Отражение финансовых результатов в бюджетном учёте. Как формируется финансовый результат в бюджетной организации? Что финансовый результат бюджетного учреждения

Для учета финансовых результатов в бюджетных учреждениях используется счет 4 раздела «Финансовый результат» 040100000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта». К данному счету открываются следующие счета в соответствии с планом счетов:

040110000 «Доходы текущего финансового года»

040120000 «Расходы текущего финансового года»

040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

040140000 «Доходы будущих периодов»

040150000 «Расходы будущих периодов»

Для определения конечного финансового результата деятельности бюджетного учреждения сумма начисленных доходов сопоставляется с суммой начисленных расходов и в случае если по указанным счетам получен кредитовый остаток, то финансовым результатом будет прибыль, в противном случае – убыток.

Учет доходов бюджетного учреждения

Для учета доходов бюджетного учреждения используется счет 040110000 «Доходы текущего финансового года». К нему используются коды КОСГУ: 100 – операции с доходами. К данному счету открываются следующие аналитические счета в соответствии с объектом учета:

040110120 «Доходы от собственности»

040110130 «Доходы от оказания платных услуг»

040110140 «Доходы от сумм принудительного изъятия»

040110150 «Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов»

040110170 «Доходы по операциям с активами», в том числе:

040110171 «Доходы от переоценки активов»

040110172 «Доходы от операций с активами»

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»

040110180 «Прочие доходы»

Признание или начисление доходов отражается в учете учреждения следующими записями:

1) При начислении доходов от сдачи имущества в аренду: Д 020520560 «Расчеты по доходам от собственности» К 040110120.

2) При начислении доходов от продажи товаров, готовой продукции, а также работ и услуг: Д 020530560 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг» К 040110130.

3) Начисление доходов от продажи основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества учреждения отражается: Д 020571560, 020572560, 020574560 К 040110172.

4) Принятие к учету излишков основных средств, материальных запасов, нематериальных активов и других нефинансовых активов отражается: Д 010100310, 010500340, 010200320 К 040110180.

5) При принятии к учету материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств, оформляется запись: Д 010500340 К 040110172.

6) При отнесении задолженности по выявленной недостаче нефинансовых активов на виновное лицо оформляется запись: Д 020970560 К 040110172.

7) При начислении доходов в сумме денежных средств, полученных в виде пожертвований и грантов, оформляется запись: Д 020580560 «Расчеты с дебиторами по прочим доходам» К 040110180.

8) При начислении доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания оформляется запись: Д 020580560 К 040110180.

9) При зачислении в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов выполненных работ и услуг отражается: Д 040140000 «Доходы будущих периодов» К 040110130.

Уменьшение доходов производится в следующих случаях:

1. При начислении налогов:

а) НДС: Д 040110130, 040110172, 040110120 и т.д. К 030304730.

б) Налог на прибыль: Д 040110130, 040110172, 040110120 и т.д. К 030303730.

2. При списании балансовой стоимости нефинансовых активов, их реализации: Д 040110172 К 010100410, 010200420, 010500440 и т.д.

3. При списании доходов, связанных с продажей нефинансовых активов: Д 040110172 К 040120200 и т.д.

4. При списании себестоимости выполненных работ и услуг, а также товаров и готовой продукции: Д040110130 К 010538440, 010960200 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг».

Таким образом, счет 040110100 является по своей характеристике пассивным счетом.

Учет расходов

Для учета расходов бюджетных учреждений используется счет 040120000.

К нему применяются коды КОСГУ: 200 – операции с расходами.

Открываются следующие аналитические счета по соответствующим группам расходов:

040120211 «Расходы по заработной плате»

040120212 «Расходы по прочим выплатам»

040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

040120221 «Расходы на услуги связи»

040120222 «Расходы на транспортные услуги»

040120223 «Расходы на коммунальные услуги»

040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом»

040120225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»

040120226 «Расходы на прочие работы, услуги»

040120260 «Расходы на социальное обеспечение»

040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

040120272 «Расходование материальных запасов»

040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

040120290 «Прочие расходы»

При начислении расходов бюджетного учреждения в учете оформляются следующие записи:

1) При начислении заработной платы: Д 040120211 К 030211730.

2) При начислении страховых взносов на заработную плату: Д 040120213 К 030302730, 030306730-030311730.

3) При начислении кредиторской задолженности по выполненным работам и оказанным услугам (например, по транспортным услугам): Д 040120222 К 030222730.

4) При начислении кредиторской задолженности по договорам гражданско-правового характера: Д 040120226 К 030226730 «Расчеты по прочим работам, услугам».

5) При начислении стипендий: Д 040120290 К 030291730 «Расчеты по прочим расходам».

6) При начислении расходов учреждения по подотчетным суммам (командировочные): Д 040120212 (суточные), 040120222 (проезд), 040120226 (проживание) К 020800560.

7) При списании расходов по ремонту основных средств: Д 040120225 К 030225730 и т.д.

8) При списании израсходованных материальных запасов: Д 040120272 К 010500440.

9) При начислении амортизации основных средств и нематериальных активов: Д 040120271 К 010400410, 010400420.

10) При списании дебиторской задолженности, нереальной к взысканию: Д 040120273 К 020500660,020600660, 020800660.

По окончании финансового года все аналитические счета к счету 040110100 и 040120200 закрываются путем списания накопленных сумм на финансовый результат прошлых отчетных периодов.

Закрытие финансового года в бюджетном учете и выявление финансовых результатов

В конце финансового года (31 декабря) определяется финансовый результат деятельности бюджетного учреждения путем закрытия счетов учета доходов и расходов текущего финансового года. Закрытие производится с использованием счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». К счету 040130000 не применяются коды КОСГУ.

Операции по заключению счетов текущего финансового года отражаются на основании справки формы № 0504833. При закрытии финансового года оформляются следующие записи:

1) Списываются фактические расходы бюджетного учреждения за текущий финансовый год: Д 040130000 К 040120200.

Списание расходов бюджетного учреждения осуществляется отдельно по каждому коду КОСГУ.

2) Списывается сумма фактических доходов учреждения, начисленных за текущий финансовый год:

Д 040110100 К 040130000. Списание доходов происходит отдельно по каждому коду КОСГУ.

После отражения указанных операций на счете 040130000 формируется конечный финансовый результат деятельности бюджетного учреждения, который называется чистый операционный результат. Он отражается в балансе учреждения формы № 0503730 в разделе 4 «Финансовый результат» и в форме № 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения».

- 339.50 Кб

Бюджетным учреждением: Дебет счета 2 401 10 100 "Доходы хозяйствующего субъекта по приносящей доход деятельности" (по соответствующим статьям (подстатьям) 120 , 130 , 172 , 173 и 180 КОСГУ); Кредит счета 2 303 03 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций"

При завершении финансового года суммы доходов и расходов, начисленных по методу начисления, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года (на счетах 401 10 100, 401 20 200), относятся на финансовый результат прошлых отчетных периодов (на счет 401 30 000) (п. 297 Инструкции N 157н).

Порядок отражения операций по заключению счетов текущего финансового года установлен п. 122 Инструкции N 162н, п. 155 Инструкции N 174н и п. 183 Инструкции N 183н.

Закрытие расходов текущего финансового года отражается бухгалтерской проводкой: Дебет счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"; Кредит счета 0 401 20 200 "Расходы хозяйствующего субъекта".

В свою очередь, операции по заключению доходов текущего финансового года оформляются следующим образом:

1. В части дебетового остатка: Дебет счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"; Кредит счета 0 401 10 100 "Доходы хозяйствующего субъекта".

2. В части кредитового остатка: Дебет счета 0 401 10 100 "Доходы хозяйствующего субъекта"; Кредит счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".

2. Учет финансовых результатов в бюджетных учреждениях

2.1. Характеристика МУЗ «Центральная городская больница»

МУЗ «Центральная городская больница» является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета города Чебоксары на основе сметы. Осуществляет свою деятельность на основании Устава с изменениями и дополнениями, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банке, бланки, печать с гербом Чувашской Республики.

Целью создания Учреждения является охрана здоровья и оказание неотложной и специализированной медицинской помощи прикрепленному к данному учреждению населению города Чебоксары, а также оказание травматологической помощи.

Для выполнения указанных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: доврачебная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, прочие работы и услуги.

МУЗ «Центральная городская больница» берет свое начало с 1960 года, когда чебоксарские строители открыли свою поликлинику на 1-ом этаже общежития по ул.Энгельса, 24. Через 4 года в том же здании был открыт стационар на 200 коек. В последующем были построены новые корпуса поликлиники, к ней присоединено еще одно здание на пр.Ленина, 47. Мощность стационара Медсанчасти строителей достигло 480 коек.

В 2000 году больница стала называться МУЗ «Больница строителей», а с 2001 года по 2004 год носила наименование МУЗ «Городская больница №3» г.Чебоксары. В 2005году МУЗ «Центральная городская больница». На сегодня больница представляет комплекс из нескольких зданий в центре города. Здесь расположена поликлиника на 1200 посещений в смену, в составе которой отделения терапевтов (участковое, цеховое), отделение ВОП, стоматологическое и отделение ортопедической стоматологии, хирургическое, женская консультация, узкие специалисты, четыре диагностических отделения и отделения восстановительного лечения. Прием ведется по 24 специальностям.

Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления.

Организационная структура МУЗ «Центральная городская больница» показана на рисунке 1.

Рис. 1. Организационная структура МУЗ «Центральная городская больница»

Структура организации тесно связана с характерным для нее специфическим разделением труда и требованиями построения системы контроля в организации. Любая организация имеет организацию труда, но не просто случайное распределение работы между всем персоналом организации, а специализированное разделение труда. Оно означает закрепление конкретной работы за тем человеком, который лучше всех в организации сможет ее выполнить, то есть за специалистом.

2.2 Анализ финансового состояния деятельности МУЗ «Центральная городская больница» за 2009-2010 гг.

Анализ финансового состояния организации включает в себя анализ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах работы МУЗ «Центральная городская больница» за прошедшие периоды для выявления тенденций в ее деятельности и определения основных финансовых показателей.

Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании».

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счет прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Поставщиками денежных средств МУЗ «Центральная городская больница» являются бюджет города Чебоксары, Фонд ОМС ЧР, СК «Чувашия-Мед». Они ежемесячно предоставляют финансирование денежных средств. Также МУЗ «Центральная городская больница» занимается предпринимательской деятельностью. Предпринимательская деятельность бюджетных организаций – это источник их дополнительного финансирования. Поэтому практически каждое бюджетное учреждение (за редким исключением) организует деятельность, которая в соответствии с правилами новой Инструкции по бюджетному учету называется «деятельность, приносящая доход». А если есть доход, то имеется и налог на прибыль. Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигновании руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности. В принципе средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако в течение срока задержки финансирования, суммы выручки от реализации продукции (работ или услуг), произведенной (выполненных или оказанных) бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по соответствующим бюджетным сметам. Кроме того, получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Для бюджетных учреждений возможность ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными документами.

Анализ финансового состояния включает в себя анализ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах работы МУЗ «Центральная городская больница» за прошедшие периоды для выявления тенденций в ее деятельности и определения основных финансовых показателей.

В процессе функционирования организации величина активов и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление о качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализов бухгалтерской отчетности организации.

Цель горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности состоит в том, чтобы наглядно представить изменения, произошедшие в основных статьях баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. Вертикальный анализ позволяет сделать вывод о структуре баланса и отчета о прибылях и убытках в текущем состоянии, а также проанализировать динамику этой структуры. Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов организации (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о прибыли) принимают за 100% и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения.

Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении финансовых данных организации за два прошедших периода в относительном и абсолютном в виде. Форма вертикального и горизонтального анализа баланса приведена в таблице 3.

Таблица 3

Форма вертикального и горизонтального анализа баланса МУЗ « Центральная городская больница» за 2010 год по предпринимательской деятельности (сумма – тыс. руб.)

Показатели На начало года На конец года Изменение (+;-)
тыс. руб. В % к итогу тыс. руб. В % к итогу тыс. руб. В % к величине
Актив
1.Основные средства 2154 66,15 1800 44.96 -354 -21.19
2Материальные запасы 519 15.93 383 9.56 -136 -6.37
3Денежные средства 310 9.52 1354 33.82 1044 24.3
4.Расчеты с дебиторами по доходам 247 7.58 450 11.24 203 3.66
5Расчеты по выданным авансам 23 0.7 15 0.37 -8 -0.33
Баланс 3256 100 4003 747
Пассив
Расчеты с поставщиками и подрядчиками 1348 41.4 858 21.43 -490 -19.97
Расчеты по платежам в бюджеты 294 9.02 265 6.62 -29 -2.4
Прочие расчеты с кредиторами 19 0.58 14 0.34 -5 -0.24
Финансовый результат учреждения 1593 48.92 2865 71.57 1272 22.65
Баланс 3256 4003 747

Описание работы

«Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЙ 5
1.1 Законодательно-нормативное регулирование деятельности учреждений здравоохранения 5
1.2 Порядок формирования финансового результатаного бюджетного учреждения 7
2. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧЕРЕЖДЕ-НИЯХ 18
2.1 Характеристика МУЗ «Центральная городская больница» 18
2.2 Анализ финансового состояния деятельности МУЗ «Центральная го-родская больница» за 2009-2010 гг. 20
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности МУЗ «Центральная городская больница» за 2009-2010 гг. 24
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МУЗ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35


Порядок отражения финансового результата на счетах.

Мы уже говорили с вами о том, что и бюджетные учреждения постепенно переходят на «рыночные рельсы» . Перед бюджетным учетом стоит задача четкого отражения финансовых показателей бюджетных организаций.
В Теме 6 мы рассматривали финансовые результаты бюджетной организации по итогам ее предпринимательской деятельности. Однако к основным признакам субъектов сектора государственного управления относится нерыночность их хозяйственной деятельности.


Конечно, по сути все бюджетные организации «убыточны». В особенности те, кто не имеет дополнительных «вливаний» в виде выручек от предпринимательской деятельности. Однако размер «убытков» не менее важен, чем контроль за использованием бюджетных ресурсов.


Для отражения по методу начисления результатов финансовой деятельности учреждения сопоставляются суммами начисленных расходов учреждения с суммами начисленных доходов учреждения. Другими словами, мы сравниваем сколько потратило бюджетное учреждение на свою основную (бюджетную) деятельность, сколько на свои расходы оно получило из средств целевого финансирования, и какой объем расходов не «вошел» в установленные бюджетом лимиты - т.е. сколько бюджетное учреждение осталось должно своим контрагентам по результатам его бюджетной деятельности за год.


Еще раз подчеркиваем предпринимательская деятельность (расходы связанные с предпринимательством, доходы, уплаченные налоги и т.д.) в данном случае во внимание не принимается и не учитывается МЫ определяем результат финансовой деятельности интитуциональной единицы сектора государственного управления.

Используемые счета:
Раздел IV Плана счетов «Финансовый результат».
Счет 0 401 01 200 «Расходы учреждения»
Счет 0 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
а также счет 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов».

Счет 0 401 01 200 «Расходы учреждения» - счет активный и «итоговый», так как все расходы в зависимости от их экономической классификации списываются на счета 0 401 01 210, 0 401 01 211 и т.д. (операции отражаются и по Д-ту и по К-ту одного счета, а не как обычно двух)


Дебет

Кредит

Начисляются все расходы бюджетного учреждения по видам: Расходы учреждения на услуги связи, Расходы учреждения на коммунальные платежи т.д.

Списание всех начисленных за год расходов.

Итого: все расходы бюджетного учреждения за год.

Итого: Е1


Счет 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов».

Д-т

К-т Счета 0 304 05 210, 0 304 05 211 и т.д.

Суммыиспользованных за год бюджетных средств в разрезе статей экономической классификации.

Итого: бюджетное учреждение оплатило собственные расходы из бюджетных средств.

Итого: Е2

Обратите внимание: последние три цифры Счетов 0 401 01 000 и 0 304 05 000 совпадают. Например:
счет 0 401 01 222 «Расходы на транспортные услуги».
и
счет 0 304 05 222 «Расчеты по платежам из бюджетов, по оплате транспортных услуг».
Вот одно из преимуществ метода начисления: мы с вами наглядно видим: сколько за год потратило бюджетное учреждение на транспортные расходы и сколько в течение этого же года государство выделило бюджетных средств на их покрытие.


Т.е. по Дебету счета 0 401 01 000 мы группируем - «собираем» все расходы, а по Кредиту счета 0 304 05 000 мы видим сколько и в разрезе каких статьей данные расходы нам удалось «покрыть» за счет бюджетных средств.

Счет 0 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
Счет предназначен для учета финансовых результатов учреждения прошлых отчетных периодов.

Все проводки делаются в конце года, и выведенный остаток, по сути, является уже результатом не отчетного, а прошлого года

Дебет

Кредит

Начисление всех «накопленных» за год расходов учреждения.

Начисление всех «бюджетных» выплат за год.

Проводка:

Д-т 0 401 03 000

К-т 0 401 01 200

Проводка:

Д-т 0 304 05 000

К-т 0 401 03 000

Итого: Е1

Итого: Е2

Начисления по Дебету и Кредиту счета 0 401 03 000 могут совпасть в конце года, а могут и не совпасть.

Определение финансового результата бюджетного учреждения.

Вариант 1. Е1 = Е2. - Это говорит о том, что все расходы бюджетного учреждения были покрыты за счет финансирования, и никаких долгов перед контрагентами (кредиторские задолженности) по результатам бюджетной деятельности у учреждения на конец года нет.

Вариант 2. Е1 # Е2. Причины:
1. Незакрытая в конце года кредитная задолженность. Подчеркну, что на счете 0 401 01 200 учитываются начисленные, т.е. фактические расходы учреждения. Однако, даже если учреждение потребило указанную услуг (например электричество), данная услуга буде покрыта из бюджета только в пределах лимита, установленного на покрытие данного вида расходов. Если лимит меньше фактических расходов, а у бюджетного учреждения нет иных источников финансирования (нет предпринимательской деятельности, не было безвозмездных поступления и т.д.), то у бюджетного учреждения образуется долг перед контрагентом (Кредиторская задолженность).


Вывод по итогам результатов хозяйственной деятельности учреждения : недофинансирование.
2. Фактические расходы не превысили выделенного бюджетом финансирования, однако Е1#Е2. Данная ситуация может возникнуть тогда, когда были приобретены материальные запасы из средств бюджета, но в течении года эти запасы использованы были не полностью.
Пример. Е2 (по статье материальные запасы) = 50. Т.е. на бюджетные средства учреждением были приобретены материалы на 50 денеж. единиц. В процессе хозяйственной деятельности было использовано материалов Е1 (по статье материальные запасы Дебет счета) на 30 денежных единиц. Т.е. фактические расходы составили 30. Е1#E2, 30#50.
Вывод по итогам хозяйственной деятельности бюджетного учреждения: остались на следующий год неиспользованные материалы.


3. Фактические расходы не превысили выделенного бюджетом финансирования, однако Е1#Е2. Данная ситуация возникает при учете основных средств. Бюджетное учреждение приобретает основное средство в текущем году, но стоимость ОС переносится на расходы не полностью, а частично в пределах норм амортизации. Пример. Приобретено основное средств за 30.000 рублей. Годовая норма амортизации составляет 2200 рублей. Т.е. Е2 (средства выделенные из бюджета на покупку основного средства) = 30.000, а Е1 (начисленные расходы в текущем году в виде арендного платежа) - 2200.
Вывод по итогам хозяйственной деятельности бюджетного учреждения: в текущем году были приобретены ОС, которые перенесли свою стоимость на расходы в пределах начисленной амортизации.

Под финансовым результатом понимается не только результат деятельности, приносящей доход, но и всей деятельности бюджетной организации. Являясь полноправными участниками рынка, бюджетные организации определяют его по методу начисления.

Финансовый результат текущей деятельности определяется как разница между начисленными доходами и начисленными расходами учреждения за отчетный период. При этом, если сумма сопоставляемых доходов больше суммы сопоставляемых расходов - получен положительный результат, если наоборот - отрицательный.

Порядок определения доходов и расходов в целях определения финансового результата.

    Оценка доходов производится по продажной цене, сумме сделки, указанной в договоре,

    Признание доходов осуществляется по методу начисления,

    Дата признания определяется по дате перехода права собственности на услугу, товар, готовую продукцию, работу.

    При невозможности определения даты перехода собственности применяется равномерное отнесение доходов и расходов на финансовый результат.

    Себестоимость выполненных работ, оказанных услуг, реализованной готовой продукции отражается в бухгалтерском учете при наличии дохода от оказания платных услуг (работ), реализации готовой продукции по методу начисления

    Доходы и расходы бюджетной организации группируются в разрезе, кодов классификации операций сектора государственного управления.

При завершении финансового года финансовый результат текущего финансового года отражается как финансовый результат прошлых отчетных периодов.

Синтетический учет финансового результата

Счет 0 401 00 000 "Финансовый результат хозяйствующего субъекта" используется для обобщения информации о результатах финансовой деятельности бюджетных учреждений за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды. Он имеет следующие группировочные счета:

Счет 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года";

Счет 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года";

Счет 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";

Счет 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов";

Счет 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов".

В рамках формирования учетной политики устанавливать дополнительные коды вида синтетического счета в целях осуществления аналитического учета финансовых результатов, например, по годам их формирования.

Формирование финансового результата текущей деятельности бюджетной организации

Для определения финансового результата деятельности бюджетного учреждения за текущий финансовый год применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции:

040110000 "Доходы текущего финансового года";

040120000 "Расходы текущего финансового года"

В свою очередь доходы и расходы бюджетной организации группируются по КОСГУ.

Счет 0 401 00 000 имеет и дебитовый оборот, где отражаются операции по начислению доходов и связанных с ними расходов, и кредитовый оборот, который отражает расходы бюджетной организации..

Бухгалтерские записи по отражению доходов текущего финансового года

Обороты по дебету счета 0 401 10 100

    признание доходов:

Д 0 100 00 000, 0 200 00 000, 0 300 00 000 – К 0 401 10 100, в т.ч.:

Начисление доходов от сдачи имущества в аренду:

Д 0 205 20 560 - К 0 401 10 120

Начисление доходов от реализации товаров, готовой продукции. работ, услуг:

Д 0 205 30 560 - К 0 401 10 130

Начисление доходов от реализации основных средств, НМА, материальных запасов: Д 0 205 70 560- К 0 401 10 172

- начисление доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания, на иные цели, бюджетные инвестиции, а также получение пожертвований, грантов и аналогичных поступлений: Д 0 205 80 560 - К 0 401 10 180

Принятие к учету неучтенных объектов нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации: Д 0 100 00 000 - К 0 401 10 180

Начисление задолженности по причиненным ущербам имуществу: Д 0 209 00 000 - К 0 401 10 172

Списание невостребованной кредиторской задолженности: Д 0 208 00 000, 0 302 00 000, 0 304 00 000 - К 0 401 01 173 с одновременным отражением указанной суммы на забалансовом счете 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредитором";

Обороты по кредиту счета 0 401 10 100

Начисление НДС, налога на прибыль: Д 2 401 10 000 – К 2 303 00 730

Списание нереальной дебиторской задолженности по доходам: Д 0 401 10 173 - К 0 205 00 000, 0 209 00 000 с одновременным отражением указанной суммы на забалансовом счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов";

Списание НФА: Д 2 401 10 172 – К 0 100 00 000

Отнесение расходов, связанных с реализацией НФА: Д 0 401 10 172 ,0 401 10 130 - К 0 109 90 000, 2 401 20 200

Отнесение себестоимости выполненных работ, оказанных услуг: Д 2 401 10 130 - К 2 109 60 200

Отражение положительной (отрицательной) курсовой разницы: К (Д) 0 401 10 171 – К (Д) 100 00 000, 0 200 00 000, 0 300 00 000.

По окончании текущего финансового года проводится заключение счета 0 401 10 100:

Д 0 401 10 100- К 0 401 10 000 (в части дебетового остатка);

Д 0 401 30 000 - К 0 401 10 100 (в части кредитового остатка);

по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120200 "Расходы хозяйствующего субъекта" и кредиту счета 040130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".

Бухгалтерские записи по отражению расходов текущего финансового года

Обороты по кредиту счета 0 401 20 200

1. Начисление расходов, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии на иные цели (пожертвования, гранты): Д 0 401 20 200 - К 0 101 00 410 в части объектов основных средств, стоимостью до 3000 рублей включительно, введенных в эксплуатацию; 0 104 00 410, 0 105 00 440, 0 109 80 000, 0 208 00 000, 0 210 01 660, 0 301 00 000, 0 302 00 730, 0 303 00 730.

2. Начисление расходов, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение государственного задания, не формирующих себестоимость работ, услуг (готовой продукции):Д 4 401 20 200 - К 4 109 80 000, 4 208 00 660, 4 210 01 660, 4 302 00 730, 4 303 00 730

3. Начисление расходов по содержанию недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовым источником которых являлась субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания: Д 4 401 20 200- К 4 208 00 660, 4 210 01 660, 4 302 00 730, 4 303 00 730.

4. Отнесение общехозяйственных расходов, в части не распределяемых на себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг): Д 0 401 20 200 - К 0 109 80 200

5. Списание стоимости реализованной готовой продукции: Д 0 401 20 272 "- К 0 105 37 440 - - отнесение себестоимости выполненных работ, оказанных услуг: Д 0 401 20 200 - К 0 109 60 200

6. Списание нереальной дебиторской задолженности по расходам: Д 0 401 20 273- К 0 206 00 660, 0 208 00 660 с одновременным отражением указанной суммы на забалансовый счет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов";

7. Списание НФА, по которым принято решение о списании в связи с его уничтожением или повреждением вследствие форс-мажорных обстоятельств: Д 0 401 20 273- К 0 100 00 000

По окончании текущего финансового года проводится заключение счета 0 401 20 200: Д 0 401 20 200- К 0 401 30 000

Формирование финансового результата прошлых отчетных периодов

Счет 0 401 30 000 – единственный синтетический счет в Едином плане счетов, в котором бюджетной организацией при использовании не применяются КОСГУ в 24-26 разрядах. Операции на этом счете возможны только 31 декабря при закрытии следующих счетов, сформированных по итогам деятельности учреждения за финансовый год, которые и формируют финансовый результат прошлых отчетных периодов:

Счета финансового результата текущего финансового года (счета 0 401 10 000 и 0 401 20 000),

0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты",

Окончательный финансовый результат прошлых отчетных периодов может включать данные сумм уценки (дооценки) стоимости объектов нефинансовых активов, начисленной по ним амортизации, полученные в результате переоценки, проведенной в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Учет доходов будущих периодов

На счете 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов" учитываются суммы доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам:

За выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг

Доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия

Доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам иных аналогичным доходам.

По кредиту счета отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету - суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому эти доходы относятся.

Группировочные счета к счету 0 401 40 000:

040140130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг";

040140180 "Прочие доходы будущих периодов".

Бухгалтерские записи по отражению доходов будущих периодов:

1. Начисление сумм по отдельным этапам выполненных работ, услуг: Д 0 205 31 560 - К 0 401 40 000

2. Начисление доходов от продукции животноводства и земледелия: Д 0 105 06 340 К 0 401 40 000.

По окончании текущего года счет закрывается записью: Д 0 401 40 000 - К 0 401 10 130

Учет расходов будущих периодов

Расходы, начисленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, включают, связанные с:

Подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;

Освоением новых производств, установок и агрегатов;

Рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;

Добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения;

Приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов НМА;

Неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств иными аналогичными расходами.

Счет 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов", на котором они отражаются в целях обеспечения формирования финансового результата деятельности бюджетного учреждения в очередных финансовых периодах, применяются с использованием КОСГУ в 24-26 разрядах счета:

040150211 "Расходы будущих периодов по заработной плате";

040150212 "Расходы будущих периодов по прочим выплатам";

040150220 "Расходы будущих периодов на оплату работ, услуг";

040150225 "Расходы будущих периодов на работы, услуги по содержанию имущества";

040150226 "Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги";

040150262 "Расходы будущих периодов на пособия по социальной помощи населению".

Произведенные расходы отражаются по дебету счета, затем в соответствии с учетной политикой (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), списываются на расходы текущего периода в течение срока, к которому они относятся и отражаются по кредиту счета: Д 0 401 20 200 – К 0 401 50 200.

Л.Н. Родионова, д.э.н., профессор, зав. кафедрой Э.Р. Гареева, к.э.н, доцент Уфимский государственный авиационный технический университет [email protected]; [email protected] Статья посвящена проблемам обеспечения финансовой безопасности бюджетных учреждений с применением методов контроллинга....
(Экономическая безопасность)
  • ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ: УЧЕТ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОШЛЫХ ОТЧЕТНЫХ ПЕРИОДОВ, БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ
    Для отражения результатов финансовой деятельности учреждения применяется счет 040100000 «Финансовый результат учреждения». Данный счет отражает итоги деятельности учреждения по методу начисления путем сопоставления суммы начисленных расходов с суммами начисленных доходов как за месяц, так и с начала...
  • Образовательный стандарт высшего образования Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по направлению подготовки 40.00.00 «Юриспруденция» как основание и результат консолидации научных дискуссий научно-педагогического коллектива Финансового университета

    Социально-политические и правовые предпосылки принятия собственного образовательного стандарта ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Социально-политические предпосылки XXI век поставил перед цивилизованным миром многочисленные проблемы в различных областях...
    (Формирование образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция»)
  • ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ: УЧЕТ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОШЛЫХ ОТЧЕТНЫХ ПЕРИОДОВ, БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ Для отражения результатов финансовой деятельности учреждения применяется счет 040100000 «Финансовый результат учреждения». Данный счет отражает итоги деятельности учреждения по...
    (Экономика и бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях)
  • РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    Домбровская Елена Николаевна канд. экон. наук, доцент департамента учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве РФ Внутренний финансовый аудит выступает частью системы внутреннего контроля и представляет собой совокупность взаимосвязанных действующих элементов (цель, предмет,...
    (Проблемы учета и права в современной России)
  • РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    Основная функция государственных и муниципальных учреждений заключается в предоставлении государственных услуг потребителям. Качество выполнения государственными и муниципальными учреждениями их функций, обеспечение сохранности активов зависят от организации и проведения внутреннего финансового контроля...
    (Реформирование учета и права в современной России)