Значение наречий в русском языке. Наречие в русском языке. Употребление в речи

adverbium ) - неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.

Процесс образования наречий называется адвербиализацией .

Учёные отмечают, что наречий первой и второй групп (образа и способа действия; меры и степени) примерно 6 тысяч, количество их активно пополняется. А последние четыре группы включают чуть более 260 слов, и их число почти не растёт. Крайне мало наречий причины (до 10) и цели (до 10).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Наречия - неизменяемые слова: они не склоняются и не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам. И только качественные наречия, образованные от прилагательных, имеют степени сравнения и формы субъективной оценки: тихо-тише, менее тихо, тише всех, тихонько-тихонечко .

    Синтаксическая функция

    В предложении выполняют функцию обстоятельства, а также(реже) определения или сказуемого.

    Классификация по значению

    • Обстоятельственные:
      • образа действия - обозначает образ действия (по-весеннему, так ), отвечают на вопросы: Как?, Каким образом?
      • меры и степени - обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды ), отвечают на вопросы: Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?
      • времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда );
      • места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около );
      • причины - обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром );
      • цели - обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно ).
    • Определительные:
      • качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (естественно!,холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно );
      • количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно );
      • способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка );
      • сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом );
      • совокупности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща ).

    Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных , имеют степени сравнения:

    • сравнительная степень выражается:
      • синтаксически: с помощью суффиксов -ее (-ей ), -ше , ,-же (интереснее , дольше , сильней , громче ). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо - лучше , много - больше , мало - меньше, глубоко - глубже ;
      • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно , более гнусно , более мерзко и т. д.
    • превосходная степень выражается:
      • синтетически (греч. σοφὸς - σοφοτατα ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш- , -айш- : покорнейше прошу , нижайше кланяюсь . Очень редко употребляется в современном русском языке;
      • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно , наиболее страшно , наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
      • сложная форма: сочетанием слов всех , всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.

    Есть наречия знаменательные , если они называют признак, а не указывают на него: вчера , по-волчьи .

    Степени сравнения наречий

    1.Сравнительная степень

    а)Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее,-ей, -е,-ше,-же весело-веселее

    б)Сложная форма образуется с помощью слов более,менее и наречий в исходной форме: более строго

    2.Превосходная степень

    а)Простая форма образуется посредством замены суффикса -о суффиксом -ейше(-айше): покорно-покорнейше, ярко-ярчайше

    б)Сложная форма образуется 2-мя способами:

    С помощью слов всего, всех и простой формы сравнительной степени: выше всех, больше всего

    С помощью слов наиболее, наименее и наречий в исходной форме: наиболее интересно

    Классификация по способу образования

    • суффиксальный : быстрый - быстро , творческий - творчески ;
    • приставочно-суффиксальный : сухой - досуха
    • приставочный : хорошо - нехорошо , куда - никуда ;
    • Сложение разных видов:
      • сложение слов: еле, еле - еле-еле , опрометчиво - безумно ;
      • сложение с первым элементом полу- : полулежа ; полусидя
      • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом ; половина, сила - вполсилы .

    Правописание дефиса в наречиях

    • в наречиях на -ому , -ему , -ки , -ски , -ьи с приставкой по- (по-другому , по-хорошему , по-немецки , по-английски , по-медвежьи );
    • в наречиях на -ых , -их с приставкой во-, в- , образованных от порядковых числительных (во-первых );
    • в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то );
    • в наречиях, образованных:
      • повторением слов и основ слов (еле-еле , волей-неволей , как-никак );
      • сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно ).

    Приставка по- пишется слитно:

    • в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов , -еньку , -оньку (попросту );
    • с формами сравнительной степени наречий (повыше );

    Слитно пишутся:

    • предлогов с наречиями (доныне , извне , навсегда );
    • наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое , втрое );
    • наречия, образованные соединением

    Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия (дышать ровно , говорить по-английски ), признака (очень красивый, невероятно высоко), иногда предмета (яйцо всмятку , окно нараспашку ).

    Синтаксическая функция

    В составе предложения наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства (Скучно сидеть дома). Несколько реже может быть частью составного именного сказуемого (Домой придется идти пешком ).

    Степени сравнения качественных наречий

    В отличие от прочих значимых частей речи большинство наречий никак не изменяется. И только у качественных наречий, т. е. тех, которые образованы от качественных прилагательных и оканчиваются на -о и –а, есть степени сравнения. Они образуются по тем же правилам, что и степени сравнения прилагательных:

    часто – чаще – чаще всех;

    жарко – жарче – жарче всего.

    Такие наречия создают определенные сложности при изучении грамматики русского языка, так как они в форме сравнительной степени омонимичны прилагательным, и иногда их бывает сложно различить.

    При определении части речи, в таком случае, следует обращать внимание на функцию, которое нужное слово выполняет в словосочетании или предложении.

    Эверест выше , чем Эльбрус. – имя прилагательное.

    Самолеты летают выше , чем птицы. – наречие.

    Классификация

    Наречия подразделяются на 2 класса по выполняемой ими в предложении функции :

    - знаменательные – те, которые называют признак (громко, невтерпеж );

    - местоименные – те, которые только указывают на признак, но не называют его (тогда, куда ). Наречия этого вида, в свою очередь, имеют такую же классификацию, как и местоимения: указательные (там, оттуда ); вопросительные (отчего, когда, как ), вопросительно-относительные (повсюду , совсем ) и т. д.

    Наречия также делят на группы в зависимости от их значения :

    - образа действия или качественные – отвечают на вопросы: как? каким образом? (весело, потихоньку );

    - меры и степени или количественные – насколько? в какой мере? (вдвое, совсем, едва );

    - места – где? куда? откуда? (поблизости, налево, наверх );

    - времени – когда? как долго? (спозаранку, осенью, поначалу );

    - цели – зачем? для чего? (надо, нарочно );

    - причины – почему? отчего? (второпях, сдуру ).

    Часть наречий могут играть роль сказуемого в безличных предложениях. Некоторые исследователи их выделяют в особый класс – предикативные наречия. (В горах холодно . Ей было грустно .)

    Особенности правописания

    Еще одна отличительная черта наречий – это то, что они образуются в результате перехода из одной части речи в другую, а часто и из целого застывшего словосочетания существительного, прилагательного или местоимения в какой-то форме с предлогом или частицей (навстречу , по-моему , в обнимку , врассыпную ). Вот это необычное происхождение наречий от сочетания слов и создает трудности в определении написания: слитно, раздельно или через дефис.

    Несмотря на то что в языке сложились определенны правила (например, наречия, образованные от прилагательного с предлогом, пишутся слитно (врассыпную ), а образованные с помощью частиц – через дефис (как-то )), существует очень много исключений, т. е. слов, правописание которых определяется не правилами, а сложившийся традицией (в открытую , точь-в-точь и др.)

    Наречия – важная часть русского языка. Они делают нашу речь точнее, выразительнее, помогают формировать емкие, «объемные» высказывания.

    Наречие – это неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, признака или предмета: говорить невнятно, совершенно непонятный, шаги вниз.

    Основная грамматическая особенность наречия – его неизменяемость, при том что некоторые наречия возникли из «застывших» форм существительного или существительного с предлогом (вечером, днем, вовремя, сутра, назавтра и др.). Наречие выполняет синтаксическую функцию обстоятельства, реже являются частью составного именного сказуемого: Приходи пораньше и Стало только хуже.

    Из-за неизменяемости русские наречия утрачивают многие формы, но, тем не менее, в силу своего образования от прилагательного приобретают иные формы. Так, степени сравнения присущи только наречиям, произошедшим от качественных прилагательных (быстро, мягко, красиво и др.). Сравнительная и превосходная степени наречия образуются аналогично степеням прилагательного.

    Несмотря на свою видимую простоту, наречия готовят изучающего к некоторым неожиданностям и даже сложностям. Например, следует отличать омонимичные формы наречия и прилагательного (в сравнительной степени). Сделать это можно, опираясь на значение, синтаксическую функцию и связь слова с другими словами. Попробуйте «найти» наречие: Вода холоднее и Относиться холоднее .

    Кроме того, наречия делятся на знаменательные и местоименные в зависимости от значения – называние признака или лишь указание на него соответственно. Местоименные наречия дифференцируются подобно местоимениям: указательные (так, там, тогда ), вопросительные (где, куда, как, откуда ), неопределенные (кое-где, как-нибудь ) и др.

    По значению русские наречия делятся на несколько групп: наречия меры и степени (очень, чуть-чуть, совершенно ), образа действия (потихоньку, вприпрыжку ), места (вдали, рядом ), времени (давно, вовремя) , цели (нарочно, назло) , причины (поневоле, сослепу ).

    Не будем забывать и об особенной группе наречий – о предикативных наречиях. Предикативные наречия употребляются в безличных предложениях в функции сказуемого; как правило, они передают значения эмоционального состояния: Ему было весело .

    Правописания наречий – это один из наиболее сложных разделов русской орфографии. Существует определенный набор правил, регулирующих слитное, раздельное и дефисное написание наречий, но все же многие из наречий пишутся по традиции, иными словами – их написание нужно запомнить, что создает некоторые затруднения. Так, самым урегулированным разделом является дефисное написание наречий: вспомним – по-немецки, по-ребячьи, по-новому, по-летнему, во-первых, в-третьих, как-либо, где-нибудь, когда-то, мало-помалу, точь-в-точь, крест-накрест и др. Но и здесь не следует забывать об исключениях и каверзных ситуациях: потихоньку, получше и др.; идти по новому пути и др. Наиболее сложно слитное и раздельное написание наречий. Здесь нужно помнить о производящем слове, о количестве слов, входящих в наречие, о переносном значении производящего слова и др. и не забывать об исключениях (в открытую, по одному, по двое, по трое и др.).

    Правописание некоторых наречий все же придется запомнить: без ведома, без просвета, в срок, в шутку, на совесть, на счету, на бегу, на вкус, на глаз, по пути, на память и проч.

    Несмотря на сложность правописания, наречия выполняют важную функция в речи: они уточняют грамматическую основу и делают сказанное или написанное более «объемным».

    Успехов в изучении русского языка!

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Д. В. Сичинава, 2011

    Наречие (церковнослав. калька с греческого ἐπίρρημα, собственно, «то, что находится при глаголе или на глаголе»; лат. adverbium – также калька этого термина) – в русском языке часть речи, обозначающая признак некоторой ситуации или другого признака, в частности, степень признака или внешнюю характеристику ситуации. Словоизменение для наречия не характерно: часть наречий имеют степени сравнения. Большинство наречий образовано от слов (и словосочетаний) других частей речи. В предложении наречия обычно занимают синтаксическую позицию обстоятельства:

    (1) Ветер подымал с земли сухой снег и нёс нам навстречу ровно , беспрерывно , упорно … [В. Г. Короленко. Мороз (1900-1901)]

    1. Наречие: общие сведения

    В отличие от других знаменательных частей речи (см. Части речи), с морфологической точки зрения наречия в русском языке охарактеризованы слабо (иногда это свойство включается в определение, см. ), а именно:

    • словоизменение их крайне ограничено;
    • для словообразования характерна конверсия (переход слов или словосочетаний в категорию наречий без формального изменения, см. Словообразование): беспрерывно (ср.р. прилагательного) > беспрерывно , ночью (тв.п.  существительного) > ночью , в месте > вместе .

    Это увеличивает степень омонимии наречий со словами других частей речи (так, в Корпусе, даже с учётом орфографического разграничения предложных групп типа в месте и наречий типа вместе , встречается примерно столько же словоформ, омонимичных наречиям, сколько и самих наречий) и затрудняет их разграничение.

    Типологически русский язык в этом плане не уникален. В ряде языков мира наречия считаются не самостоятельной частью речи, а классом употреблений прилагательного (немецкий язык) или особой «обстоятельственной формой прилагательных» (японский).

    С семантико-синтаксической точки зрения наречия выступают в функции обстоятельства при глаголе, прилагательном или другом наречии либо, реже, определения при существительном (дорога домой , еда натощак ) и означают прежде всего признак, и в частности «признак признака» (очень быстро , неприлично часто ; А. М. Пешковский считал главной чертой семантики наречий именно «признак признака»). В условиях отсутствия словоизменения, маркирующего синтаксическую связь (т.н. «примыкание»), синтаксис и семантика наречий тесно переплетены.

    Наречия различаются по синтаксической сфере действия (синтаксическим единицам, к которым они относятся). В частности, они могут синтаксически относиться к предикативной группе (клаузе) в целом (обозначение «внешних» характеристик, оценка ситуации в целом: вчера приходил врач ). Другая возможность – наречие относится к глагольной группе и указывает на «внутреннюю» характеристику, параметр ситуации: ехать быстро [Филипенко 2003], к прилагательному (неприлично откровенный ), к существительному (дорога домой ), см. . Выделяется ряд тематических разрядов наречий (наречия места, направления, времени, цели и т.п. , см. ). Имеется подкласс местоименных наречий, для семантики которых характерна отсылка к речевой ситуации (см. Местоимение): так , где , когда , насколько и др. Наречия отличаются от других частей речи очень высоким процентом местоименных словоупотреблений (в среднем треть, для устной речи до 40%, см. ) и лексем (особенно в некоторых семантических классах); о причинах этого см. .

    2. Определение

    В европейской лингвистической традиции, начиная с древнегреческой, наречия выделялись по морфологическому признаку неизменяемости, отличаясь от имён по отрицательному признаку (немецкая школьная формулировка «что нельзя склонять, то рассматривается как наречие»:

    Was man nicht deklinieren kann,

    Das sieht man als Adverbium an [Исаченко 1965: 272]).

    Сами термины ἐπίρρημα и adverbium , однако, синтаксического содержания и указывают на функцию модификатора глагола.

    В русистике к наречию относят только знаменательные лексемы. По определению Н.Н. Дурново [Дурново 1929: 12], «наречиями принято называть полнозначные слова (не частичные и не междометия), не принадлежащие к классам существительных, глаголов и прилагательных». Похожие «негативные» формулировки встречаются у С. О. Карцевского и А. В. Исаченко, затем несклоняемость принята как определяющий признак у В. В. Виноградова [Грамматика 1953: 606].

    К этому определению в ряде трактовок присоединяются также дополнительные синтаксические критерии. Они применяются как к установлению однозначной характеристики слов (так, вчера – всегда наречие, с – всегда предлог), так и к разграничению омонимов (ровно – наречие, частица, весело – прилагательное, наречие, предикатив). В разных работах упоминаются следующие синтаксические критерии принадлежности к наречиям.

    а) Критерий члена предложения

    Академические грамматики противопоставляют наречиям (которые должны быть членами предложения) совпадающие с ними вводные слова, которые не считаются членами предложения: Давал три бала ежегодно и промотался наконец (наречие, = ‘в итоге’) – Наконец , это неправда (вводное слово). Соответственно от наречий по этому критерию отделяются неизменяемые служебные слова (предлоги, союзы, частицы), вводные слова и междометия.

    (2) Ладно. Будет по-твоему . Только лечись. [Б. Екимов. Пиночет (1999)] – наречие

    (3) А где же мне быть? Где же мне работать, по-твоему ? В школе? [С. Довлатов. Виноград (1990)] – вводное слово

    б) Критерий синтаксической позиции обстоятельства

    Из состава наречий также, начиная с работ Л. В. Щербы, выделяют предикативы («категорию состояния») – неизменяемые слова, для которых характерна позиция сказуемого в сочетании со связкой (мне вас (было / будет ) жаль , курить нельзя , быть замужем ей внове ), в том числе употребляющиеся в безличных предложениях формы на -о /-е , омонимичные наречиям-обстоятельствам (тяжело (было / будет ) решиться ), ограничивая тем самым класс собственно наречий теми лексемами, для которых характерна, прежде всего, синтаксическая позиция обстоятельства. По этому же критерию неизменяемые прилагательные (хаки , беж , бордо ) и местоимения (его , её , их ) к наречиям не относятся.

    В данной статье (и в морфологической разметке Корпуса) вслед за Грамматическим словарём А. А. Зализняка [Зализняк 1977] используются границы класса наречий, заданные приведенным выше определением с учётом обоих синтаксических критериев (таким образом, вводное слово и предикатив признаются отдельными частями речи и в этой статье не рассматриваются, см. специальные статьи Предикатив и Вводные конструкции).

    (4) Гости весело гуляли, катались на лошадях по деревне, прославляя невесту и её родителей. [«Народное творчество» (2004)] – наречие

    (5) Но сейчас ей было весело , впереди предстояла реальная выпивка, закуска и десерт ― торт с розами. [В. Токарева. Своя правда (2002)] – предикатив

    (6) Ее сердце было весело и чисто, оно забыло Сергея, оно билось новой любовью. [В. К. Кетлинская. Мужество (1934-1938)] – прилагательное

    3. Морфология

    С морфологической точки зрения наречия охарактеризованы слабо. Принадлежность многих слов к классу наречий устанавливается неоднозначно, для наречий характерна высокая степень омонимии с другими частями речи. Самый многочисленный и продуктивный класс наречий – на /– последовательно омонимичен словоформам другой части речи, а именно формам кратких прилагательных среднего рода (от которых образуются эти наречия). Форма сравнительной степени – единственная словоизменительная форма русского наречия – имеется только у наречий на /и также совпадает с формой сравнительной степени прилагательного. С наречиями на /формально совпадает продуктивный класс русских предикативов на -о /, причём как в положительной, так и в сравнительной степени (врать нехорошо , кататься веселее ). Остальные наречия являются неизменяемыми (так , зря , по-немецки , вслепую ) и формально не могут быть отделены от неизменяемых служебных частей речи; многие вдобавок совпадают со словоформами изменяемых (сидя , весной ) или неизменяемых (частица еще , союз ровно ) лексем иных частей речи (о разграничении наречий и других частей речи см. ).

    Подобная ситуация связана со словообразованием наречий путём конверсии (см. Словообразование / ХХХ) (изменения частеречной принадлежности) или универбации (см. Словообразование / ХХХ) (слияния в единое слово): весело (ср.р. прилагательного) > весело , шагом (тв.п.  существительного) > шагом , по том > потом .

    3.1. Словоизменение

    Наречия на -о /, образованные от качественных прилагательных (см. Прилагательное), имеют только одну словоизменительную категорию – степень сравнения (см. Сравнительная степень), и только две граммемы – положительную (быстро ) и сравнительную степень (быстрее ). Наречия, образованные от качественных прилагательных, в значении меры и степени (см. ) (невероятно богат ) не образуют сравнительной степени.

    Сравнительная степень наречий образуется от наречий на / при помощи суффиксов -ее , -ей или с чередованием предыдущего согласного (для последнего ср. короче , выше , тоньше ), существует также форма сравнительной степени с приставкой по - (покрасивее , повыше ). Сравнительная степень наречий регулярно омонимична сравнительной степени соответствующих прилагательных (а также предикативов, если считать их самостоятельной частью речи) и иногда выделяется в особую многофункциональную часть речи – компаратив (так в [Грамматика 1980]).

    (7) При этом к своим работам относился критично, критичнее , чем другие учёные… [Д. Гранин. Зубр (1987)] – наречие

    (8) Он всё делает добро, сколько может; он всё ещё шумит понемножку: недаром же был он некогда львом; но жить ему тяжело… тяжелей , чем он сам подозревает… [И. C. Тургенев. Отцы и дети (1862)] – предикатив

    О морфологии и вариативности компаратива (боле , чужей , ширше и т.п. ) см. Сравнительная степень .

    Формам прилагательных на -йший (также -ший , ср. высший ), иногда трактуемым как формы словоизменительной превосходной степени, иногда – как самостоятельные лексемы (см. Превосходная степень), соответствуют наречия на -йше : прекраснейше (ср. прекраснейший ). Существуют также формы превосходной степени с увеличительными приставками пре- , наи- :

    (9) И хотя сейчас Башуцкий лицезрел Сытова, так сказать, внутренним оком, коленные чашечки пренеприятнейше заныли. [Ю. Давыдов. Синие тюльпаны (1988-1989)]

    Могут быть выделены также аналитические сравнительная и превосходная степень, образующиеся при помощи наречий более и наиболее соответственно, аналогично соответствующим аналитическим формам прилагательных:

    (10) Я согласен по крайней мере с тем, что другой язык даёт возможность принять чужую культуру более глубоко . [Запись LiveJournal с комментариями (2004)]

    (11) Во время ночного сна кожа наиболее активно восстанавливается. [«Даша» (2004)]

    От некоторых относительных прилагательных – словесный , печатный , эволюционный , законодательный и др. – образуются наречия на /: словесно , печатно , эволюционно , законодательно (таким образом, в данном отношении – но не в семантическом – они переосмысляются как качественные). Эти наречия не омонимичны формам прилагательных и не имеют степеней сравнения:

    (12) Акции могут быть проданы только на публичных торгах, правила которых также необходимо законодательно закрепить. [«Газета» (2003)]

    (13) ― Я ей советую: откажитесь печатно от своих работ! [И. Грекова. Без улыбок (1975)]

    3.2. Словообразование

    Участие наречий в словообразовании асимметрично: с одной стороны, наречия весьма редко мотивируют полнозначные части речи, образованные суффиксальным способом (cм. Словообразование) (малочисленны отадвербиальные образования типа почемучка , вчерашний ) [Грамматика 1980: 219], [Евтюхин 2008: 543]. От наречий, изменивших синтаксический статус, путём конверсии (см. Словообразование) образованы некоторые предлоги (около , возле ), частицы (ещё в контекстах когда ещё он придёт ), вводные слова (по-моему , короче ), высокочастотные числительные (не )много , (не )мало , но в целом роль наречий как источника словообразования незначительна.

    3.2.3.4. Образования от прочих именных форм

    К этому, закрытому, классу относятся древние отыменные наречия (дома , домой – от дом , долой , долу – от дол ).

    3.2.3.5. Образования от числительных со значением кратности

    3.2.3.6. Образования от деепричастий

    3.2.3.7. Образования с суффиксом -мя

    Такие образования представляют собой редкий случай не конверсии, а аффиксации (причем с помощью суффикса, свойственного исключительно наречиям). Употребительна эта модель крайне ограниченно, в основном (хотя не только) в составе устаревших figurae etymologicae фразеологического характера: стоймя стоять , кишмя кишеть , ревмя реветь , лежмя лежать (ср. ироническую окраску примера из Кассиля ниже). Сюда же относится синхронно не мотивированное наречие плашмя , древнерусское образование от прилагательного плоский . Похожий суффикс в весьма – исторически от весь .

    (22) Кто стоймя стоял, тот сидьмя сел. Кто сидьмя сидел, тот лежмя лег. Ну, а кто лежмя лежал, тому уже ничего не оставалось делать. [Л. А. Кассиль. Кондуит и Швамбрания (1928-1931)]

    3.2.3.8. Суффиксальные и префиксальные дериваты наречий

    В образовании местоименных наречий (см. ) участвуют аффиксы -то , -либо , -нибудь , префиксы кое- , ни- , не- , характерные для всей системы русских местоимений (подробнее см. статью Местоимение). К наречной основе присоединяются также приставки от- , до- с предельной семантикой: отсюда , докуда (эти же приставки выступают также в образовании наречий от предложных групп: отроду , допоздна ). От неместоименных наречий образованы также послезавтра и позавчера (в последнем случае – с двойной приставкой / предлогом).

    4. Синтаксис

    С синтаксической точки зрения для наречия характерна прежде всего функция обстоятельства (см. ). Некоторые пространственные, временные и количественные наречия (традиционно не относимые к предикативам) могут выступать в составе сказуемого (в позиции ремы они несут новую информацию):

    (23) ― Что за траур, ― спрашиваю, ― где покойник? ― В Куйбышевском морге, ― отвечает Сидоровский, ― похороны завтра . [С. Довлатов. Чемодан (1986)]

    (24) Золотой век империалистов позади ; впереди – Медный век пророков и Железный век варваров, но человек способен выживать сам и формировать чужое будущее во все времена. [«Знание - сила» (2003)]

    (25) Сижу в «от года до трех», но и сюда изредка заглядываю. [Наши дети: Подростки (2004)] – тема

    (26) В институт свой Герой теперь заглядывал редко . [М. Чулаки. Примус (2002)] – рема

    Будучи неизменяемой (кроме степени сравнения) частью речи, наречие не управляется словами, от которых зависит синтаксически; в русистике такой тип связи традиционно именуется примыканием [Грамматика 1980(2): 21]. Некоторые наречия управляют изменяемыми частями речи, так, наречие цели назло имеет актант – Объект отрицательного воздействия, которым управляет в дательном падеже:

    (27) Назло будущей простуде он уселся на санки и решил, что будет пировать: жевал мороженый ломоть хлеба и пил ледяную воду из бидона. [О. Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней (2001)]

    При замене глагола отглагольным существительным наречия, имеющие соотносимые прилагательные, трансформируются в прилагательные, а остальные наречия получают определительную функцию: красиво петь – красивое пение , поехать завтра – завтрашняя поездка ; двигаться назад – движение назад . Возможна вариативность этих моделей: отдых летом – летний отдых . Подробнее см. Номинализация .

    С этой точки зрения роль наречий аналогична роли отрицаний (см. Отрицание), которые могут также быть общими (со сферой действия, равной всей клаузе: Не расстреливал несчастных по темницам ) и частными (Нет , не тебя так пылко я люблю ).

    5.2. Переменная и постоянная сфера действия

    Сфера действия ряда наречий (например, благоразумно , легкомысленно ) может быть переменной («плавающей») и относиться как к отдельным элементам ситуации, так и к ситуации в целом.

    У некоторых наречий сфера действия предопределена семантикой предиката, так, наречие тихо сочетается только с предикатами, описывающими ситуацию, которая может сопровождаться звуком, а наречие ночью – ситуацию, локализуемую во времени [Филипенко 2003].

    5.3. Семантические классы

    Ниже будут разобраны следующие семантические классы наречий:

    В школьной традиции наречия делятся на определительные и обстоятельственные. К определительным наречиям относят качественные (характеристика или оценка действия и признака: грустно , страшно , быстро , правильно ), количественные (много , мало , втройне , вшестером ), образа и способа действия (шагом , вперемешку , вхолостую , наверняка ). К обстоятельственным наречиям относят наречия места, времени, причины и цели.

    5.3.1. Наречия способа и образа действия

    Наречия способа и образа действия обозначают характер протекания ситуации; прототипическое местоименное наречие – как (в школьной грамматике «вопрос», на который «отвечают» эти наречия). В этот класс входят наречия на /от качественных прилагательных. Это самый крупный разряд наречий – около 5.5. тыс. из учтённых в [Евтюхин 2008: 559] 6 тыс. лексем.

    Данный класс гетерогенен [Филипенко 2003: 30], он включает в себя:

    • наречия эмоции (весело );
    • параметрические наречия, указывающие на выразимый количественно признак (медленно );
    • наречия внешней оценки (хорошо , нечестно );
    • так называемые сравнительно-уподобительные, указывающие на сходство с ситуацией, типичной для некоторого класса объектов (по-человечески );
    • наречия количественной характеристики участников ситуации – единичность и дистрибутивность (сообща , вместе , порознь и т.п. ), среди которых выделяются наречия, образованные от собирательных числительных (втроём , впятером ); см. также Числительное .

    Для наречий данного класса первична обстоятельственная функция; в качестве вторичной распространена функция определения при отглагольных существительных и в некоторых особых случаях (см. ).

    5.3.2. Наречия меры и степени

    Наречия меры и степени характеризуют интенсивность проявления признака, в прототипическом случае обозначенного прилагательным или другим наречием: очень талантливый , крайне откровенно , слишком поспешный , чересчур подробно . Выделяется класс наречий кратности, образованных от собирательных числительных: вдвое , втрое , стократ (ы ); см. также Числительное .

    Наречия меры и степени сочетаются также с глаголами, содержащими в семантике измеряемый (градуируемый) компонент: очень спешил (=‘действовал быстро’), очень любил (=‘испытывал сильное чувство’), но *очень шёл ; слегка коснулся (=‘вступил в неполный контакт’), но *слегка сидел .

    Метафорически в функции наречий меры и степени (как синонимы прототипического очень ) широко используются наречия образа действия: исключительно редкий , глубоко образованный , мертвецки пьяный , ничтожно малый , смехотворно скудный и т.п.  Экспрессивная синонимия интенсификаторов является типологической универсалией .

    (31) А люди его часто надувают, пользуясь странной манерой Кирсана тратить до копейки все, что он получает, и воруют в его окружении просто по-черному ! [А. Тарасов. Миллионер (2004)]

    Сочетаемость наречий меры и степени с различными степенями сравнения неодинакова. Одни наречия меры и степени употребляется только с наречиями и прилагательными положительной степени: очень , страшно , исключительно ; другие – только с компаративами, причём в семантику их входит соответствующий элемент: гораздо , намного ; третьи – и с теми, и с другими: слегка , немного , сильно .

    Особо отметим сочетаемость наречий меры и степени со сравнительной степенью на по -. В современном языке такие компаративы модифицируют лишь наречия третьего типа: сильно получше , слегка посильнее .

    (32) Молодая женщина отдельно и те двое людей сильно постарше , ― он экономист, она историк, оба с большим стажем. [Л. Петрушевская. Найди меня, сон (1998-1999)]

    В XIX веке в этой позиции выступали и наречия второго («только компаративного») типа: гораздо побольше , вдвое повыше :

    (33) Пелагея, подай стакан пуншу да гораздо покрепче . [А. И. Герцен. Кто виноват? (1841-1846)]

    (34) Собственный пароходик у него будет, «Батрак», вдвое почище да и побольше вот этой посудины. [п.  Д. Боборыкин. Василий Теркин (1892)]

    5.3.3. Наречия причины и цели

    К наречиям причины и цели относятся наречия, выражающие обусловленность; прототипические местоименные наречия – почему и зачем . Обычно почему трактуется как наречие причины, а зачем – как наречие цели; тем не менее, в определённых контекстах они взаимозаменимы, и в целом подобные образования в славянских языках неустойчивы семантически (ср. польск. dlaczego ‘почему’ и po co ‘зачем’):

    (35) Но тогда зачем подменять русское слово «сведения» иностранным ― «информация»? Поскольку получателями сообщений могут быть не только люди, но и технические устройства, то спрашивается, могут ли последние воспринимать сведения, содержащиеся в сообщениях? А если нет, то почему ? [ «Информационные технологии» (2004)]

    Этимологически они восходят, как правило, к предложно-падежным сочетаниям (см. ), где предлог (ставший приставкой) означает направление причинно-следственной связи (с – причина, на – цель), а именной корень – причину, ср. с-пьяну , с-проста , на-зло , на-показ и т.п.  Для этих сросшихся фразеологизмов характерна неодобрительная (пейоративная) семантика (ср., однако, впрок ); в языке они немногочисленны (причём местоименных больше, чем знаменательных), а в текстах знаменательные наречия причины и цели малочастотны. Обусловленность (следствие, уступка и т.п. ) гораздо чаще выражаются развёрнутыми обстоятельственными оборотами.

    5.3.4. Наречия места и направления

    Наречия места означают статическое нахождение объекта в пределах ориентира: сверху , дома , везде ; прототипическое местоименное наречие – где .

    Наречия направления, в отличие от наречий места, означают динамическое перемещение объекта в сторону ориентира или от него: домой , назад , сюда , прочь , издали , отсюда ; прототипические местоименные наречия – куда , откуда .

    Наречия пространственного предела малоупотребительны и представлены архаичными или просторечными словами: доселе , докуда , доколе (имеют также временную интерпретацию).

    Для русских пространственных наречий характерно наречие нескольких серий, передающих различные типы и оттенки пространственной ориентации, причём семантика в значительной степени лексикализована и не всегда выводится из значения приставки и корня: вверх кверху вверху (в пределах верхней части чего-л.) – сверху (на чем-л., вне верхней части ориентира, «где»; аблативное значение, «откуда») – наверху поверх (о «перекрывании», ср. поверх барьеров ), вперед (направление к цели) – кпереди (общее направление) – впереди (о местонахождении) – спереди (статическое положение).

    Наречия кпереди , кзади являются специальными терминами анатомии и биологии и фиксируются в Корпусе начиная с работ И. М. Сеченова (1863):

    (36) Искривления в шейном и поясничном отделах позвоночника говорят о лордозе (изгиб кпереди ), в грудном отделе ― о кифозе (прогибание сзади). [Л. Пирогова. Боль в спине: что это такое и как с ней бороться? (2003)]

    5.3.5. Наречия времени

    Наречия этой группы означают локализацию ситуации во времени. Соответствующее местоименное наречие – когда . К данной группе относятся, в частности, наречия теперь , сейчас , раньше , поздно , рано , (после )завтра , сегодня , наречия срока (вмиг , сразу ), намеченного срока (надолго ). Среди наречий времени, как и среди наречий места, выделяются наречия исходного предела (отвечающие на вопрос с каких пор? издавна , сыздетства ) и конечного предела (до каких пор ? дотемна , поныне ). Эти два подтипа несколько архаичны и заменяются в современной речи на словосочетания (до сих пор – впрочем, отнесение этого устойчивого фразеологизма, пишущегося раздельно, к наречиям тоже вполне возможно; с давнего времени , с детства ). Еще более архаичными являются соответствующие местоименные наречия – многозначные доколе , отколе (имеющие и пространственную семантику, см. ).

    Выделяются наречия меры длительности (долго , немного ) и кратности (часто , редко , неоднократно , включая наречия от прилагательных на еже -, по - – ежедневно , помесячно , от числительных на -жды дважды , трижды , многажды ). Наречия меры длительности и кратности семантически близки к наречиям меры и степени (см. ).

    5.3.6. Местоименные наречия

    С семантической точки зрения значительный подкласс наречий обладает свойствами служебной лексики [Филипенко 2003: 6–7] – это так называемые местоименные наречия, семантика которых содержит указание на текущую ситуацию (дейксис), компонент неопределённости или кванторное значение (см. Местоимение). Во многих трактовках местоименные наречия не выделяются в особую часть речи. В настоящей грамматике принят двойственный подход к ним: они рассматриваются как в разделе местоимений, так и в разделе наречий.

    Для наречий, особенно цели и причины (см. ), а также времени (см. ), места и направления (см. ) характерна большая доля местоименных наречий (почему-то , зачем-либо , здесь , теперь ), как по количеству лексем, так и по частотности. Это связано с тем, что свободные словосочетания имеют гораздо более широкое пространство возможностей для выражения обстоятельств, чем однословные фразеологизированные наречия, не принимающие новых зависимых слов (ср. дома на работе , у друзей в гостях , на улице , на Тверской улице ; вчера – в прошлую пятницу , перед отъездом и т.п. ) [Евтюхин 2008: 567].

    С морфологической и семантической точки зрения наречия объединяются в несколько рядов, связанные с общей системой местоимений-существительных, прилагательных и числительных (см. Местоимение); местоименные с количественной семантикой (сколько , столько , эстолько и др.) в таблицу не включены:

    Таблица 1. Серии местоименных наречий

    образ действия

    место

    направление к ориентиру

    направление от ориентира

    время

    цель

    п ричина

    указательные ближнего дейксиса

    (этак, сяк)

    здесь, тут

    сейчас, теперь

    указательные дальнего дейксиса

    вопросительно-относительные

    всеобщие

    везде, всюду

    всюду, повсюду

    отовсюду

    o трицательные

    ниоткуда

    (отрицательные предикативы)

    неоткуда

    неопределённые

    кое-/то/либо/нибудь

    кое-/то/либо/нибудь

    кое-/то/либо/нибудь

    (кое- редко)/то/либо/нибудь

    кое/то/либо/нибудь

    то/либо/нибудь

    то/либо/нибудь

    6. Статистика

    Ниже приводится раздельная статистика по неместоименным и местоименным наречиям в текстах со снятием омонимии и без её снятия. Затем даётся статистика по выделяемым в семантической разметке Корпуса семантическим классам наречий, а также по словообразовательному типу (отыменные, отглагольные, отадъективные).

    Таблица 2. Синхронная статистика наречий

    Основной корпус

    Подкорпус со снятой омонимией

    не

    местоименные наречия (% от всех слов)

    всего

    % местоименных

    Место

    Направление

    Расстояние

    Время

    Скорость

    Количество

    Оценка

    Степень

    отымённые

    отглагольные

    отадъективные

    Высокая степень омонимии, характерная для наречий, определяет существенное различие в частотности этой части речи в Корпусе со снятой и неснятой омонимией. По Корпусу с неснятой омонимией эта частотность составляет почти вдвое больше – 7,67% – чем в Корпусе со снятой омонимией (4,18%). Эти данные получены на материале письменных текстов (в орфографической норме различаются в месте и вместе , по-простому и по простому ); без учёта орфографии омонимия в звучащей речи должна быть ещё значительно выше. Таким образом, все дальнейшие подсчёты по Корпусу с учётом неснятой омонимии фактически охватывают также и предикативы, и краткие формы прилагательных и причастий на /-е , и частицы и союзы, с которыми омонимичны местоименные наречия. При этом соотношение местоименных и неместоименных наречий в Корпусе со снятой омонимией по сравнению с Корпусом со снятой омонимией практически такое же, однако в семантических и словообразовательных классах наречий имеются существенные различия. Так, выше (иногда в несколько раз, как для наречий направления и времени) относительные частоты большинства базовых семантических классов. Для базового немаркированного класса – наречий образа действия, не включенного в семантическую разметку Корпуса, – в большей степени характерна омонимия, поскольку основную его массу составляют наречия на -о /. При переходе к снятой омонимии значимо понижают свою частотность из остальных классов только наречия количества – это связано с тем, что для слов мало , много , сколько более характерна функция числительного (получать мало денег ) или предикатива (денег мало ), чем наречия (мало работать ).

    В целом данные Подкорпуса со снятой омонимией дают следующую картину. Наречия – самая низкочастотная знаменательная часть речи. Исключительно высок процент местоименных наречий по отношению к полнозначным (треть, что гораздо выше процента по другим частям речи – см. Местоимения). Наиболее частотные семантические классы, не считая немаркированного класса наречий образа действия, – наречия времени, оценки, степени, места и направления. Более половины наречных словоупотреблений мотивированы прилагательными, две другие полнозначные части речи (существительное и глагол) подвергаются адвербиализации существенно хуже (стоит учесть, что наречия от существительных типа весной в разметке Корпуса отсутствуют и соответствующие формы признаются субстантивными).

    Дальнейшие сопоставления приведены при одинаковом значении параметра «снятая омонимия».

    Таблица 3. Наречия в Газетном и Устном корпусах

    Газетный корпус

    Устный корпус

    наречия (% от всех слов)

    местоименные наречия (% от всех слов)

    всего

    % местоименных

    классы наречий (% от всех наречий)

    Места

    Направления

    Расстояния

    Время

    Скорость

    Количество

    Оценка

    Степень

    словообразование (% от всех наречий)

    отымённые

    отглагольные

    отадъективные

    Как в Газетном корпусе, так и в Устном корпусе представлены тексты только с неснятой омонимией. По этим данным видно, что в публицистической речи наречия чуть менее частотны, чем в Основном корпусе в целом, и для них менее характерен местоименный статус. С семантической точки зрения наречия времени и количества, принципиальные для сообщения новостной информации, превосходят средние показатели; остальные семантические классы чуть менее частотны, чем в Основном корпусе в целом. Совершенно иные данные даёт Устный корпус, демонстрируя статистически значимое резкое отличие устной речи от письменной. Наречия в целом едва ли не вдвое частотнее, чем в Газетном корпусе, а среди них на 10% выше удельный вес местоименных наречий, что отражает роль дейксиса в устной речи. С ростом местоименных наречий соответственно падает процент всех трёх классов производных наречий в целом. Интересны и различия в семантических классах: более чем вдвое частотнее наречия места (тут , там , где ), используемые для пространственной привязки в устном дискурсе, существенно менее частотны наречия степени, количества и расстояния; квантификация явлений играет в письменной речи существенно большую роль.

    Таблица 4. Диахроническая статистика наречий

    XVIII–XIX

    1900–1950

    1950–2005

    наречия (% от всех слов)

    местоименные наречия (% от всех слов)

    всего

    % местоименных

    классы наречий (% от всех наречий)

    Места

    Направления

    Расстояния

    Время

    Скорость

    Количество

    Оценка

    Степень

    словообразование (% от всех наречий)

    отымённые

    отглагольные

    отадъективные

    Диахроническая таблица (подсчёт со включением текстов со снятой омонимией, но большинство с неснятой) показывает, что существенных изменений в статистических показателях русских наречий на протяжении 300 лет не происходит. Большинство наблюдаемых различий – в границах 1%, то есть статистически незначимо. За этот порог остальные изменения выходят также лишь в небольшой степени. В XX веке несколько вырос процент отадъективных наречий – увеличилась продуктивность класса наречий на /(см. также выше, в , о снижении внутри этого класса продуктивности наречий от относительных прилагательных, характерных для XVIII века). Снизилась частотность местоименных наречий. С семантической точки зрения можно отметить увеличение частотности наречий оценки.

    Библиография

    • Грамматика 1953 – Грамматика современного русского литературного языка. М. 1952.
    • Грамматика 1980 – Шведова Н.Ю. (Ред.) Русская грамматика. М.: Наука. 1980.
    • Дурново Н.Н. Повторительный курс грамматики русского языка. М.–Л. 1929.
    • Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М. 1967.
    • Исаченко А.В. Морфология русского языка в сопоставлении со словацким. Братислава. 1965.
    • Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Частотный словарь современного русского языка. М. 2009.
    • Янко Т.Е. Обстоятельства времени в коммуникативной структуре предложения // Логический анализ языка: Язык и время. М. 1997.
    • Dahl Ö. The Growth and Maintenance of Linguistic Complexity. Amsterdam. 2004.

    Основная литература

    • Васильева Н.В. Наречие // Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1990.
    • Галкина-Федорук Е.М. Наречия в современном русском языке. М. 1939.
    • Евтюхин В.Б. Наречия // Морфология современного русского языка. СПб. 2008.
    • Прокопович Н.Н. Сочетания наречий с именами прилагательными в современном русском языке. М. 1962.
    • Филипенко М.В. Семантика наречий и адвербиальных выражений. М. 2003.
    • Auwera van der J., Ó Baoill D. (Eds.) Adverbial Constructions in the Languages of Europe. Berlin–New York. 1998.
    • Bartsch R. The Grammar of Adverbials. Amsterdam. 1976.
    • Cinque G. Adverbs and functional heads – a cross-linguistic perspective. Oxford. 1999.

    Наречие - часть речи, обозначающая признак действия, признак предмета или признак другого признака. Отвечает на вопрос как? какой? какая? какое? в какой степени? в какой мере?
    Примеры слова части речи наречие: крепко, вверх, по-русски, шагом, слишком.

    Морфологические признаки

    Наречия обозначают следующие признаки:

    • Признак действия - наречия присоединяются к глаголу или деепричастию и отвечают на вопрос как? Примеры: живите (как?) дружно, идите (как?) быстро.
    • Признак предмета - присоединяются к существительным и отвечают на вопрос какой? какая? какое? Примеры: прогулка (какая?) пешком, чтение (какое?) вслух, кофе (какой?) крепкий.
    • Признак другого признака - присоединяются к прилагательному, причастию или другому наречию и отвечают на вопросы в какой степени? в какой мере? как? Примеры: весьма спорный вопрос, очень высокое дерево, довольно приятное известие, мне (в какой мере?) немножечко грустно, идущие (как?) пешком.
    • Указывают на признак действия (но не называют признак действия) - используются для связи предложений. Примеры: там, тут, оттуда, где-то и т.п.

    По значению наречия делятся на группы:

    • Наречия образа действия - отвечают на вопросы как? каким образом? (быстро, хорошо, по-дружески, вдруг и т.п.);
    • Наречия времени - отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? (сегодня, сейчас, давно, зимой, тогда, вечером и т.п.);
    • Наречия места - отвечают на вопросы где? куда? откуда? (вдали, везде, вблизи, наверху, домой и т.п.);
    • Наречия причины - отвечают на вопрос почему? (сгоряча, сослепу, поневоле);
    • Наречия цели - отвечают на вопрос зачем? (нарочно, назло);
    • Наречия меры и степени - отвечают на вопросы сколько? во сколько? в какой степени? в какой мере? (очень, надвое, пополам, весьма, вдвоём, вполне и т.п.).

    Наречия, указывающие на признак действия, делятся на группы:

    • Указательные - здесь, там, туда, тогда;
    • Неопределённые - где-то, куда-то, кое-где, кое-как;
    • Вопросительные - где, куда, когда, зачем, как, почему;
    • Отрицательные - нигде, никуда, негде, никогда.

    Часть речи наречие не изменяется: не склоняется и не спрягается.

    Степени сравнения

    Наречия, образованные от качественных имён прилагательных и оканчивающихся на -о или -е, имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень - обозначает признак предмета в сравнении с признаком другого предмета. Сравнительная степень имеет простую и составную форму. Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее/-ей/-е/-ше (высоко - выше, сильно - сильней, рано - раньше). Составная форма образуется в связке наречия со словами более и менее (более детально, менее подробно). Превосходна степень - обычно имеет составную форму, образуется в связке наречия и местоимения всех (быстрее всех, лучше всех).

    Примеры наречий

    По значению

    Хорошо в эту лунную осень бродить по траве одному (наречие образа действия).
    Теперь небо походило на взволнованное море (наречие времени).
    Слева и справа от лодки из чёрной воды поднялись какие-то здания (наречие места).
    Сослепу я наткнулся на бурелом (наречие причины).

    По степени сравнения

    Мы решили встречаться реже (простая форма сравнительной степени).
    Меня попросили выполнять работу более аккуратно (составная форма сравнительной степени).
    Мой друг бегает быстрее всех в школе (превосходная степень).

    Синтаксическая роль

    В предложении наречия выступают в роли обстоятельства, реже - в роли определения и сказуемого.
    Издалека доносилась песня. Наречие издалека - обстоятельство с вопросом откуда?
    Торжественно на землю сходит ночь. Наречие торжественно - обстоятельство с вопросом как?
    Пароходы приходят засветло . Наречие засветло - обстоятельство с вопросом когда?
    Яйцо всмятку . Наречие всмятку - определение с вопросом какое?
    На улице прохладно . Наречие прохладно - сказуемое с вопросом каково?
    Мне холодно . Наречие холодно - сказуемое с вопросом как?