Мастерим своими руками: ленточная пилорама. Самодельная дисковая пилорама своими руками: с электро и безниновым двигателем

Уважаемые посетители сайта « « из представленного материала вы узнаете как можно самостоятельно сделать свою собственную ленточную пилораму. Каждый мастеровой человек мечтает иметь в своем хозяйстве свою собственную пилораму, потому как ее наличие в десятки раз уменьшит расходы на пиломатериал. При помощи данного станка можно самому распускать бревна на доски и бруски, так же отличный вариант и , тоесть доски можно производить непосредственно на месте строительства будущего дома. А так же возможно открыть свою частную пилораму и распускать доски уже за деньги и пополнять семейную казну дополнительным заработком. Вообщем станочек очень хорош со всех сторон, да и самостоятельная его сборка опять же обойдется куда дешевле заводского аналога, потому как много запчастей можно использовать б/у и имеющихся в наличии у автолюбителя, к примеру: колеса от легкового автомобиля, ступицы, подшипники, болты и прочее что можно раздобыть в гараже)

Конструкция ленточной пилорамы представляет из себя 1. рельсовую дорожку 2. станину с силовым агрегатом 3. полотно 4 механизмы регулировки и натяжения 5. каретка 6. ровная поверхность (желательно фундамент-плита)

И так, давайте ознакомимся с перечнем необходимых составляющих для сборки станка. А так же разберем весь процесс поэтапно.

Материалы

  1. уголок 100х100, швеллер, рельса от узкоколейки (для изготовления рельсового полотна)
  2. колеса от легкового автомобиля
  3. ступицы
  4. подшипники
  5. профтруба квадратного сечения
  6. шпилька с резьбой
  7. домкрат
  8. капельница
  9. силовой агрегат (бензиновый или электродвигатель)
  10. арматура
  11. болты, гайки, шайбы, граверы
  12. листовой металл 1 мм
  13. ремень

Инструменты

  1. сварочный аппарат
  2. дрель
  3. наждак
  4. болгарка
  5. молоток
  6. рулетка
  7. набор гаечных ключей
  8. уровень (лазерный)
  9. линейка
  10. уголок

Процесс сборки ленточной пилорамы .

И так, первым делом стоит ознакомится с чертежами, потому как любое дело начинается с разметки, как говорится «Семь раз отмерь, один раз отрежь.





Так с чертежами ознакомились, а теперь хочется еще отметить то, что самодельные пилорамы бывают нескольких видов

1 Ленточная пилорама с электродвигателем.
2. Ленточная пилорама с бензиновым двигателем.
3 Шинная пилорама.
Принцип работы ленточного станка для распиловки древесины. Полотно натягивается на 2 горизонтально расположенных шкива, в данном случае это обычные автомобильные колеса с покрышкой и камерой, неоспоримый плюс данной конструкции в том, что можно производить натяжение пильного подкачкой шин. Ограничитель и поддерживающие ролики располагаются непосредственно в нижней части.
Чтож принцип работы надеюсь понятен, далее стоит позаботится о размещении рельсовой дороги по которой будет ходить каретка с пильным полотном и распускать бревна на доски. Площадка должна быть размерами не менее 3 х 6 м, а самое главное ровной! Поэтому необходимо под пилораму залить плиту-фундамент и выровнять до идеально ровной поверхности. Копается углубление, укладывается песчаная подушка и заливается армированная плита из бетона.
Далее идет установка самой рельсовой дороги, ее в лучшем случае можно сделать из рельс от узкоколейной железной дороги, но таковое трудно достать, так что придется делать из швеллера либо уголка. Обратите внимание!!! На фото уголок расположен ребром вверх.
Соединять уголок между собой можно сваркой, но при нагреве металла его может повести, а нам нужна идеально ровная дорога, так же можно крепить рельс непосредственно к бетонному основанию при помощи анкерных болтов.
Опорные ролики можно сделать из обычных подшипников, либо заказать у знакомого токаря.
После чего изготавливается непосредственно сама пильная рама, где используются трубы разного диаметра которые можно вставить одна в другую. за счет чего ползун может подниматься вверх и вниз.
Рама же сварена из профтрубы квадратного сечения.
В нижней части устанавливают опорные ролики. они должны соответствовать ширине рельсовой дороги.
Далее изготавливается механизм подъема.



После чего устанавливаются шкивы и ступицы.

Подключение к силовому агрегату.
Выравнивание и поддержка пильного полотна осуществляется за счет подшипников.

Сверху в обязательном порядке следует установить защитный кожух из металла. Техника безопасности здесь превыше всего, потому как полотно может и вылететь.
Механизм натяжения можно сделать из небольшого домкрата.
После полной сборки пилорамы проводится пробный запуск, если все в порядке, то отключается двигатель и укладывается и крепится бревно.

Распускается бревно на доски. Так же можете посмотреть работу лесопилки наглядно на видео.

Вот такая замечательная пилорама вообщем то получилась, теперь распускай доски и бруски для строительства и ремонта сколько угодно, только успевай бревнышки подкидывай)

Большое спасибо за внимание!

Для тех, кто живет за чертой города, особенно если есть возможность «обзавестись» кругляком, весьма актуальным является приобретение пилорамы. Ее наличие обеспечит владельца доской и брусом по вполне приемлемой стоимости. И к тому же позволит заработать, дерево было и остается основным строительным материалом.

Если мы решили приобрести пилораму рамную, тогда у нас два пути: купить готовое изделие, благо выбор разнообразен, или соорудить ее своими руками. Целесообразность того или иного решения будет зависеть от наших планов. То есть от тех объемов кубометров древесины, которые мы планируем обрабатывать. Для того что бы принять осознанное решение давайте познакомимся с видами рамных пил, с их основными характеристиками и рассмотрим их стоимость. И в заключительной части статьи познакомимся, как построить пилораму своими руками.

Разновидность рамных пил

Пилорама рамная видео

Сразу отметим, что в нашем понимании рамная пилорама несколько отличается от стандартного понимания данного оборудования. В статье мы рассмотрим варианты пилорам, в которых есть основание - рама. Стандартная заводская рамная пилорама - это профессиональное и дорогое оборудование, с высокой производительностью и функционалом. Такая пилорама во дворе обычного фермера ни к чему, а если и есть нужда в ней - то ее приобретают. Просто нет смысла изобретать велосипед, когда готовый агрегат окупает себя через 2 - 3 месяца. Стоимость таких пилорам от 500 000 рублей и выше. Конечно при наличии необходимого объема леса. Поэтому мы рассмотрим виды пилорам, которые можно купить или собрать самостоятельно, так называемые мини - пилорамы.

Существует большой выбор оборудования по распиловке круглого леса. Для приусадебного хозяйства большинство из них - очень дорогое удовольствие. К тому же объем переработки древесины у них в промышленных масштабах, от нескольких тысяч кубометров за день. В нашем случае нас будут интересовать три типа пилорам: ленточная, дисковая (циркулярка) и шинная (цепная). Рассмотрим особенности и положительные стороны каждой из технологии пиления.

Ленточная - самая выгодная технология. Она производит наименьшее количество отходов (опилок) и менее всех прихотлива к климатическим условиям. Но в то же время она и самая сложная для создания своими руками. Ее использование целесообразно для работы с деревом диаметром до 70 мм.

Дисковая - одна из самых распространенных «домашних» пил. Простота конструкции, надежность, многофункциональность - это основные достоинства данной технологии пропила. К недостаткам можно отнести стоимость качественных дисков и несколько больший объем отходов, по сравнению с ленточными пилорамами. Но в «домашних» условиях величина отходов не существенна, поскольку объемы распиловки все же скромные.

Шинная мини - пилорама, наиболее распространённый тип пилорам среди «любителей». Но, несмотря на не притязательность данной технологии она дает весьма хорошие показатели обработки древесины при достаточно высоком качестве. Пилорама наиболее проста в создании своими руками.

Основные характеристики, модели и их стоимость

Рассмотрим несколько заводских моделей пилорам, будем знать, на что ориентироваться и цена рамной пилорамы поможет решить покупать готовое изделие или мастерить самому.

Шинная минипилорама ПЦМ-3Б (Stihl MS 660) - данное устройство способно обрабатывать бревна до 60 см, длинной до 9 метров. Модель цепной пилы Stihl профессиональна, мощность двигателя 5,2 кВт. Пила способна обрабатывать до 6 кубометров древесины за смену, т.е. за 8 часов. Ее стоимость от 60 000 тыс. рублей.

Минипилорама ПЦМ-1Э (380В) - так же обрабатывает древесину толщиной до 60 см, максимальная длина бревна 9,5 метра. Основным отличием является наличие трехфазного электродвигателя мощностью от 5,5 до 7,5 кВт. Стоимость 30 - 40 тыс. рублей.

Пилорама ленточная Wood-Mizer LT-15 способна обрабатывать бревна толщиной до 70 см и неограниченной длинной, при максимальном весе до 2 тонн. Может быть в двух вариантах, с электродвигателем мощностью 11 кВт и бензиновым двигателем 18 л.с. Стоимость такого оборудования 220 000 руб.

Дисковая пилорама Тайга ДП-1 - бревна до 90 см и длиной 7 метров. Производит все виды пиломатериалов. Мощность двигателя 11 кВт, за смену способна обработать от 10 м3 пиломатериалов. Стоимость 190 тыс. рублей.

Мастерим самостоятельно

После того как мы познакомились с некоторыми моделями пилорам, знаем к чему стремится при проектировании и сборке - можем начинать составлять план создания самодельной рамной пилорамы. Заметим что если данное оборудование необходимо для бизнеса - лучше купить готовое, будет быстрее и выгоднее. Мастерить самому стоит лишь в том случае, когда такое устройство нам необходимо не постоянно, или у нас есть хотя бы часть необходимых материалов (двигатель, металлический профиль и т.д.).

Показатели самодельного оборудования будут иметь более низкие характеристики, и это вполне нормально. Если нам необходимо произвести доску для пола или балки для перекрытия крыши, вполне подойдет и произведенная пилорама рамная своими руками.

Для начала нам необходимо определится с нашими потребностями:

  • производительность, сколько кубометров древесины мы собираемся обрабатывать;
  • предположительная толщина и длина бревен;
  • место установки (стационарное или необходимо будет перемещать);
  • тип энергии (электроэнергия или бензин).

В зависимости от этих характеристик и предстоит выбирать материалы и тип конструкции пилорамы. Устройство пилорамы рамной будет следующим:

  • основание, станина или рама. Не зависимо от типа пилорамы, она должна быть надежной и устойчивой. От этого будет зависеть качество распила и что более важно наша собственная безопасность. Ее длинна будет зависеть от длины бревен, которые мы собираемся пилить. Для создания направляющих материалом могут служить уголок, труба, П - образный профиль или другие виды. Толщина металла так же будет зависеть от предполагаемого веса кругляка. Для каретки с пилой нам вполне достаточно будет металла толщиной 3 - 4 мм, вес двигателя и пильной арматуры выдержит вполне;
  • двигатель. Здесь больше зависит от того что нам более доступно. Есть в наличии трехфазный электродвигатель мощностью от 3 кВт - ставим его. Если есть полупрофессиональная бензопила - можно приспособить каретку по нее. Цепная электропила не подойдет, ее двигатель не предназначен для таких видов работ. Бытовые бензопилы тоже не подойдут, слабоваты, а значит, при больших нагрузках быстро выйдут из строя;
  • устройство для крепления бревна. Как правило, проще сделать его стационарным и невысоким. Толщина металла будет зависеть от веса бревна для распила, тут уже в зависимости от потребностей. Можно использовать и твердые породы дерева, с ним работать проще;
  • шина или диск. Длина диска и шины примерно одинаковы 40 - 50 см. Существует специальный вид шин, и цепи с меньшей толщиной пропила, так будет существенно меньше отходов. Цепь нужна тоже специальная с углом заточки в 10 градусов.

Рассмотрим на примере как сделать пилораму рамную. Это лишь приблизительная схема, в зависимости от необходимых параметров и выбранной конструкции она может отличаться. Главное понять в общих чертах, а далее все придет по мере конструирования и сборки. К тому же со временем никто не мешает ее модернизировать. За основу возьмем заводскую модель изображенную на фото.

Возьмем за пример пилораму с диском. Каретка будет сверху. Первое - определяемся с направляющими, в качестве которых будет уголок 50 мм, длина «рельса» 5 метров. По замыслу пилорама будет стационарная, и располагаться будет в сарае. Поэтому с интервалом в 15 см сверлим отверстия в уголке и в бетоне, при помощи дюбелей крепим к полу.

Устройство для крепления бревна изготовим из П - образного профиля или швеллера, края которого привариваем к уголку. Для фиксации бревна в профиле делаем отверстия под болты. Поскольку максимальная толщина бревна будет в районе 40 см, от центра профиля отмеряем 10, 15 и 20 см. Там и делаем отверстия под упоры. Для более надежной фиксации на первом и последнем профиле установим специальный подвижный фиксатор с зубьями. Изготовить его можно из куска металлического листа толщиной 4 мм. При помощи «болгарки» вырезаем зубья, несколько штук будет достаточно, что бы бревно ни двигалось. Сверлим отверстия в профиле и в фиксаторе, при помощи двух шплинтов можно будет легко снимать и устанавливать фиксатор.

После того как рама готова, мастерим каретку. Поскольку двигатель трехфазный, мощностью в 3 кВт, конструкция нам потребуется надежная. Высота каретки 1 - 1,2 метра. Размечаем уголок 40 мм, с толщиной 4 мм. Можно использовать такой профиль.

Режем на элементы. Конструкция каретки будет сварной, соединяем все в единую конструкцию. По концам уголков каретки высверливаем отверстия под колесики. Каркас каретки готов.

Необходимо установить двигатель с диском. По задумке высота двигателя будет регулироваться. К тому же двигатель с пилой будет работать в двух положениях: горизонтальном и вертикальном. Для регулировки по высоте используем две трубы. Привариваем их к каркасу каретки.

Нам потребуется стальной лист толщиной 6 мм и два швеллера сваренных друг с другом (два квадратных профиля или подобное). При помощи U- образных хомутов, диаметром не менее 10 мм крепим швеллер к трубам, для этого потребуется к швеллеру по концам приварить куски металла с отверстиями под хомуты. U- образный хомут должен плотно сидеть на трубе, но в тоже время должен будет скользить по трубе. Для регулировки высоты используем два прута с резьбой (желательно на М24). В верхней части каретки, в профиле высверливаем два отверстия под прутья. На концы профиля, на котором будет расположен мотор, привариваем гайку, с обеих сторон. Вкручиваем наш прут с резьбой в гайку, к его верхней части привариваем обычную звездочку от велосипеда. Таким образом, с двух сторон должны получить два стержня с резьбой и двумя звездочками. Между ними устанавливаем две большие звездочки от велосипеда и жестко их соединяем между собой. Натягиваем цепи, и при вращении рукоятки должны двигаться одновременно две звездочки по краям. При вращении звездочек наш двигатель либо будет подниматься, либо опускаться.

Для того чтобы иметь два положения диска, необходимо создать возможность поворота двигателя в два положения - горизонтальное и вертикальное. По размерам двигателя и диска собираем каркас. Привариваем его к нашему подвижному профилю. Крепим два подшипника. В стальном листе сверлим 4 отверстия под крепление электродвигателя и привариваем к нему два металлических прута по диаметру подшипников. Крепим конструкцию к каркасу. С тыльной стороны устанавливаем рукоятку с упорами. Из нержавейки делаем защитный кожух и крепим его саморезами к каркасу с двигателем. Крепим двигатель с диском, подсоединяем панель управления (состоит из кнопки пуск и стоп).

Можно сделать проще, как показано ниже пилорама рамная схема, но диск с двигателем расположен сбоку.

Принцип примерно таков, можно предусмотреть и придумать другие приспособления, регулирующие процесс распила. Главное помнить о безопасности, и все делать на совесть. Если сомневаетесь - лучше не делать, купите готовую заводскую пилораму. Здоровье и жизнь стоят гораздо дороже сэкономленной суммы.

Популярность древесины в частном строительстве остаётся высокой даже с появлением самых новых строительных материалов. Во многом этому способствует её приемлемая стоимость, доступность и простота обработки. Несмотря на то что сегодня можно без проблем купить подходящую доску, брус или рейку, вопрос самостоятельного распила брёвен интересует каждого экономного хозяина. И это закономерно, ведь затраты на приобретение делового леса не идут ни в какое сравнение со стоимостью обрезного пиломатериала. Конечно, держать собственную лесопилку ради того, чтобы подправить забор или отремонтировать крышу, нецелесообразно. Если же речь идёт о начале строительства на пустом участке, то собственная пилорама будет очень кстати. А сэкономить на её покупке можно, если соорудить агрегат своими руками.

Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата

Современная ленточная пилорама представляет собой настоящий автоматизированный комплекс

Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов - досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка. Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок. Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.

Устройство пильной рамы

Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа. От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.

Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.

С помощью лесопилки ленточного типа можно получить материал любой толщины при минимальных потерях на опилки

Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки. Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.

Работа зажимного приспособления

Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.

В некоторых источниках предлагаются к повторению конструкции агрегатов, в которых пильная каретка установлена неподвижно, а распил осуществляется передвижением бревна, уложенного на подвижную платформу. Может, подобная схема и имеет право на существование, однако надо учитывать, что для её реализации потребуются рельсы удвоенной длины.

Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.

Видео: Особенности работы ленточной пилорамы

Что понадобится для строительства лесопильной установки

Тем, кто считает постройку собственной пилорамы делом несложным, сразу скажем, что создать качественный, работоспособный агрегат непросто. И дело даже не в том, что здесь не обойтись без определённых финансовых затрат - как правило, бюджет самодельной лесопилки легко укладывается в сумму 30 – 40 тыс. рублей. Сборка агрегата, способного выдавать качественный пиломатериал, потребует решения задач, связанных со стабильностью работы, обеспечением прочности узлов и деталей, настройкой и регулировкой механизмов, изготовлением приспособлений для заточки ленточной пилы и разводки её зубьев и т. д. Не боитесь трудностей? Тогда ознакомьтесь с тем, какие материалы и инструменты потребуются для работы.

В качестве рельсовых направляющих можно использовать стальные уголки с шириной полки не менее 50 мм, швеллер или двутавровую балку. Основным требованием к рельсам является их прямолинейная геометрия. Надо иметь в виду, что любой недостаток нашей миниатюрной «железной дороги» скажется на качестве пропила, поскольку ленточное полотно скопирует каждую неровность, перенеся её на поверхность доски. Именно поэтому лучшим вариантом будет Т, Н или П-образный металлопрокат. К сожалению, уголки больше всего подвергаются искривлению при изготовлении и транспортировке. Самым же идеальным случаем будет использование заводских рельс, например, от узкоколейного транспорта, которые при определённом везении можно найти в пунктах приёма металлолома.

Ролики, обеспечивающие продольное перемещение лесопилки, можно выточить на токарном станке и закалить. В отдельных случаях допускается использование обычных шарикоподшипников.

Отличные ролики получаются из линейных направляющих на базе шарикоподшипников, которые можно найти в продаже. Это решение нельзя назвать самым дешёвым, однако в надёжности и долговечности такого узла можно не сомневаться

Собственно, рама, пильная каретка и ложе для укладки брёвен изготавливается из квадратных и прямоугольных профильных труб. Лучше всего использовать металлопрокат с максимальной толщиной стенки. Это обеспечит оборудованию необходимую прочность, поскольку работа станка связана с переменными динамическими нагрузками.

Для механизма регулировки высоты каретки (траверсы) понадобятся направляющие из стальных труб с ползунами и два длинных винта с гайками. В этих целях можно использовать детали от списанных токарно-винторезных станков (маловероятно, но чем чёрт не шутит), механических прессов, или прутки с нарезанной резьбой из строймага (самый доступный, но наименее предпочтительный вариант). Также можно заказать изготовление деталей у токаря - всё равно без обращения к специалисту обойтись вряд ли получится. Кроме того, потребуется цепная передача, которую нередко заимствуют из механизма газораспределения автомобильных двигателей. Как вариант, можно использовать велосипедную цепь и звёздочки.

В качестве рабочих колёс под ленточное полотно лучше всего подходят шкивы от старых отечественных комбайнов марки «Колос», «Нива» и другой сельхозтехники. Кстати, оттуда же можно взять валы и корпуса подшипников качения. Учтите, что диаметр направляющих должен быть не менее 30 см (оптимально 50 см), иначе излишние механические напряжения приведут к трещинам у основания зубьев пилы.

В конструкции привода ленточной пилы можно использовать шкивы от списанной отечественной сельхозтехники

Существуют конструкции самодельных установок с направляющими шкивами в виде колёс от легковых автомобилей. Для скептиков отметим, что такое кустарное решение имеет массу преимуществ начиная от возможности применения ступиц в сборе и заканчивая тем, что тонкую регулировку натяжения полотна в процессе работы можно осуществлять подкачкой шин.

Ленточную пилу можно купить новую или б/у. Лучше всего иметь в запасе несколько полотен, которые по мере затупления можно будет менять на острые.

Что касается инструмента, который понадобится в процессе работы, то он должен быть у каждого уважающего себя хозяина. В частности, потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • «болгарка», или, профессиональным языком, угловая шлифмашина;
  • сверлильный станок или электрическая дрель;
  • набор свёрл по бетону и металлу;
  • комплект слесарных струбцин;
  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • крепёж (болты, гайки, шайбы различных размеров);
  • мерительный инструмент (линейка, штангенциркуль, рулетка);
  • уровень (лучше всего лазерного типа).

Не забудьте и о том, что понадобится подготовить прочное, ровное основание, поэтому будьте готовы к бетонным работам - сделайте запас песка, щебня и цемента, подготовьте бетономешалку, трамбовки, опалубку и длинное правило.

Подготовительные мероприятия

На этапе подготовки выбирают оптимальную конструкцию, делают необходимые расчёты и разрабатывают чертежи. После этого подготавливают материалы и инструмент и обустраивают место под монтаж лесопильного агрегата.

Проектировочные работы, чертежи

Строительство пилорамы начинают с выбора производственной площадки. Опытным путём установлено, что для этого понадобится участок размером не менее 3х6 м. В любом случае, планируя протяжённость рабочей зоны, надо обязательно учитывать максимальный размер обрабатываемого леса. Лучше всего, если агрегат будет установлен внутри помещения или под большим навесом. В таком случае можно будет работать в любую погоду.

Затем определяют количество уголков (швеллеров, двутавровых балок) и профильных труб, необходимых для изготовления рельсовых направляющих, ложе и пильной рамы. Расстояние между рельсами рассчитывают, прибавляя к максимальному диаметру бревна зазоры не менее 0.3 – 0.4 м с каждой стороны. Кроме того, необходимо учитывать поперечные усилители, которые устанавливают между рельсами через каждые 0.8 – 1 м. Опорные элементы под лесоматериал можно смонтировать на этих же усилителях, поднимая ложе на высоту не менее 0.2 м над уровнем направляющих.

Схема пилорамы Чертёж пильной каретки Чертёж рельсовых направляющих

В зависимости от конструкции составляют чертежи узлов, которые надо будет выточить на токарном станке - роликов, винтов, валов, корпусов подшипников, шкивов и т. д. Конструкцию самодельной пилорамы принимают исходя из финансовых возможностей, наличия материалов и отдельных узлов, поэтому точный проект агрегата каждый выполняет самостоятельно. Тем не менее мы предоставляем схемы и чертежи лесопилки и её отдельных узлов в качестве примера. Их можно будет использовать в собственных разработках.

Чертёж механизма натяжения Чертёж ролика Рабочее колесо в сборе

Подготовка основания

Правильно сделанный фундамент обеспечит оборудованию стабильность линейных характеристик в процессе эксплуатации

Поскольку постройка собственной пилорамы - дело серьёзное, то и подойти к нему нужно ответственно. Возможно, в дальнейшем оборудование станет не только хорошим подспорьем в хозяйстве, но и источником дополнительного заработка. Такие важные факторы, как долговечность и надёжность работы лесопилки, удобство работы и качество получаемых пиломатериалов во многом зависят от того, насколько прочное и ровное основание у неё имеется.

Сооружение опорной плиты ничем не отличается от обустройства мелкозаглубленного плавающего или простого ленточного фундамента. О нём немало написано, поэтому нет необходимости останавливаться на процессе сооружения подробно. Напомним только, что потребуется подушка из песка и гравия, толщину основания делают не менее 10 – 15 см, а его прочность обеспечивают армопоясом из стального прутка диаметром не менее 10 мм. В этом случае значимые переменные нагрузки не приведут к трещинам или проседанию бетонной плиты.

Инструкция по изготовлению пилорамы своими руками

В качестве рабочего проекта возьмём известную своей простотой и низкой стоимостью конструкцию с колёсами от легкового автомобиля. Поскольку от каждого элемента зависит правильность и надёжность работы пильного агрегата, рассмотрим в деталях процесс изготовления каждого узла, нюансы сборки и настройки оборудования.

Рельсовые направляющие

Укладка рельсовых направляющих

При использовании в качестве рельс уголков размером 50х50 мм, их укладывают не на одну из полок, а ориентируя углом ребра вверх. Это позволит уменьшить износ деталей и обеспечит повышенную жёсткость конструкции. Если же для направляющих будет взят металлопрокат с полкой 100 мм, то такой уголок можно устанавливать в любом положении. Надо сказать, что наиболее удачным вариантом являются рельсы из двутавра или швеллера, поскольку они обладают повышенной жёсткостью даже не будучи «расшитыми» при помощи поперечных элементов. К слову, в качестве «шпал» используют квадратный профиль шириной не менее 25 мм. Детали рельсового полотна соединяют между собой при помощи электросварки. Устанавливая распорные детали, приваривают трубу диаметром полдюйма с установленными на неё приспособлениями для фиксации брёвен («когтями»).

Выполняя сварочные работы, надо следить за тем, чтобы заготовки не «повело», что нередко случается при перегреве деталей. Чаще всего подобные неприятности происходят с уголками и другим тонким металлопрокатом, поэтому в таком случае лучше воспользоваться сварочным полуавтоматом, работающим в среде углекислого газа.

Если не удаётся обеспечить прямолинейность рельс при сваривании, то монтаж поперечных элементов выполняют резьбовым соединением. К бетонному основанию направляющие крепят при помощи анкерных болтов.

Одновременно с монтажом рельс обустраивают ложе для укладки лесоматериала. Для этого к «шпалам» крепят вертикальные Н-образные стойки с минимальной высотой штанг 10 см и выступами для предотвращения скатывания кругляка размером не менее 5 см.

Ложе для укладки пиломатериалов может иметь любую конфигурацию

Ближние 3 - 4 поперечины устанавливают на более коротком расстоянии - не более 0.5 м. Благодаря такому решению в дальнейшем можно будет работать не только с длинномером, но и с короткими заготовками.

В качестве роликов можно использовать как детали, выточенные на токарном станке, так и обычные шарикоподшипники. В первом случае обязательно обеспечивают отверстие под установку узла вращения, а сами колёса подвергают закалке. Второй вариант подразумевает установку на ось одного увеличенного и двух-трёх одинаковых подшипников. Разумеется, детали подбирают с одинаковым внутренним размером, а вал вытачивают с упорным буртиком с одной стороны и резьбой для крепления роликов с другой.

Широкие ролики хороши тем, что в качестве рельс можно использовать любой металлопрокат, включая швеллеры и двутавровые балки

Пильная рама

Изготовление пильной рамы начинают с вертикальных направляющих, которых потребуется две штуки. Лучше всего стойки и ползуны сделать из стальных труб, подобранных с минимальным зазором. После этого изготавливают прямоугольную раму каретки, к боковым сторонам которой приваривают верхние и нижние ползуны. Поскольку на нижней поперечине будут смонтированы рабочие колёса, то её обязательно следует сделать из жёсткой квадратной трубы или швеллера.

Примерка направляющих и ползунов

Корпус пилорамы не является чем-то сложным, поскольку представляет собой парные вертикальные и горизонтальные элементы, соединённые под прямым углом. Прочная станина получается из квадратного стального профиля шириной не менее 50 мм. В качестве распорок можно использовать прямоугольный металлопрокат меньшего размера.

Сварка станины

Применение профильных труб обеспечит конструкции жёсткость. Если же в качестве конструкционных материалов используются уголки, то места их соединений дополнительно укрепляют стальными раскосами толщиной не менее 2 мм.

В нижней части рамы устанавливают ролики, предварительно определив расстояние между их упорными стенками. Оно должно соответствовать ширине рельсовых направляющих.

Пильная рама в сборе с направляющими и кареткой

Механизм подъёма каретки. Фотогалерея

Вертикальное перемещение каретки обеспечивает парный винтовой механизм с ручным приводом и цепной передачей. Гайки приваривают к нижним втулкам (ползунам), а упорную часть винта монтируют к верхней перекладине пильной рамы. Винты будут легко вращаться, если в качестве опор взять подходящие подшипники.

Привод механизма подъема пильной каретки в сборе с приводом и натяжителем Верхний узел подъёмного механизма Гайка подъемного механизма приваривается к втулке каретки На верхней поперечине винт устанавливается в подшипник

Чтобы подъёмный механизм работал без перекосов, на валы устанавливают звёздочки одинакового размера. После монтажа цепи её натягивают при помощи ролика или фторопластового сухаря. Привод гибкой передачи обеспечивают разноразмерные шестерни, одна из которой жёстко соединяется с одним из винтов, а другая крепится на отдельном валу. Применение ведущей звёздочки увеличенного размера позволит быстро перемещать каретку по направляющим. Механизм фиксации можно сделать из подпружиненного штифта, который после регулировки устанавливают между роликами цепи и неподвижно закреплёнными кронштейнами. После сборки привод снабжают удобной ручкой.

Шкивы

Изготовление узла регулировки ступиц

Для шкивов берут колёса и полуоси от заднеприводного легкового автомобиля. Чтобы закрепить их на нижней поперечине каретки, понадобятся подшипниковые узлы. Лучше всего заказать эти детали у токаря - в таком случае можно будет сделать их регулируемыми, что позволит смещать оси рабочих колёс в стороны. Дело в том, что при работе ленточная пила нагревается и удлиняется. Если вовремя её не подтянуть, то она может слететь с наших «шкивов». Если же развести их на пару градусов в сторону от продольной оси, то можно исключить эту опасность.

Монтаж ступиц на пильную каретку

Регулировочные узлы представляют собой отрезки труб, одна из которой установлена в другую с зазором до 5 мм. Внутренняя муфта является ещё и корпусом для подшипников полуоси, а её центровка обеспечивается винтами, установленными на внешней цанге.

Монтаж силового агрегата и элементов главного привода

Одно колесо устанавливают на каретку неподвижно, снабжая хвостовик его полуоси шкивом. Другое монтируют на подвижный узел, которым будет выполняться предварительное натяжение пильного полотна. Установку шкивов выполняют не горизонтально, а со смещением 2 – 4 мм в вертикальной плоскости. Выравнивание ленточной пилы по уровню происходит благодаря смещению узла поддержки режущего полотна. Этот элемент конструкции можно сделать из трёх шарикоподшипников, подобно роликам пильной рамы.

Монтаж узла поддержки ленточной пилы. Хорошо видно устройство механизма его регулировки

После сборки и установки всех узлов на агрегат монтируют силовую установку. Вращение от двигателя к ведущему колесу передают посредством клиноременной передачи. В зависимости от используемого мотора натяжение ремня делают при помощи подпружиненного ролика, если используется ДВС, или смещением рамы с установленным электродвигателем. Кроме того, изготавливают защитный кожух, который не позволяет опилкам разлетаться во все стороны. На последнем этапе устанавливают ёмкость со смазывающе-омывающей жидкостью (СОЖ), трубку от которой подводят к одному из режущих узлов.


В механизме натяжения пильного полотна можно использовать небольшой гидравлический домкрат

После сборки агрегата и проверки затяжки всех болтовых соединений на рабочие колёса устанавливают ленточную пилу, после натяжения которой производят пробный запуск лесопилки. Если тестовое включение проходит успешно, то двигатель отключают и после полной остановки пилы на ложе укладывают и фиксируют бревно. Механизмом подъёма пилы регулируют толщину первой доски, после чего производят пробный спил. Установку выключают и осматривают, делают заключение о работоспособности пилорамы.


Видео: Ленточная пилорама, сделанная в домашних условиях

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые - техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.

Еще с давних времен древесина является самым востребованным строительным материалом. И если раньше для ее обработки применялись довольно примитивные инструменты, то на сегодняшний день используется самая новейшая современная техника. Так, например, для того чтобы распилить древесину и обработать ее до нужных размеров, строители прибегают к помощи пилорамы. К сожалению, стоит такой инструмент недешево и поэтому доступен он не каждому. Домашние умельцы нашли выход из такой ситуации, изготовив пилораму из бензопилы своими руками. Советы по ее конструированию, чертежи и видеоинструкцию можно найти на многочисленных сайтах интернета, а также в нашей статье.

Виды и особенности пилорам из бензопилы

Строительные рынки предлагают большой выбор пилорам, в основу которых входит бензопила. Закрепленный в тележке с роликами агрегат можно вручную передвигать по заранее проложенному рельсовому пути. Для заготовки древесины может быть использована мощная цепная или ленточная бензопила.

Для бытовых условий большие пилорамы чаще всего не требуются, поэтому оптимальным решением будет изготовление функционального самодельного мини-станка. Такой агрегат будет иметь небольшие размеры, в связи с чем его легко можно будет при необходимости перемещать.

Чаще всего в качестве основного элемента подобного устройства выступает бензопила , которую можно приобрести в специализированном магазине или использовать агрегат марки «Урал».

Пилорама из бензопилы своими руками: видеоинструкция и чертежи

Имея в наличии чертежи и изучив видеоинструкцию, самостоятельно изготовить конструкцию для обработки бревен, досок и реек довольно просто. Перед началом работ необходимо выбрать подходящее место. Установить пилораму из бензопилы можно в старом сарае, гараже, ангаре или даже просто под навесом. Если помещение для агрегата будет закрытым, то следует позаботиться о вытяжке.

Пилорама из бензопилы - вариант №1

Для изготовления конструкции кроме бензопилы понадобятся:

  • два швеллера длиной в 8 метров и высотой в 140-180 миллиметров;
  • две рельсы;
  • уголки 50х100 мм и 40х40 мм;
  • отрезки водопроводной трубы в 25 см в качестве стяжек;
  • плита из стали толщиной в 4-6 см и длиной в 60 см;
  • подвижные шланги;
  • трубы с диаметром в 35-40 мм.

Изготовление своими руками пилорамы следует начинать со сборки основания из перевернутых подошвой вверх рельс и уголков 50х100 мм. Устанавливаться они должны строго параллельно полу, поэтому нужно воспользоваться строительным уровнем.

  1. По длине основания, согласно чертежу, сверлятся отверстия с шагом в 1-1,5 метра и диаметром в 14-16 мм.
  2. Затем по количеству отверстий берутся стяжки, которые соединяются при помощи болтов.
  3. Из металлических угольников изготавливаются стойки и на них ставится основа. Расстояние между крайними стойками и основой должно быть около 100 см.
  4. Чтобы конструкция была более жесткой, раскосы между стойками можно приварить.

После того как основа будет выполнена и установлена, необходимо своими руками сделать подвижную тележку. Для этого снизу стальной плиты приваривается уголок 40х40 мм и изделие ставится на ролики или подшипники. Сверху плиты приваривается два уголка, к которым крепится бензопила.

На последнем этапе работ по изготовлению самодельной пилорамы необходимо сделать конструкцию для фиксации бревен. Для этого подвижные шланги и трубы следует расположить на необходимой высоте и закрепить их.

Первый вариант самодельной пилорамы из бензопилы готов. Существует еще один способ изготовления своими руками агрегата для обработки древесины. Инструменты и чертеж для него понадобятся те же, однако, сама конструкция более доработана.

Пилорама из бензопилы своими руками – вариант №2

Состоит конструкция из четырех главных узлов:

  1. Пилы с приводом.
  2. Механизма для регулирования толщины изготавливаемой доски.
  3. Механизма для передвижения пильной части конструкции.
  4. Устройства для фиксации бревен.

Так как бензопила с рабочим двигателем и режущими зубьями в уже есть в наличии, необходимо будет сделать своими руками только оба механизма и устройство для фиксации бревен.

Механизм для регулирования толщины досок.

Распиливаются бревна посредством поднимания или опускания основания, которое должно быть приварено к пластине с помощью четырех гаек с согнутыми краями. Вверху этого устройства необходимо установить контргайки , которые нужно затягивать после того, как агрегат будет настроен на нужную толщину обрабатываемого материала.

Механизм для передвижения пилы.

Пила в конструкции перемещается вдоль рамы по направляющим уголкам, расстояние между которыми должно быть в 50 см. К стойкам необходимо приварить два ролика или подшипника на 20 мм. Нижний ролик должен удерживать пилораму от подъема, а верхний следует опереть на направляющий уголок.

Устройство для фиксации бревна.

На таком агрегате бревна крепятся с помощью двух гребней – неподвижного и перемещающегося посредством винта. После того как материал для обработки будет установлен, перемещающийся гребень винтами закрепляется в неподвижном состоянии. Теперь можно начинать смело эксплуатировать самодельную пилораму, выполненную из бензопилы.

Пилорама – это имеющий внушительные размеры достаточно опасный в работе агрегат , поэтому перед началом его сборки следует тщательно продумать место его эксплуатации. Оно должно быть хорошо освещенным, проветриваемым и иметь свободное пространство. Значительно облегчит процесс обработки материала находящийся рядом склад для готовых досок.

Для пилорамы с электрическим двигателем следует очень внимательно устанавливать необходимые переключатели и автоматы, а также делать монтаж проводки.

Так как наиболее опасными элементами агрегата являются все его режущие и подвижные части, то при сборке конструкции именно им следует уделить особое внимание.

Перед началом эксплуатации собранного оборудования необходимо проверить все крепления и узлы, а также устойчивость конструкции.

Инструкция по эксплуатации самодельной пилорамы из бензопилы

После того как конструкция собрана и проверена, ее необходимо опробовать в работе с древесиной. Для этого необходимо:

Рывковых движений при распиле делать нельзя, так как это может привести к стопору шины.

Следует иметь в виду, что работать необходимо в средствах индивидуальной защиты , к которым относятся рукавицы, халат, нарукавники и очки. Кроме этого, заранее стоит побеспокоиться и о защите для подвижной рамки. Ее можно изготовить из акрила или прозрачного пластика. Такие щитки способны защитить от пильной цепи и стружки.

Собранная своими руками из бензопилы пилорама позволит изготовить качественный пиломатериал с распилом правильной формы. Поэтому, если приходиться часто работать с пиломатериалами, то такое самодельное оборудование, выполненное на основе приложенных чертежей и видеороликов, станет незаменимой вещью в хозяйстве.

Дисковая пилорама — это высокопроизводительное деревообрабатывающее оборудование, которое присутствует практически на каждом объекте, связанном с добычей, обработкой древесины и производством деревянных изделий.

  • Приобретенная или собранная пилорама своими руками позволяет выполнять необрезные, обрезные пиломатериалы;
  • Процессы пиления дисковыми пилами происходят сразу после того, как древесины была обработана ленточной пилой;
  • Однодисковая и двухдисковая установка обеспечивают изготовление различных материалов на основе бревна;
  • После того, как ленточная пила завершила свои этапы пиления, в работу вступает вертикальная дисковая пилорама или ее аналоги. Устройство предназначено для пиления различными способами — торцевого, кромления, деления;
  • Такие дисковые агрегаты как ПДПУ 600, ДПА 600, Гризли, Лесник 450, Shinka или ДПА 550 могут стать незаменимым агрегатом в вопросах быстрого и качественного продольного пиления.

Особенности конструкции

Дисковой пилорамой (ДП) называют аппаратный станок, который предназначен для продольного пиления материалов и работает от определенного двигателя. Изучая чертежи устройства, можно сделать определенные выводы относительно конструкции.


  1. Основные конструктивные элементы пилы — это пара двигателей, дисковая пила, кабина оператора, каретки и рельсы.
  2. Простейшая заводская или самодельная пилорама имеют вид стола, где установлен вал с режущим диском, а над плоскостью совершает вращения режущая кромка. Подобная однодисковая пила хоть и мобильная, простая в сборке, но подходит только для применения в домашних условиях.
  3. При выборе устройства для более серьезного пиления, лучше сделать акцент на высокопроизводительных станках, которые отличаются возможностью выполнять широкий перечень функций. Одни из них — это углопильные установки, с помощью которых осуществляется пиление под углом;
  4. Рабочий инструмент всех ленточных пил — это дисковая пила. Она устанавливается на вал шпинделя или непосредственно на вал двигателя.
  5. Если это не однодисковая, а двухдисковая пилорама, тогда каждая отдельная пила приводится в движение отдельным двигателем. Между двигателями может быть определенная разница по мощности. Связано это с тем, что один двигатель отвечает за более крупных режущий диск, а второй предназначен для работы с мелкими пиломатериалами.
  6. Каркас изготавливается на основе металлических труб высокой прочности, которые соединяются преимущественно методом сварки.
  7. Каретка или тележка перемещается по рельсам. При этом лучше сразу обратить внимание, из какого материала они выполнены. Хорошие рельсы обеспечивают плавное перемещение каретки, потому не должны иметь дефектов, неровностей и пр.
  8. Каретка изготавливается из высокопрочного металла. Она может иметь колеса или ролики. Что лучше, зависит от потребителя и особенностей эксплуатации ДП. Самое главное, что ролики с рельсами совпадали идеально, не возникало застревания, соскальзывания с поверхности.
  9. Если вы собираетесь сами сделать пилораму для пиления дома, ее придется оснастить двигателем. Специалисты отмечают, что двигатель можно устанавливать любой. Лучше подходят бензиновые модели, а для производственных цехов неплохо себя показывают электрические. Производительность выбранного мотора должна быть высокой, чтобы обеспечить работу двум пилам. Заводские модели оснащаются отдельным двигателем на каждую пилу дисковой пилорамы.

Виды

Как и ленточная, дисковая установка отлично демонстрирует себя при переработке древесины, выполняет угловое пиление, для чего предназначена угловая пилорама. Ленточная и дисковая установка — два заядлых конкурента, каждый из которых может показаться лучше в тех или иных вопросах.

Чтобы сделать многопильные, поворотные устройства для пиления, оснащенные электрическим или бензиновым мотором, нужно для начала разобраться в видах установок.

Но есть вам нужно мобильная, стационарная, мощная, оснащенная определенным функционалом, возможностями, лучше сделать небольшой экскурс.

  • Угловые. Такие пилорамы позволяют сделать распил в двух направлениях — вдоль и поперек заготовки. Процесс пиления на угловой пилораме возможен при обработке бревен диаметром от 7 см. Угловая модель более мобильная, поскольку не монтируется на специальные платформы. Но чтобы производительность не падала, а устройство не выходило из строя, угловую пилораму обязательно защищают от осадков. Работать под дождем нельзя, как гласит инструкция;
  • Горизонтальные. Не менее распространенные модели, производительность которых обеспечивает отличный результат обработки древесины. Это мобильная установка, поскольку легко разбирается, перевозится на объекты. Основное преимущество — это не только производительность, но и отсутствие холостого хода. Не требуется специальная инструкция, длительная подготовка, чтобы освоить новичку работу с горизонтальной ДП. Управление реализуется через соответствующий пульт для ДП;
  • Вертикальные. Не редко встречаются многопильные установки вертикального исполнения. Такие пилорамы актуальны при изготовлении бруса, досок. Применяя ДП вертикального типа, за один подход вы можете получить готовый пиломатериал;
  • С кромкорезными блоками. Это ДП со специальным механизмом, который устанавливается на основную каретку ДП, чтобы иметь возможность изготовить обрезной пиломатериал за один подход станка;
  • Двухдисковые ДП. Это устройства, производительность которых находится на очень высоком уровне. Такая производительность объясняется тем, что пилорама использует для диска одновременно.

Самодельная против заводской

Многочисленные отзывы и видео инструкции дают понять, что самому собрать мини пилораму вполне реально. Единственное, что может остановить мастера от покупки пилорам типа Кедр, ПД 2000 мини, ПДПУ 600 или Гризли — это высокая цена., которая составляет от 150 тысяч рублей. При всем уважении к домашним мастерам, собрать полноценный аналог заводской высокопроизводительной пилорамы практически невозможно.