Григорианский календарь сколько дней в году. Юлианский и Григорианский календарь — чем они отличаются

С измерением одних величин никаких проблем не возникает. Когда речь заходит о длине, объеме, весе - ни у кого нет никаких разногласий. Но стоит только коснуться измерения времени, и сразу столкнетесь с разными точками зрения. Отдельное внимание стоит уделить тому, что представляют собой юлианский и григорианский календари, отличие между ними реально изменило мир.

Разница в католических и православных праздниках

Ни для кого не секрет, что католики празднуют рождество не 7 января, как православные, а 25 декабря . С остальными христианскими праздниками дело обстоит таким же образом.

Возникает целая череда вопросов:

  • Откуда взялись эти 13 дней разницы?
  • Почему нельзя отмечать одно и то же событие в один день?
  • Изменится ли когда-то разница в 13 дней?
  • Может, она со временем сократится и вообще исчезнет?
  • Да хотя бы узнать, с чем это все связано?

Чтобы ответить на эти вопросы нам придется мысленно отправиться в еще дохристианскую Европу. Впрочем, ни о какой целостной Европе тогда речь еще не шла, цивилизованный Рим был окружен множеством разрозненных варварских племен. Впоследствии все они были захвачены и вошли в состав Империи, но это уже другой разговор.

Впрочем, историю пишут победители, и мы так и не узнаем, насколько «варварскими » были соседи Рима. Ни для кого не секрет, что великие правители прикладывают руку ко всем событиям в государстве. Юлий Цезарь не был исключением, когда решил ввести новый календарь - юлианский .

Какими календарями и как долго пользовались?

В скромности правителю не откажешь, но он внес слишком большой вклад в историю всего мира, чтобы его можно было критиковать по мелочам. Предложенный им календарь:

  1. Был гораздо точнее предыдущих вариантов.
  2. Все года состояли из 365 дней.
  3. В каждом четвертом году было на 1 день больше.
  4. Календарь согласовывался с астрономическими данными, известными на тот момент.
  5. На протяжении полутора тысяч лет, не было предложено ни одного достойного аналога.

Но ничто не стоит на месте, в конце XIV века был введен новый календарь, этому поспособствовал тогдашний папа - Григорий XIII. Этот вариант отсчета сводился к тому, что:

  • В обычном году 365 дней. Високосный год содержит все те же 366.
  • Но теперь високосным считался не каждый четвертый год. Теперь если год заканчивается на два нуля, и при этом делится и на 4 и на 100, високосным он не является.
  • Для простого примера, 2000 был високосным, а вот 2100, 2200 и 2300 високосными не будут. В отличие от 2400.

Зачем надо было что-то менять, неужели нельзя было оставить все так, как есть? Дело в том, что согласно данным астрономов, Юлианский календарь не совсем точен .

Погрешность составляет всего 1/128 суток, но за 128 лет накапливается целый день, а за пять столетий - практически полных четверо суток.

Чем отличается Юлианский календарь от Григорианского?

Принципиальные отличия двух календарей заключаются в том, что:

  • Юлианский был принят гораздо раньше.
  • Он же просуществовал на 1000 лет больше григорианского.
  • В отличие от григорианского, юлианский календарь сейчас практически нигде не используется.
  • Юлианский календарь применяют только для расчета православных праздников.
  • Григорианский календарь более точен и позволяет избежать мелких погрешностей.
  • Принятый Григорием XIII календарь преподносится как конечный вариант, абсолютно правильная система отсчета, которая не будет изменяться в будущем.
  • В юлианском календаре високосным является каждый 4 год.
  • В григорианском високосными не являются те годы, что заканчиваются на 00 и не делятся на 4.
  • Почти каждое столетие заканчивается тем, что разница между двумя календарями увеличивается еще на сутки.
  • Исключение составляют века, кратные четырем.
  • По григорианскому календарю отмечают церковные праздники почти все христиане мира - католики, протестанты, лютеране.
  • По юлианскому празднуют православные христиане, руководствуясь апостольскими наставлениями.

К чему может привести погрешность в несколько дней?

Но разве так уж важно соблюдать эту точность, может лучше отдать дань традициям? Что страшного случится, если за пять столетий календарь сместится на 4 дня, разве это заметно?

К тому же, те, кто принимает решение о внесении изменений, уж точно не доживут до тех времен, когда «неправильный » вариант исчисления разойдется хотя бы на сутки.

Вы только представьте, что уже в феврале приходит потепление, начинается первое цветение. Но при всем этом, предки описывают февраль как суровый и морозный зимний месяц.

Тут уже может возникнуть легкое непонимание, что происходит с природой и планетой? Особенно, если в ноябре вместо опавших листьев сугробы. А в октябре глаз не радует пестрая листва на деревьях, ведь вся она уже давно гниет на земле. Это кажется несущественным, на первый взгляд, когда погрешность выходит всего в 24 часа за 128 лет.

Но календари регулируют, в том числе и самые важные события в жизни многих цивилизаций - посев и сбор урожая. Чем точнее будут произведены все корректировки, тем бо льшие запасы пищи сохранятся в следующем году.

Конечно, сейчас это не так важно, в эпоху быстрого развития научно-технического прогресса. Но когда-то это было вопросом жизни и смерти миллионов людей .

Существенные отличая календарей

Различая между двумя календарями:

  1. Более точное измерение при помощи григорианского.
  2. Неактуальность юлианского календаря: кроме православной церкви его почти никто и не использует.
  3. Всеобщей распространенностью григорианского календаря.
  4. Выкидыванием 10 дней отставания и введения нового правила - все года, заканчивающиеся на 00 и не делящиеся на 4, теперь не високосные.
  5. Благодаря этому разница между календарями непреклонно увеличивается. На 3 дня каждые 400 лет.
  6. Юлианский был принят Юлием Цезарем, еще 2 тысячи лет назад .
  7. Григорианский более «молодой», ему нет и пяти сотен лет. А ввел его папа Григорий XIII.

Что представляют собой юлианский и григорианский календари, отличие между ними и причины их введения можно знать для общего развития. В реальной жизни эта информация никогда не пригодится. Разве что, если вы хотите произвести на кого-то впечатление своей эрудированностью.

Видео о различиях Григорианского и Юлианского

На этом видео иерей Андрей Щукин расскажет об основных отличиях между этими двумя календарями с точки зрения религии и математики:

Человечество с давних времён пользуется летоисчислением. Возьмём, к примеру, знаменитый круг майя, наделавший много шума в 2012 году. Отмеряя день за днём, страницы календаря уносят прочь недели, месяцы и годы. Практически все страны мира на сегодняшний момент живут по общепризнанному григорианскому календарю , однако долгие годы государственным был юлианский . В чём же между ними разница, и почему последним теперь пользуется только православная церковь?

Юлианский календарь

Древние римляне вели счёт дням по лунным фазам. В таком простом календаре было 10 месяцев, названных в честь богов. У египтян летоисчисление было привычным современному: 365 суток, 12 месяцев по 30 дней. В 46 году до н.э. император Древнего Рима Гай Юлий Цезарь приказал ведущим астрономам создать новый календарь. Солнечный год с его 365 днями и 6 часами был взят за образец, а начальной датой стало 1 января. Новый способ исчисления дней тогда, собственно, и назвали календарём, от римского слова «календы» – так именовались первые дни каждого месяца, когда платились проценты по долгам. Во славу древнеримского полководца и политика, чтобы увековечить его имя в истории грандиозного изобретения, один из месяцев назвали июлем.

После убийства императора римские жрецы немного запутались и объявляли каждый наступающий третий год високосным, чтобы выровнять шестичасовое смещение. Окончательно календарь был выровнен при императоре Октавиане Августе. И его вклад был зафиксирован новым названием месяца – август.

От юлианского к григорианскому

Веками по юлианскому календарю жили государства. Им же пользовались христиане во время Первого Вселенского Собора, когда была утверждена дата празднования Пасхи. Интересно, что этот день каждый год отмечается по-разному в зависимости от первого полнолуния после весеннего равноденствия и иудейской Пасхи. Изменить это правило можно было только под страхом анафемы, однако в 1582 году глава католической церкви папа Григорий XIII пошёл на риск. Реформа прошла успешно: новый календарь, названный григорианским, был более точным и возвращал день равноденствия к 21 марта. Иерархи православной церкви осудили нововведение: получалось, что иудейская Пасха случалась позже Пасхи христианской. Это не допускалось канонами восточной традиции, и в разночтениях между католиками и православными появился ещё один пункт.

Летоисчисление на Руси

В 1492 году Новый год на Руси стали отмечать по церковной традиции 1 сентября, хотя раньше новолетие начиналось одновременно с весной и считалось «от сотворения мира». Император Пётр I учредил, что принятый от Византии юлианский календарь на территории Российской империи является действующим, однако Новый год теперь отмечался в обязательном порядке 1 января. Большевики перевели страну на григорианский календарь , по которому уже давно жила вся Европа. Интересно, что таким образом тогдашний февраль стал самым коротким месяцем в истории летоисчисления: 1 февраля 1918 года превратилось в 14 февраля.

С юлианского на григорианский календарь в 1924 году официально перешла Греция, вслед за ней – Турция, а в 1928-м и Египет. В наше время по юлианскому летоисчислению живут только некоторые православные церкви – русская, грузинская, сербская, польская, иерусалимская, а также восточные – коптская, эфиопская и греко-католическая. Поэтому и существуют разночтения в праздновании Рождества: день рождения Христа католики отмечают 25 декабря, а в православной традиции этот праздник приходится на 7 января. То же и со светскими праздниками – , смущающий иностранцев, празднуется 14 января как дань предыдущему календарю. Впрочем, неважно, кто по какому календарю живёт: главное – не тратить понапрасну бесценные дни.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово



Добро пожаловать в ! 6 января 2019 года волшебство Сочельника окутает весь парк, а его посетители окажутся в настоящей зимней сказке!

Всех гостей парка ждёт увлекательная тематическая программа парка: интерактивные экскурсии, ремесленные мастер-классы, уличные игры с озорными скоморохами.

Насладитесь зимними видами ЭТНОМИРа и атмосферой праздника!

Рождество – самый сказочный, самый волшебный праздник. Праздник, который обещает чудо. Самый-самый долгожданный праздник в году. Рождество главнее Нового года. Так есть на Западе, так было и в России до революции. Именно Рождество – тот самый тёплый семейный праздник с обязательной ёлкой и ожиданием подарков от Санта Клауса или Деда Мороза.

Так почему же сегодня у христиан сразу два Рождества? Почему православные отмечают Рождество 7 января, а католики и протестанты 25 декабря?

И дело здесь вовсе не в религиозных расхождениях, а всего лишь в календаре. Изначально в Европе существовал юлианский календарь. Этот календарь появился ещё до нашей эры и был общепринятым вплоть до XVI века. Юлианский календарь был назван в честь Юлия Цезаря, который и ввёл этот календарь в 45 году до н.э. взамен устаревшего римского календаря. Юлианский календарь был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Созиген – александрийский учёный, учёный из той самой Александрии, которая находилась на египетских землях. В Рим он был приглашён Цезарем для разработки календаря. Также известен своими философскими трактатами, к примеру, комментарием на трактат Аристотеля «De Caelo». Вот только его философские работы до наших дней не сохранились.

Юлианский календарь был разработан на основе древнеегипетских знаний об астрономии. В юлианском календаре год начинается с 1 января, так как именно в этот день в Древнем Риме в должность вступали вновь избранные консулы. Год состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев. Один раз в четыре года был високосный год, к которому прибавлялся один день – 29 февраля. Но календарь не был достаточно точным. Каждые 128 лет накапливался один лишний день. И Рождество, которое в средние века праздновалось в Западной Европе практически в дни зимнего солнцестояния, стало постепенно отдаляться всё ближе и ближе к весне. Смещался и день весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи.

И тогда Римские Папы пришли к пониманию того, что календарь не точен и его нужно усовершенствовать. Папой, который провёл календарную реформу, стал Григорий ХIII. Именно в честь него новый календарь и был назван григорианским. До Григория ХIII попытки изменить календарь предпринимали папы Павел III и Пий IV, но их попытки были не успешны. Новый, григорианский, календарь был введён 4 октября 1582 года. Разработкой календаря по поручению папы занимались астрономы Христофор Клавиус и Алоизий Лилиус. После введения нового календаря в 1582 году за датой 4 октября четверг сразу же последовала новая дата – 15 октября пятница. Именно настолько юлианский календарь к тому времени отставал от григорианского.

Григорианский календарь состоит из 365 суток в год, високосный год насчитывает 366 суток. Но при этом расчёт високосных годов стал более совершенным. Так високосный год – это год, номер которого кратен 4. Годы кратные 100 являются високосным при условии их деления на 400. Таким образом, 2000 год был високосным, 1600 год был високосным, а 1800 или 1900 год, к примеру, високосными не являлись. Ошибка в один день теперь накапливается за 10 000 лет, в юлианском – за 128 лет.

С каждым веком разница в днях между григорианским и юлианским календарём увеличивается ровно на один день.

К 1582 году изначально единая христианская церковь уже раскололась на две части – православную и католическую. В 1583 году папа Григорий ХIII, глава католической церкви, направлял посольство к главе православной церкви, патриарху Константинополя Иеремии II, с предложением также перейти на григорианский календарь, но тот отказался.

Вот и получилось, что католики и протестанты отмечают Рождество 25 декабря по новому григорианскому календарю, а православные — Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон – по старому юлианскому календарю и также 25 декабря, но которое правда в современном григорианском календаре попадает на 7 января.

Константинопольская же, Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви приняли новоюлианский календарь, который похож на григорианский календарь, и также как католики отмечают Рождество 25 декабря.

Кстати в Русской православной церкви также были попытки перейти на похожий на григорианский новоюлианский календарь. 15 октября 1923 года он был введён в Русской православной церкви патриархом Тихоном. Это нововведение было принято московскими приходами, но в самой Церкви вызвало разногласия и 8 ноября 1923 года по указу патриарха Тихона «было временно отложено».

В Российской Империи ещё и в XIX, и в начале ХХ веков летоисчисление в отличие от Европы велось по юлианскому календарю. Григорианский календарь был введён только после революции в 1918 году декретом Совнаркома. Тогда и появились такие наименования, как «старый стиль» — юлианский календарь и «новый стиль» — григорианский календарь. Рождество стали праздновать после Нового года. А кроме самого Нового года появился ещё и Старый Новый год, в общем-то тот же Новый год, но по-старому юлианскому календарю.

Вот такая календарная история. Счастливого Рождества, а, возможно, и Рождеств, и Нового года, или Новых годов. С праздниками Вас!

Как известно, Русская Православная Церковь пользуется в своем богослужении юлианским календарем, в то время как Российское государство, вместе с большинством стран, с некоторых пор пользуется календарем григорианским. При этом и в самой Церкви, и в обществе время от времени раздаются голоса, призывающие перейти на новый стиль.

Аргументы защитников юлианского календаря, которые можно встретить в православной печати, в основном сводятся к двум. Первый аргумент: юлианский календарь освящен многовековым использованием в Церкви, а веских причин отказываться от него нет. Второй аргумент: при переходе на "новый стиль" с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) возникает множество несообразностей, и неизбежны нарушения богослужебного Устава.

Оба эти аргумента для верующего православного человека вполне убедительны. Однако они как бы не касаются юлианского календаря как такового. Ведь Церковь не создала новый календарь, а приняла тот, который уже существовал в Римской империи. А что если календарь был бы другим? Быть может, тогда именно тот, другой, календарь был бы освящен богослужебным использованием, именно с его учетом была бы составлена пасхалия?

Данная статья представляет собой попытку рассмотреть некоторые аспекты календарной проблемы, предоставляя читателю материал для самостоятельных размышлений. Автор не считает нужным скрывать свои симпатии по отношению к юлианскому календарю, однако отдает себе отчет в том, что как-либо доказать его преимущество невозможно. Так же, как недоказуемо преимущество богослужебного церковно-славянского языка перед русским или икон преп. Андрея Рублева перед живописью Рафаэля.

Изложение будет вестись в три этапа: сначала краткие выводы, затем более подробное математическое обоснование и, наконец, небольшой исторический очерк.

Для измерения времени и составления календаря может служить любое явление природы, если оно равномерно и периодически повторяется: смена дня и ночи, смена фаз Луны, времен года и пр. Все эти явления связаны с определенными астрономическими объектами. В книге Бытия читаем: И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для… времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды (Быт. 1, 14-16). Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов - Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем.

В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект - Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским).

Рассмотрим одно свойство юлианского календаря, наиболее часто подвергаемое критике. В юлианском календаре точка весеннего равноденствия перемещается назад по календарным датам со скоростью примерно 1 сутки в 128 лет. (Вообще, разница между датами по юлианскому и григорианскому календарям составляет в настоящее время 13 суток и увеличивается на 3 суток за каждые 400 лет.) Это означает, например, что день празднования Рождества Христова, 25 декабря, со временем переместится на весну. Но, во-первых, это произойдет примерно через 6000 лет, а во-вторых, и сейчас в южном полушарии Рождество празднуется даже не весной, а летом (поскольку там декабрь, январь и февраль - летние месяцы).

С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что утверждение "григорианский календарь точнее юлианского" далеко не бесспорно. Все здесь определяется критериями точности, а они могут быть разными.

Для обоснования высказанных выше положений приведем некоторые астрономические и арифметические рассуждения и факты.

Одним из основных промежутков времени для нас является год. Но, оказывается, существует несколько разных "видов" года. Упомянем два важнейших для наших рассмотрений.

  • Сидерический, или звездный, год. Именно его имеют в виду, когда говорят, что за год Солнце проходит двенадцать зодиакальных знаков. Например, святитель Василий Великий (IV век) в "Беседах на Шестоднев" пишет: "Солнечный же год есть возвращение Солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак".
  • Тропический год. Он учитывает смену времен года на Земле.

Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, то есть находится между сидерическим и тропическим годами. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, он весьма близок к тропическому.

Для того чтобы лучше понять эстетику и логику календаря, полезно несколько осветить возникающие при его создании проблемы. Собственно говоря, построение календаря включает в себя две достаточно независимые процедуры. Первая носит эмпирический характер: надо по возможности точно измерить продолжительности астрономических циклов. (Заметим, что продолжительности сидерического и тропического годов были с большой точностью найдены во II в. до Р. Х. греческим астрономом Гиппархом.) Вторая процедура уже чисто теоретическая: на основании проделанных наблюдений составить такую систему измерения времени, которая, с одной стороны, по возможности меньше отклонялась бы от выбранных космических ориентиров, а с другой - была бы не очень громоздкой и сложной.

Пусть, например, требуется составить календарь, ориентированный на тропический год (после того, как измерена продолжительность последнего - 365,24220 суток). Ясно, что каждый год такого календаря должен содержать либо 365, либо 366 суток (в последнем случае год называется високосным). При этом надо постараться чтобы, во-первых, среднее число суток в году было как можно ближе к 365,2422 и, во-вторых, чтобы правило чередования простых и високосных годов было как можно проще. Иными словами, надо определить цикл продолжительностью в N лет, из которых M будут високосными. При этом, во-первых, дробь m/n должна быть как можно ближе к 0,2422, а во-вторых число N должно быть как можно меньше.

Эти два требования противоречат друг другу, поскольку точность достигается лишь ценой увеличения числа N. Самым простым решением проблемы является дробь 1/4, на которой и основывается юлианский календарь. Цикл состоит из четырех лет, каждый четвертый год (порядковый номер которого без остатка делится на 4) - високосный. Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, что на 0,0078 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 128 лет (0,0078 x 128 ~ 1).

Григорианский календарь основывается на дроби 97/400, т.е. в 400-летнем цикле 97 високосных годов. Високосными считаются годы, порядковый номер которых либо делится на 4 и не делится на 100, либо делится на 400. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, что на 0,0003 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 3333 года (0,0003 x 3333 ~ 1).

Из сказанного видно, что преимущество григорианского календаря над юлианским спорно даже в качестве ориентированного лишь на тропический год - точность достигается ценой усложнения.

Рассмотрим теперь юлианский и григорианский календари с точки зрения соотнесенности с Луной.

Смене фаз Луны соответствует синодический, или лунный, месяц, составляющий 29,53059 суток. За это время сменяются все фазы Луны - новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. В один год не укладывается без остатка целое число месяцев, поэтому для построения почти всех действовавших лунно-солнечных календарей применялся 19-летний цикл, носящий имя греческого астронома Метона (V в. до Р. Х.). В этом цикле выполняется соотношение

19 годов ~ 235 синодическим месяцам,

т. е. если начало некоторого года совпадает с появлением на небе новой Луны, то это совпадение будет иметь место и через 19 лет.

Если год григорианский (365,2425 суток), то погрешность метонова цикла составляет

235 x 29,53059 - 19 x 365,2425 ~ 0,08115.

Для юлианского года (365,25 суток) погрешность меньше, а именно

235 x 29,53059 - 19 x 365,25 ~ 0,06135.

Таким образом получаем, что юлианский календарь лучше соотнесен с изменениями фаз Луны (см. также: Климишин И.А. Календарь и хронология. - 3-е изд, перераб. и доп. - М., Наука, 1990. - С. 92).

В целом юлианский календарь представляет собой сочетание простоты, ритмичности (цикл продолжительностью всего 4 года), гармоничности (соотнесенность сразу с Солнцем, Луной и звездами). Уместно упомянуть и о его практичности: одинаковое число дней в каждом столетии и непрерывный счет времени на протяжении двух тысячелетий (нарушенный при переходе на григорианский календарь) упрощают астрономические и хронологические расчеты.

Два удивительных обстоятельства связаны с юлианским календарем. Первое обстоятельство астрономическое - близость дробной части продолжительности года (как сидерического, так и тропического) к столь простой дроби 1/4 (предлагаем читателю, знакомому с методами проверки статистических гипотез, подсчитать соответствующую вероятность). Однако еще удивительнее второе обстоятельство - при всех своих достоинствах юлианский календарь никогда и нигде не применялся вплоть до I в. до Р. Х.

Предшественником юлианского календаря можно считать календарь, на протяжении многих столетий применявшийся в Египте. В египетском календаре каждый год содержал ровно 365 дней. Разумеется, погрешность этого календаря была очень большой. Примерно за полторы тысячи лет день весеннего равноденствия "пробегал" все числа календарного года (который состоял из 12 месяцев по 30 дней и еще пяти дополнительных дней).

Около 1700 г. до Р. Х. северная часть дельты Нила попала под владычество кочевых племен гиксосов. Один из правителей-гиксосов, составивших XV династию Египта, провел календарную реформу. Через 130 лет гиксосы были изгнаны, традиционный календарь восстановлен, и с тех пор каждый фараон, вступая на престол, давал клятву не менять длины года.

В 238 г. до Р. Х. правивший в Египте Птолемей III Евергет (потомок одного из военачальников Александра Македонского) попытался провести реформу, добавив в каждые 4 года дополнительный день. Это сделало бы египетский календарь практически тождественным юлианскому. Однако по неизвестным причинам реформа не была осуществлена.

И вот приблизилось время боговоплощения и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников событий, описанных евангелистами. С 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.) был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века, т. е. примерно 1600 лет, Европа жила по юлианскому календарю.

Чтобы не уклониться от нашей темы, мы не будем рассматривать календарные системы разных стран и народов. Заметим, что некоторые из них довольно-таки неудачны (одним из худших, кажется, был календарь, применявшийся в Римской империи до введения юлианского). Упомянем лишь один календарь, интересный тем, что в нем календарный год ближе к тропическому, чем у созданного позже григорианского. С 1079 г. до середины XIX в. в Иране действовал персидский календарь, разработанный комиссией под руководством ученого и поэта Омара Хайяма (1048-1123). Персидский календарь основан на дроби 8/33, т. е. цикл составляют 33 года, из которых 8 високосных. Високосными были 3-й, 7-й, 11-й, 15-й, 20-й, 24-й, 28-й и 32-й годы цикла. Средняя продолжительность года в персидском календаре составляет 365,24242 суток, что на 0,00022 больше, чем в тропическом. Погрешность в одни сутки накапливается за 4545 лет (0,00022 x 4545 ~ 1).

В 1582 году папой Григорием XIII был введен григорианский календарь. При переходе от юлианского календаря к григорианскому были выброшены 10 дней, т. е. после 4 октября шло сразу 15 октября. Календарная реформа 1582 года вызвала множество протестов (в частности, против нее высказались почти все университеты Западной Европы). Тем не менее католические страны по понятным причинам практически сразу перешли на григорианский календарь. Протестанты делали это постепенно (например Великобритания - лишь в 1752 году).

В ноябре 1917 года, сразу после захвата большевиками власти в России, вопрос о календаре был поставлен на обсуждение Совнаркома РСФСР. 24 января 1918 года был принят "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря".

Поместные Православные Церкви придерживались юлианского календаря до 20-х годов XX века, когда Вселенский (Константинопольский) Патриархат отказался от него. Главной целью этого решения было, по-видимому, празднование христианских праздников совместно с католиками и протестантами.

В течение последующих десятилетий новый стиль приняло большинство Поместных Церквей, причем формально переход был осуществлен не на григорианский, а на так называемый новоюлианский календарь, основанный на дроби 218/900. Впрочем, до 2800 года он полностью совпадает с григорианским.

Выражается в совместном праздновании Пасхи Христовой и связанных с ней так называемых переходящих праздников (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, которая празднует Пасху в один день с западными христианами). Дата Пасхи вычисляется по особому лунно-солнечному календарю, неразрывно связанному с юлианским. Вообще, способ вычисления даты Пасхи - важнейший пункт сравнения юлианского и григорианского календарей как церковных. Однако эта тема, требующая как научного, так и богословского рассмотрения, выходит за рамки данной статьи. Отметим лишь, что создатели православной пасхалии достигли той же цели, что и создатели юлианского календаря - максимально возможная простота при разумном уровне точности.

Календарь — привычная всем нам таблица дней, чисел, месяцев, сезонов, лет — древнейшее изобретение человечества. Он фиксирует периодичность природных явлений, основанную на закономерности движения небесных светил: Солнца, Луны, звезд. Земля несется по своей солнечной орбите, отсчитывая годы и века. За сутки она совершает один оборот вокруг своей оси, а за год — вокруг Солнца. Астрономический, или солнечный, год продолжается 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Поэтому и нет целого числа суток, вот откуда возникает сложность в составлении календаря, который должен вести правильный отсчет времени. Со времен Адама и Евы люди использовали «круговорот» Солнца и Луны для отсчета времени. Лунный календарь, которым пользовались римляне и греки, был простым и удобным. От одного возрождения Луны до следующего проходит около 30 суток, а точнее — 29 дней 12 часов 44 минуты. Поэтому по изменениям Луны можно было вести счет дням, а потом и месяцам.

В лунном календаре сначала было 10 месяцев, первые из которых были посвя¬щены римским богам и верховным правителям. Например, месяц март был назван в честь бога Марса (мартиус), месяц май посвящен богине Майе, июль назван в честь римского императора Юлия Цезаря, а август — по имени императора Октавиана Августа. В древнем мире с III века до Рождества Христова по плоти применялся календарь, в основе которого был четырехгодичный лунно-солнечный цикл, который давал расхождение с величиной солнечного года на 4 дня за 4 года. В Египте по наб¬людениям за Сириусом и Солнцем был составлен солнечный календарь. Год в этом календаре продолжался 365 суток, в нем было 12 месяцев по 30 дней, а в конце года добавлялось еще 5 дней в честь «рождения богов».

В 46 году до Рождества Христова римский диктатор Юлий Цезарь ввел по египетскому образцу точный солнечный календарь — юлианский . За величину календарного года принимался солнечный год, который был чуть больше астроно¬мического — 365 суток 6 часов. 1 января было узаконено как начало года.

В 26 году до н. э. римский император Август ввел александрийский календарь, в котором раз в 4 года добавлялся еще 1 день: вместо 365 дней — 366 дней в году, то есть 6 лишних часов ежегодно. За 4 года это составляло целые сутки, которые и добавлялись раз в 4 года, а год, в котором добавлялся один день в феврале, назывался високосным. По существу это было уточнением того же юлианского календаря.

Для Православной Церкви календарь был основой годичного круга богослу¬жения, и поэтому очень важно было установить единовременность праздников по всей Церкви. Вопрос о времени празднования Пасхи разбирался на I Вселенском. Соборе*, как один из главных. Установленная на Соборе Пасхалия (правила расчета дня Пасхи) вместе с ее основой — юлианским календарем — не может быть изменена под страхом анафемы — отлучения и отвержения от Церкви.

В 1582 году главой Католической Церкви Папой Григорием XIII был введен новый стиль календаря —григорианский . Целью реформы было якобы более точное определение дня празднования Пасхи, чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта. Собор Восточных Патриархов 1583 года в Константинополе осудил григо¬рианский календарь как нарушающий весь богослужебный цикл и каноны Вселенских Соборов. Важно заметить, что григорианский календарь в отдельные годы нарушает одно из основных церковных правил даты празднования Пасхи — случается, что католическая Пасха приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами Церкви; также иногда «исчезает» Петров пост. В то же время такой великий ученый астроном как Коперник (будучи католическим монахом) не посчитал григорианский календарь более точным, чем юлианский, и не признал его. Новый стиль вводился властью Римского Папы вместо юлианского календаря, или старо¬го стиля, и был постепенно принят в католических странах. Кстати, и современные астрономы пользуются юлианским календарем в своих расчетах.

На Руси , начиная с X века, Новый год отмечали 1 марта, когда по библейскому преданию Бог сотворил мир. 5 веков спустя, в 1492 году, в соответствии с церков¬ной традицией начало года в России перенесли на 1 сентября, и отмечали так более200 лет. Месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было связано с явлениями природы. Годы считали от сотворения мира.

19 декабря 7208 года ("от сотворения мира") Петр I подписал указ о реформе календаря. Календарь оставался юлианским, как и до реформы, принятым Русью из Византии вместе с крещением. Вводилось новое начало года — 1 января и христианское летоисчисление «от Рождества Христова». В указе царя предписывалось: «День после 31 декабря 7208 года от сотворения мира (православная церковь считает датой сотворения мира — 1 сентября 5508 лет до Р. X.) считать 1 января 1700 года от Рождества Христова. Указ также предписывал отмечать это событие особенно торжественно: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в весе¬лии друг друга поздравлять с Новым годом... По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать раке¬ты, сколько у кого случится, и зажигать огни». Счет лет от Рождества Христова принят большинством государств мира. С распространением безбожия среди ин¬теллигенции и историков они стали избегать упоминания имени Христа и заменять отсчет веков от Его Рождества на так называемую «нашу эру».

После великой октябрьской социалстической революции и в нашей стране 14 февраля 1918 года был введен так называемый новый стиль (григорианский).

Григорианский календарь исключал в пределах каждого 400-летия три високосных года. С течением време¬ни разница григорианского с юлианским календарем увеличивается. Исходная в XVI веке величина в 10 дней в последующем нарастает: в XVIII веке — 11 дней, в XIX веке — 12 дней, в XX и XXI веках — 13 дней, в XXII — 14 дней.
Русская Православная Церковь, следуя Вселенским Соборам, пользуется юлиан¬ским календарем — в отличие от католиков, которые пользуются григорианским.

В то же время введение григорианского календаря гражданской властью привело к некоторым трудностям для православных христиан. Новый год, который отмечает все гражданское общество, оказался перемещен в Рождественский пост, когда веселиться не подобает. Кроме того, по церковному календарю 1 января (19 декабря по старому стилю) отмечается память святого мученика Вонифатия, который покровительствует людям, желающим избавиться от злоупотребления спиртными напитками — а вся наша огромная страна встречает этот день с бокалами в руках. Православные люди празднуют Новый год «по-старому», 14 января.