Обозначение темы чужой речи примеры. Способы передачи чужой речи

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Урок 88. Предложения с прямой речью.

Знаки препинания при них

Цель урока : углубление понятия «прямая речь», выработка навыков постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложениях.

Методические приемы : повторение, объяснение учителя, работа со схемами и таблицей, выразительное чтение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант:

Колорит, зодчество, апофеоз, информация, монумент, воображение, талантливый, секретарь, стипендия, митинг, депутат, диплом, постамент, пьедестал, каникулы, сезон, фантазия, информировать.

II. Слово учителя

Способов передачи речи довольно много. Это, во-первых, предложения с прямой речью. Прямая речь - это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес или написал.

Уточним. Во-первых, воспроизвести можно не только слова, но и мысли: Только бы меня не спросили!» - подумал Андрей.

Во-вторых, выражение «чужая речь» условно. И сам говорящий может воспроизвести свою речь. Например: Я попросил учителя: «Повторите, пожалуйста, вопрос».

Можно использовать косвенную речь. Например: Я попросил, чтобы учитель повторил вопрос.

Эту же информацию можно передать предложением с дополнением: Я попросил учителя повторить вопрос.

Обратимся сначала к уже знакомой вам прямой речи.

III. Повторение

Вспомните, что такое прямая речь? Приведите примеры предложений с прямой речью.

Как называются слова говорящего (пишущего)?

Как ставятся знаки препинания при прямой речи?

IV. Работа с учебником

Прочитайте § 35, найдите новую для вас информацию о прямой речи и знаках препинания при ней.

V. Составление таблицы «Схемы предложений с прямой речью»

Выполняем таблицу на доске и в тетрадях.

Схемы Примеры
А: «П». Фотограф пошутил: «Сейчас вылетит птичка».
А: «П!» Прозвучала команда: «На старт!»
А: «П?» Она тихо произнесла: «Можете ли вы простить меня?»
«П», - а. «Лесть и трусость - самые большие пороки», - громко промолвила Ася.
«П!» - а. «Внимание!» - вдруг раздался голос из динамиков.
«П?» - а. «Который час?» - спросил прохожий.
«П, - а, - п». «Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать».
«П! - а. - П». «Вот это приключение! - воскликнул Том. - Об этом я и мечтал».
«П? - а. - П». «А что же главный герой? - подумает читатель. - Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше».
«П, - а. - П». «Моя работа кончена, Паоло, - сказал он мне однажды.- Береги себя и возвращайся домой».

Комментарий к таблице . Можно попросить учеников устно привести свои примеры на разные случаи предложений с прямой речью. Добавим, что этими схемами не исчерпываются варианты таких предложений. Например, восклицательный и вопросительный знаки могут стоять в обеих частях прямой речи, разорванной словами автора.

Понаблюдаем, какие глаголы со значением речи и мысли встретились в примерах. Добавим другие примеры.

VI. Тренировочные упражнения

Упр. 392 - устно; выразительное чтение; составление схем предложений - письменно.

Упр. 393 (I) - письменно. Предварительно прочитать предложения, соблюдая правильную интонацию, ответить на вопрос упражнения.

Домашнее задание

§ 35, упр. 393 (II); придумать примеры к схемам таблицы.

Урок 89. Диалог

Цель урока: закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложениях, познакомить учеников с понятием диалога и с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога.

Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа со схемами, выразительное чтение, объяснительный диктант, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Орфография. В каких словах пишется буква и :

1) вязальные спиц..., 2) цариц...ны черевички, 3) ц...ганский табор, 4) ц...гейковая шуба, 5) вз...мать налоги, 6) сердито ц...кнуть, 7) средство от ц...нги, 8) панц...рь черепахи, 9) древняя ц...вилизац...я, 10) об...грать соперника. (Ответ: 4, 5, 7, 8, 9.)

II. Проверка домашнего задания

1. Работа со схемами.

Схемы должны быть написаны на доске и пронумерованы. Ученики по очереди читают примеры, соответствующие схемам. Можно усложнить задачу: один ученик читает пример, другой называет номер схемы, которой пример соответствует; затем второй ученик читает свой пример и следующий человек называет схему и т. д.

2. Упр. 393 (II).

Устные ответы на вопросы упражнения, выразительное чтение, соотнесение предложений со схемами.

> Способы передачи чужой речи

Чужая речь - речь другого лица по отношению к говорящему, а также речь самого говорящего, произнесённая ранее.

Способы передачи чужой речи

прямая речь

косвенная речь

несобственно-прямая речь диалог цитация

Прямая речь предназначена для точного воспроизведения содержания и формы чужой речи. Подобные конструкции состоят из 2 частей:

Конструкции с прямой речью могут иметь разное строение.

А - П: Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью и вот тебе деньги. Пиши обо всём, я тебе во всём помога» (Л.Н. Толстой). Вдруг лицо его изменилось и, обернувшись к Аркадию, он, как бы с смущением, проговорил: «Одинцова приехала» (Тургенев).

П - А: - Достаточно было одного «да». Три - это слишком, - упрекнул Федерико (Токарева). - Ну, уж не спрашивайте, - сказал Манилов (Гоголь). - Чем я заслужила такую честь? - смеясь спросила Зина (Искандер). - Восемь рублей, - проговорил с расстановкой толстяк (Тургенев).

П - А - П: - Ты думаешь, чей это ресторан? - лукаво спросил меня Феллини. - Её или его? (Токарева). - Нет, ты не можешь отказаться, - говорил Ноздрёв, горячась, - игра начата! (Гоголь). - Культура, - говорил он, - это не количество прочитанных книг, а количество понятых (Искандер). - А что, Ваня, - ласково заговорил Федя, - что, твоя сестра Анютка здорова? (Тургенев).

Косвенная речь предназначена для передачи лишь содержания чужой речи.

Конструкции с косвенной речью представляют собой СПП с изъяснительным придаточным: Но он мне сказал, что в реальной возможности путешествий во времени я могу легко убедиться (Войнович). Херувимову кто-то сказал, что будто бы Руссо в своём роде Радищев (Достоевский). Русский генерал кричал, требуя, чтобы остановлена была конница… (Л.Н. Толстой). Пожав его руку, я спросил, как он оказался в Мюнхене (Войнович). Я спросил Руди, летал ли он сам на машине времени (Войнович).

Выбор средства связи (союза, союзного слова) главного и придаточного обусловлены типом исходного ПП по цели высказывания (повествовательное, вопросительное либо побудительное).

Тип ПП

Средство связи

Прямая речь

Косвенная речь

повество-вательное

что, будто (бы)

Студент сказал: «Я выступлю на конференции с докладом об обеспечении экологической безопасности региона ».

Студент сказал, что он выступит на конференции с докладом об обеспечении экологической безопасности региона .

побуди-тельное

чтобы

Председатель комиссии распорядился: «Составьте и подпишите резолюцию».

Капитан приказал матросам: «Сложите паруса, надвигается шторм».

Председатель комиссии распорядился, чтобы составили и подписали резолюцию.

Капитан приказал матросам, чтобы они сложили паруса, так как надвигается шторм.

вопроси-тельное

относительное местоимение (вместо вопроситель-ного), ли, ли…ли

«Когда будет экзамен по высшей математике?» - спросили студенты преподавателя.

Сотрудники поинтересовались: «Что должно входить в годовой отчёт?»

«Вы сможете решить подобную задачу на олимпиаде?» - спросил нас учитель по физике.

Студенты спросили преподавателя, когда будет экзамен по высшей математике.

Сотрудники поинтересовались тем, что должно входить в годовой отчёт.

Учитель по физике спросил нас, сможем ли мы решить подобную задачу на олимпиаде.

Местоимения и глаголы употребляются в конструкциях с косвенной речью с позиции говорящего. При переводе прямой речи в косвенную возможны изменение порядка слов, «утрата» отдельных элементов (частиц, междометий, вводных слов): «Вероятно, завтра весь день будет лить дождь», - сказал, приятель. - Приятель предположил, что завтра весь день будет лить дождь. «Проверьте наличие пропусков», - сказал диспетчер. - Диспетчер велел проверить наличие пропусков.

Несобственно-прямая речь - способ передачи чужой речи, который сочетает в себе элементы прямой и косвенной речи. В таком высказывании полностью или частично сохраняютсялексические и синтаксические особенности, манера речи говорящего, однако повествование ведётся от лица автора, а не персонажа: Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нём, какая-то ищущая, неопределённая, печальная тревога, всё не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нём тогда происходило! Сам Аркадий осудил бы его (Тургенев).

Диалог (диалогическое единство) - прямая речь, представляющая собой разговор 2 или более лиц. Диалог состоит из реплик - слов каждого лица, участвующего в разговоре. Реплики связаны между собой по смыслу и по структуре. Они могут сопровождаться словами автора:

- Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведён в гвардию, - просила она.

- Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, - отвечал князь Василий, - но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее (Л.Н. Толстой).

Основные типы диалога

1. Диалог, состоящий из вопросов и ответов:

- Какая глубокая старина!.. Сколько может быть этой книжке? - спросила она.

- Я боюсь определить точно. Приблизительно конец семнадцатого века, середина восемнадцатого... (Куприн).

2. Диалог, состоящий из незаконченной первой реплики и продолжающей её второй реплики:

- Ваше сиятельство, я полагал...

- Ты полагал! - закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. - Ты полагал... Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать… (Л.Н. Толстой).

3. Диалог, реплики которого связаны одним предметом мысли и являются высказыванием о данном предмете мысли:

- «Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир».

- «Кабы я была царица, -

говорит её сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

- «Кабы я была царица, -

В письме к одной своей приятельнице Гюстав Флобер пишет: «Я опять возвращаюсь в мою бедную жизнь, такую плоскую и спокойную, в которой фразы являются приключениями, в которой я не рву других цветов, кроме метафор» (Вересаев). Достоевский почувствовал и отметил эту болезнь славянофильства - недостаток ясности и сознания - «мечтательный элемент славянофильства» , как он выражается. «Славянофильство до сих пор ещё стоит на смутном и неопределённом идеале своём. Так что, во всяком случае, западничество всё-таки было реальнее славянофильства, и, несмотря на все свои ошибки, оно всё-таки дальше ушло, всё-таки движение осталось на его стороне, тогда как славянофильство не двигалось с места и даже вменяло себе это в большую честь» (Мережковский). Как подчеркнул на посвящённой форуму пресс-конференции председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, «решение это было принято по простой причине: мы хотели показать новый Сочи нашим -делегатам» (Клокова, Лощихина (http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/158429)).

сгенерировано за 0.029183149337769 сек.

Разминка Слова, вводящие прямую речь, называются… Слова, вводящие прямую речь, называются… Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму. Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму. Разговор двух, реже нескольких лиц. Разговор двух, реже нескольких лиц. Слова, обращенные к собеседнику. Слова, обращенные к собеседнику.


Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения. Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения. Дословная выдержка из какого- либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Дословная выдержка из какого- либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь? Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь? Разминка


Разминка Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное? Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное? Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи? Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи? Назовите способы передачи чужой речи. Назовите способы передачи чужой речи.


Способы передачи чужой речи Группа А Определите способ передачи чужой речи. Определите способ передачи чужой речи. «Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг», - советовал К.Г. Паустовский. «Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг», - советовал К.Г. Паустовский. М. Горький писал, что книга научит уважать человека и самих себя. М. Горький писал, что книга научит уважать человека и самих себя. Учитель говорил нам о роли книг в жизни человека. Учитель говорил нам о роли книг в жизни человека. Группа В Передайте чужую речь разными способами. Передайте чужую речь разными способами. «По кругу чтения можно определить человека». «По кругу чтения можно определить человека».


Предложения с прямой речью Группа А Расставьте знаки препинания. 1. Где же крепость спросил я ямщика. 2. Пугачев посмотрел на Швабрина и сказал с горькой усмешкой Хорош(?) у тебя лазарет. 3. Если бы у меня был табун в тысячу кобыл сказал Азамат я отдал бы его за твоего Карагеза. 4. Ты бредишь слепой сказала она я (ни)чего не вижу. Группа В Запишите предложения, поставив слова автора в середине прямой речи. 1. Я памятник воздвиг себе нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа. (писал А.С. Пушкин) 2. Василиса Егоровна прехрабрая дама. Иван Кузмич может это засвидетельствовать. (заметил важно Швабрин) 3. А почему ехать вправо? Где ты видишь дорогу? (спросил ямщик с неудовольствием)


Предложения с косвенной речью Группа А Группа А Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной. 1. «Славная песня, сват», - сказал винокур. 2. «И все-таки на деньги играть не надо», - задумчиво сказала Лидия Михайловна. Группа В Группа В Замените косвенную речь прямой, усиливая экспрессивность речи междометиями, вводными словами, обращениями и т.д. Замените косвенную речь прямой, усиливая экспрессивность речи междометиями, вводными словами, обращениями и т.д. 1. Отец восхищенно крикнул, что они молодцы и что сегодня все будут веселиться. 2. Покраснев еще сильнее, она сказала, что Филька говорит глупости.


Способы цитирования Назовите способы цитирования. В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». О языке комедии «Горе от ума» А.С. Пушкин писал:»О стихах не говорю, половина должна войти в пословицы». О языке комедии «Горе от ума» А.С. Пушкин писал:»О стихах не говорю, половина должна войти в пословицы».


Способы цитирования По словам Д.С. Лихачева, «у человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно». По словам Д.С. Лихачева, «у человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно». С.Я. Маршак писал, что «литературе нужны так же талантливые читатели, как и талантливые писатели». С.Я. Маршак писал, что «литературе нужны так же талантливые читатели, как и талантливые писатели».


Итоговая работа Книга поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Книга поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. М. Горький Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. М. Горький Группа А: введите цитаты в предложения разными способами. Группа В: напишите небольшое эссе о роли книг (литературы), включите цитату известным способом.


Итог урока Что в работе для вас было самым сложным и самым интересным? Что в работе для вас было самым сложным и самым интересным? Что еще нужно повторить? Что еще нужно повторить? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Узнали ли вы строки из изученных произведений? Назовите их. Узнали ли вы строки из изученных произведений? Назовите их. Какую строчку, мысль вы уносите с собой? Какую строчку, мысль вы уносите с собой?




Синтаксические: конструкции с прямой речью, свободная пр., косвенная р. (конструкция с..)

Текстовые: тематическая речь и речь несобственно прямая

Бахтин: активное выражение одного высказывания к другому.

Несобственно-прямая речь связана с проблемами точек зрения в тексте. Повествование сквозь призму сознания другого. Нпр – стилистическое текстовое явление, когда, анализируя стиль автора, взаимоотношений автора и персонажей, мы понимаем, что речь принадлежит не автору. Вкрапление персонажей речи в речь автора.

Это польстило ей, и она стала рассказывать ему, с чувством и убедительно Чехов

Дамы города N были то, что называется презентабельны Н.В.Гоголь

Тематическая речь – явление текста, когда нам сообщается о темах, микротемах текста, они перечисляются,названы, но сама речь не развертывается, «выключается звук».

Варвара Павловна скромно рассказывала о Париже, о своих путешествиях, о Бадене (Тургенев)

Выдумки, сплетни, любезности медом текли с уст его (И.С.Тургенев)

Конструкция с косвенной речью – используется структурная модель сложноподчиненного предложения с изъяснительным придаточным. Кср не уникальны, однако характер использования накладывает на нее ограничения. Это не любые СПП с изъяснительными предложениями.

И все чаще спрашивала его, что значит то или другое книжное слово, чуждое ей. Если мы хотим выразить модальные оттенки (желательность, приказание).

Элен, очень мало говорившая весь вечер, опять обратилась к Борису с просьбой и ласковым, значительным приказанием, чтобы он был у нее во вторник.

Если эта конструкция имеет вопросительное значение, то призывается на помощь союз-частица ли.

Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева. (А.С.Пушкин)

Если выражается неопределенность, то будто.

Говорят, будто Соленый влюблен в Ирину и будто возненавидел Барона. (А.П.Чехов)

Ноздрев отвечал на все пункты, даже не заикнувшись… На вопрос, не шпион ли он и не старается ли что-нибудь разведать, Ноздрев отвечал, что шпион… (Н.В.Гоголь)- косвенная речь

Прокуратор. Страшно даже ему сказать… но по городу распространился слух, что будто Чичиков… Наполеон.

Ноздрев. Без сомнения – диалогическое единство.

Конструкция с прямой речью - уникальная синтаксическая конструкция, бином, состоит из слов автора (вводящих слов) и собственно прямой речи. Уникальны как обе части, так и их взаимодействие. Может быть выражена словами другого языка (Толстой), она может иметь любой объем. Слова могут быть в интерпозиции, постпозиции, препозиции. Речь может разрываться, быть монолитной. Нет скреп, но это не бессоюзное предложение, т.к. предложение – линейная структура, а слова автора и прямая речь могут взаимопроникать друг в друга. Н.С.Поспелов предлагал термин «сочленение», имея в виду позиционные отношения, интонационные между словами автора и прямой речью. А.Г.Руднев характеризовал слова автора как подобие вставных или вводных компонентов. (Он сказал… по его словам…). Несмотря на изоморфность, прозрачность, логичность, слова автора не обладают модальной доминантой, не выражает субъективную и объективную модальность. Уникальное явление!

Как же взаимодействует прямая речь и слова автора?

1.Информативно, не важно что говорится, а кому принадлежит речь. Ася сказала: лесть и трусость – самые дурные пороки

3.Необязательно передача внешней речи, могут совмещаться внешняя и прямая речь. - Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, - недружелюбно насупившись, проговорил кот. - И еще считаю долгом предупредить, что кот - древнее и неприкосновенное животное. (М.А. Булгаков)

«Эта барышня брезгает мною, - подумала Варвара Павловна, крепко стискивая холодные пальцы Лизы, и, обернувшись к Марье Дмитриевне, промолвила вполголоса: А она прелестна!» (И.С. Тургенев) – в одной конструкции Тургенев сталкивает внутреннюю и внешнюю речь. Демонстрирует значимость, не сугубо служебную функцию вводящих авторских слов.

Какой ужас! – громко сказали дамы (Гончаров «Обрыв») – конструкция с прямой речью только в школьном понимании абсолютно буквальна. Об этом свидетельствует

эстетическая условность изображения чужой речи. Зависит от рода, жанра, произведения – жанроспецифические режимы речи.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Ирина Анатольевна Мартьянова. Синтаксис современного русского языка

семинар... С в Май курсовой экзамен Если посещение хорошее выполняем задания то в балльной системе Если достижения Будут проверочные работы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

План разбора простого предложения
1. По интонации · восклицательные / невосклицательные 2. По цели высказывания · Повествовательные / вопросительные / побудительные (части сложного предложения, э

Трудные случаи разбора простого предложения
Вайль «Стихи про меня» - стихотворения и интерпретация стихотворения. Но для женщины прошлого нет (1). Разлюбила - и стал ей чужой. (И.А.Бунин)

Докоммуникативные единицы синтаксиса. Словосочетание.
(Золотова – словосочетания и сочетания слов) Ильенко С.Г., Бабайцева, Максимов (согласование, управление, примыкание) Словосочетание– (Белошапкова) слово и словоф

Словосочетания и предложения
(есть в экране – синтаксис стр.2) Предложение Словосочетание Функция

Семантическая характеристика словосочетания
ОБЪЕКТНЫЕ посадить дерево, воспитать ребенка, написать книгу, сшить платье, почувствовать красоту, радоваться встрече, заниматься литературой, увлекаться музыкой &nb

Характеристика связей в словосочетании
Сильная синтаксическая связь – обязаетльная и предсказуемая, облигаторная. Я восхищаюсь (требует объекта), дарить (кому, что). У дарить – валентность 2. Вечереет – нулевая валентнос

Согласование может быть условным, семантическим, полным и неполным.
Венский кофе (условное согласование) Большой плакса, большая плакса (семантическое согласование со словами общего рода, ж.р. вместо м.р. – в ситуации языковой игры, иронии). Полное – во всех формах

Количество компонентов
Словосочетаниябывают простые, сложные, комбинированные. 2 компонента (глав., зависим: читать в библиотеке, читать лежа) – простое, больше 2х – сложное (читаю журна

Неполное предложение
вопрос: Роль эллипсиса в коммуникативном аспекте высказывания. Парадокс неполного предложения (Iljenko): коммуникативное преимущество при грамматической «ущербности». (карточка: Типы неполных пр

Парадигма предложения
Синтаксический индикатив Наст. вр. Он работает. Ребенок послушный Прош. вр. Он работал. Ребенок был послушным/ послушный.

Типы предложений по цели высказывания
(вопросит., побудит., повествоват. предложения) семантика, структура, функции (первич., вторич.), типы. Повествовательное предложение – констатация. Мне приходит охота помучить

Типы вопросительных предложений
· общевопросительные · частновопросительные Общевопросительные – о ситуации в целом, даже если другое начало. почему в сердце смута, веселье и страх и кровавые мальчики в теле

Вторичные функции
в значении побудительных: Где твой кинжал? (Борис Годунов. Пушкин) значение: ну, хочешь, ну, убей. Вы не знаете, который час? (косвенный речевой акт)

Побудительные предложения
Семантика побуждения может быть дифференцированной. (Довлатов) Вспомните лица членов политбюро! (И.Ильф) Перестаньте влачить жалкое существование, надоело! Не убейся, подлая! Не

Структура побудительных предложений
-повелительное наклонение Давате споем что-нибудь божественное! (Чехов) -инфинитив А подайте сюда Ляпкина-Тяпкина! Границы побудительных предложений

Повествовательные предложения
Констатация факта, событий, явлений. Если предложение выражает наше отношение к действительности и сообщаемому, то в них выделяется 2 основных типа: · коммуникативно-ориентиров

Разряды вводных компонентов по значению
Традиционное школьное представление о типах вводных компонентов: оценка, уверенность, организуют сообщение, могут устанавливать контакт. Даже, якобы.- не вводные. · собстве

Определение, дополнение, обстоятельство Второстепенные члены предложения. на карточку.
полный смысла – адъективно-субстантивн., сильное управление, в каком-то смысле комплетивное ДЗ номер предложений. карточки. СУП, Бабайцева, сложные случаи определения второ

Способы выражения подлежащего
И сразу оба замолчали – подлежащ.числительное Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони (Л.Толстой) – инфинитив. 24 человека –

Разбор СПП
СПП – ядро поля сложного предложения, остальное, возможно, текст. Союз Союзное слово 1.Служебная часть речи 2.Не член предлож

Типы придаточных предложений
ЕГЭ ориентируется на традиционный подход (Бархударов, Крючкова), но один из распространеннейших учебников Бабайцевой ориентируется на логико-грамматическую классификацию (подлеж.определительные и т

Знаки препинания с союзом как
Сравнительный оборот: запятая ставится, если это живой сравнительный оборот – ставится если это штампы – запятые не ставится (черный как уголь, быстрый как лиса).

Последовательное однородное и неоднородное подчинение
Группа занималась в аудитории, чтобы подготовиться – неоднор.подчинение. Я оглянулась посмотреть не оглянулась ли она, чтоб посмотреть не оглянулся ли я – последовательное по

Гак В.Г.
План ответа: Учение А.А,Шахматова об односоставном и двусоставном предложении. Введение новой оппозиции «однокомпонентные-двукомпонентные., противоречие ее саморепрезентации в русской грамматике.

Темно в окнах (А. П. Чехов).
Шахматов, а затем Пешковский обратили внимание читателей на конкуренцию односоставных и двусоставных предложений. На мотивированный выбор 1-с. и 2-с предложений. Благода

Не нагнать тебе бешеной тройки (Н. А. Некрасов).
Несчастная любовь, долги, женитьба, творчест­во, конфликт с государством. (Довлатов)– односоставные номинативные Родина - это мы сами. Наши первые

Бытийные односоставные
-предметно-бытийные– предполагают конкретное значение предмета -собственно-бытийные – добавляется время, пространство 2. Оценочно-бытийны

Проблема вокативного предложения
С о н я (тоном упрека). Дядя! (А. П. Чехов) Под этим термином понимается изолированное обращение, которое используется как самостоятельное высказывание с фиксированным коммун

Односоставные глагольные предложения
Признаки сравнения Определенно-личное Неопределенно-личное безличное 1.Семантика 2. Синтагматика

Вопрос об обобщенно-личных предложениях
-односоставные, глагольные, по форме совпадающие с опр.лич. и неопр.лич. но с обобщенной семантикой. Обобщенность семантики может быть присуща самым разным типам предложений (двусостав. и

Безличные предложения
- односоставное (глагольное) предложение, главный член которого называет процесс или состояние независящее от его субъекта и выражается этот главный член (см.таблицу). Безличные пре

Инфинитивные предложения
В морфологии определяется противоречиво сущность инфинитива: -как глагольное имя -как отдельная, самостоятельная часть речи -простое голое выражение идеи действия

Модальные характеристики инфинитивных предложений
Сейчас послать за Шуйским. А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! приказ Унять старую ведьму! (Пушкин «Капитанская дочка») К Татьяне Юрьевне хоть раз бы

Второстепенные члены предложения
новый взгляд на иерархию главных и второстепенных членов предложения в синтаксисе. Тридиционно и в двусоставных, и в односоставных предложениях дифференцируются главные и второстепенные чл

Пешковский
До Пешковского языковеды в основном рассматривали ОЧП как сокращенные предложения, слитные предложения, аналог придаточных. Пешк. также усматривакт аналогию в интонации, строе, семантике с придаточ

Бессоюзное сложное предложение в русском языке
Ломоносов не употреблял термин «предложение», он использовал «слово» для обозначения предложения. «Слово тем великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше». Но я другому отдана;

БСП (синоним СПП)
Подумай об этом, пожалуйста, неслегка: дело идет о жизни (Пушкин в письме). Шиллеров в чистом виде не бывает – их выдумали (Достоевский) Я денег не боюсь; они ме

Роль слов автора в конструкции с прямой речью
Слова автора могут быть полифункциональны. Они участвуют в выражении актуального членения. Как правило, слова автора в интерпозиции подчеркивают рему. Ильенко в «Синтаксич.единицы в тексте» («Русис

Разговорная речь зависит от ситуации (предсказуемая и стандартная). При этом ситуация должна быть визуально-чувственной.
РР связана с жестом. Мне эта дача уже во! Зависимость фразы от жеста влияет на использование предлогов, наречий, инфинитива. На когда вам взять билеты? Вы как насчет пообедать? О

Многое в разговорном синтаксисе обусловлено фактором языковой игры (ирония, шутка, парадокс).
Нарушения законов сочетаемости слов: Я охромела на один звук. Книга на импортном языке. Беру собаку под уздцы и на улицу. Абсолютивное употребление глаголов: Малыш не изъявлял. К

Способы выражения чужой речи.
Соотношение ССЦ и абзаца (Ильенко). Разные единицы. ССЦ – синтакс.единица, абазаца – пункуц., логич., интонац. единица композиционно-стилистическая =: совпадение и несовпадение в разных сти