Жил ли когда-нибудь Маугли на самом деле? Братья Маугли. Киплинг Сказка Что вымысел правда в сказке маугли

Законы Джунглей суровые. Выживает сильнейший. По законам Джунглей, например, даже грозный тигр Шер-Хан не может изменять место охоты, никого не предупредив. Отец Волк говорит, что Шер-Хан и так натворил много бедствия. Вот и сейчас он охотится на человека, а это никак «не есть к лицу охотнику». Законы Джунглей жестокие даже относительно одинокого Волка Акелы, Предводителя Стаи. Двенадцать лет он водил стаю. За это время никто из Волков не попал в ловушку, никого не было искалечено. Это был настоящий Предводитель — мудрый, сильный, честный, храбрый. Но следует, было ошибиться один раз, как Стая отказалась ему подчиняться. Тем более, что вмешался коварный Шер-Хан. «Вы имеете убить меня здесь, на Скале Советов, — говорил Акела, обращаясь к Свободному Племени и к шакалам. — …Кто возьмется покончить с Одиноким Вовкой?..» Такие жестокие слова прозвучали на Скале Советов не случайно. Они были подсказаны суровой действительностью, законами Джунглей.

Но вместе с тем с такой суровостью есть сочувствие и милосердие. Шер-Хан требовал отдать ему Человеческий ребенка, но Акела предложил тигру свою собственную жизнь за жизнь Маугли. Он напомнил о чести Стаи и уверил, если Маугли свободно пойдет к своим, он, Акела, ни одним зубом их не заденет. Он спас мальчика. Прошло немного времени, и в грозном бое с рыжими собаками Маугли помог Акеле и спас Стаю. Умирая, старый Акела сказал: «Я обязанный тебе жизню. А сегодня ты спас Стаю, равно как когда-то я спас тебя…» А разве мы, люди, не употребляем выражение «жить по законам джунглей»? Следует вспомнить, как совершали люди в борьбе за золото, ценности, которые были скрыты под землей, в безлюдном разрушенном городе. Даже ужасный старый Белый Клобук понимал, что сокровища несут смерть и что Маугли не следует повторять пример тех жалких людей, которые ради золота готу жертвовать собственным жизням.

У жителей Джунглей странным чином переплетаются жестокость и милосердие, беспощадность и трогательная чуткость. Когда Бандер-Логи похищают Маугли, и черная пантера Багира, и медведь Балу, и питон Каа спешат ему на помощь. Помогает даже Коршун Гиль. Он вскрикнул от удивления, когда увидел мальчика, которого тянули обезьяны на верхушку дерева, и услышал Слово Коршунов: «Мы одной крови — ты и я!» Это он оповестил Багиру и Балла, куда понесли обезьяны мальчика. Впервые Багира билась, не за свою жизнь, а спасая Маугли от обезьян.

Когда Маугли было спасено из обезьяньего плена, он сказал каменному питону Каа: «Мы одной крови — ты и я! Этой ночи ты спас меня от смерти. Моя добыча будет твоя добыча, когда ты будешь голодный…» В ответ Каа сказал, что у Маугли храброе сердце, и поторопил его: «А теперь быстрее иди со своими друзьями. Не надо, чтобы ты смотрел на то, что сейчас здесь состоится…» Должна была состояться жестокая расправа Каа над обезьянами. Что здесь сделаешь: такой закон Джунглей.

По каким законам живут в мире Джунглей. По сказке Киплинга «Маугли»

Другие сочинения по теме:

  1. Вариант 1, тема Друзья Маугли. Книга Д. Р. Киплинга «Маугли» — мудрая и поучительная сказка. Удивительная история маленького мальчика, воспитанного...
  2. Каменный питон Каа не любил, когда кто-то видел, как он изменяет кожу. В такие дни он прятался от жителей Джунглей....
  3. Как-то я вообразил себе, что попал странным образом в сказочные Джунгли, которые приютили юного Маугли. Я подумал: а смог бы...
  4. Книга состоит из двух частей. Некоторые из рассказов повествуют о Маугли, о его жизни в джунглях среди диких зверей. В...
  5. Книга Д. Р. Киплинга «Маугли» — мудрая и поучительная сказка. Удивительная история маленького мальчика, воспитанного волками, раскрывает извечные законы природы,...
  6. Известнейшие произведения Киплинга — это детские сказки, которые составили два тома («Книга Джунглей», 1894-1895; «Сказки просто так», 1902). Они основываются...
  7. В чем суть Главного Закона джунглей (произведение Р. Киплнга «Маугли»). Джозеф Редьярд Киплинг — талантливый английский писатель, лауреат Нобелевской премии....
  8. Вскормленный волчицей беззащитный человеческий детеныш с помощью своих попечителей и наставников — черной пантеры Багиры, бурого медведя Балу и хитрого...
  9. Федор Достоевский — классик философской реалистической литературы. Эта мысль приходит сама собой, когда начинаешь задумываться над данной темой. Философия начинается...
  10. Киплинг своей внешностью не производил особого впечатления: невысокий, немного сутулый, толстые очки. Люди, которые знали его красавцев-родителей, искренне им сочувствовали....
  11. Что вам известно о Д. Р. Киплинга? Кто из героев сказки «Маугли» вам запомнился особенно? Найдите описания внешности жителей Джунглей....
  12. Какая это сложная наука — жить среди людей! Ведь все мы такие разные — ну как здесь примирить интересы, избегнуть...
  13. Человеку нет ничего труднее оценить самого себя объективно, и нет людей, которые в глубине души не оценивали бы себя самокритично....
  14. Бледно-розовые лепестки каштанов припорошили тротуары киевских улиц. В тусклом свете газовых фонарей эти лепестки казались волшебным ковром, по которому ступать...

Многие считают, что история индийского мальчика-волчонка Дина Саничара вдохновила Редьярда Киплинга на написание его самой знаменитой и любимой миллионами читателей «Книги джунглей».

Как и Маугли, Дин был диким мальчиком, воспитанным волками, хотя его жизнь сильно отличалась от вымышленного героя. Книжный Маугли удивил читателей своим воспитанием. Побывав в индийском лесу, он был усыновлен животными, которые кормили, защищали и оберегали его. Дин тоже был воспитан волками, но у этого реально существовавшего мальчика жизнь была не настолько сказочной.

Рожденный в Индии, проживший там до 6 лет, а потом переехавший в Англию с родителями, молодой писатель Редьярд спустя десятилетие вернулся на свою малую родину. Его знаменитая «Книга джунглей» увидела свет в 1895 году.

Оказывается, история Маугли родилась спустя два десятилетия после того, как Дин Саничар был пойман индийскими охотниками в стае волков. Но в отличие от смышленого книжного героя, Дин был умственно отсталым, несмотря на годы реинтеграции в человеческом обществе.

Дин был не единственным мальчиком, чья необычная жизнь воплотилась в книжное повествование. Но именно его история жизни оказала непосредственное влияние на одного из самых известных британских писателей.

Охотники похитили его и убили волка-компаньона

Охотники случайно наткнулись на Дина в джунглях и стали свидетелями того, как он шел на четвереньках следом за своим другом волком. Любопытство взяло верх, и они начали целую охоту на мальчика, чтобы поймать его.

Они предприняли многочисленные попытки заманить дикого ребенка и отделить его от волка, но им не удалось их разделить. Охотники убили волка при первой же возможности. Все произошло прямо на глазах мальчика.

К нему приклеился ярлык умственно отсталого, как только он попал в детский дом

Охотники принесли Дина в детский приют, где миссионеры крестили его и дали имя Саничар, что на языке урду означает «суббота», потому что именно в этот день недели он попал в приют. В то время отец Эрхардт отвечал за миссию, и попытался лучше узнать и понять мальчика.

Дину пришлось довольно сложно приспосабливаться к своей новой жизни, ведь все считали его умственно отсталым. Однако он продемонстрировал способность рассуждать и время от времени стремился выполнять определенные задачи.

Он так и не смог научиться говорить или писать

Дети учатся говорить в течение первых двух лет своей жизни. Некоторые дети выговаривают «мама» или «папа» уже в шесть месяцев и через пару лет начинают уже спокойно общаться предложениями. Эти временные вехи совпадают с умственным, эмоциональным и поведенческим развитием ребенка.

Однако Дин никогда так и не заговорит. Несмотря на многочисленные попытки окружающих научить его речи, мальчик-волк так и не выучил человеческий язык и не научился письму. Он всю жизнь общался, издавая звуки животного.

Мальчик быстро научился курить

Малыш испытывал отвращение к одежде и отказывался разговаривать, но ему нравилось ходить не на четвереньках, а на ногах, хотя это давалось ему нелегко. Очень скоро он перенял у взрослых пагубную привычку и пристрастился к курению. Возможно это и стало причиной туберкулеза, сгубившего его в последствии.

Ему больше нравилось питаться сырым мясом и точить зубы об кости

У большинства детей начинают расти зубы в возрасте от четырех до семи месяцев и к трем годам уже полный набор зубов. Скорее всего Дину было поначалу в стае волков очень тяжело питаться без зубов, ведь волки являются плотоядными животными и едят в основном сырую дичь.

Но со временем он похоже привык только к той пище, что ела стая. Впервые появившись в приюте, мальчик наотрез отказался питаться приготовленной едой. Но он с жадностью накинулся на сырые куски мяса и с рычанием ощерившись обгрызал косточки.

Он ненавидел ходить одетым

Сразу же после доставки мальчика из джунглей, люди пытались привить ему навыки жизни в обществе и заставляли одеваться. Научившись ходить по-человечески, он почти двадцать лет насильно заставлял себя одевать штаны и рубаху.

Помимо него в детский приют позже привезли еще мальчика-волка из Крондштадта, который разделял нежелание Дина одеваться. Им обоим нравилось бегать как в джунглях нагишом.

Ему удалось сдружиться только с одним сиротой – таким же диким ребенком

Дин провел большую часть детства с животными и ему было достаточно сложно привыкнуть к людям. Но несмотря на это, ему удалось сразу найти общий язык с другим диким ребенком, жившим в этом же приюте.

Отец-настоятель приюта считал, что между мальчиками мгновенно установилась «связь сочувствия» и они даже учили друг друга новым для них навыкам человеческого поведения. Например, как пить жидкости из кружек. Они оба выросли в дикой природе, поэтому им вместе было гораздо уютнее, ведь они понимали друг друга.

В тот период было найдено еще несколько детей, воспитанных животными в индийских джунглях

Как бы это не звучало странно, но помимо Дина под конец XIX века в индийских джунглях были найдены и другие дети-волчата. Один из миссионеров нашел в 1892 году дикого ребенка возле Джалпаигура. На следующий год нашелся мальчик, который обожал кушать лягушек, в Баципуре возле Далсингарая.

Еще два года спустя ребенка нашли возле Султанпура и говорят, что в последствии он хорошо освоился среди людей и даже пошел работать в полицию. Последним нашли еще спустя 3 года ребенка возле Шаджампура, который вообще не смог приспособиться к жизни среди людей, хотя его пытались 14 лет «приручить».

Дин не смог адаптироваться в обществе полноценно и туберкулез убил его

Прожив в приюте почти десятилетие, Дин не смог наверстать упущенное в своем умственном развитии. Восемнадцатилетний юноша едва достиг 152 сантиметров роста. Юноша был низколобым и с большими зубами, он постоянно нервничал и чувствовал себя «не в своей тарелке».

Считается, что он умер в двадцатидевятилетнем возрасте из-за туберкулеза в 1895 году. Однако по другим источникам ему к тому времени исполнилось 34 года.

Доказательства о существовании детей выращенных волками впервые появилось в Индии 50-х годах XIX века

Брошюра 1851 года «Учет волков, воспитывающих детей в их стаях по индийской статистике» сэра Уильяма Генри Слимана, является одним из первых фактов, объясняющих существование шести детей-волков в Индии. Пятеро из этих диких детей были найдены на территории современного Султанпура. Один был пойман в районе современного Бахрейха.

По словам Слимана, было много волков, которые жили недалеко от города Султанпур и других районов на берегах реки Гомтри, и они бегали с «большим количеством детей».

Воспитанники волков, дети были убиты в джунглях тиграми и другими хищниками

Почему в джунглях находились только дети, воспитанные волками, а не взрослые юноши или девушки? Вполне вероятно, что многим детям не удавалось пережить свое детство. Возможно, они умирали от голода или их убивали сами волки или другие хищные животные.

В «Книге джунглей» самым страшным противником Маугли был тигр Шерхан. В Индии даже в то время было много тигров, которые могли бы с легкостью напасть на ребенка в волчьей стае, ведь людям не дано бегать так же быстро, как волкам. В течение XIX века охотники нередко в джунглях находили мертвые детские тела, обглоданные дикими животными.

Дикие дети: правда или обман?

На протяжении многих лет поступали многочисленные истории о диких детях, которые были пойманы и вновь приучены к жизни в обществе, но впоследствии многие из рассказов были развенчаны.

Один из самых известных случаев в 1920-х годах касался двух девочек Амалы и Камалы, которым было почти по девять лет во время спасения их из волчьей стаи. Человек, нашедший их, всем рассказывал, что малышки выли на луну, ходили на четвереньках и ели только сырое мясо. Он попытался научить их ходить и говорить.

Исследователи были очарованы этой историей и написали о них много рассказов и книг. Но позднее выяснилось, что девочки вовсе не были воспитаны волками, а с рождения были инвалидами с врожденные дефектами конечностей.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Для того, чтобы проиллюстрировать всеобщий замысел в образах я выбрал сказку Р.Киплинга «Маугли», в том варианте, который запомнился мне по замечательному мультфильму советских времён. Напомню основную сюжетную линию.

Дело происходит в дикой природе среди зверей, живущих по «законам джунглей». Главный в лесу – самый сильный зверь Тигр-людоед Шер-Хан, он притесняет всех. При нем помощник и исполнитель желаний и повелений хозяина ненавистный, но и вселяющий страх бешенства шакал-лизоблюд Табаки. Здесь же стая ревнителей Свободы волков, во главе с вожаком Акела. Учитель Закона джунглей старый и ленивый медведь Балу. Черная пантера Багира – сладкоречивая и коварная. Злые и грязные позёры серые обезьяны – Бандер-Логи, которые не знают Закона, живут без вожака, никого в джунглях не боятся и вечно заводят с другими ссоры и драки. Свирепые и беспощадные рыжие дикие собаки, никому не уступающие дорогу. Другие звери. Отдельно, сам по себе, живет старый здоровенный, малоподвижный и всегда голодный желтый удав – мудрый Каа, который умеет плыть против течения и, вообще, умнее всех.

Багира в соответствии с Законом джунглей выкупила жизнь попавшего в лес детёныша человека-разумного Маугли. Заручившись добрым словом Балу, она пристроила Маугли в стаю волков на обучение и воспитание, имея расчёт со временем руками человека-разумного избавиться от тигра-тирана. Правилам жизни в лесу Маугли обучают волки. «Мы с тобой одной крови» говорит подросшему мальчику вожак, намекая на подчинение, иерархию и взаимопомощь в стае. Человек инороден в лесу, он не такой как все звери, у него «душа болит» от несправедливости и на этой почве между ним и Шер-Ханом возникает конфликт. За явным преимуществом в физической силе бороться с Шерханом по звериному бесполезно. Багира науськивает Маугли на борьбу с тигром. За советом как быть Маугли обращается к мудрому Каа. Бандер-Логи выкрадывают Маугли у волков, но не знают, что с ним делать. И здесь жизнь Маугли спасает Каа. В битве волков и диких собак победу волкам обеспечивает тоже мудрый Каа. В результате Маугли побеждает могущественного тирана Шер-Хана. Бандер-Логи и дикие собаки также побиты. Джунгли освобождены от тирании и внемлют Маугли. Так в сказке, позаимствовав знание от мудрости, человек разумом побеждает дикое насилие.

Если этот сюжет развернуть на современную нам мировую политику, то получится примерно следующая картина: Тигр с шакалом – это, безусловно, англосаксы: США и Великобритания. Стая волков – это романо-германская Европа. Закон джунглей – римское право, а его Учитель Балу – приемник Первого Рима нынешний беззубый Ватикан. Багира – масонская финансовая закулиса «Сынов Завета». Бандер-Логи и дикие собаки – разрозненный мусульманский мир в двух догматических формах. Мудрый Каа – Китай. Маугли – инородная зверям Россия, со стыдом и совестью, которых в дикой природе нет.

Подчеркну: сказка про Маугли — это не русская народная сказка. Это насквозь западная сказка. А мораль сей сказки для России такова: по образованию и воспитанию Маугли–Россия, конечно вместе с волками – Европой. Но методологию-то победы над Шерханом – США, спасение от Бандер-Логов и помощь в «битве цивилизаций»: свободных волков с дикими собаками, – Маугли получает не от Запада, а от мудрого Каа – Китая.

И с т о р и я п е р в а я

Сказочный Маугли

В наследии выдающегося представителя английского неоромантизма и литературы «рубежа веков», Джозефа Редьярда Киплинга (1865-1936) особое место занимают книги о животных.

Эти произведения не вполне самостоятельны, писатель собирал и обрабатывал мотивы индийских, австралийских и африканских народных сказок и преданий.

В наиболее известных произведениях Киплинга - «Книге джунглей» и «Второй книге джунглей» - использован богатейший материал индийского фольклора, который и составил основу их поэтического содержания.

Причем, в «Книге джунглей» (1894-1895) особый интерес представляет серия рассказов, которая впоследствии была выделена в отдельную книгу: «Маугли » - история человеческого детеныша, выросшего в волчьей стае.

Приключения Маугли - настолько захватывающи, повадки зверей, их поведения, их речи – настолько интересны, экзотическая природа – столь великолепна, что произведение это воспринимается как яркая увлекательная сказка.

В описании зверей Киплингу удалось добиться такой живой

рис. Р. Ингпен
выразительности, какой не знает, наверное, ни одно из человеческих лиц в его романах.

Необычайная ситуация – дружба ребенка с дикими зверями, их сложные взаимоотношения волнуют воображение.

С неослабевающим интересом следит читатель за тем, как Акела - справедливый, благородный и отважный вождь свободного народа (так именуют себя волки), черная пантера Багира - смелая, как дикий буйвол, и беспощадная, как раненный слон, старый, толстый, заботливый медведь Балу - хранитель законов джунглей, и мудрый, предусмотрительный питон Каа - спасали Маугли от клыков тигра Шер-Хана, как выручали они его в трудные минуты, как терпеливо преподносили ему науку звериного царства.

В чем закон джунглей? «Прежде борись, а потом уже говори!»

«Все джунгли – твои, и ты можешь убивать все, с чем в силах сладить…»

рис. Р. Ингпен
Беспомощный, человеческий детеныш Маугли-лягушонок (это имя дала ему приемная мать – волчица Ракша ), опекаемый зверьми и постигший язык зверей раньше, чем человеческий, не только выживает в непривычных условиях, он становится хозяином джунглей!

Он борется со злом, воплощенном в образе его заклятого врага – тигра Шер-Хана – и побеждает его!

Теперь уже старый Акела, да и вся волчья стая обязаны жизнью «лягушонку»! Сама неукротимая Багира опускает голову под его пристальным взглядом…

Маугли становится непобедимым, ибо он – не просто обитатель джунглей, усвоивший их законы, он – первейший в ряду живых существ, он – ЧЕЛОВЕК !

рис. Р. Ингпен
Хотя книга «Маугли» меньше всего напоминает аллегорию, тем не менее, говоря о животных, Киплинг имел в виду и людей. Возможно в силу того, что принципиальной разницы между миром зверей и людей писатель не видел, в этой книге он выразил свою философию жизни; раскрывается же смысл в главном законе джунглей, который автор рассматривает и как основной закон человеческого общества – это борьба за существование как движущий фактор развития человечества, это – право сильного…

Это - ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ!

Далеко не все читатели разделяют мировоззрение автора книги «Маугли», но эта поэтическая, жизнелюбивая история покоряет не только маленьких читателей, но и взрослых, которые порой забывают, что это – всего лишь сказка!

Правда, некая доля реальности в ней все же присутствует…

И с т о р и я в т о р а я

Реальные Маугли

А сейчас предлагаем вспомнить о «человеческих детенышах», выросших среди волков и «воспитанных» ими по своему образу и подобию, о детях, перенявших привычки и повадки животных в такой степени, что нормальная жизнь среди людей стала для них совершенно невозможной.

Таких историй – о реальных Маугли – можно найти довольно много, но с трогательной и романтической сказкой Р. Киплинга они не имеют ничего общего.

Для начала обратимся к римской мифологии: по преданию Ромул – не только основатель Рима, но и его первый правитель – так же, как и его брат-близнец Рем были сыновьями Реи Сильвии и бога Марса; по приказанию царя Амулия (дяди Реи Сильвии), желавшего избавиться от претендентов на корону, новорожденных бросили в Тибр.

Ох, уж эти дворцовые интриги и борьба за престол, в которых все средства хороши…

Мальчикам несказанно повезло – течение реки вынесло их на берег, где «шефство» над ними взяла волчица: она не только охраняла, но и кормила малышей своим молоком. Потом дети были найдены пастухом, воспитавшим их, а позже – основали вечный город Рим…

Судя по дальнейшей успешной судьбе близнецов, жизнь с приемной мамой-волчицей нисколько не повредила их физическому и умственному развитию.

Но легенда – это всего лишь легенда (только не говорите этих слов современным римлянам – наверняка обидятся!)…

Видимо, древнейший и наиболее подробно описанный случай одичания мальчика, названного ребенком-волком из Гессе, произошел в XIV веке в Германии.

Местные жители стали замечать, что в лесах около городка обитает некое существо, которое всякий раз, когда людям случалось натолкнуться на него, мгновенно - подобно призраку - скрывалось в зарослях. Относились к нему с суеверным страхом…

Реальное же доказательство его существования было получено лишь в 1344 году, когда это странное создание, наконец, поймали.

К удивлению жителей, оно оказалось мальчиком, который совсем одичал, передвигался на четвереньках, как волк, не умел говорить. Установили, что ребенок, которому было примерно восемь лет, провел в диком состоянии половину своей жизни.

Мальчик, согласно всем свидетельствам, был найден волками, которые вырыли для него нору и сохранили ему жизнь, согревая своими телами даже в самые суровые зимы.

Ребенок так привык ходить на четвереньках, что к его ногам пришлось привязывать доски, чтобы помочь ему держаться прямо и ходить как люди. Членораздельно говорить он не умел, а мог лишь ворчать и издавать звуки, свойственные животным, ел только сырую пищу и был, похоже, счастливее в тех диких условиях, где он оказался волею судьбы.

Ребенок-волк из Гессе стал знаменитостью своего времени, его даже возили в Англию, чтобы показать королевскому двору.

Примерно в тоже время в густых лесах Баварии был найден другой несчастный: он известен как ребенок-волк из Ваттеравии, и его судьба очень похожа на судьбу мальчика из Гессе, хотя он, видимо, оказался в более тяжелых, почти безнадежных обстоятельствах – когда его нашли, ему было уже более двенадцати лет.

Наибольшее число детей-волков дала миру Индия, возможно потому, что жители из-за нищеты были вынуждены оставлять маленьких детишек в джунглях.

С 1843 по 1933 год из Индии поступило не менее шестнадцати сообщений о таких найденышах, двух же самых знаменитых детей, девочек-волков Камалу и Амалу - нашли в 1920 году.

Что касается достоверности их истории – доктор Дж. Сингх, попечитель сиротского приюта в Манднапоре, написал подробный отчет о своих наблюдениях за двумя девочками-волками, находившимися на его попечении; достоверность его наблюдений не вызывает сомнений, к тому же они подтверждены другими очевидцами.

Итак, обратимся к записям доктора:

В октябре 1920 года, когда Сингх читал проповеди в районе Годамури, к нему подошли несколько взбудораженных местных жителей и рассказали о «фантастических» существах, живущих в джунглях. Заинтересованный доктор решил отправиться взглянуть на них.

Его завели глубоко в джунгли, и после наступления сумерек доктор и сопровождавшие его жители увидели семейство волков, появившихся из вырытой на склоне оврага норы. Впереди шли три взрослых волка, следом бежали два волчонка, а за ними двигались – по определению перепуганных крестьян – два «чудища»!

На первый взгляд это была пара диковинных животных, которых Сингх не смог классифицировать: они передвигались на четырех конечностях, а их лица (или морды?) закрывали длинные спутанные волосы.

Когда «чудища» выскочили из берлоги, доктор Сингх едва удержал своих спутников, собравшихся стрелять из ружей! Он попросил помочь ему поймать эти существа, но крестьяне категорически отказались – такой страх они испытывали. Найдя добровольцев в отдаленной деревне, доктор через неделю вернулся к волчьему логову.

Два взрослых волка в это время отсутствовали, а волчицу, охранявшую вход, пришлось застрелить. Попечитель Сингх и его помощники были изумлены, обнаружив в логове двух волчат и … двух человеческих детенышей! Последние были голыми, покрыты болячками и синяками, но проявляли большую агрессивность, чем их товарищи-волчата, и были готовы энергично защищать свою территорию.

Доктор забрал их в приют, постарался подобрать рацион питания, дал им имена и стал систематически наблюдать за поведением найденышей.

Младшей, Амале , было лишь восемнадцать месяцев, а старшей, Камале – около восьми лет.

Кожа у обеих была изрядно поцарапана и покрыта ссадинами и мозолями, языки высовывались изо ртов, девочки скалили зубы и тяжело дышали..

Позже выяснилось, что дети не способны были видеть днем и спасались от солнечного света в темных углах. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода; спали всего лишь пять-шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли жажду, лакая жидкость…

Обе девочки в помещении ползали на коленях и локтях, но на улице они довольно быстро бегали, опираясь на ладони и ступни.

Они рычали на людей, изгибая спины – подобно волкам – при приближении того, кого считали опасным…

Они «охотились», преследуя цыплят и других домашних животных!

Но эти человеческие детеныши в цивилизованной обстановке прожили недолго: младшая девочка, Амала , скончалась от нефрита меньше, чем через год.

Камала прожила около девяти лет. Постепенно она научилась ходить,хотя до конца жизни ей так и не удалось избавиться от «волчьей» походки; она даже научилась умываться, пользоваться стаканом, выучила всего несколько слов , но продолжала есть сырое мясо и потроха, а также избегала собак.

То, что она обучилась примитивной речи, означает, что при рождении у нее не было умственных дефектов, и что ее волчьи повадки были целиком переняты у «приемных родителей».

Вот такая грустная история, и – далеко не единственная!

Среди наиболее известных «классических» детей-волков можно назвать Питера, дикого мальчика из Ганновера (Германия), Виктора из Аверона (Франция), знаменитого Каспара Хаузера из Нюрнберга, мальчика Дина , пойманного у местечка Минспури (Индия) и многих других.

Все эти истории роднит со сказкой Р. Киплинга только одно: неизвестно, по какой причине хищники волки не поедали беспомощных детей, а принимали их в стаю, заботились, и, как могли, воспитывали.

А дети, переняв привычки и повадки «приемных родителей», были лишены многих, присущих человеку черт: любви, обычных эмоций и особенно – смеха.

Такой «Маугли », как правило, молчалив, исключая те моменты, когда рычит, фыркает или воет ; он ходит на четвереньках, как настоящее четвероногое; он не способен жить среди людей и обречен на существование, свойственное животным; и главное, он может (и хочет!) жить без всякой человеческой помощи.

В большинстве случаев в роли «усыновителей» выступали волки, но известны «души высокие порывы» и среди других животных.

В начале 1996 года в одном из отдаленных районов Китая было поймано странное маленькое существо – покрытый шерстью ребенок, которого прозвали «мальчик-панда ».

Охотники обнаружили малыша в компании симпатичных и медлительных бамбуковых медведей.

Это уже третий случай в истории, когда человеческое дитя выросло среди панд: первый был зафиксирован в 1892 году, а второй – в 1923-м.

Обследовавшие мальчика ученые отметили множество аномалий в его поведении: передвигался он только на четвереньках, а на ногах даже стоять не мог – падал; не умывался, а вылизывал себя, как кошка; ел листья и молодые побеги бамбука; чесался и фыркал, как дикое животное; рычал, если чем-то был недоволен .

Биолог, изучавший мальчика-панду , считает, что мальчика, вероятно, в раннем детстве потеряли родители, а может быть, намеренно оставили в лесу, испугавшись его внешнего вида. И неудивительно: малыш родился со значительными генетическими отклонениями – все его тело было покрыто густыми волосами.

Затем, очевидно, его нашли панды и по ошибке приняли, так сказать, за члена своей семьи … Соответственно и воспитали!

Не считая нескольких несущественных отличий, мальчик-панда вел себя точно так же, как и его «приемные родители».

Охотник, поймавший новоявленного Маугли, поселил его у себя в доме.

Поначалу приемыш кусал и царапал всех, кто к нему приближался, но вскоре несколько адаптировался, научился стоять на ногах и даже произносить несколько слов.

О дальнейшей его судьбе можно узнать в Пекинском университете, где собирались проводить многоступенчатые исследования, чтобы лучше понять процессы развития человека в обществе и - вне него.

Еще один, весьма интересный случай одичания.

В джунглях на юге Цейлона в стае обезьян был обнаружен мальчик лет двенадцати. Им занялись врачи и представители гражданских властей.

Выяснилось, что мальчик отставал в умственном развитии и был, видимо, по этой причине оставлен родителями в джунглях; ребенок научился имитировать поведение обезьян и поэтому выжил.

Найденыш, которого назвали Тисса , не умел говорить и только вскрикивал и бормотал как обезьяна. Он сидел, как обезьяна, и не мог стоять на ногах без посторонней помощи. Передвигался он только на четвереньках. Когда ему дали тарелку с пищей, он вывалил ее на землю перед тем, как приступить к еде.

Скоро обнаружилось важное различие между мальчиком-обезьяной и мальчиком-волком – адаптируемость первого оказалась намного больше: уже через несколько недель мальчик-обезьяна носил одежду и ел из тарелки. Мальчики-волки , как правило, остаются дикими, они совершенно не способны к обучению.


Лишь некоторые из детей, найденных в диком состоянии, действительно смогли вернуться в общество людей, но ведь никто точно не знает, как долго они пребывали среди зверей… И в каком возрасте туда попали…

Может быть, они просто восстановили знания, полученные в ранние годы и временно забытые из-за необходимости жить в лесу в течение двух-трех лет?

И с т о р и я т р е т ь я

Маугли «наоборот»

История естествознания полна экспериментов, заслуживающих названия странных.

Предыдущую историю мы закончили рассказом о мальчике – воспитаннике обезьяньей стаи…

В 1931 году необычайный эксперимент провела семья американских биологов – Уинтроп и Люэлла Келлог. Прочитав статью о печальной судьбе детей, росших среди животных – волков или обезьян, биологи задумались: а что, если сделать наоборот – попытаться воспитать обезьяньего детеныша в человеческой семье? Не приблизится ли он в своем развитии к человеку?

Сначала ученые хотели переселиться со своим маленьким сыном Доналдом на Суматру, где не трудно было бы среди орангутангов найти компаньона для Доналда, но на это не хватило денег. Однако Йельский центр по изучению человекоподобных обезьян одолжил им маленькую самку шимпанзе , которую звали Гуа. Ей было семь месяцев, а Доналду – десять.

Супруги Келлок знали, что почти за двадцать лет до их эксперимента русская исследовательница Надежда Ладыгина уже пыталась воспитывать годовалого шимпанзенка, как воспитывают детей, но за три года не добилась успехов в «очеловечивании».

Правда, Ладыгина проводила опыт без участия детей, и Келлоги надеялись, что совместное воспитание с их сыном даст положительные результаты. К тому же нельзя было исключить, что годовалый возраст уже поздноват для «перевоспитания».

Гуа приняли в семью и стали воспитывать наравне с Доналдом. Друг другу они понравились и вскоре стали неразлучны.

Экспериментаторы записывали каждую деталь: Доналду – нравится запах духов, Гуа – его не любит.

Проводились опыты: кто быстрее догадается, как с помощью палки добыть печенье, подвешенное к потолку посреди комнаты на нитке? А если завязать мальчику и обезьянке глаза и позвать их по имени, кто лучше определит направление, откуда идет звук? В обоих тестах победила Гуа.

Зато когда Доналду дали карандаш и бумагу, он сам начал что-то карябать на листе, а обезьянку пришлось учить, что можно делать с карандашом.

Попытки приблизить обезьяну к человеку под влиянием воспитания оказались скорее неудачными: хотя Гуа часто передвигалась на двух ногах, научилась есть ложкой и даже стала немного понимать человеческую речь, она приходила в замешательство, когда знакомые люди появлялись в другой одежде, ее не удалось научить выговаривать хотя бы одно слово – «папа» - и она, в отличие от Доналда, не смогла освоить простенькую игру типа наших «ладушек».

Однако эксперимент пришлось прервать, когда выяснилось, что к 19 месяцам и Доналд тоже не блистал красноречием – он усвоил всего три слова! И что еще хуже, желание поесть он стал выражать типичным обезьяньим звуком вроде взлаивания.

Родители испугались, что постепенно мальчик опустится на четвереньки, а человеческий язык так и не усвоит.

И Гуа отослали обратно в питомник…

К сожалению, сказка Р. Киплинга так и не стала былью, но читательский интерес к ней в течение многих лет не ослабевает.

Книгу переиздают, по ее мотивам пишут сценарии театральных постановок, снимают художественные и мультипликационные фильмы.

ВНИМАНИЕ!!!

Рассказы о мальчике, воспитанном дикими животными, знакомы большинству детей постсоветского пространства. Маугли, которого звери называли маленьким братцем, покорил сердца зрителей и читателей бесхитростностью и отвагой, достойной взрослого человека.

История создания

Первые наброски произведений о мальчике, вскормленном стаей волков, появились у задолго до выхода «Книги джунглей». Изначально рассказы о Маугли не предназначались для детей. В черновиках Киплинга «маленький братец» представал перед читателями взрослым женатым мужчиной, который работает лесничим и в свободное время рассказывает окружающим о детстве в лесах Индии.

Заметки о диких животных попали в руки детской писательницы Мэри Мейп Додж. Женщину очаровал стиль повествования, и Додж уговорила Киплинга написать что-то подобное для молодого поколения. Мэри Мейп пообещала разместить повесть в детском журнале «Святой Николас».

После публикации первых рассказов тема увлекла писателя, и уже через год небольших рассказов о животном мире хватило для выпуска книги. Затем последовал еще один сборник, в котором помимо приключений Маугли присутствовали и другие известные произведения. Но наибольший отклик получили приключения юного дикаря.


В 2013 году на аукцион выставили письмо Редьярда Киплинга, в котором писатель признается, что в «Книге джунглей» присутствует плагиат. Письмо, чей адресат неизвестен, датировано 1895 годом. Послание было обнаружено в букинистическом магазине:

«Весьма вероятно, что я прибег к заимствованиям, однако сейчас уже не помню, чьи истории я украл».

Сюжет рассказов о Маугли

Маленький мальчик, сын дровосека, теряется в густой чаще джунглей. Учуяв запах человека, на охоту выбирается злой и коварный тигр. Растерянный малыш случайно добирается до стаи волков, которая берет ребенка под защиту.


Таким исходом дела недовольны большинство зверей, но кто посмеет возразить вожаку стаи? На совете племени пантера платит выкуп за ребенка, и в джунглях воцаряется мир.

Маугли, которого приемные родители назвали в честь лягушонка, растет и развивается с братьями-волками. Однако тигр не оставляет намерений съесть человека. Попытки хищника заканчиваются провалом. В финальной схватке с врагом Маугли убивает тигра и навеки завоевывает уважение животного мира.


Людская натура берет свое. Подросший юноша, который жил в лесу много лет, выходит к людям, обретая потерянную человеческую семью. Ужиться с людьми кажется Маугли непосильной задачей. Со временем молодой человек привыкает к новой жизни и встречает девушку, с которой связывает судьбу.

Друзья и враги

Основным противником Маугли в «Книге джунглей» с первых страниц стал злобный тигр Шерхан. Хищник недоволен, что его лишили законной добычи, и всевозможными средствами пытается уничтожить человека. На подхвате у грозного врага находится шакал Табаки (в других источниках - гиена), порой раздражающий даже Шерхана:

«А мы уйдем на север! А мы уйдем на север! Когда ж назад вернемся, не будет никого! И даже лягушонка и косточек его!»

Не менее опасным противником становится стая рыжих псов. Кровожадные животные надвигаются на джунгли, сметая все живое на пути. Единственный шанс спастись – вступить в схватку. Маугли объединят вокруг себя животных леса, и дает отпор вражеской стае.


На пути у повзрослевшего Маугли встают обезьяны-бандерлоги. Стая похищает героя, но мальчику удается спастись. Образ шумных животных имеет определенный контекст. Киплинг создал пародию на презираемую им либеральную интеллигенцию:

«Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Достойны восхищения, как ни один народ в джунглях! Мы все так говорим - значит, это правда!»

Главные герои, которые настроены к Маугли дружелюбно, в основном хищники:


Маугли и Багира

Черная пантера Багира - олицетворение подлинного воина. Животное заботится о малыше, как о своем детеныше. Пантера находит возможность остановить роптание стаи, когда Акела решает оставить мальчика в джунглях. Багира испытывает к Маугли почти материнскую любовь и оберегает его от опасностей.

Медведь Балу - воспитатель малыша, который относится к ребенку с отеческой заботой. Метод обучения медведя напоминает способы, пользующиеся спросом в классических английских школах. Существует теория, что Балу - собирательный образ учителей Киплинга. Среди друзей молодого дикаря медведь отвечает за физическую силу.


Удав Каа - мудрый наставник, обучающий Маугли правилам жизни в диком лесу. Персонаж считается старейшим животным в джунглях. Удав с насмешкой относится к проделкам мальчика и нередко спасает ему жизнь. Медлительный удав отвечает в троице за мудрость.

Экранизации

Первое появление Маугли на экране состоялось в 1942 году. В советском кинопрокате фильм вышел под названием «Джунгли». Роль Маугли исполнил американский актер индийского происхождения Сабу. В картине рассказаны приключения маленького дикаря, взрослые годы героя не затрагиваются.


Первый мультфильм, снятый по Киплингу, вышел в 1967 году. Картина дополнена музыкальными фрагментами, но сюжетная линия не изменена. Мультипликационный фильм снят на «Walt Disney Productions». лично настаивал, чтобы иллюстраторы не читали оригинал и создали героев максимально добродушными и наивными.


В 1973 году появился на свет полноформатный советский вариант приключений Маугли. Мультфильм освещает всю историю юного дикаря, затрагивая отношения с родителями. Позже творчество советских иллюстраторов показали в США. Американские прокатчики вырезали из советской интерпретации большинство кровожадных сцен и заменили музыку.


Вторая попытка снять фильм о мальчике-волке состоялась в 1997 году. Лента носит название «Вторая книга джунглей: Маугли и Балу». Создатели картины решили значительно отойти от оригинальной идеи, оставив неизменными только главных героев. Роль маленького дикаря сыграл Джеймс Уильямс.


Очередная интерпретация классического сюжета снята в 1998 году. В этот раз роль Маугли примерил на себя Брэндон Бейкер. Кинолента под названием «Книга джунглей: история Маугли» - добрая семейная комедия, снятая специально для детей.


Свежей экранизацией является «Книга джунглей» 2016 года. Фильм снят с применением компьютерной анимации. Лента получила «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.


Американский актер Нил Сети получил роль, обойдя на пробах тысячи юных артистов. Мальчик вырос в Нью-Йорке в семье выходцев из Индии, поэтому замечательно вписался в образ.

  • В оригинальном тексте Багира – представитель мужского пола. При переводе на русский язык издатели решили сменить половую принадлежность животного, так как слово «пантера» – женского рода. Изменение устранило ненужные затруднения с восприятием повести.
  • Киплинг написал продолжение «Книги джунглей». Во втором томе писатель посвятил Маугли еще 5 рассказов.
  • Дети-маугли существуют в действительности. В мире зарегистрировано 48 малышей, которых воспитали дикие животные.

  • Прототипом главного героя «Книги джунглей» стал француз Виктор из Аверона. Молодой человек вышел из леса в 1797 году.
  • В 2010 году найден экземпляр «Книги Джунглей» подписанный автором. Дарственная надпись гласит: «Эта книга принадлежит Жозефине Киплинг, для которой она была написана её отцом. Май, 1884».

Цитаты

«Мы принимаем бой!»
«Мы с тобой одной крови - ты и я!»
«Прошлый раз меня гнали за то, что я человек. На этот раз за то, что я волк».
«Людям непременно надо расставлять ловушки для других людей, а без этого они все будут недовольны».
«Это правда, что я человек, но нынче ночью я сказал, что я волк. Это у меня в крови. Я охотник Свободного народа, и останусь им, пока не уйдут рыжие собаки».