Музыкальная композиция о войне. Литературно – музыкальная композиция «Эти песни спеты о войне. «До свидания мальчики»

«Детям войны посвящается….»

На экране - слайд, посвященный рождению ребенка.

Н.Р.Ведущий1:

И шумная волна ушла в песок, и стихло море, и застыли ветры...

И в наших лицах удивленья нет, что чудо величайшее природы,

Которому пройти огни и воды, беспомощным рождается на свет.

О.Д.Ведущий2:

Глаза детей - души моей светильник.

В моих ушах не молкнет детский смех.

Малыш воркует - и ветра притихли,

И громы смолкли - никаких помех!

Н.Р.Ведущий1:

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребе нок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не зву чат взрывы, не горят деревни и города.

О.Д.Ведущий2:

Звезда упала и прервалась чья-то жизнь.

Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка!

Совсем недавно он смеялся звонко -

Теперь же в небесах лишь след его парит.

Н.Р.Ведущий1: Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

О.Д.Ведущий 2: Дети, погибшие в годы Великой Отечественной войны, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Их родители, дедушки и ба бушки уже никогда в своей жизни не были или не будут в полной мере счастливы.

Н.Р.Ведущий1: Светлой памяти всех детей на планете Земля мы посвящаем наше выступление .

    О ровесниках наших

Что мы знаем с тобой?

Как жилось им когда-то,

Перед самой войной?

О.Д. 2) О ровесниках наших

Мы рассказ поведём,

В то далёкое время

Хоть на миг попадём.

Н.Р .3 ) Любимым писателем был Гайдар .

Интересные книжки для детей он писал.

О.Д. 4) «Тимура и его команду»

Наизусть все знали.

Отряды тимуровцев всюду создавали.

Н.Р. 5) Верили все перед войной,

Что будет всегда мир и покой.

(позывные горна, выбегают дети в пионерской форме)

(Лера) девочка.

Сегодня я – Женя!

(Андрей) мальчик.

А я – Тимур!

Наша очередь нести караул.

А всем остальным узнать нужно срочно-

Кому нужна помощь?

Адреса записать нужно точно.

(Ирина) девочка.

У бабки Матрёны сердце больное.

Лекарства нужны ну и всё такое.

В квартире её мы приберём.

Будем дежурить ночью, и днём.

(Лера) девочка.

Я с дочкой соседки должна погулять.

Отца её снова вызвали в часть.

А мать её на работе с утра,

За дочкой её присмотреть мне пора.

(Андрей) Мальчик.

Так было поверьте по всей стране.

Никто не предвидел, что быть войне.

(один куплет «Если завтра война»)

О.Д. ведущ.

Учёба закончилась.

Лето настало.

У детей каникулы, у их родителей – отпуск, у всех - выходной…

( Выходят Девочка с воздушным ша риком, Мальчик с игрушками, иг рают. Мама моет окно, папа читает газету.)

(О.Я.)ДЕВОЧКА :

К началу Второй мировой

Мы в школу еще не ходили.

На станцию по мостовой,

окутанный облаком пыли,

катился ночной грузовик,

подвода с утра грохотала,

как будто по стеклам квартала

хлестало из туч грозовых.

Над речкой, у самой воды,

Играл отпускник на гитаре, цвели, задыхаясь, сады,

и низкие птицы летали.

Такая стояла пора.

Неведенье. Детство. Жара.

И вдруг - как гром среди ясного неба...

(С.Г.)мама:

Что случилось, скажи мне, ветер

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит,

Или вянут травы в садах?

(Т.К.) мальчик:

Почему люди все на рассвете

вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

(Сообщение Левитана о начале ВОВ)

Шарик в руках у Девочки лопается.

Звучит аудиозапись песни « Священная война»

Мама с Девочкой заклеивают окна. Папа встаёт, надевает гимнастёрку, берёт вещмешок, прощается с женой, детьми и уходит, за ним пристраива ется. Мальчик собрался на войну, вооружившись игрушечным пис толетом. Папа останавливает его, показывает жестом, что нужно защищать Маму и сестру. Маль чик возвращается, подходит к Маме, которая сидит на стуле. Мальчик и Девочка стоят рядом с Мамой. Песня смолкает.)

(Т.К.) МАЛЬЧИК:

Отца забрали на войну. ...

Мальчишка - шпингалет,

Но враз прибавила ему Война так много лет.

«Так что же, мать?

Так, значит, мать,

Я в доме голова?

Ты начинай белье стирать,

А я - колоть дрова!

Ты говоришь: дровец чуток

Осталось. Так и быть,

Продай слона, Продай свисток!

Без них ведь можно жить!

Продай матроску, говорю!

Теперь не до тряпья.

Ты только, мама,

Не горюй! Не брошу я тебя!»

(Мама берет за руки детей, прижимающих к себе игрушки; они уходят.

На сцену выходят Чтецы

(дети в белой одежде):

(А.К.)Чтец 1: Тебе враги не раз грозили,

Тебя сметали, не смели,

Любовь моя, земля Россия,

Тебя порушить не смогли.

(И.Р.)Чтец 2: Тебя топтали – не стоптали,

Тебя сжигали – не сожгли.

Мы все с тобою испытали,

И даже больше, чем могли.

(дети, одетые в красную одежду)

(Н.Л.)Чтец: 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети.

Война внезапно ворвалась в их детство и юность.

(песня «Ах, война, что ты подлая сделала?»)

(Н.Р.) Вед.: Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям . Они гибли под бомбами и умирали от голода, сражались рядом с взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” - так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами - дети войны. А память хранит всё в сердце.

(О.Д.) Вед.: В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, наши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам.

Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, приближали победу, не жалея сил и самой жизни.

Инсценировка отрывка из повести В. П. Катаева «Сын полка» Казачок чистит шашку. Ваня, стоя в стороне, с завистью смотри на него

(Рома)КАЗАЧОК: Чего стоишь?

(Ваня)ВАНЯ: Хочу и стою.

КАЗАЧОК: Иди, откуда пришел.

ВАНЯ: Сам иди. Не твой лес.

КАЗАЧОК: А вот мой!

ВАНЯ: Как?

КАЗАЧОК: Так. Здесь наше подразделение стоит.

ВАНЯ: Какое подразделение?

КАЗАЧОК: Тебя не касается. " Видишь - наши кони.

ВАНЯ: А ты кто такой?

КАЗАЧОК: Знаки различия понимаешь?

ВАНЯ: Понимаю!

КАЗАЧОК: Ну, так вот. (Показывает погон.) Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?

ВАНЯ: Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов!

КАЗАЧОК: А вот представь се бе, ефрейтор! (Показывая медаль.) Видал?

ВАНЯ: Великое дело!

КАЗАЧОК: Великое, не великое, а медаль, за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.

ВАНЯ: Не больно модничай. А то сам получишь.

КАЗАЧОК: От кого?

ВАНЯ: От меня/

КАЗАЧОК: От тебя? Молод, брат.

ВАНЯ: Не моложе твоего.

КАЗАЧОК: А тебе сколько лет?

ВАНЯ: Тебя не касается. А тебе?

КАЗАЧОК: Четырнадцать. ВАНЯ: Хе! (Свистнув.)

КАЗАЧОК: Чего - хе?

ВАНЯ: Так какой же ты солдат?

КАЗАЧОК: Обыкновенный. Гвардейской кавалерии.

ВАНЯ: Толкуй! Не положено.

КАЗАЧОК: Чего не положено?

ВАНЯ: Больно молод.

КАЗАЧОК: Постарше тебя.

ВАНЯ: Все равно не положено. Таких не берут.

КАЗАЧОК: А вот меня взяли.

ВАНЯ: Как же тебя взяли?

КАЗАЧОК: А вот так и взяли.

ВАНЯ: А на довольствие зачис лили?

КАЗАЧОК: А как же!

ВАНЯ: Заливаешь.

КАЗАЧОК: Не имею такой привычки.

ВАНЯ: Побожись.

КАЗАЧОК: Честное гвардейское.

ВАНЯ: И оружие дали?

КАЗАЧОК: А как же! Все, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Да это что! У меня еще бурка есть. Бурач ка что надо. Но я ее только в бою надеваю.

ВАНЯ: А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали - не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.

КАЗАЧОК: Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.

ВАНЯ : Как это - за сына? За какого?

КАЗАЧОК: Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.

ВАНЯ: А ты - сын?

КАЗАЧОК: Я - сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли. Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь, гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Они меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки большой шум у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там полторы сотни набили. (Машет шашкой.

ВАНЯ: И ты рубал?

КАЗАЧОК: Не. По правде, я не рубал. У меня тогда еще шашки не было... Ну и, стало быть, иди, откуда пришел. Прощай, брат.

ВАНЯ: Прощай!

( Ваня и Казачок уходят)

(Н.Р.) Вед.: Окончилась война… Домой вернулись не все… Но память о них жива. Как жива наша благодарность к ним, заслонивших нас своей грудью.

(О.Д.) Вед.: Дети войны. Некоторых ребят, а их очень даже немало, немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты, их отправляли в печи крематориев.

(Д. Аф.) Чтец: (одет в черную одежду)

С чего начинается память- с берёз?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если – с убийства! А если – со слёз!

А если - с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростёртых!

А если с недетского знания – как живое становится мёртвым!

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

Войной начинается память.

(Н.Л.) Чтец: 7 тысяч детей погибло в лагере Саласпилс в Литве.

Из воспоминаний : (дети на сцене в чёрном)

(Д.Аф. )Лагерь Нацвайер, где производились “научные опыты” над заключенными. Среди найденных документов дневной рапорт от 31 октября. Всего на этот день в лагере содержалось 18486 человек, в том числе детей, юношей и подростков до 20 лет – 2595.В крематорий лагеря попадали не только нетрудоспособные, но и здоровые. В то время, как первых здесь убивали и отправляли в печь просто в целях истребления, вторые играли роль подопытных кроликов: им прививались тиф, холера, чума, проказа и другие болезни. Лагерь давал немцам побочный доход от продажи пепла в специальных урнах ценою в 60 марок и получше - 120 марок. Что может быть циничнее и страшнее, чем земля, удобренная прахом наших сверстников!..

(Н.Л. )Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.

(Д.Аф.)Чтец: Страшнее мир еще не видел действа

Жестокости предела нет на свете

Идут гуськом под планкой дети.

Она им отмеряет жизнь и детство.

Придумано забавно, и очень просто

Кто хоть немного ниже планки ростом

Без промедленья будет в печь отправлен.

И ребятишки знали

Про условие.

О, как они на цыпочки вставали!

Гесс видел всё

Он, молча, хмурил брови

И молча цепь детишек разрывали.

Не плакали

Пощады не просили.

Вытягивались телом выше, выше

Шли дети Украины и России

Варшавы, Братиславы и Парижа.

(Н.Р.)Вед.: Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах немецких концлагерей. О сотнях тысяч замученных, задушенных газом, сожжённых и расстрелянных людей. (песня «Бухенвальдский набат»)

(О.Д.)Вед.: Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.

Цветут в Бухенвальде цветы-

Алые маки.

В музейном покое- щиты,

А рядом бараки.

Цветут в Бухенвальде цветы-

Алые вспышки.

На маки глядят с высоты

Бессменные вышки.

На вышках эсесовцев нет

Дым не клубится…

Цветы пламенеют – и свет

Ложится на лица.

Не ходит по лагерю смерть,

Не лают собаки,

А все-таки жутко смотреть

На алые маки.

(Н.Л.)Чтец: В марте 1943 года в белорусской деревеньке Хатынь появилось 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших их огня встречала автоматная очередь (звук автоматной очереди). Кричали дети, плакали взрослые. Задыхались и горели люди. В огне погибло 149 человек из них - 75 детей.

(О.Я.) Девочка:

(слайд – Таня Савичева)

А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания.

Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву С: “Савичевы умерли все”.

Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени.

(Слайд – портрет Вали Котик)

(Т.К.) Валя Котик. Когда началась война, мне было всего лишь 11 лет. Я учился в школе г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, я вместе с друзьями решил бороться с врагом. Мы собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд. Взрослые доверили мне быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Я узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а я, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…

В феврале 1944 г. в одном из боев я погиб. Было мне 14 лет…

(Н.Р.)Ведущий: 2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

(слайд – портрет Зины Портновой)

(С.Г.)Выходит Зина Портнова.

Война застала меня в деревне Зуя, куда я приехала на каникулы. Я вступила в подпольную молодёжную организацию. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку.

Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, я подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили меня в лес к партизанам, где я стала разведчицей.

Стоял декабрь 1943 года. Я возвращалась с задания. В деревне Мостище меня выдал предатель. Фашисты схватили меня, пытали. Ответом врагу было мое молчание, мое презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, я схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Я пыталась бежать, но фашисты настигли меня...

(О.Д.)Ведущий: Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

(слайд – портрет Лени Голикова)

(В.Н.)Выходит Леня Голиков: Когда моё родное село Лукино захватил враг, я ушёл к партизанам.

Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Н.Р.Ведущий: Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец, сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву.

(О.Д.) Вед. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.

(слайд- дети в тылу)

(Н.Р.)Вед.: Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем еще юные мальчишки и девчонки. Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики , они работали по 14-15 часов в сутки слесарями, токарями, фрезеровщиками на заводах, выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Дети рано взрослели, заменяя ушедших на фронт старших братьев, отцов, матерей. В тылу наши сверстники проявляли чудеса трудового героизма, поэтому и награды получали, как и их сверстники-фронтовики.

(Н.Л.) Чтец: За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

(Д.Аф.) Чтец:

Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько русских? Погибли дети – граждане мира.

(О.Д.)Вед.: Склонитесь и молод, и стар

В честь тех, кто за счастье,

Что жизнь ради жизни отдал.

Летнее небо над нами

Горечью пахнет полынь,

Черными колоколами

Стонет бездонная синь.

Стонет земною печалью

Тех, чьи сердца не стучат.

Колокола не молчат.

(Н.Р.)Вед.:

Звенят колокола… их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает:

«Люди! Не забудьте! Не допустите новых войн!»

(Звучит сообщение Совет. бюро об окончании войны ,

песня «День Победы» выходят мама с детьми, расклеивают окна. Возвращается папа, дарит девочке шарик, мальчику фуражку. Выходят все участники выступления кланяются)

«Детство, опаленное войной»

(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне,

для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)

Разработала и провела

учитель начальных классов:

Панькова Л.В.

Литературно-музыкальная композиция

«Детство, опаленное войной»

(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне, для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)

Цель: Воспитание патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества.

Задачи:

Расширять знания школьников о Великой Отечественной войне; дать возможность прочувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.

Способствовать расширению представлений о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек, и девчонок; вызвать чувство гордости, желание подражать героям, на их примерах учиться стойкости и мужеству; стремиться показать детям, какой нелегкой ценой завоевана Победа.

Рассказать о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.

Привлекать детей к чтению книг о Великой Отечественной войне; содействовать воспитанию чувства глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь во имя Победы.

Оформление:

Рисунки детей о войне, портреты пионеров - героев, выставка книг

Ход праздника:

1 ученик:

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Звучит фонограмма песни

«Журавли» муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова.

Ведущий 1:

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.

2 ученик:

Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, дети, никогда

Об этом не забудем!

Ведущий:2

Дорогие ребята, уважаемые гости! Много лет отделяет нас от Дня Победы в той страшной и тяжёлой войне. Весь народ поднялся на защиту Отечества. Тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах, наравне с взрослыми трудились в тылу.

Ведущий : 1

Сегодня наша литературно-музыкальная композиция о детях Великой Отечественной войны.

Ведущий: 2

Лето 1941 года началось замечательно для многих девчонок и мальчишек. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах.

Сценка: «На солнечной полянке»

На солнечной полянке сидят девочки и мальчики. Слышно пение птиц. Они мечтают о будущем.

Мальчик 1:

Вы знаете, о чём я мечтаю? Я хочу быть учителем. Буду учить детей любить Родину, буду читать им свои любимые стихи А.Блока

Рождённые в крае глухих

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего…

Мальчик 2:

А я буду врачом.

Девочка 1:

А я буду просто хорошим человеком.

Девочка 2:

Ребята, посмотрите, какая вокруг красота, даже дух захватывает. А тишина то, какая! А зори здесь тихие, тихие. Чистые, чистые, как слёзы…

Ведущий:1

А старшеклассники гуляли на выпускных вечерах.

(Несколько пар танцуют вальс. Музыка заканчивается. Ребята прощаются и расходятся по домам.)

Ведущий: 2

Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зелёный сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Ведущий: 1

Плыло небо в светлых точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась ВОЙНА.

«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Ведущий: 2

На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Тысячи детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.

(Группа мальчиков, маршируя, исполняют песню «Прощание славянки»)

1 ученик :

Сороковые, роковые

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

2 ученик:

Нас не учили, как под танк бросаться,

И вражью амбразуру как закрыть,

И на врага живым тараном мчаться…

Но нас учили Родину любить!

3 ученик:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!...

Ведущий: 1

Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.

Ведущий: 2

В блокадном Ленинграде оставалось 2млн.544тыс. жителей, в том числе 400тыс. детей.

Ведущий: 1

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались до конца, пройдя через все жестокие испытания.

Своим детским чутьем они понимали, что пришла беда, большая беда.

Сценка «Брат и сестра»

Сестра:

Как холодно и мама не идет

Быть может хлебушка, она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать

Голодной страшно мне идти в кровать

Брат:

А разве я есть не хочу?

Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное фашисты далеко.

Да и кому в стране сейчас легко!

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат: (строго)

Не вздумай хныкать перед ней,

дай отдохнуть сначала ей.

1 ученик:

В эти дни невеселые

Мы росли во дворах

Годы были нешкольные,

Всюду слезы и страх.

Апельсины, бананчики

Кушать мы не могли -

На очистках картофельных

Все тогда мы росли.

Ведущий:2

Но сколько их не вынесло голода!

И сколько сгорело в огне!

И сколько погибло от холода!

Не выговорить мне.

Не выговорить - нет мочи!

Ленинградских детей число,

Чьи жизни в те чёрные ночи

В те страшные дни унесло.

Ведущий: 1

18 млн. советских людей оказались в фашистских концлагерях. Среди них были и дети. Лишь 7млн. человек дождались своей свободы. Фашисты использовали малолетних узников в качестве бесплатной рабочей силы. Ставили над ними медицинские эксперименты, использовали в качестве доноров, забирая почти всю кровь.

(Фрагмент фильма «Помни имя свое»)

Ведущий: 2

Почти третья часть населения страны жила в условиях жестокой немецкой оккупации. Оккупанты уничтожали поселки, деревни. Расстреливали и сжигали жителей, не жалея ни женщин, ни детей.

Сценка «Бабушка и внук»

(Свет в зале гаснет. Слабый луч прожектора освещает угол сцены. Там окно, рядом табурет и стол, на столе горит свеча. Бабушка и внук, сидят у окна, выглядывают на улицу.)

Внук: Гляди, гляди, бабушка! Танки пошли! Большие какие! И на всех кресты, а ты говорила: «Креста на них нет».

Бабушка: Это по-ихнему «свастика»

Внук: Мотоциклы мчатся…

(Фонограмма - немецкие фразы, визг поросёнка, смех.)

Внук: Бабушка, гляди - фриц за поросёнком гоняется!

Бабушка: (беря внука за руку). Идём со мной, Васятка…

Внук: Куда, бабушка?

Бабушка: Посидишь в сарае, пока известие не придёт, как с тобой дальше быть…

Внук: Да что меня прятать, я же маленький…

Бабушка: Поросёнок тоже маленьким был… Идём!

Внук: Не пойду я в сарай!

Бабушка : Не перечь. Вернётся отец, всё расскажу, так и знай.

Внук : Бабушка, а он тебе не говорил, куда он подался?

Бабушка: Не знаю.

Внук : А я знаю. В партизаны вместе с заводскими ушёл.

Бабушка : (испуганно). Погубишь всех! Снимай фотографии со стен. (Бабушка и внук снимают со стен фотографии.) А теперь собирайся. Пойдём в сарай, и не перечь бабке.

Внук : Бабушка, родненькая… Всё, что хочешь проси меня… Только не в сарай. Не пойду! Я темноты и мышей боюсь. (Всхлипывает.)

Бабушка: Эх, Васятка, Васятка! «Мышей боюсь», храбростью-то не в отца вышел. Что мне с тобой делать? Боюсь я за тебя. Ты мальчик доверчивый. Сболтнешь про отца - и всё, конец. Вот что, Васятка, если придут фашисты, о чём бы ни спрашивали: об отце, о матери, обо мне, о чём угодно - прикинься немым. (Стук в дверь.) Ой, это к нам. Ноги подкашиваются…

Внук : Это голос Серёжи.

(Входит Серёжа)

Бабушка : Ох и напугал ты нас! Думали, это фашисты пожаловали. Ты что такой весь сине- зелёный? Лица на тебе нет…

Серёжа: Расстреляли, расстреляли!

Внук: Кого расстреляли?

Серёжа: Троих партизан на площади расстреляли. Они, говорят, листовки расклеивали. Фашисты их поймали, и сразу… понимаешь?

Бабушка: Давайте-ка, ребята, спрячемся в сарае, пока наши не придут.

(Все уходят со сцены)

Ведущий: 1

За время Великой Отечественной войны всего в мире погибло 13млн. детей.

1 ученик:

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас,

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь и смерть - и нету середины

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки достойные поэм.

Сколько вас, весёлых и счастливых

По родной земле погребено?

2 ученик:

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад!

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье,

Ты послушай святую минуту молчанья.

(Минута молчания)

Ведущий: 2

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина.

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Во имя Отчизны -

Дети (хором)

- Победа

Во имя живущих

Дети (хором)

- Победа

Во имя грядущих -

Дети (хором)- Победа

Ведущий: 2

9 мая 1945 года наступила долгожданная победа. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Война оставила след почти в каждой семье. Почти 27 млн. своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна…

Группа детей исполняют песню «Победный марш».

Несколько пар детей танцуют вальс.

1 ученик :

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с победой вы домой пришли,

Солдаты мая, слава вам навеки,

От всей земли, от всей Руси!

2 ученик:

Шла война четыре года, много полегло ребят,

Но закончилась победой шесть десятков лет назад.

Шестьдесят пять лет, назад расцветала та весна,

Когда, наконец, прекратилась война!

3 ученик:

Я не знаю про эту войну ничего.

Книгу я прочитаю. Увижу в кино.

Но так трудно сегодня поверить мне,

Что прадедушка мой был убит на войне.

4 ученик:

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Ведущий: 1

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о войне.

Учителя исполняют песню «Живые помнят»

Ведущий: 2

Нашему поколению людей новой России, дорого будущее планеты, и поэтому наша задача - не допустить новой войны, бороться за мир во всем мире.

1 ученик:

2 ученик: Мир - это главное слово на свете,

3 ученик: Мир - очень нужен нашей планете!

4 ученик : Мир нужен детям!

5 ученик: Мир нужен взрослым!

6 ученик: Мир нужен всем!

Праздник заканчивается исполнением песни «Пусть всегда будет солнце»

Живые помнят о живых,

О тех, кто рядом был когда-то

Легенды сложены о них,

О верных подвигам ребятах.

Все помнит русский наш солдат:

С кем ел из котелка он кашу,

Махоркой, порохом пропахшей.

Об этом трудно вспоминать, -

Да только горя не забудешь

Россию, как родную мать,

Горячим сердцем не остудишь!

Живые помнят о живых…

Ход мероприятия:

Слайд 1

Дети сидят полукругом. Окна затемнены. В центре стоит стол. За столом сидят ведущие. На столе горит свеча.. Звучит запись с голосом Левитана «Сегодня в 4 часа утра…».

Слайд 2

Затем звучит песня «Священная война». Постепенно звук музыки почти стихает, дети читают стихи.

Старшеклассник 1.

Июнь. Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море,

И раздавался громкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Старшеклассница 2.

Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времён

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

Ведущий: Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи.

Ученица читает стихотворение Б.Окуджавы «До свидания, мальчики». Слайд 3

Ведущий: «Всё для фронта, всё для победы» - повсюду звучал призыв.В тылу оставались женщины, старики дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. Мальчишки, оставшиеся дома, заменяли мужчин, выполняли всю мужскую работу за своих отцов.

Ученик читает стихотворение Я.Берёзкина «Мужчина». Слайд 4

Ведущий: А сколько всего выпало на долю женщин. О их нелёгкой судьбе написали в те годы поэты Михаил Исаковский и Людмила Шмидт.

Ученики читают стихотворения «Да разве об этом расскажешь», «Спою тебе, родной» . Слайды 5 – 9.

Ведущий: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Сколько километров дорог пройдено, сколько солдатских сапог истоптано. Но они верили, что мир, спасённый от фашизма, будет прекрасен. Трудно было. А выжить помогала песня. Особенно дороги нам песни военных лет.

1 класс исполняет песню «Эх дороги», 4 класс – «Катюша». Слайды 10 – 13, 14.

Ведущий: На фронтах и партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Ваши ровесники, ребята, брали в руки совсем не игрушечные автоматы и боеприпасы. Рядом с именами легендарных героев войны Гастелло, Маресьева и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей и другие. Слайд 15.

Дети читают стихи:

С.Маршак «Не и ни». Слайд 16

А.Твардовский «Рассказ танкиста», Слайд 17

А.Барто «Партизанке Тане», Слайд 18

А.Барто «Сашко». Слайды 19 - 20

Старшеклассник 1. Слайд 21

Юные, безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Старшеклассница 2.

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Старшеклассник 1.

И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнём,

Юные безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившем строе

Мы сегодня мысленно идём.

Объявляется минута Молчания. Звучит метроном. Слайд 22

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны погибли более 26 миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1710 советских городов и посёлков городского типа, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Осталось без крова над головой 25 миллионов человек.

Ученик читает стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки». Слайд 23

Ведущий: Путь к победе был долог – 1418 дней и ночей войны. И каждый день – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерное страдание людей, беспримерное мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед.

Ученики читают стихотворения: Слайд 24

А. Смирнова «Кто был на войне»,

Р.Казаковой «Чистое небо».

Ведущий: Подвиг Советской Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии, В Трептов – парке, стоит памятник воину-освободителю. Это солдат-победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка.

Ученик читает стихотворение Г.Рублёва «Памятник». Слайд 25

Ведущий: День Победы! С каким нетерпением тебя ждали угнетённые народы. Во имя тебя были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания. 9 мая 1945 года… Разве можно забыть этот день? Он памятен каждому человеку.

Ученики читают стихи А.Усачёва «Что такое день Победы». Слайд 26

2 класс исполняет песню «День Победы». Слайд 77

Ведущий: Мы, потомки, должны помнить, какой ценой завоёвано наше счастье. Хотелось бы, чтобы вы, родившиеся и выросшие в мирное время, никогда бы не испытывали ужаса войны и задумались над тем, кому мы обязаны жизнью. Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что на ней совершается противоестественное – убийство людей.

Ученики читают стихи:

С.Маршак «Урок родного языка», Слайд 28

Е.Трутнева «За мир, за детей!», Слайд 29

Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны».

Ведущий: Миллионы погибли, чтобы на Земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о сегодняшних войнах.

Услышал мой ребёнок. Мой и твой.

Я не хочу, чтобы голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, что доты обнажались,

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинуть люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари, пепелищ и от хатынской боли.

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Услышал мой ребёнок, мой и твой.

Пусть мир взорвётся криком:

«Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мёртвый, а живой!»

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» . Слайд 31

Слайд 32.

Подведение итогов конкурса чтецов и награждение победителей.

Литературно-музыкальная композиция о войне.

Звучит фонограмма детского смеха, дети играют с игрушками.Смех обрывается. Дети замирают. Звучит голос Левитана.
Ведущий:
Война…. Какое страшное слово!
Война – жесточе нету слова.
Война – страшнее нету слова.
Война – печальней нету слова. Война – это письма, которые ждут и боятся получать.
Война – это особая любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу, уничтожению, смерти.
Война – сыновей принимая прах,
Навзрыд Россия голосила.

Война – остаться целыми в живых
Она всех остальных просила.
Весь под ногами шар земной…
Живу…
Дышу…
Пою…
Но в нашей памяти всегда…
Все. Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровянее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Чем дальше мы уходим от войны…

1 куплет:
Сколько писем солдатских с той последней войны.
До сих пор адресатам так и не вручены.
Может нет адресата и писавшего нет..
Так кого же он ищет треугольный конверт.
Припев:


Треугольная повесть, повесть в несколько строк
"Мол,воюю на совесть. Слушай мамку,сынок.."
2 куплет:
Желтым пеплом покрыла треугольники осень
Строчки ливнями смыты, словно вдовьей слезой
И слова уже стали неразборчивы очень
Но до боли понятен смысл тех писем простой
Припев:
Треугольная небыль, невозможная быль
В три погибели неба, пуль шальная кадриль
Треугольная радость, треугольная грусть.
Уцелевших три слова: "Я Маруся,вернусь.."
3 куплет:
Мы хотим,чтобы знали люди нашей страны
Эти письма писали нам солдаты с войны
Это так завещали все сполна любить
Что они защищали и смогли защитить
Припев:
Треугольная небыль невозможная быль
В три погибели неба пуль шальная кадриль
Треугольник бумажный есть мечты и держись
Промелькнуло однажды, "побеждаем, кажись!"
Ведущий.
Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!
показ презентации

Звучат 1-й куплет и припев песни "Священная война".
Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.
Через зал натянуты нити, по которых висят солдатские письма (треугольники).
Ведущий
Слушайте письма военных лет!
Это письма погибших к родным, близким, любимым.
Они писались под пулями. А под пулями не лгут.
Слушайте письма военных лет.
На сцену выходит девушка-почтальон с пустой, но очень тяжелой сумкой и устало садится на краю сцены.
1
- Почтальонка! Почтальонка!
Тяжела ль тебе сума?
Почтальонка

Все газеты да газеты.


2
- Почтальонка! Почтальонка!
Далеко ль тебе тащить?
Почтальонка
- Тяжела моя сума. Тяжела моя сума.
Все журналы да журналы.
Дотащу ли их сама? Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума! (отдаёт письмо)
3
- Почтальонка! Почтальонка!
Обошла ли все дома?
Почтальонка
- Обошла я все дома. Обошла я все дома.
Разнесла газеты, письма.
Тяжела моя сума!
Обошла я все дома.
Тяжела моя сума! (отдаёт письмо)
4
- Почтальонка! Почтальонка!
А ты снимай свою суму!
Почтальонка
- Не могу снимать суму! Не могу снимать суму!
Там на донце похоронка.
Не могу читать, кому. Не могу читать, кому.
Похоронка! Похоронка! (отдаёт письмо)
Почтальонка
Серый камень на груди. Серый камень на груди.
На сцене остаются Катя Каталова Настя Дементьева Катя Анципович читают письма.

1 читает письмо
«Здравствуйте, милые Зиночка и Галочка! Шлю вам свой горячий привет. Зинуля, сейчас одна задача - скорейший разгром Гитлера, чтобы мы могли снова встретиться. Я надеюсь, что после разгрома врага наша встреча состоится. Я надеюсь, что ты с честью выдержишь это жизненное испытание. Помни всегда, что я в боях думаю о вас, что я, не жалея жизни, борюсь за вашу спокойную жизнь, за вашу свободу и независимость. И если.придется умереть, то и тогда не забывай меня, знай, что жизнь моя - цена вашей жизни. Я думаю, что все это ты прекрасно понимаешь.
2 читает письмо
Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь - 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь...
3 читает письмо
Еще невнятна тишина,
Еще в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.
Еще косится автомат
На окон черные подвалы,
Еще "цивильные" дрожат
И не выходят из подвалов.
И, тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.
Пулемётная очередь
Первая сцена гашения "бомб - зажигалок", под рокот самолетов, взрывов и воздушной тревоги. После налета возвращается домой, снимает пальто и засыпает ни стуле. Под пальто - белый халат.
Вторая сцена.
Тюрьма, девушка пишет письмо и начинает читать его вслух: "Боря, нас ночью убьют; поганые чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что наша возьмет. Боря, ты меня прости, что я тебя огорчила. Знаешь, не всегда так говоришь и делаешь, как хочется, а я тебя так люблю, так люблю, что не умею сказать. Боря, я сейчас прижалась бы к тебе, и ничего мне не страшно, пусть ведут. Вчера, когда очень били, я про себя повторяла: "Боренька", а им ничего не сказала - не хочу, чтобы они слышали твое имя. Боренька, ты прощай, спасибо тебе за все".
"Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено - ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! ВО ИМЯ ЖИЗНИ будущих после нас людей, во имя тебя. Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай.
Твоя Паша".
Ведущий
Госпиталь. Все в белом.
Стены пахнут сыроватым мелом.
Запеленав нас туго в одеяло
и подтрунив над тем,как мы малы.
Нагнувшись воду на полу гоняла сестра.
А мы глядели на полы
И нам в глаза летела синева,
Вода, полы, кружилась голова.
Слова кружились: и она.
Третья сцена.
На сцену выходят Маша Подхапова, Настя Дементьева, Катя Анципович
Инна Зуева в роли мед сестры.
Каждый встаёт на своё место Инна в центре сцены
Маша Подхапова,
Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Настя Дементьева,
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
Катя Анципович
Но вот в сто первый раз,
в последний раз
Ее сразил осколок мины лютой...
Склонился шелк знамен
в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто…
Ведущий
Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.
Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый...
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.

Звучит песня «Журавли»

А превратились в белых журавлей.

Они, до сей поры, с времен тех дальних,
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса.

Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый –
Быть может это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле.
Из-под небес, по-птичьи окликая,
Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей
Звучит фонограмма победы
Ведущий
Встала пшеница спелая,
Тихо плывет рассвет.
Все, что могли вы сделали,
Ребята, которых нет!

Плакать устали матери,
Но через толщу лет
Смотрят на нас внимательно,
Ребята, которых нет!

Будто склоняясь над судьбами!
Будто шагая вперед
Нам они стали судьбами -
Ребята, которых нет!"

В это время выходят чтецы зажигают множество свечей.
Cтихотворение В. Мавродиева «Мать».
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо березок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.
С далёкой Второй Мировой,
Я память и прошлое не продаю,
Я вижу, как смотрят с тоской

Как трудно, пройдя столько зим и невзгод,
Опять не увидеть тепла!
Он был, или не был, ваш солнечный год:
Октябрь, коммунисты, война?

Вам обещали светлые дали,
Вы ж защищали царство печали...
Верили свято в лучшие годы,
Шли по этапу в царство свободы...

Вы стали слабей, и всё чаще болеть,
Мы стали умней и хитрей,
Мы многое сможем узнать и успеть,
Но сможем ли быть чуть добрей?

Я покойного деда медали храню
С далёкой Второй Мировой,
Я память и прошлое не продаю!..
Старые люди! Строгие судьи -
Кто вас помянет, кто вас забудет?
Жизнь догорает, но боль не стареет,
Время проверит, кто что умеет!

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Свеча в ладонях" (шествие к памятнику погибшим воинам)

Автор Мацегора Алла Владимировна

Описание: В шествии участвуют молодежь и школьники, жители и гости поселка Юловский.
В сценарии использованы стихи советских поэтов, песни военных лет и песни о войне.
Действие происходит у братской могилы в п. Юловский Сальского района в вечернее время.

Цели:
Воспитание патриотизма, любви к Родине, активной гражданской позиции.
Воспитание чувства гордости за страну, уважение к ветеранам;
Формирование уважения к историческому прошлому страны и её народа;
Активизация творческих способностей молодого поколения.
Оборудование:
мультимедийная установка.
большой экран.
звуко-усилительное оборудование
микрофоны
Слайды
Свечи

Музыкальное сопровождение: песни войны.

1, Муз. фон «ФАНФАРЫ ПОБЕДА»

СЛАЙДЫ «Свеча в ладони»
ТЕКСТ Ничто не вечно под луной, никто не вечен,
Над сумасшедшей тишиной зажгите свечи!

Слайды «Фото – дороги»
Музыкальный фон «Эх, дороги»

Чтец
(на фоне музыки) Всюду бегут дороги… Бегут куда-то вдаль, пересекаются, расходятся в разные стороны и вновь сходятся…
ВЕД: А ведь дороги бывают очень разные, например, дорога счастья, дорога успеха… Такие ясные, широкие, светлые дороги.
ВЕД: А бывают дороги страшные, дороги страданий и слёз. Такие дороги не выбирает никто, по ним просто идут…

Чтец
Пылает днем и ночью пламя
И озаряет шар земной
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.

Чтец
Знакомый дом, березку золотую,
Все обожгла военная пора,
Но ты хранишь, как память дорогую,
Простой напев, что пели мы вчера.

Чтец
4 года, 2600 километров и 27 миллионов унесённых жизней.
27 миллионов - это значит каждый восьмой житель нашей страны погиб во время Великой Отечественной войны.14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек каждую минуту.

Чтец
И за каждой из этих страшных цифр мы видим наших воинов, бросавших своё мальчишеское тело под фашистские танки, месивших своими обмороженными, стёртыми в кровь ногами осеннюю грязь и зимний снег, жгучий песок и глину, но всё-таки прошедших эти 1418 дней, чтобы на стенах повреждённого рейхстага наконец-то устало присесть и сказать: «Всё, ребята, мы победили!»

Чтец
Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в перерывах между боями, в тесных землянках и холодных окопах, у костров в партизанских лесах. Они верили, что мир, спасённый от фашизма, будет прекрасным.

Музыкальный фон «Эх,дороги»

Чтец
Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив Время на «довоенное» и «военное», разделив всех нас на «фронт» и «тыл».

Чтец
А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно тонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война.

Чтец
Немногочи¬сленные фронтовые треугольники стали единственной ниточкой на¬дежды на возвращение и веры в нашу победу. Они провожали и на¬деялись, ждали и верили...

Чтец
Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее почитать.
На страницах застыли года.
22 ему будет всегда.

На последние 4 строчки по очереди выходят парень, девушка и мужчина, присаживаются на парапет у памятника. В руках листы бумаги и карандаши. Они пишут письма.

ПАРЕНЬ:
"Мама, я здоров и живой..."
А наутро последний бой.
Ты прости, что письмо,
Торопясь, отрываясь, небрежно
Я пишу, как мальчишка дневник
И как штурман - журнал.
Вот опять начинается... Слышишь?
С третьей скоростью мчится
Огнем начиненный металл...

ДЕВУШКА:
Дорогая мамочка!
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Не близок путь, далёк знакомый край,
Но я вернусь к любимому порогу.
4 На голос твой я сердцем отзовусь
И на заботу подвигом отвечу.
Я далеко, но я ещё вернусь
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

МУЖЧИНА:
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.

Из-за памятника выходит женщина с треугольниками писем в руках.

Проходит к братской могиле.

Муз. фон ВЗРЫВЫ И РЕЗКО ТИШИНА.

Чтец
Чёрным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слёз, сколько горя обрушилось на женщину в один миг!
Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждёт и надеется: а вдруг произойдёт чудо и на пороге появится сын, её кровинушка.

Женщина:
Возьми меня с собою родненький.
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком:
"Нет! Не надо! Мне нужен сын не мертвый,
а живой! "

Музыкальный фон.

Боже наш, всеблагий Отче,
Об одном прошу в молитвах
Не забудь, поставь пред очи
Деток малых, беззащитных...
Упаси от искушенья,
Дай найти свою дорогу
За чужие прегрешенья
Не карай их слишком строго.
От людей жестоких, грубых
Защити их, боже правый
Их доверчивые губы
Не сожги людской отравой.
Пусть не хищники, не слизни
Не пройдут в их мир сердечный...
То, что не смогла при жизни
Сделай боже бесконечный!

СЛАЙДЫ «Свеча в ладони»
ТЕКСТ Когда звучит незримый хор, как ангелы в раю,
Над прахом братьев и сестер зажги свою свечу!

Чтец
Мир подвига неисчерпаем, и всё в нём связано крепчайшими нитями.
Безымянный солдат победил. Победил, потому что верил: дело его правое, родина у него одна. И другой не будет.

Солдаты, не пришедшие с войны,
Неслышно так стучатся в наши двери,
И трудно до сих пор ещё поверить,
Что не дошли они до тишины.

Чтец
Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Пылает днём и ночью пламя
И озаряет шар земной,
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.

Чтец
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Чтец
Встаньте! И пусть ваше молчание будет самым грозным протестом против войны!

Чтец
Встаньте! Быть может тогда в мире прольётся хоть на одну каплю крови меньше!

Чтец
Проклятая война!
Гори она огнем!
Сердца наполнены тоскою и печалью.
Давайте павших помянем
Минутой скорбного молчанья!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Чтец
Возложите на море венки,
Есть такой человечий обычай –
В память воинов, в море погибших,
Возлагают на море венки.
Заплетите земные цветы
Над землею сгоревшим пилотам.
Не вернулись они из полетов...
Возложите на небо венки.
Возложите на землю венки,
В этом вечном огне все сгорели.
Из жасмина, из белой сирени
Возложите на землю венки.

Музыкальный фон.
Возлагаются венки и гирлянды к па¬мятнику.
Свечи ставятся на постамент братской могилы.

Чтец
Нет, Победы мы не ждали в гости,
Сами к ней четыре года шли.
Жилы в нас рвались, трещали кости.
Крови стоил каждый метр земли.
Лишь тогда, когда у стен Рейхстага
Был окончен фронтовой наш путь,
Мы ее коснулись краем стяга
И в глаза смогли ей заглянуть.

ЖЕНЩИНЫ:
Запомни эти дни.
Прислушайся немного,
и ты - душой - услышишь в тот же час:
она пришла и встала у порога,
она готова в двери постучать.

Она к тебе спешила из похода
столь тяжкого,
что слов не обрести,
Она ведь знала: все четыре года
ты ждал ее,
ты знал ее пути.

Ты отдал все, что мог, ее дерзанью:
всю жизнь свою,
всю душу,
радость,
плач.
Ты в ней не усомнился в дни страданья,
не возгордился праздно в дни удач.

И вот - она у твоего порога.
Дыханье переводит и молчит.
Ну - день, ну - два, еще совсем немного,
ну - через час - возьмет и постучит.

Запомни ж все! И в будничных тревогах
на всем чистейший отблеск отмечай.
Стоит Победа на твоем пороге.
Сейчас она войдет к тебе.
ВСЕ. Встречай!

Видеоряд на песню Долматовского Е. и Пахмутовой А. "Майский вальс".
Чтец

Чтец
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это
Лишь бы не забыть!
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке меж берегами
Кровь-вода текла.
Были черными березы,
Долгими - года.
Были выплаканы слезы,
Жаль, не навсегда.

Чтец
Задохнулись канонады, в мире тишина
На большой земле однажды кончилась война

Фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце» (Автор Ошанин Л.
Композитор Островский А)
Звук микшируется. На фоне песни выступление младших школьников

Дети
1. Я нарисую яркое солнце!
2. Я нарисую синее небо!
3. Я нарисую свет в оконце!
4. Я нарисую колосья хлеба!
5 и 6. Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнём нашей общею кистью:
Выстрелы, взрывы, огонь и войны

Чтец
Мы, поколение 21 века,
Клянемся в памяти хранить войны священной даты,
В веках сквозь время пронести всё то, что сердцу свято!
И если надо встанем в строй за честь родной державы,
Как деды наши и отцы – венцы солдатской славы!

Чтец
Мы радуемся, когда исчезают на земле следы войны, но мы свято храним в памяти все, что было пережито. Нашу память питает живая любовь к погибшим и бесконечная благодарность ко всем, кто не щадя себя бился с врагом.

Чтец
Пусть над землёй моей
Не рвётся в клочья небо!
Пусть тишина полей
Прольётся тёплым хлебом,
И солнце по утрам свет дарит всей планете!
Не быть войне! Быть миру! Счастья детям!

СЛАЙДЫ "Свеча в ладони"
ТЕКСТ Станьте чуточку добрей и человечней,

Чтец
Пускай умолкнет гул вражды и злые речи,
На свете нет чужой беды - зажгите свечи!
И станьте чуточку добрей и человечней,
В своей душе, как в алтаре, зажгите свечи!

Чтец
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем всех с великим днем,
С днем нашей славы, С днем Победы!