Этот вот кружок рисует

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,

Тот улегся на бочок.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются собственно первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни ребенка. Этим намечается путь искусственного воспитания нормальных движений звукопроизносительного аппарата в случае расстройств.

На логопедическом обследовании у многих детей обнаруживаются нарушения в строении и подвижности органов артикуляционного аппарата. Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата - если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке - исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных упражнений логопед поможет « растянуть» её. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу-ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит чёткость произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика не только улучшает двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекает в работу компенсирующие мозговые системы. Целью такой гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Подготовка артикуляционного аппарата предполагает проведение дыхательных упражнений. Детей следует учить длительному выдоху, контролируя его силу и длительность. Для этого их просят поддувать подвешенные полоски папиросной бумаги, ватные шарики, мелкие плавающие игрушки в тазу с водой и т.д.

Например; машина долго гудит: би-и-и; резко: би-би; девочка тихо укачивает куклу: а-а-а и т. д.

Гимнастика органов речи сначала проводится по подражанию совместно с логопедом, «сопряженно») и как повторение за ним («отраженно») перед зеркалом.

По овладению движением оно проводится по словесному заданию логопеда, сначала перед зеркалом, а потом без зеркала.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на подготовительные упражнения и основные - те, которые нужны для постановки определенного звука.

Подготовительные артикуляционные упражнения бывают статистические и динамические.

1. Статистические: «ЛОПАТОЧКА». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.

«ТРУБОЧКА». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в замедленном темпе 10-15 раз.

  1. Динамические: « Качели ». Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10-12 раз.

«ЧАСИКИ». Высунуть узкий язык, двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе. Повторить 10-15 раз.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.

1.Игры и упражнения на развитие фонематического слуха.

В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки точного, тонко дифференцированного произношения звукосочетаний, одновременно у них развивают фонематическое восприятие. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения, невозможно их правильное произношение. При нарушении фонематического слуха прежде всего следует начинать работу по его развитию.

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. В начале детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове (игра «Определи первый звук»), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочки слов»). Далее дети определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине) (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Затем дети упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации более сложных звуков (игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»).

При формировании фонематического слуха следует развивать у ребенка представления о звуковом составе слова, умение различать в речевом потоке отдельные слова, слышать звуки в слове и выделять их, составлять слоги, слова и предложения. Развитие фонематического восприятия производится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях.

А) Начинается работа на материале неречевых звуков.

ИГРА «ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

ЦЕЛЬ. Определение звука и накопление словаря.

ОБОРУДОВАНИЕ. Звоночек, колокольчик, дудочка, др. и картинки с их изображением.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой – нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили, показать направление рукой и взять картинку с изображением инструмента.

ИГРА « ТИХО – ГРОМКО».

ЦЕЛЬ. Развитие координации движений и чувства ритма.

ОБОРУДОВАНИЕ. Бубен, тамбурин и др.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий полным шагом, под более громкий бегут.

Б) Постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми.

ИГРА «УГАДАЙ, КТО ЭТО».

ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети стоят по кругу, каждый держит игрушку какого – нибудь животного. Водящий с завязанными глазами должен дотронуться до ребенка, а тот издает звуки, соответствующие его игрушке (мяу, гав, му и др.). Водящий угадывает товарища.

В) Одновременно с постановкой какого – либо звука, используются игры на различение и выделение этого звука (на слух) в ряду звуков, в слогах, словах.

ИГРА «ПОДНИМИ ФЛАЖОК»

ЦЕЛЬ. Выделение на слух звука «Р» в ряду звуков.

ОБОРУДОВАНИЕ. Флажки и др.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед называет ряд звуков: м, н, р, п.Дети поднимают флажок только на звук «р».

Г) Можно использовать игры и упражнения, направленные на устный анализ слов. Например: детям предлагается определить место звука «т» в слове «КОТЫ», сколько слогов в слове, назвать первый слог, второй слог, назвать звуки первого слога, второго, найти, в каком слоге находиться звук «т».

2.Специальные артикуляционные упражнения, используемые при постановке звуков.

Параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится специальная артикуляционная гимнастика. Целью такой гимнастики является выработка полноценных движений арктикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Упражнять следует только нарушенные движения и только те, которые нужны для постановки определенного звука. В области преодоления дефектов речи коррекция артикуляций является ведущей работой.

ИГРА «ЛОШАДКА».

ЦЕЛЬ. Активизация кончика языка при постановке звука «Р».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети щелкают кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо не поворачивая его. Щелкать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

3. Формирование звуков. Автоматизация и дифференциация.

Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков логопед использует обычную последовательность закрепления звуков во всевозможных сочетаниях: в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах. Наиболее часто используются различные ПОДВИЖНЫЕ и ДИДАКТИЧЕСКИЕ игры.

ИГРА «ПИЛЬЩИКИ».

ЦЕЛЬ. Автоматизация звука «З».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест – накрест руки и воспроизводят под счет логопеда движение пилы по бревну, произнося длительно звук «З». Логопед напоминает детям как нужно правильно держать язычок при произнесении этого звука.

ИГРА «НАЗОВИ КАРТИНКУ».

ЦЕЛЬ. Автоматизация звука «З» в словах и предложениях.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки на звук «З».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят за столами. На столе у логопеда лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Логопед вызывает одного ребенка и просит взять верхнюю картинку, показать детям и сказать, какую картинку он взял. Тот, у кого такая же картинка встает, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картинке зайка». Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки. (По аналогии игру можно проводить, используя другие звуки).

ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ».

ЦЕЛЬ. Дифференциация звуков « С - З».

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки на звуки «С-З». Картинки «Свисток» и «Звонок» каждому ребенку.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям дают по две картинки.На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Дети берут их в руки. Логопед показывает детям и называет картинки, в названии которых есть звуки «С» или «З». Если в слове есть звук «С», то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с…, а если звук «З», то – со звонком и говорят з-з-з…

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО ОФОРМЛЕННОЙ РЕЧИ .

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения.

Формирование разных сторон грамматического строя (синтаксиса, морфологии, словообразования) языка дошкольника имеет свою специфику и проходит поэтапно.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

У детей с недоразвитием речи нередко наблюдается отставание в формировании грамматического строя языка. Основная задача коррекционного обучения применительно к данному разделу сводится к тому, чтобы учить детей правильно строить простые предложения, наблюдать связь слов в словосочетаниях и предложениях, правильно строить сложные предложения. Особое внимание следует уделять изменению падежных форм единственного и множественного числа существительных в зависимости от вопроса или предлога, изменению грамматичеcких форм лица и числа глаголов, правильному согласованию прилагательных с существительными, числительных с существительными и т.д.

ИГРА «В ОВОЩНОМ МАГАЗИНЕ».

ЦЕЛЬ. Тренировать детей в правильном практическом употреблении сочетания числительных с существительными.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки с нарисованным на них овощами в разных количествах.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. На столе разложены картинки с нарисованными на них овощами (одна морковка, пять морковок, четыре огурца и т.д.). Дети по одному подходят к столу, берут любую картинку и говорят: «Я купил одну морковку», «Я купил четыре огурца». Игра продолжается до тех пор, пока не разберут все картинки.

ИГРА «ГДЕ ИГРУШКИ».

ЦЕЛЬ. Тренировать детей в правильном употреблении падежных форм существительных с предлогами.

ОБОРУДОВАНИЕ. Игрушки (кукла, машинка, кубик и т.д.).

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Игрушки находятся в разных местах комнаты. Дети сидят на стульях. Логопед предлагает составить предложения о том, где находятся игрушки. «На столе кукла. Около шкафа кубик. Под столом машина.»

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ .

Продолжая работу над речевым развитием логопед, опираясь на знания детей об окружающем мире и уже знакомый им словарь, ставит перед собой следующие задачи: а) расширять словарь детей, привлекая их внимание к оттенкам значения слов и некоторым способам словообразования; б) активизировать имеющийся у детей словарь. С этой целью на занятиях детям предлагаются различные игры и упражнения, развивающие умение подмечать общие и различные морфологические элементы слов, устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом.

ИГРА « ПОМОГИ ДЕТЕНЫШАМ НАЙТИ СВОЮ МАМУ».

ЦЕЛЬ. Расширение активного и пассивного словаря по теме «Животные».

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки, изображающие домашних животных и их детенышей.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед делит детей на две группы, раздает одной группе картинки с изображением взрослых животных, другой – их детенышей. Логопед говорит: «На лужайке гуляли детеныши и потерялись, найдите своих мам. Потерялся теленок. Кто его мама?» и т.д.

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

ЦЕЛЬ. Тренировать детей в образовании слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки с изображением различных животных и предметов.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям раздают картинки. Каждый должен назвать, что изображено на картинке и как назвать это ласково. «Скамейка – скамеечка, кошка – кошечка, цветок – цветочек».

Планируя работу с детьми, логопед должен продумать и определить место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приемами обучения и воспитания детей. В игровой форме процесс развития речи протекает быстрее и активнее, так как игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребенок преодолевает трудности легко, не замечая, что его учат.

Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Эти игры и задания могут предварять занятия, включаться в середину занятия, носить характер физминуток, а также могут носить и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для проведения игр, оно должно быть ярким, красочным. В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры. Логопед дает воспитателю задание, какие игры нужно провести с различной категорией детей.

Игры используются для формирования правильной речи у детей и коррекции различных ее несовершенств. Для детей с недостатками звукопроизношения (физиологические несовершенства, функциональные дислалии) и для детей ринолаликов и дизартриков рекомендуются игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики и игры на формирование определенных групп звуков(их постановка, автоматизация, дифференциация).Этой категории детей будут полезны игры на развитие дыхания и голоса. Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей дизартриков и ринолаликов можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок.

В логопедической работе с заикающимися детьми широко используются игры. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

Логопеды должны всегда иметь в виду воспитательные и образовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильного отношения ребенка к коллективу и к своему месту в нем.

Литература.

1.А.Г.Арушанова «Речь и речевое общение детей»

Москва. « Мозаика-Синтез» 1999 г.

2.А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»

«Просвещение» Москва 1974г.

3.И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение

Заикания у дошкольников в игре» «Просвещение»

Москва 1984г.

4.Л.И.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников»

«Просвещение» Москва 1981г.

5. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией

В.И.Селевёрстова «Просвещение» Москва 1981г.

6. «Игры с правилами в детском саду» Сборник дидактических

И подвижных игр к «Программе воспитания в

Детском саду. «Просвещение» Москва 1996г.

7.Г.А.Каше «Исправление недостатков произношения у

Дошкольников» «Просвещение» Москва 1971г.

8.Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»

«Просвещение» Москва 1985г.

9.И.Лопухина «Логопедия - речь, ритм, движение» «Дельта»

Санкт-Петербург 1997г.

10.А.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» «Просвещение»

Москва 1979г.

12.С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на

логопедических занятиях». «Просвещение»

Москва 1991г.

13. «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»

Под ред.Т.В.Волосовец «Академа»Москва 2000г.

14. З.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии» Екатеринбург

2001г.

15. Ж.М.Флерова «Логопедия» «Феникс» Ростов на Дону.

2000г.

16. М.Е.Хватцев «Логопедия» «Просвещение» Москва

Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 - 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Цель : автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.

Описание игр:

1. «Снегурочка и Снеговик»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] - [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: Снегурочка и Снеговик - это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри, что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук - [Ш], а для Снеговика - картинки со звуком - [С].

2. «Угости Зою конфетами»

Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук [З] в слове - конфета достанется Зое, если нет - то конфета останется у меня.

3. «Дождик»

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.

Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) - зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим, из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук [З]. Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.

4. «Шарики для Лягушонка»

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок, и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая звук [Ш].

5. «Звуковая полянка»

Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.

Ход игры: Я буду называть тебе слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот звук.

6. «Ежику снятся сны»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки-сны с картинками, в словах которых мы слышим звук [Л].

Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

7. «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У Карлсона - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

8. «В каком домике живет звук?»

Оборудование: картинки - три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.

Каждую из этих игр можно разнообразить, например, перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой можно поиграть в игры «Один - много», «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.

Логопедические игры для детского сада

Червякова Татьяна Васильевна, учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
- проверить знания, умения и навыки детей по теме;
- учить применять их в практической деятельности – игре;
- воспитывать интерес к речевым играм.

Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви

- картинки двух шкафов:
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.


Ход игры:
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.


- Это длинное платье мамино.
- Это синее платье Танино.
- Эта розовая блузка Танина.
- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта пышная юбка Танина.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице .
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани … брючки.
- У мамы куртка, а у Тани … курточка .

Игра «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый сообщает:
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
- У мамы одно платье, а у Тани много платьев .
- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два пальто, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.


Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки – … грязные ботинки;
Новые сапоги – … старые сапоги;
Широкая юбка – … узкая юбка;
Длинное пальто – … короткое пальто;
Белый пиджак – … черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.


Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….

Игра «Мой, моя, моё»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто…

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

«Дидактические игры в работе логопеда и воспитателей»

В статье вниманию педагогов представлены рекомендации для организации речевых игр и упражнений, раскрыты виды дидактических игр, представлены игры с различными вариантами.

Одним из пяти направлений развития и образования детей (образовательные области) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для дидактических игр характерно то, что создают их взрослые с определённым содержанием и правилами. Задача дидактических игр — организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношение детей.

Работа по развитию речи – это и составная часть логопедической работы с детьми, имеющие различные речевые нарушения. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается логопедическим по своему характеру и коррекционно-развивающим по своей направленности.

Игра – это «дитя труда». Наблюдая за деятельностью взрослых, ребёнок, ребёнок переносит её в игру.

Ребёнок, играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые ему физически недоступны. В игре ребёнок овладевает элементами абстракции. Он познаёт предметы окружающего его мира и как бы овладевает ими.

Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе этих подражательных игр дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Через игру дети получают возможность развитие себя – как личность в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

Особо важно отметить, что интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию, к процессу познания.
В игровой деятельности дети с интересом преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои способности и умения.

Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку научиться анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

  • Игры не должны быть длительными по времени (7-10 минут).
  • Они должны проводиться в неторопливом ритме.
  • Игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей.
  • В игре должен присутствовать элемент соревнования.
  • Выигравший должен быть отмечен.
  • В игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности.
  • Необходимо в процессе игры развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, учить детей правильно и быстро выполнять речевые задания.

Игры, проводимые на логопедических занятиях, можно разделить на 3 группы в соответствии с их целями.

Обучающие игры

Это игры на развитие внимания, слухового восприятия, слухового внимания, различение на слух близких по звучанию звукосочетаний и слов; игры, закрепляющие правильное произношение и обучающие произнесению определённых звуков в слогах, словах, предложениях; игры на развитие голосового аппарата, произнесение многосложных слов, правильную постановку ударений в словах.

  • Игры на выявление у детей простейших представлений
  • и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве, уточняющие представления детей о размере и числе предметов:
  • игры, обобщающие и систематизирующие количественные и пространственные представления у детей, обучающие их сравнению и различению предметов по общим и разным признакам;
  • игры, формирующие понятия о формах геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат).
  • Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи

Сюда входят игры, занимательные задания и упражнения. Они охватывают большой круг тем: существительные, прилагательные, числительные, местоимения и наречия, простые предложения, простые распространённые предложения, предлоги в предложениях, сложные предложения и т.д. Все перечисленные темы игр способствуют правильному развитию мыслительной и речевой деятельности детей.

Дидактические игры

Игра «Построим домики и посадим рядом деревья»

Дидактическая цель.

Научить детей обобщать и систематизировать количественные и пространственные представления; обучить детей умению сравнивать предметы по разным признакам. Способствовать развитию мелких движений и конструктивной деятельности.

Оборудование.

14 полосок цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, 7 треугольников зелёного цвета для ёлок. 2 трафарета – грибы:

  • гриб с большой шляпкой на толстой ножке;
  • гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке.

Педагог совместно с детьми начинает строить (выкладывать из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом низкий. Около высокого дома предлагает посадить (выложить из треугольников и полосок) высокую ёлочку, около низкого – низкую ёлочку. От высокого дома к низкому дому проводится дорога двумя полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома. Около высокой ёлки нужно расположить гриб с большой шляпкой и толстой ножкой, около низкого дерева – небольшой гриб на тонкой ножке.

В заключение игры дети должны уметь охарактеризовать расположение предметов, употребляя точные определения: высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, большой-маленький.

Игра «Наоборот»

Дидактическая цель.

Развитие речи детей, включение в их активный словарь понятий «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий», «большой», «маленький», «тяжелый», «лёгкий», «длинный», «короткий».

Даются предметы (картинки), которые надо классифицировать по данным признакам.

1 вариант

БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ

Дом зайчик

Корабль стульчик

Самолёт колокольчик

Гриб шапочка

2 вариант

Бросая мяч, педагог называет слово. Ребёнок ловит мяч, отвечая противоположным словом, и возвращает мяч логопеду или передаёт очередному ребёнку.

ПЕДАГОГ РЕБЁНОК

  • Толстый тонкий
  • Большой маленький
  • Высокий низкий
  • Глубокий мелкий
  • Тяжелый лёгкий
  • Широкий узкий
  • Длинный короткий

Игра «Закончи предложение»

Дидактическая цель.

Развитие речи детей, включение в активный словарь слов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Развитие и закрепление пространственных представлений у детей.

Педагог произносит начало предложения, дети должны его закончить.

Если сосна выше берёзы, то берёза… (ответ: ниже сосны).

Если ствол дуба толще ствола берёзы, то ствол берёзы… (тоньше ствола дуба).

Игра «Фигуры высшего пилотажа», или «Мы учимся летать»

Дидактическая цель.

Закрепление понятий вверх, вниз, налево, направо, справа налево, слева направо.

Оборудование.

Большой самолёт-игрушка (или картинка), маленькие самолётики для детей (или картинки).

Педагог рассказывает, что во время праздничных парадов лётчики выполняют на самолётах разные фигуры высшего пилотажа: самолёт то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз; вот несколько самолётов образуют звезду или делают петли и т.д. Педагог выступает в роли лётчика. Его самолёт выполняет разные фигуры, меняя направления движения, а лётчики – дети – определяют изменения маршрута и по сигналу педагога хором называют его, употребляют слова: «вверх», «вниз» и т.д. и повторяя эти фигуры своими самолётами.

Выигрывает тот, чей самолёт правильно выполняет фигуры высшего пилотажа согласно указаниям ведущего.

Игры на развитие внимания, зрительного представления и памяти

Игра «Геометрические фигуры»

Дидактическая цель.

Развитие внимания детей, зрительного представления, развитие зрительной памяти.

Оборудование.

Геометрические фигуры (7-8 комплектов); круги (красный, зелёный, желтый); треугольники (синий, белый); квадраты (красный, желтый, зелёный);

Детям раздаются комплекты геометрических фигур. Дети должны разложить их на столе в определённом порядке.

Например:

  • Круг – круг – круг.
  • Квадрат – квадрат – квадрат.
  • Треугольник – треугольник.

Дети называют фигуры и их цвет, Педагог обращает внимание детей на форму геометрических фигур и её особенности.

ПЕДАГОГ ДЕТИ

Имеет ли круг углы? Нет

Сколько углов у квадрата? Четыре

Сколько углов у треугольника? Три

Равны ли все стороны у квадрата или нет? Равны, одинаковы

Все ли стороны у треугольника равны? Нет

Вариант 1

Педагог просит детей разложить фигуры так, как он скажет («геометрический диктант»).

Например: красный круг, зелёный квадрат, синий треугольник, зелёный круг и т.д. Дети выкладывают геометрические фигуры под диктовку педагога.

Вариант 2

Педагог диктует порядок выкладывания геометрических фигур. Дети внимательно слушают, а затем по сигналу педагога (по памяти) выкладывают геометрические фигуры.

Вариант 3

Педагог показывает табличку с изображенными в определённом порядке геометрическими фигурами. Дети смотрят на изображенные геометрические фигуры, педагог считает до двух, если на таблице две фигуры, или до трёх, если на таблице три фигуры. Затем таблицу педагог убирает, и дети должны выложить по памяти геометрические фигуры так, как они были изображены на табличке.

Педагогу на заметку.

Трудность этого задания заключается в том, что необходимо не только запомнить расположение геометрических фигур, но и соблюсти цветовую гамму. Выигрывает тот, кто правильно выложит геометрические фигуры, соблюдая и цветовую гамму.

Вариант 4 «Отгадай загадки Буратино»

Научить детей различению предметов по форме и составлению из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков. Развивать у детей зрительные представления и умения конструировать.

Педагог выставляет на наборное полотно геометрические фигуры и предлагает детям подумать, что можно нарисовать из круга? Какие предметы, окружающие нас, похожи на круг? (яблоко, арбуз, мяч и т.д.). Что можно нарисовать из квадрата? (ящик, печенье, портфель). Что можно нарисовать из треугольника? (ёлку, парусную лодку и т.д.).

Вариант 5 «Сконструируй из геометрических фигур предметы»

Развитие творческих представлений и возможностей, развитие зрительных представлений; развитие мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.

1. Педагог предлагает детям изобразить светофор, лодочку, пароход, карусель, машину, клоуна, человечка, ёлочку, домик.

2. Педагог просит детей внимательно посмотреть на геометрические фигуры и сконструировать из них предметы по своему усмотрению.

Затем дети называют предметы, которые ими сконструированы; составляют предложения с данными словами (можно провести анализ какого-либо слова на усмотрение педагога и т.д.).

Смелова Н.А.,
учитель-логопед