Кавказцы в армии рассказы и истории. «Что я понял о дагестанцах, после службы в армии. Меры противодействия подобным проявлениям

Почти тотальное ошкуривание русских, которое началось после кончины Сталина в 1953 году и резко ускорилось после хрущевского "разоблачения культа личности" в 1956 году, привело к их деморализации-депассионаризации и в конце концов увенчалось самопредательской Русской Катастрофой-1991. Все эти процессы происходили на моих глазах, особо впечатлила массовая случка русских девушек с темнокожими южанами на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году, и как реакцию на распространяющуюся эпидемию шкурничества следует рассматривать мой текст "Устав нрава" (1965), из-за которого меня стали считать "фашистом" и изгнали из рядов КПСС и из политики. А я просто вижу дальше, чем другие, и бью тревогу. В своё время древние евреи, выведенные Моисеем из Египетского пленения, тоже после ухода их сурового Вождя предались шкурному соблазну Золотого Тельца потреблядства и тоже погибали бы, как русские ныне, если бы Моисей не вернулся и не учинил бы Большую Чистку в еврейском стане и не вернул бы народ на истинный путь богоизбранничества (Исход 32). Горько признавать, но редкие нынешние русские юноши способны постоять за себя. Зато кавказцы и отчасти монголы (калмыки, буряты) сохранили готовность к самопожертвованию, без которой вообще-то народ нежизнеспособен, и не могут не доминировать над ошкуренными и потому рассыпанными русскими солдатиками в российской армии. Поэтому многие кавказские юноши воспринимают призыв как подарок - они идут в армию с уверенностью, что не пропадут, а испытают радости доминирования (не говоря о неплохом довольствии и о поборах-дани с русских сослуживцев). Не офицеры и не попы спасут русскую молодежь от жалкой нынешней участи, а лишь (как было всегда и везде в истории) несколько сплоченных орговиков "длинной воли", нацеленных на наведение порядка в стране и на глобальную экспансию (аналог "Нового Моисея"). - Оригинал взят у pohabij_oplueff в В армию - за взятку

Взятки в военкоматах - общее место. Но есть нюанс: если по всей России семьи призывников собирают деньги на подношение военкому, чтобы "отмазать" чадо от срочной службы, то на Кавказе - наоборот. Родственники относят взятку в военкомат, чтобы отправить призывника в войска. А тех служить не берут! Уже не первый год. Нет, у себя дома, на Кавказе, часть молодых людей срочную службу всё-таки проходит. И на сверхсрочную остаются - помните, во время Пятидневной войны с Грузией были такие батальоны "Восток" и "Запад"? Достойные в них служили вояки. Но в расквартированные по всей России части кавказцев служить не зовут. Почему? Читаем новости: Новобранцы из регионов Северного Кавказа не будут призываться в российскую армию в 2012 году из-за борьбы с дедовщиной и землячеством , сообщил журналистам в понедельник высокопоставленный представитель Минобороны России (отсюда ). Да, я служил в армии в конце восьмидесятых, и могу подтвердить, что несколько чеченцев или дагестанцев в части - это головная боль офицеров и боль физическая - от регулярных побоев - значительной части солдат. "Земляки" ведут себя чаще отвязно, чем лояльно. Если горец уважает своего офицера - будет порядок. Но если нет - могут вломить ему так, что звёздочки из погон повылетают. Знаю, о чём говорю, не раз наблюдал такое в подмосковном стройбате. Очень непросто служить с чеченами и дагестанцами. Но ведь и те кавказцы, кого не берут в армию отдать долг Родине, - они наши . Граждане России. А защита Отечества - это не привилегия гражданина. Это его священный долг. На самом деле, вариантов масса. Хотите гарантированно избежать неуставных отношений - можно создать особые подразделения горцев с офицерами-горцами во главе - и отправить их хоть в Сибирь, хоть на Дальний Восток. Ребята пойдут, не откажутся. Можно... да много чего ещё можно придумать, используя российский исторический опыт. Вот только в Минобороны то ли не могут этого, то ли не хотят. Говорят, что призыв новобранцев с Кавказа возобновят в следующем году. Что-то такое говорят уже не первый год. Обещают. Но всё никак не возобновят. Забывая при этом, что привычка отдавать воинский долг своей Родине - России у горских народов может и атрофироваться за ненадобностью. Не хочу каркать о возможных последствиях такой атрофии...

Преамбула
Из волка не сделаешь пса (слова из кавказской песни)

Известный и очень уважаемый мной публицист Пётр Акопов написал статью под названием "Российская армия способна вырастить новую элиту кавказских республик" . Вот адрес оригинала: http://vz.ru/politics/2016/4/12/805011.html . Это пока единственный раз, когда я с ним не согласен, во всяком случае - с заголовком.

Мое мнение по этому поводу таково.

У Российской армии не получится сделать элиту кавказских республик какой-то принципиально иной, более правильной или "больше лучше", как это не получилось ни у советской, ни у имперской армий. Одно дело, когда речь идет о неких обязанностях в плане призыва на действительную службу, другое дело, когда кто-то надеется на что-то в связи с этим. Выдумывать себе надежду на то, что послужив в армии, "кавказцы" станут более пророссийскими или чуть больше начнут уважать Россию и русских категорически не стоит. Связано это с тем, что методы светского национального государства не работают в родо-племенном обществе исламского толка.

Методы из национального государства не работают в родо-племенном обществе

Мой личный опыт нахождения в кавказской информационной среде утвердил меня в мысли, что исламские народы Северного Кавказа не собираются отказываться от архаичности устройства своего общества, не собираются каким-либо образом меняться "на российский манер" (им больше нравится "арабский манер"). Их устраивает свое сегодняшнее особое положение в российском государстве и это психо-идеологическое состояние им выгодно, как ментально так и материально. Особый статус "тех кого нельзя трогать потому, что убьют-покалечат" и "все равно меня диаспора отмажет" - это то, что нужно "кавказскому" большинству.

Если уж что-то и способно серьезно повлиять на кавказские социумы так это продолжительный труд в сельском хозяйстве или на промышленном производстве.

Чем меньше в "кавказце" полуразбойника-полубандита-полувоина-полуспортсмена - тем лучше.

"Кавказец"-труженик - хорошо, "кавказец"-воин - плохо

Близость к оружию, жизнь по-военному образцу, ореол воина - все это потворствует той самой сложившейся у горских народов в конце 19-века, а это усложняет интеграционные процессы, изменяет русло общественных течений и влияет на вектор формирования смыслов. Только совместное проживание и совместный мирный, обыденный труд с русскими могут серьезно повлиять в лучшую сторону на сегодняшних "кавказцев", но именно это сегодня и не делается, а один-два года службы в армии ровным счетом ничего не меняют.

На данный момент, "кавказцы" очень хорошо осознают что они являются раздражающей социально-общественной проблемой в России, что государство идёт на поводу у их капризов и страшилок и пытаются по-максимуму выжать из этого дивиденды. Являясь, по-сути, хулиганами государственного масштаба, они научились отжимать "ништяки" посредством тактики запугивания и стратегии вечного недовольства. Особенно хорошо это получается у Чечни, которая является лидером общественного мнения на Северном Кавказе, которой тайно завидуют окружающие Чечню горские национальные республики и чье нарочито-демонстративное "купание в золоте" и "пацанское прокидывание Кремля" вселяет надежду на то, что так вольготно и по-горски получится жить у любого "кавказца".

"Кавказцам" в России все должны, все обязаны

Недовольство и обиженность регулярно и очень грамотно поддерживается в кавказской блогерской среде посредством ЖЖ и Facebook. Среди "кавказцев"-блогеров существует особый сорт писателей, которые поддерживают свой социум в напряженном состоянии. Есть люди, которые ежедневно, методично и целенаправленно "окучивают" эту тему, создают фейковые аккаунты, формируют мнимое общественное мнение, занимаются коллективной обработкой ума тех "кто сбился с пути истинного кавказца".

Конкретное общественное мнение и религия
в разы сильнее абстрактной государственной или национальной идеи

Любой отслуживший в армии, чуточку обрусевший, "кавказец" будет практически моментально перекован обратно в "правильного кавказца" под влиянием настроений в своей информационной среде. По этому, не надо надеяться на то, что новая российская армия, создаст новых "кавказцев" или, наконец-то, сделает из "кавказцев" имиджевых горцев.

16/12/2010

Мне довелось 2 года служить бок о бок с ребятами из солнечного Дагестана. Это самое многонациональное государство в мире - здесь и аварцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, ногайцы, даргинцы, кумыки, рутульцы, агулы, цахуры и прочие... и все они дагестанцы.


Е сть такая легенда, которую мне рассказал мой армейский друг-дагестанец Ибрагим, что Бог ходил по миру с мешком и раздавал народам языки. В районе Дагестана Господь задремал и мешок опрокинулся, из которого на маленькую территорию просыпалось языков больше, чем положено.

Служил я в Сковородинском погранотряде. Уже тогда я недоумевал - зачем к нам отправляют служить кавказцев? У них там, проблемы с местом службы то ли? Так вот, тогда нам необстрелянным бойцам учебки объяснили, что когда придет призыв дагестанцев, то их группа из 15-20 человек будет «держать» весь учебный центр. Мы тогда бахвалились, дескать, да быть такого не может... Вы знаете, так и случилось. Они держались всегда вместе и готовы были прийти на помощь друг другу, в независимости от того, прав ли их соотечественник или нет.

А вот русские ребята не могли похвалиться такой же сплоченностью. Правда, у нас был начальником учебной погранзаставы капитан Ахромеев, который бывал в горячих точках. И сержанты не промах. В общем, чтобы давать отпор дагестанцам, которые могли с ноги открывать двери подразделений, у нас появилась новая команда дневального: «Даги!» Когда мы слышали, то не в зависимости, в какой бы части расположения мы не находились - все бежали к тумбочке дневального хватали дагестнаца за руки и ноги и выбрасывали за двери. По-тихоньку мы отвадили непрошеных кавказских гостей заходить к нам. Но это была только учебка.

В гарнизоне царили другие порядки, вернее там царили - дагестанцы. В каждом подразделении их было по 4-5 человек, но этого было достаточно, чтобы держать в подчинении всю часть. Когда я перешел в гарнизон, то еще застал дембелей, которые по слухам «окормляли» не только отряд, но еще и Сковородино, возле которого находилась часть. Как только наступала ночь они переодевались в спортивные костюмы и занимались рэкетом. Поэтому, когда они демобилизовались с облегчением вздохнули и гражданские силовики и руководство отряда.

Да, чего там говорить, когда дагестанцы вместе - сразу проявляется склонность к криминалу. Нет, я не говорю о всех - были среди них ребята, которые были выше всего этого, но это скорее из разряда - исключение. И мне пришлось столкнуться с этим, как говорится, на собственной шкуре. Случилось это после того, как меня перевели из комендантской роты в саперную. В первой у меня остались амурские друзья, в новом подразделении - никого и куча дагестанцев. Первую же зарплату, которую мы получали в кабинете начальника роты, у меня попытались прихватизировать. Всех, кто выходил из кабинета с деньгами приглашали в туалетную комнату «поговорить» представители Дагестана. Я для себя решил держаться до последнего. Были и угрозы и «давление на больную мозоль», но из туалета я вышел со своей денюжкой в кулаке... вышел на улицу - закурил с досады. Я прекрасно понимал, что мне необходимо с ними служить еще 1, 5 года... Мои тяжелые раздумья прервал какой-то солдатик, который выкрикнул: иди скорее там наши амурские за тебя встряли... Оказывается, кто-то сообщил в нашу комендантскую роту, что меня пытались «прессовать». Когда я стал подниматься на 5 этаж инженерно-саперной роты, то увидел своих комендантских товарищей... Драки тогда так и не произошло - увы, не выполнил я возложенной на меня роли лидера, который выкрикнет: «Бей, дагов!» Но после этой истории меня стали уважать.

За годы службы я видел какие дагестнацы бывают жестокие и беспощадные... Не буду здесь рисовать ужасные картины и так атмосфера наэлектризованная событиями в Москве. Хочу сказать, что среди дагестанцев я смог найти настоящего друга... К сожалению, впоследствии, под давлением своих собратьев он внезапно прекратил со мной общение. Но и того, что он мне рассказал хватило, чтобы понять кое-что об этом народе.

Из рассказов Ибрагима я понял, за что недолюбливают нас сыны гор:

1. Разобщенность а-ля моя хата с краю, отсутствие среди русских взаимовыручки;
2. Трусливость, отсутствие отваги;
3. Кидаем хлеб на землю;
4. Аборты наших женщин и, вообще, не желание иметь много детей;
5. Доступность наших женщин;
6. Пьянство мужчин до потери пульса;
7. И многое другое...

Понятно, что можно и с позиции русичей составить не меньший список относительно кавказцев. Но дело в другом - нам нужно что-то самим тоже предпринимать, чтобы нас уважали. Формировать общественное мнение - требовать от правительства стимуляции национальных проектов и прочего. Но самое главное, чтобы нас зауважали - нам нужно самим начать себя уважать... А это без помощи Божией не получится. Получается, что единственная доступная национальная идея - это духовный подъем посредством Православия. Именно через веру предков мы можем быть сплоченными, смелыми во Христе, уважать чужой труд, продолжать свой род во множестве потомков, быть целомудренными и знать меру в питие. В точку сказал Достоевский, что русский мужик без Бога - дрянь. Может хватит быть дрянью?

Вроде назвал банальные вещи, но ведь у нас есть программа для действий... Хотя бы в автобусе, когда кто-то кого-то обижает - ведь мы можем заступиться, а не прятать лицо в окно? А то ведь опять у нас дальше кухонного патриотизма дело не двинется... И в крайности впадать тоже не стоит... Я про тех невиновных ребят, которых пинали, чтобы отыграться... Ведь это настоящая проблема, когда мы сопереживанием насилию... Ведь по слову свт. Василия Великого, кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием. Какие же мы после этого христиане?

Многие солдаты и офицеры свидетельствуют: служить вместе с кавказцами очень трудно. Горцы, как правило, не подчиняются приказам и издеваются над каждым, кто не может за себя постоять. О "кавказском иге" в Вооруженных силах России военное ведомство предпочитает умалчивать до очередного ЧП.

Челябинский суд на днях вынес приговор рядовому Зайналабиду Гимбатову, военнослужащему в/ч 69806 (Уральский военный округ). Рядовой обвиняется в неуставных отношениях с сослуживцами. Кроме того, уроженцу Кавказа инкриминирована 282 статья УК РФ, часть 2, пункт "а" ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершенные с применением насилия").

Военный следственный отдел по Челябинскому гарнизону установил следующее. В феврале 2011 года Гимбатов прибыл в медицинский изолятор своей части. На КПП Гимбатов сказал, что идет навещать сослуживцев. На лечении в медсанбате действительно находились несколько солдат из его роты. Военнослужащий назвал их имена и звания и был пропущен в изолятор.

Гимбатов прошел в помещение изолятора, где лежали больные солдаты. Рядовой сразу почувствовал свое превосходство перед ними. Во-первых, потому что был абсолютно здоров, во-вторых, потому что дагестанец. Гимбатов догадывался, что "дагов" в его части втайне недолюбливают, и решил поквитаться за это. Взгляд Гимбатова прошелся по кроватям и остановился на трех солдатах славянской внешности.

Рядовой приказал больным солдатам встать. Те поначалу отказались, но дагестанец применил силу. Солдаты нехотя подчинились. Затем Гимбатов достал мобильный телефон и включил одну из мелодий, боевую лезгинку. На записи мелодия кавказского танца чередовалась с автоматными выстрелами, воем волков и грохотом канонады. Может быть, горячий кавказец, слушая ее, испытывал гордость, но русский человек такое слушать не станет. Тем более запись начиналась словами: "Во имя Аллаха! Воинам джихада на Кавказе посвящается".

Гимбатов приказал больным солдатам танцевать. Солдаты отказывались. Тогда дагестанец начал их бить. Больные военнослужащие подчинились и начали неумело имитировать кавказский танец. Гимбатов, сидя на табурете, наблюдал за солдатами. Он их всячески оскорблял, а если солдаты сбивались с ритма или двигались не так, как надо, то избивал.

За издевательством над сослуживцами молча наблюдали остальные солдаты, проходившие лечение в медсанбате. Казалось, что действия наглого кавказца и страдания товарищей их не касаются.

За издевательства над больными солдатами Гимбатов получил год дисциплинарного батальона. Дисбат в армии — вещь жестокая, но неизвестно, "вылечит" ли он Гимбатова. Ситуацию в целом такие меры исправить точно не могут. Потому что в Российских вооруженных силах таких безнаказанных гимбатовых сотни, если не тысячи. На фоне наглых кавказцев ругаемая всеми "дедовщина" кажется невинной шалостью.

Автор одной из сетевых книг, служивший "срочную" в середине 90-х, писал о военнослужащих с Кавказа как о "проблеме для армии". По словам автора, кавказцы, в частности уроженцы Дагестана, идут в армию, чтобы встроиться любым путем в армейскую иерархию и навести в воинских частях свои порядки:

"Начинается это все с "подогрева" "дедушек": водка, гитара, обещание выявить стукачей, следить за порядком. Аналогичным образом подкатываются и к офицерам. Дагестанцы быстро успевают понять, что полы в армии мыть "западло", и пытаются в этом отношении брать на себя роль командиров по уборке казармы, чтобы не мыть самим. Еще они аргументируют отказ от мытья полов в армии тем, что им это не позволяет вера, они пять раз в день должны совершать намаз (молитву), можно это делать только с чистыми руками, не замечал ни разу, чтобы они в армии молились.

Если дагестанцам мешают офицеры и устав, то они стараются попасть в ту часть, где власть офицеров не очень сильна. И здесь сразу берут все в свои руки. Дагестанцы часто пытаются выбиться в сержанты, взять под контроль такие жизненно важные в армии объекты, как каптерка и столовая. Им удается обычно устанавливать свои порядки в войсковых частях, где нет четкой власти офицеров".

По словам автора, здесь начинается бандитский беспредел. Когда у командира части был летний отпуск, военнослужащие с Кавказа почувствовали себя единственной властью. Часть "дагов" комиссовалась, заранее договорившись с санчастью, другая просто ушла в бессрочную "самоволку". Те, кто остался, сразу освоились с положением и поняли, что безвластие им на руку: "Часть развалили и разворовали, бани не было три недели, самовольная отлучка была нормой. (…) Дагестанцы настолько освоились, что использовали солдат для своих целей, заставляли работать на дачах, воровать. Офицеры на командование частью забили, так же напропалую используя солдат на строительных работах".

Когда злополучную часть 52386 наконец-то расформировали, многих солдат перевели в в/ч 41692. Эта часть уже "наполовину находилась под контролем дагестанцев" . Несмотря на то, что горцев было от силы 15 человек. Дагестанцам удалось "построить" часть по причине слабости офицерской власти: "Всех, кого можно, дагестанцы обложили данью: например, с каждых четырех человек десять долларов в сутки. Будут ли они воровать на объектах, либо пойдут стрелять деньги, — это их дело. Никаких мер против них командованию предпринять не удалось. Стоить отметить, что данным видом поборов пользовались все, только дагестанцы умели это делать более организованно".

Там, где весь личный состав был укомплектован кавказцами, начинали страдать и офицеры: "Старлей Будко рассказывал, что, когда он служил в в/ч, весь личный состав которой состоял из дагестанцев, первое, что он увидел утром, открывая дверь из канцелярии, — это летящая в него швабра".

Это было в 1990-е годы. А вот что происходит в наше время.

Не так давно челябинский военный комиссар (в свою бытность им) Николай Захаров заявил, что в его гарнизоне больше не будет призыва кавказцев. Военком сказал, что это не его личное решение, а распоряжение Генштаба ВС РФ, касающееся всех военных округов страны. Полковник Захаров тогда сообщил, что в Министерстве обороны озабочены засильем национальных банд, которые терроризируют воинские части. Поэтому весной 2011 года все уроженцы Кавказа и закавказских республик в Российскую армию не пойдут. В Центральном военном округе Минобороны РФ челябинские журналисты получили следующий комментарий: "Никаких устных распоряжений Генштаба ВС РФ насчет того, призывать или не призывать определенный контингент лиц, нет и быть не может. Возможно, военный комиссар на совещании в Москве что-то недопонял, с ним будет проведена соответствующая беседа". Впоследствии полковник Захаров был освобожден от должности военного комиссара. А в средствах массовой информации появилась новость, прямо противоположная словам челябинского полковника. По мнению ряда СМИ, военное ведомство России решило резко увеличить призыв в армию дагестанцев. СМИ считали, что это решение вызвано нехваткой призывников из других регионов и Минобороны решило заткнуть дагестанцами брешь в последнем массовом наборе в армию.

"Правда.Ру" неоднократно писала о том, как ведут себя в воинских частях уроженцы Кавказа. Напомним только самые громкие происшествия, которые случились за последние годы.

На Балтфлоте дагестанские призывники всячески издевались над сослуживцами. Согласно материалам дела, в августе 2009 года матросы Виталий Шах, Гаджибахмуд Курбанов, Араг Эминов, Сиражутдин Чериев, Наиб Тайгибов, Ислам Хамурзов, Джамал Темирбулатов избили около 15 сослуживцев, а затем заставили их лечь на землю так, чтобы из их тел получилось слово KAVKAZ. До этого преступления "деды" неоднократно грабили и избивали срочников.

12.12.2012 /12:35/ Этот вопрос все чаще муссируется в интернет-сети. Его обсуждают политики, политологи, эксперты, аналитики и. т. п.. Мнения крайне разнятся. Одни считают, что кавказцы, как и все граждане России должны призываться в армию. Другие исходя, очевидно, из своей личной неприязни к кавказцам, категорически против их службы в рядах вооруженных сил России.

В ситуации, когда в стране остро стоит вопрос с призывом в армию растет количество уклоняющихся от призыва, стремление служить в армии здоровых и крепких парней, по логике вещей, надо бы всячески приветствовать, а не отбивать у них желание служить Родине.

Нет внятного ответа на этот вопрос и у Министерства обороны России. А политика формирования вооруженных сил по этническому признаку граничит с дискриминацией и может иметь крайне негативные последствия для государства.

Дай некоторым «государственным» деятелям волю, они бы не только запретили кавказцам идти в армию, но и вообще загнали бы всех их в гетто.

Очень много среди таковых так называемых патриотов России.

У немалой части таких «патриотов» за державу есть виллы за «бугром», отлаженный бизнес и счета с награбленными у народа средствами со многими нулями в офшорах. Для их защиты им, конечно, российская армия не нужна…

Каких только «собак» уже не вещали на кавказцев. Хотя здравомыслящему человеку давно очевидно - больна вся Россия и то, что мы имеем в регионах, это метастазы общероссийской болезни. Лечить нужно все российское общество.

А в таком больном обществе априори не может быть здоровой армии.

Некоторые «эксперты» говорят, что массовый призыв в армию кавказцев приведет к дедовщине в ее худшем варианте - на этнической основе. Это при том, что унизительная муштра, экзекуции и насилие над солдатами в российской армии - ее родовая болезнь и кавказцы тут ни при чем.

Все это говорится словно в воинских частях, где нет кавказцев, нет дедовщины и насилия.

Вообще вокруг призыва кавказцев в армию складывается странная ситуация. Когда в северокавказских республиках ограничивают призыв в армию или его приостанавливают в СМИ, начинается шумиха - вот, мол, «все служат, а эти - особенные». Начинается призыв на срочную службу, снова начинаются жаркие дискуссии на тему, нужны они там или нет.

Призывников с Кавказа обвиняют в безграмотности, нежелании подчиняться воинскому уставу, в том, что они отказываются выполнять недостойные для мужчин хозработы; обвиняют в том, что устанавливают свои порядки и даже в отсутствии у них понятий воинской дисциплины, чести и долга.

Таким образом, по мнению некоторых «экспертов» и «аналитиков», увеличение числа призывников - кавказцев подорвет боеспособность российской армии. Таким образом говорят обо всем, только не о реальных причинах отсутствия порядка в армии.

Между прочим, замечу, что к чрезвычайной ситуации в Министерстве обороны РФ призывники с Кавказа ну никакого отношения не имеют…

В отличие от многих своих более «грамотных и продвинутых» соотечественников кавказцы не продавали Родину за яхты и импортную колбасу. И понятия долга, чести и мужского достоинства на Кавказе не требуют искусственного привития, они здесь впитываются с молоком матери. Армию деморализуют не кавказцы, а коррупция, которая пропитала Министерство обороны, халатность и безалаберность определенной части офицерского состава, нацеленного на извлечение личной выгоды, а не на служение Отечеству. Чего стоят усилия одних только чиновников из «оборонсервиса» или дизайнеров от «Юдашкина», по вине которых уже который год замерзает вся армия…

Армия - это место, где мужчина должен учиться воинскому искусству, а не затирать до блеска штабные коридоры. Ведь ни для кого не секрет, что солдат для определенной категории высшего начальства - бесплатная рабочая сила. И нет ничего удивительного в том, что из-за своих религиозных и ментальных особенностей кавказцы отказываются чистить свинарники или отстраивать генеральские дачи.

Там, где надлежащим образом налажена служба с кавказцами проблем нет. Напротив, офицеры дают им прекрасные служебные характеристики. Значит дело не в кавказцах, а в самой армии.

Проблемы возникают там, где к солдату привыкли относиться как к безмолвной «твари», там, где солдаты предоставлены самим себе и заняты чем угодно, но только не боевой подготовкой.

Не молодые призывники устанавливают правила в воинских частях, они попадают в среду, где уже есть свои давно устоявшиеся «традиции» которые и определяют поведение вновь прибывших.

Говоря о ментальных особенностях кавказцев, почему - то упускают из вида, что и у других народов есть свои характерные особенности, которые не совсем приятны представителям кавказских народов. Если для одних, к примеру, матерщина - норма, то для кавказца это дико и, естественно, что в такой среде складывается конфликтная ситуация.

И тут опять дело не в кавказцах, а в неумении некоторых командиров работать с личным составом. Ведь всему миру известно, что из кавказцев получаются отличные воины. И говорить обратное - мир смешить.

Есть и другая немаловажная причина тяжелой адаптации кавказцев не только в армии, но и в обычной, гражданской среде - это зашкаливающий уровень ксенофобии или, точнее, кавказофобия в российском обществе. В изолированных коллективах эта болезнь проявляется особенно остро. В частности, немало военнослужащих, сотрудников МВД участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе и это, естественно, накладывает определенный отпечаток на их отношение к призывникам из северокавказских республик.

Для решения проблем российской армии, в частности, проблемы призыва в армию молодежи из республик Северного Кавказа надо иметь в армии соответствующий времени сержантский и командирский состав.

Наглядным примером такой постановки службы и работы с призывниками являются расквартированные на территории Чеченской Республики батальоны Министерства обороны России «Север» и «Юг».

Сегодня вся надежда на то, что новый министр обороны, как человек, имеющий громадный опыт работы с людьми, умеющий выявлять проблемы и оперативно решать их, создаст необходимые предпосылки для решения и проблем современной российской армии.

Уполномоченный по правам человека в ЧР,

председатель комиссии по правам человека

Общественного совета СКФО Н.С. Нухажиев