"родился сам, помоги другому". Смоленское кладбище. Васильевский остров Смоленское кладбище как добраться где хоронят

Смоленское кладбище, как и любое другое, это, прежде всего, – библиотека человеческих судеб и самых разных, иногда невероятных, историй. Но начиналось всё тривиально – с погоста для бедняков Васильевского острова, которых нужно было где-то хоронить.

Маршрут по кладбищу обычно начинают с главных ворот, а значит и с речки Смоленки. Раньше она называлась Чёрной. Именно на берегу этой «старой» Чёрной речки хоронили местных жителей. Было и ещё одно место – Гавань. Но в силу природных условий и климата, в котором мы живем, Гавань была труднодоступной и крайне неподходящей для захоронений. Такое положение сохранялось до 1738 года, когда Священный Синод своим указом постановил организовать кладбище «между 18 и 23 линиями Васильевского острова», расчистить к нему дорогу, огородить забором и содержать новый погост из церковных доходов.

Церковь Смоленской иконы Божией матери

Почему кладбище решили назвать Смоленским? По одной из версий во время строительства города на острове поселилась артель рабочих из – вы угадали – города Смоленска. Тут они жили, тут их похоронили — собственно, над названием долго не думали. Тем не менее, это всего лишь легенда, а название кладбища, как, кстати, и речки, закрепилось после создания храма во имя Смоленской иконы Божией матери. То есть название появилось гораздо позже, чем само кладбище, — и вот почему. На территории каждого кладбища есть церковь, а на территории Смоленского кладбища никакой церкви не было — его приписали к Андреевской церкви, расположенной на нынешнем Большом проспекте Васильевского острова. Но у храма не было денег на содержание кладбища, а у Синода, который постановил это кладбище создать, не было денег на новую церковь. Построена она была только в 1755 году и была деревянной, императрица Анна Иоанновна повелела выдать деньги на её строительство из губернского бюджета (это если говорить на современный манер, а на старый – из казённого кошта губернии). Кладбище обнесли, наконец, забором, заодно отделив его ещё и каналом. Но положение кладбища и церкви продолжало быть довольно печальным – они не приносили никакого дохода и находились в упадке.


фото: Анастасия Голубничая / ИА «Диалог»

И вот тут-то, пожалуй, начинаются все истории. Положение исправил священник Георгий Петров. Его назначили «заведовать» Смоленской церковью (а значит, и кладбищем) в 1783 году. С приходом священника началась, если можно так сказать, вторая жизнь кладбища. Георгий Петров был человеком, по описаниям современников, властным, прямым и даже нахальным. Деньги на благоустройство кладбища и богадельни он доставал как настойчивыми просьбами, уговорами и унижениями, так и откровенной прямотой и хамством. При этом для своего начальства он был крайне смиренным человеком, а вот в отношениях с «сослуживцами» смиренностью не отличался, одного своего «коллегу» он откровенно «подсидел», с подчинёнными был довольно грубым, с одной стороны, с другой — совершенно за ними не следил. Но главное здесь, конечно, не его человеческие, а его деловые качества.

Во-первых, Георгий Петров добился постройки каменной церкви (её построили к 1791 году). Деньги на новую церковь собраны были отчасти из добровольных пожертвований за места на кладбище. Кстати, от строительства церкви на православном кладбище страдало кладбище «немецкое» – мост, ведущий к нему, ломали для прохода барж со строительными материалами. Правда, и чинили быстро, потому что плотничьи работы стоили относительно дёшево. Ещё одна, не менее важная, заслуга Петрова – это первый ритуальный бизнес. Георгий Петров добился открытия «траурного заведения» — места, где напрокат можно было взять принадлежности для погребальных обрядов. Это покровы, элементы траурной одежды, а также телеги – дроги. Этот бизнес, созданный в самом конце восемнадцатого века, приносил доход до 1841 года, когда с утверждением положения о кладбищах стала возможна свободная торговля погребальными принадлежностями. На средства от продажи поддерживали церковь и создали богадельню – теперь мы заходим на кладбище через арку, соединяющую два её корпуса. Дополнительный доход давала сдача кладбищенской земли в аренду под огороды, а также аренда небольших сарайчиков – под мастерские для изготовления памятников. К 1818 году Петров практически отошёл от дел и на кладбище появлялся редко. Тем не менее, именно благодаря его невероятной энергии, Смоленское кладбище приобрело те свои очертания, которые мы знаем уже в современности.

Могила поручика Чернова

Не будем отходить от ворот далеко и посмотрим на скромный памятник, спрятанный слева от церкви – небольшая колонна, увенчанная погребальной вазой. Надпись ещё сохранилась: это могила поручика Семёновского полка Константина Чернова с памятником, сделанным на средства его товарищей. За этой скромной надписью скрывается история о предательстве, чести… и классах. Дело происходило в 1825 году, знаменательном для российской истории. У Константина Чернова (человека из дворянской, но незнатной семьи) была сестра, в неё влюбился и решил жениться внук графа Орлова – Владимир Новосильцев, наследник огромного состояния. Однако мать Новосильцева решила любыми способами не допустить женитьбы сына и добилась своего, свадьбу отменили. Семья невесты была оскорблена, и старший брат вызвал несостоявшегося супруга девушки на дуэль.


фото: Анастасия Голубничая / ИА «Диалог»

«Старик-генерал Чернов сказал, что все его семь сыновей станут поочередно за сестру и будут с Новосильцевым стреляться и что если бы все семь сыновей были убиты, то будет стреляться он, старик», — современник событий, драматург Андрей Жандр.

Оба дуэлянта погибли. Похороны Чернова превратились в демонстрацию – товарища провожали его друзья по Северному обществу, многие в знак протеста весь путь похоронной процессии шли пешком, без экипажей. Своеобразная похоронная «акция» стала ответом аристократическому миру, жившему по своим законам. Здесь надо заметить, что декабристы, многие из которых были друзьями Чернова, также (по одной из версий) нашли свой покой на Смоленке — на острове Голодай, который теперь называется островом Декабристов.


фото: Анастасия Голубничая / ИА «Диалог»

Часовня Ксении Петербургской

От трагедий перейдём к чудесам (хотя и не бросим трагических историй). Одна из главных достопримечательностей кладбища – часовня Ксении Петербургской. По легенде 26-летняя Ксения после смерти своего мужа облачилась в его одежду, отдала свой дом и состояние соседке Прасковье Антоновой, завещав раздать всё имущество бедным. Предание гласит, что она помогала построить Смоленскую церковь, таская по ночам тяжёлые кирпичи на строительные леса. По ещё одной легенде Ксения предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича. Предсказывала она и простым горожанам — купчихе предсказала кончину, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девушке - замужество (этим, конечно же, все предсказания Ксении не ограничиваются, на перечисление всех чудес ушла бы небольшая книжка). Сейчас к часовне Ксении приходит множество людей – и верующих, и желающих поверить. Автору этого текста дали совет для исполнения желания обойти часовню три раза, не переставая думать о загаданном, а потом помолиться и поставить свечку в самой часовне. Работает ли это – автор гарантию дать не может, поскольку не проверял совет на практике.

Могила «дедушки русского романса» композитора Титова

За часовней (по правой стороне, прямо и направо) — могила дедушки русского романса. Опознать её легче, чем найти. Кто же такой этот «дедушка русского романса»? Композитор (и генерал-лейтенант) Николай Титов, сделавший жанр романса популярным в 20-40-х годах XIX века. В семье композитора было традицией сочетать армейскую службу с сочинительством музыки. Николай Титов начал заниматься музыкой довольно поздно даже по нынешним меркам – к 19 годам, при этом музыкальное образование его было довольно обрывочным. Однако это не помешало дилетанту сочинить более 60 романсов на стихи поэтов того времени, в частности, и таких классиков, как Пушкин и Лермонтов. А прозвище «дедушка русского романса» дали тогда ещё совсем не дедушке, а юноше, другие классики – композиторы Александр Даргомыжский и Михаил Глинка, дружившие с Титовым.


фото: Анастасия Голубничая / ИА «Диалог»

Могила писательницы Чарской

Недалеко от могилы Титова похоронена ещё одна петербургская знаменитость – писательница Лидия Чарская. Могила совсем скромная – белый металлический крест и ограда. Жизнь Лидии Чарской является примером того, как безжалостно время умеет перечёркивать, а колесо истории — уничтожать. В начале ХХ века Чарская – знаменитая детская писательница, книги которой имели громадный успех как у юных читателей, так и у взрослых. Писать актриса Александринского театра начала от безденежья – статьи и переводы приносили небольшой доход, а вот первое произведение, «Записки институтки», принесли ей славу и популярность. Всё зачеркнула революция. В 1920 году книги её были запрещены, они подлежали изъятию из библиотек и сожжению.

«Чарская отравляла детей тем же сифилисом милитаристических и казарменно-патриотических чувств», — злобные слова не менее знаменитого писателя Корнея Чуковского¹.

Над героями книг писательницы учащиеся 1920-х готов устраивали показательные суды. Лидия Чарская умерла в нищете и безвестности в 1937 году, но труды её не остались забытыми. По крайней мере, уже который год на могиле писательницы появляются всё новые цветы.


фото: Анастасия Голубничая / ИА «Диалог»

Могила «40 мучеников»

От трагедий – к мрачным сюжетам. В противоположной стороне, на Блоковской дорожке – небольшая могила с надписью «40 мученикам». История появления этой могилы – городская легенда, согласно которой в послереволюционные годы борьбы с церковью ночью на кладбище привезли сорок священнослужителей. Им предложили либо отказаться от веры, либо принять смерть. Церковники выбрали последнее – и были заживо погребены в братской могиле на территории Смоленки. Дальше в легенде говорится о страшных криках, которые слышали жители окрестных домов, о «ходившей» земле, и о том, что когда первый луч солнца упал на могилу – крики прекратились. Документального подтверждения массовой казни служителей церкви именно в этом месте нет. Кстати, в истории православия уже был случай с сорока мучениками, но повлияла ли эта история на создание жуткой притчи Смоленского кладбища – сказать сложно.

Могила Блока

Одна из главных достопримечательностей кладбища – могила Александра Блока. Впрочем, это уже бывшая могила поэта, его прах перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища в 1944 году. И вот тут-то начинаются загадки, легенды и версии. Одна из самых знаменитых – версия журналиста Александра Невзорова с участием ватника и химического карандаша. Согласно Невзорову, представители организации, которая должна была перевезти останки Блока, не явились в назначенный день. Поэтому прах, который уже успели достать из могилы, был завёрнут в ватник, на котором химическим карандашом написали «Блок». Спустя неделю ватник с приметной надписью обнаружили на местном стороже, именно эту одёжку в итоге и перезахоронили на Волковском.

Другая версия, которая кажется куда более правдоподобной, принадлежит известному исследователю Блока Дмитрию Максимову, рассказ о ней можно найти у академика Лихачёва. «При этом событии (перезахоронении Блока – ИА «Диалог» ) присутствовал Дмитрий Евгеньевич Максимов. И ведь перезахоронили только череп Блока. Дмитрий Евгеньевич нёс череп Блока, потому что остальным, очевидно, было противно его нести, они боялись, а он не боялся. Он нёс череп Блока в платке и по дороге пальцем из глазниц выковыривал землю. Ему показалось, что так будет лучше. И тогда его остановили и сказали: «Вы выковыриваете прах Блока. Это нельзя делать». (У него есть воспоминания об этом перезахоронении.) И «могила Александра Блока» - это чужая могила, какого-то барона (я забыл его фамилию). В эту чужую гробницу, в этот чужой склеп и поместили череп Блока. Один череп. Всё остальное осталось там, на Смоленском кладбище, рядом с матерью, и было сровнено с землёй», — ученый. Впрочем, даже в случае с причинами перезахоронения существуют разные версии: одни обосновывают процесс плохим состоянием могилы поэта, другие – политическими решениями.



Могила офицеров, погибших при взрыве в Зимнем дворце

На Смоленке немало и братских могил. К примеру – захоронение офицеров, погибших при взрыве в Зимнем дворце в 1880 году. В результате покушения на императора Александра II погибли 11 человек — нижние чины лейб-гвардии Финляндского полка, нёсшие караул во дворце. Сам император в результате этого события не пострадал – именно в этот день отличавшийся пунктуальностью Александр опоздал на обед, ко времени которого и был приурочен подрыв бомбы. Все погибшие погребены в братской могиле, а император, несмотря на угрозу, лично присутствовал на похоронах. Кстати, памятник героям-финляндцам был создан на народные деньги, однако сейчас мы можем видеть уже восстановленный монумент – разорение кладбищ в советское время не прошло для него даром.

Есть и ещё одна братская могила на Смоленском, найти которую в наши дни практически невозможно. Это захоронение рыцарей Мальтийского ордена, главой которого в 1798 году был избран российский император Павел I. Хоронили кавалеров ордена на кладбище за Церковью Рождества Иоанна Предтечи. После убийства Павла на престол взошел его сын Александр и стал поспешно уничтожать всё, что связано с орденом. Это относилось и к захоронениям членов ордена – их прах был перенесён на Смоленское кладбище августовской ночью 1807 года. Если могилу и украшало надгробие, то после нескольких наводнений, которые пережило кладбище, ныне место это считается утерянным.

Нам нравится думать о кладбищах, как о местах мистических, хранящих самые причудливые тайны и загадки. Но кладбище, прежде всего, должно напоминать о главном — какая бы ни была у нас необычная судьба, сколько бы времени нам ни было отведено и как бы продуктивно мы его ни проводили, нам всем приготовлена одна участь — стать ещё одной карточкой каталога в какой-то из огромных библиотек человеческих жизней.

Подготовила Маша Минутова / ИА «Диалог»

¹ Бен Хеллман, «Сказка и быль: История русской детской литературы», со ссылкой на «Первый всесоюзный съезд советских писателей 1934: стенографический отчёт», М., 1934

Васильевский остров 30 апреля 2011 года

Смоленское кладбище

Улица Камская д.3.

Смоленское кладбище было учреждено по указу Сената на Васильевском острове в 1756 году, хотя существуют свидетельства, что захоронения на этом месте существовали и ранее.

О происхождении названия кладбища историки спорят и сегодня. Некоторые считают, что оно связано с тем, что здесь изначально поселилась артель рабочих, пришедших на строительство Санкт-Петербурга. Невыносимые условия труда и суровый северный климат свел многих из них в могилу. Умерших хоронили на берегу Черной речки, нынешней Смоленки. Но, скорее всего, название кладбища, как, впрочем, и речки, закрепилось после завершения строительства храма во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Дошедшая до наших дней каменная церковь была построена по проекту архитектора А. А. Иванова в 1790 году.

Начиная с 18 века на кладбище хоронили не только простой люд, но и выдающихся деятелей русской науки и искусства. Были образованы площадки Академии наук, Академии художеств, Александринского и Мариинского театров, Морского и Сухопутного кадетских корпусов, Горного института, университета. В дореволюционной России Смоленское кладбище было одним из самых больших - к началу 20 века число погребенных достигло около 700-800 тысяч человек.

Смоленское кладбище всегда славилось благотворительной деятельностью. В 19 веке при кладбище действовала богадельня для вдов и сирот духовенства, вдовий дом, дом трудолюбия, церковно-приходская школа, епархиальный приют для детей воинов, погибших в японскую войну. В 1930-х годах разрабатывались проекты упразднения Смоленского кладбища. Именно в этот период могилы многих известных художников, артистов и писателей были перенесены на другие ленинградские кладбища, а целый ряд исторических захоронений, к сожалению, был безвозвратно утерян.

Считается, что именно на Смоленском кладбище была похоронена няня А. С. Пушкина Арина Родионовна Яковлева. И хотя точно установить, где находиться ее могила, не удалось, рядом с воротами висит мемориальная доска, свидетельствующая о данном факте.

В западной стороне кладбища располагается знаменитая Блоковская дорожка, где поэт был похоронен в 1921 году. Правда, сейчас, его могилы в этом месте нет - в 1944 году прах поэта был перевезен на Литераторские мостки Волковского кладбища. Поэтому в день памяти Александра Блока почитатели его творчества собираются и на Волковском кладбище и около памятного камня на Смоленском кладбище.

Для петербуржцев Смоленское кладбище в первую очередь связано с глубоко почитаемой Ксенией Блаженной. Ксения Петербургская жила, предположительно, в средине-второй половине 18 века. Когда ей было 26 лет, ее муж, певчий церковного хора, внезапно умер без христианского покаяния. Это событие так потрясло бедную женщину, что она отказалась не только от своего звания и имущества, но и имени. Ксения приняла имя своего супруга, оделась в его одежды и прошла под его именем весь крестный путь. Днем она скиталась по улицам Петербурга, а по ночам выходила за город в поле, и там молилась до самого рассвета. Вскоре люди заметили, что безумные речи Ксении полны глубокого смысла и пророчеств, а сама полубезумная нищенка обладала даром исцеления. К ней стали приводить больных и детей. Торговцы старались угостить Ксению чем-нибудь, так как заметили, что если Ксения возьмет хотя бы, к примеру, булочку, то торговцу целый день будет сопутствовать удача. Петербуржцы наперебой зазывали нищую в свои дома, так как считалось, что если Ксения примет приглашение, то хозяев ждет счастье и процветание.

Бездомная странница прожила около 70 лет и была погребена на Смоленском кладбище, где в свое время помогала строить церковь иконы Божьей Матери. Сначала над могилой юродивой был только земляной могильный холмик. Через несколько лет он исчез - многочисленные паломники, желавшие унести частичку святой земли, разобрали его до основания. Насыпали новый холм, но его постигла та же участь. Тогда на могилу положили каменную плиту, которая вскоре тоже была разбита на маленькие кусочки и разобрана верующими. Это повторялось не один раз. Часовня над могилой Ксении Блаженной была возведена в 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина. К лику святых Ксению Петербургскую причислили в 1988 году, в это же время отреставрировали и заново освятили часовню, которую и в советские годы ежедневно посещали сотни верующих.

На Смоленском кладбище похоронены: ученые В.В. Петров, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Зинин, В. М. Севергин, В. Я. Буняковский; художники В. Е. Маковский, А. Д. Кившенко, К. Я. Крыжицкий, В. К. Шебуев, Н. Н. Дубовский; архитекторы В. А. Глинка и А. Ф. Щедрин; оперные певцы О. А. Петров и А.Я. Петрова-Воробьева; контр-адмиралы И. А. Куприянов, А. Ф. Можайский и В. А. Римский-Корсаков; вице-адмирал С. С. Нахимов.

Историческая справка

1756 г. - Сенат учреждает Смоленское кладбище.
1790 г. - завершение строительства и освящение каменной церкви во имя Смоленской Божьей Матери (арх. А. А. Иванов).
1902 г. - возведена часовня над могилой Ксении Петербургской (арх. А. А. Всеславин).
1988 г. - часовня Ксении Блаженной отреставрирована и вновь освящена.

Легенды и мифы

Существует предание, что возводить каменную церковь Смоленской Божьей Матери строителям помогала Ксения Блаженная. После наступления темноты она тайно носила кирпичи наверх постройки, и каждое утро каменщики с удивлением обнаруживали аккуратно сложенные на лесах кирпичи.

Одним из старост церкви Смоленской Божьей Матери был Иван Иванович Антонов. Согласно одной из многочисленных легенд о Ксении Блаженной, она сыграла в его судьбе огромную роль. Однажды она посоветовала бездетной Прасковье пойти на Смоленской кладбище - якобы там Прасковье обретет сына. Прасковья сразу же отправилась на кладбище, но, не дойдя до него, встретила толпу, обступившую задавленную извозчиком женщину. Женщина была на последнем месяце беременности и прямо на земле родила мальчика, а сама скончалась. Прасковья забрала к себе осиротевшего младенца. Она вырастила и воспитала его. Спустя много лет этот осиротевший мальчик стал старостой церкви на Смоленском кладбище.

В часовню Ксении Блаженной на Смоленском кладбище верующие ходили и в дореволюционной России, и при советской власти. Не иссякает поток верующих, которые верят, что Ксения может помочь в горе и несчастьях, и сегодня. Считается, что особенно Ксения благоволит к женщинам.

В 1950-х годах в часовне было решено устроить мастерскую по ремонту обуви, но Ксения не позволила - в сапожной мастерской работа не ладилась с самого начала, и вскоре помещение переоборудовали в мастерскую по изготовлению монументальной и парковой скульптуры. Но и это учреждение просуществовало недолго. Говорили, что каждое утро рабочие находили в часовне груду осколков вместо готовых скульптур. Интересно, что мастерская запиралась на ключ и, следовательно, ночью в ней никого быть не было. Так святая защитила часовню, которая вскоре была вновь возвращена верующим.

Одна из самых ужасающих легенд Смоленского кладбища (которую, кстати, многие ученые рассматривают не как легенду, а как исторический факт) - легенда о сорока заживо погребенных священниках. Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники предпочли мученическую смерть. Говорили, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась. Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.




Часовня Ксении Блаженной 1902 г




Церковь Смоленской Божьей Матери




Церковный дом

1790-1799 Камская 14

Доходный дом

1880 г. - арх. Вербицкий К. Н.

В 1880 г. арх. К. Н. Вербицкий возвел трехэтажный дом № 14, который в советское время надстроили двумя этажами

Скульптурно-мраморное и гранитное производство М. А. Кузнецова -Камская 12

Доходный дом Смоленского кладбища модерн

1904-1905 - арх. Яковлев И. И.

Композиционно важный акцент в панораме реки Смоленки.

Протяженный пятиэтажный дом № 70 - угловой. Под № 12 он выходит на Камскую ул. Построен в 1904-1905 гг. по проекту видного петербургского зодчего И. И. Яковлева.




Трущобы 14 линия ВО д.71

14 линия 75 к2

15 линия д.50

Доходный дом

1898-1899 гг. - арх. Э. Э. Крюгер

Доходный дом розовый Модерн 15-я линия ВО,48

1910 г. - арх. (АХ) Н. И. Алексеев


Доходный дом 15 линия д 44

1911-1912 гг. - арх. Леон В. Богуский (Богусский)

Доходный дом Модерн 15 линия 42

1902, 1909 - техник-строитель Алексеев Г. С

Средний проспект ВО



Доходный дом Модерн

1904 г. - Гулин А. С.

Средний пр 35

Лютеранская кирха св. Михаила псевдоготика 3-я линия ВО, 32

1872 г. - Р. Е. Бергман - первоначальный проект

1874-1877 гг. - арх. Карл Карлович Бульмеринг - окончательный проект,

строительство




Доходный дом Средний пр ВО 14 пересеч с улицей Репина 45

1904 г. - Корзухин Ф. А Пересечение С С


Улица Репина самая узкая в городе




Смоленское кладбище было учреждено по указу Сената на Васильевском острове в 1756 г., хотя существуют свидетельства, что захоронения на этом месте существовали и ранее. О происхождении названия кладбища историки спорят и сегодня. Некоторые считают, что оно связано с тем, что здесь изначально поселилась артель рабочих, пришедших на строительство Санкт-Петербурга. Невыносимые условия труда и суровый северный климат свел многих из них в могилу. Умерших хоронили на берегу Черной речки, нынешней Смоленки. Но, скорее всего, название кладбища, как, впрочем, и речки, закрепилось после завершения строительства храма во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Согласно преданию, этот чудотворный образ был написан апостолом Лукой. Византийский император Константин Багрянородный благословил иконой, которую по-гречески называли Одигитрия ("путеводительница"), свою дочь Анну, отправлявшуюся в дальний путь: греческая царевна стала женой черниговского князя Всеволода Ярославича. Сын Анны, князь Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск.

Дошедшая до наших дней каменная была построена по проекту архитектора А.А. Иванова в 1790 г.

Начиная с XVIII в. на кладбище хоронили не только простой люд, но и выдающихся деятелей русской науки и искусства. Были образованы площадки Академии наук, Академии художеств, Александринского и Мариинского театров, Морского и Сухопутного кадетских корпусов, Горного института, университета. В дореволюционной России Смоленское кладбище было одним из самых больших - к началу ХХ в. число погребенных достигло около 700-800 тысяч человек.

Смоленское кладбище всегда славилось благотворительной деятельностью. В XIX в. при кладбище действовала для вдов и сирот духовенства, вдовий дом, дом трудолюбия, церковно-приходская школа, епархиальный приют для детей воинов, погибших в японскую войну. В 1930-х гг. разрабатывались проекты упразднения Смоленского кладбища. Именно в этот период могилы многих известных художников, артистов и писателей были перенесены на другие ленинградские кладбища, а целый ряд исторических захоронений, к сожалению, был безвозвратно утерян.

Считается, что именно на Смоленском кладбище была похоронена няня А.С. Пушкина Арина Родионовна Яковлева. И хотя точно установить, где находиться ее , не удалось, рядом с воротами висит мемориальная доска, свидетельствующая о данном факте.

В западной стороне кладбища располагается знаменитая Блоковская дорожка, где поэт был похоронен в 1921 г. Правда, сейчас, его могилы в этом месте нет - в 1944 г. прах поэта был перевезен на Волковского кладбища. Поэтому в день памяти Александра Блока почитатели его творчества собираются и на Волковском кладбище и около памятного камня на Смоленском кладбище.

Смоленское кладбище, серьезно пострадавшее во время катастрофических наводнений 1777 и 1824 гг., осталось, однако, в числе наиболее крупных и извесных петербургских некрополей. Уже к концу XIX в. число похороненных на Смоленкском православном кладбище доходило до 400.000 человек.

Для петербуржцев Смоленское кладбище в первую очередь связано с глубоко почитаемой Ксенией Блаженной. Ксения Петербургская жила, предположительно, в средине-второй половине XVIII в. Когда ей было 26 лет, ее муж, певчий церковного хора, внезапно умер без христианского покаяния. Это событие так потрясло бедную женщину, что она отказалась не только от своего звания и имущества, но и имени. Ксения приняла имя своего супруга, оделась в его одежды и прошла под его именем весь крестный путь. Днем она скиталась по улицам Петербурга, а по ночам выходила за город в поле, и там молилась до самого рассвета. Вскоре люди заметили, что безумные речи Ксении полны глубокого смысла и пророчеств, а сама полубезумная нищенка обладала даром исцеления. К ней стали приводить больных и детей. Торговцы старались угостить Ксению чем-нибудь, т.к. заметили, что если Ксения возьмет хотя бы, к примеру, булочку, то торговцу целый день будет сопутствовать удача. Петербуржцы наперебой зазывали нищую в свои дома, т.к. считалось, что если Ксения примет приглашение, то хозяев ждет счастье и процветание. Бездомная странница прожила около 70 лет и была погребена на Смоленском кладбище, где в свое время помогала строить церковь иконы Божьей Матери. Сначала над могилой юродивой был только земляной могильный холмик. Через несколько лет он исчез - многочисленные паломники, желавшие унести частичку земли, разобрали его до основания. Насыпали новый холм, но его постигла та же участь. Тогда на могилу положили каменную плиту, которая вскоре тоже была разбита на маленькие кусочки и разобрана верующими. Это повторялось не один раз. над могилой Ксении Блаженной была возведена в 1902 г. по проекту архитектора А.А. Всеславина. К лику святых Ксению Петербургскую причислили в 1988 г. (днем ее памяти определили 24 января - 6 февраля по гражданскому календарю), в это же время отреставрировали и заново освятили часовню, которую и в советские годы ежедневно посещали сотни верующих.

Общее число погребенных на Смоленском кладбище - около миллиона петербуржцев. Некоторые из них: ученые В.В. Петров, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.Н. Зинин, В.М. Севергин, В.Я. Буняковский; художники В.Е. Маковский, А.Д. Кившенко, К.Я. Крыжицкий, В.К. Шебуев, Н.Н. Дубовский; архитекторы В.А. Глинка и А.Ф. Щедрин; оперные певцы О.А. Петров и А.Я. Петрова-Воробьева; контр-адмиралы И.А. Куприянов, А.Ф. Можайский и В.А. Римский-Корсаков; вице-адмирал С.С. Нахимов и многие другие.

Был дождь, но он не стал помехой для прогулки. И вот рассказываю.

Васильевский остров. У него множество легенд и мифов. Начиная с самого названия. Не говоря уже о людях, проживавших на нём.
Откуда пошло имя острова существуют, по крайней мере, 2 легенды. Название Васильевский известно ещё с XV века и связано с именем новгородского посадника
Василия Селезня, казнённого Иваном III в 1471 году.

А в XVIII веке появилась легенда о том, что «сей остров получил своё название от Артиллерии поручика Василия Кочмина, имевшего команду в шанце на том острову и получавшего приказы всегда с подписью: к Василию на остров».
До основания Петербурга остров имел ещё и финское название Хирвисаари (что означает – Лосиный остров). В XVIII веке делались неоднократные попытки изменить имя острову. Был он и Княжеским или Меншиковским – по имени владельца светлейшего князя. В 1727 году уже при Петре II, был издан указ именовать остров Преображенским, так как предполагалось перевести сюда Преображенский полк. В 1730-х годах на Стрелку Васильевского был перемещён порт.
Размеры Васильевского острова не маленькие: площадь около 1100 га. Наибольшая протяжённость с севера на юг 4,2 км, а с запада на восток – 6,6 км. Расположен он между Малой Невой, Невой, Финским заливом и рекой Смоленкой.
Вот к реке Смоленке мы и направимся сегодня. Вода в реке чёрная как смоль. Ответвляется она от Малой Невы, немного ниже Тучкова моста, и через 3,5 км впадает в Финский залив. Несёт свои воды река меж двух островов: Васильевского и Декабристов (бывший Голодай). В середине XVIII века называлась Чёрной, затем Глухой, а с 1864 года стала именоваться Смоленской, а затем и просто Смоленкой (по названию Смоленских кладбищ на её берегах.). Её берега соединены тремя мостами.
Ещё совсем недавно звенели трамваи тут, а нынче только шорох крон. Три столетия назад, когда строился Петербург, пригнали рабочую артель из Смоленска, на остров. Люди, изнуряемые тяжким трудом, не проживали долго. Умерших свозили на берег реки, где и образовалось к 1738 году кладбище, получившее своё название от тех выходцев из Смоленска, кто нашёл тут последний приют. Но и тут опять же есть место легенде. Теперь уж и не установишь достоверно, что дало имя кому: кладбище по имени реки или наоборот. Но это не столь уж и важно!

За 200 с лишним лет сложился комплекс кладбища не менее почитаемый, чем Александро-Невская лавра. На его территории расположены 3 храма и часовня. Одна из них – церковь Пресвятой Троицы – не дожила до наших дней.
В 1829 году пришлось разобрать пострадавшую от страшного наводнения 1824 г. старую деревянную Смоленскую церковь. На ее месте стараниями протоиерея Кочетова и отставного подпоручика Лебедева был заложен каменный храм. 20 ноября 1831 года его главный алтарь был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы; 13 февраля 1832 года на хорах церкви был освящен придел во имя Михаила Архангела, а 21 февраля того же года - придел под сводами церкви во имя Мучеников Сергия и Вакха.
В приделе Михаила Архангела висели иконы кисти Боровиковского. У входа в церковь находилась могила этого известного живописца; у восточной стены церкви был похоронен знаменитый актер Петр Андреевич Каратыгин.
В 1904-1905 гг. Троицкая церковь была перестроена и расширена. Ее главный алтарь был вновь освящен во имя Святой Троицы 21 июня 1905 года, а придел во имя Михаила Архангела перенесен в подвальный этаж, соединен с приделом во имя Святых Сергия и Вакха и освящен 21 февраля 1905 года.
Храм закрыт 15 февраля 1932 г. и снесен летом того же года. Прах Боровиковского и Каратыгина перенесены в Некрополь мастеров искусств на территории бывшего Лазаревского кладбища Александре-Невской лавры.
На её месте теперь красуется белоснежная часовенка в которой всё время горят свечи на ветру.

Две другие – выстраиваемая практически заново церковь Воскресения Христова, В 1857 кладбищу отвели у Малого проспекта большой участок, на нем решено было выстроить каменную Успенскую церковь, проект которой в 1862 составил Д. И. Гримм (ранее это сделал А. М. Горностаев). Здание должно было воспроизводить в уменьшенном виде царьградский храм святой Софии. Хотя в следующем году этот проект был переработан архитектором А. Т. Жуковским, в 1864 все-таки утвердили проект Гримма. Однако средств на постройку собрать не удалось.
Прошло много лет, и протоирей Алексий Иоаннович Сперанский, настоятель Смоленской церкви, поручил архитектору В. А. Демяновскому создать новый план в стиле "нарышкинского" барокко. 16 июня 1901 трехпридельный храм по этому проекту был заложен митрополитом Антонием (Вадковским) близ кладбищенских ворот, на месте деревянного дома. Строительство, несмотря на возникшие сложности, длилось всего два года и обошлось в 200 тыс. руб.
16 и 30 июня 1903 были освящены боковые пределы Божией Матери "Утоли моя печали" и Всех святых, а 2 мая 1904 – отделенный от них глухими перегородками главный. Золоченый барочный иконостас вырезали по рисунку зодчего в мастерской П. С. Абросимова, образа написал академик А. Н. Новоскольцев. Он же был автором больших наддверных картин. Алтарь украшала мозаика по эскизу В. М. Васнецова.
В подвале были сделаны двухъярусные бетонные склепы для 176 захоронений.
Церковь закрыли в январе 1930 и переделали под общежитие.
В 1977 в обезображенном здании решили устроить насосную станцию. В ходе работ в подвале были сломаны своды и сделаны металлические конструкции. В 1989 эти работы остановили.
В 1995 храм отдали под подворье Новоиерусалимского монастыря, но вскоре возвратили Смоленской церкви.
В этой церкви 10 августа 1921 года отпевали Блока.

Ещё одна церковь. Церковь иконы Смоленской Божией Матери открыта для прихожан.
Среди всех построек кладбища самая известная и старинная – церковь иконы Смоленской Божией Матери. Первый ещё деревянный храм освятили в 1760 году. Спустя 16 лет протоирей Георгий Петров, настоятель церкви, собрал средства для строительства каменного храма. По проекту академика архитектуры Алексея Алексеевича Иванова и была возведена церковь.
Иконостас для неё вырезали охтинские мастера во главе с Яковом Дунаевым. Известные мастера кисти И.А.Акимов и Г.И.Козлов писали храмовые иконы.
И тут не обошлось без легенды. Легенда рассказывает нам о помощи Блаженной Ксении в строительстве.
Трудились каменщики из дня в день не покладая рук что бы закончить строительство в срок. Для удобства каждый раз заготавливая для новой кладки и кирпичи на лесах. Однажды, придя на работу по утру обнаружили заготовленные кирпичи уже в нужном месте. Удивились они: кто бы мог принести их сюда, ведь никто не работал ночью. Так повторялось некоторое время. Решили тогда каменщики узнать, кто же тот таинственный помощник, и, спрятавшись, остались караулить. Каково же было их удивление, когда они увидели как появилась некая женщина, уложила в подол одежды много кирпичей и полезла вверх, на леса… До самого утра без устали она трудилась, не боясь сорваться вниз, словно не чувствуя усталости. И лишь на рассвете, строители храма смогли узнать Ксению Петербургскую.
Молва разнеслась по всему городу. Ведь ещё при жизни она прославила себя добровольным подвигом «юродства ради Христа». Скончалась Ксения в возрасте 71 года. По её завещанию на её могиле было начертано: «Кто меня узнает, да помянет мою душу в спасении души своей» Люди приходили с мольбами на место упокоения Ксении. И брали землю с могилы святой. Даже когда положили плиту каменную отковыривали по кусочку. Брали люди с собой землю и оставляли взамен денежку. На скопившиеся средства решили построить на месте захоронения каменную часовню.

В начале XX века, в 1902 году, архитектором Всеславиным часовня была перестроена в русско-византийском стиле. Несмотря на то, что в 1940 году часовню закрыли, к её стенам продолжали приходить люди. В 50-е годы пытались в часовне организовать и сапожную мастерскую, и скульптурную артель. Но дела там не шли. И, наконец, в 1983 году часовню вернули верующим. Начались реставрационные работы.
Русская Православная Церковь Заграницей (такое написание слова принято в канонической литературе) в 1977 году первой канонизировала святую Ксению, а 1988 году, и РПЦ причислила её к лику святых.

Во время войны ещё одно чудо происходило на Смоленском кладбище: мироточила стена у фамильной усыпальницы дворян, фамилию которых я напрочь забыла, но вы при желании найдёте её без труда.
На которой размещена икона мозаичная. Сразу после ВОВ мироточение прекратилось. Сейчас икону на ночь закрывают ставнями и она находится под неустанным видеонаблюдением. Скинхэды не раз оскверняли лик Иисуса на этой иконе.
Каждый кто идёт поклониться Ксении, считает своим долгом поклониться ещё одной святой, покоящейся на том кладбище. Не далеко от часовни – Марии Гатчинской.

Сейчас понемногу восстанавливается верхняя церковь во имя Священомученика Исидора.
Много. Очень много известных людей похоронены на Смоленском Православном кладбище. Многие надгробия просто шедевры искусства.
Часто можно увидеть экскурсию на Смоленском спешащую увидеть всё и пробежать по Блоковской дорожке. Но по мне лучше самостоятельно пройтись по дорожкам. И конечно лучше летом, но у меня была весна.

Скорбящий ангел Вице-Адмиралу Николаю Васильевичу Копытову

Имеет право на существование и легенда о том, что здесь покоится няня Арина Родионовна.

А мы… мы пойдём мимо церковного дома над балконом у которого маскароны в виде монашек, через Смоленский мост на другой берег реки Смоленки. Но об этом я расскажу завтра…

Использовались материалы
книг:
Зодчие Санкт – Петербурга: 18 век
Храмы Петербурга. М.С. Зимина О.О. Лихачёва.
Несколько дней со святынями Петербурга
Самые известные храмы Санкт-Петербурга. М.В.Жигало И.А,Тукиянен
Старый Петербург. М.И.Пыляев.
Сайтов.