Профессиональные стандарты worldskills. Повышение качества профессионального образования с использованием стандартов «World Skills

Перспективы образовательной системы с WorldSkills Russia, интервью с Алиной Доскановой, директором по международной деятельности Союза WorldSkills Russia .

Недавно в Канаде состоялся форум WorldSkills International, который прошел в рамках съезда Генеральной ассамблеи – высшего органа власти организации, состоящего из делегатов всех стран-участниц движения. Россию представляли генеральный директор Союза WorldSkills Russia Роберт Уразов и директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров Минобрнауки РФ Наталия Золотарева.

Об итогах форума и ближайших перспективах проекта, как в России, так и в мире, мы спросили Алину Досканову, директора по международной деятельности Союза.

– Здравствуйте! Мы знаем, что на съезде Генеральной ассамблеи WorldSkills обсуждались планы работ организации до 2025 года. В связи с этим, какие вехи развития Ворлдскиллс в России нас ожидают?

Здравствуйте. Да, на съезде вынесли на обсуждение Vision 2025, но это не просто план, это – целая стратегия.

Важным итогом стало решение о том, что группа CEO National Skills Organization станет частью Стратегического Комитета. Решение связано с тем, что во многих странах появляются национальные организации-двигатели движения WorldSkills. Руководители этих организаций должны непосредственно участвовать в стратегических решениях, которые принимает Генассамблея. Для Союза «Ворлдскиллс Россия» это важно, потому что у нас сейчас одна из самых продуктивных повесток: в рамках заявочной кампании на проведение Мирового Чемпионата WorldSkills 2019 года Россия взяла на себя обязательства развивать собственные проекты JuniorSkills и Hi-Tech. Теперь и поэтому

Помимо основного перечня компетенций, которые соответствуют требованиям современной глобальной экономики и WorldSkills International, у нас еще есть специальный перечень по перспективным компетенциям «навыков будущего» или FutureSkills

То есть мы можем не без оснований заявить, что в России уже внедряются те самые «компетенции будущего» пока в рамках национальных чемпионатов, но наша инициатива в том, чтобы продвинуть их на международный уровень. Благодаря принятому решению у нас появились дополнительные инструменты взаимодействия с WSI.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о концепции Vision 2025. Каковы конечные точки этой стратегии?

Концепция представляет собой видение развития международного движения WorldSkills International до 2025 года. Когда разрабатывали стратегию, члены комитета руководствовались решением, принятым Генассамблеей в 2014 году о развитии WorldSkills по 6-ти основным фокусам. Таким образом, Vision 2025 представляет собой стратегический документ развития этих фокусов. Центральное внимание уделено системе организации и проведения чемпионатов по стандартам WorldSkills, вовлечение новых участников. Остальные фокусы: исследовательские проекты, проекты связанные с построением карьеры участников чемпионатов, образовательные проекты — все сосредоточено вокруг чемпионатов и является взаимозависимым от соревновательной части. По факту,

Чемпионат выступает площадкой оценки качества системы образования той или иной страны

Результаты соревнований комплексно анализируются по нескольким параметрам, это динамический показатель всей системы подготовки кадров – где и как мы учим хорошо, а где – плохо. В рамках проведения чемпионатов и развития карьерного роста строится международная кооперация с такими организациями как ООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО, а также обмен международными практиками среди членов WorldSkills. Vision 2025 описывает шаги по каждому фокусу, стратегические цели и способы их достижения. В рамках Генеральной ассамблеи, которая пройдет в 2018 году в Амстердаме, участники будут оценивать результаты реализации каждой страной, выбирая передовые практики. Важно отметить, что документ содержит несколько инициатив, которые предложила Россия.

– Какие к примеру?

Мы реализуем несколько направлений работ. Одно из ключевых – это Базовый центр или Академия WorldSkills – это федеральный пилотный проект подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей (мастеров производственного обучения) по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям в системе среднего профессионального образования на основе лучших отечественных и международных практик и методик подготовки рабочих кадров. Сегодня повышают квалификацию более 700 преподавателей по 10 наиболее перспективным и востребованным специальностям среднего образования. В наборе кандидатов для программ Базового центра приняли участие 535 образовательных учреждений и 4 корпоративных центра обучения из 76 регионов России. Кроме того,

Стандарты WorldSkills будут признаны в масштабах всей страны и станут частью системы национальных квалификаций

По фокусу «Развитие карьеры» мы сейчас запускаем наш международный форум. Он состоится в рамках чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Hi-Tech) 2016, на котором среди традиционных векторов развития компетенций рассматриваются предпринимательские и лидерские навыки, которые необходимо развивать у молодых профессионалов.

– Вы говорили, что чемпионат WSR позволит кардинально изменить систему профессионального образования в России. Каким образом это будет происходить?

Сегодня стандарты WorldSkills становятся стандартами подготовки кадров. По технологии WorldSkills мы проводим не только чемпионаты, но и демонстрационные экзамены в рамках итоговой государственной аттестации (ГИА). Раньше колледжи самостоятельно определяли практическое задание, в большинстве случаев выпускной экзамен был теоретическим. Мы предлагаем внедрить методики WorldSkills в выпускной экзамен, т.е. каждый выпускник будет на деле демонстрировать свои навыки, которые он получил в процессе обучения. Дополнительно,

Союз «Ворлдскиллс Россия» реализует проект внедрения регионального стандарта, который содержит ключевые этапы прогнозирования компетенций в соответствии с запросом работодателей

Стандарт также подразумевает создание программ обучения мастеров и наставников, который в текущий момент в России не представлен в принципе.

– Сколько образовательных учреждений используют эти стандарты?

За текущий год у нас в эксперименте приняли участие 68 образовательных учреждений по 57 компетенциям из 13 регионов. На 2017 год мы планируем внедрить стандарты уже в 100 учреждениях.

– А как технически изменится процесс профессиональной подготовки?

В рамках Базового центра Союз WorldSkills Russia обучает мастеров-наставников по 10 самым востребованным компетенциям на российском рынке труда, а также в рамках региональных этапов задает в образовательную систему требования к оборудованию и к материально-технической базе – той, которая соответствует мировым требованиям. Дополнительно, через программу Министерства образования и науки Российской федерации реализуется создание 7-ми межрегиональных центров компетенций (МЦК), аккредитованных по стандартам WorldSkills по группам компетенций: промышленные и инженерные технологи, информационные и коммуникационные технологии, строительство, обслуживание транспорта и логистика, искусство и дизайн, сфера услуг. Это образовательный центр и тренировочный полигон в одном флаконе.

– На форуме директор WorldSkills Дэвид Хоуи отметил значительные успехи России в организации движения, а также продуктивность в сотрудничестве между США и Россией. Скажите, какой опыт помог Вам добиться успеха?

Не могу не признать, что было очень приятно услышать эти слова именно от США, потому что их опыт впечатляет: членами движения SkillsUSA являются порядка 500 000 человек. Это одна из планок, к которой мы стремимся, и в этом смысле стоит рассматривать Америку как лучшую практику.

Развитие профессионализма рабочих кадров в России в силу национальных особенностей развивается по своему пути, не все стратегии других стран-участниц движения можно переложить на нашу систему

И в этом смысле мы для WorldSkills International являемся уникальной практикой. На 2019 год у нас 2 стратегические цели проведения WorldSkills Kazan 2019: во-первых, провести лучший чемпионат в мире, предоставив миру передовые практики организации конкурсной части, и, во-вторых, изменить саму систему подготовки кадров. Так, ни в одной стране мира не внедряют стандарты WorldSkills в процесс образования. Мы же используем независимую систему оценки как для выпускников образовательных учреждений, так и для сотрудников предприятий в рамках региональных стандартов. Похожая практика встречается в двух-трех странах, но существуют отличия в механике процессов.

– Спикеры выразили мнение, что через 20 лет многие рабочие специальности устареют, и чтобы оказать воздействие на этот процесс необходимо уже сейчас внедрять «навыки будущего» (FutureSkills). Расскажите, что это такое, как это поможет в развитии специальностей и их переходе на новый уровень?

– «Компетенции будущего» или FutureSkills не зря выбрали главной темой форума. Еще раньше это были просто разговоры, предсказания и догадки о том, какими должны быть навыки и профессии будущего, что между рабочими с навыками настоящего и будущего пройдет несколько поколений. Однако, как показывает практика, уже сейчас в колледжах необходимо обучать студентов не устаревшим профессиям, которых не будет на рынке труда к тому моменту, как они выпустятся из образовательных учреждений, а учить их тем профессиям, которые будут востребованы через 3-5 лет. Сама необходимость внедрения их сейчас связана не с развитием специальностей, а с подготовками новых программ обучения.

ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В ПРОГРАММУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

В.И. Шевлякова

ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж», [email protected]

Современные специалисты, чтобы быть конкурентоспособными, должны владеть новейшими способами и технологиями работы, их профессиональная деятельность должна носить творческий характер. Именно для решения данной задачи было создано международное некоммерческое движение WorldSkills. Его цель - повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Миссией движения является: «Развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха» .

Анализ процесса подготовки обучающихся к участию в региональных чемпионатах движения WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание» позволил сделать вывод о необходимости внесения изменений в программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» с учетом требований стандартов WorldSkills. Источниками информации для внесения изменений стала документация чемпионатов: технические описания конкурсных заданий и инфраструктурные листы. Техническое описание - документ, определяющий название компетенции, последовательность выполнения задания, критерии оценки, требования к профессиональным навыкам участников, состав оборудования, компоненты, оснастку, основное и дополнительное оборудование, требования к нормам охраны труда и технике безопасности, разрешенные и запрещенные к использованию материалы и оборудование. Инфраструктурный лист - список необходимых материалов и оборудования для проведения конкурса по определенной компетенции .

Вначале нами был проведен сравнительный анализ конкурсных заданий по стандартам WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание» и содержания профессиональных модулей ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

В конкурсных заданиях чемпионатов WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание» указывается на необходимость владения современным специалистом - воспитателем детей дошкольного возраста методикой организации и проведения занятий по легоконструированию и робототехнике в дошкольных образовательных организациях. На наш взгляд, введение данных конкурсных заданий обусловлено необходимостью популяризации, повышения престижа рабочих и инженерных профессий в Российской Федерации. И уже с ранних лет необходимо формировать у детей интерес к технике, техническому творчеству: ведь профессиональное самоопределение личности начинается в дошкольном возрасте.

В результате проведенного анализа в программу ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения был введен новый междисциплинарный курс: МДК.02.07 Теоретические и методические основы организации технического конструирования детей дошкольного возраста. В рамках данного курса будущие воспитатели приобретают навыки организации технического конструирования дошкольников из строительного материала и крупногабаритных модульных блоков, а также из деталей непрограммируемых и программируемых ЛЕГО-конструкторов (Lego Education Wedо 2.0 и др.).

Анализ опыта работы Воронежских детских садов № 74, 188, 164, 33 и 18 и др. показал, что дети, как правило, занимаются легоконструированием за пределами организованной образовательной деятельности, а занятия по робототехнике и вовсе не проводятся. Воспитатели объясняют это отсутствием средств на приобретение дорогостоящих программируемых конструкторов. Робототехникой дошкольники могут заниматься только в различных развивающих центрах, причем, на платной основе. Хочется верить, что именно выпускникам нашего колледжа, предстоит внедрять робототехнику в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций (ДОО) региона, сталкиваясь при этом с закономерными трудностями инновационной деятельности: финансовыми, психологическими, а также методическими.

В настоящее время достаточно хорошо разработана методика организации занятий по робототехнике для учащихся начальной школы (конструкторы Lego Education Wedо созданы разработчиками именно для школьников), но отсутствуют соответствующие методические издания для дошкольников. Сегодня приходится эмпирическим путем адаптировать имеющиеся разработки к возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Вместе с тем хочется отметить очень высокий интерес дошкольников к созданию и элементарному программированию подвижных моделей на базе конструктора Lego Education Wedо 2.0. Соответствующие занятия были разработаны и апробированы обучающимися нашего колледжа в подготовительной к школе группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» г. Воронежа.

Обновленное содержание образования требует новых методов профессиональной подготовки специалистов и оценки уровня сформированности у них общих и профессиональных компетенций, которые также предлагают нам чемпионаты WorldSkills. К примеру, навыки проведения занятий по техническому конструированию и робототехнике обучающиеся колледжа отрабатывают на волонтерах, в роли которых выступают однокурсники. Таким образом, операционные игры проводятся в условиях, имитирующих реальные. Проведение операционных игр позволяет наилучшим образом подготовить будущих воспитателей к проведению реальных занятий с детьми. Их применение особенно актуально в условиях внедрения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в государственную итоговую аттестацию по программам среднего профессионального образования. Демонстрационный экзамен предполагает оценку результатов обучения выпускников методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте. Эта оценка должна производиться специально подготовленными независимыми экспертами. Уже сегодня в колледже итоговые (квалификационные) экзамены по профессиональным модулям ППССЗ по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» проводятся с элементами WorldSkills.

Критерии оценивания проведения занятий по легоконструированию и робототехнике разработаны также в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и стандартов WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание». Такими критериями являются: соблюдение санитарных норм и правил безопасности, соответствие формулировки цели и образовательных задач методическим требованиям, соответствие поставленных задач теме занятия и возрасту детей, реализация поставленных задач, соответствие методических приемов возрасту детей, распределение обязанностей по строительству (программированию) между воспитателем и детьми в соответствии с выбранной моделью, владение терминологией, соблюдение времени проведения, организация рабочего места детей, наличие проблемной ситуации и творческий подход к проведению занятия, выразительность и четкость речи и др. .

Сравнительный анализ содержания профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н и введенного в действие в 2017 году, и содержания дисциплины «Психология» в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» привел к необходимости введения в содержание рабочей программы данной дисциплины дополнительных дидактических единиц. Так, профессиональный стандарт в рамках обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» (трудовая функция «Развивающая деятельность») требует от воспитателя владения трудовым действием - применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Таким образом, воспитателю ДОО необходимо знать основы психодиагностики и владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей детей . Соответственно данным требованиям в рабочую программы дисциплины «Психология» по согласованию с работодателями введена дидактическая единица - умение выявлять особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. В процессе изучения дисциплины обучающиеся осваивают методики диагностики особенностей развития познавательных действий у детей дошкольного возраста.

Анализ содержания профессионального стандарта педагога, а также ФГОС Дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) делает целесообразным включение в ППССЗ по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» дисциплины «Основы коррекционной психологии и коррекционной педагогики», а также междисциплинарных курсов, направленных на освоение методик организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп. В результате обучающиеся смогут овладеть трудовым действием: «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами: … дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с СДВГ и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья …» .

Таким образом, внедрение нового содержания в ППССЗ, соответствующего требованиям стандартов WorldSkills и профессионального стандарта, позволит специалистам в области дошкольного образования стать более квалифицированными, а, следовательно, более востребованными, конкурентоспособными на рынке труда. Ведь данные стандарты разрабатываются с учетом современных достижений науки, требований работодателей и общества в целом.

Литература

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21.12.2012 г. Одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26.12.2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н.
  3. ФГОС Дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155.
  4. ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1351.
  5. WorldSkills Russia [Электронный ресурс] : официальный сайт. ‑ URL: http://worldskills.ru/ (дата обращения: 04.12.2017).

В системе образования проблема педагогического риска актуальна, так как она затрагивает все аспекты применения инноваций в методиках и способах преподавания на всех этапах получения образования.

Сегодня в нашей стране движение WorldSkills набирает все большую популярность, а воздействие на институты профессионального образования, национальной системы квалификаций усиливается.

Инновации и стандарты WorldSkills должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее преподавателю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Стандарты WorldSkills, включают в себя: техническое описание (TD— Technical Description), тестовое задание (TP— Test Project), критерии оценки, инфраструктурный лист (Infrastructure List), план соревновательной площадки с оборудованием (Layout) и требования по технике безопасности (Health & Safety).

Важную роль в формировании стандартов WorldSkills играют эксперты. Под экспертом понимается человек, обладающий определенными компетенциями: знание своей профессии, знание стандартов и регламентов WS, знание процедуры проведения соревнований, участие в составлении тестового задания и в определении критериев оценки .

Через TD задаются рамки компетенции (профессии). Эксперты указывают присущие профессии ключевые навыки, умения, знания и т. д. Также в TD указываются условия проверки, требования к оборудованию и технологиям, групп критериев и их веса, условия рационального использования материалов и энергии, «мягкие» навыки и иные сведения, необходимые для описания компетенции (профессии). При этом есть обязательное условие: никогда не указываются какие-либо конкретные торговые марки или бренды производителей оборудования. Общие изменения в TD должны составить не менее 30% от предыдущего действовавшего TD.

Затем к каждой компетенции (профессии) формируется или актуализируется конкретное задание (TP) на проверку. Оно состоит из определенного количества модулей, которыми необходимо проверить тот или иной навык .

Обязательно к каждой части тестового задания формируются наборы критериев, имеющие определённый экспертами вес. В сумме вес всех критериев должны составить 100 (%). Чаще всего TP состоит из 9 модулей, в каждом из которых выделяются отдельные аспекты. Аспекты оцениваются отдельными критериями и субкритериями, в зависимости от сложности модулей.

Критерии бывают объективные, субъективные и квалификационные. Объективные критерии фиксируются через измеряемые параметры: мм, граммы, штуки, вольты, градусы и т. д. Для оценки объективных критериев привлекаются всегда группы по три эксперта. Каждый ставит свою оценку. Выбирается та оценка, которая попадает в интервал варьирования от среднего из этих трех оценок.

Субъективные критерии определяются баллами (от 0 до 9), которые ставят эксперты. Для этих целей необходимо привлекать для каждой оценки не менее пяти экспертов.

Обычно соотношение между объективными и субъективными критериями составляет 70 на 30. Но в каждой компетенции (профессии) это определяется на усмотрение экспертного сообщества. Есть профессии, например, «автомеханик», где вообще нет субъективных критериев. Есть и наоборот, «парикмахер», где субъективные критерии могут достигать 80%.

Все вместе эти критерии составляют оценочный план компетенции (профессии). Исходя из измененного TD, определенного TP и выбранных критериев выбирается оборудование, необходимое для проведения соревнований.

Отдельно вынесены в стандартах WS требования по технике безопасности. Есть четкая позиция, что реальное соблюдение этих требований способствует повышению эффективности труда. Снижение травматичности и досрочного вывода из строя оборудования являются важными факторами при оценке конкурсантов. Поэтому в число субъективных критериев обязательно вводятся требования по ТБ (H&S). Кроме того, в ряде случаев несоблюдение ТБ может служить причиной досрочного снятия с соревнований.

Движение WorldSkills в Республике Саха (Якутия) активно реализуется с 2015 года. Ежегодно в Республике проводятся Региональные чемпионаты WorldSkills Якутия, кроме того проводятся корпоративные и международные чемпионаты.

Для того, чтобы подготовка высококвалифицированных рабочих кадров соответствовала мировым требованиям, обучающиеся профессиональных образовательных организаций должны быть подготовлены в соответствии с данными требованиями для участия в чемпионатах WorldSkills, поэтому возникла необходимость внесения изменений в содержание рабочих программ, которые бы отвечали стандартам WSR.

В условиях ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский техникум» нами был сделан сравнительный анализ требований стандартов WorldSkills, ФГОС и профессионального стандарта, на основе анализа были внесены изменения в содержание ППССЗ 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в части программы профессионального модуля ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и внесли коррективы в содержание программы по теоретическому и практическому обучению.

Данное совмещение содержания вышеуказанных стандартов позволило нам выйти на новый уровень подготовки будущих специалистов с учетом требований стандартов WorldSkills и профессиональных стандартов в области знаний, умений и практического опыта.

В тех регионах, где начинает развиваться движение WorldSkills, наблюдается увеличение количества заинтересованных лиц в получении профессионального образования.

В заключение хотелось бы отметить, что стандарты WorldSkills рассматриваются парламентариями как один из инструментов независимой оценки качества образования выпускников системы СПО. Получение «медали профессионализма» в соответствии со стандартами «WorldSkills» предрасположено получению сертификата в независимых центрах оценки и сертификации квалификаций. Также имеется направление Junior Skills, которая позволит молодому поколению попробовать себя в разных компетенциях, перенять опыт у мастеров, раньше определиться с выбором профессии, ответственно и осознанно отнестись к профессиональному образованию в будущем.