Норма оборотных средств в производственных запасах включает следующие элементы:
· время нахождения оплаченных предприятием материалов в пути (транспортный запас ), дн.;
· время на приёмку, разгрузку, сортировку, складирование и подготовку к производству (подготовительный или технологический запас ), дн.;
· время нахождения на складе в виде сменного, дневного и тому подобного запаса (текущий запас ), дн.;
· время нахождения на складе в виде гарантийного запаса (страховой запас ), дн.
Норматив производственных запасов (Н пз) может быть определен по формуле
где Q cy т – среднесуточное потребление материалов (норма расхода);
N ТР – норма транспортного запаса, дн.;
N ПЗ – норма подготовительного (технологического) запаса, дн.;
N T З – норма текущего запаса, дн.;
N ctp – норма страхового запаса, дн.
Среднесуточный расход сырья, основных материалов, покупных изделий и полуфабрикатов рассчитывается по группам, причем в каждой группе выделяются их важнейшие виды, которые составляют примерно 80% общей стоимости материальных ценностей данной группы.
Данные для расчета среднесуточного расхода материальных ресурсов приведены в табл. 4.
Среднесуточный расход материальных ресурсов рассчитывается путем деления суммы всех плановых годовых расходов сырья, основных материалов, покупных изделий и полуфабрикатов (972 млн. руб.) на количество рабочих дней в году (360 дней условно), т. е. Р= 972 / 360 = 2700 руб.
Норма транспортного запаса рассчитывается методом прямого счёта или аналитическим методом. Метод прямого счёта применяется при узкой номенклатуре расходуемых материальных ресурсов, поступающих от ограниченного числа поставщиков. В этом случае по итогам прошлого периода определяется средняя продолжительность пробега груза от поставщика до потребителя, что и является нормой транспортного запаса. При большом числе поставщиков и широкой номенклатуре расходуемых материальных ресурсов норма транспортного запаса определяется аналитическим методом на основе норматива прошлого периода.
Норма подготовительного запаса. Подготовительный (технологический) запас создается в тех случаях, когда поступающие материальные ценности не удовлетворяют требованиям технологического процесса и до запуска в производство проходят соответствующую обработку. Технологический запас рассчитывается как произведение коэффициента технологичности материала Ктех на сумму запасов (текущего, страхового и транспортного):
ТехЗ = (ТЗ + СЗ + ТрЗ) Ктех.
Коэффициент технологичности материала устанавливается комиссией, в состав которой входят представители поставщиков и потребителей.
Таблица 4
Расчёт среднесуточного потребления материалов
Норма текущего запаса. Текущий (складской) запас - это постоянный запас материалов, полностью подготовленных к запуску в производство. Он предназначен для обеспечения бесперебойной производственной деятельности предприятия. Величина этого запаса зависит от частоты (интервала) поставок данного вида материалов. В качестве нормытекущего запаса принимают половину средневзвешенного интервала между поставками.
Норма страхового запаса. Страховой (гарантийный) запас материалов создается на случай нарушения сроков или объема поставок, при поступлении некачественных или некомплектных материалов. Норму страхового запаса обычно устанавливают в размере 50% нормы текущего запаса.
Пример расчёта норматива оборотных средств в производственных запасах приведён в таблице 5.
Таблица 5
Пример расчёта норматива оборотных средств в производственных запасах
Нормирование оборотных средств в незавершённом производстве
Оборотные средства в незавершенном производстве авансируются для создания циклового, оборотного и страхового заделов, обеспечивающих бесперебойный ход производственного процесса в цехах и на участках. В натуральном выражении остатки незавершенного производства состоят из необходимого количества деталей, узлов и полуфабрикатов на рабочих местах и между ними. Размер незавершенного производства определяют следующие факторы:
· объем выпускаемой продукции;
· длительность производственного цикла;
· коэффициент нарастания затрат (готовности продукции) в
незавершенном производстве.
Объем выпуска продукции влияет на размер незавершенного производства через величину однодневного выпуска продукции, рассчитанного по себестоимости. Объем выпуска продукции определяется на основе имеющихся заказов потребителей и прогнозов сбыта.
Длительность производственного цикла определяет продолжительность нахождения средств в незавершенном производстве (норма запаса в днях). Производственный цикл измеряется в календарных единицах времени (дни, часы, минуты) и содержит следующие элементы; рабочий период, естественные процессы, перерывы. Состав и соотношение между собой отдельных элементов производственного цикла характеризуют его структуру.
Коэффициент нарастания затрат (Кнз) характеризует уровень готовности продукции в составе незавершенного производства. Необходимость расчета коэффициента нарастания затрат обусловлена тем, что затраты в незавершенном производстве осуществляются в разное время. Обычно их делят на единовременные и остальные затраты. К единовременным затратам относится расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов. Остальные затраты (заработная плата, амортизационные отчисления, накладные расходы и т. п.) нарастают постепенно на протяжении всего цикла. Коэффициент рассчитывается как отношение себестоимости незавершенного производства к плановой себестоимости изделия и учитывает длительность производственного цикла. При неравномерном нарастании затрат используют формулу:
где Зi- затраты на i-й период времени нарастающим итогом (i = 1, 2, ..., п);
С - плановая себестоимость изделия;
Т- длительность полного производственного цикла изделия в календарных временных единицах (дни, недели, месяцы).
Пример. Себестоимость продукции - 1000 руб. Длительность производственного цикла - 4 дня. Затраты в 1-й день - 300 руб., во 2-й день -300 руб., в 3-й день - 200 руб., в 4-й день - 200 руб. Определить коэффициент нарастания затрат.
Норма оборотных средств в незавершенном производстве рассчитывается по предприятию в целом или по подразделениям с последующим суммированием. Для этого используют формулу:
где Nнп - норма оборотных средств в незавершенном производстве по предприятию в целом;
Тi - длительность производственного цикла изделия или подразделения;
Ki - коэффициент нарастания затрат изделия или подразделения;
n - число групп изделий, подразделений.
Норматив оборотных средств незавершенного производства рассчитывается по формуле:
где С/Т - норма однодневного выпуска продукции по плановой себестоимости;
С- полная себестоимость выпускаемой продукции;
Т - число календарных дней в периоде.
Пример. Используем данные предыдущего примера из расчета нормы оборотных средств в незавершенном производстве.
Данная модель применяется в макрологических системах, когда издержки га выполнение заказа и проверку фактического состояния запасов на складе велики, а заготовительный период и ущерб от дефицита ресурсов (невыполнения заказа) малы.
Еще одной моделью управления запасами, основанной на рассмотренных ранее моделях с фиксированным размером заказа и с фиксированной периодичностью заказа, является модель с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня. В данной модели заказ ресурсов осуществляется через равные промежутки времени, однако в том случае, если фактический остаток ресурсов на складе снизится до уровня второго бункера, то осуществляется внеочередной заказ. Размер заказа равен разности между максимальным заказом и фактическим наличием запаса на момент заказа или между максимальным запасом и запасом в точке заказа.
Применение данной модели целесообразно при значительных изменениях в потребности ресурсов и необходимости исключить возможность их нехватки до наступления срока очередной поставки. Реализация модели требует оперативного контроля наличия запасов на складе.
В тех случаях, когда нельзя пренебрегать нестационарностью или стохастичностью отдельных параметров системы запасов, применяются более сложные модели управления запасами, для которых Q = var и τ = var.
2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАПАСОВ С ФИКСИРОВАННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ ЗАПАСА
Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа (τ = const, Q = var) характеризуется тем, что ресурсы заказываются и поступают на склад через равные промежутки времени. Особенности данной модели отражены на рис. 7.
В момент заказа ресурсов проверяется наличие запаса на складе. Размер заказа равен разности между фиксированным необходимым запасом и его фактическим наличием
qз = Qmax – Qфакт.
Таким образом, qз является переменной величиной.
В данной модели определению подлежит уровень максимального запаса и период между двумя смежными поставками ресурсов. Максимальный уровень запаса в системе должен быть равен:
Qmax = qз + Qстр,
а величина периода между смежными заказами:
τсз = qз / λ.
Применение данной модели целесообразно при установлении регулярных сроков поставки и возможности запасать ресурсы в любом количестве. Достоинством модели является то, что при ее использовании нет необходимости в ведении регулярного (ежедневного) учета наличия запасов на складе. Это необходимо лишь в момент времени заказа ресурсов.
Рис. 7. Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Определить транспортный запас в натуральном выражении, если отгружено за квартал – 200 тонн труб, а среднее время их транспортировки – 7 дней.
Запас транспортный в натуральном выражении определяется по формуле
Зтр. н. = Зо дн ∙ Р,
где Зо дн – запас относительный в днях обеспеченности объема потребления (товарооборота); Р – объем среднесуточного потребления (отпуска) в натуральных единицах.
Р = 200 тонн / 90 дней = 2,2 тонн в день.
Следовательно,
Зтр. н. = 2,2 тонны в день ∙ 7 дней = 15,4 тонны.
Транспортный запас в натуральном выражении равен 15,4 тонны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аникин Б. А., Тяпухин А. П. Коммерческая логистика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
2. Логистика запасов: Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Сост. к. э. н., и. о. проф. О. В. Саенко. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2001.
3. Третьяков М. М., Хальзова Н. А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002.
Нормы расхода оборотных средств разрабатываются непосредственно на предприятиях с учетом конкретно сложившихся условий их работы т.е. учитываются:
отдаленность поставщиков от АТП;
условия снабжения, предусмотренные в договорах;
частота, равномерность и комплектность поставок;
размеры поставляемых партий;
скорость перевозок;
регулярность работы транспорта, доставляющего материальнные ценности;
система и форма расчетов;
скорость документооборота и т.д.
Нормы оборотных средств в днях по покупным производственным запасам включают время:
Нахождения материальных ценностей в пути (транспортный запас);
Разгрузки, складирования и подготовки материалов к производству (технологический запас);
Пребывание материальных ценностей в виде текущего запаса;
Пребывание в виде страхового (гарантийного) запаса.
Таким образом, общая норма запаса материальных ресурсов состоит из транспортного, технологического, текущего и страхового запасов.
Транспортный запас – создается в случае большой отдаленности поставщика материальных ценностей от данного АТП. Он охватывает период со дня оплаты счета поставщика материалов и до прибытия груза на склад получателя.
Транспортный запас возникает на предприятиях в тех случаях, когда удаленность их от поставщиков значительна и оплата материальных ценностей производится до поступления на склад. Если время доставки меньше или равно времени, необходимому для оплаты счета, то транспортный запас не создается.
Технологический запас на предприятии создается в том случае, если поступающие товарно-материальные ценности требуют предварительной обработки, лабораторного анализа, подготовки к производству и т.д. Например, при нормировании запаса дизельного топлива отводится время на отстой для отделения излишних примесей.
Время, затрачиваемое на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, а также на лабораторный анализ.
Текущий запас создается для обеспечения непрерывности производства в период между двумя очередными поставками материальных ресурсов. Он занимает наиболее значительное место среди производственных запасов, систематически расходуется на производство продукции и регулярно восстанавливается за счет плановых поставок.
Размер текущего запаса рассчитывается на основе норм ежедневного потребления и времени между последовательными поставками. Длительность или интервал между двумя очередными поставками устанавливается либо на основе договоров с поставщиками, либо по отчетным данным складского учета о количестве и периодичности поступлений материалов.
Величину текущего запаса можно определить по формуле:
Зтек = а Тп,
где а – среднесуточный расход материала;
Тп – средневзвешенный интервал между поставками, дни.
При больших объемах поставок с интервалом свыше пяти дней текущий запас создается в размере 50 % средневзвешенного объема между двумя смежными поставками.
При большой частоте поставок материалов, при небольшом количестве поставщиков определенной группы материалов, а также по поставкам материалов с малыми интервалами, текущий запас может приниматься равным потребностям материалов на этот интервал, т.е. в размере до полного интервала между поставками.
Страховой (гарантийный) запас создается для обеспечения непрерывного производственного процесса в случае израсходования текущего запаса и опоздания поставки очередной партии материала, а также при увеличении потребности в материалах на производстве в связи с перевыполнением плановых заданий, т.е. для гарантии от возможных перебоев в снабжении.
Страховой запас материалов должен обеспечить нормальный производственный процесс предприятия на время, необходимое для срочной доставки материалов от поставщиков. На автомобильном транспорте норма страхового запаса установлена в размере 50% от величины текущего запаса. В случае частичного использования страхового запаса он должен быть пополнен из ближайшей очередной партии завоза до расчетной величины. Страховой запас определяется по формуле:
Зстр = а Тс,
где Тс – время восстановления страхового запас, дни.
Таким образом, норма запаса по отдельным элементам оборотных средств складывается из текущего, технологического, транспортного и страхового запасов.
Помимо текущих и страховых запасов, могут создаваться сезонные страховые запасы на зимний период или на время осенней распутицы. Сезонные запасы рассчитывают на основе показателей среднесуточного расхода материалов и продолжительности периода, в течение которого предполагается прекращение завоза того или иного вида материальных ценностей. При наличии значительного сезонного запаса материалов обычно их текущий запас не создается.
Транспортный запас – время нахождения оплаченного материала в дороге. Транспортный запас рассчитывается как количество дней от даты оплаты счёта поставщика до даты прибытия груза на склад предприятия. Если договором предусмотрена отгрузка материалов после получения денег в виде предоплаты, то норма транспортного запаса равна времени, необходимому для перевода денег в банк поставщика, плюс длительность движения груза от поставщика к потребителю. Если поставщик, отослав платёжное требование-поручение, отгружает материалы, не ожидая поступления предварительной оплаты на своё расчётный счёт, то транспортный запас рассчитывается так: от продолжительности пробега груза отнимается время, необходимое поставщику для подготовки и отправки документов потребителю и время пробега этих документов почтой (или электронными средствами связи), а также время, необходимое на обработку документов и оплату потребителем. Если же материалы прибывают к потребителю раньше даты уплаты денег за них, транспортный запас не устанавливается.
Пример 1 . Предприятие в г. Ужгороде получает материал В от предприятия, расположенного в г. Луганске. Пробег груза по железной дороге составляет 14 дней. Поставщик начал готовить документы на груз (материал В ) одновременно с отправкой груза потребителю. Время для подготовки и отправки документов поставщиком – 2 дня, время пробега документов почтой между городами – 5 дней, время необходимое потребителю для обработки и оплаты – 2 дня. Определить транспортный запас.
В данном случае во время нахождения оплаченного материала в дороге не входит время для подготовки и отправки документов поставщиком, время пробега документов почтой между городами, время необходимое потребителю для обработки и оплаты. Транспортный запас равен:
Ттр = 14 – 2 – 5 – 2 = 5 дней.
Входной запас – норма времени, необходимого для приёмки, разгрузки, складирования, проведения анализов качества сырья и материалов по каждому виду (группе). Входной запас определяется путём хронометража этих операция.
Подготовительный запас – время на подготовку материала к передаче его в производство. Этот элемент принимается во внимание только для тех видов (групп) сырья, материалов, которые после поступления от поставщиков не могут быть немедленно пущены в производство, а требуют определённой предварительной подготовки (натуральное старение отливок металла, сушка, сортировка, очистка, правка, и др.). Подготовительный запас учитывается, если время на подготовку материала к запуску в производство (tподгот ) превышает ному текущего складского запаса и равен этому превышению.
Тподгот = tподгот - Ттек (если tподгот > Ттек ).
Если tподгот меньше текущего складского запаса, то подготовительный запас не устанавливается (если tподгот < Ттек , то Тподгот = 0).
Пример 2 А составляет 18 дней. Время на подготовку к запуску материала А в производство равно 21 дню. Определить подготовительный запас в днях.
Подготовительный запас учитывается, так как время на подготовку материала А в производство превышает норму текущего складского запаса (tподгот > Ттек ). Определяем подготовительный запас, дней:
Тподгот = tподгот - Ттек = 21 – 18 = 3.
Пример 3 . Текущий складской запас материала Б составляет 16 дней. Время на подготовку материала Б в производство – 10 дней. Определить подготовительный запас в днях.
Время на подготовку материала Б в производство не превышает норму текущего складского запаса (tподгот < Ттек ,). Норма подготовительного запаса не устанавливается (Тподгот = 0).
Расчет нормы запасов. В статье пойдет речь о расчете нормы запасов различных ТМЦ: норма запаса готовой продукции, норма запаса материального ресурса, норма запаса различных видов тары.
Рассмотрим несколько показателей, которые помогают управлять оборотными средствами производственного предприятия:
Норма запасов готовой продукции в днях оборота Дн рассчитывается по формуле:
Дн=(Тн*Др)/(Т0+Тп-Т1) или Дн=Тн/Тс
где Тн - норматив запасов готовой продукции в натуральном или стоимостном выражении;
Др - количество рабочих дней в данном периоде;
Т0 и Т1 - остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода в натуральном или стоимостном выражении;
Тп - объем поступления готовой продукции за данный период в натуральном или стоимостном выражении;
Тс - среднесуточное количество отправляемой продукции со склада в натуральном или стоимостном выражении.
Норма запасов материальных ресурсов (общая) в днях Доб определяется суммой следующих нормативов:
Доб=Дтрз+Дпз+Дтз+Дсз
где Дтрз - время пребывания в пути материальных ресурсов, оплаченных предприятием (транспортный запас), дней;
Дпз - время для выгрузки, доставки материалов на склады предприятия, приемки и складирования, а также время подготовки материалов к производству («подготовительный запас»), дней;
Дтз - время нахождения материальных ресурсов в составе текущего запаса, дней;
Дсз - время нахождения материальных ресурсов в составе страхового запаса, дней.
Норма запасов различных видов тары Дтар (в днях) определяется как средневзвешенная величина:
Дтар=(ΣДti*Hti)/(ΣHti)
где Дti - норма запаса i-го вида тары, дней;
Hti - средний однодневный расход i-го вида тары, руб.
Норма производственных запасов материалов общая З на предприятии определяется в натуральном и стоимостном выражении суммированием следующих величин:
З=Зт+Зп+Зс
где Зт - средняя величина (норма) текущего запаса материала;
Зп - норма подготовительного запаса данного вида материала. (Подготовительный запас связан с предпроизводственной подготовкой материалов (раскрой, сушка, комплектовка, подсортировка и т.п.);
Зс - страховой (гарантийный) запас материалов.
Формула расчета мощности
И в таком случае, формула расчета мощности принимает следующий вид: мощность= работа/время, или
где N - мощность,
A - работа,
t - время.
Единицей мощности является ватт (1 Вт). 1 Вт - это такая мощность, при которой за 1 секунду совершается работа в 1 джоуль. Единица эта названа в честь английского изобретателя Дж. Уатта, который построил первую паровую машину. Любопытно, что сам Уатт пользовался другой единицей мощности - лошадиная сила, и формулу мощности в физике в том виде, в котором мы ее знаем сегодня, ввели позже. Измерение мощности в лошадиных силах используют и сегодня, например, когда говорят о мощности легкового автомобиля или грузовика. Одна лошадиная сила равна примерно 735,5 Вт.
Применение мощности в физике
Мощность является важнейшей характеристикой любого двигателя. Различные двигатели развивают совершенно разную мощность. Это могут быть как сотые доли киловатта, например, двигатель электробритвы, так и миллионы киловатт, например, двигатель ракеты-носителя космического корабля. При различной нагрузке двигатель автомобиля вырабатывает разную мощность , чтобы продолжать движение с одинаковой скоростью. Например, при увеличении массы груза, вес машины увеличивается, соответственно, возрастает сила трения о поверхность дороги, и для поддержания такой же скорости, как и без груза, двигатель должен будет совершать большую работу. Соответственно, возрастет вырабатываемая двигателем мощность. Двигатель будет потреблять больше топлива.
Удельный расход материалов, его структура и анализ его изменений. Нормирование запасов
Это хорошо известно всем шоферам. Однако, на большой скорости свою немалую роль играет и инерция движущегося транспортного средства, которая тем больше, чем больше его масса. Опытные водители грузовиков находят оптимальное сочетание скорости с потребляемым бензином, чтобы машина сжигала меньше топлива.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Механическая работа: определение и формула
Следующая тема:   Простые механизмы и их применение: рычаг, равновесие сил на рычаге
Транспортный запас
Транспортный запас – время нахождения оплаченного материала в дороге. Транспортный запас рассчитывается как количество дней от даты оплаты счёта поставщика до даты прибытия груза на склад предприятия. Если договором предусмотрена отгрузка материалов после получения денег в виде предоплаты, то норма транспортного запаса равна времени, необходимому для перевода денег в банк поставщика, плюс длительность движения груза от поставщика к потребителю. Если поставщик, отослав платёжное требование-поручение, отгружает материалы, не ожидая поступления предварительной оплаты на своё расчётный счёт, то транспортный запас рассчитывается так: от продолжительности пробега груза отнимается время, необходимое поставщику для подготовки и отправки документов потребителю и время пробега этих документов почтой (или электронными средствами связи), а также время, необходимое на обработку документов и оплату потребителем. Если же материалы прибывают к потребителю раньше даты уплаты денег за них, транспортный запас не устанавливается.
Пример 1 . Предприятие в г. Ужгороде получает материал В от предприятия, расположенного в г. Луганске. Пробег груза по железной дороге составляет 14 дней. Поставщик начал готовить документы на груз (материал В ) одновременно с отправкой груза потребителю. Время для подготовки и отправки документов поставщиком – 2 дня, время пробега документов почтой между городами – 5 дней, время необходимое потребителю для обработки и оплаты – 2 дня. Определить транспортный запас.
В данном случае во время нахождения оплаченного материала в дороге не входит время для подготовки и отправки документов поставщиком, время пробега документов почтой между городами, время необходимое потребителю для обработки и оплаты. Транспортный запас равен:
Ттр = 14 – 2 – 5 – 2 = 5 дней.
Входной запас – норма времени, необходимого для приёмки, разгрузки, складирования, проведения анализов качества сырья и материалов по каждому виду (группе). Входной запас определяется путём хронометража этих операция.
Подготовительный запас – время на подготовку материала к передаче его в производство. Этот элемент принимается во внимание только для тех видов (групп) сырья, материалов, которые после поступления от поставщиков не могут быть немедленно пущены в производство, а требуют определённой предварительной подготовки (натуральное старение отливок металла, сушка, сортировка, очистка, правка, и др.). Подготовительный запас учитывается, если время на подготовку материала к запуску в производство (tподгот ) превышает ному текущего складского запаса и равен этому превышению.
Тподгот = tподгот — Ттек (если tподгот > Ттек ).
Если tподгот меньше текущего складского запаса, то подготовительный запас не устанавливается (если tподгот < Ттек , то Тподгот = 0).
Пример 2 .
Методики расчета нормы запаса
Текущий складской запас материала А составляет 18 дней. Время на подготовку к запуску материала А в производство равно 21 дню. Определить подготовительный запас в днях.
Подготовительный запас учитывается, так как время на подготовку материала А в производство превышает норму текущего складского запаса (tподгот > Ттек ). Определяем подготовительный запас, дней:
Тподгот = tподгот — Ттек = 21 – 18 = 3.
Пример 3 . Текущий складской запас материала Б составляет 16 дней. Время на подготовку материала Б в производство – 10 дней. Определить подготовительный запас в днях.
Время на подготовку материала Б в производство не превышает норму текущего складского запаса (tподгот < Ттек ,). Норма подготовительного запаса не устанавливается (Тподгот = 0).
Нормирование уровня складских резервов — Руководство по бюджетированию
Коротко: Розничный товарооборот – это совокупная выручка торгового предприятия за анализируемый период. Он представляет собой суммарное количество средств, полученное в ходе реализации товаров. Данные о продажах необходимо брать из бухгалтерских документов. При анализе товарооборота определяют его динамику в текущих и сопоставимых ценах, а также исследуют структуру показателя в разрезе товарных категорий. Конечной целью исследования является установление причин изменения товарооборота и пересмотр продуктовых групп.
Подробно
В любой торговой организации важным экономическим показателем является товарооборот. Это совокупная стоимость проданных товаров и полученной прибыли. Показатель выражается в денежной форме, независимо от варианта оплаты (наличный, безналичный расчет) и категории покупателя (физические и юридические лица).
Простыми словами : товарооборот - сумма денег, полученных от покупателей за определенный период.
Это важнейший показатель эффективности деятельности торгового предприятия, который участвует в определении других параметров и коэффициентов.
Экономический смысл
Деятельность любой розничной торговой организации направлена на продажу товаров, где фирма выступает в роли посредника по доведению материальных благ до конечного покупателя. Конечные потребители, приобретая ценности, создают основные денежные потоки компании и приносят ей максимальный доход. Количество поступивших от покупателей денег образуют товарооборот. И чем больше это значение, тем лучше: каждое предприятие стремится его повысить.
Формула расчета
Вычисляют товарооборот по разным формулам. Самая простая выглядит так:
- Ц - цена;
- К - количество.
Однако на практике такой метод расчетов применяется крайне редко. Исключение: торговые организации и ИП, предлагающие узкий ассортимент продукции.
Данные о выручке не рассчитывают по формулам, а берут из документов. Источниками выступают:
- бухгалтерские счета;
- первичная документация;
- статистическая отчетность.
Получить данные можно на основании кассовой отчетности и выписки с банковских счетов. В бухгалтерии выручку от продажи товаров за наличные записывают с помощью проводки: Дт 50 Кт 46.
Данные берут за год, квартал, месяц.
Розничный товарооборот рассчитывают как сумму выручки за каждый день отчетного периода и разницу между объемом средств на счетах и в кассе на начало и конец дня:
- ДНКД - наличные деньги в кассе на конец рабочего дня;
- ДСКД - деньги на счетах на конец рабочего дня;
- ДННД - наличные деньги в кассе на начало рабочего дня;
- ДСНД - деньги на счетах на начало рабочего дня.
При этом учитываются только те средства, которые получены в качестве оплаты за товары.
Магазин может также предлагать клиенту и другие способы оплаты, например, рассрочку или кредит. Эти средства также учитываются в товарообороте.
Анализ показателя
Зачем анализировать розничный товарооборот? Это делать необходимо, чтобы:
- отследить динамику, по сравнению с предыдущими периодами;
- провести факторный анализ;
- определить структуру товарооборота;
- сделать выводы насчет обоснованности плановых значений;
- проверить выполнение плана;
- определить размер безубыточного объема продаж.
Таким образом, анализ показателя носит многоплановый характер. Важно уделять внимание еще и его структуре. Это позволит понять, какие позиции приносят максимальный доход, а какие - убыточны и требуют пересмотра работы с этими товарами.
Анализируют товарооборот по следующей схеме:
- сопоставляют план и факт, выявляют причины невыполнения плана (по необходимости);
- отслеживают динамику;
- проводят анализ состава товарооборота (по покупателям, формам оплаты, обслуживания);
- анализируют структуру товарооборота по товарам (вычисляют, какая доля каждой группы в общем объеме);
- проводят факторный анализ.
Динамику рассчитывают в текущих и сопоставимых ценах. Товарооборот в текущих ценах - совокупная величина продажи товаров. Если из этой величины убрать размер, на который выросли цены, то получится товарооборот в сопоставимых (условно-постоянных) ценах.
Динамика роста товарооборота в текущих ценах рассчитывается по формуле:
- ТТЦ ОГ - т/о отчетного года в текущих ценах;
- ТПГ - т/о прошлого года.
Суть метода расчета в сопоставимых ценах заключается в том, чтобы не учитывать фактор роста стоимости из-за инфляции, и получить реальные данные об изменении объема продаж и выручки. Формула расчета при этом будет выглядеть следующим образом:
- ТСЦОГ - товарооборот отчетного года в текущих ценах;
- ТПГ - товарооборот прошлого года.
В ситуации, когда был составлен план товарооборота, а цены в отчетном периоде изменились, применяют индекс цен. Его формула выглядит следующим образом:
- Ц1 - цена в отчетном периоде;
- Ц0 - цена в базовом периоде (принимается за 100%).
При анализе товарооборота важно понимать, какие социально-эконмические явления могут оказать на него влияние. Показатель меняется в зависимости от:
- спроса - чем выше спрос продукции на рынке, тем лучше ее будут покупать;
- предложения - большая конкуренция требует поддерживать определенный уровень сервиса и цены;
- ценовой политики - чем выше цена на товары, тем больше заплатят покупатели;
- налогов - размер НДС и акцизов закладывается в цену товара;
- себестоимости - чем дороже товар стоит у поставщика, тем больше будет себестоимость закупа;
- инфляции - со временем цены поднимаются, это важно учитывать при прогнозировании объема продаж.
Рассмотрим, о чем может говорить снижение и рост показателя за последние 2 года.
Пример расчета
Расчет показателя и динамики его изменения - одна из главных задач экономиста любого торгового предприятия. Для примера проанализируем показатель условного предприятия, результаты представлены в табличном виде (скачать в Excel).
Структура т/о |
Динамика т/о в действ. ценах |
Индекс цен |
Т/о в сопост. ценах |
Динамика т/о в сопост. ценах |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Продукты питания |
||||||||
Косметика |
||||||||
На основании данных расчетов можно сделать следующие выводы:
- в текущих ценах наблюдается рост товарооборота по всем категориям - продукты питания, игрушки и косметика;
- в сопоставимых ценах рост только в категориях продукты питания (на 3,99%) и игрушки (на 9,2%). В косметике падение продаж на 6,4%.
Таким образом, рост товарооборота косметических товаров в 2017 году был достигнут только за счет повышения цен, фактически же объем продаж снизился. Но в целом по всем категориям динамика положительная.
Резюме
Товарооборот - важнейший показатель, характеризующий деятельность любой торговой организации. Важно не просто знать его значение (само по себе оно ни о чем не скажет), а применять для анализа динамики и структуры. Как только будет установлено, что произошли изменения, необходимо найти их причины. По результатам анализа делают выводы о перспективах роста товарооборота в будущих периодах и необходимости изменения его структуры.
Вопросы и ответы по теме
По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым