Термы Каракаллы в Риме: от А до Я. Современное возрождение терм Каракаллы. Термы Каракаллы. Страницы истории

Оригинал взят у spqr_ru в Термы Каракаллы

Довольно большое пространство в городе занимают развалины Терм Каракаллы. В Древности у них было ограждение, внутренний парк и собственно здание терм. Внутри во многих местах сохранились напольные мозаики, с разнообразными узорами, а вот мозаики стен практически не сохранились.




A - Shops
B - Garden of xystus
C - Stairway
D - Cisterns
E - Stadium (?)
F - Library
G - Caldarium
H - Halls
I- Sauna room
L - Gym


M - Dressing room
N - Swimming pool
O - Frigidarium
P - Tepidarium
Q - Entrance
R - Mythraeum
S - Undegraund levels
T - Furnaces
U - Water mill

Термы Каракаллы, или Антониновы термы. Сооруженные на отроге Авентина, между Аппиевой и Ардеатинской дорогами, эти термы стали самыми роскошными из всех терм Города, уступив по величине только построенным позднее Термам Диоклетиана. Сооружение Терм начинается во времена императора Септимия Севера (193 - 211) и получает продолжение в период власти Марка Аврелия Антонина (211 - 217), известного под прозвищем Каракаллы (откуда и оба названия Терм), до их посвящения в 216 г. К уже возведенному зданию при Гелиогабале (218 - 222) и Александре Севере (222-235) пристраиваются портики. Кроме того, Термы реставрируются во времена Аврелиана (270 - 275), Диоклетиана (284 - 305) и Теодориха Великого (475 - 526).
Термы Каракаллы были способны вмещать в себя одновременно до 16 тыс. моющихся и при этом обеспечивать их достаточным для мытья количеством воды, собираемой в 64 вместительных цистернах. Размещение столь большого числа посетителей, а также всякого рода вспомогательных средств для мытья и отдыха требовало обширной территории, поэтому неудивительно, что она достигала 10 га. Ансамбль терм образовывали две постройки, в плане представляющие собой два прямоугольника, из которых один вписан в другой. Главная из них - внутренняя: великолепное здание, предназначенное для собственно ванн. Оно занимает площадь 214 х 110 м и имеет полукруглый выступ на противоположной входу стороне. Между тем постройка, ее обрамляющая и дополненная двумя выступами экседр по бокам, это высокая стена, которая ограждает обширный (337 х 328 м) двор вокруг главного здания, или перибол, основанием которого служит искусственная терраса. Основное (оно же - банное) здание своим главным фасадом обращено к воротам двора и расположено относительно близко от них. Оба входа в Термы, - как во двор, так и в банное здание - обращены к северо-востоку.

Хотя имя архитектора, проектировавшего Термы, неизвестно, его высокое профессиональное мастерство не вызывает никаких сомнений. Ибо весь ансамбль размещен им так, что делает максимально облегченным и удобным последовательное осуществление всех банных процедур, рекомендовавшихся врачами того времени. Не менее очевидна в композиции Терм и верность их создателя римским архитектурным традициям, ибо здесь общая структура Терм Траяна, построенных примерно столетием ранее, между 104 и 109 гг., предстает как хорошо усвоенная и по-своему развитая. Зеркальная симметрия, свойственная обоим компонентам ансамбля - двору и банному зданию - призвана тут сделать рас¬положение мест легко просматриваемым и тем самым облегчить посетителю пространственную ориентацию.
Путь, который обычно проходил посетитель Терм, был примерно таким. Пройдя через ворота в ограде, он оказывался перед большим, но внеш-не скромным, лишенным каких-либо украшений фасадом банного здания с тремя входами.


Пройдя затем через один из них, посетитель входил в ближайший из двух аподитериев (раздевалок), расположенных симметрично, по обе стороны от входов; там он снимал одежду и оставлял ее на храпение рабу-гардеробщику. Оттуда он шел, - если был здоров физически, - в палестру (также в одну из двух, симметрично расположенных), чтобы там согласно советам римских врачей размять тело упражнениями перед принятием ванн. Из палестры посетитель Терм обычно переходил в лаконик, или судаторий, где перед мытьем парился в сухом и горячем пару, после чего стригилем очищал себе кожу от пота и грязи. Затем из лаконика (или, если был не очень склонен к телесным упражнениям и горячему пару, то сразу от входа) он проходил в расположенный в задней
части здания кальдарий, или калидарий, где жар достигал предположительно 50 или 55 градусов и где посетители мылись горячей водой.


Надо заметить, что, пройдя в кальдарий, посетитель покидал боковые помещения и оказывался в первом из анфилады залов центральной оси. По этим залам он перемещался дальше уже в направлении обратном тому, в котором шел ранее, т.е. в сторону входа. От зала к залу жар снижался. Выйдя из кальдария, моющийся человек попадал в промежуточное помещение, из-за более низкой температуры называвшееся тепидарием. Отсюда, в свою очередь, открывался вход во фригидарий - обширный зал, воздух и вода которого охлаждали разгоряченное тело. Завершалось мытье погружением в бассейн, называвшийся натацией и наполненный холодной водой, где можно было плавать. После всего этого посетитель с приятным чувством физического комфорта шел гулять по широкому двору, предаваясь там различным играм и музам. Таков был обычный банный цикл в Термах Каракаллы, равно как и в других больших римских банях.

Теперь коротко скажем о наиболее примечательных местах этого памятника.
Залы, предназначенные для банных процедур, были вместительными и необычно высокими: высота их стен составляла 20 м. Перекрытый огромным куполом кальдарий в плане имел форму широкого (диаметр 34 м) круга, на три четверти выступающего из основного прямоугольника банного здания, и был наделен большими арочными окнами, что давало возможность солнечным лучам максимально долго в течение дня освещать и согревать зал. Опорой купола служили восемь мощных столбов (из них сегодня остается лишь четыре). Середину кальдария занимал широкий круглый бассейн.


Если дойти до центра предыдущей фотографии и затем повернуть направо.



Другим из наиболее примечательных залов здания был фригидарий, или Базилика. Его площадь - 58 х 24 м. Этот весьма вместительный зал расположен в месте пересечения двух главных осей здания, продольной и поперечной, из которых последняя акцептирована особой длиной самого зала. Фригидарий был перекрыт тремя сводами; они опирались на восемь больших столбов, украшенных приставными колоннами из серого гранита, - по одной перед каждым. В двух концах фригидария находилось по одной большой ванне из серого гранита (обе они являются ныне частью ансамбля Пьяцца Фарнезе в Риме). Что же до натации, имевшей 53 м в длину, то этот бассейн лежал под открытым небом, без всякого перекрытия.



В задней части двора стояли шестьдесят четыре цистерны, вмещавшие 80 тыс. л воды, доставляемой акведуком Аква Марция через акведук Аква Антониниана. По обе стороны от цистерн располагались библиотеки - греческая и латинская. Перед цистернами и параллельно им простирался стадион. По краям двора, летом изобилующего зеленью, были проложены прогулочные дорожки. Ограда двора снаружи была обрамлена портиками и лавками, расположенными в два этажа. Внизу же, в грандиозном и сложном комплексе подземных помещений, размещались службы и приспособления, необходимые для того, чтобы обеспечивать бесперебойную работу бань. Центральным моментом всей этой системы, ее, так сказать, сердцем был огромный очаг, подогревавший для нужд принимающих ванны как воду, так и воздух, который распределялся через гипокауст (т.е. систему пустот в стенах и полах) для подогрева каждого банного помещения до требующейся в ней температуры. Также под землей, точнее говоря, под большой левой экседрой, располагался Митреум - одиy из наиболее значительных из Митреумов Города.


Небольшой бассейн во Фригидариуме. Ему в некотором смысле повезло сохраниться, потому что он быстро ушел под землю. Как и напольные мозаики.



В древности Антониниевы гермы были обильно украшены произведениями различных искусств: статуями богов и героев, портретными образами
императоров, мозаика¬ми полов и росписями стен. Их значительная часть вновь увидела свет благодаря раскопкам разного времени. Среди найденных там статуй давно и широко известны Геркулес Фарнезе и Флора Фарнезе, обе колоссальных размеров, мраморные, обе хранящиеся ныне в Археологическом музее Неаполя. Первая из них представляет героя обладающим развитыми сверх всякой меры мускулами, нагим и отдыхающим, опершись на свою дубину, скорее всего после одного из своих подвигов. Это произведение Гликон Афинянина, созданное в начале II в. до н.э., представляет собой, как считается, вольное истолкование образца работы Лисиппа



Равен им своей известностью, подобен материалом (мрамором), а также археологическим происхождением (Термы Каракаллы) и нынешним) местонахождением (музей в Неаполе) так называемый Бык Фарнезе, который существенно реставрирован и является, по всей видимости, копией с произведения, созданного во II или в I в. до н. э. на Родосе. Ее сюжетом является казнь, которой Зет и Амфион предают Дирку, привязывая ее к рогам разъяренного быка и мстя ей таким способом за преследование их матери Антиопы. Авторами оригинала Плиний Старший (XXXVI, 34) называет двух скульпторов, Аполлония и Тавриска из Тралл, и говорит, что это произведение, созданное из единого куска мрамора, в его время находилось среди Памятников Азиния Полиона.

Три эти статуи были найдены в годы правления папы Павла III Фарнезе (1534 - 1549) и перед их транспортировкой в Неаполь в 1786 г. хранились в собрании рода Фарнезе, откуда и произошло их прозвание. Четвертой из наиболее известных статуй, найденных в Термах Кара¬каллы, следует упомянуть Бельведерский торс, который, будучи открыт в эпоху Возрождения, долго пленял своим совершенством фантазию великих художников. Изначально статуя, вероятно, изображала сидящего Геркулеса, от фигуры которого дошли, однако, лишь торс с бедрами и без головы и сиденье героя с выгравированным на нем именем автора, некоего Аполлония, сына Нестора, Афинянина. Эта статуя, по мнению специалистов, была создана в I в. до и. э.; хранится она в Ватиканских музеях.


Примечательны также открытые в ходе раскопок мозаики, особенно те, которые украшали экседры палестр и изображают атлетов; они были найдены в 1824 г. и находят ся ныие также в Ватиканских музеях. Интересны и другие мозаичные работы, особенно двуцветные (черно-белые), строго и выразительно представляющие морских божеств, водяных животных и людей.
Конец работе Терм Каракаллы положили остготы: осаждая Город в 537 г., они разрушили акведук, обеспечивавший водой это гигантское банное предприятие.



Затем наступает долгий период запустения и постепенного разрушения, когда Термы, подобно многим иным древним памятникам Города, превращают ся в обильные и легко доступные каменоломни. В XVI в. здесь находят много произведений искусства, из которых наиболее известные нами упомянуты выше. Примерно в то же время этот памятник стали усердно измерять и описывать
архитекторы.


Но проводимые согласно научным методам раскопки начинаются в Термах только в 1824 г., и первым их результатом становится открытие мозаик. С начала XX в. исследуются подземные части Терм. В 1938 г. эта работа приводит к открытию под одной из больших экседр вышеупомянутого Митреума. Впоследствии, на протяжении примерно полувека, руины Терм используются как сцена для оперных спектаклей, проходящих с большим успехом. Эти спектакли, однако, вызвали протесты компетентных специалистов, озабоченных сохранностью памятника.


Бельведерский торс (ныне Рим, Ватиканские музеи).

Дата публикации: 2014-04-10

Термы (бани) в Древнем Риме возникли по греческому образцу и к началу I века нашей эры стали одним из главных центров общественной жизни римской цивилизации. Термы играли более важную роль, чем простое место для купания. Сюда приходили не только смыть грязь - здесь отдыхали душой и телом, обсуждали деловые и гражданские вопросы. Для этого термы, кроме собственно самих бань, включали гимнасии (залы для занятий спортом), сцены для театральных постановок, библиотеки, специальные залы для общения и парковые зоны. Каждый посетитель получал полный комплекс услуг для эстетического наслаждения.

В архитектурном отношении термы представляли собой новый тип общественных сооружений, предназначенных для большого количества людей. Их постройкой римские императоры преследовали ту же цель, что и возведением амфитеатров, - завоевание популярности у населения. Для терм создавались величественные и пространственные строения, отличавшиеся неописуемой роскошью и скульптурами. Бассейны строились из ценного мрамора, рукомойники и сосуды изготавливались из серебра и золота, а полы выкладывались искусной мозаикой.

содержание:
Практическая информация:

Термы Каракаллы после падения Рима

Термы функционировали вплоть до 537 года, когда после очередного нападения варваров все акведуки, поставляющие воду на Авентинский холм, были выведены из строя или перекрыты. Постепенно Термы Каракаллы приходили в упадок, а приход папского правления привёл к их окончательному разрушению, так как в христианском Риме подобные постройки считались языческими. Только в XVI веке, на месте древних руин стали проводить археологические раскопки, которые привели к разграблению античных построек. Так, например, Папа Павел III из рода Фарнезе приказал по возможности использовать руины терм в качестве строительного материала для постройки своего нового дворца.

В последующие годы на руинах терм находили для себя пристанище нищие и социально опасный люд. В конце XIX века их территория была расчищена и приспособлена для культурных мероприятий, проходящих в городе. Например, здесь проводились концерты симфонических оркестров и представления отдельных знаменитых театров. Однако в 1995 году все публичные мероприятия на территории древних терм Каракаллы были запрещены с целью дальнейшего сохранения памятника мирового значения.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

Построенные по приказу императора Каракалла термы в Риме являлись грандиозным сооружением для того времени и предназначались для купания граждан. Термы Каракаллы вполне могут считаться прообразом современных спортивно-развлекательных центров с бассейнами и саунами.

Септимий Бассиан Каракалла - путь к власти

Септимий Бассиан (186-217) — изначальное имя римского императора, которого позднее прозвали Каракалла за то, что он ввел в обиход в Риме широкий галльский плащ-каракаллу, вернувшись из похода против германцев в 213 г. Он был старшим сыном римского полководца, а затем императора Септимия Севера (родился в Африке) и Юлии Домны (родилась в Сирии). Получив хорошее образование и знания в греческой литературе, впоследствии стал военным и с презрением относился ко всем ученым.

Его отец Север, став императором в 196 г., провозгласил себя приемным сыном Марка Аврелия, и тогда его сына Септимия стали именовать Марком Аврелием Антонином как наследника. Еще юношей он поочередно получил все звания и почетные римские титулы: в 196 г. — цезарь, в 198 г. — август.

После смерти отца Септимий и его брат Гета совместно унаследовали власть. Однако спустя год Каракалла обманом заманил брата для переговоров к матери и убил его на ее глазах. Септимий Бассиан был очень жестоким человеком, идущим к своей цели — стать императором — через трупы всех своих родственников: жены и ее родных, брата и 20 тысяч его сторонников. Из-за этого римского императора иногда представляют психически неуравновешенным, однако другие сведения отмечают его незаурядные умственные способности и талант оратора.

Каракалла — римский император (211-217 гг.)

Начало своего правления император Каракалла отметил в 212 г. провозглашением эдикта, объявлявшим всех жителей Римской империи свободными. Однако тут же ввел налоги на граждан, необходимые для снабжения армии.

Одним из исторических сооружений, благодаря которым император оставил память о себе, стали воздвигнутые под его руководством и названные именем Каракалла термы (общественные бани). Их строительство было начато в 206 г.

Император провел несколько военных походов: в 213 г. в Германию и Рецию, где победил алеманов и хаттов и построил оборонительные сооружения на границе Римской империи, в 214 г. — на Средний Дунай. Лелея тщеславные помыслы завоевания Парфянского царства по примеру Александра Македонского, начал готовить поход, во время которого в 217 г. был убит при заговоре преторианского префекта Оппелия Макрина и его сподвижников. Мраморный бюст императора Каракаллы хранится в Пергамон-музее (Берлин, Германия).

История строительства терм

Вопросам мытья и личной гигиены в Римской империи граждане уделяли большое внимание, находя в этом источник наслаждения. Во времена расцвета империи существовала даже наука об устройстве купален и проведении всех процедур в них.

Строительные работы по возведению терм были начаты в 206 г. по приказу императора Септимия Севера, а затем продолжены его сыном Каракаллой.

Одно из важнейших сооружений и достояний Рима, которым ознаменовалась эпоха Каракаллы, — термы Антониниана, которые были достроены к 216 году. Стены терм укладывали из кирпича и тщательно бетонировали, для отделки был использован мрамор (всего 6,3 тыс. кубометров). В работе участвовали более 10 тыс. рабочих и почти 2 тыс. мастеров работали над отделкой всех сооружений. Своим долгим строительством термы нанесли значительный урон государственной казне Рима.

Как политик римский император пытался завоевать расположение народа Рима, у которого в те времена главными развлечениями были состязания в Колизее и купание в банях. В городе насчитывалось почти 80 общественных бань.

Даже после разрушения термы считались одним из чудес света Римской империи и получили свое историческое название - термы Каракаллы.

Термы Каракаллы в Риме: описание

Огромное здание терм по назначению являлось общественными банями, в которых римские граждане получали не только банно-купальные услуги, но и некоторые развлечения, спортивные и интеллектуальные. Это общественное здание поражало размерами, богатством архитектуры и декоративной отделкой.

Размеры всего сооружения составляли 337х328 м, высота его - 38,5 м. В нем могли одновременно находиться 1,5 тыс. человек. По подсчетам современников, ежесуточно в термах купались 6-8 тыс. жителей города. Здание располагалось посреди парка, а вокруг размещались дополнительные постройки. Стены сооружения были выполнены из полированного мрамора и упирались вверху в высокий свод. Как выглядели термы Каракаллы в Риме, фото ниже наглядно демонстрирует.

По заключению ученых-историков, в термах были две библиотеки — просторные залы, находившиеся напротив центрального входа - в отдалении, в парковой зоне. В них располагались ниши со свитками на латинском и греческом языках, к которым подходили небольшие ступени.

Между библиотечными залами установили ряды амфитеатра с сидениями. Перед рядами скамеек был сделан стадион, который просматривался даже из отдаленных комнат термального комплекса.

Просторный парк окружал все сооружения терм, в нем было множество мест для отдыха и философствования. Также на территории располагались художественная галерея, рестораны и магазины.

На территории терм стояло 64 цистерны для воды, приходящей по акведуку. Внизу, в подвалах здания, проходили еще 2 уровня водоснабжения. В первом подогревали воду, во втором был сделан сток для уже использованной. Длина подземных сооружений составляла 4 км.

Устройство терм и внутреннее оформление

Главное здание терм имело размеры 228х116 м и включало 3 помещения для купания:

  • фригидарий — большое неотапливаемое помещение и бассейн с холодной водой;
  • тепидарий (теплый бассейн);
  • кальдарий (бассейн с горячей водой).

В двух последних помещениях стены и пол прогревались с помощью подачи горячего воздуха по специальным пустотам и проемам.

В императора Каракалла термы существовало 4 входа: два из них — с обеих сторон фригидария и два вели в крытые залы. Вокруг широкого кальдария располагались небольшие комнаты для индивидуального мытья. Рядом — большие помещения для общественных собраний.

Все полы были украшены красивой мозаикой, а стены облицованы мрамором. Также внутри термального комплекса стояло множество скульптур: в разное время там находились Фарнезский бык, статуи Аполлона Бельведерского, Геркулеса и Флоры.

По сторонам от главного входа располагались полукругом глубокие ниши-экседры, напротив каждой был гимнастический зал (палестра). Здесь проводились конкурсы, тренировки и игры.

Термы были общественным и культурным центром Рима, в который приходили и бедные люди, и богатые патриции для отдыха и спортивно-познавательного досуга. Здесь были гимнастический зал и стадион для спортивных состязаний, красивый парк, библиотека и театр.

Как купались римляне в термах

При входе в банный корпус посетителей обслуживали рабы, которые их раздевали. Через проемы в большом зале можно было зайти в спортивный зал и сауну. После приема банных процедур римляне проходили во фригидарий с бассейном под открытым небом. Отсюда можно было пройти по лестнице в главный зал, вверху которого был огромный купол. Свод поддерживали 8 больших красных колонн.

В главном зале на полукруглых окнах для украшения были вделаны полупрозрачные пластины из камня, с помощью которых внутри создавалось необычное золотистое освещение. Как выглядели тогда термы Каракаллы? Фото реконструкции главного зала смотрите ниже.

Кальдарий был круглой формы (35 м в диаметре), по его периметру стояли лежанки, на которых можно было отдохнуть или получить сеанс массажа от специально обученных рабов с использованием ароматических масел. Посередине располагался горячий бассейн, вокруг зала - комнаты для индивидуального мытья.

Затем следовали тепидарий и фригидарий — такой план водных процедур (постепенное снижение температуры) был рекомендован древними докторами.

Раскопки терм Каракаллы

Первые археологические раскопки начались по указанию папы Павла Третьего Фарнезе еще в XIV веке: тогда были обнаружены многие произведения искусства, а также подземный храм Митры. Целью раскопок была добыча строительного материала для нового папского дворца.

В результате первых работ были найдены 2 статуи Геракла и 2 порфировые ванны, одну из которых преобразовали в чашу фонтана на площади Форнезе, а другую перевезли в Ватикан. Из земли была выкопана гранитная колонна и затем подарена герцогам Медичи.

По записям в исторических источниках, императора Каракалла термы еще в древние времена периодически использовались для проведения концертов, что было данью уважения исторической памяти этого архитектурного сооружения.

Подземные туннели в термах

В процессе проведения раскопок в подземной части территории, где расположены термы императора Каракаллы, были обнаружены тоннели и Митреум — храм культа Митры, который является самым большим в Риме. Его реставрация стоимостью 400 тыс. евро, во время которой были реконструированы фрагментами своды и пол с мозаикой, длилась несколько лет. Были также восстановлены подземные переходы и соседние помещения.

Митреумы, храмы индоиранского божества договора и согласия, были популярны в Риме в III в., строили их всегда под землей, посередине храма располагался священный зал с ямой для жертвоприношений. Храм Митры в термах Каракаллы был обнаружен в 1912 г.

Сейчас эти подземные переходы и храм открыты для посетителей, но только 2 месяца в году (из-за продолжения реставрационных работ) туда запускают туристов группами по 25 человек.

Что осталось сейчас от знаменитых терм

Термы Каракаллы в Риме действовали более 300 лет и даже прошли реконструкцию. Однако в 537 г. готы разрушили акведук, через который поступала вода, и работа терм была остановлена.

Время, несколько случившихся за эти столетия землетрясений, а также халатность и мародерство некоторых жителей и туристов превратили здания терм в руины.

Но сейчас это не просто развалины эпохи римской империи, которые посещают ежедневно толпы туристов. Начиная с 1937 года, огромные развалины превратились в сцену оперного театра длиной 22 м. В качестве премьеры там была исполнена опера Доницетти.

Самый знаменитый концерт состоялся в 1990 г., выступили три известных оперных тенора: Доминго, Паваротти и Каррерас.

В зрительном зале, под который используют бывший тепидарий, могут находиться после реконструкции 20 тыс. зрителей.

Современное возрождение терм Каракаллы

В память о знаменитом банном комплексе в Италии запущена профессиональная линия косметических средств, называемые Terme Di Caracalla (термы Каракаллы). Косметика для ухода за кожей лица и тела предназначена для использования в спа-салонах и спа-центрах. Женщинам в возрасте она рекомендуется для насыщения кожи витаминами и минералами с добавлением антиоксидантной защиты. Скрабы и гоммажи для тела позволяют освободить дерму от грязи и старых клеток. Очищающая линия «Розовый грейпфрут» способствует регуляции жироотделения кожных клеток. Антицеллюлитные грязи с натуральными составляющими тонизируют ткани с высокой эффективностью.

Воспользовавшись косметикой с таким древним названием, любая женщина почувствует себя особой, приближенной к римскому императору, или представит, как она отдыхает на итальянском курорте.

Как добраться к термам, время работы

Императора Каракалла термы расположены в центральной части Рима по адресу: Via delle Terme di Caracalla, 52. Ближайшая станция метро — CIRCO MASSIMO (линия В), также рядом проходят маршруты автобусов № 160, 188, 628, 671, 714.

Туристов, которые хотят посетить Рим (термы Каракаллы), время работы музея очень заинтересует: открывается он всегда в 9.00, а вот время закрытия зависит от времени года. В апреле-августе — до 19.15, в осенне-зимний период — до 16.30 и 17.00, по понедельникам работает до 14.00. Цена входного билета — 6 евро.

Термы - это общественные бани. Они включали, кроме горячих, теплых и холодных бань, также парильни, залы для спорта и собраний, библиотеку, небольшой театр, художественную галерею и т. д. Именно строительству терм в Древнем Риме уделялось очень большое внимание, так как их посещение было неотъемлемой частью жизни порядочного гражданина. Историки не зря отмечают, что у римлян было 3 главных способа времяпровождения: участие в форумах, лицезрение боев в амфитеатрах и посещение терм. Первые публичные термы были сооружены на Марсовом поле во времена правления Октавиана Августа. Позднее термы строили римские императоры: Нерон, Тит, Каракалла.

Термы Каракалла - это самый грандиозный и сложный комплекс, состоящий из круглых и квадратных залов, маленьких и больших помещений. Драгоценные камни, цветной мрамор, красочные мозаики, яркие ткани - все это украшало некогда знаменитые термы, от которых сейчас остались только руины.

Термы были очень популярными и чтимыми в древнем мире. Именно поэтому их строительство было очень серьезным делом. Существовал даже свод общих правил, по которым эти термы должны были возводиться и оформляться.

Строиться в Древнем Риме первые термы начали еще во II веке до нашей эры, но наибольшей популярностью они пользовались во времена Римской Империи. Именно тогда они обрели свой законченный вид.

Временем основания каракалльских терм традиционно считается 206 год - время правления Септимия Севера. Завершилось строительство в 217 году уже при императоре Каракалле (в честь которого эти общественные бани и были названы).

Каракалл считается одним из самых жестоких правителей. Его отец, умирая, завещал сыновьям жить дружно. Однако сразу после его кончины Каракалл убил своего брата. Опорой его власти была армия, которую он взял под свое покровительство. Он всячески угождал солдатам, назначал им очень высокое жалование, щедро раздавал подарки. Что бы хоть как-то задобрить и горожан, Каракалл приказывал заложить основы терм. Вскоре было построено великолепное здание этих бань.

В Древнем Риме существовало 800 небольших и 5 крупных центров, куда могли сходить граждане, не имеющие своих бассейнов. Весь Рим пересекался гигантскими аркадами из разных ярусов, в зависимости от того, по какой местности они проходят. Новые термы снабжались из аркады, подведенной к Авентинскому холму.

Каракалльские термы были действительно чудом архитектуры. Грандиозные и потрясающие сооружения, объединенные в единый комплекс. Стены каракалловых терм были сделаны из толстого бетона, а сверху покрыты тонким слоем мрамора, от чего создавалось впечатление небывалой роскоши и хрупкости. На самом деле, термы представляли собой очень прочную конструкцию.

Посередине засаженного различными растениями участка располагалась , чья площадь составляла более 10 гектаров. Западная ее сторона буквально являлась продолжением Авентинского холма, а восточная располагалась над соседней долиной. Держалась она благодаря арочной конструкции высотой примерно с пятиэтажный дом. Под платформой располагалось нечто, похожее на склад, там оставляли топливо и цистерны с водой.

Центральная арка представляла вход в термы. Сюда вела дорожка, обсаженная со всех сторон кипарисами. Двери центрального входа были отделаны бронзой и окружены мраморной выкладкой.

Вошедший через главную арку сразу попадал в холл. Здесь рабы принимали у посетителей одежду. Холл плавно перетекал в просторный зал, в котором было только 3 стены, а там, где по идее должна была быть четвертая, начинался бассейн, в воде которого отражались лучи солнца, так как он находился под открытым небом. Римляне считали, что купаться в холодной воде в закрытом помещении вредно для здоровья. Этот бассейн получил название «фригидарий», то есть «холодная баня».

В центре здания находился главный зал, куда вела широкая лестница. Это было очень высокое помещение. Отмечалось, что здесь запросто поместилась бы одна из . В зале были большие окна, только вместо стекла в них были вставлены тонкие пластины из слоновой кости. Гранитные колонны которые поддерживали свод. В главном зале были 2 большие ниши, в которых стояли статуи, изображавшие подвиги Геракла.

Чтобы сохранить в зале теплый воздух, все коридоры, которые вели отсюда, были изогнутой формы. По ним можно было пройти в кальдарии, то есть «горячие бани». Все кальдарии были круглой формы. В центре располагался бассейн, а по его краям - множество ванн с горячей водой. Здесь всегда было жарко из-за постоянно поддерживаемого сухого пара. Посетитель мог прилечь на мраморные лежаки, которые тянулись вдоль стен. По желанию клиента, рабы по первому слову были готовы натереть благовониями или помассировать спину.

Над всеми термами нависал купол, который, пожалуй, был самой необычной частью этого заведения. Вытянутый, он казался яйцевидной формы и был разделен на небольшие участки, в которых находились розетки, отчего напоминал звездное небо. Посередине купола было небольшое отверстие, через которое в центр зала опускался столб света.

Рядом с кальдариями располагались маленькие комнатки в форме подков. Здесь температура была поменьше. В этих небольших помещениях изнеженные римляне могли передохнуть, здесь размещалось множество произведений искусств (скульптуры, барельефы, мозаика). Эти творения были сделаны по заказу лучшими мастерами Рима, а некоторые привозились из других .

Даже пол в термах был необыкновенным - он весь состоял из маленьких камешков, раскрашенных в разные цвета. Эта мозаика складывалась в изображения птиц, рыб, животных, а иногда и совершенно фантастических животных.

После бани можно было выйти во внутренние дворики. Здесь были построены специальные беседки, где обычно собирались, чтобы пофилософствовать. Рядом располагалась библиотека, где хранились книги на латыни и на греческом языке.

Позади терм были построены стадионы, где тренировались гимнасты. На специальных трибунах можно было наблюдать за состязаниями атлетов, а при желании поучаствовать самим.

В V веке термы еще действовали, но в 537 году всему пришел конец: очередные варвары перекрыли акведуки, чтобы уморить осажденный город жаждой, все бани были заброшены. Люди вернулись сюда только в XVI веке, чтобы провести раскопки. Тогда Павел III Фарнезе добывал себе материал для дворца. На поверхность были извлечены две статуи Геракла, две порфирные ванны, одна из которых приспособлена на площади Фарнезе под фонтан, а другая красуется в ватиканском Бельведере, и гранитная колонна, отправленная в подарок герцогам Медичи.

В наши дни без пояснительных табличек и не разберешь, где в термах раньше была раздевалка, а где - бассейн: сейчас по этим руинам бродят дикие кошки и гнездятся птицы. А когда-то в этом комплексе (337 на 328 метров) могли одновременно мыться 1 600 человек.

Однажды древние площадки терм служили площадкой для проводимых здесь летних олимпийских игр. Были термы приспособлены и под концертную площадку. В 1937 г. в бывших термах оборудовали летнюю площадку римского оперного театра. На огромной сцене (1 800 квадратных метров) устраивались грандиозные представления. Наиболее удачной была постановка оперы Дж. Верди «Аида», когда на сцене появлялись кони, верблюды и даже слоны.

С 1995 г. в целях сохранения античного памятника представления в термах не проводятся.

Для времен заката великой Римской империи были характерны огромные, масштабные сооружения. Термы, построенные императором Каракаллой с необычайным размахом для своего народа, служили римлянам баней, спортивным комплексом, библиотекой, концертным залом, местом для встреч, увеселений и философских споров. В наши дни, руины, оставшиеся от Терм Каракаллы, — не только свидетельство вкусов цивилизации античного Рима, но и одна из современных площадок для зрелищных спектаклей современности.

История

Термы, или бани, были широко распространены в Римской империи. Строительство этих терм началось в 206 году, во время властвования императора Септимия Севера. В 217-м, уже после его смерти, они открылись для посетителей. В это время у власти находился жестокий и деспотичный император Каракалла.

Население Рима становилось все более изнеженным и требовательным, ценность труда падала. Для избежания волнений император регулярно совершал щедрые даяния населению в виде хлеба, гладиаторских боев и прочих увеселений. Одним из таких масштабных «развлекательных комплексов» для народа Рима стали грандиозные Термы императора Каракалла.

Еще в V-м веке Термы считались одним из чудес Рима, но уже в 537 году они существенно пострадали от готов и впоследствии пришли в запустение. Христианство, укрепляющее свои позиции в Риме, пренебрежительно относилось к этому храму языческих удовольствий, поэтому на протяжении многих веков здание не охранялось властями.

С XVI века Термы стали предметом интереса археологов и историков. Здесь было найдено множество античных скульптур, а в 1938-м году в руинах терм был найден крупнейший в Риме митраистский храм.

Особенности архитектуры

Термы представляли собой внушительное здание площадью примерно 400 на 400 м. По грандиозности эта постройка сопоставима с такими сооружениями как Колизей или мавзолей Адриана, и является характерной для этого периода римской истории.

Посетитель входил в термы через огромную арку главного входа, облицованную мрамором и бронзой. Рабы принимали у него одежду и он попадал в обширное помещение, заканчивающееся открытым бассейном величиной с пруд.

В составе стен использовался римский бетон. Для этого сначала выстраивалась форма из камня и кирпичей, в которую заливался состав. Благодаря этому приему стены становились очень прочными.

Изнутри стены здания были облицованы мрамором. Над помещением парил свод, поддерживаемый колоннами такого диаметра, что одну из них не смогли бы обхватить пять человек, взявшись за руки.

Колонны лишь производили эффект поддержки купола, они не смогли бы выдержать тяжесть свода. На самом деле его вес распределялся по стенам, но архитектор искусно скрыл это. Через круглое отверстие в куполе уходил пар. Оттуда же спускался свет и, подобно прожектору, перемещался по залу по мере движения солнца.

Внутри здания, в основном помещении, было несколько бассейнов с водой разной температуры: теплой, средней теплоты и прохладной.

Римляне считали, что купание в закрытом бассейне с прохладной водой приносит вред здоровью. Поэтому такие бассейны строили только на открытом воздухе.

В специальных помещениях посетители могли насладиться массажем, спортивными играми, публичными представлениями и общением между собой. Отдельная комната была отведена под библиотеку.

Помещение было богато украшено скульптурами и другими произведениями искусства. Особенно впечатляющими были две статуи отдыхающего Геракла, статуя Флоры, а также знаменитый Фарнезский бык.

Скульптура была обнаружена лишь в 1546 году и была восстановлена под наблюдением самого Микеланджело. В настоящее время она, вместе с рядом других достопримечательностей Терм, находится в Археологическом музее Неаполя.

В стенах залы находились большие окна, застекленные матовым материалом, по цвету похожему на слоновью кость. Стены украшала цветная мозаика, повествующая об истории Рима, о сражениях и о мифических существах.

Под залами располагались хозяйственные отделы, в которых происходило отопление полов и стен залов. Двойные покрытия предохраняли полы от перегрева. Благодаря этой системе отопления, в банях постоянно поддерживалась комфортная температура.

Современный облик

В наши дни некогда оживленные Термы выглядят как скопление руин, в которых едва угадываются обширные залы, переходы и колонны. Издалека они выглядят как часть природного пейзажа, притягивая взгляд своей архаичностью и размахом.

Без специальных пояснительных табличек или подписей к фото сейчас невозможно узнать, где находились те или иные помещения, а о исходном назначении памятника догадаться может только хорошо знающий историю человек. Некогда, это здание могло вместить более 1600 посетителей, но сейчас его постоянными обитателями стали лишь кошки и ящеры.

В начале XX столетия здесь появилась площадка для представлений римской оперы. Сцена позволяла проводить масштабные концерты. Одна из постановок, опера Дж. Верди «Аида» запомнилась тем, что во время спектакля на сцене появлялись верблюды, кони и даже слоны.

В 1995 году, в целях поддержания сохранности сооружения, театральная площадка была закрыта. В наши дни опера вновь возвращается в здание легендарных Терм, используя их как интерьер для премьер и классических постановок.

Среди последних концертов, проводимых на этой площадке: Мадам Баттерфляй, Богема, балетный спектакль по мотивам творчества Pink Floyd и выступление Элтона Джона.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: Viale delle Terme di Caracalla. Roma, Италия.

Время работы: с 09:00 до 18:15 , в понедельник - до 14:00 .

Часы могут меняться в зависимости от сезона. Телефон администрации: +39 06 3996 7700

Цена посещения — 6 евро , а аудиогида - 5 евро .

Также Термы Каракалла входят в стоимость объединенного билета на 3 исторические достопримечательности по цене 7,5 евро.

Цена на оперный концерт может колебаться от 20 до 100 евро . На представления с участием звезд цена билета может достигать 250 евро .

Как добраться?

Доехать можно на метро : линия B, станция Circo Massimo. Подходят автобусы № 118, 160, 628, 671, 714

Вконтакте