Грунтовка картона под масло. Проклейка и грунтовка картона для живописи масляными красками. Для грунтования картона

Бумага, полукартон, картон.
Выбрать и подготовить основу для работы маслом нелегко, особенно если вы начинающий художник. Что же нужно знать, чтобы правильно подобрать необходимые материалы?

Писать маслом можно на чем угодно: на дереве, бумаге, картоне, холсте и даже металле (главное, чтобы краска на нем держалась). Однако новичкам лучше остановить свой выбор на бумаге, полукартоне и картоне. Эти материалы стоят недорого, поэтому подходят для многочисленных экспериментов и „быстрых" эскизов. А если вам необходим лист большего размера, бумагу можно даже склеить скотчем.

Но помните: масляные краски нельзя накладывать непосредственно на основу - ее надо предварительно подготовить.
Проклейка и грунтовка.
Масло, которое входит в состав масляных красок, контактируя с поверхностью бумаги, холста или даже дерева, со временем вызывает процесс разложения. Чтобы этого не случилось, на основу необходимо нанести тонкий слой клеевого раствора, который защитит ее от соприкосновения с краской. При этом рельеф основы останется практически неизменным.

Обычно используют раствор столярного клея. Этот клей продается в пластинках или кристаллах, которые следует замочить на ночь, а затем осторожно подогреть на водяной бане до растворения. Встречается и проклейка в виде желе. Ее тоже необходимо растопить до нужной консистенции.
Писать масляными красками можно прямо по проклеенной поверхности, но все же лучше ее загрунтовать.

Так вы создадите еще одно звено между основой и краской. Загрунтованная поверхность может впитывать больше или меньше краски - все зависит от грунта. Кроме того, она может быть тонированной, хотя многие художники предпочитают работать по белой поверхности.
Проклеивать и грунтовать тонкую бумагу достаточно трудно, поэтому выбирайте более плотную и лучше шероховатую - она хорошо держит краску. Учтите, что бумагу и полукартон художники проклеивают (или сначала проклеивают, а потом грунтуют) только с одной стороны. Картон обрабатывают с двух сторон, чтобы он не деформировался. А если картон очень плотный, то еще и по краям. При этом плотный картон - более надежная основа, чем бумага или тонкий полукартон. Бумага, полукартон и картон проклеиваются и грунтуются почти всегда. Необходимые уля этого материалы стоят недорого, а сам процесс обработки довольно прост.


Клеевые растворы и грунты.

Раствор клея В очень разбавленном виде используется для защиты основы. Тонкий спой клеевого раствора уменьшает ее впитывающую способность, о также предотвращает процесс разложения.

Грунтование. Чтобы подготовить поверхность к работе, на нее наносят обычно белый грунт. Причем масляный грунт наносят поверх клеевого слоя, а акриловый -непосредственно но основу, поскольку его используют для уплотнения.

Грунт. Подготавливает поверхность к нанесению краски. Традиционный масляный фунт состоит из клеевого слоя и одного или двух тонких слоев собственно грунта. Под термином „грунт* подразумевается любая поверхность, по которой пишут красками.

В этой статье, речь пойдет о том, как загрунтовать, и тем самым подготовить холст или картон для живописи маслом.
Недавно, я встретил одного знакомого, самобытного художника. Он пишет свои картины, в основном, на готовых, покупных холстах.
И тут у меня спрашивает: а, как и чем можно загрунтовать холст? Сначала, этот вопрос меня удивил. Ведь о том, как загрунтовать холст, существует много художественных книг. Где все расписано и разжевано. Сотни рецептов. И вдруг такой вопрос! Поискав, в интернете, ответ на этот вопрос, пришел к выводу, что эта тема интересует многих, начинающих художников. Покупные холсты, стоят прилично. А для начинающих художников, это все ж накладно.
Итак, начнем, небольшой мастер класс, по подготовке холста.

Для обучения подойдут, полотна самодельного производства. По характеристикам, не уступающим фабричным, а где-то, и превосходящих их. Но то, что это будет дещевле- факт.

Самый простой, но не самый удачный вариант- покрыть натянутый холст клеем
ПВА, немного разведенным водой, в несколько слоев.
Этот способ покрытия холста, более подойдет для этюдов или эскизных работ.

А теперь, перейду к рассказу, о нормальном способе грунтовки холста.

Возьмем готовый подрамник с уже натянутым холстом (для ученических работ или этюдов, вместо холста можно использовать бортовку, двунитку или даже мелкую мешковину). Теперь, нам нужно взять, обычный пищевой желатин. Он продается, в любом продуктовом магазине. Думаю, найти его, для Вас не составит большого труда.
Насыпаем желатин в стакан, хватит половины чайной ложечки, а затем заливаем холодной водой, и даем желатину набухнуть.
Обычно, я делаю эту процедуру вечером, тогда за ночь, желатин успевает набухнуть.

Небольшое отступление. Желатин попадается разный. Бывает прозрачный желатин, его запариваешь, а он как вода, не густеет и не превращается в желе. Такого желатина надо больше класть в стакан. Одну- полторы чайные ложки. Вычисляется, только на практике.
Желательно покупать, желтый насыщенный желатин. И получать желе при комнатной температуре.

Далее, берем кастрюльку, наполовину заполненную водой, и ставим ее подогреваться на огонь. В это время, переливаем воду с желатином из стакана, в какую - нибудь баночку с ручкой. Чтобы было удобно, держать, эту самую баночку над кастрюлькой.
Ждем, чтобы вода в кастрюльке закипела. Теперь, опускаем нашу баночку в кастрюльку с кипящей водой, придерживая за ручку. Следим за тем, чтобы вода из кастрюльки, не попала в баночку с желатином. После того, как желатин раствориться и снизу баночки, начнут подниматься пузырьки, выньте ее с желатином из кастрюльки и поставьте остужаться.

После того, как желатин остыл и принял студнеобразную форму, берем шпатель или линейку, и втирающими движениями, вгоняем, втираем, желатин сначала в дырки холста.
После этого, промажем весь холст, и даем ему полностью просохнуть.

После полной просушки, просмотрите весь холст и убедитесь, что все отверстия заполнены. Далее, повторяем процедуру еще раз. После второго раза, все отверстия заполнятся. Промазка желатином, нужна для того, чтобы защитить сам холст от красок, и воздействия лаков на материалы холста.
После второй просушки, можно приступать нанесению грунтовки.

Однажды, вместо грунтовки, использовал белую фасадную краску. Она имеет белоснежный цвет и пластична на холсте, после просушки.
Разводим фасадку, до состояния жидкой сметаны, и простой щетинной кистью, нужного размера, красим весь холст, уже прогрунтованного на два слоя желатином.
Можно сделать и цветной холст, просто добавляем в краску колер. (краситель нужного цвета).
Эту процедуру, так же выполняем в два слоя. С полными просушками.

И последнее, завершающее действие. Возьмем прозрачную фасадную глубинную пропитку. И пройдемся щетинной кистью, пропитывая уже загрунтованный и высохший холст. Это придаст холсту дополнительный защитный слой. И при будущем письме масляными красками, холст не будет вытягивать масло из красок.
Теперь, дайте холсту выстояться. Старые мастера, выдерживали холсты после
грунтовки по 6 месяцев и более. А Вы сами смотрите. При новых технологиях, все процессы ускоряются. Но дать, на полную просушку 2-7дней, стоит.

Вот и все, холст готов. Смело приступайте к работе с ним.
Такими холстами я пользуюсь сам, вот уже более 10 лет.

P.S
Вчера на одном сайте мне попалась заметка,похожая на мою.
Там один художник советует, в желатин добавить мел или сухие цинковые белила.
Это и будет грунтовка. Да это старая технология.
Я предлагаю вам сделать небольшой эксперимент. Возьмите 3 подрамника с натянутыми холстами.
И загрунтуйте их тремя разными способами. Приведенными выше. И почувствуйте разницу.
Нарисуйте на них маслом. А потом напишите, свои комментарии.

Рекомендации Юлии Кошелевой о грунтовке под масло.

Я рекомендую писать небольшие работы на картоне или оргалите. Оргалит(ламинированный) можно купить и попросить нарезать в любом крупном строительном магазине. Для курса это размеры: 20-30 см и 30-35 см. Лучше иметь таких форматов на курс штук 6-10.
А вот картон можно купить в художественных и канцелярских магазинах. Толщина того, который нам подойдёт, примерно 1мм. То есть это не совсем тонкий картон. Вы можете купить в магазинах уже загрунтованные картонки.
Но маслом не пишут на неприготовленной основе. На самом деле, как бы вам не хотелось "просто купить готовые основы", основы под небольшие работы вы вполне сможете делать сами и получите лучшее качество, чем магазинное.
Итак, что для этого понадобится?
Лучшим другом человека, начавшего заниматься маслом, признаётся АКРИЛОВЫЙ ГРУНТ фирмы "Сонет". Можно купить в художественном салоне любом и практически везде. И ещё для приготовления простых основ вам понадобится клей ПВА.
Чтобы наносить грунт, нужны небольшая тарелка и строительный валик велюровый лучше всего, примерно 10 см длиной (тоже покупается в строительном магазине вместе с ручкой).
Наносить грунт кистями нежелательно, ведь он будет ложится не очень ровно.
ПРОЦЕДУРА ПРОСТОЙ ПОДГОТОВКИ ОСНОВЫ ТАКОВА:
1.Клей ПВА чуть разводите водой и крупной кистью наносите на картон или кусок оргалита. Это называется ПРОКЛЕЙКА. То есть слой клейкого вещества, "блокирующий" впитывающие свойства основы. Сушите.
2.Теперь наносите валиком слой белого грунта. И сушите.
3.Ещё слой грунта. Сушим. Во второй слой прямо к грунту можно добавить совсем чуть-чуть клея ПВА. Эта процедура называется ГРУНТОВКОЙ.
4.Либо сверху на уже высохщие слои грунта тонким слоем наносите ещё немного клея. Это называется ФИНИШНОЙ ПРОКЛЕЙКОЙ.
Вариант добавления клея во второй слой грунта для тех, кому нравятся более впитывающие основы. А вот вариант с нанесением чистого клея в самом конце для тех, кому нравятся менее впитывающие, более скользкие основы. Тут я предлагаю сделать пару разных и просто определиться с "пристрастиями". вы сразу поймёте, что вам приятнее.
Если вы купили грунтованный картон, а он всё впитывает, поступите с ним так. как если бы вы купили его чистым, то есть проклейте и загрунтуйте по нашей основной схеме сначала.
-------ХОЛСТЫ НА КАРТОНЕ-------
Для курса понадобятся холсты на картоне размером примерно 35-45 см, 30-50 см. Всего четыре штуки. То есть за курс у вас будет как минимум четыре работы поменьше и четыре покрупнее на холстах. Не рекомендую холсты на подрамнике на этот курс. Покупайте их только в том случае, если вы с ними "хорошо знакомы".
3. ОТДЕЛЬНЫЙ ПУНКТ: РЕАБИЛИТАЦИЯ ПЕРЕД РАБОТОЙ ПОКУПНЫХ ХОЛСТОВ
Как это ни странно, даже за приличные деньги не всегда, а точнее примерно в половине случаев нельзя купить хороших основ. Их фабричное производство, попадание на них машинного масла при нарезке, отсутствие проклеек, недостаточное количество слоёв грунта - вот только часть тех "чудес". с которыми мы сталкиваемся на живых и он-лайн занятиях постоянно.
Что же делать? Самое простое, что можно сделать с покупным холстом - это валиком добавить ещё слой акрилового грунта. Далее же перед работой мы протираем холст маслом. Это блокирует большую часть оставшихся "помех. Если вы купили холст на картоне, ведущий себя "вообще странно", впитывающий, как губка краски, или после промасливания проступили какие-то пятна, то просто поменяйте его на другой. А этому холсту потом, когда масло впитается, добавите ещё 1-2 слоя грунта, но не с клеем ПВА, а с добавлением обычного пищевого желатина (купить в продуктовом магазине). А как? Очень просто: желатин замачиваете в воде, но воды добавляете раза в 4 меньше. чем указано на пакетике (ведь вам его не есть). Потом, кокда набухнет, немного подогреваете на плите до растворения гранул. Добавляете его к акриловому грунту, немного 1 часть желатина к 7 частям грунта примерно. И валиком накатывате эту смесь на холст. После сушки повторяете процесс. Этот процесс для "самых отъявленных")))) холстов, но зато вы будете знать на всякий случай, как организовать таким холстам "реабилитацию".

Грунтуют холст для того, чтобы масло не впитывалось в ткань, краски не жухли и не проникали через поры на обратную сторону картины. Грунт — это связующее звено между холстом и красками. Писать на не загрунтованном холсте нельзя.
Грунтовый холст не должен расклеиваться, если провести с обратной стороны ногтем. Грунт должен быть ровным, белым, сохраняющим фактуру переплетений нитей, закрывающим все поры между ними.

Для масляной живописи существует 4 вида грунтов:
1. Клеевой,
2. Эмульсионный,
3. Полумасленный,
4. Масленый.

Клеевой грунт состоит из одной части сухого клея, 4 части белил или мела и 15 частей воды, также добавляют несколько капель касторового масла, являющимся пластификатором. Для приготовления клея его предварительно надо замочить, а затем варить на водяной бане при температуре 65-70°. Белила или мел следует предварительно размочить в воде, это необходимо для предотвращения их комкования при введении их в клей. Наносить грунт надо теплым.
Следует помнить, что замена цинковых белил мелом усиливает свойственную эмульсионному грунту способность впитывать масло из красочных пигментов, что значительно понижает прочность наносимых красок, при этом потеря красками связующего - масла делает живопись матовой.

Эмульсионный грунт для холста. Для современной станковой живописи используются главным образом холсты, покрытые эмульсионным грунтом, так как он является самым практичным.
Грунт представляет собой клеемасляную эмульсию, в которой наполнителем служат цинковые белила. Пластификаторами грунта являются глицерин или касторовое масло. Антисептиком, предотвращающим образование плесени на грунте, служит пентохлорфенолят натрия. Его вводят в последнюю очередь. Для ускорения получения высокодисперсной клеемасляной эмульсий, применяют эмульгатор - ОП-7. Клей готовят так же, как и при клеевом грунте. Одновременно в небольшом количестве воды замачивают цинковые белила. В подготовленный клей, разбавленный теплой водой до нормы, вводят высокосортную льняную олифу (согласно рецептуре). При вливании олифы клеевую воду интенсивно размешивают. Олифу вливают небольшими порциями, так как, размешивая клей ручной мешалкой, довольно трудно получить качественную эмульсию, но при наличии эмульгатора ОП-7 можно получить эмульсию более высокого качества.

Состав эмульсионного грунта (м. ч.):
Клей сухой -1
Масло льняное - 1
Белила сухие или мел - 4
Фенол (антисептик) - 0,02
Вода - 15
Несколько капель пластификатора.

Состав фабричного грунта (в килограммах):
Желатин технический -1
Белила цинковые - 3,5
Мел - 2
Фенол (антисептик) - 0,02
Вода - 10

Масляный грунт представляет собой масленые белила. Ими покрывают проклеенный холст.

Грунты тонированные. Цвет грунта влияет на колористический эффект картины. Грунт тонированный имеет решающее значение для оптического смешения красок. Чтобы получить тонированный грунт, в него вводят соответствующий пигмент или же белый грунт тонируют масляной краской, разведенной пиненом. Прозрачные краски, положенные на цветной или тонированный грунт, придают живописи глубину, выразительность и насыщенность тона. При применении лаков можно достичь некоторой прозрачности и кроющих красок, но с очень ограниченными цветовыми диапазонами.
В практике живописи художники обычно пользуются белым, светло-серым, красным, коричневым, темно-коричневым и другими цветными или тонированными грунтами. Белый грунт почти полностью отражает свет и увеличивает интенсивность красок. Темные грунты придают краскам глубину при нанесении пастозного слоя, например, белил.
Часто цветные и тонированные грунты в некоторых местах оставляют совсем незаписанными или слегка покрывают прозрачными или полупрозрачными красками. Рембрандт предпочитал грунт черный с сероватым оттенком; Рубенс - красно-коричневый и умбристый; Левицкий - нейтральный зеленый; Боровиковский пользовался нейтральным серым грунтом; Брюллов применял светло-коричневый; Александр Иванов тонировал грунт светлой охрой; Репин писал на белых грунтах. Для получения тонированного грунта в него вводится какой-либо из пигментов, например: окись хрома, охра светлая, охра красная и др.

ГРУНТ ДЛЯ КАРТОНА

Эмульсионный грунт для картона. Предварительно картон проклеивается с двух сторон техническим желатином или качественным столярным клеем. Проклейка картона производится 4-5 - процентным раствором теплого клея. Перед нанесением клея картон закрепляют гвоздиками на фанере или подрамнике. Клей наносят широким флейцем или сапожной щеткой ровным слоем (без следов флейца или щетки). Когда на одной стороне картона клей высохнет, проклеивают вторую сторону и после полного просыхания клея приступают к нанесению эмульсионного грунта.
Для того чтобы приготовить грунт необходимо предварительно в небольшом количестве воды замочить цинковые белила или мел и пигмент, если необходим тонированный грунт, с тем чтобы цинковые белила или мел (как и пигмент) пропитались водой и не комковались в приготовленной эмульсии. Заранее приготовленный клей растворяют в общем, количестве воды, а затем очень небольшими порциями в этот раствор вливают олифу, тщательно перемешивая клеевую воду. В полученную эмульсию добавляют замоченные белила или мел, также тщательно размешивая жидкость. Приготовленный состав подогревают и перемешивают для равномерного смачивания белил или мела клеем и обволакивания маслом.
Эмульсионный грунт наносится на картон в 2-3 слоя каждый раз после полного просыхания предыдущего слоя. Картон просушивается в подвешенном виде, так как в вертикальном положении происходит более равномерное просыхание грунта. Для предотвращения пожухания красок рекомендуется грунтованный картон протирать тампоном, пропитанным смесью живописного масла и лака, взятых в соотношении 2:1, или уплотненным маслом № 1 или № 2.

Несмотря на то, что приведенные ниже рекомендации взяты из книжки, которой уже почти тридцать лет, основные приемы и принципы грунтовки остались прежними. Разве что появились новые материалы, которые, кстати, в отличие от старых еще не успели пройти проверку временем и неизвестно, как себя поведут в дальнейшем.

ГРУНТЫ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Грунт, закрывая поры холста, образованные пересечением нитей утка и основы, делает его поверхность однородной и придает ей требуемый цвет.

Грунт предохраняет холст от проникновения в него красок, связующего и разбавителей. Он придает поверхности холста высокие адгезионные свойства (способность удерживать краски).

По своим качествам грунт должен быть мягким и эластичным. Он не должен растрескиваться при свертывании холста в рулон. Поверхность нанесенного грунта должна быть слегка шероховатой, матовой. После покрытия грунтом холст не должен терять своей выраженной фактуры.

При хранении холста грунт не должен темнеть или желтеть (пожелтение грунта вызывается хранением его в темноте).

На обратной стороне грунтованного холста не должно быть следов проникновения клея или грунта.

ГРУНТЫ ДЛЯ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

ПРОКЛЕЙКА ХОЛСТА

Холст, натянутый на подрамник, перед грунтованием проклеивают 15-процентным раствором технического желатина или рыбьего клея. Для учебных работ иногда применяют высококачественный мездровый клей.

Холст проклеивают два раза. Первый раз его проклеивают холодным студнеобразным клеем, с тем, чтобы закупорить отверстия в холсте, образованные нитями утка и основы. Студнеобразный клей наносят сапожной щеткой, излишек клея удаляют металлической линейкой. При этом линейку держат под острым углом, нажимая ею на холст. Это дает возможность одновременно с удалением излишков клея, продавливать его в отверстия холста. По прошествии 12-15 часов, когда проклейка высохнет, ее обрабатывают пемзой или наждачной шкуркой для выравнивания поверхности.

Вторую проклейку делают тем же клеем, но теперь используют его в жидком состоянии, для чего подогревают на водяной бане.

Проклейку наносят в два или три слоя в зависимости от вида холста. Каждый последующий слой наносят через 12-15 часов после высыхания предыдущего.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭМУЛЬСИОННОГО ГРУНТА

ДЛЯ ХОЛСТА

Для современной станковой живописи используются главным образом холсты, покрытые эмульсионным грунтом.

Грунт представляет собой клеемасляную эмульсию, в которой наполнителем служат цинковые белила. Пластификаторами грунта являются глицерин или касторовое масло. Антисептиком, предотвращающим образование плесени на грунте, служит пентохлорфенолят натрия (антисептик при изготовлении эмульсии вводят в последнюю очередь). Для ускорения получения высокодисперсной клеемасляной эмульсии, применяют эмульгатор - ОП-7.

Чтобы приготовить эмульсионный грунт, надо предварительно за­мочить клей и затем варить его на водяной бане при температуре 65-70°. Одновременно в небольшом количестве воды замачивают цинковые белила, это необходимо для предотвращения комкования белил при введении их в эмульсию.

В подготовленный клей, разбавленный теплой водой до нормы, вводят высокосортную льняную олифу (согласно рецептуре). При вливании олифы клеевую воду интенсивно размешивают. Олифу вливают небольшими порциями, так как, размешивая клей ручной мешалкой, довольно трудно получить качественную эмульсию, но при наличии эмульгатора ОП-7 можно получить эмульсию более высокого качества.

Различные составы эмульсионных грунтов см. в приложении. Они применяются в зависимости от видов, (артикулов) льняных холстов (см. в приложении ассортимент грунтованных картонов).

ГРУНТЫ ТОНИРОВАННЫЕ

Цвет грунта влияет на колористический эффект картины. Грунт тонированный имеет решающее значение для оптического смешения красок. Чтобы получить тонированный грунт, в него вводят соответствующий пигмент или же белый грунт тонируют масляной краской, разведенной пиненом. Прозрачные краски, положенные на цветной или тонированный грунт, придают живописи глубину, выразительность и насыщенность тона. При применении лаков можно достичь некоторой прозрачности и кроющих красок, но с очень ограниченными цветовыми диапазонами.

В практике живописи художники обычно пользуются белым, светло-серым, красным, коричневым, темно-коричневым и другими цветными или тонированными грунтами.

Белый грунт почти полностью отражает свет и увеличивает интенсивность красок. Темные грунты придают краскам глубину при нанесении пастозного слоя, например белил.

Часто цветные и тонированные грунты в некоторых местах оставляют совсем незаписанными или слегка покрывают прозрачными или полупрозрачными красками. Рембрандт предпочитал грунт черный с сероватым оттенком; Рубенс- красно-коричневый и умбристый; Левицкий - нейтральный зеленый; Боровиковский пользовался нейтральным серым грунтом; Брюллов применял светло-коричневый; Александр Иванов тонировал грунт светлой охрой; Репин писал на белых грунтах.

ЭМУЛЬСИОННЫЙ ГРУНТ ДЛЯ КАРТОНА

Предварительно картон проклеивается с двух сторон техниче­ским желатином или качественным столярным клеем. Проклейка картона производится 4 - 5-процентным раствором тепло го клея. Перед нанесением клея картон закрепляют говоздиками на фанере или подрамнике. Клей наносят широким флейцем или сапожной щеткой ров­ным слоем (без следов флейца или щетки). Когда на одной стороне картона клей высохнет, проклеивают вторую сторону и после полного просыхания клея приступают к нанесению эмульсионного грунта.

Состав эмульсионного грунта (м. ч.):

лей желатиновый - 1
Масло льняное - 2
Белила сухие или мел - 5
Фенол (антисептик) - 0,02
Вода - 20

Состав фабричного грунта (кг):

Желатин технический - 1

Белила цинковые - 3,5

Мел - 2

Фенол (антисептик) - 0,02
Вода - 10

Для получения тонированного грунта, в него вводится какой-либо из пигментов, например: окись хрома, охра светлая, охра красная и др.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭМУЛЬСИОННОГО ГРУНТА ДЛЯ КАРТОНА

Предварительно в небольшом количестве воды замачиваются цин­ковые белила или мел и пигмент, если необходим тонированный грунт, с тем чтобы цинковые белила или мел (как и пигмент) пропитались водой и не комковались в приготовленной эмульсии.

Заранее приготовленный клей растворяют в общем количестве воды, а затем очень небольшими порциями в этот раствор вливают олифу, тщательно перемешивая клеевую воду. В полученную эмуль­сию добавляют замоченные белила или мел, также тщательно разме­шивая жидкость. Приготовленный состав подогревают и перемешивают для равномерного смачивания белил или мела клеем и обволакивания маслом.

Следует помнить, что замена цинковых белил мелом усиливает свойственную эмульсионному грунту способность впитывать, «тянуть» масло из красочных пигментов, что значительно понижает прочность наносимых красок, при этом потеря красками связующего -масла делает живопись матовой.

Эмульсионный грунт наносится на картон в 2-3 слоя каждый раз после полного просыхания предыдущего слоя.

Картон просушивается в подвешенном виде, так как в вертикальном положении происходит более равномерное просыхание грунта.

Для предотвращения пожухания красок рекомендуется грунтованный картон протирать тампоном, пропитанным смесью живописного масла и лака, взятых в соотношении 2:1, или уплотненным маслом № 1 или_ № 2.

При работе гуашью и темперой грунт задубливается 10-процентным раствором формалина. Но для живописи водорастворимыми красками могут быть изготовлены специальные грунты.

ГРУНТЫ ДЛЯ ЖИВОПИСИ ГУАШЬЮ

Для работы гуашью можно использовать различные основы: грунтованный холст, грунтованный картон, например оргалит, сухую штукатурку, качественную фанеру, древесно-стружечные плиты, доски сухой древесины различных пород, а также бумагу, натянутую на планшет или наклеенную на иную жесткую основу, например на картон.

Хорошие результаты для сохранения живописи, выполненной на бумаге, дает наклеивание бумаги на такой же лист этого же сорта бумаги.

Наклеивают бумагу и на холст. Эластичность холста предохраняет бумагу от деформации и предохраняет краску от растрескиваний и осыпания. Бумагу на холст наклеивают крахмальным клейстером, в который добавляют небольшое количество столярного клея или тех­нического желатина, а в качестве пластификатора-глицерин. Холст с наклеенной бумагой кладут под пресс, что дает еще более ка­чественное склеивание.

Работа по склеиванию требует аккуратности.

КЛЕЕВОЙ ГРУНТ

Бумагу проклеивают с двух сторон 4-5-процентным раствором тех­нического желатина, в который для задубливания добавляют 0,5-процентный раствор алюмокалиевых квасцов. Затем бумагу натяги­вают на доску (подкладывая под бумагу еще один лист).

При обработке больших листов бумаги их проклеивают вначале с одной стороны и, подвесив за угол, сушат, после того как лист высохнет, проклеивают его другую сторону и бумагу снова сушат.

Если в проклейку добавить немного пигмента (который предварительно замачивают в воде), то получится слабоокрашенная тонированная бумага. На такой бумаге можно выполнять не только живописные работы,- но и рисунки.

Если требуется шероховатая бумага, то в проклейку из желатина добавляют немного крахмальной муки, такая бумага лучше принимает краску.

Добавка в проклейку небольшого количества мела или гипса (гипс не успевает схватиться, так как клей задерживает схватывание гипса) делает бумагу приятной шероховатой фактуры.

Кроме технического и пищевого желатина, бумагу можно грунто­вать очень жидким крахмальным клейстером, поливинилацетатной эмульсией или снятым, разбавленным молоком. Такая - проклейка особенно пригодна для работы гуашью.

В качестве основы для живописи гуашью пользуются и плотными сортами картона, например оргалитом. Проклейку картона производят 4-5-процентным раствором технического желатина. Для предупреждения коробления картона его проклеивают последовательно с двух сторон (как большие листы бумаги), но лучше тыльную сторону картона покрыть масляной краской или поливинилацетатной эмульсией, что понизит его гигроскопические свойства и предохранит картон от деформации при хранении живописи.

Выпускаются различные виды грунтованных картонов, из которых для работы масляно-казеиновой темперой и гуашью наиболее приемлемы картоны на казеиновом клее. Грунт на казеиновом клее состоит из следующих компонентов: казеина, аммиака, глицерина, белил цин­ковых, мела, фенола и эмульгатора ОП-7.

Для работы темперой или гуашью на холсте его грунтуют на основе казеинового клея.

Для грунтования выпускаются сухие расфасованные материалы. Белила цинковые в расфасовке по 200 г, мел по 200 г, фотожелатин по 350 г, порошок казеинового клея по 100 г, В проклейку в качестве пластификатора рекомендуется добавлять глицерин. -

После высыхания проклеенный холст задубливают формалином, равномерно смачивая им поверхность холста.

Состав казеинового грунта (г) :

Казеин --16

Вода (для растворения казеина) --100

Масло льняное - -180

Белила цинковые (сухие) - 300

При растворении казеина в клей вводится 5 г 25-процентного раствора аммиака.

Перед нанесением грунта холст должен быть заранее проклеен казеиновым клеем два раза.

Грунтованную эмульсию наносят в 2-3 слоя. Дубление грунта не производят.

Можно приготовить грунт на желатиновом клее. Проклейку холста производят так же, как указано на с. 82, но дубления не производят.

Состав желатинового грунта (г) :

Желатин технический - 100

Масло льняное - 200

Мыло нейтральное - 10

Цинковые белила - 300

Глицерин - 15

Вода - 1500

После высыхания грунт задубливается формалином.

ПРАВИЛА СШИВАНИЯ ХОЛСТА

При сшивании холста для увеличения его размера применяют холст, идентичный по качеству. Нитки для сшивания применяются льняные № 18/6, число стежков должно быть максимальным-8-10 стежков на 1 см. Нитки нужно предварительно прокипятить для пол­ной декатировки (усадки)

ОСНОВАНИЯ И ГРУНТЫ ДЛЯ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

И масляно-казеиновая и особенно яичная темпера предназначены главным образом для живописи на твердых основаниях, так как отличаются хрупкостью, склонностью при незначительных механических воздействиях к растрескиванию, которое может происходить даже от вибрации холста. Поэтому работы яичной темперой почти всегда выполнялись на досках (иконы), на оштукатуренных стенах, где живопись выполняли по сухой штукатурке (альсекко). Палешане для своих миниатюр применяют проклеенные и загрунтованные горячим льняным маслом картонные коробки, покрытые глиняно-масляной. шпаклевкой.

Современные живописцы, работающие яичной и поливинилацетатной темперой, применяют доски из выдержанной и сухой древесины, но чаще всего используют древесно-стружечные плиты, которые покрывают левкасным грунтом.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И НАНЕСЕНИЯ ЛЕВКАСНОГО ГРУНТА

Приготовленная по необходимому размеру доска предварительно проклеивается с двух сторон 4-5-процентным раствором технического желатина. По высыхании клея на доску наклеивается поволока (марля или канва, применяемая для вышивания). Чтобы приклеить поволоку, ее тщательно смачивают в клее, отжимают и постепенно, с края доски, накладывают на доску так, чтобы не образовались воз­душные пузыри. Затем поволоку тщательно разглаживают руками, а ее края подворачивают на торцы и тыльную сторону доски. По высыхании поволоки приступают к приготовлению и нанесению левкасного грунта.

Левкас представляет собой одну из разновидностей клеевого грунта. Этот вид грунта отличается значительной прочностью и долговеч­ностью, особенно при применении гипса взамен мела, что объясняется не только его более высокой прочностью, но и способностью соединяться между наносимыми слоями грунта в процессе твердения.

Левкасный грунт - один из наиболее простых по своему составу. Для его приготовления следует лишь соблюдать правильное соотношение раствора клея и гипса для первого и последующих слоев.

Примерное соотношение клеевого раствора и гипса:

Гипс - 2 объемные части

4-5-процентный раствор технического желатина - 1 объемная часть

Первый слой левкасного грунта наносится на доску в виде жидкой суспензии (напоминающей побелку), которая набеливается флейцевой кистью на поверхность поволоки и торцы доски. Первый слой грунта, будучи жидким, проникает в поволоку и прочно соединяется с основанием.

После высыхания первого (набеленного) слоя грунта наносят последующие слои, но уже в виде густой массы, напоминающей густую сметану. Эту часть грунта наносят эластичным шпателем.

Все последующие слои левкаса наносят на полностью высохший твердеющий слой, но обязательно смоченный водой, что предотвращает растрескивание грунта при его высыхании.

Растрескивание грунта объясняется тем, что ниже лежащие слои грунта, будучи сухими, поглощают воду из верхнего слоя и вызывают чрезмерно быстрое высыхание гипса.

Каждый нанесенный слой левкасного грунта тщательно шлифуется, выравнивается наждачной шкуркой на деревянной колодочке.

Левкасный грунт должен быть идеально ровным. Чтобы приблизиться к идеально ровному живописному слою, необходимо наносить несколько слоев грунта с последующим шлифованием их.

Количество наносимых слоев грунта зависит от степени выравнивания поверхности каждого предыдущего слоя. Практически наносится не менее 2-3 слоев грунта. Нанесение каждого последующего слоя грунта является как бы исправлением тех дефектов - следов шпателя, которые образуются в процессе нанесения слоя левкаса.

Когда высохнет и будет окончательно выровнен последний слой грунта, его покрывают 4-5-процентным раствором желатина, что предотвращает гигроскопичность левкаса, и грунт перестает быть «тянущим». Это особенно важно в случае применения мела, который наиболее активно всасывает связующие водоэмульсионных красок, делая их непрочными и отстающими.

ЛЕВКАСНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ТЕМПЕРЫ

Технология приготовления левкасного грунта для живописи поливинилацетатной темперой по существу не отличается от обычного левкасного грунта и может использоваться и для масляно-казеиновой темперы.

Для приготовления левкасного грунта применяется рыбий клей и технический желатин.

В предварительно замоченный, набухший клей заливают воду в соотношении 1:15 (на одну часть клея берется пятнадцать частей воды).

В сваренный на водяной бане густой клей вливается 1 м. ч. натуральной олифы или льняного живописного масла, все тщательно пе­ремешивается для получения клеемасляной эмульсии. В полученную эмульсию постепенно вводится 6 м. ч. мела и 3 м. ч. цинковых белил (сухих).

На предварительно проклеенную доску с наклеенной поволокой (марля или канва) наносят пятнадцать слоев левкасного грунта. При этом каждый Доследующий слой левкаса постепенно ослабляется добавлением воды в приготовленный левкас. Перед нанесением каждого нового слоя левкаса в него вливается вода, из расчета 25 см3 на 100 г клея.

Каждый последующий слой наносится на еще не полностью просохший (полусырой) предыдущий слой, что улучшает связь между слоями и не допускает образования трещин после высыхания левкаса.

Грунт наносится сапожной щеткой тонкими слоями (толщина каждого слоя 1-1,5 мм). После полного высыхания грунта его поверхность тщательно выравнивается шлифовальной шкуркой и покрывается поливинилацетатной эмульсией для предотвращения впитывания связующего красок в грунт.

При работе на таком грунте поливинилацетатные краски разбавляются желтковой эмульсией, делающей их более насыщенными и звучными по цвету. Для приготовления эмульсии на 1 яичный желток берется 1/3 воды от объема желтка. Антисептиком служит 2-процентный раствор уксуса, которого берется на один желток примерно 10-15 капель.

Материал взят из книги:
Н.В. Одноралов. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителей.
М.: Просвещение, 1983