Семь круизных лайнеров, потерпевших кораблекрушение. Крупнейшие затонувшие лайнеры XX века

В Средиземном море вблизи острова Джильо в 2012 году 13 января произошла ужасная трагедия - катастрофа большого круизного корабля Costa Concordia. На нем на тот момент находилось 4200 человек.

Корабль "Коста Конкордия"

Лайнер был построен в середине лета 2006 года. Это одно из крупнейших современных судов компании Costa Cruises, которая занимает первое место в Европе по пассажирским (круизным) перевозкам. 114500 тонн - его водоизмещение, вместимость пассажиров - до 3780 человек. Количество кают на борту - 1500.

Размеры судна: 290,2 м в длину, 35,5 - в ширину. Мощный электрогенератор способен обеспечить энергией целый город с 50-тысячным населением. На борту судна четыре бассейна, 5 ресторанов, 5 спа-салонов, 13 баров, дискотека, кинотеатр и интернет-кафе.

Крушение

13 января судно из порта Чивитавеккья направилось в Савону. Это был обычный круизный маршрут - "7 ночей зимнего Средиземноморья". Этот последний круиз планировал заход в несколько портов итальянских городов, а еще в Барселону и Марсель.

В 10 часов вечера в районе острова Джильо, когда большая часть пассажиров ужинала в ресторане, пароход напоролся на огромный каменный риф. Он получил большую пробоину (длина - 53 м, ширина до 7,3 м) и начал тонуть. Были затоплены отсеки с третьего по восьмой (всего 5). В восьмом находилось машинное отделение. В связи с этим был утрачен контроль над двигателями и электронным оборудованием.

Судно село на мель всего в 150 метрах от населенного пункта - деревни Джильо Порто. Таким образом произошло крушение "Коста Конкордия".

Судно было рассчитано на непотопляемость при повреждении всего лишь двух отсеков. Корабль к утру 14 января затонул и, коснувшись дна, лег на правый борт.

Всего на момент катастрофы на судне было 3216 пассажиров (из 62 стран) и 1023 члена экипажа. Были среди них и россияне (108 человек) и украинцы (45 граждан). Никто из них не пострадал. Только из троих россиян (членов экипажа) после катастрофы двое попали в больницу. На борту были еще по три гражданина из Казахстана и Беларуси.

Спасательные операции, помощь местных жителей

По показаниям многочисленных свидетелей (есть подтверждения на видеозаписях), экипаж корабля "Коста Конкордия" провалил спасательную операцию. Сам капитан лайнера Скеттино вместо подачи необходимого сигнала бедствия и начала эвакуации только спустя 15 минут после аварии объявил пассажирам, что у судна всего лишь небольшие проблемы с генератором (на тот момент с энергией действительно были проблемы).

Только тогда, когда ближе к 11 часам у судна крен сильно увеличился (30 градусов), раздались гудки, означавшие, что пассажирам следует покинуть судно. Конечно, началась паника, давка.

Сам капитан (по данным следствия) одним из первых покинул судно, даже не послав никакого сигнала по поводу этого ужасного бедствия. Благодаря действиям береговой охраны, которая связалась с кораблем, глубокой ночью началась спасательная операция.

Не успевших попасть в шлюпки пассажиров поднимали с поручней борта (они цеплялись за них) вертолетами. Четыре шлюпки не успели спустить на воду. Был очень сильный крен. Некоторые пассажиры смогли сами вплавь добраться до берега.

Впоследствии, во время поисков без вести пропавших людей, военные моряки стали взрывами пробивать отверстия в стенах судна, чтобы прорваться к оставшимся воздушным мешкам, в которых могли быть выжившие люди.

Поисково-спасательные операции несколько раз приходилось останавливать из-за неблагоприятных метеоусловий и подвижек судна.

В начале февраля 2012 года было объявлено о прекращении поисковых работ, но только в затопленных частях корабля, в связи с большим риском для аквалангистов. А поиски на морском дне (в пределах 18 кв. км), а также в оставшихся не затопленными помещениях судна продолжались.

Жители острова, в свою очередь, помогали потерпевшим, разместив их в школе, местной церкви и др. зданиях. Оказывали им медицинскую помощь, приносили еду, тёплые вещи.

Жертвы, погибшие и раненые

По ежедневным сводкам на 14 января было известно о гибели трёх человек.
15 января были обнаружены еще тела двух погибших пассажиров (итальянца и испанца).

К 16 января погибших уже было 6 человек. А 16 человек на то время числились пропавшими. На следующий день список пропавших без вести вырос до 29 человек (в т.ч. и 4 члена экипажа). Путаница в цифрах сводки объяснялась тем, что большую часть спасённых составляли иностранцы, которые не владели итальянским языком.

К концу марта месяца 2012 года всего было обнаружено 30 тел. Ещё два человека числились пока пропавшими без вести. Останки самого последнего пропавшего были обнаружены в процессе поисковых работ только лишь в ноябре 2013 года.

Нашествие туристов

"Коста Конкордия" увеличила поток туристов в места трагедии.

Более шести месяцев после катастрофы крошечный остров наполнялся огромным количеством туристов. В соседнем Сан-Стефано, в 15 километрах от места трагедии, туроператоры делали бизнес - продавали билеты за 10 евро. Туристы получали возможность взглянуть на утонувший наполовину лайнер со специального парома, который проходил всего лишь в нескольких метрах от "Конкордии".

Мэр поселка Джильо Серджио Ортелли отметил, что на самом деле наблюдалось значительное увеличение числа туристов. Они приезжали, чтобы увидеть гигантский повалившийся на бок корабль и сфотографировать его на память.

Следственные работы по происшествию, результаты

Следствие установило, что судно приблизилось намного ближе (в 10 раз) к берегу, чем предусмотрено маршрутом, причем и на более высокой скорости.

Вся кампания по ликвидации последствий крушения корабля продолжалась более двух лет. Ущерб, оцененный властями острова Джильо, составил 125-189 млн евро.

Главный обвиняемый - капитан потерпевшего аварию лайнера Франческо Скеттино. Его признали виновным в непреднамеренном убийстве людей (32 человек) и вынесли приговор - 16 лет тюрьмы.

Специалисты по судоходству недоумевают и удивляются тому, каким образом такое современное и хорошо технически оборудованное судно, как "Коста Конкордия", могло сесть на мель в настолько хорошо изученных морских местах.

У экспертов возникало два вопроса. А именно о том, как так получилось, что "Коста Конкордия" отошла от запланированного маршрута (на 3-4 морских мили) и по какой причине она так скоро перевернулась.

Этот корабль совершал круизы по данному маршруту за год по 52 раза.
Основные предположения о причинах произошедшего - человеческий фактор и сбой в технике или комплекс этих двух факторов.

Возможно и такое, что команда судна просто сбилась с курса. Поэтому лайнер "Коста Конкордия" оказался в опасной близости от побережья.

Были версии и о том, что имелись неисправности в навигационной аппаратуре судна.
Также на борту могли произойти и перебои с подачей электроэнергии.

Но самое главное - о том, что в Средиземном море произошло крушение огромного лайнера "Коста Конкордия", узнали в мире лишь через сутки после случившегося. Самое большое возмущение и недоумение вызвало поведение капитана корабля Франческо Скеттино и подчиняющейся ему команды.

По свидетельствам пассажиров, некоторые представители экипажа вначале даже не пускали людей к спасательным шлюпкам, в конце концов залезли в них сами. А капитан сбежал с тонущего корабля, бросив всех пассажиров.

"Коста Конкордия" сейчас

Операция по подъему корабля производилась в несколько этапов. Эти работы - самые дорогие за всю историю проведения подобных операций, стоимость их около 250 млн евро. Для владельцев судна ущерб составил примерно 1,5 млрд евро. В августе 2013 года началась уникальнейшая операция. Она заняла менее суток. Корабль благополучно поставили на киль.

Целью всей операции было, прежде всего, достичь минимального крена (нулевого). Этого благополучно добились. За 600 дней нахождения на рифах корпус лайнера сильно повредился. Однако подъем "Коста Конкордия" завершился успешно.

В конце июля 2014 года начались работы по буксировке судна в порт Генуи. Через три дня судно завели в намеченный порт. Работы по демонтажу корпуса займут почти 2 года.

В одну секунду круиз может превратиться из фантастической идиллии в кошмарное испытание. С 1980 года в мире затонуло 16 круизных лайнеров, с 1973 - 99 сели на мель, с 1990 года на 79 судах произошли пожары, а на 73-х - различные другие аварии. С 2000 года произошло более 100 случаев аварий, после которых корабль оставался дрейфовать в открытом море, лишившись энергии, кренился, почти переворачивался, и множество других происшествий, которые представляли риск для жизни пассажиров. Представляем вам самые ужасные катастрофы круизных лайнеров за последние 100 лет.

1. Вот уже 100 лет назад, 14 апреля 1912 г, лайнер класса люкс «Титаник» затонул у берегов Новой Шотландии, во время своего первого рейса. Непотопляемый Титаник вышел в море 10 апреля и спустя 4 дня встретился со своей гибелью в виде айсберга, унеся жизни 1513 пассажиров и членов экипажа. Но хотя небрежность и гордыня и привели к катастрофе, не стоит во всём винить капитана и круизную компанию. При недавних астрологических исследованиях было обнаружено, что в 1912 году Луна подошла к Земле на рекордно близкое за 1400 лет расстояние, что привело к усилению течений, которые и принесли большое количество айсбергов.

2. Во время круиза по реке Святого Лаврентия, канадский пассажирский лайнер «Императрица Ирландская» столкнулся с норвежским углевозом «Storstad» и через 14 минут затонул на глубине более 40 метров. Эта катастрофа забрала 1012 жизней и стала самой ужасной морской катастрофой в истории Канады.

3. «Лакония» вышла из Саутгемптона 19 декабря 1963 года для 11-дневного рождественского круиза по Канарским островам и взяла на борт 1022 человека. 22 декабря стюард увидел дым, идущий из-под двери парикмахерского салона. Каюта была полностью объята пламенем, и огонь незамедлительно перекинулся в коридор к общим каютам. Стюард пытался справиться с огнём с помощью огнетушителей, но огонь распространялся слишком быстро. Погибло 128 человек.

4. Служба безопасности перед итальянским кораблём «Акилле Лауро» 10 октября 1985 года в гавани порта Саид, после того как египетские власти запретили ему идти в израильский порт Ашдод. 7 октября 1985 года четыре террориста Палестинского фронта освобождения во главе с Юсуфом Маджид аль-Мульки и Абу Аббасом захватили судно с 450 пассажирами. Террористами был убит один заложник - 69-летний американский еврей Леон Клингхоффер, инвалид, прикованный к коляске. Он был застрелен и выброшен за борт на глазах его жены Мерилин.

5. Буксиры перемещают повреждённый океанский лайнер «Королева Елизавета 2» в сухой док в Бостоне 12 августа 1992 года, после того как корабль сел на мель во время круиза. Никто не пострадал.

6. Носовой визор парома «Эстония» поднимают со дна моря недалеко от острова Утё в Балтийском море. Корабль затонул в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года, в результате крушения погибли 852 из 989 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа.

7. Вид с воздуха на итальянское круизное судно «Акилле Лауро» во время пожара в Индийском Океане. «Акилле Лауро» уже захватывали террористы десятью годами ранее. Теперь в 30 милях восточнее Африканского Рога на судне возник пожар, что привело к смерти 2 человек.

8. Круизное судно «Норвежская Мечта» на якоре на юго-востоке Англии, после столкновения с панамским грузовым судном «Ever Decent» 24 августа 1999 г. На лайнере находилось 2400 человек, из которых лишь трое получили травмы различной степени тяжести.

9. Спасательный вертолёт над терпящим бедствие круизным судном «Сибриз» 17 декабря 2000 года в 320 километрах от побережья Вирджинии. Береговая охрана успела эвакуировать всех 34 членов экипажа до того, как безжалостные волны Атлантического океана увлекли 200-метровое судно на дно.

10. Круизный лайнер «Аврора» в порту Саутгемптона, Англия 8 ноября 2003 г. у всех 500 пассажиров наблюдалось острое расстройство пищеварения. Греция отказала в помощи, и когда корабль прибыл в Гибралтар, Испания закрыла свои границы, пока корабль его не покинул.

11. Круизный лайнер «Морской Бриллиант» во время эвакуации пассажиров около острова Санторини, Греция, 5 апреля 2007 г. Береговая охрана Греции провела широкомасштабную операцию по эвакуации 1200 пассажиров судна после того, как оно село на мель, а затем затонуло.

12. Спасательные плоты с канадского круизного судна «Эксплорер», которое затонуло после столкновения с айсбергом в водах Антарктики 23 ноября 2007 г. 100 пассажиров и 54 члена экипажа были спасены.

13. Круизный лайнер «Экстаз» в порту Майами 21 июля 2008 г. 60 человек пострадали в результате пожара образовавшегося в прачечной корабля 20 июля. Пламя было погашено, и эвакуация не потребовалась.

14. Работники начинают откачку дизельного топлива с корабля «Коста Конкордия» близ острова Джилио в Средиземном море 24 января 2012 г. Во время крушения на борту находилось более 4000 человек, из которых официально погибшими сейчас считаются 25.

15. «Коста Аллегра» буксируют по кишащему пиратами Индийскому океану после того, как 27 февраля пожар уничтожил систему кондиционирования, энергообеспечения и повредил двигатели. На борту находилось более 1000 человек.

«Михаил Лермонтов»


16 февраля 1986 года произошла гибель теплохода «Михаил Лермонтов»: советский круизный теплоход затонул у берегов Новой Зеландии. Находившиеся на борту люди — 408 пассажиров, значительная часть из них пенсионного возраста, 330 членов экипажа и новозеландский лоцман — были спасены подошедшими к месту гибели лайнера танкером Тарихико и паромом Арахура. В катастрофе погиб один человек: инженер рефрижераторных установок Павел Заглядимов, работавший в отсеке, затопленном сразу после столкновения. Мы решили вспомнить семь круизных лайнеров, потерпевших кораблекрушение.

«МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ»

Теплоход «Михаил Лермонтов» был построен на судоверфи немецкого порта Висмар в 1972 году и был принят в эксплуатацию в 1973 году. Его предназначением было обслуживание регулярных круизных линий. В этом же году 28 мая теплоход «Михаил Лермонтов» отправился в свой первый рейс по маршруту Бремерхафен-Лондон-Гавр-Нью-Йорк, став первым советским пассажирским судном, посетившим зарубежный американский порт за последние 25 лет.

На пяти пассажирских палубах, соединенных трапами и лифтами, было расположено 239 каюты, в которых со всеми удобствами могли разместиться 550 пассажиров. Экипаж состоял из 350 человек и размещался на нижних палубах. К услугам пассажиров был музыкальный салон со сценой, ресторан, пять баров, салон красоты, парикмахерская, казино, библиотека, зимний сад, магазины, теннисные корты.

В свой последний рейс из Ленинградского порта лайнер отправился в пятницу 22 ноября 1985 года. Достигнув новозеландского Веллингтона, после непродолжительной стоянки, 16 февраля 1986 года в заливе Шекспира у берегов Новой Зеландии судно в 17 часов 38 минут по местному времени на скорости около 15 узлов дважды ударилось дном о подводные камни скалистой отмели в районе мыса Джексон и получило обширную пробоину по левому борту ниже ватерлинии. Был послан сигнал бедствия, который приняло радио Веллингтона. К терпящему бедствие лайнеру направились паром «Арахура», следовавший из Пиктона через пролив Кука, и танкер «Тарихико», который принял на борт 356 пассажиров и членов экипажа. Кроме танкера и парома, в спасении пассажиров и экипажа принимали участие небольшие рыболовецкие суда, поспешившие на помощь.

После гибели теплохода ходило много различных слухов о скрытых причинах катастрофы. Официально виновником катастрофы был признан старший помощник капитана Сергей Степанищев, как старший офицер, находившийся на мостике в момент столкновения. При этом суд учел неправомерные действия гражданина Новой Зеландии лоцмана Дональда Джемисона, указавшего неверный курс. Попытки поднять затонувший на глубине лайнер предприняты не были. Существует мнение, что советский лайнер мешал западным конкурентам: министерство пассажирского флота СССР продавало билеты по заниженным ценам за счет снижения расходов. Наши морские суда пользовались советским топливом, которое было намного дешевле западного. В Англии билеты на советский лайнер продавались по цене 70 долларов за сутки. Десятидневный тур на теплоходе стоил 700 долларов США.

Останки судна до сих пор находятся на глубине 25—30 метров и являются популярным местом дайвинга.

«АДМИРАЛ НАХИМОВ»

Советский пассажирский пароход потерпел крушение 31 августа 1986 года в 15 км от Новороссийска, в 4 км от берега. До этого дня «Адмирал Нахимов» в течение 29 лет совершал круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии.

Пароход был построен в 1925 году в Германии и носил имя «Берлин» До 1939 года «Берлин» совершал регулярные рейсы через Атлантику, между портами Бремерхафен и Нью-Йорк. Во время Второй Мировой пароход затонул, но был поднят, отремонтирован и продан в СССР в 1957 году. Со временем «Адмирал Нахимов» обрел популярность в стране. У молодоженов появилась мода совершать свадебные путешествия именно на «Адмирале Нахимове». Путевки на этот пароход раскупались за полгода до начала круиза.

В день трагедии вместе с командой на пароходе находилось 1243 человека, включая начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора А. Крикунова и его семью, прибывших к отходу судна из Новороссийска. В 22:00, приняв пассажиров на борт, пароход вышел в море, двигаясь к Сочи. В это время грузовой теплоход-сухогруз «Петр Васев», большего водоизмещения, входил в Цемесскую бухту, следуя со скоростью 11,5 узла курсом 36 градусов. Суда сближались на пересекавшихся курсах. Суммарная скорость их движения составляла свыше 23 узлов, или 43 километров в час. Диспетчеры предложили Виктору Ткаченко, капитану сухогруза «Петр Васев» пропустить пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов», на что он согласился. После чего оба корабля вели между собой переговоры, уточнив детали маневра. Однако в 23.12 «Петр Васев» врезался носовой частью под прямым углом в правый борт парохода, прорубив в нем пробоину 8 на 10 метров. Лайнер ушел на дно всего за 8 минут. С тонущего парохода матросам удалось сбросить большинство надувных спасательных плотов, которые стали единственными средствами спасения для утопающих. На месте крушения на поверхности воды одновременно барахталось около 1000 человек, плавало множество предметов и обломков. Пострадавших людей ветром и течением стало относить прямо на сухогруз и через некоторое время по обоим бортам плавало несколько десятков человек.

О столкновении судов было немедленно доложено капитану порта Новороссийск, который отправил на место катастрофы буксиры портофлота, рейдовые и малые пассажирские катера. Всего, по официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 пассажира и членов экипажа. Однако найти и поднять на поверхность удалось не всех погибших. 64 человека навсегда остались под водой.

«АНДРЕА ДОРИА»

Итальянский трансатлантический лайнер, впервые спущенный на воду 16 июня 1951 года и отличавшийся особой безопасностью, 26 июля 1956 года затонул через 11 часов после столкновения с лайнером «Стокгольм» у побережья Нью-Йорка. «Андреа Дориа» был не просто лайнер. Он олицетворял возрождение итальянского торгового флота после Второй мировой войны. Судно с валовой вместимостью 29100 регистровых тонн, имевшее длину 212 метра и ширину 27,5 метра, относилось к числу самых крупных и быстроходных судов в мире. Помещения лайнера украшали произведения искусства. В каждом классе — кинозал и плавательный бассейн с площадкой для отдыха.

25 июля 1956 года «Андреа Дориа» с 1134 пассажирами и 500 членами экипажа на борту, двигаясь в тумане со скоростью 21,8 узла, приближался к маяку на острове Нантакет. Практически весь маршрут был пройден. Скорость была выше максимально допустимой в таких погодных условиях. В это же время из Нью-Йорка собирался отчалить 12 000-тонный шведский лайнер «Стокгольм». Он должен был пройти в одной миле от плавучего маяка «Нантакет», а затем изменить курс к северу, к берегам Скандинавии. Однако в густом тумане столкновения избежать не удалось. На мостиках обоих судов увидели огни друг друга почти одновременно: «Стокгольм» пробил 7 палуб, а от удара «Андреа Дориа» сильно накренился влево, резко развернулся, оголив винты, и продолжая идти полным ходом, потащил за собой шведское судно.

По аварийному распоряжению каждый из 1250 пассажиров и 575 членов команды должны были сесть в спасательные шлюпки, лишь 8 человек и капитан должны были остаться на лайнере для управления восемью лебедками, спускавшие все шестнадцать шлюпок. Авария произошла на оживленном участке маршрута, поэтому помощь подоспела быстро. Когда крен «Андреа Дориа» увеличился на 8 градусов, к судну подошли шлюпки со «Стокгольма», «Иль де Франс», военного транспорта «Рядовой Уильям Томас», фруктовоза «Кейп Энн» и других откликнувшихся судов. Спасение пассажиров «Андреа Дориа» стало самой успешной спасательной операцией в истории кораблекрушений: удалось спасти всех пассажиров лайнера.

Итальянский лайнер все еще лежит на 72-метровой глубине в 40 милях от американского острова Нэнтакет. Кроме предметов искусства, на корабле находились сейфы с деньгами и драгоценностями пассажиров. Однако все попытки поднять судно оказались безуспешными. За последние десять лет здесь погибли уже более 15 дайверов.

«КОСТА КОНКОРДИЯ»

Лайнер «Конкордия» в 2006 году находился на 10-м месте в ТОП-10 самых больших круизных судов в мире. Его длина составляла 290 метров, что сравнимо с тремя футбольными полями. Судно потерпело крушение 13 января 2012 года близ итальянского острова Джильо у побережья региона Тоскана, отклонившись от курса и приблизившись к берегу. На полном ходу лайнер пропорол днище о прибрежные скалы и накренился примерно на 20 градусов. В результате удара образовалась длинная пробоина в 50 метров на корпусе. Практически мгновенно было затоплено машинное отделение и утрачен контроль над двигателями и электронными системами.

Последний круиз предполагал заход в порты нескольких итальянских городов, а также в Барселону и Марсель. На борту лайнера находились 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды. Во время крушения лайнера погибли 32 человека, более 4 тысяч человек было эвакуировано. Капитан «Конкордии» Франческо Скеттино был арестован. По утверждению стороны обвинения, он подвел круизный лайнер слишком близко к побережью. В случае признания капитана виновным, ему грозит до 20 лет тюремного заключения. Сам Франческо Скеттино отвергает предъявленные ему обвинения, утверждая, что скала, на которую напоролся лайнер, отсутствовала на морских картах.

Спустя 613 дней после катастрофы начались работы по подъему судна. Спасательная операция стала самой крупной и самой дорогой в истории: ее стоимость составила 800 млн долларов, а на подготовку ушли долгие месяцы. 17 сентября 2013 года судно было приведено в вертикальное положение при помощи роликов и 36 стальных тросов и специальной платформы, сооруженной на глубине 30 м.

Sea Diamond

Круизное судно Sea Diamond потерпело кораблекрушение 5 апреля 2007 года возле греческого острова Санторини. Судно принадлежало компании «Louis Hellenic Cruise Lines». Sea Diamond натолкнулось и село на риф вулканического происхождения. Судно, введенное в эксплуатацию в 1986 году, достигало в длину 142,9 м, а его ширина составляла 24,7 м. Sea Diamond вмещало 1,5 тыс. человек, однако в тот момент на борту находилось около 1,1 тыс. человек. Все они были эвакуированы за исключением двух человек: французов, дочери и отца, считающихся пропавшими без вести. 6 апреля 2007 года судно затонуло на глубине 200 м.

«Титаник» «Британник» был близнецом «Титаника». Это было третье и последнее судно класса «Олимпик», заказанное компанией White Star Line. Лайнеры должны были быть названы в честь древнегреческих персонажей: олимпийцев, титанов и гигантов. Но, по легенде титаны и гиганты погибли в битве с олимпийцами, и называть новое судно «Гигантик» было бы такой же дерзостью, как в случае с «Титаником». Поэтому, судно назвали «Британник». Из-за катастрофы «Титаника» были внесены изменения в конструкцию.

Во время Первой мировой войны «Британик» использовался как госпитальное судно. 21 ноября 1916 года лайнер подорвался на минах, выставленных немецкой подлодкой U73 под командой Густава Зисса в канале Kea — между островом Kea и материковой Грецией. Была проведена эвакуация. Через какое-то время судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут после взрыва.

Кроме экипажа на борту находилось 3,3 тыс. раненых. В результате крушения погибло 30 человек. Большая их часть погибли в двух шлюпках, которые были затянуты все еще вращающимся гребным винтом.

Когда-то давно эти величественные бригантины и галеоны покоряли моря, но сейчас они лежат на дне и могут лишь мечтать о бескрайних горизонтах, опасных штормах, оживленных гаванях и прекрасных островах. Они наверняка могли бы рассказать немало интересного. Познакомьтесь с некоторыми наиболее загадочными. Рискнули бы вы посетить такой корабль?

Сказочный плавучий остров, Австралия

У этого корабля волнующая история: в сороковые годы на нем передвигались американские солдаты. В семидесятые судно было отправлено на кладбище кораблей, расположенное неподалеку от Сиднея. В 2000-м, когда приближались Олимпийские игры, корабль был превращен в милый лесистый островок, достойный внимания туристов.

Шведский флагманский корабль шестнадцатого века

В глубинах Балтийского моря, совсем неподалеку от острава Оланд, лежит крупнейший корабль под названием «Марс». Мало какие затонувшие корабли способны с ним сравниться: на судне было более сотни пушек! Судно затонуло тридцать первого марта 1564 года, когда на него напали три вражеских корабля. Специалисты начали активные поиски только после шестидесятых годов двадцатого века.

Рыбацкая лодка, острова Чатем в Новой Зеландии

Острова крошечного архипелага Чатем населены всего шестью сотнями людей. Жизнь здесь практически не изменилась с восемнадцатого века, когда эти края были обнаружены. Здесь ведут размеренную жизнь, а рыболовство — основной промысел. Это призрачное судно выглядит так, будто все еще способно рассекать волны и служить рыбакам.

Затонувшая яхта, Антарктика

Это пугающее призрачное судно приплыло из Бразилии и затонуло в заливе Ардли. Команда корабля планировала снять здесь документальное кино, но сильный ветер и бушующее море вынудили их покинуть судно. С того самого момента яхта так и находится под водой.

Загадочное судно-призрак, Соединенные Штаты Америки

Эта яхта была сконструирована для патрулирования прибрежных вод в Атлантическом океане. Она была построена и спущена на воду в 1902 году в Вилмингтоне, за восемьдесят лет своего существования она несколько раз сменила владельца.
В 1984 году корабль был обнаружен заброшенным на реке Огайо. По сей день непонятно, как судно там оказалось.

Затонувшая баржа, Британская Колумбия

Эта деревянная баржа села на мель в 1929 году и по-прежнему остается там как памятник собственной трагической судьбе.

Корабль-госпиталь, Австралия

Во время Первой мировой океанский лайнер служил как военный госпиталь. В 1935 году судно было направлено в Японию, но внезапно оно пропало. Корабль обнаружили лишь через несколько дней.
Как выяснилось, страшный шторм выбросил корабль на берег безлюдного острова неподалеку от Австралии. Команде пришлось три дня жить в палатках в ожидании спасателей. Люди были эвакуированы, а корабль так и оставили разрушаться в одиночестве.

Старый корабль на острове Англси в Уэльсе

Этот рыбацкий корабль прекрасно вписывается в минималистический британский пейзаж. Кажется, что судно было здесь всегда, среди завывающих ветров побережья.

Призрачный флот, Соединенные Штаты Америки

Дюжины лодок отправляют на известное кладбище кораблей в заливе Маллоу каждый год. Вместе они выглядят как призрачный флот, который отправляется куда-то вниз, медленно исчезая под водой.

Летучий голландец в Гитейо, Греция

Этот корабль мечтает об океане, но последний моряк давно покинул борт. Судно стояло в порту в Гитейо, когда ветер внезапно переменился и корабль унесло в открытое море штормом. Моряки пытались контролировать движение, но якорь не помог. В результате судно какое-то время двигалось в водах уже без команды, но теперь оно остановилось на мели.

Остров разрушенных кораблей на Бермудах

Бермудский треугольник и так отличается достаточно мистической репутацией. Расположенное здесь кладбище кораблей только усиливает атмосферу меланхолии.

Заброшенный корабль в озере Онтарио, Канада

Этот романтический обледеневший корабль превратился в местную достопримечательность.

Корабль «Американская звезда» возле Канарских островов

Во время Второй мировой этот корабль использовался для транспортировки ресурсов и солдат. После этого его использовали для круизов, судно имело огромную популярность у публики. В восьмидесятых корабль хотели превратить то в плавучую тюрьму, то в отель. Из-за сильного шторма судно попало на отмель и его забросили неподалеку от Канарских островов.

Буксирное судно, Кюрасао

Попавшее на коралловый риф буксирное судно стало одной из главных достопримечательностей на Кюрасао. Под водой корабль нашел вторую жизнь: теперь это место обитания бесчисленных рыб, покрытое красивейшими кораллами. Это место очень любят дайверы.

Павший гигант «Титаник»

Это известнейший затонувший корабль.
Его называли непотопляемым, грандиозным и роскошным, пока судно не столкнулось с айсбергом и не пошло ко дну, забрав с собой тысячи пассажиров.

Пассажирское судно у острова Андрос, Греция

Этот пассажирский корабль выглядит как зловещий призрак. Он находится на мели с 1954 года.

Кораблекрушение у мыса Пойнт Рейес в Калифорнии

Возле мыса находится заброшенное рыбацкое судно, которое остается на месте уже несколько десятилетий.

Грузовой корабль и рыбацкий траулер в Красном море

Большой грузовой корабль потонул в Красном море, застряв на рифах. В результате появилось одно из лучших мест для дайвинга. Неподалеку от него располагается заброшенная рыбацкая лодка.

Сквозь горько-солёную воду проступают палубы затонувших на малой глубине кораблей. Словно призраки из параллельного мира, они погрузились в небытие и теперь пугают случайных свидетелей из глубины.


В часы отлива они подступают к самой поверхности, там, где нога неосторожного пловца может задеть ржавый и слизкий борт мертвеца.

Когда же приходит прилив, море скрывает трофей, унося его в пучину волн, под тяжесть вышних вод. Туда, где все покрыто мраком глубины: и обломки кораблей, и погрузившиеся города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом...

Кладбище кораблей в бухте Труда

Эсминцы, сторожевики, подлодки, десантные корабли - всего 42 объекта в затопленном и полузатопленном состоянии. Главная достопримечательность острова Русского на снимках из космоса.

Большинство из них - списанные корабли Тихоокеанского флота. Многие дожидаются своей участи с середины 1970-х гг., и уже утратили всякую надежду на утилизацию в нормальных условиях. В наши дни бухта Труда стала популярным местом для катаний на сапсерфинге благодаря своим великолепным и пугающим видам на лежащие под водой ржавые хребты кораблей.

Останки «Феникса» и БЕКА-1 на Черноморском побережье в районе Одессы


Затонувшее судно в гавани Копенгагена

«Остров погибших кораблей» у берегов Австралии


Палубный истребитель F6F «Хэллкэт», сбитый над лагуной тихоокеанского атолла


Легендарный «Мод» (Maud) - экспедиционное судно Р. Амундсена, затёртое льдами у арктического побережья Канады



Уже упомянутая в предыдущем обзоре затонувшая шхуна на озере Гурон. На этот раз - вид с воздуха


Крейсер «Мурманск», налетевший на скалы Хаммерфеста. Самый героический представитель всей коллекции погибших кораблей

Бывший флагман Северного флота, КРЛ «Мурманск» прослужил 36 лет, оставив за кормой свыше 240 тысяч морских миль. В 1989 году старый крейсер был исключен из действующего состава флота и выведен в отстой; спустя три года продан на металл.

В декабре 1994 года, во время буксировки в Индию, старый воин сорвался с буксирных тросов. Смерть на смердящем пляже Аланга показалась недостойной флагману СФ. Словно самурай, выбравший сэппуку, крейсер предпочел пасть грудью на острые скалы.

Он провел у побережья Норвегии долгие 15 лет, превратившись в местный аттракцион для желающих поглазеть на советский боевой корабль. Однако, опасения норвежских экологов взяли вверх - в 2010 году начались работы по разделке «Мурманска» в импровизированной осушенной «лагуне». К настоящему времени от него уже не осталось следов.