Косвенное предложение в русском языке. Важность правильного употребления предложений с косвенной и прямой речью. Чужая речь и способы ее передачи

В отличие от прямой речи косвенная речь передаёт чужое высказывание от лица автора и воспроизводит его не дословно, а лишь с сохранением общего содержания (хотя в отдельных случаях косвенная речь может приближаться к дословному воспроизведению чужой речи). Например: 1) Грушницкий пришёл ко мне, в шесть часов вечера и объявил, что завтра будет готов его мундир, как раз к балу (М. Лермонтов). 2) Впрочем, приезжий делал не все пустые вопросы, он с чрезвычайной точностью расспро­сил, кто в городе губернатор, кто председатель пала­ты, кто прокурор (Н. Гоголь).

Получатели не всегда так покорны. Милликена. Этот исследователь предлагает инновационный подход к языковым соглашениям, понятным как своего рода естественное соглашение. Говоря о естественном соглашении, это относится к повторяющейся модели поведения, которая распространяется - путем подражания - не столько из-за ее способности выполнять определенные функции, сколько из-за величины ее прецедента; Другими словами, какое-то поведение является обычным, если оно формируется в форме других форм поведения и в некоторой степени произвольно из-за функции рассматриваемого поведения.

Различия прямой и косвенной речи отчётливо проявляются при переводе прямой речи в косвенную . Изменения затрагивают при этом и грамматическую структуру, и лекси­ку, и эмоциональную сторону чужих высказываний.

1. В синтаксическом отношении косвенная речь оформляется как сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Главное предложение (оно стоит на первом месте) образуют слова автора (круг их несколько уже, чем при прямой речи). Придаточное предложение пе­редаёт содержание чужой речи и присоединяется к главному при помощи союза что (при повествовании), союзом чтобы (при выражении побуждения), союзными словами (относительными местоимениями или наречиями) кто, что, где, когда, сколько и т. д. и союзом-частицей ли (при выражении вопроса). Например:

Например, используя столовые приборы или палочки для размещения пищи во рту, мы ведем традиционно. И тот, и другой образец поведения распространились путем подражания соответствующим культурным прецедентам. Некоторые из обычных моделей поведения включают в себя два действия, один из которых инициирует, а другой - восстановление шаблона; Скажем в таких случаях, что шаблон такого типа распространяется путем подгонки одного из его компонентов к другому. По словам Милликана, большинство языковых конвенций распространены таким образом.

Другими словами, можно выделить два аспекта: инициировать действия говорящего и дополнять ответ слушателя. Например, в случае моделей для напористых действий первая часть включает осуждение предложения в режиме постановки, а другое - принятие выражения, выраженного таким образом; В ситуации полного воспроизводства стандарта для директивных актов, спикер говорит предложение в императивном порядке, и слушатель выполняет описанную деятельность докладчиком. Милликан подчеркивает, что инициирующее действие докладчика не всегда сопровождается дополнительным ответом на слушание; Однако он должен появляться так часто - например, однажды в нескольких случаях - что схема координации социального взаимодействия не исчезла из нашего репертуара.

а) Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене косвенной она передаётся изъяснительным придаточным предложением с союзом что.

б) Если прямая речь представляет собой побудительное предложение (выражает побуждение, просьбу, приказ) и сказуемое в ней выражено глаголом в повелительном наклонении, то при замене косвенной речью она передаётся придаточным изъяснительным предложением с союзом чтобы.

Эта координация является надлежащей функцией языковых конвенций. Принимая точку зрения, предложенную Милликеном, можно сказать, что иллюзия условна, поскольку ее исполнение является элементом воспроизведения структуры социального взаимодействия; Между тем, эта картина может быть идентифицирована с обычной процедурой Остина. С точки зрения того, что иллокутивных актов они являются настолько обычными и интерактивными: создание, в соответствии с Конвенцией, возможность реагировать определенным образом, или иметь последствия с точки зрения типа интеракций концепции Остин иллокутивная действует в форме, представленной выше, имеет две основные слабости.

Прямая речь, в которой сказуемое выражено формой повелительного наклонения глагола, может быть также передана и простым предложением с дополнением в неопределённой форме.

в) Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передаётся сложно­подчинённым предложением с придаточным изъяснительным с частицей ли или с помощью союзных слов который, какой, что, куда, где, как и др. (Такие конструкции называются косвенными вопросами; после косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.)

Прежде всего, это, по-видимому, игнорирует отличительную функцию плохого действия, которая является генерацией нормативных состояний вещей; Другими словами - критик мог бы сказать - обсуждаемая здесь концепция не объясняет, каковы они и как действует обязательная иллокутация, но предлагает новое определение термина «акт иллюзии». Во-вторых, вышеприведенная картина обычных образцов иллокутивного взаимодействия кажется слишком плохим. Она не включает в себя именно ситуацию, в которой акт получатель сказать, что сотрудничает дискурсивной с отправителем, но не выполняет действия, чтобы обеспечить полное восстановление, входящего в шаблон игры: не принимает выражается мнение отправителя, но просит для оправдания или котировки контраргумент не выполняет запросы Более широкая концепция интерактивных незаконных действий может попытаться справиться с упомянутыми выше трудностями.

2. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передаётся.

3. Имеющиеся в прямой речи обращения, междометия, частицы при замене её косвенной опускаются. Значения их могут быть иногда лишь переданы другими словами, более или менее близкими к ним по смыслу. В таком случае получается приблизительный пересказ прямой речи (передаётся только содержание, а не форма прямой речи).

Во-первых, вы можете обратиться к идее Милликена о нормальных условиях надлежащего функционирования и предположить, например, что нормальное условие взаимодействия «Философское обозрение». Каждое расторжение договора является перформативным. Например, если после вопроса появляется предложение: «Что вы делаете, когда занимаете у меня деньги в последнюю субботу месяца?», Это автобиографическое утверждение, которое является истинным или ложным и не создает условия. Статистически наиболее распространенные, но те условия, в которых решение работает должным образом.

Не всякую прямую речь легко обратить в косвенную . Прямая речь, насыщенная междометиями, вводными словами, обращениями и характерными для устной речи словами, не подлежит замене косвенной речью . Например: 1) С отчаяния Марья Васильевна только всплёскивала руками и говорила: «Ах, Семён, Семён! Какой же ты, право!..» (А. Чехов). 2) «Тьфу ты пропасть! - пробормотал он [Ермолай], плюнув в воду. - Какая оказия! А всё ты, старый чёрт!» - прибавил он с сердцем... (И. Тургенев).

Оказывается, предложения, сформулированные с помощью выразительной перформативной формы - назовем их перформативными предложениями - имеют два вида приложений: перформативный и описательный. Дело в том, - критики отмечают снимки, представленные в Как действовать со словами - описательных утверждений, которые подлежат перформативных предложений, естественно, оцениваемых с точки зрения логики, потому что эти предложения являются условия истинности, которые могут быть определены путем ссылки на принципах лексической семантики и семантики композиции; Итак, почему субъект должен быть представлен по-разному в ситуации перформативного применения этих предложений?

В современном русском, английском и во всех других языках существует косвенная и прямая речь. Грамотное владение ими позволяет правильно передать на письме сказанное кем-то. Поэтому для носителей языка и изучающих его чрезвычайно важно разбираться в понятиях прямой и косвенной речи и правильно применять их непосредственно на практике. Важно еще то, что в русском языке достаточно сложные правила пунктуации, и, в зависимости от темы, пунктуационные знаки расставляются по-разному.

Специфическое свойство стандартной интерпретации состоит в том, что, как подчеркивает Бах и Харниш, его можно приостановить без нарушения семантических условностей данного языка; Поэтому можно использовать чисто описательное использование перформативных предложений, где стандартная интерпретация приводит к установлению дополнительного косвенного акта речи. В основе предложений и Льюис Бахе и Харниш общая идея: с помощью предложений выполнения перформативно нет конвенции, а рабочий механизм по умолчанию прагматичная - адаптация или интерпретация стандарта - операция, которая может быть приостановлена ​​в случае чисто описательного использование этих предложений.

К сожалению, огромное количество людей, изучающих русский язык, допускают неправильное построение предложений с косвенной речью.

Определения

Итак, начнем с определений. Что же такое косвенная или - это текст, который дословно передается от лица говорящего без видоизменений.

Косвенная речь - это способ включить чужие слова в собственный текст, сохранив их первоначальный смысл. Можно сказать понятым языком, что это некий пересказ слов, принадлежавших третьему лицу.

Однако респонденты не указывают на факторы, ответственные за такое приостановление. Тезис Остина об одном действии имеет своих защитников. С другой стороны, Марк Джари в статье «Есть явные перформативы утверждения?» Государства - в соответствии с первоначальным признанием предложенного Остин - указывают, что формулы перформативна и иллокутивной не описывают силу выражения, которые формулируются; Он также предлагает модель когнитивного механизма, вдохновленную теорией относительности. Обсуждение предложений Реймера и Джери выходит за рамки этой главы.

Прямую речь от косвенной на письме отличает наличие слов автора и собственно самой прямой речи. Слова автора указывают на лицо, которому и принадлежит приведенное высказывание. Важно отметить, что и носители русского языка часто допускают ошибки в построении предложения с косвенной речью. И особенно тяжело данная тема дается иностранцам, изучающим русский.

В категории перформативного выражения есть еще два противоречия. Первая - это роль, которую эта категория играет в аргументе Остина, реконструированном в параграфе 2 этой главы. Дело в том, что существуют две конкурирующие интерпретации рассматриваемых рассуждений. Однако это также является предметом некоторых споров. Согласно Шимуру, перформативные утверждения, описанные ранее теорией Остина, отличаются от иллюзорных действий, по крайней мере, в двух отношениях. Прежде всего, в случае перформативных выражений их локализационный аспект теряет смысл.

Правила употребления косвенной речи

Чтобы составить предложения с косвенной речью, нужно изучить правила постановки знаков препинания в таких ситуациях. Стоит отметить, что косвенная речь в сложноподчиненном предложении, как правило, выступает в роли придаточной части. Придаточная часть, которая содержит косвенную речь, может присоединяться к главной с помощью некоторых союзов и :

Короче говоря, перформативное выражение не обязательно является функцией, выполняемой при произнесении чего-то, поэтому это не обязательно акт иллюзии. Однако это можно интерпретировать как аргументы для внеземного подхода. Мы описываем эти снимки в следующем подпункте. Противоречие между интерналистскими и внеземными подходами к иллокуции Существует, по крайней мере, два способа разграничения между интерналистскими и экстерналистскими теориями речевых актов. На основании первой - которая исходит от Харниша 60 - это различие между интернализмом и вымиранием удачи.

  • чтобы;
  • который;
  • будто;
  • якобы;
  • когда;
  • откуда;
  • какой;
  • куда и др.


Союз и соответствующие слова для косвенной речи

Союз "что" применяется в речи, чтобы заменить повествовательное предложение и выражает уверенность говорящего в том, что информация является достоверной:

Приверженцы второго взгляда противопоставляют интернализм и исчезновение иллюзорного дела. Признайте, что целью теории речевого акта является формулировка условий для успешной иллокусии, которую мы называем - за Остином - состояниями удачи. Гарниш, интернализм и экстернализм в теории речи, «Лодзинские статьи в прагматике» 5, стр. 9-61. Одрова-Сыпневской, «Руководство по философии языка», краковских элементов ситуационного контекста речи. Например, одна из интерналистических условий успешного обещания заключается в том, что говорящий должен быть убежден, что обещанная деятельность находится в пределах его возможностей, а внешне эквивалентная аналогия этого условия заключается в том, что говорящий должен действительно иметь возможность выполнить упомянутый им поступок.

  • Он ответил, что не хочет идти в университет, потому что ненавидит его всем сердцем .

Или, например, такие союзы, как: "будто" и "как будто", могут указывать на то, что говорящий в некотором роде сомневается в достоверности информации, которую он излагает:

  • Дедушка сказал, будто он позавчера был во Франции на выставке .

Что касается таких относительных слов, как: "который", "что", "какой", "где", "куда" и тому подобные, они применяются в тех ситуациях, когда происходит замена прямой речи без всяких изменений на предложения с косвенной речью. Примеры:

По словам Харниша, мы можем говорить о более или менее интерналистическом или том, что является одним и тем же, с более или менее убедительными теориями речевых актов; Дело в том, что место данной концепции в масштабе от чистого интернализма до чистого исчезновения зависит от того, какое из условий - интерналистское или внеземное - доминирует над концепцией состояния, предлагаемого этой концепцией. Примером чисто интерналистического подхода является теория коммуникативных незаконных действий Баха и Харниша.

В то же время теория, изложенная в Реперной практике Сирла, неоднозначна: анализ сугубо постулированных и в принципе успешной и неэффективной распущенности сочетает в себе интерналистические и экстерналистские условия. Труднее найти теории, - признает Харниш, - в которых преобладают экстерриториальные условия; возможно, предлагает автору «Интернализма и экстернализма в теории речи» - близкое к чистому исчезновению - концепция Милликена. Одрова-Сыпневская, Руководство по языковой философии, Краков.

  • Дина сказала, что любит Никиту всем ее сердцем, но то, что он поступает неподобающе по отношению к Алине, ее очень огорчает и заставляет задуматься.
  • Дедушка, проходящий мимо меня на бульваре, остановился и спросил, где расположена ближайшая аптека.

Сторонник экстенсионистского подхода утверждает, что заявление, сформулированное с намерением совершить определенную иллокуцию, не создает новых обязательств и прав, если оно не слышно аудиторией; Другими словами, необходимым условием возникновения эффекта Остина является получение эффекта, т.е. соответствующий прием акта аудиторией. Экстерлист добавляет, что по крайней мере в некоторых случаях сила иллокутивного действия зависит не столько от намерения говорящего, сколько от того, как его воспринимает слушатель; Так, например, вы можете издавать обязательный приказ, несмотря на отсутствие надлежащих намерений и даже против ваших намерений: достаточно, отмечает Наварро-Рейес, что мое утверждение определенных слов в правильных обстоятельствах законно получено моим аудитором как обязательный заказ.

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью: правила

Перечислим некоторые правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью.

Важно отметить, что иногда в косвенной речи можно встретить дословные выражения из речи другого человека. Они на письме выделяются кавычками.

Если прямая речь содержит побудительное предложение, то применяется союз "чтобы" при использовании предложений с косвенной речью. Примеры:

Вышеупомянутое положение следует назвать экстраполяцией жестокого обращения. Противоположная позиция - назовем ее внутренним иллюзорным рассуждением - провозглашает, что сила иллокутивного акта всегда зависит от намерения говорящего в том смысле, что нет никаких непреднамеренных, но обязательных илопок; Другими словами, вы не можете обещать что-то, например, без такого намерения. С другой стороны, согласно крайней позиции, по крайней мере, в некоторых случаях сила акта не зависит от намерения говорящего, а от обстоятельств его исполнения и процедур, действующих в этих обстоятельствах.

  • Он сказал, чтобы я принес воды дедушке, потому что на улице ужаснейшая жара.
  • Мама приказала горничной, чтобы та немедленно помыла полы в нашем доме.

Если в прямой речи нет вопросительных местоимений и наречий, то, как правило, при использовании косвенной речи применяется союз-частица "ли". Например:

  • Бабушка спросила, знаю ли я, кто такой Иосиф Виссарионович Сталин, и я, конечно же, ответила ей .

А вот если прямая речь содержит вопросительные местоимения и наречия, то при замене ее на косвенную они трансформируются в союзные слова.

Что касается замены личных местоимений, то при использовании косвенной речи они употребляются в соответствии с тем, кто передает речь другого человека.

Как правило, предложения с косвенной речью расположены после слов автора и на письме должны выделяться при помощи запятой.


Правила употребления прямой речи

Чтобы передать прямую речь, следует придерживаться определенных правил. Так, если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней необходимо поставить тире. Например:

  • Лена упала и начала вопить:

- А-я-я-я-й, мне же больно!

Если же прямая речь не начинается с абзаца, а идет в строку, то перед ней нужно поставить двоеточие, а после него - кавычки. Например:

  • Алиса прыгала от счастья и кричала: "Ура, наконец-то я получила диплом!"

Но стоит отметить, что в ситуации с цитатами, которые находятся в придаточной части предложения, двоеточие ставить необходимости нет. Например:

  • Психолог Дэвид Даннинг писал, что "у некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам".

Схемы предложений с косвенной речью и прямой

Условными обозначениями для составления схем предложений с прямой речью являются заглавные буквы "А" и "П". Буква "А" указывает на слова автора, а буква "П" - на непосредственно прямую речь. Например:

  • Даша сказала: "Выйди вон из этой комнаты!"

Схематически это будет выглядеть примерно так: А: "П!"

Что касается предложений с косвенной речью, то, как правило, их схемы выглядят как схемы обычных простых и сложных предложений.

Синтаксический разбор предложений

Синтаксический разбор предложения с косвенной речью и прямой проводится для того, чтобы быть уверенным на сто процентов в правильности расставленных знаков препинания. То есть синтаксический разбор помогает глубже ориентироваться в теме и правильно употреблять предложения с прямой и косвенной речью.

Названный разбор выполняется в следующей последовательности:

  1. Необходимо определить, где слова автора, а где прямая речь.
  2. Сделать синтаксический разбор слов автора.
  3. Объяснить постановку знаков пунктуации.

Пунктуация при прямой речи: правила

В ситуации, когда прямая речь стоит в середине конструкции и разрывается словами автора, перед ними и после ставится тире:

  • "Я хочу с тобой, - шептал Николай, - отправиться хоть на край света!"
  • "Нина, что ты творишь? - спросил Андрей. - Ты сошла с ума!"


Распространенные ошибки при употреблении косвенной и прямой речи

Неправильное построение предложений с косвенной речью встречается все чаще и чаще. С этим, несомненно, необходимо бороться. Но как? Ответ прост: нужно периодически повторять те элементарные правила, которые учителя давали нам еще в далеком пятом классе.

Ведь если даже носители русского языка делают грубые и глупые ошибки, то что можно говорить о тех, кто изучает русский язык как иностранный?! Они стараются больше общаться с носителями языка, чтобы лучше ориентироваться в нем. Но чему иностранцы научатся, если сами носители порой делают непростительные ошибки в своей речи?!

От ошибок нужно немедленно избавляться. Даже Б. Шоу в своем произведении "Пигмалион" жестко критиковал людей с отвратительной речью. Он говорил, что непростительно и отвратительно для образованных людей говорить подобным образом.

Часто допускаемые ошибки в построении предложений с косвенной и прямой речью

Итак, ниже будут приведены самые распространенные ошибки и неправильное построение предложений с косвенной речью и прямой. Ошибки часто еще совершают, когда используют слишком громоздкие конструкции.

  • Слишком много придаточных частей:

Я взяла одеяло, которое мне подарила бабушка Галя, и увидела на нем огромную дыру, которую, вероятно, оставил мой кот, которого мне презентовал мой отец в честь дня рождения, когда я отмечала его в аквапарке .

Правильно было бы разделить эту конструкцию на несколько предложений:

Я взяла одеяло, которое мне подарила бабушка Галя, и увидела на нем огромную дыру. Ее, вероятно, оставил мой кот, подаренный мне на день рождения моим отцом. День рождения в тот раз я отмечала в аквапарке.

  • Использование идентичный синтаксических конструкций:

Лена говорила, что не любит сладкое, а Лена купила кучу невкусных кислых фруктов, а потом она шла с ними по дороге, а фрукты рассыпались и разбились об асфальт, и Лена начала вопить, она же так хотела поесть эти фрукты.

Чтобы это предложение звучало приятно и красиво, его нужно разделить на несколько конструкций:

Лена говорила, что не любит сладкое, и накупила кучу невкусных кислых фруктов. Но, когда она шла с ними по дороге, фрукты рассыпались на асфальт и разбились. Лена начала вопить, потому что хотела поесть их .

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью может выразиться еще в таком явлении, как смещение конструкции в сложных предложениях:

Последнее, о чем она сказала, это о нашем предстощем разводе, о наших проблемах и о том, как она меня ненавидит .

Для контраста приведем это предложение в правильном варианте:

Последнее, о чем она сказала, - это наш предстощий развод и наши проблемы, а еще, как сильно она меня ненавидит .

Важность правильного употребления предложений с косвенной и прямой речью

Интересным фактом является то, что у каждого человека есть своя собственная манера построения предложений. Например, кто-то предпочитает часто использовать придаточные части, кто-то применяет простейшие конструкции, кто-то нагромождают свою речь вводными словами и т. д. Однако нужно всегда отдавать себе отчет в том, как вы говорите. Возможно, вы предпочитаете ту манеру, которая является совершенно неправильной. Поэтому так важно знать правила и совмещать их со своими предпочтениями в речи.

Недаром говорил великий древнегреческий философ Аристотель, что "речь должна отвечать законам логики".