Практические занятия с девочками по домоводству презентации. Разработка открытого урока по домоводству на тему: "Наши помощники в доме" для учащихся по основной адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта. расширять знан

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • обобщить знания детей по темам: «Посуда», «Одежда», «Уборка»
  • уточнить и активизировать словарь по данным темам;

· активизировать речевую деятельность

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное восприятие и внимание, память, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, артикуляционную моторику путём использования упражнений на дыхание, гимнастики для глаз, упражнений, активизирующих мозговую деятельность.

Коррекционно-воспитательные:

· формировать навыки жизнеобеспечения,

· развивать личностные качества: взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, ответственность, взаимодействие в игре и на занятии.

· Приучать помогать нуждающимся в помощи, взрослым, родителям в быту.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, магнитная доска, конверты с разрезными картинками, изображения посуды, одежды, тарелочки со смесью фасоли и макарон по числу детей + по две тарелочки, веник, мусорная корзина, бумажный шарик, дидактическая игра: «Варежки», носки по 4 пары на каждого.

Предварительная работа:

  • плановая работа по домоводству, по темам «Посуда», «Одежда», «Уборка»
  • разучивание комплексов дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений на развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
  • чтение и просмотр сказки Ш.Перро «Золушка», беседа по содержанию сказки, беседы по вопросам нравственного воспитания.

Ход занятия

Слайд 1

Оргмомент.

Физминутка:

За окошком - посмотри (хлопают руками по бокам)

В красных майках снегири. (хлопают руками погруди)

Распустили пёрышки - (крутят вытянутыми руками, пальцы раскрытые)

Греются на солнышке.

Головой вертят, (вертят головой)

Улететь хотят.

Полетели, полетели, (хлопают «крыльями», как будто летят)

За метелью, за метелью!

И на место тихо сели.

Проверить как сели дети: Сядьте как ученики. Как мы сидим на занятии? Что мы делаем, когда хотим ответить на вопрос?

Слайд 2

ü Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) правильно, сегодня 6 февраля, а февраль - третий месяц зимы. Давайте вспомним все месяцы зимы (считают на пальцах: декабрь, январь, февраль −1,2.3)

ü А что же происходит зимой в природе, на улице? (Совместно, по мере возможностей), составить рассказ о зиме: На улице холодно. На земле лежит снег. Деревья стоят голые. Солнце светит, но не греет. Дети катаются с горки, на санках, коньках, лыжах, играют в снежки, лепят снеговиков.

ü Сегодня 6 февраля, день недели - среда, а в среду у нас с вами занятия по домоводству. Что такое домоводство? Умение содержать дом в чистоте и порядке.

ü Чем мы занимаемся с вами на занятиях по домоводству? (моем парты, посуду, игрушки, стираем одежду, убираемся в классе, учимся ухаживать за одеждой. обувью, правильно кушать… то есть учимся чистоте и порядку)

ü Сегодня у нас занятие не обычное, а сказочное! Сегодня мы совершим путешествие в Сказку. Это удивительная, волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится добрым и чутким, умным и внимательным. Но волшебная Сказка не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся, как солнышко, и подарим эти улыбки друг другу и нашим гостям. А вот теперь можно отправляться в путешествие. (Закрыли глазки)

Тише, тише, тишина:

Сказка к нам идет сама.

Слайд3

Кто же это такая? Кто тут подскажет? (Золушка)

Итак, в какую сказку мы попали? В сказку «Золушка».

Кто расскажет нам про эту сказку?

Слайд 4

Сегодня мачеха и сестры едут на бал во дворец. Золушке хочется хоть в окошко посмотреть, как они будут веселиться. Но она не может. Мачеха задала очень много работы!

Ребята, не зря же у нас необычное занятие, сейчас я вас превращу в маленьких помощников! Маленькие помощники- это человечки, которые умеют все делать. В сказках говорится, что они- мастера на все руки.

1-2-3- превращайтесь в маленьких помощников! (Дотронуться до каждого ребёнка «волшебной палочкой»- превратить его в помощника) ну вот, теперь мы с вами обязательно поможем Золушке выполнить задания!

ü Задание: «Рассортировать фасоль и макароны»

А теперь внимание задание. У вас на столе тарелочки. Что в тарелочках? (фасоль, макароны) Что делают из фасоли? Из макарон? А вместе их варят? Нет! Злая мачеха перемешала фасоль с макаронами, чтобы Золушка перебирала и не попала на бал!!! Давайте ей поможем! Взяли в руку фасоль- положили на одну тарелочку, в другую - макароны -положили на другую тарелочку. Теперь перебираем.

Вот молодцы, мы справились с первым заданием! (Клик- исчезает мешок)

Золушкины сестры такие неряшливые, всю одежду раскидали.

ü Задание: «Найди пару»

Задание - найти пару к своей варежке. Каждый ребёнок получает свою варежку, ищет вторую варежку на общем столе.

Нужно помочь Золушке положить в сундук одежду для зимы! Для этого нужно из картинок с изображением одежды выбрать картинки с зимней одеждой. а чтобы вспомнить, что это за одежда, мы с вами проведём физминутку!

ü Игра «Зимняя прогулка» - физкультурная минутка

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик

Потуже завяжу. («завязываем» шарфик)

А потом красивые,

Теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки - рукавички

На ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс)

У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки

На горочку пойду. (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь!

У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

Вспомнили? Ну теперь будем Золушке помогать!

ü Задание «Положи одежду для зимы в сундук» анализ выполненного задания.

ü Задание: «Разложи по парам» Задание разложить парами носки, по возможности, соединить (скатать рулончиком).

(Клик - исчезает одежда)

Спасибо, ребята! А теперь поможем на кухне навести порядок.

Ребята, на кухне накопилось очень много посуды. Давайте поможем Золушке её разложить.

ü Игра «Найди по названию»

Я буду называть посуду, а вы принесёте её на мой стол. (Дети по названию находят посуду, приносят воспитателю на стол: кастрюлю, дуршлаг, половник, кухонный чайник, заварочный чайник, чашку, нож, вилку, столовую ложку, тарелку, терку ).

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду разложили.

(Клик - исчезает посуда)

На столе - посуда горкой

Под столом - с водою таз

Генеральная уборка

Начинается у нас.

ü Задание: «Уборка» При помощи веника вести шарик из бумаги к мусорной корзине, переместить на совочек, оттуда в мусорное ведро.

Ай. Да молодцы. А теперь продолжим уборку:

ü Физминутка

Возьмем веники мы дружно (метем пол)

Золушке помочь нам нужно.

Мы подтянемся немножко, (руки вверх)

Вытрем пыль всю у окошка. (движения руками вправо-влево)

Подметем и тут и там (повороты туловища вправо-влево)

Не забудем про чулан.

А теперь сдуем паутину со всех углов.

ü Дыхательная гимнастика.

Мы подуем высоко, (Дети поднимают руки вверх, тянутся вслед за ними и дуют).

Мы подуем низко, (Наклоняются вперед и дуют)

Мы подуем далеко, (Ставят руки на пояс, наклоняются вперед и дуют)

Мы подуем близко. (Кладут ладони на грудь, прижимают к ней подбородок и дуют на руки).

Молодцы! Давайте проверим, везде у нас теперь чистота?

ü Гимнастика для глаз.

Смотрим вверх-вниз (три раза), вправо-влево (три раза). Обводим глазами три круга по часовой стрелке и три круга против часовой стрелке.

Все убрали, навели порядок. Теперь Золушка может отправляться на бал.

(Клик - исчезает веник)

Слайд 5

Ребята, а в таком виде разве можно отправляться на бал? Конечно нельзя! А в какой одежде мы ходим на праздники? (в праздничной: мальчики в белых рубашках, галстуках, жилетках, брюках; девочки - в нарядных платьях!)

Давайте посмотрим, может быть, у нас получится подарить Золушке платье для бала.

ü Игра «Разрезные картинки»

(Дети собирают разрезные картинки с изображением Золушки в нарядном платье).

Обсудить с ребятами, кому дать «волшебную палочку», чтобы тот превратил платье Золушки в бальный наряд.

Ребята, посмотрите, старое платье Золушки превратилось в прекрасный бальный наряд, а деревянные башмаки - в хрустальные туфельки! Теперь наша Золушка готова ехать на бал. Пожелаем ей счастливого пути.

Слайд 6

ü Ребята, наша Золушка благодаря вам, побывала на балу и прислала вам свои изображения (раскраски) на память. Давайте их потом красиво раскрасим и повесим в классе на память о нашем путешествии.

Ребята, в какой сказке мы побывали? Что делали? Чем помогли Золушке?

Понравилось вам быть помощниками? Вам понравилось делать добрые дела и помогать людям? Молодцы.

Кто из вас будет помогать в домашней работе дома? А кто будет помогать мне? А Учителю? А чем вы можете помогать нам? А если вы будете так помогать, тогда ваши родители и мы будем очень рады, что вы выросли и стали настоящими большими помощниками.

А я вам хочу подарить носовые платочки, что бы вы всегда были чистыми и опрятными! Куда мы их положим? (в кармашек)


Урок домоводства в 5-ом классе по теме: «Инвентарь, приспособления и средства при уходе за полами».
Цель: дать сведения обучающимся о том, как правильно мыть пол в зависимости от покрытия с помощью составления технологического плана.
Задачи:
- образовательная: раскрыть последовательность действий при мытье пола; показать особенности мытья пола в зависимости от покрытия; закрепить с помощью игровой и учебной ситуации;
- воспитательная: показать важность значения труда для людей;
- коррекционная: развивать пространственные представления и ориентацию в помещении, использовать упражнения на развитие моторики рук.
Оборудование: ведро, тряпка, швабра, чистящее средство.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
оргмоментАктуализация знаний Вопросы по изученной теме:
- назовите виды половых покрытий.
- Где у нас, в интернате вы видели эти виды покрытий?
- Сможем ли мы увидеть эти виды полов в нашем коррекционном блоке, посмотрите вокруг?
- Ребята, а если бы к нам в гости пришел Буратино, как вы думаете, где бы он захотел поиграть?
Там, где тепло, светло и чисто (гигиенические требования к жилому помещению) или там, где непорядок? (грязный пол, бумажки).
- Ребята, чтобы было чисто, что нужно делать? Ответы детей – пол бывает: деревянный дощатый, плиточный, линолеум.
Деревянный дощатый – в классах, плиточный – в коридорах, линолеум – в кухне социально-бытовой ориентировки.
Выходят и показывают указкой.
Буратино пришел бы в чистое помещение.
Уборку помещений.
Мыть пол и прибирать за собой.
Вспомните пословицу: «Чисто не там, где каждый день моют, а там, где убирают за собой» Новый материал. Сегодня я вам расскажу и покажу, как ухаживать за различными видами покрытий пола и мы вместе составим технологический план.
- дощатый окрашенный пол (посмотрите себе под ноги и вокруг). Пол может быть окрашен различными красками.
Как мы должны за ним ухаживать?
Моют дощатый окрашенный пол теплой водой, чистой тряпкой, с использованием специального средства.
- Мы должны его мыть.
Записываем тему урока.
Рисуем ведро, тряпку, чистящее средство.
Смотрят на натуральные предметы – инвентарь.
Словарная работа: инвентарь. Инвентарь – необходимое для уборки оборудование.
Ведро, тряпка, швабра, чистящее средство.
Физкультминутка. Последовательность действий при мытье пола:









- Керамический пол моют также, кроме того его можно чистить различными чистящими средствами (Сода-эффект и др.)
- Линолеум моют теплой чистой водой. Практическая часть: как нужно мыть пол показывает учитель, или показывает кто-либо из учеников (по желанию). Используются перчатки.
заключение Что мы сегодня узнали на уроке? Почему важно трудиться – мыть пол с различным покрытием. Итог урока.
Последовательность действий при мытье пола:
- налить теплую воду в ведро;
- добавить в воду чистящее средство;
- намочить в ведре тряпку, отжать;
- обернуть тряпку вокруг швабры;
- протирать пол штриховыми движениями, периодически смачивая тряпку;
- протереть пол хорошо отжатой тряпкой насухо;
- сполоснуть тряпку (сначала в этой воде, а затем в чистой воде, отжать и повесить для просушки;
- вылить воду и ополоснуть ведро;
- убрать инвентарь на место.


Н-сергинского района Свердловской области
2016г



Тема: «Моя малая Родина».
5 класс.
Цель: Формировать представление о Родине - России и Малой Родине.
Задачи: 1.Образовательная: расширить первоначальное понятие о нашей Родине; показать, что личная история является частью своей страны.
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию внимания, памяти логического мышления.
Воспитательная: воспитывать чувство любви к своей Родине, ее людям и к своей семье.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОргмоментПриветствие учащихся после летних каникул. Новый материал Перед началом первого в этом году классного часа давайте вместе с вами проговорим правила поведения в школе.
1.Задание. Кроссворд.
Нужно закончить фразу, а последнее слово будем вписывать в кроссворд по горизонтали.
1.Только входим в кабинетГоворим мы всем (пРивет)
2.Утром рано в класс в оконцеК нам заглядывает (сОлнце)
3.Ответить хочешь - не кричи,А только руку (поДними)
4. Чтоб 5-ку получитьУроки надо всем (учИть)
5. В нашем классе есть законВход неряхам (запрещеН)
6. Парта- это не кровать И на ней нельзя (лежАть)
Какое слово спряталось в кроссворде по вертикали.
Ребята, именно это слово будет темой нашего классного часа.

Найдите лишнее из 3-х выражений:
- родимая сторонка
- родные люди
- Родина
- чужбина.
Определите корень в первых трех выражениях. Род – группа родственников, которые имеют общих предков, прадедушек и прабабушек, от которых рождались дети, они взрослели, женились, выходили замуж и у них тоже рождались дети, род продолжался. Давайте вместе подберем к слову «род» однокоренные слова. Род – родители, родня, родичи, родословная, Родина. Родина – это место рождения человека, его страна, его Отечество. Все вместе жители страны – это народ или нация.
2.Вы знаете, как называется наша Родина?
Россия – это страна, в которой мы родились и выросли, мы здесь живем. Мы все россияне, здесь наш род, родственники, Родина.
3.В нашей стране живут многие народы. Назовите, какие вам известны народы?
В нашей стране много национальностей?
В нашей стране проживает более 100 народов. Все они также– россияне. Для их проживания нужно много места, поэтому у нас самая большая территория, границы которой охраняют пограничники. Люди должны быть толерантными, то есть относиться друг к другу с уважением, быть терпимыми к недостаткам других людей.
4.В каждой стране есть главный город – столица.
Выберите столицу России: Москва, Париж, Лондон.
В Москве работает правительство и президент
Знаете ли вы имя президента России?
5. А знаете ли вы столицу нашего Среднего Урала?
6. Главный город нашего района?
7. Назовите название города, в котором вы учитесь?
А почему наш город так называется?
Основание Михайловска связано с именем частного заводовладельца, купца Михаила Павловича Губина (свой род Губины вели из орловских купцов). В 1789 году приезжает на Урал Михаил Губин. У братьев Демидовых Ивана Ивановича и Петра Ивановича он приобретает Нижнесергинский и Верхнесергинский металлургические заводы. В 1790 году Губин строит Атигскую фабрику. А в 1805 году начинает строить сооружение Михайловской плотины. В 2015 году наш город отметил 210 лет.
Ребята, вы все приехали из разных мест.
Расскажите о них. Эти небольшие города, поселки, деревни – это ваша Малая Родина. Ответы детей.
Один учащийся читает громко получившееся слово (РОДИНА)
Ответ обучающихся «чужбина», так как первые три выражения близкие по значению.
Корень в словах – «родимая», «родные», «Родина» - род.
Родня, родственники, то есть группа людей, объединенных кровным родством.

Наша Родина называется – Россия.
Русские, татары, башкиры, марийцы и многие другие.
Наша страна многонациональная.
Дети отвечают - «Москва».
Президент России – В.В.Путин (показываем портрет).
Столица Урала – город Екатеринбург.
Город - Нижние Серги.
Город - Михайловск.
Ученик
Доклад о Михайловске
Игра «Ромашка» (составить ромашку из лепестков, на каждом лепестке название населенного пункта, откуда приехали дети)
Игра: «Нить дружбы».
Рассказы детей о своих родных местах.
Индивидуальное задание Итог подведем в виде творческого задания. На полученном листочке нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Моя Малая Родина». Как вы понимаете эту фразу, мне помогут понять ваши рисунки.
Понравился ли вам классный час? Рисуют рисунок.
Рисунки вывешивают на доску.
Название нашей страны. (Россия).
В трудное время весь народ поднимается на защиту своего отчего (родного) дома, на защиту своего Отечества.
Место, где человек живет. (Дом).
Место, где вы учитесь и проживаете. (Школа-интернат).
Название районного центра. (Нижние Серги).
Запись на конверте, по которому почтальон приносит письмо. (Адрес).
Галина Аркадьевна Захарова, учитель

2016г.



Урок домоводства.
Тема: Деловое письмо - написание адреса на конверте.
Цель: дать понятие делового письма в оформлении подписания конверта обучающимися.
Задачи:
образовательная - ознакомление обучающихся с правилами написания адреса и индекса на конверте;
коррекционная – развитие мелкой моторики у обучающихся;
Воспитательная – уважение и поддержка близких людей посредством общения через написание писем.
Оборудование:
Образец правильно заполненного адреса на конверте.
Словарь: индекс, конверт, почтовое отделение, почтальон, получатель, отправитель, адресат.
Оргмомент.
Найди лишнее слово: письмо, телеграмма, посылка, адрес.
Лишнее слово – «адрес», так как письмо, телеграмма, посылка – это почтовые отправления. На каждом письме, телеграмме, посылке есть адрес.
2. Новый материал.
А что такое адрес?
- Адрес – это подробные данные о местожительстве человека.
- Приглашаю тебя, эскимо,
Приходи ко мне в гости само,
Приходи, когда я позову,
Адрес свой я тебе назову. А что будет, если адрес не правильно написан?
Например,
Улица кривая
Трехэтажный дом
И квартира в нем. (Письмо не дойдет до адресата)
Деловое письмо – инструмент деловой переписки, в данном случае правильное написание адреса.
- В адресе указывают:
1.) улицу, переулок, проезд, проспект, шоссе;
2) номер дома, квартиры:
3) город, село, деревню, поселок;
4) республику или область.
- При оформлении адреса используют сокращения, например,
Область – обл., город – г., деревня – дер., село – с., поселок – пос., улица – ул., дом – д., квартира – кв.Рассмотрим образец написания письма.
Письмо на абонентский ящик

Конверты не всегда были в виде прямоугольника, в Великую Отечественную войну конверты были треугольными (показать образец).
4. - Закрепление материала.
Задание: вписать свои данные на конверте.
Об индексе.
- Обратите внимание, что на конверте записан индекс (почтовый) – цифровой указатель почтового отделения. В индексе шесть цифр. Эти цифры обозначают: первые три – область и город, а следующие три – почтовое отделение. Специальные машины считывают цифры и сортируют почтовые отправления.
- Обратите внимание, что на письмах и почтовых карточках с кодовым штампом индекс адресата заполняется стилизованными цифрами всеми цветами пасты, за исключением красного, желтого и зеленого цветов.
Выполнить буквенное задание:
«О» - куда отправляется письмо
«Т» - название города
«П» - напиши от кого
«Ч» - название улицы
«А» - кому адресовано письмо
Словарная работа: конверт, отправитель, получатель. адресат, индекс, почтовое отделение. Разобрать слово «конверт» и составить с этим словом предложение.
- От правильного написания реквизитов адреса зависит скорость доставки почтовых отправлений. Соблюдать правила написания адреса и индекса важно особенно сегодня, когда Почта России внедряет новые автоматизированные технологии сортировки почты.
- О ком говорится в стихотворении? (o почтальоне)
Шагает с сумкой кожаной и кипою газет,Простых, с ответом вложенным, каких тут только нет!И пишут письма люди на запад, на восток,А почтальоны носят шуршащий тот поток.
Кто такие почтальоны? (люди, которые разносят почту по домам)
Домашнее задание. Подписать конверт для бабушки или дедушки.
Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Н-сергинский р-н Свердловской области
2016г



Урок домоводства по теме: «Питание. Винегрет»(6 класс)
Цель урока: Дать представление обучающимся о приготовлении винегрета, используя технологический план.
Задачи:
- образовательная:
дать сведения, каким образом можно приготовить блюдо «винегрет», перечислить перечень ингредиентов, входящих в блюдо, провести работу по приготовлению винегрета по технологическому плану;
- коррекционно-развивающая: развивать моторику рук, развивать способность к классифицированию различных предметов по различным критериям, совершенствовать пространственную ориентировку, развивать творческое мышление;
- воспитывать аккуратность в работе, расширять социальный опыт ребенка.
Наглядные пособия: карточки со словами, изображение подснежника.
Оборудование: передвижная доска для размещения слов, обеденный стол, тарелки, ножи, вилки, предварительно сваренные овощи.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОргмомент Проверить готовность к уроку
1.Вводное слово учителя.
- Скажите, какое сейчас время года?
- Пройдет совсем немного времени и появятся первые весенние цветы.
- Какие весенние цветы вы знаете?
-В лесу, на проталинах еще нет этих цветов, а у нас в классе уже появился подснежник. Он необычный, на его лепестках видны вопросы, они обращены к вам.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Повторение.
1-ый лепесток подснежника
-Какую тему мы изучаем в третьей четверти?
2-ой лепесток подснежника
-Для чего человеку нужно питание?
3-ий лепесток
-Пищу, люди готовят в кухонной или столовой посуде?
4-ый лепесток
- Назовите и покажите кухонную посуду.
5-ый лепесток
- Нужно ли ухаживать за посудой?
6-ой лепесток
- Назовите очередность мытья посуды.
- А последний лепесток у меня непростой. Здесь написано слово «загадки». Давайте отгадаем, о чем они?
…На солнце жарком он подсох-
Теперь лишь в суп пойдет…
…Он в пупырышках малецИзумрудный…
…Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла, крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали Вы,
Я…
…Пышный хвост схватил я ловко,
Потянул и вот … Обучающийся обрывает лепесток и отвечает полным ответом. Мы изучаем тему «Питание».
Питание нужно человеку для того, чтобы жить.
Пищу готовят в кухонной посуде.
Кухонная посуда стоит на столе вместе со столовой посудой. Обучающемуся нужно выбрать, отложить и назвать кухонную посуду (классификация предметов)
Нужно ухаживать.
Называют очередность мытья посуды.
Отгадывают загадки на карточках с изображением овощей
горох
огурец
свекла
морковка
Новый материал.
Что можно приготовить из этих овощей?
Салат закуску
Суп винегрет
Выберите правильный ответ
Что такое винегрет?
Сравнить определение слова «винегрет», сказанное обучающимися и определение, которое дается в Словаре С.И. Ожегова
- Какой геометрической фигурой можно изобразить «винегрет»?
Выйдите из-за парт, встаньте, взявшись за руки. Что получилось?
- Перед тем, как начать приготовление винегрета по технологическому плану, Винегрет. Карточку вывесить на доску.
Записать в тетрадь тему.
Дают определения.
Сравнивают.
Работают со словарем.
Круг.
Проговариваем технику безопасности при работе с режущими предметами
Приготовление винегрета по технологическому плану. Игра. Учитель показывает овощи, если они присутствуют в винегрете, то обучающиеся хлопают в ладоши.
Морковь тут! – Свекла тут! – Репа тут! – Картошка тут! – Огурец тут! – Редиска тут! – Зеленый горошек тут! Играют
Итог урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Сможете ли вы сами дома приготовить винегрет?
Комментирование отметок Обучающиеся отвечают полным ответом.
Приложение 1.
Технологический план приготовления винегрета.
Продукты: картофель, лук репчатый, соленые огурцы, свекла, морковь, зелень укропа, растительное масло.Инвентарь: ножи, разделочные доски, миски, тарелки, ножи, ложки, салатницы.
Ход работы:
Картофель вымыть, отварить в мундире, остудить, очистить от кожицы и нарезать кубиками.
Свеклу вымыть, отварить, остудить, очистить от кожицы и нарезать кубиками.
Морковь вымыть, отварить, остудить, очистить от кожицы и нарезать кубиками.
Лук очистить от шелухи, вымыть и мелко нарезать.
Соленые огурцы нарезать кубиками.
Все сложить в миску, посолить по вкусу, добавить растительное масло или майонез и перемешать.
Выложить в салатницу, украсить зеленью (зелень можно нарезать и добавить в винегрет)
Приложение 2.
Винегрет. Свекла- 1шт. Картофель- 4 шт. Морковь- 1 шт. Соленый огурец- 1 шт. Лук репчатый- 1 шт. Соль по вкусу. Растительное масло-50 гр. (1 стол. л)
Способ применения
Сварить овощи.
Очистить овощи.
Нарезать кубиками.
Добавить соль, растительное масло, размешать.
Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Н-сергинский р-н Свердловской области
2016г



Урок домоводства по теме: «Подготовка праздничного стола»
Цель урока: формировать умения и навыки обучающихся при подготовке праздничного стола.
Задачи:
- образовательная (информационная): дать сведения, что обозначает слово «сервировка», цель сервировки, правила установки чайного прибора на праздничном столе;
- коррекционно-развивающая: развивать способности к классификации, совершенствовать пространственную ориентировку обучающихся, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас;
- воспитательная: расширять социальный опыт ребенка.

Оборудование: передвижная доска для размещения слов. Обеденный стол, чайник электрический, сервиз чайный, столовые приборы (чайные ложки), две конфетчицы, лопаточки для торта, нож, набор салфеток.Ход занятия:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяоргмоментВыявление (актуализация) знаний о праздниках, о подготовке праздничного стола Беседа с классом.
- Сравнить определение слова «праздник», данное детьми и определение из словаря С.И. Ожегова. Сделать вывод, правильно ли ответили дети?
Ответы обучающихся: - «праздник – это когда принимаешь подарки, есть угощения.
Ответ из словаря С.И. Ожегова:

-Назвать ближайший праздник для детей.
-Кто герои этого праздника.
- Игра «Волшебный мешочек», назовите аксессуары Деда Мороза.
- Игра «Убери лишнее» Праздник – Новый год. Герои праздника – Дед Мороз.
Обучающиеся достают из мешочка вещи и выбирают те, которые нужны Деду Морозу.
Оставляют те вещи, которые им необходимы для украшения стола.
Основная часть урока
Закрепление Работа со словарем С.И.Ожегова. Выяснить значение слова «сервировка». Карточку со словом «сервировка» вывешиваем на доску.
Учитель объясняет цель сервировки и технологический план «Последовательность сервировки стола». План вывешивается на доску.
- Практическая работа: изготовить праздничные салфетки, украсить елочку, определить ее место на столе, поставить чайные приборы (совершенствование пространственной ориентировки). В центр стола, совместно с детьми ставим торт, конфетчицы, ставим салфетки, разрезаем торт (проговариваем т/безопасности при работе с ножом), берем лопаточкой кусочки торта и кладем детям на тарелочки (предварительно проговариваем правила поведения за столом)
Вспомните или прочитайте на доске, что означает слово «сервировка»?
Для чего нужно знать, как сервировать стол?
Понравился ли вам праздничный стол?
Хотите ли вы дома сервировать стол так, как мы это делали на уроке? Обучающиеся находят значение слова «сервировка», читают вслух, проговаривают хором.
План проговаривается совместно с детьми.
Учитель показывает, дети повторяют и складывают салфетку.
Помогают разместить приборы на столе.
Проговариваем т/безопасности при работе с ножом
проговариваем правила поведения за столом
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя полным ответом.
Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Н-сергинский р-н Свердловской области 2016г



Тема урока: «Поведение в музее, в библиотеке». 5 класс.
Цель: ознакомить обучающихся с правилами поведения в общественных местах, таких как музей и библиотека.Задачи урока:1. образовательная - приобретение знаний о различных сферах жизни и быта людей;
- накопление практического опыта и его использование;
- расширение социального опыта;
- подчинение нормам поведения;
2 воспитательная - развитие навыков культуры общения;
3 коррекционная - развитие спонтанной диалоговой речи;
- формирование привычки анализировать условия, находить верные решения.
Ход урока: 1. Знакомство с новым материалом. Вступительное слово учителя.
Что такое музей? (ответы обучающихся). В словаре С.И.Ожегова сказано, что «музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов…» В целом, вы ответили правильно. Бывали ли вы в музее? Расскажите, что вы там видели.
Моделирование ситуации в музее. Рассказ учителя о поведении в музее.
Поведение в музее: (записать в тетрадь).
- верхнюю одежду сними и сдай в гардеробную;
- не трогай руками экспонаты и витрины;

- слушай внимательно рассказ экскурсовода;

- после экскурсии, поблагодари экскурсовода.
Сюжетно-ролевая игра в библиотеке.
- Что такое библиотека? (Учащиеся дают определение). Сравним его с определением в толковом словаре С.И.Ожегова. Библиотека – это культурное учреждение с произведениями печати.
Один обучающийся - библиотекарь (по желанию), он сидит за столом, у него образцы карточек для детей. Дети спрашивают разрешения войти, по одному заходят в класс-библиотеку, здороваются, выбирают книгу, подходят к библиотекарю. Библиотекарь записывает книги в карточку. Дети расписываются в ней.
2. Предполагаемый диалог. Библиотекарь: - здравствуйте, какую книгу Вы хотели бы выбрать?;
- ученик: я хотел бы прочитать интересные рассказы, про Незнайку, автор – Н.Носов.
- библиотекарь: - пойдемте, я покажу, на какой полке лежат эти книги, выбирайте.
- ученик: я выбрал, запишите книгу мне в карточку.
- библиотекарь: книгу вернете через 10 дней. Всего хорошего!
- ученик: до свидания.
Рассказ учителя. Записать в тетрадь.
Поведение в библиотеке:
- ты можешь записаться в библиотеку и взять книгу домой;
- запрещается шуметь, бегать, брать книги без разрешения библиотекаря;
- будь вежлив и аккуратен;
- взяв книгу в библиотеке, ты обязан вернуть ее в установленный срок;
- с книгой дома будь аккуратен (не пачкай, не рви), после того как взял книгу домой, оберни ее в обложку;
- если вдруг ты испортил книгу, то поставь в известность работников библиотеки, они решат, что можно будет с ней сделать;

3. Подведение итогов урока.

- - верхнюю одежду в музее не снимай и не сдавай в гардеробную;
- трогай руками экспонаты и витрины;
- если ты с группой не отходи от нее;
- не слушай внимательно рассказ экскурсовода;
- если что-то непонятно, спроси разрешения задать вопрос;
- после экскурсии, не благодари экскурсовода.
Выбери верные и неверные утверждения:
- ты можешь записаться в библиотеку и взять книгу домой;
- в библиотеке принято шуметь, бегать, брать книги без разрешения;
- будь невежлив и неаккуратен;
- библиотечную книгу не обязан вернуть в срок; - с книгой дома будь неаккуратен (пачкай, рви) ее;
- если книгу испортил, поставь в известность библиотекаря, она решит, что сделать;
- можешь не брать книгу на дом, а воспользоваться читальным залом.
- Какие слова спрятались здесь? М..ей, б..ли..ка.

Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»



Тема: «Правила мытья и чистки посуды». 5 класс
Цель урока: дать представление о последовательности выполняемых действий при осуществлении процесса мытья, правильности их выполнения.
Задачи: образовательная. Научить детей убирать грязную посуду со стола, счищать остатки еды в одну тарелку, складывать тарелки стопкой, уносить посуду к мойке и мыть посуду, соблюдая этапы и очередность мытья;
Воспитательная. Обучать аккуратности, тщательности при вытирании стола, при споласкивании тряпочки.
Коррекционная. Развивать пространственные представления и ориентацию в помещении, за столом.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОргмоментНацеливание детей на предстоящую деятельность. Новый материал. Вспомнить гигиенические требования к жилому помещению. Ответ. В помещении должно быть светло, тепло и чисто.
Вспомните название произведения, в котором рассказывается о том, как в доме, на столе, везде было грязно. Хозяйка прибирать не хотела, и посуда от нее побежала.
Зачитать отрывок. Это произведение С. Маршака «Федорино горе».
Оценить, правильный ли поступок сделала Федора, вымыв и прибрав всю посуду.
Игра «Наведи порядок». В кухонной зоне, на столе разложена различная посуда, нужно разложить ее по группам и рассказать, почему вы так сделали. Дети классифицируют посуду и объясняют, почему они так делают.
физпаузаВ повседневной жизни существует очередность мытья посуды: - стеклянная посуда; - чайная посуда; - тарелки; - вилки, ножи, - ложки; кастрюли и сковородки. Записать в тетрадь.
Мытье посуды:
Включить теплую воду;
Намочить губку водой и нанести на нее средство;
Обработать губкой посуду с внутренней, а затем с внешней стороны; тщательно прополоскать посуду в чистой воде;
Поставить в сушку;
Сухую убрать в шкаф.
Следят за действиями учителя по плану.
Затем дети делятся на группы. Каждый ребенок выполняет определенный этап трудового процесса: один организует рабочее место, другой моет посуду, третий – полощет, четвертый – вытирает или расставляет в сушилке.
Затем меняются местами.
Закрепление. Учебная ситуация с сознательно допущенными ошибками, например, учитель показывает, как мыть сначала кастрюлю, затем, чайную чашку и т.д. Учащиеся исправляют ошибки.
Какие моющие средства вам известны? Назовите их и покажите, если они здесь есть. Учащиеся находят и называют средства.
Итог урока Узнали ли вы сегодня что-то новое, интересное, полезное для вас в будущем?
Понравился ли вам урок?
Сможете ли вы дома сами вымыть посуду? Может вам помогут ваши старшие братья и сестры? Ведь близкие люди помогают, поддерживают друг друга в разных жизненных ситуациях.
Дети отвечают и комментируют свои ответы и ответы одноклассников.
Домашнее задание Нарисовать последовательность мытья посуды.
Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Н-сергинский р-он Свердл. область
2016г



Урок домоводства по теме: «Праздник в доме. Выбор подарка на день рождения»(7 класс)
Цель урока: развивать практические умения и навыки обучающихся при выборе подарка на день рождения, посредством заполнения таблицы, с помощью применения правил приема подарков.
Задачи:
- образовательная: дать сведения, что такое «подарок», что дарить на день рождения, раскрыть правила вручения подарка;
- коррекционно-развивающая: продолжать развивать способности к классификации; развивать моторику рук; обогащать словарный запас; коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, умение выражать свои чувства;
- воспитательная: проводить эстетическое развитие обучающихся.
Наглядные пособия: карточки со словами.
Оборудование: передвижная доска для размещения слов.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОргмоментУчитель активизирует обучающихся на учебную деятельность Актуализация знаний о выборе подарка на день рождения Беседа с классом.
- Сравнить определение слова «подарок», данное детьми и определение из словаря С.И. Ожегова. Сделать вывод, правильно ли ответили дети?
Ответы обучающихся: - подарки – это то, что дарят на праздники, на день рождения.
Ответ из словаря С.И. Ожегова: «Подарок – вещь, которую дарят или подарили»
Обучающиеся делают вывод, что они ответили правильно.
Тест. В каких случаях дарят подарки?
- в воскресенье
- на день рождения
- на день варенья
- когда захотят
Выбрать правильный ответ Подарки дарят на день рождения
Основная часть урока Рассказ учителя. Совместное обсуждение и заполнение таблицы.
Рекомендуется дарить Не рекомендуется
Подписка на интересный журнал Дарить слишком дорогие подарки
Красивый календарь Первые попавшиеся под руку вещи
Оригинальная игрушка Парфюмерия (лак, помада)
Сумка Галстуки
Бумажник Зажигалки, пепельницу
Сумка-косметичка Животных (не посоветовавшись с родителями)
Цветы Громкие музыкальные игрушки
Закрепление Игра: «Волшебный мешочек».
Учитель достает из мешка или сумки различные предметы, а дети отвечают, подходят ли они для подарка?
Всем известно, что лучший подарок, это подарок, сделанный своими руками.
Обучающиеся совместно с учителем изготавливают открытку на День рождения.
Тема: «Правила вручения и прием подарка» (вывешивается на доску)
Сложить поговорки о подарках
Дареному коню дорого вниманье
Дорог не подарок дорога любовь
Не дорог подарок в зубы на смотрят Записывают в тетрадь
Итог урока Отметки и дом. задание. Записать в тетрадь, что бы вы хотели подарить на день рождения маме, папе, брату, сестре. Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Н-сергинский р-н Свердловской области 201



Тема: «Транспорт. Поездка в городском транспорте».
5 класс. (2 часа).
Цель: Ознакомить обучающихся с правилами поездки в городском транспорте.
Задачи: - образовательная. Напомнить обучающимся, какие виды транспортных средств используются в России, какой маршрут может быть от школы до дома, о проезде в школу-интернат, каким должно быть поведение в транспорте и на улице: научить обучающихся адекватному поведению в различных общественных местах, в том числе в транспорте в различных жизненных ситуациях. Воспроизводить оплату проезда в транспорте, рассчитывать стоимость проезда.
- Воспитательная. Воспитывать культуру поведения в транспорте.
- Коррекционно-развивающая. Формировать пространственные представления и ориентацию в автобусе и на автобусной остановке, корригировать и развивать связную устную речь (регулятивная функция речи) на примере рассказа правил поведения в транспорте, проведения сюжетно-ролевой игры «Поездка в автобусе».
Ход урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент2. - Опрос домашнего задания.
Я назову основные средства для перевозки пассажиров: автобус, автомобиль, мотоцикл, велосипед…продолжите
Подберите ключевое слово, каким, одним словом можно назвать эти средства для перевозки пассажиров? Транспортные средства. Мы с вами изучаем тему «Транспорт».
- Определи виды городского транспорта: автобус, троллейбус, трактор, такси, экскаватор.
- Оплата проезда в транспорте:
Проездной билет, билет на поездку в автобусе, билет в кино.
-Чтобы не случилась авария, для порядка на дороге стоят дорожные знаки. Какие дорожные знаки вам известны?
- А знаете ли вы правила поведения в транспорте.
3. Новый материал.
- Игра «Поездка в автобусе».
- Итог урока. Что мы сегодня узнали? Чем мы занимались на уроке? Ответить на вопросы теста. Определяют виды транспорта.
Приводят примеры дорожных знаков.
Ответить на вопросы теста.
Дают полный ответ.
Определяют виды транспорта.
Дают ответ.
Дают полный ответ и приводят примеры дорожных знаков.
Рассказ учащихся.
Вывод учащиеся дают полным ответом.
Галина Аркадьевна Захарова, учитель
ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Н-сергинский р-он Свердл. область
2016г



Урок домоводства в 5-ом классе

Досуговое мероприятие: «А ну-ка, девочки!»
Занятие по домоводству.

Материал занятия будет полезен воспитателям детских домов, для обучения девочек младшего и среднего школьного возраста домоводству. Данное занятие можно применять во внеурочное время.

Цель. Разносторонняя подготовка воспитанниц к достойной самостоятельной жизни.

Задачи.

Выявление и развитие способностей детей в различных видах трудовой деятельности.

Формирование разнообразных знаний и умений в кулинарии, рукоделии.

Воспитывать интерес и потребность в труде.

Воспитывать стремление к полноценному и разнообразному проведению досуга.

Индивидуальная работа.

Учить Сашу по-разному пришивать пуговицу.

Методическое обеспечение.

Конверты с карточками, таблицы с заданиями, технологические карты, наборы продуктов для кулинарии, кроссворд «Самообслуживание», маленькие карточки с объяснением слов. Материал для практического задания (пуговицы, ткань, иголки, нитки).

Оформление .

Пословицы и поговорки.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Мала пчелка, да и та работает.

Мало хотеть, надо уметь.

От скуки бери дело в руки.

Можно украсить шариками, поделками детей.

Ход мероприятия.

Вы учитесь в школе, играете в разные игры, любите погулять с друзьями – сейчас это ваша жизнь. Но рано или поздно каждый человек взрослеет. Вырастите и вы. У вас непременно появится своя семья и свой дом. И, чтобы стать женой, матерью и хозяйкой в доме, надо много знать и много уметь. Скажите, пожалуйста, кто же такая хозяйка дома, что же она, по-вашему, должна уметь? Дети отвечают на вопрос. Выслушать ответы детей, дополнить. Показываю таблицу (на ней написаны обязанности по дому). Предлагаю выбрать, что должна делать женщина, мама, хозяйка и мужчина, отец и хозяин. Дети выбирают обязанности женские и мужские. Мне хочется узнать ваше мнение по такому вопросу: « Можно ли разделить обязанности по дому на женские и мужские?» Выслушать мнения детей, подвести итог. В семье должно быть согласие, понимание, взаимопомощь и любовь, тогда обязанности по дому не придется делить.

Сегодня на занятии мы с вами покажем, что знаем, умеем и чему научились в детском доме.

Предлагаю разделиться на бригады по три человека, выбрать бригадира, который и возьмет любой конверт с заданием.

Как сварить макароны.

Как поджарить картофель.

Как приготовить чай.

В конверте есть карточки маленькие с названиями действий. Каждой группе нужно ответить на вопрос с помощью маленьких карточек, причем поставить их по порядку. Дети выбирают карточки, расставляют их в соответствии с порядком действий при приготовлении данного блюда. Сейчас предлагаю бригадиру выбрать нужную технологическую карту, проверить правильность выполнения задания и сообщить всем. Молодцы! Я вижу, что вы справились с заданием, знаете технологию приготовления некоторых блюд.

III. Минутка безопасности.

Сейчас – ВНИМАНИЕ! Знаете ли вы правила техники безопасности, сейчас мы это и проверим. Встаньте в круг. Бросаем мяч друг другу и повторяем правила техники безопасности при работе на кухне. Хорошо! И это знают наши девчонки! Поэтому пора переходить на нашу мини - кухню.

Здесь, на столах есть три одинаковых набора продуктов. Подойдите к столам, оденьте спецодежду, вымойте руки и выслушайте задание. За десять минут нужно приготовить легкий завтрак из двух блюд. Нужно показать свои знания, умения, а еще и фантазию при оформлении готового блюда. Дети, выслушав задание, готовят завтрак (салат, бутерброды). Замечательно! Гости, посмотрите и оцените умения наших девочек.

V. Релаксационная пауза.

(Звучит медленная, красивая музыка). Потрудились, сейчас можно и отдохнуть. Хозяйки умеют не только угощать, они должны еще при этом хорошо выглядеть. Для этого мы немного помедитируем. Закройте глаза. Расслабьтесь. Улыбнитесь. Скажите себе, что с каждым днем вы становитесь все красивее, привлекательнее, стройнее, энергичнее; каждый новый день принесет радость. Вы всегда будете юной. Остановитесь. Откройте глаза. Вы снова готовы к работе.

Женщина в семье каждый день много трудится. Труд у нее разный. Мы с вами знакомились и учились разным видам труда. Как же называется труд, когда человек сам себя обслуживает: стирает одежду, ухаживает за собой и за своим домом? Правильно, это самообслуживание. Предлагаю вам отгадать кроссворд. Таня, запиши ключевое слово. Девочки отгадывают кроссворд. Ну вот, все клеточки заполнены, все получилось. Вы меня очень порадовали.

Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Сиамские близнецы». Встаньте по два человека. Одна из вас будет выполнять задание правой рукой, а другая-левой. Нужно вдеть нитку в иголку, сделать узелок, пришить пуговицу. Дети пришивают пуговицы. Саша, сегодня мы с тобой поучимся по-разному пришивать пуговицу. Показываю и объясняю. Саша пришивает. Умница! Сегодня у тебя все получилось! Я рада, что и у девочек все хорошо получилось даже одной рукой!

Все ли вы любите цветы? Кто любит полевые? Какие? Дети отвечают на вопросы. Я тоже люблю ромашки. Вот и сегодня у меня для вас есть ромашка, но она необычная. Оторвите каждая из вас один лепесток. Прочитайте задание и ответьте на вопрос. Дети получают задание, отвечают на вопросы, дополняют, помогают друг другу.

Что делать, если бежит вода из трубы отопления, случился потоп?

Где и как платить за квартиру, свет, газ?

Где и как отправить письмо, посылку?

Не работает телефон, что делать?

Заболел зуб, ваши действия.

Поднялась температура. Что можно сделать самому?

Сломался замок у входной двери, как выйти из этой неприятной ситуации?

Запахло газом на кухне. Что вы будете делать?

В подъезде дерутся хулиганы, что вы сделаете?

Очень хорошо! Я рада, что вы много знаете и не растеряетесь в любой ситуации.

Вот и подошло к концу наше занятие. Мы с вами показали, что многому уже научились. Я уверена, что все девочки будут настоящими, любящими и заботливыми мамами, женами и хозяйками. Спасибо вам за работу. А вам понравилось? Довольны ли вы собой? Какоевас настроение? Выберите себе такой же шарик.

Муниципальное казенное образовательное учреждение VIII вида города Кирова

Специальная (коррекционная) образовательная школа №50

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Дата: 27.11.13г.

Класс: 5 «а»

Учитель: Булдакова Ирина Фагимовна, I квалификационная категория;

Предмет: домоводство

Дидактическая тема : «Праздник в доме»

Тема урока: «Когда случаются праздники».Защита проектной работы

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний

Общедидактическая цель : Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Праздник в доме»

Образовательная цель:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме

Коррекционно-развивающая цель:

Создавать условия для развития устной речи учащихся через составление связного рассказа с опорой на слайды презентации;

Создавать условия для развития словесно-логического мышления через заполнение таблицы;

Создавать условия для развития познавательной деятельности учащихся через межпредметные связи;

Воспитательная цель:

Воспитывать умение………………….;

Прививать толерантность и воспитывать интерес к предмету;

Структура урока:

    Организация начала урока:

мотивация и целеполагание;

    Подготовка к основному этапу;

    Основной:

обобщение знаний и систематизация знаний через защиту проектной работы;

    Рефлексия;

    Подведение итогов урока;

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная;

Средства обучения:

ПК, мультимедийный проектор, экран;

Презентации подготовленные учащимися;

Календарь;

Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый;

Вступление в урок

Одним из перспективных и результативных методов обучения учеников нашей школы является использование элементов метода проектов. Это способствует выработке умения у учащихся ставить цели, самостоятельно планировать работу, применять необходимые знания и умения, а так же переносить их в новые измененные условия. У учеников развиваются навыки самостоятельности в мыслительной и практической сфере, воспитывается целеустремленность, толерантность, индивидуализм, ответственность, инициативность, креативный подход к работе.

Характеристика класса:

В классе 11 учащихся. По возможностям обучения учащиеся делятся на две группы по классификации В.В.Воронковой. Большинство - 8 человек - относятся к первой группе: они понимают фронтальное объяснение, легко запоминают, хорошо воспроизводят, приводят примеры из личного опыта. В работе им нужна активизирующая помощь (Бяков Вадим, Черненко Андрей, Соловьев Слава, Салтыков Максим, Рассохин Дмитрий, Кодолова Вика, Огородникова Маша, Бовыкина Настя)

2 человека относятся ко второй группе. Они в основном понимают фронтальное обучение учителя, запоминают, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не могут. Им оказывается стимулирующая и направляющая помощь. (Мальцев Евгений, Белозеров Максим).

Изучая тему «Праздник в доме» детям была предложена творческая работа. Я ставила для себя задачу – научить ребят планировать предстоящий праздник, сформировать у них представление о разнообразии праздников и их особенностях, развивать познавательную активность, коммуникативные навыки и творческие способности. Каждый ученик самостоятельно выбирал праздник, который для него наиболее значим и интересен, и у него остались приятные впечатления о нем. Ограничений не было заявлено, поэтому кто–то выбрал один конкретный праздник, а кто-то – объединил несколько в одной работе. По выбранной теме ученики поработали с различными информационными источниками (от литературных до интернет - ресурсов), это было домашним заданием. Затем в компьютерном классе ученики по указанному плану выполнили проектную работу в форме презентации. С учетом возможностей учащихся и технических возможностей компьютерного класса, дети работали индивидуально и в парах. Цель их работы – защитить проект, так, чтобы через рассказ о конкретном празднике, его особенностях, истории появления, традициях и других интересных фактах, всем этим смогли заинтересовать остальных.

Ход урока

мотивация целеполагание

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Что такое праздник?
Это улыбки! Это подарки! Это хорошее настроение!
Это счастливые воспоминания!
Праздник украшает нашу жизнь, делает ее более светлой и яркой.
Праздник дарит нам незабываемые мгновения радости и веселья. Согласны со мной?

Сегодня мы поговорим о праздниках. Что это такое?

Приветствие

Торжество в честь какого-либо события

    Подготовка к основному этапу:

На этом уроке мы отправимся в путешествие по календарю и вы сами его проведете.

Вам представится возможность рассказать о праздниках каждого месяца года. Ваша задача – так рассказать , чтобы заинтересовать всех присутствующих!

У всех есть настольные календари. Их мы будем заполнять после каждоговыступления.

    Основной:

обобщение и систематизация знаний через защиту проектной работы

Итак! Отправляемся в путешествие по календарю:

1 пункт нашего маршрута – месяц январь

Вы послушали рассказ о Новогоднем празднике. А теперь

2 пункт – месяц февраль.

Вы послушали рассказ о Дне Защитника Отечества

задание: заполнить столбики таблицы

3 пункт – месяц март.

Вы послушали рассказ о Международном женском дне.

задание: заполнить столбики таблицы

4 пункт – апрель.

Вы послушали рассказ о Дне смеха.

задание: заполнить столбики таблицы

5 пункт – май.

Вы послушали рассказ о Дне Победы.

задание: заполнить столбики таблицы

6 пункт – профессиональные праздники.

Вы послушали рассказ о Дне Учителя.

задание: заполнить столбики таблицы

Ответ ……….

Все заполняют второй столбик таблицы

Ответ ……….

Ответ ………

Ответ ………..

Ответ.Славы

Ответ ……..

    Рефлексия

Путешествие подошло к концу.

Вы все большие умники и умницы!

Вы замечательно потрудились!

Думаю, и гости согласятся со мной!

Мы узнали много нового, интересного и полезного.

Подводя итог, я прошу вас подумать, о каких праздниках вы узнали новое, чего ранее не знали. Знаком «+» отметьте этот праздник в последнем столбике таблицы.

Все заполняют 3-й столбик таблицы

    Подведение итогов урока

Сколько замечательных праздников есть в календаре. Их отмечают все, но в каждой семье есть еще и свои праздники – праздники семьи, семейные. И помните, что праздник – это не безделье и пустое время провождения, а смена вида деятельности. Отмечайте праздники и не забывайте поздравлять с праздниками своих близких и знакомых. А на следующем уроке мы с вами изготовим открытку к празднику. Всем большое спасибо за работу! Урок окончен.

Самоанализ

Используя метод проектов необходимо учитывать психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта. Для учащихся были созданы условия для активизации познавательной деятельности и выполнения работы от начального этапа до конечного результата. Работая над проектом учащиеся могли максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить свою индивидуальность, опираясь на знания, полученные и на других предметах и на свой жизненный опыт. Однако, овладение проектной деятельностью у некоторых учеников может вызывать определенные затруднения. Поэтому требуется стимулирующая, направляющая, обучающая помощь учителя. Данную работу учащиеся выполняли на протяжении нескольких предыдущих уроков.

На первом этапе была поставлена цель. Ученики были заинтересованы предстоящей работой.

На этапе подготовки дети получили возможность почувствовать себя не только учеником, а побывать в путешествии и предстать в роли гида. Дети получили маршрутные листы и четкую инструкцию как с ними работать. Каждый, готовя свою презентацию, знал о ней больше остальных и смог проявить себя «компетентным специалистом». Заинтересовать всех своей работой, - такая задача стояла перед каждым учеником.

Во время защиты дети строили монологические высказывания с опорой на слайды. По географической карте была возможность просматривать маршрут передвижения.

После каждого выступления учащиеся заполняли таблицу в маршрутном листе. На этапе рефлексии в маршрутном листе надо было отметить знаком плюс тот из пунктов, где больше всего понравилось. Затем эти листы сдали на проверку.

В результате ученики, через использование различных источников информации (от литературных до интернет - ресурсов), самостоятельно справились с заданием. Совместная работа вызвала интерес, объединила ребят. Урок дал толчок к творчеству. В результате у всех получились компьютерные презентации, вызвавшие неподдельный интерес. Кроме того, учитывая социальное положение основного контингента учащихся коррекционных школ, у детей появилась возможность виртуального путешествия. Не у всех детей появиться возможность куда-то поехать летом. Но помечтать об отдыхе может каждый, а научиться планировать отдых должны все.

В работе с презентациями осуществляется личностно ориентированный и дифференцированный подход к обучению, активнее идет процесс социализации и самоутверждения личности учащихся через создаваемые ситуации успеха.

Настольный календарь

ученика 7а класса _________________________________________________(Фамилия, имя)

Дата праздника

Название праздника

Традиции праздника

Маршрутный лист

Место отдыха

Что понравилось

Хочу побывать

Санкт-Петербург

презентация к уроку домоводства 5 класс (8й вид)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по домоводству в 5 классе Маханькова Л»

Конспект урока по домоводству в 5Е классе (обучающихся по основной общеобразовательной адаптированной программе для детей с интеллектуальными нарушениями)

Разработал учитель-олигофренопедагогМаханькова Людмила Андреевна

Тема урока: «Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная). Пылесос.»

Цель: формирование у учащихся понятия о повседневной уборке помещения; правилах и последовательности уборки, правилах пользования пылесосом.

Задачи:

1.Образовательные:

- формировать понятие сухой и влажной уборки, ее последовательности, учить выбирать средства для уборки квартиры.

2.Коррекционно - развивающие:

- развивать мышление через использование коррекционных заданий и упражнений, развитие речи через расширение словарного запаса, введение новых слов, построение грамматически правильных предложений при устных ответах.

3.Воспитательные:

- привитие социально- бытовых умений и навыков.

Оборудование: компьютер, проектор, пылесос, таблица для д/з.

Словарь: пылесос, повседневная уборка, сухая, влажная уборка.

Ход урока

1.Организация учащихся.

Приветствие, проверка готовности к уроку, рапорт дежурного.

Психологическая минутка: «Здравствуйте!»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Ребята, для того чтобы на сегодняшнем уроке мы говорили правильно и красиво, предлагаю сделать артикуляционную гимнастику для наших язычков! (Слайд 1) – учащиеся выполняют артикуляционные упражнения: «маляр», «грибочек», «киска», «заборчик», «качели».

2.Повторение ранее изученного .

Какую тему проходили на предыдущем уроке?

От чего загрязняется воздух в комнате?

Как надо проветривать комнату?

Каким должен быть уголок школьника?

3.Сообщение нового материала

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Жилище», вы познакомитесь с понятием «повседневная уборка» помещения; с ее видами, с правилами и последовательностью уборки, с правилами пользования пылесосом (слайд 2).

А сейчас запишем дату и тему нашего урока.

Но для того, чтобы мы писали ровно и аккуратно, сделаем пальчиковую гимнастику (слайд 3).

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон -
Разбежались мыши вон.

Запись числа, темы урока в тетрадь.

4.Изучение нового материала

Словарь: повседневная уборка- уборка, наведение порядка каждый день (ежедневная).

Она может быть: сухая и влажная (слайд 4).

Сухая - убрать и сложить вещи на место, пропылесосить.

Влажная – используют воду, влажную ветошь (тряпку, губку) (слайд 5).

Что же необходимо для проведения уборки? Ответить на этот вопрос вам поможет задание на желтых карточках.

Задание для работы в группах:

Уч-ся делятся на две группы и составляют слова из карточек со слогами.

1-я группа (тряп ка вед рове ник)

2-я группа (шваб ра пылесос со вок)

А сейчас проверим, правильно ли вы составили слова. Посмотрим на слайд и найдём изображения слов, которые вы составили! (слайд 7).

Задание разрезные картинки:

Молодцы ребята, правильно назвали весь инвентарь, который необходим над для уборки.

Не забывайте, что после уборки необходимо вымыть уборочный инвентарь.

А теперь немного отвлечёмся и позаботимся о наших глазках. Физминутка для глаз (слайд 10-11). А теперь закрыли наши глазки, мысленно посчитали до десяти и медленно открываем глаза.

Пылесос. Устройство. Правила пользования.

Отгадайте загадку и узнаете название ещё одно помощника в уборке!

Загадка. Угадай, о чем речь:

Он с хоботом резиновым, С желудком парусиновым

Загудит его мотор, Он глотает пыль и сор.

Есть у меня в квартире робот. У него огромный хобот.
Любит робот чистоту, и гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает!

Словарь: Пылесос - электрический бытовой прибор, предназначенный для чистки полов и паласов.

Пылесосы бывают универсальные (для уборки помещений) и специальные (для выполнения одного вида работы – коврочист, автомобильный и т.д.)

Памятка

Подготовка пылесоса и порядок работы:

    Вверните шланг во втулку нижнего корпуса.

    Нарастите шланг трубами.

    Соедините трубу с насадкой.

    Включите штепсельную вилку в розетку сети.

    Включите пылесос и приступайте к работе.

    Выключите пылесос через час работы на 10-15 минут (слайд 12).

Рассмотреть.

Из каких частей состоит пылесос. Подписать на картинке его составляющие.


(слайд 13).

Эксплуатация. Правила для записи в тетрадь.

Очищать пылесборник.

Не оставлять пылесос с наглухо прижатой к полу или стене насадкой.

После 15-ти минутной работы надо на 10-15 минут делать перерыв для остывания.

Нельзя тянуть пылесос за шнур, пользоваться шнуром с повреждённой изоляцией (слайд 14).

5.Закрепление знаний учащихся

Как проводить ежедневную уборку квартиры?

В чём отличие сухой уборки от влажной?

Для чего используют пылесос?

Каковы правила обращения с пылесосом?

Индивидуальная работа (2- 3 учащихся)

Дополните предложения

    Повседневную уборку выполняют (как часто?)… .

    Она бывает 2 видов … и …. .

    Инвентарь для влажной уборки:…

(слайд 15).

6.Итог занятия

Что нового узнали на занятии?

Чему научились сегодня?

7. Рефлексия.

Посмотрите, на доске паровозик с вагонами, посадите свой смайлик в тот вагон, который посчитаете нужным. («мне понравился урок», «у меня на уроке были трудности», «материал урока мне был полезен»).

7.Оценивание, д/з.

Проследить и отметить знаком плюс сделанные дома дела.

Виды уборки

Пятн.

Субб.

Воскр.

Спальное место

Подм./пропыл.

Уборка своих вещей

Вымыть пол

Спасибо за урок! До свидания.

Просмотр содержимого презентации
«домоводство Маханькова Л.А»


артикуляционная гимнастика

Маляр

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить нёбо

Поймаем мышку

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести «а-а-а» и прикусть кончик языка

Грибочек

  • улыбнуться
  • присосать широкий язык к нёбу

Поймаем мышку

Киска

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • поцокать «узким» языком
  • губы в улыбке
  • рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык «горкой»

Поймаем мышку

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы»

Повседневная уборка квартиры

сухая и влажная

Разработал учитель-олигофренопедагог Маханькова Людмила Андреевна


пальчиковая гимнастика

Шагаем пальцами

Вышли мыши как-то раз

по столу

Посмотреть который час.

Протираем глазки

Загибаем по очереди пальцы

Раз-два-три-четыре,

Накрываем кулачек ладошкой и дергаем за веревочку

Мыши дёрнули за гири.

Тут раздался страшный звон -

Хлопаем в ладошки

Шагаем пальцами по столу

Разбежались мыши вон.


убор к а это

наведение порядка каждый день (ежедневная).


уборка влажная сухая


Влажная уборка - с использованием воды, влажной ветоши (тряпки, губки).

Сухая уборка - это

убрать и сложить вещи на место, пропылесосить.


Сухая уборка

Влажная уборка

  • проветривание комнаты
  • уборка кровати
  • уборка рабочего места
  • уборка вещей
  • вынос мусора
  • уборка комнаты пылесосом

Проветривание комнаты

Полив цветов

  • подметание пола
  • протирание пыли

Мытье пола





электрический бытовой прибор, предназначенный для чистки полов и паласов


ПАМЯТКА

Подготовка пылесоса и порядок работы:

  • Вверните шланг во втулку нижнего корпуса.
  • Нарастите шланг трубами.
  • Соедините трубу с насадкой.
  • Включите штепсельную вилку в розетку сети.
  • Включите пылесос и приступайте к работе.
  • Выключите пылесос через час работы на 10-15 минут.

Кнопка запуска

Шланг

Труба

Корпус

Колёсики

Щетка-насадка


ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ

  • Очищать пылесборник.
  • Не оставлять пылесос с наглухо прижатой к полу или стене насадкой.
  • После 15-ти минутной работы надо на 10-15 минут делать перерыв для остывания.
  • Нельзя тянуть пылесос за шнур, пользоваться шнуром с повреждённой изоляцией.

индиви д у а льн а я работа

Дополните предложения

1.Повседневную уборку выполняют (как часто?)… . 2.Она бывает 2 видов … и …. .

3.Инвентарь для влажной уборки:…