Виды запасов (текущий, страховой, транспортный, технологический, подготовительный). Нормирование оборотных средств в производственных запасах

Данная модель применяется в макрологических системах, когда издержки га выполнение заказа и проверку фактического состояния запасов на складе велики, а заготовительный период и ущерб от дефицита ресурсов (невыполнения заказа) малы.

Еще одной моделью управления запасами, основанной на рассмотренных ранее моделях с фиксированным размером заказа и с фиксированной периодичностью заказа, является модель с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня. В данной модели заказ ресурсов осуществляется через равные промежутки времени, однако в том случае, если фактический остаток ресурсов на складе снизится до уровня второго бункера, то осуществляется внеочередной заказ. Размер заказа равен разности между максимальным заказом и фактическим наличием запаса на момент заказа или между максимальным запасом и запасом в точке заказа.

Применение данной модели целесообразно при значительных изменениях в потребности ресурсов и необходимости исключить возможность их нехватки до наступления срока очередной поставки. Реализация модели требует оперативного контроля наличия запасов на складе.

В тех случаях, когда нельзя пренебрегать нестационарностью или стохастичностью отдельных параметров системы запасов, применяются более сложные модели управления запасами, для которых Q = var и τ = var.

2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАПАСОВ С ФИКСИРОВАННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ ЗАПАСА

Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа (τ = const, Q = var) характеризуется тем, что ресурсы заказываются и поступают на склад через равные промежутки времени. Особенности данной модели отражены на рис. 7.

В момент заказа ресурсов проверяется наличие запаса на складе. Размер заказа равен разности между фиксированным необходимым запасом и его фактическим наличием

qз = Qmax – Qфакт.

Таким образом, qз является переменной величиной.

В данной модели определению подлежит уровень максимального запаса и период между двумя смежными поставками ресурсов. Максимальный уровень запаса в системе должен быть равен:

Qmax = qз + Qстр,

а величина периода между смежными заказами:

τсз = qз / λ.

Применение данной модели целесообразно при установлении регулярных сроков поставки и возможности запасать ресурсы в любом количестве. Достоинством модели является то, что при ее использовании нет необходимости в ведении регулярного (ежедневного) учета наличия запасов на складе. Это необходимо лишь в момент времени заказа ресурсов.

Рис. 7. Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Определить транспортный запас в натуральном выражении, если отгружено за квартал – 200 тонн труб, а среднее время их транспортировки – 7 дней.

Запас транспортный в натуральном выражении определяется по формуле

Зтр. н. = Зо дн ∙ Р,

где Зо дн – запас относительный в днях обеспеченности объема потребления (товарооборота); Р – объем среднесуточного потребления (отпуска) в натуральных единицах.

Р = 200 тонн / 90 дней = 2,2 тонн в день.

Следовательно,

Зтр. н. = 2,2 тонны в день ∙ 7 дней = 15,4 тонны.

Транспортный запас в натуральном выражении равен 15,4 тонны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аникин Б. А., Тяпухин А. П. Коммерческая логистика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

2. Логистика запасов: Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Сост. к. э. н., и. о. проф. О. В. Саенко. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2001.

3. Третьяков М. М., Хальзова Н. А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002.

Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов

Норматив собственных оборотных средств на сырье и основные материалы определяется методом прямого счета умножением стоимости однодневного их расхода на норму запаса в днях. Норма рассчитывается как сумма норм оборотных средств в транспортном, подготовительном, технологическом, текущем и страховом запасах.

Размер транспортного запаса определяется как разница между временем движения груза и временем документооборота, т.е. равен времени разрыва между оплатой счета и поступлением сырья и материалов на склад предприятия.

Подготовительный запас включает время на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, лабораторный анализ сырья и материалов. Он определяется путем хронометража этих работ на предприятиях и составляет в среднем 1–2 дня.

Технологический запас - это время, требуемое для подготовки к производству (естественная сушка древесины в мебельном производстве, старение отливок металла в машиностроении и т.п.). Он учитывается в тех случаях, когда его величина больше текущего запаса.

Текущий (складской) запас при расчете потребности в оборотном капитале является основным. На величину текущего запаса оказывают влияние следующие факторы: срок нахождения запаса на складе (интер­вал поставки), условия поставки (периодичность, объемы каждой поставки), календарный график передачи материалов со склада в производство.

При равномерном потреблении материалов его величина равна 50% среднего интервала между поставками сырья и материалов. Это объясняется тем, что одновременно величина запасов у одних предприятий составляет максимум (в день поступления), а у других – минимум (накануне прибытия очередной партии). При незначительной номенклатуре сырья и материалов и ограниченном количестве поставщиков, а также при среднем интервале поставок, не превышающем 5 дней норма оборотных средств по текущему запасу может быть увеличена до 100% среднего интервала. Расчет норматива текущего запаса производится по следующей формуле:

Nтек = Ic: Oc / 2,

где Oc – средняя потребность в материалах;

Ic – интервал между поставками.

Интервал между поставками определяется как частное от деления количества календарных дней в году (360) на число поставок, предусмотренных в договорах поставок. При относительно одинаковых по объему поставках из общего их количества исключаются чрезмерно крупные и случайные мелкие поставки.

Страховой запас необходим на случай возможных перебоев в снабжении, работе транспорта, при нарушении сроков поставки. Его норма устанавливается в пределах до 50 % текущего запаса. При нерегулярных и очень частых поставках и непрерывном потреблении материалов размер страхового запаса может быть увеличен. Если сырье и материалы поступают от различных поставщиков, размеры транспортного запаса, интервала между поставками, текущего запаса в целом по предприятию рассчитываются как средневзвешенные величины. Совокупная норма производственного запаса будет равна сумме всех запасов. Как частный случай величина производственного запаса может соответствовать размеру текущего запаса.

Потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы незавершенного производства определятся как произведение стоимости однодневных затрат по смете затрат на производство валовой (товарной продукции в отрасли машиностроение) и нормы оборотных средств в днях. Норма определяется умножением длительности производственного цикла на коэффициент нарастания затрат.

Длительность производственного цикла (время от первой технологической операции до приемки готовой продукции), включает следующие виды запасов:

Технологический (непосредственный процесс обработки);

Транспортный (время пролеживания изделий у рабочих мест);

Оборотный (время пребывания изделий между отдельными операциями и отдельными цехами вследствие различия ритмов работы оборудования);

Страховой (время пребывания изделий при массовом производстве в виде запаса на случай перебоев).

Длительность производственного цикла в целом по предприятию рассчитывается как средневзвешенная величина. Коэффициент нарастания отражает степень готовности изделий и представляет собой отношение средней стоимости незавершенного производства к общей сумме затрат на производство готовой продукции. При равномерном нарастании затрат он определяется по формуле:

К = Зп + 0,5Зо: С,

где К - коэффициент нарастания затрат;

Зп - единовременные (материальные) затраты в начале процесса про­изводства (затраты первого дня производственного цикла);

Зо - все последующие (нарастающие) затраты на производство (заработная плата, амортизация, прочие накладные расходы);

Если равномерность в нарастании затрат отсутствует, то коэффициент определяется по графику последовательности, нарастания затрат по главным изделиям. При расчете коэффициента может использоваться формула :

К= (C 1 х Д-1)+(C 2 х Д-2)+(З 3 х Д3)+(Зn х Д-n) / З х Д,

где C 1, C 2, C 3 …Cn - затраты отдельных дней длительности цикла;

Д – длительность производственного цикла;

С – производственная себестоимость продукции.

По предприятиям, у которых одна часть затрат в производстве нарастает равномерно на протяжении всей длительности производственного цикла, а другая – в виде разовых затрат на отдельных стадиях производства и при этом по условиям технологии они совершаются в начале рабочего дня, коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:

К= (Зп х Ц)+(З 1 х В 1)+(З 2 х В 2)+(0,5 х Зр х Ц) / С х Ц,

где Зп - первоначальные затраты;

З 1 ,З 2 и т.д. - разовые затраты на отдельных стадиях производства;

В 1 ,В 2 и т.д. - время от момента разовых затрат до дня окончания изготовления продукции;

Зр - затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла;

Ц - длительность производственного цикла;

С - производственная себестоимость продукции.

Потребность в оборотном капитале на готовую продукцию определяется как произведение однодневных затрат на производство товарной продукции по производственной себестоимости и нормы оборотных средств в днях. Норма оборотных средств на готовую продукцию включает время на подборку, упаковку, накопление, транспортировку, погрузку необходимого объема продукции, выписку платежных документов и сдачу их в банк на инкассо.Для характеристики оборотных средств в целом исчисляется o6щая норма оборотных средств в днях. Ее определяют как частное от деления общей потребности в оборотном капитале по видам на однодневные затраты по смете затрат на производство.



Потребность в денежных активах предлагается определять на основе предстоящего их расходования на расчеты по оплате труда (исключая начисления на нее); по авансовым и налоговым платежам; по маркетинговой деятельности (расходы по рекламе); за коммунальные услуги и другие.

В практике формирования денежных активов вновь создаваемых предприятий потребность в них определяется в разрезе перечисленных видов платежей на предстоящие три месяца (что обеспечивает достаточный запас платежеспособности на первом этапе функционирования предприятия). В процессе последующей хозяйственной деятельности нормативы активов в денежной форме снижаются (особенно в условиях инфляции).

Потребность в прочих активах предлагается рассчитывать методом прямого счета по отдельным их разновидностям с учетом особенностей создаваемого предприятия. По результатам проведенных расчетов определяется общая потребность в оборотных активах предприятия путем суммирования потребности в запасах товарно-материальных ценностей, денежных активах и прочих видах оборотных активов.

Задача оптимизации размера текущих запасов является одной из ключевых задач менеджмента компании. Решение данной задачи находится в ведении не толь­ко финансовых служб предприятия, но также требует постоянного согласования и корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых подразделений. При этом оптимизация величины запасов на современном пред­приятии осуществляется в рамках системы производственной логистики, предме­том управления которой являются материальные потоки внутри предприятия.

В отличие от традиционной системыуправления производством логистическая концепция предполагает отказ от избыточных запасов; отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; превращение поставщиков в партнеров; устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака. Тогда как при традиционной системе ставится цель поддерживать любыми способами максимальный коэффициент использования основного оборудования; изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; поддер­живать возможно больший запас материальных ресурсов.

В рамках логистического подхода к управлению материальными ресурсами часто внедряется так называемая «тянущая» система управления материальным потоком, когда необходимые детали, сырье или полуфабрикаты передаются на следующий производственный участок (цех) по мере необходимости. При этом централи­зованное руководство определяет задачу лишь конечному звену производственной технологической цепи. Каждое производственное подразделение заказывает необходимые материалы или полуфабрикаты у предыдущего в производственной цепочке. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном.

К таким системам относится, например, система «канбан» (означает «карточка», с помощью которой осуществляется заказ), реализованная на предприятиях фирмы Toyota. Она предполагает высокую дисциплину поставок и ответственность персонала и позволяет существенно снизить производственные запасы. Запасы деталей на один автомобиль у фирмы Toyota составляют $77. У автомобильных фирм США этот показатель равен $300. Надо отметить, что применение такой «тянущей» системы на практике не всегда возможно.

Огромное значение для развития эффективных систем управления запасами предприятия имеют информационные технологии. В настоящее время на современных предприятиях используется система MRP(Manufacturing Resource Planning)второго поколения (MRP-II), разработанная в США и поддерживаемая Американским обществом контроля производства и запасов (APICS),регулярно публикующим документ MRP-II Standard System,в котором описываются основные требования к интегрированным информационным системам автоматизированного управления производством.

Величину производственного запаса зависит от интервала поставки сырья и материалов на склад, а частота поставок определяется размером партии закупаемого материала. разработаны специальные модели, позволяющие определить оптимальный объем и частоту закупки. Наибольшую известность в теории финансового менеджмента получила модель оптимальной партии заказа, на­зываемая в литературе формулой Р. Уилсона, или моделью EOQ (Economic Order Quantity), позволяющая определить фиксированный размер заказываемой партии на предстоящий планируемый период.

В основе этой модели лежит идея минимиза­ции совокупных затрат, связанных с выполнением заказа и с хранением запасов на складе предприятия. При этом считается, что затраты, связанные с хранением запасов, увеличиваются по мере увеличения объема запасов. В то же время с увеличением размера заказываемой партии сырья и материалов общегодовые затраты по выполнению заказов снижаются. Суммирование затрат, свя­занных с хранением запасов и выполнением заказа, дает сумму общих операционных затрат предприятия, связанных с управлением запасами (рисунок 3).

Размер заказа, при котором общие издержки достигают минимума, является оптимальным (точка EOQ). Расчет оптимальной величины партии закупаемого сырья можно произвести и с помощью формулы, получившей название формула Р. Уилсона:

где EOQ - оптимальная величина закупаемой партии;

Q - годовой объем закупае­мого сырья в натуральном выражении (годовая потребность в запасах);

F - издержки по обслуживанию закупок в расчете на одну партию;

Н- издержки по хране­нию в долях от стоимостисреднегодового текущего запаса.


Затраты по заказу

EOQ

Размер партии поставки

Рисунок 7 - Зависимость совокупных операционных затрат по управлению запасами от размера партии поставки

В управлении производственными запасами используются и другие политики:

Политика «партия за партией» («точно-вовремя», JIT («Just in time»);

Политика постоянных интервалов;

Политика фиксированного ритма поставки.

Первая предполагает, что размер и срок поставки полностью соответствуют величине потребности производства и сроку возникновения этой потребности. При такой политике запасы не создаются. Политика приемлема для дорогостоящих запасов со значительными издержками по хранению с невысокими затратами на их поставку

Политика постоянных интервалов предполагает формирование партий заказа разной величины и одинаковой продолжительности применима для сырья и материалов, спрос на которые непостоянен по размерам и по времени.

Политика фиксированного ритма поставки является разновидностью политики постоянных интервалов» при условии, что между интервалами не делаются перерывы, т.е. заказы разной величины осуществляются ритмично в соответствии с установленным интервалом поставки. Этот вариант наиболее приемлем для сырья и материалов, спрос на которые постоянен и устойчив. Оба последних варианта политики используются преимущественно для заказа дорогостоящих сырья и материалов.

По балансовым датам вычисляется величина средних остатков за год. Она очищается от излишних неходовых запасов. И узнаем чистый остаток.

Норма запаса = величина среднего остатка/ однодневный расход сырья.

Это упрощенная формула.

2. Через приведенную поставку.

Из общего объема поступлений в натуральном выражении исключается нетипичные поставки.

Очищенная величина поступлений/ количество типичных поставок = средняя величина поставки.

Общий объем поступлений/ средняя величина поставки = число приведенных поставок.

Пример: Общий объем поставок - 2240 т

Количество поставок - 22

нетипичных: - крупные - 1 (320 т);

Мелкие - 2 (77 т).

2. Если в производстве используются уникальные виду сырья, материалов, а также при интервале поставки 5 и менее дней, если транспортная связь с поставщиком оказывается ненадежной, то страховой запас может быть более половины нормы текущего запаса (до 100%).

III Время на приемку, складирование, контроль и анализ

Существуют технологические нормы осуществления этих процессов. Если их нет, то расчет производится путем хронометрирования подобных работ. Такие работы могут выполняться параллельно.

IV Технологический запас

Учитывается в составе нормы по производственным запасам, если речь идет о подготовке материалов к производству (для производства мебели древесина должна быть просушена на воздухе около 2 лет).

Средств на нормы по группе материалов = полученные нормативы/ однодневный расход.

Расчет ведется в таблицах.

Группа нормируемого сырья (материалов). Сталь хк (холодно- катанная)

наим-е мат-ла (сорт, размер, тип)

однодн расход

интервал поставки

текущий запас

страх запас

разгрузка, склад-е

входн контроль и анализ

технол запас

итого норма дн.

норматив Об. ср-в

Итого по группе

З = S гр / однодневный запас

Здесь учитывается транспортный запас по всем группам Об. С. или по отдельным группам (материалы будут находится за пределами предприятия).

Чтобы исчислить в днях норму транспортного запаса , определяется средняя величина остатков ТМЦ в пути по статьям баланса.

Норма транспортного запаса = средняя величина остатков ТМЦ/ однородный фактический расход сырья и материалов в целом за период в котором исчисляется норма

Целесообразно в этой таблице приводить максимальные и минимальные значения запасов по каждой конкретной позиции, так как нам важно эффективно управлять запасами. Минимальная величина - исчислена норма, увеличенная на вторую половину интервала поставки.

Периодичность такого расчета 3-5 лет, но ежегодно производится уточнение норм и нормативов Об. С. исходя из условий производства и снабжения (появляется новый ассортимент, поставщики, транспортные условия, нормы расходования и т. д.).

Кроме того, в производстве используются вспомогательные материалы . Если их значительное количество, то расчет нормы запасов производится как и по основным. Если их незначительное количество, то расчет производится упрощенным методом (с использованием величины средних остатков).

1. Нормирование запаса топлива (твердое, жидкое), то методом прямого счета. Если магистральный газ, то нормы и нормативы по топливу не рассчитываются.

2. Запчасти - норма устанавливается в расчете на 1 млн. стоимости основных фондов.

3. МБП . МБП разбиваются на несколько групп:

    инструмент и приспособления общего назначения;

    хозяйственный инвентарь;

    спецодежда и обувь;

    специнструменты и оснастка;

    производственная тара.

1. Учитывается инструмент, находящийся в эксплуатации и на складе. На складе - расчет нормы ведется методом прямого счета. В эксплуатации расчет ведется отдельно:

    инструмент на рабочих местах;

    инструмент в цеховых раздаточных кладовых.

Определение норматива по хоз. инвентарю осуществляется по 2 группам:

    конторский;

По конторскому потребность определяется на основе численности персонала и нормообеспеченности его этим инвентарем.

По бытовому - по численности проживающих в общежитии и по набору инвентаря на 1 проживающего.

По спец. приспособлениям потребность определяется методом прямого счета.

По производственному инвентарю - исходя из необходимого набора инвентаря и его стоимости.

Определение потребности в оборотных средствах, вложенных в незавершенное производство.

Незавершенное пр-во - продукция, находящаяся на различных стадиях изготовления. Потребность в нем необходимо определить, чтобы обеспечить равномерную, бесперебойную сдачу продукции на склад.

Величина незавершенного производства зависит от:

    организации пр-ва

    объема пр-ва

    структуры выпускаемой продукции

    характера выпускаемой продукции.

Норматив по незавершенному пр-ву исчисляется по группам и видам изделий для каждого производственного отделения. Если ассортимент очень широк, то норматив определяется по основной части продукции (70-80% то общ. объема).

Н = О * Т * К, где Т*К - норма,

О - однодневные затраты по смете затрат на производство. Если пр-тие сезонное, то в расчет норматива берется квартал с наименьшим объемом производства, если несезонное, то 4 квартал. В смете берется строка “Затраты на валовую продукцию”.

Т - длительность производственного цикла в днях.

К - коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Т - отражает время пребывания продукции в незавершенном производстве и характеризует время от первой технологической операции до полного изготовления продукции. Это время включает:

    технологический запас - время непосредственной обработки изделий;

    транспортный запас - время пребывания изделий у станка до обработки и после нее;

    оборотный запас - время пролеживания деталей между отдельными операциями вследствие различных темпов работы оборудования;

    страховой запас - на случай непредвиденной остановки в процессе производства.

В случае выпуска широкого ассортимента рассчитывается средняя длительность производственного цикла - средневзвешенная величина на основании удельного веса каждого вида изделий в общем выпуске продукции и длительности производственного цикла по каждому изделию.

Т = (30*10+30*8+30*6+10*12)/100=8,4 дн.

Коэффициент нарастания затрат.

К - его определение необходимо, т.к. средства вкладываются в незавершенное пр-во постепенно, по дням производ. цикла, и не вся их сумма находится в производстве в течении всего произв. цикла.

Возможны следующие варианты:

    затраты нарастают равномерно по дням производственного цикла.

    затраты нарастают неравномерно по дням производственного цикла.

Единовременные затраты - осуществляются в начале производственного цикла (обычно мат. затраты).

Нарастающие затраты: з\пл, амортизация, накладные расходы.

К отражает отношение с\с-ти незавершенного пр-ва к плановой производственной с\с-ти изделия.

На практике к определяется по-разному (для равномерного и неравномерного нарастания затрат).

для равномерного - К = (З п + 0,5З о)/С

З п - первоначальные затрат, осуществленные в 1 день произв. цикла.

З о - все последующие затраты, входящие в производственную с\с изделия.

С - произв. с\с изделия.

для неравномерного - К = (З п * Т + З 1 *В 1 + З 2 *В 2 +...+ 0,5З р *Т)/(С*Т)

З п - затраты в 1 день произв. цикла.

З 1,2,... - разовые затраты на отдельных стадиях пр-ва.

В 1,2,.. - время от момента разовых затрат до полного изготовления изделия.

З р - затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла.

С - производственная себестоимость.

Т - длительность производственного цикла.

Все нормативы по отделениям предприятия складываются и рассчитывается общий норматив незавершенного производства.

Нормирование по статье “Расходы будущих периодов”

    Сюда относят затраты на подготовку новых видов производств и выпуска новой продукции;

    расходы на горно-подготовительные работы

    расходы по подписке на периодические издания.

Р б.п. = Р н + Р п + Р с

Р н - расходы будущих периодов на начало план. периода по бух. балансу или ожидаемому исполнения.

Р п - расходы будущих периодов в планируемом году.

Р с - расходы будущих периодов, которые предполагается списать на себестоимость продукции.

Нормирование по статье “Готовая продукция”

Это полностью законченная производством и сданная на склад продукция. Переход оборотных средств из стадии производства в стадию обращения.

Причины нормирования:

    предприятие должно осуществить определенные складские, транспортные и расчетные операции по готовой продукции;

    для регулирования отгрузки продукции необходима подборка изделий по партиям соответствующего ассортимента, накопление партий до соответствующих размеров, время на упаковку, погрузку, транспортировку, оформление расчетных документов и сдачу их в банк.

Н = О *Д, где

О - однодневные затраты по смете затрат на производство по статье “Производственная себестоимость” за соответствующий квартал.

Д - норма запасов в днях, средневзвешенная величина на основе норм запаса по отдельным видам изделий и их доле в общей стоимости готовой продукции.

Время нахождения продукции на складе измеряется с момента поступления готовой продукции на склад до ее отгрузки покупателю. На это время влияют:

    условия транспортировки;

    условия комплектования;

    способы упаковки.

После расчета частных нормативов оборотных средств исчисляется совокупный норматив по предприятию.

Расчет совокупного норматива можно показать в следующей таблице:

Оборотные

средства

Норматив

Затраты на 4 кв.

норма запаса

норматив на кг.

прирост(+), сокращение(-) норматива

производственные запасы

незавершенное производство

готовая продукция

Предприятие определяет прирост или сокращение по всем статьям оборотных средств.

Если планируется прирост, то нужно найти источники покрытия этого прироста.

Если наблюдается сокращение оборотных средств в плановом году, то предприятие может использовать их на другие нужды.

Недостаток (излишек) собственных оборотных средств определяется сравнением наличия оборотных средств по бух. балансу с совокупным нормативом оборотных средств на соответствующую отчетную дату. Если фактическое наличие меньше норматива, то недостаток, наоборот - излишек.

Излишек оборотных средств служит источником покрытия прироста норматива в плановом году.

Причины недостатка оборотных средств:

Зависящие от деятельности предприятия - необеспечение сохранности собственных оборотных средств; недополучение прибыли; работа с убытком.

Не зависящие от деятельности предприятия: инфляция, кризис неплатежей, спад производства и др.

МБП нормируются в зависимости от того, где они находятся:

На складе - норматив рассчитывается методом прямого счета;

В производстве.

Особенность нормирования жидкого сырья заключается в том, что в емкостях, где хранится это сырье, всегда остается неснижающийся запас сырья.

Особенность нормирования топлива заключена в том, что все топливо, которое перегоняется по трубопроводам не подлежит нормированию. Нормируется только твнрдое топливо.

Cтраница 2


Транспортный запас не устанавливается в тех случаях, когда срок получения материалов совпадает со сроками оплаты расчетных документов или опережает его.  

Транспортный запас предусматривается, когда материалы оплачиваются до их поступления на предприятие. Время на разгрузку, приемку и складскую обработку поступивших материалов определяется на основе установленных норм на эти работы или фактически затрачиваемого времени.  

Необходимость транспортного запаса (NJ обусловлена несовпадением движения грузов и платежных документов по времени. В период между оплатой счета и получением груза потребность предприятия в ресурсах покрывают за счет транспортного запаса.  

Величина транспортного запаса определяется временем между двумя очередными поставками материально-технических ресурсов. Технологический запас определяется конкретными условиями производства и рассчитывается на основе установленных нормативов на средний размер партии поставок.  

Величина транспортных запасов определяется действием многих показателей: прежде всего характером хозяйственных связей, скоростью доставки (временем нахождения в пути) и объемом среднесуточного перемещения сырья и материалов.  

Норма транспортного запаса определяется расстоянием предприятия от поставщика, средней скоростью движения груза и временем оформления документации.  

Размер транспортного запаса в днях определяется временем нахождения материалов в пути от момента оплаты денежных документов до дня прибытия материалов на склад объединения. Оборотные средства на транспортный запас требуются в случае, если время нахождения материальных ценностей в пути превышает время движения расчетных документов. Данный запас учитывается при нормировании потому, что объединение, получив расчетные документы, обязано в соответствующий срок оплатить материальные ценности, несмотря на то что они еще находятся в пути и не могут быть использованы в производстве.  

В форме транспортных запасов (запасы в пути) пребывают материальные ресурсы, находящиеся в процессе перемещения от производителя к потребителю.  


При расчете транспортного запаса учитывается период от даты оплаты счета (платежного требования) покупателем до даты прибытия груза. Размер этого запаса в днях определяется следующим образом. На основании плана материально-технического снабжения устанавливаются поставщики основных материалов, конструкций и деталей. Затем по отчетным данным или путем консультаций с транспортными организациями определяется продолжительность пробега груза от каждого поставщика до потребителя.  

При расчете транспортного запаса учитывается время от даты оплаты платежного требования до даты прибытия груза. Норма подготовительного (технологического) запаса включает время, необходимое для приемки, раз: грузки, сортировки, комплектации, складирования и лабораторного анализа основных материалов, конструкций и деталей, и определяемся по установленным нормам или опытным данным о затратах времени на эти виды операций. Размер текущего запаса зависит от среднедневного расхода и частоты поставок. Чем чаще прибывают материалы на строительную площадку, тем меньше должен быть текущий запас при неизмененном объеме строительно-монтажных работ. Периодичность поставок устанавливается договорами или нарядами-заказами. Гарантийный (страховой) запас основных строительных материалов создается для предотвращения последствий возможных нарушений сроков поставки из-за перебоев в снабжении и устанавливается в пределах 50 % нормы текущего запаса.  

Группируются различным образом. Обычно выделяют две группы , различающиеся по степени планирования : нормируемые и ненормируемые оборотные средства.

Нормируемые оборотные средства — оборотные производственные фонды и готовая продукция, т.е. оборотные средства в запасах товарно-материальных ценностей.

Ненормируемые оборотные средства — фонды обращения обычно ненормируемы, к ним относятся , средства в расчетах, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке.

Определение потребности предприятия в собственных оборотных средствах осуществляется в процессе нормирования , т.е. определения норматива оборотных средств .

Нормирование оборотных средств

Нормирование оборотных средств — процесс определения минимальной, но достаточной (для нормального протекания ) величины оборотных средств на предприятии, т.е. это установление экономически обоснованных (плановых) норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств.

Величина норматива не является постоянной. Размер собственных оборотных средств зависит от объема производства; условий снабжения и сбыта; ассортимента производимой продукции; применяемых форм расчетов. Следует отметить, что это один из наиболее изменчивых показателей текущей финансовой деятельности.

Нормирование оборотных средств осуществляется в денежном выражении. В основу определения потребности в них положена смета затрат на производство продукции на планируемый период. При этом для предприятий с несезонным характером производства за основу расчетов целесообразно брать данные 4 квартала, в котором объем производства, как правило, наибольший в годовой программе. Для предприятий с сезонным характером производства — данные квартала с наименьшим объемом производства, поскольку сезонную потребность в дополнительных оборотных средствах обеспечивают краткосрочные ссуды банка.

Для определения норматива принимается во внимание среднесуточный расход нормируемых элементов в денежном выражении.

Процесс нормирования оборотных средств

Процесс нормирования состоит из нескольких последовательных этапов, где устанавливаются частные и совокупные нормативы. В начале разрабатываются нормы запаса по каждому элементу нормируемых оборотных средств.

Норма — это относительная величина, определяющая запас оборотных средств, как правило, нормы устанавливаются в днях.

Этот показатель относительно стабилен и может меняться в случае: изменения ; поставщиков; технологии и организации производства.

Далее, исходя из нормы запаса и расхода данного вида товарно-материальных ценностей, определяется сумма оборотных средств, необходимых для создания нормируемых запасов по каждому виду оборотных средств. Так определяются частные нормативы .

Норматив отдельного элемента оборотных средств рассчитывается по формуле:

  • Н — норматив собственных оборотных средств по элементу;
  • О — оборот (расход, выпуск) по данному элементу за период;
  • Т — продолжительность периода;
  • Нз — норма запаса оборотных средств по данному элементу.

Норматив оборотных средств представляет собой денежное выражение планируемого запаса товарно-материальных ценностей, минимально необходимых для нормальной хозяйственной деятельности предприятия.

Общий норматив оборотных средств

Общий норматив оборотных средств состоит из суммы частных нормативов:

Н общ = Н п.з + Н н.п + Н г.п + Н б.р ,

  • Нп.з — норматив производственных запасов;
  • Нн.п — норматив незавершенного производства;
  • Нг.п — норматив готовой продукции;
  • Нб.р — норматив будущих расходов.

Норматив производственных запасов

Норматив производственных запасов по каждому виду или однородной группе материалов учитывает время пребывания в подготовительном, текущем и страховом запасах и может быть определен по формуле:

Н п.з = Q сут (N п.з + N т.3 + N стр) ,

  • Q сут — среднесуточное потребление материалов;
  • N п.з. — норма подготовительного запаса, дн.;
  • N т.з. — норма текущего запаса, дн.;
  • N стр. — норма страхового запаса, дн;

Подготовительный запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования производственных запасов. Нормы времени, необходимого для выполнения этих операций, устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.

Текущий запас — основной вид запаса, необходимый для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок материалов по договорам и объем их потребления в производстве. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения , что обусловлено поставкой материалов несколькими поставщиками и в разные сроки.

Технологический запас создается в случаях, когда данный вид сырья нуждается в предварительной обработке или выдержке для придания ему определенных . Этот запас учитывается в том случае, если он не является частью процесса производства. Например, при подготовке к производству некоторых видов сырья и материалов необходимо время на подсушку, разогрев, размол и т.д.

Транспортный запас создается в случае превышения сроков грузооборота по сравнению со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.

Страховой запас — второй по величине вид запаса, который создается на случай непредвиденных отклонений в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса , но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.

Нормирование незавершенного производства

Величина норматива оборотных средств в незавершенном производстве зависит от четырех факторов:

  • объема и состава производимой продукции;
  • длительности ;
  • себестоимости продукции;
  • характера нарастания затрат в процессе производства.

Объем производимой продукции непосредственно влияет на величину незавершенного производства: чем больше производится продукции, тем больше будет размер незавершенного производства . Изменение состава производимой продукции по — разному влияет на величину незавершенного производства. При повышении удельного веса продукции с более коротким циклом производства объем незавершенного производства сократится, и наоборот.

Методы нормирования

Различают следующие методы нормирования оборотных средств:

Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно — технического развития предприятия. Этот метод очень трудоемкий, но он позволяет наиболее точно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах.

Аналитический метод применяется в том случае, когда в планируемом периоде не предусмотрено существенных изменений в условиях работы предприятия по сравнению с предшествующим. В этом случае расчет норматива оборотных средств осуществляется укрупненно, с учетом соотношения между темпами роста объема производства и размером нормируемых оборотных средств в предшествующем периоде.

При коэффициентном методе новый норматив определяется на базе норматива предшествующего периода путем внесения в него изменений с учетом условий производства; снабжения; реализации продукции; расчетов.

На практике наиболее распространен метод прямого счета. Преимуществом этого метода является достоверность, позволяющая сделать наиболее точные расчеты частных и совокупного нормативов.