Методы прямого воздействия в государственном регулировании экономики. Прямое и косвенное государственное регулирование экономики. Методы государственного регулирования рынка ценных бумаг

Методы государственного регулирования экономики – это совокупность способов, приёмов, инструментов, с помощью которых государство выполняет свои регулирующие функции и достигает поставленных целей.

В зависимости от способа функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия государства на экономику. Под прямым воздействием понимается такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Примером подобного рода воздействия служит лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности. Косвенное воздействие заключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу таким образом, чтобы субъекты сами строили свою хозяйственную политику в соответствии с экономическими целями государства. В смешанной экономике налоги - один из основных методов косвенного регулирования.

В зависимости от способа воздействия на агентов рынка различают экономические и административные методы государственного регулирования (рисунок 1.1). Экономические методы оказывают стимулирующее или ограничивающее воздействие и разделяются на прямые и косвенные. При прямых методах орган управления непосредственно воздействует на объект управления, при косвенных воздействие осуществляется опосредованно, через окружающую экономическую среду.

К прямым методам относятся государственные расходы. К косвенным методам относятся методы различного рода политик: налоговой, денежно-кредитной, антиинфляционной, таможенной и др.


Рисунок 1.1 – Классификация методов государственного регулирования экономики

Административные методы ГРЭ не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти. Это всё те мероприятия, которые связаны с созданием запретов, ограничений, разрешений или принуждений. К таким методам относятся:

Разработка нормативных требований к качеству и сертификации технологии и продукции (стандартизация);

Введение правовых и административных ограничений и запретов по выпуску и продаже определённых видов продукции, услуг;

Лицензирование некоторых видов деятельности и внешнеторговых операций;

Экологический контроль.

Важной и трудной проблемой государственного регулирования экономики является установление оптимального соотношения в использовании экономических и административных методов.

Это связано с тем, что многие экономические процессы возможно регулировать посредством как экономических, так и административных методов, но эффективность регулирования их, как правило, не одинакова. Есть экономические процессы, которые целесообразно регулировать исключительно экономическими методами (при возможности регулирования административными). Например, использование административных методов стимулирования научно-технического прогресса в СССР привело к отсутствию заинтересованности у субъектов хозяйствования к совершенствованию технологической базы и соответственно к отставанию страны от развитых капиталистических стран, в первую очередь США, где удачное применение налоговых льгот для бизнеса и населения обеспечило рывок в НТП.

Наряду с этим есть процессы, регулирование которых административными методами принесёт больший эффект (примером целесообразности использования административных методов является решение экологических проблем).

Роль прогнозирования и планирование в системе государственного регулирования экономики в Российской Федерации

Глобальная функция государства в рыночных условиях заключается в создании условий жизнеобеспечения общества. Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей.

Экономическое прогнозирование получило широкое развитие почти во всех индустриально развитых странах мира. Причина кроется в том, что в условиях рынка государство вынуждено управлять экономикой, а следовательно, предвидеть последствия принимаемых решений.

Дискуссия о том, возможно ли сочетание плана и рынка, длилась на протяжении многих десятилетий ХХ века. Существуют две противоположные позиции.

1. По мнению известного экономиста Фридриха фон Хайека, в рыночной экономике прогнозировать можно только развитие несложных экономических систем (микроуровень – фирмы, предприятия), но если экономическая система усложняется, то на её развитие оказывают влияние многие факторы, и учесть их все одному плановому органу невозможно. Выход один – децентрализация планирования именно на уровне предприятия, фирмы. Однако Ф. фон Хайек замечает, что предприятия добьются успеха в том случае, если будут координировать свои планы с планами других предприятий, т.е. координация необходима. По его мнению, координация – это система мер, обеспечивающая отдельные субъекты рынка информацией для согласования их действий. В качестве механизма передачи информации он называет систему цен, чутко реагирующую на изменение спроса и предложения на рынке.

2. Лауреат Нобелевской премии известнейший американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев считает, что планирование должно являться неотъемлемой частью рыночного регулирования экономики. Он приводит два довода в пользу своей позиции: а) экономические системы в наше время усложняются, НТП обеспечивает высокие темпы развития, в этих условиях неизбежно стратегическое планирование, особенно на уровне страны, на национальном уровне; б) в мире существует два способа управления экономикой страны (с помощью проб и ошибок, такой метод даёт положительные результаты, но имеет большие издержки и с помощью стратегического планирования, на этом пути ошибок меньше, а результаты выше).

На современном этапе индустриального развития страны решают вопрос «план или рынок?» по следующему принципу: рынок – насколько возможно, план – насколько необходимо. Можно выделить страны, где преобладают рыночные начала (США, Германия), и страны, где превалирует плановое начало (Япония, Франция, Южная Корея).

Большинство экономистов современности придерживаются следующей позиции о соотношении плана и рынка: между ними нет противоречия, но план-приказ, план-директива несовместим с рыночной экономикой.

Прогнозирование экономики расширяет базу для устойчивых и долговременных отношений между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления. И тем и другим прогнозы необходимы для выработки долгосрочной экономической политики. Во многих странах успешно применяются национальные и региональные программы и стратегические планы развития экономики, в основе разработки которых лежат экономические прогнозы.

Макроэкономическое (общегосударственное) планирование – ведущий элемент системы управления, важный инструмент реализации социально-экономической политики государства, оно основано на социально-экономическом прогнозировании и программировании (разработке государственных программ).

Макроэкономическое прогнозирование и планирование в Российской Федерации представлено:

Прогнозами и концепциями социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

Государственными социально-экономическими программами;

Бюджетным планированием;

Государственными заказами;

Государственными программами;

Планированием развития государственного сектора экономики.

В Российской Федерации долгое время отсутствовало системное правовое регулирование вопросов государственного планирования. Правовое пространство социально-экономического планирования в России в начале 1990-х годов было сужено до единственного акта – Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115 – ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

До недавнего времени задачу введения в стране стратегического планирования пыталось решать Министерство экономического развития России. Поскольку становилось все очевиднее, что без решения данной задачи любые попытки программировать развитие страны до 2020 года или еще дальше не могут быть реализованы практически, а бизнес-сообщество не сможет получить ориентиров развития страны, которые были бы обоснованы, непротиворечивы и вызывали его доверие. Принятие ФЗ «О государственном стратегическом планировании» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ свидетельствует об осознании этой проблемы и законодателем и об активизации государственной функции целеполагания. Согласно данного закона, стратегическое планирование – это деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Возрастающая необходимость государственного планирования развития в современной России привели к принятию важных концептуальных документов, определяющих стратегии и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития страны. В частности, принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г.). Она имеет ключевое значение для понимания основных задач, которые стоят в настоящее время перед экономикой России, основных направлений повышения эффективности социально-экономического развития, государственного управления и взаимодействия всех уровней публичной власти в России.

В современных условиях нестабильности в международных отношениях, роста угроз и вызов России особое значение имеет планирование и прогнозирование в сфере национальной безопасности. Здесь также принят важный концептуальный документ – Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ №1666 от 19.12.2012 г.), в которой излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Система стратегического планирования – это механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.

Комплексная система государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, установленная законом, – это и есть упорядоченный набор таких инструментов.

Важнейшим документом российского государства в этой сфере, направленным на решение этих задач, является Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года – один из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально- экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

В Прогнозе содержится обоснование внутренних и внешних условий достижения целевых показателей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Значение долгосрочного прогноза заключается в том, что он формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера.

Для подготовки такого прогноза понадобилась оценка состояния и дальнейших тенденций развития страны во всех сферах общественной жизни.

Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований (табл. 1.1).

Прогнозы федерального уровня на долгосрочную перспективу разрабатывается на основе решений Президента Российской Федерации каждые шесть лет на 12 и более лет федеральным исполнительным органом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук.

Таблица 1.1 – Документы стратегического планирования в Российской Федерации

Федеральный уровень Уровень субъекта Российской Федерации Муниципальный уровень
Прогнозные документы
Прогноз научно-технологического развития РФ; Стратегический прогноз РФ; Прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период; Бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период; Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период; Бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период; Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период Прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный и долгосрочный период; Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период
Документы целеполагания
Ежегодное послание Президента Федеральному Собранию; Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации; Стратегия национальной безопасности РФ, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы; Отраслевые документы стратегического планирования РФ; Стратегия пространственного развития РФ; Стратегии социально-экономического развития макрорегионов Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ Стратегия социально-экономического развития муниципального образования
Документы планирования и программирования
Основные направления деятельности Правительства РФ; Государственные программы РФ; Государственные программы вооружения; Схемы территориального планирования РФ Планы деятельности федеральных органов исполнительной власти План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ; Схема территориального планирования субъекта РФ План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования; Муниципальная программа

Составлено по данным: Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.06.2014. ст. 3378.

Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу разрабатывается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими участниками стратегического планирования.

Закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ направлен на правовое закрепление системы государственного стратегического планирования.

В эту систему в качестве важнейших составных элементов согласно закону входят: механизм государственного прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования и мониторинга реализации документов государственного стратегического планирования.

Закон также подробно регламентирует полномочия участников системы государственного стратегического планирования и определяет иерархию соответствующих документов.

В соответствии с законом целями создания такой системы являются:

Определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности к желаемому состоянию;

Концентрация разнокачественных (финансовых, организационных, информационных и кадровых) ресурсов для достижения запланированных целей;

Консолидация усилий всех субъектов экономики (государства, корпораций и структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Функции системы государственного стратегического планирования прописаны в законе и могут быть разделены на несколько групп. Первая группа функций связана с оценкой внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития и выявлением на этой основе возможностей и ограничений социально-экономического развития. Вторая группа функций связана с целеполаганием. Согласно закону задача системы государственного стратегического планирования – своевременно определить конкретные цели социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу и четко сформулировать приоритеты социально-экономической политики. Третья группа функций нацелена на выбор путей и способов достижения установленных рубежей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Для достижения каких целей осуществляется государственное регулирование экономики?

2. Используя ФЗ «О государственном стратегическом планировании» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ, дайте определение следующих терминов: государственное управление, прогнозирование, целеполагание, планирование, программирование, система стратегического планирования.

3. Используя ФЗ «О государственном стратегическом планировании» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ, сформулируйте полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования. Результат оформите в виде таблицы.

4. На основе изучения федерального законодательства о стратегическом планировании в Российской Федерации опишите содержание стратегического прогноза в Российской Федерации.

5. Используя ФЗ «О государственном стратегическом планировании» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ, сформулируйте принципы стратегического планирования в Российской Федерации.

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

Методы косвенного государственного регулирования

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.

2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регулирования. Современные последователи неоклассического направления - монетаристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.

Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.

Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.

Под методом ГРЭ необходимо понимать способ влияния государства через законодательные и исполнительные органы на сферы предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

Методы ГРЭ классифицируются:

По формам влияния:

1. Прямые . Методы прямого регулирования непосредственно воздействуют на функционирование субъектов рынка. Такое непосредственное влияние осуществляется с помощью инструментов административно-правового характера, которые регламентируют деятельность субъектов хозяйствования, и экономических инструментов прямого влияния. Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, директивные мероприятия макроэкономических планов и целевых комплексных программ, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т.п..

2. Косвенные . Методы косвенного регулирования - это методы, которые регламентируют поведение субъектов рынка не прямо, а опосредованно, через создание определенной экономической среды, которая заставляет их действовать в нужном государству направлении. К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискального, бюджетного, денежно-кредитного, инвестиционного, амортизационного, инновационного и других направлений экономической политики.

По средствам влияния:

1. Правовые - система законов и нормативно-правовых актов, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования. Необходимое в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания и силой государственной власти.

Предметом правового регулирования экономики являются: отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности; отношения «внутри» государства, между его органами по поводу распределения полномочий, определения их правового статуса; отношения между субъектами хозяйственной деятельности и т.п..

2. Административные - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Их признаки: прямое влияние государственного органа или должностных лиц на действия исполнителей через установление их обязанностей, норм поведения и отдачи команд (приказов, распоряжений); безальтернативный выбор способов решения задач, варианта поведения; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.

Администрация – это орган государственной власти на конкретной территории. Он призван внедрять в жизнь законы, постановления, указы и распоряжения, которые играю важную организационную роль и определяют отношения между членами общества.



Административные методы вытекают из необходимости регулировать некоторые виды экономической деятельности с точки зрения защиты интересов граждан, общества в целом, природной среды. В экономически развитых странах при нормальных условиях административные методы играют второстепенную роль. Использование их становится целесообразным тогда, когда рыночный механизм и экономические средства ГРЭ оказываются недостаточными или действуют весьма медленно. Основными инструментами административного регулирования являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.п.

3. Экономические – связаны с созданием государством финансовых или материальных стимулов, способных влиять на экономические интересы и поведение субъектов хозяйствования. Другими словами применение экономических методов ГРЭ дает возможность создавать экономические условия, которые побуждают субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или иные задачи в соответствии с общегосударственными и частными интересами. Регулирование с помощью экономических методов дает возможность субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведения.

Экономическое регулирование осуществляется инструментами фискальной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, амортизационной политики государства, других направлений государственной экономической политики.

Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, которые характеризуют бюджетные расходы, и налоги, которые определяют бюджетные доходы. Выделяют стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных закупок, и сдерживающую (рестрикционную) фискальную политику, направленную на сдерживание производства. Существует связь между фискальным, бюджетным и налоговым направлениями политики.

В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование учреждений сектора общего государственного управления, финансирование инвестиционных программ, обслуживание государственного долга. Затраты государственного бюджета осуществляются также в таких формах, как дотации, субсидии, субвенции.

Налоговая политика применяется для пополнения государственных финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения конкурентоспособности отечественных производителей. Налоговая политика реализуется по двум направлениям: во-первых, это определение видов налогов и установление налоговых ставок, во-вторых, предоставление налоговых льгот отдельным субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется с целью влияния на денежное предложение. Для достижения этой цели центральный банк использует такие основные инструменты: денежная эмиссия, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, манипулирование учетной ставкой.

Важным направлением амортизационной политики является механизм ускоренной амортизации. Внедрение его дает возможность предприятиям прогрессивных областей экономики уже в первые годы эксплуатации машин и оборудования окупить большую часть их стоимости, накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестирования.

4. Пропагандистские (морально-этические) методы ГРЭ - это обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т.п.). Они охватывают мероприятия воспитания, разъяснения и популяризации целей и содержания экономической политики, средства морального поощрения и т.п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции, психологические установки относительно деятельности государства. Для этого проводятся публичные лекции, специальные программы в СМИ, публикации в периодических изданиях, социологические исследования и опросы. Эффективность морально-этических методов зависит от надлежащей организации пропагандистских акций и степени доверия людей к государству.

Деятельность предприятий (организаций) с государственной формой собственности регулируется, в основном, административными методами, а с негосударственной – экономическими (через фискальную политику и денежно-кредитную политику центрального банка). Хотя и использование административных рычагов управления, особенно в условиях Украины, на предприятия второго типа не исключаются.

Экономические методы управления возникли и развиваются в процессе предпринимательской деятельности человека на основе производственных отношений, которые проявляются как объективные экономические законы и определенные экономические ин ереси. Поэтому современному управленцу необходимо знать и умело использовать закономерности рыночной экономики, учитывать их и не пытались управлять экономикой командно-административными методами.

Реформирование экономики Украины требует осуществления перехода от преимущественно административных к экономическим методам управления на всех уровнях и активизации человеческого фактора. Экономические методы зориентов ные на достижение поставленных целей с помощью присущих управлению экономических средств и стимулов, влияющих на экономические интересы работникав.

Экономические методы государственного управления призваны соединить интересы большинства общества, предпринимательской структуры и личные интересы работника; обеспечивать точное учета интересов большинства и с целью их оптимального сочетания для увеличения объемов продукции и улучшения ее качества, роста прибыли и заработной платы, повышения эффективности производства. Сознательное использование в процессе упр вления объективных экономических рыночных законов и экономических интересов путем оценки качества труда по конечным результатам, материального стимулирования производства на всех уровнях народного господарст ва и есть экономическими методами государственного управления. Распределение функций государственного и хозяйственного управления диктует формирования и разработку адекватных современном рынке методов управления: заключение контрактов на обеспечение государ их потребностей в товарах и услугах, управления государственной долей (пакетами акций, паями) хозяйственных обществ, делегирование полномочий по управлению государственной собственностью, влияние на кадровую политику тощо.

Итак экономические методы государственного управления - это система приемов и средств прямого воздействия на субъекты предпринимательской деятельности путем внедрения финансово-экономических законов и денежно-кредитных отношений с целью создания ния оптимальных условий, обеспечивающих достижение высоких экономических результате.

К экономических методов государственного управления можно отнести следующие: индикативное планирование, государственное регулирование, денежно-кредитная и финансовая политика , конкурентная политика, влияние на рыночное ценообразование , налоговая политика, экономическое стимулюв ванн.

Применение экономических методов государственного регулирования экономики позволяет создавать экономические условия, побуждающие субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или др. нши задачи по общегосударственными и частными интересами. Регулирование с помощью экономических методов позволяет субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведенияи.

Экономическое регулирование осуществляется инструментами: фискальной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики

Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, которые характеризуют бюджетные расходы и налоги, которые определяют бюджетные доходы. Следовательно, существует связь между фискальным, бюджетным и налоговым напря ямками политики.

Государственные закупки осуществляются через механизм государственных заказов, который предусматривает конкурентный отбор исполнителей государственных заказов, заключения контрактов, производство продукции (выполнение работ, на адання услуг), контроль, оплату продукции. Объемы государственных закупок обусловлено государственными нуждами в продукции (работах, услугах), возможностями государственного бюджета обеспечить финансирование и моде лью фискальной политики. Выделяют стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных закупок, иа стимулирующее (рестрикционным), направленную на стимулирование производства

В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование учреждений сектора общего государственного управления, финансирования инвестиционных программ, обслуживание государственного долга. Расходы государственного в бюджет осуществляется также в таких формах, как дотации, субсидии, субвенцииї.

. Налоговая политика применяется для пополнения государственных финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения конкурентоспо оможности отечественных производителей. Налоговая политика реализуется по двум направлениям - это, во-первых, определения видов налогов и установление налоговых ставок и, во-вторых, предоставление налоговых льгот в кремами субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населенияя.

. Денежно-кредитное регулирование осуществляется с целью влияния на денежное предложение. Для достижения этой цели центральный банк (в Украине -. Национальный банк Украины) использует следующие основные инструменты: денежная эмиссия, операции с де ержавнимы ценными бумагами на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, манипулирования учетной ставкойю.

Наиболее результативным направлением амортизационной политики является механизм ускоренной амортизации. Его внедрение позволяет предприятиям прогрессивных отраслей экономики уже в первые годы эксплуатации маш шин и оборудования окупить большую часть их стоимости, накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестированияя.

Воздействие государства на экономику в условиях рынка сводится к созданию и постоянной корректировке условий для того, чтобы она нормально, без серьезных сбоев

функционировала и успешно развивалась, приспосабливаясь к существующей социально-экономической системе и изменяющимся условиям. Это предполагает:

  • o законотворчество - разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности;
  • o создание и прекращение деятельности крупных хозяйствующих субъектов;
  • o прямое управление хозяйствующими субъектами, находящимися в государственной собственности;
  • o информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований;
  • o регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях;
  • o финансирование и кредитование отраслей и сфер экономики;
  • o контроль текущей деятельности предприятий в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.

Методы государственного регулирования экономики, т.е. способы воздействия на ее субъектов, их поведение, по форме подразделяются на активные и пассивные, по адресности - на прямые и косвенные, по содержанию - на правовые, административные и экономические.

Активные методы предполагают оперативные регулирующие действия государственных органов в ответ на меняющуюся экономическую ситуацию внутри страны и за ее пределами. К ним можно отнести, например манипулирование Центральным банком ставкой рефинансирования.

Пассивные методы заключаются в создании системы долговременных норм и правил (обязательных и рекомендательных), которым должны следовать субъекты, чтобы в максимальной степени реализовать собственные интересы при одновременном соблюдении интересов общества. В этом случае государство только пресекает нарушения обязательных требований. Пассивным методом государственного регулирования экономики служит издание соответствующих законодательных актов и контроль их исполнения.

Прямые методы регулирования характеризуются адресностью, направленностью на конкретных субъектов или процессы.

В качестве примера можно привести:

  • o государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг конкретными производителями;
  • o безвозвратное целевое финансирование тех или иных территорий, отраслей, предприятий (субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней - общенациональных, региональных, местных);
  • o адресные льготные кредиты производителям;
  • o финансирование строительства объектов государственной собственности;
  • o ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;
  • o лицензирование отдельных видов деятельности, внешнеторговых операций и пр.

Игнорирование хозяйствующими субъектами такого рода действий со стороны государства влечет либо экономические потери, либо административные санкции.

Косвенные методы не имеют непосредственного адресата и направлены на экономическое пространство в целом, определяя "правила игры" в нем. Они опираются в основном на товарно-денежные рычаги и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. В отличие от прямых методов регулирования косвенные действуют автоматически. Неподчинение им обычно влечет экономические потери. Косвенными методами государственного регулирования экономики можно считать:

  • o экономическое прогнозирование, в результате которого частные фирмы получают достаточно надежные ориентиры для своего развития, осуществления инвестиционных проектов;
  • o определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах и т.п.;
  • o манипулирование налогами и системой налоговых льгот;
  • o регулирование цен и тарифов, платежей за ресурсы, валютных курсов, нормы амортизационных отчислений, ставки рефинансирования, количества денег в сфере обращения и пр.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется.

Таким образом, государство, используя прямые или косвенные рычаги воздействия на экономические интересы, влияет на поведение субъектов хозяйствования. Рассмотрим теперь методы государственного регулирования экономики с точки зрения их содержания.

Правовые методы опираются на систему нормативных актов, требованиям которых в обычных условиях должны следовать все субъекты хозяйственной деятельности. Речь идет, например, о правовых нормах, определяющих условия заключения контрактов, функционирования предприятий; взаимных обязательствах в области трудовых отношений; нормативных требованиях к качеству и сертификации определенных технологий и продукции и т.п.

Правовые нормы и механизм их применения являются основой государственного регулирования экономики и проведения соответствующей экономической политики. В современном цивилизованном обществе в правовой форме осуществляются практически все хозяйственные процессы. Это придает им особый конституирующий статус, проявляющийся в том, что они могут сдерживать ее развитие, создавать для него необходимый простор и задавать нужное направление или вообще "отпускать на самотек", как это произошло, например в эпоху горбачевской и ельцинских реформ. Грамотно построенная система законодательства и его правильное применение могут существенно ускорить экономическое развитие страны, повысить эффективность хозяйственных процессов.

Исходя из сказанного, необходимо, чтобы система правовых норм соответствовала реальному состоянию общества, в частности экономики (что требует их тщательного изучения и осмысления), создавала необходимый простор для развития позитивных тенденций и пресекала негативные.

К административным методам регулирования экономики относятся:

  • 1)запрещение какой-либо деятельности, признание тех или иных товаров и услуг и их компонентов общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению;
  • 2)разрешение (лицензирование, квотирование и пр.) на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия);
  • 3)принуждение (проводить природоохранные мероприятия, обеспечивать безопасные условия труда работникам);
  • 4) контроль (над доходами, ценами и пр.).

Эти меры не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на "силу" приказа, государственной власти.

Административные методы регулирования в развитых странах используются в незначительных масштабах. Их сфера ограничивается в основном охраной окружающей среды, созданием условий для поддержки социально слабо защищенных слоев населения, осуществлением внешнеэкономических контактов.

Так, государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров (например, в 2006 г. в Россию был запрещен ввоз вин из Грузии и Молдовы, минеральной воды "Боржоми", мяса, поставляемого польскими фирмами, и пр.). Государство обязывает предприятия организовывать на местах производственное обучение, повышать квалификацию персонала, создавать безопасные условия для работников.

Экономические методы влияют на материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

  • o налоги и бюджетные выплаты, посредством которых осуществляется прямое адресное воздействие на хозяйствующих субъектов;
  • o денежно-кредитные инструменты (манипулирование учетной ставкой, осуществляемое Центральным банком, установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты обязаны хранить в Центральном банке, операции с государственными ценными бумагами, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение). При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении;
  • o амортизационная политика;
  • o программирование, прогнозирование, планирование экономики;
  • o создание объектов государственной собственности и осуществление на их базе предпринимательской и иной деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование частного бизнеса.

Среди методов государственного регулирования экономики нет совершенно непригодных и неэффективных, нужны все; главное при этом - определить те области, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.