Тест на тему «Сложносочинённые предложения. Сложносочинённые предложения Еще слышалось где то топанье

Д/З по русскому языку 9 класс

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?
тоже, либо, зато;
и, да, тоже;
да, не то...не то;
однако, или, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?
Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).
соединительный;
противительный;
разделительный.

3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:
Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).
Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).
Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли (Горький).
Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).

4. Укажите сложносочинённое предложение:
Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.
Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).
Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).
Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:
Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.
Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат (Катаев).
Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).
1)1,2,3 2) 2,3; 3)1,3; 4) 3.

7. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:
Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол (Гладков).
1)1 2) 2; 3) 3; 4) 4.

8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:
Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча.
Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каверин).

9. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).
Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).
Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

10. Сколько простых предложений в составе сложного?
Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).
1) 2; 2) 3.

11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?
На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).
их не зовёт;
не зовёт его;
не зовёт рожок.

12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?
1) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала поля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).
2) Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).
3) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз (Пришвин).

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Так навеки и осталась церковь (I) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5)диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).
1) 1,2,3,4,5,6;
2)2,3,4,5,6;
3)2,3,4,5.

14. В каком предложении не нужны знаки препинания?
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).
Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про летит подслеповатая сова (Абрамов).
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).
Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).

Сложносочинённые предложения

Вариант 1

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

1) тоже, либо, зато;

2) и, да, тоже;

3) да, не то...не то;

4) однако, или, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?

Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).

1) соединительный;

2) противительный;

3) разделительный.

3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:

1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).

2) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).

3) Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожи­дая случая высказать свои мысли (Горький).

4) Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).

4. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

2) Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

3) Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).

4) Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал бро­шенный ему с борта канат (Катаев).

3) Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).

4) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).

Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).

1)1,2,3 2) 2,3; 3)1,3; 4) 3.

7. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:

Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол (Гладков).

1)1 2) 2; 3) 3; 4) 4.

8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

1) Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча.

2) Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каве­рин).

9. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

1) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).

2) Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).

3) Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

10. Сколько простых предложений в составе сложного?

Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).

На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).

1) их не зовёт;

2) не зовёт его;

3) не зовёт рожок.

1) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала по ля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).

2) Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торо­пливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).

3) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер­ вый мороз (Пришвин).

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Так навеки и осталась церковь (I ) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5) диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).

1) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).

2) Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про­ летит подслеповатая сова (Абрамов).

3) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).

4) Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).

Сложносочинённые предложения

Вариант 2

1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?

1) то...то, зато;

2) или, либо;

3) да, также;

4) однако, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении:

Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.

1) противительный;

2) соединительный;

3) разделительный.

3. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

2) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).

4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

4. Укажите сложноподчинённое предложение:

1) Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (Паустовский).

2) Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать.

3) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит арома­том.

4) Осенью на берегу моря днем настолько тепло, что смело можно идти в одних рубашках (Крутилин).

5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

1) Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

2) У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.

3) Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.

4) Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся ша­гов.

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

1)1,2,3; 2)1; 3)1,3; 4) 2, 3.

7. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

1) Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похо­жий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).

2) Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).

8. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

1) Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторо­ну катка, к детской площадке (Каверин).

2) Маслята либо маринуют, либо сушат (Солоухин).

3) Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили (Пушкин).

Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувст­вовалось недомогание (Чехов).

10. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).

1) отдохнув и напившись, мы;

2) понесла нас;

3) она понесла.

11. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

1) Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу обра­ зовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).

2) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
она похожа на маленького человечка, размахивающего ру­ками (Чехов).

3) К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в до­рогу (Лермонтов).

12. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду (1) и (2) признаюсь (3) нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия (4) сулившие на каждом шагу ледяную ванну (Соколов-Микитов).

1)1,2,3,4; 2)1,4; 3)4.

13. В каком предложении не нужны знаки препинания?

1) Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна (Чехов).

2) Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины (Паустовский).

3) В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры (Л, Толстой).

4) Чугунная решетка на каменном мосту и тень ее так четко пробита на свету (Озеров).

14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе (Станюкович).

2) На небе были звезды, и светился изредка застилаемый ды­мом месяц (Л. Толстой).

Сложносочинённые предложения

Вариант 3

1. В каком ряду перечислены противительные союзы?

1) да, также, и;

2) зато, однако, но;

3) либо, но, и;

4) тоже, или, да.

2. Укажите, какой союз соединяет части сложносочинённого предложения:

Странный старичок заговорил очень протяжно, да звук его голоса также изумил меня (Сергеев-Ценский).

1) соединительный;

2) противительный;

3) разделительный.

Методично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки (Сергеев-Ценский).

1) сложносочинённое предложение с союзом и;

2) простое предложение с однородными членами.

4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором нет об­щего второстепенного члена:

1) За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.

2) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

3) Надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы.

4) Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали молчании.

5. Укажите предложение, в котором только одна запятая:

1) Он спал с незанавешенными окнами и сад и луна всю ночь смотрели в них.

2) Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали разбивать палатку.

3) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел свою весеннюю песню.

4) Один за другим к костру медленно угасающему в ночи под­ходили кони и глядели на нас умными глазами.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Льды быстро сгустились, и судну приходилось идти тихим ходом.

2) Все было тихо, только вдали от дороги шумели листья, и слышался треск сучьев.

3) На некоторое время всё опять поблекло и потемнело.

4)Хозяин отличался радушием и гостеприимством, и его до­машняя гостиница в сезоны охоты была всегда полна.

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Туман рассеялся и очертания предметов стали чётче.

1) простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая не нужна;

2) сложное предложение, перед союзом и запятая нужна;

3) сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна;

4) простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая нужна.

8. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

1) То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору (С. Щедрин).

2) Потом все стихло, и только морская даль все так же моно­тонно, негромко шумела (Паустовский).

3) Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (Пушкин).

9. Сколько простых предложений в составе сложного?

Это были люди искусства и таланта а у меня не было никакого таланта и я конечно совершенно напрасно расстроилась и напрасно думала об этом (Каверин).

10. Сколько грамматических основ в предложении?

Пламя рдеет пламя пышет искры брызжут и летят а на них прохладой дышит из-за речки темный сад (Тютчев).

1) 2; 2)3; 3) 4.

11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Цыганок на минуту остановился и, подскочив, п ошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темн ыми глазами (Горький).

1) Цыганок остановился и подскочив;

2) Она плыла, разводя, подняв, глядя;

3) Цыганок остановился и пошел.

12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

1) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.

2) Кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в
знакомое село (Бунин).

3) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, круп­ный дождь.

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник (1)или вырастет на мгновение серая каменная баба (2) или перебежит дорогу суслик (3) и опять бегут мимо глаз бурьян (4) холмы (5) грачи (Чехов).

14. В каком предложении не нужны знаки препинания?

1) Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали в молчании (Короленко).

2) Изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел (Мамин-Сибиряк).

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Любое предложение, в том числе и сложное, характеризует интонация конца предложения. Она выражается в понижении голоса к концу предложения.

Сравните по интонации простые предложения и сложное.

Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Н. Рубцова.

Понаблюдайте за тем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение и понижение тона.

Ответьте на вопросы и сделайте вывод об особенностях интонации сложного предложения.

С какой интонацией произносится каждая из частей сложного предложения?

Обладает ли каждая из этих частей интонацией конца предложения или эта интонация присуща только концу всего сложного предложения?

В каких случаях интонация выступает грамматическим средством связи простых предложений в сложном самостоятельно, а в каких - одновременно с союзом?

Для каждого простого предложения характерно понижение голоса к концу.

Входя в состав сложного предложения, любое простое утрачивает интонацию завершённости, так как становится частью сложного. В сложном предложении интонация завершённости, характерная для конца предложения, реализуется один раз. Это помогает узнавать, когда заканчивается сложное предложение.

Обычно пауза между частями сложного предложения фиксируется. Ей предшествует повышение голоса.

Таким образом, интонация сложного предложения имеет три основных элемента: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное понижение голоса к концу предложения.

Интонация вместе с союзами или без них соединяет отдельные простые предложения в единое целое, поэтому она и является средством связи в сложном предложении.

56. Проследите за повышением и понижением голоса при построении сложных предложений из данных простых. Запишите сложные предложения, образовав их: а) с помощью нужного по смыслу союза, б) без помощи союза.

1. Поезд пришёл вовремя. Пассажиры заторопились к выходу.

2. Темнело быстро. Пламя костря разгоралось всё ярче и освещало лужайку.

3. Солнце садится. На траве появилась вечерняя роса.

4. Густо туман расползался по всей округе. Большой дуб на краю деревни ещё был виден.

5. Парома почему-то не было. Люди на пристани томились в ожидании.

57. Прочитайте с интонацией сложного предложения. Запишите предложения, составляя схему каждого и показывая особенности интонации графически.

1. Ещё слышалось где-то топанье, что-то похожее на рокот отдалённого моря, и скоро всё стало пусто и глухо. (Н. Гоголь.)

2. А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. (М. Лермонтов.)

3. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах показались огни. (А. Чехов.)

4. Миллионы листьев, стеблей, веток и венчиков преграждали дорогу на каждом шагу, и мы терялись перед этим натиском растительности, останавливались и дышали до боли в лёгких терпким воздухом столетней сосны. (К. Паустовский.)

5. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. (В. Солоухин.)

58. Прочитайте отрывок. Что произвело впечатление на героя в картине зимнего леса? Какова основная мысль текста? Запишите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы, определите вид сложного предложения. Охарактеризуйте графически интонацию сложных предложений.

Бабанов посмотрел вокруг и ахнул, словно впервые увидел, каким прекрасным может быть лес... Слева от тропинки стояли молодые с зеленоватой корой осины и корявые дубки, не сбросившие с себя сухих оранжевых, запорошенных теперь снегом листьев. Справа высокие, массивные, в шапках снега сосны. От них на тропе прозрачные синие тени. Под тяжестью снега ветки опустились вниз, и нет-нет то там, то в другом месте упадёт, пылью стечёт и рассыплется большой снежный навес. Ветки покачнутся, поднимутся выше, обнажатся, станут видны зелёные иглы, а внизу, у подножий, нетронутый наст пойдёт рябью. В тишине стучит дятел; вот он прошумел крыльями, перелетая на другое дерево. В небе чертит белую линию самолёт. Эти звуки не мешают, в лесу от этого кажется ещё тише.

(П. Федоренко.)

59. Сочинение. Прекрасным может быть любой уголок природы в любое время года в любой местности. Вы согласны? Напишите о том. что вы неожиданно или впервые открыли для себя прекрасного в той местности.

Вариант 1

Солнечный жар и блеск сменились прохладой ночи и неярким светом молодого месяца (Л. Толстой).

1) простое; 2) сложное.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними (Паустовский).

1) 2; 2) 3; 3) 4.

Верхний ярус образует финиковая пальма, которая не боится обжигающих лучей солнца (Солоухин).

1) ярус образует; 2) пальма образует; 3) не боится солнца.

4. Какое слово или сочетание слов является подлежащим в предложении?

В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но и внешний вид их обоих уже был подробно описан (Л. Толстой).

1) приезд министра; 2) внешний вид; 3) министра с сыном; 4) девичьей.

5.

Грачи давно расхаживали по двору и начинали вить гнёзда в грачовой роще .

6. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Решено было идти завтра, если дождь перестанет (Арсеньев).

1) сложное бессоюзное; 2) простое; 3) сложносочинённое; 4) сложноподчинённое.

7. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Люки были наглухо закрыты, и свежий воздух не проникал (Станкович).

1) сложное бессоюзное; 2) простое; 3) сложносочинённое; 4) сложноподчинённое.

8.

Вещи были сложены, и делать было нечего (Аксаков).

и;

и.

9. Укажите предложение, соответствующее следующей характеристике: сложное предложение, с двумя простыми предложениями.

1) Он проснулся, когда солнечный квадрат окна подобрался к его глазам (Арсеньев).

2) Он стоял с закрытыми глазами, как будто собираясь с мыслями (Мальцев).

Простое и сложное предложение Вариант 2

1. Определите вид предложения:

Весна сияла на небе, но лес еще по-зимнему был засыпан снегом .

1) простое; 2) сложное.

2. Сколько простых предложений в составе сложного предложения?

Света луны оказалось вполне достаточно, чтобы части шли туда, куда им было указано, и делали потом то, что диктовал жестокий закон штыковых атак (Сергеев-Ценский).

1) 2; 2) 3; 3) 4.

3. Какое сочетание слов служит одной из грамматических основ в структуре сложного предложения? Он вышел на улицу, и его у наружной двери окликнул негромкий женский голос.

4. Какое слово или сочетание слов является сказуемым в предложении?

Молчание это длилось долго, и я хотел напомнить моему путнику о продолжении рассказа

1) хотел; 2) напомнить; 3) хотел напомнить; 4) длилось долго.

5. Какая характеристика соответствует данному предложению?

В сияющем небе властвует солнце, а на земле гуляет ветер (Овечкин).

1) простое; 2) сложносочинённое; 3) сложноподчинённое; 4) сложное бессоюзное.

Какая характеристика соответствует данному предложению?

День угасал, в лесу начало быстро темнеть (Линьков).

1) сложное бессоюзное; 2) простое; 3) сложносочинённое; 4) сложноподчинённое.

Какая характеристика соответствует данному предложению?

Все чего-то ждали, сидя в пасмурной столовой (Катаев).

1.сложное бессоюзное; 2) простое; 3) сложносочинённое; 4) сложноподчинённое.

8. Укажите способ связи простых предложений внутри сложного:

По временам лишь, когда она того не примечала, боярин забывался, сдвигал брови и грозно смотрел на Елену (А. Толстой).

1) при помощи интонации, без союзов;

2) при помощи интонации и подчинительного союза когда;

3) при помощи интонации и сочинительного союза когда.

9. Укажите предложение, соответствующее следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из трёх простых предложений.

1) Овсянников оглянулся, придвинулся ко мне поближе и продолжал говорить (Тургенев).

2) Уже с утра я себя чувствовал нехорошо, хотя еще не мог ясно определить, в чем заключалось мое нездоровье

Простое и сложное предложение

Вариант 3

1. Выберите среди указанных предложений сложное:

1) В окно вливалась свежая струя ночного воздуха и несла с собой смолистый аромат елового леса и душистых лесных трав (Мамин-Сибиряк).

2) В комнате стояла тишина, нарушаемая только шелестом переворачиваемых листов тетради

3) Полил дождь как из ведра, и все скрылось (Пришвин).

2. Выберите среди указанных предложений простое:

1) Уже с утра я себя чувствовал нехорошо, хотя еще не мог ясно определить, в чем заключалось мое нездоровье (Каверин).

2) Снег на воротнике таял весьма заметно, несмотря на то что было холодно (Л. Толстой).

3) Мягкий синеватый отсвет озаряет неподвижно скорчившуюся на одинокой льдине фигуру, опушенную белым инеем (Серафимович).

3. В каком предложении правильно выделены все грамматические основы?

1) Поезд был уже вдали, где сужаются рельсы (Арсеньев).

2) Талый снег гнездился в ямах, предательски закрывая лужи и рытвины, в холодную воду которых неожиданно наступали озябшие ноги (Грин).

3) Часов в восемь вечера дождь перестал, хотя небо было по-прежнему хмуро (Каверин).

4) Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи (Есенин).

В каком предложении неправильно выделены грамматические основы?

1) Величественные горы, уже по-весеннему зеленеющие, все тянули на свои вершины зимние шапки

2) Как только солнце начинает греть по-летнему, многие отправляются в романтическое путешествие

3) Летели с залива серые низкие тучи, на берег поднималась волна, нагонял ее свистящий низовой ветер (Паустовский).

4) Все смотрели с удивлением на героя и видели, что он смелее, прекраснее их душой и лицом

5. Укажите верную синтаксическую характеристику предложения:

Старику было под восемьдесят, и его седая борода давно превратилась в желтую, но он держался крепко и не уступал молодым мужикам (Каверин).

1) Сложносочинённое, состоит из трех простых.

2) Сложноподчинённое, состоит из двух простых.

3) Простое, с однородными членами предложения.

4) Сложное бессоюзное, состоит из трех простых.

Чачкова Анна Валентиновна
учитель русского языка и литературы
МОУ Будинской ООШ
Тверской области

Предлагаю конспект урока по русскому языку в 6 классе, который разработан для учебника М.Т. Баранова. На уроке происходит знакомство с неологизмами.
Учащиеся выполняют различные задания под руководством учителя, тем самым происходит закрепление темы лексики.

Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;
- развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов;
- развивать орфографическую зоркость

Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания

Методические приёмы: работа в парах, беседа

Ход урока

1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:

Терминологический диктант
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека - это…
6) то, что обозначает слово называется….
7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

- взаимопроверка учащимися выполненной работы

3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. НА прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных. Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:
Четвёртое лишнее:
1. бумага
2. халат
3. лошадь
4. интернет

Какое слово выбрали? Почему?
- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.
- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.
- Запишите тему урока в свои тетради.

4. Изучение нового материала
1) знакомство с теоретическим материалом.
Стр. 72
5. Первичное закрепление изученного материала.
1) работа по учебнику:
Упр. 129 – выполним это упражнение устно
Упр. 130 – записать слова по образцу:
Акванавт – это … (воспользоваться толковым словарём)

2) Это интересно:
С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп:
1) слова - экономические термины : оффшор (свободный), роуминг - «распространение; политические термины: спикер - председатель парламента,
инаугурация - «церемония вступления в должность президента страны»,
рейтинг - «оценка»,
2) слова - термины, связанные с компьютерной техникой
,
сайт – «местоположение» ; файл - подача какого-л. документа»
3) названия некоторых бытовых предметов .
миксер - «смешивающий аппарат или прибор»; тостер - «приспособление для поджаривания тостов»
4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:
боулинг - «шар; игра в шары»; дайвинг - «подводное плавание»,
5) названия некоторых явлений музыкальной культуры
хит – «популярная песня», сингл - «песня, записанная отдельно», ремейк (римейк) - «переделка»,
6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например:
секьюрити - «охрана», провайдер - «поставщик», риэлтор - «агент по продаже недвижимости
7) термины, употребляемые в косметологии:
лифтинг - «подтяжка», пилинг - «чистка лица», скраб – «крем для отшелушивания,

3) распределительное письмо:
- Сейчас я буде диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:

4) поддиктовка :
Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.

5) подготовимся к ГИА:
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?
А) изб…рательный, выгл…деть, апп…тит
Б) воспом…нание, св..щенный, т..оретик
В) ед..ница, обв…вать (плющом) , св..стеть
Г) п..лезный, в..ронка, р..сточек

2. Укажите ошибочное суждение:
А) в слове СЪЕМ четыре звука.
Б) в слове ХОЛОДНЫЙ все согласные звуки твёрдые
В) в слове ОТДАЁТ второй согласный звук звонкий
Г) в слове ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ буквы ТЬС обозначают звук [ ц ]
3. В каком слове присутствует чередующая гласная в корне:
А) сумерки
Б) предложит
В) перебрасываюсь
Г) признаёт

6. Подведение итога урока:
- Что такое неологизмы?
- Приведите примеры неологизмов.
- Что удалось на уроке?
- Какие трудности испытали?

7. Домашнее задание:
П. 26, правило, упр.132